Психодинамическая психология кратко. Психодинамическое направление в психологии

Интегративная психотерапия Александров Артур Александрович

Психодинамический подход

Психодинамический подход

Последователи психодинамического подхода утверждают, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Основы этого подхода были заложены Зигмундом Фрейдом, который сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и невидимую, – бессознательное.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент – Ид (оно) – резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос – инстинкт удовольствия и секса и Танатос – инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, Ид действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности – Эго (я). Это – разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира – оно действует согласно принципу реальности. Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из Ид. Эго – исполнительная власть личности.

Третий компонент личности – Суперэго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Суперэго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. Суперэго действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Столкновение инстинктов (Ид), разума (Эго) и морали (Суперэго) приводят к возникновению интрапсихических, или психодинамических, конфликтов. Личность отражается в том, как человек решает задачу широкого спектра потребностей.

Наиболее важная функция Эго – образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты – это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций, – вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод – психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1) добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта;

2) проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытые, подавленные чувства гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Таким образом, психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза эмоциональных расстройств и их лечения интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы внутри личности противоречивых ее мотивов.

Разновидностью психодинамической психотерапии является наша отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, разрабатываемая в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, теоретической основой которой служит психология отношений В. Н. Мясищева. Главной целью этой модели является реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего искаженных межличностных отношений в родительской семье. Нарушенная система отношений не позволяет человеку рационально решать возникающие в трудной жизненной ситуации интрапсихические конфликты, что и приводит к возникновению невроза. Осознание конфликта является одной из важных задач в процессе психотерапии.

Из книги Испытание эриксоном автора Зейг Джеффри К.

2. ЭРИКСОНОВСКИЙ ПОДХОД Эриксоновские методы – это, пожалуй, наиболее стремительно развивающаяся область западной психотерапии. В декабре 1980 г. и декабре 1983 г. прошли два крупнейших международных конгресса по эриксоновскому гипнозу и психотерапии. Каждый из них собрал

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Феноменологический подход Согласно феноменологическому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Наш подход В данной книге последовательно предлагаетсяя информация, необходимая для приобретения опыта осознанных сновидений. В той или иной степени полезны все приведенные здесь техники и упражнения, но их эффективность будет зависеть от психо-физических

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Из книги Ошибки аиста автора Маркова Надежда

ЭКО И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Каждая семья – это уникальная, многогранная система. В нее входят все члены нашего рода от мала до велика: мужчины и женщины; еще нерожденные младенцы и глубокие старики; живые и мертвые. И все мы связаны друг с другом незримыми нитями, коллективной

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

4. Системный подход Системная модель консультирования семьи считается одной из самых молодых школ, получивших свое признание в конце второй половины XX в.В данной модели семья рассматривается как некая социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Из книги Раненый целитель: Контрперенос в практике юнгианского анализа автора Сэджвик Дэвид

Подход Якоби Работа по контрпереносу Марио Якоби важна по многим причинам, в частности потому, что он является Цюрихским аналитиком со взглядами, близкими к школе развития, и что он написал первую постъюнгианскую книгу по переносу и контрпереносу.Его первые

Из книги Психология достижений [Как добиваться поставленных целей] автора Хэлворсон Хайди Грант

Прямолинейный подход Большинству руководителей регулярно приходится решать нелегкую задачу: попытаться сделать так, чтобы другие люди приняли установленные для них цели. Для достижения успеха сотрудники компании должны разделять ее миссию и выполнять требуемые

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

ЭФТ как интегративный подход ЭФТ является интеграцией гуманистического и системного подхода. Терапевт способствует тому, чтобы изменения происходили и на интрапсихическом, и на интерперсональном уровне.Системную теорию нередко критикуют за безличность, за

Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл

Творческий подход Никому не нравится попадать между двух огней. Весьма гнетущее чувство, когда мы вынуждены делать то, что делать совершенно не хочется.Самый огромный минус в такой ситуации – ощущение беспомощности. Нам кажется, что остается только молча терпеть. А для

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Однокомпонентный подход Первый вариант заключается в том, что генеральный фактор обусловлен работой одного единственного механизма, процесса, или «блока» когнитивной системы, участвующего в решении всех мыслительных задач. Степень развития этого механизма и

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Многокомпонентный подход Идея многокомпонентного подхода состоит в том, что генеральный фактор общего интеллекта – это результирующая работы некоторого числа различных когнитивных процессов, или компонентов, которые в разных сочетаниях и пропорциях участвуют в

Из книги автора

Подход Двое, находящиеся в одной ситуации, всегда видят ее по-разному. Именно это имеют обыкновение говорить люди с жизненным опытом, и они правы. Между нами действительно существуют незначительные различия в перцептивном понимании. С другой стороны, однако, когда речь

гуманистический психосоциальный клиент

Психодинамический подход базируется на психоанализе Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между врачом и пациентом, вот почему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи, определяется как пациент. Первоначально данный метод жестко определял установки пациента и необходимые процедуры, тем самым выстраивалась, как и в медицинской практике, директивные принципы взаимоотношений. Позднее 3. Фрейд приходит к тому, что взаимоотношения между аналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта, и они могут мешать или помогать решению проблем пациента.

В основе концепции 3. Фрейда о личности лежит предположение о конфликтах как движущей силе развития. Эти конфликты между сексуальными инстинктами и инстинктами голода и боли позднее он расширил, выделив в развитии индивидуальности такие важные конфликты, как конфликт между инстинктом жизни и разрушением или смерти.

Концепция базируется на следующих положениях:

  • 1. Поведение имеет психологическую обусловленность (психический детерминизм).
  • 2. Неосознанные ментальные процессы определяют мысли и поведение человека больше, чем сознательные процессы, поэтому большинство истинных причин нашего поведения нам неизвестно. Отсюда делается вывод:
  • 1. Люди действуют таким образом, чтобы избежать боли и неприятности, что приводит к подавлению чувств и эмоций.
  • 2. При достаточно долгом подавлении чувств и эмоций происходит либо их выплеск, либо они замаскированы определенным символическим образом.
  • 3. Фрейд вводит специальное понятие - либидо, изначально оно означало как лежащую в основе всех сексуальных проявлений специфическую сексуальную энергию, которая количественно может быть измерена, но на данный момент она не измерима. 3. Фрейд считал, что человеческая индивидуальность могла бы быть понята исходя из знания о количестве либидо и ее направленности на тот или иной объект, т.к. человек ищет в окружающей среде объекты для удаления напряжения или восстановления саморавновесия.

Согласно концепции 3. Фрейда о структуре личности, человеческое поведение организовано вокруг трех основных структур: Ид, Это и Суперэго (Оно, Я, Сверх-Я)

Ид - основная часть личности, наиболее архаичная. С точки зрения 3. Фрейда, эта часть структуры определена от рождения, генетически. Ид служит источником энергии для всей личности, в ней вы первичные иррациональные процессы, характеризуются неспособностью подавлять импульсы. Ид целиком связано с бессознательным и инстинктивными биологическими потребностями (сон, еда и т.д.). 3. Фрейд считал, что Ид является проводником между соматическими и психичесими процессами в организме.

Эго развивается из Ид. 3. Фрейд по этому поводу писал «Я» - является измененной частью «Оно». Изменение произошло вследствие прямого влияния внешнего мира при посредстве сознательного. Оно стремится также применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в «ОНО», заменить принципом реальности. Восприятие для «Я» играет ту роль, какую занимает инстинкт».

Эго питается энергией Ид, оно стремится в процессе приобретения опыта избегать опасных раздражителей, развиваясь постепенно, берет контроль над требованиями Ид. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание или снижение этих импульсов приводит соответственно либо к «напряжению», либо к «релаксации».

Суперэго - следующая компонента в с личности. Суперэго развивается в процессе социализации и в нем находят отражение общественные си норм и ценностей. 3. Фрейд считал, что у Суперэго три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Выступая в качестве совести, Суперэго ограничивает или разрешает сознательную деятельность; сформированная посредством родительских наставлений эта подсистема тесно связана с самонаблюдением. Самонаблюдение возникает из способности Суперэго оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. В процессе развития Эго учится справляться с источниками тревоги, вырабатывая при этом механизмы защиты: подавление, сублимацию, формирование реакции, отрицание, фиксация, регресс, проекция.

Психоаналитики считают, что пациент должен признавать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности исходят из конфликта между желаниями и страхом, конфликтом между несовместимыми желаниями. Отсюда, как считает К. Хорни, перед пациентом стоят три задачи:

¦ «выразить себя как можно полнее и откровеннее;

¦ осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою Жизнь;

¦ выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром».

Свободные ассоциации клиента помогают выяснить природу конфликтов, обнаружить изначальные проблемные ситуации. Способность-неспособность «порождать» свободные ассоциации позволила К. Хорни ни выделить основные типы пациентов:

  • * пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают страхи или внутренние запреты;
  • * пациенты, которые носят «маски» и не позволяют «вторгаться» в свободные ассоциации;
  • * пациент, не способный порождать свободные ассоциации без активного вмешательства аналитика.

Познание природы Проблем клиента осуществляется не только на понимании симптоматики аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента находят отражение в природе познания клиента в социальной работе.

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Основой психодинамического направления в психотерапии является достижение понимания динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного.Любой подход в психоаналитической психотерапии основан на постепенном осознании клиентом ранее неосознаваемых им проблем и конфликтов. Болезненная симптоматика в свою очередь рассматривается как неосознаваемое выражение скрытых конфликтов клиента. Процесс осознания скрытых механизмов развития болезни приводит к глубоким личностным изменениям и постепенно сглаживает болезненную симптоматику. Большинство психодинамических подходов являются долгосрочными.

Психодинамический подход берет начало от классического психоанализа (Фрейд - Freud S.). Наиболее известными являются:

Аналитическая психология (Юнг - Jung С. G.)

Индивидуальная психология (Адлер - Adler А.)

Волевая терапия Ранка (Rank О.)

Активная аналитическая терапия Штекеля (Stekel W.)

Интерперсональная психотерапия Салливана (Sullivan Н. S.)

Интенсивная психотерапия ФроммРайхманн (FrommReichmann F.)

Характерологический анализ Хорни (Horney К.)

Гуманистический психоанализ (Фромм - Fromm Е.)

Эгоанализ Кляйн (Klein М.)

Чикагская школа (Александер - Alexander F. G., Френч - French Т. М.)

Секторная терапия Дойча (Deutsch F.), объективная психотерапия по Карпману (Karpman В.)

Краткосрочная психотерапия (Сифнеос - Sifneos P. Е., Малан - Malan D. Н., Беллак - Bellak A. S.)

Психобиологическая терапия Майера (Meyer A.)

Биодинамическая концепция Массермана (Masserman J. Н.)

Адаптационная психодинамика Радо (Rado S.)

Гипноанализ (Волберг - Wolberg L. R.)

и некоторые другие

Согласно психодинамическому подходу, определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены - это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: “Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им”. Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

1. Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания

2. Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие

3. Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя

4. Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении

5. Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами - Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго - в общем контексте моральных правил или стандартов (СуперЭго)

6. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения

Терапевтические изменения и лечебный процесс в психодинамической психотерапии своей конечной целью имеют осознание бессознательного (если сформулировать эту задачу в возможно более краткой форме), причем применение этого подхода может быть возможным и полезным для любого человека, не обязательно с какими-либо болезнями.

Психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому. Он добивается этого путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического (прошлый опыта) значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе. Понятно, что поэтому динамическая цель иногда значительно удалена.

Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией), интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с “бесцензурным” содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления “сырого” материала, на котором базируется анализ.

Анализ включает также освещение сновидений, которые Фрейд считал “королевской дорогой к бессознательному”. Конфронтация обращена к распознаванию пациентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию; прояснение предполагает помещение явлений в “резкий фокус”, чтобы отделить важные аспекты от незначительных; интерпретация следует за полученным материалом, определяя (в вопросительной форме) основной смысл или причину события; прорабатывание обращено к повторению, постепенному и тщательно разработанному исследованию интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимание пациента.

Интерпретация является наиболее важной процедурой, а прорабатывание - самой длительной частью психотерапии. Прорабатывание обязательно включает самостоятельную работу пациента вне психотерапевтических часов. Тем не менее возможны и краткосрочные психодинамические методы терапии.

В рамках данного подхода мы рассматриваем следующие направления психотерапии::

Психоанализ (общие основы)

Психоанализ З. Фрейда

Аналитическая психотерапия К. Юнга

Индивидуальная психология А. Адлера

Самоанализ К. Хорни

Детский психоанализ

Структурный психоанализ Ж. Лакана

Трансактный анализ

Краткосрочная психодинамическая психотерапия

Символдрама

ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА. Зигмунд Фрейд (Freud) родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрейберге. Он был первым сыном сорокалетнего торговца шерстью Якоба Фрейда от его второго брака с двадцатилетней Амалией. Говорили, что мальчик родился "в сорочке". Мать с самого рождения уверовала в великое будущее своего первенца и назвала его Зигмундом в честь популярного героя моравских легенд. Семья Фрейда долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду в это время было 4 года. В Вене он прожил почти всю жизнь.

История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера.

Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации Исследования истерии (Studien uber Hysterie, 1895), в которой предположили, что симптомы истерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых «травмирующих» событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает, тем не менее, оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями.

По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола.

Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название « эдипов комплекс ». Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Для фазы эдипова комплекса характерна мастурбация, сопровождающаяся фантазиями, связанными с объектом любви.

Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики, как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения.

Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия.

Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык.

Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя « цензура », которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар – знак неудачной защиты от угрожающего импульса.

Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. - В кн.: Горностай П., Титаренко Т. (ред.). Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001 >>>

Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Перевод А.И. Федерова >>>

Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. 3-е изд., стер. - СПб.: Издательство « Лань », 2002. - 320 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература) >>>

Электронная энциклопедия « Кругосвет » >>>

Психоанализ Юнга

Основоположником аналитической психотерапии явился Карл Густав Юнг - психиатр, психолог и культуролог. Юнг родился 26 июля 1875 года в местечке Кесвиль, недалеко от Базеля, в Швейцарии.

Первые работы Юнга посвящены исследованию спиритизма и оккультных явлений. Он систематически работал с медиумами - людьми, которые в состоянии гипнотического транса говорили на языках, которых никогда не изучали, описывали места, в которых не были. Полуграмотная девушка из деревни, дальняя родственница Юнга, под гипнозом свободно говорила на литературном немецком и могла изложить сложную философию гностиков 2-го века нашей эры.

Размышляя над фактами появления в речах медиумом фраз и мыслей, явно не согласующихся со строем их души, выражающих взгляды и убеждения давно умерших людей, Юнг приходит к мысли о существовании неких "психических раковин" - или "проформ", обладающих необычайной жизненностью, изнутри организующих личность. Их он впоследствии назовет "архетипами".

Мировоззрение Юнга нельзя сформулировать в общепринятых терминах: материализм - идеализм, эмпиризм - рационализм и т. п. Он ясно чувствовал в основаниях современной науки примесь первобытного догматизма, некую воинствующую, легитимную шизофрению, обусловленную отрывом разума от целостной коллективной души. Он призывал к осторожности и постоянной самокоррекции научной мысли - в свете всего духовного наследия - мифологии, искусства, религии, повседневного опыта.

Человек, как считал Юнг, "никогда ничего полностью не воспринимает и не понимает". Всякий факт, всякое психическое переживание могут быть интерпретированы многими способами. Любой научный опыт содержит множество импликаций. Любая мысль способна ветвиться до бесконечности и т. п.

Внешне карьера Юнга складывалась благополучно. В 1903 году он женился на Эмме Раушенбах - дочери преуспевающего фабриканта. Жена стала помощницей и ученицей, успешно применяла его методики при лечении больных. С ней Юнг прожил счастливо 52 года, став отцом четырех дочерей и сына. Работу в клинике он успешно сочетал с наукой.

Придя к представлению о фрагментарности психики, Юнг разработал "тест свободных ассоциаций", который работал, оценивая задержку при ответе на слово, вызванную его эмоциональной значимостью для пациента. Тест позволял выявить соответствие между эмоционально окрашенными комплексами слов и поведением испытуемого. Впоследствии тест был назван "детектором лжи" и до сих пор применяется в психиатрии и криминалистике.

В 1907 году Юнг опубликовал работу о раннем слабоумии. Он предположил, что эмоционально заряженный комплекс ответственен за выработку определенного токсина, задерживающего умственное развитие. Встреча и сотрудничество с Фрейдом составили важный этап в научном развитии Юнга. В 1909 году вместе с Фрейдом и Ференчи Юнг совершает лекционное турне по Америке и получает почетную степень доктора.

Международная известность и частная практика Юнга растут. Он имеет неплохой доход и может посвящать больше времени свободным исследованиям. Юнг становится первым президентом международной психоаналитической ассоциации. Он погружается в мир сказок и мифов, воодушевленный мыслью выявить общечеловеческие структуры бессознательного.

Драма разрыва с Фрейдом в 1913 г. открыла большую свободу исследованиям. Растет интерес Юнга к архетипам и символам души. Он все глубже "спускается в пучину" бессознательного. Последовавшие за разрывом 6 лет (1913-1918) Юнг обозначил как период "творческой болезни". Он стремился расшифровать свои сновидения и описать их общепонятным языком. В результате получилась объемистая книга в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков и схем.

В 20-е годы Юнг совершает ряд путешествий в Африку, к индейцам пуэбло, живущим в Северной Америке. Он стремится понять культуру как душу народа, полагая, что именно через взаимодействие и синтез культур реализуется общей смысл истории. Таким образом, встречаются две главные темы Юнга - психолога и культуролога - темы индивидуального развития личности и коллективного бессознательного.

Подобно тому, как индивидуация направлена к достижению психической целостности личности за счет гармонизации и синтеза архетипов бессознательного, история человечества направлена к достижению его культурной целостности за счет взаимодействия культур Востока и Запада, мифов, религии, литературы и научных дисциплин.

30-е годы Юнг был удостоен титула почетного президента психотерапевтического общества. Это был период временного вынужденного сотрудничества с гитлеровскими властями. Интерес к мировой политике возрос у Юнга в результате наблюдения массовых психологических процессов в условиях тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера. В конце второй мировой войны внимание Юнга все больше склоняется к общемировым проблемам.

Поскольку на карту поставлена судьба человечества, естественно спросить: а не существует ли архетипа, который представляет человечество как целое? Ведь существование такого архетипа и сознательная работа с ним могут способствовать реальному синтезу культур. Действительно, в культурах Востока, а также в алхимии и гностицизме обнаруживается мотив Человека Света, который падает во тьму, оказывается расчлененным тьмой и затем должен быть "собран" и возвращен свету. Этот мотив символизирует созревание человечества.

Уверенность в единстве всего сущего укрепила убежденность Юнга в том, что терапевтическая работа, религия, политика, культура, искусство - это дороги, направленные к одной цели - единому сознанию человечества, в рамках которого все противоположности оказываются взаимодополнительными и снимаются в высшем синтезе.

К концу жизни Юнг все меньше интересовался внешними перипетиями событий и все больше сосредотачивался на мировых проблемах. Его называли "мудрым старцем из Кюснахта". Возможно, он был одним из первых, кто осознал все значение наступающего кризиса мировой цивилизации. Угроза атомной войны, перенаселенность, загрязнение природы, исчерпание ресурсов - эти внешние аспекты кризиса видны невооруженным взглядом.

Но в чем его главная причина? Какие внутренние конфликты человечества стоят за ним? Как выйти из состояния массового психоза, в которое человечество все более погружается? Эти и подобные им вопросы Юнг стремился разрешить на путях анализа коллективного бессознательного. Так, человечество стало его главным "пациентом".

ПСИХОАНАЛИЗ АДЛЕРА

Адлерианская психология (Индивидуальная психология) - теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, рассматривает личность холистически как наделённую творчеством, ответственностью, стремящуюся к воображаемым (fictional) целям в пределах своей области феноменологического опыта. В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным.

Индивид с “психопатологией” скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы, и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий (action methods) развить новый стиль жизни.

Основоположник. Адлер родился 7 февраля 1870 года, около Вены, и умер во время лекционного тура в Абердене, Шотландии, 27 мая 1937 года. Окончив Университет Вены в 1895 году, в 1898 году Адлер занялся частной практикой в качестве офтальмолога. Позднее он переключился на общую практику, а затем на неврологию. Уже в течение этого периода проявилась социальная ориентация Адлера; в то время он написал книгу о здоровье портных (1898), в связи с чем его можно считать предшественником индустриальной медицины.

В 1902 году по приглашению Фрейда, Адлер присоединился к вечернему дискуссионному кружку по средам Фрейда. Биографы сходятся во мнении, что данное приглашение было связано с тем, что Адлер написал две статьи в защиту теории Фрейда. Хотя учебники часто упоминают Адлера как студента Фрейда, на самом деле, Адлер был коллегой, который уже состоялся как врач.

На протяжении следующих десяти лет Адлер стоял одной ногой в кружке Фрейда, а другой вне него. Хотя работа “Изучение неполноценности органа” заслужило одобрение Фрейда, последующая его работа по инстинкту агрессии, написанная в 1908 году натолкнулось на неодобрение Фрейда. Гораздо позже, когда Адлер уже отказался от теории инстинктов, Фрейд все же включил инстинкт агрессии в психоанализ (Sicher & Mosak, 1967), тогда Адлер провозгласил: “Я обогатил психоанализ агрессивным влечением. Я с радостью преподнес им его в дар!” (Bottome, 1939).

Все возрастающее расхождение с точкой зрения Фрейда привело Адлера к ощущению дискомфорта в Венском обществе и разочарованию в нем. Адлер критиковал Фрейда за акцентирование сексуальности; Фрейд осуждал психологию эго Адлера. Они расходились по целому ряду вопросов: (1) в единстве (unity) неврозов, (2) зависть к пенису (сексуальное) против маскулинного протеста (социальное), (3) в защитной роли эго в неврозах и (4) в роли бессознательного. Фрейд считал, что Адлер не открыл ничего нового, а лишь подверг повторной интерпретации то, что уже было сказано психоанализом.

Он полагал, что открытия Адлером были “тривиальными и методологически плачевными, что обрекает весь его труд на бесплодность” (Colbi, 1951). После ряда встреч, где в атмосфере сарказма, обмена язвительными замечаниями и прерывания оратора репликами, обсуждались эти вопросы (Brome, 1968), в 1911 году Адлер подал в отставку с поста президента Венского психоаналитического общества. После этого года Фрейд навязал выбор между ним и Адлером. Некоторые члены этого кружка выразили свои симпатии Адлеру, выйдя из состава кружка и сформировав Общество свободного психоаналитического исследования. В 1914 году они опубликовали первое издание “Zeitschrift fur Individualpsychologie”.

В течение следующих десяти лет, за исключением периода войны, Адлер и его соратники разработали социальный взгляд на невроз. И хотя Адлер еще с 1908 года демонстрировал интерес к детям и к образованию, в центре их внимания был главным образом клинический аспект. В 1922 году Адлер инициировал, вероятно, первую общественную программу, - центры помощи детям.

Эти центры были размещены в школах, в них бесплатно работали психологи. Метод, который навлек на Адлера так много критики, был методом публичного семейного образования, метод, который до сих пор используется центрами семейного образования Адлера. До 1934 года в Вене существовало двадцать восемь таких центров, пока с пришествием нацизма эти центры не были закрыты. Такая форма центра была перенесена Рудольфом Дрейкурсом и его студентами в Соединенные Штаты (Dreikurs, Corsini, Lowe & Sonstegard, 1959).

Успех подобных центров побудил авторитетных лиц Венской Школы пригласить нескольких последователей Адлера составить программу школы по адлерианской методике. Так родилась школа, описанная в “Дисциплине без наказания” Оскара Шпиля (1962). Эта школа делала упор на методах образования, которые используются до сих пор, на поощрении, дискуссии в классе, демократических принципах, на ответственности детей за самих себя и друг за друга.

Социальная ориентация идивидуальной психологии неизбежно привела к интересу к групповым методам и введению Адлера в семейную терапию (1922). Дрейкурсу приписывают (1959) первое использование групповой психотерапии в частной практике.

Между Первой и Второй мировыми войнами адлерианские группы существовали в 20 европейских странах и в Соединенных Штатах. В 1926 году Адлер был приглашен в Соединенные Штаты для демонстрации и лекций, и вплоть до 1934 года, когда фашизм взял власть в Австрии, он делил свое время между медицинским факультетом Колледжа Медицины Лонг-Айленда в Соединенных Штатах, и за границей. Сегодня общества идивидуальной психологии существуют в Соединенных Штатах, Англии, Канаде, Франции, Дании, Швейцарии, Германии, Австрии, Нидерландах, Греции, Италии, Израиле и Австралии.

ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда - продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную психоаналитическую практику. А.Фрейд - автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации.

В работе "Норма и патология детского развития" (1965) А. Фрейд указала истоки психоаналитического интереса к детям. Она писала, что после выхода в свет книги ее отца "Три очерка по теории сексуальности" (1905), многие аналитики стали наблюдать своих детей и находить подтверждение всем отмеченным 3. Фрейдом особенностям детского развития: детской сексуальности, Эдипова и кастрационного комплексов. В этом направлении в 20-30-е годы педагогический факультет Венского психоаналитического института готовил воспитательниц детских садов и учителей. Тогда же известные ученые - психоаналитики (А. Айхорн, С. Бернфельд и др.) вели наблюдения за беспризорными детьми и юными правонарушителями.

Во время и после второй мировой войны эти исследования продолжались в специализированных учреждениях, где в центре внимания были наблюдения за младенцами и детьми раннего возраста, лишенными родителей. Большой вклад в разработку психоаналитического изучения детства внесли Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Риббл и др. Теоретические идеи развивали Э. Криз и X. Гартман.

Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник >>>

Сайт « Энциклопедия психотерапевта » >>>

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайг терапии, эксплоративной психотерапии.

Основой психодинамического направления в психотерапии служит достижение понимания динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного. Любой подход в психоаналитической психотерапии основан на постепенном осознании клиентом ранее неосознаваемых им проблем и конфликтов. Болезненная симптоматика в свою очередь рассматривается как неосознаваемое выражение скрытых конфликтов клиента. Процесс осознания скрытых механизмов развития болезни приводит к глубоким личностным изменениям и постепенно сглаживает болезненную симптоматику. Большинство исиходинамических подходов являются долгосрочными.

Психодинамический подход берет начало от классического психоанализа (3. Фрейд). Наиболее известны:

  • 1) аналитическая психология (Юнг - С. G. Jung);
  • 2) индивидуальная психология (Адлер - A. Adler);
  • 3) волевая терапия Ранка (О. Rank);
  • 4) активная аналитическая терапия Штекеля (W. Stekel);
  • 5) интерперсональная психотерапия Салливана (Н. S. Sullivan);
  • 6) интенсивная психотерапия ФроммРайхманн (F. FrommReichmann);
  • 7) характерологический анализ Хорни (К. Homey);
  • 8) гуманистический психоанализ (Фромм - Е. Fromm);
  • 9) эгоанализ Кляйн (М. Klein);
  • 10) чикагская школа (Александер - F. G. Alexander, Френч - Т. М. French);
  • 11) секторная терапия Дойча (F. Deutsch), объективная психотерапия по Карпману (В. Karpman);
  • 12) краткосрочная психотерапия (Сифнеос - Р. Е. Sifneos, Малан - D. Н. Malan, Беллак - A. S. Beliak);
  • 13) психобиологическая терапия Майера (A. Meyer);
  • 14) биодинамическая концепция Массермана (J. Н. Masserman);
  • 15) адаптационная психодинамика Радо (S. Rado);
  • 16) Гипноанализ (Волберг - L. R. Wolberg).

Согласно нсиходинамическому подходу определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены - результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им». Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения.

  • 1. Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания.
  • 2. Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причина расстройства - неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие.
  • 3. Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного но иолу родителя.
  • 4. Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении.
  • 5. Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами - Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго - в общем контексте моральных правил или стандартов (СуперЭго).
  • 6. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения.

Терапевтические изменения и лечебный процесс в психодинамической психотерапии своей конечной целью имеют осознание бессознательного (если сформулировать эту задачу в возможно более краткой форме), причем применение этого подхода может быть возможным и полезным для любого человека, не обязательно с какими-либо болезнями.

Психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому. Он добивается этого путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического (прошлый опыта) значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе. Понятно, что поэтому динамическая цель иногда значительно удалена.

Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией), интерпретацией и про- рабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с «бесцензурным» содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления «сырого» материала, на котором базируется анализ.

Анализ включает также освещение сновидений, которые 3. Фрейд считал «королевской дорогой к бессознательному». Конфронтация обращена к распознаванию пациентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию; прояснение предполагает помещение явлений в «резкий фокус», чтобы отделить важные аспекты от незначительных; интерпретация следует за полученным материалом, определяя (в вопросительной форме) основной смысл или причину события; прорабатывание обращено к повторению, постепенному и тщательно разработанному исследованию интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимание пациента.

Интерпретация - наиболее важная процедура, а прорабатывание - наиболее длительная часть психотерапии. Прорабатывание обязательно включает самостоятельную работу пациента вне психотерапевтических часов. Тем не менее возможны и краткосрочные психодинамические методы терапии.

В рамках данного подхода мы рассматриваем следующие направления психотерапии:

  • психоанализ (общие основы);
  • психоанализ 3. Фрейда;
  • аналитическая психотерапия К. Юнга;
  • индивидуальная психология А. Адлера;
  • самоанализ К. Хорни;
  • детский психоанализ;
  • структурный психоанализ Ж. Лакана;
  • трансактный анализ;
  • краткосрочная психодинамическая психотерапия;
  • символдрама.

История психоанализа начинается с 1880 г., когда Й. Брейер, венский врач, сообщил 3. Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера.

  • 3. Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики, как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения.
  • 3. Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык .
  • См.: Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. 3-е изд., стер. СПб.: Лань, 2002.

Психодинамическое направление

Под термином "психодинамика" обычно понимают движение, разворачивание, рост и затухание, взаимодействие и борьба сил внутри психики человека.

К психодинамическому направлению относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую концепцию:
- классический психоанализ З. Фрейда (в центре внимания бессознательные психические процессы и мотивации);
- индивидуальную психологию А. Адлера;
- аналитическую психологию К.Г. Юнга;
- эго-психология А. Фрейд;
- психология самости Хайнца Хартманна;
- психоаналитическая теория объектных отношений М. Кляйн, Р. Фэйрнбейрн;
- интерперсональную психология Г.С. Салливана,
- структурный психоанализ Жака Лакана,
- групповой психоанализ А.Адлер, Т.Барроу. Р.Дрейкурс, Э.Лазелл, Дж.Морено, К.Оберндорф, Л.Уэндер, П.Шильдер мн.др.

В основе данного направления - работы 3. Фрейда.
З. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между различными составляющими личности.
Суть психодинамического направления - рассмотрение личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее.
Основные положения психодинамического направления:
1. Теории личности. Зигмунд Фрейд.
Фрейд предложил разделить психику на две части: сознательное и бессознательное. Сознание состоит из ощущений и переживаний, которые человек сознает в данный момент времени. Бессознательное занимает гораздо большую часть человеческой психики и, согласно Фрейду самая глубокая и значимая область разума. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознанный материал во многом определяет наше повседневное функционирование
Понятие динамики применительно к личности предполагает, что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами. Соответственно, в нем подчеркивает важность для разрешения проблемы клиента, осознания им, клиентом, интрапсихических конфликтов, которые являются результатом бессознательной борьбы противоречивых, часто неосознаваемых мотивов внутри личности. Однако неосознанный материал может выразится в замаскированной или символической форме, подобно тому как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях. игре и работе. В бессознательном нет времени, нет порядка, и в момент появления одного из элементов вместе с ним может появиться и другой. Так, во сне, приходят малоосознанные переживания из разных временных промежутков жизни человека. Сон является вместилищем дневного остатка (за 3 прошлых дня) + элементы из значимого прошлого. Иногда в состоянии бодрствования можно отследить, что вместе с информацией (воспоминаниями, необходимой в данный момент, в сознании всплывает материал, который не актуален и который даже не хочется вспоминать.
Бессознательное содержит в себе часть, которая называется предсознанием, но не является частью самостоятельной частью психики.
Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание, или спонтанно, или в результате минимального усилия. Предсознательное является частью психики, которая переводит вытесненный болезненный материал в символическую речь в сновидениях и является «цензором». Такое представление о взаимоотношениях сознательного и бессознательного является топографической моделью психического аппарата.
2. Структура личности: Ид, Эго, Суперэго. Фрейдом была разработана структурная модель психического аппарата, согласно которой личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид, Эго и Супер-Эго.
«Ид» (с лат. Оно), по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющиеся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, если они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в функционировании личности. Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия». Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению.
Эго (от лат. «Я») – это компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого- сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность подходящим способом. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или давать выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.
Для эффективного функционирования в обществе человек должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования «Супер-Эго». Организм человека не рождается с Супер-Эго, а обретает его благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы: Совесть и Эго-Идеал. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Супер-Эго отвечает за мораль, нравственность и религию, принимаемые личностью, и формируется в результате идентификации с формирующими фигурами.
3. Энергетическая модель психики по Фрейду. У человека есть врожденное биологически детерминированное побуждение к действию. Фрейд выделял два значимых инстинкта: сексуальный с энергией либидо и разрушительный(или инстинкт смерти) с энергией мортидо. Поэтому в каждом человеке изначально существует два стремления, определяющих его поведение в жизни, в зависимости от накопления той или иной энергии.
4. Психологическая защита как понятие было введено З.Фрейдом. Все защитные механизмы обладают общими характеристиками:
а. Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана.
б. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Выделяют несколько основных защитных стратегий: вытеснение, перенос, замещение, отрицание, рационализация, регрессия, сублимация и др.
5. Концепция невроза
В классическом психоанализе Фрейд выделил три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между «Эго» и «Ид». [Психоневроз обратимое психическое расстройство с преобладанием аффективной лабильности, страха, тревоги, явлений навязчивых мыслей на фоне невротического состояния (Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г.). Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни].

Фрейд писал: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им».

Основные положения данного направления:
· главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
· развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.
Конечная цель в психодинамическом направлении видится в осознании бессознательного. Задача психодинамического направления состоит в том, чтобы помочь человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса.[Катарсис (греч. kathatsis - очищение) состояние внутреннего очищения, наступающее после определённых переживаний и потрясений. Человек вспоминает, воспроизводит и переживает заново забытые драматические сцены из своей жизни, послужившие причиной его невротического конфликта. Так клиент словно очищает свою психику].
Практикующий в динамическом направлении специалист ориентирован на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. «Он добивается этого при помощи медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе». Предполагается, что инсайта, как момента осознания, достаточно для начала личностных изменений.

Основные процедуры данного направления:
1. Конфронтация[Сначала аналитик должен показать клиенту, что тот чего-то избегает. Когда клиент это видит и сам различает тот психический феномен, то можно переходить к прояснению];
2. Прояснение [Необходимо поместить анализируемый психический феномен в четкий фокус. Значимые детали должны быть тщательно выделены, обозначены их границы от второстепенных];
3. Интерпретация [Разъяснение неясного или скрытого для клиента смысла некоторых аспектов его переживания и поведения. Необходимо реконструировать ту часть жизни клиента, которая предопределяет появление этого неосознанного психического события. Слишком раннее или слишком позднее проведение интерпретации нежелательно. Если нет полной уверенности в правильности интерпретации, можно придать ей форму предложения, вопроса, гипотезы или намёка];
4. Прорабатывание [Это тщательный комплекс процедур и процессов, имеющих место после (инсайта) внезапного понимания решения проблемы, состояния либо причины этого состояния, которые ранее были непонятны для клиента. Проработка часто относится к сопротивлениям, которые предшествуют тому, чтобы понимание привело к изменению. Из всех процедур тщательная проработка - самая длительная - иногда она затягивается на полгода и более].
Итак:
Конфронтация - распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.
Прояснение - помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных.
Интерпретация - определение основного смысла и/или причины события.
Прорабатывание- повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.
В психодинамическом подходе, в основном, используются средства вербализации:
- интерпретации свободных ассоциаций клиента;
- анализ реакций переноса и сопротивления;
- анализ сновидений;
- анализ ошибочных действий (обмолвки, описки).
Требования, предъявляемые к возможным клиентам, которых можно с успехом подвергнуть психоанализу, разнообразны: у них должны быть нормальное психическое состояние, определенная степень природной интеллигентности и этического развития. Резко выраженные черты извращенности характера, дегенеративности вызывают при терапии почти непреодолимое сопротивление. Возраст, приближающийся к 50 годам, создает неблагоприятные условия для психоанализа из-за необходимости обработать массу психического материала, а излечение требует слишком много времени по причине не способности искоренить психические процессы.
Конкретные методы работы зависят от течения внутри данного направления.



Похожие публикации