Посредник между христианином и богом. Почему все церкви мира утверждают, что они есть посредниками между Богом и человеком? Нет посредника между богом и человеком в библии

- «Зачем для общения с Богом нужен посредник в лице священника, тем более что некоторые из них ведут себя не всегда примерно»?

Посредник - это лицо, без участия которого невозможно общение. Но с Богом каждый человек имеет полную возможность лично общаться в молитве и покаянии. Более того, Православие учит, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, а не какого-то посредника. Поэтому священник, по православному учению, не является посредником, его назначение совсем другое. Это католицизм учит о священстве как посредничестве между Богом и человеком, но это неверно, как неверно у него и многое другое.

В Православии священник – это, во-первых, предстоятель (т.е. стоящий первым) верующих перед Богом, но никак не тот, через которого верующий получает доступ к Богу. Священник, во-вторых, должен быть помощником верующим в их духовной жизни. Но если он живет недостойно, то теряет благодать священства и получить духовную помощь от него уже трудно. В-третьих, даже будучи недостойным, он, пока не запрещен в священнослужении, сохраняет право совершать богослужения и таинства, и все они действительны. Ибо благодать в таинствах подает Господь, а не священник. Но и здесь он совсем не посредник, ибо действенность таинства для верующего зависит не от священника, а от того, насколько сам верующий покаянием и молитвой готовится к таинству.

Слово «посредник» – греческого происхождения и означает «тот, кто посредничает между двумя сторонами, чтобы устранить несогласие или достичь общую цель» (Греческо-английский словарь Нового Завета и другой Ранней Христианской Литературы , У. Ф. Арндт, Ф. У. Гингрич, стр. 506).

Вопрос, касающийся посредника христианина, возникает потому, что некоторые выдвигают учение о возможности существования многих посредников между Богом и человеком: Чтобы определить ответ на это учение, мы должны обратиться к слову Господа, Библии.

Библия, авторитет Господа в христианстве

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведном. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию».

«В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».

Петр, Павел и Иоанн говорили так, как их наставлял Святой Дух (; и ).

Человек не волен по своему желанию добавить или отнять от Слова Господа (; ; ).

О традициях…

В греческом языке слово «традиция» означает «то, что передается потомству» (Арндт и Гингрич, стр. 615). Словом «традиция» могут характеризоваться учения вдохновенного Богом апостола или традиции человека, что является ересью. Павел называл учение, которое он передал Коринфянам, преданиями: «Хвалю вас, братия, что вы все мое, помните и держите предания так, как я передал вам» (). Он предостерегал церковь в Фессалониках: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (). Позднее, в своем письме Фессалоникийцам он писал: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (). Из откровения Господа мы знаем, что учения Павла говорились и написаны были от Господа (; ; ). Павел говорил, будучи направляемым Святым Духом.

Человеческие традиции

Некоторые традиции были введены людьми, и в подобном случае результатом является бесполезная религия. Обратите внимание на учение Иисуса, касающееся учений или традиций людей: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ().

Когда Павел писал к Христианам в Колоссе, он называл ересь Колоссян традициями человеческими: «Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщениям, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (). Эта ересь, идущая от преданий человеческих, обладала способностью разрушить веру людей в Бога в Колоссе.

Предания человеческие не вдохновлены Господом и часто нарушают или противоречат слову Господа. Иисус сказал Иудеям: «Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого… И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: «Почитай отца своего и мать свою»; и: «злословлящий отца или мать смертию да умрет». А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван, тот есть, дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался»; – Тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей. Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете много сему подобное»! ). Человек не может направлять свои шаги духовно () и когда он развивает традиции, которые руководят им в его религии, он грешит.

Сколько существует посредников?

В некоторых религиях, когда умирает выдающийся человек, то через несколько лет его канонизируют или причисляют к лику святых властью церкви. Многим из тех, кого церковь или человек превратили в святых, приписываются божественные качества и они возносятся до положения посредника между Богом и человеком.

В то время, как святые становятся вездесущими (существуют или присутствуют повсюду в одно и то же время, т. е. вездесущи, ТФИ), они также приобретают другие функции. В ранне-христианской общине живой верующий молился Богу за умерших; теперь мертвого святого просят молиться за живущих: появляется целый новый ритуал церковной службы (Оксфордское издание Иллюстрированной Истории Христианства, стр. 83, издатель Джон МакМаннерс).

В буклете «Святыни – символы религиозной значимости», опубликованном Рыцарями Колумба, Римской католической организацией, Мария, мать Иисуса, провозглашается посредницей между Иисусом и человеком. В главе «Четки и их тайны» мы находим следующее учение.

Приветствие Елизаветы

Спустя немного времени после этого счастливого события, Мария отправилась через холмистую Иудею навестить свою двоюродную сестру Елизавету, которая должна была стать матерью Иоанна Крестителя. Благодаря божественному откровению, Елизавета знала, что эта молодая девушка, пришедшая навестить ее, станет матерью Спасителя. Возрадовавшись, Елизавета приветствовала Марию словами, очень похожими на слова, с которыми к Марии обращался ангел: «Благословенна ты между женами», и добавила: «Благословен плод чрева Твоего» (). Католическая церковь взяла эти слова и сделала из них молитву.

Это поставило имена Марии и Иисуса на нужные места и, таким образом, обращение выглядит следующим образом: Приветствую тебя, Мария, полная благодати. Господь с тобой; благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего, Иисус.

Но молитва естественно переходит от восхвалений к прошению, и поэтому мы просим Мать Господа ходатайствовать за нас перед ее сыном. Мы заключаем: Святая Мария, Матерь Господа, помолись за нас грешников, сейчас и в час нашей смерти.

Другие католические источники учат, что Мария является Посредницей человека. Обратите внимание на эту молитву, обращенную к Марии.

Мария – наш адвокат

О Мария, мать божественной любви, наша жизнь, сладость и наш приют! Иисус, наш Спаситель – наш Примиритель с вечным Отцом, и Он поставил тебя нашей примирительницей с самим собой. Спасение моей души – страстное желание Его святого сердца: и твое посредничество способно примирить меня с моим Господом, так как Он отдал в твои руки все сокровища Его благодати и милосердия» (Наша Госпожа Вечной Помощи , Кройцер Бразерс, Балтимор, Приложение, стр. 22).

В вышеуказанной молитве есть несколько утверджений, которым не хватает авторитета слова Господа. Библия нигде не объявляет, что Мария является нашей примирительницей, и нигде не говорится о том, что Иисус Христос сделал Свою мать примирительницей для человека. Библия не учит, что посредничество Марии способно примирить человека с Богом. Помните, что следует руководствоваться словом Господа.

Русская Православная церковь

В книге Спутник Христианина , Антологии Духовных Статей о Духовной Морали, составленной священником Николаем Успенским (издательство Московского Патриархата, 1993), священник Успенский говорит относительно Святого Георгия: «Эта икона является образом Святого Георгия, великого страдальца, и я поклоняюсь ей, как если бы она была посредником между нами и Господом».

Иисус Христос является единственным примирителем между Богом и человеком

«Ибо един Бог и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» (). Слово Господа учит нас, что есть один Бог и один посредник. Если возможно, согласно слову человека, существование двух или более посредников, тогда на том же основании возможно существование двух или более Богов.

Иисус Христос – единственный правомочный посредник между Богом и человеком

Иисус Христос есть совершенная жертва за грехи человеческие. У Иисуса не было никакого греха (). Он пришел в этот мир для спасения человека (), и умер на кресте, чтобы сделать возможным спасение человека.

«Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему, тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева».

Иисус Христос есть умилостивительная жертва (умиротворение, средство расположения, примирения) за человеческие грехи.

Иисус Христос – ходатай Христиан (тот, кто защищает в суде другого).

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника».

Иисус Христос – совершенный первосвященник Христиан.

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха».

Он был назначен первосвященником Господом Богом (; ). Каждый Христианин является священником и может поколоняться напрямую Господу через Иисуса, своего первосвященника ().

Чтобы быть посредником между двумя сторонами, которые отдалились друг от друга, посредник должен иметь средства для их примирения. Человек и Бог отдалились друг от друга, разделенные человеческим грехом (; ). Единственное, что может снять грехи с человека, – это кровь Иисуса Христа.

«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца».

Какие качества присущи посредникам, сотворенным человеком?

Единственное качество посредников, созданных человеком, это то, что они назначены человеком. Человек назначает посредников и затем молится им и через них, тех, кто был назначен посредником властью самого человека.

Как могут эти сотворенные человеком посредники примирить грешного человека с Богом, если грешник может примириться с Богом только через кровь Иисуса Христа? Если кто-то ответит, что они посредничают через кровь Иисуса, то в них нет необходимости – Иисус уже посредничает между Богом и человеком. Если ответом будет: «Они помогают сыну Господа», Ему не нужна никакая помощь, потому что Он обладает всей властью () и ни у одного человека нет власти назначать кого-либо в качестве «помощника» сыну Господа.

Некоторые указывают, что когда Христиане молятся святым, они просят их присоединить их молитвы (святых) к собственным молитвам молящихся к единственному посреднику Иисусу Христу. Как бы то ни было, Писание учит, что каждый Христианин является священником () и имеет Иисуса Христа в качестве Первосвященника. У Христианина есть ПОЛНЫЙ доступ к посреднику человека и его молитвы могут достичь всего, что необходимо для угодных отношений с Богом. Нет основания для молитвы святым с просьбой о помощи на любой стадии религии. Даже такое объяснение молитвы святому ставит святого в положение посредника: молитва святому, затем святой молится Иисусу от нашего имени. Это находится в прямом противоречии с первым посланием.

Истина заключается в том, что Иисус Христос является Одним и Единственным Посредником между Богом и человеком («… изберите себе ныне, кому служить…» ().

  • БОГ УЧИТ
  • НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ УЧАТ
  • ОДНО Тело
  • МНОГО Тел
  • ОДИН Дух
  • МНОГО Духов
  • ОДНА Надежда
  • МНОГО Надежд
  • ОДИН Господь
  • МНОГО Господ
  • ОДНА Вера
  • МНОГО Вер
  • ОДНО Крещение
  • МНОГО Крещений
  • ОДИН Бог
  • МНОГО Богов
  • ОДИН Посредник
  • МНОГО Посредников

Главные темы


Wed, 10 Jun 2009, 10:06

Известно, что священник служит литургию, исповедует, произносит проповедь. В чем священный смысл каждого из этих служений?


Священник -- посредник между Богом и людьми

Священство -- люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства -- попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов -- священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia -- хиротония) .

Сам принцип устроения новозаветной Церкви -- иерархический: как Христос -- глава Церкви, так и священник -- глава христианской общины. Священник для паствы -- это образ Христа. Христос -- пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «…паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец -- значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению. Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.

Священник -- символ Христа

Самое главное Таинство Церкви -- Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия : «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, -- Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей -- своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами -- со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, -- никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».

В некоторых современных протестантских течениях упразднена церковная иерархия и епископат, то есть нет священства как Таинства. Однако о первых протестантах упоминает еще Библия. : «Есть в истории людей жгучий опыт протеста и непреодолимого желания всеобщего священства в истории с Кореем, Дафаном и Авироном, восставшими против Моисея и Аарона и заявившими, что “все общество, все святы…Почему вы себя ставите выше народа Господня?” (Чис. 16, 1-4). Моисей не спорил с ними, но отдал суд Богу. Кончилось тем, что земля разверзлась и поглотила всех “реформаторов” со священными сосудами и ладаном, дымящимся в их мирских руках».

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении... Великое лицо -- иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем...»

Священник -- свидетель в Таинстве исповеди

Без священника невозможно Таинство исповеди. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам -- епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь -- только «свидетель», как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, как поясняет , « священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями). Подчинения никто от мирян не требует -- это свободное общение, основанное на доверии священнику, взаимный творческий процесс. Наша задача -- помочь выбрать правильное решение. Я всегда призываю своих прихожан не стесняться рассказывать мне, что они не смогли выполнить какой-либо мой совет. Возможно, это я ошибся, не оценил силы этого человека».

Священник во время проповеди исполняет обязанность архиерея

Еще одно служение священника -- проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении -- это также заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно. Правда, как уточняет протоиерей Сергий Правдолюбов , «если быть догматически и канонически точным, проповедь -- это часть не священнического, а архиерейского служения. При архиерейской хиротонии дается благодать проповедовать, а нам, как пишет священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ эту благодать делегирует. То есть поручает говорить вместо себя, потому что не может одновременно проповедовать в десятках и сотнях храмах епархии. Во время проповеди мы исполняем обязанности архиерея. Лично меня это придавливает, чувствую я, что это не мое, недостаточен мой священнический дар. Но если священник скажет неудачную, неуклюжую проповедь, это ему только на пользу. Понимаешь свое место в иерархии -- ты можешь сказать хорошо, только если Бог благословит. Проповедь -- импровизированное творчество, а иногда -- сотворчество Бога и священника».

Священник не может существовать без народа

В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан. И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник неодинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву. Протоиерей Сергий Правдолюбов : « Лет тридцать пять назад в городе Киржаче Владимирской области один священник во время проскомидии с грустью подумал, что в храме опять никого нет. Он стал читать записки (в основном об упокоении) и вынимать частички, а когда через некоторое время обернулся, то увидел, что храм полон людей. Это были те, кого он помянул на проскомидии. После литургии матушка спросила, почему он такой бледный, и он рассказал ей о видении. Вот почему литургия служится и при малом количестве людей, и даже когда нет ни одного человека! Все, за кого священник вынимает частички, незримо присутствуют в храме».

Кто может стать священником?

В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу -- они одни имели право приносить жертвы, возносить молитвы. Священство времен Нового Завета имеет новый смысл: ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи...» (Евр. 10, 4-11). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, став одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его (Евр. 7, 3), был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в Таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.

Священником Православной Церкви, поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов , «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый».



Copyright 2004

Ключевой стих 2:5: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус&"

В 1:3 Павел говорил о том, что отходя в Македонию, просил Тимофея пребыть в Ефесе. Фактически этим Павел назначил Тимофея главным служителем в Ефеской церкви. В этой церкви были серьезные проблемы, и молодому и неопытному Тимофею нелегко было справляться с ними. В сегодняшнем отрывке Павел учит Тимофея как необходимо служить Богу, то есть проводить Богослужения, и как для мужчин и женщин необходимо относиться к Богослужению и готовить себя к Богослужению. Сегодня мы собрались для Богослужения. Пусть Бог сегодня научит как поклоняться и служить Ему через Святого Духа.

I. Один Бог и один посредник (1-7)

Прочитаем стихи 1,2: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» . Здесь Павел говорит Тимофею что в церкви необходимо прежде всего молиться. Церковь это место, где люди молятся. Когда Иисус выгнал торговцев из храма, Он сказал: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13). Если в церкви не молятся, то она превращается в разбойничье логово. Бог хочет, чтобы в Его доме, в церкви, люди молились Ему. Когда Соломон закончил строительство храма, то просил Бога о том, чтобы это место стало местом молитвы (3 Цар.8). Без молитвы в церкви нельзя никак обойтись. Конечно, Бог суверенен и делает все по Своей воле. Но Он делает это по молитве Своих слуг. В 1-ом стихе перечислены разные виды молитвы: просто молитва, прошение, моление и благодарение. Прошение - это конкретная просьба о чем-то. Эту молитву люди понимают лучше всего. Они просят у Бога здоровья, хороших оценок и хорошей работы. Прошение также включает молитву за обращение других людей. Моления - это когда человек изливает перед Богом свою душу, как это часто делал царь Давид в Псалмах. Возможно в этом время он не знает, о чем просить Бога, но он хочет рассказать Богу о своей радости, но чаще о своих переживаниях или своем горе. Благодарения - это благодарение. Нам нужно учиться благодарить Бога. Многие люди принимают то, что получают, как само собой разумеющиеся. Они думают, что сами никому ничего не должны, но все остальные обязаны им помогать. Такие люди не умеют благодарить. Поэтому всегда хорошо отвести в нашей молитве время для благодарности, чтобы вспомнить то, что Бог сделал для нас, и благодарить Его. В наших программках воскресного Богослужения также есть разделы «общие темы молитвы» , «насущные темы молитвы» и «темы благодарения» . Наверное, тот, кто их составлял, перед этим читал 1 Тимофею 2:1.

Павел также сказал, что молиться нужно за всех людей, включая царей и начальствующих. В то время большинство царей и начальствующих были врагами христиан, поэтому одно упоминание их имени вызывало ненависть. Но молиться за за другого человека не означает благословить его на все, что он делает. Если он делает зло, то нужно молиться, чтобы он раскаялся, перестал делать зло и начал делать добро. Нам также нужно молиться чтобы наши правители имели страх Божий и не думали, что им можно делать все, что хочется, потому что у них есть власть и деньги. Все люди согрешили, и всем им нужен Спаситель Иисус. Люди, у которых есть власть и деньги, нуждаются в Спасителе так же, как и те, у которых нет власти и денег. Мы также учимся, что пока человек живет, всегда есть надежда на его покаяние и спасение. Мы не можем проповедовать всем людям - иногда мы не можем к ним добраться, иногда они не хотят нас слушать. Но мы всегда можем молиться за них. Никто не может нам запретить молиться за человека, даже он сам. Все мы пришли к Богу потому что нашелся один или несколько человек, которые молились за наше обращение.

Прочитаем стихи 3-4: «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истин» . В то время некоторые Иудеи учили, что спасутся только избранные, а все остальные люди - это топливо для костра. Но Павел говорит, что Бог хочет, чтобы спаслись все люди. В этом заключено глубокое желание Бога - чтобы все люди спаслись. Поэтому нам нужно молиться не только за решение своих проблем. Нам нужно молиться «для всех народов» , чтобы все люди спаслись.

Как же люди обретают спасение? В стихах 5-6б написано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» . Иисус - это единственный посредник, который может привести человека к Богу. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Христиане в Ефеской церкви были в основном греками, а у греков было много богов. В частности, в Ефесе поклонялись богине Артемиде. Но Павел ясно говорит, что у других богов и религий нет шанса - путь к Богу лежит только через Иисуса.

В стихе 5 Иисус назван посредником. В посреднике возникает нужна, когда конфликт между двумя сторонами вышел из-под контроля. Именно такой стала ситуация между Богом и человеком. Бог - свят, а человек - грешен. Пропасть между ними преодолеть невозможно. Конечно, большинство людей считают себя хорошими людьми. Редко кто считает себя плохим. Но даже такие «хорошие» люди не смогут преодолеть эту пропасть. Но если не преодолеть эту пропасть, то человек пойдет в вечное осуждение, потому что плата за грех - смерть. Но посредник Иисус решил конфликт между Богом и людьми, уплатив плату за грех. Плата за грех - смерть, и Иисус умер на кресте за наши грехи. Когда Иисус был судим, наказан и распят, Бог излил на Него Свой праведный гнев, и цена греха была уплачена. Иисус открыл людям путь к Богу. Он - наш единственный посредник.

В стихах 6б-7 говорится: «[Таково было] в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине» . Ап. Павел однажды испытал и принял Божью благодать в свою жизнь. И теперь Бог велико использовал его как проповедника, Апостола и учителя для язычников. Подобно Павлу, Бог хочет работать через каждого, кто испытал Его благодать. Поэтому нам нужно найти свое место в Божьем деле. Конечно, Павел был великим человеком, специалистом «широкого профиля» – Апостолом, проповедником, учителем. Но все равно он не делал все сам. Часть дела он поручал другим людям, например, Тимофею он поручил руководство церковью. Нам нужно знать не только недостатки других. Но нам нужно также знать и сильные стороны других, чтобы помочь им найти свое место в работе Бога. В любом коллективе есть люди, которые делают большую часть работы. А есть люди, которые вначале куда-то пропадают, а появляются только в конце, когда уже все сделано. Есть люди, которые думают, что нужно помочь и даже обещают помочь, но не помогают. Также есть такие, которые вообще не понимают, что происходит. Бог хочет, чтобы каждый из нас стал человеком, который верно делает свое дело.

II. Мужчины и женщины в церкви (8-15)

Во II-ой части Павел учит как мужчинам и женщинам необходимо готовить себя для служения в церкви. Давайте прочитаем стих 8: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» . Греки, как известно, живут в жарких странах, и характер у них также горячий. Они вспыльчивы и легко заводятся. Например, в Деян.19 описано, как у серебрянника Димитрия существенно сократились доходы из-за проповеди ап. Павла. Люди раскаивались и переставали покупать его серебрянные храмы Артемиды. Он собрал других ремесленником и они выступили против Павла. Написано, что они «исполнились ярости и стали кричать» , и наполнили весь город смятением. Вот такие греки горячие. Наверное, в наше время они такие же горячие, как и прежде. Вероятно в церкви эти горячие греки размахивали своими руками, в гневе ударяли ими по столам и громко спорили. В такой атмосфере было трудно молиться. Женщины отходили в страхе, а дети плакали, все боялись, что они сейчас начнут драться. В каждом мужчине есть что-то дикое. Павел говорит таким мужчинам что Бог дал им руки не для того, чтобы размахивать ими в жарких спорах, быть ими мебель или драться. Руки нам даны для усердного труда. И молитва - это усердный и тяжелый труд. Он призывает их контролировать свои эмоции, и направлять свою силу на молитву, а не на гнев и споры.

В стихах 9-15 Павел обращается к женщинам. То, что он говорит здесь для женщин, многим может не понравится и даже вызвать движение сопротивления сестер. Но Павел так говорит не потому что не любит щенщин, или не понимает женщин или хочет их обидеть. Как раз наоборот – он хотел чтобы женщины нашли свое место в Божьем деле и были счастливы, радостны и плодотворны. Прочитаем стихи 9-10: «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» . Некоторые женщины в Ефеской церкви одевались роскошно и вызывающе. Перед тем, как прийти на собрание, они проводили много времени возле зеркала, красясь, делая прическу, примеряя различные украшения из золота и жемчуга и наряды. В церкви они отвлекали других женщин от Богослужения. Вместо того, чтобы молиться и слушать проповедь, они думали: “Интересно, а где эта сестра купила себе такое красивое платье? Почему у меня такого нет?”. Они также отклекали мужчин от Богослужения. Более того, своими дорогими нарядами они плохо влияли своим дорогим убранством на бедных членов церкви. Конечно, желание женщин быть красивыми понятно, и заложено в них с рождения. Зачастую, женщины лучше заботятся о себе, чем мужчины, гораздо реже позволяя себе неухоженность и неряшливость. Но очень часто эта забота перерастает в похоть и толкает женщин к показухе и греху тщеславия, к стремлению показать себя лучше, чем есть в действительности. Ап. Павел выводит таких женщин на чистую воду. Он говорит им одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием. Когда они собираются на Богослужение, то должны помнить, что они идут на Богослужение, а не на бал. Когда мы идем заниматься спортом, то одеваем спортивный костюм. А когда имем работать на огороде, то одеваем рабочую одежду. Соответственно, когда мы идем в церковь, то надо одевать церковную одежду. А что это за одежда? Это одежда со стыдливостю и целомудрием, украшенная добрыми делами. Павел никоим образом не устанавливает для женщин жесткие правила dress-code. Он также конечно же не имеет ввиду, що женщинам нужно приходить в церковь в грязной и рваной одежде и с распущенными волосами. Но он хочет, чтобы женщины имели правильное отношение к Богослужению. Очень часто то, как одевается женщина, показыет ее сердце и отношение с Богом. В церковь приходят на Богослужение, а не на показ мод, и Богослужение нельзя превращать в показ мод. Бог, Которому мы служим, велик, и заслуживает величайшего уважения, чести и преданности.

Прочитаем стихи 11-12: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» . Что здесь хочет сказать ап. Павел? Что женщины вообще должны молчать в церкви? Но тогда мы не сможем слышать прекрасное пение наших сестер! В других местах Библии женщинам позволяется учить детей (2 Тим.3:15) и молодых женщин (Тит.2:4). Сам Тимофей получил большое влияние от своих верующих бабушки и мамы (2 Тим.1:5). Иисус послал Марию Магдалина благовествовать ученикам о Своем воскресении. А у Филиппа благовестника было четыре пророчествующих дочери (Деян.21:9). Конечно, женщинам можно учить, но Павел говорит здесь что женщина должна знать свое место в церкви и не стремиться к руководству и власти. Он приводит для этого 2 довода.

Во-первых, порядок творения. Прочитаем стих 13: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» . Кажется что не очень важно, кто создан первым, а кто - вторым. Но в данном случае это важно. До появления Евы в созданном Богом мире уже произошли очень важные события. Порядок во Вселенной и в райском саду был уже установлен, Адам получил от Бога владычество и поручения. Имена всем животным уже были даны. Все было решено и сделано до появления Евы, без ее участия, ведома и согласия. И ей, будучи созданной Богом, нужно было просто принять, как факт, сложившуюся ситуацию, то есть подчиниться. Ева должна была поверить Адаму, что Бог действительно разговаривал с ним, что он - тот, который отвечает за все творение вокруг, что она создана для него как жена. Ева должна была начать учиться от него, потому что с момента своего появления сразу же попала в зависимость от Адама в области знаний, должна была спрашивать его обо всем, что не знала: «Адам, дорогой, а почему ты назвал дерево деревом? Как по мне, немного странное название, неправда ли? Я бы назвала его по-другому!» «Адам, а как ты назвал эту красивую рыбку, которая плавает в озере?» и т.д. Конечно, мужчина и женщина были сотворены равными, но с разными ролями. Бог дал мужчине роль руководить, а женщине - подчинаться и помогать ему.

Во-вторых, женщина первой впала в искушение. Прочитаем стих 14: «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» . Сатана искушал женщину нарушить заповедь Бога и съесть запретный плод. За это он обещал ей, что они будут «как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Это учение было новым для женщины, и ей следовало бы пойти поговорить о нем со своим мужем. Но она не сделала этого и приняла решение есть запретный плод самостоятельно. Более того, она попыталась обрести власть над мужем, дала ему есть запретный плод, и это все имело ужасные последствия. Поэтому управлять и принимать окончательные решения должен мужчина. Здесь мы учимся тому, что женщина должна быть женщиной, а мужчина должен быть мужчиной. Когда женщина хочет быть мужчиной, ей приходится брать на себя огромную тяжесть ответственности и принятия решений, для чего она не создана и не предназначена, и эта тяжесть разрушает ее личность, дает ей много стрессов, делает ее нервной, раздражительной и злой. Одинаково верно и обратное: когда мужчина отказывается быть мужчиной, а хочет быть женщиной, отказывается принимать важные решения и брать на себя ответственность за себя, за семью, общество и страну, отказывается тяжело трудиться и рисковать, то причиняет много страданий себе и другим.

Не нужно думать, что если служение женщины не так заметно, как мужчины, то оно менее важно. Говорят, что «миром управляет рука, качающая колыбель» . Пусть это укрепит руки наших сестер, ежедневно качающих колыбели и тех сестер, которые только планируют качать колыбели. Перед Богом важны не масштабы служения, а наша верность Ему в том, что Он поручил нам.

Сегодня мы узнали о том, что Иисус - это единственный посредник между Богом и человеками. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, поэтому нам нужно молиться за всех людей и донести им эту весть. Мы также узнали, что в церкви есть мужчины и женщины и у каждого из них есть свое уникальное и важное дело. Давайте помолимся.

Здесь мы исследуем причину, по которой Христа называют Посредником между Богом и человеком, под каковым заглавием наличествует два пункта: 1) присуще ли Христу быть Посредником между Богом и человеком; 2) свойственно ли это Ему по причине Его человеческой природы.

Раздел 1 Присуще ли Христу быть Посредником между Богом и человеком?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что Христу не присуще быть Посредником между Богом и человеком. В самом деле, посредниками между Богом и человеком, похоже, являются священники и пророки, согласно сказанному [в Писании]: «Я же был посредником и стоял между Богом и вами в то время» (Вт. 5, 5). Но Христу не присуще быть священником и пророком. Следовательно, не присуще Ему и быть Посредником.

Возражение 2. Далее, то, что приличествует ангелам, как доброе, так и злое, не может считаться присущим Христу. Но быть посредниками между Богом и человеком, по словам Дамаскина, приличествует добрым ангелам . Приличествует это и злым ангелам, то есть демонам, поскольку у них, как явствует из сказанного Августином, есть нечто общее с Богом, а именно «бессмертие», и нечто общее с людьми, а именно «подверженные страстям души», то есть «злополучие» . Следовательно, Христу не присуще быть Посредником между Богом и человеком.

Возражение 3. Далее, служением посредника является ходатайство перед одними за других, посредником между кем он является. Но Святой Дух, как сказано, «ходатайствует» перед Богом «за нас воздыханиями неизреченными» (). Таким образом, Посредником между Богом и человеком является Святой Дух. Следовательно, это не присуще Христу.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Един и Посредник между Богом и человеками – Человек, Христос, Иисус» ().

Отвечаю: в строгом смысле слова служением посредника является воссоединение и объединение тех, между кем он посредник, – ведь то, что соединяет пределы, есть среднее. Но совершенное соединение людей с Богом свойственно Христу, через посредство Которого люди примиряются с Богом, согласно сказанному [в Писании]: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (). Следовательно, только Христос является совершенным Посредником между Богом и людьми, поскольку Он Своею примирил человечество с Богом. Поэтому апостол, сказав: «Посредник между Богом и человеками – Человек, Христос, Иисус», далее прибавляет: «Предавший Себя для искупления всех» ().

Однако ничто не препятствует тому, чтобы и других можно было называть посредниками между Богом и человеком в том или ином отношении, поскольку они споспешествуют соединению людей с Богом посредством расположения или служения.

Ответ на возражение 1. Пророки и священники Старого Закона назывались посредниками между Богом и человеком по причине расположения и служения, поскольку они предсказывали и предвозвещали истинного и совершенного Посредника между Богом и людьми. Что же касается священников Нового Закона, то они могут быть названы посредниками между Богом и людьми как служители истинного Посредника, доставляющие таинства спасения людям в Его земном наделе.

Ответ на возражение 2. Добрые ангелы, по словам Августина, не могут по справедливости быть названы посредниками между Богом и людьми. «Ибо если блаженство и бессмертие они разделяют с Богом, и ничего подобного – со смертными и злополучными людьми, то не скорее ли они отдаляются от людей и сближаются с Богом, чем остаются средними между теми и Ним?» . Однако Дионисий говорит, что они занимают среднее место, поскольку в порядке природы они поставлены ниже Бога и выше человека. Кроме того, они исполняют функцию посредника, хотя и не по преимуществу и совершенно, а по расположению и служению, в связи с чем читаем о том, что «ангелы приступили и служили Ему» (), то есть Христу. Если же говорить о демонах, то истинным является то, что их бессмертие общо им с Богом, а их злополучие общо им с людьми. Поэтому «посредник бессмертный и злополучный является посредником для того, чтобы преградить доступ к блаженному бессмертию» и соблазнить к бессмертию злополучному, по каковой причине он назван «злым посредником, разделяющим друзей» .

Но Христос разделял блаженство с Богом и смертность с людьми. Поэтому «Посредник смертный и блаженный для того и предложил Себя, чтобы, разделив смерть, сделать из мертвых бессмертных (что показал Он Своим воскресением) и из злополучных – блаженных (ибо блаженным не переставал быть никогда)», по каковой причине Он назван «благим Посредником, примиряющим врагов» .

Ответ на возражение 3. Поскольку Святой Дух во всем равен Богу, то Посредником между Богом и людьми называют не Его, а одного только Христа, Который, будучи равным Отцу по Божеству, однако же меньше Отца со стороны Своей человеческой природы, о чем уже было сказано (20, 1). Поэтому глосса на слова [Писания]: «Посредник Христос есть» (Пал. 3, 20), говорит: «А не Отец и не Святой Дух». О Святом же Духе сказано, что Он «ходатайствует за нас», постольку, поскольку Он побуждает нас ходатайствовать [о себе].

Раздел 2 Является ли Христос Посредником между Богом и людьми как человек?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не является Посредником между Богом и людьми как человек. Так, Августин говорит: «Лицо Христа суть одно, иначе не было бы ни одного Христа, ни одной субстанции, и в таком случае было бы упразднено служение Посредника, Которого звали бы либо Сыном только Божиим, либо же просто сыном человека». Но Он есть Сын Божий и Человеческий не как человек, а как одновременно и человек. Следовательно, мы не должны говорить, что Он является Посредником между Богом и людьми как человек.

Возражение 2. Далее, Христос как разделяет Природу с Отцом и Святым Духом, и точно так же Он как человек разделяет природу с людьми. Но Он не является Посредником как Бог именно потому, что как Бог Он разделяет природу с Отцом и Святым Духом; так, глосса на слова [Писания]: «Посредник между Богом и человеками» (), говорит: «Он не Посредник как Слово, поскольку Он равен Богу и как Бог “у Бога», и как одновременно единый Бог». Следовательно, Он не является Посредником и как человек постольку, поскольку [как человек] разделяет природу с людьми.

Возражение 3. Далее, Христа называют Посредником потому, что Он примирил нас с Богом, и сделал Он это путем устранения отделившего нас от Бога греха. Но устранение греха принадлежит Христу не как человеку, а как Богу. Следовательно, Христос есть наш Посредник не как человек, а как Бог.

Этому противоречат следующие слова Августина: «Он есть Посредник не потому, что Он – Слово, ибо бессмертное и блаженное Слово бесконечно удалено от злополучных смертных, а потому, что Он – человек» .

Отвечаю: в посреднике можно усматривать две вещи: во- первых, то, что он находится посредине; во-вторых, то, что он соединяет других. Затем, то, что посредине, по природе должно быть удалено от каждого из пределов, а соединяет оно постольку, поскольку сообщает одному то, что принадлежит другому. Но то и другое может иметь отношение к Христу не как Богу, а только как человеку. В самом деле, как Он не отличается от Отца и Святого Духа ни по природе, ни по силе господства, поскольку Отец и Святой Дух не обладают чем-либо таким, чего не было бы и у Сына. Поэтому Он не может сообщать другим то, что принадлежит Отцу или Святому Духу, как принадлежащее Им, но не Ему. Однако то и другое может иметь отношение к Нему как человеку. Ведь как человек Он отдален и от Бога со стороны природы, и от человека со стороны величия благодати и славы. Кроме того, Ему как человеку присуще соединять людей с Богом посредством сообщения людям заповедей и даров и вознесения искуплений и молитв за людей к Богу. Следовательно, Он поистине является Посредником как человек.

Ответ на возражение 1. Если упразднить в Христе божественную Природу то вместе с нею упразднится и Его исключительная полнота благодати, которая, как сказано [в Писании], принадлежит Ему как единородному от Отца (). Но именно благодаря этой полноте Он поставлен над всеми людьми и более всех приближен к Богу.

Ответ на возражение 2. Христос как во всем равен Отцу а в [Своей] человеческой природе Он превосходит всех людей. Следовательно, Он может быть Посредником как человек, но не как Бог.

Ответ на возражение 3. Хотя устранение греха подвластно Христу как Богу, однако искупление греха человечества принадлежит Ему как человеку. И именно в этом смысле Его называют Посредником между Богом и людьми.



Похожие публикации