Трехступенчатый контроль за соблюдением охраны труда. Трехступенчатый контроль по охране труда: методические рекомендации

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п средняя зарплата пострадавшего.

Ещё во времена Советского Союза была разработана система трехступенчатого контроля по охране труда. И сегодня этот метод применяется довольно активно.

Виды контроля

Трудовой кодекс обязывает работодателя не только обеспечить в компании соответствующие условия охраны труда, но и организовать надлежащий контроль за состоянием таких условий.

Существует три основные системы контроля за охраной труда:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • общественный.

Помимо этих систем выделяют и трехступенчатый контроль (административно-общественный).

Трехступенчатый контроль: его суть

Суть такого метода заключается в организации контроля в три этапа (ступени).

Нет единого документа, регламентирующего порядок проведения такого контроля во всех организациях. Есть несколько нормативных правовых актов, в которых описывается этот метод на отдельных производствах.

Например, в Правилах для полиграфических компаний (Приказ МПТР РФ от 04.12.2002 N 237). В этом документе данный метод предусматривает:

  • ежедневный контроль (I ступень) — должен проводиться мастером участка вместе с общественным инспектором;
  • еженедельный (II ступень) — начальником цеха вместе с уполномоченным по охране труда;
  • ежемесячный (III ступень) — комиссией под руководством главного инженера организации.

Такой же метод контроля применяется и при эксплуатационной работе и обеспечении безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве ОАО "РЖД" (Регламент, утв. ОАО "РЖД" 12.08.2006 N ЦТЛ-16/2).

Рассмотрим более подробно каждую ступень контроля, исходя из общей сложившейся практики.

1-я ступень контроля

Подразумевает проведение ежедневного контроля или ежесменного. Проводится руководителем работ (например, сменным мастером, дежурным по станции, бригадиром и т.д.). Контроль должен проводиться как в начале рабочего дня, так и в течение дня или смены.

В начале рабочего дня руководитель работы обязан проверить:

  • готовность сотрудников начать трудовую деятельность (на общее состояние здоровья, отсутствие алкогольного опьянения и др.);
  • рабочие места (их состояние и соответствие нормам);
  • наличие аптечки, средств пожаротушения и т.д.;
  • наличие средств защиты и спецодежды, исправных инструментов и приспособлений;
  • правильность работы заземляющих устройств, вентиляции, освещения;
  • состояние проходов и проездов;
  • устранение нарушений, обнаруженных предыдущей проверкой.

После того, как рабочая бригада приступит к работе, в течение всей смены необходимо вести контроль за соблюдением работниками инструкций и правил по охране труда.

2-я ступень контроля

2-я ступень проводится руководителем подразделения. В его качестве может выступать, например, начальник цеха, участка, старший мастер и т.д.

Контроль проводится не менее 1 раза в месяц. Привлекаются к участию лица, уполномоченные по охране труда.

На втором этапе проверяются:

  • реализация мероприятий, запланированных по результатам проверок предыдущих ступеней контроля;
  • осуществление мероприятий по итогам расследования несчастных случаев;
  • работоспособность транспортных средств, оборудования;
  • освещённость рабочих мест;
  • наличие информационных стендов и знаков безопасности;
  • качество и своевременность проведения технической учёбы и инструктажей;
  • исправность электрооборудования и вентиляционных устройств;
  • санитарное состояние цехов и бытовых помещений.

3-я ступень контроля

Последний этап осуществляется комиссией. В состав комиссии могут быть включены главный инженер, заместители начальника, инженер по охране труда, уполномоченные по охране труда, представители профкома, главный технолог, ответственный за электрохозяйство, инспектор отдела кадров и т.д. Возглавляется комиссия одним из руководителей предприятия. В некоторых случаях при необходимости может быть создано несколько комиссий.

3-я ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал. Проверка охватывает все производственные подразделения.

  • результаты контроля на предыдущих этапах;
  • содержание строений, сооружений, проезжей, пешеходной части, помещений, переходов, тоннелей;
  • работоспособность технологического, грузоподъемного, транспортного и прочего оборудования;
  • правильность работы вентиляционных систем;
  • наличие схем подключения энергоустановок и коммуникаций;
  • наличие и использование спецодежды, спецобуви и других средств защиты;
  • соблюдение режима работы и отдыха;
  • соответствие санитарно-гигиенических нормам, правилам электро- и пожарной безопасности и пр.

По результатам проверки на третьем этапе составляется акт. В этом акте указываются выявленные нарушения. На основании акта издаётся приказ о принятии необходимых мер и устранении выявленных нарушений.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Московского

областного объединения

организаций профсоюзов

В.В. Кабанова

Начальник Главного управления

по труду и социальным вопросам

Московской области

В.А. Рушев

ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи организациям в осуществлении ступенчатого ведомственно - общественного контроля за состоянием условий и охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах и определяют примерный порядок осуществления контроля за состоянием безопасности труда, устранения выявленных нарушений на всех ступенях контроля.

1. Общие положения

1.1. Ступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителей работодателя и профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда. Ступенчатый контроль не исключает проведения ведомственного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и специалистов, а также контроля, обусловленного Положением о комитете (комиссии) по охране труда и Положением об уполномоченных (доверенных) лицах по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

1.2. Целью контроля является выполнение требований безопасности труда в процессе производственной деятельности, предупреждение производственного травматизма, в том числе микротравм, аварийности производства, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, обеспечение прав работников на охрану труда, предусмотренных действующим законодательством, а также своевременное устранение нарушений действующих правил и норм по охране труда.

2. Основные положения ступенчатого контроля

2.1. Ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на 3 ступенях:

1-я ступень - в бригаде, в отделении, на участке, в смене осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком (далее - мастер) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа (трудового

2-я ступень - в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и т.п.) осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа подразделения;

3-я ступень - на предприятии в целом осуществляется комиссией, назначенной приказом - постановлением работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

В зависимости от численности работающих, количества самостоятельных подразделений, структуры управления организации контроль может осуществляться и по большему числу ступеней.

2.2. Руководство организацией ступенчатого контроля осуществляют руководитель организации и председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.

2.3. Результаты обследования записываются в журналы ступенчатого контроля за безопасностью труда (далее - журналы) 1-й и 2-й ступеней (рекомендуемые формы журналов приведены в приложениях 1 и 2); результаты обследования 3-й ступени оформляются актом.

2.4. Журналы должны быть прошнурованы, а листы пронумерованы. На последнем листе журналов должна быть подпись руководителя службы охраны труда, скрепленная печатью.

2.5. Не допускаются зачеркивания, подчистки и исправления записей в журналах.

2.6. Журналы выдаются работниками службы охраны труда под роспись:

1-й ступени - мастеру;

2-й ступени - руководителю подразделения.

2.7. Журналы каждой ступени должны предъявляться по первому требованию представителям органов надзора и контроля и другим лицам, осуществляющим контроль и надзор за состоянием охраны труда.

3. Организация и порядок проведения контроля

на первой ступени

3.1. Проверка условий и безопасности труда должна проводиться ежедневно в начале рабочей смены, в дальнейшем - в течение всей смены.

3.2. Проверке подлежат:

3.2.1. Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

3.2.2. Состояние и правильность организации рабочих мест.

3.2.3. Состояние проходов и проездов вблизи рабочих мест.

3.2.4. Исправность оборудования, контрольно - измерительных приборов, блокировок и сигнализации.

3.2.5. Состояние заземления (видимое крепление шины заземления к оборудованию и аппаратуре).

3.2.6. Наличие и исправность ограждений вращающихся частей оборудования и опасных зон.

3.2.7. Эффективность работы вентиляционных систем.

3.2.8. Наличие и исправность средств подмащивания для работы на высоте.

3.2.9. Наличие на рабочих местах инструкций по охране труда.

3.2.10. Наличие и исправность инструмента и приспособлений.

3.2.11. Состояние площадок для складирования материалов, полуфабрикатов и изделий.

3.2.12. Соблюдение требований безопасности при складировании материалов, их погрузке, транспортировке и разгрузке.

3.2.13. Наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты.

3.2.14. Соблюдение работниками требований, изложенных в инструкциях по охране труда и пожарной безопасности, при производстве работ в течение смены.

3.2.15. Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе с электроинструментом, электрооборудованием и в электроустановках.

3.2.16. Выполнение работ повышенной опасности.

3.2.17. Соблюдение правил безопасности при работе с вредными, взрыво- и пожароопасными веществами и материалами.

3.2.18. Соблюдение технологических регламентов.

3.2.19. Наличие на руках у работающих удостоверений по охране труда на право выполнения соответствующих работ.

3.3. По выявленным нарушениям и недостаткам мастером и уполномоченным (доверенным) лицом намечаются мероприятия, устанавливаются сроки их устранения и назначаются исполнители по устранению нарушений и недостатков.

3.4. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно производиться незамедлительно под непосредственным надзором мастера.

3.5. Если нарушения не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю служебной запиской для принятия соответствующих мер.

3.6. В случае выявления нарушения требований правил и норм, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работы должны быть приостановлены до устранения этого нарушения с незамедлительным извещением об этом руководителя подразделения.

3.7. Результаты проверки записываются мастером в разделе II журнала первой ступени контроля (приложение 1) с росписью мастера, бригадира, уполномоченного (доверенного) лица и исполнителя.

3.8. Мастер с участием бригадиров, уполномоченных (доверенных) лиц ежедневно перед началом работы проводит пятиминутное совещание с работниками по выполнению требований безопасности труда.

3.9. На совещании подводятся итоги работы участка за прошедший день, обращается внимание на безопасное производство работ и намеченные к выполнению на текущий день мероприятия по охране труда.

3.10. В течение рабочей смены мастер осуществляет контроль за соблюдением работниками правил и норм безопасности труда.

3.11. При обнаружении нарушения мастер обязан предупредить рабочего, о чем должна быть сделана соответствующая запись в разделе III журнала первой ступени (приложение 1) с росписью нарушителя и заполнением всех граф раздела. При нарушениях правил безопасности по пункту 3.5 мастер должен написать служебную записку руководителю подразделения о принятии соответствующих мер, например, о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя или использовании мер общественного воздействия.

3.12. Мастер несет ответственность за правильное ведение журнала первой ступени.

3.13. Ежедневно мастер должен отчитываться перед руководством подразделения о состоянии охраны труда на производственном участке.

4. Организация и порядок проведения контроля

на второй ступени

4.1. Комиссия в составе: руководителя подразделения, технолога, уполномоченного (доверенного) лица, члена комитета (комиссии) по охране труда профсоюза или иного уполномоченного коллективом представительного органа один раз в неделю должна проверить:

4.1.1. Организацию и результаты работы первой ступени.

4.1.2. Выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок второй и третьей ступеней.

4.1.3. Выполнение приказов и распоряжений по предприятию и подразделению, решений Дней охраны труда, совещаний, собраний по вопросам охраны труда, решений профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками органа, комитета (комиссии) по охране труда.

4.1.4. Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям службы охраны труда, других органов надзора и контроля.

4.1.5. Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев, аварий, профзаболеваний и производственных неполадок.

4.1.6. Состояние и соответствие оборудования, тары, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно - технической документации по охране труда.

4.1.7. Соблюдение графиков планово - предупредительного ремонта оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов, регламентов и инструкций.

4.1.8. Состояние прилегающих к подразделению территорий и территорий складских площадок.

4.1.9. Состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление.

4.1.10. Наличие и состояние на рабочих местах инструкций и плакатов по охране труда, знаков безопасности, покраску оборудования и строительных конструкций в соответствии с требованиями ГОСТов и производственной эстетики.

4.1.11. Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно - измерительных приборов.

4.1.12. Своевременность и качество проведения инструктажей и обучения рабочих по безопасности труда.

4.1.13. Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

4.1.14. Обеспечение работников молоком, лечебно - профилактическим питанием и спецмылом.

4.1.15. Состояние санитарно - бытовых помещений и устройств.

4.1.16. Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и производственной дисциплины.

4.2. Результаты проверки записываются в раздел II журнала первой ступени контроля с росписью членов комиссии.

4.3. Выявленные в ходе проверки на второй ступени контроля нарушения, которые невозможно устранить немедленно, записываются в журнал второй ступени (приложение 2).

4.4. Комиссия намечает мероприятия, а руководитель подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения.

4.5. Если намеченные мероприятия не могут быть выполнены силами подразделения, то его руководитель обязан доложить об этом главному инженеру (техническому директору) служебной запиской для принятия соответствующих мер.

4.6. Копия служебной записки должна быть направлена в службу охраны труда предприятия.

4.7. В случае обнаружения нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, комиссия должна приостановить работу до устранения этого нарушения.

4.8. Еженедельно руководитель подразделения проводит совещание инженерных служб подразделения, мастеров, бригадиров, актива уполномоченного работниками представительного органа, на котором разбираются результаты проверки, ход выполнения приказов, распоряжений, планов - графиков, предписаний по охране труда, а также собственных решений по предыдущим проверкам.

5. Организация и порядок проведения контроля

на третьей ступени

5.1. Комиссия в составе: главного инженера (технического директора), руководителя службы охраны труда, главных специалистов, ответственных лиц по надзору за объектами, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, председателя профсоюзного комитета или иного уполномоченного коллективом представительного органа, председателя комитета (комиссии) по охране труда один раз в месяц должна проверить:

5.1.1. Организацию и результаты работы первой и второй ступеней.

5.1.2. Выполнение мероприятий, намеченных третьей ступенью в прошлом месяце.

5.1.3. Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений руководства организации и решений Дней охраны труда, совещаний, профсоюзного комитета или иного уполномоченного коллективом представительного органа по вопросам охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда организации.

5.1.4. Выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда и другими документами.

5.1.5. Выполнение мероприятий по результатам расследования несчастных случаев и актам специального расследования аварий и производственных неполадок.

5.1.6. Наличие и правильность ведения паспорта санитарно - технического состояния подразделения.

5.1.7. Организацию разработки и внедрения стандартов ССБТ.

5.1.8. Организацию технического надзора за содержанием в исправном и безопасном состоянии зданий, сооружений и помещений подразделений и прилегающих к ним закрепленных территорий в соответствии с требованиями нормативно - технической документации (НТД) по охране труда, состоянием проезжей части и пешеходных дорог, переходов.

5.1.9. Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического, теплотехнического и другого оборудования требованиям стандартов ССБТ, правилам и другой НТД по охране труда, наличие актов проверок.

5.1.10. Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств.

5.1.11. Выполнение графика планово - предупредительного ремонта всего оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования.

5.1.12. Обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта.

5.1.13. Обеспеченность работающих санитарно - бытовыми помещениями, их санитарное состояние и работоспособность санитарно - бытовых устройств.

5.1.14. Организация лечебно - профилактического обслуживания работников.

5.1.15. Состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление.

5.1.16. Организация и качество проведения обучения и инструктажа работников по безопасности труда.

5.1.17. Готовность персонала к работе в аварийных ситуациях.

5.1.18. Соблюдение режима труда и отдыха, трудовой и производственной дисциплины.

5.2. Результаты проверки оформляются актом и записью в журнале второй ступени с росписью членов комиссии и председателя комитета профсоюза проверяемого подразделения. Акт хранится в службе охраны труда (акт оформляется службой охраны труда).

5.3. Ежемесячно главный инженер (технический директор) проводит День охраны труда, на который приглашаются: председатель профкома, председатель комитета (комиссии) по охране труда, главные специалисты, руководители подразделений, специалисты служб охраны труда и пожарной безопасности, цеховой врач, профсоюзный актив или представители иного выборного органа.

5.4. На Дне охраны труда доводятся до сведения участников результаты проверок, заслушиваются отдельные руководители подразделений и главные специалисты по допущенным нарушениям.

5.5. Служба охраны труда:

Ведет и оформляет протокол по результатам проведения Дня охраны труда;

Рассылает протокол руководителям подразделений и служб;

Осуществляет контроль за выполнением решений, принятых на Дне охраны труда;

Докладывает главному инженеру (техническому директору) о ходе выполнения протокольных решений.

5.6. Решения, принимаемые на Дне охраны труда, носят характер обязательного исполнения руководителями подразделений и служб. По вопросам, требующим принятия решений руководителем организации, главный инженер (технический директор) вносит руководителю организации соответствующие предложения, связанные с необходимостью выполнения намеченных мероприятий, а также наложения дисциплинарного взыскания на руководителей и специалистов, не обеспечивших устранение нарушений.

5.7. Профсоюзный комитет или иной уполномоченный работниками представительный орган по результатам работы системы ступенчатого контроля вправе заслушать на заседаниях отчеты о работе цеховых профсоюзных комитетов или иных уполномоченных работниками представительных органов о работе по осуществлению ступенчатого контроля за состоянием охраны труда.

Приложение 1

ЖУРНАЛ

ПЕРВОЙ СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА

Раздел I. СПИСОК РАБОЧИХ СМЕНЫ (УЧАСТКА, БРИГАДЫ),

ПЕРВИЧНАЯ И ПОВТОРНАЯ ПРОВЕРКА ИХ ЗНАНИЙ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

N
п/п

Фамилия
И.О.

Профессия

Первичная
аттестация
по профессии

Повторная проверка знаний

Примечание

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Раздел II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА НА ПЕРВОЙ

СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ

N
п/п

Дата
обследования

Результаты
контроля,
отмеченные
нарушения

Необходимые
мероприятия
по устранению
нарушения

Ответственный
за выполнение
мероприятий

Отметка
о выполнении
мероприятий

Фамилии
и подписи лиц,
осуществляющих
контроль

Фамилия

Подпись

Раздел III. РЕГИСТРАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ

ОХРАНЫ ТРУДА

N
п/п

Дата
нарушения

Ф.И.О.
нарушителя

Характер
нарушений

Принятые
меры

Подпись
нарушителя

Приложение 2

ЖУРНАЛ

ВТОРОЙ СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА

Раздел I. СПИСОК РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ИХ ПЕРВИЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

N
п/п

Фамилия
И.О.

Занимаемая
должность

Первичная аттестация

Повторная проверка знаний

Общие правила
охраны труда
и промсанитарии

Правила
Госгортех-
надзора

Правила
эксплуатации
электроустано-
вок

Другие
правила
охраны
труда

Общие правила
охраны труда
и промсанитарии

Правила
Госгортех-
надзора

Правила
эксплуатации
электроустано-
вок

Другие
правила
охраны
труда

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

Дата

N
протокола

Дата

N про-
токола

N
п/п

Дата
обследования

Наименование
участка работы,
Ф.И.О.
руководителя

Выявленные
нарушения
и недостатки
по охране
труда,
предписания
и предложения

Установленные
сроки
исполнения

Роспись
исполнителя

Дата
фактического
выполнения

Фамилии
и подписи
членов
комиссии

Примечание

Безопасность работников предприятия обеспечивается работодателем за счет внедрения и соблюдения правил охраны труда. Правильная организация работ позволяет избежать травматизма и уменьшить вредное влияние опасных факторов на работающих людей (в том числе собирая соответствующие комиссии: детали ). Заботясь о безопасности сотрудника, работодатель сам оказывается в выигрыше.

Трехступенчатый контроль, внедренный на предприятии, обеспечивает правильное функционирование системы безопасности на службе.

Что такое трехступенчатый контроль по охране труда?

Трехступенчатый контроль по охране труда может осуществляться разными методами. Трехступенчатая система контроля это мониторинг уже предписанных и выполненных работ по обеспечению системы безопасности на производстве.

Соответствующая система позволяет:

  • Производить систематическое наблюдение за действиями сотрудников всех уровней;
  • Соблюдать предписанные законом РФ стандарты;
  • Содержать рабочие места, бытовые помещения и производственные территории в порядке;
  • Осуществлять систематические обучения и инструктажи, повышающие культуру и увеличивающие знания работников по трудовым нормам;
  • Обеспечивать применений требований санитарных и гигиенических норм;
  • Проводить оздоровление членов коллектива.

Своевременный и регулярный мониторинг ступеней позволяет руководству корректировать действия и улучшать созданные условия для работы.

Трехступенчатый контроль по охране труда — нормативный документ

В ТК РФ вопросам охраны труда и проведению мероприятий по улучшению трудовых показателей отводится целый раздел. Но не в одной из глав не указано обязательное применение трехступенчатой системы контроля.

Выбор формы управления и контроля за соблюдением предписанных нормативов всецело ложится на плечи работодателя. В отдельных случаях в процесс выбора могут вмешаться контролирующие органы. Однако зачастую именно руководитель определяет, какую структуру оптимально ввести на предприятии. После внедрения структура регулируется в соответствии с принятыми в организации локальными документами.

Порядок проведения трехступенчатого контроля по охране труда

Трехступенчатая система безопасности по охране труда позволяет распределить обязанности в организации следующим образом:

  • 1-ая ступень – это непосредственные координаторы работ. Сюда относятся начальники смен и участков, бригадиры, мастера;
  • 2-ая ступень – руководители подразделений;
  • 3-я ступень – это комиссия во главе с директором учреждения.

Порядок проведения оперативных проверок по трехступенчатому процессу выглядит следующим образом:

  • Основные представители первых двух ступеней проводят регулярные проверки на рабочих, в рамках масштаба своих должностных инструкций;
  • Обязанностью ответственных лиц 3-го уровня, является внесение сведений по проведенным проверкам в журнал;
  • На основании сделанных записей составляется акт.

Наличие выявленных нарушений дает право на выдачу предписаний, для устранения несоответствий.


Для выполнения всех действий отводится определенные временные промежутки.

Приказ о введении трехступенчатого контроля за охраной труда на предприятии

Введение трехуровневой модели возможно при соблюдении положенных по закону нормативов. Приказ руководителя позволяет официально внедрить указанную систему.

В приказе необходимо указать:

  • Основание, которое повлекло за собой внедрение данного процесса;
  • Указание комиссионного состава третьей ступени и председателя комиссии. Обычно это директор организации;
  • Перечисление сотрудников, на которых возлагается важная миссия по проведению мероприятий на местах.

Одним из обязательных на предприятии документов, является положение о трехуровневой модели охраны труда. Это один из первых нормативных актов, который разрабатывается до начала внедрения указанной системы.

Образец заполнения журнала трехступенчатого контроля по охране труда

Трехуровневая система, которая обеспечивает безвредность профессиональной деятельности, имеет свою специфику – она должна обязательно отражаться в журналах.

Форма журнала является произвольным показателем, но лучше придерживаться следующих граф:

  • Порядковый номер строки;
  • Дата проводимой проверки;
  • Выявленное нарушение;
  • Конечный срок устранения нарушений;
  • Фамилия специалиста, проводившего проверку;
  • Подпись проверяющего.

В зависимости от целей работодателя в журнал могут быть внесены дополнительные графы. Рекомендуется оставлять один раздел, под названием «Примечание». В него можно вносить сведения разрозненного характера и неучтенные заранее данные.

Каждый наниматель по закону обязан следить за тем, что предприятие функционировало в соответствии с нормами трудового законодательства. Поэтому уменьшение негативного эффекта от профессиональной деятельности — первостепенная задача любого руководителя.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Контроль за состоянием условий и охраны труда, соблюдением требований нормативных и правовых актов по охране труда является одним из основных элементов системы управления охраной труда в организации.

В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля:

  • текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
  • постоянный контроль состояния производственной среды;
  • многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
  • проверка готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;
  • внутренняя проверка (аудит) системы управления;
  • внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Контроль за состоянием условий и охраны труда в организации осуществляется руководителями и специалистами, на которых приказами (распоряжениями) возложены эти функциональные обязанности, службой охраны труда или специалистами по охране труда, комитетом (комиссией) по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных и правовых требований охраны труда осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, совместный комитет по охране труда, представители представительного органа работников.

Законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах. Порядок проведения (процедура контроля) устанавливается работодателем самостоятельно.

Основные направления организации контроля условий и охраны труда по уровням управления зависят от структуры организации, специфики ее деятельности, численности работников.

Для крупных организаций, в которых особо выделяют процессы (технологические, вспомогательные, обслуживающие), непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования, инструмента, транспорта — применимы три ступени контроля.

Деятельность малого (до 100 чел., микропредприятие до 15 чел.) и среднего (от 100 до 200 чел.) предприятия далеко не всегда удается подстроить под какую-либо схему. Тем не менее, практика работы по охране труда многих таких предприятий показывает, что для осуществления контроля применимы две ступени контроля.

Положение об организации контроля за состоянием охраны труда является нормативным правовым актом, который разрабатывается и вводится для регламентации процедуры системы управления охраной труда в организации.

Структуру Положения определяют работодатель исходя из специфики деятельности организации и ее размера, а также принятых в организации методик разработки локальных нормативных актов. Приводимое ниже Положение подготовлено для непроизводственной организации, отсюда незначительное количество норм, определяющих механизм проведения контроля за состоянием условий охраны труда на производстве.

В Положении об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда целесообразно включить следующие разделы:

  1. Общие положения;
  2. Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда;
  3. Общественный контроль за состоянием охраны труда;
  4. Права специалистов, осуществляющих контроль за состоянием охраны труда.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Наименование организации

УТВЕРЖДАЮ:

наименование должности____________

подпись_____расшифровка подписи___

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации и проведении

контроля за состоянием охраны труда

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение, разработано в соответствии со статьей 212, Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок организации контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах по стороны руководителей и специалистов организации совместно с первичной профсоюзной организацией.

1.2.Контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях организации осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистами службы охраны труда, Комитетом по охране труда путем проведения обследований структурных организаций (помещений и зданий в которых они располагаются).

1.3..Контроль за состоянием охраны труда проводится для установления:

а).соответствия фактического состояния охраны труда требованиям законодательства, правилам и нормам по охране труда;

б).степени выполнения работниками требований по охране труда, предписаний органов надзора, распоряжений руководства организации.

1.4.Основным содержанием контроля являются проверки:

а).соблюдения норм и правил охраны труда;

б).состояния обучения работников и пропаганда по охране труда;

в).состояние параметров микроклимата и наличия вредных производственных факторов, работы вентиляционного и другого санитарно-технического оборудования;

г).безопасности помещений и зданий;

д).безопасной эксплуатации транспортных средств, электрохозяйства, подъемников и лифтов, другого инженерно-технического оборудования;

е).обеспечения средствами индивидуальной защиты и их применения;

ж).состояния санитарно-бытового обеспечения работников;

з).состояние учета и анализа производственного травматизма;

и).выполнение предписаний контрольно-надзорных органов;

к).выполнение запланированных мероприятий по охране труда, в том числе в коллективном договоре;

л)._____________________________________________

1.5.По результатам обследований составляются акты и разрабатываются предложения по устранению выявленных нарушений норм и правил по охране труда.

1.6.Обследования структурных подразделений организации производятся в соответствии с планом работы Комитета по охране труда, который составляется 1 раз в год и доводится до сведения руководителей структурных подразделений.

1.7.___________________________________________

2.Порядок проведения контроля за состоянием охраны труда

2.1.Проведение контроля на первом уровне:

2.1.1.Для проведения оперативного контроля на первом уровне создаются комиссии в составе руководителя структурного подразделения и специалистов службы охраны труда (определяемого начальником службы охраны труда в расписании работы комиссий, составляемых ежемесячно)

2.1.2.Комиссия еженедельно в начале рабочего дня проводит обследование структурного подразделения, в ходе которого проверяются:

а) организация и содержание рабочих мест;

б) состояние освещенности;

в) исправность оборудования, инструментов и приспособлений;

г) наличие необходимых инструкций по охране труда, пожарной безопасности;

д) наличие спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

е) проведение инструктажей по охране труда

ж) наличие средств пожаротушения;

з).____________________________________________

2.1.3.Все замечания записываются в журнал контроля за состоянием охраны труда с указанием сроков и исполнителей, ответственных за устранение выявленных несоответствий и нарушений.

2.2.Проведение контроля на втором уровне:

2.2.1.Комитет по охране труда еженедельно по графику, проверяет состояние охраны труда в структурных подразделениях.

2.2.2.При необходимости к работе Комитета привлекаются:

  • Представитель первичной профсоюзной организации;
  • _____(наименование должности__________________.

2.2.3.В ходе проверки второго уровня проверяется:

а).организация контроля первого уровня;

б).соблюдение в структурных подразделениях правил и норм по охране труда, а также выполнение распоряжений руководства организации, предписаний контрольно-надзорных органов;

в).выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

г).соблюдение правил эксплуатации и содержания зданий и помещений, оборудования и инструментов. состояния санитарно-бытовых помещений;

д).соблюдение правил эксплуатации электроустановок;

е).____________________________________________

2.2.4.Каждое структурное подразделение подлежит обследованию не реже 1 раза в 6 месяцев.

2.3.Результаты обследования рассматриваются на заседании Комитета по охране труда, оформляются протоколом. По итогам разрабатываются мероприятия по устранению нарушений и требований правил и норм охраны труда.

2.4._____________________________________________

3.Общественный контроль за состоянием охраны труда

3.1.Общественный контроль за соблюдением прав законных интересов работников в области охраны труда призван всемерно способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда в структурных подразделениях организации.

3.2.Основными направлениями общественного контроля являются:

а).соблюдение работодателем законодательных и иных правовых актов по вопросам охраны труда;

б).состояние условий и охраны труда на рабочих местах;

в).выполнение работниками их обязанностей по соблюдению норм и правил по охране труда;

г).________________________________________________________

3.3.Общественный контроль за состояние охраны труда в организациях осуществляется первичной профсоюзной организацией: уполномоченными по охране труда, внештатными техническими инспекторами.

4.Права специалистов, осуществляющих контроль

за состоянием охраны труда

Специалисты, осуществляющие контроль за состоянием охраны труда имеют право:

4.1.Знакомиться с документами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей в пределах своей компетенции.

4.2. Составлять акты, выдавать обязательные по результатам проверок для исполнения руководителями структурных подразделений и работниками предписаний об устранении нарушений.

4.3.Готовить предложения об отстранении от работы работников, не прошедших обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

4.4.Готовить представления на привлечение работников, виновных в нарушении требований по охране труда и дисциплинарной ответственности

4.5_____________________________________________________________

Скачать Примерное положение «Об организации и проведении контроля за состоянием охраны труда» для непроизводственной сферы можно в разделе

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!



Похожие публикации