Локомотивной бригаде по эксплуатации установки УПС-ТПС (Пожарная сигнализация). Стандарты на интегрированные системы безопасности - взгляд разработчика Упс тпс руководство по эксплуатации

  • Речные портативные УКВ радиостанции
  • Прочие станции УКВ
  • Приемники Navtex
  • РЛО / SART
  • Стационарные станции УКВ
    • Морские станции
    • Речные станции
    • Прочие
  • Морское радиооборудование – оборудование, предназначенное для охраны человеческой жизни на море, обеспечения безопасности мореплавания, управления работой флота и передачи общественной и частной корреспонденции. Для эффективного использования радиооборудования на судах необходимо знать его принципы построения, технические характеристики и особенности эксплуатации. В зависимости от района плавания к морскому радиооборудованию выдвигаются различные требования.

    А1 – в зоне действия береговых УКВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ.
    А2 – в зоне действия ПВ-радиотелефонных станций с использованием ЦИВ, исключая район А1.
    А3 – в зоне действия спутников ИНМАРСАТ, исключая районы А1 и А2.
    А4 – за пределами районов А1, А2, А3.
    Таким образом, радиооборудование на судне состоит из трех комплексов: аппаратура УКВ-диапазона, аппаратура ПВ/КВ-диапазона и судовая земная станция (СЗС) системы ИНМАРСАТ. Вне зависимости от районов плавания на каждом судне должны быть установлены: УКВ-радиоустановка, РЛО (радиолокационный маяк-ответчик), приемник НАВТЕКС, АРБ (аварийный радиобуй), портативные аварийные УКВ-радиостанции.

    Радиооборудование на судне должно удовлетворять требованиям ГМССБ, указанным в правилах РМРС (Российского Морского Регистра Судоходства) и РРР (Российского Речного Регистра). На каждом судне должен быть размещен запасной источник питания, с помощью которого радиооборудование могло бы обеспечивать связь при бедствии в случае поломки или повреждения главного и аварийного источников энергии. При переходе от одного источника питания к другому, должна срабатывать световая и звуковая сигнализации. Для работы и ремонта оборудования предоставляется техническое обслуживание, которое выполняет следующие процедуры: доставка до места установки, хранение (при необходимости) и установка. Все эти этапы должны выполняться в соответствии с инструкциями в технической документации.

    Качество радиооборудования представляет собой совокупность показателей, определяющих его соответствие современным требованиям науки и техники. К показателям качества прибора относят надежность, эксплуатационные характеристики, экономичность, безопасность, дизайн и т.д. Многие показатели имеют числовое значение и, по существу, определяют эффективность применения любого оборудования на судне.

    На судах водоизмещением свыше 500 р.т. должно быть не менее трех УКВ переносных станций и двух радиолокационных ответчиков. На судах водоизмещением от 300 до 500 р.т. - две станции и 1 РЛО. Также рекомендуется оборудовать суда аппаратурой для приема факсимиле.

    В каталоге товаров компании Вы можете ознакомиться с различными моделями и марками мировых производителей радиооборудования и сделать необходимый заказ.

  • НАВИГАЦИЯ
    • Компасы гироскопические
    • Компасы магнитные
    • Картплоттеры
    • Лаги
    • Метеодатчики
    • Приемники ГНСС GPS/GLONASS
    • Радиолокационные станции
    • Репитеры
    • СКДВП (BNWAS)
    • Регистраторы данных рейса РДР/У-РДР
    • Автоматическая идентификационная система (АИС)
    • Системы приема внешних звуковых сигналов
    • Сонары
    • Спутниковый компас
    • Эхолоты
    • Авторулевые
    • Электронная картография
  • СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ
    • FleetBroadband
    • Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО)
    • Iridium (Иридиум)
    • Спутниковое телевидение
    • Терминалы BGAN
    • Терминалы VSAT

    Спутниковая связь на море в настоящее время является важным средством сообщения с берегом. Спутники различных операторов создают большое покрытие земной поверхности, что обеспечивает связь из любой точки земного шара.

    На судах, поднадзорных классификационным сообществам, используется как обязательное к установке спутниковое оборудование, так и как дополнительное. На небольших судах, катерах, яхтах, спутниковое оборудование используется по усмотрению владельцев и в основном для выхода в интернет.

    Типы оборудования:

    Терминалы Inmarsat LRIT, SSAS (ОСДР, ССОО) – это морское спутниковое оборудование, обязательное для установки на пассажирские, коммерческие и грузовые суда с районами плавания А2, А3, А4.
    - Судовая Система Охранного Оповещения - позволяет отправлять скрытый сигнал тревоги в случае нападения на судно. ОСДР или LRIT - это система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии.
    - Терминалы FleetBroadband – это оборудование морской системы спутниковой связи, дающие широкополосный выход в интернет, обеспечивающие спутниковую телефонную связь, передачу SMS сообщений.
    - VSAT – оборудование, обеспечивающее высокоскоростную передачу данных через спутниковый интернет, что позволяет организовывать даже видеоконференции на борту.

    Так же для этих целей используются терминалы BGAN, отличающиеся от оборудования FBB и VSAT компактностью, мобильностью и скоростью связи.
    Из узкоспециализированного спутникового морского оборудования на судах используются: станция спутниковой связи, антенна приема TV сигнала и, для дальних районов плавания и телефоны, работающие через спутниковые системы связи таких операторов, как Iridium, Inmarsat и Thuraya.

  • АВТОМАТИКА
    • Кренометры
    • Системы автоматики NAVIS
    • Системы автоматики Praxis
    • Системы автоматики МРС
    • Системы контроля расхода топлива
    • Датчики
    • Системы автоматики АБС
    • Системы автоматики Валком

    1. Обслуживание, сервис и ремонт судовой электроавтоматики:
    - автоматика систем дистанционного управления главных двигателей;
    - автоматика судовых электростанций;
    - ремонт и настройка систем ГЭУ;
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации главных двигателей (Wartsila, MAN, MAK, SKL);
    - ремонт, наладка и проверка автоматики и аварийно-предупредительной сигнализации вспомогательных и аварийных дизель-генераторов (Volvo Penta, Scania, Deutz, CAT).

    2. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования общесудовых систем:
    - ремонт, наладка рулевых устройств и автоматики авторулевых;
    - ремонт, наладка, комплексная проверка систем пожарной сигнализации;
    - автоматика котельного оборудования;
    - автоматика систем топливоподготовки;
    - автоматика систем водоподготовки;
    - автоматика систем очистки сточных вод.

    3. Обслуживание, сервис и ремонт электрооборудования палубных механизмов.

    4. Разработка и согласование проектной документации при модернизации и переоборудовании судовых систем автоматики.

    5. Капитальный, средний и текущий ремонт электродвигателей и генераторов любой мощности. Ремонт и настройка системы возбуждения генераторов, настройка параллельной работы генераторов.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНО
    • Гарнитуры и трубки
    • Гидростаты
    • Запасные части для КВУ
    • ЗИП для гирокомпасов
    • ЗИП для тифонов
    • Магнетроны
    • Преобразователи и распределители
    • Системы безбатарейной связи
    • Системы пожарной безопасности
    • Судовые дисплеи и ПК
    • Судовые тифоны
    • Элементы питания (АКБ)
    • Блоки Питания
    • Дополнительные блоки
  • Часть 2


    Технический директор ЗАО "Компания Безопасность"

    В первой части этой статьи были описаны причины, по которым было необходимо разработать стандарт на интерфейс взаимодействия подсистем в составе интегрированной технической системы безопасности (ИТСБ). Кроме того, был определен интерфейс, который предпочтительно стандартизовать, и введены понятия "техническая подсистема" (ТПС) и "управляющая подсистема" (УПС).

    Напомним, что в существующих реализациях интегрированных систем безопасности УПС, как правило, входит в состав одной из подсистем (обычно это системы контроля доступа - СКУД) или в состав системы управления доступом и охранной сигнализации (СУДОС) и неравномерно интегрирована с аппаратурой - наиболее тесно с "родной" подсистемой и в минимальном объеме с подсистемами сторонних производителей.

    Именно интерфейс между ТПС и УПС и предполагается стандартизовать (с целью обеспечения достаточно высокого уровня интеграции УПС), а также с подсистемами сторонних - по отношению к УПС - производителей.

    Требования к предполагаемому стандарту

    Стандарт должен описывать:

    • стандартные средства и способы взаимодействия УПС и ТПС в составе ИТСБ;
    • типовые (базовые) функциональные возможности для основных видов ТПС;
    • средства описания специфических способностей данного типа ТПС;
    • способ и порядок поставки и подключения новых ТПС и УПС к ИТСБ.

    Взаимодействие ТПС и УПС в составе ИТСБ

    Соответствующий раздел должен описывать используемые протоколы связи и форматы данных, передаваемых в реальном времени между УПС и ТПС.

    Здесь же необходимо описать варианты состава ТПС, исполнения и особенности связи с ТПС в каждом случае.

    К этому же разделу относятся способы представления информации о составе данного экземпляра ТПС, адресах связи с отдельными составными частями ТПС. Должны быть доступны информация о настройке и текущих параметрах всех элементов ТПС и конкретные параметры связи с нею.

    Типовые (базовые) возможности ТПС

    В самом стандарте, а также в качестве дополнений к нему должны иметься описания базовых понятий, заведомо известных разработчикам всех УПС и ТПС. Именно за счет наличия таких понятий все УПС смогут работать с любой ТПС почти без настройки.

    Такие описания предлагается называть профилями: базовый профиль, описанный в составе самого стандарта и включающий в себя самые основные понятия, и тематические профили -отдельные для каждого вида подсистем (например, системы контроля доступа, охранной сигнализации, телевидения и др.).

    Что же касается дополнительных понятий (возможностей), введенных в ТПС сверх описанных ранее в профилях, их эффективное использование возможно только при условии ручной настройки конкретной системы администратором, так как семантика данных возможностей может быть описана лишь человеческими понятиями и не может быть легко подвергнута автоматическому анализу.

    Описание возможностей ТПС

    Каждая конкретная ТПС должна иметь и предоставлять для УПС (как минимум на этапе настройки) информацию, описывающую ТПС, общую для всех подсистем данного типа (описание типа ТПС).

    Следует отметить, что общая (типовая) информация может быть предоставлена производителем ТПС разработчику УПС заблаговременно и использована для ручной оптимизации взаимодействия конкретной УПС с ТПС данного типа. Однако для универсальной УПС неприемлемо, если она (без такой оптимизации непосредственно разработчиком УПС) не сможет реализовать базовой достаточной функциональности взаимодействия с ТПС. То есть "хорошая" универсальная УПС, соответствующая предполагаемому стандарту, обязана уметь сама настраиваться на новые ТПС после развертывания, совершенно без участия разработчика УПС и с минимальным участием администратора (наладчика) ИТСБ.

    Способ подключения новых ТПС и УПС

    Стандарт должен описывать предполагаемую процедуру, последовательность действий при развертывании и подключении новых ТПС или УПС.

    Кстати, именно на этом этапе наиболее сложно решаются проблемы защиты информации. Кроме того, функции типа "plug-n-play", конечно, удобны для инсталлятора, но довольно трудоемки в реализации, а потому на первом этапе не представляются злободневными.

    Тем не менее процедура подключения ТПС к УПС (вручную или автоматически) должна пройти успешно под управлением инженера-установщика должной квалификации, причем требуемая квалификация не должна быть слишком высокой. Например, вполне достаточно квалификации системного администратора или старшего технического специалиста в службе безопасности целевого объекта. При этом необходимо четко описать, какая информация и в каком виде должна присутствовать в ТПС.

    Функциональные требования к разделу стандарта "Описание ТПС"

    В данном разделе дается подробное описание требований, используемых при разработке проекта стандарта. Наиболее сложными вопросами оказались способы описания ТПС, которые бы не ограничивали общность и возможность дальнейшего развития и притом не требовали бы чрезмерной работы от разработчиков как ТПС, так и УПС.

    С учетом того, что разработчики ТПС (занимающиеся периферийной аппаратурой), как правило, обладают меньшими возможностями по созданию программного обеспечения, а также того, что предположительно различных ТПС будет использоваться намного больше, чем УПС, особое внимание было уделено снижению требований к сложности ТПС.

    Описание типа подсистемы

    Описание типа ТПС - фактически "математическая модель ТПС", или, иначе говоря, модель предметной области.

    Наиболее общим способом описания модели предметной области является, пожалуй, язык UML. Однако отчасти вследствие своей общности, отчасти из-за ориентации на графическое представление для людей он не слишком удобен для создания описания ТПС, которое должно по возможности автоматически восприниматься УПС - программно-аппаратным комплексом, без участия человека.

    Ниже мы расскажем об основных понятиях, которые необходимо описать в модели предметной области (типа ТПС). Наиболее полно эти понятия реализованы в терминологии, принятой в объектно-ориентированном проектировании и стандартизованной OMG в виде языка UML.

    Необходимо упомянуть, что в той или иной мере средствами формального построения модели предметной области являются все формализованные языки - начиная от классических языков программирования (таких, как C или Java) и включая различные языки описания моделей или языки метаданных (такие, как CIM или IDL).

    Описание типа ТПС, то есть описание общих характеристик всех экземпляров подсистем данного типа, включает в себя:

    1.Выделение типов сущностей (например, "считыватель", "контроллер", "датчик"), которые можно рассматривать внутри ТПС, при этом для каждой сущности следует определить:

    • параметры (атрибуты) сущности, например "идентификатор", "состояние" и т.п.;
    • методы взаимодействия с сущностью (по инициативе УПС), например: "включить", "поставить на охрану";
    • события, возникающие в сущностях (асинхронно - с точки зрения УПС), например: "совершен проход", "тревога".

    2.Взаимосвязи между типами сущностей, например, датчик Протва является частным случаем охранного датчика.

    3.Взаимосвязи между экземплярами сущностей; например, "считыватель номер 17" ведет в "область номер 3".

    В терминах UML это означает, что в общем случае в состав существенных метаданных, описывающих ТПС, включены классы, их параметры, методы и события, а также опционально ассоциации между классами и категоризация классов, параметров классов, их методов и событий определенными ранее стереотипами.

    К числу сущностей, выделяемых внутри ТПС, как правило, относятся элементы аппаратуры ТПС, подлежащие настройке или контролю: контроллеры, датчики; порты или линии связи -иногда. Для простой ТПС на этом список сущностей может закончиться.

    Кроме того, к числу выделяемых в ТПС сущностей могут относиться логические понятия, такие как "точка прохода" и "шлюз". В некоторых ТПС они могут являться физическими, а в некоторых могут не иметь прямого соответствия "один в один" с конкретной аппаратурой. Например, понятие "точка прохода" может объединять в себе физически различные считыватель и датчик открывания двери, в том числе подключенные к разным контроллерам. Либо наоборот, один физический контроллер может реализовывать несколько логических точек прохода.

    Наконец, к числу сущностей могут относиться и понятия, вовсе не имеющие прямых аналогов в аппаратуре. Например, в СКУД это временной график (временная зона), уровень доступа, маршрут (область доступа), а в системе видеонаблюдения это может быть "область детектирования движения", видеопоток (видеоролик), схема трансляции (компрессии) видеопотока. В терминологии UML сущности называются классами.

    Параметры - это характеристики сущностей, набор которых одинаков у всех экземпляров сущностей одного типа, однако у разных экземпляров значения могут отличаться и меняться в течение всего времени их существования.

    Для параметров, особенно оперативного управления, желательно иметь возможность получать извещения об их изменении, инициированном иными операторами.

    Для некоторых параметров конфигурационной настройки (изменяемых редко, как правило, только при первоначальной настройке системы) желательно иметь возможность:

    1)настраивать их off-line (до включения аппаратуры ТПС или установления связи с ней);

    2)одной командой синхронизировать (загрузить) настроенные параметры класса в экземпляр класса;

    3)независимо получать значения "параметров из базы данных" и "фактических текущих значений параметров" для экземпляра класса.

    Стереотипы - метод разметки определенных в описании ТПС понятий по категориям. Например, классы могут быть помечены признаком "датчик охранный", независимо от вида и изготовителя, а в целях описания использования сущностей в АРМ "оперативное управление" классы могут помечаться стереотипами: "отображаемый на плане", "самостоятельно отображаемый в дереве сущностей".

    Типичным пользовательским требованием является дополнительное категорирование (группирование) экземпляров и типов системы на месте понятиями, специфическими для конкретного экземпляра развертывания системы. Такое категорирование может (и должно) осуществляться средствами УПС, а потому в рамках предполагаемого стандарта не рассматривается.

    Важнейшим способом применения стереотипов является разработка специализированных профилей (наборов стереотипов), описывающих специфику конкретного вида подсистем, или оборудования, описывающего понятия, типичные для некоторого класса подсистем. Например, профиль СКУД должен описывать ключевые для СКУД понятия (выбираем на основе ГОСТ 51241-98): идентификатор, считыватель, точка прохода, санкционированный/несанкционированный доступ.

    Специализированные профили не должны быть частью основного стандарта, хотя тоже должны устанавливаться управляемым образом, как приложения к стандарту. Они будут добавляться по мере появления новых широко признанных типовых понятий, применимых ко многим реализациям подсистем. Так, например, по мере расширения области применения биометрических систем к профилю СКУД может быть добавлен еще более специализированный биометрический профиль, определяющий такие понятия, как "биометрический идентификационный признак", понятия "идентификация", "верификация", "вероятность совпадения" и т.п.

    Такие профили должны являться файлами, заранее доступными всем разработчикам, но тем не менее пригодными и для автоматизированного подключения к любой УПС, даже если на момент ее разработки данного профиля не существовало (или он не был доступен разработчикам УПС).

    То есть специализированные профили, по сути, являются частью описания ТПС, доступного разработчикам УПС и рекомендованного для использования всеми разработчиками сходных ТПС.

    Аналогично базовые стереотипы, важные для первоначальной функциональности стандарта, можно выделить в набор под названием "базовый профиль". Второе название того же набора стереотипов - "профиль интеграции", так как основные входящие в него понятия не относятся к какому бы то ни было виду или типу оборудования, а устанавливают именно понятия, существенные для успешной интеграции. Например, понятие "подсистема", "точка доступа к ТПС", "сущность", "реестр сущностей" и т.д.

    Сводный список требований к описанию типа ТПС

    Описание типов сущностей (классов), входящих в ТПС, включает в себя в том числе следующие характеристики: параметры; методы; события; категоризация типа класса.

    Описание параметров классов и параметров методов классов должно дополнительно предоставлять:

    • категоризацию параметров (в том числе выделение параметров, описывающих связи между сущностями);
    • ограничение возможных значений (опционально).

    Возможные значения параметров, в случае перечислимого множества, также могут быть категоризованы.

    Описание событий должно позволять указывать их категоризацию, которая в любом случае должна строиться в иерархическую систему, восходящую к определенным ранее (в описании специализированного профиля) понятиям. При этом отнесение сообщения, параметра, класса к некоей категории должно означать возможность использования этого параметра, сообщения, класса в качестве вышестоящей категории (совместимость сверху вниз). В связи с этим категорирование предполагается производить исключительно на этапе разработки ТПС.

    Вся информация о возможных типах и их категоризации должна быть доступна off-line (на этапе конфигурирования системы на месте до ее запуска), но может быть недоступна на этапе разработки программного обеспечения (ПО).

    Информация о специальных профилях предположительно может быть (но не обязательно) доступна на этапе разработки ПО.

    Опционально следует предусмотреть возможность указания рекомендаций по оптимальному отображению событий в пользовательском интерфейсе (с параметрами) и объектов (с параметрами), а также отображению и настройке параметров методов.

    Описание экземпляра подсистемы

    Информация об экземпляре ТПС предоставляется уже на месте, в зависимости от фактической комплектации и настройки ТПС на объекте. Изменения от экземпляра к экземпляру заведомо не должны требовать вмешательства разработчика УПС (доработок собственно программного обеспечения). Адаптация к экземпляру ТПС должна осуществляться на месте простыми настройками УПС, доступными сотрудникам эксплуатирующей или иной организации, на основании открытых данных.

    Для конкретного экземпляра ТПС должна предоставляться информация о составе данного экземпляра ТПС (список экземпляров сущностей с указанием их типов и их идентификаторов), о настройке и текущих параметрах всех элементов ТПС, об адресах и параметрах связи с ТПС в целом.

    Функциональные требования к разделу стандарта "Процесс взаимодействия"

    В данном разделе необходимо описать не только собственно процесс обмена сообщениями (например, PPP, modbus или http-протоколы), но и процедуры инсталляции, модернизации, восстановления после сбоев.

    В частности, в процессе инсталляции и первичной конфигурации ТПС и УПС, они обмениваются основной информацией, необходимой для связи.

    Защита информации

    Уровень интерфейса УПС-ТПС характеризуется малым количеством клиентов у сервера ТПС и редким установлением/переустановлением связи. Список возможных контрагентов сервера ТПС меняется крайне редко (только при существенном изменении центральной УПС ИТСБ). Таким образом, достаточной является реализация простых механизмов защиты информации, а именно:

    • засекречивание потока данных путем канального шифрования (например, средствами SSL) или хотя бы путем физической защиты канала связи сервера ТПС с УПС;
    • аутентификация предварительно настроенных контрагентов.

    В рамках разграничения доступа к информации ТПС может осуществлять лишь следующие простые функции:

    • поддерживать список (хотя бы из 2) авторизованных контрагентов;
    • обеспечивать аутентификацию контрагентов. (Желательно, с помощью шифрации канала связи предопределенным ключом. Возможен классический вариант использования простого короткого сеансового ключа, передаваемого с помощью сложного длинного ключа аутентификации. Возможны и простые средства аутентификации, например, использование выделенного канала связи ТПС-УПС и физической защиты этой линии.)

    В качестве расширенных функций ТПС может предоставить возможность для каждого контрагента перечислить явно доступные:

  • типы сущностей, возможно, с детализацией до отдельных полей (методов, параметров, событий);
  • экземпляры (ИД) сущностей.
  • Механизм дистанционного распределения ключей и настройки списка авторизации может быть определен в дальнейших дополнениях к стандарту.

    До такого определения ТПС следует гарантировать невозможность изменения настроек авторизации без физического доступа к оборудованию ТПС. В противном случае необходимо организационно-техническими мерами обеспечить защиту канала связи УПС-ТПС. Такими мерами могут являться физически отдельный аппаратный брандмауэр/шлюз VPN либо иным образом физически локализованная и защищенная от физического доступа подсеть связи.

    Нефункциональные требования

    К числу существенных нефункциональных требований отнесем:

    • эффективность работы;
    • эффективность (простоту) реализации;
    • переносимость (в том числе на базовые защищенные компьютерные технологии);
    • масштабируемость на иерархические и глобальные системы.

    Эффективность

    Производительность интерфейса связи должна быть достаточной для работы в самом худшем случае. К счастью, самый худший предполагаемый случай для существующих систем ИТСБ -не более 100 событий/с.

    Требования исходят из одного из предполагаемых силовых сценариев вторжения (см. рисунок).

    Противник осуществляет постановку помех, в результате чего, например, все датчики первой линии периметра дают ложную тревогу. На фоне этих сигналов надо заметить единственный сработавший по делу датчик второй линии (мы надеемся, что датчики устроены по разным физическим принципам и не будут одновременно выведены из строя). При наличии 1000 датчиков (реальные объекты имеют на порядок меньше) и постоянной времени датчика 1 с (реальные датчики имеют на порядок больше) получаем 1000 событий/с (для реальных объектов - 10 событий/с).

    Второй типичный сценарий - события прохода на предприятии, в котором 10 000 человек проходят на смену за полчаса. Пиковая скорость прохода - 1000 чел/мин (16 событий/с).

    Много или мало - 100 событий/с? Много, если связь по каналу 9600 бод. А если используется уровень межкомпьютерной связи, 100 Мбит или 1 Гбит Ethernet, то 100 событий в секунду -это мелочи, это значит, что допускается до 30 кбайт на сообщение при 100 Мбит.

    Кроме того, 100 событий/с - это много, если используется микропроцессор 8 бит 2 МГц. А если Пентиум4 на 3 ГГц, то обработка одного сообщения может содержать миллионы операций.

    Простота реализации

    На первом этапе внедрения стандарта разработчики ТПС будут мало в нем заинтересованы. Они любят лишь те стандарты, которые уже широко признаны и которые позволяют легко расширять рынки сбыта.

    Поэтому, чтобы этап первичного внедрения прошел легко, нужно, чтобы разработчикам было легко реализовать требования стандарта. Нужны инструментальные средства (готовые библиотеки алгоритмов), литература, учебные курсы, доступные готовые специалисты. Стандарт не должен требовать существенной переквалификации от действующих сейчас разработчиков.

    Переносимость

    Наиболее интересным вопросом в переносимости является использование БЗКТ (базовых защищенных компьютерных технологий), то есть фактически систем на базе Linux.

    Кроме того, могут возникнуть задачи реализации стандарта на встроенных контроллерах, в том числе безоперационных систем вообще. Для такой реализации существенно наличие библиотек с открытым кодом на универсальных языках типа ANCI-C.

    Масштабируемость

    Еще одно требование к эффективности реализации - возможность масштабирования на длинные дистанции. В частности, на связи разнесенных на километры многих зданий, на связи разбросанных по странам и континентам филиалов с центральным офисом в Москве. Фактически сейчас известна одна технология, пригодная для такого масштабирования, - Интернет.

    Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии компьютерных сетей (локальных и глобальных) - это правильный выбор для стандарта.

    Поскольку мы говорим об интеграции подсистем в целом, то требование наличия в ТПС одного мощного устройства класса персонального компьютера - вполне приемлемо.

    Это не означает, что каждая ТПС должна иметь в своем составе компьютер. Хотя почти всегда так и есть. Просто для каждой ТПС должен быть разработан "драйвер ТПС", после чего, вероятно, на одном компьютере будут размещены несколько драйверов разных ТПС. Впрочем, стоимость одного компьютера - самое меньшее из зол в цене системы.

    Установка пожарной сигнализации (УПС) предназначена для раннего обнаружения признаков пожара, сигнализации о пожаре и месте его возникновения.

    На отечественных почтовых вагонах устанавливают отечественные установки пожарной сигнализации: УПС-Т (транспортная), УПС «Дельта», Гранд-Магистр,

    В состав входят:

    1. Пожарный приемо-контрольный прибор (ППКП).

    2. Комбинированные пожарные извещатели.

    3. Тепловой пожарный извещатель.

    Основной узел УПС – ППКП (установлен в служебном отделении) – служит для подачи оптических (световых) и акустических (звуковых) сигналов о возникновении пожара в вагоне с указанием помещения где это произошло, для проведения самодиагностики УПС, подачи в провода между ППКП и датчиками напряжения 24В, постоянного контроля за состоянием датчиков и подачи сигналов об их неисправности, подачи сигнала о готовности УПС к работе, исключения ложных сигналов о возникновении пожара.

    Комбинированный (дымо-тепловой оптический) пожарный извещатель (датчик) реагирует на задымление и быстрый рост температуры окружающей среды. Комбинированные извещатели устанавливаются на кронштейнах за потолком всех пассажирских купе (по 1 шт.), в купе проводников (1 шт.), служебном купе (1 шт.), над пультом управления за выгородкой (2 шт.), в большом коридоре (2 шт.). В зону датчиков дым и тепло из помещений попадают через жалюзи потолка и декоративную решетку. Извещатели, установленные в зоне пульта, реагируют на дым от возникшего в пульте управления пожара.

    Тепловой пожарный извещатель установлен в котельном отделении и реагирует на скорость повышения температуры (8-100С/мин и должен срабатывать при пороговой температуре 70 50С.

    В случае возникновения пожара, концентрация продуктов горения превышают пороговые уровни, электрические сигналы передаются на ППКП. Система пожаротушения сблокирована с системой защиты электрооборудования. При ее срабатывании одновременно размыкается цепь возбуждения генератора и отключаются электрические потребители вагона за исключением аварийного освещения.

    На ППКП расположены светодиоды (2 шт. красного цвета – планировка вагона и «Пожар», желтого цвета – «Неисправность» и зеленого цвета – готовности УПС к работе) и кнопки (отключения звукового сигнала, имитации неисправностей линий пожарных извещателей, «Тест»).

    В процессе эксплуатации УПС может находиться в одном из трех режимов:

    1. Дежурный режим – в этот режим установка выходит автоматически, одновременно с включением электрооборудования вагона. При этом кратковременно (до 18 с) включаются звуковые сигналы тревоги «Неисправность», «Пожар» и все светодиоды. После проведения самодиагностики, остается гореть только один светодиод зеленого цвета.

    2. Режим «Пожар» - в этом режиме выдаются два вида звуковых и световых сигналов тревоги:

    При задымлении или повышении температуры включается прерывистый звуковой сигнал тревоги, красный светодиод, указывающий на помещение вагона где обнаружены признаки пожара и два красных светодиода в зоне табло «Пожар»;

    При задымлении и повышении температуры (явный признак пожара) звуковой сигнал тревоги переключается в режим повышенной частоты, а индикатор помещения вагона переходит с постоянного свечения на мигающее.

    3. Режим «Неисправность» - в этом режиме включается непрерывный сигнал тревоги и светодиоды желтого свечения вида неисправности (короткое замыкание, «обрыв», ППКП) и индикатор красного цвета, указывающий на помещение вагона в котором произошла неисправность.

    Пассажирские вагоны оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации, способными обнаруживать пожар и оповещать о его возникновении на стадии загорания в контролируемых помещениях вагона. Установка пожарной сигнализации (УПС) должна реагировать на тепловые и дымовые признаки. Тепловые извещатели пожара срабатывают при достижении внутри объема контролируемого помещения максимальной температуры 70... 80 °С или при скорости нарастания температуры внутри контролируемого объема 5... 10 °С/мин. Дымовые извещатели пожара должны срабатывать при достижении в контролируемых помещениях значений задымленности (количества дыма и других продуктов сгорания), устанавливаемых для каждого типа вагонов. Извещатели в контролируемых помещениях вагонов (за исключением котельного отделения) устанавливаются скрыто, чтобы исключить или ограничить свободный доступ к ним пассажиров.

    Установка пожарной сигнализации дает акустические и оптические сигналы возникновения загорания с указанием места пожара (помещения) внутри вагона. Время подачи сигнала не превышает 2 с. Установка автоматически определяет неисправности (обрыв, короткое замыкание) на линиях (шлейфах) подключения извещателей. Своевременное извещение о возникновении в вагоне очага возгорания обеспечивает поездной бригаде возможность начать активную борьбу с огнем. В случае критической ситуации увеличивается время на эвакуацию пассажиров из аварийного вагона. Если вагон оборудован УПС, возможно только появление очага возгорания, а распространение пламени и дыма по всему объему вагона можно предотвратить, если будут приняты необходимые меры.

    Все элементы сигнализации и управления, необходимые для обслуживания УПС, сосредоточены на передней панели пожарного приемно-контрольного прибора (ППКП) УПС, который находится в служебном отделении вагона.

    На пассажирских вагонах применяются установка пожарной сигнализации «Тесла-Либерец», установка пожарной сигнализации транспортного вагона типа УПС-ТМ и установка газового пожаротушения (УГП).

    Установка пожарной сигнализации фирмы «Тесла-Либерец» состоит из центрального пульта, к которому подсоединены датчики двух типов: дымового ионизационного и теплового комбинированного (дифференциально-максимального).

    Основной узел УПС - центральный пульт (рис. 10.1) - служит для подачи оптического и акустического сигналов о возникновении пожара в вагоне с указанием помещения, где это произошло, для проведения самодиагностики УПС, подачи в провода между центральным пультом и датчиками напряжения 24 В, постоянного контроля за состоянием датчиков и подачи сигнала об их неисправности, подачи сигнала о готовности УПС к работе, исключения ложных сигналов о возникновении пожара.

    Дымовой ионизационный датчик срабатывает при появлении в окружающем его воздухе газов, предшествующих возникновению пожара.

    Тепловой комбинированный датчик срабатывает при повышении температуры воздуха помещения, в котором он установлен,

    Рис. 10.1. Передняя панель центрального пульта УПС «Тесла-Либерец»:

    1 - светодиоды «Место пожара» на символической схеме вагона; 2 - светодиоды «Пожар», «Пожар общий»; 3 - светодиод «Неисправность»; 4 - кнопка отключения акустической сигнализации; 5 - светодиод готовности УПС к работе; 6 - светодиод сигнала короткого замыкания; 7 - светодиод сигнала обрыва проводов; 8 - крышка; 9 - кнопка имитации неисправностей линий пожарных извещателей; 10 - кнопка «Тест»; 11 - светодиод контроля кнопки «Тест»

    до 60 °С или при скорости повышения температуры воздуха выше 10 °С/мин.

    Центральный пульт выполнен в виде отдельного вставного блока; в купейных вагонах его монтируют в служебном купе под шкафчиками для хранения чистого белья.

    В купейном вагоне установлено 14 датчиков: 13 дымовых ионизационных - по одному в каждом купе и в электрораспределительном шкафу и один тепловой комбинированный в котельном отделении. Датчики соединены с центральным пультом специальными проводами по двухпроводной схеме.

    Центральный пульт универсален. Его можно устанавливать в купейных вагонах с принудительной вентиляцией и купейных вагонах с кондиционированием воздуха.

    При подаче электрического питания на пожарный приемноконтрольный прибор (см. рис. 10.1) на лицевой панели загорается зеленым цветом светодиод 5, сигнализируя тем самым о готовности УПС к действию. Крышка

    При появлении в электрическом оборудовании УПС неисправности загорается немигающим желтым цветом светодиод 3 и включается звуковая сирена уже постоянного звучания.

    При сигнализации неисправности кроме постоянно светящегося желтого светодиода 3 (Неисправность) загорается соответствующий светодиод 6 или 7, характеризующий вид неисправности: короткое замыкание (КЗ) между отдельными проводами шлейфов или обрыв проводов плюсовых или минусовых цепей блоков ППКП с корпусом. Акустический сигнал звучит постоянно и может быть отключен кнопкой 4, а светодиод 6 или 7 продолжает светиться до устранения неисправности, после чего акустический сигнал выключается.

    Светодиод 2 и акустический сигнал Пожар, издаваемый сиреной, имеют преимущество перед сигналами неисправности, т.е. если возникает пожар при неисправных одном или нескольких шлейфах, то несмотря на начальное наличие на панели сигнала Неисправность (светодиод 3) оптический и акустический сигналы о пожаре по другим исправным шлейфам срабатывают обычным порядком.

    Проверка исправности УПС производится следующим образом. При нажатии кнопки 10 (Тест) (предварительно открыв крышку 8) на выходах всех шлейфов появляется импульс, вызывающий сигнал Пожар общий (светится светодиод 2) и сигнал Место пожара (светодиод 1) продолжительностью около 20 с, после чего сигналы самостоятельно отключаются. В случае отключения кнопки 10 еще в интервале Пожар акустическая и оптическая сигнализации сразу самостоятельно отключаются. Положение кнопки 10 контролируется светодиодом 11, который светится при нажатой кнопке. Включая поочередно кнопки 9, имитируют неисправности линий пожарных извещателей. При имитации короткого замыкания или обрыва линий извещателей шлейфов должны светиться светодиоды 3 и 7, а при коротком замыкании цепей блоков ППКП - светодиоды 3 и 6. Во время нажатия одной из кнопок 9 ППКП должен выдавать непрерывный звуковой сигнал. Возвращаем кнопку 10 в исходное положение. Крышку 8 закрываем. Если кнопка 10 не возвращена в исходное состояние, то происходит автоматическое замыкание цепи, при закрытой крышке 8 будет поступать непрерывный звуковой сигнал и светиться светодиод 3 (Неисправность).

    В связи с прекращением поставки из Германии и Чехии УПС «Тесла-Либерец» на отечественных пассажирских вагонах устанавливаются отечественные установки пожарной сигнализации: УПС-Т (транспортная) и УПС-ТМ (транспортная модернизированная), а также УГП для аэрозольного тушения пожара в зоне распределительного шкафа и внутри него. Эти установки работают в комплексе, хотя и являются самостоятельными системами:

    УПС-Т и УПС-ТМ взаимозаменяемы. Работа УПС-ТМ заключается в определении пожарными извещателями, расположенными в помещениях вагона (рис. 10.2), наличия и концентрации в окружающей среде продуктов горения, задымленности, скорости повышения температуры, максимальной температуры. Когда концентрация продуктов горения превышает пороговые уровни, электрические сигналы передаются на ППКП, установленный в служебном отделении, и при необходимости включается автоматизированная система пожаротушения пульта управления (АСПТ ПУ) электрооборудованием вагона.

    Комбинированные пожарные извещатели, закрепленные на кронштейнах, установлены за потолком во всех купе, купе проводников, служебном отделении, в большом коридоре и над пультом управления, за выгородкой (см. рис. 10.2). В зону датчиков дым и тепло из помещений попадают через жалюзи потолка или декоративную решетку. Извещатели, установленные в зоне пульта, реагируют на дым от возникшего в пульте управления пожара.

    Тепловой пожарный извещатель установлен в котельном отделении; реагирует на скорость повышения температуры 8... 10 °С/мин и должен срабатывать при пороговой температуре 70 ± 5 °С.

    Пульт управления оборудован УГП, предназначенной для объемного тушения пожара в пультах управления пассажирских вагонов. Установка обеспечивает работу в автоматическом режиме по сигналу Пожар от УПС-ТМ при срабатывании двух пожарных извещателей над пультом управления и ручном с блока управления пожаротушением, установленного на пульте, или с поста дистанционного пуска, установленного в купе проводников.

    Установка состоит из четырех генераторов, размещенных в нижней зоне пульта управления. Необходимая для тушения пожара концентрация аэрозольной смеси обеспечивается двумя генераторами, работающими одновременно. Два других генератора являются резервом и запускаются в случае необходимости при повторном возгорании.

    Система пожаротушения сблокирована с системой защиты электрооборудования. При ее срабатывании одновременно размы-

    Рис. 10.2. Схема размещения извещателей системы УПС-ТМ:

    1-15- извещатель пожара комбинированный; 16 - пост дистанционного пуска пожаротушения; 17 - пожарный приемно-контрольный прибор, 18 - извещатель пожара тепловой, 1-1Х - номера купе кается цепь возбуждения генератора и отключаются электрические потребители вагона за исключением аварийного освещения.

    В процессе эксплуатации УПС-ТМ может находиться в одном из трех режимов: дежурном, Пожар, Неисправность.

    В дежурный режим УПС-ТМ выходит автоматически, одновременно с включением электрооборудования вагона. При этом кратковременно (до 18 с) включаются звуковые сигналы тревоги Неисправность, Пожар, вся световая сигнализация на табло-дисплее и световой индикатор зеленого свечения на лицевой панели ППКП УПС-ТМ. В дежурном режиме остается включенным только индикатор зеленого свечения.

    В режиме Пожар выдаются два віща звуковых и световых сигналов тревоги:

    При задымлении или повышении температуры в контролируемом помещении вагона включаются прерывистый звуковой сигнал тревоги, индикатор красного свечения, указывающий на помещение вагона, в котором обнаружены признаки пожара, и два индикатора красного свечения в зоне табло «Пожар»;

    При задымлении и повышении температуры (явный признак пожара) звуковой сигнал пожарной тревоги переключается на прерывистый повышенной частоты, а индикатор помещения вагона - с постоянного свечения на мигающее.

    Если в вагоне имеется установка пожаротушения электропульта, то при возгорании в электропульте дополнительно включается индикатор красного свечения АСПТПУв зоне табло «Пожар», означающий, что на установку пожаротушения выдан сигнал на автоматическое включение.

    В режиме Неисправность включаются непрерывный звуковой сигнал тревоги, индикаторы желтого свечения вида неисправности (КЗ, Обрыв, ППКП) и индикатор красного свечения, указывающий на помещение вагона, в котором возникла неисправность.

    Для правильной эксплуатации УПС-ТМ проводник обязан:

    следить за постоянным нахождением установки пожарной сигнализации во включенном состоянии (постоянным включением индикатора зеленого свечения на ППКП УПС-ТМ). Если индикатор зеленого свечения выключен, следует немедленно вызвать поездного электромеханика для выяснения и устранения причин неработоспособности УПС-ТМ;

    следить за световой и звуковой сигнализацией, выдаваемой УПС-ТМ;

    при включении прерывистого звукового сигнала пожарной тревоги определить по табло-дисплею ППКП УПС-ТМ помещение вагона, из которого поступил сигнал тревоги, осмотреть его и при обнаружении возгорания действовать согласно установленным инструкциям;

    после устранения причин, вызвавших выдачу сигнала пожарной тревоги, перевести УПС-ТМ в дежурный режим нажатием кнопки «Готов» на ППКП УПС-ТМ;

    если сигнал пожарной тревоги выдается без признаков возгорания в помещениях вагона и не снимается при нажатии кнопки «Готов», отключить звуковой сигнал тревоги кнопкой «Откл. звука» на ППКП УПС-ТМ и вызвать поездного электромеханика для выяснения и устранения причин срабатывания УПС-ТМ. Следует учесть, что при возникновении признаков возгорания в других помещениях вагона звуковой сигнал пожарной тревоги возобновляется;

    при включении непрерывного звукового сигнала тревоги Неисправность определить по табло-дисплею помещение вагона, из которого поступил сигнал тревоги, и осмотреть его на предмет несанкционированного съема пожарного инвентаря. При отсутствии видимых повреждений отключить звуковой сигнал кнопкой «Откл. звука» на ППКП УПС-ТМ и вызвать поездного электромеханика для выяснения и устранения причин срабатывания УПС-ТМ.

    Тема 14. Системы пожарной сигнализации и пожаротушения1 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Назначение
    Системы предназначены для обнаружения пожара в
    помещениях локомотива и выдачи звуковой и световой
    сигнализации
    с
    указанием
    места
    загорания
    (№ помещения).
    Системы пожаротушения создают негорючею среду в
    пожароопасных помещениях локомотива с целью
    снижения риска уничтожения локомотива.
    2 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожарной сигнализации и пожаротушения

    Пожар

    неконтролируемый
    процесс
    горения,
    сопровождающийся
    уничтожением
    материальных
    ценностей и создающий опасность для жизни людей.
    3 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожарной сигнализации и пожаротушения


    оснащаются
    системами
    пожарной
    сигнализации,
    обеспечивающие контроль за горючей средой (признаками
    пожара)
    и
    средствами
    ручного
    пожаротушения
    (огнетушители углекислотные, песок).
    4 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожарной сигнализации и пожаротушения

    Для своевременного принятия мер все локомотивы
    оснащаются
    системами
    пожарной
    сигнализации,
    обеспечивающие контроль за помещениями локомотива
    (признаками пожара в них) и средствами ручного
    пожаротушения (огнетушители углекислотные, песок).
    5 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    6 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожаротушения электровоза 2ЭС6к
    Система пожарной сигнализации и
    автоматического
    пожаротушения
    САП2
    ЭТ
    «Радуга-5МГ»
    предназначена:
    для
    обнаружения
    пожара,
    оповещения локомотивной бригады;
    ручного или автоматического
    тушения пожара в электровозе
    газовым огнетушащим веществом
    хладон 125.
    7 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожаротушения электровоза 2ЭС6к
    При срабатывании одного из датчиков
    температуры (70±60С) или датчика
    задымления в кабине машиниста
    загорается индикатор соответствующего помещения, на громкоговоритель подается речевой сигнал
    «Внимание, Пожар».
    Локомотивная бригада должна
    проконтролировать
    состояние
    помещений – наличия источника
    возгорания и в случае подтверждения
    пожарной ситуации принять меры к
    остановке
    поезда
    и
    изоляции
    помещения с возгоранием.
    8 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожаротушения электровоза 2ЭС6к
    При автоматическом режиме работы
    системы пожаротушения загорается
    табло «ГАЗ. НЕ ВХОДИ», которое
    сообщает о пуске газа в защищаемое
    помещение.
    Табло располагаются над дверями
    помещений снаружи.
    С другой стороны (с внутренней)
    загораются табло «ГАЗ. УХОДИ» требующее покинуть помещение в
    котором
    обнаружен
    источник
    возгорания в течении 30 секунд
    9 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожаротушения электровоза 2ЭС6к
    При выходе из помещений все двери
    должны быть закрыты, так чтобы не
    вышел огнетушащий газ.
    Подача газа осуществляется в 2
    этапа, что позволяет меньшим
    количеством погасить небольшой
    очаг, и если пожар становится больше

    срабатывает
    вторая
    ступень
    наполнения
    газом
    охраняемого
    помещения.
    10 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожаротушения и пожарной сигнализации тепловоза ТЭМ18ДМ

    11 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза


    Тепловоз ТЭМ18ДМ оснащен пожарной сигнализацией УПС-ТПС, которая
    предназначена:
    Для обнаружения пожара в помещениях тепловоза;
    Выдачи внешней звуковой и световой сигнализации с указанием
    места возгорания.
    12 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожарной сигнализации ТЭМ18ДМ
    В состав пожарной сигнализацией УПС-ТПС входит:
    Прибор приемно-контрольный пожарный ППКП;
    Датчики тепловые ДТК;
    Извещатель пожарный комбинированный ИПК-ТУ-03.
    13 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожарной сигнализации ТЭМ18ДМ
    В состоянии контроля на табло горит с слабой пульсацией светодиод
    «Норма».
    При обнаружении возгорания загорается световой индикатор «Пожар».
    При обнаружении неисправности установка выдает световой и звуковой
    сигналы «Неисправность» с указанием неисправной линии сигнализации.
    14 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Система пожарной сигнализации ТЭМ18ДМ
    При обнаружении возгорания в помещении члены локомотивной бригады
    должен проверить состояние в отсеке и в случае наличия возгорания
    принять меры к тушению пожара ручными огнетушителями типа ОП-4 с
    применением средств защиты от огня и дыма.
    15 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    ПОЕХАЛИ ДАЛЬШЕ….
    16 | Устройство электровоза, тепловоза ч.1| Пособие для помощников машиниста тепловоза, электровоза

    Похожие публикации