Мировой продовольственный кризис: причины и возможные последствия. Ухудшение продовольственного снабжения и введение продовольственной диктатуры Экономическая политика Временного правительства

Глава 9. 1914-1917 гг.: Продовольственный кризис

О продовольственном кризисе, разразившемся в годы Первой мировой войны в России, нам известно по преимуществу как о перебоях с поставками хлеба в крупных городах, в основном в столице, в феврале 1917 года. Существовали ли подобные проблемы ранее и сохранились ли они позже? Если дальнейшим усилиям Временного правительства по снабжению городов продуктами первой необходимости просто уделяется мало внимания, то работы, посвященные возникновению и развитию продовольственного кризиса в царской России можно пересчитать по пальцам.

Закономерным результатом такого бессистемного подхода является представление о внезапно возникших перебоях в феврале 1917 и полном крахе снабжения и разрухе после Октябрьской революции как о разных, не связанных между собой явлениях. Что, конечно, оставляет широкое пространство для самых крайних, подчас совершенно конспирологических трактовок. Автору доводилось читать ряд работ, где доказывалось, что "хлебный бунт" в Петрограде зимой 1917 года явился результатом заговора, умышленного создания дефицита с целью вызвать народные волнения.

В действительности продовольственный кризис, вызванный рядом как объективных, так и субъективных причин, проявился в Российской империи уже в первый год войны. Фундаментальное исследование рынка продовольствия этого периода оставил нам член партии эсеров Н.Д.Кондратьев, занимавшийся вопросами продовольственного снабжения во Временном правительстве. Его работа «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции» была издана в 1922 году тиражом в 2 тыс. экземпляров и быстро стала библиографической редкостью. Переиздана она была лишь в 1991 году, и сегодня, благодаря массиву приведенных Кондратьевым данных, мы можем составить впечатление о процессах, происходивших в империи в период с 1914 по 1917 гг.

Материалы анкетирования, которое проводило "Особое совещание" по продовольствию, дают картину зарождения и развития кризиса снабжения. Так, по результатам опроса местных властей 659 городов империи, проведенного 1 октября 1915 года, о недостатке продовольственных продуктов вообще заявили 500 городов (75,8%), о недостатке ржи и ржаной муки - 348 (52,8%), о недостатке пшеницы и пшеничной муки - 334 (50,7%), о недостатке круп - 322 (48,8%).

Материалы анкетирования указывают общее число городов в стране - 784. Таким образом, данные "Особого совещания" можно считать наиболее полным срезом проблемы по Российской империи 1915 года. Они свидетельствуют, что как минимум три четверти городов испытывают нужду в продовольственных товарах на второй год войны.

Более обширное исследование, также относящееся к октябрю 1915 года, дает нам данные по 435 уездам страны. Из них о недостатке пшеницы и пшеничной муки заявляют 361, или 82%, о недостатке ржи или ржаной муки - 209, или 48% уездов.

Таким образом перед нами черты надвигающегося продовольственного кризиса 1915-1916 гг., который тем опаснее, что данные обследования приходятся на осень - октябрь месяц. Из самых простых соображений понятно, что максимальное количество зерна приходится на время сразу после сбора урожая - август-сентябрь, а минимальное - на весну и лето следующего года.

Рассмотрим процесс возникновения кризиса в динамике - определим момент его возникновения и этапы развития. Другое анкетирование дает нам результаты опроса городов по времени возникновения продовольственной нужды.

По ржаной муке - базовому продукту питания в Российской империи - из 200 прошедших анкетирование городов 45, или 22,5% заявляют, что возникновение недостатка пришлось на начало войны.
14 городов, или 7%, относят этот момент на конец 1914 года.
Начало 1915 года указали 20 городов, или 10% от общего числа. Дальше наблюдаем стабильно высокие показатели - весной 1915 года проблемы возникли в 41 городе (20,2%), летом в 34 (17%), осенью 1915-го - в 46, или 23% городов.

Аналогичную динамику дают нам опросы по недостатку пшеничной муки - 19,8% в начале войны, 8,3% в конце 1914-го, 7,9% в начале 1915 года, 15,8% весной, 27,7% летом, 22,5% осенью 1915 года.

Опросы по крупам, овсу и ячменю показывают аналогичные пропорции - начало войны приводит к недостатку продуктов примерно в 20 процентах опрошенных городов, по мере того, как первые истерические реакции на начало войны стихают, к зиме замирает и развитие продовольственного кризиса, но уже к весне 1915 года происходит резкий всплеск, стабильно нарастающий далее. Характерно, что мы не видим снижения динамики (или видим крайне незначительное снижение) к осени 1915 года - времени сбора урожая и максимального количества зерна в стране.

Что означают эти цифры? В первую очередь они свидетельствуют, что продовольственный кризис зародился в России с началом Первой мировой войны в 1914 году и получил свое развитие в дальнейшие годы. Данные опросов городов и уездов в октябре 1915 свидетельствуют о перетекании кризиса в 1916 год, и далее. Нет никаких оснований предполагать, что февральский кризис с хлебом в Петрограде явился обособленным явлением, а не следствием все развивающегося процесса.

Интересна нечеткая корреляция возникновения нужды в городах с урожаями, или отсутствие таковой. Это может свидетельствовать не о недостатке зерна, а о расстройстве системы распределения продуктов - в данном случае, хлебного рынка.

Действительно, Н.Д. Кондратьев отмечает, что зерна в период 1914-1915 гг. в стране было много. Запасы хлебов, исходя из баланса производства и потребления (без учета экспорта, который практически прекратился с началом войны), он оценивает следующим образом (в тыс. пуд.):

1914-1915 гг.: + 444 867,0
1915-1916 гг.: + 723 669,7
1916-1917 гг.: - 30 358,4
1917-1918 гг.: - 167 749,9

Хлеб в России, таким образом, был, его было даже больше, чем требовалось, исходя из обычных для страны норм потребления. 1915 год и вовсе оказался весьма урожайным. Дефицит возникает лишь с 1916 года и развивается в 17 и 18-м. Конечно, значительную часть хлеба потребляла отмобилизованная армия, но явно не весь.

Чтобы получить дополнительную информацию о динамике продовольственного кризиса, взглянем на рост цен на хлеб за этот период. Если средние осенние цены на зерно Европейской России за 1909-1913 годы принять за 100 процентов, в 1914 году получаем рост в 113% для ржи и 114% для пшеницы (данные для Нечерноземья). В 1915 году рост составил уже 182% для ржи и 180% для пшеницы, в 1916 - 282 и 240 процентов соответственно. В 1917 году - 1661% и 1826% от цен 1909-1913 годов.

Цены росли по экспоненте, несмотря на избыточность 1914 и 1915 годов. Перед нами яркое свидетельство либо спекулятивного роста цен при избыточности продукта, либо роста цен в условиях давления спроса при низком предложении. Это вновь может свидетельствовать о крахе обычных методов распределения товаров на рынке - в силу тех или иных причин. Которые мы и рассмотрим подробнее в следующей главе.

Примечания:
Н.Д. Кондратьев, «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции». М.: «Наука», 1991. Стр. 161.
там же, стр. 162.
там же, стр. 161.
там же, стр. 141
там же, стр. 147

Http://users.livejournal.com/_lord_/1420910.html

Глава 10. Причины возникновения продовольственного кризиса

Продовольственный кризис складывался из ряда факторов, влияющих на экономику страны как каждый по отдельности, так и совместно.

Прежде всего, с началом Первой мировой войны в России прошел ряд мобилизаций, изъявших из экономики многие миллионы рабочих рук. Особенно болезненно это отразилось на деревне - у крестьян, в отличие от фабричных и заводских рабочих, не было "брони" от отправки на фронт.

Масштабы этого процесса можно оценить, исходя из роста численности российской армии. Если армия мирного времени состояла из 1 370 000 чел., то в 1914 году ее численность возросла до 6 485 000 чел., в 1915 году - до 11 695 000 чел., в 1916 году - 14 440 000 чел., в 1917 - 15 070 000 чел.

Для снабжения столь большой армии требовались огромные ресурсы. Но одновременно и естественно, изъятие столь большого числа рабочих рук из хозяйства не могло не сказаться на его продуктивности.

Во-вторых, в России началось сокращение посевных площадей. Как минимум на первом этапе оно не было напрямую связано с мобилизацией мужского населения в армию, в чем мы убедимся ниже, и должно рассматриваться как отдельный фактор.

Сокращение посевных площадей происходило как по причине оккупации ряда территорий, так и под влиянием внутренних факторов. Их необходимо разделить. Так, Н.Д. Кондратьев отмечает, что "оккупация определилась в более или менее полной форме к 1916 г.", что позволяет произвести оценку выбывших из оборота земель. Цифры таковы: общая посевная площадь в среднем за 1909-1913 гг. - 98 454 049,7 дес. Общая посевная площадь губерний, оккупированных к 1916 году - 8 588 467,2 дес. Таким образом под оккупацию попали 8,7% от общих посевных площадей империи. Цифра большая, но не смертельная.

Другой процесс происходил под влиянием внутренних политических и экономических факторов. Если взять общую посевную площадь (за вычетом оккупированных территорий) в 1909-1913 за 100%, динамика посевных площадей последующих лет предстанет перед нами в следующем виде:

1914 - 106,0%
1915 - 101,9%
1916 - 93,7%
1917 - 93,3%

"Общее сокращение посевной площади под влиянием политико-экономических факторов незначительно и дает к 1917 году всего 6,7%", - констатирует автор исследования.

Таким образом, сокращение посевных площадей само по себе еще не могло стать причиной продовольственного кризиса. Из чего же складывалась недостача продуктов питания, возникшая с 1914 года и стремительно развивающаяся впоследствии?

Немного проясняет вопрос взгляд на сокращение посевных площадей в зависимости от типа хозяйств - крестьянских и частновладельческих. Разница между ними в том, что первые были нацелены преимущественно на прокорм самих себя (в рамках хозяйства и общины), отправляя на рынок лишь невостребованные излишки. Их ближайший аналог - простая семья, ведущая собственное хозяйство. Вторые же были построены на принципах капиталистического предприятия, которое, используя наемную рабочую силу, нацелено на получение прибыли с продажи урожая. Оно не обязательно должно выглядеть как современная американская ферма - это может быть и помещичья латифундия, использующая крестьянские отработки, и зажиточный крестьянский двор, прикупивший дополнительно земли и обрабатывающий их с помощью наемных работников. В любом случае урожай с этой "излишней" земли предназначен исключительно на продажу - для хозяйства он просто избыточен, а сами эти земли обработать силами только хозяйства невозможно.

В целом по России без учета оккупированных территорий и Туркестана динамика посевных площадей по типу хозяйств будет выглядеть следующим образом: крестьянские хозяйства дают для 1914 года 107,1% к среднему показателю за 1909-13 гг, а частновладельческие - 103,3%. К 1915 году крестьянские хозяйства показывают рост посевных площадей - 121,2 процента, а частновладельческие - сокращение до 50,3%.

Аналогичная картина сохраняется почти для каждой части страны, взятой отдельно - для черноземной полосы, для Нечерноземья, для Кавказа. И лишь в Сибири частновладельческие хозяйства не сокращают посевных площадей.

«В высшей степени важно далее подчеркнуть, - пишет Кондратьев, - что сокращение посевной площади идет особенно стремительно в частновладельческих хозяйствах. И отмеченная выше относительная устойчивость посевной площади за первые два года войны относится исключительно за счет крестьянских хозяйств».

То есть крестьяне, лишившись рабочих рук, но хорошо представляя себе, что такое война, затягивают пояса и расширяют посевы - усилиями всей семьи, женщин, детей и стариков. А капиталистические хозяйства, также лишившись рабочих рук (мобилизация сказалась и на рынке рабочей силы), сокращают их. В этих хозяйствах некому затягивать пояса, они просто не приспособлены к работе в таких условиях.

Но главная проблема заключалась в том (и поэтому Кондратьев особенно обращает внимание на возникшее положение), что товарность зерна именно частновладельческих хозяйств была несоизмеримо выше крестьянской. К 1913 году помещичьи и зажиточные хозяйства давали до 75% всего товарного (идущего на рынок) хлеба в стране.

Сокращение именно этими хозяйствами посевных площадей давало существенное сокращение поступления хлеба на рынок. Крестьянские же хозяйства в очень большой степени кормили только сами себя.

Кстати, интересной темой для размышлений мог бы стать вопрос о том, что стало бы с Россией, удайся столыпинская аграрная реформа перед войной.

Наконец, третьим фактором, оказавшим серьезное влияние на формирование продовольственного кризиса, стала транспортная проблема.

В России исторически сложилось разделение регионов на производящие и потребляющие, или, в другой терминологии, на районы избытков и районы недостатков. Так, избыточны по хлебам были Таврическая губерния, Кубанская область, Херсонская губерния, Донская область, Самарская, Екатеринославская губернии, Терская область, Ставропольская губерния и другие.

Недостаточными являлись Петроградская, Московская, Архангельская, Владимирская, Тверская губернии, Восточная Сибирь, Костромская, Астраханская, Калужская, Новгородская Нижегородская, Ярославская губернии и другие.

Таким образом, огрубляя, важнейшие районы избытков лежали на юго-востоке Европейской России, районы недостатков - на северо-западе. Соответственно этой географии складывались в стране и рынки - производительные и потребительские, а также выстраивались торговые пути, распределяющие потоки хлебных грузов.

Основным средством транспорта, обслуживающим продовольственный рынок в России, являлся железнодорожный. Водный транспорт, исполняя лишь вспомогательную роль, не мог соперничать с железнодорожным ни в силу развития, ни в силу географической локализации.

С началом Первой мировой войны именно на долю железнодорожного транспорта пришлось подавляющее большинство перевозок - как огромных масс людей по мобилизации, так и титанических объемов продуктов, амуниции, обмундирования для их снабжения. Водный транспорт ничем не мог помочь на западном направлении в силу естественных географических причин - водных артерий, связывающих восток и запад России, просто не существуют.

С началом мобилизации железные дороги западного района - почти 33% всей железнодорожной сети - были выделены в ведение Военно-полевого управления практически исключительно для военных нужд. Для этих же нужд в западный район была передана значительная часть подвижного состава. Управление железными дорогами было, таким образом, разделено между военными и гражданскими властями.

Никогда и нигде многовластие не доводило до добра. Мало того, что на восточный район легла вся тяжесть снабжения западного мобилизованного района. Из западного района перестал возвращаться обратно подвижной состав. Возможно, он был куда более необходим в прифронтовой полосе - даже наверняка. Но такого рода вопросы требовали единого центра принятия решений, с трезвой оценкой всех плюсов и минусов. В нашем же случае к лету 1915 года задолжность западного района перед восточным достигла 34 900 вагонов .

Перед нами открывается одна из важнейших причин продовольственного кризиса - железнодорожные магистрали, обеспечивая огромные по масштабам военные поставки и испытывая острую нехватку подвижного состава, не могли справиться с нуждами гражданского сообщения.

В реальности из-за неразберихи, отсутствия единого руководства, изменения всего графика движения и мобилизации части подвижного состава перевозки в стране падали в целом. Если принять за 100 процентов среднее количество перевозок за 1911-1913 гг., то уже во втором полугодии 1914 их объем составил 88,5% от довоенного уровня, а специальных хлебных перевозок - лишь 60,5%

"Столь значительные требования войны к железным дорогам, - констатирует Кондратьев, - привели к тому, что основные железнодорожные артерии страны, связывающие главнейшие районы избытков продовольственных продуктов с потребляющими центрами внутри страны, оказались уже к концу первого года войны или совершенно недоступными для частных коммерческих грузов.., или доступ этот был крайне затруднен" .

Рынок продовольствия в России рухнул. Вот где причина возникновения недостатка продуктов питания с первого года войны при излишках хлеба, вот причина лавинообразного роста цен. Здесь же кроется одна из причин сокращения посевных площадей - если нет рынка, нет смысла и выращивать.

Аналогичные проблемы возникли и у промышленности - развалилось частное, а по большому счету и общее снабжение сырьем и топливом. Если у оборонных заводов в этой ситуации оставался шанс остаться на плаву (он исчез в 1916 г., о чем ниже), то для остальных предприятий без общей милитаризации экономики перспективы выглядели крайне безрадостно.

При этом за одной большой проблемой скрывалась не меньшая, если не большая по величине. Стараясь хоть как-то компенсировать недостачу вагонов и локомотивов, а также все падающие грузоперевозки, железнодорожники значительно, сверх нормативов увеличивали использование наличного подвижного состава.

Как это часто бывает при эксплуатации сложных систем, в критических обстоятельствах велик соблазн вывести их на сверхнормативные режимы работы, выжать по максимуму, разогнать до предела, добившись временной компенсации возникших потерь. Вот только система, достигнув определенного порога возможностей, неизбежно и безвозвратно идет вразнос.

Что-то подобное произошло с железнодорожным транспортном в Российской империи. "Возрастает средний суточный пробег наличного товарного вагона и паровоза... Возрастает количество погруженных и принятых вагонов и общий пробег их.., - пишет Кондратьев. - Повышение работы идет вплоть до пятого полугодия войны, до июня-декабря 1916 г., когда наступает перелом к ухудшению".

Примечания:
Н.Д. Кондратьев, «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции». М.: «Наука», 1991. Стр. 158
там же, стр. 121
там же, стр. 121
там же, стр. 122
БСЭ, статья "Сельское хозяйство"
Н.Д. Кондратьев, «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции». М.: «Наука», 1991. Стр. 96
там же, стр. 136
там же, стр. 137
там же, стр. 136
там же, стр. 137
там же, стр. 138

Http://users.livejournal.com/_lord_/1421216.html

Весной 1918 г. обострился продовольственный кризис, начав­шийся еще в 1915 г. Поэтому партия объявила борьбу за хлеб борьбой за социализм. В деревню были направлены продотряды, насчитывавшие к осени 1918 г. в своих рядах 72 тыс. человек. На основе опыта работы первых продотрядов была сформирована продовольственно-реквизиционная армия Народного комиссари­ата продовольствия РСФСР (продармия), численность которой к концу года превысила 29 тыс. человек. Для борьбы с кулачеством были созданы комитеты бедноты.1

Особую заботу партии и Советского правительства вызывало обеспечение продовольствием действующей армии. В связи с этим 17 сентября 1918 г. Совнарком заслушал доклад Народного комиссара продовольствия о состоянии обеспечения Красной Армии продуктами питания и принял решение о создании Цент­ральной комиссии по упорядочению обеспечения Красной Армии продовольствием и продуктами первой необходимости (Цеко-продарм). Комиссии вменялось в обязанность в кратчайший срок определить потребности армии в продовольствии, организо­вать его накопление, распределение и в последующем осуществ­лять постоянный контроль за расходом. Цекопродарм наделя­лась правом создавать в действующей армии и военных округах особые комиссии по организации обеспечения войск продоволь­ствием и продуктами первой необходимости. Эти комиссии воз­главляли назначенные Цекопродармом председатели, а чле­нами являлись представители Народного комиссариата продо­вольствия и Народного комиссариата по военным делам.

Важнейшим мероприятием в централизации обеспечения Красной Армии продовольствием явилось постановление СНК, принятое к началу уборки урожая 1918 г. и регламентировавшее порядок проведения заготовок продовольствия и фуража во фрон­товой полосе. Этим постановлением предусматривалось прове­дение заготовок силами войск под руководством фронтовых комиссий, которые утверждались СНК по представлению Цеко-продарма. Фронтовые комиссии руководили работой армейских и районных военно-продовольственных комиссий. В соответствии с постановлением дивизиям и полкам в ходе ведения боевых дей­ствий разрешалось проводить заготовки своими силами вплоть до установления прямых контактов с сетью военно-продовольствен­ных организаций.

Проведение заготовок продовольствия и фуража в прифрон­товой полосе значительно улучшило накопление продовольствен­ных ресурсов и дало возможность удовлетворить потребности не только армии, но и частично гражданского населения. Заго­товки позволили более централизованно и эффективно осуществ­лять накопление, учет и распределение продовольствия, способ­ствовали внедрению принципа соответствия системы материального обеспечения экономическому строю и возможностям эконо­мики страны.

Обеспечение Красной Армии вещевым, обозным и некоторыми предметами инженерного имущества было возложено на Отдел военных заготовок при ВСНХ, который включал кожевенно-брезентовую, обмундировочную, инженерную и обозную секции.

Свою деятельность отдел распространял на всю территорию Советской Республики, создав при местных совнархозах свои подразделения. В связи с большим объемом работ в январе 1919 г. он был реорганизован в Центральный отдел военных заготовок. Его основной задачей являлось распределение сырья между производственными главками, контроль качества и сроков выполнения заказов, организация приема и передачи имущества военному и морскому ведомствам по нарядам главных военных управлений. Деятельность Центрального отдела военных загото­вок позволила упорядочить изготовление и распределение военно­го имущества, усовершенствовать организацию обеспечения войск.

В целях наиболее эффективного использования в интересах военного ведомства всех видов путей сообщения, организации и устройства службы железнодорожных и автомобильных частей, организации транспортной, почтовой, телеграфной и телефонной служб и военных дорог было создано Управление военных сообще­ний, преобразованное в сентябре 1918 г. в Центральное управ­ление военных сообщений (ЦУПВОСО).

Таким образом, был сформирован орган управления, который обеспечивал единое планирование и организацию мероприятий по транспортному обеспечению с учетом использования всей сети путей сообщения, а также согласование и подготовку различных видов транспорта в целях создания наиболее благоприятных ус­ловий для перевозок личного состава и материальных средств. Это давало определенные предпосылки для осуществления прин­ципа комплексного использования всех видов транспорта.

Начало формированию железнодорожных войск было положено постановлением Реввоенсовета Республики, которое было объяв­лено в приказе Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики от 5 октября 1918 г. Этим приказом учреж­далась должность начальника железнодорожных войск, созда­вался его штаб, началось формирование первых 16 отдельных же­лезнодорожных рот. Во фронтах вводились командир железнодо­рожных войск и штаб.

В ходе наступательных операций железнодорожные войска производили восстановительные работы только первой очереди. Работы второй очереди выполняли ремонтно-восстановительные формирования (поезда) Наркомата путей сообщения (НКПС). Следует отметить, что в годы гражданской войны воинскими перевозками занимались как органы НКПС, так и органы военных сообщений. Эксплуатацию и обслуживание железных дорог. Осуществляли не только ремонтно-восстановительные поезда НКПС, но и отдельные роты железнодорожных войск. Этот метод работы подтвердил свою жизнеспособность и в годы Великой Отечественной войны. Он не потерял своей актуаль­ности и в современных условиях.

В 1918 г. были созданы и первые 10 автомобильных колонн Красной Армии (по 10 автомобилей в каждой). Автомобильными колоннами ведали ЦУПВОСО и Главное военно-инженерное управление. В октябре 1918 г. в ЦУПВОСО был организован отдел по службе полевых железных дорог и автомобильных колонн, который решал и организационно-технические вопросы автомобильной службы. Ремонт автомобильной техники и обес­печение автомобильным имуществом осуществлял автоотдел Главного военно-инженерного управления. Непрерывно воз­раставшие задачи автомобильной службы потребовали создания в ЦУПВОСО отдела военных дорог и тыла с двумя отделениями: автоорганизационным и автоэксплуатационным.1

Таким образом, в 1918 г. были созданы специальные войска тыла - железнодорожные и автомобильные. И хотя их вклад в победу в годы гражданской войны был относительно невелик, они определили свое место в общей системе тылового обеспече­ния войск.

Заключение.

Строительство Красной Армии, которая основывалась на совершенно новых принципах,не свойственных армии царской России,являлось сложным и трудным процессом,успех которого вился фундаментом многих будущих побед России. В этот сложный период шло зарождение всех родов войск: артиллерии, бронетанковых, воздушных, военно-морских; в это время росли командиры, которые одержали победу в Великой Отечественной Войне. В ходе успешных действий Красной армии в период гражданской войны родились новые имена Героев России, таких как В.И. Чапаев, Н.А Щорс, С.М. Буденный, С.С. Вострецов, на примере которых воспитывались следующие поколения российского офицерства. Строительство Красной Армии проходило одновременно со становлением нового российского государства и во многом это были связанные процессы, стимулирующие скорость создания нового строя. Очень хорошо, что мы живем в то время, когда многие, ранее неизвестные страницы истории, становятся открытыми для нас и мы становимся ближе к нашим прадедам.

В ноябре 1917 года Ленин потребовал установить рабочий контроль над заводами и фабриками. В знак протеста предприниматели стали закрывать свои предприятия. Власть ответила на это жестко: началась экспроприация частных заводов и фабрик. Вскоре этот процесс обрел массовый и обязательный характер.

К середине 1918 года в руки государства перешли все крупные предприятия важнейших отраслей промышленности. Национализированы железные дороги, речной и морской транспорт, внешняя торговля. Практически вся экономика страны стала государственной. Ею начал управлять новый хозяйственный орган – Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Ликвидированы частные банки. В стране остался только один банк – Народный банк, подчиняющийся государству.

Весной 1918 года резко ухудшилась ситуация с хлебом. Главная причина в том, что крестьяне не желали продавать хлеб государству по низким ценам. Другая причина – мирный договор с Германией, согласно которому от России отторгались богатые хлебные районы страны.

Продовольственный кризис грозил перерасти в политический, который мог подорвать авторитет большевиков. И власти приступили к решительным действиям. Было решено силой отбирать хлеб у крестьян. Власти установили норму потребления хлеба, а все «излишки» подлежали насильственному изъятию. А тех, кто прятал хлеб, объявляли врагами народа. В стране установилась продовольственная диктатура. Но большевики опасались, что и эти жесткие меры могут обернуться против них. Поэтому они сделали ставку на раскол деревни, противопоставив бедноту остальным крестьянам.

В то время как население развивающихся стран подвергается болезням от хронического недоедания, население промышленно развитых стран страдает болезнями, также связанными с питанием, но в ином смысле. Населению развитых стран угрожают болезни, возникающие вследствие переедания, излишнего потребления калорийной пищи. Часть населения мира гибнет раньше времени от того, что никогда не может поесть досыта, а другая часть, образно выражаясь, «объедается до смерти».

В развитых странах суточный рацион, приходящийся на душу населения, превышает 3100 ккал, а в развивающихся не достигает и 2200 ккал. При этом, например, в 1969 - 1971 гг. потребление белков на душу населения в развитых странах составляло 96 г в сутки, а в развивающихся странах - 58 г. Калорийность и количество животных белков в суточном рационе населения некоторых районов мира показаны на рис. 2. Потребление в развитых странах высококалорийной пищи, особенно продуктов, богатых углеводами и насыщенными жирами, при малоподвижном образе жизни значительной части населения часто приводит к ожирению. Главными болезнями населения развитых стран, связанными с избыточным питанием, являются диабет, гипертония, заболевания сердечнососудистой системы. Именно эти болезни приводят к ухудшению состояния здоровья и росту смертности населения промышленно развитых стран. В других регионах мира одна из главных причин высокого уровня смертности населения - голод.

Мировой продовольственный кризис в сущности не что иное, как недостаточная обеспеченность населения развивающихся стран продовольствием. Очевидно, развивающиеся страны, преодолевающие трудные проблемы, нельзя обвинять в том, что они недостаточно развиты в экономическом отношении. Главная вина за это лежит на развитых в промышленном отношении капиталистических государствах, которые еще недавно строили свое благополучие в значительной мере на беспощадной эксплуатации колоний.

При рассмотрении вопроса о мировом продовольственном кризисе необходимо прежде всего уяснить, что же произошло в 1972 г. Какими причинами вызван хотя и не самый глубокий, но все же наиболее значительный в истории человечества продовольственный кризис? Стихийными бедствиями? Крайне неблагоприятными погодными условиями? Всеобщим экономическим кризисом? Политическими и экономическими махинациями? Неверной социально-экономической политикой соответствующих государств? Или ростом народонаселения земли, достигшим максимального предела? На эти разные по содержанию вопросы можно было бы дать разные по содержанию и в какой-то определенной мере правильные ответы, однако поиски корней этих проблем как по существу, так и в логическом и историческом плане следует начинать с рассмотрения сущности колониализма и международного разделения труда в мировом капиталистическом хозяйстве.

Развивающиеся страны начинали самостоятельное национальное развитие в условиях, когда их экономика была ориентирована на достижение одной цели - обслуживание метрополии. Поэтому с получением независимости они сразу же столкнулись с неоколониалистическими стремлениями капиталистического мира, с беспощадными законами капиталистического

рыночного хозяйства, с грабительской политикой многонациональных корпораций, с ухудшением соотношений международного обмена. Перед руководством развивающихся стран одновременно встали проблемы внутреннего снабжения населения продовольствием, ряд социальных и других проблем. Нельзя утверждать, что и другие субъективные или объективные обстоятельства не способствовали возникновению сложного положения в развивающихся странах. Но несомненно одно - при детальном и глубоком рассмотрении отдельных частных явлений мы неизменно возвращаемся к колониальному наследству как к основной причине, обусловившей все трудности.

В возникновении мирового продовольственного кризиса, помимо основных причин, определенную роль сыграли и такие усугубляющие факторы, как неблагоприятные погодные условия, в частности засуха в обширных районах Африки. В специальном исследовании ФАО о развитии сельскохозяйственного производства в период 1952-1972 гг. нет прямых указаний на глобальное отрицательное влияние погодных условий. В то же время в анализе подчеркивается, что такие положительные и отрицательные факторы, влияющие на сельскохозяйственное производство, как, например, расширение орошаемых площадей, вовлечение в производство менее плодородных земель, совершенствование техники и технологии возделывания сельскохозяйственных культур, эпидемии сельскохозяйственных животных, стихийные бедствия, капризы погоды и т. д., в рассматриваемом периоде глобально уравновешивали друг друга. Капризы погоды в течение 1 - 2 лет в принципе не могут вызвать устойчивого голода в масштабах всего мира.

В мировой продовольственной проблеме 1972 год явился поворотным. Одновременное сокращение производства сельскохозяйственной продукции в ряде стран мира привело к резкому росту цен, обострению инфляции, что катастрофически повлияло на продовольственное положение мира. За предшествовавшие два десятилетия впервые было отмечено абсолютное сокращение мирового производства продовольствия. Производство зерновых, включая пшеницу и другие хлебные злаки, а также рис, сократилось по сравнению с предшествующим годом на 33 млн. т. Потеря такого количества зерна вызвала немалые трудности, поскольку производство зерна во всем мире должно возрастать ежегодно примерно на 25 млн. т, чтобы обеспечить продовольственные потребности 80 млн. человек, составляющих прирост населения мира.

Вследствие неожиданного сокращения производства зерна в 1972 г. возник значительный дефицит продовольствия, причем именно в тот период, когда североамериканские государства, и прежде всего США, еще проводили политику ограничения сельскохозяйственного производства. Впервые за десятилетие имел место случай, когда в целом ряде крупных зернопроизводящих стран одновременно отмечались неблагоприятные погодные условия. Вследствие этого запасы зерна в важнейших странах - экспортерах пшеницы сократились с 49 млн. т в 1971 - 1972 гг. до 29 млн. т в 1972 - 1973 гг. Мировые запасы риса практически были исчерпаны. Всего этого было достаточно для того, чтобы возникло катастрофическое положение в мире. Это нетрудно понять даже без детального рассмотрения проблемы использования запасов зерна.

По материалам книги "Мировая продовольственная проблема", 1979 г.

— Источник—

Шаркань П. Мировая продовольственная проблема: Сокр. пер. с венгр./Науч. Ред. В. В. Милосердов.- М.: Экономика, 1982.- 216 с.

Post Views: 412

Огромное влияние на социально-политическое развитие страны оказывало состояние продовольственного обеспечения городского населения. В основе продовольственного кризиса зимы - весны 1918 г. были связанные с общими последствиями четырехлетней мировой войны причины и результаты проводимой после октября 1917 г. политики.
Перестройка промышленности на выпуск военных заказов привела к сокращению производства гражданской продукции (в том числе товаров для деревни) и как следствие, к их подорожанию. В свою очередь, крестьянство уменьшило поставки продовольствия на рынок, что обострило проблему снабжения городов. Нормальный товарооборот между городом и деревней нарушился, и требовались государственно-административные рычаги для его поддержания на элементарно необходимом уровне. В аналогичных условиях в Германии еще 25 января 1915 г. был принят закон о хлебной монополии. Государство контролировало производство, обмен, устанавливало твердые цены, отбирало весь продукт. Нормировалось не только распределение промышленного сырья, но и потребление людей через систему карточек и пайков. В стране вводилась трудовая повинность, свободная торговля большинством товаров была свернута. И хотя уровень потребления продуктов питания в сравнении с довоенным временем снизился в 2-3 раза, население практически не испытывало перебоев в снабжении. В России же ничего этого не было сделано, и продовольственные трудности сыграли свою роль как при падении самодержавия, так и при отторжении политики Временного правительства осенью 1917 г.
Приход к власти большевиков и последовавшая “красногвардейская атака на капитал” еще более сократили возможности нормализации товарообмена с деревней. Ситуацию усугубили усложненные с конца 1917 г. связи с производящей зерно Украиной, которая после заключения Брестского мира оказалась в зоне германского влияния. Все это привело к тому, что в конце 1917 - первой половине 1918 г. централизованные заготовки зерна постоянно сокращались: в ноябре этот показатель составил 641 тыс. т, в декабре - 136, в январе 1918 г. - 46, в апреле - 38, а в июне - только 2 тыс. т. В некоторых промышленных центрах положение было тяжелым уже зимой 1917-1918 гг. В январе раздавались отчаянные призывы правительства: “Хлеба, хлеба, хлеба!!! Иначе Питер может околеть”.
Первоначально нехватку продовольствия связывали с саботажем торговцев и лавочников. Для поиска спрятанного зерна формировали специальные отряды. Но их рейды, обыски у “спекулянтов” и стихийные “реквизиции у буржуев” не могли решить проблему. А имевшие зерно крестьяне не хотели везти его в города и сдавать по твердым ценам, которые не шли ни в какое сравнение со свободными. Однако те социальные группы, на которые опирались большевики, не были в состоянии покупать продовольствие по этим ценам. Вот почему задача изъятия продовольствия внеэкономическими средствами встала перед правительством уже в январе 1918 г.
31 января 1918 г. СНК назначил освободившегося от переговоров в Брест-Литовске Троцкого председателем Чрезвычайной комиссии по продовольствию и транспорту. Он ввел строгие меры борьбы со спекуляцией, установил расстрел “мешочников” на месте в случае их сопротивления, организовал формирование вооруженных отрядов для реквизиции продовольствия.
В марте 1918 г. была предпринята попытка извлечения из деревни продовольствия путем налаживания товарообмена. В условиях разрыва традиционных хозяйственных связей и обесценивания денег крестьянин мог пойти на сдачу хлеба непосредственно в обмен на промышленные товары. СНК принял 26 марта соответствующий декрет. Однако вскоре стало очевидно, что и товарообмен провалился. Во-первых, для этого не оказалось достаточного фонда товаров, способных заинтересовать крестьянина. Во-вторых, практически отсутствовал местный аппарат для его осуществления: прежние органы местного самоуправления (земские, думские и т.п.) к тому времени были почти везде ликвидированы, а у Советов своих распределительных механизмов еще не было. И, в-третьих, сказалась классовая нацеленность этого, казалось бы, экономического мероприятия: имеющиеся товары подлежали распределению среди всех крестьян (волости, района), а не только тех, кто сдал продукты.
К началу мая 1918 г. проблема продовольственного снабжения выходит на первый план в крупных промышленных центрах - потребляющих губерниях Северо-Запада, Центрально-промышленного района и Урала. Даже в Петрограде и Москве запасов муки порой оставалось на два-три дня. В этих условиях начинается новый этап политики большевиков в отношении деревни, связанный с введением продовольственной диктатуры. 9 мая 1918 г. ВЦИК одобрил Декрет “О предоставлении Народному Комиссариату Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими”. В нем констатировалось, что период убеждения и уговоров держателей хлеба закончился, а ситуация диктует необходимость перехода к насильственному изъятию продовольствия: “На насилие владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией”.
Несколько дней спустя Ленин призывает рабочих “спасти революцию” организацией “продовольственных отрядов”, говорит о важности массового “крестового похода” передовых рабочих, способных выступить руководителями деревенской бедноты. 20 мая 1918 г. глава государства Я. М. Свердлов развил эти идеи: “Мы должны самым серьезным образом поставить перед собой вопрос о расслоении в деревне, о создании в деревне двух противоположных враждебных сил, поставить перед собой задачу противопоставления в деревне беднейших слоев кулацким элементам. Только в том случае, если мы сможем расколоть деревню на два непримиримых враждебных лагеря, если мы сможем разжечь там ту же гражданскую войну, которая недавно шла в городах... только в том случае мы сможем сказать, что мы и по отношению к деревне сделали то, что смогли сделать для городов”.
В декрете от 27 мая 1918 г. предусматривалось создание продовольственных отрядов и конкретизировались их задачи. Они должны были, с одной стороны, содействовать изъятию продовольственных запасов, с другой - организовать трудовое крестьянство против кулаков. С этой целью декретом от 11 июня 1918 г. предусматривалось создание комитетов деревенской бедноты (комбедов). Их формировали местные Советы при непременном участии продотрядов. В состав комбедов могло быть избрано сельское население, за исключением “заведомых кулаков и богатеев, хозяев, имеющих излишки хлеба или других продовольственных продуктов, имеющих торгово-промышленные заведения, пользующихся батрацким или наемным трудом и т.п.” За содействие изъятию излишков участники комбедов часть конфискованной продукции вначале получали бесплатно, а затем - по льготным ценам.



Похожие публикации