Мера длины локоть в библии. Древне-еврейские и русские единицы длины, веса, объема


Древне-еврейские меры длины, веса, объема

Единицы длины:

Тефах - примерно 9,336см;
сит - 18,672см;
зерет - 28 см;
ама (локоть) - 56,02 см;
канэ - 3,36 м;
хевель - 28,10 м;
рис, или эстада - 149,38 м;
миль - 1,12км;
парса - 4,48км;
дерех иом (дневной переход) - 44,81 км.

Единицы площади:

Бейт рова - 32,6 м2;
бейт кав - 130,7 м2;
бейт сеа - 784,3 м2;
бейт сеатаим - 1568,6 м2;
бейт летех - 11629,6 м2;
бейт кур - 23529,2 м2.

Единицы веса :

гера (маа) - 0,5975 г
зуз - 3,585 г;
шекель - 7,17 г;
шекель га-пкудим - 1,195 г;
шекель га-кодеш (села) - 14,34 г;
тертимер - 179 г.;
манэ итальки (итальянская мера) - 358,5 г;
манэ кодеш - 573,6 г;
кикар - 21,510кг.

Единицы объема и емкости:

Бейца (яйцо) - 91,6 см3;
рвиит (четверть) - 137,3 см3;
тейман - 274,7 см3;
лог - 549,4 см3 ;
кав - 2197,6 см3;
омер - 3955,3 см3;
гин - 6592,8 см3;
таркав - 6592,8 см3;
сеа -13184,4 см3;
эфа - 39553,3 см3;
летех - 197766,6см3;
кур - 395533,2 см3.

Согласно Мишне, 2000 локтей составляют границы Субботы, то есть максимальное расстояние, на которое можно удаляться в Субботу от своего поселения, не нарушая святости Субботы.

МЕРЫ длины, площади, объема и веса,
упоминаемые в русском тесте Библии.

Приводятся наиболее вероятные и округленные их величины.

Меры длины:

перст 2 см,
ладонь 8 см,
пядь 25 см,
локоть 50 см,
локоть с ладонью: 52,5 см (Иез 40,5; ср. 2 Пар 3,3)
1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца;
* Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство др.-евр. системы мер с шумеро-аккад.
сажень 2 м,
трость 3 м,
стадия 200 м,
субботний путь 1-1,5 км; 2000 локтей (мера установлена на основании расстояния, отделявшего ковчег завета от стана израильтян в пустыне /Ис Нав 3,4/, а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам /Чис 35,5/),
поприще (в Мф 5,41) 1,478 км,
дневной путь 20-40 км

Возможно также, что упоминаемые в Библии такие меры как "шаг", "вержение камня" (т.е. расстояние, к-рое пролетает брошенный камень), "выстрел из лука" (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой); "день пути", "некоторое расстояние", "не доходя несколько", "небольшое пространство земли" (евр. киврат-эрец, "мера земли", соотв. Быт 35,16; 48,7; 4 Цар 5,19) обозначают вполне определенное, но неизвестное нам расстояния.

Меры площади:
поле, участок - земельный участок, площадь которого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня.

Меры объема:

1) сыпучих тел:

хомер (соответствует месопотамскому имер - "ослиный вьюк") 220 л
кор 220 л
бат, лефа 22 л

Ефа по Иосифу Флавию, соответствовала примерно 36 л, по данным археологии ок. 22 л,
сата 8 л,
каб 1,3 л,
хомер = кор = 10 еф (бат) = 30 сат = 180 каб
горсть = 0,25 каба, ок. 0,5 л
гомор = 0,1 ефы, ок. 2,2 л
сосуд (в Мф 5,15; Мк 4,1; Лк 11,33) - модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л) мера в рус. тексте м.б. переводом слова ефа (Ам 8,5; Мих 6:10), а также сат (1Цар 25:18; 4Цар 7,1).
хиникс- 1,1 л;

2) меры жидкостей:

лог 0,3 л
фунт 0,5 л
каб 1,3 л
гин 4 л
бат, ефа 24 л
кор, хомер 240 л
бат = 0,1 хомера, ок. 22 л
ефа = бат, ок. 22 л.
гин = 1/6 бата, ок. 3,66 л.
лог = 1/12 гина
1 хомер = 10 батам = 60 гинам = 720 логам;
мера в Ин 2,6 - греч. метретес (букв. "измеряющий").

В Древней Греции большие сосуды определ. формы служили эталонами при измерении жидкостей. Такой измерит. сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в Ин 2,6 каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. упомянутым выше, т.е. порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л.

Меры веса:
талант (евр. кикар, "круг", "круглый кусок металла") = 3000 сиклей,
1 талант: 33,510 кг - 36,600 кг;
мина (евр. мане, мана, "часть", "доля") = 50 сиклей, 558,5 г - 610 г;
сикль (евр. шекель, "вес"); в разное время вес сикля = 11,17 - 12,2 г
полсикля (евр. бека "отрубленная") = 1/2 сикля, 5,59 г - 6,1 г;
гера (евр. "зерно") = 1/20 сикля, 0,92 г - 1,01 г.;
литра (греч.) = фунт (римский) = 327,45 (или 314) г.

Римская миля – 1,48 км.
Олокоттин был равен половине номисы (солида), золотой монеты в 4,55 гр.
Стиохе, мера площади (поля), около 0,2 га
Либр - Греческое название римского фунта (libra = 327,45 г.)
Масьюна (от лат. mancsio - привал, ночлег) - сирийская мера пути. Если допустить, что она эквивалентна упомянутому в Книге Чисел (11:31) "дневному пути", равному 44,5 км. (ЕЭ, XI, 428), то указанное в апокрифе расстояние от Кесарии Палестинской до Карфагена будет весьма близким к реальности.

1) Весы. Единицей библейского веса считался сикль, шекель — «вес»; сикль подразделялся на две беки или полусикля (Исх. 30:13; Лев. 27:25; Числ. 18:16), а впоследствии и на трети (Неем. 10:32) и на четверти (1 Цар. 9:8). В беке считалось десять гер, так что двадцать гер составляли полный, так называемый священный сикль. Кроме этих мелких единиц веса были в употреблении и сложные высшие единица веса. Это так называемая мина, состоявшая из 60 сиклей (Иезек. 14:12); 60 мин, в свою очередь, составляли талант — высшую единицу веса (Исх. 38:24, 26). Талант называется по-еврейски киккар, т.е. круглый, так как самая гиря имела, вероятно, круглую форму. В нем было 3 600 сиклей.

Гири сначала были каменные, и чтобы постоянно иметь узаконенную систему веса, Моисей установил при скинии правильные весы, с которыми народ должен был сверять свои весы и гири и прибегать к ним в случае возникновения каких-либо споров. Вес этот назывался священным (сикль священный — Исх. 30:13; Лев. 27:25). Эти весы и гири впоследствии были перенесены в храм и поручены охране священников (1 Пар. 23:29). Неизвестно собственно, какую форму имели эти гири. У ассириян и египтян они имели форму различных животных (львов, волов и пр.), как это видно из различных изображений, сохранившихся на памятниках. При обыденных торговых сделках продавец и покупатель обыкновенно пользовались своими собственными весами, которые постоянно носились за поясом или в особой сумке, причем бывали случаи и обмана, посредством фальшивых гирь (против чего и направлено особое постановление закона — Второз. 25:13).

Для определения библейского веса у нас имеются данные лишь из времени Маккавеев, именно серебряные сикли; но можно предполагать, что они того же веса, какой установлен был при Моисее. В таком случае библейскую систему веса можно представить в следующей таблице:

1 гера 15,86 долей.
10 1 бека 1 зол. 65,20 д.
20 2 1 сикль 3 зол. 34,40 д.
1 200 120 60 1 мина 2 ф. 9 з. 48 д.
72 000 7 200 3 600 60 1 талант 3 п. 5 ф. 90 з.

Но такой вес был только для серебра, как наиболее ходячего и употребительного металла. Для золота вес этот несколько видоизменялся и был больше, как это можно видеть из следующей таблицы:

При помощи этих таблиц можно сделать вычисление для перевода на наш вес всех встречающихся в Библейской истории весовых единиц. Так, слуга Авраама Елеазар подарил невесте Исаака Ревекке при первой встрече с нею «золотую серьгу весом полсикля и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота». Это значит: серьга весила 2 зол. 3 доли, запястья — 40 зол. и 60 долей.

2) Деньги. Денег в смысле чеканной монеты у израильтян не было до позднейшего времени, именно периода Маккавеев. Купля-продажа большею частью производилась чрез обмен самых предметов, хотя уже рано некоторые предметы, особенно домашние животные, получили значение своего рода меновой монеты, так что стоимость известной вещи определялась известным количеством телят, овец, козлят и так далее. Но вместе с тем, ценность этих предметов скоро была переведена на драгоценные металлы, которые и стали употребляться в качестве денег, хотя и не имели еще определенной монетной стоимости, которая определялась единственно по весу. Куски серебра или золота, ходившие в виде простых слитков, колец, различных фигур, имели известный вес и по нему не только определялась их стоимость, но и придавалось им самое название. Если кусок весил талант, мину или сикль, то и назывался талантом, миной или сиклем и так далее, так что монетная система первоначально вполне соответствовала системе весовой, как она определена выше. Сикль (или сребреник) в этом смысле упоминается уже в книге Быт. 20:16, причем есть указания и на подразделение его на беки или полусикли и на геры, которых было 20 в сикле (Исх. 30:13). Из крупных денежных единиц в Исх. 37:24 ст. упоминается талант. Но слитки драгоценных металлов не имели точного, установившегося веса, а следовательно и ценности, и потому для определения их ценности приходилось часто прибегать к весам, как это было и в Египте, где на памятниках можно часто видеть изображение взвешивания слитков. В некоторых местах упоминается особая монета, так называемая кесита (Иаков купил часть поля за сто «монет», кесита — Быт. 33:19 и др.) Что, собственно, разумеется под этим названием — неизвестно; но судя по тому, что у 70 греческих толковников и в Вульгате слово это переведено словом «ягненок», можно думать, что это были такого рода слитки, которые имели форму ягненка и ходили по известной определенной цене, имея определенный вес.

Библейскую денежную систему можно выразить таким образом в соответствующей весу таблице, из которой вместе видно будет, что в этой системе сделаны некоторые отступления от весовой системы. Но чтобы определить ценность того или другого веса металла и, прежде всего, серебра, мы за норму берем русский серебряный рубль. В нем значится 4 золотника 21 доля чистого серебра. Так как на одну копейку приходится 4,05 долей серебра, то, следовательно, 1 гера серебра будет равняться 3,91 коп. Для круглоты вычисления мы полагаем ценность геры в 4 коп. и тогда вся денежная система выразится в следующей таблице:

1 гера 4 коп.
10 1 бека 40 коп.
20 2 1 сикль 80 коп.
1200 120 60 1 мина 48 руб.
60 000 6 000 3 000 50 1 талант 2 400 руб.

Чтобы составить подобную же таблицу для золота, нужно принять во внимание сравнительную стоимость этих металлов в библейское время. По наиболее тщательному исследованию оказывается, что в древности в западной Азии золото было в 13 раз дороже серебра (в Афинах в 12, а в настоящее время в 16).

Рассчитывая по этой норме, мы получим следующую таблицу золотой монеты:

После плена Вавилонского между иудеями вошли в употребление персидские червонцы, так называемые дарики, с изображением на лицевой стороне царя с копьем в правой и луком в левой руке и на обороте — неправильного четырехугольника. Эти дарики, или по-еврейски даркмоны, стали впоследствии известны под названием драхм (1 Ездр. 2:69 и пр.). Ценность их неизвестна, но приблизительно определяется в 6 рублей 25 коп., следовательно, равнялась золотому полусиклю.

При Маккавеях впервые появляется чеканная монета. Именно Симон Маккавей получил в 140 г. до Р.Х. от сирийского царя Антиоха VII право чеканить монету (1 Макк. 15:6) и от этого времени до нас дошло много монет, которые можно видеть в музеях. На лицевой стороне маккавейских сиклей значится: «Сикль (или полусикль) Израильский», а на обороте: «Иерусалим святой». При римлянах также чеканились сикли, на которых с лицевой стороны выбивалось изображение того или другого римского императора, а на обороте — женщина под деревом с надписью по сторонам: Judaea capta (Плененная Иудея).

Меры длины в Ветхом завете

Локоть (евр. амма; Быт 6:15 и др.) - основная мера длины в Библии.

Пядь (евр. зерет; Исх 28:16; 39:9; 1 Цар 17:4; Иез 43:13).

Ладонь (евр. тофах или тефах; Исх 25:25 и др.).

Палец (евр. эцба; синод. «перст»; Иер 52:21). Наименьшая мера длины в Библии.

1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца

1 пядь = пол-локтя = 3 ладони = 12 пальцев

Меры длины были приблизительными. В среднем локоть составлял 44-45 см, пядь - около 22 см, ладонь - около 7,5 см, палец - чуть меньше 2 см.

В книге Иезекииля (40:5; 43:13) в качестве меры длины упомянут локоть, отличный от обычного, - равный «локтю и ладони».

В Суд 3:16 говорится о кинжале длиной в гомед (синод. «локоть»). Более гомед в Библии не упоминается. Судя по контексту, гомед был короче локтя.

Меры площади в Ветхом завете

Цемед («парная упряжка») - участок земли, который можно вспахать за день на парной упряжке волов. Аналогичная римская мера площади - югер - составляла 1/4 гектара. Цемед упомянут в 1 Цар 14:14 и в Ис 5:10 (в Ис 5:10 в Синодальном переводе сказано просто «участок»).

На древнем Ближнем Востоке площадь поля нередко обозначалась количеством зерна, необходимого для того, чтобы его засеять. По-видимому, именно так измеряется площадь поля в Лев 27:16 (но есть и другое предположение: что речь идет о количестве зерна, которое можно собрать с поля в качестве урожая).

Меры объема сыпучих тел

Хомер (Лев 27:16; Числ 11:32; Ис 5:10; Иез 45:11, 13, 14 и Ос 3:2). Видимо, изначальный смысл этого слова - «поклажа одного осла». Равен 10 эфам.

Летех (синод. «полхомера»; только в Ос 3:2). Предположительно - половина хомера, т. е. 5 эф.

Эфа (синод. «ефа»; Исх 16:36 и др.). Основная мера объема сыпучих тел в Ветхом Завете.

Сеа (синод. «сата» или «мера»; Быт 18:6; 1 Цар 25:18; 3 Цар 18:32; 4 Цар 7:1, 16 и 18). Предположительно, равна 1/3 эфы.

Иссарон (Исх 29:40 и др.). Десятая часть эфы (так и в Синодальном переводе).

Омер (синод. «гомор»; только в Исх 16). Возможно, это объем зерна, получаемый при обмолоте одного снопа. Равен 1/10 эфы.

Кав (синод. «каб»; только в 4 Цар 6:25). Предположительно - 1/18 эфы.

Меры объема жидкостей

Бат (3 Цар 7:26 и др.).

Хин (синод. «гин»; Исх 29:40 и др.). Предположительно - 1/6 бата.

Лог (только в Лев 14). Предположительно - 1/72 бата.

Кор служил мерой объема как сыпучих тел (3 Цар 4:22; 5:11; 2 Пар 2:10; 27:5; Езд 7:22), так и жидкостей (3 Цар 5:11; Иез 45:14). Предположительно, кор равнялся хомеру.

В Иез 45:11 бат приравнен к эфе. Таким образом, получается единая система мер для сыпучих тел и жидкостей:

хомер = кор = 10 эф (батов);

эфа = бат = 1/10 хомера;

хин = 1/6 бата (эфы) = 1/60 хомера.

Судя по «Еврейским древностям» Иосифа Флавия, в его время (конец I в. н. э.) бат (как и эфа) примерно равнялся 39 л. Однако предполагают, что ранее, особенно в допленный период, значение этих мер объема было меньше (20-30 л или даже 10-20 л).

Меры веса в Ветхом завете

В эпоху Ветхого Завета в Сирии и Палестине основными мерами веса были талант (евр. киккар ) и сикль (евр. шекель ):

талант = 3000 сиклей (см. Исх 38:25-26).

Еще одна единица веса, мина (евр. мане; 3 Цар 10:17; Езд 2:69; Неем 7:71-72 и Иез 45:12), заимствована, по-видимому, из Вавилона, где была другая система мер веса:

талант = 60 мин = 3600 сиклей;

мина = 1/60 таланта = 60 сиклей;

сикль = 1/60 мины = 1/3600 таланта.

Из единиц веса, меньших сикля, в Ветхом Завете упомянуты бека (синод. «полсикля»; Быт 24:22 и Исх 38:26) и гера (Исх 30:13; Лев 27:25; Числ 3:47; 18:16 и Иез 45:12):

бека = 1/2 сикля;

гера = 1/20 сикля.

Меры веса варьировались от страны к стране и от эпохи к эпохе. Вавилонский талант ок. 30 кг, вавилонская мина - ок. 500 г, вавилонский сикль - ок. 8,3 г.

Найденные в Иудее гирьки VIII-VII вв. до н. э. свидетельствуют о существовании в ту пору следующих единиц веса: сикль (шекель) - ок. 11,5 г, бека - ок. 6 г, нецеф (в Библии не упоминается) - немного менее 10 г, пим (упоминается единственный раз в 1 Цар 13:21, но в Синодальном переводе это упоминание опущено) - чуть менее 8 г.

В Быт 33:19; Нав 24:32 и Иов 42:11 упомянута кесита (синод. «кесита» или «монета»). Возможно, это единица веса. Впрочем, Септуагинта (древний греческий перевод Ветхого Завета) передает это слово как «овца».

Меры длины в Новом Завете

Греческие меры длины

Палец (греч. дактюлос; в Библии не упоминается) - ок. 1,85 см.

Ладонь (греч. палайсте; в Библии не упоминается) = 4 пальца - ок. 7,4 см.

Фут (греч. пус; в Библии не упоминается) - ок. 29,6 cм.

Локоть (греч. пехюс; Мф 6:27; Лк 12:25; Ин 21:8 и Откр 21:17) = 6 ла-
доней = 24 пальца - ок. 44,4 см.
Cажень (греч. оргюя; Деян 27:28) = 4 локтя = 6 футов - ок. 179 cм.

Плетр (греч. плетрон; в Библии не упоминается) = 100 футов - ок. 29,6 м.

Стадия (греч. стадион; Лк 24:13; Ин 6:19; 11:18; Откр 14:20; 21:16) = 100 саженей = 6 плетров - ок. 179 м.

Некоторые из этих мер (палец, ладонь, локоть) не отличались от ближневосточных.

Римские меры длины

Пасс (лат. passus, «двойной шаг»; в Библии не упоминается) - ок. 1,48 м.

Миля (лат. mille passuum; греч. милион; синод. «поприще»; Мф 5:41) = 1000 пассов - ок. 1480 м.

Меры объёма в Новом Завете

Греческие меры объема сыпучих тел

Медимн (греч. медимнос; в Библии не упоминается) - ок. 52,5 л.

Хиникс (греч. хойникс; Откр 6:6) = 1/48 медимна - ок. 1,1 л.

Греческие меры объема жидкостей

Метрет (греч. метретес; синод. «мера»; Ин 2:6) - ок. 39,4 л.

Хой (греч. хоос; в Библии не упоминается) = 1/12 метрета - ок. 3,28 л.

Котила (греч. котюле; употреблялась и как мера объема сыпучих тел; в Библии не упоминается) = 1/144 метрета - ок. 0,27 л.

Римские меры объема в Новом Завете не упоминаются.

Меры веса в Новом Завете

Греческие меры веса

Талант (греч. талантон) = 60 мин = 6000 драхм - ок. 26 кг.

Мина (греч. мна) = 1/60 таланта = 100 драхм - ок. 435 г.

Драхма (греч. драхме) = 1/100 мины = 1/6000 таланта - ок. 4,35 г.

И талант, и мина, и драхма встречаются в Новом Завете - но не как меры веса, а как денежные единицы (цена соответствующего количества серебра). С началом чеканки монет слово драхма стало обозначать в греческом языке также и серебряную монету весом в одну драхму (см. раздел «Монеты»).

Римские меры веса

Фунт (лат. libra; греч. литра; синод. «фунт» или «литра»; Ин 12:3; 19:39) = 12 унций - ок. 327 г.

Унция (лат. uncia; в Библии не упоминается) - ок. 27 г.

Монеты

Персидские монеты

Персидские цари чеканили золотые дарики весом около 8,3 г. Под евр. адарконим (Езд 8:27 и 1 Пар 29:7) и, возможно, также под даркемоним (Езд 2:69 и Неем 7:70-72) имеются в виду персидские дарики (в Синодальном переводе в этих местах - «драхмы»).

Греческие монеты

С начала V в. до н. э. по всему Средиземноморью расходятся греческие серебряные монеты: драхмы (Лк 15:8-9), дидрахмы (монеты достоинством в две драхмы) и тетрадрахмы (монеты достоинством в четыре драхмы). Афинские тетрадрахмы весили около 17,5 г.

Эллинистические правители, начиная с Александра Македонского, чеканили статеры - монеты из золота или электра (сплава золота с серебром) весом в две драхмы. Позднее статеры чеканились также и из серебра.

Мелкой монетой служил обол (греч. оболос; 1/6 драхмы). Сперва обол чеканили из серебра, впоследствии - из меди. Самая мелкая монета называлась халк (греч. халкус - «медяшка»; 1/8 обола).

Римские монеты

Денарий (лат. denarius; греч. денарион; синод. «динарий»; Мф 18:28 и др.) - серебряная монета, примерно равная по стоимости греческой драхме.

Сестерций (лат. sestertius; в Библии не упоминается) = 1/4 денария. Первоначально сестерций чеканился из серебра, а в эпоху Нового Завета - из меди.

Асс (лат. as; греч. ассарион; синод. «ассарий»; Мф 10:29 и Лк 12:6) первоначально равнялся 1/10 денария, а в эпоху Нового Завета - 1/16 денария. Медная монета.

Квадрант (лат. quadrans; греч. кодрантес; синод. «кодрант»; Мф 5:26 и Мк 12:42) = 1/4 асса. Мелкая медная монета (весом около 1 г).

Право чеканки серебряных монет давалось в римском государстве лишь крупным городам. Медные монеты чеканились шире (в частности, и в Иудее).

Монеты городов восточного Средиземноморья

Монеты Тира и Сидона следовали греческим стандартам. Тирский серебряный сикль (шекель) соответствовал греческой тетрадрахме. Согласно позднейшим свидетельствам, иудеи платили подать на иерусалимский Храм тирскими монетами. Статер (синод. «статир»), упомянутый в Мф 17:27, - это, по-видимому, тирский сикль, а дидрахма в Мф 17:24 - тирская монета в полсикля. Под «сребрениками», которые получил Иуда, также, скорее всего, имеются в виду тирские сикли.

Самая мелкая монета, упомянутая в Новом Завете, называется лепта (греч. лептон - «мелочь»; синод. «лепта» или «полушка»; Мк 12:42; Лк 12:59 и 21:2). Про нее говорится, что она равна половине квадранта.

Пересчет древних денежных единиц в современные очень условен. Точкой отсчета может служить то, что средняя плата поденщика в начале н. э. составляла один денарий в день.

Еврейские монеты

Самые древние еврейские монеты (с надписью «Иудея») датируются первой половиной IV в. до н. э. Эти монеты - серебряные. Затем чеканка монет в Иудее прекратилась и возобновилась лишь в конце II в. до н. э., при Хасмонеях.

Иудейские правители из династий Хасмонеев и Иродов, а также сменившие их римские наместники Иудеи чеканили только мелкие медные монеты. Во время войны с Римом (66-73 гг. н. э.) еврейские повстанцы выпускали собственные серебряные монеты. Это было знаком независимости и открытым вызовом империи; по понятным причинам чеканка этих монет длилась недолго.

Еврейский календарь

Еврейский календарь - лунный: появление на небе серпа новой луны означает начало нового месяца. Промежуток между новолуниями приблизительно равен 29 1/2 суткам, и поэтому еврейский месяц длится 29 или 30 дней.

Двенадцать таких месяцев составляют 354 дня (согласно традиционному еврейскому календарю, год может длиться 353, 354 или 355 дней). Чтобы лунный календарь не слишком расходился с солнечным годом (чтобы весенние месяцы приходились на весну, летние - на лето и т. д.), время от времени - примерно раз в три года - последний месяц еврейского календаря повторяется: после него вставляется еще один месяц, с тем же названием - адар. Такой «високосный» год может длиться 383, 384 или 385 дней.

Таким образом, одно и то же число по еврейскому календарю в разные годы приходится на разные числа нашего, солнечного календаря. В приведенной ниже таблице показано, на какие месяцы нашего календаря приходится тот или иной еврейский месяц.

В Исх 12:2 предписано начинать новый год весной - с месяца авив, который позже получил название нисан. Однако издревле существовала и другая традиция - начинать новый год осенью, когда соберут урожай (она отражена в Исх 23:16 и 34:22, где сказано, что праздник собирания плодов совершается «в конце года»). Именно эта традиция восторжествовала в позднейшем иудаизме: Новым годом (евр. Рош ха-Шана) считается 1-е число осеннего месяца тишри (в Ветхом Завете на этот день приходится «праздник труб»).

Праздники

В Исх 23:14-17 и Исх 34:18-24, а также во Втор 16 перечислены три главных праздника древнего Израиля.

(1) Праздник опресноков (т. е. пресных хлебов, евр. маццот). В Исх 12-13 он связан с праздником Пасхи (евр. Песах): оба праздника служат напоминанием об уходе израильтян из Египта. Во Втор 16:1-8 праздник опресноков и Пасха слиты воедино.

(2) Праздник жатвы первых плодов. В Исх 34:22 он называется также праздником седмиц (т. е. недель; евр. Шавуот), во Втор 16:9-12 - только «праздником седмиц». В Новом Завете этот праздник называется Пятидесятницей (Деян 2:1; 20:16 и 1 Кор 16:8).

(3) Осенний праздник собирания плодов. Во Втор 16:13-15 он называется праздником кущей (т. е. шалашей; евр. Суккот).

Наиболее полный обрядовый календарь древнего Израиля содержится в Лев 23 и Числ 28-29. Помимо трех главных праздников (Пасхи/опресноков, седмиц и кущей) он включает субботы, новомесячия (первый день каждого месяца), праздник труб (первый день седьмого месяца) и день очищения (евр. Йом киппурим; см. также 16-ю главу книги Левит). Кроме того, в Лев 23:10-13 описан обряд возношения первого снопа (именно от этого дня отсчитывают семь недель до праздника седмиц).

В Числ 9:10-12 дано предписание о второй Пасхе - для тех, кто не смог совершить первую.

Позднее еврейский календарь пополнился постом в память о разрушении Храма, праздником Пурим (в память о спасении евреев от Амана; Есф 9:17-32) и праздником Ханукка (в память об очищении иерусалимского Храма при Иуде Маккавее; 2 Мак 10:1-8; в Ин 10:22 - «праздник обновления»).

К первым векам н. э. еврейский календарь в основных чертах приобрел свой теперешний вид.

Названия месяцев

В Библии мы встречаем три системы обозначения месяцев.

(1) Чаще всего месяцы называются просто по их порядковым номерам (первый - весенний месяц авив/нисан).

(2) При описании строительства Соломонова храма используются ханаанейские названия: зив (синод. «Зиф»; 3 Цар 6:1, 37), этаним (синод. «Афаним»; 3 Цар 8:2) и бул (3 Цар 6:38). Возможно, название месяца авив (Исх 13:4; 23:15; 34:18 и Втор 16:1) - тоже ханаанейского происхождения.

(3) В поздних книгах Ветхого Завета используются вавилонские названия: нисан (Неем 2:1 и Есф 3:7), сиван (Есф 8:9), элул (синод. «Елул»; Неем 6:15), кислев (синод. «Кислев» или «Хаслев»; Неем 1:1 и Зах 7:1), тевет (синод. «Тебеф»; Есф 2:16), шеват (Зах 1:7) и адар (Езд 6:15; Есф 3:7,13; 8:12; 9:1,15,17,19 и 21). Именно вавилонские названия месяцев закрепились в еврейской традиции.

Сутки, деление дня и ночи

При определении срока субботы и прочих праздников сутки у евреев считаются от одного захода солнца до другого. Таким образом, субботний покой начинается на закате в пятницу и заканчивается на закате в субботу. День очищения - это десятый день седьмого месяца (Лев 16:29; Числ 29:7), но начинается он вечером девятого числа (Лев 23:32).

День (от рассвета до заката) делится в Библии, согласно вавилонскому обычаю, на 12 частей («часов»). Однако при отсутствии инструментов для точного определения времени такое деление оказывалось слишком дробным. В Новом Завете используется следующее (приблизительное) деление дня:

третий час - середина утра;

шестой час - полдень;

девятый час - середина вечера;

двенадцатый час - закат.

; Jn 21:8). Надпись, найденная в Силоамском туннеле, определяет длину туннеля в 1200 локтей (525 м). Отсюда следует, что один локоть составлял 525:1200 = 0,4375 м, т.е. около 45 см. Локоть делился на ПЯДИ - ок. 22,5 см (Ex 28:16 ; 1 Sam 17:4 ; Is 40:12 ; Ez 43:13 ; Mt 6:27 ; в последнем случае в Синод. пер. - "локоть"), ЛАДОНИ - ок. 7,5 см (Ex 25:25 ; 1Rois 7:26 ; Ps 39:6) и ПАЛЬЦЫ - ок. 1,9 см (Jér 52:21). Т.о., соотношения были след.:

1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца;

1 пядь = 3 ладони = 12 пальцев;

1 ладонь = 4 пальца.

Наряду с приведенной существовала и ДРУГАЯ МЕРА ЛОКТЯ, к-рая была на 1 ладонь длиннее обычной и, след., равнялась прим. 52,5 см (Ez 40:5); 6 таких локтей составляли ТРОСТЬ (3,15 м), упоминание о к-рой есть только в Книге пр. Иезекииля при описании размеров храма и земельных наделов (Ez 40:5 ; Ez 42:16-20). В НЗ эту единицу измерения, возм., имеет в виду Иоанн (Apoc 21:15.16). Во 2Chron 3:3 говорится об измерении в локтях "по прежней мере", вероятно, и здесь имеется в виду более длинный локоть. Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство др.-евр. системы мер с шумеро-аккад., применявшейся и за пределами Месопотамии. В Вавилонии и Египте, помимо обычного, был известен "царский" локоть (его размеры неизвестны). Егип. меры длины соответствовали др.-евр., в то время как вавил. локоть составлял от 49,5 до 55 см. В Act 27:28 в качестве меры длины, применявшейся мореходами, упоминается САЖЕНЬ, составлявшая ок. 1,8 м;
2) ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ. Гораздо менее определенны встречающиеся в Библии меры пройденного пути: "шаг" (2Sam 6:13); "вержение камня" (т.е. расстояние, к-рое пролетает брошенный камень, Lc 22:41); "выстрел из лука" (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой, Gen 21:16); "день пути" (Gen 30:36 ; Gen 31:23 ; Ex 3:18 и др.; Lc 2:44 ; имеется в виду прим. 7-8 часов пешего хода). Возм., что все эти обороты речи, а также и выражение "некоторое расстояние" [евр. киврат-эрец , "мера земли", Gen 35:16 ; Gen 48:7 ; 2Rois 5:19) обозначают вполне определ., но неизвестные нам расстояния. Греч. СТАДИЙ (СТАДИЯ) - мера пути, названная в честь стадиона в Олимпии и равная 600 футам = ок. 185 м (Lc 24:13 ; Jn 6:19 ; Jn 11:18 ; Apoc 14:20 ; Apoc 21:16). Только в Mt 5:41 встречается греч. слово МИЛИОН, восходящее к рим. миллиариум - МИЛЯ [от лат. милле , "тысяча"; в Синод. пер. "ПОПРИЩЕ"] и означающее единицу измерения пути = 1,478 км. СУББОТНИЙ ПУТЬ (Act 1:12) является расстоянием, к-рое, согл. толкованию иуд. книжниками Ex 16:29 , было разрешено проходить в субботу. Субботний путь составлял 2000 локтей, т.е. около 1 км. Он был установлен на основании расстояния, отделявшего ковчег завета от стана израильтян в пустыне (Jos 3:4), а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам (Nombr 35:5);
3) МЕРЫ ПЛОЩАДИ. Земельный участок, площадь к-рого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня, назывался ПОЛЕМ (1 Sam 14:14 ; Is 5:10 ; в последнем случае в Синод. пер. - "участок"). В др.-евр. оригинале 1 Sam 14:14 употреблено слово МААНА - "борозда" (в Синод. пер. не передано), обозначавшее, возм., меру площади; смысл слова здесь не вполне ясен. Кр. того, размер площади определялся необходимым для ее засева объемом зерна. Употребленное в связи с этим в 1Rois 18:32 слово САТА [евр. сеа ; арам. сата - "мера зерна"] обозначало меру, содержавшую 1 мешок (или короб) зерна. В Lév 27:16 размер земельного участка определялся числом хомеров (мер) ячменя, необходимых для его засева.

II. МЕРЫ ОБЪЕМА

1) МЕРЫ СЫПУЧИХ ТЕЛ. ХОМЕР [соответствует месопотамскому имер - "ослиный вьюк", иначе КОР] был наибольшей мерой сыпучих тел, содержавшей 10 еф (Ez 45:11). Он упоминается в основном как мера зерна (Lév 27:16 ; 1Rois 5:11 ; 2Chron 27:5 ; Esdr 7:22 ; Ez 45:13 ; Os 3:2), иногда также как мера жидкости (при измерении количества елея - 1Rois 5:11 ; Ez 45:14). Половина хомера именовалась ЛЕТЕХ (только в Os 3:2 ; в Синод. пер. - "полхомера"). Наиб. употребит. мерой сыпучих тел была ЕФА (Jug 6:19 ; Ruth 2:17 и др.), к-рая, по Иосифу Флавию, соответствовала прим. 36 л. В то же время существует и другое ее определение, принадлежащее А.Сэгру: егип. папирус 289 г. до Р.Х. содержит сведения, что объем муки мелкого помола в Палестине определялся мерой, соответств. егип. артаба = 21,83 л. Эту палест. меру Сэгр отождествляет с ефой, к-рая в таком случае содержала ок. 22 л, а летех и хомер - соотв. 110 и 220 л. Археол. открытия в Лахише подтвердили соответствие объема БАТА (к-рый, согл. Ez 45:11 , тождествен ефе) выводам Сэгра (см. ниже). Ефа содержала 3 САТЫ (см. выше, пункт I,3; Gen 18:6 ; 1 Sam 25:18 ; 2Rois 7:1 ; в двух последних местах в Синод. пер. - "мера"), каждая из к-рых, в свою очередь, равна ок. 7,3 л. Горсть как мера объема составляла прим. 0,25 КАБА, что сост. ок. 0,5 л (2Rois 6:25). Наряду с этим применялась такая мера объема, как ГОМОР (Ex 16:36), или ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ ЕФЫ (Lév 5:11 ; Nombr 5:15), часто называемая также "ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ" [евр. асирит , Nombr 15:4.6.9 ], содержащая ок. 2,2 л. Итак, основными мерами были:

1 хомер, или кор = 10 ефам = 30 сатам (сеа) = 180 кабам;

1 ефа = 3 сатам (сеа) = 18 кабам;

1 сата (сеа) = 6 кабам;

1 ефа = 10 гоморам.

В Синод. пер. НЗ греч. слово модиос , соотв. лат. модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л), переведено как "сосуд" (Mt 5:15 ; Mc 4:21 ; Lc 11:33). Словом "мера" иногда переводится др.-евр. ефа (Am 8:5 ; Mich 6:10), а также сата (1 Sam 25:18 ; 2Rois 7:1). В Apoc 6:6 упоминается греч. мера зерна ХИНИКС, равная прим. 1,1 л;
2) МЕРЫ ЖИДКОСТЕЙ. Наиб. употребит. мерой жидкостей был БАТ (1Rois 7:26 ; 2Chron 2:10 ; 2Chron 4:5 ; Esdr 7:22 ; Is 5:10 ; Lc 16:6 ; в последнем случае в Синод. пер. - "мера"), к-рый, как и ефа, содержит 0,1 хомера (Ez 45:11.14). При раскопках в Лахише был найден разбитый сосуд с надписью: bt l-mlk [бат лемелех , "царский бат"]. Такой сосуд вмещал ок. 22 л. Благодаря этой находке ученые смогли определить емкость бата в период перед вторжением Синаххериба (библ. Сеннахирим) в 701 г. до Р.Х.: она составляла ок. 22 л. Этот вывод подтверждается тем, что, согл. заключению А.Сэгра, такую же вместимость имела ефа (см. выше). Бат содержал 6 ГИНОВ (Ex 29:40 ; Ex 30:24 ; Ez 4:11 ; Ez 45:24 ; Lév 19:36), каждый из к-рых был равен, след., прим. 3,66 л. Гин, в свою очередь, вмещал 12 ЛОГОВ (Lév 14:10-24), каждый по 11/36 л. Итак, существовали след. меры жидкостей:

1 хомер = 10 батам = 60 гинам = 720 логам;

1 бат = 6 гинам = 72 логам;

1 гин = 12 логам.

В Синод. пер., в Jn 2:6 , словом "мера" передано греч. метретес (букв. "измеряющий"). В Древней Греции большие сосуды определ. формы служили эталонами при измерении жидкостей. В связи с этим они рассматривались как мерные объемы установленной емкости, поэтому само слово, обозначавшее "сосуд", почти исчезло из обихода. Такой измерит. сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в Jn 2:6 каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. упомянутым выше, т.е. порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л.

III. МЕРЫ ВЕСА

Израильтяне использовали для взвешивания товара весовые чаши и гири, к-рые носили с собой в "кисе" - небольшой суме, кошельке (Deut 25:13 ; Prov 16:11 ; Mich 6:11). Такие гири, как правило, каменные, были найдены при раскопках. На части из них оказались надписи с указанием их веса. Чаще всего в Свящ. Писании говорится о весе металла или -> денег ; кр. того, указан вес каждой из составных частей елея помазания (Ex 30:23.24); дважды упоминается взвешивание волос (2Sam 14:26 ; Ez 5:1). Др.-евр. мерами веса были ТАЛАНТ [евр. кикар , "круг", "круглый кусок металла"], МИ-НА [евр. мане , мана , "часть", "доля"], СИКЛЬ [евр. шекель , "вес"], БЕКА (евр. "отрубленная") и ГЕРА (евр. "зерно"). Согл. Ex 30:13.14 , каждый мужчина-израильтянин, "поступающий в исчисление" народа, должен был внести в качестве выкупа за свою душу 1/2 сикля серебра. Это составляет, при совокупной численности 603550 мужчин-израильтян, 301775 сиклей. В Ex 38:25.26 общее количество серебра определено в 100 талантов и 1775 сиклей. Отсюда следует, что 1 талант равен 3000 сиклей (в противоположность вавил. таланту, к-рый составляли 3600 вавил. сиклей). Из Ez 45:12.13 следует (если при-держиваться версии текста Септуагинты: "Пять сиклей должны считаться пятью, а десять сиклей должны считаться десятью, а пятьдесят сиклей должны составлять одну мину"), что МИНА состояла из 50 сиклей. А это означает, что ТАЛАНТ должен был состоять из 3000:50=60 мин. СИКЛЬ, в свою очередь, делился на полусикли, именуемые БЕКА (Gen 24:22 ; Ex 38:26 ; в Синод. пер. - "полсикля"). Это название (подтверждаемое также надписями, обнаруж. при археол. раскопках) происходит от др.-евр. глагола со значением "разрубать", что указывает на то, что кусок металла весом в сикль (ср. рус. "рубль") разрубали пополам. Минимальный вес - 1/20 сикля - именовался ГЕРА (Ex 30:13 ; Ez 45:12). Итак, существовали след. единицы веса:

1 талант = 60 минам = 3 000 сиклей = 6 000 бек = 60 000 гер;

1 мина = 50 сиклям = 100 бекам = 1 000 герам;

(Jn 12:3 ; Jn 19:39 ; в первом случае в Синод. пер. - "фунт") соответствует лат. либра : это рим. единица веса = 327,45 г. Еще одна единица веса, составляющая, вероятно, 2/3 сикля, стала известна ученым после того, как при раскопках были найдены семь каменных гирь с др.-евр. надписью пим . Эти находки позволили истолковать место в 1 Sam 13:21 , ранее непонятное, как "И была плата в 1 пим за сошники и заступы, и 1/3 сикля за топор или за починку рожна". Кр. того, вес в четверть сикля упоминается в 1 Sam 9:8 . Чтобы соотнести др.-евр. единицы веса с совр., следует исходить из веса сикля, само название к-рого (см. выше) определяет его как исходную единицу веса. Др.-евр. сикль неоднократно пытались отождествить с вавил. сиклем, вес к-рого равен 16,37 г. Однако находки древних весовых гирь в Палестине (к-рые, в свою очередь, довольно-таки значит. различаются между собой по весу) это не подтвердили. Различные наборы каменных гирек свидет-вуют о колебании в весе сикля: он мог равняться 11,17 г, 11,5 г и 12,2 г (Galling, Bibl. Reallexikon, Sp. 187-188). С этой оговоркой о различиях в весе сикля, для нас трудно объяснимых, попытаемся все же установить соответствия между др.-евр. и совр. мерами веса. Об этом дает приблизит. представление след. таблица:

1 талант: 33,510 кг - 36,600 кг;

1 мина: 558,5 г - 610 г;

1 сикль: 11,17 г - 12,2 г;

1 бека: 5,59 г - 6,1 г;

Калькулятор мер

ИЗРАИЛЬСКАЯ СИСТЕМА
кор (6 ), хомер (5 ) 10 еф 400 л (180 кг)
ЕФА (64 ) 10 гоморов 40 л (18 кг)
сата (2 ) 6 каб 13,3 л (6 кг)
гомор (6 ) 1/10 ефы 4 л (1,8 кг)
каб (1 ) 24 яйца 2,2 л (1 кг)
ГРЕКО-РИМСКАЯ СИСТЕМА
модий (1 ) 16 секстарий 8,74 л
хиникс (1 ) 2 секстария 1,1 л (450 г)
секстарий 2 котуле 0,55 л
котуле 0,27 л
* Красным цветом указано приблизительно сколько раз это слово употребляется в Библии.

ИЗРАИЛЬСКАЯ СИСТЕМА МЕР И ВЕСОВ

хомер поклажа осла Основой мер сыпучих и жидкостей является хомер, хотя сам не является мерой для жидкостей. Самая большая мера для жидкостей - бат - в 10 раз меньше хомера. Выглядит довольно странно, что за эталон принимается не самая малая мера (как, например, гера - зёрнышко), а самая большая. Громоздкой меркой сложнее определить точную меру. Просто в этом Господь позволил людям иметь гибкость.
Разделим систему мер на две составляющие: мера продаваемого товара и мера серебра для оплаты этого товара. Сегодня система мер и весов товаров у нас очень точная. Деньги же, которыми мы оцениваем эту продукцию, не привязаны ни к чему. Мы пережили инфляции падения рубля более чем в 1000 раз. Бог же сделал наоборот, Он предпочёл некоторую гибкость оставить у товаров, а незыблемой сделать финансовую систему, чтобы защитить от инфляции. Божья система мудрее и дальновиднее. Она напоминает собой рессору, которая имеет лишь незначительную гибкость и это делает её самой надёжной частью машины. Она не гнётся под всяким давлением и не трескается при всяком резком толчке. Чсл 11:32 И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собрал, тот собрал 10 хомеров.. . 10 хомеров = 1800 кг = 10 поклаж осла, человек мог это принести за 70 (!) раз.
Число 10 означает много. В этом случае, когда мы понимаем цифры, они говорят сами за себя. Ос 31:2 И приобрёл я её себе за 15 серебряников и за 1,5 хомера ячменя. 1,5 хомера - где-то 270 кг ячменя или 5,5 мешков (по 50 кг).

кор 3Цар 4:2 Продовольствие Соломона на каждый день составляли: 30 коров пшеничной муки, 5,4 тонн Всего около 16 тонн муки в день. Это сколько ж человек нужно, чтобы съесть всё это? Теперь для нас сколько-то понятно, какую бюрократическую систему развил Соломон и почему народ хотел снижения налогов.
При норме 450 грамм муки в сутки на человека, 30 коров накормит 12 000.

сата Быт 18:1-8(6) 3 саты лучшей муки (то есть 18 кг муки мелкого помола) Меня удивили некоторые вещи тех лет. Зарплата за день составляла драхму, на что семья могла прожить 3 дня, а вместе с тем самой ходовой монетой был тетрадрахм (4 драхмы). На эту сумму семья могла прожить 12 дней. Это указывает на иной стиль жизни. Мы сегодня раз в месяц затовариваемся, а потом что-то по мелочам подкупаем: хлеб, шоколад, жевательную резинку... В те времена таких мелочей не было, и всё закупалось преимущественно оптом. Потому в ходу больше были крупные суммы и большие меры (ефа, сата). 1Цар 25:18 Тогда Авигея взяла: 200 (!) хлебов, и 2 меха с вином, и 5 овец приготовленных, и 5 мер (в оригинале "сат"), и 100 (!) связок изюму, и 200 связок смокв, и навьючила на ослов. Здесь речь идёт либо о большом количестве (100, 200), либо о крупных вещах (мех вина, овца). Сата относилась к крупным мерам.
Другими словами сата не мелкая, а крупная мера и ею мерят не на кухне, а на оптовой базе. Авраам же распорядился отмерить муки не стаканами, а вёдрами (сатами).

гомор суточный паёк манны в пустыне Исх 16:36 А гомор есть десятая часть ефы. (1/3 саты).
Исх 16:18 И мерили гомором... В пустыне люди питались только манной и потребляли её по гомору в день. Саты хватало на троих. Но человек ест не только хлеб. Скажем, дневной паёк римской армии составлял 850 г пшеницы, сало и соль, иногда мясо и овощи. Итак, чем же потчевал гостей Авраам? Если бы он дал им только хлеба, то им бы и саты вполне хватило. Авраам дал им три. Кроме того, он подал на стол масло, молоко и телёнка. Самые голодные три человека и за день не съели бы всего этого. Другими словами "стол ломился от еды". И было чего дать им с собой в дорогу. Дело в том, что, подобно им, Авраам сам был пришельцем в этой земле, подобно им. Но Ханаанская земля встретила его голодом, и он вынужден был искать приюта в соседней стране. Авраам знал, что значит быть в шкуре этих людей. И сейчас ему доставляло удовольствие дать им то, о чём он мечтал в то время. Мт 13:33 женщина замесила 3 меры муки (в оригинале "саты") 1 сата - это количество муки для семьи на неделю. 3 саты - это около 18 кг. Где же замешивают такое количество? Обычная посуда слишком мала для этого, кто-то использует для таких дел корыто. То есть в притче говорится о максимально возможном представить для хозяйки количестве муки, и о закваске, ничтожно малого количества того же самого теста, только вскисшего.
То есть, пусть Мончегорск большой, но немногие горящие верующие способны сделать так, чтобы "вскисло всё".
ζυμη - квасить, от ζεω - кипеть.

каб самая малая мера сыпучих тел Самая малая мера сыпучих тел. Если мерят кабом, значит голодный год. Сегодня евреи говоря "каб", имеют в виду ничтожно малую меру. Что-то вроде того, как мы употребляем слово "лепта". В Библии встречается всего 1 раз. 4Цар 6:25 ослиная голова за 80 шекелей, 1/4 каба (250 г) голубиного помёта - 5 шекелей. Помёт являлся топливом. И когда мы измеряем дрова самой малой мерой? 4Цар 7:1 сата (6 кг) лучшей муки - 1 шекель, 2 саты (12 кг) ячменя - 1 шекель. Только зная меру веса можно понимать разницу.

ефа обычная мера на рынке - ефа (3 саты или 18 кг), чтобы 2 раза не ходить. Вт 25:13-15 гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная. Самой обычной мерой на рынке была ефа (3 саты или 18 кг), "чтобы 2 раза не ходить". Пр 20:10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера (в оригинале "ефа"), то и другое мерзость перед Господом. Мих 6:10 ...и уменьшенная мера (в оригинале "ефа"), отвратительна? Почему старались сделать ефу поменьше? Ведь этой мерой отдаёшь. Но Иисус учил нас давать мерой полною, утрясённою, переполненною.

гин мера египетского происхождения Лев 19:36 да будут у тебя весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Ефой мерили хлеб, гином вино и елей. Лев 23:13 гин вина
Исх 29:40 1/4 гина елея

ГРЕКО-РИМСКАЯ СИСТЕМА МЕР И ВЕСОВ

фунт Ин 19:39 Никодим... принёс состав из смирны и алоя, литр около ста.
Это было около 33 кг.
Ин 12:3 Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием.
Не мудрено, 1/3 литра парфюмерии (!).

модий хлебная мера Встречается в Библии только в одной притче (Мт 5:15, Мк 4:21, Лк 11:33 ). Мт 5:15 И зажегши свечу, не ставят её под СОСУДОМ (в оригинале "модий"), но на подсвечнике, и светит всем в доме.
По-русски это будет вроде: И зажегши свечу, не ставят её под ВЕДРОМ.

хиникс суточный паёк От 6:5-6 И когда он снял 3-ю печать, я слышал 3-е животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий МЕРУ в руке своей. И слышал я голос посреди 4-х животных, говорящий: ХИНИКС пшеницы за динарий, и 3 ХИНИКСА ячменя за динарий; 2218 ζυγος мера - коромысло весов, ярмо [от впрягать, связывать]. В отличие от истории из 4-й Царств, здесь не непосильно высокая цена, а то, что мы называем "от зарплаты до зарплаты". Денарий - плата за день работы, а хиникс - норма на день хлеба, причём на одного человека, а не на семью. Такая ситуация может продолжаться сколько угодно долго, то есть "кандалы". "От зарплаты до зарплаты" и "каждый сам за себя".



Похожие публикации