Река урал в россии. Причины и характер движения русских в сибирь

О «людях с Урала» принято говорить, что они отличаются какой-то особой суровостью. Мы решили посмотреть, так ли это, а также понять, в чем специфика регионального самосознания уральских жителей.

«Дикое счастье»

Представление о суровости жителей Урала появилось не сегодня. Ещё Чехов, побывав в Екатеринбурге, в 1890 году написал:
«Здешние люди внушают проезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, с громадными кулачищами. Родятся на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствуют не акушеры, а механики. Входит в номер с самоваром или графином и того гляди убьет. Я сторонюсь».

Интересно также об уральском менталитете писал Мамин-Сибиряк. Особый путь «людей с Урала» он назвал «диким счастьем». В понимании писателя этот термин обозначал ситуацию, при которой человек ради достижения своей цели готов приложить нечеловеческие, титанические условия, но в тот момент, когда удача на его стороне, и можно либо расслабиться, либо «наращивать капитал», он совершает какие-то поистине фантастические чудачества.

Мысль Мамина-Сибиряка убедительно подтверждает один случай. Когда в середине XIX века двое екатеринбургских золотопромышленников поженили своих детей. Свадьба шла... целый год.

Деловые люди

В силу исторических и географических особенностей на Урале ещё с XVIII века начало складываться совершенно специфическое отношение к труду и капиталу. Ко времени правления Петра I Урал оставалась фронтиром «старой» России, границей, отделяющей «цивилизацию» от «дикого Востока», где «до царя далеко, до Бога высоко».
В 1702 году Петр I передал права на владение уральскими казенными заводами тульскому оружейнику Никите Антюфееву (будущему Демидову), поставщику оружия для русской армии во время войны со шведами.

Демидовы быстро смекнули, в чем прелесть Урала. Здесь они могли не считаться ни с дирекцией казенных заводов, ни с местной администрацией, ни с частниками. Получив заводы в пользование практически бесплатно, Демидовы быстро наладили производство, вышли на сверхприбыли и стали одними из богатейших людей не только Урала, но и России.

Для установления государственного контроля за заводами, в 1720 году туда был отправлен Василий Татищев (будущий историограф), который основал здесь Горную канцелярию. Она должна была навести порядок на производствах. Стоит ли говорить, что Демидовы были не очень рады приезду на свою землю контролера из центра? Между Татищевым и «местным капиталом» пошла настоящая рейдерская война, сопровождавшаяся многочисленными письмами «наверх». Татищев обвинял Демидовых в демпинговых ценах, в самоуправстве на заводах, Демидовы обвиняли Татищева в том, что он нарочно задерживает поставки хлеба на заводы, чтобы рабочие от голода не могли работать.

Разобраться с этой проблемой было поручено известному горному инженеру Вильгельму де Генину, который после долгих тяжб все-таки встал на сторону Василия Татищева. В письме Петру I он писал: «Демидову не очень мило, что вашего величества заводы станут здесь цвесть, для того, что он мог больше своего железа запродавать, а цену положить, как хотел, и работники все к нему на заводы шли, но не на ваши».

На уральских заводах формировалось трудовое общество особого рода, так называемая горнозаводская цивилизация. Гражданские власти здесь не имели практически никакого веса, поскольку весь Урал бы военизирован и управлялся по Горному уставу.

Даже законы, действовашие на все территории России, здесь не имели веса. Беглого крестьянина, пойманного в любой части страны, надлежало вернуть хозяину, но на Урале было совсем не так. Заводы, нуждающиеся в рабочих руках, открывали свои двери всем - и беглым каторжникам, и рекрутам-дезертирам, и преследуемым раскольникам. Условия жизни и работы на заводах, конечно, оставляли желать лучшего, но любые жалобы пресекались на корню. Да и как жаловаться людям-невидимкам, которые сами сбежали от государственной десницы? Поэтому - терпели и работали.

Человеческий котел

Урал стал «границей русского мира» раньше, чем Сибирь и Дальний Восток, сюда ссылали каторжан, сюда бежал беглый люд. Здесь всегда была работа и были отличные от остальной России условия, в которых последние, если и не могли стать первыми, то без дела не сидели точно.

В ХХ веке на Урал по-прежнему продолжили ссылать репрессированных и спецпереселенцев, сюда съезжались эвакуированные с юга и из центра страны в годы войны, затем последовали ударные стройки пятилеток, с развалом СССР на Урал начали стекаться беженцы с национальных окраин.

Именно Урал, в котором ещё в 30-е годы XX века шли большие социалистические стройки мирового масштаба (Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Туркестано-Сибирская магистраль и др.) стал лидером в процессе создания новой городской цивилизации. Мощные процессы урбанизации сделали Урал «всесоюзной лабораторией», где осваивались новые формы общежития и коллективной ответственности.

Интересным феноменом стали и уральские «секретные города», часть из которых остаются закрытыми и сегодня. Их появлению способствовала некоторая, присущая жителям Урала, настороженность и скрытность. Урал стал «атомным щитом» страны, оправдывая свое поэтическое определение «опорного края державы».

Психотип «людей с Урала»

Социологические исследования. проводимые и в советское время, и сегодня могут дать понимание «уральского характера». По их итогам можно сказать, что для уральцев характерно ощущение причастности к общему делу, самоотверженность и склонность к рискованным действиям, психологическая установка на решение задач любой ценой, чувство гордости за оказанное доверие.

В советское время социологи также отмечали за уральцами наличие таких таких черт, как оборонное сознание и милитаристские настроения. Привыкшие к жесткой дисциплине, режиму, «суровые уральские мужики» всегда готовы к трудовым подвигам. Также чертами, свойственными уральцам можно считать «чувство локтя» и коллективизм, выносливость, особую приверженность традициям и старине, свободолюбие, сметливость и решительность, патриотизм и сдержанность, которую так часто принимают за суровость.

Исследования екатеринбургских социологов 1995 года показали, что на Урале формируется так называемое «региональное самосознание». Большинство жителей Урала чувствуют спайку со своей землей, ощущают себя в контексте своей «малой Родины» и не рвутся в центр, веря в то, что возрождение России может начаться здесь - на Урале.

Добру, справедливости, честности, Любви к своей Родине учит нас русская народная сказка.

Из преданий, легенд (фольклорных рассказов) мы узнаём о жизни ставшей историей. В них реальные сведения могут сочетаться с вымышленными представлениями. Содержанием их служит всегда действительная быль, но рассказ, переходивший от поколения к поколению, из века в век, часто носит на себе печать сказки.

В своей работе я попытался опираясь на древние легенды, на известные исторические памятники в окрестностях Нижнего Тагила: Горбуновский торфяник, стоянку вблизи горы Медведь Камень, стоянка древнего человека на берегу Черноисточинского пруда изучить историю формирования народностей Среднего Урала.

1. Урал в древних легендах.

Рассказы античной древности о северных землях – Урале и Сибири относятся к тому далекому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н. э.), широко использующего мифы и легенды,. у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают. будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году. Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли.

Сведения античных легенд упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:. по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци. а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз. живут в земле. ходят по подземелью. день да нощь со огни.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. Так, сюжет об умирающих на зиму (т. е. засыпающих) людях, связан с тем, что зимой северные народности скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. Мотив необыкновенного, даже чудовищного вида людей, (мохнатые, волосатые) впечатление от характерной меховой одежды северных жителей.

Легенды о умирающей и воскресающей природе «прикрепились» к Уралу и Зауралью. Определенно указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля (т. е. зимний период).

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленъцах маленьких», выпадающих из тучи на землю.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой, но достигнуть ее трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):. есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда.

Легенды крепко и верно привязаны к нашей местности, к конкретным сопкам, рекам, пещерам. Коренные обитатели не мыслили себя без единения с горами, грозной природной реальностью. С этим и связано описание коренных обитателей Урала.

Изучив описание древних людей я выяснил, что у нас могли проживать: ханты, манси, фино-угоры, башкиры, татары.

Это создана картина первоначального заселения территории Среднего Урала используя легенды.

2. Первый человек на Урале.

Первым районом, охваченным массовым переселением Русских людей на Восток стал Урал, протянувшийся каменным поясом от студеного Ледовитого океана. Урал, каменным поясом, перехватывает посредине нынешнюю Россию, но в далекие времена это была новая территория Российского государства. Непроходимые и угрюмые леса заполнили все вокруг. Лапчатые ветви елей и пихт не дают свету проникнуть до земли, а в самом низу человеку и топором не прорубиться через бурелом, и почти невозможно добраться до Уральских сказочных богатств. Но здесь у людей появился союзник - синие ленты многочисленных рек и их притоков. Переселение на Урал началось с освоения обширной реки Камы и ее притоков.

В глубокой, седой древности, когда человек только-только вырвался из лона природы и стал активно колонизировать нашу планету, на Урал пришли первые неандертальцы. Произошло это примерно 75 000 лет назад. Пришли они преимущественно из Средней Азии и Кавказа и заселили территории Среднего и Южного Урала. Эти территории были свободны от ледника, который доходил то нынешнего Соликамска. Эти первые люди оставили нам могильники, орудия труда.

Неандерта́лец, человек - ископаемый вид поздних людей, обитавших 300 - 24 тысячи лет назад.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. По объёму черепной коробки они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Неандерталец, несомненно, относился к человеческому роду. Сначала его изображали полусогнутым, глуповатым на вид, волосатым и похожим на обезьяну. Теперь стало известно, что эта ошибочная реконструкция базировалась на ископаемом скелете, который был сильно деформирован болезнью. Было обнаружено множество ископаемых остатков неандертальцев, подтверждающих, что они не очень отличались от современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Тем не менее, в течение многих тысяч лет постепенно неандертальцы вымерли, и их место заняли Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее отчетливые их следы археологи нашли в слое мезолита 15 – 6 тыс. лет назад (стоянки Березовская, Кама-Жулановская, Огурдинская и др.).

В настоящее время на Урале известны десятки тысяч памятников, которые рассказывают о далеком прошлом нашего края. Одним из таких памятников является Горбуновский торфяник, торфяник у населённого пункта Горбуново, близ Нижнего Тагила, где были открыты и исследованы остатки 8 разновременных поселений эпох неолита и бронзы (3 тыс. до н. э. – 10 - 9 вв. до н. э.).

Археологами открыто болотное поселение: это остатки деревянных домов с глинобитным полом легкой берестяной крышей. Сохранились части жилых построек в виде деревянных настилов, на которых обнаружено множество предметов быта: обломки глиняной посуды, орудия из дерева и камня, поплавки и грузила для сетей, кремнёвые наконечники стрел, гарпуны из кости, наконечники мотыг из рога, замечательные изделия из дерева - сосуды в виде фигур лося и водоплавающей птицы, идолы, вёсла, бумеранг и др. Это выполненная из дерева посуда, которая существовала в III тысячелетии до нашей эры. Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц. Помимо деревянных, обнаружено много изделий из бересты, а также из глины. Находки свидетельствуют, что основными занятиями населения были рыболовство, охота и, возможно, земледелие.

Вероятно, именно это первое население людей современного антропологического типа и стало предком многих племен, а потом и народов, местного населения.

Расположение естественных водных путей - рек и определили места расселения первых жителей Уральского края. К VIII – IX вв. н. э. коренным населением его были ханты и манси, а также коми-пермяки, удмурты и башкиры, первые и законные хозяева уральских земель, их природных богатств, не сразу открывшихся людям.

Средний Урал заселялся с севера. Юго-восточную часть Зауралья - места, расположенные по течению рек Лозьвы, Выи, Тагила, Мугая, Нейвы, Режа, Пышмы, в результате сложных миграционных процессов постепенно заселили манси, или вогулы, потомки древних угро-финских племен. К юго-западу от них, в верховьях Чусовой и ее притока Сылвы, поселились родственные вогулам угры. Русские стали называть их остяками До XVII века коренным населением тагильского края был народ, называвший себя манси (русские их называли вогулы). Его язык входит в финно-югорску группу уральской языковой семьи. Манси – полуоседлые охотники, рыболовы, оленеводы. Основными жилищами для них являлись юрта и чум.

Манси свойственно особое отношение к хозяину леса – медведю. С древнейших времен они проводили особый обряд поклонения этому зверю – медвежий праздник. С убитого медведя снимали шкуру с головой и лапами и доставляли ее домой. Вечером под звуки инструмента сангыльтапа начинался праздник, который длился пять ночей, если добыт медведь, четыре – если медведица, два-три – если медвежонок. Люди пели священные «медвежие» песни, рассказывали сказания, танцевали, участвовали в драматических представлениях, после чего приступали к ритуальному поеданию мяса медведя.

Коми-пермяки и удмурты занимались земледелием и скотоводством. Их жилища из деревянных срубов с глинобитными полами напоминали русские избы. На хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру этих народов заметное влияние оказывало общение с соседями - русскими крестьянами на западе и татарскими поселенцами на юго-востоке.

Башкиры, владея довольно большой территорией, не стали, однако, земледельцами. Селища древних башкир состояли из легких жилищ типа юрт и были разбросаны по обширной территории. Продолжая кочевой образ жизни, пустующие земли они сдавали в аренду русским крестьянам, которые уже с XVI века стали селиться на Южном Урале.

3. Проникновение русских на Урал.

Первый этап освоения русскими уральских земель начинается в I тысячелетии н. э. походами русских войск на Урал и стихийными крестьянскими переселениями, а заканчивается вхождением народов Западного Урала (коми-пермяков и большинства удмуртов) в состав Русского государства.

Интерес русских к Уралу был вызван естественными богатствами края, главным образом пушниной. К тому же воображение людей подогревалось доходившими до них мифами и легендами о несметных природных богатствах восточных земель, о "белках, падающих прямо из облаков", о "стерегущих золото грифах".

Сначала решили попытать счастья новгородцы. Они первыми из европейцев еще в XII веке проникли за Урал: организовали военный поход на север - с целью добыть дорогую пушнину - "рухлядь" и собрать дань с "югры" - угро-финских племен. Несколько раз предпринимали новгородцы походы "за Камень" и позже - в XII, XIV веках.

В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями.

Борьба Московского княжества за новгородские волости была частью борьбы за создание русского централизованного государства. Приуральские земли были нужны как плацдарм для борьбы с казаками и Сибирским ханством и для пополнения казны за счет сбора дани.

Московское княжество укрепляло свое влияние в северо-восточных землях путем внедрения христианской церкви. Церковная колонизация началась при епископе Стефане, который в 1383 году был назначен митрополитом московских в Пермь Вычегодскую. Благодаря миссионерской деятельности Стефана, богатейший край земель вычегодских коми в конце XIV века был присоединен к Москве.

В начале XV века в крае возникают первые русские поселения, основанные московскими ставленниками.

В 1462 году московское войско совершает поход из Устюга на вятскую землю и в Великую Пермь, чтобы укрепить московские позиции в Вятской земле, присоединив Верхнее Прикамье.

Во второй половине XV века идет борьба русского государства с Казанским ханством. В 1468 году татарскому войску был нанесен урон.

В конце XV века происходит присоединение земель удмуртов к русскому государству.

Весной 1500 года завершился трудный и победоносный поход присоединения к московским владениям земли от Печоры до Оби.

Таким образом, к началу XVI века вся Пермь Великая стала частью русского государства. Первые русские поселения - городки Анфаловский, Покча, Чердынь, Усолье Камское стали центрами управления и экономического освоения русскими Западного Приуралья и крепостями обороны.

Уральские племена, еще в эпоху первобытности, стали созидать свою неповторимую культуру. Тесно связанная с суровой и прекрасной уральской природой культура народов Урала отражала их восприятие окружающего мира, духовность и религиозные верования, служила опорой нравственности, любви и глубокого уважения к родной земле.

Со временем Русские люди сами освоили непростое ремесло охоты. Переселенцы, освоившись на Уральских отрогах, добывали бобра и соболя. Люди шли в тайгу на безлюдные и пустые земли с одной единственной целью – остаться здесь жить, в серьез и надолго. Переселенцы пробирались в северное Предуралье по водным путям. Другой путь к новым незаселенным землям шел по Северной Двине, Вычегде, Ижме, но опять же приходил в верховья реки Камы.

Природные богатства Урала и их рассредоточение определили не только заселенность, но и род занятий переселенцев. Основными факторами были климат и почва. На севере Урала появилось множество мелких поселений, а на юге, в Предуралье и Зауралье появились крупные поселения, доходом которых служило сельское хозяйство. Шли века, поселения крепли и развивались.

Люди, столетия назад бывшие переселенцами, стали коренными жителями этих мест. Развитие техники дошло до освоения несметных сокровищ, лежащих в Уральских недрах. От кустарной и неорганизованной добычи драгоценных камней, люди перешли к добыче железной руды. В те далекие годы руда добывалась тоже кустарным способом, но этого хватило, чтобы в уральской тайге задымили сталеплавильные заводы. Кроме руды, под рукой было несметное количество леса и вода. Именно так, много веков назад средний Урал превратился в горнозаводской промышленный центр.

Особые, не имеющие аналогов, отношения сложились у коренных уральских народов с русскими первопроходцами. Простые люди пришли на Урал не завоевывать, не подчинять себе кого-то, а жить рядом в согласии и мире, хозяйствовать, растить детей, улучшать свою долю. С самого начала появления русских переселенцев на Урале они вступили в самые тесные взаимодействия с аборигенами: хозяйственные, бытовые, культурные. Произошло сближение и взаимопроникновение разных культур и цивилизаций. Крестьяне, торговые люди, ремесленники, купцы, предприниматели оказались готовы вложить энергию, сметку и просто силу в новое дело.

Уральская земля была поднята к жизни их физической и духовной энергией, полита их потом, застроена их руками. Это они раскорчевывали непроходимые таежные дебри, строили рудники, заводы, шахты, города и слободы, прокладывали дороги. Заселение и освоение Урала русскими - великий трудовой подвиг народных масс России.

Урал не стал колонией, а превратился в неразрывную составную часть Русского государства, его экономики и культуры. Создались благоприятные условия для использования огромных природных богатств этого региона, который превратился в "опорный край державы", один из основных ее промышленных районов.

С 1904 по 1926 г. численность населения выросла более чем в 2 раза. Причем существенно расширился перечень национальностей, проживающих на территории Уральской области. По материалам переписи 1926 г. были учтены представители более 70 народов, в том числе татары составили 2,85 % общей численности населения, башкиры - 0,87 %, марийцы - 0,28 %, удмурты - 0,2 % и т. д. В сравнении с 1908 г. значительно выросла численность татар и, напротив, сократилось число башкир.

В 1998 году, во время переписи населения, в Свердловской области насчитывалось 120 национальностей, в 2002 году перепись показала уже 140 национальностей.

Самая большая диаспора в Свердловской области - русские (4 млн. человек), затем идут татары (около 150 тыс. человек), украинцы (55 тыс. человек), марийцы, удмурты (от 15 до 30 тыс. человек), и друг

Мы видим большое разнообразие коренных народностей Урала. Все они оставили свои следы в истории развития и освоения уральских земель.

Сегодня наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Мы, тагильчане, это - русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты, башкиры, и другие национальности - часть великой семьи, которая зовется Россия.

ТЕМА 26. ВОССТАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ Е.И. ПУГАЧЕВА (1773-1775 ГГ.)

1.ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ.

1.1 Недовольство яицкого казачества мероприятиями правительства, направленными на ликвидацию его привилегий. В 1771 г. казаки потеряли автономию, лишились права на традиционные промыслы (рыболовство, добыча соли). Кроме того, нарастала рознь между богатой казацкой "старшúной " и остальным "войском".

1.2. Усиление личной зависимости крестьян от помещиков, рост государственных налогов и владельческих повинностей, вызванные начавшимся процессом развития рыночных отношений и крепостническим законодательством 60-х гг.

1.3. Тяжелые условия жизни и труда работных людей , а также приписных крестьян на заводах Урала.

1.4 .Негибкая национальная политика правительства в районе Среднего Поволжья.

1.5. Социально-психологическая атмосферав стране, накалившаяся под влиянием надежд крестьянства на то, что вслед за освобождением дворян от обязательной службы государству начнется и их раскрепощение. Эти чаяния порождали слухи, что "манифест о вольности крестьянской" был уже подготовлен царем, но "злые дворяне" решили его скрыть и совершили покушение на жизнь императора. Однако он чудом спасся и только ждет момента, чтобы объявиться перед народом и повести его на борьбу за Правду и возвращение трона. В этой атмосфере и появлялись самозванцы, выдававшие себя за Петра III.

1.6. Ухудшение экономической обстановки в стране в связи с русско-турецкой войной.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОССТАНИЯ

2.1. Характер движения . События 1773-1775 гг. представляли собой наиболее широкомасштабное казацко-крестьянское восстание в истории России, имевшее как черты крестьянской войны, так и типичного народного бунта. Его характер позволяют уточнить манифесты и указы Пугачева, содержание которых менялось в ходе восстания.

2.2. Лозунги восставших. Если на начальном этапе цели восставших ограничивались восстановлением привилегий казачества и предоставлением казацкой свободы всем участникам движения, то с вовлечением в него работных людей, а главное, помещичьих крестьян, характер требований значительно изменился.

В июльском манифесте 1774 г . провозглашалось освобождение крестьян от крепостной неволи и податей, передача им земли, ликвидация чиновников и дворян, как главных "возмутителей империи и разорителей крестьян".

Четкая антикрепостническая и антигосударственная направленность движения не придавала ему какого-либо конструктивного содержания, вот почему, в целом, оно не выходило за рамки бунта - "бессмысленного и беспощадного".

2.3. Особенности и движущие силы.

2.3.1. Это движение отличалось своимразмахом, ожесточенностью борьбы и большей, чем раньше,степенью организованности . Например, восставшими была создана Военная коллегия, ставшая главным штабом, высшей гражданской и судебной властью на "освобожденной" восставшими территории.

2.3.2 . Впервые появилисьэлементы - хотя и незрелые -идеологии восстания , сформулированные в манифестах и указах Пугачева.

2.3.3. В движении приняли участие яицкиеказаки , ставшие главной военной силой восстания,крепостные крестьяне, работные люди Урала, обеспечивавшие повстанческую армию артиллерией,народы Поволжья (башкиры, татары, калмыки), организовавшиеся в конные отряды.

2.4. Руководителями восстания стали Емельян Иванович Пугачев - донской казак,

выдавший себя за спасшегося царя Петра Федоровича; и его соратники И. Зарубин (Чика),

И. Белобородов, А. Соколов по прозвищу "Хлопуша", Салават Юлаеви др.

3.ХОД ВОССТАНИЯ.

Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье и прошло следующие этапы:

3.1. Первый период (сентябрь 1773-март 1774).Восстание началось 17 сентября с выступления небольшого отряда казаков, который, пополнившись и захватив ряд небольших крепостей, подошел к Оренбургу. Сходу взять город не удалось и восставшие перешли к осаде. Посланные на помощь царские отряды были разбиты на подступах к Оренбургу.

В этот период происходила организация пугачевского войска, достигшего 30 тыс. человек, была создана Государственная военная коллегия . Движение охватило новые территории, предпринимались попытки захвата Уфы. Но 22 марта 1774 г. подТатищевой крепостью карательные войска нанесли повстанцам жестокое поражение. Казалось, что Пугачев, ушедший с 500 казаками на Урал, уже не поднимется.

3.2. Второй период (апрель-июнь 1774 ). Особенность стихийных народных выступлений заключалась в том, что они быстро восполняли людские потери за счет притока новых тысяч угнетенных. Новая армия Пугачева захватила ряд заводов на Урале и, преследуемая царскими войсками, вышла к Казани. Примерно 20 тыс. повстанцев приступили к штурму города, но, так и не успев взять Казанский кремль, они были разбиты правительственными войсками под руководствомМихельсона .

Именно в критические дни боев под Казанью Екатерина II, чтобы воодушевить дворян и подчеркнуть свою солидарность, объявила себя "казанской помещицей". Разбитый Пугачев с небольшим отрядом переправился на правый берег Волги.

3.3. Третий период (июнь-сентябрь 1774 г.).Однако это бегство придало движению невиданный размах. Оказавшись в зоне сплошного крепостничества, Пугачев быстро пополнил свои силы. При приближении его отрядов крестьяне сами расправлялись с помещиками и чиновниками.

В июле вышел его знаменитый манифест, отвечавший чаяниям русского крестьянства. Власти уже ожидали похода восставших на Москву, но Пугачев, понимая, что

крестьянская армия в военном отношении не может противостоять правительственным войскам, повернул на юг, надеясь поднять Донское казачество. В августе измотанные и плохо вооруженные отряды Пугачева подошли к Царицыну, но взять город не смогли и вскоре были настигнуты и полностью разбиты Михельсоном. Пугачев с небольшой группой переправился на левый берег Волги, где его схватили и выдали властям находившиеся с ним яицкие казаки.

3.4. Завершающий период (сентябрь 1774 - январь 1775 г.). На этом этапе были подавлены последние очаги восстания, а в январе 1775 г. в Москве состоялась казнь Пугачева, который вел себя достойно и мужественно.

4.ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВОССТАНИЯ

4.1 Слабость организации и крайне плохое вооружение восставших.

4.2. Отсутствие четкого понимания своих целей и конструктивной программы восстания.

4.3 . Разбойный характер и жестокость восставших, вызвавшая широкое возмущение в различных слоях общества.

4.4. Сила государственного механизма, сумевшего мобилизоваться и организовать подавление столь масштабного восстания.

5. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНИЯ

5.1. Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления страной, полностью ликвидировать автономию казачьих войск. Река Яик была переименована в р. Урал.

5.2. Восстание показало иллюзорность представлений о преимуществах патриархального крестьянского самоуправления, т.к. стихийные крестьянские выступления проходили под руководством общины.

5.3. Память о "пугачевщине" и стремление ее избежать стало одним из факторов политики правительства и, в итоге, подтолкнуло его позже к смягчению и отмене крепостного права.

5.4. Выступление крестьян повлияло на развитие русской общественной мысли и духовную жизнь страны.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы причины, характер и особенности восстания Пугачева? Что в его выступлении соответствует понятию "крестьянской войны", а что подтверждает его характеристику как типичного народного бунта?

2. Расскажите об основных этапах восстания. Каковы их особенности? Можно ли считать, что оно развивалось по восходящей линии?

3. В чем, по-вашему, причины поражения восстания Пугачева?

4. Найдите в хрестоматии и проанализируйте программные документы восставших. Чем вызывалось изменение их содержания? К чему бы могла привести реализация требований восставших?

5. Какую роль сыграло восстание Пугачева в жизни страны?

6. Каковы особенности крестьянских выступлений в России по сравнению с народными движениями эпохи средневековья в Западной Европе, Китае?

ЛИТЕРАТУРА

1. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. (под ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

3. Окунь С.Б. История СССР: Лекции. Ч. 1. Л., 1974.

4. Мавродин В.В. Крестьянская война под руководством Пугачева. М., 1973

5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

7. Рындзюнский П.Г. О некоторых спорных вопросах истории крестьянского движения в России // Вопросы истории. 1987. N 8.

8. Сахаров А.Н. Демократия и воля в нашем Отечестве // Свободная мысль. 1991. N 17.

9. Соловьев В.М. Актуальные вопросы изучения народных движений // История

СССР. 1991. N 3.

10. Три века: Россия от смуты до нашего времени. Т. IV. М., 1992.

11. Эйдельман Н.Я. Твой 18-й век. Прекрасен наш союз. М., 1991.

Башкирское восстание 1705-1711 годов оставило заметный след в истории России. Этот период не слишком широко освещен. На фоне Северной войны и реформ Петра Первого бунты порой представляются историками как незначительные внутренние проблемы.

Вместо предисловия

Канули в Лету зачинщики, поднявшие башкирское восстание. Участники этих событий не упомянуты в художественных произведениях в отличии, например, от крестьянского Между тем история народов, вошедших в состав Российской империи, стала и ее историей. Стоит отметить, что границы расселения, язык и обычаи башкир в прошлом отличались от современных. Перед тем как описывать башкирские восстания начала восемнадцатого века, ненадолго обратимся к истории этого народа.

Географическая справка

Возможных предков башкир упоминают в своих трудах Птолемей и Геродот. Считается, что их этническая территория - это степи Южного Урала. Арабские источники девятого века прямо свидетельствуют об этом. По словам Ибн Фадлана, башкиры — тюрки, живущие на южных склонах Урала, занимают обширную территорию до Волги, их соседями на юго-востоке являются печенеги, на западе — булгары, на юге — огузы.

Шариф Идриси, географ двенадцатого века, сообщал, что башкиры селились у истоков Камы и Урала. Он говорил о большом поселении под названием Немжан, расположенном в верховьях реки Лики (возможно Яика или Урала). Башкиры занимались плавкой меди, добычей лисьего и бобрового меха, обработкой драгоценных камней. В городе Гурхане, в северной Агидели, башкиры изготавливали украшения, сбрую и оружие.

Происхождение народа

Письменные источники свидетельствуют о том, что башкиры уже издавна населяли Южный Урал. Долгое время они являлись самым многочисленным народом этого региона. О том, когда именно башкиры пришли на Южный Урал, как сложилась их общность, сформировался язык, доподлинно неизвестно. Дело в том, что находились они на столь низком уровне развития, что не оставили чётких следов. Одновременно эти земли населяли многочисленные угорские племена, владевшие искусной обработкой металла и другими ремеслами. Об их пребывании свидетельствуют курганы и другие археологические находки.

Более или менее четкое представление о башкирских народах появилось только в 16-17-м веках. Первоначально это были разрозненные этнические группы. Впоследствии у этих групп сформировались глубокие различия в культуре. По одной из версий, башкиры пришли на Южный Урал из приуральской низменности, по другой - это группа финно-угорских племен, подвергшаяся значительной тюркизации. Третья и наиболее точная версия заключается в том, что башкиры - это остатки кочевых племен, перешедших на оседлый образ жизни. Резкая смена образа жизни способствовала исчезновению одних культурных традиций и замене их другими. По времени смена кочевого скотоводства на полукочевое произошла в период с 17-го по 19-й век. В это же время Южный Урал активно осваивался русскими. Таким образом, культурные традиции башкир заменялись русскими или финно-угорскими. У башкир появились охотничьи промыслы и земледелие. Часть же традиционной культуры была утеряна. Колонизация народа проходила относительно мягко, так как многие сохраняли кочевой образ жизни. Лишь слухи о насильственной христианизации башкир вызвали недовольство.

Языковая принадлежность

Башкирский язык относится к поволжско-кыпчакской подгруппе, входящей в кыпчакскую группу, тюркской ветви алтайской группы языков. Выделяют три диалекта: южный, восточный, северо-западный. В древности башкиры пользовались тюркским руническим письмом, в период становления ислама - арабским алфавитом. Была предпринята попытка перевести язык на латиницу, на данный момент в башкирском алфавите тридцать три русские буквы и девять дополнительных, обозначающих специфические звуки.

Религия

По свидетельству древних арабов, исконно у башкир были языческие верования. Древние племена поклонялись двенадцати богам, воины отождествляли себя с дикими животными. Очевидно, что древняя религия напоминала шаманизм. Период описания народов Предуралья арабскими историками совпадает с началом принятия мусульманства башкирами. Отстаивание башкирами права исповедовать ислам повлекло кровопролитные, разрушительные восстания.

Вхождение в состав России

В 13-14-м веках башкиры входили в состав Золотой Орды. После ее падения нация была разделена территориально. Западные и северо-западные башкиры находились под властью Население центральной, южной и юго-восточной части Башкирии было под властью Зауральская часть относилась к В период башкиры всех ханств поочередно приняли московское подданство.

Условия принятия предопределили башкирские восстания. Произошло это после Вхождение было добровольным, чему способствовало обращения русского царя к башкирам. Иван грозный пошел на беспрецедентные уступки башкирам, дав им вотчинное право на землю, сохранив мусульманство и местное самоуправление.

История восстаний

Попытка в дальнейшем нарушить манифест вызвала массовое недовольство со стороны народа Башкирии. После вступления на престол Романовых башкирские земли начали активно раздавать помещикам, тем самым нарушая вотчинное право народа на владение землей. Первый бунт произошел в 1645 году. Далее башкирские восстания случались с 1662 по 1664 год, с 1681 по 1684 год, с 1704 по 1711 (1725) год. Самое долгое по времени выступление связывают с попыткой искоренить мусульманство. Все башкирские восстания доставили немало хлопот российскому государству и усложнили освоение новых земель. Царская власть еще раз утвердила вотчинное право и даровала башкирам новые привилегии для примирения.

Башкирское восстание 1705-1711 годов

По одной из версий, восстание породили слухи о запрете мусульманской религии, по другой - захват вотчинных земель и повышение налогов. В августе 1704 года в Башкирию прибыли сборщики налогов Дохов, Жихарев и Сергеев. Они объявили о новом государственном указе. Было заявлено о введении налогов на мечеть, муллу и прихожан молитвенного дома. Мечети надлежало строить по образцу православного храма, кладбище устраивать рядом с церковью, вести записи смерти прихожан и регистрации браков, проводить их в присутствии православных священников. Все эти нововведения воспринимались как подготовка к запрету мусульманской религии.

В ходе Северной войны требовались ресурсы, и с башкир потребовали дополнительно 200 000 лошадей и 4000 воинов. Всего указ, привезенный сборщиками податей, содержал 72 новых налога. В частности, был введен налог на цвет глаз. Башкирская знать воспротивилась и стремилась отделиться для вхождения в состав Османской империи. Первые бунты произошли под предводительством Алдара и Кузюка.

К 1708 году башкирами были захвачены Самара, Саратов, Астрахань, Вятка, Тобольск, Казань. Восстание удалось лишь ограничить, но только к 1711 году подавить окончательно. Государственные «прибытчики» - сборщики налогов Дохов, Сергеев и Жихарев - были осуждены и понесли наказание за сбор незаконных и непредусмотренных указом податей. Тем самым были устранены причины башкирского восстания 1705-1711 гг. Несмотря на установившийся мир, лишь в 1725 году башкиры вновь присягнули на верность российскому императору. Итоги башкирского восстания были неутешительны. Погибло много русских и башкир, недовольство по-прежнему сохранялось.

Стремление народа к самоопределению не утихало после уступок царского правительства, однако новое восстание поднялось не скоро. Все без исключения бунты подавлялись, а зачинщики жестоко карались.

Этапы восстания

Рассмотрим, как развивалось башкирское восстание. Таблица, представленная ниже, наглядно демонстрирует этапы и события.

Начало восстания, сбор лошадей для нужд армии превратился в грабеж и вызвал ответную реакцию у местного населения

Этап наивысшего размаха движения, захват российских городов, выдвижение хана Хази Аккускарова, попытки повстанцев наладить связь с Османской империей, восставшими крестьянами и казаками с Дона

Борьба в Зауралье. Объединение повстанцев с каракалпаками. Разгром бунтовщиков с помощью колымского войска

Окончание восстания

Подписание присяги

Поражение

Причины поражения башкирского восстания многочисленны. Разрозненность этнической группы и ее полукочевой образ жизни служили как на пользу царским войскам, так и против них. Поймать и уничтожить небольшие конные отряды бунтовщиков, защитить от них русские поселения было крайне сложно. В свою очередь, бунтовщики, не имея жесткой централизации, действовали разрозненно. Цели отдельных групп - от банальных грабежей до создания независимого государства. Башкиры были плохо вооружены, не имели укреплений, не умели вести осаду. Победы их объясняются помощью местного населения, подавляющим превосходством в численности и фактором внезапности. Причины поражения башкирского восстания также кроются в неумении вести переговоры, постоянной междоусобной борьбе и политических просчетах зачинщиков.

Последнее башкирское восстание

Следующая попытка башкир поднять бунт была даже более кровопролитной. Причины башкирского восстания схожи с предыдущими. Раздача вотчинных земель служилым людям повлекла бунт коренного населения. В ходе восстания башкирами был избран собственный правитель - султан-гирей. Благодаря «верным» России башкирам восстание было подавлено. Башкирское восстание 1735-1740 годов унесло жизнь каждого четвертого башкира.

В 1755 -1756 годах, воспользовавшись плодами победы, Российская империя решает обратить башкир в христианство. Вспыхивает новая волна бунта. Восставшие не имели единства, под натиском русских войск многие из них ушли в казахские степи. Елизавета II привлекла на свою сторону волжских татар, и восставшие снова были разгромлены.

В 1835-1840 годах в связи со слухами о переходе башкирских крестьян под крепостное право помещиков вспыхнуло крестьянское восстание. Участвовало в нем всего около 3000 человек. Крестьяне не могли дать достойный отпор войскам и были разбиты. На этом заканчиваются башкирские восстания. Крепостное право в России приходит в упадок, и вотчинные земли более не трогают. Развивается промышленное производство и добыча ресурсов, которые благоприятно влияют на экономику края.



Похожие публикации