Организм человека органы и системы органов. Строение и функции систем органов человека, позвоночник, головной мозг, эндокринная система, пищеварительная система, дыхательная система

  • Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека
  • Тема 13. Растворение твердых веществ и газов
  • Тема 14. Теоретические основы органической химии
  • Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды
  • Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты
  • Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека
  • Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе)
  • Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе)
  • Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого
  • Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование
  • Тема 22. Индивидуальное развитие организма
  • Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека
  • Раздел IV. Основы экологических знаний
  • Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды
  • Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения
  • Тема 26. Экология питания человека
  • Планы уроков Введение в Естествознание
  • Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.
  • 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
  • 2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.
  • 3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.
  • Тема 2. Основы естественнонаучного познания.
  • 1. Основы научной деятельности.
  • 2. Структура научного познания.
  • 3. Основные методы научного исследования.
  • Тема 3. Естественнонаучные законы природы.
  • 1. Объективные законы природы – основа естествознания.
  • 2. Дискретная (атомно-молекулярная) основа движения и взаимодействия тел и веществ.
  • Раздел I. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.
  • Тема 4. Механическое движение. Законы Ньютона.
  • 1. Физика и ее научный предмет.
  • 2. Механика. Механическое движение.
  • 3. Законы динамики Ньютона.
  • Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.
  • 1. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
  • 2. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
  • 3. Закон сохранения механической энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
  • 4. Работа и мощность.
  • 5. Механические волны, звук.
  • Тема 6. Основы термодинамики.
  • 1. Агрегатные состояния физических тел.
  • 2. Тепловые процессы.
  • 3. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Законы термодинамики.
  • 4. Тепловые машины, их применение.
  • Тема 7. Основы электродинамики.
  • 1. Электричество. История открытия.
  • 2. Основы электродинамики.
  • 3. Постоянный электрический ток.
  • Тема 8. Основы электромагнетизма.
  • 1. Основы электромагнетизма.
  • 2. Переменный электрический ток.
  • 3. Электромагнитные волны.
  • Тема 9. Основы оптики
  • 1. Развитие представлений о природе света.
  • 2. Законы прямолинейного распространения света.
  • 3. Дисперсия света. Цвет и свет.
  • 4. Волновые свойства света.
  • 5. Свет как поток частиц.
  • Раздел II. Химия – наука о веществах.
  • Тема 10. Значение химии. Введение в химию.
  • 1. Общие теоретические основы химии.
  • 2. Развитие химии, как науки. Исторический экскурс.
  • 3. Химия наука о веществах.
  • Тема 11. Химические реакции неорганических веществ.
  • 1. Химические особенности неорганических веществ.
  • 2. Разновидности химических реакций.
  • Тема 12. Химические особенности кислорода и водорода. Их значение для человека.
  • 1. Кислород и его химические свойства.
  • 2. Применение кислорода.
  • 3. Водород и его химические свойства.
  • 4. Применение водорода.
  • Тема 13. Растворение твердых веществ и газов.
  • 1. Растворение и растворы.
  • 2. Понятие растворимости вещества.
  • 3. Концентрация раствора.
  • 4. Поведение веществ в растворах.
  • Тема 14. Теоретические основы органической химии.
  • 1. Органические соединения и их значение.
  • 2. Основы теории строения органических соединений.
  • Тема 15. Предельные и непредельные углеводороды.
  • 1. Предельные углеводороды.
  • 2. Непредельные углеводороды.
  • Тема 16. Ароматические углеводороды, спирты и карбоновые кислоты.
  • 1. Ароматические углеводороды.
  • 2. Спирты и карбоновые кислоты.
  • Тема 17. Основные жизненно-необходимые вещества в организме человека.
  • 1. Органические вещества в организме (белки) и их значение.
  • 2. Органические вещества в организме (жиры и углеводы) и их значение.
  • Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).
  • Тема 18. Общие представления о жизни (живой природе).
  • 1. Биология – естественная наука.
  • 2. Понятие жизни и организма.
  • Тема 19. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
  • 1. Уровни организации живой природы.
  • 3. Эволюция живого. Движущие силы эволюции.
  • Тема 20. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
  • 1. Определение клетки. История открытия.
  • 2. Строение клетки. Обмен веществ и энергетическая функция.
  • 3. Молекула днк – носитель наследственной информации.
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.
  • Тема 22. Индивидуальное развитие организма.
  • 1. Онтогенез человека – индивидуальное развитие.
  • 2. Этапы развития человека в онтогенезе.
  • 3. Половое созревание. Продолжение жизни.
  • Тема 23. Предупреждение заболеваний органов человека.
  • 1. Предупреждение пищевых отравлений.
  • 3. Болезни органов дыхания и их профилактика.
  • 4. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
  • 5. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
  • Раздел IV. Основы экологических знаний.
  • Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.
  • 1. Экология как наука.
  • 2. Вода и ее свойства.
  • Тема 25. Значение атмосферы и проблемы ее загрязнения.
  • 1. Понятие воздуха и атмосферы.
  • 2. Воздействие атмосферы Земли на организм человека.
  • 3. Понятие и типы климата. Климатические пояса Земли.
  • 4. Экология атмосферы.
  • Тема 26. Экология питания человека.
  • 1. Экология питания человека.
  • 2. Значение витаминов для организма.
  • 3. Пищевые добавки и генетически модифицированные организмы.
  • Методические рекомендации по изучению учебного предмета и организации самостоятельной работы студентов
  • Целями выполнения письменных домашних заданий в 1 семестре является:
  • Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию в 1-м семестре.
  • Обязательные правила оформления письменных домашних заданий.
  • Структура ответов при решении задач письменных домашних заданий
  • Критерии оценки письменных домашних заданий в 1 семестре.
  • Примерные варианты письменных домашних заданий в первом семестре: Письменное домашнее задание №1
  • Письменное домашнее задание №2
  • Письменное домашнее задание №3.
  • Порядок и правила выполнения и оформления письменных домашних заданий по естествознанию во 2-м семестре.
  • Критерии оценки письменных домашних заданий во 2 семестре.
  • Примерные направления исследований для выполнения письменных домашних заданий по естествознанию во втором семестре.
  • Глава 1 с выводами (пдз №5 и №6)
  • Глава 2 с выводами – третья (практическая) задача решается в процессе выполнения пдз№7.
  • Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
  • Литература
  • Тема 21. Системы органов человека и их функционирование.

    Учебные вопросы

    1. Ткани человеческого организма.

    2. Органы и системы органов человека.

    1. Ткани человеческого организма .

    Ткани и органы организма . Ткань - это группа клеток, в совокупности с межклеточным веществом, выполняющая общие функции и, при этом, характеризующаяся общим строением и происхождением. Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы.

    Гистология . Строение тканей живых организмов изучает наука гистология.

    4 основных вида (типа) тканей . Наука выделяет 4 основных типа тканей: эпителиальную; соединительную; нервную; мышечную.

    Эпителиальная (покровная) ткань . Эпителиальная (покровная) ткань, или эпителий, представляет собой пограничный слой клеток, который выстилает покровы тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей, а также составляет основу многих желез.

    Функции эпителиальной ткани . Эпителий отделяет организм (внутреннюю среду) от внешней среды, но одновременно служит посредником при взаимодействии организма с окружающей средой. Основные функции: Покровная; Защитная; Выделительная; Секреторная.

    Регенерация клеток эпителиальной ткани . Клетки эпителиальной ткани живут непродолжительное время и быстро заменяются новыми (это называется регенерацией).

    Соединительная ткань (Коллаген ). В целом, соединительная ткань составляет то, что называют внутренней средой организма. Эта ткань очень разнообразна и представлена различными видами – от плотных и рыхлых форм до крови и лимфы, клетки которых находятся в жидкости.

    Виды соединительной ткани в организме . Из этой ткани образуются: кости, хрящи, сухожилия, связки, кровь, жир. Поэтому ее виды: костная, хрящевая, жировая, жидкая, рыхлая, ретикулярная.

    Функции соединительной ткани . Опорная; Защитная; Транспортная; Запасающая.

    Костная ткань . Костная ткань, образующая кости скелета, отличается большой прочностью. Она поддерживает форму тела (конституцию) и защищает органы, расположенные в черепной коробке, грудной и тазовой полостях, а также участвует в минеральном обмене.

    Хрящевая ткань . Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества (хрящевого матрикса), характеризующегося повышенной упругостью. Эта ткань выполняет опорную функцию, т.к. образует основную массу хрящей.

    Кровь и лимфа . Это - жидкая соединительная ткань, состоящая из форменных элементов (клеток) и плазмы (жидкость с растворенными в ней органическими и минеральными веществами – сыворотка и белок фибриноген). Образует кровеносную систему всего организма.

    Жировая ткань . Жировая ткань относится к рыхлой соединительной ткани. Ее клетки крупные и наполнены жиром. Эта ткань подразделяется на два типа: белую и бурую.

    Функции жировой ткани. Питательная; Защитная; Формообразующая; Терморегулирующая.

    Мышечная ткань и ее виды . Мышечная ткань обладает возбудимостью и способностью к активному сокращению под влиянием нервной системы и некоторых веществ. Микроскопические различия позволяют выделить два типа этой ткани – гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную).

    Гладкая мышечная ткань . Гладкая мышечная ткань имеет клеточное строение. Она образует мышечные оболочки стенок внутренних органов (кишечника, матки, мочевого пузыря и др.), кровеносных и лимфатических сосудов; сокращение ее происходит непроизвольно.

    Поперечнополосатая мышечная ткань . Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из мышечных волокон, каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру. Она образует скелетные мышцы.

    Сердце (сердечная мышца ). Сердечная мышца – это разновидность мышечной ткани. В сердечной мышечной ткани соседние мышечные волокна соединены между собой, волокна имеет небольшое число ядер, расположенных в центре волокна. Сердечная ткань обладает автоматией – способностью непроизвольно сокращаться, что обеспечивает проталкивние крови через камеры сердца.

    Функции мышечной ткани . Гладкая мышечная ткань выполняет следующие функции: обеспечивает непроизвольные сокращения стенок внутренних органов и поднятие волос на коже. Поперечно–полосатая мышечная ткань выполняет следующие функции: обеспечивает произвольные движения тела, мимику лица, речь. Важная функция: автоматия сердечно-мышечной ткани.

    Нервная ткань . Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток: нервных (нейронов) и глиальных. Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции.

    Нервные клетки (нейроны) и межклеточное вещество – нейроглия . Из клеток нервной ткани образуются головной и спинной мозг, а также нервы. Нервные клетки – нейроны – состоят из тела и отростков. Межклеточное вещество нервной ткани – нейроглия образует вспомогательные клетки или клетки-спутницы.

    Функции нервной ткани. Высшая нервная деятельность. Связь организма

    с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов. Свойства возбудимости и проводимости.

    2. Органы и системы органов человека .

    Организм . Организм – это определенный комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.

    Органы в организме человека . Обычно орган состоит из нескольких видов тканей, но какая-то одна преобладает. Например, главная ткань желез – эпителиальная, а мускулов – мышечная. В печени, легких, почках, железах основной, «рабочей» тканью является эпителиальная, в кости – соединительная, в мозге – нервная.

    Общее строение органов человека . Живые организмы построены из особых химических соединений – органических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот). Они входят в состав любой живой клетки. Вещества клетки образуют упорядоченные структуры – органоиды, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки.

    Понятие системы органов . Органы, выполняющие единую функцию и имеющие общий план строения и развития, объединяются в системы органов. Все системы органов взаимосвязаны и составляют единый организм.

    10 основных систем органов организма человека . В организме человека выделяется 10 основных систем органов: Покровная система; Опорно-двигательная система; Пищеварительная система; Кровеносная система; Лимфатическая система; Дыхательная система; Выделительная система; Половая система; Нервная система; Эндокринная система.

    Покровная система органов человека . В покровную систему входят кожа и слизистые оболочки, выстилающие полость рта, дыхательных путей, органов пищеварения.

    Состав и функции покровной системы . В состав покровной системы входят: кожа и слизистые оболочки: полости рта; дыхательных путей; органов пищеварения. Основная функция: Защитная. Предохраняет организм от: высыхания, температурных колебаний, повреждения, проникновения ядовитых в-в; проникновения болезнетворных микроорганизмов.

    Опорно-двигательная система органов человека . Опорно-двигательная система состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Она позволяет человеку стоять, двигаться, выполнять сложную работу, защищает внутренние органы от повреждения.

    Кровеносная система организма . Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов.

    Задачи кровеносной системы . Эта система снабжает органы нашего тела питательными веществами и кислородом, выносит из них углекислый газ и другие ненужные продукты жизнедеятельности, выполняет защитную функцию, участвуя в иммунитете.

    Гуморальная регуляция . Регуляция процессов жизнедеятельности в организме, через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, слюну) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями называется гуморальной регуляцией.

    Состав крови . Плазма. Лейкоциты. Тромбоциты.

    Лимфатическая система . Лимфатическая система образована лимфатическими узлами и лимфатическими сосудами. Принимает участие в образовании иммунитета и поддержании постоянства внутренней среды организма.

    Структура лимфатической системы . В структуру лимфатической системы входят: лимфатические капилляры; лимфатические сосуды; лимфатические узлы; лимфатические стволы и протоки.

    Система пищеварительных органов . Пищеварительная система состоит из: пищеварительного тракта; пищеварительных и функциональных желез.

    Основные функции пищеварительной системы . Функции пищеварительной системы – переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.

    Дыхательная система человека . Система органов дыхания состоит из дыхательных путей (носовой полости, носоглотки, глотки, гортани, трахеи и бронхов) и дыхательной части – легких.

    Функции органов дыхания . Функция дыхательной системы обеспечение газообмена между внешней средой и организмом.

    Газообмен . Газообмен осуществляется в альвеолах лёгких, и в норме направлен на захват из вдыхаемого воздуха кислорода и выделение во внешнюю среду образованного в организме углекислого газа.

    Выделительная система . Выделительная, или экскреторная система в биологии - это совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, продукты обмена веществ, соли, а также ядовитые вещества, попавшие в организм извне или образовавшиеся в нём.

    Структура и функции выделительной системы . Выделительная система образована почками, в которых образуется моча, содержащая вредные продукты обмена веществ, и мочевыносящими органами – мочеточниками, мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом.

    Половая система . Половая система - это совокупность органов, обеспечивающих половое размножение организма.

    Основная функция половой системы . Функция половой системы – обеспечение процесса деторождения.

    Половые клетки – гаметы . В половой системе образуются половые клетки – гаметы (сперматозоиды или яйцеклетки), и происходит оплодотворение и развитие оплодотворенной яйцеклетки.

    Общая структура половой системы . Половая система состоит из половых желез, внутренних и наружных половых органов.

    Нервная система . Нервная система регулирует ра боту органов, обеспечивает их согласованную деятельность и приспособление к условиям среды.

    Структура и функции нервной системы . Нервная система состоит из: головного мозга; спинного мозга; отходящих от них нервов и нервных узлов. Оснвая функция: благодаря нервной системе осуществляется умственная деятельность чело-века, определяется его поведение.

    Эндокринная система. Это система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндо-кринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.

    Структура и функции эндокринной системы. Система образована железами внутренней секреции. К ним относятся: гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и некоторые др. железы. Именно железы внутренней секреции выделяют гормоны.

    Демонстрации:

    Покровная система человека.

    Кожа и слизистая ткань носа.

    Костная ткань.

    Хрящевая ткань.

    Мышечная ткань.

    Поднятие волос на коже.

    Сердечно-мышечная ткань.

    Нервная ткань.

    Внутренние органы человека.

    Покровная система.

    Опорно-двигательная система.

    Пищеварительная система.

    Кровеносная система.

    Дыхательная система.

    Выделительная система.

    Нервная система.

    Эндокринная система.

    Контрольные вопросы:

      Назовите основные ткани человеческого организма.

      Дайте определение биологической ткани.

      Дайте определение органу в структуре организма.

      Назовите 4 основных вида (типа) тканей.

      Раскройте понятие эпителиальной (покровной) ткани и назовите ее функции.

      Сформулируйте, в чем заключается особенность регенерации клеток эпителиальной ткани.

      Раскройте понятие соединительной ткани (коллагена).

      Назовите виды соединительной ткани в организме.

      Назовите функции соединительной ткани.

      Раскройте понятия костной и хрящевой тканей.

      Раскройте понятие жировой ткани и назовите ее функции.

      Раскройте понятие мышечной ткани и назовите ее виды.

      Сформулируйте особенности гладкой мышечной ткани.

      Сформулируйте особенности поперечнополосатой мышечной ткани.

      Докажите аргументировано, что сердечная мышца является разновидностью мышечной ткани.

      Назовите функции мышечной ткани.

      Сформулируйте особенности нервной ткани, нервных клеток (нейронов) и межклеточного вещества – нейроглии.

      Назовите функции нервной ткани.

      Назовите основные органы и системы органов человека.

      Сформулируйте понятие организма человека.

      Раскройте общее строение органов человека.

      Раскройте понятие системы органов.

      Назовите 10 основных систем органов организма человека.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования покровной системы органов человека.

      Назовите состав и функции покровной системы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования опорно-двигательной системы органов человека.

      Назовите компоненты опорно-двигательной системы.

      Назовите функции двигательного аппарата.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования кровеносной системы организма.

      Назовите задачи кровеносной системы.

      Раскройте понятие гуморальной регуляции.

      Докажите, что кровеносная система является основой внутренней среды организма.

      Назовите состав крови.

      Раскройте особенности понятий «плазма», «лейкоциты», «тромбоциты».

      Назовите основные функции крови.

      Раскройте функциональные особенности тканевой жидкости и лимфы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования системы пищеварительных органов.

      Раскройте общую структуру пищеварительной системы.

      Назовите основные функции пищеварительной системы.

      Назовите основные компоненты нормального рациона питания.

      Докажите, что пищеварение – это процесс физической и химической обработки пищи.

      Назовите три отдела пищеварительной системы.

      Назовите функции ротовой полости, зубов и слюнных желез.

      Назовите вкусовые зоны языка.

      Назовите функции кишечника и желудка.

      Назовите функции поджелудочной железы и печени.

      Назовите функции различных отделов пищеварительного тракта.

      Сформулируйте значение слюны и ее ферментов: птиалина и мальтазы.

      Назовите химические особенности процесса обработки пищи слюной.

      Назовите основные компоненты слюны.

      Раскройте устройство пищевода.

      Раскройте понятие перистальтики пищевода.

      Расскажите об устройстве желудка.

      Сформулируйте особенности физико-химического процесса обработки пищи функциями желудка человека.

      Расскажите об устройстве кишечника и функциях пищеварительных желез.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования дыхательной системы человека.

      Докажите примерами, какое значение имеет дыхание для жизни.

      Назовите функции органов дыхания.

      Раскройте биологическое значение дыхания.

      Раскройте понятие и значение газообмена и трахеи.

      Раскройте значение и устройство легких.

      Назовите биологические особенности дыхательного процесса.

      Раскройте понятие жизненной емкости легких.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования выделительной системы.

      Раскройте понятие экскреторной системы в биологии.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования половой системы.

      Назовите основные функции половой системы.

      Раскройте понятие гамет.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования нервной системы.

      Сформулируйте особенности устройства и функционирования эндокринной системы.

    Литература:

    1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 367-392.

    "

    Органы и системы органов

    Орган — это часть организма, имеющая определённую форму и особенности строения, занимающая в организме определённое положение и выполняющая конкретные функции, одна из которых является главной, а остальные — второстепенными. Орган состоит из нескольких видов тканей, одна из которых обеспечивает выполнение основной функции, а другие являются вспомогательными.

    Жизнедеятельность организма обусловлена работой и взаимодействием различных органов. Одни органы обеспечивают опору тела, его движение, защищают от повреждений, другие осуществляют поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. Связанные между собой органы, объединенные общей работой, образуют систему органов .

    Система органов — это группа органов, которые имеют общий план строения, общее происхождение и выполняют общую функцию. Таким образом, система органов — это объединение органов по анатомическому (строение) и функциональному принципам.

    В организме существует три группы систем органов:

    1) соматические системы (греч. soma — тело) — это системы, которые придают организму форму, отграничивают его от внешней среды и обеспечивают движение всего организма или отдельных его частей.

    Система покровных органов . Тело человека покрыто кожей. Полости внутренних органов, пищеварительных и дыхательных путей выстланы слизистыми оболочками. Кожа и слизистые оболочки - покровные органы, предохраняющие организм от механических повреждений, высыхания, колебаний температуры, проникновения болезнетворных микроорганизмов.

    Опорно-двигательная система . Состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Позволяет человеку стоять, двигаться, выполнять сложную работу, защищает внутренние органы от повреждения.

    2) висцеральные системы (лат. viscus, visceris — внутренность, множественное число viscera — внутренности) — это системы внутренних органов, которые обеспечивают функции, характерные как для животных, так и для растений: питание, дыхание, выделение, размножение.

    Пищеварительная система . Переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь обеспечивает пищеварительная система, состоящая из пищеварительного канала - ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника - и пищеварительных желёз: слюнных, желудочных, кишечных, поджелудочной, печени.

    Дыхательная система . Газообмен между наружным воздухом и воздухом в легких - функция системы органов дыхания. К дыхательной системе относятся носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие. (Транспортировку кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким осуществляет кровеносная система!)

    Мочевыделительная система . Главным органом мочевыделительной системы являются почки, удаляющие вредные вещества, растворенные в крови. Образовавшаяся в почках моча через мочеточники попадает в мочевой пузырь и по мочеиспускательному каналу удаляется из организма.

    Половая , или репродуктивная, система . С ее помощью обеспечивается воспроизведение (репродукция) нового поколения. Половая система различна у мужчин и женщин. У женщин органами репродукции являются яичники, маточные трубы, матка и др., у мужчин - семенники (яички), семявыводящие протоки, предстательная железа и др. Яичники вырабатывают яйцеклетки, яички - сперматозоиды. И те и другие имеют половинный набор хромосом (23). При оплодотворении - слиянии яйцеклетки и сперматозоида - число хромосом восстанавливается.

    3) интегрирующие системы (лат. integratio — объединение) — это системы, объединяющие организм в единое целое, а также контролирующие и регулирующие работу других систем.

    Кровеносная (сердечно-сосудистая) система . Снабжает органы нашего тела питательными веществами и кислородом, выносит из них углекислый газ и другие ненужные продукты жизнедеятельности, выполняет защитную функцию. Состоит из сердца и кровеносных сосудов.

    Нервная система и органы чувств . Нервная система регулирует работу органов, обеспечивает их согласованную деятельность и приспособление к условиям среды. Через органы чувств - глаза, уши, нос, язык, кожу - она осуществляет связь с окружающей средой. Благодаря нервной системе осуществляется умственная деятельность человека, регулируется его поведение. Нервная система состоит из головного и спинного мозга и отходящих от этих отделов нервов и нервных узлов.

    Эндокринная (гормональная) система включает железы внутренней секреции, выделяющие гормоны - биологические регуляторы, действующие гуморально - через кровь и жидкости организма. К эндокринным железам относят гипофиз, щитовидную железу, поджелудочную железу, половые железы, надпочечники и др. Гормоны выделяются непосредственно в кровь или в лимфу и влияют на многие органы-адресаты, чувствительные к ним. Гормоны могут как усиливать работу органов, так и тормозить ее.

    Органы нервной и эндокринной систем выполняют регуляторные функции, органы других систем - исполнительные.

    Кроме систем, органы могут объединяться в аппараты. Аппарат — это совокупность органов, объединённых только по функциональному признаку, то есть это органы, имеющие различное строение и происхождение, но выполняющие одну общую функцию. Например, опорно-двигательный, эндокринный аппараты.

    Человеческий организм как и большинство других живых организмов очень сложен. Он состоит из множества разных клеток, тканей и органов. Каждый орган в теле человека выполняет свою функцию. При этом он может обеспечивать работоспособность других органов, а также сам зависеть от их функционирования. Таким образом, организм человека представляет собой сложную систему, различные компоненты которой взаимосвязаны между собой.

    Органы живого организма объединяют в группы - системы органов. Каждая система органов выполняет одну большую задачу для организма, играет определенную роль для него. А каждый орган в конкретной системе выполняют более мелкую задачу, своего рода подзадачу.

    У человека выделяют более десяти систем органов. Основными являются следующие.

    Покровная система - это кожа и слизистые оболочки. Кожа защищает остальные органы от повреждений, высыхания, предотвращает проникновение в организм вредных веществ и микроорганизмов, снижает воздействие температурных колебаний среды.

    Опорно-двигательная система - это кости и мышцы. Кости человека подвижно соединены между собой, в результате получается единый подвижный скелет. Скелет придает опору телу, к нему крепятся большинство мышц, также скелет выполняет защитную функцию для ряда органов. Мышечная ткань объединяется в отдельные мышцы, она отвечает за подвижность частей тела, входит в состав некоторых органов.

    Пищеварительная система включает в себя множество органов, совместная работа которых обеспечивает тело человека питательными веществами, извлекаемыми из пищи путем ее переработки. Эти вещества сначала поступают в кровь, а затем разносятся по клеткам тела.

    Дыхательная система человека состоит из нескольких органов, главными из которых являются легкие. В них происходит газообмен между кровью и воздухом. Из крови выводится углекислый газ, а в кровь поступает кислород. Кислород необходим для жизнедеятельности клеток, выработки энергии. В результате этого образуется углекислый газ, который должен удаляться из организма.

    Кровеносная система состоит из сердца, различных сосудов, крови, органов кроветворения. Она обеспечивает перенос клеткам тела кислорода и питательных веществ, отвод от них продуктов распада. Также благодаря крови в организме происходит перераспределение тепла. Оно отводится от органов, которые его вырабатывают, к органам, которым его не хватает или через которые оно может быть удалено из организма. Кроме этих функций кровь выполняет ряд других - защищает нас от ряда болезней, выполняет иммунную функцию, разносит гормоны и др.

    Выделительная система человека состоит из пары почек и ряда других органов. Ее функция - это удаление из крови продуктов обмена веществ, воды, а также вредных веществ, попавших в кровь из пищеварительной системы. Таким образом, выделительная система обеспечивает постоянство химического состава окружающей среды для клеток тела, что имеет важное значение для их нормальной жизнедеятельности.

    Половая, или репродуктивная, система у мужчин и женщин состоит из разных органов. У обоих полов репродуктивная система производит половые клетки, а у женщин еще и обеспечивает вынашивание плода. Таким образом, функцией половой системы является размножение, т. е. обеспечение воспроизводства представителей вида.

    Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и множества различных нервов. Ее функциями являются обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма, обработка информации, поступающей от органов и из окружающей среды, принятие на основе этого решений, разумная деятельность. Именно разумная деятельность является отличительной особенностью человека, выделяющей его из мира животных. Таким образом, нервная система - это регулятор организма человека, его «главный менеджер».

    Эндокринная система человека включает различные железы, «разбросанные» по всему телу, которые синтезируют определенные химические вещества - гормоны. Посредством гормонов, поступающих в кровь, происходит управление организмом. В отличие от нервной системы, где сигналы передаются по нервам, здесь управление происходит иным путем (молекулами через кровь).

    Органы чувств человека различны, это несколько «подсистем», каждая из которых состоит из ряда органов. Органы чувств воспринимают значащую для организма информацию из окружающей среды и передают ее мозгу. На основе поступивших данных мозг принимает решения о том, что организму надо или не надо делать. Органы чувств человека состоят из органов зрения, воспринимающих свет, органов слуха, воспринимающих звук, органов обоняния и вкуса, воспринимающих химический состав (молекулы) окружающей среды и пищи, а также осязания, воспринимающего давление.

    Совместная согласованная деятельность всех систем органов обеспечивает жизнь организма.

      Система органов исполнительной власти - это принципиальное устройство ее основных организационных частей, перечень типовых и родовых групп органов. В систему органов исполнительной власти РФ включены следующие элементы: высший орган исполнительной власти Правительство РФ; федеральные… … Большой юридический словарь

      СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Эта категория пришла в политическую философию из социологии в 50 60 е гг. 20 в., чтобы помочь… … Философская энциклопедия

      система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Система 112 это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для… … Википедия

      система нервная вегетативная - структуры системы нервной у высших животных и человека, работа коих обеспечивает управление вегетативными, или растительными, функциями организма (пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и энергии, выделением) за счет контроля за …

      Система права это внутреннее строение структурных элементов права. Содержание 1 Система права 2 Классификации системы права … Википедия

      система нервная - совокупность нервных образований у позвоночных животных и человека, посредством коих реализуется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций. Благодаря ей… … Большая психологическая энциклопедия

      Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

      I Система (греч. systēma целое, составленное из частей; соединение) совокупность каких либо элементов, связанных между собой и рассматриваемых как единое и функциональное структурное целое. II Система организма совокупность органов и (или) тканей … Медицинская энциклопедия

      Система дыхания - Если сердце представляет собой насос, перекачивающий кровь и обеспечивающий ее доставку ко всем тканям, то легкие главный орган дыхательной системы насыщают эту кровь кислородом. Чтобы яснее представить себе функциональные и резервные возможности … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

    Книги

    • Анатомия человека. Том 1. Система органов опоры и движения. Спланхнология , Гайворонский И.В.. В учебнике изложены современные сведения о строении органов и систем органов человеческого организма. В каждой главе отражены общие и частные вопросы анатомии человека в объеме учебной…
    • Анатомия человека. В 2-х томах. Том 1. Система органов опоры и движения , Гайворонский Алексей Иванович, Ничипорук Геннадий Иванович, Гайворонский Иван Васильевич. В учебнике изложены современные сведения о строении органов и систем органов человеческого организма. В каждой главе отражены общие и частные вопросы анатомии человека в объеме учебной…


    Похожие публикации