Обучающие игры с буквами. Комплекс игр "волшебные превращения слов"

Подходит игра для опытных игроков, любящих решать сложные задачи. Ее отличие от предыдущей игры состоит в том, что здесь дают задание изобразить не одно слово, а несколько, связанных в фразу, не имеющую особенного смысла, например «Шла собака по роялю». При этом, перед тем как изображать фразу, игрок должен на пальцах показать своей команде, сколько в этом предложении слов. Не выбирайте известные предложения, строчки из песен и названия литературных произведений, так как в этом случае игроки угадают ее по первым жестам. Прелесть произвольного составления фраз в том, что угадывающие даже не предполагают, какое слово может оказаться следующим. От них требуются все внимание и эрудиция, чтобы не только угадать все слова, но и запомнить их последовательность, чтобы в конце игры произнести полностью фразу, как бы абсурдно она ни звучала.

«Загляни и опиши»

Замечательна игра для детских компаний, которые любят порезвиться и дать работу своему уму. Для ее проведения заранее приготовьте несколько рисунков с изображением эпизодов из какого-либо известного литературного произведения или песни.

Игроки должны разделиться на две команды. Ведущий выбирает по одному из каждой, ставит их лицом к другой команде и прикалывает им на спины рисунки. Оба выбранных игрока встают лицом друг к другу на одну ногу, придерживая поднятую ногу сзади рукой. Не поворачиваясь спиной к противоположной команде, постарайтесь заглянуть за спину противника, разглядеть рисунок и, не называя имен персонажей и названия произведения, объяснить своей команде, что на нем изображено. Задача команды – угадать, из какого произведения взят эпизод, изображенный на рисунке.

Победившей считается та команда, игроки которой угадали большинство нарисованных на спине у противника эпизодов.

«Заикалки»

Здесь предполагается использование мяча любого размера, поэтому игра служит не только отличной интеллектуальной, но и физической разминкой. Вы можете привлекать к участию в ней детей даже самого младшего возраста, упрощая или усложняя задание.

Игроки усаживаются в круг лицом друг к другу. Возьмите в руки мяч и перебросьте его любому другому игроку, называя при этом первую половину какого-либо слова. Тот, кому вы кинули мяч, за то время, которое мяч находится в воздухе, должен догадаться, какое слово вы имели в виду, и продолжить его. Он, в свою очередь, называет первую половину другого слова и перебрасывает мяч следующему игроку. Если игрок не может назвать слово или думает слишком долго, он выбывает из игры. Победителем считается тот, кто последним останется в игре.

«Придумай слово»

Это вариант предыдущей игры. В ней также игроки рассаживаются по кругу лицом друг к другу и один из них берет в руки мяч. Если у вас оказался мяч, назовите первую часть какого-либо сложного слова, имеющего множество вариантов продолжения, например «микро-», «супер-», «водо-», «много-» и т. д. Перекидывая друг другу мяч, игроки должны называть вторую половину слова. Тот, кто повторяет уже названное слово или не может придумать ничего в течение 3 секунд, выбывает из игры. Победителем считается игрок, последним остающийся в игре.

«Кто больше?»

Предназначена забава для самых маленьких детей, дошкольного или младшего школьного возраста, которые познают многообразие мира. Она учит их наблюдательности, развивает их кругозор, эрудицию и память.

В ней также используется мяч. Предложите детям встать друг против друга в круг. Они должны перекидывать друг другу мяч, называя при этом по одному слову, относящемуся к какой-то конкретной, заранее выбранной теме. Выбирайте простые и понятные для детей сферы жизни, предложите им называть предметы одежды, овощи, фрукты, части тела, предметы, находящиеся вокруг них в комнате или на улице. Для детей школьного возраста вы можете усложнить задачу, предложив им называть слова, начинающиеся на буквы, расположенные в алфавитной последовательности. Каждый следующий игрок должен назвать слово на какую-то конкретную букву.

«Викторина»

Ничто не развивает эрудицию лучше, чем разнообразные викторины. Усложняя или упрощая вопросы в них, вы можете увлечь ими детей самого разного возраста. И не забывайте, что кроме серьезных викторин, посвященных литературе, музыке и т. д., вполне можете проводить шуточные, задавая веселые вопросы, ответы на которые требуют не столько глубоких знаний, сколько смекалки и сообразительности.

Вопросы могут быть, например, такими:

1. На что похожа половина арбуза? (На другую половину.)

2. Какие города названы именами животных? (Судак, Гусь-Хрустальный.)

3. Какое колесо у автобуса остается чистым в любой дождь? (Запасное.)

4. Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа? (Одинаково.)

5. В каком году люди спят больше всего? (В високосном.)

6. В каком месяце есть 28-е число? (В каждом.)

7. Каких рыб не бывает в реке? (Сухих.)

8. Стрекоза – это «она», а как будет называться «он»? (Самец стрекозы.)

Придумайте вопросы подобного типа заранее. Игроки могут разделиться на команды или играть каждый за себя. Победителем считается тот, кто дал правильные или остроумные ответы на большинство вопросов.

От перестановки букв сумма изменяется

Данные игры направлены в первую очередь на то, чтобы как можно лучше развить у ребенка умение правильно говорить и обогатить его как пассивный, так и активный словарный запас. Ученые доказали, что чем больше ребенок знает слов, а главное – чем чаще он использует их в своей речи, чем точнее подбирает определения тем или иным понятиям и соблюдает правила согласования слов, тем он лучше интеллектуально развивается. У него улучшаются память, логическое мышление, более точным становится восприятие. Более того, лингвистические игры позволяют ему проявить свою фантазию и попробовать себя в роли писателя или телеведущего. Они развивают сообразительность и скорость мышления.

Эти игры рассчитаны в большинстве своем на детей школьного возраста, однако некоторые из них прекрасно подходят и малышам. Главное, чтобы у детей не произошло перенасыщения игрой, что приводит в большинстве своем к стойкому отвращению как к самой игре, так, в дальнейшем, и к подобному роду деятельности. Поэтому при малейших проявлениях усталости – невнимательности, вялости, быстрой отвлекаемости – лучше сразу же завершите игру.

«Волшебные превращения»

Могут участвовать дети младшего школьного возраста. В нее вы можете играть как вдвоем, так и разбившись на две команды, если у вас собралось много ребятишек. Каждой группе понадобятся листочек бумаги и карандаш. Задача игроков заключается в том, чтобы из какого-нибудь длинного слова, точнее из его букв, составить совершенно другие слова. То есть речь идет о превращении одного слова в множество. Но необходимо обязательно соблюдать одно условие: все слова должны быть существительными в единственном числе и именительном падеже. По сигналу засекается время, по истечении которого зачитываются результаты. Слова ни в коем случае не должны повторяться. Выигрывает та команда или игрок, который составит больше слов.

Первобытное общество

Древняя Русь
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Кирилл и Мефодий

Российская империя
В любой старинной книжице
Ты можешь прочитать:
Жила на свете ИЖИЦА,
А с нею буква ЯТЬ.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где ныне буква ИЖИЦА?
Где ЯТЬ? И где ФИТА?
Петр I


Прапрадедовской порой
Стали буквы в четкий строй.
Строй как строй,
Да не простой.
Был он назван АЛФАВИТ
И повсюду знаменит,
До сих пор с него, как встарь,
Начинается букварь.
Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Вы подумайте о чуде?
Сколько букв – сестер родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них?

У буквы невелички волшебные привычки
Главное правило
БУКВЫ НЕ МОГУТ
ЗАМЕНЯТЬ ДРУГ ДРУГА

У буквы невелички волшебные привычки

10.

У буквы невелички волшебные привычки

11.

У буквы невелички волшебные привычки

12.

У буквы невелички волшебные привычки

13.

У буквы невелички волшебные привычки
Десять стран
Десять струн

14.

У буквы невелички волшебные привычки

15.

У буквы невелички волшебные привычки

16.

Перепутанница
Огурцы играют в прятки
Огурцы растут на грядках
Малыши растут на грядках
Малыши играют в прятки
Мушкетеры спят в овраге
Мушкетеры точат шпаги
Поросята точат шпаги
Поросята спят в овраге
Раки в цирк бегут ватагой
Раки дремлют под корягой
Дети дремлют под корягой
Дети в цирк бегут ватагой
Волки плавают по дну
Волки воют на луну
Щуки воют на луну
Щуки плавают по дну.

17.

Перепутанница
Злой кабан сидел на ветке
Злой кабан точил клыки
Пароход томился в клетке
Пароход давал гудки
Соловей точил клыки
Соловей сидел на ветке
Дикобраз давал гудки
Дикобраз томился в клетке
Кошка физику учила
Кошка хвостик свой ловила
Маша хвостик свой ловила
Маша физику учила
Буратино шил себе штаны
Буратино съел блины
Портной съел блины
Портной шил себе штаны
Ёж накрыт к обеду был
Ёж гонялся за мышами
Чиж усами шевелил
Чиж летал под облаками
Рак летал под облаками
Рак усами шевелил
Стол гонялся за мышами
Стол накрыт к обеду был
Чайник прыгал во дворе
Чайник булькал на костре
Мальчик булькал на костре.
Мальчик прыгал во дворе

18.

«Съедобное – несъедобное»
С Ы Н
С Ы Р
С
С
У Д
Л Ю К
Т О Р
У П
Л У К
Г
Т О Р
Т
К А Ф Е
К О Ф Е
Р О Б А
Р Ы Б А
Х Л Е
Х Л Е
В
Б
Превратите «несъедобные» слова в «съедобные», заменив всего
одну букву. В качестве подсказки используйте картинки.

Разработка открытого урока по русскому языку на тему «Чудесные превращения слов»

Разработала и провела

учитель нач.классов

Асратян Е.А.

Цели занятия:

Учиться анализировать структуру слова

Играть со словами

Развивать мышление, внимание фантазию

Учиться работать в группах

Оборудование:

Карточки со словами

Интерактивная доска.

Ход занятия.

Организационный момент:

Ведущий. Ребята, русский язык – прекрасный язык. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня снова убедимся. Освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вам понравится наше путешествие. Одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое.

Сегодня, друзья, мы с вами отправимся в страну «Чудесных превращений слов». Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте. А что бывает, если на месте одной буквы встает другая, можно увидеть в одной из историй, которая произошла со мной и моей ученицей Машей.

Все началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала «варона». Я ей говорю:

Ты неверно написала. После в надо о , а не а ! – А Маша отвечает:

Ну, подумаешь, одна буква… «Варона» или «ворона» - какая тут разница? И так все поймут.

Тогда я ей говорю:

А ну-ка зачеркни в слове «ворона» букву н . Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т . Что получилось? (спрашивает у детей)

Смеется Маша:

Вот чудеса, получились «ворота»!

Поняла, - говорю, - что значит одна буква?

Мы сегодня с вами поиграем в игры с буквами и словами… А какие игры с буквами и словами знаете вы?

Задание 1. Игра на внимание – «Мальчики или девочки?»

Наша первая игра называется «Мальчики или девочки», я буду читать строчки стихотворения, а вы должны их правильно закончить словом «мальчики» или «девочки», будьте очень внимательны, чтобы не попасть в «ловушку».

Учитель читает строчки стихотворения, которые дети должны логически правильно закончить.

Весной венки из одуванчиков

Плетут конечно только… девочки

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у …мальчиков

Коньки на льду чертили стрелочки

В хоккей с утра играли… мальчики

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах… девчонки

При всех померяться силёнкой

Не прочь всегда одни… мальчишки

Боятся темноты, трусишки,

Все как один – одни… девчонки

А сейчас мы с вами посоревнуемся, кто догадается какая буква потерялась?

Задание 2 (учитель на доску вешает картинки, и у команд поочереди спрашивает какая)

Задание 3 А сейчас мы ещё немного с вами поиграем со словами и узнаем, что прятаться в словах могут и другие слова.

Например, в слове АКВАРИУМ спряталось слово УМ, а в слове ПОЛЯНА – пол.

Мы с вами привыкли к этим словам, и порой даже не замечаем других слов внутри.

Сейчас каждая группа получит карточки со словами, где вам предстоит найти слова, спрятанные внутри этих слов.

Слова: рис овать, бабочка , олень , каблук , песок , подсказка , овощи , шар ф, шутка , хлев , уточка , сто лб, щель , укол , зуб р.

Физминутка

Задание 4 Соревнование «Кто больше».

На доске записаны слова:

Б очка (точка, мочка, ночка) л апка (папка, шапка), п алка (балка, салка), у м (кум, бум, шум), к от (вот, тот, лот, рот).

Замените выделенные буквы другими так, чтобы получились новые слова.

Работа с рассказом С. Погореловского «Вот что с буквами случилось» (учитель на доске по словам стихотворение выкладывает-убирает буквы)

- Чудесные превращения могут случаться не только при замене одной буквы другой, но и тогда, когда мы добавим к слову букву или отнимем ее от слова. Вот послушайте:

- «Нарисовал Карандаш лужайку, на ней машину «Победа». Написал под картинкой печатными буквами ПОБЕДА

Заглянул на лужайку Ёжик. Понравилась Ёжику буква П. «Поставлю ее, - думает, - перед своим домом. Хорошие ворота будут».

Пришёл Медведь хмурый. Жаловаться стал:

    Нет у меня сегодня…

    ОБЕДА, - подсказали буквы.

    Верно! – рявкнул Медведь. – Эх, мёду бы поесть! Да на зиму запасти. Вот, кстати, и обруч для кадки.

Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.

    Ой, где беда?! – заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябинку упала. А зайчик умчался в лес.

Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек – сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка: Е. Поел Аист, улетел и вилку унёс. Тут Баран пришёл. Заблеял обиженно:

    Говорят, что я глупый. Разве я глупый?

А буквы ему: ДА. Разозлился Баран, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя бука – А. Стоит одна-одинешенька. А что она может без друзей сказать? Только плакать горько: - А-А-А!»

Утешь её, напиши рядом другие буквы, чтобы слово какое-нибудь получилось. Чтобы не скучать букве А без работы, без друзей-товарищей.

Игра - физминутка «Эхо».

Поднимите руку те из вас, кто ходил в лес. А кто слышал эхо? Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слышали лишь конец слова. Давайте поиграем в такую игру и выполним дыхательную гимнастику: я буду называть вам слово, а вы хором называйте его конец, так чтобы у вас получилось новое слово.

Слова для игры:

смех, экран, олень, клещ, мель, снаряд, град.

Александр Шибаев написал для ребят книжку, которая называется «Буква заблудилась». Хотите поиграть в такую игру?

Читает ученик - исправляют дети

1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

2. Врач напомнил дяде Мите:

- Не забывайте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

3. Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело…

4. Закричал охотник:
- Ой!
Двери гонятся за мной!

5. Забодал меня котел

На него я очень зол.

6. Синеет море перед нами,
Летают
майки над волнами…

7. На волке - сметана, творог, молоко.
И рад бы поесть, да достать нелегко.

1. Игра “да” или “нет”.

(Учащиеся отвечают на вопросы “да” или “нет”. )

    Я считаю, что предложение состоит из слов.

    Мне кажется, что имена людей, клички животных пишутся с маленькой буквы.

    Я считаю, что в конце предложения ставятся.!?

    Я считаю, что первое слово в предложении пишется с маленькой буквы.

    Мне кажется, что в слове столько слогов, сколько гласных.

    Я считаю, что слово переносится по слогам.

    Я считаю, что в русском алфавите 40 букв.

    Мне кажется, что сочетания жи, ши пишутся с буквой и.

    Я думаю, что предлоги со словами пишутся вместе.

    Я считаю, что одну букву можно переносить.

Задание “Подставь словечко”.

Каждая команда получает карточку со словами, к которым необходимо подобрать антонимы.

Задание "Анаграммы".

Каждая команда получает карточку с буквами, из которых необходимо составить слова.

ИРТГ – ТИГР
ОЛКВ – ВОЛК
ВАОС – СОВА

АЦЗЯ – ЗАЯЦ
ЛБКАЕ– БЕЛКА
ЕДВЕЬДМ – МЕДВЕДЬ

Задание Из слова составить как можно больше других слов: домовладелец (Ад, ом, до, лад, мел, мёд, ода, вол, лов, вал, мол, лом, еда, дед, дом, лев, лёд, дева, мода, вода, овод, лево, овца, дело, овал, довод, малец, молва, целое, ловец, делец, водоём, молодец).

РЕЗЕРВ.

Игра «Пантомима»…

«Кто больше назовёт слов на заданную букву».

«Поговорки» - соединить.

«Объяснить поговорку»

Рефлексия.

У вас на столе «мобильный телефон», напишите на нём сообщение, передайте своё настроение.

Подведение итогов.

Победители.

Подарки гостям от 2 А класса.

Подходит игра для опытных игроков, любящих решать сложные задачи. Ее отличие от предыдущей игры состоит в том, что здесь дают задание изобразить не одно слово, а несколько, связанных в фразу, не имеющую особенного смысла, например «Шла собака по роялю». При этом, перед тем как изображать фразу, игрок должен на пальцах показать своей команде, сколько в этом предложении слов. Не выбирайте известные предложения, строчки из песен и названия литературных произведений, так как в этом случае игроки угадают ее по первым жестам. Прелесть произвольного составления фраз в том, что угадывающие даже не предполагают, какое слово может оказаться следующим. От них требуются все внимание и эрудиция, чтобы не только угадать все слова, но и запомнить их последовательность, чтобы в конце игры произнести полностью фразу, как бы абсурдно она ни звучала.

«Загляни и опиши»

Замечательна игра для детских компаний, которые любят порезвиться и дать работу своему уму. Для ее проведения заранее приготовьте несколько рисунков с изображением эпизодов из какого-либо известного литературного произведения или песни.

Игроки должны разделиться на две команды. Ведущий выбирает по одному из каждой, ставит их лицом к другой команде и прикалывает им на спины рисунки. Оба выбранных игрока встают лицом друг к другу на одну ногу, придерживая поднятую ногу сзади рукой. Не поворачиваясь спиной к противоположной команде, постарайтесь заглянуть за спину противника, разглядеть рисунок и, не называя имен персонажей и названия произведения, объяснить своей команде, что на нем изображено. Задача команды – угадать, из какого произведения взят эпизод, изображенный на рисунке.

Победившей считается та команда, игроки которой угадали большинство нарисованных на спине у противника эпизодов.

«Заикалки»

Здесь предполагается использование мяча любого размера, поэтому игра служит не только отличной интеллектуальной, но и физической разминкой. Вы можете привлекать к участию в ней детей даже самого младшего возраста, упрощая или усложняя задание.

Игроки усаживаются в круг лицом друг к другу. Возьмите в руки мяч и перебросьте его любому другому игроку, называя при этом первую половину какого-либо слова. Тот, кому вы кинули мяч, за то время, которое мяч находится в воздухе, должен догадаться, какое слово вы имели в виду, и продолжить его. Он, в свою очередь, называет первую половину другого слова и перебрасывает мяч следующему игроку. Если игрок не может назвать слово или думает слишком долго, он выбывает из игры. Победителем считается тот, кто последним останется в игре.

«Придумай слово»

Это вариант предыдущей игры. В ней также игроки рассаживаются по кругу лицом друг к другу и один из них берет в руки мяч. Если у вас оказался мяч, назовите первую часть какого-либо сложного слова, имеющего множество вариантов продолжения, например «микро-», «супер-», «водо-», «много-» и т. д. Перекидывая друг другу мяч, игроки должны называть вторую половину слова. Тот, кто повторяет уже названное слово или не может придумать ничего в течение 3 секунд, выбывает из игры. Победителем считается игрок, последним остающийся в игре.

«Кто больше?»

Предназначена забава для самых маленьких детей, дошкольного или младшего школьного возраста, которые познают многообразие мира. Она учит их наблюдательности, развивает их кругозор, эрудицию и память.

В ней также используется мяч. Предложите детям встать друг против друга в круг. Они должны перекидывать друг другу мяч, называя при этом по одному слову, относящемуся к какой-то конкретной, заранее выбранной теме. Выбирайте простые и понятные для детей сферы жизни, предложите им называть предметы одежды, овощи, фрукты, части тела, предметы, находящиеся вокруг них в комнате или на улице. Для детей школьного возраста вы можете усложнить задачу, предложив им называть слова, начинающиеся на буквы, расположенные в алфавитной последовательности. Каждый следующий игрок должен назвать слово на какую-то конкретную букву.

«Викторина»

Ничто не развивает эрудицию лучше, чем разнообразные викторины. Усложняя или упрощая вопросы в них, вы можете увлечь ими детей самого разного возраста. И не забывайте, что кроме серьезных викторин, посвященных литературе, музыке и т. д., вполне можете проводить шуточные, задавая веселые вопросы, ответы на которые требуют не столько глубоких знаний, сколько смекалки и сообразительности.

Вопросы могут быть, например, такими:

1. На что похожа половина арбуза? (На другую половину.)

2. Какие города названы именами животных? (Судак, Гусь-Хрустальный.)

3. Какое колесо у автобуса остается чистым в любой дождь? (Запасное.)

4. Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа? (Одинаково.)

5. В каком году люди спят больше всего? (В високосном.)

6. В каком месяце есть 28-е число? (В каждом.)

7. Каких рыб не бывает в реке? (Сухих.)

8. Стрекоза – это «она», а как будет называться «он»? (Самец стрекозы.)

Придумайте вопросы подобного типа заранее. Игроки могут разделиться на команды или играть каждый за себя. Победителем считается тот, кто дал правильные или остроумные ответы на большинство вопросов.

От перестановки букв сумма изменяется

Данные игры направлены в первую очередь на то, чтобы как можно лучше развить у ребенка умение правильно говорить и обогатить его как пассивный, так и активный словарный запас. Ученые доказали, что чем больше ребенок знает слов, а главное – чем чаще он использует их в своей речи, чем точнее подбирает определения тем или иным понятиям и соблюдает правила согласования слов, тем он лучше интеллектуально развивается. У него улучшаются память, логическое мышление, более точным становится восприятие. Более того, лингвистические игры позволяют ему проявить свою фантазию и попробовать себя в роли писателя или телеведущего. Они развивают сообразительность и скорость мышления.

Эти игры рассчитаны в большинстве своем на детей школьного возраста, однако некоторые из них прекрасно подходят и малышам. Главное, чтобы у детей не произошло перенасыщения игрой, что приводит в большинстве своем к стойкому отвращению как к самой игре, так, в дальнейшем, и к подобному роду деятельности. Поэтому при малейших проявлениях усталости – невнимательности, вялости, быстрой отвлекаемости – лучше сразу же завершите игру.

«Волшебные превращения»

Могут участвовать дети младшего школьного возраста. В нее вы можете играть как вдвоем, так и разбившись на две команды, если у вас собралось много ребятишек. Каждой группе понадобятся листочек бумаги и карандаш. Задача игроков заключается в том, чтобы из какого-нибудь длинного слова, точнее из его букв, составить совершенно другие слова. То есть речь идет о превращении одного слова в множество. Но необходимо обязательно соблюдать одно условие: все слова должны быть существительными в единственном числе и именительном падеже. По сигналу засекается время, по истечении которого зачитываются результаты. Слова ни в коем случае не должны повторяться. Выигрывает та команда или игрок, который составит больше слов.

Думаю, у многих деток среди их игрушек найдётся комплект разноцветных магнитных буковок , да и магнитная доска, наверняка есть. Хотя, вместо магнитной доски можно использовать холодильник, что даже веселее, ведь детям всегда нравится использовать предметы не по их прямому назначению. Поэтому играть с буквами на холодильнике малышу будет гораздо интереснее, чем на предназначенной для этого доске. А игры с буквами очень полезны, так как они развивают речь, мышление и воображение ребёнка.

Так в какие игры можно поиграть с буквами ?

Игра „ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ”

В этой игре мы предлагаем малышу побыть волшебником. А секрет „волшебства” такой: заменив в предложенном слове всего одну букву, можно превратить его в другое слово с иным значением. Сначала выбирайте для „колдовства” простые слова, которые состоят из трех букв.

СОК - ТОК - КОК. Попросите ребенка выложить из букв магнитной азбуки слово СОК. Затем предложите превратить его, заменив всего одну букву, в то, что находится в электрической розетке. Дайте малышу время подумать и догадаться самому, что это ТОК. Затем, снова изменив одну букву, превратите слово в корабельного повара (КОК).

ЛЕВ - ЛЕС. Выложите вместе с ребенком слово ЛЕВ. Затем немного поколдуйте над буквами - и грозный хищник станет местом, где растет много деревьев.

ЛУК - ЛАК - ЛАЗ. Пусть ребенок сложит из магнитных букв слово ЛУК. Затем превратит этот овощ в то, чем красят ногти (или покрывают мебель) - ЛАК. После этого попросите малыша сделать из слова ЛАК отверстие, через которое можно пролезть (ЛАЗ).

ЖУК - СУК - ТУК - ЛУК. Ребенок выкладывает слово ЖУК, затем превращает его в острую ветку на дереве (СУК), потом - в звук, который получается, когда стучат молоточком (ТУК). А потом это слово станет овощем, который добавляют в суп и салат.

БОБ - ЛОБ. Вместе с ребенком выложите слово БОБ, объясните, что оно означает. Потом измените зернышко так, чтобы получилась часть лица (ЛОБ).

ДОМ - ДЫМ. Дайте малышу три буквы - Д, О, М - и попросите сложить слово, обозначающее здание (ДОМ). Затем попросите преобразовать это слово в то, что образуется во время горения костра (ДЫМ).

МИР - ПИР. Что бывает, когда нет войны? Конечно! Пусть кроха выложит слово МИР. Затем замените одну букву так, чтобы МИР превратился в большое застолье, где гостей угощают вкусной едой (ПИР).

Подобным образом можно обыграть и другие цепочки слов: КОМ - ТОМ - ДОМ, СЫР - СОР - ВОР, БОР - БОЙ - БОК, БОГ - ДОГ, ДАМ - ДАР, ВОЛ - ГОЛ - КОЛ - ПОЛ, БАК - БОК, БЫК - БУК, БЫЛ - БАЛ.

Если ребенку нравится игра и он уже научился легко менять простые слова, можно выбрать для игры более сложные слова, состоящие из 2–3 слогов.

ЛОДКА - ЛОЖКА. Вместе с малышом выложите слово ЛОДКА. Затем предложите заменить в слове одну букву так, чтобы то, на чем плавают, превратилось в то, чем едят (ЛОЖКА).

БАРАН - БАНАН. Составьте из магнитных букв слово БАРАН. Немного колдовства - и из животного получится сладкий фрукт.

ГОРОХ - ГОРОД. Вместе с ребенком выложите из магнитных букв слово ГОРОХ. Затем превратите его в место, где много домов, дорог, машин и людей.

КОРОВА - КОРОНА. Попросите ребенка „написать” слово КОРОВА, а потом изменить одну букву так, чтобы животное превратилось в головной убор короля.

Игру можно продолжать также и с другими словами: ГОРКА - НОРКА, БЕЛКА - БУЛКА, ТУЧКА - РУЧКА - ЖУЧКА, ДЕНЬ - ПЕНЬ - ТЕНЬ - ЛЕНЬ, ТОЧКА - ДОЧКА - КОЧКА - БОЧКА - ПОЧКА.

Игра „БУКВЫ МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ”

Это еще одна занятная игра. И вновь малыш может почувствовать себя волшебником! Ведь есть такие слова, которые состоят из одних и тех же букв, но расположены буквы в разном порядке, поэтому и значения у слов разные. И очень интересно угадать, какое же новое слово прячется в заданном! Подбираем варианты, переставляя буквы местами.

АУ - УА. Вот малыш плачет УА. А теперь превратим это слово в другое - как будто малыш потерялся в лесу (вместе с крохой выложите слово АУ)

РАК - КАР. Предложите ребенку выложить слово РАК, а затем поменять буквы местами так, чтобы речной житель превратился в громкий крик большой птицы.

ЛАЗ - ЗАЛ. Попросите ребенка составить слово ЛАЗ, а затем сделать из узкого прохода большое и просторное помещение (ЗАЛ).

ГОРА - РОГА. Пусть малыш выложит из магнитных букв слово ГОРА, а потом переставит буквы местами так, чтобы гора стала тем, что растет на голове у лося или оленя (РОГА).

БАНКА - КАБАН. Выложите вместе с ребенком слово БАНКА. Потом поменяйте буквы местами так, чтобы стеклянная посуда превратилась в дикое животное, которое живет в лесу и очень любит желуди (КАБАН).

Мы привели примеры игры, когда крохе дается подсказка - описание значения нового слова. Можно усложнить игру: пусть карапуз самостоятельно догадается, что это за слово.

ТОК - КОТ. Выложите слово ТОК. Спросите кроху, как поменять буквы местами так, чтобы получилось другое слово? Что это за слово? Дайте ребенку возможность догадаться самому. Продолжайте игру с другими словами: ГОД - ДОГ, СЛОВО - ВОЛОС, БАРЫНЯ - РАБЫНЯ, ГОРОДА - ДОРОГА.
Игра „БУКВА СБЕЖАЛА”

Если из некоторых слов убрать всего одну букву, то получится совершенно новое слово! Дайте ребенку возможность наглядно убедиться в этом при помощи все той же магнитной азбуки.

КРОТ - РОТ. Попросите малыша выложить слово КРОТ. А потом - убрать одну букву из слова так, чтобы подземный житель превратился в часть лица (РОТ).

ПОЧКИ - ОЧКИ. Составьте слово ПОЧКИ, а потом уберите из слова одну букву так, чтобы ПОЧКИ на ветке, в которых прячутся зеленые листочки, вдруг стали стеклянным предметом в оправе, который нужен тем, кто плохо видит (или который есть у бабушки).

ГРОЗА - РОЗА. Вместе с крохой выложите слово ГРОЗА. А затем уберите из слова одну букву - грозная стихия чудесным образом превратится в красивый цветок (РОЗА).

ВОЛК - ВОЛ. Попросите малыша написать магнитными буквами слово ВОЛК, а потом - убрать одну букву, чтобы хищный и опасный лесной зверь превратился во вполне мирное домашнее животное (ВОЛ).

Это были варианты игры с описательными подсказками для крохи. Конечно, есть и другие варианты заданий, в которых кроха должен найти ответ самостоятельно: ПУШКИ - УШКИ, ВАННА - АННА, ЭКРАН - КРАН, КОСА - ОСА.

Игра „СЛОГ СБЕЖАЛ”

В аналогичную игру можно поиграть и со слогами: стоит убрать из некоторых слов один слог, и они превращаются в другие слова! Но прежде чем предлагать ребенку эту игру, стоит познакомиться со слоговой структурой слова. Маленькая подсказка: делить слово на слоги помогают хлопки в ладоши с одновременным произнесением слова (один слог - один хлопок).

ПЕСОК - СОК. Выложите слово ПЕСОК. Попросите ребенка прочитать слово и хлопками выделить слоги, назвать первый слог, второй слог. Затем предложите убрать из слова один слог так, чтобы получилось совсем другое слово. Если кроха не может догадаться сам, подскажите ему: „Убери из слова ПЕСОК один слог так, чтобы он превратился во вкусный фруктовый напиток” (СОК).

ПИРОГ - РОГ. Пусть малыш выложит слово ПИРОГ и назовет его слоги. Затем попросите убрать один слог так, чтобы получилось новое слово. Если ребенок затрудняется, подскажите: „Убери из слова ПИРОГ один слог так, чтобы вкусная еда превратилась в то, что растет на носу у носорога”.

ГАМАК - МАК: Подобным образом попросите кроху сделать из ложа для сна и отдыха цветок.

Продолжайте играть с другими словами: БАБОЧКА - БОЧКА, БОЛОТО - ЛОТО, МАТРОС - ТРОС, КОРЗИНА - ЗИНА, КАБАЧОК - БАЧОК.

Описанные игры полезны для развития речи, они помогают научить ребенка более внимательно слушать слова, обращать внимание на их написание, понимать значение. Все это развивает грамотность, что очень пригодится крохе и в школе, и в жизни.

Игра „Волшебные буквы”

Есть удивительные слова, которые могут стать предметом целой сказки. Познакомимся с одним из них.

ПОБЕДА
(По сказке С. Погореловского)

Одна буква может творить чудеса.

Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину „Победа”. Написал под картинкой: ПОБЕДА (выложите с малышом это слово из букв магнитной азбуки).
Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась ему буква П. „Поставлю ее, - думает, - перед своим домом. Хорошие ворота будут”. Взвалил букву на спину и унес. (Уберите букву П, а в дальнейшем - и другие буквы, по тексту).
Пришел Медведь, хмурый, голодный. Сразу жаловаться стал:
- Нет у меня сегодня…
- ОБЕДА, - подсказали буквы.
- Верно! - рявкнул Медведь. - Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.
Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.
- Ой, где беда? - заметался Зайчик.
Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, а Зайчик умчался в лес.
Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек - сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес.
Тут Баран пришел, заблеял обиженно:
- Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?
А буквы ему:
- ДА.
Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами, она и рассыпалась. Осталась последняя буква - А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей может? Только плакать: а-а-а!
Утешь скорее букву А - поставь рядом с ней друзей-товарищей, чтобы получились новые слова!

Журнал «Лиза. Мой ребенок».



Похожие публикации