Слитное написание союзов тоже, также, зато Выполнила: Максимова Н.Г. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато Правописание союзов тоже также зато чтобы презентация

Класс: 7

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Цель урока: отличать союзы от самостоятельных частей речи для правильного написания.

– обучающие: закрепление знаний и умений правописания союзов и самостоятельных частей речи с предлогами и частицами;
– развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;
– воспитательные: гуманистическая направленность обучения; обучающиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.

1. Проверка домашнего задания.
2. Новый материал.
а) Работа с таблицей.
б) Сравнить предложения.
3. Упр. 296(устный анализ).
4. Трен. упр. (работа в парах).
5. Д./ з. упр. 297
6. Самостоятельная работа.
7. Редактирование текста.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем изучать общую тему “ Союзы”. У нас пятый урок по этой теме, завершающий. Через 2 урока мы будем писать диктант по этой теме. Работать будем по следующему плану...(на доске).

1. Дома вы делали морфологический разбор союзов и повторяли сочинительные и подчинительные союзы.

(К доске выходит 1 ученик делать морфологический разбор. Еще 2 ученика заполняют таблицу.)

(Из упр. 293 разобрать 3 союза.)

2 ученика у доски готовят сообщение на тему “Различение на письме союзов и самостоятельных частей речи”.

Образец таблицы, заполняемой учащимися на доске:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:
Соединительные (и, да (=и), не только-но и, как-так и);
Разделительные (или (иль), либо, то-то, не то-не то);
Противительные (а, но, да (=но), однако, зато).
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:
Причинные (потому что, оттого что, благодаря тому что, в связи с тем что);
Целевые (чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы);
Уступительные (несмотря на то что, как ни);
Изъяснительные (что, чтобы, как);
Сравнительные (как, будто, словно, точно);
Условные (если, если бы, как скоро, раз, ли);
Временные (когда, едва, лишь, лишь только).

Проверка. Выставление оценок в оценочные листы.

2. Посмотрите на 2 предложения, записанные на доске.

Чем отличаются они друг от друга? В каком предложении есть союз?

1. Сережа выполнил задание, я тоже его сделал.
2. Серёжа выполнил то же задание, что и я.

– Можем ли мы задать вопрос к слову тоже в первом предложении? (Нет.)

А во втором? (Да: какое?)

– Раз в первом предложении мы не можем задать вопрос, следовательно, тоже не является членом предложения.

А во втором – определение.

– Можем ли мы тоже заменить другим союзом? (Да: и я его сделал.)

А во втором убираем частицу же.

(Открывается таблица: как отличить союз от местоимения или наречия.)

В первом предложении же опустить нельзя, во втором – можно. Следовательно, в 1-союз, во втором – местоимение с частицей.

Разберем еще 3 пары предложений (на доске разбирает учитель с комментарием).

1. Оля легко решает задачи, сочинения также хорошо пишет.

Оля так же решила задачу, как и все остальные.

2. Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны.

Что бы мне рассказать вам интересное?

3. Ты долго трудился, зато получил хорошие результаты.

Моего друга хвалили за то, что он отлично выполнил работу.

3. Упр. 296 (устный анализ).

Так же названы...

То же слово включено...

Распространено также и в других местностях...

Плёс тоже является названием...

(Оцениваются ответы самых активных учащихся (в оценочные листы).

4. Тренировочные упражнения (в парах).

1-й вариант:

  1. Доброта для души то же, что здоровье для тела.
  2. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча.
  3. Так же,
  4. как и вчера, на площади шумели люди. люблю Мещерский край за то, что он прекрасен.

2-й вариант:

  1. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.
  2. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась также одна странная рыбка.
  3. Всё было так же, как всегда.
  4. Песня за домом смолкла, зато за прудом соловей заводил свою.

Предложения записаны на карточках, вложенных в файлы. Фломастером на файле учащиеся делают знак разделения или соединения. Взаимопроверка по контрольным картам.

Оценку – в оценочный лист.

5. Дом. задание. Упр. 297.

6. Самостоятельная работа (Тест):

1. Союз пишем слитно, ставим +. Не союз – раздельно, ставим.

  1. Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так же, как и они.
  2. Мне он тоже советует заниматься спортом.
  3. Олегу тоже не сиделось в бричке.
  4. Так же,
  5. как в море, над лугами дуют свежие ветры.
  6. Все очень устали, зато цели достигли.

2. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении “Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала”.

  1. тоже – всегда пишется слитно;
  2. то же – всегда пишется раздельно;
  3. тоже – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
  4. то же – здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

3. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.

  1. ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;
  2. ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;
  3. ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
  4. ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

7. Итоги урока. Выставление оценок.

8. Редактирование текста:

1. Чтобы быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.
2. Как муравей ухитряется поднять ношу во много раз тяжелее своего веса – то же загадка.
3. Тоже слово, да не так бы молвить.
4.Бревно через воду, и скрипучий деревянный мосток, и гулкий железнодорожный мост существуют для того, что бы мы не засиделись на одном берегу, чтобы вода не служила препятствием для тех, кто хочет куда-то идти, что-то искать.
5. Чтобы вы не делали, чембы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
6. Коротко, за то ясно.
7. Он торопился от того, что боялся опоздать.
8. Тут была елань – то же место, что зимой в пруду прорубь.
9. Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, – там то же тропы не было.

На этом уроке вы узнаете о том, какие союзы пишутся отдельно, а какие слитно, научитесь отличать союз от сочетания местоимений или наречий с предлогами и частицами, выполните задания на закрепление знаний.

Тема этого урока: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО». Чтобы правильно писать эти союзы, необходимо отличать их от похожих сочетаний и слов других частей речи.

Из которого можно стрелять (рис. 2).

Мы можем сказать и об омонимии слов разных частей речи. Например:

(рис. 3).

В этом предложении слово больной - прилагательное.

Рис. 3. Больной ребёнок ()

Больной был выписан .

В этом предложении слово больной - существительное.

Образованный человек.

В этом предложении слово образованный - прилагательное.

Образованный от существительного.

В этом предложении слово образованный - причастие.

Любуюсь красивым вечером (рис. 4).

В этом предложении слово вечером - существительное.

Рис. 4. Красивый вечер ()

Приехал вечером.

В этом предложении слово вечером - наречие.

Рассмотрите два предложения:

Снег прекратился, ветер тоже затих.

Сделайте то же самое ещё раз .

и :

Прекратился снег и затих ветер.

Слово тоже можно убрать из предложения, при этом фраза останется грамматически правильной:

Снег прекратился, ветер затих (рис. 5).

Тоже в этом предложении является служебной частью речи, соединяющей предложения, то есть - союзом.

Во втором случае вот так легко убрать слова мы не сможем, потому что слово то (местоимение) заменяет здесь какую-то значимую вещь, какое-то явление, на которое местоимение лишь намекает. Сделайте то же самое - это указание на нечто, что должны сделать те, к кому обращаются. Слово то здесь полноценный член предложения (дополнение), а не служебная часть речи. В таких случаях написание местоимения то и частицы же будет раздельным.

Таким образом, самое главное - это понять по смыслу, что это за часть речи и какую синтаксическую роль играет это слово в предложении. Для этого можно воспользоваться любым из этих способов:

  • Можно убрать слово тоже . Если это получается и предложение остаётся правильным, то это союз, который пишется слитно.
  • Моно заменить тоже на также
  • Можно заменить тоже на и . Если получается, то это союз, его пишем слитно.
  • то же слова самое , как во втором примере, и можно ли его подставить. Если можно, то перед нами местоимение с частицей. И тогда мы пишем то же раздельно.

Поговорим о союзе также и сравним два примера:

также собираюсь.

В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.

В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и :

Мой друг едет на экскурсию, и я собираюсь.

Слово также можно легко заменить на синонимичный союз тоже .

Мой друг едет на экскурсию, я тоже собираюсь (рис. 6).

Также здесь - служебная часть речи, соединяющая предложения. Это союз.

Рис. 6. Экскурсия ()

Во втором случае перед нами наречие так , которое указывает на степень проявления признака (на силу холода). Оно может указывать и на способ действия. Слово так здесь полноценный член предложения - обстоятельство, а не служебная часть речи. В подобных случаях написание наречия так и частицы же будет раздельным.

Ваша главная задача - понять по смыслу, что это за часть речи и является ли это слово полноценным членом предложения.

Для того чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:

  • Можно заменить также на тоже . Если получается, то союз пишем слитно.
  • Можно заменить также на и . Если получается, значит, это союз, который пишется слитно.
  • Можно посмотреть, нет ли с опасным сочетанием так же продолжения со значением уточнения так же, как (как во втором примере). Если можно продолжить предложение таким образом, то перед нами наречие с частицей, которое пишется раздельно.

Теперь разберёмся с написанием союза чтобы . Сравните два предложения:

Что бы вы посоветовали мне почитать летом?

Я пришёл, чтобы помочь вам.

В первом случае перед нами местоимение что , которое заменяет какую-то конкретную вещь: произведение какого-то конкретного автора. Можно предложить почитать «Капитанскую дочку», «Дон Кихота», «Марсианские хроники» (рис. 7). На все эти чудесные книги укажет местоимение что . Это слово здесь является полноценным членом предложения, а не служебной частью речи. В подобных случаях написание местоимения что и частицы бы будет раздельным.

Рис. 7. Мальчик и девочка читают книгу ()

Во втором случае перед нами подчинительный союз со значением цели. Чтобы убедиться в этом, зададим вопрос к той части, где союз находится:

пришёл (с какой целью?) помочь (рис. 8)

Рис. 8. Мальчик помогает маме на кухне ()

Для того, чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:

  • Можно задать вопрос с какой целью? к той части предложения, где есть чтобы . Если получится, значит, это союз, пишем его слитно.
  • Можно убрать или переставить бы в другое место предложения:

Что посоветовали бы мне почитать летом?

Если это получается, значит, перед нами местоимение что с частицей бы , пишем их раздельно.

Рассмотрите два примера:

Он пропустил спектакль, зато навестил заболевшего друга.

За то время, что шла подготовка, мы многому научились.

В первом случае перед нами союз зато , синонимичный союзу но . Мы легко можем подставить его вместо зато .

Он пропустил спектакль, но навестил заболевшего друга (рис. 9).

Рис. 9. Девочка проведывает заболевшую подругу ()

Во втором случае слово то является местоимением, а предшествует ему предлог за . Замена такой конструкции на союз но невозможна.

Чтобы правильно писать, нужно проверить, союз ли это, и попробовать заменить зато союзом но . Если получится, значит, перед нами союз, который пишется слитно.

Мы познакомились с написанием союзов тоже , также , чтобы , зато . Как вы видите, главное - не заучивать правила, а понимать, какая перед нами часть речи. Умение видеть значение слов в предложении, определять часть речи, определять синтаксическую роль каждого слова поможет вам и в правописании. Для закрепления этой темы пройдите интерактивную тренировку.

Выпишите предложения, в которых есть союзы тоже , также , чтобы , зато .

1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то /зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.

2. И что бы /чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…

3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же /тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

А. Пушкин

4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы /чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.

5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же /тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.

И. Тургенев

6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы /чтобы дома была помощница.

7. И для Анисима отыскали то же /тоже красивую невесту.

8. Я их то же /тоже , со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.

И. Тургенев

9. Всё так же /также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.

10. Невзлюбила его сноха: а вот за то /зато , что он никакой не ответственный, не руководитель.

В. Шукшин

11. Понимаю так же /также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.

И. Тургенев

12. То же /тоже был помещик, и богатый, да разорился.

И. Тургенев

13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же /также ревностью.

И. Тургенев

14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы /чтобы такое приятного сделать снохе.

В. Шукшин

15. Можно допустить так же /также , что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.

В. Шукшин

16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то /зато время он не издал ни одного звука.

В. Шукшин

17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б /чтоб вымолить у друга примирение.

А. Пушкин

Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред.С.Н. Пименовой. - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  1. School-assistant.ru ().
  2. Videotutor-rusyaz.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите, как проверить слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

2. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания.

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске.

2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно.

3. Что (бы) он ни говорил, что (бы ) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно.

4.Теплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь.

5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало.

6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) .

7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру.

8. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда.

3. Придумайте и запишите по одному предложению с союзами тоже, также, чтобы, зато и по одному предложению с сочетанием слов то же, так же, что бы, за то.



Похожие публикации