Правило ращ рощ в русском языке. Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Орфограмма в корне слова — тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с чередующимися гласными. В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения — слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост — это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.

Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-

Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: — ст и — щ. Правильный выбор гласной в данном случае — основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности — корень. На него опирается слово — первый строительный элемент языка.

Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.

Исторические особенности

Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского — языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму — с -а (растение, отращивать, произрастать).

В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.

Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый — кто уже вырос, поросль — уже поросла).

Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.

Исключения

Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.

Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть «в рост»), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).

Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

На главную

Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

Важнейшие правила правописания.

Правописание корней.

12. Корни с проверяемыми гласными . Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повре ди́ть — вре ́д , препода ва́ть — препода ́ть , притя ну́ть — притя ́нешь .

Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:

а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать , -ивать , в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а : вто птать — вта птывать , но сить — на шивать , и т. п.

13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака , во лдырь , ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

14. Корни с чередованием о — а . Для правописания некоторых корней с чередованием а — о надо заметить следующие правила:

а) В корне кос — кас (кос нуться — кас аться ) пишется а -а- : кас -а-ться , кас -а-тельная , при-кас -а-ться , но: при-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .

б) В корне лож — лаг (предлож ить — предлаг ать ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- : из-лаг -а-ть , воз-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное , но: из-лож -ение , воз-лож -ить , при-лож -ение .

в) В корне клон — клан (поклон — клан яться ) под ударением может быть и о , и а о : наклон я́ть , наклон я́ться , склон е́ние , поклон е́ние .

г) В корне твор — твар (твор чество — твар ь ) под ударением может быть и о , и а , но без ударения пишется только о : твор е́ц , сотвор и́ть , твор е́ние .

д) В корне гор — гар (гор еть — загар , нагар ) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о : гор е́ние , загор а́ть , загор е́ться , загор е́лый .

е) Корень плав — плов пишется с буквой о только в двух случаях: плов ец , плов чиха , в остальных случаях пишется а : сплав лять , плав ник , поплав ок , плав унец (жук ), плав учий (Запомните слово плы вуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

ж) В корне зар - зор (заря - зори - зорька ) без ударнния пишется только а: за ря́, за рни́ца, за рево́й, оза ря́ть, оза ре́ние.

з) В корне раст - рост (расти - росло) без ударения перед ст и щ пишется а (выра стить, возра ст, нара стание, взра щенный, сра щение); перед с без последующего т пишется о (выро с, выро сший, водоро сль, недоро сль).

Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав; отра сль, отра слевой.

и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный»(«одинаковый»): ра вномерный , ра внозначный , сра внить , всё ра вно , а также в словах: ра внение , ра вняйсь , ра вняясь , пора внялся , ра внина ; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы) и т. п., уро вень , ро вня .

dictionary.liferus.ru

Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова

В корне р а ст- и р о с- выбор напи­са­ния бук­вы «а» или «о» зави­сит от нали­чия в корне соглас­ных «ст» и «щ» .

В корне раст-/ращ-/рост-/рос глас­ные чаще все­го явля­ют­ся без­удар­ны­ми, напри­мер:

р а сте́ние - вы́р а щен­ный - вы́р о сток - по́р о сль.

Но про­ве­рять их уда­ре­ни­ем, как чаще все­го и посту­па­ют с без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, не сле­ду­ет, так как глас­ные а//о явля­ют­ся чере­ду­ю­щи­ми­ся .

Эти чере­ду­ю­щи­е­ся кор­ни воз­ник­ли исто­ри­че­ски в резуль­та­те вли­я­ния ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка:

корень рос- явля­ет­ся искон­но рус­ским, а корень раст-/ращ- - ста­ро­сла­вян­ским.

В напи­са­нии слов с эти­ми кор­ня­ми вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

Написание слов с корнем раст-/ращ-

Значит, для выбо­ра бук­вы «а» или «о» в рас­смат­ри­ва­е­мых кор­нях нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но посмот­реть на сло­во и заме­тить нали­чие в нем ука­зан­но­го соче­та­ния соглас­ных «ст» и «щ» , напри­мер:

  • вы́р а ст у - вы́р а щ енный;
  • р о сли́ - вы́р о сли.
  • Точно так­же сде­ла­ем выбор бук­вы «а» в напи­са­нии слов:

  • позар а ст али тро­пин­ки;
  • прор а ст ить вовре­мя;
  • подр а ст ить дочь;
  • цве­ты разр а ст ались;
  • возр а ст ной актер;
  • нар а ст ающий гул;
  • прор а щ енное семя;
  • выр а щ енный уро­жай;
  • нар а щ ение.
  • Без дождя и тра­ва не рас­тёт (посло­ви­ца).

    Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё игол­ки зимой в сереб­ре.

    Целый день сосуль­ки тают, хоть и тают - под­рас­та­ют, ста­ли чуть ли не до зем­ли. Вот как силь­но под­рос­ли! (Елена Трутнева).

    Написание слов с корнем рос-/рост-

    В сло­вах с кор­нем рос-, за кото­рым не сле­ду­ют букв «ст» и «щ» , выбе­рем бук­ву «о» :

    У лес­ной рябин­ки вырос­ли вол­нуш­ки пря­мо на тро­пин­ке.

    Мы сто­им две-три минут­ки, точ­но к месту при­рос­ли: голу­бые неза­буд­ки, неза­буд­ки рас­цве­ли (Е. Трутнева).

    Исключения :

    Все про­из­вод­ные сло­ва сохра­ня­ют ука­зан­ные напи­са­ния, напри­мер:

  • росток - рост­ки, росто­чек, рост­ко­вый, росто­вой;
  • ростов­щик - ростов­щи­чий, ростов­щи­ца, ростов­щи­че­ский, ростов­щи­че­ство.
  • Ранней вес­ной упа­дет семеч­ко с ели во влаж­ную зем­лю, про­рас­тёт. Покажется малень­кий росток. Он даст жизнь ново­му дерев­цу (Г. Скребицкий).

    Видеоурок «Чередующиеся гласные в корнях РОС, РАСТ, РАЩ»


    russkiiyazyk.ru

    Буквы «О и А» в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-

    Цели и задачи:

    • закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
    • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
    • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
    • Оборудование:

      • Ноутбук.
      • Мультимедийный проектор.
      • Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
      • Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
      • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
      • Ход урока

        1. Организационный момент.

        — Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)

        2. Проверка домашнего задания.

        — Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.

        Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.

        • 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
        • 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
        • Затем осуществляется совместная проверка.

          Устный опрос:

          — Над какими орфограммами работали?

          — От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?

          — Как проверить безударную гласную в корне слова?

          — Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?

          3. Закрепление.

          1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)

          — Какие корни встречаются в этом слове?

          — Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).

          — Составьте и запишите предложение с этим словом.

          чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)

          — Что растет по берегам реки? (слайд 3)

          — Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.

          (У берега растет высокий камыш.)

          — Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.

          2) — После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.

          — Что растет на берегу? (слайд 4)

          Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).

          Учащийся читает стихотворение.

          Р_сти, р_сти яблонька
          Подр_стай!
          Цв_ти, цв_ти яблонька
          Расцв_тай!
          З_лотое солнышко,
          Жарче грей!
          Выр_стайте яблоки
          Поскорей!
          Р_сла, р_сла яблонька
          Подр_сла.
          Цв_ла, цв_ла яблонька
          Отцв_ла.
          Отр_хнула яблонька
          Свой наряд,
          И поспели яблоки
          Для ребят.

          — Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.

          — Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.

          3) — Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)

          — А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)

          — Это письмо от ребят. Прочитаем его.

          У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.

          Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

          — Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.

          — Где находился садик? Кто его вырастил?

          — Как двор выглядел сначала?

          — Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?

          — Как разрастался сад?

          — Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.

          (вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)

          — Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.

          — Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.

          — Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.

          (бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)

          — Проверим, правильно ли мы распределили слова.

          5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.

          4. Итог урока.

          — С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?

          Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос- и -лаг- (-лож-). 5-й класс

          Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

          Формирование УУД:

          Познавательные метапредметные умения

        • Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
        • Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
        • Уметь работать с толковым словарем.
        • Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.
        • Коммуникативные метапредметные умения

        • Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.
        • Регулятивные метапредметные умения

        • Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
        • Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
        • Исправлять речевые недостатки.
        • Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

          Учащимся предлагается решить два ребуса.

          В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:

          – По каким правилам пишем эти слова?

          Развитие «Я – концепции»

          2 этап (слайды 6, 7, 8)

          Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

          – Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
          – Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.

          Затруднение. Проблемная ситуация.

          Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.

          Оч…ровать красотой
          Заг…дать желание
          Небо в з…рницах
          Подг…ревший пирог
          Прил…гать усилия
          Дети подр…стают

          Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.

          Формируемые УУД

          Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

          Поиск разнообразных способов решения задач

          3 этап (слайды 9, 10, 11)

          Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.

          Поразмышляем!

          – Вот вам карточки с группами слов.
          Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о , а когда а.

          Сделайте вывод.
          (Работа в парах)

          Карточка 1

          Буквы о-а в корне -лаг- — -лож-

        • Предла гать – предло жить
        • Сла гаемое – сло жение
        • Прила гать – прило жение
        • Карточка 2

          Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — -рос-

        • раст — раст ение
        • -ращ — выращ енный
        • -рос — зарос ли
        • Исключения: отрас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав, подрост ковый, на вырост.

          На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».

        • Отрасль – отдельная область науки, производства.
        • Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
        • Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
        • Структурирование знаний
        • Использование речи для регуляции своего действия
        • 4 этап (слайды 12, 13)

          Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

          Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)

          Вставьтепропущенныебуквы:

          1) изл_гать,
          2) пол_гать,

          3) сл_гаемое,
          4) предл_гать,

          5) возл_гать,
          6) изл_жение,

          7) возл_жить,
          8) пол_г,

          9) перел_жить,
          10) распол_гать,
          11) сл_гать,
          12) предпол_гать

          13) прил_гательное,
          14) р_стение,
          15) прор_сти,

          16) отр_сль,
          17) р_стовщик,

          18) р_сток,
          19) подр_сли,

          20) прор_сти,
          21) выр_щенный,

          22) дор_сти,
          23) р_стительность,

          24) возр_ст,
          25) прир_сти.

        • Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
        • Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы
        • 5 этап (слайд 14)
          Этап включения в систему знаний и повторения

          Определите «третийлишний»

          • прилагать, ловить, помирить;
          • усложнить, положить, изложение;
          • произрастать, потрясти, излагать.
          • Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.

            Формируемые УУД

          • Развитие «Я концепции»
          • Владение диалогической формой речи.
          • Писк разнообразных способов решения задач
          • Структурирование знания
          • 6 этап (слайд 15)

            Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

            На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.

            Тема урока : Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС

            Цель: 1. формирование навыка правописания корней –раст, - ращ, - рос;

            2. развитие исследовательской компетентности учащихся;

            3. воспитание бережного отношения к природе.

            Ход урока .

            Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных - О – А-. Давайте вместе попробуем определить тему урока.

            - Посмотрите на доску и скажите, что означают вопросительные знаки на схеме?

            (Безударные гласные в корне делятся на 3 группы: 1-проверяемые, 2-непроверяемые, 3-чередующиеся)

            - Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударные гласные 1, 2, 3 группы? ( Дети рассказывают правила на правописание проверяемых гласных в корне, непроверяемых гласных в корне, чередующихся гласных в корне)

            2. Прочитайте выразительно текст.

            Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. Свежая трава, тополь под окном, стая галок, вьющихся у телеантенн над крышами домов, - это фон или часть нашей жизни? Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к росткам посаженной рощицы2 , к растущим вдоль озера камышам – источник2 интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека.

            - Определите тему текста. Озаглавьте. В течение урока мы будем обращаться к нему.

            3. А сейчас, пользуясь перфокартами, выпишите из текста слова с безударными гласными, распределив их в 3 колонки

            Непроверяемые

            безударные

            Проверяемые

            безударные

            Чередующиеся гласные

            (Проверка)

            4.Итак, обратимся к словам с чередующимися гласными О-А. Внимательно посмотрите на слова этого столбика и скажите, о правописании каких корней мы будем говорить сегодня на уроке?

            -Как называют эти корни и почему?

            (Корни пишутся в словах, значение которых связано с ростом, развитием,

            т. е. с жизнью)

            - Сформулируйте тему урока.

            (Правописание корней –РАСТ-РАЩ-РОС-)

            - Сформулируйте грамматическую тему урока.

            (Научиться правильно выбирать и писать гласную в корнях –РАСТ-РАЩ-РОС-)

            - Сформулируйте речевую тему урока.

            (Развитие речи: совершенствование умения выступать публично)

            5.От чего зависит написание гласных - О – А - в корнях? К уроку подготовлен исследовательский проект, который даст ответ на этот вопрос.

            Выступление учащихся:

            Проект «Правописание корней с чередованием гласных О –А в корне»

            Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О – А в корне».

            Творческое название проекта «Корни жизни».

            Цель нашего проекта – научиться правильно писать корни -РАСТ-, - РАЩ-, - РОС-, в которых чередуются гласные О-А.

            Выдвинули гипотезу. Объясним значение слова ГИПОТЕЗА.

            ГИПОТЕЗА – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений. Какова же наша гипотеза?

              Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А. Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

            Мы знаем, что корнями с чередованием гласных О –А могут командовать:

              Суффикс –А - (корни КОС-КАС, ЛАГ-ЛОЖ) Ударение (корни ЗОР-ЗАР, ГОР-ГАР) Смысл (корни РОВН-РАВН, МАК-МОК)

            А кто же командует корнями РАСТ – РАЩ - РОС?

            Провели исследование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будем работать и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс –А-, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне.

            Мы знаем о таком языковом явлении как чередование согласных. Сочетание –СТ - чередуется со –Щ-. Доказательство этого положения представлено на доске:

            Блестеть – блещет

            свистеть - свищет

            чистить – очищенный

            растить – выращенный

            Значит, в корне РАЩ, как и в корне РАСТ пишется –А-.

            Чтобы выяснить, все ли наши одноклассники могут отличить корень –РАСТ - от приставки –РАС - и корня, начинающегося с буквы –Т-, мы подобрали примеры, записали их вперемешку, распечатали карточки на каждого ученика и попросили распределить слова в два столбика.

              Не выполнили задание – 0 % или 0 человек из 5 Выполнили задание с 1 ошибкой – 2 человека из 5 Выполнили задание без ошибок – 1 человек из 5

            Где же мы можем встретить слова с корнем жизни?

            На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни РАСТ, РАЩ, РОС, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, с жизнью, с развитием.

            Результатами нашего исследования явилось создание визитной карточки корней. Каждому из присутствующих на уроке мы дарим её, как напоминание, подсказку.

            РАСТ //РАЩ – РОС

            6. Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется –А-, а когда –О-. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы

            Запишите эти слова в тетрадь . (Работа учащихся. Проверка)

            Предложите вариант названия кроссворда.

            7. Объясните значение слова РОСТОВЩИК, составив предложение по схеме.

            8. Пользуясь своими записями или дидактическим материалом, приведите примеры слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС и объясните их написание:

            (Примеры и объяснение написания слов с корнями РАСТ-РАЩ-РОС)

            Итак, ваши примеры ещё раз подтвердили, что корни РАСТ, РАЩ, РОС являются КОРНЯМИ ЖИЗНИ.

            9. Пригреет солнышко землю посильней, и в лесу, не дожидаясь, когда же стает весь снег, сначала робко, а затем всё смелее и смелее появляются первые цветы.

            Какое настроение вызывает у вас появление первых цветов? Подберите эпитеты к слову настроение. (Хорошее, радостное)

            А ещё можно сказать «Светлое, ликующее, торжественное, праздничное, изумительное, очаровательное».

            Но почему-то не все люди бережно относятся к первым цветам.

            Запишем предложение:

            Учёные создали Красную книгу и перечислили в ней исчезающие от бездумного варварства человека растения: ландыши, колокольчики, ночные фиалки.

            - Объясните постановку знаков препинания в предложении. Какое слово является обобщающим? Объясните орфограмму в этом слове.

            -Проверьте написание остальных слов в предложении .

            (Проверка)

            -Почему книгу исчезающих растений и животных назвали Красной? Что общего у Красной книги и светофора?

            (Красный свет светофора означает опасность для жизни. Убийство природы опасно для жизни человечества).

            10. Отгадайте, о каких цветах идёт речь в следующих загадках.

            А) Природой бережно спелёнутый,

            Завернутый в зелёный лист,

            Растёт цветок в глуши нетронутой,

            Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)

            -Как вы догадались, что загадка о ландыше? (Спелёнутым может быть ребёнок, завёрнутый в листик ландыш на тонкой ножке напоминает спелёнутого ребёнка.)

            -Какое изобразительно-выразительное средство языка помогло отгадать загадку? (Метафора)

            Что это такое?

            Б) Цветок – петушок растёт на опушке,

            Хохлатый подбородок, хохлатая макушка. (Хохлатки)

            Давайте обратимся к тексту, прочитаем его и определим основную мысль текста и нашего разговора о первоцветах.

            (Растительный мир – источник нашего интереса и любви к нему, залог взаимной радости природы и человека)

            -Совершенно верно. И поэтому мы

            От всех сомнений и смятений,

            От всех ушибов и толчков

            Лечиться можем у растений-

            У их цветочков и ростков.

            -Какие слова этого четверостишия иллюстрируют грамматическую тему нашего урока?

            15. Чтобы проверить наши знания, выполним тест.

            Тест «Правописание гласных - А - и –О - в корнях с чередованием»

            1 вариант

            Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

            р…стовщик о а о а

            выр…стить а а о о

            подр…сли о а а о

            отр…сль а о а о

            В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква –О-?

            1) р. стение, водор. сли

            2) выр. щивать, возр. ст

            3) р. сток, зар. сли

            4) подр. стая, выр. сти

            В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –А-?

            А. подр. стал

            Б. подр. сший

            В. отр. сль

            Г. разр. стается

            1) А, В, Г 2) А, Б, Г 3) А, В 4) Б, Г

            2 вариант

            1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

            зар..сли о а а о

            р..сток о а а о

            Р..стов о а а о

            р..стительность о а о а

            2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква – А-?

            1) возр. ст, зар. сли

            2) отр. слевой, ср. щение

            3) подр. стал, Р. стислав

            4) ср. слись, выр. сший

            3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –О-?

            А. р. стить

            Б. выр. сли

            В. водор. сли

            Г. р. стовщик

            1) А, Г 2) Б, В, Г 3) Б, В 4) А, Б, В

            16. Подведение итогов урока.

            17. Домашнее задание: составьте обращение к первоклассникам о бережном отношении к природе.

            Дидактический материал к уроку

            «Правописание корней - РАСТ -, - РАЩ-, - РОС-».

            Загадки

            Р..стёт вниз головой, 2. В землю Тит зашёл,

            Не летом р..стёт, а зимой. Синю шапку нашёл.

            Чуть солнце её припечёт, Из земли выр..стал -

            Заплачет она и умрёт. Весь мир одевал.

            3. Девица красна в землю вр..сла.

            4 . И зелен, и густ – на грядке выр..с куст. Начали щипать – стали

            плакать и рыдать.

            5. Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл,

            красну шапку нашёл.

            6. В летнюю пору р..стут золотые горы.

            7 . Что вниз вершиной р..стёт?

            8 . Вокруг озера лес р..стёт.

            9. Не сеют, не сажают, сами выр..стают.

            10 .Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и р..стёт.

            Пословицы

            1.Р..стения тянутся к свету, а народы к миру.

            2.Сломить дерево – секунда, а выр..стить – годы.

            3. И камень лёжа мхом обр..стает.

            4.Где сосна взр..сла, там она и красна.

            Словарные диктанты

            Зар..сли шиповника, р..стительность тундры, отр..сль

            промышленности, южные р..стения, морские водор..сли, р..сли

            осинки, разр..стались травы, зар..сла тропинка, ср..слись стволы,

            прор..сла пшеница.

            Подр..стала рассада, выр..сли помидоры, р..стительный мир

            пустыни, отр..слевое хозяйство, пожилой возр..ст, интересное

            р..стение, зелёные р..сточки, огромные зар..сли орешника,

            полезные водор..сли.

            Творческий диктант

            Используя слова для справок и их значения, составьте предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именем существительным.

            1. Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.

            Слова для справок: пор..сль, отр..сль, зар..сли, прор..сти, разр..стись

            Объяснительные диктанты

            1. Красная книга р..стений.

            Как радует нас красота и аромат полевых цветов! Но часто к ним тянутся жадные руки и безжалостно рвут их. Эти красивые цветы и ценные лекарственные р..стения могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в «Красную книгу р..стений».

            Зар..сли расступились, и дети вышли к крохотному водоёмчику. Возле самого края сцепилась корнями и плавала целая куча болотных р..стений. Вверх из корней р..сли зелёные стебли, а в воду спускались, как белые ниточки, тоненькие корешки.

            Г. Скребицкий

            3. Почва .

            Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором р..стут р..стения. В борьбе с разрушением почвы человеку помогает р..стительность. Почву защищают от размывания различные р..стения: лесные, полевые, степные, луговые. Люди высаживают кустарники, чтобы не р..сли овраги.

            М. Скаткин

            4. Водор..сли.

            Морские водор..сли полезны и вкусны. Из них приготавливают хлеб, печенье, кексы, конфеты. Их едят и свежими. Морские водор..сли накапливают в своих тканях необходимые для жизни металлы и вещества. Если человек использует в пище водор..сли, он укрепляет своё здоровье.

            И. Акимушкин

            Выборочный диктант

            Это интересно.

            Пшеница – самое первое хлебное р..стение, которое посеял человек. Рожь быстро р..стёт, сама, без помощи человека, справляется со многими сорными травами. Семена свёклы так прочно ср..стаются, что их невозможно разделить. Если клубочки семян свёклы посеять, из каждого выр..стает несколько р..стков. В июле зар..сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево: это от обилия мелких беленьких цветков.

            МОУ Саранинская СОШ

            Урок русского языка в 5классе

            с использованием ИКТ

            на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».

            Цели урока :

            1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных

            о – а в корнях раст/ращ/рос.

            2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности .

            Ход урока.

            I. Организационный этап .

            II. Повторение.

            На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.

            Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.

            Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?

            Рассказать правило по таблице.

            VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.

            Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а

            1. р…стительность

            2. взр…щенный

            3. выр…сла

            4. подр…стает

            6. вр…сли

            7. прор…сти

            8. пор…сль

            9. р…сток

            10. выр…стим

            VII. Подведение итогов урока .

            Что нового мы узнали на уроке?

            Чему научились?

            Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

            Что можем сказать принцессе Орфографии?

            VIII. Домашнее задание:

            1. Выучить правило стр.178 (орфограмма № 13)

            2. Выполнить упражнение 441.

            учитель русского языка

            МОУ Саранинская СОШ

            с использованием ИКТ

            на тему: «Буквы о - е после шипящих на конце наречий».

            Тип урока: изучение новой темы.

            Цели урока:

            1. Изучить способ действия при выборе написания о-е после шипящих на конце наречий.

            2. Работать над развитием коммуникативных навыков учащихся.

            3. Формировать познавательный интерес учащихся через активные формы учебной деятельности.

            Ход урока.

            I. Организационный этап.

            II . Повторение.

            1. На доске текст (можно на интерактивной):

            Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!

            Задания учащимся:

            Прочитайте текст.

            Изменилось ваше настроение? Почему?

            Назовите наречия, которые встречаются в тексте.

            По каким признакам вы определили, что это наречия?

            2. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.

            · Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.

            · Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.

            Сформулируйте общее правило.

            Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.

            III . Определение цели урока.

            Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?

            Какую тему мы должны изучить на уроке?

            Какая проблема стоит теперь перед нами?

            IV. Изучение новой темы.

            1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:

            ГОРЯЧ…

            ПЕВУЧ…

            Вопросы и задания учащимся:

            К каким частям речи относятся слова?

            В каких морфемах пропущены буквы?

            Какие гласные нужно написать на конце наречий?

            После каких согласных пишутся гласные о и е?

            Сформулируйте правило.

            2. Чтение правила по учебнику.

            Что показалось знакомым?

            Что нового появилось в правиле правописания наречий?

            3. Вывешивается таблица.

            Расскажите правило по таблице.

            V. Тренировочные упражнения.

            1. Упражнение 212 самостоятельно

            В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?

            Что нужно запомнить о наречии ещё ?

            Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?

            Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.

            VI. Проверочная работа.

            На доске слова (можно на интерактивной).

            О или е?

            1. больш…й

            2. пейзаж…м

            3. похож…

            4. манящ…

            5. хорош…

            6. сердц…м

            7. свеж…

            8. ещ…

            9. роднич…к

            10. свеч..й

            11. общ…

            12. о лучш…м

            13. зайч…нок

            14. скрипуч…

            Заполняются перфокарты и сдаются учителю на проверку.

            Ответы: О – 1, 5, 7, 9,10,11, 13

            Каким правилом пользовались, выполняя задание?

            Какое слово является исключением?

            VII . Домашнее задание.

            1. Выучить правило.

            VIII . Работа по развитию речи.

            Вспомним еще раз цветущий май. Рассмотрите картины «Сирень» и саранинской художницы Н. Наумовой.

            Выберите одну из картин и сочините миниатюру, используя наречия (на доске):свежо, ещё, хорошо, благоухающе, кипуче. волнующе, маняще, освежающе, зовуще.

            А музыка поможет создать весеннее настроение.

            Звучит пьеса «Белые ночи».

            Учащиеся читают миниатюры.

            Какую роль выполняют наречия в тексте?

            Какое правило правописания наречий использовали в творческой работе?

            Цели и задачи:

            • закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
            • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
            • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.

            Оборудование:

            • Ноутбук.
            • Мультимедийный проектор.
            • Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
            • Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
            • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.

            Ход урока

            1. Организационный момент.

            Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)

            2. Проверка домашнего задания.

            Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.

            Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.

            • 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
            • 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.

            Затем осуществляется совместная проверка.

            Устный опрос:

            От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?

            Как проверить безударную гласную в корне слова?

            Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?

            3. Закрепление.

            1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)

            (водоросли)

            Какие корни встречаются в этом слове?

            Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).

            (В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)

            Что растет по берегам реки? (слайд 3)

            (камыш, рогоз)

            Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.

            Составьте и запишите предложение с этим словом.

            (У берега растет высокий камыш.)

            Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.

            2) - После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.

            Что растет на берегу? (слайд 4)

            (яблонька)

            Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).

            Учащийся читает стихотворение.

            Р_сти, р_сти яблонька
            Подр_стай!
            Цв_ти, цв_ти яблонька
            Расцв_тай!
            З_лотое солнышко,
            Жарче грей!
            Выр_стайте яблоки
            Поскорей!
            Р_сла, р_сла яблонька
            Подр_сла.
            Цв_ла, цв_ла яблонька
            Отцв_ла.
            Отр_хнула яблонька
            Свой наряд,
            И поспели яблоки
            Для ребят.

            Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.

            Над какими орфограммами работали?

            Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.

            3) - Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)

            (бутылка)

            А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)

            Это письмо от ребят. Прочитаем его.

            Сад вырос.

            У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.

            Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

            Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.

            Где находился садик? Кто его вырастил?

            Как двор выглядел сначала?

            Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?

            Как разрастался сад?

            Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.

            (вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)

            Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.

            Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.

            Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.

            (бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)

            Проверим, правильно ли мы распределили слова.

            5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.

            4. Итог урока.

            С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?

            Вы хорошо сегодня поработали.

            5. Домашнее задание.

            Выполнить работу на карточке. (слайд 10)

            Тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения - слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост - это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.

            Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-

            Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: - ст и - щ. Правильный выбор гласной в данном случае - основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности - корень. На него опирается слово - первый строительный элемент языка.

            Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.

            Исторические особенности

            Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского - языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму - с -а (растение, отращивать, произрастать).

            В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.

            Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый - кто уже вырос, поросль - уже поросла).

            Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.

            Исключения

            Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.

            Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть "в рост"), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).

            Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.



    Похожие публикации