Самая страшная бомбардировка второй мировой. Бомбардировки Германии союзниками как причина изменения психологии немцев

Что мы знаем о войне на Западе? А на Тихом океане? А была ли война в Африке? Кто бомбил Австралию? В этих вопросах мы профаны. О древних римлянах осведомлены достаточно неплохо. Египетские пирамиды знаем, как свои пять пальцев. А здесь, как будто учебник истории пополам разорвали. На Великой Отечественной зациклило. А Второй мировой, как и не было. Совковая идеологическая машина проехала мимо этих событий. Нет ни книг, ни фильмов. Даже диссертации историки на эти темы не писали. Мы там не участвовали, а значит и нечего об этом распространяться. Штаты потеряли память об участии Союза в войне. Ну и мы в отместку об иной войне, кроме своей, советско-германской, молчим.

Стирая белые пятна в истории Второй мировой, расскажем об одном ее этапе — блиц-бомбардировке Великобритании.

Бомбардировка Острова проводилась Германией с 7 сентября 1940 года по 10 мая 1941 года, как часть «Битвы за Британию». Хотя «блиц» был направлен на многие города по всей стране, начался он с бомбардировки Лондона и продолжался в течение 57 ночей подряд. К концу мая 1941 года более 43 тысяч мирных жителей погибли в результате бомбардировок, половина из них в Лондоне. Большое количество домов в Лондоне были разрушены или повреждены. 1 400 тысяч человек лишились жилья. Самая масштабная бомбардировка Лондона произошла 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало город вечером и ещё 250 — ночью. Бомбы большого калибра наносили существенный ущерб дамбам и другим гидротехническим сооружениям, ограждающим Темзу. Было отмечено более ста значительных повреждений, грозивших затоплением низменных частей Лондона. Для предотвращения катастрофы городские коммунальные службы вели регулярные восстановительные работы. Во избежание паники среди населения работы проводились в режиме строгой секретности.

Несмотря на то, что власти Лондона готовили бомбоубежища еще с 1938 года, их все же нехватало, а большинство из них оказалось просто «муляжами». Около 180 тысяч лондонцев спасались от бомбежек в метро. И хотя правительство первоначально не приветствовало такое решение, люди просто покупали билеты и пережидали там налеты. Фотографии веселых, поющих и танцующих в подземке людей, которые цензура разрешала публиковать, не могут рассказать о духоте, крысах и вшах, с которыми там приходилось сталкиваться. И даже станции метро не были гарантированы от прямого попадания бомбы, как это случилось на станции «Бэнк», когда погибло более сотни человек. Поэтому большинство лондонцев просто залезали дома под одеяло и молились.

10 мая 1941 года Лондон подвергся последнему мощному авианалету. 550 бомбардировщиков люфтваффе сбросили на город в течение нескольких часов около 100 тысяч зажигательных и сотни обычных бомб. Возникло более 2 тысяч пожаров, было разрушено 150 водопроводных магистралей и пять доков, 3 тысячи человек погибли. В ходе этого налета было сильно повреждено здание парламента.

Лондон был не единственным городом, который страдал во время бомбардировки авиацией. Другие важные военные и промышленные центры, такие как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Клайдбэнк, Ковентри, Эксетер, Гринок, Шеффилд, Суонси, Ливерпуль, Халл, Манчестер, Портсмут, Плимут, Ноттингем, Брайтон, Истборн, Сандерленд, и Саутгемптон выдержали тяжелые воздушные налеты и понесли большое число жертв.

Налеты осуществлялись силами от 100 до 150 средних бомбардировщиков. Только в сентябре 1940 г. на Южную Англию было сброшено 7 320 тонн бомб, в том числе 6 224 тонны — на Лондон.

К началу лета 1940 года британские власти приняли решение об эвакуации детей из больших городов, как потенциальных целей для бомбардировок в сельскую местность. За полтора года из городов было вывезено два миллиона детей. Детей лондонцев селили в поместьях, загородных домах, санаториях. Многие из них оставались вдали от Лондона всю войну.

Британская армия помогает в расчистке города

Борьба с пожаром после воздушного налета. Манчестер. 1940 г.

А в это время Сталин с Гитлером делили Европу. СССР и Германия осуществляли на практике договоренности пакта Молотова-Риббентропа. Без минуты сбоя, точно по графику, шли десятки эшелонов с зерном, металлом, нефтью, бензином, хлопком, и прочая, прочая в жернова нацистов. Это с нашего металла отливали бомбы, падавшие на Британию, это наш хлеб ели немецкие асы перед полетом на остров. Это наше топливо заливали в баки бомбардировщиков Люфтваффе. Но мы об этом молчали тогда, молчим и сегодня.

Конечно британцы, вместе с союзниками отомстили нацистам, и весьма жестоко. Ковровые бомбардировки городов Германии до сих пор вызывают ужас своими последствиями. Об этом следующий наш материал.

10 марта 1945-го года американская авиация в буквальном смысле сравняла с землей Токио. Целью атаки было склонить Японию к миру, но Страна Восходящего солнца и не подумала капитулировать. Алексей Дурново о самой страшной бомбардировке Второй мировой.

Всем известна трагическая судьба Дрездена, который авиация союзников буквально превратила в руины. Через месяц после первой атаки на Дрезден судьбу немецкого города повторил Токио. События 10-го марта 1945-го в современной Японии воспринимаются примерно с такой же болью, как ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Это тоже национальная трагедия.

Бомбардировка Токио унесла 100 тысяч жизней

Предыстория

Япония подвергалась атакам американской авиации с весны 1942-го года. Но, до поры до времени, бомбардировки были не особенно эффективны. Боевые самолеты США базировались в Китае, для атак им приходилось преодолевать большие расстояния, а потому на борту бомбардировщиков находился ограниченный боезаряд. Кроме того, противовоздушные силы Японии до поры до времени справлялись с воздушными атаками США. Ситуация изменилась после того, как США захватили Марианские острова. Так на островах Гуам и Сайпан появились три новых американских авиабазы. Для Японии это была более чем серьезная угроза. Гуам от Токио отделяет приблизительно полторы тысячи километров. А на вооружении США с 1944-го года стояли стратегические бомбардировщики В-29, способные нести большой боезаряд и преодолевать до шести тысяч километров. База Андерсен, размещенная на Гуаме, рассматривалась военным командованием Соединенных Штатов, как идеальный плацдарм для атак на Японию.

Токио после бомбардировки

Новая тактика

Первоначально целью США были японские промышленные предприятия. Проблема заключалась в том, что Япония, в отличие от Германии, не строила гигантских комплексов. Стратегический завод по производству боеприпасов вполне мог располагаться в маленьком деревянном ангаре в центре крупного города.

Это был не столько удар по производству, сколько психологическая атака

Для того, чтобы уничтожить такое предприятие, нужно было нанести немалый ущерб еще и самому городу, что неминуемо предполагало большое количество жертв среди мирного населения. Надо сказать, что американское командование видело в этом немалую выгоду. Уничтожить стратегический объект, а заодно нанести психологический удар по противнику, вынудив его капитулировать.


Планирование стратегических бомбардировок Японии было поручено генералу Кертису Лемею, который разработал действительно убийственную тактику. Генерал обратил внимание на то, что японские ПВО слабо работают в темноте, а ночные истребители на вооружении Империи почти отсутствуют. Так возник план ночных бомбардировок японских городов с малых высот (полтора-два километра).

334 бомбардировщика В-29 буквально сравняли Токио с землей

Самолеты летели тремя линиями и сбрасывали зажигательные снаряды и напалм через каждый пятнадцать метров. Уже первый налет на Кобе в феврале 1945-го показал крайнюю эффективность этой тактики. Следующей целью стал Токио, который американские бомбардировщики атаковали в ночь с 23-го на 24-е февраля. 174 самолета В-29 повредили с десяток промышленных предприятий, а сам напалм вызвал сильный пожар. Как оказалось, это была только репетиция.


В этих обгорелых зданиях находилась резиденция правительства

Токио

В список целей для атак были включены 66 японских городов. Но даже на фоне всех прочих бомбардировок мартовский налет на Токио выглядит чем-то экстраординарным. В операции «Митингхаус» (Дом молитв) приняло участие 334 бомбардировщика. Вдвое больше обычного. Самолеты обрушили на город по полторы тысячи тонн зажигательных снарядов и напалма. Основной удар принял на себя центр Токио, но бомбардировка вызвала сильнейший пожар, а он, в свою очередь, огненный смерч. Пламя перекинулось на жилые кварталы и стремительно распространилось по городу. В условиях сильного ветра потушить огонь было невозможно. Городские пожарные службы не имели возможности остановить пожар, который продолжался более суток. В огне сгорело 330 тысяч домов. Почти половина населения Токио осталась без жилья. Движение транспорта было полностью парализовано, как и всякое производство на территории японской столицы. Жертвами атаки стали по меньшей мере 100 тысяч человек, хотя точное число потерь неизвестно по сей день.


Тела погибших при бомбардировке Токио

Последствия

Американское командование полагало, что безжалостная бомбардировка Токио вынудит Японию выйти из войны. Именно этот план и сделал налет на столицу вообще возможным. Кертис Лемей позже признавал, что против бомбардировки Токио решительно возражал Гарри Трумэн, который в тот момент был еще только вице-президентом США. Впрочем, Трумэн тогда не имел сильного влияния на американских военных. До своего вступления на президентский пост он не знал даже о манхэттенском проекте. Франклин Рузвельт не информировал его и о многих других стратегических решениях. Что же касается командования штабов, то оно то и дело предлагало заменить Токио на Иокогаму, Киото или Хиросиму. Но, в итоге, было решено атаковать Токио, ибо потеря столицы, как считало командование, произвело бы шокирующий эффект на Императора и правительство Страны Восходящего солнца.

Несмотря на чудовищные потери, Хирохито отказался от капитуляции

Этот эффект достигнут не был. 11 марта Хирохито посетил разрушенный Токио. Император заплакал, увидев дымящиеся руины на месте цветущего города. Однако предложение США о капитуляции, последовавшее уже через несколько дней, было Японией проигнорировано. Больше того, ПВО Страны восходящего солнца получили приказ принять все возможные меры для предотвращения ночных налетов. 26 мая американские бомбардировщики вернулись, чтобы вновь обрушить напалм и фугасы на Токио. На этот раз они встретили яростное сопротивление. Если в марте американская эскадра потеряла 14 самолетов, то в мае уже 28. Еще сорок бомбардировщиков были повреждены.


Горящий Токио. Май 1945-го

Командование посчитало эти потери критическими и свернуло бомбардировки Токио. Считается, что именно после этого было принято решение о ядерной атаке на японские города.

Вторая мировая война оставила мировой истории множество прискорбных и ужасных страниц человеческой жестокости. Именно во время этой войны широкое распространение получила тактика ковровых бомбардировок городов. Как говорит известная пословица, посеявший ветер – пожнет бурю. Именно это и произошло с гитлеровской Германией. Начав в 1937 году с бомбардировки испанской Герники легионом «Кондор», продолжив налетами на Варшаву, Лондон, Москву и Сталинград, с 1943 года Германия сама стала подвергаться воздушным ударам союзников, которые во много раз превышали по мощи налеты, совершаемые люфтваффе в начальный период войны. Так одним из символов трагедии немецкого народа стал налет союзнической авиации на крупный город Дрезден в феврале 1945 года, который привел к огромным разрушениям жилой инфраструктуры города и большим жертвам среди мирного населения.

Даже после завершения войны на протяжении вот уже более чем 60 лет, в Европе раздаются призывы к тому, чтобы признать уничтожение древнего города Дрездена военным преступлением и геноцидом против его жителей. Многие в Европе и США придерживаются мнения о том, что бомбардировка немецких городов в заключительные месяцы войны уже не бала продиктована военной необходимостью и была излишней в военном плане. Признать бомбардировку Дрездена военным преступлением в настоящее время требуют лауреат Нобелевской премии по литературе немецкий писатель Гюнтер Грасс и бывший редактор английской газеты «The Times» Саймон Дженкинс. Поддерживает их и американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, который считает, что бомбардировки последних месяцев войны проводились лишь с целью отработки молодыми пилотами методов бомбометания.



Число жертв бомбардировки, которой город подвергся с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается в 25 000 – 30 000 человек, при этом многие из оценок перешагнули за отметку в 100 000. Во время бомбардировки город был разрушен практически полностью. Площадь зоны сплошных разрушений в городе в 4 раза превысила площадь зоны полных разрушений в Нагасаки. После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Бомбардировка

До Второй мировой войны Дрезден признавался одним из самых красивейших городов Европы. Многие туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь находилось множество объектов, представляющих большое культурное значение: знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, который соперничал по акустике с театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер, множество церквей построенных в стиле барокко. К концу войны в город стекалось большое количество беженцев. Многие жители были уверены в том, что город не будет подвергаться бомбардировкам. Здесь не было крупных военных заводов. В Германии ходили слухи, что после войны именно Дрезден может стать новой столицей.

За все время войны союзники бомбили город лишь дважды, не воспринимая его как военную цель. Бомбы падали на город 7 октября 1944 года, когда около 30 «Летающих крепостей» B-17, которые не смогли отбомбиться по основной цели, нанесли удар по Дрездену, бывшему запасной целью полета. А также 16 января 1945 года, когда сортировочную железнодорожную станцию бомбили 133 «Либерейтора».

Трупы на улицах Дрездена


Противовоздушная оборона города была достаточно слабой, сигнал воздушной тревоги подавался всего за несколько минут до начала бомбардировки. Да и бомбить в городе было особо нечего. Здесь располагались 2 крупных табачных фабрики, которые производили значительную часть табачных изделий Германии, мыловаренный завод и ряд пивоварен. Присутствовал завод фирмы «Сименс» по выпуску противогазов, предприятие фирмы «Цейс», специализирующееся на оптике и несколько небольших предприятий по выпуску радиоэлектроники для нужд авиапромышленности. При этом все они находились на окраинах города, тогда как бомбардировке подвергся исторический центр.

Перед войной в Дрездене насчитывалось около 650 000 жителей, к февралю в город прибыло еще, по меньшей мере, 200 000 беженцев, точное их количество невозможно подсчитать. К 1945 году англичане и американцы были уже большими специалистами по уничтожению немецких городов. Ими были разработаны специальные методики, которые повышали эффективность бомбардировок. Первая волна бомбардировщиков сбрасывала фугасные бомбы, которые должны были разрушить крыши домов, выбить окна, обнажить деревянные конструкции, вслед за этим вторая волна бомбардировщиков сбрасывала на город зажигательные бомбы. После этого на город вновь сбрасывались фугасные бомбы, которые должны были осложнить работу пожарных и спасательных служб.

Около 22 часов вечера 13 февраля жители окраин Дрездена услышали гул приближающихся самолетов. В 22 часа 13 минут на город были сброшены первые бомбы, город бомбила первая волна британских тяжелых бомбардировщиков – 244 «Ланкастера». В считанные минуты весь город был объят пламенем, которое было видно на удалении более чем в 150 км. Основной же удар по городу был нанесен между 1:23 и 1:53 ночи, когда город бомбило 515 британских тяжелых бомбардировщиков. После удара первой волны, ничего не препятствовало распространению пожаров в городе, фугасные бомбы второй волны лишь способствовали расширению зоны, охваченной огнем, и мешали пожарным командам. Всего в ночь с 13 на 14 февраля на город было сброшено около 1 500 тонн фугасных и 1 200 тонн зажигательных бомб. Общее количество зажигательных бомб, сброшенных на город, составило 650 000 штук.

Сложенные для сжигания тела жителей Дрездена


И это был не последний воздушный удар. Утром в воздух взлетело 311 американских бомбардировщиков B-17, которых сопровождали 72 истребителя P-51 «Мустанг», разделенных на 2 группы. Одна из них постоянно прикрывала бомбардировщики, а вторая после бомбового удара, должна была приступить к штурмовке целей по выбору пилотов. Бомбы посыпались на город в 12:12,бомбардировка длилась 11 минут, за это время на город было сброшено еще около 500 тонн фугасных и 300 тонн зажигательных бомб. После этого группа из 37 истребителей «Мустанг» приступила к штурмовке дорог ведущих из города, которые были забиты беженцами и мирными жителями. На следующий день город вновь бомбило 211 американских бомбардировщиков, сбросивших на город 465 тонн фугасных бомб.

Один из летчиков королевских ВВС, участвовавший в налете, вспоминал: «Фантастически яркий свет становился тем ярче, чем ближе мы подходили к цели, на высоте примерно в 6 000 метров, можно было различить детали местности, которые раньше никогда не было видно; впервые за все время проведения операций мне стало жаль жителей, которые находились внизу». Другой участник бомбардировки штурман-бомбардир отмечал: «Когда я посмотрел вниз, я увидел широкую панораму города, который пылал от одного края до другого, видно было густой дым, который относило в сторону. Первой моей реакцией стала мысль о совпадении происходившей внизу бойни с евангелистскими проповедями, которые я слышал перед войной».

В результате бомбардировки Дрездена планировалось создать на его улицах огненный смерч и планы эти осуществились. Данный смерч возникает, когда разрозненные очаги пламени объединяются в один фантастический костер. Воздух над ним прогревается, плотность его снижается, и он поднимается вверх. Температура в огненном смерче, охватившем город, достигала 1500 градусов.

Историк из Англии Дэвид Ирвинг так описал огненный смерч, который возник в Дрездене. Образовавший в результате бомбардировки огненный смерч, исходя из обследований, поглотил более 75% всей территории разрушений в городе. Сила его позволяла выдирать гигантские деревья с корнем, толпы пытавшихся спастись бегством людей подхватывались этим торнадо и швырялись прямо в огонь. Сорванные крыши зданий и мебель были выброшены в центр полыхающей исторической части города. Своего пика смерч достиг в трехчасовом промежутке между авианалетами, в том момент, когда укрывшиеся в подвалах и убежищах жители города, пытались бежать на его окраины. На улицах Дрездена плавился асфальт, а люди, падающие в него, сливались с дорожным покрытием.

Железнодорожник, который укрывался недалеко от Почтовой площади, видел, как женщину с детской коляской протащило по улице и швырнуло в пламя. Другие жители города, которые пытались спастись бегством вдоль железнодорожной насыпи, которую не завалили обломки, видели, как железнодорожные вагоны на открытых участках путей простой сдувало бурей.

Согласно отчету дрезденской полиции, который был составлен после налетов, в городе сгорело 12 тыс. зданий. Было уничтожено 3 театра, 5 консульств, 11 церквей, 60 часовен, 19 госпиталей и 19 почтамтов, 50 культурно-исторических зданий, 24 банка, 26 страховых компаний, 26 публичных домов, 31 гостиница, 31 торговая лавка, 39 школ, 63 административных зданий, 256 торговых залов, 640 складов, 6470 магазинов. Помимо этого огонь уничтожил зоосад, водопроводную станцию, железнодорожное депо, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж на Эльбе.


Для чего это было нужно

Формально у союзников были основания для бомбардировки города. США и Англией были согласованы с СССР бомбёжки Берлина и Лейпцига, о Дрездене речи не шло. Но этот крупный 7-й по величине город Германии действительно был крупным транспортным центром. И союзники заявляли о том, что бомбили город с целью сделать невозможным движение транспорта в обход данных городов. По мнению американской стороны, бомбардировка Берлина, Лейпцига и Дрездена имела важное значение и способствовала выводу этих транспортных узлов из строя. Косвенно эффективность бомбардировок подтверждалась именно тем, что под Лейпцигом, в Торгау, 25 апреля встретились передовые части союзнических войск, разрезав Германию надвое.

Однако даже меморандум, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, открывал истинный смысл данной военной операции: Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС.

В феврале 1945 года Германия уже находилась на пороге катастрофы, отсрочить которую ничто не могло. Задача разгрома Германии была полностью решена, западные союзники СССР смотрели в будущее, озабоченные своими послевоенными отношениями с Москвой.


Перед Второй мировой войной СССР, по современной терминологии, все еще считался страной изгоем. СССР не пригласили в Мюнхен, где решалась судьба Чехословакии и, как оказалось потом, всей Европы. Не приглашали на Лондонскую и Вашингтонскую конференции. В то время Италия признавалась великой державой, а СССР – нет. Однако к 1945 году в мощи Советского Союза уже мало кто сомневался. И хотя СССР не обладал сильным морским флотом и не имел стратегической авиации, в наступательных способностях его танковых армий не сомневался никто. Им вполне по силам было выйти к Ла-Маншу, и остановить их вряд ли бы кто-то смог.

Пламя от пожара в Дрездене было видно на удалении в 200 км. от города на советском участке фронта. В городе было уничтожено более половины жилых зданий, множество памятников архитектуры, при этом крупные сортировочные станции серьезных повреждений не получили, один из железнодорожных мостов через Эльбу оказался нетронутым, находившийся в окрестностях города военный аэродром также не получил повреждений. Великобритании и США необходимо было показать свою мощь, произвести на Сталина впечатление, именно поэтому для демонстрации был выбран практически не пострадавший от бомбардировок город. Жизни его жителей стали для англо-американских стратегов лишь разменной монетой в своей политической игре.

Дрезден. Хроника трагедии (Алексей Денисов)

Фильм Алексея Денисова посвящен событиям 13 февраля 1945 года - бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией во время Второй Мировой войны. Эта акция трактовалась союзниками как акт помощи советским войскам, наступающим с востока, якобы, в подтверждение ялтинских соглашений.
Осуществление варварской бомбардировки проходило в три захода силами почти в три тысячи самолетов. Ее результат - гибель более 135 тысяч человек и разрушение около 35 470 зданий.
Один из главных вопросов, на который пытались ответить авторы фильма, - действительно ли с советской стороны была такая просьба и почему по сей день бывшие союзники из Англии и Америки упорно стараются свалить вину за бессмысленную бомбардировку одного из красивейших городов Европы, к тому же не имеющего военного значения, на Россию.
В фильме принимают участие немецкие и российские историки, американские летчики и очевидцы этой трагедии.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Широкорад Александр 10.02.2015 в 15:01

28 июля 1935 года состоялся первый полет американского четырехмоторного бомбардировщика B-17 "Летающая крепость" компании "Боинг". А с 13 по 15 февраля 1945 года с помощью этих мощных машин англо-американская авиация фактически уничтожила древний город Дрезден. В отличие от других больших германских городов, например, Эссена и Гамбурга, Дрезден не имел каких-либо предприятий тяжелой промышленности. Cмысла бомбить Дрезден не было никакого. Однако у США и Британии были другие соображения…

США и Великобритания подвергли Дрезден "гамбургской" обработке

В начале войны в Дрездене установили много тяжелых зенитных батарей, но так как город не подвергался бомбардировкам, подавляющее большинство орудий было передислоцировано в Рур и на Восточный фронт.

К середине января на месте зенитных орудий в Дрездене оставались только бетонные площадки, а на пригородных холмах для обороны города оставили только деревянные макеты.

Второго февраля 1945 года Гитлер отдал приказ использовать истребители ПВО воздушного флота "Райх" только против наземных целей на Восточном фронте, где русскими были созданы плацдармы на западном берегу Одера, или против скоплений войск противника на его восточном берегу.

Таким образом, налет на Дрезден стал не воздушной битвой, а безнаказанным убийством десятков тысяч женщин и детей.

Британское и американское командование заранее спланировало операцию "Удар грома" как массовое убийство мирных горожан. Дрезден было решено подвергнуть "гамбургской" обработке (имеется ввиду четырехдневный налет в 1943 году на Гамбург) по полной программе: сначала надо было фугасными бомбами сорвать крыши и выбить окна. После этого на город посыплются зажигательные бомбы, которые подожгут дома и взовьют вихри раскаленных искр. Через разбитые крыши и окна бушующее пламя охватит стропила, мебель, полы, ковры, занавески.

Во второй атаке фугасные бомбы были нужны для того, чтобы расширять зону возгорания и отпугивать пожарных.

По британским данным, согласно содержащимся в секретном докладе оценкам, считалось, что в результате этих налетов в городе было серьезно повреждено 23 процента зданий промышленного назначения и 56 процентов зданий гражданского назначения. Было полностью разрушено 78 тысяч квартир, 27,7 тысяч квартир оказались временно непригодными для жилья и еще 64,5 тысячи квартир получили незначительные повреждения.

Британский историк Ирвинг писал: "Были разрушены бесценные памятники архитектуры. Среди них три дворца, старая ратуша, Цвингер (также построенный Земпером), Новая Художественная галерея, четыре музея, Домовая Церковь. Знаменитая на весь мир художественная галерея под названием Зеленые Своды, архитектурный шедевр Шинкеля, Альбертинум с его бесценной коллекцией скульптур и Академия художеств - также сгорели дотла"

А может быть тотальная бомбежка Дрездена была трагической ошибкой? Может быть разведчики сообщили, что там изготавливают атомные бомбы? Помните, ЦРУ доложило в Белый дом, что в Ираке производится ядерное оружие. В итоге Ирак разбомбили "по ошибке".

Нет, в Англии открыто признают, что целью бомбардировки было уничтожение мирных граждан.

Англо-американские бомбардировщики разрушили сотни городов

Англичане еще в середине 1930-х годов начали производство дальних бомбардировщиков, предназначенных для ударов по крупным городам Европы.

В начале 1936 года штаб Королевских ВВС разработал тактико-технические требования к новому тяжелому бомбардировщику. Согласно им бомбардировщик должен был иметь возможность, действуя с британских аэродромов, нанести бомбовый удар по Ленинграду. Кстати, по этим ТТД был спроектирован четырехмоторный бомбардировщик "Стирлинг".

Уже в 1940 году британская авиация приступила к бомбардировке городов Германии. В ходе войны выявилась малая эффективность действия дальних четырехмоторных бомбардировщиков по промышленным и военным объектам.

Так, к примеру, немцы весьма успешно маскировали и рассредоточивали свои военные заводы, а также размещали их в заброшенных шахтах и иных убежищах. В итоге военное производство Третьего рейха неуклонно росло до конца 1944 года.

Мощные бетонные укрытия для подводных лодок и малых кораблей в Норвегии и Франции, а также бетонные укрытия крупнокалиберных орудий "Атлантического вала" оказались не по зубам ни британским "Стирлингам" и "Ланкастерам", ни американским "Летающим крепостям".

Применение стратегических бомбардировщиков для непосредственной поддержки сухопутных войск на Западном фронте осенью 1944 - зимой 1945 гг. также оказалось малоэффективным.

Зато армадам англо-американских бомбардировщиков удалось разрушить сотни городов Германии, Италии, Австрии, Франции, Чехии, Румынии и других стран Европы. Об этом уже 70 лет западная пропаганда и министерства просвещения соответствующих стран пытаются заставить забыть свое население.

Так, к примеру, знает ли хоть один из ста французских школьников о страшных бомбардировках французских городов на побережье Бискайского залива: Лориана, Сен-Назера, Нанта, Бордо, Ла-Рошели и др. Потери немцев в личном составе и материальной части были минимальные, поскольку организация Тодта построила для них мощные и комфортабельные железобетонные убежища. Но по самым скромным оценкам в городах на побережье погибло 60 тысяч французов.

Воевать в этом Богом забытом угле Франции англо-американцы и не собирались. В результате большая часть немецких гарнизонов на побережье Бискайского залива тихо сдалась в апреле-мае 1945 г. Зато древние французские города были безжалостно разрушены. Попробуйте найти упоминания об этом во французских учебниках истории.

Важную роль в планах Англии играло химическое оружие. Только в конце 80-х годов ХХ века западные исследователи обнаружили неизвестный ранее меморандум, подписанный Черчиллем: "Я хочу, чтобы вы всерьез обдумали возможность применения боевых газов, - обращался он к руководству ВВС. - Глупо осуждать с моральной стороны этот способ… Это всего лишь вопрос моды, которая меняется так же, как меняется длина женского платья… Разумеется, могут пройти недели или даже месяцы до того, как я попрошу вас утопить Германию в отравляющих газах. Но, когда я попрошу вас об этом, я хочу, чтобы эффективность была стопроцентной".

По плану 20 крупнейших городов Германии (в том числе Кёнигсберг) предполагалось подвергнуть обработке фосгеном, а еще 40 городов надлежало обработать ипритом. Однако британские разведчики объяснили Черчиллю, чем может кончиться для Англии химическое нападение на Германию.

"По данным доклада, опубликованного в газете Allgemeine Schweitzer Militarzeitung, оккупационные силы союзников в Германии обнаружили склады, где хранились значительные запасы химического оружия, в том числе специальные артиллерийские снаряды, 130 тысяч химических бомб весом 205 и 500 килограммов, заполненных газом, защиту от которого не обеспечивали существующие типы противогазов. Большинство таких хранилищ были подземными"

Замечу, что стратегические бомбардировки мирных городов проводили только США и Великобритания. У Германии, Италии и СССР даже не было достаточного количества дальних бомбардировщиков. К примеру, СССР в 19413–1945 гг. произвел только 80 четырехмоторных бомбардировщиков Пе-8, а США - около 16 тысяч!

Советские ВВС и "Люфтваффе" наносили интенсивные удары по неприятельским городам исключительно в интересах сухопутных сил, наступавших на данный город: Варшава 1939 год, Роттердам 1940 год, Смоленск 1941 год, Сталинград 1942 год, Кёнигсберг, Познань, Берлин 1943-1945 гг. и т. д.

Бомбардировку Дрездена свалили на СССР

Но вот наступил 1945 год. Красная армия вошла в Германию. Исход войны заведомо предрешен. Казалось бы, пора прекратить бомбардировки мирных городов. Однако англо-американцы лишь усиливают их. Дело в том, что цель бомбардировок уже не приближение победы, а желание шантажировать и пугать Советский Союз, то есть собственного союзника.

Когда союзная авиация бомбила Дрезден, танковые части Красной армии находились всего в 80 км от города.

Вскоре англичане начали нагло врать, что разбомбить Дрезден их просил Сталин на Ялтинской конференции. Увы, ни Сталин, ни иной советский военачальник не обращался к союзникам с такой просьбой.

Американцы утверждают, что они де хотели помочь Красной армии, выведя из строя железнодорожные станции в Дрездене. Но как раз железнодорожные пути и станции почти не пострадали.

И после войны англо-американские политики неоднократно пытались свалить вину за варварское уничтожение Дрездена на… СССР. Так, 11 февраля 1953 года Государственный департамент США сделал заявление, в котором утверждалось, что "разрушительная бомбардировка Дрездена произведена в ответ на просьбу Советов об оказании усиленной поддержки с воздуха и была предварительно согласована с советским руководством" .

А в феврале 1955 г., в десятую годовщину бомбардировки Дрездена, британская газета "Манчестер гардиан" вспоминала эти налеты как операцию, "осуществленную британскими и американскими самолетами вследствие настоятельной советской просьбы атаковать этот важный центр коммуникаций".

Советская пропаганда, столь ретиво обличавшая британских и американских "империалистов" по поводу и без повода, на сей раз позорно молчала.

На самом же деле Черчилль предложил провести операцию "Удар грома" в ходе Крымской конференции, проходившей 4-11 февраля 1945 г. в Ялте. Черчилль хотел запугать Сталина, разрушив большой германский город. Увы, нелетная погода подвела британского премьера, и уничтожение Дрездена произошло уже после окончания конференции.

Говоря о действиях 8-й американской воздушной армии и королевских ВВС весной 1945 г., вполне уместно задать вопрос: они были союзниками Красной армии или воевали против нее?

Вот характерный пример: 25 апреля 69-я американская дивизия и 58-я советская гвардейская стрелковая дивизия встретились на Эльбе в немецком городе Торгау. И в этот же день бомбардировщики 8-й американской воздушной армии провели совершенно бессмысленный налет на заводы "Шкода" в Пильзене, на которые сбросили 638 тонн бомб, примерно столько же, сколько немцы 14-15 ноября 1940 года на Ковентри. Этот крупнейший индустриальный центр в Чехословакии в ближайшие дни должен был быть занят частями Красной армии, но это как раз и не устраивало янки.

Замечу, что до этого союзники заводы "Шкода" практически не бомбили. Не потому ли, что 95 процентов танков, орудий и самолетов, изготовленных там, шло на Восточный фронт?

Англо-американцы в 1945 году уничтожили не менее 2 млн мирных жителей

Правительство США до сих пор объясняет ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки желанием спасти сотни тысяч американцев, которые могли погибнуть при вторжении на Японские острова. Но вот когда должно было произойти вторжение в Японию? Согласно опубликованным американским планам - в 19463–1947 гг.

Это могло быть хотя и спорным, но аргументом, если бы не существовала Красная армия. С 1941 по 1945 год американцы всеми правдами и неправдами пытались втянуть СССР в войну с Японией. И вот в феврале 1945 года в Ялте Сталин гарантировал вступление СССР в войну с Японией ровно через 3 месяца после капитуляции Германии.

Таким образом, уже 9 мая 1945 года американцы точно знали, что 9 августа 1945 года начнется наступление Красной армии.

А, может, президент Трумэн сомневался, или до начальников штабов информация не была доведена? Увы, за несколько недель до 9 августа советские и американские генералы и адмиралы определили зоны разграничения действий вооруженных сил и иные вопросы, связанные с началом советско-японской войны.

Возникает резонный вопрос, а может быть стоило подождать 2-3 недели с атомной бомбардировкой Японии? Японская армия была существенно слабее германской, и вероятность быстрого разгрома японцев Красной армией очевидна.

Согласно планам советского командования к началу сентября 1945 года наши танковые дивизии должны были взять Харбин и Порт-Артур и подойти на 100 км к Пекину. А 87-й стрелковый корпус должен был занять остров Хоккайдо. Риторический вопрос, стали бы японцы после этого сопротивляться?

Замечу, что все операции в Маньчжурии и Китае были выполнены Красной армией точно в срок. А вот 87-й корпус уже был посажен на корабли во Владивостоке, но после истерических телеграмм президента Трумэна Сталину высадка на Хоккайдо была отменена.

Согласитесь, все получалось как-то неприлично. Американцы с англичанами воевали против самураев с 1941 г., но высадка на самый южный японский остров Кюсю могла состояться лишь в самом конце 1945 г., а то и в 1946 г. А русские меньше чем через месяц после начала боевых действий оказались бы на Хоккайдо.

Именно поэтому американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Потери японских вооруженных сил в обоих городах были близки к нулю. Зато мгновенно погибло около 250 тысяч японцев и еще 100 тысяч умерло в течение нескольких месяцев.

По моим приблизительным подсчетам англо-американцы в 1945 г. уничтожили не менее 2 млн. мирных жителей, в основном женщин, детей и стариков в Германии, Чехии, Японии и других странах с единственной целью - напугать "дядю Джо". Подобное не приходило в голову ни Аттиле, ни Чингисхану, ни Адольфу Гитлеру.

Совсем скоро мы вновь будем отмечать самый важный праздник для нашей страны – День Победы. Уже стартовала акция «Георгиевская ленточка», а в день празднования мы увидим Парад Победы и пройдет уже традиционная акция «Бессмертный полк». Как жил наш город в эти тяжелые дни и какой вклад горьковчане внесли в Победу.

Начало войны и бомбардировок Горького

Горьковчане узнали о начале войны 22 июня 1941 года, спустя несколько часов после вторжения противника. Сперва по радио, потом из газеты «Горьковская коммуна». На Советской площади (сейчас площадь имени Минина и Пожарского) состоялся многотысячный митинг, на котором перед собравшимися выступил секретарь Горьковского обкома ВКП(б) Иван Михайлович Гурьев. Многолюдные митинги и собрания волной прокатились по всей области. Мобилизация была объявлена на следующий день, однако только 22-го числа, в первый день войны, около 10 тысяч человек по всей области, не дожидаясь повесток из военкоматов, подали заявления о вступлении в армию.

Конечно, мы все с вами знаем, что через город не проходила линия фронта и никаких боевых действий не велось, но город Горький заслуживает звания «город - герой труда», ведь здесь для нужд фронта был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.

Конечно, нельзя забывать и о бомбардировке немецкой авиации основных производств и промышленных районов города. Основной целью бомбардировок в период с осени 1941 по лето 1943 года, было разрушение промышленного потенциала города, наибольшие повреждения получил Горьковский автомобильный завод. За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта, из них 26 налётов ночью, во время которых на город были сброшены 33 тысячи 934 зажигательных бомб и 1 тысяча 631 фугасная. Бомбардировки Горького стали самыми крупными ударами авиации Люфтваффе по тыловым районам СССР в годы войны.

Город попал в поле зрения немцев ещё при разработке операции «Барбаросса» по разгрому СССР. Он тогда был одним из крупнейших производителей и поставщиков вооружения Красной Армии. Полный захват Горького и переход его под свой контроль планировался нацистской Германией во второй половине сентября 1941 года. Сначала фашисты должны были уничтожить оборонную промышленность города - Горьковский автозавод, «Завод имени Ленина», также заводы «Сокол», «Красное Сормово» и «Двигатель Революции». Горьковский машиностроительный завод планировалось переоборудовать под выпуск немецкой военной техники.

31 октября 1941 года на автозавод пришло распоряжение И. В. Сталина о том, что необходимо резко увеличить производство лёгких танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня довести его до 10 танков в день. А уже через 5 дней, в ночь с 4 на 5 ноября 1941 года, был совершен первый налет на город вражеской авиации. В нем участвовали группы бомбардировщиков «Хейнкель-111», «Юнкерс-88», всего до 150 самолетов. Из этого числа к городу прорвалось 11 самолетов.

Стояла промозглая и пасмурная ноябрьская ночь. Раскинувшийся на окских берегах и погруженный в темноту Горький жил повседневной жизнью тылового города. Десятки тысяч жителей отсыпались в своих нетопленых домах и бараках, в то время как другие трудились в многочисленных холодных цехах военных заводов. Их мрачные серые корпуса с забитыми досками и фанерой окнами смутно выделялись на фоне однообразного пейзажа. Люди пребывали в тревоге – враг стоит под Москвой.

Авиабомбардировки: как это было

С юго-запада на небольшой высоте к Горькому приближался немецкий бомбардировщик. Экипаж «Хейнкеля» пребывал в напряженном ожидании. Штурман внимательно вглядывался в хорошо различимый силуэт Оки, предвкушая, что вот-вот появятся контуры спрятанного в темноте тылового города. По левому борту промелькнули мрачные очертания химических заводов Дзержинска. Это означало, что до цели осталось около 20 км. И вот на левом берегу показались многочисленные пятна жилых массивов, а затем и темная громада автомобильного завода с десятками дымовых труб…

На часах было 01.40 4 ноября по местному времени, когда три мощных взрыва сотрясли «ГАЗ». Одна бомба упала в моторный цех № 2 на линию коленчатых валов, вторая взорвалась снаружи, еще одна фугаска угодила в угол расположенного напротив колесного цеха, где находились электродный участок и гараж. Дальше завод превратился в потревоженный муравейник. А над моторным цехом все сильнее разгоралось пламя, зловеще освещая соседние здания. Начальство бросилось к телефонам, дабы поскорее сообщить о бомбежке в обком.

А тем временем к городу с юго-запада приближался второй бомбардировщик, из-за облачной погоды снова оставшийся незамеченным для постов ВНОС. В 02.15 «Хейнкель» вышел на цель, которую уже отчетливо обозначало яркое пламя пожара. Немецкий пилот метил в новокузовной корпус, где собирались легкие танки Т-60. Когда темно-серая громада здания показалась в перекрестье прицела, штурман нажал на кнопку сброса и две 500-кг бомбы с воем устремились вниз. Однако расчет на сей раз оказался неверным. Одна бомба упала с недолетом, а вторая – с перелетом, уже на трамвайной остановке за заводом. Мощной взрывной волной вышибло стекла в колесном цехе, отделе запчастей, КЭО и других зданиях. Грохот взрывов был слышен на большом расстоянии, и многие жители города, проснувшись, выбежали на улицу, где их глазам предстало яркое зарево пожара на автозаводе. Всем стало ясно, что война по-настоящему пришла в Горький.

В 16.40 появился еще один «Хейнкель». Бомбардировщик шел с южного направления, со стороны деревни Анкудиновка, и летел низко над железной дорогой. Двухмоторная махина с ревом пронеслась над станцией Мыза. Некоторым жителям даже удалось разглядеть подвешенную под фюзеляжем огромную бомбу. Неожиданно вынырнув из-за гористого берега, самолет пролетел над Окой и с пологого пикирования сбросил «груз» на завод «Двигатель революции». Сильнейший взрыв прогремел в здании силовой станции предприятия, в котором находились паровые котлы, дизельная, компрессорная и трансформаторная подстанции. Рабочие, находившиеся в соседних цехах, от сотрясения повалились на пол, затем сверху на них посыпался настоящий дождь из осколков стекла световых фонарей.

Бомбардировщик тем временем полетел в центр Горького, осматривая местные достопримечательности. Над Кремлём он сделал «круг почёта» и после этого скрылся. К сожалению, в тот день кремлёвская оборона ещё не была готова. Работник обкома ВКП(б) Анна Александровна Коробова, после этого, вспоминала: «Во время перерыва между заседаниями мы вышли на улицу и к своему ужасу увидели чёрный самолет со свастикой, описывающий круг над Кремлем. При этом летчик высунулся из кабины и даже помахал нам рукой! После этого мы вернулись в здание и нам сообщили - только что разбомбили завод им. Ленина, его директор Кузьмин погиб…»



После первых бомбардировок были приняты срочные меры по переброске в район автозавода дополнительных зенитных орудий и боеприпасов, улучшалась связь и система управления огнем. Изменили схему заградительного огня. На направлениях действий немецкой авиации создавались две линии завес на расстоянии 2-3 и 6-7 километров от автозавода, на крышах цехов устанавливались пулеметы для стрельбы по низколетящим самолетам. Последующие налеты встречались более организовано, на подходе к Горькому. Всего было сбито 14 самолетов, из них зенитными батареями - 8, истребителями - 6 (по другим данным сбито 23, повреждено около 210).

Следующие массированные налеты состоялись в феврале 1942 года, в результате этих бомбардировок убито 20 и ранено 48 человек, урон промышленным объектам незначительный. Затем бомбовые налеты шли в июне. В тот период немцы стали совершать налеты и на другие города Поволжья. Войска ПВО тогда значительно укреплялись. Для обороны мостов, судов и пристаней были выделены канонерские лодки Волжской флотилии. С этого времени стали применяться аэростаты воздушного заграждения.

Продолжающиеся бомбёжки 1943 года и восстановление автозавода

В июне 1943 года после продолжительного затишья Горький, особенно автозавод, подвергся серии массированных ночных налетов немецкой авиации. Налеты проводились в рамках подготовки к крупной наступательной операции лета-осени 1943 года, в ходе которой наносились бомбовые удары по промышленным центрам Поволжья - Ярославль, Горький, Саратов.

Несмотря на активный интерес Абвера (орган военной разведки и контрразведки Германии – прим. ред .) в 1919-1944 годах к горьковской оборонке, все же германское командование не располагало абсолютно точными сведениями о наших военных заводах. «ГАЗ» они считали головным заводом советской танковой продукции, который еженедельно выпускает 800 танков Т-34. Именно поэтому была поставлена задача в преддверии Курской битвы стереть автозавод с лица земли. Бомбили с немецкой точностью: организованно, по одинаковой схеме, в одно и то же время суток, по одинаковому маршруту. Каждый вечер жители Горького со страхом следили, как стрелка часов приближается к полуночи.

Прилетали изо дня в день партиями по 150-200 самолётов, начиная с 00.00 и до 3 часов ночи. Сбрасывали осветительные приспособления на парашютах и бомбили. Было светло как днём. Горел завод, цеха, строения. Там и тут рвались бомбы. Главный грузовой конвейер был разрушен до основания.

Но, люди, голодные, обессиленные, плохо одетые сотворили чудо, и в течение одного месяца восстановили всё. Восстановительные работы начались уже во время бомбёжек и продолжались в нарастающем темпе. Привлекались строительно-монтажные бригады из Москвы, с Урала, Сибири, из Средней Азии. Общая численность работающих достигла 35 тысяч. В первую очередь был запущен колесный цех. И с конвейера опять стали сходить машины, нужные фронту. Официальной датой восстановления Горьковского автозавода считается 28 октября 1943 года, в этот день был отправлен рапорт И. В. Сталину, который подписали 27 тысяч строителей.

За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новых видов боевых машин и вооружения, за усовершенствование боевой техники и образцовое снабжение фронта военной продукцией завод 9 марта 1944 г. был награжден вторым орденом - орденом Красного Знамени. Более 500 рабочих, инженеров, техников награждались орденами и медалями Советского Союза.



Похожие публикации