Психодинамического подхода к изучению поведения человека. Основные направления психотерапии


Психодинамический подход
Классический психоанализ

Начало психотерапии связывается с созданием Зигмундом Фрейдом психоанализа. Революционность его взглядов состояла в том, что он развил психодинамический подход к личности. Центральным в этом подходе является предположение о том, что личность и поведение являются результатом усилий Эго в примирении бессознательных психических конфликтов и требований реального мира.

Фрейд полагал, что помощь пациенту состоит в том , чтобы он лучше понял бессознательные конфликты, которые лежат в основе его проблем. Психоанализ Фрейда предлагает набор психологических процедур для достижения этого понимания.

Многое из того, что предложил Фрейд, используется психотерапевтами в рамках иных теоретических подходов, например: систематическое исследование связи между историей жизни пациента и его актуальными проблемами; акцентирование мыслей и эмоций во время лечения; использование в терапевтических целях отношения между пациентом и терапевтом.
Начало психоанализа

Психоанализ развивался из врачебной практики Фрейда; он был озадачен пациентами, страдающими истерическими симптомами - слепотой, глухотой, параличом или другими симптомами, не имеющими физической причины. Вначале Фрейд использовал гипнотическую суггестию для лечения этих пациентов, но эта терапия оказывала парциальный и временный эффект. Позднее Фрейд и его коллега Йозеф Брейер изменили тактику: они просили загипнотизированных пациентов вспоминать события жизни, которые могли вызвать их симптомы. Развитие невроза представлялось следующим образом. Некоторые события человек воспринимает как психическую травму, которую он не может пережить во всей полноте из-за ее болезненности. В связи с этим происходит задержка аффекта. Задержанная энергия не находит выхода, а попадает в тело, нарушая его функционирование. За счет этой энергии происходит формирование симптомов в телесной области.

Когда болезненные события вытесняются из памяти, уходят в бессознательное, их место занимает симптом. Симптом иногда кажется случайным, но он как бы шифрует, скрывает переживание, сохраняя его смысл и элементы внешнего проявления. Например, пациентка Брейера Анна О. не могла пить из стакана и глотать воду. В состоянии гипноза она вспомнила вытесненный из памяти эпизод о том, как однажды горничная позволила собаке выпить из стакана. Анна вытеснила чувство отвращения. После того как пациентка вспомнила этот случай, она смогла свободно пить из стакана. При восстановлении событий прошлого высвобождаются вытесненные мысли и чувства, задержанные аффекты разряжаются и симптомы исчезают. Эта терапия, названная Фрейдом и Брейером «разговорным лечением», была основана на катартическом эффекте. В конце концов Фрейд прекратил заниматься гипнозом и просто предлагал пациенту расслабиться на кушетке и сообщать о воспоминаниях, которые приходили ему на ум (использовать свободные ассоциации).

В результате обобщения практики и теоретического анализа понятия бессознательного Фрейд сместил акцент в понимании невроза с травмы на динамику бессознательных влечений. Наблюдения показывали, что в основе невроза лежат не столько реальные травмы, сколько инфантильные влечения и фантазии.

Фрейда поразило то, что многие симптомы его пациентов оказались связанными с воспоминаниями о сексуальном совращении в детстве кем-либо из родителей или близких родственников. Возникал вопрос: было ли совращение детей на самом деле столь распространенным явлением или же отчеты пациентов не соответствовали действительности? Фрейд склонился ко второму предположению: истерические симптомы могут основываться на бессознательных желаниях и фантазиях, а не просто на воспоминаниях действительных событий. Таким образом, воспоминание пациента о совращении в детстве отражает детскую фантазию или желание такого события. Это объяснение не только привело к таким концепциям, как детская сексуальность и эдипов комплекс, но также сместило акцент психоаналитической терапии с раскрытия утраченных воспоминаний на изучение бессознательных желаний и конфликтов.
Концепция личности

Психодинамический подход к личности подчеркивает влияние бессознательных психических процессов на детерминацию мыслей, чувств и поведение человека. Теория личности Фрейда начинается с допущения, что люди рождаются с базальными инстинктами или потребностями не только в еде, воде и кислороде, но и в сексе и агрессии. Потребности в безопасности, признании, любви и т. д. основываются на этих фундаментальных потребностях. Каждый человек сталкивается с задачей удовлетворения различных потребностей в окружающем мире, который часто фрустрирует их. Согласно Фрейду, личность формируется и развивается в процессе решения этой задачи и отражается в том, как она решается.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент - Ид (оно) - резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос - инстинкт удовольствия и секса и Танатос - инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, Ид действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности - Эго (я). Это - разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира - оно действует согласно принципу реальности. Эго пытается удовлетворить потребности , защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из Ид. Эго - исполнительная власть личности.

Третий компонент личности - Суперэго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Суперэго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. Суперэго действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Столкновение инстинктов (Ид), разума (Эго) и морали (Суперэго) приводят к возникновению интрапсихических, или психодинамических, конфликтов. Личность отражается в том, как человек решает задачу широкого спектра потребностей.

Наиболее важная функция Эго - образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты - это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций, - вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Вытеснение - один из наиболее простых механизмов, направленных на удаление из сознания неприемлемого содержания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих Супер- эго. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода наружу. Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии. Например, человек может полностью подавить свои агрессивные импульсы, и они дадут о себе знать лишь в описках, оговорках. Человеку предстоит неприятная миссия, и он как бы нечаянно забывает номер телефона, по которому должен позвонить.

Регрессия - возвращение человека на более ранние стадии психосексуального развития. В эмоционально трудных ситуациях взрослый может вести себя, как ребенок, например верить в таинственных духов, ждать от них помощи. Возвращение на оральную стадию будет связано с оральным удовлетворением, например употреблением алкоголя. Защитной реакцией может быть засыпание днем. Регрессия может проявиться в широком спектре форм детского поведения: порче вещей, импульсивных реакциях, безосновательном риске, агрессивных действиях против авторитетов и т. д.

Отрицание - это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет, - писал Дарвин, - я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обнаружил, по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Другой пример - алкогольная анозогно- зия - отрицание своей зависимости от алкоголя.

Реактивное образование есть защита, при которой поведение человека является противоположным его истинным чувствам. Это инверсия желания. Например, сексуальные импульсы могут отвергаться посредством чрезмерной стыдливости, отвращения и ненависти к сексуальности. Мать может полностью подавлять раздражение, которое вызывает

у нее ребенок, недовольство его поведением, и проявлять повышенную заботу о его воспитании , образовании, здоровье. От естественной заботы матери о ребенке такое поведение отличается навязчивостью, а чувства - большей интенсивностью. Или зависимый человек демонстрирует несогласие, негативизм, ссорится с родителями. При этом мнение родителей будет для него решающим, но он постоянно действует вопреки их советам и требованиям. Защитный характер такого поведения обнаруживается в его эмоциональной насыщенности и ригидности (такой человек не следует ни одному совету).

Проекция - подсознательное приписывание собственных предосудительных качеств, чувств и желаний другому человеку. «Нельзя доверять партнеру», - говорит деловой человек, который сам ведет нечестную игру. «Все мужчины хотят одного», - можно услышать от женщины, испытывающей сильное сексуальное влечение. Ребенок наделяет своими чувствами игрушку.

Замещение - смена объекта, на который направлены чувства. Этот механизм включается, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью и вызывает тревогу. Подобную ситуацию можно часто наблюдать в жизни, когда на случайно подвернувшегося человека выплескивается гнев, изначально направленный, например, на начальника.

При действии описанных защитных механизмов конфликтное содержание совсем не попадает в сознание. Формируются и более сложные «маневры» Эго, в результате которых травмирующее содержание частично попадает в сознание, но подвергается искажению.

Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Разрывается связь между мыслью и эмоцией. Иногда при сильной травме, например смерти близкого, человек понимает, как велика утрата, но перестает на нее реагировать эмоционально. Происходит как бы одеревенение, снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Играя с куклой, ребенок может «позволить» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Рационализация - это оправдание неприемлемых для личности желаний, чувств, мотивов. Не признавая действительных движущих сил поступков, человек стремится подыскать им социально одобряемое оправдание. Таким образом Суперэго справляется с Ид.

Интеллектуализация проявляется в том, что человек знает о наличии подавленных импульсов, знание о них присутствует в сознании, но сами эти импульсы вытесняются. Например, можно предполагать наличие гнева по отношению к отцу, но при этом вытеснять агрессивные импульсы, направленные на отца и другие авторитетные фигуры.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод - психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса…..
Свободная ассоциация

Пациенту предлагалось войти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья, и сообщать все, что приходит ему в голову, без сознательного отбора, не придерживаясь какой-либо логики. Важна не логика, а полнота. Необходимо следовать по поверхности сознания, удерживаясь от критики.

Содержание свободных ассоциаций - прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В них вырывается на поверхность сознания вытесненное бессознательное. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Фрейд полагал, что в поведении человека нет случайности и ариаднина нить свободных ассоциаций приведет пациента к входу в темную пещеру бессознательного. Сниженная сенсорная активность, когда даже психоаналитик не попадает в поле зрения пациента , дает ему свободу для выражения подавленных мыслей и чувств.
Перенос

Механизм феномена переноса (трансфера) заключается в том, что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих прегенитальных сексуальных влечений. Другими словами, больной «переносит» на врача чувства, которые ранее испытывал по отношению к другим людям, прежде всего к родителям. Различают позитивный и негативный переносы. Позитивный перенос проявляется чувствами симпатии, уважения, любви к аналитику, негативный - в форме антипатии, гнева, ненависти, презрения и т. п.

Принимая на себя роль в этой пьесе, психоаналитик должен переписать заново и отрежиссировать новую пьесу.
Сопротивление

Сопротивление - это внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психотерапевтической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том, чтобы раскрыть, как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления является несознательное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, которые и вызывают болезненный эффект.
Анализ сновидений

Особенно значительное место в психоанализе занимает техника работы со сновидениями. В соответствии с представленими Фрейда сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии. Во время сна контроль сознания ослабевает и запретные импульсы выходят наружу. Сильными побуждениями сон может быть нарушен, поэтому сновидение их маскирует, облекая в символы.

Фрейд рассматривал сновидение как перевод скрытого (латентного) содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержанием понимались вытесненные желания. Явное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.
Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1)добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта;

2)проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытые, подавленные чувства гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Таким образом, психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза эмоциональных расстройств и их лечения интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы внутри личности противоречивых ее мотивов.
Катексис

Психоанализ рассматривается как динамический психологический подход. Это значит, что ядро психоанализа составляют представления о психической энергии и распределении этой энергии между Ид, Эго и Суперэго. Ид - это источник имеющейся в теле психической энергии: в свою очередь, Ид получает энергию от инстинктов. Сексуальное возбуждение - пример движения инстинктивной психической энергии. По мере того как формируются Эго и Суперэго, они также заряжаются энергией. Либидо - это энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия.

Катексисы - это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке. В то время как антикатексисы - это заряды энергии, которые делают невозможной такую разрядку. Ид имеет только инстинктивные «катексисы первичного процесса», стремящиеся к разрядке. Эго же и Суперэго имеют и побудительные катексисы, и сдерживающие антикатексисы. Две характерные черты либидинозных катекси- сов - это подвижность, легкость, с которой они переходят от одного объекта к другому, и, в противовес этому, склонность к фиксации , или привязанность к специфическим объектам.

Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо и старается перераспределить его.
Разновидности психоанализа
Некоторые из разновидностей психоанализа в отличие от фрейдизма менее фокусированы на Ид, бессознательном и инфантильных конфликтах. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать силу Эго для их решения. В этих терапиях пациентам помогают осознать не эдипов комплекс, а то, как глубинные чувства тревоги, неуверенности, неполноценности приводят к расстройствам мыслей и проблемам в отношениях с другими людьми.

Сюда входит прежде всего аналитическая психология Карла Юнга . Юнг считал, что психическая энергия, названная Фрейдом либидо, не основывается только на сексуальных и агрессивных инстинктах. Он рассматривал ее как более общую жизненную силу, включающую в себя врожденное побуждение не только к инстинктивному удовлетворению, но также к продуктивному слиянию базальных влечений с требованиями реального мира. Юнг называл эту тенденцию трансцендентной функцией.

Юнг полагал, что каждый человек имеет не только личное бессознательное, но также и коллективное бессознательное, нечто вроде банка памяти, в котором хранятся все образы и идеи, которые человеческая раса накопила со времени ее эволюции от низших форм жизни. Некоторые из этих образцов называются архетипами, потому что они состоят из классических образов или концепций. Идея матери, например, стала архетипом; каждый рождается с предрасположением к восприятию и реагированию на определенных людей как на фигуру матери. Более зловещий архетип - тень (подобный фрейдовскому представлению об Ид); он включает самые древние инстинкты, идущие от предчеловеческих веков. Юнг считал, что тень ответственна за такие понятия, как «грех» и «дьявол».

1.Основные архетипы личности:

Персона - то, как мы представляем себя миру: характер, социальные роли, одежда, индивидуальный стиль.

Эго - центр сознания.

Тень - центр личного бессознательного.

Анима - Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие представления об образе женственности и мужественности.

Самость – центральный архетип порядка и целостности личности.

Коллективное бессознательное, содержанием которого являются архетипы.

Индивидуальность-это наиболее внутренняя, постоянная, и ни с чем не сопоставимая уникальность.

Индивидуация – становление собой или «самореализация», это процесс развития к целостности, постижению собственного бессознательного, а также разворачивание, проявление своего бессознательного потенциала в реальной жизни.

Вместо идентификации специфических стадий в развитии личности Юнг предполагал, что люди обнаруживают различную степень интро- версии (тенденцию к фокусированию на внутреннем мире) или экстраверсии (тенденцию к фокусированию на социальном мире). Кроме того, люди различаются по степени акцентирования специфических психологических функций, таких как мышление и чувства. Комбинация этих тенденций создает личности, которые обнаруживают индивидуальные и предсказуемые паттерны поведения.

2. Общая характеристика юнгианского анализа .

Задача - создание нового интерсубъективного пространства.

По К. Юнгу, психотерапия это лечение души и лечение душой.

Цель анализа – раскрыть творческий потенциал каждого переживания, помочь клиенту ассимилировать его полезным для себя образом, индивидуировать его.

Роль рефлексии в анализе.

3. Стадии терапевтического процесса .

Первая стадия - аналитическая. а) признание, б) толкование (интерпретация)

Вторая стадия - синтетическая. А) обучение, б) трансформация (мини-индивидуация).

Изменение позиции психотерапевта в процессе анализа: 1) образ трикстера. 2) культурный преобразователь, покровитель и спаситель, идеальное родительское начало, 3) образ героя, 4) ритуал виденья, откровения духовной реальности.

4. Методы юнгианской психотерапии.

1. Свободные ассоциации .

Ассоциации подобны паутине или кругам , они вращаются вокруг аффективно заряженных образов, и являются связующим элементом вокруг ключевых образов. Пучок ассоциаций имеет универсальное, т.е архитепическое значение.

Специфика метода в юнгеанском анализе – циркулярные или круговые ассоциации. Суть метода- контакт с бессознательным – должна воплощаться в свободной, метафорической, фантазийной атмосфере анализа.

2. Активное воображение – свободное фантазирование, как бы сочинение сна наяву, в котором терапевт мягко направляет клиента к решению его проблемы.

Четыре стадии активного воображения (по М-Л. фон Франц) : 1. Пустой эго-разум или очищение поля сознания. 2. Позволение бессознательному заполнить вакуум, 3. Добавление элемента этического отношения. 4. интеграция воображения в повседневную жизнь.

Правила работы методом : избавиться от критического мышления, спонтанное возникновение образа из бессознательного, позволить жить другим собственной жизнью, не пытаться вмешиваться, избегать перескакивания с темы на тему, позволить бессознательному анализировать самому, обеспечить единство сознательного и бессознательного.

3. Интерпретация.

Особенности интерпретации в юнгианском анализе:

Должна быть эмоциональной;

Поддерживать клиента;

Устанавливать стабильные позитивные отношения;

Рациональный, «солярный» элемент уравновешивается «лунным»;

Творческая активность самого клиента;

Избегать чрезмерной концептуализации;

Стабильные сохранные функции эго.

Полная интерпретация – доминирующий комплекс, сопротивления и системы защит. Она должна охватывать три времени: прошлое, настоящее и будущее. Комплекс должен эмоционально затрагивать и аналитика.

4. Перенос и контрперенос.

5. Амплификация – расширение, увеличение, умножение. Восстановление целостной картины связей, существующих в бессознательном, не прикрепляя образ к конкретному истолкованию с точки зрения текущих проблем клиента. Амплификация – метод соприкосновения с коллективным бессознательным и архитепическим миром.

6. Толкование.

Далее, к разновидностям психоанализа относится индивидуальная психология Альфреда Адлера , который подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. Адлер отталкивался от предположения, что каждый человек рождается в беспомощном, всецело зависимом состоянии, которое создает чувства неполноценности. Эти негативные чувства, соединенные с природным желанием стать полноправным членом общества, являются стимулом для развития личности. Он называл этот процесс стремлением к превосходству, под которым понимал стремление к самоосуществлению, а не только желание быть лучше других. Если чувства неполноценности очень сильны, то они могут мотивировать человека к компенсации, даже к сверхкомпенсации своей неполноценности. Это он назвал комплексом неполноценности.

Согласно Адлеру, способы, с помощью которых человек пытается достичь личного и социального осуществления, определяют стиль жизни. Адлер утверждал , что этот стиль жизни направляется сознательными идеями, целями и убеждениями (а не бессознательными, как говорил Фрейд) и что эти идеи приходят через опыт. Например, у избалованного ребенка может возникнуть убеждение в том, что он «особый» и свободен от правил общества. Эта ведущая фикция «я особый», скорее всего, приведет к эгоистическому стилю жизни, при котором личностное осуществление происходит за счет других. Напротив, такие ведущие фикции, как «в каждом есть что-то хорошее» или «завтра будет лучше, чем сегодня», создают позитивные стили жизни.


  1. Терапия.
Цель терапии – вернуть человека в человечество.

Задачи – развитие социального чувства: развитие кооперативного поведения, определение жизненных целей (работа, дружба, любовь), коррекция жизненного стиля.

Три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни, помощь в понимании самого себя, усиление социального интереса.

Пять источников достоверного изучения личности:

Ранние детские воспоминания;

Сновидения и грезы;

Порядок рождения ребенка в семье;

Трудности детства;

Характер экзогенного фактора, обусловившего данное нарушение или болезнь.


  1. Методы психотерапии.
Интервью, метод ранних воспоминаний, качественный анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений, опросники и анкеты, анализ неблагоприятных ситуаций в детстве.

Другой разновидностью психоанализа является эгопсихология (Анна Фрейд, Гартман, Кляйн) . Эгопсихологи рассматривали Эго не просто как посредника в конфликтах между Ид, Суперэго и средой, но как творческую, адаптивную силу. Эго ответственно за развитие языка, восприятие, внимание, планирование, обучение и другие психологические функции.

Теоретики неофрейдизма, такие как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Салливен , следовали путем Адлера, сосредоточившись на том, как другие люди участвуют в формировании индивидуальной личности. Они считали, что, как только биологические потребности удовлетворяются, наиболее влиятельными для формирования личности становятся попытки в удовлетворении социальных потребностей - защите, безопасности, принятии. Когда эти потребности не удовлетворяются, люди чувствуют сильный дискомфорт и стремятся решить проблему, используя других людей, которые могут им дать то, в чем они нуждаются в социальном аспекте. Стратегии, используемые людьми для этого, такие как стремление к преобладанию над другими или чрезмерная зависимость от других, формируют личность. (Заметьте сходство с концепцией стиля жизни Адлера.) Салливен пошел еще дальше, заявив, что концепция личности - это просто иллюзия, название для паттерна интерперсонального поведения каждого отдельного человека.

Другим примером расширения роли социальных потребностей и отношений в современном психодинамическом подходе являются работы теоретиков объектных отношений, таких как Мелани Кляйн, Отто Кер- нберг, Хайнц Кохут. Теории объектных отношений подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и первичными фигурами, обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают поддержку, защиту, принятие и одобрение и, другими словами, удовлетворяют физические и психологические потребности ребенка. Природа этих объектных отношений имеет важный импульс для развития личности, включая надежную раннюю привязанность к матери или ее заменителям , постепенное отделение от объекта привязанности и, наконец, способность относиться к другим как независимый индивид. Нарушенные объектные отношения создают проблемы, связанные с процессом личностного развития и приводят к формированию неадекватной самооценки, трудностям в общении с другими людьми и более серьезным психическим расстройствам.

Другие разновидности психоанализа сохранили большинство идей Фрейда. Ф. Александер ( F . Alexander ), С. Ференци ( S . Ferenczi ), О. Ранк ( O . Rank ) на первый план выдвигали эмоциональный компонент взаимодействия врача и пациента. С 1930-х гг. среди ведущих психоаналитиков стало распространяться мнение, что восстановление в памяти прошлых событий является не единственным фактором лечения. Еще Фрейд отмечал, что само по себе истолкование в психоанализе неэффективно. Понимания смысла симптомов и их связи с прошлыми событиями недостаточно для излечения. Более того, возвращение в сознание вытесненного материала стало толковаться не столько как причина, сколько как результат определенного типа терапевтического взаимодействия врача и пациента. Наиболее важным видом этого взаимодействия является трансфер. Главный момент в лечении - не воспоминание, а возможность принять его, работать с ним. Так, если в детстве авторитарный отец блокировал проявление агрессивности, эмоциональной экспансивности, то в дальнейшем взрослый будет испытывать трудности при взаимодействии с людьми с высоким статусом. Важно не только понять истоки подобных реакций, но и почувствовать достаточную силу и уверенность в себе, чтобы противостоять попыткам подавления в настоящем. Способность принять реконструированный бессознательный опыт зависит от силы Эго, которая укрепляется в терапевтическом взаимодействии. Пациенту важно пережить новый эмоциональный опыт в работе с врачом. Психотерапевт обеспечивает благотворность этого опыта и эффективность лечения, управляя трансферными отношениями. В то же время для возникновения трансфера важно вызвать, восстановить в памяти прошлые события. Таким образом, для лечения необходимо оптимальное сочетание интеллектуального и эмоционального компонентов.

Другие разновидности психоанализа изменили лечение, сделав его менее интенсивным, менее дорогим и применимым к более широкому кругу пациентов. Например, в психоаналитически ориентированной психотерапии (Александер) или краткосрочной динамической психотерапии используются основные психоаналитические методы, но более гибко. Цель может ранжироваться от психологической поддержки до базальных изменений личности, а терапия может состоять из 30 сеансов или меньше. Вместо лежания на кушетке пациент может сидеть в кресле лицом к терапевту и тратить больше времени в разговоре с ним, чем свободно ассоциируя. Терапевт более активен в привлечении внимания пациента к актуальным конфликтам.

Психодинамический подход

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Основой психодинамического направления в психотерапии является достижение понимания динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного.Любой подход в психоаналитической психотерапии основан на постепенном осознании клиентом ранее неосознаваемых им проблем и конфликтов. Болезненная симптоматика в свою очередь рассматривается как неосознаваемое выражение скрытых конфликтов клиента. Процесс осознания скрытых механизмов развития болезни приводит к глубоким личностным изменениям и постепенно сглаживает болезненную симптоматику. Большинство психодинамических подходов являются долгосрочными.

Психодинамический подход берет начало от классического психоанализа (Фрейд - Freud S.). Наиболее известными являются:

Аналитическая психология (Юнг - Jung С. G.)

Индивидуальная психология (Адлер - Adler А.)

Волевая терапия Ранка (Rank О.)

Активная аналитическая терапия Штекеля (Stekel W.)

Интерперсональная психотерапия Салливана (Sullivan Н. S.)

Интенсивная психотерапия ФроммРайхманн (FrommReichmann F.)

Характерологический анализ Хорни (Horney К.)

Гуманистический психоанализ (Фромм - Fromm Е.)

Эгоанализ Кляйн (Klein М.)

Чикагская школа (Александер - Alexander F. G., Френч - French Т. М.)

Секторная терапия Дойча (Deutsch F.), объективная психотерапия по Карпману (Karpman В.)

Краткосрочная психотерапия (Сифнеос - Sifneos P. Е., Малан - Malan D. Н., Беллак - Bellak A. S.)

Психобиологическая терапия Майера (Meyer A.)

Биодинамическая концепция Массермана (Masserman J. Н.)

Адаптационная психодинамика Радо (Rado S.)

Гипноанализ (Волберг - Wolberg L. R.)

и некоторые другие

Согласно психодинамическому подходу, определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены - это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: “Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им”. Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

1. Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания

2. Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие

3. Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя

4. Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении

5. Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами - Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго - в общем контексте моральных правил или стандартов (СуперЭго)

6. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения

Терапевтические изменения и лечебный процесс в психодинамической психотерапии своей конечной целью имеют осознание бессознательного (если сформулировать эту задачу в возможно более краткой форме), причем применение этого подхода может быть возможным и полезным для любого человека, не обязательно с какими-либо болезнями.

Психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому. Он добивается этого путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического (прошлый опыта) значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе. Понятно, что поэтому динамическая цель иногда значительно удалена.

Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией), интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с “бесцензурным” содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления “сырого” материала, на котором базируется анализ.

Анализ включает также освещение сновидений, которые Фрейд считал “королевской дорогой к бессознательному”. Конфронтация обращена к распознаванию пациентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию; прояснение предполагает помещение явлений в “резкий фокус”, чтобы отделить важные аспекты от незначительных; интерпретация следует за полученным материалом, определяя (в вопросительной форме) основной смысл или причину события; прорабатывание обращено к повторению, постепенному и тщательно разработанному исследованию интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимание пациента.

Интерпретация является наиболее важной процедурой, а прорабатывание - самой длительной частью психотерапии. Прорабатывание обязательно включает самостоятельную работу пациента вне психотерапевтических часов. Тем не менее возможны и краткосрочные психодинамические методы терапии.

В рамках данного подхода мы рассматриваем следующие направления психотерапии::

Психоанализ (общие основы)

Психоанализ З. Фрейда

Аналитическая психотерапия К. Юнга

Индивидуальная психология А. Адлера

Самоанализ К. Хорни

Детский психоанализ

Структурный психоанализ Ж. Лакана

Трансактный анализ

Краткосрочная психодинамическая психотерапия

Символдрама

ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА. Зигмунд Фрейд (Freud) родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрейберге. Он был первым сыном сорокалетнего торговца шерстью Якоба Фрейда от его второго брака с двадцатилетней Амалией. Говорили, что мальчик родился "в сорочке". Мать с самого рождения уверовала в великое будущее своего первенца и назвала его Зигмундом в честь популярного героя моравских легенд. Семья Фрейда долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду в это время было 4 года. В Вене он прожил почти всю жизнь.

История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера.

Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации Исследования истерии (Studien uber Hysterie, 1895), в которой предположили, что симптомы истерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых «травмирующих» событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает, тем не менее, оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями.

По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола.

Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название « эдипов комплекс ». Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Для фазы эдипова комплекса характерна мастурбация, сопровождающаяся фантазиями, связанными с объектом любви.

Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики, как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения.

Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия.

Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык.

Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя « цензура », которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар – знак неудачной защиты от угрожающего импульса.

Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. - В кн.: Горностай П., Титаренко Т. (ред.). Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001 >>>

Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Перевод А.И. Федерова >>>

Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. 3-е изд., стер. - СПб.: Издательство « Лань », 2002. - 320 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература) >>>

Электронная энциклопедия « Кругосвет » >>>

Психоанализ Юнга

Основоположником аналитической психотерапии явился Карл Густав Юнг - психиатр, психолог и культуролог. Юнг родился 26 июля 1875 года в местечке Кесвиль, недалеко от Базеля, в Швейцарии.

Первые работы Юнга посвящены исследованию спиритизма и оккультных явлений. Он систематически работал с медиумами - людьми, которые в состоянии гипнотического транса говорили на языках, которых никогда не изучали, описывали места, в которых не были. Полуграмотная девушка из деревни, дальняя родственница Юнга, под гипнозом свободно говорила на литературном немецком и могла изложить сложную философию гностиков 2-го века нашей эры.

Размышляя над фактами появления в речах медиумом фраз и мыслей, явно не согласующихся со строем их души, выражающих взгляды и убеждения давно умерших людей, Юнг приходит к мысли о существовании неких "психических раковин" - или "проформ", обладающих необычайной жизненностью, изнутри организующих личность. Их он впоследствии назовет "архетипами".

Мировоззрение Юнга нельзя сформулировать в общепринятых терминах: материализм - идеализм, эмпиризм - рационализм и т. п. Он ясно чувствовал в основаниях современной науки примесь первобытного догматизма, некую воинствующую, легитимную шизофрению, обусловленную отрывом разума от целостной коллективной души. Он призывал к осторожности и постоянной самокоррекции научной мысли - в свете всего духовного наследия - мифологии, искусства, религии, повседневного опыта.

Человек, как считал Юнг, "никогда ничего полностью не воспринимает и не понимает". Всякий факт, всякое психическое переживание могут быть интерпретированы многими способами. Любой научный опыт содержит множество импликаций. Любая мысль способна ветвиться до бесконечности и т. п.

Внешне карьера Юнга складывалась благополучно. В 1903 году он женился на Эмме Раушенбах - дочери преуспевающего фабриканта. Жена стала помощницей и ученицей, успешно применяла его методики при лечении больных. С ней Юнг прожил счастливо 52 года, став отцом четырех дочерей и сына. Работу в клинике он успешно сочетал с наукой.

Придя к представлению о фрагментарности психики, Юнг разработал "тест свободных ассоциаций", который работал, оценивая задержку при ответе на слово, вызванную его эмоциональной значимостью для пациента. Тест позволял выявить соответствие между эмоционально окрашенными комплексами слов и поведением испытуемого. Впоследствии тест был назван "детектором лжи" и до сих пор применяется в психиатрии и криминалистике.

В 1907 году Юнг опубликовал работу о раннем слабоумии. Он предположил, что эмоционально заряженный комплекс ответственен за выработку определенного токсина, задерживающего умственное развитие. Встреча и сотрудничество с Фрейдом составили важный этап в научном развитии Юнга. В 1909 году вместе с Фрейдом и Ференчи Юнг совершает лекционное турне по Америке и получает почетную степень доктора.

Международная известность и частная практика Юнга растут. Он имеет неплохой доход и может посвящать больше времени свободным исследованиям. Юнг становится первым президентом международной психоаналитической ассоциации. Он погружается в мир сказок и мифов, воодушевленный мыслью выявить общечеловеческие структуры бессознательного.

Драма разрыва с Фрейдом в 1913 г. открыла большую свободу исследованиям. Растет интерес Юнга к архетипам и символам души. Он все глубже "спускается в пучину" бессознательного. Последовавшие за разрывом 6 лет (1913-1918) Юнг обозначил как период "творческой болезни". Он стремился расшифровать свои сновидения и описать их общепонятным языком. В результате получилась объемистая книга в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков и схем.

В 20-е годы Юнг совершает ряд путешествий в Африку, к индейцам пуэбло, живущим в Северной Америке. Он стремится понять культуру как душу народа, полагая, что именно через взаимодействие и синтез культур реализуется общей смысл истории. Таким образом, встречаются две главные темы Юнга - психолога и культуролога - темы индивидуального развития личности и коллективного бессознательного.

Подобно тому, как индивидуация направлена к достижению психической целостности личности за счет гармонизации и синтеза архетипов бессознательного, история человечества направлена к достижению его культурной целостности за счет взаимодействия культур Востока и Запада, мифов, религии, литературы и научных дисциплин.

30-е годы Юнг был удостоен титула почетного президента психотерапевтического общества. Это был период временного вынужденного сотрудничества с гитлеровскими властями. Интерес к мировой политике возрос у Юнга в результате наблюдения массовых психологических процессов в условиях тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера. В конце второй мировой войны внимание Юнга все больше склоняется к общемировым проблемам.

Поскольку на карту поставлена судьба человечества, естественно спросить: а не существует ли архетипа, который представляет человечество как целое? Ведь существование такого архетипа и сознательная работа с ним могут способствовать реальному синтезу культур. Действительно, в культурах Востока, а также в алхимии и гностицизме обнаруживается мотив Человека Света, который падает во тьму, оказывается расчлененным тьмой и затем должен быть "собран" и возвращен свету. Этот мотив символизирует созревание человечества.

Уверенность в единстве всего сущего укрепила убежденность Юнга в том, что терапевтическая работа, религия, политика, культура, искусство - это дороги, направленные к одной цели - единому сознанию человечества, в рамках которого все противоположности оказываются взаимодополнительными и снимаются в высшем синтезе.

К концу жизни Юнг все меньше интересовался внешними перипетиями событий и все больше сосредотачивался на мировых проблемах. Его называли "мудрым старцем из Кюснахта". Возможно, он был одним из первых, кто осознал все значение наступающего кризиса мировой цивилизации. Угроза атомной войны, перенаселенность, загрязнение природы, исчерпание ресурсов - эти внешние аспекты кризиса видны невооруженным взглядом.

Но в чем его главная причина? Какие внутренние конфликты человечества стоят за ним? Как выйти из состояния массового психоза, в которое человечество все более погружается? Эти и подобные им вопросы Юнг стремился разрешить на путях анализа коллективного бессознательного. Так, человечество стало его главным "пациентом".

ПСИХОАНАЛИЗ АДЛЕРА

Адлерианская психология (Индивидуальная психология) - теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, рассматривает личность холистически как наделённую творчеством, ответственностью, стремящуюся к воображаемым (fictional) целям в пределах своей области феноменологического опыта. В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным.

Индивид с “психопатологией” скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы, и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий (action methods) развить новый стиль жизни.

Основоположник. Адлер родился 7 февраля 1870 года, около Вены, и умер во время лекционного тура в Абердене, Шотландии, 27 мая 1937 года. Окончив Университет Вены в 1895 году, в 1898 году Адлер занялся частной практикой в качестве офтальмолога. Позднее он переключился на общую практику, а затем на неврологию. Уже в течение этого периода проявилась социальная ориентация Адлера; в то время он написал книгу о здоровье портных (1898), в связи с чем его можно считать предшественником индустриальной медицины.

В 1902 году по приглашению Фрейда, Адлер присоединился к вечернему дискуссионному кружку по средам Фрейда. Биографы сходятся во мнении, что данное приглашение было связано с тем, что Адлер написал две статьи в защиту теории Фрейда. Хотя учебники часто упоминают Адлера как студента Фрейда, на самом деле, Адлер был коллегой, который уже состоялся как врач.

На протяжении следующих десяти лет Адлер стоял одной ногой в кружке Фрейда, а другой вне него. Хотя работа “Изучение неполноценности органа” заслужило одобрение Фрейда, последующая его работа по инстинкту агрессии, написанная в 1908 году натолкнулось на неодобрение Фрейда. Гораздо позже, когда Адлер уже отказался от теории инстинктов, Фрейд все же включил инстинкт агрессии в психоанализ (Sicher & Mosak, 1967), тогда Адлер провозгласил: “Я обогатил психоанализ агрессивным влечением. Я с радостью преподнес им его в дар!” (Bottome, 1939).

Все возрастающее расхождение с точкой зрения Фрейда привело Адлера к ощущению дискомфорта в Венском обществе и разочарованию в нем. Адлер критиковал Фрейда за акцентирование сексуальности; Фрейд осуждал психологию эго Адлера. Они расходились по целому ряду вопросов: (1) в единстве (unity) неврозов, (2) зависть к пенису (сексуальное) против маскулинного протеста (социальное), (3) в защитной роли эго в неврозах и (4) в роли бессознательного. Фрейд считал, что Адлер не открыл ничего нового, а лишь подверг повторной интерпретации то, что уже было сказано психоанализом.

Он полагал, что открытия Адлером были “тривиальными и методологически плачевными, что обрекает весь его труд на бесплодность” (Colbi, 1951). После ряда встреч, где в атмосфере сарказма, обмена язвительными замечаниями и прерывания оратора репликами, обсуждались эти вопросы (Brome, 1968), в 1911 году Адлер подал в отставку с поста президента Венского психоаналитического общества. После этого года Фрейд навязал выбор между ним и Адлером. Некоторые члены этого кружка выразили свои симпатии Адлеру, выйдя из состава кружка и сформировав Общество свободного психоаналитического исследования. В 1914 году они опубликовали первое издание “Zeitschrift fur Individualpsychologie”.

В течение следующих десяти лет, за исключением периода войны, Адлер и его соратники разработали социальный взгляд на невроз. И хотя Адлер еще с 1908 года демонстрировал интерес к детям и к образованию, в центре их внимания был главным образом клинический аспект. В 1922 году Адлер инициировал, вероятно, первую общественную программу, - центры помощи детям.

Эти центры были размещены в школах, в них бесплатно работали психологи. Метод, который навлек на Адлера так много критики, был методом публичного семейного образования, метод, который до сих пор используется центрами семейного образования Адлера. До 1934 года в Вене существовало двадцать восемь таких центров, пока с пришествием нацизма эти центры не были закрыты. Такая форма центра была перенесена Рудольфом Дрейкурсом и его студентами в Соединенные Штаты (Dreikurs, Corsini, Lowe & Sonstegard, 1959).

Успех подобных центров побудил авторитетных лиц Венской Школы пригласить нескольких последователей Адлера составить программу школы по адлерианской методике. Так родилась школа, описанная в “Дисциплине без наказания” Оскара Шпиля (1962). Эта школа делала упор на методах образования, которые используются до сих пор, на поощрении, дискуссии в классе, демократических принципах, на ответственности детей за самих себя и друг за друга.

Социальная ориентация идивидуальной психологии неизбежно привела к интересу к групповым методам и введению Адлера в семейную терапию (1922). Дрейкурсу приписывают (1959) первое использование групповой психотерапии в частной практике.

Между Первой и Второй мировыми войнами адлерианские группы существовали в 20 европейских странах и в Соединенных Штатах. В 1926 году Адлер был приглашен в Соединенные Штаты для демонстрации и лекций, и вплоть до 1934 года, когда фашизм взял власть в Австрии, он делил свое время между медицинским факультетом Колледжа Медицины Лонг-Айленда в Соединенных Штатах, и за границей. Сегодня общества идивидуальной психологии существуют в Соединенных Штатах, Англии, Канаде, Франции, Дании, Швейцарии, Германии, Австрии, Нидерландах, Греции, Италии, Израиле и Австралии.

ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда - продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную психоаналитическую практику. А.Фрейд - автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации.

В работе "Норма и патология детского развития" (1965) А. Фрейд указала истоки психоаналитического интереса к детям. Она писала, что после выхода в свет книги ее отца "Три очерка по теории сексуальности" (1905), многие аналитики стали наблюдать своих детей и находить подтверждение всем отмеченным 3. Фрейдом особенностям детского развития: детской сексуальности, Эдипова и кастрационного комплексов. В этом направлении в 20-30-е годы педагогический факультет Венского психоаналитического института готовил воспитательниц детских садов и учителей. Тогда же известные ученые - психоаналитики (А. Айхорн, С. Бернфельд и др.) вели наблюдения за беспризорными детьми и юными правонарушителями.

Во время и после второй мировой войны эти исследования продолжались в специализированных учреждениях, где в центре внимания были наблюдения за младенцами и детьми раннего возраста, лишенными родителей. Большой вклад в разработку психоаналитического изучения детства внесли Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Риббл и др. Теоретические идеи развивали Э. Криз и X. Гартман.

Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник >>>

Сайт « Энциклопедия психотерапевта » >>>

Психодинамический подход

К психодинамическому подходу относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую теорию: классический психоанализ (З. Фрейд), индивидуальную психологию А. Адлера, аналитическую психологию К.Г. Юнга, гуманистический анализ Э. Фромма, а так же волевую терапию, активную аналитическую терапию и др.

Основу данного направления составляют работы З. Фрейда. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком и сознанием. Суть психодинамического направления в рассмотрении личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее.

Понятие динамики применительно к личности предполагает что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами, подчеркивается важность осознания клиентом собственных интерпсихических конфликтов. Фрейд писал: "Человек заболевает в результате интерпсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им".

Основные положения данного направления:

Главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;

Развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.

В психодинамическом направлении конечная цель видится в осознании бессознательного. Практикующий в психодинамическом направлении специалист направлен на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. Предполагается что инсайта, как момента осознавания достаточно для начала личностных изменений.

Основные процедуры данного направления:

Конфронтация - распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.

Прояснение - помещение обнаруженных явлений в "резкий фокус" для отделения важных моментов от незначительных.

Интерпретация - определение основного смысла и/или причины события.

Прорабатывание - повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.

В динамическом подходе в основном используются средства вербализации, включающие в себя интерпретации свободных ассоциаций клиента, анализ реакций переноса и сопротивления, анализ сновидений и непредметных действий (обмолвки, описки).

Конкретные методы работы зависят от течения внутри данного направления. Для Фрейда основным был метод катарсический, для Юнга - метод активного воображения, для Хорни - метод совместного анализа жизненного пути, для Салливана - метод интервью психиатрического. (1) (8)

Поведенческое направление

Исторически данное направление идет от работ Д. Уотсона, Б. Скинера.

Проблемы клиентов рассматриваются внутри него как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющихся результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Следовательно, делается вывод, что при помощи целенаправленного воздействия можно заменить неадекватную модель поведения на другую, более адаптивную.

Основные положения когнитивно-поведенческого направления могут быть представлены следующим образом:

Большинство поведенческих проблем - следствие проблем в обучении и воспитании;

Поведенческие реакции - реакция организма на воздействие среды и, следовательно, являются результатом взаимодействия "организм-среда";

Моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.

Таким образом, объектом воздействия является поведение. Причина проблемы, с позиции данного направления, видится в неадаптивном поведении, являющимся результатом усвоенных неправильных форм поведения. (4)

Соответственно основным методом воздействия становится формирование навыков, а основная задача консультанта заключается в обучении клиента новым адаптивным способам поведении.

В процессе оказания психологической помощи специалист основывается на четких данных о поведении человека в ситуации, которую он определяет как проблемную. Следующий шаг - выявление стимула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию, конкретизация цели, выработка конкретного алгоритма поведения. Предполагается, сто поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним.

В рамках данного направления применяются самоконтроль как обучение глубокой релаксации, построение иерархии страхов, установление взаимосвязи между объектами тревоги с иерархией страхов на фоне релаксационных упражнений, моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение;

Самонаблюдение как ведение дневников, составление контрактов, домашние задания.

Особое внимание специалист должен уделять тому, что бы работа по решению проблемы проходила в системе правил клиента. Основа эффективности психологической помощи - активная позиция клиента. Главная задача специалиста в любой разновидности когнитивно-поведенческого направления - диагностико-обучающая. (13)

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

З.Фрейд

Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Лишь небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры психоанализа позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это собственно бессознательное, «Я» - сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического). «Я» - это самосознание человека, восприятие им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества (родителей, воспитателей, учителей) на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.

Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с социальными и нравственными оценками поведения в «Сверх-Я», поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я», которое стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, являются, по Фрейду эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я». Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы . Вот некоторые из них:

1. Отрицание. Неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей.

2. Подавление. Блокирование со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам.

3. Рационализация. Способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен.

4. Формирование реакции. Скрытие от самих себя мотива собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. Бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему.

5. Проекция. Собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация. Попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7. Замещение. Частичное удовлетворение неприемлемого мотива нравственно допустимым способом.

Если защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сновидениях. Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике из-за крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной и не доказанной экспериментально. Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. (проблемы бессознательного и роли защитных механизмов)

А.Адлер

Адлер резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке - не его природные инстинкты, а «чувство общности». Оно является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступал против мнения Фрейда, что человек от рождения агрессивен и его развитие детерминируется биологическими потребностями.

Кроме этого Адлер выступил против расчленения личности на три инстанции, о которых говорил Фрейд. По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству, но оно не всегда может быть осуществлено. Так, из-за физического дефекта или из-за неблагоприятных социальных условий развития человек начинает переживать чувство своей неполноценности. Человек стремится компенсировать чувство неполноценности.

Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях. Например, он говорит о возможности выработать гиперкомпенсацию, которая приводит к тому, что физически слабые и безвольные люди начинают совершать мужественные действия. Более того, в гиперкомпенсации Адлер усматривает механизм творчества, активности. В качестве примера он любил ссылаться на личность Наполеона.

Три основные формы проявления компенсации:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3. Уход в болезнь . В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

Адлер попытался социализировать теорию Фрейда.Но чувство неполноценности является врожденным, поэтому ему не удалось полностью избежать биологизации.

К.Юнг

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное . Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. В свою очередь, коллективное бессознательное тоже состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого. Коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы. Например, архетип матери - это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери.

Кроме коллективного бессознательного существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они могут становиться осознанными.

Структурные единицы личного бессознательного представляют собой констелляции чувств, мыслей и воспоминаний – комплексы (комплекс власти).

Юнг также ввел понятие «Я». Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. «Я» может проявляться по-разному. В зависимости от его проявления людей можно разделить на определенные типы.

В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себя или на объект. Соответственно всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов. Кроме этих основных типов Юнг говорит и о существовании дополнительных типов, - интуитивного, мыслительного, эмоционального. Причем тип личности определяется соотношением различных функций, большинствоиз которых врожденные, не связанные с условиями общественной жизни.

Интегративная психотерапия Александров Артур Александрович

Психодинамический подход

Психодинамический подход

Последователи психодинамического подхода утверждают, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Основы этого подхода были заложены Зигмундом Фрейдом, который сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и невидимую, – бессознательное.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – Ид (оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, Ид действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности – Эго (я). Это – разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из Ид. Эго – исполнительная власть личности.

Третий компонент личности – Суперэго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Суперэго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. Суперэго действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Столкновение инстинктов (Ид), разума (Эго) и морали (Суперэго) приводят к возникновению интрапсихических, или психодинамических, конфликтов. Личность отражается в том, как человек решает задачу широкого спектра потребностей.

Наиболее важная функция Эго – образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты – это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций, – вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод – психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1) добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта;

2) проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытые, подавленные чувства гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Таким образом, психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза эмоциональных расстройств и их лечения интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы внутри личности противоречивых ее мотивов.

Разновидностью психодинамической психотерапии является наша отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, разрабатываемая в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, теоретической основой которой служит психология отношений В. Н. Мясищева. Главной целью этой модели является реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего искаженных межличностных отношений в родительской семье. Нарушенная система отношений не позволяет человеку рационально решать возникающие в трудной жизненной ситуации интрапсихические конфликты, что и приводит к возникновению невроза. Осознание конфликта является одной из важных задач в процессе психотерапии.

Из книги Испытание эриксоном автора Зейг Джеффри К.

2. ЭРИКСОНОВСКИЙ ПОДХОД Эриксоновские методы – это, пожалуй, наиболее стремительно развивающаяся область западной психотерапии. В декабре 1980 г. и декабре 1983 г. прошли два крупнейших международных конгресса по эриксоновскому гипнозу и психотерапии. Каждый из них собрал

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Феноменологический подход Согласно феноменологическому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Наш подход В данной книге последовательно предлагаетсяя информация, необходимая для приобретения опыта осознанных сновидений. В той или иной степени полезны все приведенные здесь техники и упражнения, но их эффективность будет зависеть от психо-физических

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Из книги Ошибки аиста автора Маркова Надежда

ЭКО И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Каждая семья – это уникальная, многогранная система. В нее входят все члены нашего рода от мала до велика: мужчины и женщины; еще нерожденные младенцы и глубокие старики; живые и мертвые. И все мы связаны друг с другом незримыми нитями, коллективной

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

4. Системный подход Системная модель консультирования семьи считается одной из самых молодых школ, получивших свое признание в конце второй половины XX в.В данной модели семья рассматривается как некая социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Из книги Раненый целитель: Контрперенос в практике юнгианского анализа автора Сэджвик Дэвид

Подход Якоби Работа по контрпереносу Марио Якоби важна по многим причинам, в частности потому, что он является Цюрихским аналитиком со взглядами, близкими к школе развития, и что он написал первую постъюнгианскую книгу по переносу и контрпереносу.Его первые

Из книги Психология достижений [Как добиваться поставленных целей] автора Хэлворсон Хайди Грант

Прямолинейный подход Большинству руководителей регулярно приходится решать нелегкую задачу: попытаться сделать так, чтобы другие люди приняли установленные для них цели. Для достижения успеха сотрудники компании должны разделять ее миссию и выполнять требуемые

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

ЭФТ как интегративный подход ЭФТ является интеграцией гуманистического и системного подхода. Терапевт способствует тому, чтобы изменения происходили и на интрапсихическом, и на интерперсональном уровне.Системную теорию нередко критикуют за безличность, за

Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл

Творческий подход Никому не нравится попадать между двух огней. Весьма гнетущее чувство, когда мы вынуждены делать то, что делать совершенно не хочется.Самый огромный минус в такой ситуации – ощущение беспомощности. Нам кажется, что остается только молча терпеть. А для

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Однокомпонентный подход Первый вариант заключается в том, что генеральный фактор обусловлен работой одного единственного механизма, процесса, или «блока» когнитивной системы, участвующего в решении всех мыслительных задач. Степень развития этого механизма и

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Многокомпонентный подход Идея многокомпонентного подхода состоит в том, что генеральный фактор общего интеллекта – это результирующая работы некоторого числа различных когнитивных процессов, или компонентов, которые в разных сочетаниях и пропорциях участвуют в

Из книги автора

Подход Двое, находящиеся в одной ситуации, всегда видят ее по-разному. Именно это имеют обыкновение говорить люди с жизненным опытом, и они правы. Между нами действительно существуют незначительные различия в перцептивном понимании. С другой стороны, однако, когда речь



Похожие публикации