Какие гласные требуют проверки. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова

МБОУ «Молчановская СОШ №1»
Томская область


Безударные гласные (тест).


Выполнила: учитель начальных классов
Петрова Елена Леонидовна.

2012 год.


Пояснительная записка.
Предмет : русский язык.
Тема : «Правописание слов с безударными гласными в корне» (3 класс).
Программа : «Школа 2100».
- Материал представлен в виде индивидуальных раздаточных карточек, которые можно использовать в качестве самостоятельной работы при повторении изученного материала.
- Тестирование проводится самостоятельно. Ученик читает задание и выполняет его. Тестовое задание представлено в 2-х вариантах (по 10 вопросов в каждом). Тестирование позволяет провести срез знаний по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне» и выявить уровень знаний каждого учащегося.



1 Вариант.

1) а 2) я 3) о 4) ё 5) е 6) у 7) и.

1) о 2) е 3) ё 4) и 5) я.
3. Продолжи правило.

1) гласная стояла в конце слова.
2) гласная стала ударной.
3) гласная стояла перед согласным.

1) Под ударением слышится гласный …
2) Ставлю безударный гласный под ударение.
3) Пишу ту же гласную в безударном слоге.


1) тяжёлый 4) берег 7) берёза
2) лисица 5) колючий 8) урожай
3) ворона 6) дорога 9) обезьяна.

1) Ночной – а) ночник б) ночка в) ночлег г) ночевать.
2) Трава – а) травка б) травинка в) травяной г) травянистый.
3) Садовник – а) посадил б) садик в) садовод г) садовый.
4) Река - а) речка б) речной в) речушка г) речник.
7. В какой строке все слова пишутся с буквой а?
1) расск. зать, ут. мительный, просл. влять.
2) вст. вать, ц. рица, др. жание.
3) сч. стливый, сл. беют, ш. гает.
8. Выбери слова с буквой о.
1) г. родок 4) м. рской 7) м. лыш
2) кр. льчатник 5) в. лнистый 8) к. вёр
3) д. лёкий 6) в. ренье 9) п. л. сатый.

Быстро стемнело, и вот уже появилась первая звезда.

Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый.
С ножкой толстой и прямой. (____________________)
а) 7 б) 6 в) 5 г) 3 д) 4

Тест по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне».

Выполнил _______________________________________________ (учени __ 3 « » класса).
2 Вариант.
1. Написание каких безударных гласных требует проверки?
1) о 2) ю 3) и 4) а 5) у 6) е 7) я.
2. Если в корне проверочного слова буква ё, то какую гласную букву нужно написать в корне проверяемого слова?
1) е 2) я 3) и 4) ё 5) о.
3. Продолжи правило.
Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы …
1) гласная стояла перед согласным.
2) гласная стала ударной.
3) гласная стояла в конце слова.
4. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне.
1) Ставлю безударный гласный под ударение.
2) Пишу ту же гласную в безударном слоге.
3) Под ударением слышится гласный …
4) Слышу в корне слова безударный гласный …
5. Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне (словарные слова).
1) стена 4) мороз 7) осина
2) машина 5) скрипучий 8) горох
3) сорока 6) народ 9) собака.
6. Укажи проверочные слова к словам с безударными гласными.
1) Ледяной – а) ледник б) ледок в) лёд г) обледенелый.
2) Грибы – а) грибок б) грибница в) грибник г) гриб.
3) Скворец – а) скворцы б) скворушка в) скворчата г) скворечник.
4) Лесной - а) лесок б) лесник в) лес г) лесничий.
7. В какой строке все слова пишутся с буквой е?
1) в. сенний, св. стит, бл. дней.
2) в. черний, зв. здопад, осв. щение.
3) т. мнота, т. шина, т. нистый.
8. Укажи слова с буквой и.
1) ш. рстяной 4) п. чёный 7) п. сатель
2) ж. лток 5) ч. стота 8) изв. щение
3) щ. пать 6) пл. сать 9) б. жать.
9. Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить.
Как красивы узоры на оконном стекле!
10.Отгадай загадку. Сколько слов с безударными проверяемыми гласными в корне?
Домовитая хозяйка,
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (____________________)
а) 7 б) 6 в) 5 г) 3 д) 4

Ответы на тестовые задания.
1 вариант.

1. 1) а, 2) я, 3) о, 5) е, 7) и.
2. 2) е.
3. 2)
4. 4), 2), 1), 3) .

6. 1) - В), 2) - г), 3) - б), 4) - в).
7. 3).
8. 1), 2), 4), 5), 8), 9).
9. Стемнело, появилась, звезда.
10. Гриб; в) 5.

2 вариант.

1. 1) о, 3) и, 4) а, 6) е, 7) я.
2. 1) е.
3. 2)
4. 4), 1), 3), 2) .
5. 2), 3), 4), 6), 7), 8), 9).
6. 1) - б), 2) - а), 3) - б), 4) - а).
7. 2).
8. 3), 5), 7).
9. Красивы, оконном, стекле.
10. Пчела; в) 5.

В безударных гласных вызывают совпадает (нейтрализуется) два или несколько звуков, соответствующих ударным, и любая из букв совпавших ударных гласных читается одинаково. Выбор устанавливается нормой – её традицией или действием морфофонологического принципа орфографии. Например, мы говорим г[ъ]л[Λ]ва, а пишем голова, выбирая из А, О, Э для звука [ъ] и из А, О для звука [Λ] букву О, по правилу проверки (го́ловы, голо́вка ), то есть руководствуясь морфофонологическим принципом орфографии. Это основной принцип употребления букв для гласных, поэтому почти все гласные (кроме [у], который с другими гласными не совпадает, не нейтрализуется) в слабой, безударной позиции надо проверять. Это касается и гласных после непарных, с которыми данная орфограмма совмещается.

Чтобы проверить написание безударных гласных в корне, надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы этот звук в том же корне оказался под ударением : д..ли́ть – де́лит, с..роково́й – со́рок.

Важно только не перепутать внешне сходные проверочные слова – паронимы. В однокоренных словах должна быть общая часть значения.И не забывать, что сначала должен решаться вопрос о корнях «с чередованием».

Ср. : разредить (редкий) но: разрядить (заряд)

увядать (вянет) но: увидать (видит)

примирять (мир) но: примерять (мера)

Ср. также : усво е́ние как усво́ ить , но не как усва́ ива ть

гово ря́т как разгово́ р , но не как разгова́ рива ть

Русская орфография глубоко традиционна, и многие проверки могут быть образованиями на грани с этимологией. Поэтому методисты допускают, например, проверку колесо словом околица с объяснением связи. При этом, естественно, нельзя проверять слова калач, лопата соответственно этимологически однокоренными имсловами околица, лапа. Некоторые методисты допускают проверку искусственными образованиями типа уменьшительного ко тлик , для котёл, просторечное шо́ фер для шофёр , уменьшительное о рлий для орёл, частями сложносокращённых слов (государство го̀сэкза́мен, ср. ипросторечное го́сы, корабль – линкор, акварель – лат. аква, аквариум ). Ведь главное – запомнить написание! С такими нарушениями принципа научности мы вынуждены сталкиваться в силу неоправданной традиционности нашей орфографии, издержками «ведущего» положения её основного принципа.

ЗАПОМНИТЕ : Слова с полногласными сочетаниями ­оро -, -оло- следует проверять родственными словами с полногласием , например: сторожить – сторож, сторожка, похолодание – холод, холодный. Слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла- надо проверять словами с неполногласием , например: охладить – хлад, прохладный, огласить – огласка.

Само наличие близких по значению корней с таким соответствием также обычно свидетельствует о соответствии написаний: порох – прах, дорог – драгоценный и т.

п. Но карандаш, калачи и т.п. сюда не относятся.

Проверка – это такое изменение окружения данной морфемы, которое приводит к постановке обозначаемого звука в сильную позицию. Для гласного это позиция под ударением. Гласная в корне – значит надо менять окружение корня, то есть заменять приставки, суффиксы окончания с целью нахождения данного гласного под ударением (ведь место ударения в слове опре­деляется наличием определённых морфем). Совокупность всех окружений корня (парадигма проверки) – это формы слова (первая ступень проверки) и «родственные слова» (однокоренные слова с разными суффиксами и приставками). Производные первой ступени называют второй ступенью проверки, производные второй ступени – проверками третьей ступени.

Проверки формами того же слова определяются законами подвижности ударения в данной части речи. Корни существительных проверяются изменением числа, окончания положительного на нулевое (других падежей на именительный ед. числа или родительный мн.ч.: зонта́ – зонт, нога́ – но́г . Исключения: семе ни семя́ н , стремени стремя́ н ). Для прилагательных важны краткая форма именительного падежа мужского рода и форма сравнительной степени (зелёный – зе́лен, дорогой – до́рог – доро́же ). Корни глаголов (кроме имеющих «корень с чередованием») проверяются формой третьего лица (с исключением форм сядет и ляжет ), формой ед. числа прошедшего времени мужского рода (цвести – цвё́л ), меной формы одного вида на инфинитив противоположного вида (кроме глаголов с суффиксом -ива- для О/А : натянул – натя́гивать, слипаться – сли́пнуться ), инфинитивом того же вида (бер ежёт – бере́ чь ), страдательным причастием прошедшего времени (отломить – отло́мленный, развернёт – развё́рнутый, поймём – по́нятый ), деепричастием (сидели – си́дя ), формой третьего лица единственного числа или формой инфинитива глагола другого вида (прогонял – прого́нит, кричать – кри́кнуть ),формой повелительного наклонения глагола того же и противоположного вида (стоять – сто́й, встают – вста́нь. Исключение ляг ), междометной формой мгновенного действия типа глядь!, толк! Сравнительная степеньнаречия проверяется положительной (страшнее – стра шно ).

Проверки однокоренными словами определяются законами ударения у производных слов, зависящих от свойств различных приставок и суффиксов. Они представлены у существительных однокоренным существительным без суффикса (девчонка – де́вочка, де́ва, листва – ли́ст), прилагательным(молоко – моло́чный, огонь – о́гненный ), уменьшительным существительным (борода – боро́дка, нога – но́жка), глаголом(поезд – е́здить, моление – мо́­лит, резня – ре́зать ). Прилагательные проверяются существительными (тяжёлый – тя́жесть, береговой – бе́рег ), глаголом (пристежной – пристё́гивать, развитой – разви́ть ), прилагательным без суффикса (тягчайший – тя́жкий, беловатый – бе́лый ), уменьшительной формой (молодой – моло́денький, простой – про́стенький , наречием (весёлый – ве́село, дешёвый – дё́шево ). Глаголы можно проверять однокоренными существительными (просили – вопро́с, вспотеть – по́т ), глаголом без приставки (вызвать – зва́ть, закричал – кри́кнул, просидел – си́дя ), прилагательными (сине́ет – си́ний, зеленели – зелё́ный ), наречиями (весели́ться – ве́село, холодеть – хо́лодно ). Наречия проверяются существительными (бесконечный – ко́нчик, таинственно – та́йна ), прилагательными (далеко – далё́кий, хорошо – хоро́ший ), глаголами (боязно – боя́ться, непонятно – по́нял ), наречием с заменой или отсутствием суффикса (домой – до́ма, частенько – ча́сто ). Возможны и проверки третьей ступени: от образований, полученных при втором способе, используют новые образования и производящие, как и на второй ступени.

Особый косвенный тип проверки для изменяемых частей речи – проверка гласного на беглость. Если гласный беглый, то он обозначается буквой О после букв твёрдых согласных и буквой Ё(Е) после непарных и мягких: лавка – лавок, кружка – кружек, узла – узел .Такая «проверка» не может быть признана фонологической, так как чередования не являются обязательными ни с какой стороны: нет позиции, предсказывающей обязательную беглость или небеглость. К тому же с нулём чередуются и другие гласные: [и] (певуни й – певунья, ущели й – ущелье, лиси й – лисьего, запи рать – запру, неси – сядь , нести – бить , оди н – одна, достои н – достойна, также созывать – созвать )и даже Я (зая ц –зайцы ). Очевидно, правило является лишь мнемоническим приёмом запоминания традиционных написаний.

Упр. 40. Вставьте пропущенные буквы А или О, Е или И и подберите проверочное слово. Обозначьте ударение.

Выг..р..дить виновного, выпол..сканное бельё, гр..жданство, гор..жанин, задр..жать от гнева, зар..жение, зар..ждение искусства, за..вление, кв..танция, минное загр..ждение, обв..нение, обл..к..титься, обог..щаться, объед..нение, овл..деть языком, ознаменовать, отродясь, п..дали, планировать кругами, пов..р..тить оглобли, повт..рение, всеобщее пок..яние, половодье, пост..ронние, предв..щать грозу, просв..щение, (божье) Пров..де́ние, св..детели обв..нения, сокр..щение, сост..зание, угр..жать, ум..ротворённый, усложнение, утв..рдить.

Упр. 41. С данными словами составьте словосочетания. Объясните написание выделенных букв подбором проверок (образцы см. в ответах). Образец: проживал (жил) в Воронеже – прожевал (жёваный) и проглотил.

Упр. 42. Укажите, в каких парах некорректно или неверно подобрано проверочное слово. Мотивируйте свой ответ.

Тя жёлый – тяжесть, кре дитование – кре́дит, сгущё нка – сгущение, уве до­млять – уведомить, специа лизированный – специальный, заме реть – мёртвый, обви нять – повинный, бе чёвка – бич, уго реть – загар, выро внять – ровный, расти рать – тёр, ра списать – роспись, глобальный – глобус, зо ревать – зори.

Упр. 43. Вставьте пропущенные О или А, правильно подобрав, где возможно, проверочные слова, старославянские или русские пары.

Вл..стелин, в..лостной старшина, вр..щательное движение, в..ротилы бизнеса, вр..та рая, г..л..вной (отряд), гл..варь (банды), гр..жданский (долг), загр..дительные (сооружения), з..л..тая (цепочка), кр..тчайший, провозгл..сить, прохл..дительные, поздр..вление, сокр..щение, (выглядеть) пом..л..девшим, пост..р..нние, (тяжелый) подб..родок, охр..нять (склад), св..р..тить (с дороги), ук..р..тить (платье), прекр..тите шум, укр..тить зверя, чер..довать.

ЗАПОМНИТЕ: правописание букв безударных гласных <а>, <о>, в корне нельзя проверять при помощи глаголов с суффиксом -ыва(ива)-.

В этих глаголах корневой О часто чередуется с А . Например, слово спросить нельзя проверять словом спрашивать (проверочными словами могут быть спросит, спрос ). Исключение: ухажёр(ка) (от ухаживать , а не от уход ). Другие гласные перед ­ыва­ не чередуются.

В разговорной, детской и жаргонной речи в некоторых образованиях под ударением могут встречаться гласные , не совпадающие с написанием под ударением. Говорят: бабка Ёжка, бархо́тка , бо́шку, стёпка, степу́ха, по́льты, То́ма, экстри́м, шпо́ры, хотяне под ударением пишется Я га, ба шка, барха т, барха тный, барха тистый, сти пендия , па льто, Та мара , экстре­ мальный, шпа ргалка. Есть фа нтазия и фэнтези. Слово лебе дь и производные нельзя проверять словом лебяжий. Буква И пишется только в формах единственного числа слова дитя (и просторечном дитё, дитячий ), ср.: ди́тятко : детёныш, детвора, детёнок и т. п.

Часто к ошибкам ведут ложные этимологии-аналогии: ве нтилятор – «винт», до во стребования – «до вашего требования», подра жать – «дрожь», поч ерк – «подчеркнуть», спа ртакиада – «спорт», фиолетовый – «фиалка», га строли – «гость», до лина – «даль», ло пата – «лапа», нава ждение – «водится», наперсн ик (перси ‘грудь’) – «перст», сти пендия – «степень», учр еждение – «череда» и т. п. Такие слова требуют специальной проработки.

Некоторые корни имеют варианты написания, которые приходится запоминать «поштучно», в словарном порядке. Обычно пишется магни т, но есть и магне тизм, магне тический, магне тит, магне трон (ср. магне́то ). Обычно де́бе т, но деби то́р, деби то́рский. Обычно лодка , но есть и старосла­вянское ладья; полагают также, что ло пата родственно слову лапа. Есть грамо та, грамо тей, грамо тный, но есть и грамма тика . Есть инфе кция, перце пция, корре кция, но есть и инфи цировать, перци пировать, корри ги­ровать. Есть сей , сего и сия, сиё , сии. Такие варианты написаний обуслов­лены обычно заимствованиями из разных языков, чередованиями в языке-источнике. Часто написание меняется в силу иных ассоциаций, по «народной этимологии», по произношению: сви детель вместо свѣ дѣтель от вѣ дати; ка лач вместо ко лач, ср. ко лесо, кольцо, околица; во всех славянских языках пишется А в словах ово д, ласко вый, но в русском оба слова и в украинском оводы пишутся с О. Все эти сложности связаны с традиционностью и морфологичностью нашего правописания.

Упр. 44 . Вставьте пропущенные буквы О или А, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о//а в корне под ударением. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Вопл..щать, выд..лбить, выр..внять, оп..здать, отк..пать, пл..тить, пок..ро­че, пор..знь, прекр..тить, погл..щение, разбр..сать, раскр..ить, распол..гался, т..лкать, укор..тить.

Упр. 45. Найдите максимальное число проверок а) первой и б) второй ступени для данных ниже словоформ. Дополните, свои ответы, используя описанные выше способы проверки. Запишите их и запомните как образцы.

а) полоса, дорого́й, протяну, хватаю, больнее; б) долина, скатерть, усиление, грозовой, молодой, терпеливый, перевязать, нести, вылез, нести, ожил, затемнить, бережно, легко, риторика.

Упр. 46. Перепишите, вставляя пропущенные буквы гласных или выбирая нужные, в скобках укажите наиболее трудные проверки орфограмм, подчеркните слова с ложнопроверяемыми написаниями.

О пользе старославянского языка

Русский язык сл..жился примерно к XIV ст..летию как язык, отл..чаю­щийся от других восточнославянских языков – украинского и белорусского. В развитии и обог..щении русского языка б..льшое зн..чение имело поп..лнение его за счёт заимствований из других евр..пейских языков. Но особенно пол..жительное влияние на него ок..зал выс..коразв..тый старославянский (древнеболгарский) язык, который был на Руси языком религии. Старославянский впитал в себя и дост..жения древнегреческого языка, на котором, по словам М. В. Ломоносова, «витийствовали великие христианской церкви учители и тв..рцы, возвышая древнее красноречие высокими б..госло­вскими д..гматами и п(о/а)рением усердного пения к богу».

В стан..влении русского л..тер..турного языка (в течение XVII––XVIII вв.) важную роль сыграл труд М. В. Ломоносова «О пользе книг ц..рковных в р..ссийском языке» (1758 г.). В нём М. В. Ломоносов изл..жил учение о трёх штилях и опред..лил осн..вные жанры, для которых уместен высокий, средний и низкий штили. Высокий штиль связывался именно с употр..блением старославянизмов и гр..цизмов, уже освоенных русским языком в процессе б..гослужений. «Сим штилем сост..вляться д..лжны гер..иче­ские поэмы, оды, пр..заические речи о важных материях, которым они от об..кновенной пр..стоты к важному вел..колепию возвышаются».

Роль старославянского в стан..влении и р..звитии русского письма, его орфографии отметил А. Х. Востоков в 1820 г. «Если бы русский язык с самого начала не находился в беспрестанном соотн..шении с ц..рковным славянским …, то и мы, может быть, теперь писали бы, сообр..жаясь с народным выгов..ром: маево, тваево или ещё маво, тваво вместо моего, твоего, фсево вместо всего, хто, што вместо кто, что и тому подобное».

Д..льнейшее развитие стилей прив..ло к тому, что русский язык тоже стал обр..зцом для развития не только языков народов СССР, многим из которых он под..рил свою письменность, но и для языков ст..рописьменных, для языков окружающих стран. По обр..зцу русского в них созд..вались научная т..рминология, официально-деловые обороты и жанры научного, публиц..стического, официально-делового и художественного стилей.

Упр. 47. Решите орфограммы, объясните наиболее трудные.

1. Нам идольское нав..ждение перен..мать негоже. Не для того мы, Гос­п..ди, тысячу лет назад к Тебе обр..тились своею душой. (Расп.). 2. Недалеко от этого места, в ст..роне от дорожки, находилась небольшая беседка из акаций; я пор..внялся с нею и уже прошёл было мимо… (Т). 3. Б(о\а)ржа серая и похожа на м..крицу (Ек). 4. Старые св..щеннослужители вгоняли нас в транс многочасовой зубрёжкой св..щенных стихов («Солдат удачи»). 5. …Подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами; нужны школы, местная газета с честным напр..влением, театр, публичные чтения, спл..чённость интелл..ген­тных сил; нужно, чтоб общество сознало себя и уж..снулось (Ч.). 6. Думала Аксинья. Прим..ряла. Передумывала. Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, вл..деть им, как раньше (Ш.). 7. Лицо его при упом..нании о просв..щённой личности стало ещё более матовым и разнеженным… (Кор.). 8. Мало того, – они ещё его власть разбойничью осв..тили и сказали, что она от Бога, и помазали его маслом (Л. Т.). 9. См..тря на манёвры ямщиков, я со скуки пар..дировал американца Купера в его описаниях морских эволюций (Пушкин). 10. – Они, черт знает, с ума сошли со страху: нар(и\е\я)дили тебя в разбойники и в шпионы (Г.). 11. Видимо, когда строили наши з..млянки, свалили немало сосен, прор..дили, осв..тили лес (К. Ван­шенкин). 12. Рожи у обоих запухли, тёмными синяками наливаются, экая крас..тища! Натешились, изм..рдовали друг дружку, разр(и\е\я)дили злобу. Что-то дальше будет? (Аст.). 13. Выходило, что не Сеня утешал старика, а, скорее, старик прим..рял молодого с необх..димостью смерти (Л. М. Леонов). 14. Кругом весело зеленеет молодая тр.. ва, тр..пещут над нею в голубом небе бесчисленные жав..р..нки, пасутся на кормовитой зелёнке пролётные гуси и вьют гнёзда осевшие на лето стр..пета (Ш.). 15. Авось, звуки музыки укр..тят Африкана Семеныча. Константин Диомидыч сел за фортепьяно и сыграл этюд весьма удовлетв..рительно (Тургенев). 16. Устраивались под горою, в затишке; тянулись дома д..линою, словно в ладонях холмов, прикрывались от вечных ветров т..полёвым займищем.

§ 1 Гласные, которые требуют и не требуют проверки

В этом уроке поговорим об орфограмме, с которой связано большинство ошибок в контрольных работах учеников. Конечно, это правописание безударных гласных в корнях слов.

О звуках принято говорить, что они стоят в сильной или слабой позиции.

В сильной позиции звук слышится ясно, чётко.

Гласные звуки находятся в сильной позиции, когда они стоят под ударением.

А вот безударные гласные стоят в слабой позиции, поэтому слышатся нечётко.

И поэтому на письме трудно понять, какую букву выбрать для обозначения гласного звука: А или О? Е, И или Я?

Буквы Ё, Э, Ю, У, Ы проверки не требуют. Буква Ё всегда находится в ударном слоге, а в выборе остальных гласных вы не ошибётесь, даже если их звуки находятся в безударной позиции: экран, пюре, кусты, рыбак.

А теперь прочитайте, как звучат безударные гласные в следующих словах:

гр_за, п_стух.

Здесь слышится один и тот же безударный гласный звук, а буквы пишутся разные:

гро́за, па́стух.

Ч_инка, р_бина, леб_дь.

В этих словах безударный гласный звук тоже слышится одинаково, а буквы пишутся разные:

ча́инка, ря́бина, лебе́дь, ки́слота.

Итак, мы можем сделать вывод, что требуют проверки гласные А, О, И, Е, Я.

При проверке гласных нам на помощь приходит ударение, ведь оно ставит гласный звук в сильную позицию.

Чтобы проверить буквы безударных гласных в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный звук стал ударным.

Изменить слово - это значит поменять форму слова: был один предмет - стало много, и наоборот.

Например, гр_за - гро́зы, д_ма - до́м.

§ 2 Способы проверки безударных гласных в корне слова

Теперь рассмотрим способы подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне.

Перед нами ряд однокоренных слов:

гриб, грибок, грибной, грибник.

Корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, куда падает ударение. Подобрав несколько однокоренных слов, мы найдём слово, в котором в корне окажется ударная гласная.

Один из приёмов подбора проверочных слов - «назови слово ласково»:

тр_ва - тра́вка

лош_дь - лоша́дка

Второй приём - заменить слово одной части речи на слово другой части речи. Слова-действия или слова-признаки можно заменить на слова, обозначающие названия предметов, и наоборот:

б_гу - бе́г

б_лизна - бе́лый

дв_жение - дви́жется

К многосложным словам нужно стараться подобрать односложные слова:

д_машний - до́м

гр_бочек - гри́б

Нетрудно подобрать проверочное слово, вдумавшись в значение слова с безударной гласной:

стр_итель - тот, кто стро́ит

б_гун - тот, кто бе́гает

сп_ртсмен - тот, кто занимается спо́ртом

в м_слёнке - ма́сло

в с_лонке - со́ль

в х_лодильнике - хо́лод

В корне может быть две безударных гласных: з_л_той, б_р_да, м_л_ток, з_л_неть. Правило проверки для этих слов не меняется - нужно подобрать однокоренные слова, чтобы безударные гласные стали ударными. Только проверочных слов нужно два: для каждой гласной - своё:

з_л_той - зо́лото, позоло́та

б_р_да - бо́роды, боро́душка

м_л_ток - мо́лот, моло́тит

з_л_неть - зе́лень, зелё́ный

При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое значение:

сп_шу́ (в школу) - проверочное слово спе́шка

сп_шу́ (текст) - проверочное слово пи́шет

пол_скать (бельё) - проверочное слово поло́щет

пол_скать (ребёнка) - проверочное слово ла́ска

К сожалению, не всегда безударную гласную можно проверить. Нам приходится запоминать большое количество слов с непроверяемыми безударными гласными. Эти слова мы называем словарными. Также проверить написание таких слов можно, заглянув в орфографический словарь.

§ 3 Краткие итоги урока

Подведём итоги урока:

1. Безударные гласные в корне слова нужно проверять.

2. Чтобы проверить буквы безударных гласных в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

3. К словам с двумя безударными гласными в корне следует подбирать два проверочных слова.

4. При подборе однокоренных слов нужно учитывать их лексическое значение.

5. Слова с непроверяемыми безударными гласными можно проверить по орфографическому словарю.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с.
  4. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.

Задачи:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
  • познакомить с особенностями проверяемых и проверочных слов и способами проверки безударных гласных в корне;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса, авт. Т. Г. Рамзаева, индивидуальные тетради для уч-ся для данного урока (приложение 1), презентация (приложение 2), сигнальные карточки с буквами, карточки для рефлексии.

Ход урока

I. Оргмомент

Эмоциональный настрой на работу.

С помощью игрушки, которая называется “Маска”Настроение” (выполнена игрушка в технике оригами) покажите, какое настроение у вас сейчас. У меня вот такое: я рада встрече с вами, рада поработать с вами.

II. Проблемная ситуация

Послушайте рассказ об одной ошибке. (1 слайд, приложение 2)

Дима написал своему другу Пете sms-сообщение: «Приходи вечером с мечом, сыграем».

Петя ответил: «Хорошо, приду в 6 часов».

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. «Мяч будет, - сказал он, - Петя обещал!»

Ровно в 6 часов появился Петя, но вместо мяча у него в руках был длинный деревянный меч»

Почему друг не понял Диму?

Какой закон письма не знает Дима?

(Дима не знает правила написания безударных гласных в корне слова)

А вы хотите, чтобы вас понимали?

Положите перед собой тетрадь. Почему она в виде варежки?

(Потому что на дворе зима)

Посмотрите, какой красивой может быть зима. Сегодня на уроке мы будем работать со словами, связанными с зимой.

Снимите наклейку и прочтите тему урока.

III. Определение темы урока и учебной задачи

Как вы думаете, чему вы должны сегодня научиться?

(Отличать проверяемые слова от проверочных)

А чему я вас сегодня должна научить?

(Я должна вас научить понимать особенности проверяемых и проверочных слов)

IV. Работа по открытию новых знаний

1) – Давайте понаблюдаем, какие безударные гласные в корне слова требуют проверки. Работаем устно с сигнальными карточками. (2 слайд, приложение 2)

м … чи
п…ля
ш…ги
сл…ды
л…сты

Найдите в тетради задание под номером 1.

Впишите в предложение безударные гласные, требующие проверки.

Прочтите, что у вас получилось.

1. Безударные гласные я, о, а, е, и, надо проверять.

2) - В какой части слова могут быть безударные гласные?

Почитаем об этом в справке под значком, на котором изображена снежинка.

Безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова он находится.

Прочитайте слова, написанные на доске, найдите их у себя в тетради.

Первое слово разберем с объяснением у доски.

2. Подснежники, снега, (замело) снегом

Второй человек у доски разбирает два остальных слова.

Обозначим ударение.

В какой части слова находятся безударные гласные?

3) Читаем вторую справку.

Если безударный гласный звук – в приставке или суффиксе вспомни, как пишется эта приставка или суффикс: по-, под-, пере-, про-; -очк, -ечк, -еньк, -оньк.

Если безударный гласный звук – в корне, нужно подобрать проверочное слово.

- Назовите среди этих слов слово с безударным гласным в корне.

Это – проверяемые слова.

А есть ли среди записанных слов проверочное? Запишите его в задании №3.

3. сн…га –

сн...га -

Прочтите, какое проверочное слово записали?

Объясните, почему это слово проверочное? ()

Что используется для проверки? (форма слова )

А кто по-другому проверил? (подснежники )

Почему это слово проверочное? (потому что гласный в корне под ударением )

А как здесь проверяли? (с помощью однокоренного слова ) (3 слайд, приложение 2)

4) Читаем третью справку.

Проверочными могут быть форма слова или однокоренное слово с ударным гласным в корне.

У слова снег много родственников.

Как по-другому называются родственные слова? (однокоренные )

Почему они так называются? (потому что имеют одинаковый корень и что-то общее по смыслу )

Физкультминутка (слайд 4, приложение 2)

V. Закрепление изученного

Прочитайте стихотворение «Снежная сказка».

Читаем вслух.

«Снежная сказка»

Проплясали по сн…гам
Сн…жные метели.
Сн…гири сн…говикам
Песню просвистели.

У засн…женной реки
В белом переулке
Звонки носятся сн…жки,
Режут лед сн…гурки.

Кто знает, что такое снегурки? (коньки, которые привязываются к обуви )

Если вам интересно узнать, когда появились первые коньки, и с какого материала они были сделаны, как выглядели – можете узнать об этом в Интернете или в «Энциклопедическом словаре», а потом расскажите об этом в классе и обменяетесь впечатлениями.

А сейчас вернемся к стихотворению. Найдите в нем и назовите однокоренные слова.

Прочтите какое задание надо выполнить в этом номере. (Вставьте пропущенные буквы. ыделите корень. Обозначьте ударение. Подчеркните проверочные слова.)

Дети выполняют задание.

Назовите проверочные слова. Почему они проверочные?

Смотрим следующее задание.

5. Запишите проверочные слова к слову зима.

З…ма, - зимы, зимний, зимушка, озимые, озимь, зимовье, зимовать, зазимовать, перезимовать, зимовка.

Дети называют по одному слову, записываем по одному слову.

Выделяем корень. Обозначаем ударение.

Когда записали слово зимы, как здесь проверили? (формой слова )

Когда записали слово зимний, как здесь проверили? (однокоренным словом )

Как можно было бы назвать эту группу слов, если исключить из нее слово зимы ? (однокоренные слова )

А почему исключаем слово зимы ? (это другая форма слова зима )

Продолжим это ряд однокоренных слов.

Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково )

В чем особенность проверочных слов? (в проверочном слове гласный в корне ударный )

Озимые – высеваемые и прорастающие осенью, зимующие под снегом.

Озимые культуры. Озимые хлеба.

Озимь – 1) Всходы, посевы озимых культур. 2) Поле, занятое посевами озимых культур.

Чем в русской народной сказке Морозко укрывал озимые хлеба? (снежным одеялом )

Продолжите поговорку «Много снега - …» (много хлеба )

VI. Самостоятельная работа

Помните, в начале урока я рассказывала про Диму, который пока еще не усвоил правило проверки безударных гласных в корне. Предлагаю вам попробовать себя в роли учителя и проверить сочинение Димы. Прочтите его.

Зимой.

Пушистым кавром лежит снег на палях и халмах. Побилели лисные палянки. В лису замило все трапинки. Дует лидяной ветер. На окнах поивились удевительные узоры.

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Проверьте, все ли ошибки исправили. (6 слайд, приложение 2)

Какие ошибки не увидели? Как можно проверить эти слова.

VII. Итог.

Какие слова называем проверяемыми? (У которых безударный гласный в корне )

Какие слова называем проверочными? (В которых гласный в корне под ударением )

VIII. Рефлексия .

Подведем итог нашей работы. Украсим елочку. Для этого выберем шарик соответствующего цвета.

Причитаем, что обозначает шарик красного цвета, желтого, синего, стального.

  • Красный – Работой своей доволен. Все получилось.
  • Желтый – Работал хорошо. Были небольшие затруднения.
  • Синий – Работал не очень активно. Было трудно.
  • Стальной – Работой своей не доволен. Осталось много вопросов.


Похожие публикации