Литературно-исторические заметки юного техника. Григорианский календарь: что мы о нем знаем

Римский календарь был одним из наименее точных. Сначала он вообще имел 304 дня и включал только 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер — «десятый» месяц); зимой счет времени просто не велся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц — мерцедоний — вставляли понтифики по своему усмотрению, довольно произвольно и в соответствии с различными сиюминутными интересами. В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь.

Чтобы исправить накопившиеся ошибки, он своей властью великого понтифика вставил в переходном году, кроме мерцедония, два добавочных месяца между ноябрем и декабрем; а с 1 января 45 г. был установлен юлианский год в 365 дней, с високосными годами каждые 4 года. При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний; а поскольку по римской системе исчисления день 24 февраля назывался «шестым (sextus) от мартовских календ», то и вставной день именовали «дважды шестым (bis sextus) от мартовских календ» и год соответственно annus bissextus — отсюда, через греческий язык, наше слово «високосный». При этом в честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).

В IV-VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы, выполненные на основе юлианского календаря; таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.

Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным, и многие в католической Европе считали, что его нельзя более игнорировать. Это отмечал кастильский король XIII века Альфонс Х Мудрый, в следующем веке византийский ученый Никифор Григора даже предлагал реформу календаря. Реально такую реформу провел папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Луиджи Лилио. в 1582: следующим днём после 4 октября настало 15 октября. Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе.

Юлианский календарь был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введён Юлием Цезарем в 45 г до н. э..

Юлианский календарь основывался на культуре летоисчисления Древнего Египта . В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона».


Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 г. до н. э. вновь избранные консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что отличается на 11 минут от тропического года.

Юлианский календарь обычно называют старым стилем.

Календарь основывался на статических ежемесячных праздниках. Первым праздником, с которого начинался месяц, были календы. Следующим праздником, попадавшим на 7 число (в марте, мае, июле и октябре) и на 5 число остальных месяцев, были ноны. Третьим праздником, попадавшим на 15 число (в марте, мае, июле и октябре) и 13 число остальных месяцев, были иды.

Вытеснение григорианским календарём

В католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на григорианский календарь в 1582: следующим днём после 4 октября настало 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков (последними были Великобритания с 1752 и Швеция). В России григорианский календарь используется с 1918 (его обычно называют новым стилем), в православной Греции — с 1923 г.

В юлианском к. год был високосным если оканчивался на 00. 325 г н.э. Никейский собор постановил этот календарь для всех христианских стран. 325 г день весеннего равноденствия.

Григорианский календарь был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга, 4 октября стала пятница, 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 в григорианском календаре нет).

В григорианском календаре длина тропического года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366.

История

Поводом к принятию нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке лат. Inter gravissimas («Среди важнейших»).

Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок.

Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе.

Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

Его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или

Его номер делится без остатка на 400.

Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее отражает истинное положение вещей, чем юлианский. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, также как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

Разные народы, религиозные культы, ученые-астрономы пытались сделать счет неумолимо текущего времени как наиболее точным, так и простым для любого человека. За отправную точку бралось движение Солнца, Луны, Земли, расположение звезд. Разработанных и применяемых до сих пор календарей – десятки. Для христианского мира значимых, используемых веками календарей было всего два – юлианский и григорианский. Последний и сейчас является основой летоисчисления, считающийся наиболее точным, не подверженным накоплению ошибок. Переход на григорианский календарь в России произошел в 1918 году. С чем это было связано, расскажет эта статья.

От Цезаря до наших дней

Именно по имени этой многогранной личности был назван юлианский календарь. Датой его появления считается 1 января 45 года. до н. э. на основании указа императора. Забавно, что точка отсчета мало имеет общего с астрономией – это день вступления консулов Рима в должность. Этот календарь, тем не менее, родился не на пустом месте:

  • Основой для него послужил календарь древнего Египта, существовавший уже столетия, в котором было ровно 365 дней, смены времен года.
  • Вторым источником для составления юлианского календаря послужил существовавший римский, где было деление на месяцы.

Получился довольно сбалансированный, продуманный способ наглядного течения времени. В нем гармонично сочетались простота применения, четкие периоды с астрономической соотнесенностью между Солнцем, Луной и звездами, известными давно и влияющими на движение Земли.

Появлением григорианского календаря, полностью привязанного к солнечному или тропическому году, благодарное человечество обязано папе римскому Григорию XIII, указавшему перейти на новое время 4 октября 1582 года всем католическим странам. Надо сказать, что даже в Европе этот процесс шел ни шатко, ни валко. Так, Пруссия перешла на него в 1610 году, Дания, Норвегия, Исландия – в 1700 году, Великобритания со всеми заокеанскими колониями - лишь в 1752 году.

Когда в России перешли на григорианский календарь

Жаждущие всего нового после того, как все разрушили, пламенные большевики с удовольствием дали команду переходить на новый прогрессивный календарь. Переход на него в России произошел 31 января (14 февраля) 1918 года. Основания для этого события у советского правительства были вполне революционные:

  • Практически все страны Европы уже давно перешли на этот способ летоисчисления, и только реакционное царское правительство зажимало инициативу весьма склонных к астрономии, прочим точным наукам крестьян и рабочих.
  • Против такого насильственного вмешательства, нарушающего последовательность библейских событий, была Русская православная церковь. А разве могут «продавцы дурмана для народа» быть умнее вооруженного самыми передовыми идеями пролетариата.

Притом, что различия между двумя календарями назвать принципиально разными нельзя. По большому счету, григорианский календарь – это модифицированная версия юлианского. Изменения, в основном, направлены на устранение, меньшее накопление временных ошибок. Но в результате даты давно произошедших исторических событий, рождения известных личностей имеют двойное, сбивающее с толку исчисление.

Например, Октябрьская революция в России случилась 25 октября 1917 года – по юлианскому календарю или по, так называемому, старому стилю, что является историческим фактом или 7 ноября того же года по-новому – григорианскому. Такое чувство, что большевики проводили Октябрьский мятеж дважды – второй раз «на бис».

РПЦ, которую большевики так и не смогли ни расстрелами священнослужителей, ни организованным грабежом художественных ценностей заставить признать новый календарь, не отступила от библейских канонов, подсчитывая ход времени, наступление церковных праздников по юлианскому календарю.

Поэтому переход на григорианский календарь в России – это не столько научное, организационное событие, сколько политическое, затронувшее в свое время судьбы многих людей, а его отголоски слышны и поныне. Впрочем, на фоне веселой игры в «переведи время на час вперед / назад», все еще окончательно не закончившейся, судя по инициативам самых активных депутатов, это уже просто историческое событие.

Русская Православная Церковь использует в литургической жизни юлианский календарь (так называемый старый стиль), разработанный группой александрийских астрономов во главе с известным учёным Созигеном и введённый Юлием Цезарем в 45 году до н. э.

После введения в России 24 января 1918 года григорианского календаря Всероссийский Поместный Собор принял решение, что «в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем» .

15 марта 1918 года на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме было принято следующее решение: «Ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской православной церкви Юлианский календарь во всей его полноте». В 1948 году на Московском совещании Православных церквей было установлено, что Пасха, как и все переходящие церковные праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие - по календарю, принятому в поместной церкви. По григорианскому календарю Пасху празднует только Финляндская православная церковь.

В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская. Также его придерживаются некоторые монастыри и приходы в странах Европы и США, монастыри Афона и ряд монофизистких церквей. Однако все принявшие григорианский календарь православные церкви, кроме Финляндской, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Для вычисления дат переходящих церковных праздников используется исчисление по дате Пасхи, определяемой по лунному календарю.

Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет в нём накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество Христово, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. По этой причине в 1582 году в католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно.

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за отличающихся правил определения високосных годов: в XIV веке она составляла 8 дней, в XX и XXI веках - 13, а в XXII веке разрыв будет равен уже 14 дням. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество Христово не 7 января по гражданскому (григорианскому) календарю, как в XX–XXI веках, но уже 8 января, а, к примеру, с 9001 года - уже 1 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).

По вышеназванной причине не следует смешивать пересчёт реальных исторических дат юлианского календаря на григорианский календарный стиль с пересчётом на новый стиль дат юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований фиксированы как юлианские (то есть без учёта того, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день). Поэтому для определения даты, например, Рождества Богородицы по новому стилю в XXI веке необходимо к 8 (Рождество Богородицы празднуется по юлианскому календарю 8 сентября) прибавлять 13, а в XXII веке уже 14 дней. Перевод же на новый стиль гражданских дат ведётся с учётом века конкретной даты. Так, к примеру, события Полтавской битвы произошли 27 июня 1709 года, что по новому (григорианскому) стилю соответствует 8 июля (разница между юлианским и григорианским стилями в XVIII веке составляла 11 дней), а, допустим, дата Бородинского сражения - 26 августа 1812 года, и по новому стилю это 7 сентября, поскольку разница между юлианским и григорианским стилями в XIX веке равна уже 12 дням. Поэтому гражданские исторические события всегда будут отмечаться по григорианскому календарю в то время года, в которое они произошли по календарю юлианскому (Полтавская битва - в июне, Бородинское сражение - в августе, день рождения М. В. Ломоносова - в ноябре и т. д.), а даты церковных праздников смещаются вперёд по причине их жёсткой привязки к юлианскому календарю, довольно интенсивно (в историческом масштабе) накапливающему ошибки исчисления (через несколько тысячелетий Рождество Христово будет уже не зимним, а летним праздником).

Для быстрого и удобного перевода дат между различными календарями целесообразно пользоваться

До перехода на григорианский календарь, который в разных странах произошел в разное время, повсеместно использовался календарь юлианский. Назван он так в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, проведшего, как считается, в 46 году до нашей эры, календарную реформу.

В основу юлианского календаря, судя по всему, положен египетский солнечный календарь. Год по юлианскому равнялся 365,25 суток. Но в году может быть только целое число суток. Поэтому полагалось: три года считать равными 365 суткам, а следующий за ними четвертый год равным 366 суткам. Этот год с дополнительным днем .

В 1582 году римский папа Григорий XIII издал буллу предписывающую «вернуть весеннего равноденствия на 21 марта». Оно к тому времени ушло от обозначенной даты на десять дней, которые были изъяты из того 1582 года. А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, из каждых 400 лет предписывалось выбрасывать трое суток. Не високосными стали года, числа которых кратны 100, но не кратны 400.

Папа угрожал отлучением от церкви каждому, кто не перейдет на «григорианский календарь». Почти сразу на него перешли католические страны. Через некоторое время их примеру последовали протестантские государства. В православных России и Греции юлианского календаря придерживались до первой половины XX века.

Какой из календарей точнее

Споры, какой из календарей - григорианский или юлианский, точнее, не утихают по сию пору. С одной стороны, год григорианского календаря ближе к так называемому тропическому году - промежутку, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. По современным данным, тропический год составляет 365,2422 суток. С другой стороны, ученые при астрономических расчетах и в настоящее время пользуются юлианским календарем.

Целью календарной реформы Григория XIII не было приблизить длительность календарного года к величине тропического года. В его времена такого понятия как тропический год еще не существовало. Целью реформы было соблюсти решения древних христианских соборов о сроках празднования Пасхи. Однако поставленной задачи полностью не решил.

Широко распространенное мнение, что григорианский календарь «правильнее» и «продвинутее» юлианского календаря - всего лишь пропагандистский штамп. Григорианский календарь, по мнению ряда ученых, астрономически не обоснован и является искажением юлианского календаря.

Для всех нас календарь является вещью привычной и даже обыденной. Это древнейшее изобретение человека фиксирует дни, числа, месяцы, сезоны, периодичность природных явлений, которые основаны на системе движения небесных светил: Луны, Солнца, звезд. Земля проносится по солнечной орбите, оставляя позади годы и века.

Лунный календарь

За одни сутки Земля совершает один полный оборот вокруг собственной оси. За год она проходит один раз вокруг Солнца. Солнечный или длится триста шестьдесят пять суток пять часов сорок восемь минут сорок шесть секунд. Следовательно, целого числа суток не существует. Отсюда сложность в составлении точного календаря для правильного отсчета времени.

Древние римляне, греки пользовались удобным и простым календарем. Возрождение Луны происходит с интервалом в 30 суток, а если быть точными, в двадцать девять суток двенадцать часов и 44 минуты. Именно поэтому счет дням, а затем и месяцам можно было вести по изменениям Луны.

Вначале в этом календаре было десять месяцев, которые были названы в честь римских богов. С третьего века до в древнем мире использовался аналог, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, который давал погрешность в величине солнечного года в один день.

В Египте пользовались солнечным календарем, составленном на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней. По его истечении добавлялось еще пять дней. Это формулировалось как «в честь рождения богов».

История юлианского календаря

Дальнейшие изменения произошли в сорок шестом году до н. э. Император Древнего Рима Юлий Цезарь по египетскому образцу ввел юлианский календарь. В нем за величину года принимался солнечный год, который был немного больше астрономического и составлял триста шестьдесят пять суток и шесть часов. Первое января стало началом года. Рождество по юлианскому календарю стали отмечать седьмого января. Так произошел переход на новое летоисчесление.

В благодарность за реформу сенат Рима переименовал месяц Квинтилис, когда был рожден Цезарь, в Юлиус (теперь это июль). Через год император был убит, а римские жрецы то ли от незнания, то ли намеренно вновь начали путать календарь и стали объявлять каждый наступающий третий год високосным. В результате с сорок четвертого по девятый год до н. э. вместо девяти было объявлено двенадцать високосных лет.

Спас положение император Октивиан Август. По его распоряжению в последующие шестнадцать лет високосных годов не было, и ритм календаря был восстановлен. В его честь месяц Секстилис был переименован в Августус (август).

Для Православной Церкви была очень важна единовременность церковных праздников. Дата празднования Пасхи обсуждалась на Первом и этот вопрос стал одним из главных. Установленные на этом Соборе правила точного расчета данного торжества не могут быть изменены под страхом анафемы.

Григорианский календарь

Глава Католической церкви папа Григорий Тринадцатый в 1582 году утвердил и ввел новый календарь. Он был назван "григорианским". Казалось бы, всем хорош был юлианский календарь, по которому Европа прожила более шестнадцати веков. Однако Григорий Тринадцатый посчитал, что реформа необходима для определения более точной даты празднования Пасхи, а также для того, чтобы день вновь вернулся к двадцать первому марта.

В 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе осудил принятие григорианского календаря как нарушающего богослужебный цикл и подвергающего сомнению каноны Вселенских Соборов. Действительно, в некоторые годы он нарушает основное правило празднования Пасхи. Бывает, что Светлое Воскресенье католическое приходится по времени раньше Пасхи иудейской, а это канонами церкви не допускается.

Летоисчисление на Руси

На территории нашей страны, начиная с десятого века, Новый год праздновали первого марта. Через пять веков, в 1492 году, в России начало года перенесли, согласно церковным традициям, на первое сентября. Так продолжалось более двухсот лет.

Девятнадцатого декабря семь тысяч двести восьмого года царь Петр Первый издал указ о том, что юлианский календарь в России, принятый от Византии вместе с крещением, по-прежнему оставался действующим. Изменилась дата начала года. Она была официально утверждена на территории страны. Новый год по юлианскому календарю надлежало отмечать первого января «от Рождества Христова».

После революции четырнадцатого февраля тысяча девятьсот восемнадцатого года в нашей стране были введены новые правила. Григорианский календарь исключал в пределах каждого четырехсотлетия три Именно его стали придерживаться.

Чем же отличаются юлианский и григорианский календари? Разница между в исчислении високосных лет. С течением времени она увеличивается. Если в шестнадцатом веке она составляла десять дней, то в семнадцатом она увеличилась до одиннадцати, в восемнадцатом столетии она уже была равна двенадцати дням, тринадцати в двадцатом и двадцать первом веках, а к двадцать второму веку эта цифра достигнет четырнадцати дней.

Православная церковь России пользуется юлианским календарем, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики - григорианским.

Часто можно слышать вопрос о том, почему весь мир отмечает Рождество двадцать пятого декабря, а мы - седьмого января. Ответ совершенно очевиден. Православная русская церковь отмечает Рождество по юлианскому календарю. Это касается и других крупных церковных праздников.

Сегодня юлианский календарь в России называют «старым стилем». В настоящее время область его применения весьма ограничена. Им пользуются некоторые Православные Церкви - Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Русская. Кроме того, юлианский календарь применяется в некоторых православных монастырях Европы и США.

в России

В нашей стране вопрос о реформе календаря поднимался неоднократно. В 1830 году его ставила Российская Академия наук. Князь К.А. Ливен, занимавший в то время пост министра просвещения, счел это предложение несвоевременным. Только после революции вопрос был вынесен на заседание Совнаркома Российской Федерации. Уже 24 января Россия приняла календарь григорианский.

Особенности перехода на григорианский календарь

Православным христианам введение властью нового стиля доставило определенные трудности. Новый год оказался смещенным в когда любое веселье не приветствуется. Более того, 1 января - день памяти святого Вонифатия, покровительствующего всем, желающим отказаться от пьянства, а наша страна отмечает этот день с бокалом в руках.

Григорианский и юлианский календарь: отличия и сходства

Оба они состоят из трехсот шестидесяти пяти дней в обычный год и трехсот шестидесяти шести в год високосный, имеют 12 месяцев, 4 из которых по 30 дней и 7 по 31 дню, февраль - либо 28, либо 29. Разница заключается только в периодичности наступления високосных лет.

По юлианскому календарю високосный год наступает через каждые три года. В этом случае получается, что календарный год длиннее астрономического на 11 минут. Другими словами, через 128 лет появляется лишний день. Календарь григорианский тоже признает, что четвертый год является високосным. Исключение составляют те годы, которые кратны 100, а также те, которые можно разделить на 400. Исходя из этого, лишние сутки появляются лишь через 3200 лет.

Что нас ожидает в будущем

В отличие от григорианского, юлианский календарь более простой для летоисчесления, но он опережает год астрономический. Основой первого стал второй. По мнению Православной церкви, календарь григорианский нарушает очередность многих библейских событий.

В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, православные церкви, которые используют первый из них, будут отмечать Рождество с 2101 года не 7 января, как это происходит сейчас, а восьмого января, а с девять тысяч девятьсот первого года празднование будет происходить уже восьмого марта. В литургическом календаре дата по-прежнему будет соответствовать двадцать пятому декабря.

В странах, где к началу двадцатого века применялся юлианский календарь, например в Греции, даты всех исторических событий, которые произошли после пятнадцатого октября тысяча пятьсот восемьдесят второго года, номинально отмечают в те же числа, когда они случились.

Последствия календарных реформ

В настоящее время григорианский календарь достаточно точен. По мнению многих специалистов, он не нуждается в изменениях, однако вопрос о его реформе обсуждается уже несколько десятилетий. При этом речь идет не о введении нового календаря или каких-либо новых приемах учета високосных лет. Речь идет о перегруппировании дней в году таким образом, чтобы начало каждого года выпадало на один день, например на воскресенье.

Сегодня календарные месяцы насчитывают от 28 до 31 дня, длина квартала колеблется от девяноста до девяноста двух суток, причем первое полугодие короче второго на 3-4 дня. Это осложняет работу финансовых и планирующих органов.

Какие существуют новые проекты календарей

На протяжении последних ста шестидесяти лет предлагались различные проекты. В 1923 году был создан комитет по календарной реформе при Лиге Наций. После окончания второй мировой войны данный вопрос был передан в Экономический и Социальный комитет при ООН.

Несмотря на то, что их достаточно много, предпочтение отдается двум вариантам - 13-месячному календарю французского философа Огюста Конта и предложению астронома из Франции Г. Армелина.

В первом варианте месяц всегда начинается в воскресенье, а завершается в субботу. В году один день вообще не имеет названия и вставляется в конце последнего тринадцатого месяца. В високосном году такой день появляется в шестом месяце. По мнению специалистов, этот календарь имеет много существенных недостатков, поэтому больше внимания уделяется проекту Гюстава Армелина, согласно которому, год состоит из двенадцати месяцев и четырех кварталов по девяноста одному дню.

В первом месяце квартала тридцать один день, в двух последующих - по тридцать. Первое число каждого года и квартала начинается в воскресенье и завершается в субботу. В обычном году один дополнительный день прибавляется после тридцатого декабря, а в високосном - после 30 июня. Данный проект был одобрен Францией, Индией, Советским Союзом, Югославией и некоторыми другими странами. Долгое время Генеральная Ассамблея оттягивала утверждение проекта, а в последнее время эта работа в ООН прекратилась.

Вернется ли Россия к "старому стилю"

Иностранцам довольно трудно объяснить, что значит понятие "Старый Новый Год", почему мы празднуем Рождество позже европейцев. Сегодня появляются желающие осуществить в России переход на юлианский календарь. Причем инициатива исходит от вполне заслуженных и уважаемых людей. По их мнению, 70% российских православных россиян вправе жить по календарю, которым пользуется Русская Православная Церковь.



Похожие публикации