Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы. Развитие речи

Татьяна Нужная
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Возвращение перелетных птиц»

Тема :"Возвращение перелетных птиц ".

Цели :

образовательные :

Расширение представлений детей о перелетных птицах , их внешнем виде и образе жизни, активизация,обогащение, обобщение словаря по теме;

коррекционно-развивающие :

Развитие умения составлять простые предложения;

Формирование грамматического строя речи (образование прилагательных путем слияния основ, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменение существительных по падежам,числам, согласование существительных с числительными);

Закрепление навыка определения количества слогов в слове ,

Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики;

Координация речи и движения;

воспитательные : воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности.

Оборудование :сюжетная картина с изображением весны и возвращения птиц , предметные картинки по теме занятия, мяч, рисунки с пунктирным изображением перелетных птиц , карандаши.

Ход занятия:

1. Орг. момент :

Логопед :Здравствуйте ребята. Тему нашей сегодняшней встречи подскажут наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика : пальчики двигаются («ходят» ) по столу вперед-назад , меняя направление на каждую стихотворную строчку :

"Солнышко весеннее

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди!

Нам на улицу бежать,

Птиц из тёплых стран встречать!"

2. Логопед :- Ребята,надеюсь вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии? Скажите,каких птиц мы ждем из теплых стран?

Дети :перечисляют : грачЕЙ, скворцОВ, лебедЕЙ, журавлЕЙ,аистОВ,соловьЁВ.

Логопед :Как мы называем птиц , которые возвращаются к нам из тёплых стран?

Дети :Перелетные .

Логопед :Посмотрите на картинку и скажите, кто в этой птичьей стайке оказался лишним и почему (грач, ласточка,гусь,соловей, синичка)

Дети :Синичка, потому что она зимующая птичка, а остальные-перелётные .

3. Логопед :Посмотрите сколько птичьих стаек на картинке. Давайте посчитаем, сколько каких птичек в каждой из стаек.

Дети :1 грач, 3 ласточкИ,5 гусЕЙ,; 2 соловьЯ, 5 лебедЕЙ.

4. Логопед : А сейчас мы попробуем описать изображенных на картинке птиц :

У грача чёрные крылья, значит он какой?-…чернокрылый,

У ласточки длинный хвост, значит она-…длиннохвостая,

У гуся длинная шея, значит он-…длинношеий,

5. Логопед : Птицы радуются весне , и весело разговаривают каждый а своем языке. Подскажите,кто как голос подаёт?

Ласточка радостно…щебечет,

Журавль…курлычет,

Кукушка…кукует,

Соловей…щелкает,

Жаворонок…звенит,

Гусь-гогочет.

6. Логопед :Давайте сейчас попробуем быстро вспомнить, что мы знаем о птицах . Я начну рассказывать, а вы заканчивайте мои предложения подходящими по смыслу словами :

-Птицы возвращаются из… .(тёплых стран) .

-Птицы построили на деревьях много (гнезд) .

Для скворцов ребята делают (скворечники) .

В гнезда птицы будут откладывать (яйца) .

Из яиц вылупятся (птенцы) .

Грачи ищут в земле (червяков) .

-Птицы летают с помощью . (крыльев) .

-Птиц , которые возвращаются с юга мы называем (перелётными ) .

7. Физ. минутка :

Птички летели (взмахи руками,

Люди глядели (движения головой в разные стороны) .

Птички садились (присели,

Люди дивились (встали,жест удивления) .

Сели, посидели (приседания,

Полетели и запели (взмахи руками) .

8. Логопед :Подскажите, кого выводят названные мной птицы ?

Журавли выводят кого?-…журавлят,

Грачи-…грачат,

Скворцы-…скворчат,

Гуси. гусят,

Кукушки-…кукушат,

Лебеди-…лебедят.

9. Логопед : Молодцы! А сейчас снова будут работать наши ладошки. Я буду медленно и четко называть слова-названия птиц , а вы хлопками покажете, сколько в нем слогов . (гусь, ле-бедь, грач, ку-куш-ка, цап-ля,лас-точ-ка, скво-рец….)

10. Логопед :А сейчас игра с мячиком : тот к кому полетит мяч, должен должен его поймать и исправить моё предложение.

Червяк склевал ласточку.

Песня спела соловья.

Гусь меньше воробья.

В скворечнике живет кукушка.

Мохнатая гусеница съела скворца.

11. Логопед :А сейчас каждый из вас получит картинку. Соединив точки, вы догадаетесь, какая птичка у вас на картинке.

Дети узнают по контуру получившихся птиц .

12. Логопед :Мы здорово провели время. Давайте встанем в кружок и в заключении из ладошки в ладошку аккуратно передадим друг другу маленькую птичку и вместе с ней улыбку и хорошее настроение.

В ходе урока учащиеся закрепляют навыки произношения звуков [л]–[л"], совершенствуют грамматический строй речи, навык звукового анализа и синтеза, развивают артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные : уточнить словарь «Весна. Перелётные птицы.»; закрепить навык произношения звуков [Л-Ль], изолировано и в слогах, совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза (3-х звуковые слова); продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения.
  • Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи), учить ориентироваться на плоскости и в пространстве.
  • Коррекционно-воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Материалы и оборудование:

  • Фланелеграф.
  • Тематические картинки по теме: зима, весна; перелётные, зимующие птицы; признаки весны.
  • Символы звуков; символы для составления предложений.
  • Карта. Компас. Бинокль. Фонарик. Мяч. Игрушка-попугай. Сундучок с «монетами» – конфетами. Конверты с письмами. Гнездо, кормушка, зерно.

Ход занятия

Дети входят в группу, их встречает Попугай (игрушка):

– Ребята, вашу группу посетили волшебные пираты и превратили её в заколдованные острова. Жители этих островов просят вашей помощи, просят спасти их от злых чар. Вы готовы им помочь?

Дети: – Да, готовы!

Педагог: – Нам придётся плыть по океану, на чём мы можем отправиться в путешествие?

Дети: – На лодке, на корабле, на плоту, мы выбираем пароход.

Педагог: – Для путешествия нам понадобятся некоторые предметы из этого сундучка. Выберите подходящие предметы.

(Дети выбирают предметы и объясняют свой выбор):

– Компас и карта (Рисунок 1) нам необходимы, чтобы знать, куда плыть. Бинокль нужен, чтобы смотреть вдаль. Фонарь будет освещать нам дорогу.

Рисунок 1

Педагог: – Прощаемся с попугаем и отправляемся в путь. Посмотрите на карту, куда нам надо плыть? Что нарисовано на следующем острове?

Дети: – Две снежинки.

Педагог: – Какая цифра должна быть на этом острове?

Дети: – Цифра «2»

Педагог: – Давайте посмотрим в бинокли (дети из пальчиков изображают бинокли), близко этот остров?

Дети: – Далеко.

Педагог: – Чтобы наш пароход отправился в путь, необходимо произнести волшебные слова:

«Пароход по волнам плывёт,
Пароход гудок даёт – Л,
Л-Л-Л-Л-Л-Л.
А вдали гудит он – Ль,
Ль-Ль-Ль-Ль-Ль».

(Дети передвигаются по группе к «острову 2» и произносят звуки Л-Ль).

На «острове 2» они находят конверт, в нём письмо и картинки-символы с признаками весны (Рисунок 2).

Рисунок 2

Педагог: – Ребята, посмотрите, здесь конверт с письмом. Жители этого острова написали письмо: «Пираты перепутали-заколдовали все времена года. У нас всё время холодно, а мы мечтаем о …». О каком времени года пишут в письме, если всё время холодно?

Дети: – О зиме.

Педагог: – Какое время года наступит после зимы?

Дети: – Весна.

(На фланелеграф выставляют картинки-символы «Зимы», «Весны»).

Педагог: – Давайте расскажем о весне, помогут нам маленькие картинки из конверта.

(По картинкам-символам составляют рассказ о весне, достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на фланелеграф).

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые.

Педагог: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная.

Педагог: – На этом острове мы справились с заданием, отправляемся дальше, посмотрим по карте, куда надо плыть.

Дети: – На остров, обозначенный тремя птичками, ищем цифру 3.

Педагог: – Произнесём волшебные слова

«Туча мимо проплыла.
Пароходы гудят – ЛА.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА»

(Дети переходят к третьему столу. На нём лежат картинки с изображениями гнезда, кормушки, пера, зерна, птичьих следов).

Педагог: – Что это? Чьё гнездо? Дети: – Птичье.

– Чья кормушка? – Птичья.

– Чей корм? – Птичий.

– Чьи следы? – Птичьи.

Педагог: – Кто живёт на этом острове?

Дети: – Птицы.

(Открывается фланелеграф, на нём картинки зимующих и перелетных птиц (Рисунок 3)).

Рисунок 3

Педагог: – На одной половинке острова жили зимующие птицы, на другой – перелётные, пираты всех птиц перепутали. Давайте расселим птиц правильно, под знаком «солнышко » поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка » с зимующими.

– Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?

(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).

Педагог: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Педагог: – Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Становится холодно и нечем питаться.

Педагог: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Педагог: – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Педагог: – Давайте вспомним, как называют птенцов.

Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

Педагог: – На этом острове мы тоже справились с заданием, смотрим по карте, куда нам надо плыть дальше.

Дети: – На острове нарисовано четыре жука, ищем цифру 4.

(Перемещаются к следующему «острову 4», проговаривая чистоговорку).

«Остров видим мы в дали
Произносим дружно – ЛИ
ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ».

Педагог: – Мы попали на остров насекомых, но я здесь никого не вижу. Давайте фонариком посветим, никого нет.

(Нашли мешочек и конверт с письмом): «Пираты перепутали звуки и насекомые исчезли, чтобы их вернуть, надо составить 2 слова ЖУК и ОСЫ».

Педагог: – Достаньте из мешочка по одной картинке (Рисунок 4). Составим сначала слово ЖУК. Выйдите те, у кого есть нужные картинки. Какой звук первый? Второй? Последний? Получилось слово ЖУК?

Рисунок 4

А теперь составим слово ОСЫ (выполняют задание аналогично первому, выкладывают слова на фланелеграфе).

Вы справились с заданием, теперь появятся насекомые и у птиц будет много еды. Птицы будут весело петь, давайте вспомним весёлое стихотворение о весне.

Речь с движением «Веснянка»

(Находят следующий конверт с письмом ): «Помогите! Пираты могут сделать то, что вприроде делать нельзя! Они могут нам навредить!»

Педагог: – давайте составим таблички по охране птиц, расскажем о том, что нельзя делать и почему.

(Дети парами составляют из картинок-символов (Рисунок 5) фразы).

Рисунок 5

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Педагог: – Теперь все посетители острова будут знать эти правила, и вы их не забывайте. Давайте посмотрим, что показывает карта. Мы приплываем на остров, с которого начали свой путь.

Детей встречает Попугай : – Ребята, вы расколдовали все острова, и мы снова услышим пение птиц. В благодарность птицы оставили вам подарок, вы сможете найти его по этой записке.

(Дети читают записку из картинок-символов (Рисунок 6)).

Рисунок 6

В первой записке надо «Заглянуть в вазу». В вазе находят следующую записку «Смотреть на книге». На книге находят ещё одну записку «Смотри под шляпой». Под шляпой обнаруживают сундучок с «золотыми монетами» (конфеты).

Использованная литература:

  1. Ткаченко, Т.А . Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.
  2. Ткаченко, Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Методическое руководство для проведения упражнений. – М.: Изд.«Книголюб», 2010. – 56 с.
  3. Куликовская, Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.
  4. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» – 1996. – 128 с.: ил.

| весна | чумачече весна | перелетные | перелетные птицы | птица скачать | итогов | итоговая | комплексное | комплексно | занятие | конспекты занятий | старшей | порно постарше | логопедической | логопедические занятия | группе | группы песен | для | детей | дитя | онр | онр у детей | детский | детский сад | Страничка логопеда | Весна Перелетные птицы Итоговое комплексное занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР Детский сад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 комбинированного вида»

Конспект

фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей коррекционной дошкольной группе

по теме: "Перелетные птицы"

Учитель – логопед: Таволжанова О.М.

г.Мценск2011г.

Тема: «Перелётные птицы».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

1.Формировать умение пересказывать небольшой рассказ.

2.Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать.

3. Учить (по плану и образцу) рассказывать о птицах.

4. Расширять словарь по теме «Перелётные птицы».

5. Формировать употребление простых предлогов в, на, под.

6. Закрепить в речи названия первых весенних цветов.

Коррекционно-развивающие:

Развитие длительного вдоха и выдо­ха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики.

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

6 цветов крокуса разного цвета, 1 цветок подснежник, 6 конвертов с заданиями, сборник музыки «Звуки природы», предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы - грач, кукушка, ласточка, скворец), сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”.

Ход занятия.

I . Организационный этап.

(Дети входят в зал под музыку)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними. А теперь посмотрите на меня, друг на друга, улыбнитесь друг другу. Мы подарили друг другу улыбки, у нас настроение бодрое, веселое.

II . Мотивационно-ориентировочный этап.

А теперь давайте с вами поговорим:

Какое сейчас время года?

По каким признакам вы узнали, что наступила весна?

А помните, мы с вами говорили, ранней весной появляются первые весенние цветы.

Назовите, какой весенний цветок появляется самым первым.

Правильно, подснежник. Посмотрите какой у меня подснежник –

(показываю подснежник)

А почему он так называется?

А ещё, какой после подснежника появляется цветок?

Ребята, давайте представим с вами, что мы пошли в лес за крокусами.

(включается музыка)

Вот мы и пришли в лес, давайте подышим свежим воздухом, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, а теперь наоборот.

Ребята посмотрите как здесь красиво! Что мы видим?

А какие это цветы, кто догадался? Правильно крокусы. А какие ещё первые весенние цветы вы знаете?

Возьмите по одному цветку и пойдёмте сядем на стульчики.

2). Пальчиковая и дыхательная гимнастика . [ Развитие мелкой моторики, дыхательного аппарата.]

Давайте изобразим, как распускаются цветы.

Все весенние цветки

Распускают лепестки Плавное раскрывание пальцев рук

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Вдыхаем воздух через нос и выдыхаем через рот

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки, Закрывание пальцев

Тихо засыпают,

Головой качают. Ладошки под щёчку, затем качают головой.

III . Поисково-практический этап.

А эти прекрасные разноцветные цветы приготовили для вас задания. Задания находятся в этих конверта. Посмотрите, они тоже разноцветные.

И сейчас мы с вами поиграем в игру «Конвертики».

Если цветок красного цвета, то мы возьмём конверт красного цвета, а если цветок голубого цвета, то возьмём конверт голубого цвета и т. д. Все поняли? Начнем игру. Но сначала я хочу вам немного помочь. Тема нашей игры «Перелётные птицы».

1. Первый конверт пойдет выбирать Люба.

Люба какого цвета у тебя цветок? Какого цвета конверт ты будешь выбирать?

1 задание – Пересказ сказки по серии сюжетных картин. [Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.] Логопед размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке (рисунок 1).

- Ребята, сейчас мы посмотрим, что за задание в этом конверте.

А задание такое – перескажите сказку.

- Внимательно послушайте сказку.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”. Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!” Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”. Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.

Понравилась вам сказка? А теперь ответьте на вопросы.

Какое время года наступило?

Что сделала Таня?

Что появилось из земли?

Кто мешал Ростку?

Кого Росток попросил о помощи?

Как помог Грач Ростку?

В кого превратился Росток летом?

Логопед дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).

Какую пользу приносят перелетные птицы?

2. Второй конверт пойдет выбирать Милана.

Какого цвета конверт ты выбрала?Почему?

2 задание – в этом конверте задание – «Отдохнуть».

1). Физминутка: «Превратись в птичку».

Дети свободно бегают по залу под музыку, а на голове «шапочки - птиц».

2). Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы).

Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.

Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.

Очень вкусная пища!” Облизать верхнею губу.

3. Третий конверт пойдёт выбирать Вова.

3 задание – Вспомни, где живут перелётные птицы. Найди жилища ласточки, скворца, иволги. Покажи по образцу.

(употребление простых предлогов в, на, под: Скворец живёт в скворечнике. Ласточка живёт в гнезде под крышей дома.):

4. Четвёртый конверт пойдёт выбирать Алина.

4 задание – Расскажи по картинкам, как появляются птенцы.

Когда птицы выводят птенцов?

Дополни предложения словами:

высиживают, вылупляются, выкармливают, вьют.

Весной птицы гнёзда (что делают?) ... .

Птицы в гнёздах яйца (что делают?) ... .

Из яиц птенцы (что делают?) ... .

Птицы птенцов (что делают?) ... .

5. Пятый конверт пойдёт выбирать Дима.

5 задание – игра «Собери картинку».

Логопед раздает детям картинки. Дети собирают их, а затем логопед беседует.

Кто изображен у тебя на картинке?

Расскажи о своей птицы по схеме.

Так спрашивают у всех детей.

Молодцы. Вот мы выполнили ещё одно задание.

6. У нас с вами остался последний конверт. Лера, принеси нам последний конверт. Какого цвета конверт ты принесла?

6 задание – Расскажи о своей птицы по схеме. Дети работают по схеме. IV . Оценочный этап. - Вот мы и выполнили все задания. О ком мы сегодня говорили? - Назовите перелетных птиц. - А ещё о чём мы с вами говорили? Назовите первые весенние цветы. - Ребята, пойдёмте посмотрим выставку первых весенних цветов.- Настя, покажи подснежник. Дима, покажи мать-и-мачеху и т.д.- Ребята, а подснежник рад за вас, что вы такие молодцы, и он тоже сделал для вас сюрприз. Давайте посмотрим.

Скажем всем гостям, большое спасибо, что пришли. До свидание.

Этап: Автоматизация звуков в словах, в предложениях, в связной устной речи.

Цели:

образовательные:

  • Учить детей отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
  • Читать слова и предложения.
  • Учить образовывать родственные слова.
  • Учить согласованию числительных с существительным.
  • Учить образовывать притяжательные прилагательные.
  • Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов.

коррекционные:

  • Развивать внимание.
  • Развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
  • Развивать мелкую моторику рук.

воспитательные:

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: Пластмассовая «синяя птица», предметные картинки, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», карточки-схемы слов, карточка со словом грачевник, мяч, карточка-план описания птицы.

План:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания. Загадывание загадок детьми. Тема занятия.
  3. Перелётные птицы.
  4. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» В. Бианки из «Лесной газеты» на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.
  5. Физминутка.
  6. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.
  7. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
  8. Итог занятия.
  9. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Определите, пожалуйста, 3-й звук в слове здравствуйте и 1-й звук в слове ребята.

Ученики: В слове здравствуйте 3-й звук «Р». В слове ребята 1-й звук «Рь».

Логопед: Сегодня на занятии мы будем отгадывать загадки, закреплять звуки «Р» и «Рь».

II. Отгадывание загадок. Тема занятия.

1. А вот о чём ещё мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки.

1-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

Ученики: Это время года – весна.

2-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …

Ученики: Это птица.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о птицах.

2. К нам прилетела «синяя птица удачи». Существует поверие, что если поймаешь её, то тебе во всём будет сопутствовать удача. Назовите, пожалуйста, части тела птицы.

Ученики: У птицы есть: голова, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, перья, лапки, когти.

Логопед: Как называется детёныш птицы?

Ученик: Детёныш птицы называется птенец.

3. Игра «Большой – маленький» с перекидыванием мяча.

Голова – головка, глаза – глазки, клюв – клювик, перо – пёрышко, хвост – хвостик, крылья – крылышки, лапы – лапки.

III. Перелётные птицы.

1. Беседа с опорой на вопросы логопеда.

Логопед: Что делают птицы весной? Все ли птицы весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Как называют птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Назовите перелётных птиц, которых вы знаете (по цепочке).

Логопед выставляет картинки птиц, которых называют ученики (если таковые имеются). Затем логопед добавляет ещё несколько картинок, называя их, в том числе и «воробья».



2. Игра: «Кто лишний?»

Логопед: Уберите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что она лишняя?

Ученики: Лишний воробей, потому что он не перелётная, а зимующая птица.

Логопед: Верно, молодцы! А теперь, пожалуйста, выберите картинки птиц, в названии которых есть звук «Р» или «Рь».

Ученики выбирают картинки, на которых изображены: скворец трясогузка, грач, жаворонок.

Логопед: Верно, молодцы! Итак, они прилетают к нам весной. Давайте покажем, как они летели.

3. Упражнение для мелкой моторики рук: «Птички»

Птички полетели («Птички» – ладони к себе, перекрестив большие пальцы),
Крыльями махали (махи ладонями).
На деревья сели («Деревья» – ладони с широко расставленными пальцами),
Вместе отдыхали. («Птички»)

4. Логопед: Сейчас ребята вам загадают загадки , а вы попробуйте их отгадать, только выслушайте до конца (проверка домашнего задания):

3-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Чёрный,
проворный,
кричит «крак» –
червякам враг.

4-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Ты его узнаешь сразу:
белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
первый вестник тёплых дней.

Ученики: Эти загадки про грача.

Логопед: В загадке описывается грач. Какой он?

Ученики: Грач белоклювый, черноглазый.

Логопед: Если сравнить по размеру воробья, грача и цаплю, грач какой?

Ученики: Грач мельче цапли, но крупнее воробья.

5. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: У грача чья голова? хвост? крыло? перья? клюв?

Ученики (по цепочке с перекидыванием мяча): У грача грачиная голова. У грача грачиный хвост. У грача грачиное крыло. У грача грачиные перья. У грача грачиный клюв.

Логопед: Подберите, пожалуйста, схему слова грач и объясните, почему вы её выбрали.

На выбор предлагается несколько звуковых схем:

Ученики: К слову грач подходит вторая схема, потому что в этом слове один слог, четыре звука: Г – твёрдый звонкий согласный звук, Р – твёрдый звонкий согласный звук, А – гласный звук, Ч – мягкий глухой согласный звук.

Логопед: Правильно.

6. Образование родственных слов от слова грач:

  • Птенец (птенцы) грача – грачонок, грачата
  • Их мать – грачиха
  • Их гнёзда – грачиные
  • Скопление гнёзд – грачевник (Выставляется карточка со словом грачевник)

7. Согласование числительного с существительным.

Логопед: Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Попробуйте сосчитать сколько грачей вы видите.

Ученики: Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей, шесть грачей, семь грачей, восемь грачей, девять грачей, десять грачей. …

Логопед: Достаточно. Одним словом скажем – много грачей прилетело.

IV. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну»

на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.

Грачи – перелётные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнёзд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнёзда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

Беседа по содержанию.

  • Где зимуют грачи?
  • Какие птицы возвращаются первыми весной?
  • Когда возвращаются грачи?
  • Как грачи вьют гнёзда?
  • Как грачи устраивают свои грачевники?
  • Как грачи защищают свои жилища?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

V. Физминутка.

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.

VI. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.

VII. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

  • Как зимуют грачи?
  • Где и как строят жилища?
  • Как ведут себя грачи в грачевнике?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

VIII. Итог занятия.

IX. Домашнее задание.

Пересказать родителям рассказ «Грачи открыли весну», чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

Использованная литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе. М., 2003.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

6. Игра «Назови детеныша»

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

У скворца-… (скворчата)

У грача-… (грачата)

У журавля-… (журавлята)

У кукушки-… (кукушата)

У аиста-… (аистята)

У лебедя-… (лебедята).

7. Упражнение «Назови признак»

Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

8. Упражнение «Назови какой»

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

9. Игра «Слова-действия»

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.



Похожие публикации