Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы. Развитие речи
Татьяна Нужная
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Возвращение перелетных птиц»
Тема :"Возвращение перелетных птиц ".
Цели :
образовательные :
Расширение представлений детей о перелетных птицах , их внешнем виде и образе жизни, активизация,обогащение, обобщение словаря по теме;
коррекционно-развивающие :
Развитие умения составлять простые предложения;
Формирование грамматического строя речи (образование прилагательных путем слияния основ, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменение существительных по падежам,числам, согласование существительных с числительными);
Закрепление навыка определения количества слогов в слове ,
Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики;
Координация речи и движения;
воспитательные : воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности.
Оборудование :сюжетная картина с изображением весны и возвращения птиц , предметные картинки по теме занятия, мяч, рисунки с пунктирным изображением перелетных птиц , карандаши.
Ход занятия:
1. Орг. момент :
Логопед :Здравствуйте ребята. Тему нашей сегодняшней встречи подскажут наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика : пальчики двигаются («ходят» ) по столу вперед-назад , меняя направление на каждую стихотворную строчку :
"Солнышко весеннее
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди!
Нам на улицу бежать,
Птиц из тёплых стран встречать!"
2. Логопед :- Ребята,надеюсь вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии? Скажите,каких птиц мы ждем из теплых стран?
Дети :перечисляют : грачЕЙ, скворцОВ, лебедЕЙ, журавлЕЙ,аистОВ,соловьЁВ.
Логопед :Как мы называем птиц , которые возвращаются к нам из тёплых стран?
Дети :Перелетные .
Логопед :Посмотрите на картинку и скажите, кто в этой птичьей стайке оказался лишним и почему (грач, ласточка,гусь,соловей, синичка)
Дети :Синичка, потому что она зимующая птичка, а остальные-перелётные .
3. Логопед :Посмотрите сколько птичьих стаек на картинке. Давайте посчитаем, сколько каких птичек в каждой из стаек.
Дети :1 грач, 3 ласточкИ,5 гусЕЙ,; 2 соловьЯ, 5 лебедЕЙ.
4. Логопед : А сейчас мы попробуем описать изображенных на картинке птиц :
У грача чёрные крылья, значит он какой?-…чернокрылый,
У ласточки длинный хвост, значит она-…длиннохвостая,
У гуся длинная шея, значит он-…длинношеий,
5. Логопед : Птицы радуются весне , и весело разговаривают каждый а своем языке. Подскажите,кто как голос подаёт?
Ласточка радостно…щебечет,
Журавль…курлычет,
Кукушка…кукует,
Соловей…щелкает,
Жаворонок…звенит,
Гусь-гогочет.
6. Логопед :Давайте сейчас попробуем быстро вспомнить, что мы знаем о птицах . Я начну рассказывать, а вы заканчивайте мои предложения подходящими по смыслу словами :
-Птицы возвращаются из… .(тёплых стран) .
-Птицы построили на деревьях много (гнезд) .
Для скворцов ребята делают (скворечники) .
В гнезда птицы будут откладывать (яйца) .
Из яиц вылупятся (птенцы) .
Грачи ищут в земле (червяков) .
-Птицы летают с помощью . (крыльев) .
-Птиц , которые возвращаются с юга мы называем (перелётными ) .
7. Физ. минутка :
Птички летели (взмахи руками,
Люди глядели (движения головой в разные стороны) .
Птички садились (присели,
Люди дивились (встали,жест удивления) .
Сели, посидели (приседания,
Полетели и запели (взмахи руками) .
8. Логопед :Подскажите, кого выводят названные мной птицы ?
Журавли выводят кого?-…журавлят,
Грачи-…грачат,
Скворцы-…скворчат,
Гуси. гусят,
Кукушки-…кукушат,
Лебеди-…лебедят.
9. Логопед : Молодцы! А сейчас снова будут работать наши ладошки. Я буду медленно и четко называть слова-названия птиц , а вы хлопками покажете, сколько в нем слогов . (гусь, ле-бедь, грач, ку-куш-ка, цап-ля,лас-точ-ка, скво-рец….)
10. Логопед :А сейчас игра с мячиком : тот к кому полетит мяч, должен должен его поймать и исправить моё предложение.
Червяк склевал ласточку.
Песня спела соловья.
Гусь меньше воробья.
В скворечнике живет кукушка.
Мохнатая гусеница съела скворца.
11. Логопед :А сейчас каждый из вас получит картинку. Соединив точки, вы догадаетесь, какая птичка у вас на картинке.
Дети узнают по контуру получившихся птиц .
12. Логопед :Мы здорово провели время. Давайте встанем в кружок и в заключении из ладошки в ладошку аккуратно передадим друг другу маленькую птичку и вместе с ней улыбку и хорошее настроение.
В ходе урока учащиеся закрепляют навыки произношения звуков [л]–[л"], совершенствуют грамматический строй речи, навык звукового анализа и синтеза, развивают артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные : уточнить словарь «Весна. Перелётные птицы.»; закрепить навык произношения звуков [Л-Ль], изолировано и в слогах, совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза (3-х звуковые слова); продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения.
- Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи), учить ориентироваться на плоскости и в пространстве.
- Коррекционно-воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Материалы и оборудование:
- Фланелеграф.
- Тематические картинки по теме: зима, весна; перелётные, зимующие птицы; признаки весны.
- Символы звуков; символы для составления предложений.
- Карта. Компас. Бинокль. Фонарик. Мяч. Игрушка-попугай. Сундучок с «монетами» – конфетами. Конверты с письмами. Гнездо, кормушка, зерно.
Ход занятия
Дети входят в группу, их встречает Попугай (игрушка):
– Ребята, вашу группу посетили волшебные пираты и превратили её в заколдованные острова. Жители этих островов просят вашей помощи, просят спасти их от злых чар. Вы готовы им помочь?
Дети: – Да, готовы!
Педагог: – Нам придётся плыть по океану, на чём мы можем отправиться в путешествие?
Дети: – На лодке, на корабле, на плоту, мы выбираем пароход.
Педагог: – Для путешествия нам понадобятся некоторые предметы из этого сундучка. Выберите подходящие предметы.
(Дети выбирают предметы и объясняют свой выбор):
– Компас и карта (Рисунок 1) нам необходимы, чтобы знать, куда плыть. Бинокль нужен, чтобы смотреть вдаль. Фонарь будет освещать нам дорогу.
Рисунок 1
Педагог: – Прощаемся с попугаем и отправляемся в путь. Посмотрите на карту, куда нам надо плыть? Что нарисовано на следующем острове?
Дети: – Две снежинки.
Педагог: – Какая цифра должна быть на этом острове?
Дети: – Цифра «2»
Педагог: – Давайте посмотрим в бинокли (дети из пальчиков изображают бинокли), близко этот остров?
Дети: – Далеко.
Педагог: – Чтобы наш пароход отправился в путь, необходимо произнести волшебные слова:
«Пароход по волнам плывёт,
Пароход гудок даёт – Л,
Л-Л-Л-Л-Л-Л.
А вдали гудит он – Ль,
Ль-Ль-Ль-Ль-Ль».
(Дети передвигаются по группе к «острову 2» и произносят звуки Л-Ль).
На «острове 2» они находят конверт, в нём письмо и картинки-символы с признаками весны (Рисунок 2).
Рисунок 2
Педагог: – Ребята, посмотрите, здесь конверт с письмом. Жители этого острова написали письмо: «Пираты перепутали-заколдовали все времена года. У нас всё время холодно, а мы мечтаем о …». О каком времени года пишут в письме, если всё время холодно?
Дети: – О зиме.
Педагог: – Какое время года наступит после зимы?
Дети: – Весна.
(На фланелеграф выставляют картинки-символы «Зимы», «Весны»).
Педагог: – Давайте расскажем о весне, помогут нам маленькие картинки из конверта.
(По картинкам-символам составляют рассказ о весне, достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на фланелеграф).
Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые.
Педагог: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая?
Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная.
Педагог: – На этом острове мы справились с заданием, отправляемся дальше, посмотрим по карте, куда надо плыть.
Дети: – На остров, обозначенный тремя птичками, ищем цифру 3.
Педагог: – Произнесём волшебные слова
«Туча мимо проплыла.
Пароходы гудят – ЛА.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА»
(Дети переходят к третьему столу. На нём лежат картинки с изображениями гнезда, кормушки, пера, зерна, птичьих следов).
Педагог: – Что это? Чьё гнездо? Дети: – Птичье.
– Чья кормушка? – Птичья.
– Чей корм? – Птичий.
– Чьи следы? – Птичьи.
Педагог: – Кто живёт на этом острове?
Дети: – Птицы.
(Открывается фланелеграф, на нём картинки зимующих и перелетных птиц (Рисунок 3)).
Рисунок 3
Педагог: – На одной половинке острова жили зимующие птицы, на другой – перелётные, пираты всех птиц перепутали. Давайте расселим птиц правильно, под знаком «солнышко » поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка » с зимующими.
– Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?
(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).
Педагог: – Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Педагог: – Почему птицы улетают осенью?
Дети: – Становится холодно и нечем питаться.
Педагог: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Педагог: – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.
Педагог: – Давайте вспомним, как называют птенцов.
Игра с мячом «Кто у кого»
У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.
Педагог: – На этом острове мы тоже справились с заданием, смотрим по карте, куда нам надо плыть дальше.
Дети: – На острове нарисовано четыре жука, ищем цифру 4.
(Перемещаются к следующему «острову 4», проговаривая чистоговорку).
«Остров видим мы в дали
Произносим дружно – ЛИ
ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ».
Педагог: – Мы попали на остров насекомых, но я здесь никого не вижу. Давайте фонариком посветим, никого нет.
(Нашли мешочек и конверт с письмом): «Пираты перепутали звуки и насекомые исчезли, чтобы их вернуть, надо составить 2 слова ЖУК и ОСЫ».
Педагог: – Достаньте из мешочка по одной картинке (Рисунок 4). Составим сначала слово ЖУК. Выйдите те, у кого есть нужные картинки. Какой звук первый? Второй? Последний? Получилось слово ЖУК?
Рисунок 4
А теперь составим слово ОСЫ (выполняют задание аналогично первому, выкладывают слова на фланелеграфе).
Вы справились с заданием, теперь появятся насекомые и у птиц будет много еды. Птицы будут весело петь, давайте вспомним весёлое стихотворение о весне.
Речь с движением «Веснянка»
(Находят следующий конверт с письмом ): «Помогите! Пираты могут сделать то, что вприроде делать нельзя! Они могут нам навредить!»
Педагог: – давайте составим таблички по охране птиц, расскажем о том, что нельзя делать и почему.
(Дети парами составляют из картинок-символов (Рисунок 5) фразы).
Рисунок 5
Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Педагог: – Теперь все посетители острова будут знать эти правила, и вы их не забывайте. Давайте посмотрим, что показывает карта. Мы приплываем на остров, с которого начали свой путь.
Детей встречает Попугай : – Ребята, вы расколдовали все острова, и мы снова услышим пение птиц. В благодарность птицы оставили вам подарок, вы сможете найти его по этой записке.
(Дети читают записку из картинок-символов (Рисунок 6)).
Рисунок 6
В первой записке надо «Заглянуть в вазу». В вазе находят следующую записку «Смотреть на книге». На книге находят ещё одну записку «Смотри под шляпой». Под шляпой обнаруживают сундучок с «золотыми монетами» (конфеты).
Использованная литература:
- Ткаченко, Т.А . Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.
- Ткаченко, Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Методическое руководство для проведения упражнений. – М.: Изд.«Книголюб», 2010. – 56 с.
- Куликовская, Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.
- Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» – 1996. – 128 с.: ил.
| весна | чумачече весна | перелетные | перелетные птицы | птица скачать | итогов | итоговая | комплексное | комплексно | занятие | конспекты занятий | старшей | порно постарше | логопедической | логопедические занятия | группе | группы песен | для | детей | дитя | онр | онр у детей | детский | детский сад | Страничка логопеда | Весна Перелетные птицы Итоговое комплексное занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР Детский сад
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 комбинированного вида»
Конспект
фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей коррекционной дошкольной группе
по теме: "Перелетные птицы"
Учитель – логопед: Таволжанова О.М.
г.Мценск2011г.
Тема: «Перелётные птицы».
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
1.Формировать умение пересказывать небольшой рассказ.
2.Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать.
3. Учить (по плану и образцу) рассказывать о птицах.
4. Расширять словарь по теме «Перелётные птицы».
5. Формировать употребление простых предлогов в, на, под.
6. Закрепить в речи названия первых весенних цветов.
Коррекционно-развивающие:
Развитие длительного вдоха и выдоха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Воспитательные :
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
6 цветов крокуса разного цвета, 1 цветок подснежник, 6 конвертов с заданиями, сборник музыки «Звуки природы», предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы - грач, кукушка, ласточка, скворец), сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”.
Ход занятия.
I . Организационный этап.
(Дети входят в зал под музыку)
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними. А теперь посмотрите на меня, друг на друга, улыбнитесь друг другу. Мы подарили друг другу улыбки, у нас настроение бодрое, веселое.
II . Мотивационно-ориентировочный этап.
А теперь давайте с вами поговорим:
Какое сейчас время года?
По каким признакам вы узнали, что наступила весна?
А помните, мы с вами говорили, ранней весной появляются первые весенние цветы.
Назовите, какой весенний цветок появляется самым первым.
Правильно, подснежник. Посмотрите какой у меня подснежник –
(показываю подснежник)
А почему он так называется?
А ещё, какой после подснежника появляется цветок?
Ребята, давайте представим с вами, что мы пошли в лес за крокусами.
(включается музыка)
Вот мы и пришли в лес, давайте подышим свежим воздухом, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, а теперь наоборот.
Ребята посмотрите как здесь красиво! Что мы видим?
А какие это цветы, кто догадался? Правильно крокусы. А какие ещё первые весенние цветы вы знаете?
Возьмите по одному цветку и пойдёмте сядем на стульчики.
2). Пальчиковая и дыхательная гимнастика . [ Развитие мелкой моторики, дыхательного аппарата.]
Давайте изобразим, как распускаются цветы.
Все весенние цветки
Распускают лепестки Плавное раскрывание пальцев рук
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Вдыхаем воздух через нос и выдыхаем через рот
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки, Закрывание пальцев
Тихо засыпают,
Головой качают. Ладошки под щёчку, затем качают головой.
III . Поисково-практический этап.
А эти прекрасные разноцветные цветы приготовили для вас задания. Задания находятся в этих конверта. Посмотрите, они тоже разноцветные.
И сейчас мы с вами поиграем в игру «Конвертики».
Если цветок красного цвета, то мы возьмём конверт красного цвета, а если цветок голубого цвета, то возьмём конверт голубого цвета и т. д. Все поняли? Начнем игру. Но сначала я хочу вам немного помочь. Тема нашей игры «Перелётные птицы».
1. Первый конверт пойдет выбирать Люба.
Люба какого цвета у тебя цветок? Какого цвета конверт ты будешь выбирать?
1 задание – Пересказ сказки по серии сюжетных картин. [Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.] Логопед размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке (рисунок 1).
- Ребята, сейчас мы посмотрим, что за задание в этом конверте.
А задание такое – перескажите сказку.
- Внимательно послушайте сказку.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”. Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!” Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”. Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.
Понравилась вам сказка? А теперь ответьте на вопросы.
Какое время года наступило?
Что сделала Таня?
Что появилось из земли?
Кто мешал Ростку?
Кого Росток попросил о помощи?
Как помог Грач Ростку?
В кого превратился Росток летом?
Логопед дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).
Какую пользу приносят перелетные птицы?
2. Второй конверт пойдет выбирать Милана.
Какого цвета конверт ты выбрала?Почему?
2 задание – в этом конверте задание – «Отдохнуть».
1). Физминутка: «Превратись в птичку».
Дети свободно бегают по залу под музыку, а на голове «шапочки - птиц».
2). Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]
“Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы).
“Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.
“Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
“Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.
“Очень вкусная пища!” Облизать верхнею губу.
3. Третий конверт пойдёт выбирать Вова.
3 задание – Вспомни, где живут перелётные птицы. Найди жилища ласточки, скворца, иволги. Покажи по образцу.
(употребление простых предлогов в, на, под: Скворец живёт в скворечнике. Ласточка живёт в гнезде под крышей дома.):
4. Четвёртый конверт пойдёт выбирать Алина.
4 задание – Расскажи по картинкам, как появляются птенцы.
Когда птицы выводят птенцов?
Дополни предложения словами:
высиживают, вылупляются, выкармливают, вьют.
Весной птицы гнёзда (что делают?) ... .
Птицы в гнёздах яйца (что делают?) ... .
Из яиц птенцы (что делают?) ... .
Птицы птенцов (что делают?) ... .
5. Пятый конверт пойдёт выбирать Дима.
5 задание – игра «Собери картинку».
Логопед раздает детям картинки. Дети собирают их, а затем логопед беседует.
Кто изображен у тебя на картинке?
Расскажи о своей птицы по схеме.
Так спрашивают у всех детей.
Молодцы. Вот мы выполнили ещё одно задание.
6. У нас с вами остался последний конверт. Лера, принеси нам последний конверт. Какого цвета конверт ты принесла?
6 задание – Расскажи о своей птицы по схеме. Дети работают по схеме. IV . Оценочный этап. - Вот мы и выполнили все задания. О ком мы сегодня говорили? - Назовите перелетных птиц. - А ещё о чём мы с вами говорили? Назовите первые весенние цветы. - Ребята, пойдёмте посмотрим выставку первых весенних цветов.- Настя, покажи подснежник. Дима, покажи мать-и-мачеху и т.д.- Ребята, а подснежник рад за вас, что вы такие молодцы, и он тоже сделал для вас сюрприз. Давайте посмотрим.
Скажем всем гостям, большое спасибо, что пришли. До свидание.
Этап: Автоматизация звуков в словах, в предложениях, в связной устной речи.
Цели:
образовательные:
- Учить детей отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
- Читать слова и предложения.
- Учить образовывать родственные слова.
- Учить согласованию числительных с существительным.
- Учить образовывать притяжательные прилагательные.
- Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов.
коррекционные:
- Развивать внимание.
- Развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
- Развивать мелкую моторику рук.
воспитательные:
- Воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование: Пластмассовая «синяя птица», предметные картинки, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», карточки-схемы слов, карточка со словом грачевник, мяч, карточка-план описания птицы.
План:
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания. Загадывание загадок детьми. Тема занятия.
- Перелётные птицы.
- Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» В. Бианки из «Лесной газеты» на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.
- Физминутка.
- Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.
- Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
- Итог занятия.
- Домашнее задание.
Ход занятия
I. Орг. момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Определите, пожалуйста, 3-й звук в слове здравствуйте и 1-й звук в слове ребята.
Ученики: В слове здравствуйте 3-й звук «Р». В слове ребята 1-й звук «Рь».
Логопед: Сегодня на занятии мы будем отгадывать загадки, закреплять звуки «Р» и «Рь».
II. Отгадывание загадок. Тема занятия.
1. А вот о чём ещё мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки.
1-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Ученики: Это время года – весна.
2-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …
Ученики: Это птица.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о птицах.
2. К нам прилетела «синяя птица удачи». Существует поверие, что если поймаешь её, то тебе во всём будет сопутствовать удача. Назовите, пожалуйста, части тела птицы.
Ученики: У птицы есть: голова, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, перья, лапки, когти.
Логопед: Как называется детёныш птицы?
Ученик: Детёныш птицы называется птенец.
3. Игра «Большой – маленький» с перекидыванием мяча.
Голова – головка, глаза – глазки, клюв – клювик, перо – пёрышко, хвост – хвостик, крылья – крылышки, лапы – лапки.
III. Перелётные птицы.
1. Беседа с опорой на вопросы логопеда.
Логопед: Что делают птицы весной? Все ли птицы весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Как называют птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Назовите перелётных птиц, которых вы знаете (по цепочке).
Логопед выставляет картинки птиц, которых называют ученики (если таковые имеются). Затем логопед добавляет ещё несколько картинок, называя их, в том числе и «воробья».
2. Игра: «Кто лишний?»
Логопед: Уберите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что она лишняя?
Ученики: Лишний воробей, потому что он не перелётная, а зимующая птица.
Логопед: Верно, молодцы! А теперь, пожалуйста, выберите картинки птиц, в названии которых есть звук «Р» или «Рь».
Ученики выбирают картинки, на которых изображены: скворец трясогузка, грач, жаворонок.
Логопед: Верно, молодцы! Итак, они прилетают к нам весной. Давайте покажем, как они летели.
3. Упражнение для мелкой моторики рук: «Птички»
Птички полетели («Птички» – ладони к себе, перекрестив большие пальцы),
Крыльями махали (махи ладонями).
На деревья сели («Деревья» – ладони с широко расставленными пальцами),
Вместе отдыхали. («Птички»)
4. Логопед: Сейчас ребята вам загадают загадки , а вы попробуйте их отгадать, только выслушайте до конца (проверка домашнего задания):
3-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:
Чёрный,
проворный,
кричит «крак» –
червякам враг.
4-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:
Ты его узнаешь сразу:
белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
первый вестник тёплых дней.
Ученики: Эти загадки про грача.
Логопед: В загадке описывается грач. Какой он?
Ученики: Грач белоклювый, черноглазый.
Логопед: Если сравнить по размеру воробья, грача и цаплю, грач какой?
Ученики: Грач мельче цапли, но крупнее воробья.
5. Образование притяжательных прилагательных.
Логопед: У грача чья голова? хвост? крыло? перья? клюв?
Ученики (по цепочке с перекидыванием мяча): У грача грачиная голова. У грача грачиный хвост. У грача грачиное крыло. У грача грачиные перья. У грача грачиный клюв.
Логопед: Подберите, пожалуйста, схему слова грач и объясните, почему вы её выбрали.
На выбор предлагается несколько звуковых схем:
Ученики: К слову грач подходит вторая схема, потому что в этом слове один слог, четыре звука: Г – твёрдый звонкий согласный звук, Р – твёрдый звонкий согласный звук, А – гласный звук, Ч – мягкий глухой согласный звук.
Логопед: Правильно.
6. Образование родственных слов от слова грач:
- Птенец (птенцы) грача – грачонок, грачата
- Их мать – грачиха
- Их гнёзда – грачиные
- Скопление гнёзд – грачевник (Выставляется карточка со словом грачевник)
7. Согласование числительного с существительным.
Логопед: Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Попробуйте сосчитать сколько грачей вы видите.
Ученики: Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей, шесть грачей, семь грачей, восемь грачей, девять грачей, десять грачей. …
Логопед: Достаточно. Одним словом скажем – много грачей прилетело.
IV. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну»
на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.
Грачи – перелётные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнёзд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнёзда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
Беседа по содержанию.
- Где зимуют грачи?
- Какие птицы возвращаются первыми весной?
- Когда возвращаются грачи?
- Как грачи вьют гнёзда?
- Как грачи устраивают свои грачевники?
- Как грачи защищают свои жилища?
- Чем питаются грачи?
- Какую пользу приносят грачи?
V. Физминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.
VI. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.
VII. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
- Как зимуют грачи?
- Где и как строят жилища?
- Как ведут себя грачи в грачевнике?
- Чем питаются грачи?
- Какую пользу приносят грачи?
VIII. Итог занятия.
IX. Домашнее задание.
Пересказать родителям рассказ «Грачи открыли весну», чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
Использованная литература:
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе. М., 2003.
Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.
Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.
Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Пальчиковая гимнастика.
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
На юг птицы улетели.
Улетела скворушка-
Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».
Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).
Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.
Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).
Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).
3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»
Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.
4. Беседа о перелётных птицах.
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).
Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).
Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)
Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
5. Игра «Найди звук».
Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).
Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.
2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.
3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.
6. Игра «Назови детеныша»
Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.
Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
У скворца-… (скворчата)
У грача-… (грачата)
У журавля-… (журавлята)
У кукушки-… (кукушата)
У аиста-… (аистята)
У лебедя-… (лебедята).
7. Упражнение «Назови признак»
Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.
Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой?-…(белый, большой, красивый)
Грач какой?-…(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)
8. Упражнение «Назови какой»
Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
9. Игра «Слова-действия»
Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).
10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.
11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.