Снегоуборщик из дружбы. Культиватор из бензопилы и снегоуборщик своими руками – чертежи

Сейчас рынок малой приусадебной техники предлагает большое количество снегоуборщиков, как в виде навесного оборудования к мотоблокам, так и в виде полностью отдельного механизма, оснащенного силовой установкой.

Если хорошо посмотреть на конструкцию любого , то сложного там ничего нет, а значит его можно изготовить и самому, имея в хозяйстве лишь необходимые материалы и инструменты. Понадобится также и силовая установка. Многие умельцы смогли в качестве движителя для самодельного уборщика приспособить двигатель от советской бензопилы «Урал».

Достоинства и недостатки

Пару положительных моментов самодельном снегоуборщике, сделанным из бензопилы «Урал»:

  • Стоимость изготовления такого агрегата обойдется в разы дешевле, чем приобретение заводской модели снегоуборщика, даже если придется покупать б/у бензопилу;
  • Производительность снегоуборщика с двигателем от бензопилы «Урал» не особо будет уступать данному показателю заводской модели;
  • Практически все остальные элементы снегоуборщика изготавливаются из подручных материалов – отрезков труб, листов и отрезков тонкого железа.

Основным недостатком, которым обладает самодельный снегоуборщик на базе бензопилы, и из-за чего он уступает заводским моделям, да и то не всем – это отсутствие механизма, обеспечивающего самоходное движение этого снегоуборщика, его приходится толкать перед собой, что не особо легко.

Но в целом, самодельный агрегат достоин внимания, поскольку может значительно сэкономить денежки и облегчить уборку снега.
Фото самодельного снегоуборщика из бензопилы Урал

Рама, силовая установка

Сваривать раму лучше из труб небольшого диаметра. Отрезки труб, которые будут располагаться продольно относительно самого агрегата, будут являться еще и полозьями, с помощью них снегоуборщик будет двигаться по снегу. Поэтому края этих отрезков, которые будут находиться впереди лучше срезать под углом, а отверстия заварить, чтобы снег не набивался в трубы.

Из двух отрезков труб, которые будут располагаться продольно, и двух отрезков, расположенных поперечно, сваривается рама. Поперечины в данном случае нужны для закрепления на них двигателя, поэтому одна должна располагаться на заднем краю продольных отрезков, а вторая поперечина примерно в 200 мм от первой.

Расстояние между продольными отрезками не должно превышать 700 мм. То есть, рама формируется в виде буквы П, но с двумя поперечинами.

Силовая установка используется от советской бензопилы потому, что крутящий момент у нее не особо большой, зато хорошее тяговое усилие. Вся бензопила не понадобиться, поэтому нужно извлечь мотор с рамы. Далее его нужно немного переделать. На место приводной звездочки цепи бензопилы нужно установить приводную малую звездочку от мотоцикла «Восход», «Минск». Можно ее просто приварить к звездочке бензопилы, предварительно ее отцентрировав.
Фото готовой силовой установки

Шнек, корпус шнека, привод

Переходим к рабочим органам снегоуборщика Урал, а именно к шнеку. Изготавливается он из отрезка трубы небольшого диаметра. Можно также использовать любые валы длинной до 80-850 мм. Важным условием является подбор подшипников для вала. Такая длина вала нужна для обеспечения привода его, который будет располагаться за пределами корпуса.

Далее из листового металла толщиной 2-3 мм нужно вырезать 4 круга с внешним диаметром 300 мм. В этих кругах вырезаются отверстия диаметром 220-230 мм. Далее имеющиеся диски с одной стороны разрезаются и в месте разреза диск растягивается, формируя подобие витка пружины. Проделать это надо со всеми 4 заготовками.

Затем нужно высчитать центр вала с учетом отрезка его, который будет использован под привод. По центру вала к нему нужно будет приварить две пластины длинной 130 мм и шириной 150 мм. Они должны располагаться параллельно друг другу. Эти пластины будут являться лопастями для выброса снега.

Заготовленные винтовые ленты привариваются с одной стороны к лопастям, с другой стороны к валу приделываются распорки, к которым привариваются другие концы лент. Расположить ленты нужно так, чтобы их витки по движению направлялись к центру. То есть, с обеих сторон от лопастей должно располагаться по две ленты, установленные параллельно и своими витками направлялись к центру. Причем вся эта конструкция по длине не должна превышать в длину 700 мм остальная часть вала отойдет под привод.

Фото шнекового механизма самодельного снегоуборщика

Переходим к корпусу. Делается он из круглых боковин, которые по диаметру должны превышать шнек примерно на 50-70 мм. Далее берется лист металла толщиной 1-1,5 мм. Он изгибается по окружности боковин, и приваривается к ним, формируя полукруг. В боковинах по центру проделываются отверстия, в которые вставляется готовый шнек. С внешней стороны боковин на вал одеваются подшипники, поджимаются к боковинам и закрепляются, при этом положение вала центрируется. Для закрепления подшипников к боковинам можно изготовить обоймы, или же просто приварить их к боковинам внешними обоймами, но тогда конструкция будет неразборной.

Далее нужно изготовить снегоотвод. Сделать его можно из отрезка алюминиевой трубы диаметром 150 мм и длиной 100 мм, а также отрезков листового металла из которых нужно будет сформировать короб. Отрезок трубы будет основой снегоовода. Для ее установки в корпусе шнека проделывается отверстие нужно диаметра, расположенное так, чтобы оно было немного сзади от лопастей шнека. В отверстие вставляет отрезок трубы и закрепляется в нем болтовым соединением, а уже к трубе присоединяется заготовленный короб.

На отрезок вала, отведенный под привод надевается ведомая задняя звездочка от указанных мотоциклов и закрепляется на нем при помощи сварки.

Осталось только собрать воедино конструкцию. Корпус вместе со шнеком ставится на продольные элементы рамы и приваривается в ней. На поперечины закрепляется силовая установка, но так, что ведущая и ведомая звездочки располагались в одной плоскости. Для привода будет использоваться мотоциклетная цепь. Ее натяжение модно реализовать двумя способами: натяжение за счет перемещения силовой установки, но для этого нужно обеспечить возможность продольного перемещения мотора с возможностью его закрепления в любой точке. Можно также реализовать натяжную звездочку с болтовым креплением к корпусу шнека.

Остается только к раме приделать ручку управления, сделанную и из труб, и на ручку вывести управление дроссельной заслонкой двигателя.

Перед пробным пуском снегоуборщика, нужно поверить все соединения и удостовериться в том, что шнек вращается легко и не цепляется за элементы корпуса.
Видео обзор самодельного снегоуборщика из бензопилы «Урал»:

Зимний период помимо морозов приносит нам большое количество снега. Иногда его количество настолько велико, что при помощи простой лопаты с его уборкой просто не справиться. Поэтому человек и создает технику, способную облегчить его жизнь и сэкономить время для других дел.

Одним из таких механизированных новшеств стали снегоуборщики. Но любая техника стоит немалых средств, поэтому домашние мастера-умельцы стали думать, из чего бы создать их своими руками. Подумали — и создали снегоуборщики из бензопил.Самодельный снегоуборщик из бензопилы заметно сокращает время, затрачиваемое на уборку снега, а также позволяет тщательнее очистить свою территорию от осадков.

В данной статье будут описаны варианты создания снегоуборочной техники своими руками. Оказывается, сделать свой снегоочиститель можно из бензопилы «Дружба», что существенно сэкономит накопленные средства за счет того, что схема создания снегоуборщика очень проста, а детали можно найти на барахолке или в дедовском гараже.

Для решения нашей задачи нет необходимости в покупке мощнейших агрегатов, достаточно будет маломощной бензопилы, например, мощностью от пяти л. с.


Пример самодельного снегоуборочного комбайна на базе бензопилы «УРАЛ»

Мы расскажем, как можно сделать самодельный снегоуборщик своими руками из бензопилы Урал. Компоновка данного агрегата очень хороша. В его конструкции предусмотрена качественная трансмиссия, оберегающая пилу от поломок.

А инерционная муфта позволяет уберечь внутренности пилы от поражения внешними предметами. Так, если внутрь попадает инородное тело, пила сразу отключается, что позволяет ее прочистить и избежать поломок. Снегоуборщик из бензопилы своими руками не предусматривает сложных деталей, при его конструировании не потребуется часами вытачивать сложные механизмы или покупать их.

Для изготовления потребуется:

  • бензопила «Урал», она выступает в роли донора;
  • листовой металл толщиной 2 миллиметра, необходим для изготовления лопастей и лопаток;
  • листовая нержавейка толщиной 1 миллиметр;
  • пара подшипников на 48;


  • дуги и перекладины (20х20), можно взять от старой теплицы;
  • расходные материалы: гайки шайбы, болты;
  • звезды и цепи от старых советских мотоциклов;
  • резиновые ручки для удобства работы со снегоуборщиком.

Как видно из перечисленного списка, самоделка не требует покупки новых материалов, вполне достаточно порыться в гараже либо отправиться на ближайшую барахолку.

Сборка снегоуборщика

В конструкцию самодельного снегоуборщика из бензопилы «Урал» входят:

  • бензобак;
  • двигатель;
  • колесная база;
  • карданный вал;
  • ведущая звезда;
  • подшипники.

В первую очередь, необходимо позаботиться о прочном креплении для мотора бензопилы. Во избежание перекосов и неравномерного зачерпывания снега мотор нужно размещать строго по центру аппарата. Последующей модификацией мотора служит дополнение в виде бензобака. Для удобства его крепят к рулевой опоре. Сделать это можно при помощи болтового соединения. От мотоцикла также можно взять ручку газа с тросиком, это обеспечит беспрепятственное управление дроссельной заслонкой мотора.

Для того чтобы снегоуборочный комбайн получил свои функциональные способности, необходимо сварить раму. Для этого нам не понадобится искать сложные чертежи, ведь конструкция очень проста и не требует больших усилий для своей сборки.

Для создания ковша потребуются трубы с квадратным сечением, имеющие размеры 20х20х1,7 миллиметра. Из них собирается рамка, которая в дальнейшем будет обтянута оцинкованной сталью, что защитит ковш от процессов ржавления и гниения.

Толщина стали тут не должна быть менее пяти миллиметров, иначе она будет слишком подвержена механическим влияниям. Листы крепятся к раме при помощи простых алюминиевых заклепок.

Для удобства управления к конструкции ковша следует приварить металлическую пластину. Она обеспечит беспрепятственное перемещение ковша по снегу. Размеры такой пластины не должны превышать 60 сантиметров в ширине, и 4 — в длине. При этом пластину можно покрыть полиэтиленом. Это не даст снегу прилипать к пластине.

Важнейшим элементом в конструкции снегоуборщика является его вал. Его конструкция состоит из трубы с наваренными шнеками. При конструировании вала нам потребуются:

  • стальная труба с сечением ½;
  • ведомая звезда, которую требуется приварить к трубе;
  • подшипники в количестве двух единиц, которые крепятся внутри шнековой трубы;
  • крыло ротора;
  • пара роторных лопастей;
  • шнеки для создания вала;
  • крылья лопастей;
  • опорные уголки в количестве двух единиц.


Конструкция вала подразумевает ротор с параллельно наваренными шнеками, смотрящими в разные стороны. Для начала требуется взять стальную трубу с параметрами 22х2 миллиметра, и длинною в 570 миллиметров. На концах этой трубы необходимо разместить подшипники. Для этого наварите цапфу на места окончания трубы и в последующем насадите туда подшипники. Параметры подшипников: размеры 40/16/16, с закрытым типом конструкции.

Дальнейшая конструкция предусматривает установку дополнительной звезды в центр вала. С ее помощью на вал будет передаваться крутящий момент от мотора. Соединять эти 2 элемента будет цепь, которую можно взять от старого советского мотоцикла.

Центральная звезда в своем строении должна иметь 33 зуба с шагом 12,7, а закрепить ее помогут 4 болта М6. Для избежания нежелательных внешних воздействий цепь и саму систему желательно спрятать за корпусом снегоуборщика. После установки звезды и подшипников к валу начинают приваривать лопасти, которые будут черпать снег. Для этого необходимо 12 стальных полос, по 6 полос на каждую сторону вала.


Шнек можно изготавливать двумя вариантами. Первый — это создать цельную конструкцию (как у ледобура), ее можно заказать на заводе или у мастеров либо создать своими руками. Но простейшим вариантом станет нарезка стали на «подковы». Так шнек будет проще закрепить к трубе. А конструкция по прочности не будет отличаться от профессионального аналога. Для повышения работоспособности снегоуборщика лопасти шнека должны иметь зубчики.

Их можно нарезать при помощи болгарки. Теперь крепим лопасти к крыльям. Сделать это можно болтами М6. Но стоит помнить, что каждый болт в процессе работы подвержен раскручиванию, потому концы болтового соединения лучше заклепать.

Сделанный ротор должен иметь 2 дюралевые лопасти, которые изготавливаются из двухмиллиметровой стали. Заменить их можно лопастями из нержавеющей стали, тогда механизм получится долговечнее.

Установка лопастей должна производится симметрично. Это обеспечит бесперебойную работу в процессе уборки снега, а также защитит лопасти от механических повреждений. После монтажа конструкция должна получиться симметричной и уравновешенной.

Для соединения редуктора со звездой передачи необходимо в процессе доработки двигателя заменить ведущую звезду редуктора на 17-зубную, с шагом 12,7. Звезда устанавливается на карданный вал, на конец второго колена.


При сооружении колесной базы следует учитывать, что ее конструкция должна иметь ось с двумя подшипниками, на которые в дальнейшем будут установлены катки. Либо можно использовать цапфы. Для этого их наваривают на концы трубы. Теперь можно использовать колеса со встроенными подшипниками. Такой метод будет проще, поскольку ремонт и замена колес займут намного меньшее количество времени. Крепление колес и оси осуществляется болтами М10.

В последнюю очередь следует заняться направляющей для снега. Для этого к ковшу следует приварить рукав, по которому собранный снег будет отправляться наружу.

Важно: диаметр рукава не должен быть слишком маленьким, а также иметь сложных изгибов. Иначе снег в таком случае будет постоянно забивать его, что осложнит работу на улице .


В этом году у нас в Алтайском крае снега уже с осени, практически за пару недель, выпало довольно много. Видимо зима будет снежная, так что кидать его не перекидать. Хорошо, что в прошлом году собрал небольшой, но надёжный снегоуборщик с двигателем от старой бензопилы. Весной успел его только испытать: зарекомендовал он себя, в общем-то, неплохо, хотя и не без недостатков. Исходя из опыта использования, летом внёс в него некоторые изменения и теперь представляю его читателям вашим читателям.

Силовой агрегат - от старой бензопилы «Урал-2Т». Этот мотор был использован потому, что он лёгкий и достаточно мощный (5 л.с.), к тому же имеет понижающий редуктор 1:2 и инерционную муфту сцепления. Эта муфта срабатывает всегда, когда в ротор попадает какой-нибудь посторонний предмет, и она отключает трансмиссию без поломок. А так же мотор можно без труда снять и применить по прямому назначению (или на газонокосилке, косе, и т.д., скажем летом, когда снегоуборщик никак не используется). Крепления силового агрегата на раме позволяют использовать двигатель и от бензопилы «Дружба», только мощность этого мотора немного поменьше, что нежелательно. Эти двигатели недорого можно приобрести и сегодня.

Ещё я старался использовать минимум точёных деталей, недефицитные материалы и запчасти. В результате снегоуборщик получился весьма недорогой и несложный в изготовлении.

Мотор решено было расположить по продольной оси потому, что смещение центра тяжести влево или право приводило бы к перекосу захватывающего ковша в горизонтальной ппоскости. И тогда, спева или справа оставался бы недочищенный след из-под . И ещё такое размещение исключает подруливания 8 ту или иную сторону. Хотя данное размещение и привело к использованию дополнительных деталей трансмиссии, но снегоуборщик в таком виде выглядит более органично. Что само по себе тоже немаловажно!

Бензобак использован штатный, от бензопилы «Урал-2Т» объёмом 1.6 л, и прикреплён двумя болтами к рулевой опоре, на которой для этого имеются две крепёжные проушины. Ручка газа (управления дроссельной заслонкой) использована от мотоцикла «Урал».

Рамы у снегоуборщика фактически нет, или её можно назвать совмещённой - пара рычагов с рулевой поперечиной, приваренных к каркасу ковша.

Практически вся рама сварена из труб квадратного сечения 20*20*1,7 мм, за исключением верхней части ковша. Там использована труба квадратного сечения размером 10*10*1,7 мм. Ковш «обтянут» оцинкованной жестью толщиной 0,5 мм, лист которой приклёпан к раме алюминиевыми заклёпками диаметром 5 мм. В конструкции рамы использована металлическая пластина 600*40*4 мм, она подварена в нижней части ковша. А к ней в свою очередь приклёпана полиэтиленовая полоса размером размером 600*60*5 мм. Сделано это для лучшего скольжения ковша по очищаемой поверхности (в основном по тротуарной плитке).


Ротор-шнек с полосами-крыльями без лопастей



Ротор-шнек в сборе:
1- вал (труба 1/2"); 2 - ведомая звёздочка вала ротора-шнека (z=33); 3 - опорный подшипник в корпусе (2 шт.); 4 - крыло ротора (металлическая пластина 30x4); 5 - лопасть ротора (2 шт.); 6 - лопасть шнека (8 шт.); 7 - крыло лопасти шнека (4 шт.); 8 опорный уголок (2 шт.)

Рабочий орган состоит из вала, на котором размещены два встречно направленных шнека и ротор. Вал изготовлен из водопроводной трубы диаметром 22*2 мм и длиной 568 мм. В концы трубы вставлены и приварены стальные наконечники - цапфы под опорные подшипники. Шнек-ротор установлен на двух опорных подшипниках в корпусах. Подшипники размерами 40*16*16 мм - закрытого типа, шариковые. Корпуса цилиндрические, выточены из стали и приварены каждый к своему отрезку металлического уголка 25*25*4 мм, которые прикручиваются к раме ковша двумя болтами М8*40 мм с гайками.

На валу шнека и ротора установлена так же и ведомая звездочка, она крепится четырьмя болтами М6*30 мм с гайками к фланцу, приваренному к валу. Эта звёздочка имеет 33 зуба под цепную передачу с шагом 12,7. Цепь использована от мотоцикла «Муравей». Обращаю внимание на то, что цепная передача установлена внутри корпуса ковша с целью: во-первых, спрятать движущуюся цепь со звёздочкой, а во-вторых, при тех габаритах снегоуборщика, ковш будет иметь большую ширину захвата снега, в-третьих, меньше мёртвых зон у ковша (мест, из которых невозможен захват снега, или ограничивающий его). К валу приварены двенадцать стальных полос-крыльев для крепления лопастей шнека и ротора.

Лопасти шнека изготовлены из дюралюминиевого листа толщиной 4 мм. Они составные. Каждая часть (в форме подковы - для экономии материала) вырезается электролобзиком. Такая конструкция лопастей упрощает их креппение, а так же замену в случае поломки. На лопастях вырезаны зубья для прорезания плотного снега. «Подковы» закреплены на крыльях шнека болтами с резьбой Мб и гайками. Выступающие части закрученных болтов обрезаны и подклёпаны, для того чтобы ничего не цепляли, и не раскручивались. Дюралюминиевый лист использован специально, для того чтобы облегчить вращающуюся конструкцию ротора-шнека. Эксплуатация показала - дюралюминиевый 4-мм лист обеспечивает достаточную прочность.


Шасси снегоуборщика (рама с двигателем и колёсами):
1 - бензобак; 2 - двигатель; 3 - колесо; 4 - карданный вал; 5 - подшипниковый узел; 6 - ведущая звёздочка (z-17)

Лопасти ротора (их две штуки) изготовлены из листовой нержавеющей стали толщиной 2 мм. Я использовал её не специально, а потому, что под рукой не было простого стального листа нужной толщины, а дюралюминиевый лист закончился. Лопасти ротора прикручиваются, по возможности, на одинаковое расстояние от вала, чтобы исключить биение при вращении. Необходимо вручную отбалансировать ротор, установив его на подшипники. Но если крылья и лопасти ротора-шнека будут установлены одинаковых размеров и идентично, то балансировать ничего не придётся. Но проверить все-таки нужно.

Приводную цепь есть возможность подтягивать или ослаблять, устанавливая ближе или дальше от ведущей звездочки вал шнека-ротора на раме.

На место ведущей звёздочки редуктора двигателя бензопилы установлена карданная передача. Она соединяет редуктор с ведущей 17-зубой звёздочкой цепной передачи (с шагом 12,7 мм). Ведущая звёздочка установлена на конце второго колена карданного вала. Сам карданный вал опирается на два закрытых шариковых подшипника размерами 40*16*17 мм, установленных в корпусах. Корпуса выточены из стали, и подварены к уголкам размерами 40*40*4 мм и длиной 120 мм, которые прикреплены к раме с помощью двух болтов с резьбой М 10*40 мм с гайками.

Колёса размерами 3,25*8 дюймов со встроенными в диск-ступицу подшипниками, использованы от китайских тачек. Колёса устанавлены на трубчатую ось, изготовленную из водопроводной трубы диаметром 26 мм и длиной 550 мм. По концам трубы приварены две цапфы наружным диаметром 20 мм, на которые непосредственно и устанавливаются колёса и закрепляются на них двумя болтами М10х30 мм. Данные колёса я поставил уже в эту зиму (сначала стояли меньшего диаметра). Эти колёса более удобны в работе, так как имеют большие диаметр и ширину и не так сильно проваливаются в снегу. Однако качество резины оставляет желать лучшего.

Привод на колёса делать пока не стали, и думаю, что правильно. Так как снегоуборщик лёгкий и сцепление с грунтом будет небольшое.

При работе, если попадается плотный участок со слежавшимся снегом, нужно большое тяговое усилие. Но его не создашь даже с хорошей резиной, а ставить стальные грунтозацепы нельзя - испортишь тротуарную плитку. Но выход есть: при возросшем сопротивлении движению нужно упереться одной ногой в ось колёс и проталкивать снегоуборщик. Таким способом я расчищаю без проблем и метровый высоты (глубины) сугроб.

На ковше сначала стоял так же рукав, направляющий снег в сторону, но от него я отказался, так как мокрый и липкий снег в нём забивался. И ещё рукав способствовал созданию сугробов, а это вело к задержанию снега. А при работе от снега, летящего в лицо, рукав никак не спасал. Мелкую снежную пыль ветром гонит в соответствующем направлении. Без рукава снег из ротора, вращающегося на больших оборотах, выбрасывается высоко вверх и вперёд и распыпяется. Так как воздух постоянно движется, даже когда кажется, что ветра нет, снежная пыль аккуратно ложится рядом. А если дует ветер, то его вообще уносит далеко. На небольших, холостых оборотах двигателя снег так не распыляется и он более плотный, вылетает и ложится впереди. Это нужно для работы в каком-либо «коридоре».

В общем, снегоуборщик получился небольших габаритов; лёгкий -его масса составила всего 35 кг; экономичный - расходует немного топлива - одного литра бензина хватает для расчистки довольно большой территории, а главное довольно производительный и удобный в работе.

Итого, расход основных материалов:
Труба квадратного сечения 20x20*1 мм - 7,8 м. Труба квадратного сечения 10*10x1,5 мм - 0,6 м. Труба диаметром 22x1,7 мм - 0,6 м; труба диаметром 26x1,7 мм -0,55 м. Стальная попоса сечением 40x4 мм - 1,2 м; сечением 30x4 мм - 1,8м. Пол- листа стандартных размеров оцинкованной жести. Бензомотор, два колеса и ещё кое-что по мепочи.

И из выявленных недостатков: это ручной переносной стартер, который неудобно постоянно носить с собой.

Д. Слонов, Алтайский край

Мотоблоки, применяемые практически в каждом подворье, относятся к сезонным механизмам. Весной вспашка и посевная, летом обработка культур, осенью – уборочная страда. В зимнее время эти полезные приспособления простаивают, теряя экономическую эффективность.

  • 1 Принцип работы шнекового механизма
  • 2 Снегоуборщик своими руками – типы конструкций
  • 3 Как сделать своими руками шнековый снегоуборщик?
  • 4 Силовая установка для шнекового снегоуборщика
  • 5 Снегоуборщик из бензопилы
  • 6 Электрический снегоуборщик своими руками

А ведь достаточно сделать к мотоблоку еще одно приспособление, и вы получите самодельный снегоуборщик.


Практически на всей территории России, уборка снега становится обязательной процедурой за пределами крупных городов. Чтобы механизировать этот процесс с малыми финансовыми затратами, мы расскажем, как построить снегоуборщик своими руками.

Принцип работы шнекового механизма

Чтобы изготовить правильный снегоуборщик, чертежи или хотя бы эскизы обязательны.


Прежде чем начать разработку собственного проекта, надо разобраться в устройстве снегоуборочного механизма. Камера, в которой установлены шнеки, нижним срезом движется по твердому грунту, подбирая в свою полость снег, как нож бульдозера.

Внутри установлена роторная шнековая конструкция, которая перемещает снег в сторону выходного отверстия. Эта часть конструкции может быть как посередине, так и с одного бока камеры. Если ширина захвата составляет 1 м и более – целесообразно выполнить приемное отверстие посередине, чтобы равномернее нагружать ротор.



Кроме спирально расположенных шнеков, ротор оснащен подбрасывающими лопатками, с помощью которых снег попадает в приемное отверстие. Далее вступает в действие механизм, выталкивающий снег через раструб в нужном направлении, или погружающее его в кузов идущего рядом транспорта.

Снегоуборщик своими руками – типы конструкций

Главное различие шнековых снегоуборщиков, не по способу собирания снега, а по возможности перемещения.

  • Пассивные конструкции. Механизм такого типа оператор перемещает самостоятельно, силовая установка приводит в действие лишь сам ротор. Такая конструкция проста в изготовлении, но вам придется прилагать немалые усилия при уборке снега, особенно – если покров высокий и плотный.

    Снегоуборочная машина оснащается легким маломощным мотором, например, от бензопилы. Или же можно приспособить электромотор, если территория очистки расположена неподалеку от точки подключения к электроэнергии.

    Иногда навешивают такой снегоуборщик на мотоблок. Только вам понадобится вал отбора мощности, для привода шнекового механизма. Тогда самоходность обеспечивает сам мотоблок, а часть мощности идет на привод для уборки снега;

  • Самоходные конструкции. Самодельный снегоуборщик такого типа изначально проектируется, как способный перемещаться самостоятельно. Либо на раму устанавливается привод ведущих колес, либо в конструкцию интегрируется мотоблок с собственными колесами.

    Создать такой проект сложнее, но это окупается удобством применения и меньшими силами, которые вы тратите при уборке снега;

  • Существуют еще снегоуборщики отвального типа. Для работы требуется лишь изготовить отвал полукруглого сечения. Однако у такой конструкции есть серьезные недостатки.


  • Во-первых, для такого уборщика требуется очень мощный мотор, поскольку во время работ, на отвал действует большое сопротивление снега.

    Во-вторых, качество уборки оставляет желать лучшего. На краю расчищенной дороги остаются плотные сугробы, которые убрать сложнее, чем целинный снег.

    В тоже время, шнековый уборщик равномерно разбрасывает взрыхленный снег на большой площади, не создавая плотных куч.

    Как сделать своими руками шнековый снегоуборщик?


    Прежде всего, делаем снегоуборочную камеру, в которой будет работать роторный шнек. Она должна быть бочкообразной формы, с приемным сектором не менее 120°.

    Изготовить ее можно из листовой стали толщиной 2 мм, или из листов алюминия 3 мм толщиной. Отлично подходит рифленый алюминий, используемый для оборудования внедорожников. Он более жесткий, за счет отформованного рисунка.



    Самым экономным вариантом является оцинкованный железный лист. Учитывая малую прочность, боковины лучше изготовить из фанеры или текстолита.

    Теперь о самой ответственной части механизма – о шнеках. Их можно сварить из листовой стали (или того же алюминия), а можно вырезать из плотной резины, от старого конвейера, используемого на зернохранилищах или в рудоуправлении. Если вы можете попросить на шиномонтаже старые покрышки – из боковин получаются отличные лопасти для шнека.



    Изготовление ротора из стального листа требует аккуратности и тщательной разметки. Мало того, сто спираль должна быть вырезана абсолютно симметрично, шаг вращения необходимо выдержать по всей длине конструкции. Сварка сегментов выполняется при помощи кондукторов, которые можно изготовить из пары тисков.

    Закидывающие лопатки делаются из более толстого металла, поскольку на них ложится нагрузка подброса уже утрамбованного снега.
    В результате должна получиться вот такая конструкция.

    Важно! При разработке роторного шнека не перепутайте направление вращения и синхронизируйте его с закидывающими лопатками. Правильно собранный механизм позволяет обойтись без дополнительного ротора в выходной трубе. Силы шнека будет достаточно, чтобы самодельный снегоуборщик отбрасывал снег на достаточное расстояние.



    Готовый шнек можно приспособить на мотоблок, установить на колеса и перемещать его самостоятельно. Или даже закрепить на раму впереди внедорожника или пикапа. Главное – обеспечить подачу крутящего момента на рабочий вал.



    Силовая установка для шнекового снегоуборщика

    Если вы решили собрать снегоуборщик своими руками на базе мотоблока – конструкция привода лежит на поверхности. При наличии вала отбора мощности, вы просто выводите кардан, цепную или ременную передачу на вал шнека, и придумываете механизм сцепления. Нет необходимости вращения вала вхолостую.

    Если ваш мотоблок оснащен только редуктором – необходимо будет выполнить отвод ременного или цепного привода к шнеку от ведущей оси. Передаточное отношение шкивов или цепных звездочек подбираете в сторону увеличения оборотов.



    Шнек работает более эффективно на высокой скорости, червячный принцип действует лишь на очень плотном снегу. То есть, вал шнека должен вращаться в 2-3 раза быстрее вала колес.

    Если на выходной трубе есть дополнительный роторный механизм выброса – его скорость должна быть еще выше, поскольку объем снега в центре шнека максимальный, и его надо выбросить из камеры как можно скорее.

    Снегоуборщик из бензопилы

    Если нет необходимости убирать подъездные пути к дому и гаражу, снегоуборочная машинка может быть легкой и компактной. Ширина рабочей области не более 50 см. Такая конструкция не обязательно делается самоходной, да и мотор ей нужен не такой мощный. Например – от бензопилы.



    Камеру со шнеком изготавливаем так же, как в предыдущем варианте. Только материалы и размеры выбираем соответствующие. Шнек на один оборот в каждом крыле камеры, вторичный ротор на выходной трубе не нужен.

    Перемещаться такой снегоуборщик может на импровизированных полозьях, установленных по краям камеры. Вместо штанги, от бензопилы подается цепной привод к ротору. Ведущая звездочка остается прежней.

    Дополнительного механизма сцепления не требуется, штатный фрикцион бензопилы справляется с этой задачей на отлично.

    Единственное, о чем следует позаботиться – о развесовке. Поскольку двигатель от бензопилы крепится с одной стороны (в центре это сделать невозможно, мешают подающие лопатки), ручку управления необходимо сместить от центра в сторону крепления мотора. Тогда работать будет удобнее.



    Выводная труба изготавливается из пластикового водовода. Диаметра 120-150 мм вполне достаточно для такого объема снега.

    Такой компактный снегоуборщик за несколько минут расчистит дорожки в вашем дворе, и на его изготовление уйдет не так много времени. А летом бензопила демонтируется со шнека и используется по назначению.

    Все подробности и секреты изготовления самодельного снегоуборщика из бензопилы в этом видео. Не нужен даже чертеж, все наглядно и подробно показано и объяснено.

    Электрический снегоуборщик своими руками

    При наличии условно бесплатного электромотора мощностью 1-3 кВт, можно на его базе создать производительную снегоуборочную машину.

    Важно! Экономика в данной конструкции работает лишь тогда, когда длина питающего провода не превышает 30 м. Учитывая агрессивные условия эксплуатации, провод должен быть высокого качества, а стало быть, дорогим в плане стоимости. Обычный удлинитель для компьютера не подойдет.



    Учитывая конструктивную особенность электромотора, механизм уборки можно выполнить не шнековым, а роторным. Рабочая насадка одевается непосредственно на вал двигателя, скорость работы высокая.

    В качестве рабочей камеры можно использовать «улитку» от вентиляционной системы. Имеющийся раструб отлично подходит для выброса снега. Размер установки позволяет перемещать ее вручную.
    Какой бы не была конструкция вашей снегоуборочной машины – главное, что вы сэкономили на ее покупке.

    Цены на готовые модели снегоуборочной техники заставляют многих браться за лопату и расчищать тропинки вручную. Чтобы механизировать процесс с минимальными финансовыми затратами, можно сконструировать снегоуборщик своими руками. Первым делом стоит оценить собственные силы, имеющийся материал и оборудование. Исходя из условий – подобрать оптимальный проект реализации, разработать чертеж, изучить технологию изготовления и составить план сборки снегоочистителя.

    Технология изготовления шнекового снегоуборщика

    Ручной снегоочиститель шнекового типа отличается простотой конструкции и возможностью самостоятельного изготовления. Для приведения в работу механизм оснащается двигателем от мотоблока, бензопилы, перфоратора или дрели. Тип движка определяет питание агрегата: электрическое или топливное.

    Самодельный снегоуборщик шнекового типа

    Конструкция и принцип работы техники

    Шнековые снегоуборочные агрегаты выполняют одноступенчатый забор и выброс снега. По форме рабочий механизм снегоуборщика напоминает вал механической мясорубки. Шнек расположен спереди машины, по бокам и сверху вращающийся элемент закрыт корпусом-ковшом.

    Монолитное устройство крутится вокруг своей оси, перемалывает снег и передает его внутрь техники, а затем через ковш отбрасывает на расстояние. Для улучшения уборки слежавшегося снега и льда снегоочиститель дополнительно оборудуется ножом или используются шнеки с зубчатой кромкой.

    Кроме вращающегося вала, самодельный снегоуборщик комплектуется:

    • двигателем;
    • выпускным желобом;
    • коробом;
    • колесами или гусеницами;
    • ручкой для передвижения.

    Конструкция шнекового снегоочистителя

    Подготовка инструментов и материалов

    Перед тем как сделать снегоуборщик своими руками, необходимо составить его чертеж, рассчитать расход материалов и подготовить инструменты.

    Для изготовления небольшой снегоочистительной техники с шириной захвата 50 см можно использовать двигатель от имеющегося мотоблока. Его получится заменить любым движком мощностью порядка 1 кВт. Для создания остальных комплектующих понадобятся:

    1. Корпус шнека – кровельное листовое железо, боковые стороны – толстая фанера толщиной 1 см.
    2. Конструкция шнека, как видно из чертежа снегоуборщика, сделанного своими руками, включает такие элементы:
      • центральная ось – металлическая труба диаметром ¾ дюйма;
      • лопатка – металлическая пластина 12*27 см;
      • двухзаходная шнековая система вращения – транспортерная лента или листовой металл;
      • закрытые подшипники 205;
      • привод шнека – ремень или цепь.
    3. Рама – металлические уголки 5*5 см, поперечины – уголки 2,5*2,5 см.
    4. Платформа под установку двигателя – металлические уголки 5*5 см.
    5. Желоб для отбрасывания снега – канализационная ПВХ труба диаметром 16 см.
    6. Лыжня – деревянные брусья с пластиковыми накладками.
    7. Ручка управления – металлическая труба в полдюйма.
    8. Крепления поперечных уголков и рукоятки выполняется болтами М8.

    Схема сборки шнекового снегоуборщика

    Из инструментов понадобятся:

    • сварочный аппарат;
    • дрель и болгарка по металлу;
    • молоток и угольник;
    • электролобзик или пила;
    • металлические струбцины.

    Схематическое изображение рамы снегоуборщика

    Создание рамы и шнека снегоочистителя

    Сама по себе рама напоминает обычные санки – все конструктивные элементы размещаются на двух полозьях. Чтобы сэкономить время, можно использовать старые санки с металлической рамой.

    Изготовление самодельного каркаса габаритами 70*48 см:

    1. Согласно чертежу, из уголков подготовить детали нужной длины.
    2. Соединить их между собой и приварить.
    3. В боковых стойках сделать отверстия под крепление ковша, ручки и колес.

    Технология создания своими руками шнека снегоуборщика более сложная. Лопасти рабочего элемента могут изготавливаться из старой покрышки, транспортерной ленты или листового металла. Последний вариант более надежен и обеспечивает лучшую уборку снега.

    Важно! Двухсторонние лезвия должны располагаться под углом к центру, позволяя преобразовывать вращательную энергию в линейную. Лопасти вращаются и проталкивают снежные массы по прямой линии в направлении ковша.

    Изготовление лопасти из покрышки

    Общий алгоритм создания шнека не зависит от используемого материала:

    1. Из металла вырезать 4 круга, диаметр которых меньше полуокружности ковша. Согласно рассматриваемому примеру, диаметр колец составляет – 28 см.
    2. По центру кругов прорезать отверстия, соответствующее диаметру оси, то есть ¾ дюйма.
    3. Каждый круг разрезать с одной стороны и растянуть, формируя спираль.
    4. В центре вала шнека приварить металлическую пластину. Эта лопатка будет подавать снег к ковшу.
    5. Подготовленные спирали приварить к валу.
    6. С одной стороны вала закрепить звездочку или шкиф – выбор зависит от типа привода (цепь или ремень соответственно).
    7. Надеть привод и установить подшипники.

    Следующий этап – изготовление ковша:

    1. Полотно листового металла шириной 50 см согнуть в полукруг, диаметр дуги – 30 см.
    2. Из фанеры выпилить боковые стороны и подготовить в них отверстия под вал.
    3. Соединить детали ковша, к торцевым стенкам подвинуть и прикрепить установленные подшипники.

    Крепление шнекового вала к ковшу

    Сборка конструкции и запуск агрегата

    Для ввода сделанного своими руками снегоуборщика в эксплуатацию необходимо собрать конструкцию воедино:



    1. Готовый ковш со шнеком закрепить на «санях».
    2. Установить двигатель, надев на шкив или звездочку от него привод, который выведен от шнека.
    3. Приделать к раме ручку и вывести на ее панель элементы управления двигателем.

    Готовый агрегат перед запуском

    Перед запуском необходимо проверить прочность сварочных швов, надежность креплений и ход лопастей – они должны свободно прокручиваться.

    Видео: Снегоуборщик своими руками на базе двигателя от мотоблока.

    Изготовление насадки-снегоочистителя на мотоблок

    В зимнее время года мотоблок можно переоборудовать под снегоочистительную технику. Для этого необязательно покупать дорогие насадки. Имея опыт работы с металлом, получится самостоятельно преобразовать мотоблок в эффективный снегоуборщик.

    Конструкция шнеко-роторного снегоуборщика

    Роторный навесной «снегомет» для мотоблока

    Роторная насадка – двухступенчатая модель, наиболее сложная в самостоятельном изготовлении. Снегоуборщик для мотоблока такого типа состоит из двух рабочих элементов: шнека и винта. Вращающиеся лопасти шнека передают снежные массы к скоростной крыльчатке, где дополнительно измельчаются и отбрасываются через ковш. Такой принцип работы увеличивает производительность техники и дальность выброса снега (до 12 м).

    Схема роторного вала

    Весь процесс создания условно делится на два этапа:

    1. Изготовление ковша с рабочим механизмом.
    2. Соединение мотоблока и снегоуборщика.

    Чертеж роторного снегоуборщика: вид сбоку

    Последовательность изготовления роторного навеса:

    1. Согласно чертежам снегоуборщика для мотоблока, из листового метала подготовить детали короба, барабана под ротор и трубы.
    2. Из металла толщиной 1,5-2 мм сделать кожух под размещение шнека. Ковш собирается из изогнутой центральной части и торцевых щек. С боковых сторон вырезать отверстия под вал шнека. Кожух крыльчатки будет служить опорой и для барабана с ротором.
    3. Изготовить шнековый вал.
      • Из стали толщиной 2 мм вырезать 8 полудисков.
      • Приварить спиралевидные шнеки к металлической трубе.
      • Вал со шнеками «посадить» на шариковые подшипники 203.
    4. Создание и крепление ротора:
      • В качестве барабана можно использовать алюминиевый котел на 20 л или металлический цилиндр из листового металла.
      • Подготовленный барабан соединить с корпусом снегоочистителя.
      • Ротор собрать сваркой из профилированных металлических полос, диска, вала и подшипников, как показано на схеме.

    Схема сборки ротора

    Обозначения:

    1. 1 – боковая сторона;
    2. 2 – диск ротора;
    3. 3 – ребро жесткости;
    4. 4 – втулка;
    5. 5 – стакан;
    6. 6 – шариковый подшипник;
    7. 7 – крышка;
    8. 8 – шкиф;
    9. 9 – роторный вал;
    10. 10 – болтовое крепление;
    11. 11 – кольцо;
    12. 12 – винтовое соединение;
    13. 13 – барабан – корпус ротора.

    Самодельный ротор для снегоуборщика

    Конструкция сделанного своими руками роторного снегоуборщика крепится к мотоблоку с помощью профиля и уголка болтовым соединением. Крутящийся момент воссоздается посредством клиноременной связи. Для этой цели подойдет ремень А-100.

    Соединение мотоблока и снегоуборочной насадки

    Создание отвала бульдозерного типа

    Гораздо проще в изготовлении отвал бульдозерного типа или снегоочистительная лопата для мотоблока. Самодельный агрегат работает в трех положениях: вперед, влево и вправо под уклоном 30°.

    Для создания отвала шириной захвата 850 см понадобятся:

    • бочка из стали на 200 л;
    • квадратная труба сечением 4*4 см – 85 см;
    • железное полотно толщиной 3 мм размером 85*10 см;
    • болты М8, М10 и М12, гайки и шайбы;
    • инструменты для работы с металлом (сварочный аппарат, болгарка, плоскогубцы и т. д.).

    «Раскрой» бочки на три сегмента

    Порядок выполнения работ:

    1. С бочки срезать дно и крышку.
    2. Образованный цилиндр разрезать на три равных сегмента.
    3. Два сегмента сложить вместе и приварить по периметру – образуется жесткое полотно толщиной 3 мм.
    4. Для усиления нижней части отвала прикрепить нож – полосу из стали толщиной 5 мм. Шаг фиксации резака – 10 см. На самодельный нож надеть резиновые прокладки.
    5. Вдоль отвала по центру приварить трубу 40*40 мм.
    6. Сваркой закрепить на трубе полукруг из толстостенного металлического полотна. В установленной дуге сделать три отверстия, позволяющие изменять направление лопаты.
    7. Из трубы сечением 40*40 мм изготовить держатель Г-образной форме. Один конец фиксируется болтами к раме с отверстиями на отвале, а второй – к мотоблоку.

    Готовый отвал из бочки

    Как сделать снегоочиститель из бензопилы

    Снегоуборщик из бензопилы мощностью до 7 л. с. легок в изготовлении и управлении. Ниже приведен пример изготовления снегоочистителя на базе пилы «Урал 2Т». Его особенность – наличие инерционной муфты сцепления, которая выполняет роль предохранителя при попадании в ротор инородного предмета.

    Комплектация бензинового снегоуборщика

    Комплектация и чертежи самодельной техники

    Снегоуборщик имеет стандартную комплектацию:

    • мотор – устанавливается на продольной оси, во избежание перекосов при работе;
    • бензобак от «Урала» – крепится на рулевой опоре;
    • рама – выполняется из труб сечением 20*20 мм;
    • ковш – корпус из металлической трубы 10*10 мм, обшивка – оцинкованная жесть толщиною от 1,5 мм;
    • шнеково-роторный вал, состоящий из трубы, роторных (сталь толщиной 2 мм) и шнековых лопастей (дюралюминиевый лист толщиной 4 мм);
    • узел с подшипниками.

    Чертежи снегоуборщика из бензопилы наглядно демонстрируют устройство и схему сборки соими руками.

    Чертежи снегоочистителя на базе бензопилы

    Последовательность сборки бензиновой модели

    Этап 1. Создание рамы и ковша:

    1. Из металлических труб сварить каркас, следуя приведенному чертежу.
    2. Ковш облицевать оцинкованным полотном, фиксируя его к раме алюминиевыми заклепками диаметром 5 мм.
    3. Вдоль нижней части ковша приварить пластину из металла толщиной 4 мм и габаритами 60*4 см.
    4. К установленной пластине приклепать полиэтиленовую полосу.

    Схема сборки роторно-шнекового вала

    Этап 2. Изготовление роторно-шнекового вала:

    1. Ознакомиться с конструкцией вала и подготовить его составляющие:
      • отрез трубы длиной 568 мм;
      • закрытые подшипники 40*16*16 мм;
      • 12 стальных лопастей;
      • две роторные лопасти шириной 115 мм.
    2. Приварить к концам трубы стальные наконечники, на которых будут фиксироваться подшипники.
    3. Два уголка из металла толщиной 4 мм размером 25*25 мм прикрепить к раме болтами.
    4. На вале установить звездочку с 33 зубьями, расположенными с шагом 12,7.
    5. Шнековые лопасти попарно приварить к валу на расстояние 96 мм, соблюдая симметрию их расположения.
    6. Закрепить полулопасти болтами к «крыльям» шнека.
    7. Установить лопасти ротора.

    Этап 3. Монтаж двигателя:

    1. В движке заменить ведущую звездочку редуктора карданной передачей.
    2. Изъятую звездочку установить на карданный вал в конце второго колена.
    3. Корпус с помощью уголков прикрепить к раме болтами.

    Этап 4. Установка колес:

    1. Из трубы диаметром 26 мм и длиной 55 см сделать ось.
    2. По краям оси приварить цапфы диаметром 20 мм.
    3. Зафиксировать колеса со встроенными подшипниками – подойдут колесики от обычной тележки.

    Снегоуборщик на основе бензопилы

    Дополнительно устройство можно оборудовать откидным рукавом, который будет регулировать направление снега.

    Модификация триммера под снегоочиститель

    Снегоуборщик электрический своими руками можно сделать из триммера для скашивания травы. Оптимально подойдет агрегат с расположением двигателя сверху. Электромотора мощностью в 1,6 кВт достаточно, чтобы «снегомет» отбрасывал снежные массы на 3-4 метра.

    Учитывая конструктивную особенность электрического движка, механизм уборки снега можно сделать роторным – без установки шнекового вала. Интересный вариант рабочей камеры-ковша – использование вентиляционной «улитки». Через имеющийся раструб будет отбрасываться снег. Размер установки позволяет управлять ею вручную.

    Ротор выполняется из четырех металлических лопастей, длина которых должна соответствовать диаметру основания «улитки». Редуктор триммера устанавливается в импровизированный ковш, а на место ножа от мотокосы крепится роторный механизм.

    Важно! При создании снегоуборщика из триммера особое внимание следует уделить питающему проводу. Кабель должен быть достаточной длины и высокого качества – ему предстоят агрессивные условия эксплуатации.

    Электрический снегоочиститель

    Особенности конструирования электрического снегоуборщика:

    • оптимальная мощность электродвигателя – 2,2 кВт;
    • силовой агрегат обязательно надо защитить от снега и воды – в противном случае высока вероятность короткого замыкания;
    • движок следует размещать выше уровня очистки снега;
    • провод должен выдерживать холод до – 60°С.

    Изготовление снегоуборщика своими руками – непростая задача. Если недостаточно технических знаний и опыта конструирования, то лучше не браться за такую работу. Однако при наличии навыков сварки и создания металлический изделий, получится сделать практичный и экономный агрегат.



    Похожие публикации