Защитные механизмы психики примеры. Механизмы психологической защиты и индивидуально-личностные особенности

Экология жизни.Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.Рассмотрим подробнее защитные механизмы нашей психики.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.
Рассмотрим подробнее защитные механизмы нашей психики.

1. Вытеснение.

Первым был открыт механизм вытеснения. С помощью вытеснения из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. С вытеснением связаны многие случаи забывания, позволяющего не вспоминать нечто, что могло бы поколебать представление о себе.

Пример действия механизма вытеснения можно представить следующим образом: если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро «испаряется» из моей памяти, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыла». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Следовательно, тревожащие, не очень ясные переживания желательно осознать и проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

2. Рационализация.

Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если один человек без всяких видимых причин нагрубил другому и его за это призвали к ответу, то он старается затем найти причины своей несдержанности, для того чтобы его поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива.
Рационализация - это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства . Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.
Механизм рационализации хорошо описан в известной басне А. Крылова «Лиса и виноград». Механизм обесценивания недоступного, но сильно желаемого предмета, явления описан там очень точно, но если рационализация станет правилом для человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать, что неминуемо приведет к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это может быть болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

3. Проекция.

Этот защитный механизм психики обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей психологической целостности посредством приписывания собственных неприемлемых по тем или иным причинам чувств, желаний, идей другим.
В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера. Если мы знаем о своих качествах и принимаем их в себе, то мы лояльно будем относиться к другим людям, имеющим похожие черты. Например, если человек признает, что временами он бывает вспыльчив, то простит такую же вспыльчивость другому. Познать самого себя человеку мешает то обстоятельство, что, обладая какими-то «отрицательными» качествами, особенностями личности, которые ему не нравятся в себе, он не готов их полностью принять. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей и он обращает свой гнев и неприятие на них. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается.

4. Замещение.

Это действие, направленное на какой-либо объект, на самом деле спровоцированное не им и не ему предназначенное, а вызванное другим, недоступным объектом. Когда человек сильно возбужден, например вследствие неприятного разговора с коллегой, но сам не может выразить все свои чувства в его адрес, он часто «спускает пар» на другого, ничего не подозревающего человека. Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения.

5. Отрицание.

Если человек не хочет замечать реально травмирующих событий, не хочет слышать беспокоящей его информации, то у него действует другая мощная психологическая защита, которая называется отрицание (исключение реальности).

Она направлена на то, чтобы не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят сознание. Отрицание может находить отражение в бегстве в фантазии, в воображаемый мир, где осуществляются все наши желания, где мы умны, сильны, красивы и удачливы. Некоторые остаются в мире мечты наедине с собой, другие фантазируют вслух, публично рассказывая о своих «знаменитых» знакомых и т. п. При этом главной целью использования такой «положительной самопрезентации» является повышение ценности человека в глазах окружающих.

6. Реактивное образование.

Если мальчик доставляет девочке немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от уроков и т. д.), то, скорее всего, он неравнодушен к ней. Почему мальчик ведет себя именно так?

Ребенка начинает тревожить чувство симпатии - чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам чувствует, что это «что-то нехорошее», за что его не похвалят. Отсюда и возникает совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция. Точно так же ученик, который постоянно срывает уроки (выкрикивает на них, отвлекает других учеников), на самом деле хочет привлечь к себе внимание, которого ему явно не хватает.
Подобное случается не только с детьми. Данный вид психологической защиты представлен и у взрослых, которые тоже иногда демонстрируют противоположные реакции.

Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции. Например, ребенок чувствует себя в семье хорошо, но его сильно наказывают за «плохое» поведение. В результате ребенок «изолирует» события, унижающие его чувство собственного достоинства, продолжает положительно относиться к родителям: может перед ними вести себя «хорошо», но демонстрирует запрещенное поведение перед игрушками: бьет и крушит их.

Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация.

7. Сублимация.

Это психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование. Эта защита считается конструктивной, так как имеет положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).

Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Что такое психологическая защита?

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в , помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из .

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать , развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы психологической защиты личности

Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.

Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного. Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения. Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.

Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение). Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом. Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.

Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, ощущения , вины, чувства .

Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.

Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.

Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.

Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к .

Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.

Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.

Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.

Виды психологической защиты

Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.

В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность. Согласно концепции Фрейда, — это главный результативный защитный механизм при созревании личности. Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии говорит о психическом созревании и сформированности личности.

Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную. При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление. При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.

Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.

Следующим, часто применяемым приемом, является , которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное. Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание. Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.

Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной. Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками. В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).

Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие. Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности. Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.

Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности. Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви. Иногда или к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.

Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.

Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация. Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины. Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.

Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.

Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида. Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию). Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).

Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.

Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.

Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.

Психологическая защита работает на бессознательном или подсознательном уровне, и, зачастую, человек не может контролировать свои защитные механизмы психики , если он ничего не знает о них. (Индекс жизненного стиля — тест)

Психологическая защита и разрушающее действие защитных механизмов психики человека

Психика человека имеет свойство защищать себя от неблагоприятных воздействий, будь то внешние факторы или внутренние. Механизмы психологической защиты работают в той или иной мере у каждого человека. Они выполняет функцию стража нашего психического здоровья, нашего «Я» от воздействия стрессов, неудач, повышенной тревожности; от неприятных, разрушающих мыслей, от внешних и внутренних конфликтов вызывающих негативное самочувствие.
(преодоление психологической защиты)

Кроме охраняющей функции психологическая защита человека может нести и разрушающее воздействие на личность, она может не давать личности расти и развиваться, достигать успехов в жизни.

Это происходит при частом повторении какого-либо защитного механизма психики в сходных жизненных ситуациях, но некоторые ситуации, хоть и сходны с той которая изначально вызвала защиту, все же в ней не нуждаются, т.к. человек способен сознательно решить эту проблему.

Так же психологическая защита становится разрушительной для личности в случаях использования человеком сразу нескольких защит одновременно.

Человек, часто использующий защитные механизмы (напомню: это происходит бессознательно) обречен на статус «неудачника» в своей жизни.

Психологические защиты личности не врожденные, они приобретаются при социализации ребенка, и основным источником развития тех или иных защит, а так же их использования в жизни (по назначению или же разрушающих) являются родители или лица их замещающие. Короче говоря, использования детьми психологической защиты зависит от того, как и какую защиту используют родители.

Психологические защиты имеют самую тесную связь с акцентуациями характера , и насколько более выраженной является акцентуация, настолько более выражены защитные механизмы психики человека.

Зная акцентуацию характера , свои индивидуально-личностные психофизиологические особенности (теория личности) , человек сможет научится управлять своими психологическими защитами и акцентуациями характера, (Программа психокоррекции характера) добиваться успехов в жизни, т.е. переходить из «неудачников» в «победители». (Теория личности 2)

Механизмы психологической защиты человека

Первым ввел понятие «психологическая защита» Зигмунд Фрейд , это «вытеснение» и «сублимация».

Это такие защитные механизмы психики как: Вытеснение, подавление, сублимация, интеллектуализация, рационализация, отрицание, проекция, замещение, идентификация с агрессором, регрессия, компенсация и гиперкомпенсация, реактивное образование, обратное чувство и их составляющие.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА — ОТРИЦАНИЕ — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.

Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.

Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам.

Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания.

Возможные девиации (отклонения) поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвития этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибизионизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.

Диагностическая концепция: истерия.

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи, гиперкинезы, нарушения функции анализаторов, эндокринные нарушения.

Тип групповой роли (по Г. Келлерман): «роль романтика».

МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ _ ПОДАВЛЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

В кластер подавления входят близкие к нему механизмы: ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ . Изоляция подразделяется некоторыми авторами на ДИСТАНЦИРОВАНИЕ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЮ и ДЕПЕРСАНОЛИЗАЦИЮ, которые можно выразить формулами: «это было где-то далеко и давно, как бы не наяву, как будто не со мной» .

В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.

Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.

Акцентуация характера: тревожность (по К. Леонгарду), конформность (по П.Б. Ганнушкину).

Возможные девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм.

Возможные психосоматические заболевания (по Э. Берну): обмороки, изжога, потеря аппетита, язва 12-перстной кишки.

Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику).

Тип групповой роли: «роль невиновного».

механизм защиты — РЕГРЕССИЯ — развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения.

Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.

В кластер регрессии входит также механизм ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, предполагающий непроизвольные иррелевантные действия для снятия напряжения.

Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.

Акцентуация характера (по П.Б. Ганнушкину): неустойчивость.

Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия .

Возможные психосоматические заболевания: данные отсутствуют.

Тип групповой роли: «роль ребенка».

Защитный механизм психики — КОМПЕНСАЦИЯ — онтогенетически самый поздний и когнититвно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.

Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

В кластер компенсации входят следующие механизмы: СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, и ФАНТАЗИЯ, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.

Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.

Акцентуация характера: дистимность.

Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.

Диагностическая концепция: депресивность.

Возможные психосоматические заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.

Тип групповой роли: «роль объединяющего».

Психологическая защита — ПРОЕКЦИЯ — сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.

Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениями, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Возможные девиации поведения: поведение детерминированное сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности. На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств. Реже встречаются садистско-мазохистский комплекс и ипохондрический симптомокомплексы, последний на базе недоверия к медицине и врачам.

Диагностическая концепция: паранойя.

Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз.

Тип групповой роли: «роль проверяющего».

защита психики — ЗАМЕЩЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.

Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т.п.), предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.), приверженность к любой деятельности, связанной с риском, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом.

Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронических алкоголизм, самоповреждения и суициды.

Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П.Б. Ганнушкину), возбудимая психопатия (по Н.М. Жарикову), агрессивный диагноз (по Р. Плутчику).

Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, язва желудка (по Э. Берну).

Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

Механизм психологической защиты — ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ — развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками.

Предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В этот кластер входят следующие механизмы: АННУЛИРОВАНИЕ, СУБЛИМАЦИЯ и РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.

Последняя подразделяется на рационализацию актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную и имеет следующие способы: дискредитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоценивание имеющегося и самодискредитация.

Особенности защитного поведения в норме: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязятельств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.

Акцентуация характера: психастения (по П.Б. Ганнушкину), педантичный характер.

Возможные девиации поведения: неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством», самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм, поведение, обусловленное различными фобиями, ритуальные и другие навязчивые действия.

Диагностическая концепция: навязчивость.

Возможные психосоматические заболевания: болевые ощущения в области сердца, вегетативные расстройства, спазмы пищевода, полиурия, сексуальные расстройства.

Тип групповой роли: «роль философствующего».

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — защитный механизм психики , развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей».

Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса и агрессии).

Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Особенности защитного поведения в норме: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью, избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т.п., резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), эротической литературе, сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте), подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение.

Из других особенностей: осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, иногда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для окружающих.

Акцентуации характера: сенситивность, экзальтированность.

Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.

Диагностическая концепция: маниакальность.

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит.

На этом описание защитных механизмов психики человека — закончено.

Желаю всем психического здоровья!

Предварительная консультация психоаналитика бесплатно.

Часто задаваемые вопросы психологу

Защитные механизмы психики – это психологические стратегии, бессознательно используемые человеком с целью защитить себя от тревоги, возникающей из-за непереносимых мыслей и чувств. Человек также неизбежно прибегает к защитным механизмам в попытке избавиться от чувства страха или вины. Защитные механизмы, как правило, не поддаются сознательному контролю, они вполне естественны и нормальны. Однако если они задействованы слишком часто, у человека развивается невроз, который может выглядеть как тревожность, фобии, навязчивые состояния или гистрионное (истерическое) расстройство.

Термин «механизм психологической защиты» был введен Зигмундом Фрейдом, который выделил и описал основные защитные механизмы. Его дочь Анна дополнила этот список еще десятью механизмами. Далее данный список расширялся другими психоаналитиками.

Рассмотрим основные защитные механизмы:

Идентификация с агрессором

Если человек боится кого-то, он может преодолеть этот страх, став похожим на того, кто представляется ему агрессором.

Одним из ярких примеров данного механизма является так называемый Стокгольмский синдром, благодаря которому жертвы идентифицируют себя с преследователями. Так, Патрисия Херст, похищенная в 1974 году американской леворадикальной террористической группировкой и перенесшая физическое, психологическое и сексуальное насилие, примкнула к группе бандитов и добровольно совершила вместе с ними ограбление. Патрисию оправдали на суде, так как она была жертвой, страдающей от Стокгольмского синдрома.

Вытеснение

Первый защитный механизм, описанный Фрейдом. Представляет собой непроизвольное вытеснение нежелательных воспоминаний, мыслей и чувств в бессознательное. Таким образом, происходит защита от непереносимого чувства тревоги, вины или стыда. Данная стратегия не является удачной в долгосрочной перспективе, так как вытесненные в бессознательное чувства все равно будут провоцировать тревогу.

Проекция

Представляет собой приписывание своих мыслей, чувств и мотивов другим людям. Как правило, на других проецируются социально неодобряемые мысли и поступки, например агрессивные или сексуальные фантазии. Человек может ненавидеть кого-то, но считать ненависть недопустимым чувством. Чтобы справиться с чувством вины по поводу ненависти, он может убедить себя в том, что тот, кого он ненавидит, тоже ненавидит его. Расхожая фраза «Все так делают» в оправдание своего нелицеприятного поступка – еще один пример проекции.

Вымещение

Вымещение является перенаправлением импульса (как правило, агрессии) на беззащитную цель, которая служит символической заменой (это может быть человек или предмет). Например, человек чувствует себя некомфортно, имея сексуальное желание, направленное на другого человека, и направляет это желание на какой-либо предмет (фетишизм). Человек, подвергающийся нападкам со стороны вышестоящего руководства, может приходить домой и бить собаку или члена своей семьи.

Сублимация

Сублимация похожа на вымещение, однако в случае сублимации эмоции перенаправляются в конструктивное, а не в деструктивное русло, например, в творчество.

Творения многих великих музыкантов и художников являются примерами сублимации. Спорт – еще один хороший способ направить свои эмоции (например, агрессию) в конструктивную деятельность. По мнению Фрейда, сублимация является основой цивилизованной жизни, а наука и искусство представляют собой сублимированную сексуальность.

Отрицание

На сознательном уровне человек отвергает события, мысли и чувства, которые не может принять. Этот механизм является весьма примитивным и опасным, так как отрицание реальности не может длиться вечно. Отрицание может действовать само по себе или в комбинации с другими защитными механизмами, которые, как правило, проявляются в более слабой форме и поддерживают отрицание.

Пример отрицания: курильщик, который отказывается признавать, что курение вредит его здоровью. При этом он может прибегать к рационализации, убеждая себя в том, что загрязненная экология наносит ему больший вред, чем его собственное действие – курение.

Регрессия

Представляет собой возвращение на одну из предыдущих стадий психологического развития под влиянием стресса. Когда человек напуган или обижен, он часто начинает вести себя как ребенок.

Ребенок, попав в стрессовую ситуацию, например, оказавшись в больнице, может снова начать сосать палец или писаться в постель. Подростки начинают глупо смеяться, общаясь с лицами противоположного пола.

Рационализация

Рационализация – это когнитивное искажение фактов с целью сделать событие или импульс менее угрожающим. Человек часто прибегает к этой стратегии как на сознательном, так и на бессознательном уровне, когда пытается придумать себе оправдания.

Для многих людей отговорки и оправдания настолько естественны и бессознательны, что они не осознают, когда и зачем они их используют. Другими словами, они готовы верить своей собственной лжи.

Реактивное формирование

Заключается в попытке человека вести себя таким образом, который является противоположностью тому, что он действительно думает или чувствует. Как правило, человек при этом не понимает своих истинных мотивов. При реактивном формировании сознательные чувства прямо противоположны бессознательным: любовь – ненависть, стыд – отвращение, потребность выглядеть и вести себя пристойно – сексуальность. Данный механизм психологической защиты, как правило, сопровождается действиями напоказ и компульсивным поведением. Примером реактивного формирования является латентный гомосексуализм, когда мужчина открыто осуждает гомосексуалистов, а на самом деле защищается от собственных бессознательных чувств к мужчинам. Жесткое гомофобное поведение призвано убедить окружающих и самого себя в своей гетеросексуальности. Другие примеры: заботливая дочь, которая пытается во всем угодить своей матери, а на самом деле испытывает к ней негативные чувства из-за несчастливого детства; скупой человек, пытающийся доказать свою щедрость и т.д.

Подготовлено по материалам: Freud, A. (1937). The Ego and the mechanisms of defense, London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis.

Freud, S. (1894). The neuro-psychoses of defence. SE, 3: 41-61.

Freud, S. (1896). Further remarks on the neuro-psychoses of defence. SE, 3: 157-185.

Freud, S. (1933). New introductory lectures on psychoanalysis. London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis. Pp. xi + 240.

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психика, психология, защитные механизмы, механизмы психологической защиты

Здравствуйте, дорогие читатели.

Сегодня вновь поговорим на психологическую тему. Она будет посвящена защитным механизмам психики, родоначальником которых является Фрейд, и будет интересна тем, кто хочет повысить свою психологическую компетентность или просто вспомнить азы психологии.

В первую очередь стоит сказать о том, что иметь защитные реакции это нормально и правильно.

Защита помогает справиться с сопротивлением, ослабить напряжение, беспокойство, она регулирует поведение и уравновешивает психику.
Защитный механизм, это оружие Вашего Эго, которое должно погасить конфликт между «можно» и «нельзя». Между маленьким ребенком, с его требованиями и запросами, и взрослой, состоявшейся личностью, со всеми сопутствующими требованиями, нормами и ограничениями.
Защитные механизмы чаще всего возникают вследствие стресса. Но также часто случается, что стресс прошел, а защитный механизм остался. И это уже не есть норма. В этом случае механизм уже не защищает, а мешает человеку жить и развиваться. (Т.е. вопрос в том, насколько долго и насколько правильно личность использует ту или иную защиту).
Так же, защитные механизмы могут быть патологическими. Например, при психическом заболевании.
Очень важно отметить то, что все защитные механизмы являются подсознательными. Воспользоваться защитным механизмом намеренно не получится. Это уже будет называться другим словом))

Четкой классификации защитных механизмов нет. Здесь будем рассматривать основные, можно сказать самые популярные, применяемые в психологическом консультировании.

Психологические защиты условно разделяют на 2 уровня. Первый уровень – более примитивные защиты, защиты первого порядка. Ко второму уровню относят вторичные защитные механизмы, более сложные для диагностики и для работы.

Вначале рассмотрим некоторые защиты первого уровня.

Механизм защиты, знакомый человеку с раннего детства, это примитивная изоляция . Человек уходит от взаимодействия с реальностью, когда слишком большая нагрузка, сильное возбужденное состояние, когда необходимо уединиться, чтобы вернуть себе душевное спокойствие и уравновешенность. Со стороны это выглядит как задумчивость, мечтательность, отстраненность.
Плюс такой защиты в том, что человек не искажает действительность, он просто уходит от нее в свой мир фантазий, как в другую реальность, менее проблемную и беспокойную. Пример: ученик, «считающий ворон» на уроке.
Минус состоит в желании укрыться от решения каких-то вопросов или общения путем пребывания в собственном мире.
Добиться состояния примитивной изоляции человек может и путем изменения своего психологического состояния, например с помощью алкоголя.
Некоторые исследователи пришли к мнению, что данным механизм защиты выражен у сверхчувствительных людей.
Другой защитный механизм первого уровня – проекция . Очень распространенный вид, при котором человек приписывает другому те качества, которые не принимает в себе. Механизм кажется простым, но применить его к себе очень нелегко.
В каждом человеке есть положительные и отрицательные стороны его личности. Положительное принимать легко и приятно, а вот соглашаться со своими недостатками – трудно. Если человек соглашается со своими недостатками, то более лояльно относиться к таким же качествам в других.
Человек отвергает свои отрицательные стороны, т.к. ему кажется, что это сохраняет его самоуважение. Он искореняет в других свои недостатки под видом защиты.
В конце концов, это просто снижает тревогу, уменьшает опасность, что и требуется от защитного механизма.

Отрицание – простая для понимания защита. Название говорит само за себя. Если какая-то информация, мысли, события, действия не приемлемы, являются болезненными, проблемными, несут угрозу или психологическому, или физическому состоянию, то они отрицаются. Их просто нет. Человек даже не пытается их осознать. Удобно, не правда ли?))
Минус этой защиты в том, что в реальном мире ситуация осталась и никуда не исчезла.
К примеру, человек может долго отрицать сметь близкого, но рано или поздно данный факт придется признать.
Отрицание предполагает отказ человека от необходимости подстраиваться или перестраиваться. И в ситуации, когда человек снимает защиту отрицания, его важно просто поддержать.

Механизм вытеснения уже относиться к группе второго порядка. Он чем-то схож с механизмом отрицания. Разница в том, что при отрицании человек даже не пытается осознать неприятные для него вещи, а при вытеснении такое предполагается. Результат вытеснения – безразличное отношения к ситуации.

Различают полное вытеснение и частичное. При полном вытеснении человек полностью забывает свои переживания, т.к. они были слишком травмирующие. К примеру, психотравма. Но, не смотря на это, травмирующие события продолжают влиять на жизнь, судьбу, здоровье человека, влиять на его поступки и поведение.

При частичном вытеснении человек старается не думать о своих переживаниях, но полностью забыть не может, и при определенных обстоятельствах они выскакивают в виде бурных эмоций.

Регресс . Этот механизм возвращает человека на более ранний и примитивный способ реагирования. В народе это называют «впасть в детство».
Это бегство в безопасность, т.к. чаще всего именно детство ассоциируется у многих с безопасностью. Это позиция слабого человека, требующего жалости, поблажек, не способного справиться с чем-то в силу своего «малого возраста».
Регресс может выражаться в отрицание чужой точки зрения, не смотря на доводы и аргументы. В момент регресса могут возвращаться детские привычки: грызет ногти, сосет палец, ковыряет в носу, заикается и т.д. Человек может одеться не по возрасту, захотеть любимое детское лакомство, просто заболеть.
Регресс всегда возникает как неосознанная реакция, и это его главная особенность. (В иных случаях это просто симуляция). И чаще всего регресс связан с какими-то достижениями.
К примеру, профессиональные достижения. Человек получил новую должность, но стал суетлив, раздражен, невнимателен, возбудим, грызет ногти, дома спит во фланелевой пижаме с мягкой игрушкой)) – признаки регрессии.
Регрессия очень распространена в сексуальной сфере. К примеру, онанизм. Человек, ведущий взрослую половую жизнь, решает вопрос более примитивным детским способом. Для него это проще, чем налаживать контакт с партнером.
Наконец регрессию можно сравнить с 2-х или 3-х годовалым ребенком, который провозглашает свою независимость от мамы, рвется постигать мир и твердит свое «я сам!», но при трудностях (страх, боль…) бежит прятаться за мамину юбку.
В целом, регрессия, как защитный механизм, достаточно распространенна и является относительно простым защитным механизмом. Может корректироваться. Но более эффективно работать с проблемой, которая вызвала эту защитную реакцию, т.е. со стрессом.

Следующий механизм защиты – рационализация . Человек бессознательно пытается оправдать и объяснить свое неправильное или даже абсурдное поведение. Истинное положение вещей является таким болезненным, что обволакивается в сладкую оболочку оправданий, где человек остается в своих глазах «белым и пушистым». Пример рационализации — басня Крылова «Лиса и Виноград.»
Рационализация бывает сознательной или бессознательной. Истинная причина может быть глубоко спрятана от самого человека как сердцевина луковицы.
Работа над этим механизмом заключается в снятии одного пласта за другим. Каждый последующий пласт может быть болезненнее предыдущего. Болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

Еще один механизм второго порядка – инверсия или реактивное преобразование . Человек заменяет мысли, чувства, действия на диаметрально противоположные. У всего есть два полюса. Если один полюс представляет угрозу или опасность, то человек перебрасывается на другой, более удобный. При этом опасный полюс перестает осознаваться.
К примеру, мальчик влюблен в девочку. Если он обнаружит свои чувства, то возможно его осмеют, оскорбят, не правильно поймут, будут ругать и т.д. (От любви до ненависти один шаг). Он совершает инверсию своих чувств и любовь понимает как ненависть или раздражение. Начинает дергать девочку за косички, обзывать, толкаться и прочите «нежности».
В инверсии человек может хотеть одного, а говорить о другом, или испытать безразличие к тому, кто (или что) представляет большое значение.
Если что-то для человека является гипер-ценностью, то на другом конце обязательно висит противоположная ценность, не менее значимая, но более проблемная.
Если человек постоянно и очень ярко подчеркивает, что у него нет конкурентов, то не сомневайтесь, они у него повсюду.
Чтобы снять этот механизм, необходимо поменять свои потребности, снизить важность одного полюса. Тогда разделение произойдет естественным образом.

Сопротивление. Чем ближе к проблеме, тем ярче сопротивление человека. Сопротивление может быть признаком того, что проблема актуальна и болезненна, а так же, что человек не готов к ее решению. Резкое и сильное давление не всегда оправдано. Неизвестно, как психика человека может среагировать на такое вмешательство. Задача консультанта или психолога, в этом случае, не давить, а подсвечивать проблему, чтобы человек не чувствовал опасность или угрозу, ведь он еще не знает, как жить по-новому.

Сублимация. Пожалуй, самый распространенный и приемлемый способ. Может оказаться даже очень успешным, если будет правильно реализован. Он подразумевает преобразование запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе, (возможно, что одобряются и поощряются им).

Если что-то делать нельзя, то человек делает то, что можно.

Очень распространенный пример сублимации личных проблем можно встретить в творчестве и в искусстве. Стихи, написанные несчастным влюбленным, полотна, потрясающие своими образами, музыка, вызывающая мурашки… Все это может восхваляться людьми, человек может снискать славу, почет, уважение, но…. Но сублимация не есть решение проблемы, поэтому человек может оставаться несчастным всю жизнь, оставаясь гением для всех.

Решение – работа над истинной проблемой.

В астропсихологии очень часто упоминается понятие сублимации. Это одно из возможных решений для проблемных планет, функции которых страдают и делают какую-либо сферу жизни человека крайне ограниченной.

С астропсихологической точки зрения можно сказать, что большинство защитных механизмов выражено в карте оппозицией планет друг к другу. Сопротивление может быть представлено квадратурой. Сублимация может быть представлена как удачное разрешение напряженных планет на трин.



Похожие публикации