Слог, строение слога, виды слогов. Теории слогообразования

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком вы­дыхаемого воздуха. Такое определение наиболее наглядно. Проверить это можно так.

Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау/ - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании широко призна­на сонорная теория слога, основанная на акустиче­ских критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звуч­ный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные зву­ки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают сло­говыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслого­вым: [ии э вра е п’эиск’и*и] - в этом слове три таких звука. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли высту­пают сонорные согласные, как самые звучные из соглас­ных.

Вот стихи М. Ю. Лермонтова:

Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою...

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:

При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]; первый слог заканчивает вторую стопу, второй слог начина­ет третью стопу. Слогообразующим второго слога выступа­ет сонорный согласный.

Можно обозначить по степени звучности гласные цифрой 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие соглас- 318 ные - 2, глухие - 1, паузу - 0. На линейках, соответству­ющих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получится волна сонорности, характеризующая слово. Тогда слово попрыгунья будет выглядеть так:

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.

Слова льды, смотр схематично выглядят так:

Эти слова двусложные - у них две вершины сонорно­сти: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова: мхи, Мценск, льстить, львы, лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь, фавн, драхм и т. п.

Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

Сонорный при таком произнесении частично или полно­стью оглушается, его звучность на уровне шумного соглас­ного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься и приведенные выше слова: [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’], [смысл] и др.

Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в сти­хотворной строке В. Хлебникова кЭта жизнь и жизнь та* слово жизнь в первом случае односложно, а во втором - двусложно.

Слоговые согласные нетипичны для русского языка, по­этому перед ними могут развиваться гласные. Может про­износиться [каз’д’] и [каз’и э н’], [т’и э атр] и [т’и э атэр], [л’н’и 3 - нби] и [ в л’н’и э нои], [ржы] и [ 9 ржы] и т.п.

У звонких сонорных шум - незначительная состав­ляющая звука. Поэтому, когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается на слух и часто выпадает.

С этим связано произношение [руп’] рубль, [жыс’] жизнь, [ак- т’апск’ии] октябрьский. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода с суффиксом -л-: неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения пере­стал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, например в сербском и чешском: серб, рж - ‘рожь’, крв - ‘кровь’, прст - ‘перст, палец’, врба - ‘верба*; чеш. vrch - ‘верх, вершина’, vlk - ‘волк’, slza - ‘слеза’.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские подзывают кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глу­хие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! И в призыве к молчанию тс!

В разговорном языке безударный гласный может вы­падать, а количество слогов в слове при этом может сохра­няться. Роль слогового в этих случаях принимает на себя согласный, слоговыми могут быть не только сонорные со­гласные: п[ц]даватъ - продавать, мо[л]тобоец - моло­тобоец, вь"/[н’]сг/ - вынесу, но и шумные звонкие: [£]во рйть - говорить, [$]губйтъ - загубить, и шумные глухие: [$]погй - сапоги, [п]толдк - потолок, [т]лоры - топоры. По-разному произносятся [з]давать - сдавать и [$]да вать - задавать, вы[г]нем и вы[г]ним - выгоним, [п]ле вали и [п]ливали - поливали, зя[т’] пустил и зя[т’] пус­тил (зятя).

Слоговые согласные отличаются от неслоговых боль­шей напряженностью: щелевые - долготой, звонкие взрыв­ные - долгой смычкой, глухие взрывные - придыхательно- стью, дрожащие - многоударностью, раскатистостью. Та­ким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая про­является в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых зву­ков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, ме­нее сильные - неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется диф- т о н г о м. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах, где произносит­ся кор[уб]ва, лголок[уб], л[йе]с, с[ие]но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, ког­да оба гласных обладают одинаковой силой и длительно­стью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слого­вой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг, на­пример в английском time - ‘время’, table - ‘стол’, go - ‘идти’, в немецком mein - ‘мой’, heute - ‘сегодня’. Если в дифтонге первый соглас­ный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий диф­тонг, например в испанском puerta - ‘дверь’, tierra - ‘зем­ля’, nuevo - ‘новый’. Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. § 136).

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется н е- прикрытым: [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся не­слоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да- ска], [иу-ла]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: [да-л’и], [за-ко-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закры­тым: [стол], [край], [заи-ч’ик].

(Р.Р. Каспранский, с. 76- 85)

Теория слога издавна привлекает внимание филологов. Еще античный грамматист Присциан Цезарейский (ок. 500 года до н.э.) дал определение слога, согласно которому слог - это сочетание звуков, которые произносятся sub uno aceentu et uno spiritu. Слог его интересовал, прежде всего, с позиций метрики.

Присциан Цезарейский (лат. Priscianus Caesariensis) - римский грамматик, родом из Цезареи в Мавритании, жил около 500 года н. э. Величайшим из его трудов является Institutiones Grammaticae («Грамматические наставления») - учебник латинского языка в 18-ти томах. В Средние века он являлся самым распространенным руководством по латинскому языку и послужил основанием для новейших работ по латинской филолологии.

Римскими филологами была разработана стройная те­ория поэтической речи, основанная на слоговой структу­ре слова.

В 60-70-х годах XIX столетия проблема слога привлекает к себе внимание лингвистов-фонетистов. Поскольку человеческая речь может рассматриваться как физиологическое, органо-генетическое, психологическое и акустическое явления, делались попытки объяснения природы слога со всех этих точек зрения.

Имеется более десятка теорий или трактовок слога. Рассиотрим наиболее известные из них.

3.1.Экспирационная или эспираторная . Как говорит само название, в основу этой теорий положен физиологическяй процесс выдоха при говорении. Немецкий фонетист Эдуард Зиверс

Эдуард Зиверс (нем. Eduard Sievers; 25 ноября 1850, Липпольдсберг - 30 марта 1932, Лейпциг) - немецкий филолог-германист.Окончил университет в Лейпциге (1870). Профессор в Йене (с 1871), Тюбинген (с 1883), Галле (с 1887) и Лейпциге (с 1892). Основные труды посвящены фонетике и грамматике, и истории немецкого языка, скандинавской и англо-саксонской грамматике, психологии речи, стилистике и текстологии. Занимался исследованием и изданием памятников германских языков памятников немецкой литературы. Редактор журнала «Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur» (1891-1906, 1924-1931).

называет слогом ту часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Согласно этой теории, го­ворение не происходит как равномерное "вытекание" воздуха и равномерное производство звуков друг за другом, а в виде порций выдыхаемого воздуха, которыми производится не отдельный звук, а группа звуков, более тесно связанных друг с другом, чем звуки, производимые сле­дующим толчком воздуха.

Эта теория самая древняя и самая, пожалуй, понятная и близкая нам. Еще Присциан давал аналогичное оп­ределение ("одним ударением и одним выдохом"), и мы са-


ми часто наблюдаем это явление, когда нам нужно произнести слово раздельно, т.е. по слогам, а также при групповом говорении, скандировании и т.д. Поэтому едва ли нужны примеры, иллюстрирующую эту теорию.

3. 2 . Теория сонорности

Основоположник: Йенс О́тто Ха́рри Е́сперсен

(Jens Otto Harry Jespersen ; 16 июля 1860, Раннерс - 30 апреля 1943, Копенгаген) - датский лингвист.

Окончил Копенгагенский университет, затем продолжал образование в Оксфордском университете. В 1893-1925 гг. профессор английского языка в Копенгагенском университете.

Автор учебника английского языка (1895, выдержал 19 изданий), в основу которого положена живая разговорная речь. Своё понимание грамматики как живого и развивающегося целого он отразил в «Философии грамматики» (1924). Есперсен - автор «теории прогресса» в языке, согласно которой все языковые изменения направлены на облегчение условий коммуникации и потому прогрессивны. Создал проект международного искусственного языка новиаль, ранее участвовал в разработке идо.

Работы Есперсена оказали значительное влияние на развитие лингвистики XX века. Способствовал становлению датской лингвистической школы (среди его учеников, в частности, Луис Леонор Хаммерих).

В основе этой теории лежит акустическая природа звуков речи, т.е. слог связывается со звучностью или степенью звучности звукотипов. Например,

группа глухих взрывных - это минимально сонорные звуки.

o Гласные [о, а] - максимально сонорные.

o Все соглас­ные обладают меньшей степенью cонорности, чем любой гласный звук.

o Среди согласных сонорные согласные, есте­ственно, более сонорны, чем остальные,

o Среди шумных согласных звонкие обладают большей степенью сонорности, чем глухие,

o среди глухих же более сонорны фрикативные и т.д.

Соглаcно с этой теорией, звучность (Schallfülle) прямо пропорциональна к величине (объему) полости резонатора. О.Есперсен выделяет 8 градаций cонорностн (в порядке нарастания сонорности: (Таблица для демонстрации)

Слог. Греческий философ Платон (IV в. до н.э.) говорил: «Смешным, думается мне, Гермоген, может показаться, что вещи становятся ясными, если изображать их посредством букв и слогов; однако это неизбежно так».

Слог – фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. Выделяется несколько признаков слога как фонетической единицы. С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков. Слог представляет собой кратчайшую артикуляторную

еди­ницу, объединяющую в своей структуре гласный (или иной звук) в качестве вершины и один или несколько маргинальных согласных.

Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как м и н и м а л ь н а я п р о и з н о с и т е л ь н а я (а р т и к у л я ц и о н н а я) е д и н и ц а р е ч и. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.

В языках нефонемного строя (например, в китайском) слог обладает конститутивной функцией, а наряду с ней (подобно фо­неме) функциями дифференцирующей и идентифицирующей, выступая в качестве минимального экспонента морфемы или слова. Здесь в принципе линейные границы слога

(силлабофонемы, или силлабемы) и морфемы / слова совпадают. Морфемные швы внутри слога невозможны. Нужно заметить, что почти все простые, т.е. одноморфемные, слова в китайском языке одно­сложны. Многосложные слова, как правило, многоморфемны. Это в подавляющем своём большинстве сложные слова. Тем са­мым китайский слог часто является экспонентом морфемы и, од­новременно, простого слова.

Слог строится в таких языках по канонической модели: на­чально-слоговой согласный (инициаль) + конечная часть слога (финаль, или рифма). В состав финали могут входить: неслого­вой гласный (медиаль) + слогообразующий гласный (централь) + завершающий консонантный элемент (терминаль). Инициаль, а также какой-либо из элементов финали могут отсутствовать (являться нулевыми).

Примеры из китайского языка: shuang 1 "иней", chang 4 "петь", guo "страна, государство", en 1 "милость", е 4 "голодный" (цифра обозначают номер тона). Классификация сло­гов обычно строится в виде таблицы, где по вертикали указы­ваются инициали, а по горизонтали финали. При этом неизбеж­ны пустые клетки.

Список слогов в языках нефонемного строя конечен. Так, в китайском языке при 22 финалях и 36 финалях теоретически воз­можное число слогов равно 792. Реально же насчитывается по­рядка 414 слогов. Допуская, что каждый из них в принципе мо­жет быть тонирован, т.е. быть физическим носителем просодемы одного из 4 дифференциальных тонов (таково их число в пекин­ском диалекте, на который опирается произношение китайского национального языка - путунхуа), число различимых слогов равняется 1324 единицам.

В языках неслогового строя слог фонологически не нагру­жен. Его границы могут совпадать, а могут и не совпадать с гра­ницами морфемы (морфа). Морфема может быть односложной (|стол|) и многосложной (|ло|шад|ка|). Её длина может быть мень­шей, чем длина слога (|тра|в-а|, |в-ста-ть|).

Таким образом, в неслоговых языках морфемная граница может проходить внутри слога и слоговая граница внутри мор­фемы. В рамках одного слога могут реализоваться несколько морфем (|ш-л-а|) или даа слова (|в_дом|). При словоизменении слоговые границы могут перемещаться (|тра[ва| ~ |трав|), откры­тый слог может чередоваться с закрытым. Возможны многочлен­ные сочетания согласных в начале и/или в конце слов (и слогов): всплеск, Заволжск. Ничего подобного не наблюдается в языках слогового строя. Поэтому количество возможных слогов в фо­немных языках трудно подсчитать.

Тем не менее, и по отношению к слогу неслоговых языков можно подходить не только с узко фонетической, но и с фоно­логической точки зрения. Фонологический подход к слогу осно­ван на учёте существующих в данном языке правил сочетаемо­сти фонем и определённого порядка их следования в абсолют­ном начале и абсолютном конце в пределах одного слога. Может быть построена идеальная модель фонологического сло­га для данного фонемного языка, с которой потом соотносятся реально встречающиеся в этом языке сочетания фонем. По Л.В. Бондарко, идеальная модель русского фонологического слога может быть представлена как FFESVSFEF (где V обозна­чает слогообразующую гласную фонему, F - щелевую фонему, Е - смычно-взрывную фонему, S - сонант). Наблюдающиеся случаи либо полностью соответствуют идеальной модели, либо не полностью её реализуют.

Слог как единица фонетическая (независимо от его фоноло­гического статуса) привлекает особое внимание лингвистов по­тому, что многие звуковые изменения происходят в границах слога и на стыках слогов и что, прежде всего слог (или цепочка слогов) является физическим носителем просодических характе­ристик.

С точки зрения фонетической, исходя из наличия или отсут­ствия согласного перед гласным и после гласного, различают слоги закрытые (|слог|, |рост|) и открытые (|но|, |зло|), прикрытые (|сон|, |сто|) и неприкрытые (|он|). Различают также слоги краткие и долгие, ударные и безударные.

Общая фонетика и исследования расстройств речи свиде­тельствуют о том, что глубинной артикуляционной единицей яв­ляется слог типа CV. Следующий за вершиной слога согласный менее тесно связан с гласным, чем предшествующий согласный (или группа согласных).

Фонетическую природу слога исследователи пытаются объ­яснить либо на основе акустических теорий, в соответствии с ко­торыми в слоге происходит нарастание и спад громкости (или звучности), либо на основе артикуляторных теорий, сводящих образование слога к дыхательному толчку или же к нарастанию и спаду мускульного напряжения.

Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги. Слоги - наименьшая произносительная единица, неразложимое единство. Это определение обосновано данными экспериментальной фонетики и находит подтверждение с точки зрения медицины (например, в случаях афазии).

Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Теория слога

Современному языкознанию известно несколько теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога.

Э к с п и р а т о р н а я т е о р и я определяет слог как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок приводит к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда, например, борода, языкознание, человеческий и др. За один фонационный период произносится обычно целый ряд слогов, слогообразование достигается пульсирующим сужением и расширением протока для струи воздуха.

Экспираторная теория основывается лишь на одном факторе слогообразования и поэтому не может истолковать явление слогообразования во всей его сложности.

В основе с о н о р н о й т е о р и и лежит акустический критерий слогообразования. Сонорность – это степень звучности. Слог понимается сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного (звучного) элемента с менее сонорным. Языковед Есперсен, разрабатывавший сонорную теорию, доказал, что в языке существует относительная сонорность всех звуков. Наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью – гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступать любой звук.

В действительности сонорность свойственна только гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а «вокальность», т.е. преобладание голоса, тогда как при сонорности речь идет уже только о наличии голоса. Примесь голоса в звонких шумных столь велика, что они не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория, основываясь на антропофонических исследованиях всех звуков, подходила к выделению слога только акустически.

Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой успех. Некоторые языковеды считали, что можно соединить существующие теории слога, взять кое-что из экспираторной теории и, основываясь на сонорной теории, объяснить природу слога в большинстве языков.

Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога – т е о р и я м у с к у л ь н о г о н а п р я ж е н и я (Щерба, Фуше, Граммон). Слог, говорили сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усилие, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как «дуга мышечного напряжения». При этом, казалось бы, можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

У каждой из теорий слога есть свои слабые места. Сегодня может быть принято следующее объяснение произносительной общности элементов слога: слог является итогом исполнения единой управляющей артикуляционной программы. И гласный, и согласные являются лишь частями слога как более крупного зву­кового образования. Опознание соседних элементов слога как тех или иных фонем происходит в значительной мере за счёт инфор­мации о фонетических свойствах предшествующих и последую­щих сегментов.

Принципы слогоделения

В языкознании существует точка зрения, согласно которой слог как реальная единица речевого потока характеризуется усилением и спадом тона, или звучности, достигаемыми благодаря сочетанию наиболее тоновых звуков с наименее тоновыми или с шумными. Граница слога проходит в местах спада тона.

Слог состоит из фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или (по терминологии Н.С. Трубецкого) является слогоносителем. Слогоносителями в зависимости от языка могут быть: 1) гласный; 2) дифтонг, трифтонг; 3) согласный; 4) многофонемная группа «гласный + согласный».

«Нет ни одного языка, в котором гласные не функционировали бы в качестве слогоносителей. В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными носителями слога».

Среди согласных слогоносителями могут быть только сонанты, т.е. фонемы r, l и носовые. Так, для древних индоевропейских языков зафиксировано наличие слогообразующих l и r, а также гипотетических m и n.

Сонанты могут выступать как слогоносители или как неслогообразующие согласные в зависимости от звукового окружения, т.е. могут функционировать в системе фонем в двух вариантах. Например, в санскрите r и l выступают как слогоносители в положении после согласных (pitrn «отцов», krta «сделанный»), тогда как во всех других окружениях они являются неслогообразующими (pitar «отец», kar «делать»).

Типы слогоносителей различным образом реализуются в различных языках в зависимости от законов фонологической системы языка.

Нет достаточно убедительных теорий, объясняющих меха­низм слогоделения. Опора на ту или иную совокупность правил не всегда надёжна из-за неполной подкреплённости этих правил результатами экспериментально-фонетических исследований. Интуиция носителя языка не всегда убедительна и верна. По­этому предстоит исследовать более основательно механизмы речеобразования, чтобы найти вместе с ответом, что объединяет звуки в один слог, также ответ, что отграничивает один слог от другого.

Структура слога

В каждом языке слоги дифференцируются по структуре и по выделению их различными способами в рамках слова.

С точки зрения структуры слог называется открытым, если он оканчивается на слогообразующий элемент (обычно на гласный) или закрытым, если он оканчивается на неслогообразующий элемент (обычно на согласный). «При этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми (это важно для понимания слогораздела); неприкрытыми (начинающиеся гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной)». Например, в слове ру-ка два открытых (и прикрытых) слога (тип слога CV= ), в слове ход закрытый слог (тип CVC).

Структурные особенности слогов турецкого языка объясняют протекание такого характерного для турецкого языка явления, как палатализация согласных.

В каждом языке имеется свой набор структурных типов слогов как закрытых, так и открытых. Для некоторых языков характерно наличие нескольких согласных в начале слога, например в языке пушту могут встречаться три согласных звука в начале (слог типа CCCV). В других языках стечения согласных в начале слога избегают, например, в персидском, арабском, а также в китайском.

Своеобразны структурные типы слогов в тональных языках. Слог в них может состоять из одного, двух трех или четырех элементов. Например, в китайском языке слог может содержать один или два элемента (такие слоги составляют четверть всего слогового состава китайского языка) и даже три или четыре элемента (большинство слогов китайского языка).

В характерном для китайского языка структурном типе слогов первым звуком является согласный, вторым – неслогообразующий узкий гласный, третьим - слогообразующий гласный и четвертым – неслогообразующий гласный или конечный сонант (который в китайском языке выступает в роли второго элемента дифтонга). Во вьетнамском языке, как и в некоторых диалектах китайского языка (например, в кантонском), четвертый элемент слога выступает согласный.

Чаще всего вершину, или я д р о, слога образует тот или иной гласный звук, а на п е р и ф е р и и слога располагаются согласные. Ср. пря-ник (дефисом обозначен слогораздел), до-мик, ра-злу-чить. Нередко слог состоит из одного гласного (т.е. периферия оказывается нулевой). Вместе с тем возможны слоги, вообще не содержащие гласного звука. В русском языке такие слоги сплошь да рядом встречаются в беглом разговорном стиле произношения, например в словах полочка (если его произносит без второго гласного). В этих слогах ядро составляют слогообразующие или слоговые сонанты. Реже встречаются слогообразущие шумные, например [s] в русском междометии тсс! Есть языки, в которых слогообразующие сонанты – нормальное явление в любых разрядах слов и в любом стиле произношения. Так, в чешском есть слоговое [r], например, в prst ‘палец’, в двусложных (с ударением на первом слоге) vrba ‘верба’, Brno ‘город Брно’, слоговое [l] в vlk ‘волк’; в сербохорватском слоговое [r] в рт ‘мыс’.

С другой стороны, слог может содержать в себе два гласных, как в нем. Maus ‘мышь’, и даже три, как во вьетнамском ngoai ‘снаружи’. В этих случаях один из гласных (в нашем примере [a]) составляет ядро слога, а другой или другие – его периферию. «Периферийные» гласные называют неслоговыми: [u], [i] и т.д.

Как видим, наличие противопоставления «гласные: согласные» еще не дает ключа к пониманию природы слога. Если мы, однако, учтем и некоторые другие противопоставления, все звуки выстроятся у нас в следующий ряд (шкалу звучности, или сонорности): широкие – средние – узкие гласные – сонанты – звонкие щелевые – звонкие смычные – глухие щелевые и смычные. От начала этой шкалы к ее концу постепенно уменьшается типичность, а затем и сама возможность использования звуков в качестве ядра слога и постепенно возрастает типичность их использования в качестве периферии.

Изложенное положение дел послужило базой с о н о р н о й т е о р и и с л о г а, по которой в слоге звук относительно большей сонорности составляет ядро, а звуки меньшей сонорности – периферию. Эта теория широко распространена, но она не решает вопроса о месте слогораздела, а также не может объяснить таких, например, случаев, как мхи, Мга, лжет, рдеть (в каждом из этих слов один слог, но два «пика звучности» - на начальном сонанте и на гласном).

Другая теория слога – т е о р и я м у с к у л ь н о г о н а п р я ж е н и я – в отечественном языкознании наиболее полно была развита Л.В. Щербой. Известно, что общее мускульное напряжение речевого аппарата («разлитая напряженность») характеризует гласные в отличие от согласных, а среди согласных свойственна сонантам в большей мере, чем шумным. Вместе с тем степень мускульного напряжения может существенно изменяться в пределах произнесения одного звука и, в частности, в пределах согласного, с чем и связано более тесное примыкание согласных и групп согласных либо к последующему, либо к предшествующему гласному. В свете теории Щербы слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Именно единством импульса и объясняется неделимость слога с произносительной точки зрения.

Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельно происходят также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные м о д е л и с л о г а и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге. Так, во многих языках, например в финском (кроме заимствований новейшего времени), слог никогда не начинается группой согласных.

В языках типа русского, английского или французского слоговые границы в слове: 1) не связаны с его смысловым членением на морфемы; и 2) являются подвижными при образовании грамматических форм. Ср. дом, но дома, дому и т.д. - /m / отошло к следующему слогу, корень слова оказался «разорванным» между двумя слогами, а в рамках второго слога оказались соединенными окончание и часть корня. Даже служебные слова, в частности предлоги, ведут себя в рамках сочетания со знаменательным словом точно так же, как морфемы внутри слова: от окна произносится /a-ta-kn`a /. Знаменательные слова в русском тексте несколько чаще (но также не всегда) отделяются друг от друга слоговыми границами. Во французском языке слогоразделы не связаны даже с границами между самостоятельными знаменательными словами, ср. notre aventure / no-tra-va:-t`y:r/ ‘наше приключение’, tout est encore l`a /tu-te-ta:-kor-l`a/ ‘все находится еще там’.

Есть, однако, языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, не изменяющим в потоке речи ни своего состава, ни своих границ. Такие языки – китайский, бирманский, вьетнамский и некоторые другие – называют слоговыми, или

я з ы к а м и с л о г о в о г о с т р о я. Например, бирм. /lin/ ‘муж’ при присоединении морфемы со значением дат. Падежа - /а/ не «отдает» свой конечный согласный второму слогу, а сохраняет его в рамках первого слога /lin-а/ ‘мужу’ (хотя начальное /n/ в бирманском встречается). В языках такого типа слог обычно выступает в качестве экспонента отдельной морфемы и, во всяком случае, никогда не разбивается «морфемным швом». Поэтому в слоговых языках минимальной фонологической единицей оказывается не фонема, а целый слог - с и л л а б е м а либо – если учитывать возможность чередований в рамках слога – его компоненты, участвующие в чередовании, так называемые и н и ц и`а л ь (начальный согласный слога, например /n /, в приведенном выше вьетнам. ngo`ai ‘снаружи’) и ф и н а л ь (вся остальная часть слога как единое целое, например вьетнам. /uai/ из ngo`ai илибирман. / in/ из /lin/).

При изучении слога и слогоделения важными являются понятия: открытого и закрытого слогов; и долгого и краткого слогов.

О т к р ы т ы м слогом называется такой, который заканчивается слогообразующим звуком (т.е. отсутствует «задняя периферия»), например все слоги в русском ма-ма , чешском vr-ba . З а к р ы т ы м слогом называется такой, который заканчивается неслогообразующим звуком, например мать, дай . Есть языки (английский, французский, немецкий и др.), широко использующие открытые и закрытые слоги, и, с другой стороны, такие языки, в которых возможны только открытые слоги. На определенном этапе своего развития языком открытого слога был общеславянский (праславянский) – общий предок современных славянских языков. Близок к этому типу современный японский язык. В современных славянских языках, в том числе и в русском, открытые слоги используются значительно шире, чем закрытые: интервокальные группы согласных обычно отходят к следующему слогу, например и-зба, а-ктер и т.д. Правильность такого слогоделения подтверждается, в частности, тем фактом, что даже первый согласный интервокальной группы аккомодирует последующему гласному, а не предшествующему (например, в избу, актер имеем огубленные [z] [k]). Только на конце слов широко представлены в русском языке и закрытые слоги.

Слог в тональных языках

До недавнего времени теория слога разрабатывалась в основном на материале западноевропейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова на слоги не совпадает с морфологическим членением слова. Например, если слово рука членится с точки зрения фонетической, то в нем два открытых слога и четыре фонемы (ру -ка ). Если к членению слова рука подойти с точки зрения морфологической, то границы членения пойдут уже в другом месте, и мы выделим две морфемы (рук-а ). Здесь мы наблюдаем два возможных подхода к членению слова – фонетическое и морфологическое. Фонетическое членение слова на слоги не совпадает с членением морфологическим. Слоги не связаны с определенным смыслом. Это характерно, например, для языков индоевропейской семьи.

Однако если обратиться к ряду восточных языков (китайскому, тайскому, бирманскому или вьетнамскому), прежде всего к тональным дальневосточным языкам, то там роль слога особая. В европейских языках слова формируются из звуков, и один звук может быть морфемой, тогда как в китайском и подобным ему языках слова формируются из слогов, и дисигнатор морфемы не может быть представлен единицей, меньшей, чем слог. Таким образом, фонетическая единицы (слог) и морфологическая единица (морфема) взаимно соотнесены. Граница слога и морфемы совпадает. Смысловая делимость в этих языках не идет дальше слога, и слог в связи с этим всегда ассоциируется с определенным смыслом. Слог здесь служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, слог в тональных языках является не только важнейшей фонетической, но и словарно - морфологической единицей.

Понятие слога. Теории слога

Слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха .

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересуют исследователей. Cуществуют нескольких теорий слога.

Экспираторная теория (дыхательная теория) сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов. Экспираторная теория, разработанная Р. Стетсоном, часто подвергается критике. Основным контраргументом является тот факт, что одним выдыхаемым толчком можно произнести не только один слог, но и слово, и несколько предложений.

Сонорная теория , предложенная О. Есперсеном (для русского языка данная теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым), рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью.

Слабыми сторонами данной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная, а также то, что теория сонорности не объясняет сам механизм слогообразования и слогоделения.

Теория мускульного напряжения , сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения.

Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи.

Попытку объединить артикуляторный и акустический аспекты в ходе исследования слога, предпринял Н.И. Жинкин . Его теория получила название теории громкости . Эксперименты, проводимые исследователем, показали, что изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога.

Несмотря на различное понимание природы слога представителей вышеперечисленных теорий объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ], а маргинальными элементами [m], [p].

Слог есть понятие фонетическое, а не графическое, хотя часто для наглядности слоги в слове представляются графически, границы между слогами обозначаются с помощью дефиса. Например, ta-ble, smit-ten, sim-u-late, bad-ly, do-n’t, ca-me-ra.

Правила чтения английских букв, особенно гласных, связаны с их положением в слове и зависят от количества и качества соседних букв. Не менее важно знать, находятся ли соседние буквы в одном или в разных слогах – от этого также будет зависеть их чтение.

Принцип деления слов на слоги в английском языке не так прост и нагляден, как в русском: один звук (одна гласная буква) – один слог. Как видно из приведенных выше графических примеров деления слов на слоги, в один слог может входить, наряду с согласными, одна «немая» гласная буква или по две и три согласных буквы. Это ярко иллюстрирует разрыв между графической и фонетической сторонами английского языка.

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка.

Теории слога:

а) экспираторная теория– теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха.

Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

б) сонорная (акустическая) теория – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

в) мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции (Л.В. Щерба)

Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

г) артикуляционно-акустическая теория– теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

18. Слоговые и неслоговые звуки.

Слоговыми звуками являются все гласные. Но в роли слоговых могут выступать и согласные, в особенности, сонорные [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также некоторые согласные в конце слова при наличии между ними так называемого большого артикуляционного расстояния: букв – [бýкОв]. Звук [к] – заднеязычный, [в] – губной, артикуляционное расстояние между данными звуками является существенным.

Слоговую функцию сонорные согласные приобретают в следующих позициях:

а) в позиции перед шумным в начале слова ([Олбы], [Орты]);

б) в позиции после шумного в конце слова ([д’иЭ/кá/бО р’], [кâ/рá/бОл’];

б) сонорные [р] и [л] в сложных сочетаниях звуков (надсмотрщик, литаврщик, супрасльских).

19. Типы слогов

По характеру конечного звука в русском языке выделяются два типа слогов – открытые и закрытые.

Слог, который оканчивается слоговым звуком, называется открытым, а слог, оканчивающийся неслоговым звуком, – закрытым.

В русском языке около 85% слогов – открытые, и большинство из них соответствуют модели СГ или ССГ, т.е. «согласный + гласный» или «согласный + согласный + гласный», например: ру-ка, све-ча, ко-шка, про-сти и т.п. Это можно объяснить двумя причинами:

1. Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен был оканчиваться на слогообразующий звук, то есть в подавляющем большинстве случаев на гласный, например: до/мъ, бра/тъ, съ/нъ, ла/въ/ка, се/стра, не/сти, мо/згъ, дь/нь. Следует обратить внимание на то, что ъ и ь в древнерусском языке обозначали гласные звуки: ъ обозначал краткий, ослабленный звук, близкий к [о], а ь – такой же краткий, ослабленный звук, близкий к [э].

Согласно закону открытого слога слоги строились по принципу восходящей звучности.

В современном языке этот закон утратил свою силу: слоги могут быть и открытыми, и закрытыми, то есть оканчиваться и гласным, и согласным звуком. Вместе с тем определенная тенденция к открытости слога, к построению его по восходящей звучности сохранилась.

2. Особенность русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным и, наоборот, в слабом примыкании согласного к предшествующему гласному.

По характеру начального звука различают неприкрытые и прикрытые слоги. Неприкрытые начинаются слоговым звуком, прикрытые – неслоговым.



Похожие публикации