С чего начать психологическое консультирование? Как проводить индивидуальную консультацию.

Этапы психологического консультирования

Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез . 3. Оказание воздействия . 4. Завершение психологической консультации.

1. Знакомство с клиентом и начало беседы

1а. Первый контакт. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. 1б. Ободрение. Желательно подбадривать клиента словами вроде: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. 1г. Собственно знакомство. Можно сказать клиенту: "Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?" После этого необходимо представиться самому. 1д. Формальности. До начала собственно консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, его важных особенностях: - основные цели консультирования, - квалификация консультанта, - оплата за консультирование, - приблизительная продолжительность консультирования, - целесообразность консультирования в данной ситуации, - риск временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, - границы конфиденциальности, в т.ч. вопросы аудио- и видеозаписи, присутствие (наблюдение) за процессом третьих лиц. Говорить следует кратко, не выливая на клиента лишнюю информацию. Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. 1е. "Здесь и сейчас". Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме "здесь и сейчас". Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах. 1ж. Первичный расспрос. Пример стандартной фразы: "Что Вас привело ко мне?", "Итак, какие вопросы вы хотели обсудить со мной?". Если клиент не является "профессиональным завсегдатаем" психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка. По крайней мере, его будет интересовать вопрос: правильно ли он говорит, о том ли? Поэтому в случае необходимости с первых же минут расспроса надо поддерживать диалог.

2. Расспрос клиента, формирование гипотез

2а. Эмпатическое слушание. Оно же - активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации). 2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально. 2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом - это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не "перемалывать" в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное. 2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная. В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать: а) видит ли клиент ситуации в истинном свете? б) если не видит, то в чём ошибается? в) полна ли модель ситуации? г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель? Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы. 2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная). Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза. 2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже "хорошо запутался" в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта - пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза. 2ж. Критика гипотезы, нахождение истины. Рассматриваются различные ситуации, типичные и не совсем типичные. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации.

3. Оказание воздействия

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что "не хватает сил", "не понимаю как" и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным). Установки можно "принимать" в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать. 3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

4. Завершение психологической консультации

4а. Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всего происшедшего. "Повторение - мать учения". 4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. 4в. Прощание. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько тёплых слов.

Литература

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.

Знакомо ли вам волнение при ожидании нового клиента? Спокойно ли вы рассказываете о своей деятельности и называете стоимость своих услуг? Нет? Тогда эта статья для вас.

Миф №1. Нет диплома – рано начинать консультировать.

«Как я могу начать консультировать, если у меня еще нет диплома на руках?» — такой вопрос возник в моей голове, когда я получала свое первое психологическое образование. Я специально выбирала учебное заведение, где можно получить больше опыта, тем не менее, когда пришло время начинать практиковать, наступил ступор.

Мой первый настоящий клиент нашел меня в интернете. На одном из тематических форумов я оставила комментарий, указав, что являюсь психологом, и вскоре была назначена первая консультация. К намеченному времени я испытала всю гамму чувств и эмоций: непреодолимое волнение, жуткое сопротивление, панику, сомнение, страх. Мне казалось, что проще прыгнуть с парашютом, чем провести часовую консультацию. Я, честно говоря, даже надеялась, что клиент передумает и не придет. Но все получилось иначе.

Клиент пришел, и моя паника сменилась легкой неуверенностью. При этом, она была заметна только мне. Не буду лукавить и говорить, что на своей первой консультации я смогла перевернуть мир клиента и сразу помочь решить все его проблемы. Я не сделала ничего особенного, просто дала человеку выговориться, внимательно слушала и иногда задавала наводящие вопросы.
По итогам консультации клиент признался, что получил облегчение, и его проблема уже не кажется такой значимой.

Многие попадают в ловушку двух противоречивых убеждений. Нельзя работать за деньги с клиентами, пока нет образования. И, также, нельзя получить реальный опыт без практики. Решение может быть простым: сначала отработка методик и практик с сокурсниками и друзьями. Они будут знать, что у вас нет диплома, но навредить вы тоже вряд ли сможете, потому что действовать будете осторожно и всегда сможете спросить помощи преподавателей. В худшем случае – вы не поможете, а в лучшем – приобретете опыт и закрепите знания.

И своих первых настоящих клиентов лучше искать уже в процессе обучения, пока вы еще находитесь в команде единомышленников и под чутким наблюдением опытных коллег.

Вывод: начинаем безопасную практику еще во время учебы.

Миф №2. Пока ты не можешь красиво себя назвать – рано начинать консультировать.

Закончив обучение, я получила диплом по специальности «Психологическое консультирование». Диплом есть, можно начинать активно себя продвигать, правильно?

«Как-то это слишком обширно! Психологов много, как же себя продвигать?» — посетила меня очередная умная мысль. Тогда я задумалась, что намного эффективнее быть психологом в определенной нише. Тогда мой потенциальный клиент точно будет знать, по каким вопросам обращаться именно ко мне.

Согласитесь, намного экспертнее звучит, если ты «перинатальный психолог», «детский психолог», «психолог-регрессолог», «психолог-логопед», «семейный психолог», «психолог-сексолог», «бизнес-психолог» и т.п.

Итак, я снова отложила практику. И, прежде чем начать себя активно продвигать, занялась поиском ниши.

Моей дочери было 2 года, а сын только родился, когда я решила, что хочу заниматься перинатальной психологией. Я снова плотно занялась учебой, изучила теорию, даже прошла практику в питерском роддоме и получила два удостоверения. Но когда пришло время начать работать, я поняла, что это совсем не то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь. Тогда я продолжила поиски ниши, снова отодвинув начало активной практики.

В процессе обучения мы наблюдаем за работой профессионалов, которые имеют многолетний опыт. Глядя на то, как легко и интересно получается у них, – хочется так же, причем сразу. На деле получается иначе, и начинает казаться, что где-то в другой нише будет все по-другому, просто надо ее найти.

Может быть. Но, как быть, если эту самую нишу не получается найти и выбрать сразу?

Невозможно понять, чем именно хочется заниматься, пока не попробуешь разные направления. К тому же вкусы, предпочтения и интересы с течением времени меняются. Поэтому важно начинать практиковать даже, если вы еще не выбрали основную нишу. Пробуя себя в разном, у вас будет возможность прочувствовать именно на своем опыте, насколько близко вам то или иное направление. И, возможно, это убережет вас от посещения лишних дорогостоящих курсов и семинаров.

Вывод: начинаем работать в общей практике еще до выбора своего любимого направления. Этот выбор происходит чаще всего в процессе практической работы.

Миф №3. Ты не самый умный – рано начинать консультировать.

Когда я только начала изучать психологию, казалось все просто. Есть алгоритм консультирования, мой личный опыт и желание помогать людям – казалось, что этого достаточно. Даже была уверенность, что это все легко, и я запросто могу стать лучшим психологом. Но чем больше я изучала, тем чаще вспоминала Сократа. Если уж он знает, что ничего не знает, что говорить обо мне. Я проходила курсы за курсами, но, чем больше я училась, тем больше казалось, что еще мало знаю.

Каждый раз алгоритм повторялся. «Вот сейчас я пройду курс по перинатальной психологии (транзактному анализу, КПТ, коучингу, клинической психологии, семейному консультированию, эриксоновскому гипнозу, НЛП, коррекции пищевого поведения…), а сразу после этого начну активно работать, продвигать себя и консультировать. Но каждый раз во время обучения я понимала, что мне еще не хватает опыта, знаний, регалий и квалификации, чтобы быть настоящим психологом.

И вот мои 3 диплома, стопка сертификатов и удостоверений пылятся на полочке, а мои «коллеги», имеющие сертификат о прохождении двухмесячных курсов «практической психологии» преспокойно работают и консультируют таких же, как я, хранительниц внутреннего саботажника.

Безусловно, я не призываю равняться на вышеупомянутых, но вот смелости у них поучиться стоит. Ведь знания, которые не находят практического применения, теряются. Можно сколько угодно читать о том, как шить, но научиться это делать можно только с иголкой в руках.

Единственное место, где можно действительно научиться консультировать – это сами консультации. Ни один семинар, ни один тренинг не научит вас слышать клиента и чувствовать, что именно ему в данный момент поможет. Знания, навыки и тренировка важны, безусловно. Когда человек начинает ходить в тренажерный зал, крайне важно знать, как пользоваться тренажерами, правильно поднимать штангу и приседать, без этих знаний можно навредить своему здоровью. Но вы никогда не сделаете свою фигуру более подтянутой, имея только эти знания и не занимаясь регулярно. Важны и знания, и регулярная практика. А для наилучшего и более быстрого результата можно воспользоваться услугами тренера. В консультативной практике это опытные коллеги, супервизоры, менторы.

Вывод: принимаем свою неидеальность и начинаем работать. А если чувствуете неуверенность, страх или сомнения – обращайтесь за помощью!

Миф №4. Если тебе страшно – рано начинать консультировать.

И вот я, наконец, поняла, что дальше тянуть бессмысленно и пора начать работать. Я привела в порядок соцсети, зарегистрировалась на психологических сайтах, разместила объявления не хуже, чем у других, указала адекватную цену, но очереди из клиентов почему-то не было. Не идут, не звонят, не пишут. Я долго не могла понять, почему. Оказалось, что я сама делаю все, чтобы ко мне не шли. Я случайно забывала отправить ответ потенциальному клиенту, отвечала на вопросы так, чтобы в процессе общения чем-то отпугнуть, в моем голосе звучала неуверенность и как будто призыв: «Лучше найти более опытного психолога, я дилетант, вряд ли смогу вам помочь!»

Если вам знакомо подобное чувство, знайте, вы далеко не одиноки! Скорее всего, вам, как и многим, мешает страх.

Подумайте, чего именно вы боитесь?

Самые распространенные страхи:

  • не смогу помочь клиенту или даже могу навредить;
  • нет должного образования;
  • неудобно брать деньги;
  • клиент останется недоволен и больше не придет;
  • мне уже 30 (40, 50…), поздно начинать;
  • вокруг много более опытных специалистов;
  • сложно найти клиентов;
  • не все знаю, не смогу ответить на какой-то вопрос.

Чего бы вы не боялись, важно осознать, что страх – это вполне нормально. Даже хорошо. Для специалистов разных профессий, страх – это прекрасное чувство, которое позволяет развиваться, стремиться быть лучше, работать над собой. Многие боятся выступать на публике, общаться со значимыми людьми, делать что-то новое.

И даже великие люди испытывают чувство страха. Знаете ли вы, что Наполеон Бонапарт однажды, когда вышел к своему войску и хотел обратиться с речью к солдатам, упал в обморок?

Если и вам знакомо чувство страха, то предлагаю, во-первых, порадоваться. Это значит, что вы адекватный человек. А, во-вторых, если вы действительно уверены, что это та деятельность, которой вы хотите заниматься, то попробуйте переключить акцент с себя на клиентов. Ведь вы хотите именно помогать людям, а не лечить себя за их деньги, правда?

Если это так, то самое время набираться опыта и становиться лучшим специалистом для своих клиентов.

Вывод: помним, что бояться – это нормально, и переключаем акцент на клиентов.

Ни один человек не рождается квалифицированным специалистом, с опытом, регалиями и очередью из клиентов. Каждый когда-то вынужден делать первые шаги, пробовать новую деятельность, учиться, переступать через свои страхи и двигаться вперед. Вокруг много людей, которым нужна квалифицированная помощь и поддержка. И, возможно, именно сейчас, пока вы сидите и боитесь, они ищут своего специалиста, очень похожего на вас.

Просто начните, делайте, работайте!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Консультация начинается с личной встречи психолога-консультанта с клиентом. Консультанту или его помощнику рекомендуется встречать клиента, стоя у входа в помещение консультации, где будет проводиться консультирование. Встречающий должен первым представиться клиенту и, если это необходимо, проводить его и усадить на то место, где он должен находиться во время консультирования. Далее, прежде чем начинать разговор с клиентом по существу его дела – по той проблеме, с которой он обратился в психологическую консультацию, – следует, расположившись рядом с клиентом, сделать небольшую паузу в разговоре для того, чтобы клиент смог успокоиться и настроиться на предстоящую беседу. Как только клиент успокоится и психологически будет готов слушать консультанта, можно начинать содержательный разговор о проблеме клиента.

Беседу с клиентом следует начинать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования, но не отмечено в карточке клиента. При необходимости консультант может рассказать клиенту и кое-что о себе.

После завершения процедуры общего знакомства консультант может предложить клиенту рассказать о том, что его волнует, и внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.

Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.

Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиента, без ее письменной фиксации. Однако если психолог-консультант не вполне уверен в своей памяти, то, попросив на то разрешение клиента, он вполне может делать краткие письменные записи услышанного от клиента, в том числе и во время исповеди.

Далее разговор продолжает психолог-консультант, а клиент, слушая его, может задавать интересующие его вопросы и, если он этого пожелает, дополнять свою исповедь. Кроме того, в этой части консультации клиент может выражать свое мнение о том, что сам услышит от психолога-консультанта.

Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди клиент. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию.

О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

Является одной из форм профессиональной помощи клиенту, оказавшемуся в сложной ситуации, требующей помощи специалиста. В процессе работы выбираются эффективные средства и методы, позволяющие клиенту лучше узнать и понять самого себя, использовать на практике полученные знания для устранения факторов, мешающих личностному развитию, снижающих качество жизни.

История

Индивидуальное психологическое консультирование начало практиковаться сравнительно недавно. Спрос на эту услугу сформировался в середине прошлого века. Впервые эта форма психологической помощи появилась в США еще в XIX столетии. Промышленная революция, стремительное развитие образовательной системы, интенсивная эмиграция оказали неблагоприятное воздействие на психологическое состояние граждан.

Люди, у которых не было клинических психических заболеваний, нуждались в помощи специалистов. Причины обращения к психологам были различными: понижение самооценки, кризис, возрастные кризисы, проблемы в семье и на работе. тех времен заключались в том, что специалист только предоставлял информацию, давал советы по улучшению ситуации.

В 50-е годы прошлого века в Соединенных Штатах был принят Закон, учреждающий институты, обучающие психологов-консультантов. Это способствовало развитию молодой, важной науки. В 60-е годы вступил в силу Закон об образовании общественных Центров психического здоровья. Всплеск интереса к индивидуальному психологическому консультированию наблюдается в 90-е годы.

Задачи психологического консультирования

Индивидуальная консультация психолога решает ряд важнейших задач:

  • развитие личности, ее самореализация и социализация;
  • решение имеющихся жизненных проблем;
  • формирование правильных моделей поведения в различных жизненных ситуациях;
  • согласование социальных и личных интересов;
  • выработка умения делать выбор и нести ответственность за принятые решения.

Особенности психологической индивидуальной формы помощи

Особенности психологической консультации обусловлены формой работы специалиста с клиентом один на один. У нее есть свои плюсы и минусы. К преимуществам консультаций относятся:

  • психолог сосредотачивается на конкретном человеке, его индивидуальном внутреннем мире, что позволяет лучше понять его, выявить корни проблем;
  • специалист уделяет все внимание одному клиенту, исключаются риски психологических негативных воздействий извне;
  • соблюдается полная конфиденциальность информации;
  • методики, способы помощи выбираются эксклюзивно, что гарантирует высокую эффективность.

К недостаткам данной формы можно отнести:

  • ограниченность психологическим полем клиента;
  • у психолога нет возможности работать с близким окружением клиента, оказывающим на него непосредственное влияние.

Требования к психологу, его роль


Индивидуальная консультация психолога
проводится на основе общего принципа. Он гласит: «Профессиональная деятельность консультанта обусловлена интересами клиентов, направлена на благо». Психолог должен пройти курс обучения по утвержденной программе для оказания эффективной помощи.

Однако требования к психологическому консультанту касаются не только профессиональной квалификации. Специалист должен обладать определенными личностными качествами.

Особенности психологической консультации требуют большого терпения, способности дружелюбно относиться к клиенту, умения конкретно, кратко, понятно доносить информацию. Работа с клиентами отнимает немало физических, психологических энергетических запасов. Поэтому специалисту важно заботиться о своем здоровье.

Этические принципы психолога-консультанта

В своей работе специалист должен руководствоваться этическими принципами:

  • в полной мере применять профессиональную компетентность;
  • нести ответственность за свою работу перед клиентами;
  • соблюдать конфиденциальность информации.

Порядок проведения психологической консультации

Особенности психологической консультации заключаются в индивидуальности работы с каждым клиентом. Однако есть определенные алгоритмы, которые используются в консультировании. Процесс включает несколько стадий:

  1. Выявление проблем . Консультант внимательно выслушивает клиента, проявляя заботу и искренность, что позволяет сформировать доверительные отношения, необходимые для эффективной работы. Психолог не оценивает поступки и мысли клиента, не пытается им манипулировать. Специалист лишь внимательно изучает чувства, невербальные признаки, содержание речи. На этой основе он выбирает техники, позволяющие клиенту самостоятельно определить свои проблемы.
  2. Конкретизация имеющихся проблем . На этом этапе консультант конкретизирует имеющиеся проблемы, определяя их познавательные и эмоциональные аспекты. Специалист подталкивает клиента к самораскрытию, поощряя вербализацию переживаний, выражения отрицательных эмоциональных переживаний. Достигается полное взаимопонимание с клиентом, выявляются причины появления проблем, подбираются способы их устранения. Если возникают сложности, психолог возвращается к первому этапу.
  3. Выбор альтернатив . Специалист и клиент обсуждают возможные варианты разрешения проблем. Причем подходящие реальные версии называет сам клиент, консультант лишь подталкивает его при помощи наводящих вопросов. Психолог только формулирует высказанные варианты, не навязывая собственного решения.
  4. Выработка плана реализации . Клиент и специалист вместе критически оценивают все альтернативные варианты решений. Психолог на основании своего опыта, знаний помогает в них тщательно разобраться. Варианты проверяются в процессе ролевых игр.
  5. Реализация поставленных целей . Осуществляется последовательная реализация намеченного плана. Деятельность клиента строится с учетом ритма жизни, индивидуальных обстоятельств затрат. На этом этапе важно донести до клиента о существующем риске неудач, о том, что они не должны быть причиной отказа от реализации плана.
  6. Поддержание обратной связи . Психолог работает с клиентом на этапе движения к цели, оценивает степень ее достижения, корректируя планы при необходимости. Если в данном процессе выявляются проблемы, которые были скрыты, требуется вернуться к первым этапам.


Похожие публикации