Правда трагедии на "авиамоторной". Пусть время ваших перемен работает на вас

35 лет назад, в 1982 году, на станции «Авиамоторная» Московского метрополитена из-за аварии эскалатора погибли и пострадали несколько десятков человек. Отсутствие официальной информации привело к распространению зловещих слухов о данном происшествии. Многие москвичи и гости столицы долгое время боялись ездить в метро, чтобы не стать жертвами новой трагедии. О том, что действительно случилось в тот роковой день, стало известно только несколько десятилетий спустя.

Из заключения экспертизы: «В 17 часов 17 февраля сего года при работе эскалатора на спуск пассажиров… сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода. Введенный в действие рабочий тормоз в результате допущенных нарушений не развил тормозного момента и не обеспечил остановки лестничного полотна. Под тяжестью веса пассажиров (около 12 тонн) возникло ускоренное движение лестничного полотна, но выведенный ранее из действия аварийный тормоз также не остановил эскалатор».

Эти сухие протокольные строчки нуждаются в расшифровке. Последовательная цепь событий выглядела так.

Марат Гельман. «Эскалатор». 1989 год
Начиная с 16:30 поток пассажиров метро всегда увеличивается - многие в это время едут с работы. На станциях задействуют все дополнительные эскалаторы. Так случилось и 17 февраля - работники станции «Авиамоторная» включили резервный четвертый эскалатор.

Аварию вызвал излом одной из ступеней. В результате чего сработала защита и отключился электродвигатель. Набравшее ход полотно эскалатора по инерции разорвало крепежные цепи - и с увеличивающейся скоростью поехало вниз. Люди, стоявшие на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, их выносило к нижней площадке, где на них сверху налетали другие пассажиры. Дежурный по эскалатору попытался остановить движение полотна рабочим тормозом с пульта в своей кабине - но тот не сработал. Аварийный тормоз, находящийся на балюстраде, тоже не помог. В груду лежавших внизу тел врезались все новые пассажиры. Этот кошмар длился 110 секунд. Полотно эскалатора развило скорость, примерно в 2,5 раза превысившую максимально допустимую, количество упавших друг на друга пассажиров составило почти 100 человек.

Некоторые пассажиры во время ускоренного движения лестницы пытались запрыгнуть на балюстраду, но она была сделана из тонкого (три миллиметра) пластика, который не выдерживал тяжести человека. Люди провалились в образовавшееся после схода лестничного полотна пространство - на глубину в несколько метров. Они получили серьезные ушибы, а также порезы из-за разбившихся балюстрадных светильников. При этом работники станции не перекрыли вход на аварийный эскалатор, и туда продолжали становиться люди. Только когда дежурный смог дозвониться до машиниста эскалаторов и тот обесточил все механизмы, металлическая лестница остановилась.

В 17:10 вход на станцию ограничили, а в 17:35 полностью закрыли. Поезда проходили мимо нее без остановки. Врачи и работники станции бросились разбирать завал из десятков тел. Погибших относили в сторону, раненым оказывали помощь. Кстати, среди тяжело пострадавших была известная ведущая научно-популярной телепрограммы «Здоровье» Юлия Белянчикова, ее увезли в больницу. Еще через полчаса две уборщицы засыпали опилками лужи крови и потом тщательно вымыли мраморный пол.

Официально о катастрофе ничего не сообщалось. Единственную краткую заметку опубликовала газета «Вечерняя Москва»: «17 февраля 1982 года на станции „Авиамоторная“ Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие.

Причины аварии расследуются».

Зато слухов о происшествии было великое множество. Из уст в уста передавались слова свидетеля, который якобы чудом спасся, - а прямо за его спиной порвалось лестничное полотно, и он видел, как люди проваливались под эскалатор и их перемалывало работающими механизмами (на самом деле под движущейся лестницей на глубине в несколько метров было бетонное основание, но механизмы отсутствовали).

Пользовался популярностью рассказ о милиционере, которому удалось зацепиться за поручень, после чего за его одежду стали хвататься другие люди - и их было столько, что от тяжести у стража порядка оторвались кисти.

Зловещим слухам способствовало то обстоятельство, что пол около эскалаторов на станции «Авиамоторная» был вымощен мрамором с красными прожилками. «Знающие» люди объясняли, что это следы крови после трагедии - и они мистическим образом никак не отмываются.

Главными виновниками аварии, по народной версии, были конструкторы, спроектировавшие новые эскалаторы, получившие за них Ленинскую премию и тут же уехавшие на постоянное место жительства за границу, А их творения оказались очень ненадежными. Обвиняли и дежурного, который растерялся и не смог вовремя включить тормоз.

Количество жертв в сообщениях сарафанного радио исчислялось сотнями. Тем более что точных данных долгое время не объявляли. Более того - сотрудникам предприятий, расположенных рядом со станцией «Авиамоторная», чьи коллеги погибли в этот день, запретили вывешивать некрологи, чтобы не волновать народ. А врачам скорой помощи настоятельно рекомендовали ничего не говорить по поводу их вызова на станцию метро. Слухи породили боязнь многих москвичей ездить в подземке - несколько недель количество ее пассажиров было меньше обычного.

Рассказы о гибели людей при попадании во вращающиеся механизмы активно поддерживали зарубежные средства массовой информации - вещающие на русском языке для советских слушателей радиостанции «Свобода» и «Голос Америки», а также эмигрантские печатные издания. Упор делался на кровавые подробности и свидетельские показания. В частности, выходящая в Нью-Йорке газета «Новое русское слово» описывала произошедшее так: «По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы».

Итоги работы следственной группы были оглашены в ноябре 1982 года на закрытом заседании Верховного суда РСФСР. Они стали достоянием гласности только в конце 1990-х годов.

Во время аварии травмы различной степени тяжести получили более 20 человек, восемь погибли - все в результате давки на нижней площадке эскалатора.

По мнению следствия, к трагедии привели конструкторские просчеты, недостаточная подготовка дежурного персонала, а также халатность работников, отвечающих за эксплуатацию эскалаторов.

Выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, которые следовало настраивать согласно присланной инструкции. Но мастер продолжал проводить регулировку тормозов по инструкции, относящейся к другому типу эскалаторов. Таким образом, с декабря 1981 года и до дня катастрофы авария могла грозить любому из эскалаторов станции.

Технический осмотр четвертого эскалатора проводился за два дня до трагедии. Согласно его акту, результаты оказались удовлетворительными. Аварию вызвала сломавшаяся ступень N26. после ее прохождения через нижнюю гребенку сработала система защиты, отключившая электродвигатель. Рабочий тормоз из-за неправильной настройки не смог остановить движение лестничного полотна, а аварийный тормоз не включился, поскольку скорость данного движения не достигла соответствующей величины.

Гораздо раньше к таким же выводам пришли специалисты Московского метрополитена, проводившие внутреннее расследование. По их мнению, следовало немедленно проверить все эскалаторы новой серии ЭТ, которые недавно установили на многих станциях - в том числе на всех (тогда их было шесть), относящихся к Калининскому радиусу, открытому в 1979 году в преддверии Олимпиады. Начальник Московского метрополитена Юрий Сенюшкин направил в горком КПСС и исполком Моссовета письмо с просьбой срочно закрыть для проверки эскалаторов Калининский радиус и еще несколько других станций.

Но городские власти разрешили временно закрыть только станцию «Авиамоторная», что и было сделано. С 12 по 28 мая 1982 года велись работы по монтажу новых эскалаторов. Люди трудились круглосуточно, без выходных, в три смены по 70 человек, для них организовали бесплатное горячее питание.

На других станциях ремонт эскалаторов серии ЭТ проводился постепенно. Были усилены крепежи ступеней, модернизированы тормоза, изменены схемы включения и выключения. Пластиковое покрытие балюстрад заменили на подобное, но толщиной 8-10 миллиметров.

Трагический опыт не прошел даром. Люди ценой своей жизни заплатили за усиление безопасности пассажиров всех метрополитенов страны.

Московский метрополитен официально начал свою работу еще в далеком 1935 году. За время его существования эта система городского транспорта видоизменялась и усовершенствовалась, открывались не только новые станции, но и целые линии. Конечно, за длительный период времени просто не могло не обойтись без различного рода аварий. Некоторые из них прошли без потерпевших, в то время как другие привели к ранениям людей. А некоторые и вовсе стали темными пятнами в истории метро Москвы, так как были связаны с гибелью пассажиров.

Авария 1. Крушение поезда между станциями «Автозаводская» и «Коломенская»

Первая крупная авария в Московском метрополитене случилась на Замоскворецкой линии 15 апреля 1979. В тот день между станциями метро «Автозаводская» и «Коломенская» один из вагонов задел своим редуктором конструкционный элемент пути. В результате пять вагонов сошли с рельсов. Многие пассажиры, которые оказались в том поезде получили травмы различно степени тяжести, но погибших не было.

Последствия аварии удалось ликвидировать только спустя 24 часа, а все это время работа Замоскворецкой линии была полностью приостановлена. Расследованием причин случившегося занималась специально созданная для этой цели экспертная комиссия. Оказалось, что были допущены ошибки при проектировании используемых в то время вагонов. Для того чтобы исключить повторение ситуации было разработано специальное устройство, которым были оборудованы все пути метрополитена Москвы.

Авария 2. Возгорание поезда между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская»

12 июня 1981 года произошло возгорание поезда, следующего по пути между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская». Пожар начался с деревянного ящика, расположенного под одним из вагонов, в котором хранились аккумуляторные батареи. В результате инцидента от огня практически полностью были уничтожены четыре вагона.

По официально озвученной властями информации никто не погиб, но несколько пожарных отравились угарным газом во время устранения возгорания. По данным издания «The New York Times» в тот день от последствий пожара погибло как минимум 7 человек. В своем материале журналисты из США ссылаются на показания очевидцев тех событий.

Авария 3. Трагедия с неисправным эскалатором на станции метро «Авиамоторная»

Крупная авария произошла 17 февраля 1982 года на станции метро «Авиамоторная». В тот день около пяти часов вечера один из эскалаторов, на котором в тот момент находились пассажиры, внезапно ускорил свое движение более чем в два с половиной раза. В результате люди начали терять равновесие и падать вниз, скатываясь по ступенькам и перекрывая выход. Всего в момент аварии на ступенях эскалатора находилось около сотни человек. Некоторые из них, чтобы избежать падения, прыгали на балюстраду.

Власти города Москвы решили не разглашать подробности происшествия и в новостях практически ничего о нем не говорилось. В результате появилось множество слухов. Говорили, будто произошел разрыв цепи эскалатора и стоящие на ней люди падали прямо на движущиеся механизмы и приводные шестерни. Распространялись и якобы свидетельства очевидцев о большом количестве погибших.

По официальной версии в тот день на станции погибло 8 пассажиров, а количество раненных исчислялось десятками. Эти цифры были озвучены властями лишь спустя 9 месяцев после трагедии. Следствие установило, что скатываясь вниз, люди падали друг на друга. Кроме полученных травм причиной смерти людей стала образовавшаяся внизу давка. Как удалось выяснить, авария произошла из-за неисправности оборудования и его неправильного обслуживания.

Около пяти часов вечера 17 февраля 1982 года москвичи, работавшие неподалеку от станции «Авиамоторная», направлялись домой. Как и всегда в это время, метро заполнилось людьми и дежурный по станции включил резервный эскалатор, чтобы не создавать толпу. Спустя менее получаса произошло одно из самых трагичных событий за всю историю Московского метрополитена.

Из-за поломки механизма тележки лестницы утратили сцепление с двигателем, и эскалатор резко пополз вниз, набирая скорость. Лестница неслась со скоростью, в 2,5 раза превышающей норму.

Люди теряли равновесие и падали вниз, скатываясь по ступеням и перекрывая собой проход у нижней выходной площадки.

Общий вес находившихся на эскалаторе пассажиров составлял 12 тонн, и почти все они за несколько секунд образовали гору тел внизу эскалатора.

Трагедия длилась 110 секунд. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 — перекрыт. Через десять минут закрыли и саму станцию, поезда следовали мимо без остановок. На станцию были вызваны бригады «скорой».

В 1980-е годы газеты не слишком распространялись о таких вещах. На следующий день в «Вечерней Москве» вышла лишь заметка в несколько строк: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются».

А вот сарафанное радио работало отлично.

Город наполнился слухами о сотнях погибших, которые провалились в находившееся под эскалатором машинное отделение и их разорвало на части работающими механизмами, о залитой кровью станции.

«Надо заметить, что пол «Авиамоторной» действительно вымощен мрамором красноватого оттенка, напоминающего запекшуюся кровь, — пишет Матвей Гречко, автор книги «Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах». — Понимая, что с пористого мрамора любые загрязнения удаляются довольно трудно, и напрочь забыв, что пол станции выглядел точно так же, как и год назад, москвичи посчитали эти «кровавые пятна» доказательством правдивости самых жутких сплетен. Многие, не желая ходить по крови, стали избегать странной станции, и «Авиамоторная» надолго стала пустынной и безлюдной».

Спустя несколько месяцев, в апреле 1982 года, газета «Новое русское слово» очень красочно описывала произошедшее:

«По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы: несколько человек погибло в толчее».

На самом деле, конечно, в механизмы никого не затягивало. Люди получили увечья и погибли в образовавшейся давке. Некоторые пассажиры, пытаясь из нее выбраться, забирались на балюстраду. Тонкая, всего 3 мм, пластиковая облицовка не выдержала и обвалилась, но внизу были не страшные механизмы, превращавшие добропорядочных граждан в кровавый фарш, а устойчивые бетонные основания. Упавшие с двухметровой высоты люди получили ушибы, но остались живы.

Спустя девять месяцев на заседании Верховного суда РСФСР было названо точное количество жертв: 30 раненых и восемь погибших.

Как выяснили следователи, причина была в некорректной работе новых тормозов, установленных на эскалаторах «Авиамоторной» в декабре 1981 года. Сотрудники метрополитена, не ознакомившись с новыми требованиями, регулировали их работу по старым инструкциям. В итоге эскалаторы проработали три месяца в аварийном режиме. Во время аварии сломалась одна из ступеней, и, проходя нижнюю гребенку эскалатора, она деформировала и разрушила ее. Сработала защита, и электродвигатель отключился. Но аварийный электромагнитный тормоз смог развить необходимый тормозной момент, лишь когда тормозной путь составил более 11 м. А механический аварийный тормоз не сработал, потому что скорость полотна не достигла порогового значения.

Для руководства метрополитена сложилась весьма затруднительная ситуация. На эскалаторы этой серии уже неоднократно жаловались, и, конечно, после случившегося было необходимо проверить их все. Но тогда пришлось бы закрыть почти два десятка станций, что парализовало бы работу метро и привело бы к скандалу.

В итоге было решено закрыть только «Авиамоторную». Ремонт длился три недели и шел круглосуточно, бригады по 70 человек работали на станции в три смены, без выходных. На остальных станциях эскалаторы ремонтировали постепенно, укрепляя ступени, модернизируя тормоза, меняя главные приводные валы и щиты балюстрады.

Кровавая мясорубка на «Авиамоторной»

Самая страшная авария в истории московского метро произошла там, где ее никто не ждал. 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» сорвался один из поручней эскалатора. В результате пропало сцепление деталей лестницы с двигателем, и вся конструкция под тяжестью людей помчалась вниз, стремительно набирая скорость. Вообще для предотвращения подобных ситуаций на эскалаторах предусмотрены тормоза. Один основной и еще один запасной. В тот злополучный день оба они не сработали.

В считанные мгновения все ехавшие на эскалаторе оказались внизу. Люди валились друг на друга, а движущийся с огромной скоростью монстр продолжал сбрасывать в эту «кучу-малу» все новые жертвы. Образовалась страшная давка, в которой за 110 секунд погибли восемь человек. Еще пятнадцать были доставлены в больницы с тяжелыми травмами и ранениями.

После этой трагедии по Москве долго ходили слухи о мучительной смерти людей, которые пытались выскочить с несущейся вниз лестницы, проламывали пластиковую балюстраду и падали на вращающиеся шестерни машин. К счастью, кровавая мясорубка оказалась лишь плодом человеческого воображения. По версии властей, эскалатор устроен так, что ничего похожего в принципе случиться не может. Люди действительно стремились выпрыгнуть, пластик действительно ломался (его толщина составляет всего 3 миллиметра), но провалившиеся отделались легкими ушибами. Под самой балюстрадой всего в паре метров находится бетонное основание, никаких движущихся механизмов там нет.

Власти не сообщили о происшедшем общественности. Даже сейчас сотрудники эскалаторной службы Московского метрополитена не любят вспоминать о трагических событиях почти 20-летней давности. Удалось только выпытать, что после того случая были усилены балюстрады и разработано новое устройство тормозного пути.

Но вот что писало «Новое русское слово» в 1992 году (статья Е. Манина «Юбилей эскалатора»): «Десять лет назад, 18 февраля, в газете «Вечерняя Москва» внизу третьей страницы была напечатана следующая «Информация»: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются». Из этой скромной заметки (а ничего иного в советской прессе об этой аварии больше никогда не появилось) нельзя, разумеется, вынести должных впечатлений. Поэтому процитируем еще «Новое русское слово» от 2 апреля 1982 года (со ссылкой на журнал «Посев»): «По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы: несколько человек погибло в толчее». Здесь все верно.

Было 5 часов вечера, и спускавший к поездам эскалатор станции метро «Авиамоторная» (в то время один из длиннейших в Москве) был заполнен ехавшими с работы людьми. Вдруг в нем словно что-то оборвалось, и он начал набирать скорость. У его подножия возникла свалка, но в этом еще не было большой беды. Возможно, будь ступени эскалатора из обычного пластика, последствия не были бы столь кошмарными. Но на Калининском радиусе были впервые в Москве широко внедрены эскалаторы с дюралюминиевыми ступенями (рационализация!), материалом весьма вязким. И вот – в какой-то момент очередную ступень заклинило внизу, там, где она уходит под «гребенку». Эскалаторная лента оборвалась и стала осыпаться вниз вместе с людьми…

Но не только вид этого кошмара посеял панику на встречном эскалаторе. Многие, особенно молодые люди, в то время когда эскалатор еще скользил вниз, пытались, запрыгивая на межэскалаторную панель и сбивая при этом укрепленные на ней лампы, перебраться на соседний эскалатор. Некоторым это удалось. Однако затем не рассчитанное на такие нагрузки перекрытие проломилось… Под ним как раз и находились наиболее опасные элементы работающего механизма. Наконец, металлические ступени, оказавшиеся под напряжением 380 вольт, стали причиной дополнительного массового поражения людей электрическим током.

Так эскалатор в тот злополучный день стал убийцей почти сорока человек, около полутора сотен было ранено и искалечено. Вывешенные в вестибюлях предприятий фотографии в траурных рамках с соболезнованиями «от парткома и месткома» – вот и все, чем почтило государство память очередных своих неудачливых «винтиков», ибо ничто не имело права омрачать лучезарность «образцового коммунистического города», в котором метро всегда было на особом счету – как то едва ли не единственное, чем еще можно было покорить иностранного гостя.

«Единственное, что ей понравилось в Москве, – это городской транспорт и полное отсутствие надписей на стенах и вагонах метро», – так описывало «Новое русское слово» впечатления от поездки в Москву (в мае того же 1982 года) президента городского совета Нью-Йорка Кэрол Беллами. Действительно, кровь со стен станции метро «Авиамоторная» была к тому времени давно смыта…

К сожалению, в Московском метрополитене не раз случались аварии и теракты.

Наверняка, о некоторых из них мы не знаем. Так, немного подробностей.


Авария эскалаторов на «Авиамоторной» в 1982 году

Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием.

Примерно в 16.30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора, как потом оказалось из-за цепей-тележек эскалатора, оторвавшихся от державшего их двигателя, неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость в 2-2.4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора скатились вниз. В давке погибло 8 человек, 30 человек, по оглашению 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР, были ранены. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 перекрыт, а в 17.45 станция была полностью закрыта — поезда проследовали её без остановки.

Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших — это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.

В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда?

Пластиковая обшивка балюстрады действительно была неспособна выдержать вес выпрыгнувших на нее людей, и люди действительно проваливались сквозь нее, однако никаких механизмов под балюстрадой нет — люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Все погибшие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев с момента установки тормозных систем по день катастрофы все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения — тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз попросту не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена — произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм.

1 января 1998 года произошел взрыв в вестибюле станции «Третьяковская». Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила. Сменный машинист метропоезда, переходя по пешеходному мостику с одного состава на другой на «Третьяковской», обнаружил около ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию, небольшую сумочку, похожую на визитку или косметичку. Открыв ее, машинист увидел батарейки и провода. Он немедленно отнес находку дежурной по перрону, после чего сел в состав и уехал по маршруту. Дежурная, положив сумочку на металлический ящик с огнетушителем на дальней части перрона, которая отгорожена от пассажирского зала, позвонила в милицию. В этот момент произошел взрыв. В результате взрыва разбиты стекла кабинки дежурной — она ранена осколками, а находившиеся рядом две уборщицы станции получили легкие травмы и нервный шок.

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы:

Движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

Замоскворецкая от ст. Красногвардейской до ст. Павелецкая, включая Каховскую линию
Серпуховско-Тимирязевская от ст. Серпуховской до ст. Бульвар Дм. Донского
Калужско-Рижская от ст. Битцевский парк до ст. Проспект Мира
Движение полностью отсутствовало на Люблинской линии, а также на Бутовской линии лёгкого метро.

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской, Бутовской, Люблинской, Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20—35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа, при этом мощностей аварийных генераторов в метро не везде хватало даже для того, чтобы обеспечить освещение на погрузившихся в полную темноту станциях. Остановились эскалаторы.

На пересадочных станциях также часть поездов была возвращена. Например, на «Китай-Городе» работало только по одному эскалатору, вестибюль на Маросейку на выход, на Солянку — на вход. Свет на наклонах отсутствовал. После нормализации ситуации на соседних станциях она была закрыта на вход и выход до конца дня.

А вы знали об этом?
Оригинал взят у



Похожие публикации