Свято николо шартомский мужской монастырь. Введеньё

Николо-Шартомский мужской монастырь с. Введенье Шуйского района. Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Тезу. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Случилось это событие в царствование Василия Темного. В ознаменование чудесного образа угодника Божия тогда же, на месте явления иконы, основан был монастырь, и в ХIV веке обитель Николо-Шартомская становится известною. В это время получил большую известность игумен Никон, который много потрудился над благоустройством обители. Храмов в обители было четыре. Главный из них - древний соборный, во имя Свт. Николая Чудотворца, построенный в половине 17 века. Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в ХVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. В 1897 году эти две иконы по благочестивому обычаю стали носить по домам жителей Иваново-Вознесенска. В обители, кроме упомянутого образа Святителя Николая, писанного на каменной доске и почитающегося древнейшим, пользуется известностью и другая икона этого святителя, писанная на дереве.

В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды. Не обошли монастырь и беды. В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь возводится в камне.

В начале 1920-х годов Николо-Шартомский монастырь был закрыт. Ценная утварь и иконы реквизированы, библиотека и оставшая часть икон сожжены. Строения монастыря стали использоваться под хозяйственные нужды. Осенью 1990 года древний Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. Сейчас монастырь преображается молитвами и трудами насельников и, конечно, помощью благотворителей. Настоятелем - священно архимандритом этой мужской обители является Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий, который постоянно вникает во все нужды обители. В руководстве обителью Владыке помогает назначенный им наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). В обители более 100 человек братии. Монастырь имеет подворье в Иванове, в г. Шуе и поселке Палех. В подворьях с благословения Владыки Амвросия ведется духовно-просветительская работа, проводится воспитательная работа посредством исповеди, внебогослужебных бесед.

В конце 1990-х годов по благословению Владыки Амвросия в Иванове монастырь вел строительство храма «Всех Скорбящих Радость», который находится в котловане на месте взорванного в 1970-е годы храма с одноименным названием. Также в городе Иванове открыт в качестве монастырского подворья храм преподобного Сергия Радонежского в бывшем детском саду, переданном монастырю городской Думой. Кроме храма здесь расположены и братские кельи.

Нина Мартынова



Находящийся в селе Введенье Свято-Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. Первое документальное упоминание об этом храме относится в 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Вид монастырь имел в древности иной, чем теперь. Существующее ныне каменное пятиглавое здание было построено, если верить отметке на одном из его крестов, в 1651 году, открыто 27 апреля по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Сфапиона. В 1654 году монастырь от молнии сгорел до основания, а ранее неоднократно разорялся поляками и литовцами. Монастырь во Введенье, возведён в стиле византийско-русской архитектурной школы. Это ансамбль церковных зданий и сооружений. Самое высокое из их числа - отдельно стоящая пятиярусная колокольня. Рядом с ней - величественная Никольская соборная церковь, построенная в 1651 году. Спустя 27 лет сооружена просторная (с кельями и трапезной) Казанская церковь, а вместе с ней и маленькая повседневная церковь - храм Григория Акрагантийского. Надвратная Преображенская церковь, имеет несколько обособленную усадьбу. Заложена она была раньше всех своих соседок (имеется в виду каменный вариант) - в 1626 году, а открыта только в 1813-м.

Комплекс монастырских строений строг и выразителен, что вполне отвечает духу древнерусского зодчества. Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выровнены карнизом более позднего происхождения. Массивные четырехгранные пилоны поддерживают световой барабан и своды внутри. Внутренних стены собора, своды и грани пилонов были расписаны фресками. В 20 м от северо-западной стороны собора устремилась ввысь пятиярусная колокольня. В начале 19 века она была перестроена и воспринимается памятником архитектуры более поздней поры. Между тем в тех нижних ярусах можно увидеть формы, свидетельствующие о древнем происхождении. В западной и южной сторонах Николо-Шартомкого монастыря рассоложены кельи и переходы в трапезную Казанской церкви, которая имеет два придела. Несомненны архитектурные достоинства надвратной Преображенской церкви. В ней, как и в монастырской колокольне два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, - древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны реки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ним единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно. Ворота, судя по мощному основанию, завершались и тогда церковью, которая была перестроена в 1813 году. Преображенская церковь в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание.

Источники: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №1(3) 1981. Сайт Русская Цивилизация http://rustrana.ru



Шартомский Николаевский монастырь, 3 класса, в 13 верстах от города Шуи, около села Пулкова. Основан до 1425 года. Существует предание, что монастырь основан по случаю явления иконы святого Николая чудотворца при великом князе Василии Темном. Соборный храм в честь святого Николая чудотворца построен в 1650 году. Здесь находятся два древние образа святого Николая чудотворца — один на дереве, другой — изображенный на каменной доске, и особо чтимая Казанская икона Божией Матери; с этими иконами совершается хождение по домам жителей города Иванова-Вознесенска для поклонения. Из памятников старины замечательны: царские резные ворота в церкви святого Григория; напрестольный деревянный крест в серебряной оправе, по преданию, дар святого Алексия, митрополита Московского; Острожская Библия, печатанная в 1580 году, и прочее.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Введенье (Введенское, Пупки). Расположено по обоим берегам небольшой речки Молохта, неподалеку от ее впадения в Тезу. Образовано из двух сел: собственно Введенье (правый берег) и Пупки (левый берег), возникших в кон. 14 в. у пересечения реки и старой дороги из Костромы во Владимир. Первое известие о с. Пупки относится к 1425 г. - в грамоте нижегородской княгини Марии упоминается находящийся здесь Николо-Шартомский монастырь. По преданию, село было основано кн. Василием Темным, а в 16 в. служило вотчиной князей Горбатых-Суздальских (при монастыре находилось их родовое кладбище). Уже на раннем этапе Пупки имели преимущественно торговый характер в связи с учрежденными у стен монастыря Никольскими ярмарками. Сюда приезжали торговцы из Иванова, Васильевского, Дунилова, а также городов Нижегородского уезда. Разорения 1609 и 1624 гг. от польско-литовских войск и казаков не изменили деятельности местных жителей. Здесь жили портные, кузнецы, каменщики, плотники, сапожники и часовщики, что говорит об усилении, одновременно с торговлей, ремесленной деятельности населения. Ядром планировочной композиции села явился ансамбль Николо-Шартомского монастыря, расположенный на небольшом повышении рельефа у моста через реку при въезде со стороны с. Введенье. К северу от монастырских стен раскинулась обширная торговая площадь, к которой сходятся три улицы. Их направления определены дорогами на Дунилово (совр. ул. Северная), на Кохму (Мельничная), последняя ведет к переправе у бывшей монастырской мельницы, затем устремляется на юг, через мост в с. Введенье и далее в Шую. Оба селения - Пупки и Введенское (Введенье) - были приписаны к Николо-Шартомскому монастырю. Устроенная во 2-й пол. 18 в. купцами Рябовым и Талицким полотняная мануфактура была первой из возникших вскоре 10 ситценабивных фабрик в обоих селах. Одновременно существовало несколько свечных заводов.

Развитие планировочной структуры новыми порядками изб в северо-западном направлении с. Пупки послужило образованию второго посадского центра с небольшой площадью и двумя приходскими церквами: с приделом Параскевы Пятницы (1806) и (1843). , расположенных к северо-западу от торговой площади, в начале ул. Северная, значительно обогатил панораму села. К 1851 г. известность этого разросшегося промышленного села отразилась в именовании его Большими Пупками. Планировка правобережной части подчинена первоначальному руслу реки, вдоль которой, по дороге на Кохму, формировалась уличная застройка. Второй направляющей явилась дорога на Шую, подводившая к центральной части села, где прежде находился Введенский женский монастырь, приписанный к Николо-Шартомскому, но уже в 1764 г. упраздненный. На его месте в нач. 19 в. построили . Характерно, что для застройки обоих сел основным элементом является не река, а дороги; при этом дороги через селения функционировали только летом, зимой же транзитный проезд находился в трех верстах к востоку.

Расцвет промышленного производства отразился в увеличении каменной жилой застройки обоих сел. Наиболее интересны купеческие особняки, выстроенные в формах позднего классицизма, в северо-восточной части торговой площади с. Введенье. Однако уже в 1886 г. в связи с прокладкой железной дороги Шуя-Иваново Никольские ярмарки становятся менее популярными. В Пупках остается всего 41 двор с 216 жителями, одна ситценабивная фабрика, несколько лавок и один трактир. В дальнейшем застройка развивалась в районе текстильной фабрики, расположенной к северо-западу, в правобережной части. В 20 в. здесь были построены клуб, детский комбинат, школа, а также двухэтажные типовые дома. Современный генплан села, разработанный "Росгипрониисельстроем" в 1982 г., предполагает развитие жилой застройки в южном направлении, не затрагивая историческую часть.

Николо-Шартомский мужской монастырь, сер. 17 - 1-я пол. 19 в. Заложен в кон. 14 в. при впадении р. Шартома, от которой он и получил название, в р. Молохта, в 3 км выше современного местоположения. Вскоре после закладки деревянные сооружения были смыты половодьем к с. Пупки, где и произошло его окончательное основание. Авторитет этого крупнейшего и наиболее богатого монастыря Шуйского региона закрепила несудная грамота, выданная в 1506 г. великим князем Василием Ивановичем и подтвержденная в 1553 г. Иваном Грозным. Среди вкладчиков обители числились последние суздальские князья Горбатые, из их владений в монастырь были пожертвованы в 1535 г. дер. Чернцы, а в 1553 г. дворцовая вотчина Горицы. В его синодике поминались казненные в 1537 г. Иваном IV князья Пепинские, Хованские, Пронские, Палецкие. Монастырь владел соляными варницами в посаде Нерехта, кожевенными подворьями и крепостными в Пулковской волости. Сооружения монастыря, бывшие до сер. 17 в. исключительно деревянными, вначале сильно пострадали от литовского разорения в 1609 г., а затем погибли во время пожара 1645 г. Первым после пожара в 1649-51 гг. в центре территории появился кирпичный Никольский собор, сооруженный при содействии архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама. Его монументальные формы во многом ориентированы на архитектуру предшествующего столетия. Вскоре на южной границе монастыря, несколько западнее собора, на высоком подклете была поставлена церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери (1678) с примкнувшей к ней с запада церковью Григория Аграгантийского, ставшей впоследствии братской трапезной. Рядом с ними в 17 в. находился третий, деревянный, храм, перестроенный впоследствии в каменный во имя Дмитрия Солунского. Позднее он был упразднен, а на его месте в западной части здания устроено помещение ризницы, библиотеки и архива.

Деревянные Святые ворота с церковью Алексия-митрополита, расположенные в западной части ограды на одной оси с собором, были заменены впоследствии кирпичными, с церковью Сретения над ними. Тогда же к северо-западу от собора была поставлена колокольня с кельями в первом и втором ярусах. Таким образом, основная композиция ансамбля сложилась уже к кон. 17 в. В дальнейшем территория монастыря расширилась к северу и северо-востоку за счет стен и деревянных монастырских построек. Баня и другие хозяйственные сооружения были вынесены за южную стену ограды на берег реки. Своего расцвета монастырь достигает в 1-й пол. - сер. 18 в., когда в его подчинении находились восемь монастырей, среди которых такие, как приписанный в 1724 г. Троицкий в Шуе и приписанная в 1755 г. Воробьева пустынь близ с. Дунилово. Однако уже в 1764 г. большинство этих владений отбирается в казну, а сам монастырь по новым штатам переводится в третьеклассный. Пожар 1783 г. послужил поводом к обновлению комплекса. Особенно затянулось строительство на месте Сретенской церкви надвратного , оконченного только в 1813 г. В его композиции отразились как влияния барокко, так и позднего классицизма. К южному фасаду надвратной церкви примкнул одновременный настоятельский корпус, соединенный с ней внутренним переходом и соприкасающийся углом торцового фасада с церковью Григория Аграгантийского. С севера к надвратной церкви примыкает скромный двухэтажный корпус братских келий, построенный в кон. 1830-х гг. и переделанный в 1859-62 гг. Перестроенные в 1-й пол. 19 в. ярусы звона колокольни, а также новая каменная ограда с четырьмя невысокими угловыми башнями (из них уцелела лишь одна) принадлежат к заключительному, классицистическому этапу формирования монастыря. Сохранившиеся до настоящего времени постройки занимают юго-западную часть обширной, трапециевидной в плане территории монастыря, обнесенной оградой. Крупнейший архитектурный комплекс южного (владимирского) региона Ивановской обл., включающий ценнейшие постройки сер. 17 - 1-й пол. 19 в.

Основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. 17 в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Первоначальное завершение глав и кровли с позакомарным покрытием заменено в 18 в. Стены побелены по обмазке. К массивному основному объему, увенчанному мощным пятиглавием, примыкают три пониженные апсиды алтаря. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений 16 в. Плоскости боковых фасадов разделены относительно узкими лопатками на три прясла, отвечающих внутреннему членению собора; их ширина убывает с запада на восток. Верхняя часть прясел с дугами закомар (в средних помещены киоты), опирающихся на профилированные завершения лопаток, отделена несколько пониженным и раскрепованным на лопатках пояском. В центре каждого прясла помещены узкие арочные окна верхнего света, заглубленные в такой же формы амбразуры. В отличие от них, нижние проемы восточных прясел и окна апсид обведены рамочными наличниками с треугольными и килевидными завершениями. Главный вход в центре западного фасада выделен массивным арочным притвором с крупными ширинками на пилонах и поясками-полуваликами по краю цоколя и в архивольте. Арочный перспективный портал входа отличается от аналогичных на боковых фасадах большей нарядностью: он декорирован терракотовыми резными дыньками и профилированной базой. Высокие барабаны глав с небольшими полукруглыми кокошниками в основаниях обработаны аркатурно-колончатыми поясками и прорезаны узкими щелевидными окнами по сторонам света.

Интерьер крупного четырехстолпного храма производит впечатление двустолпного благодаря тому, что восточные столбы, как в ярославских храмах этого времени, слиты с алтарной преградой. Центральная глава опирается на продольные подпружные арки и дополнительные арочки, идущие в поперечном направлении. Для устройства малых глав в угловых ячейках также выложены маленькие арочки, примыкающие к стенам и основным подпружным аркам. Рукава креста перекрыты коробовыми и крестовым (западный) сводами. Апсиды алтарной части, сообщающиеся между собой, отделены от основного пространства невысокой стеной с тремя арочными проемами. В основании сводов проходит профилированный лепной карниз классицистического профиля, тянутые профили обрамляют проемы. Пол выстлан квадратными керамическими плитками. На восточной стене и в алтаре сохранилась клеевая роспись 1-й пол. 19 в. Основной объем расписан масляными красками в поел, трети 19 в. Утрачены некоторые композиции на стенах и почти все на сводах. Первоначальная роспись - выразительное произведение монументального искусства, в котором соединены барочные и классицистические черты. Живопись характеризуется тонкой манерой письма и изысканным колоритом, построенным на интенсивных фиолетово-красных, синих и золотисто-охристых тонах. В конхе центральной апсиды - композиция "Царь царем", в северной апсиде - "Великая жертва". На восточной стене в центре написана "Новозаветная Троица", а по сторонам от нее на охристом фоне - необычные гризайльные композиции "Распятие" и "Тайная вечеря" в серо-коричневых и бледно-фиолетовых тонах. На восточной стене изображены два евангелиста, два других - на западных гранях восточных столбов. Живопись в основном объеме - интересный пример росписи в духе позднего академизма. Сюжетным сценам здесь присущи грамотные уравновешенные композиционные построения, проработанные фоны и неяркий холодный колорит, в котором преобладают разбеленные синие, зеленые и желтые цвета. Более традиционны изображения святых, написанные фронтально в статичных позах. На стенах композиции расположены в три яруса. В верхнем (в люнетах) сохранились только "Коронование Богоматери" и "Рождество Богоматери". В среднем и нижнем ярусах помещены евангельские композиции и сцены из жития св. Николая. На западных столбах - изображения святых (в нижней части утр.); склоны арок и обрамления композиций декорированы орнаментальной плетенкой.

Соединены в одном здании, расположенном вдоль берега реки в южной части ансамбля. Теплая Казанская церковь с галереями и крыльцами на высоком подклете распространена к западу церковью Григория Аграгантийского с братской трапезной. Несмотря на значительные переделки (разрушена галерея и перетесан ряд проемов), здание сохранило первоначальный облик. Его композиция в целом напоминает тип поставленной на высокий подклет трапезной церкви в скромных формах суздальской архитектуры 17-18 вв. Казанская церковь выделена слегка повышенным, растянутым по оси север-юг глухим четвериком с декоративной главкой над пологой четырехскатной кровлей, а церковь Григория Аграгантийского отмечена только главкой как придел трапезной. Трехчастная апсида восточного фасада здания опирается на прямоугольный выступ подклета.

Скромное убранство фасадов составляют лопатки, отмечающие углы и членения основных объемов, ряд декоративных кокошников в завершении Казанской церкви и рамочные со щипцовым завершением наличники небольших арочных окон. Интерьер основного этажа Казанской церкви перекрыт поперечным лотковым сводом. Три арочных проема объединяют четверик с алтарной частью, перекрытой поперечным цилиндрическим сводом с лотками в торцах и конхами в апсидных нишах. Западная часть одностолпной трапезной перекрыта сложной системой коробовых сводов. В подклете своды коробовые, в западной части они опираются на мощный четырехгранный столб. Существовавшие ранее коробовые своды над западным притвором утрачены. В 17 в. стены Казанской церкви были расписаны, в 1858 г. производилось поновление росписей. Во втором этаже на своде основного объема сохранилась клеевая роспись сер. 19 в. - фрагмент композиции "Величит душа моя Господа". Церковь Григория Аграгантийского в обоих этажах представляет собой квадратную в плане одностолпную палату, перекрытую цилиндрическим сводом и освещенную тремя окнами на южном фасаде. Собственно церковь занимала только одну часть верхней палаты, в остальном помещении была трапезная. Подклетная часть использовалась для хозяйственных целей.

Церковь Преображения (надвратная) построена из кирпича и оштукатурена. Почти кубический объем с двумя арками ворот в первом ярусе завершается крупным восьмериковым барабаном (диагональные грани сужены) с граненым куполом и маковичной главкой. Остальные четыре глухие главы, также на граненых барабанах, размещены по углам основного четверика. Архитектура здания в основном характерна для эпохи классицизма, но граненые формы завершения и круглые окна указывают на устойчивость барочных приемов в провинции. Основу декоративного убранства западного фасада составляет двухъярусная композиция: над четырехколонным дорическим портиком с треугольным фронтоном в центре слабо развитого ризалита расположено трехчастное полукруглое окно (ризалит также завершается фронтоном). Алтарь на дворовом фасаде выделен ризалитом со скругленными углами. В первом ярусе ризалит прорезает широкая арка и окно нижнего света, вписанные в двухпилястровый фронтонный портик, во втором ярусе помещено полукруглое окно. Широкий гладкий пояс охватывает фасады под окнами второго света. Углы выделены пилястрами на высоту первого яруса. По обе стороны от центральной композиции на восточном и западном фасадах расположены круглые окна, обрамленные плоскими наличниками. Внутри помещения нижнего яруса перекрыты цилиндрическими сводами. В центре верхнего яруса подпружные арки и паруса передают нагрузку массивного светового восьмерика на четыре скругленных изнутри пилона, а вокруг них образован обход, перекрытый цилиндрическими сводами. Дверной проем в южной стене соединяет церковь с настоятельским корпусом, в северной - с кельями. Сохранились фрагменты гризайльной клеевой живописи 1-й пол. 19 в.

Колокольня расположена в северной части монастыря. Три восьмериковых яруса (нижний из них разбит на два полуяруса) поставлены на невысокий четверик и завершены высоким яйцевидным граненым куполом с люкарнами, который увенчан восьмигранным барабанчиком с луковичной главкой. При общей традиционной и даже несколько архаизированной композиции представляет собой памятник позднего классицизма. Об этом свидетельствует убранство фасадов и спокойное завершение. Два верхних восьмерика звона прорезаны арочными проемами, декорированными дорическими полуколонками и пилястрами. В остальном внешнее убранство состоит из лопаток, огибающих углы, и межъярусных поясков. Внутри ярусы связаны узкой внутристенной лестницей. В четверике основания устроена келья, перекрытая сомкнутым сводом.

Кельи братские, примыкающие с севера к Преображенской церкви, - двухэтажное, прямоугольное в плане здание, обращенное к селу протяженным фасадом в семь осей окон. Пропорции и ритм фасадных членений характерны для позднего классицизма. Интерьер корпуса утратил первоначальную планировку. Настоятельский корпус вытянут вдоль западной границы монастыря к югу от Преображенской церкви. Выстроен из кирпича, фасады оштукатурены и побелены. Двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой кровлей выполнен в формах позднего классицизма. Суховатый, хотя и не равномерный ритм девяти осей окон оживляют каннелированные пилястры и контрфорсы (на первом этаже). Интерьер корпуса не сохранил первоначального убранства. На втором этаже в центре расположена крупная палата, в торцах - небольшие помещения, связанные с ризницей и надвратной церковью.

Ограда, окружающая территорию монастыря, - кирпичная, относительно невысокая стена - выполнена в скромных формах зрелого классицизма. Широкие прясла разделены простыми лопатками с раскрепованным над ними фризом-пояском вверху. Из четырех угловых башен сохранилась только северо-западная. Массивная, двухъярусная (восьмерик на четверике), она завершена низким пологим шатром со шпилем. Нижний ярус до половины своей высоты декорирован широкими парными пилястрами по сторонам арочной ниши. Над ними помещены ромбические филенки. Грани четверика завершают треугольные фронтоны. Карнизы объемов состоят из нескольких прямых полочек.

Статья из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. часть 3".

Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии

Со временем монастырь теряет свое положение и значение. Реформа года, нанесшая удар по монастырям России, подорвала его материальное благосостояние. Были отобраны значительные монастырские владения, закрыты и обращены в приходские храмы и небольшие, подчиненные монастырю обители, среди которых были Шуйский Троицкий монастырь (сейчас городское кладбище), Козмодамианская пустынь во Владимирском уезде, Богоявленский мужской монастырь в Мстерской слободе, Городищевская пустынь Суздальского уезда, Казанский монастырь в Кохме. Обитель превращается в третьеклассный (самый низший класс) монастырь, со штатом в 12 монахов, управлявшийся уже не архимандритами, а игуменами.

Архитектура монастыря

Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в г. "изволением божиим" все сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные вновь возводимые постройки строились уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в.

Территория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня.

Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси.

Никольский собор сооружен в г. "усердием архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама"и через год был освящен. Он представляет собой кирпичный, пятиглавый, двустолпный, трех апсидный холодный храм, перекрытый системой крестовых и коробковых сводов. Планировочная структура - симметричная, осевая, пяти-частная. Из пяти световых барабанов только три находятся над основной частью. Апсиды продолжены до восточной пары внутренних столбов, Восточная стена не доходит до пола и опирается на своды, перекрывающие апсиды. Трехапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма. Декор фасадов скромный. Местоположение и форма архитектурных деталей связаны с формой конструктивных элементов. Окна второго света полуциркульные, без наличников. Окна первого света - с наличниками в виде сплошных полуваликов, завершенных килем. Три перспективных портала состоят из чередующихся четвертей и полуовалов. Северный портал украшен резными из белого камня "дыньками" и напоминает порталы Владимиро-Суздальского зодчество XII-XIII вв. Цоколь декорирован поребриком. Стены внутри оштукатурены, снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. На стенах сохранились остатки темперной живописи, относящейся к началу XIX в.

Преображенская (надвратная) церковь была заложена г., однако полностью построена и освящена лишь в г. Постройка кирпичная, типа "четверик на четверике", перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки. Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм. Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам.

Казанская церковь с трапезной построена и освещена в г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь - Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел. Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных - коробковые своды. Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел - с фигурными наличниками. Западная стена усилена контрфорсами.

Колокольня построена в XVIII в. Она относится к типу "восьмерик на четверике", четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные - деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. - украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками. Второй ярус - полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена ко-локольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком.

Адрес: Россия, Ивановская область, Шуйский район, с. Введенье
Основан в XIII веке
Координаты: 56°57"57.2"N 41°20"16.2"E
Святыни: икона блаженной Матроны Московской, икона великомученика Георгия Победоносца, икона Богородицы «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», икона Николая Чудотворца, икона преподобного Серафима, Саровского чудотворца, икона преподобного Сергия Радонежского, икона святой блаженной Ксении Петербургской, икона целителя Пантелеимона

На берегу реки Молохта, в 20 км к востоку от Иваново стоит один из древнейших российских монастырей. Мужская обитель расположена неподалеку от традиционных маршрутов Золотого кольца России , полностью отреставрирована и привлекает много туристов и паломников. На монастырской территории можно увидеть красивые храмы XVII-XIX веков, также познакомиться с жизнью православного подвижника, монаха-изографа XVII века Иакима Шартомского.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с высоты птичьего полёта

История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв.

По легенде, в XIII веке шуйская крестьянка нашла на месте впадения возле реки Шартомы небольшую икону, на которой был изображен лик Николая Чудотворца. На месте удивительной находки основали обитель.

Письменные источники упоминают монастырь в 1425 году. Удельная княгиня Нижегородских земель - Мария составила грамоту, разрешающую суздальской Спасо-Евфимиевой обители пользоваться некоторыми ее деревнями. Под этим документом поставлена подпись настоятеля монастыря – архимандрита Конона. Этот факт говорит о высоком положении обители, так как сана архимандрита удостаивались настоятели только самых крупных русских монастырей.

Известно, что жившие здесь монахи пользовались расположением российских государей. Василий III, Иоанн Грозный и Федор Иоаннович делали в монастырь вклады и даровали ему определенные привилегии. Например, в 1506 году обитель получила «несудимую» грамоту. В царском документе указывалось, что судить монахов и их настоятеля может только Великий князь или уполномоченный им боярин. В XVI веке Николо-Шартомская обитель стала очень влиятельной, и под ее началом находились девять небольших монастырей обширной Владимирской епархии.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с реки Молохта

Кроме царей, монахам помогали князья Пожарские, Хованские и Горбатовы-Шуйские. Процветанию обители способствовала также большая ярмарка, которую каждый год проводили под монастырскими стенами. Она начиналась 9 мая – в главный храмовый праздник. Приезжавшие купцы торговали здесь пушниной, лошадьми, железом, солью, тканями и мылом. На ярмарке продавались и изделия монахов – выращенные овощи, сшитая одежда и ремесленные изделия.

Иконописец и монах Иоаким Шартомский

В начале XVII века в обители поселился монах Иоаким. Считается, что монашеский постриг он принял на Ростовской земле и был одним из учеников преподобного Иринарха Ростовского. Иоаким вел затворнический образ жизни, годами носил вериги, много постился и отдавал свободное время молитве. Общий вес металлических оков на ногах, руках, а также тяжелых нательных крестов, которые Иоаким постоянно носил на теле, составлял более 150 кг.

В монастыре инок писал иконы. Для создания образов он использовал так называемый «грекофильский» стиль письма, сильно отличающихся от существовавших в те времена местных иконописных традиций. Работы Иоакима выполнены с большим мастерством и совершенно не похожи на образы, которые писали посадские ремесленники-богомазы. Искусствоведы предполагают, что Иоаким мог научиться живописному делу у кого-то из приезжих греков.

Слева направо: колокольня, собор Николая Чудотворца, на переднем плане церковь Спаса Преображения

В 1619 году Спасская церковь в Шуе получила от Иоакима Кипрскую икону Божией Матери. Через три года изограф написал икону Казанской Божией Матери для собора в Вязниковской слободе, которую заказала княгиня Ирина Милославская. Третью икону Иоаким создал для родного монастыря. Еще одну икону, на которой также была изображена Казанская Божия Матерь, инок написал для жителей Суздаля , В этот город монах ушел жить после Николо-Шартомского монастыря.

Все иконы, созданные Иоакимом, впоследствии были признаны чудотворными. Сегодня сохранилось две из них. Одна находится в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, а другая – в Вязниках. Преподобный Иоаким стал одним из самых почитаемых святых на Ярославской , Суздальской и Ивановской земле . Его также считают небесным покровителем Николо-Шартомской обители.

История монастыря XVII-XX вв.

Первая половина XVII века принесла обители немало бед. В Смутные времена ее разрушили и разграбили польско-литовские войска. Кроме того, захватчики угнали в плен всех монастырских крестьян. В 1624 году, когда монастырь только начал возрождаться, сюда пришли разбойники. Они убили нескольких монахов и забрали небогатую монастырскую казну.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, колокольня, церковь Спаса Преображения

В 1649 году произошел большой пожар, который уничтожил практически все монастырские постройки. После этого было принято решение отстроить обитель из камня и расположить храмы и кельи ближе к берегам Молохты.

Первым в 1651 году возвели пятиглавый Никольский собор. Вскоре в монастыре появился второй каменный храм – теплая церковь Казанской Божией Матери. Постройка надвратного Преображенского храма заняла больше века, и его освятили только в 1813 году. А завершила архитектурный ансамбль монастыря высокая колокольня-свеча.

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу, затронувшую абсолютно все храмы на территории страны. У монастыря отобрали обширные земельные владения, а подчиненные ему небольшие обители превратили в самостоятельные храмы. Сам же монастырь перешел в разряд третьеклассных. В нем жили монахи под управлением игумена. Братская община состояла из 12 бывших крестьян окрестных деревень. Иноки самостоятельно обрабатывали землю, выращивали хлеб и пасли крупный рогатый скот.

Собор Николая Чудотворца с колокольней

В XIX веке неподалеку провели железную дорогу, и ежегодные никольские ярмарки утратили свое значение. Поезда доставляли товары быстрее и дешевле, чем заезжие купцы по судоходным рекам. В связи с закрытием ярмарочной торговли, материальное положение монастыря значительно ухудшилось, и строительные работы здесь стали проводить только на частные пожертвования.

В 1920-х годах монастырь закрыли. Власти изъяли из него ценные богослужебные предметы и оклады икон, а сами иконы сожгли. Помещения использовались под зернохранилища и склады. В некоторых зданиях поселились местные жители. С годами весь монастырский комплекс обветшал и находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение строений и территории началось с 1991 года, когда их возвратили мужскому монастырю.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Территория монастыря окружена каменным забором с тремя башенками. Главный храм расположен в 30 м от Святых ворот. Это пятиглавый двустолпный Никольский собор, который был выстроен в традициях русско-византийского зодчества в 1651 году. Величественный храм отличается простотой форм, изяществом линий и скромным декором фасадов. Трехабсидный алтарь вдвое занижен по сравнению в основным объемом. Внутри храма сохранились остатки росписей начала XIX века.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Рядом с собором стоит четырехярусная колокольня, возведенная в XVIII веке. Из камня сделан только самый нижний ярус здания, а остальные ярусы - деревянные. Вверху высокое строение украшено пилястрами дорического ордена и колонами. А венчает колокольню барабан с луковичной главкой.

Зимний храм Казанской Божией Матери появился здесь в 1678 году. К нему примыкает трапезная и церковь, освященная в честь Григория Акрагантийского. Как и у главного собора, трехабсидный алтарь и трапезная в два раза ниже четверика храма. В 2007-2009 годах мастера из Палеха выполнили здесь внутренние росписи.

Святые ворота завершены живописной Преображенской церковью. Ее завершают восьмигранный барабан и одна главка. Фундаменты всех монастырских храмов выложены валунами, гранитом и белым камнем.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь действующий, и на его территории живут более ста насельников и монахов. Здесь есть собственные огород, тепличное хозяйство, яблоневый сад, кузница, столярная мастерская, коровник, конюшня, пасека, мастерская по литью колоколов и пекарня.

Шартомский мужской монастырь

Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи в с. Введенье, Шуйского района, Ивановской области. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Теру.

В отдаленной древности, среди мрачных Шуйских лесов, неизвестная рука положила основание Шартомской обители иноков. Обитель сия находится в двенадцати верстах от города Шуи, на север. - Близ ее находятся два торговые села, Введенское и село Большие-Пупки. Название свое обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (ныне Шахма), вливающейся, недалеко от монастыря, в реку Молохту. При слиянии сей последней с рекою Тезою и расположен монастырь.
Начальной причиной основания монастыря (что известно впрочем из народных преданий), - полагают явление иконы Святителя и Чудотворца Николая, бывшее еще до княжения Великого Князя Московского Василья Васильевича Темного.
По преданию, одна благочестивая крестьянка, придя за водой на р. Шартому, нашла небольшую иконку свт. Николая. Она отнесла ее домой, но наутро святой образ исчез. Чуть позже его обнаружили на болотистом месте прислоненным к кочке. Это событие и послужило причиной создания здесь обители. Икона явилась, как гласит предание, не на том месте, где ныне находится монастырь, а в некотором расстоянии, именно там, где теперь находится деревня Федосово, - на пространстве, покрытом в тогдашнее время непроходимым лесом, остатки коего видны и доселе.
Шартомский монастырь становится исторически известным с 1425 года. Это видно из духовной грамоты, данной, в 1425 году, Суздальскому Нижегородскою удельною княгиней Марией (во инокинях Марина), супругой князя Даниила Борисовича. Сия грамота дана была монастырю, на право владеть селом Омуцким. На ней подпись Шартомского архимандрита Конона.
В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре.
Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды.
В древности монастырь не однократно подвергался пожарам и другим бедствиям.
В 1619 году монастырь пострадал от набегов Литовцев, Поляков, Черкесов, Казаков и Русских мятежников. В допросных речах Шуйского земского старосты Федора Иванова, соборного попа Парфена Данилова, и всех Шуйских посадских людей, данных Суздальскому осадному голове Григорью Петровичу Мякишеву, сказано так: «В нынешнем 127 году, Польские и Литовские люди, Черкасы и с Вязников воры, и Казаки, в вотчине у Николы Чудотворца были, и войною по селам и по деревням стояли, и на монастыре, и монастырскую вотчину разорили; и в церкве образы обдирали и сосуды церковные брали, и ризы, и шапку архимандричью, и всю службу взяли, и лошади монастырския побрали, и рогатую скотину большую и малую побили, и братью, и служки, и крестьян посекли; и села монастырские пожгли; и хлеб стоячий и молоченой побрали; и всяким разорением монастырь и монастырскую вотчину разорили; и слуг и крестьян в полон поймали. - То наши и речи».
Около 1624 года монастырь был ограблен разбойниками. В это время было убито несколько монахов, и похищена монастырская казна.

Преподобный инок-иконописец Иоаким Шартомский

– один из самых чтимых в шуйской земле святых. Точные даты жизни его неизвестны, но можно приблизительно считать, что он жил в последней четверти 16 – первой трети 17 вв., преставился после 1634 года. Преподобный Иоаким известен как строгий монах-подвижник и выдающийся иконописец, написавший несколько икон, ставших чудотворными.

В 1645 году, при архимандрите Иоасафе, весь монастырь, как сказано в одном старинном акте, «изволением Божиим, от молнии, до основания выгорел».

С 1651 года прежде деревянный монастырь возводится в камне. Первое место между монастырскими зданиями занимает, по своему наружному великолепию и огромности, собор во имя Святителя Николая , Византийско-Русской архитектуры. В котором году, по какому случаю и чьим иждивением первоначально был построен сей храм - это отчасти известно из челобитной, поданной архимандритом Иоасафом Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу. В сей челобитной архимандрит Иоасаф объяснял Царю о том, как разбойники ограбили и убили монастырского волостного старосту Василья Родионова, посланного сбирать деньги на монастырские постройки. Из сего объясняется, что соборная церковь, равно как и самая обитель, после пожара от молнии, вновь построена на собранные, с монастырской волости, деньги,- усердием архимандрита Иоасафа и келаря, чернеца Варлаама.
Из надписи на соборном водружальном кресте видно, что он освящен в 1651 году, апреля в 27 день, по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Серапиона.
Из монастырской описи, составленной в 1821 году, видно, что при сем соборе был придел, во имя Иоанна Златоуста; но когда он уничтожен, - неизвестно.
Наружный вид храма представляет величественную священную простоту. Сложен из простого кирпича и забелен известью. Наружных украшений, кроме альфрескового изображения при входе в паперть по кирпичу иконы св. Николая с раскрытым Евангелием и благословляющей десницей, с Ангелами с обеих сторон, как бы в воздухе держащих эту икону, нет никаких. При входе во внутренность храма невольно чувствуешь благоговение к священной древности оного. Внутри храм расписан альфресковой живописью.
Вторая церковь теплая, во имя Казанской Богоматери , построена, по благословению святейшего патриарха Иоакима, Московского и всея России, и освящена в 1678 году, 25 августа. При оной церкви есть придел во имя Сретения Господня. В старину сия церковь имела совершенно другой вид; была с галереями и крыльцами, которых уже нет. Под церковью находятся монастырские кладовые.
К юго-западной стене Казанской церкви пристроена третья небольшая церковь, во имя Святителя Григория Акрагантийского (Некогда была здесь еще деревянная церковь, во имя св. Димитрия Солунского, которая после сломана и сожжена.), как бы в виде придела, но совершенно отдельная, за глухой стеной. При ней прежде была каменная обширная братская трапеза. Этот придельный храм, за ветхостью, был обращен под помещение ризницы и библиотеки.
Казанская церквоь с приделами из простого кирпича, снаружи забелена известью и, составляя как бы одно здание с придельными к ней с северо-западной стороны из кирпича братскими келлиями, имеет вид корабля.
Четвертая церковь, над западными святыми воротами, во имя Преображения Господня , была заложена еще в 1696 году, а освящена уже в 1813 году, на церковную и доброхотных дателей сумму.
Из бумаг монастырского архива видно, что святые ворота, в 1646 году, были построены деревянные, с церковью наверху, во имя св. Алексия Человека Божия.
Неподалеку от Никольского собора на северной стене ограды, в виде столба, устроена очень высокая восьмигранная каменная колокольня, весьма красивой наружности; о времени ее основания никаких исторических сведений не сохранилось.
Братские и настоятельские кельи довольно поместительны и крепки.
Кругом всего монастыря каменная невысокая стена, с четырьмя по углам круглыми небольшими башнями.
Вообще все почти монастырские здания каменные. Ныне Шартомский монастырь считается в третьем классе и управляется игуменами. Из монастырских грамот видно, что, с начала XV столетия до самого учреждения духовных штатов, и несколько после, он управляем был архимандритами.
Обитель сия древле была здесь в большом уважении. Это доказывают привилегии и грамоты. Из них известны следующие: в 1506 году от Великого Князя Василия Иоанновича монастырь получил несудимую грамоту, коею определялось судить архимандрита с братией только самому Великому Князю или его боярину. В этой грамоте сказано: «Наши наместницы и их тиуны, проведчики и заводчики, поборов своих у них не берут, и не въезжают к ним ни по что; а ведает и судит архимандрит с братиею своею, сами во всем, - или кому прикажут. А случится сместной суд тем их людям, с городскими людьми, или со становыми или волостными: и наместники мои и волостели, и их тиуны судят с архимандритом, с братиею, или их прикащик с ними судит; а прав-ли, виноват-ли будет монастырской человек: - и он в правде или в вине виновен архимандриту с братиею, или их прикащику. А кому будет чего искать на архимандрите с братиею, или их прпкащике: и то сужу я, Князь Великий, или мой боярин. Так-же есьми их пожаловал: боярские люди и иные, никто к их людям на пиры, и на братчины незваны к ним пити не ходят; и кто к ним на пир и братчину придет пити, не зван: и они того вышлют вон безпенно; а непойдет вон, и учнет пити сильно, а учинитца у них тут какова гибель: и тому та гибель платити вдвое, без суда и без распросов. А кому прилунится у них стати,- и они с собой корм свой и конской купят, по цене, как ему продадут». Подобная грамота дана была, в 1553 году, Царем и Великим Князем Иоанном IV. По сей грамоте приписаны были к монастырю деревни , из отчины князей Горбатых. Царь Феодор Иоаннович, бывши еще Великим Князем прислал свою защитительную грамоту Шартомскому архимандриту Максиму. Кроме сих привилегий и грамот, Шартомским архимандритам представлена была честь являться в Москву, ко двору Государеву, после Николина дни (летом) для поднесения Царю святой воды и просфоры.
Шартомский монастырь имел у себя 1472 души крестьян в Пулковской и Хрипелевской волостях. По Нерехотским (Костром. губер.) писцовым книгам Павла Волынского (1627 года) значится, что в посаде Нерехте принадлежали Шартомскому монастырю соляные варницы. Это место доселе известно там, под названием Векши.
До 1766 года, как видно из документов, хранящихся в монастыре, монастырь пользовался доходами с ежегодной Никольской ярмарки, которая происходила и ныне производится при монастырских стенах, от 6 по 12 мая. Эта ярмарка весьма значительна прежде была по огромному количеству привозимых сюда разных товаров и приводимых Казанских лошадей. Доходами с ярмарки ныне пользуются частные лица, которые приобрели это право от казны покупкой. Впрочем из доходов своих, владельцы жертвуют часть и в пользу монастыря. В 1842 году привезено было сюда товаров на 340 тысяч руб. сереб.
До учреждения штатов, Шартомскому монастырю подчинено было шесть монастырей: 1) , мужской монастырь, который и сам имел настоятельство архимандричье; 2) , Владимирской губернии; 3) , бывший в Мстерской слободе; 4) Городищевская пустынь, Суздальского уезда, ныне упраздненная; 5) в Кохме; 6) Введенский женский монастырь, что при селе Введенском (В прилежащих в монастырю селах, Введенском и Пупках, находится десять ситцевых и других набивных фабрик, на которых в год вырабатывается товару на сумму до 200 тысяч руб. серебром.). Все сии монастыри ныне уже не существуют.
По своей древности в Шартомском монастыре заслуживают особенное внимание следующие вещи:
1) Образ Грузинской Богоматери, Строгановского письма; в Шуйской стороне он почитается редким, и едва-ли есть еще где-нибудь подобные иконы.
2) Два изображения Святителя и Чудотворца Николая, почитаемые современными самому монастырю; одно изображение на каменной дске.
3) Напрестольный крест, серебряный, с мощами: св. Апостола Луки, Архидиакона Стефана и других святых; приложен в 1731 году, каким-то жителем царствующего града Москвы, в память по жене жертвователя Анне и прочим прародителям.
4) Напрестольный крест, деревянный, в серебряном окладе; на одной стороне оклада вырезаны слова в роде монограммы. Говорят, что крест сей приложен святителем Алексием митрополитом Московским.
5) Деревянный крест, с изображением на нем разных священных предметов; - обложен серебром и позолочен, с следующею надписью: «построил в дом Николая Чудотворца, Шартомскаго монастыря, духовник святейшаго Питирима патриарха, черной поп Иоасаф, лета 7192, месяца марта в 14 день».
6) Антиминс, написанный по голубому холсту, с подписью Суздальского митрополита Иллариона, лета 7196.
7) Евангелие, в лист, обложено серебром и позолочено; напечатано при Царе Петре Алексеевиче и патриархе Адриане, в 7207 году; оно приложено тщанием и радением (как сказано в подписи) святейшего патриарха Феофилакта Иерусалимского; - слова сии вырезаны вязью по краям досок.
8) Евангелие, в лист, обложено серебром, 1698 г.
9) Напрестольное Евангелие, печатано при Царе Алексее Михайловиче; приложено священником Ионою, 1668 года.
10) Евангелие, обложенное материей; приложено дворянином Карпом Каземировым с детьми своими, 1660 года марта 1 дня.
11) Евангелие, писанное уставом, так называемое Юсовое, в четвертую долю листа, времен Царя Иоанна Грозного; - доски на нем обложены материей, от времени уже полинявшей; к доскам прикреплены с обеих сторон медные кресты и четыре Евангелиста. Оно приложено, как видно из подписи, Суздальским архиепископом, ученым и знаменитым Гречином, Арсением Эласунским.
12) Книга Иоанна Спасателя Лествицы, приклад (в 1652 году) первой супруги Царя Алексия Михайловича, Марьи Ильиничны, из рода Милославских. На сей книге следующая надпись: «в дом Великаго Чудотворца Николая, в Шартомский монастырь, благочестивая и Христолюбивая Царица и Великая Княгиня Мария Ильинична книгу, глаголемую Иоанн Лествичник, приложила, при архимандрите Макарие, да келаре, старце Пахомие».
13) Псалтырь, приложенная Суздальским и Тарусским митрополитом Илларионом.
14) Житие Св. Сергия Радонежского Чудотворца, напечатанное в Москве, «а приложил Шартомский архимандрит Иона, лета 7150 июля в 8 день, по своих родителях».
15) Библия, напечатанная при благочестивом Князе Василие Константиновиче, воеводе Киевском Маршалке, земском старосте Волынском и Владимирском и прочих; напечатана в Богоспасаемом граде его отчизном Остроге, многогрешным рабом Божиим Иваном Федоровым сыном Москвитиным, в лето от С. М. 7088, а от Воплощения Бога-Слова нашего Иисуса Христа 1580, месяца июля в 12 день».
16) Хоругвь XVI или XVII столетия, шитая серебром, золотом и шелком, по белой, весьма плотной тафте; на обеих сторонах оной вышит лик Казанской Богоматери; кругом лика вылит вязью тропарь Богородице Казанской. Предание говорит, что хоругвь сия вышита одною из наших цариц или царевен; - и можно верить, ибо художествами такого рода, как видно из летописей, наши царицы и царевны любили заниматься; и трудами рук своих нередко они украшали храмы Божии.
17) Два колокола: первый из них, древнейший, с следующею надписью: «Лета 7134 года мая в 20 день дали сей колокол, вклада к Николаю Чудотворцу, в Шартомский монастырь: старец Савватий дал тридцать три рубля да старец Стахей дал двенадцать рублей четырнадцать алтын, по своим родителям и по своей душе; а весу 15 пуд, три гривенки». Второй колокол вылит в Москве мастером Федором Моториным при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах, лета 7193.
18) Три надгробные камня, лежащие около Соборного храма. На первом из них можно прочесть только нечто, наприм: «лета 7135»; на втором, что он положен над прахом рода капитана Скрябина 1725 года; на третьем старинная витиеватая надпись, свидетельствующая об игумене Викторе.
19) В ризнице хранятся две медные печати. По виду, можно отнести их к началу и концу XVII века;- на одной из них надпись: «черной поп Федор»; далее нельзя разобрать; сверху приделаны к ней ушки. На второй печати с одной стороны изображена корона, а с другой изображен в стоячем положении человек, против коего сидит птичка на ветке; - на этой же стороне ключ и около него четыре буквы: «П. Н. К. К.». Подобные сим печати в старину употреблялись духовниками, вместо исповедных записей.
20) Из письменных памятников здесь сохраняются несколько старинных столбов; как-то: благословенная грамота Святейшего Патриарха Иоакима, данная на освящение храма Казанской Богородицы, 7186 года; челобитная Шартомского архимандрита Иоасафа Царю Алексею Михайловичу, о пограбленных разбойниками деньгах, и о большом пожаре, происшедшем от молнии; сей пожар уничтожил монастырь до основания. Сия грамота писана в 1645 году. Грамота преосвященного митрополита Суздальского Иллариона, за подписью его руки, о дозволении построить Сретенские ворота, 7194 года; Несудимая грамота Великого Князя Василия III Иоанновича, 1506 года; жалованная грамота Царя Иоанна Грозного; грамота охранная, против притеснения монастырских вотчин князьями Несвицкими;- дана Царем Феодором Иоанновичем 1584 года; наконец самая важная рукопись - это письмо Святителя Воронежского Чудотворца Митрофана, писанное его рукою.
Кроме сего, в монастырской кладовой хранятся старинные вещи; как-то: медные и оловянные кружки, братины, ковши, облачения, шитые жемчугом, и проч.
21) Синодики: первый - древнейший из всех Шартомских синодиков. Года на нем не означено; но, судя по предисловию и послесловию, его должно отнести к княжению Василия III Иоанновича, или по крайней мере сына его Иоанна Грозного. Этот синодик на пергамене, с заглавием, написанным вязью, красною краской, сверху и по краям обложен довольно грубыми бордюрами, разрисованными краской и киноварью; от долговременного употребления закапан воском. Заглавие его начинается так: «помяни, Господи, души усопших раб своих и рабынь, почивших прежде века сего от Адама и до сего дне»; далее писано полу-уставом, где упоминаются Благоверные Князья Смоленские и Ярославские - Федор, Давид и Константин; Благоверные Князья Василий и Константин; Великий Князь Иван, Великий Князь Иван же, Великий Князь Василий, во иноцех Варлаам, Великая Княгиня Соломония, Великая Княгиня Елена; - далее внесены роды разных Великих Князей. Конец синодика утрачен. Второй Синодик писан на голландской лощеной бумаге, в лист, в 1661 году; вязь в заголовке писана красною краской, - устав киноварью и чернилами; книга украшена многими рисунками и виньеткой и переплетена в черной коже. По содержанию предисловия видно, что этот синодик есть противень с древнейшего синодика, подобного вышеописанному. Составлен этот синодик, может быть, в малолетство Иоанна Грозного, при матери его, правительнице, Великой Княгине Елене (из рода князей Глинских). Доказательством сему предположению служат вписанные здесь имена князей, казненных в 1537 г., как-то: Ленинских, Хованских, Пронских и Палецких. Как из истории известно, - сии князья были боярами и сановниками при дворе несчастного князя Андрея Иоанновича Старицкого, родного дяди малолетнего Иоанна IV (Князь Андрей скончался в темничном заключении, за измену свою против Государя и племянника своего). Далее вписаны имена князей: Пожарских, Гундоровых, Горбатых и Лопат-Пожарских. Синодик начинается следующим образом: «книга, глаголемая синодик, сиречь помянник; помяни, Господи, души усопших раб своих и рабынь и всех православных христиан; помяни, Господи, святейших вселенских патриархов: патриарха Иоава, п. Ермогена, п. Филарета, п. Иоасафа (двух), п. Иоасафа, п. Питирима». Далее другим почерком и чернилами написано имя Святейшего Патриарха Никона (вероятно, имя Никона вписано при Царе Феодоре Алексеевиче); потом имена Патриархов - Иоакима и Адриана. За сим следуют Великие Князья и Княжны, Цари и Царицы от св. Владимира до кончины Царя Алексея Михайловича. Отсюда начинается уже - 1) роды князей, вкладчиков сего монастыря, князей Ленинских; кн. Михаила, во иноцех Закхея, кн. инок. Александры, кн. Пимена, Авксентия, княж. Соломониды, кн. Василия, кн. Марьи и других; 2) род князей Пожарских: кн. Иоанна, кн. инока Феодорита, княг. инок. Марфы, кн. Михаила, кн. инока Васьяна, кн. Иоанна, кн. Феодора и других; 3) род князей Пожарских-Лопат: кн. Петра, кн. Бориса, кн. во иноцех Феодосии; 4) род князя Никиты Андреевича Хованского: кн. Петра, кн. инока Боголепа, кн. Андрея и других; 5) род князей Горбатых: Иоанна, Василья и Димитрия, завещавших в Шартомский монастырь свою отчину, где и прах их покоится. На конце синодика следующая приписка, обведенная красивой виньеткой: «лета 7169-го, Суздальскаго уезда, Николы Чудотворца Шартомскаго монастыря, при архимандрите Павле, начата бысть сия книга, глаголемая синодик; писана трепетною берною рукою, десницею греховною, пленницею, много-грешным рабом, того-же Суздальскаго уезда, Дорковские десятины, вотчины князя Якова Кунденетовича Черкасскаго, села Васильевскаго, Троицким дьяконом Иваном». Третий синодик есть новейший; в нем написаны имена вкладчиков, дворян: Скрябиных, Теприцких, Марковых, Сытиных, Пестриковых, Каблуковых, Секериных, Лазаревых, Языковых, Ошаниных и проч.; некоторые роды купцов (Ярославских, - Калашниковых; Ростовских - Титовых; Шуйских - Носовых, Корниловых, Воиновых; Кинешемских,- Грязновых, Талановых, Роговых и проч.), мещан и крестьян. Оглавление сего последнего синодика следующее: «Сей синодик писан, Суздальскаго уезду, Шуйской округи, в обитель Святителя и Чудотворца Николая, Шартомскаго монастыря, при игумене Викторе и с братиею, от доброхотных дателей, к той обители вкладчиков, по упоминовению родов их. Сей синодик написать соизволяется; совершен 1788 года июня 20 дня». Внизу подлинная подпись игумена Виктора.
Во владении монастыря теперь находятся, после упраздненной Городищенской пустыни, пахотная и покосная земли, находящиеся в Суздальском уезде, при селе Давыдовском. Земля сия отдается в арендное содержание. При самой обители есть выгонные и лесные дачи, и мукомольная мельница о двух поставах, на реке Молохте.
Братии по штату положено: игумен, пять иеромонахов, два иеродиакона и четыре послушника; - всего 12-ть человек.

Прилагаю здесь список настоятелей, бывших в сем монастыре, от 1425 по 1847 год, с означением времени их начальствования. Список извлечен мною из монастырских бумаг и из архивов Шуйских присутственных мест.
а) Архимандриты:
1) Конон 1425 г.; 2) Михаил с 1458 г.; 3) Иоанникий 1463 г.; 4) Константин 1506 г.; 5) Тихон 1538 г.; 6) Иона 1553 г.; 7) Геласий 1578 г.; 8) Максим 1585 г.; 9) Тихон 1618 г.; 10) Феодосий 1623 г.; 11) Варсонофий; 12) Онисифор 1630 г.; 13) Тихон 1631 г.; 14) Варсонофий 1635 г.; 15) Иоасаф 1645 г.; 16) Макарий 1652 г.; 17) Павел 1661 г.; 18) Савватий 1668 г.; 19) Иона 1671 г.; 20) Нафанаил 1675 г.; 21) Симеон 1678 г.; 22) Матфий 1684 г.; 23) Александр 1700 г.; 24) Павел 1710 г.; 25) Сильвестр 1714 г.; 26) Нафанаил 1724 г.; 27) Андроник (наместник) 1735 г.; 28) Лев 1736 г.; 29) Кирилл 1738 г.; 30) Макарий 1742 г.; 31) Феодосий 1756 г.; 32) Филарет 1757 г.; 33) Феофилакт 1759 г.; 34) Варсонофий 1760 г.; 35) Иоасаф 1761 г.; 36) Димитрий, 37) Кирилл (оба ректора семинарии) 1762 г.; 38) Иоанн 1764 г.; 39) Анания 1767 г.
б) Игумены:
40) Венедикт 1768 г.; 41) Соломон Доброгорский (ректор семинарии) 1771 г.; 42) Арсений Изографов (префект сем.) 1773 г.; Порфирий 1776 г., 44) Арсений 1776 г.; 45) Иоасаф 1780 г. (Сей игумен неизвестно кем убит в монастыре, на 29 августа 1786 года; это замечено в монастырском синодике.); 46) Виктор 1786 г.; 47) Гавриил 1798 по 1822 г.; 48) Филарет 1825 г.; 49) Макарий 1828 г.; 50) Назарий 1829 г.; 51) Аарон (казначей) с 1830 г.; 52) Иларион (эконом) 1844 г.; 53) Алексей 1845 года.
11 января 1866 г. награждены набедренниками иеромонахи Измаил и Гавриил (Влад. еп. Ведомости. 1866).
18 января 1866 г. послушник Николо-Шартомского м-ря Александр Николаевский определен на причетническое место к Шуйской Спасской церкви.

/Борисов, Владимир Александрович (1809-1862). Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. Сост. соревнователем Имп. Моск. о-ва истории и древностей рос. Владимиром Борисовым. - Москва: тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1851./

«Воззвания от Николо-Шартомского монастыря .
Благочестивые Христиане, усердные благотворители и любители благолепия снятых храмов Божиих!
Николаевский Шартомский монастырь, единственный в Шуйском уезде, Владимирской губернии, исторически стал известен с 1425 года. Важное значение и уважение, каким он пользовался еще древле, доказывают Великокняжеские грамоты и разные привилегии, ему даваемые. Синодики свидетельствуют о множестве вкладчиков и благотворителей святой обители: знаменитых князей, важных бояр и дворян. Но много и бедствий претерпел монастырь: страдал от набегов литовцев, поляков и иных злобных людей, страдал многократно от пожаров, истреблявших его до основания, - однакож Божиею милостию, по ходатайству Угодника и Чудотворца Николая доселе существует.
Нужд в отношении утвари и ризницы церковной монастырь почти не имеет: равно и содержание братии, при хозяйственном порядке и собственных трудах иноков, достаточно. Но холодный соборный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая в этой обители, с самого построения своего не возобновляемый, так обветшал, что обитель своими средствами, без посильной помощи благочестивых жертвователей, решительно ничего не может сделать для поддержки его и исправления. Иконостас огромной величины весь почернел и постепенно разрушается; стенное писание, назидательное для благоговейных чувств; богомольцев, все выцвело и прогорело от вре-мени; железная крыша на соборе также очень давно не крашена и требует неотложного исправления.
В недавних еще годах, а именно с 1867 по 1871 год Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Александровна обратила высокие свое внимание на сей монастырь, с целью обновления храмов Божиих, и каждогодно из собственной своей канцелярии присылала в оный по 50 руб. Ревностный тогда настоятель о. Илларион, ныне настоятель Переславского Данилова монастыря, при означенной и иных благотворителей помощи, возобновил теплую церковь во имя Казан-ской Божией Матери и украсил оную переделкой и позолотой вновь иконостаса и стенного живописью.
При преемнике его, покойном о. Петре, по некоторым обстоятельствам, обновление главного холодного собора во имя Святителя и Чудотворца Николая не имело никакого движения. В настоящее время к этому делу приступлено. Благословение и разрешение местного благоговейнейшого и глубокоуважаемого Архипастыря Антония с признательностью и надеждою на исполнение получено и для правильного ведения сборных сумм принята книга.
Любители благочестия и благотворительности - усердные Христиане! Николо-Шартомская обитель смиренно просит Вас принять носильное участие в настоящей ее нужде и посодействовать предпринятому ею делу, чем кто может. Будьте уверены,- ваши благодеяния будут присно воспоминаемы в обновленном храме пред престолом Господа, и Господь мздовоздаятель, по молитвам великого Угодника Своего, Святителя и Чудотворца Николая, вознаградит вас сторицею и здесь - на земле, а паче там - на небе!
Строитель Николо-Шартомскаго монастыря Иеромонах Владимир.
Казначей Иеромонах Паисий.
Иеромонах Иоанникий.
Иеромонах Парфений.
Пожертвования могут быть высылаемы на имя строителя Николо-Шаршомшио монастыря, Иеромонаха Владимира, в г. Шую, Владимирской губернии» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 18, 15 сентября 1874 года).
В заречной части города Шуи находилась часовня, принадлежащая Николо-Шартомскому монастырю.
В конце XIX в. монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако не смотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя - Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно "хирела" и в предреволюционные годы уже относилась к третьему классу.

В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с. Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз "Шуйский") разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг.
Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря стоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения с 1960 г.



Возобновление обители

Осенью 1990 года Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Православной Церкви. При настоятельстве архиепископа Амвросия работы по восстановлению обители возглавил наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). Из руин и полного запустения, с нескольких послушников началось возрождение обители, ее духовное становление. С каждым годом число насельников, приходивших с самых разных концов страны, увеличивалось.
Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х гг., их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени - монастырская братия.
В августе 1993 года во время своего пребывания в Ивановской епархии Свято-Николо-Шартомский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил всех насельников и посетил два монастырских подворья - Воскресенский Собор в Шуе и палехский Крестовоздвиженский храм.

Святыни

Главными святынями монастыря считались явленный образ свт. Николая и Казанская икона Казанской Божией Матери, написанная в XVII в. затворником Шартомской обители прп. Иоакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. С 1897 г. было установлено совершать крестные ходы, обнося эти святыни по домам жителей г. Иванова и ближних деревень.




Список , хранящаяся в Свято-Николо-Шартомском монастыре

Подворья

Храм Покрова Божией Матери (г. Шуя, пл. Союзная, 1)
Храм прп. Алексия человека Божия (г. Шуя, ул. Маяковского, 1 в)
Храм Успения Божией Матери (г. Шуя, Осиновая гора)
Храм Вознесения Господня (г. Шуя, ул. Завокзальная, д. 1)
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий.
Храм Владимирской иконы Божией Матери (Шуйский р-н, с. Введенье)
Храм Вознесения Господня с приделом мученицы Параскевы Пятницы (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий
Храм апостола и евангелиста Иоанн Богослова (Шуйский р-н, с. Введенье), не действующий
Храм великомученицы Варвары (Приволжский р-н, г. Плес, ул. Варваринская, 19А)
Храм святого великомученика Георгия (Шуйский р-н, с. Зеленый Бор)
Храм пророка Божия Илии (г. Гаврилов Посад, ул. Пионерская, д. 14)
Храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение» (Шуйский р-н, близ деревни Большие Дворишки)
Троицкий храм (с. Чернцы, Лежневского р-на)
Храм Преображения Господня (Тейковский р-н, с. Обезово), не действующий
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Тейковский р-н, с. Обезово), не действующий
Успенский храм (Шуйский р-н, д. Клещевка, школа-интернат при Николо-Шартомском монастыре)

Введенский женский монастырь

Село Введенское, на речке Молохте, от уездного города () находится в 12 верст., а от губернского города (Владимир) в 120 верстах.

В старинные времена при сем селе существовал женский монастырь, именовавшийся по имени храма Введенским; время основания его неизвестно. До 1733 г. монастырь был приписан к Николаевскому Шартомскому монастырю, близ которого находился.
Упразднен при Екатерине II при учреждении штатов в 1764 г., церковь обращена в приходскую.
В селе две каменные церкви: холодная и теплая; колокольня при них каменная же.


Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм


Слева Владимирская, справа Введенская церкви

Холодная церковь построена в 1807 году усердием прихожан.
Престолов в ней два: главный - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и придельный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Теплая церковь построена в 1845 г. также усердием прихожан.
Престолов в сей церкви три: главный - в честь Владимирской иконы Божией Матери и придельные - в честь Успения Божией Матери и в честь Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. и хранится в церкви.
Земли при сей церкви: усадебной 1368 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины.
Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 19 руб. 25 коп., от земли 20 руб., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 855 руб., а всего в год до 925 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.
Приход: село и деревни; Федосово, Жары, Десятская, Павлово, Теплинцево, Захарьино, Желтоносово, Лобаниха, Белягино, Матрохино, Данильцово, Софронцово, Панкратцево, Антоново, Погорелки, Новое, Волгасиха, Жирохово, Родионцево, Кухтино и Колесницы. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 268, душ мужского поля 1074 и женского пола 1201 душа; в том числе раскольников: мужского пола 7 душ и женского пола 11 душ.

/Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c./
.

Copyright © 2017 Любовь безусловная



Похожие публикации