Звания монахов в монастыре. Иерархия русской православной церкви

Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви Пономарев Вячеслав

Степени церковной иерархии

Степени церковной иерархии

Клир (греч. клэрос – жребий), духовенство, причт – это совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.

Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными.

Церковнослужи? тельнизший клирик, над которым Таинство Священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, – алтарник.

Сейчас в обязанности алтарника входит:

1) возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения;

2) подготовка облачения для священников и дьяконов;

3) подготовка просфор, вина, воды и ладана;

4) разжигание угля и подготовка кадила;

5) помощь дьякону во время Причащения мирян;

6) необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб;

8) чтение во время богослужения;

9) колокольный звон до и во время богослужений.

Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами.

В первоначальной Церкви функции, аналогичные тем, что сейчас исполняют алтарники, были возложены на так называемых аколуфов, которые были низшими служителями. Слово «аколуф» означает «спутник», «служитель своего господина в пути».

Церковнослужители (нынешние алтарники) делились на несколько групп, имевших определенные обязанности :

1) иподьяконы (в древней Церкви – субдьяконы);

2) чтецы (псаломщики);

3) пономари;

4) певцы (канонархи) церковного хора.

Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8; 8). Сам Господь Иисус Христос, придя в Назарет, вошел в день субботний в синагогу, и встал читать (Лк. 4; 16).

Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов (лекторов) сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви – как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор (греч. анагност) становится должностным лицом в Церкви.

Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу «канонархами» (возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др.). Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц. Они разделялись на два клироса и управлялись «начальником хваления и молитвы». Господь Иисус Христос, Который не раз воспевал псалмы и песнопения с учениками-апостолами, освятил тем самым служение певцов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26; 30).

Священнослужители – лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать Таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы).

В Православной Церкви существуют три степени священства .

1. Дьякон.

2. Пресвитер (священник, иерей).

3. Епископ (архиерей).

Посвящаемый в дьякона получает благодать помогать при совершении Таинств . Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства , но и посвящать других для совершения Таинств .

Дьякон (греч. диа?конос – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их. Звание дьякона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян. 6; 3). С того времени дьяконское священнослужение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень Священства. Дьякона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеродьяконом, если он состоит в монашеском чине;

2) схииеродьяконом, если он принял схиму;

3) протодьяконом (первым дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве;

4) архидьяконом (старшим дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в монашестве.

К дьяконам обращаются «Ваше боголюбие», либо «отец дьякон».

Пресвитер (греч. пресви?терос – старец), либо священник, иерей (греч. иере?ос – священник) – священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств , за исключением Таинства Священства . В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в дьяконский чин. Священник «крещает, и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину». Пресвитер также не может совершать хиротесий и таких священнодействий, как освящение антиминса и освящение Мира. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестия. Священнику в церковной иерархии подчинены дьяконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению.

Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеромонахом (греч. иеромни?хос – священник-монах), если он состоит в монашеском чине;

2) схииеромонахом, если иеромонах принял схиму;

3) протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;

4) игуменом называется первый среди монашествующих (иеромонахов);

5) архимандритом, если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения);

6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму.

К священнослужителям принято обращаться следующим образом.

1. К иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие».

2. К протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие».

Неофициальное обращение к священнослужителям: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, «отец Алекси?й» (а не Алексей) или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»). Либо просто, как это принято в русской традиции, – «батюшка ».

Епископ (греч. епископос – надзиратель) – высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина – архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх (священноначальник) или святитель .

Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (по Первому Правилу святых Апостолов, должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея; по 60-му Правилу Карфагенского Поместного Собора 318 года, их должно быть не менее трех). Согласно 12-му Правилу Шестого Вселенского Собора (680–681 гг.), проходившего в Константинополе, архиерей должен быть безбрачен . Сейчас в церковной практике существует правило поставления в архиереи из монашествующего духовенства.

К архиерею принято обращаться следующим образом.

1. К епископу: «Ваше Преосвященство».

2. К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство ».

3. К Патриарху: «Ваше Святейшество».

4. К некоторым восточным Патриархам (иногда и к другим епископам) обращаются – «Ваше Блаженство».

Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко» (имярек).

Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней .

1. Викарный епископ (или хорепископ) – не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу (обычно митрополиту), который может дать ему в управление приход небольшого города или группы сел, называемый викариатством.

2. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией. К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии.

3. Архиепископ (старший епископ) управляет епархией большего размера, чем епископ данной Поместной Церкви.

4. Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.

5. Экзарх (первоначальствующий епископ) – обычно митрополит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. В Русской Православной Церкви, например, на данный момент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

6. Патриарх (отценачальник) – Предстоятель Поместной Церкви, высший чин церковной иерархии. К имени Патриарха всегда прибавляется полное наименование той Поместной Церкви, которой он управляет. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство церковной жизнью Поместной Церкви пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. Титул Патриарха установлен Четвертым Вселенским Собором, проходившим в 451 году в городе Халкидоне (Малая Азия). На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году, а в 1721 году упразднено и заменено на коллегиальный орган – Священный Синод. В 1918 году на Поместном Соборе РПЦ патриаршество было восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные Патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Из книги Православие. [Очерки учения православной церкви] автора Булгаков Сергей Николаевич

О ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ В 1 Кор. гл. 12-й ап. Павел развивает мысль, что Церковь есть тело Христово, состоящее из разных членов, причем, хотя все члены являются равноценными как члены одного тела, однако они имеют между собою различия по своему месту в теле, потому и дары

Из книги Святая Русь против Хазарии. автора Грачева Татьяна Васильевна

Сеть в борьбе против Иерархии Глобальная сеть невидимой Хазарии – это существующая параллельно видимому межгосударственному устройству теневое образование, которое стремительно себя материализует, обретает реальные геополитические очертания, вбирая осколки

Из книги Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви автора Мельников Федор Евфимьевич

Искание иерархии. Искание архиерейства. Старообрядческая древлеправославная Церковь, лишившись епископов вследствие их уклонения в никонианство, твердо и неизменно веровала, что Господь снова восстановит в Своей Церкви всю полноту священной иерархии. На

Из книги Том 2. Аскетические опыты. Часть II автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Вопрос начальника Правого крыла Кавказской линии генерал-лейтенанта Г. И. Филипсона и ответ Епископа о Кавказской кафедре по отношениям ее к Кавказскому Линейному казачьему войску. Значение Епископа и протоиерея в Православной церковной иерархии Его Преосвященству,

Из книги История русской церкви автора Никольский Николай Михайлович

Учреждение поповщинской иерархии Торгово-промышленный рогожский союз в первые 30 лет XIX в, выступил в новой, еще почти неслыханной в России, роли. Кошели и сундуки Рогожской и Таганки раскрылись для новых предприятий: в самой Москве и в ее окрестностях, в особенности в

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Христианский вызов автора Кюнг Ганс

Релятивированные традиции, институты, иерархии Разве не очевидно, что все это казалось скандальным для каждого благочестивого иудея? Это чудовищная релятивизация: здесь выражается равнодушие в адрес священнейших традиций и институтов нации. И разве одно это не

Из книги Личность и Эрос автора Яннарас Христос

Глава третья ОБ АНАЛОГИИ И ИЕРАРХИИ

Из книги Православно-догматическое богословие. Том II автора Булгаков Макарий

§ 173. Три Богоучрежденные степени церковной иерархии и их различие между собою. Эти три степени Богоучрежденной иерархии суть: первая и высшая - степень епископа; вторая и подчиненная - степень пресвитера или священника; третья и еще низшая - степень диакона (Простр.

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

§ 174. Отношение степеней церковной иерархии между собою и к пастве. Отношение этих чинов иерархии между собою и к пастве состоит в том, что епископ в своей частной церкви или епархии есть местоблюститель Христов (Правосл. испов. ч. I, отв. на вопр. 85) , и след. главный

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Степени церковной иерархии Клир (греч. клэрос – жребий), духовенство, причт – это совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.Низшая степень

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Учреждение монастырской иерархии 32. Кроме того, он письменно изложил ямбическими стихами заповеди, как следует исполнять каждому возложенное на него. Лучше же [сказать], текст этих стихов начинается с самого игумена, затем по порядку обнимает всех до самого

Из книги автора

Священная и правительственная иерархии Священная иерархия Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить

Из книги автора

Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число.48

Из книги автора

Степени правительственной иерархии и церковные должности Как видно из истории происхождения степеней правительственной иерархии, поначалу каждая из них была связана с определенным объемом властных полномочий, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась, и

В православии Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) и чёрное духовенство (монашество)

Чины белого духовенства:
:

Алта́рник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.
в обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря.Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами.Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Чтец (псало́мщик; ранее, до конца XIX — дьячок, лат. lector) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд — хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее — во священника и высшее — во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.

Иподиа́кон (греч. Υποδιάκονος; в просторечии (устар.) поддья́кон от греч. ὑπο — «под», «внизу» +греч. διάκονος — служитель) — церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана — орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла.Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.

Диа́кон (лит. форма; разг. дья́кон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников.

Протодиакон или протодьякон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Знаки отличия протодиакона — протодиаконский орарь со словами «Святъ, святъ, святъ».В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

Иере́й (греч. Ἱερεύς) — термин, перешедший из греческого языка, где первоначально обозначал «жреца», в христианский церковный обиход; в буквальном переводе на русский язык — священник. В Русской церкви используется как младший титул белого священника. Он получает от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать все Таинства, кроме Таинства Рукоположения священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов.

Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς — «первосвященник», из πρώτος «первый» + ἱερεύς «священник») — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви. Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию. При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль.

Протопресви́тер — высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквях После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам священства, как награда; не является отдельной степенью В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и Всия Руси.

Чёрное духовенство:

Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. ἱερο- — священный и διάκονος — служитель; древнерусское «чёрный диакон») — монахв сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом.

Иеромона́х (греч. Ἱερομόναχος) — в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.

Игу́мен (греч. ἡγούμενος — «ведущий», женск. игуменья) — настоятель православного монастыря.

Архимандри́т (греч. αρχιμανδρίτης; от греч. αρχι — главный, старший + греч. μάνδρα — загон, овчарня, ограда в значении монастырь) — один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей.

Митрополи́т (греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в Церкви.

Патриа́рх (греч. Πατριάρχης, от греч. πατήρ — «отец» и ἀρχή — «господство, начало, власть») — титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором.

В православной церкви существует народ божий, и делится он на три типа: миряне, церковнослужители и священнослужители. С мирянами (т.е. простыми прихожанами) обычно всем все понятно, но на деле это не так. Для многих (к сожалению, и для самих мирян) уже давно стала привычной идея бесправности и раболепства простого человека, но роль мирянина является самой главной в жизни церкви . Господь пришел не что бы Ему служили, но Сам послужил спасению грешников. (Мф. 20:28), и апостолам заповедал творить так же, но и простому верующему указал путь бескорыстной жертвенной любви к ближнему. Дабы все были едины.

Миряне

Мирянами являются все прихожане храма, которые не призванны к священнослужению. Именно из мирян Церковь Духом Святым поставляет на служение во все необходимые ступени.

Церковнослужители

Обычно этот тип служащих редко выделяется из мирян, но он существует и играет огромную роль в жизни Церкви. К данному типу относятся чтецы, певчие, трудники, старосты, алтарники, катехизаторы, сторожа и многие другие должности. Церковнослужители могут иметь явные отличия в одеждах, но могут и не выделяться внешне.

Священнослужители

Священнослужители обычно называются клиром или духовенством и делятся на белых и черных. Белое - это женатое духовенство, черное - монашествующие. Управлением в Церкви может заниматься лишь черное духовенство, не обремененное семейными заботами. Клир так же имеет иерархическую степень, которая указует на вовлеченность в богослужение и духовное окормление паствы (т.е. мирян). Например, диаконы лишь участвуют в богослужении, но не совершают Таинств в Церкви.

Одежды духовенства делятся на повседневные и богослужебные. Однако, после переворота 1917 года носить любую церковную одежду стало небезопасно и для сохранения мира было разрешено носить одежду светскую, что практикуется и по сей день. Виды одежд и их символическое значение будут описаны в отдельной статье.

Для новоначального прихожанина нужно уметь отличать священника от дьякона . В большинстве случаев отличием можно считать наличие наперсного креста , который носится сверху облачения (богослужебных одежд). Эта часть облачения отличается по цвету(материалу) и украшению. Самый простой наперсный крест - серебряный (у иерея и иеромонаха), далее золотой (у протоиерея и игумена) и иногда встречается наперсный крест с украшениями (драгоценными камнями), как награда за доброе многолетнее служение.

Некоторые простые правила для всякого христианина

  • Всякий, пропускающий многие дни богослужение, не может считаться христианином. Что естественно, ибо как желающему жить в теплом доме естественно оплачивать тепло и дом, так и желающему духовного благополучия естественно духовное делание. Вопрос, почему нужно ходить в храм, рассматриваться будет отдельно.
  • Кроме присутствия на богослужении существует традиция носить скромную и не вызывающую одежду (хотя бы в храме). Пока опустим причину и этого установления.
  • Соблюдение постов и молитвенных правил имеет естественные причины, так как грех изгоняется, как сказал Спаситель, только молитвою и постом. Вопрос, как поститься и молиться решается не в статьях, а в храме.
  • Верующему естественно воздерживаться от излишеств в слове, еде, вине, веселье и т.п. Ибо еще древние греки заметили, что для качественной жизни во всем должна быть мера. Не крайность, но благочиние, т.е. порядок.

Верующие должны помнить, что Церковь напоминает о порядке не только внутреннем, но и внешнем, и это касается всех. Но так же не нужно забыть, что порядок - дело добровольное, а не механическое.

Священно- и церковнослужители.

Совершители Богослужения разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

1. Священнослужители — лица, над которыми было совершенно таинство Священства (рукоположение, хиротония), в котором они получили благодать Святого Духа совершать Таинства (епископы и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы).

2. Церковнослужители — лица, получившие благословение прислуживать в храме во время Богослужения (иподиаконы, алтарники, чтецы, певцы).

Священнослужители.

Священнослужители делятся на три степени: 1) епископы (архиереи); 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы .

1. Епископ — это высшая степень священства в Церкви. Епископ является приемником Апостолов, в том смысле, что он имеет те же полномочия в Церкви, что и апостолы Христовы. Он:

— предстоятель (возглавляющий) общества верующих;

— главный начальник над священниками, диаконами и всем церковным причтом своей епархии.

Епископ обладает всей полнотой священнодействия. Ему принадлежит право совершать все таинства. Напр., в отличие от священника он имеет право:

рукополагать священников и диаконов , а несколько епископов (одному нельзя) возводить нового епископы. Согласно учению Церкви, апостольская благодать (т.е. дар священства), принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереев от самых апостольских времен, и таким образом в Церкви осуществляется благодатная преемственность;

освящать миро для таинства Миропомазания;

освящать антиминсы ;

освящать храмы (священник тоже может освящать храм, но только по благословению епископа).

Хотя все епископы равны по благодати, для сохранения единства и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах еще 34-м апостольским правилом некоторым из епископов дается право верховного надзора над другими. Отсюда среди епископов различают: патриарха, митрополита, архиепископа, и просто епископа.

Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется патриархом , то есть первым из епископов (с греческого patria — семья, племя, род, поколение; и arcwn — начинающий, начальствующий). Однако в целом ряде стран — Греция, Кипр, Польша и других, предстоятель Православной Церкви носит титул архиепископа . В Грузинской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви, Ассирийской Церкви, Киликийской и Албанской предстоятель носит титул – католикос (греч. [кафоликос] — вселенский, всеобщий, соборный). А в Римской и Александрийской (с древности) – папа .

Митрополит (с греч. столичный) – это глава крупной церковной области. Церковная область называется – епархия . Епархия (греч. область; то же, что лат. провинция) – это церковно-адменистративная единица. В Римско-католической Церкви епархии называются — диоцезами. Епархия разделена на благочиния, состоящие из некоторого количества приходов. Если епархию возглавляет митрополит, то её обычно именуют – митрополия. Титул митрополита является почетным званием (как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви), следующим после титула архиепископа, а отличительной частью облачения митрополита является белый клобук и зеленая мантия.

Архиепископ (греч. старший епископ). В Древней Церкви сан архиепископа был выше митрополичьего. Архиепископ управлял несколькими митрополиями, т.е. был главой крупной церковной области и митрополиты, управляющие митрополиями, были подчинены ему. В настоящее время в Русской Православной Церкви архиепископ это почетный титул, предшествующий еще более почетному сану митрополита.

Епископ, управляющий небольшой областью называется просто епископом (греч. [епископос] — надзирающий, надсматривающий, контролирующий; от [епи] — на, при; + [скопео] — смотрю).

Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются помощниками при других, старших архиереях; такие епископы называются викарными . Вика́рий (лат. vicarius — заместитель, наместник) — епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному архиерею.

2. Вторую степень священства составляют священники (пресвитеры, от греч. [пресвиc] — старший; [пресвитерос] — старейшина, глава общины).

Среди священников различают белое духовенство — священники, не приносившие монашеских обетов; и чёрное духовенство — монахи, рукоположенные в священный сан.

Пресвитеры белого духовенства носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры . Пресвитеры черного духовенства носят название: иеромонахи, игумены и архимандриты .

Протоиерей (от греч. [протос иереис] — первый иерей) — звание, которое даётся священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Это звание не дает никакой власти; протоиерей имеет только первенство чести.

Старший иерей Патриаршего собора в Москве называется протопресвитером .

Иереи из монахов называются иеромонахами . Старшие из иеромонахов, которым обычно поручено управление монастырем, называются игуменами и архимандритами .

Игумен (греч. [игуменос] — ведущий) — начальник, предводитель монахов. В древности, и в настоящее время во многих Поместных Церквах, игумен это начальник монастыря. Изначально игумен не обязательно был священником, позже его стали избираться только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера. В ряде Поместных Церквей, звание игумен используется как иерархическая награда. В Русской Православной Церкви так было до 2011 года.

Архимандрит (греч. [архи] — бук. начальник, главный, старший; + [мандра] — овчарня, загон (место на выгоне или пастбище, огороженное изгородью, куда загоняют домашний скот, предназначенное для отдыха и дополнительной подкормки), т.е. в переносном смысле начальник духовных овец) — это начальник большого или важнейшего мужского монастыря. В древности так назывались лица, возглавлявшие несколько монастырей, напр., все монастыри епархии. В особых случаях это звание дается как иерархическая награда. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и протопресвитера.

3. Третью степень священнослужителей составляют диаконы , в монашестве — иеродиаконы . Диаконы не совершают Таинств, а только помогают епископам и священникам при их совершении. Старшие из диаконов в кафедральных соборах называются протодиаконами , а старшие из иеродиаконов в монастырях — архидиаконами . Эти звания означают, первенство чести, а не власти.

Церковнослужители.

Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся:

иподиаконы (то есть помощники диакона);

чтецы (псаломщики);

певцы (дьячки);

алтарники (свещеносцы или пономари).

Виды Поместных Церквей .

Автокефа́льная Церковь (от греч. [автос] — сам + [кефали] — голова) — самостоятельная Православная Поместная Церковь, т.е. административно (канонически) полностью независимая от других Православных Поместных Церквей.

В настоящее время существуют 15 Автокефальных Церквей, которые, согласно диптиху, принятому в Русской Православной Церкви, расположены в следующей иерархии чести:

Константинопольская Православная Церковь (более 2 млн чел.)

Александрийская (более 6,5 млн. чел.)

Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)

Иерусалимская (130 тыс. чел.)

Русская (50-100 млн чел.)

Грузинская (4 млн чел.)

Сербская (10 млн чел.)

Румынская (16 млн чел.)

Болгарская (около 8 млн чел.)

Кипрская (420 тыс. чел.)

Элладская (Греческая) (около 8 млн чел.)

Албанская (около 700 тыс. чел.)

Польская (500 тыс. чел.)

Чехословацкая (более 150 тыс. чел.)

Американская (около 1 млн чел.)

Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской.

Автономная Церковь (от греч. [автономия] — самозаконие) Поместная Православная Церковь входящая в состав Автокефальной Церкви, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной Автокефальной (иначе Кариархальной) Церкви в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии.

Зависимость Автономной Церкви от Кириархальной выражается в следующем:

— предстоятель Автономной Церкви поставляется предстоятелем Кириархальной Церкви;

— устав Автономной Церкви утверждается Кириархальной Церковью;

— Автономная Церковь получает от Кириархальной Церкви миро;

— имя предстоятеля Кириархальной Церкви возглашается во всех храмах Автономной Церкви перед именем её предстоятеля;

— предстоятель Автономной Церкви подсуден высшей судебной инстанции Кириархальной Церкви.

В настоящее время существует 5 Автономных Церквей:

Синайская (зависима от Иерусалимской)

Финская

Эстонская (зависима от Константинопольской)

Японская (зависима от Русской)

Самоуправляемая Церковь – это как Автономная Церковь только более крупная и с более широким правом автономии.

Самоуправляемые в составе Русской Православной Церкви:

Русская Православная Церковь Заграницей

Латвийская

Молдавская

Украинская (Московского Патриархата) (с правами широкой автономии)

Эстонская (Московского Патриархата)

Белорусская (де-факто).

Самоуправляемые в составе Константинопольской Православной Церкви:

Западноевропейский экзархат русских приходов

Украинская Православная Церковь в Канаде

Украинская Православная Церковь в США .

Экзарха́т (от греч. [экзархос] — внешняя власть) в современном православии и католицизме восточных обрядов — особая административно-территориальная единица, зарубежная по отношению к основной Церкви, либо специально созданная для окормления верующих данного обряда в особых условиях.

В христианской новозаветной Церкви существуют три степени священства, установленные святыми Апостолами. Главенствующее положение занимают епископы, далее стоят пресвитеры - священники - и диаконы. Эта система повторяет устройство ветхозаветной церкви, где существовали следующие степени: первосвященник, священники и левиты.

Священнослужители для служения Церкви Христовой посредством таинства священства обретают благодать Святого Духа. Это позволяет свершать богослужения, управлять делами Церкви, учить людей через христианскую веру доброй жизни и благочестию.

Самый высокий чин в Церкви имеют епископы , получающие наивысшую степень благодати. Они также именуются архиереями - начальниками иереев (то есть, священников). Епископы имеют право осуществлять все без исключения Таинства и церковные службы. Именно епископы вправе не только совершать обычное Богослужение, но также рукополагать (или же посвящать) других православных в священнослужители. Также епископы, в отличие от других священников, могут освящать миро и антиминсы.

Все епископы равны друг другу по степени священства, однако наиболее заслуженные, старейшие из них именуются архиепископами. Митрополитами называют столичных епископов - в переводе на греческий язык «столица» будет звучать как «митрополия». Епископы древнейших христианских столиц именуются патриархами. Это епископы: Иерусалима и Константинополя, Александрии, Антиохии, и Рима.

Порой помощь одному епископу оказывает другой епископ. Второй из названных священнослужителей в данном случае именуется викарием (наместником).

Священный чин следом за епископами занимают священники . По-гречески их могут именовать пресвитерами или иереями. Эти священнослужители с епископского благословения могут совершать почти все церковные таинства и службы. Однако, не обходится и без исключений, которыми являются обряды, доступные лишь самому высшему священному чину - епископам. В таких исключения, прежде всего, входят следующие таинства: рукоположение на сан, а также таинства освящения антиминсов и мира. Христианская община, которую возглавляет священник, носит название его прихода.

Наиболее заслуженные и достойные священникам могут быть названы протоиереями, иначе говоря - главными иереями, первенствующими священниками. Главный протоиерей удостаивается звания протопресвитера.

Когда священник одновременно является монахом, его называют иеромонах - священник-монах , в переводе на современный русский язык. Иеромонахи, являющиеся настоятелями монастырей, носят звание игуменов. Иногда иеромонаха могут назвать игуменом независимо от этого, просто в качестве почетного отличия. Архимандрит - еще более высокое звание, чем игумен. Достойнейшие из архимандритов впоследствии могут быть избраны в качестве епископов.

Низший, третий по счету священный чин составляют диаконы . Это греческое название переводится как «служитель». Когда совершаются церковные таинства или Богослужение, диаконы служат епископам или священникам. Однако, сами диаконы не могут их совершать. Участие или присутствие диакона во время Богослужения не является обязательным. Соответственно, нередко церковные службы могут происходить и без диакона.

Отдельные диаконы, наиболее достойные и заслуженные, получают звание протодиакона - перводиакона, если выразить современным языком.

Если сан диакона получает монах, его, начинают называть иеродиаконом, из которых старшим является архидиакон.

Помимо названных трех священных чинов, в Церкви есть и другие, более низкие служебные должности. Это иподиаконы, пономари и псаломщики (дьячки). Хотя они и являются церковнослужителями, однако могут поставляться на должность без таинства Священства, а лишь по архиерейскому благословению.

Псаломщикам вменяется в обязанность чтение и пение как во время Богослужения в храме, так и когда священник совершает духовные требы в домах прихожан.

Пономари должны созывать верующих к Богослужению посредством колокольного звона. Кроме того, от них требуется возжигать свечи во храме, оказывать помощь псаломщикам во время пения и чтения, подавать кадило и так далее.

Иподиаконы принимают участие лишь в служении архиереев. Они одевают архиерея в церковное облачение , а также держат светильники (которые называются дикирий и трикирий), подавая их архиерею, благословляющему молящихся.



Похожие публикации