Стимульный материал тест розенцвейга взрослый. Фрустрационный тест Розенцвейга: как тестировать детей с его помощью

Описание теста Тест занимает промежуточное место между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции. ТАТ он напоминает тем, что использует картинки в качестве стимульного материала. Но в отличие от картинок ТАТа, эти рисунки весьма однообразны по характеру и, что является более существенным, употребляются для того, чтобы получить от субъекта сравнительно более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по длине, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохраняет некоторые объективные преимущества теста ассоциации слов и в то же время приближается к тем аспектам личности, которые стремится выявить ТАТ.

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

    А. Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуаций этого типа. Например, ситуация 1.

    Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к ответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8. Например, ситуация 2. Между этими двумя типами ситуаций имеется связь, т.к. ситуация «суперэгоблокинговая» предполагает, что ей предшествовала ситуация препятствия «я», где фрустратор был объектом фрустрации. В исключительных случаях субъект может интерпретировать ситуацию препятствия «сверх я» и обратно. Испытуемому вручается серия рисунков и даётся следующая инструкция: «Каждый из рисунков состоит из двух или более человек. Один человек всегда изображен говорящим определённые слова. Вам надо написать в пустом пространстве первый же пришедший Вам на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее».

Оговорка в инструкции относительно юмора возникла не случайно. Она основана на всём опыте использования этого теста. Оказалось, что комичные ответы, даваемые некоторыми субъектами, и, возможно, вызываемые карикатурным видом рисунка, трудно поддаются подсчету. Экспериментальное изучение этого ограничения в инструкции может оказаться весьма интересным. Затем показывают испытуемому, как надо давать ответ.

Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчивается, приступают к опросу. Субъекта просят прочесть один за другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности, например, интонации голоса, которые позволяют интерпретировать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или относится к очень редким, экспериментатор должен в процессе опроса уяснить его смысл.

Случается, что субъект плохо понимает ситуацию, хотя в этом случае само напоминание может быть значимым, опрос позволяет получить новый ответ, после того как субъекту объяснен смысл ситуации

Возрастные границы применения теста Детский вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. Взрослая версия теста применяется с 15 лет, в интервале же 12–15 лет возможно использование как детской, так и взрослой версии теста, поскольку они сопоставимы по характеру содержащихся в каждой из них ситуаций. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого

Теоретические основы В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эври­стическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.

В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три уровня психологической защиты организма.

    Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологи­ческая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий.

    Автономный уровень, называемый также уровнем не­медленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает защиту организма в целом против общих физических агрессий. В психологическом плане этот уровень соответствует страху, стра­данию, ярости, а на физиологическом - биологическим изменени­ям типа «стресса».

    Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в себе защиту личности против психологической агрессии. Это -уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.

Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг под­черкивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. На­пример, серия психических состояний: страдание, страх, беспо­койство, - относясь в принципе к трём уровням, на деле пред­ставляют колебания; страдание относится одновременно к уров­ням 1 и 2, страх - к 2 и 3, только беспокойство - исключительно к уровню 3.

Розенцвейг различает два типа фрустрации.

    Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.

    Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетво­рению потребности.

Данное уже определение фрустрации относится главным образом ко вторичной, и именно на ней основано большинство экспериментальных исследований. Примером вторичной фруст­рации может служить: субъект, голодая, не может поесть, по­скольку ему мешает приход посетителя.

Было бы естественно классифицировать реакции фрустра­ции, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг счи­тает, что современное отсутствие классификации потребностей не создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что могло бы стать основой классификации.

Рассматривая пресеченные потребности, можно различать два типа реакций.

    Реакция продолжения потребности. Она возникает посто­янно после каждой фрустрации.

    Реакция защиты «я». Этот тип реакции имеет в виду судьбу личности в целом; она возникает только в особых случаях угрозы личности.

В реакции продолжения потребности она имеет целью удовлетворение этой потребности тем или иным способом. В ре­акции защиты «я» факты более сложны. Розенцвейг предложил разделить эти реакции на три группы и сохранил эту классифика­цию для основы своего теста.

    Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие). В них испытуемый агрессивно обвиняет в лишении внешние препятст­вия и лиц. Эмоции, которые сопровождают эти ответы, - гнев и возбуждение. В некоторых случаях агрессия сначала скрыта, за­тем она находит своё косвенное выражение, отвечая механизму проекции.

    Ответы интрапунитивные, или самообвиняющие. Чувст­ва, связанные с ними, - виновность, угрызения совести.

    Ответы импунитивные. Здесь имеется попытка уклонить­ся от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рас­сматривать эту фрустрационную ситуацию примиряющим обра­зом.

Можно рассматривать реакцию фрустрации с точки зрения их прямоты. Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фру-стрирующей ситуацией и остается продолжением начальных по­требностей. Реакции непрямые, в которых ответ более или менее заместительный и в максимальном случае символический.

И наконец, можно рассматривать реакции на фрустрации с точки зрения адекватности реакций. В самом деле, всякая реакция на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения, адаптивна. Можно сказать, что реакции адекватны в той мере, в какой они представляют прогрессивные тенденции личности ско­рее, чем регрессивные.

В ответах продолжения потребностей можно различить два крайних типа.

    Адаптивная персистенция. Поведение продолжается по прямой линии вопреки препятствиям.

    Неадаптивная персистенция. Поведение повторяется не­определенно и глупо.

В ответах защиты «я» также различают два типа.

    Адаптивный ответ. Ответ существующими обстоятельст­вами оправдан. Например, индивид не обладает необходимыми способностями и проваливается в своём предприятии. Если он обвиняет в провале себя - его ответ адаптивен.

    Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими обстоятельствами. Например, индивид обвиняет себя в провале, который вызван на самом деле ошибками других людей.

Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов. Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.

    К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необхо­димых средств для достижения цели или удовлетворения потреб­ности.

Лишения бывают двух видов - внутренние и внешние. В ка­честве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. При­мером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувст­вует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он на­столько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаим­ность.

    Второй тип составляют потери, которые также бывают двух видов - внутренние и внешние. Примерами внешних потерь являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом). В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит сле­дующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря).

    Третий тип фрустратора - конфликт: внешний и внутрен­ний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг при­водит пример с человеком, который любит женщину, остающую­ся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блоки­руется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

Приведённая типология ситуаций, провоцирующих фруст­рацию, вызывает большие возражения: в один ряд поставлены смерь близкого человека и любовные эпизоды, неудачно выделе­ны конфликты, которые относятся к борьбе мотивов, к состояни­ям, которые часто не сопровождаются фрустрацией.

Однако, оставив в стороне эти замечания, следует сказать, что психические состояния при потере, лишении и конфликте весьма различны. Они далеко не одинаковы и при различных по­терях, лишениях и конфликтах в зависимости от содержания, си­лы и значимости их.Важную роль играют индивидуальные особенности субъек­та: один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей совершенно разные реакции.

Активной формой проявления фрустрации является также уход в отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность.

Наряду со стеническими проявлениями фрустрации суще­ствуют и астенические реакции - депрессивные состояния. Для депрессивных состояний типичны чувство печали, сознание не­уверенности, бессилия, иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы вре­менного оцепенения.

Регрессия как одна из форм проявления фрустрации - это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.

Выделяя регрессию как универсальное выражение фруст­рации, не следует отрицать того, что случаи выражения фрустра­ции в известной примитивности переживаний и поведения суще­ствуют (при препятствиях, например, слёзы).

Подобно агрессии, регрессия не обязательно является ре­зультатом фрустрации. Она может возникать и по другим причи­нам.

Эмоциональность также является одной из типичных форм фрустрации.

Фрустрация различается не только по своему психологиче­скому содержанию или направленности, но и по длительности. Характеризующие формы психического состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть про­должительными настроениями.

Фрустрация как психическое состояние может быть:

    типичной для характера человека;

    нетипичной, но выражающей начало возникновения но­вых черт характера;

    эпизодической, преходящей (например, агрессия типична для человека несдержанного, грубого, а депрессия - для человека неуверенного в себе).

Розенцвейг ввёл в свою концепцию понятие большой важ­ности: фрустрационную толерантность, или устойчивость к фрустрирующим ситуациям. Она определяется способностью индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиоло­гической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных от­ветов.

Существуют разные формы толерантности.

    Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без любых сетований на себя.

    Толерантность может быть выражена в напряжении, уси­лии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.

    Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым рав­нодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скры­ваемое озлобление или уныние.

В связи с этим встаёт вопрос о воспитании толерантности. Исторические или ситуационные факторы ведут к фрустрационной толерантности?

Существует гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается даль­нейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других ас­пектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормаль­ный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не приобретает способности разрешить благоприятным способом проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограниче­ния, лишения. При этом не нужно смешивать нормальное сопро­тивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фруст­рации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное значение. Можно сказать, что одна из задач психотерапии заклю­чается в том, чтобы помочь человеку обнаружить прошлый или настоящий источник фрустрации и обучить, каким образом нуж­но вести себя по отношению к нему.

Такова в общих чертах теория фрустрации Розенцвейга, на основе которой был создан тест, описанный впервые в 1944 годупод названием тест «рисуночной ассоциации», или «тест фрустрационных реакций».

Процедура проведения

Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.

Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен. быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция для взрослых:

«Вам сейчас будут показаны 24 рисунка (приложение в отдельных папке). На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером. Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

Инструкция для детей: «Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

Обработка результатов Обработка теста состоит из следующих этапов:

    Оценка ответов

    Определение показателя «степень социальной адаптивно­сти».

    Определение профилей.

    Определение образцов.

    Анализ тенденций.

Оценка ответов

Оценка теста позволяет свести каждый ответ к некоторому числу символов, которые соответствуют теоретической концеп­ции. Каждый ответ оценивается с двух точек зрения.

    На выраженную им направленность реакции:

    экстрапунитивный (E),

    интрапунитивный (I),

    импунитивный (M).

Тип реакции:

  • препятственно-доминантный (O-D) (в ответе подчеркивается препятствие, вызвавшее фрустрацию субъекта в форме комментария о его жестокости, в форме, пред­ставляющей его как благоприятное или же незначительное);

    эго-защитный (E-D) («Я» субъекта играет наибольшую роль в ответе, и субъект или порицает кого-нибудь, или же согласен отвечать, или отрицает ответственность вообще);

    необходимостно-упорствующий (N-P) (ответ направлен на разрешение фрустрирующей ситуации, и ре­акция принимает форму требования помощи каких-либо других лиц для разрешения ситуации, форму принятия на себя обязанно­сти сделать необходимые исправления или же в расчете на время, что нормальный ход вещей принесет с собой исправления).

Из комбинации этих 6 категорий получают 9 возможных счетных факторов оценки.

Каждый ответ может быть оценен одним, двумя, реже тре­мя счетными факторами.

Для обозначения экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной направленности в общем, без учёта типа реакций, используется буква Е, I или М соответственно. Для указания на препятственно-доминантный тип после заглавных букв направле­ния пишется знак «прим» () - Е, I, М. Эгозащитные типы экстрапунитивности, интропунитивности и импунитивности обознача­ются прописными буквами Е, I, М. Потребностно-настойчивый тип выражается строчными буквами е, i, m.Каждый фактор записывается в соответствующей колонке напротив номера ответа, а его счётное значение в этом случае (двух зафиксированных показателей на одном ответе) соответст­вует уже не одному целому баллу, как при единичном показателе ответа, а 0,5 балла. Более подробное разбиение ответа на 3,4 и т. д. показателей возможно, но не рекомендуется. Во всех случаях общая сумма всех счётных факторов при полностью заполненном протоколе составляет 24 балла - по одному баллу на каждый пункт.

Все ответы испытуемого, закодированные в виде счётных факторов, записывают на протокольном бланке в соответствую­щих типу колонках, напротив пунктов подсчёта.

Счётные факторы классификации ответов

Типы реакций

Направленность реакций

О-D препятственно-доминантный

Е-D эго-защитный

N-P потребностно-неустойчивый

Е - экстрапунитивная

Е" - определённо выделяется, подчёркивается наличие фрустрирующего об­стоятельства, препятствия.

Е - обвинение. Враждебность и т. п. проявляется в отношении внешнего окру­жения (иногда -сарказм). Субъект ак­тивно отрицает свою вину, про­являя враждеб­ность к обвини­телю.

е - содержится требование к другому кон­кретному лицу исправить фрустрирующую ситуацию.

I - интропунитивная

I" - фрустрирующая ситуа­ция истолковы­вается как бла­гоприятная или как заслуженное наказание, или же подчёркива­ется смущён­ность беспокой­ством других.

I - обвинение, осуждение объ­ект предъявляет самому себе. Субъект при­знаёт свою вину, но отрицает ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства.

i - субъект, при­знавая свою ответственность, берётся само­стоятельно ис­править поло­жение, компен­сировать потери другому лицу.

М - импунитивная

М" - отрицает значимость или неблагоприят­ность препятст­вия, обстоя­тельств фруст­рации.

М - осуждение кого-либо явно избегается, объ­ективный ви­новник фруст­рации оправды­вается субъек­том.

m - субъект надеется на бла­гополучное раз­решение про­блем со време­нем, характерны уступчивость и конформность.

Описание смыслового содержания факторов

Определение показателя "степень социальной адаптивности"

Показатель «степени социальной адаптации» - GCR - вы­числяется по специальной таблице. Его численное значение вы­ражает процент совпадений счётных факторов конкретного про­токола (в баллах) с общим числом стандартных для популяции ответов.

Количество таких пунктов для сравнения в авторском ори­гинале 12, в русском варианте (по Н. В. Тарабриной) - 14. Соот­ветственно, знаменателем в дроби при вычислениях процента GCR является число стандартизированных пунктов (в последнем случае 14), а числитель - количество баллов, полученных испы­туемым по совпадениям. В том случае, когда ответ испытуемого закодирован двумя счётными факторами и только один из них совпадает с нормативным ответом, в общую сумму числителя дроби добавляется не целый, а 0,5 балла.

Нормативные ответы для подсчёта приведены в таблице ниже.

Стандартные значения ответов для подсчёта показателя GCR для взрослых

п/п

Стандартные значения ответов для подсчёта показателя GCR для детей

6-7 лет

8-9 лет

10-11 лет

12-13 лет

Данная методика направлена на определение реакции на неудачу и изучение способов, выбранных тестируемым для разрешения возникших сложностей. Другими словами, объектом анализа выступает индивидуальная фрустрация – тип эмоционального состояния, выражающийся во внутреннем беспокойстве индивидуума как результате реакции на негативные события последних дней. Представленная методика, позволяющая сегодня пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, дает возможность изучить реакцию испытуемого на:
  • Агрессию
  • Апатию
  • Идентификацию
  • Компенсацию
  • Перемещение
  • Подавление
  • Проекцию
  • Рационализацию
  • Регрессию
  • Фантазию
  • Фиксацию
  • Относящаяся к классу проективных тестов, она предлагает тестируемому 24 жизненных ситуации. В 16 из них воспроизводится сцена какого-то момента жизни, где человек сталкивается с определенными препятствиями. В 8 тестируемый условно является объектом обвинения. При этом обе группы ситуаций имеют общий раздражитель – тот фактор, который активировал режим «столкновения с препятствием», а после вызвал ощущение фрустрации. При этом абсолютно не играет роли как человек, решивший пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, воспринимает происходящее – как «препятствие» или как «обвинение».

    Выявление скрытой агрессии и фрустрации – прикладной значение методики

    Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга ставит главной задачей – вывить скрытую враждебность испытуемого. При этом он предполагает дополнительно определение типа агрессии:
  • Внешняя (экстрапутивная) – направлена на все, что человека окружает
  • Внутренняя (интропутивная)– в роли объекта агрессии выступает сам испытуемый
  • В никуда (инпутивная)– являющаяся следствием отрицания фрустратора
  • При этом барьер (фрустратор) также мог быть неоднозначным:
  • Лишение – отсутствие возможности достичь поставленную цель
  • Потеря – лишение какой-то вещи, близкого человека, внутренней силы и т.д.
  • Конфликт – наличие ситуации, вызывающей внутреннее напряжение
  • Попутно выделялось такое понятие, как «фрустрационная толерантность» – устойчивость тестируемого к фрустрирующим ситуациям (отсутствие выраженной реакции на раздражитель).


    В конечном итоге лицам, решившимся пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, помогали не только определить адекватность реакций на происходящее, но и выявить наиболее часто используемые тестируемым способы его преодоления.

    Теоретические основы

    Каждый из полученных ответов, согласно теории Розенцвейга**, оценивается по 2-м критериям:
  • Направлению реакции
  • Типу реакции
  • В свою очередь, направление реакции может быть экстрапунитивным, интропунитивным и импунитивным. Первый тип направления реакции выражается в проявлении агрессии к внешней среде. Здесь акцент ставится на степени фрустрирующей ситуации. Индивидуум передает право разрешения проблемы кому-то на стороне. Второй тип характеризует человека с глубоким чувством самокритики. Источником проблем и лицом, способным их решить, он видит исключительно себя. Третий тип говорит о том, что человек видит происходящее следствием неизбежности. Решив пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, он в конечном итоге выясняет, что «его» решение проблем зависит только от времени и терпения.
    Тип реакции бывает препятственно-доминантным, самозащитным и необходимо-упорствующим. Первый акцентирует внимание на «препятствии» вне зависимости от того, какую оценку ему дает сам тестируемый – положительную, нейтральную или отрицательную. Второй берет за основу самозащиту. Испытуемый всеми силами пытается найти себе оправдание, ищет причины возникновения проблемы вовне. Третий тип предполагает взятие установки на удовлетворение собственных потребностей. Человек в зависимости от ряда сторонних факторов имеет разные взгляды на происходящее в то или иное время.

    Он либо ищет пути разрешения конфликта, либо перекладывает эту ответственность на другого, либо позволяет ситуации «плыть по течению», надеясь на ее разрешение спустя необходимое для этого время.

    Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация.

    Методика относится к классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

    Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен. быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

    Инструкция для взрослых : «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка (приложение в отдельной папке). На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

    Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

    Инструкция для детей : «Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации.

    Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

    Состояние тревожности, неудовлетворённости собой и окружающими пагубно сказывается на личности, ограничивая её возможности и способности. Поэтому так важно правильно диагностировать причины возникновения состояния беспокойства, расстройства. Для этого можно использовать несколько психодиагностик, в числе которых фрустрационный тест Розенцвейга и его детский вариант.

    Характеристика фрустрационной методики Розенцвейга

    Фрустрация - напряжённое состояние психики, которое может быть вызвано разного рода препятствиями на пути к достижению поставленных целей. При этом преграды бывают как объективными (возникшими не по вине фрустрированного человека), так и субъективными, то есть надуманными искусственно. Тест на диагностику этого состояния был предложен в 1945 году психотерапевтом из Америки Саулом Розенцвейгом.

    Целями тестирования являются:

    Диагностика ценна тем, что, кроме прочего, определяет явную и скрытую агрессию в характере. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы - на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.

    Методика была адаптирована для использования среди граждан бывшего СССР группой учёных в НИИ им. В.М. Бехтерева. В результате появилось два варианта заданий: для зрелых людей и для детей. Причём различия есть только в содержании, по форме проведения тестирования одинаковы. Проективная методика основана на исследование типов реакций человека на предложенные ему 24 картинки. На них показаны двое и более человек, ведущих диалог; задача испытуемого - придумать реплику одного из собеседников.

    Процедура проведения теста рисуночной фрустрации

    Использование стимульного материала для взрослых рекомендуется с 15 лет. Детский же вариант применяется для тестирования школьников в возрасте от 6 до 13. В период с 13 до 15 лет возможно использование обеих версий теста.

    Проводить диагностику допускается и в групповой, и в индивидуальной форме. Для глубокого анализа индивидуальная модель более информативна, так как даёт возможность оценить не только вербальную реакцию, но и настроение, мимику, жесты, зрительный контакт и так далее.

    Тестирование малышей проводится только один на один, при этом задача взрослого - записывать ответы ребёнка. Испытуемым в возрасте от 10 лет предлагается самостоятельно заполнить пустующее поле на каждой из 24 картинок ответной репликой на высказывание изображённого собеседника. Сделать это необходимо как можно быстрее, не слишком задумываясь.

    Для получения полной картины экспериментатору необходимо отмечать все важные нюансы - интонации, мимику испытуемого и так далее

    Файл: Стимульный материал (взрослый и детский вариант)

    Анализ результатов

    Обработка

    Картинки теста делятся на две группы по характеру ситуации:

    • препятствие - персонаж сбит с толку, это мешает пониманию сути проблемы или вопроса; задача испытуемого - объяснить ситуацию (карточки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24);
    • обвинение - герой без реплик служит «мальчиком для битья», которого и нужно оправдать испытуемому (задания № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21).

    Некоторые ситуации обвинения могут приниматься за препятствие и наоборот. Поэтому важно правильно интерпретировать реакции испытуемого. Анализ реплик ребёнка проводится по двум векторам:

    • направленность реакции;
    • тип реагирования.

    Первый параметр подразумевает:

    • экстрапунитивные реакции (обозначаются буквой E) – гиперболизация создавшейся ситуации, потребность её разрешения третьими лицами;
    • интропунитивные (I) – испытуемый принимает ответственность на себя, обстоятельства воспринимаются как опыт;
    • импунитивные (M) – тревожная ситуация - нечто неизбежное, что пройдёт само по себе.

    По типу реагирования выделяются такие ответы:

    • препятственно-доминантные (OD) – испытуемый постоянно делает акцент на трудности;
    • самозащитные (ED) – ребёнок всячески пытается уклониться от ответственности, защищает своё «я»;
    • необходимо-упорствующие (NP) – тестируемый ищет конструктивное решение проблемы.

    Древнеримский историк Публий Тацит говорил: «Человеку свойственно приписывать всякую случайность чьей-либо вине».

    Если в ответе акцент смещается на препятствия, то рядом с буквой направленности реакции ставится чёрточка (Е’, I’, М’). Ответы, в которых ребёнок делает ставку на самозащиту, не помечаются никак. Когда же реплика тестируемого выражает желание удовлетворить потребности, её помечают строчной буквой.

    Смысловая наполненность исследуемых факторов представлена в таблице (в скобках указан номер ситуации):

    OD ED NP
    Е Е’. -«А что же буду кушать я?» (1);
    -«Если бы я имел брата, он смог бы мне помочь» (3);
    -«Мне она так даже больше нравится» (5);
    -«Я хочу с кем-то играть тоже» (6).
    Е. -«Я буду спать, а ты нет, правильно?» (10);
    -«Я не желаю с тобой дружить» (8);
    -«А ведь это вы выгнали из парадного мою собаку» (7);
    E. -«Нет, совершенно немного ошибок» (4);
    -«Я тоже очень хочу играть, и опыт у меня есть» (6);
    -«Нет, я не забирала твои цветочки» (7).
    е. -«Вы должны обязательно отдать мне этот мяч» (16);
    -«Ребята, куда же вы! Мне нужна помощь!»(13);
    -«Тогда обратись к кому-нибудь ещё» (3).
    I I’. -«Я очень люблю спать» (10);
    -«Я поддался, чтобы ты смог меня всё-таки поймать» (13);
    -«Нет, мне совсем не больно» (15);
    -«Зато теперь он стал значительно вкуснее» (23).
    I. -«Бери, а я больше никогда без разрешения ничего не возьму» (2);
    -«Мне стыдно, что я помешал вам играть» (6);
    -«Я сделала очень плохо» (9);
    I. – «Я вовсе не хотела её толкать» (9);
    -«Мне хотелось её лучше рассмотреть, а она случайно упала» (9)
    i. -«Тогда я обязательно отнесу ее в ремонт» (3);
    -«Я сама хочу купить эту куклу» (5);
    -«Я с удовольствием подарю тебе своего пупса» (9);
    -«В следующий раз эту ошибку я не повторю» (10).
    М М’. -«Ну и ладно, качайся на здоровье!» (21);
    -«Я и сам могу к тебе прийти» (18);
    -«Там наверняка будет не очень интересно» (18);
    -«Уже поздно. Мне пора спать» (10).
    М. -«Ну, если денег мало, то можно и обойтись» (5);
    -«Я ведь и правда ещё не взрослый» (6);
    -«Ну ладно-ладно, ты одержал победу в этот раз» (8).
    m. -«Сейчас я посплю, а потом, может, пойду на улицу» (10);
    -«Я и сам пойду отдыхать» (11);
    -« Подождём ещё минут пять. Она скоро высохнет и высушится» (19);
    -«Когда тебе надоест, я тоже покатаюсь» (21).

    Так, испытуемый в ситуации №14 («Подождём ещё минут пять») проявил импунитивную реакцию (m), тип которой можно определить «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP). Эти ответы являются стандартизированными: если реплика ребёнка совпадает с образцом, то он получает 1 балл. Школьник дал ответ, содержащий двойную оценку, одна из которых совпала с образцом (например, в ситуации №2, где девочка отбирает самокат у мальчика, могла бы быть ещё и такая реакция: «Ты постоянно жадничаешь, вот я и забрал силой») - выставляется 0,5 очка. За несовпадение не засчитывается ничего.

    Те ситуации, на которые в таблице нет ответов, при подсчёте не принимаются во внимание - это так называемые «свободные» решения.

    Сводная таблица стандартизированных ответов:

    Номер
    исследуемой ситуации
    Возраст
    6–7 лет 8–9 лет 10–11 лет 12–13 лет
    1
    2 Е Е/m m M
    3 Е Е; М
    4
    5
    6
    7 I I I I
    8 I I/i I/i
    9
    10 М’/Е М
    11 I/m
    12 Е Е Е Е
    13 Е Е I
    14 М’ М’ М’ М’
    15 I’ Е’; М’ М’
    16 Е М’/Е М’
    17 M m е; m
    18
    19 Е Е; I Е; I
    20 i I
    21
    22 I I I I
    23
    24 m m m M
    10 ситуаций 12 ситуаций 12 ситуаций 15 ситуаций

    Интерпретация

    Определение социальной адаптации ребёнка

    Подсчёт GCR на основе ответов детей младшего школьного возраста:

    GCR Процент GCR Процент GCR Процент
    12 100 7,5 62,4 2,5 20,8
    11,5 95,7 7 58,3 2 16,6
    11 91,6 6,5 54,1 1,5 12,4
    10,5 87,4 6 50 1 8,3
    10 83,3 5,5 45,8
    9,5 79,1 5 41,6
    9 75 4,5 37,4
    8,5 70,8 4 33,3
    8 66,6 3,5 29,1

    Таблица GCR для детей среднего школьного возраста

    GCR Процент GCR Процент GCR Процент
    15 100 10 66,6 5 33,3
    14,5 96,5 9,5 63,2 4,5 30
    14 93,2 9 60 4 26,6
    13,5 90 8,5 56,6 3,5 23,3
    13 86,5 8 53,2 3 20
    12,5 83,2 7,5 50 2,5 16,6
    12 80 7 46,6 2 13,3
    11,5 76,5 6,5 43,3 1,5 10
    11 73,3 6 40 1 6,6
    10,5 70 5,5 36

    Расчёт GCR помогает определить, хорошо ли ребёнок адаптирован в обществе или же есть проблемы

    Эти показатели трактуются так:

    • 12–10,5 (15–13,5) - ребёнок хорошо адаптирован в социуме;
    • 10–8 (13–11) - в целом адаптация успешна, но периодически тестируемый испытывает напряжение (чаще всего в отношениях со взрослыми, которые не являются близкими родственниками - например, учителями);
    • 7,5–6,5 (10,5–7,5) - довольно часто возникают ситуации фрустрации, но ребёнок справляется с ними сам;
    • 6–4 (7–5,5) - беспокойство и напряжение сопровождают любое начинание школьника, для преодоления препятствий ему нужна помощь авторитетных взрослых;
    • 3,5–2 (5–2,5) - ребёнок часто испытывает беспокойство, которое иногда перерастает в агрессию, направленную на сверстников;
    • 1,5–1 (2–1) - напряжение и агрессия направлены на всех окружающих малыша, чтобы справиться с ней, ему нужна помощь специалиста.

    Если процент ниже 50, то имеет смысл говорить о недостаточной адаптивности. В этом случае может помочь повторная работа школьника со стимульным материалом к рассматриваемому тесту. Экспериментатору понадобится проанализировать возможные рассогласования с образцом, чтобы определить характер фрустрации. Но в этом случае работать с ребёнком должен квалифицированный детский психолог.

    Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга

    Краткая история создания методики: разработана в 1945 г. на основе теории фрустрации. Существуют модификации методики предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам,проблемам сохранения мира и др. В Отечественной психодиагностике методика использовалась для дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психически больных (Н.В. Тарабарина, 1973 г.). Разработаны взрослый, детский и вариант для диагностики подростков.

    Общие теоретические положения, послужившие основой методики: в основе методики лежит разработанная С.Розенцвейгом теория фрустрации (с лат. – обман, тщетное ожидание, расстройство). В соответствии с теорией фрустрациявозникает втех случаях, когда организм всречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненнойпотребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном (действие фагоцитов, антител и т.п.), автономном – защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха,страдания, а в физиологическом – изменениям, происходящим в организме при стрессе), кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности. Помимо воображения и перцепции как индикаторов мотивационных процессов при конструировании теста, использован принцип соотнесения мотива и преграды.

    Данные о валидности и надёжности методики: по данным зарубежных исследователей, коэффициент надежности ретестовойсоставляет 0,60 – 0,80. Достаточна высока валидность, например по параметру экстрапунитивности, выявленному независимо по методике, составляет 0, 747. Задания, составляющие тест Розенцвейга, неоднородны. Будут варьироваться переживания (и действия) в отношении ситуаций теста в различных обстоятельствах. Розенцвейгсмог выявить достаточно высокие показатели ретестовой надежности методики, для взрослого варианта методики коэффициенты варьировались от +0,71 для испытуемых мужского пола (по шкале импунитивной реакции) до +0,21 для испытуемых женского пола (по рейтингу групповой конформности).

    Цель: диагностика особенностей поведения в ситуациях, связанных с поялением трудностей, помех, препятствующих достижению цели, этот тест также выявляет особенности агрессии субъекта.

    Область применения: Существуют 2 варианта методики: детский вариант методики- от 4 до 14 лет ивзрослый вариант методики.

    Организация: Проводить обследование можно индивидуально и в груп­пе, требуемое время 20-30 мин.

    Процедура обследования: стандартная (при необходимости фиксируется время, затраченное испытуемым на ответ).

    Краткое описаниеметодики:

    Методика состоит из 24 рисунков, на которых изобра­жены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

    1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сби­вает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций – рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

    2. Ситуация «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

    Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуа­ция «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.

    Стимульный материал: карточки со схематичными контурными рисунками, на которых изображены 2 или более человек, занятые еще незаконченным разговором, находящиеся во фрустрирующей ситуации, которая создается наличием препятствия или обвинения. Взрослый вариант 24 карточки, детский – 8 карточек. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем,изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ.

    Обработка результатов: по этой методике выделяется следующая информация: три типа реакций, три направленности реакций, коэффициент групповой конформности (GCR ),полный образец поведения, тенденции развития поведения с течением времени.

    По направленности реакции подразделяются на: 1) экстрапунитивные (E )– реакция направлена на окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица. 2) интропунитивные (I ) – реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. 3) импунитивные (M ) – фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

    По типу реакции: 1) OD препятственно-доминантные / с фиксацией на препятствии (E ’, I", M") – препятствия, вызывающие фрустрацию, акцентируются, независимо от того расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные 2) ED Эго-защитные / с фиксацией на самозащите (E, I , M ) – активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признания своей вины, уклонения от упрека, направлена на защиту своего «Я» 3) NP потребностно-настойчивые / разрешающие / с фиксацией на удовлетворении потребностей (e, i , m ) – постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время иход событий приведут к ее разрешению.

    В соответствующей таблице содержатся способы оце­нок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистраци­онный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR , который может быть обозна­чен как «степень социальной адаптации». Данный пока­затель вычисляется путем сопоставления ответов конкрет­ного испытуемого со «стандартными», среднестатистичес­кими.

    Коэффициет групповой конформности (GCR ) – степень подверженности личности влиянию группы, является метой социальной адаптации. Чем выше GCR , тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии решений и их выполнении. Чем ниже GCR , тем сильнее развиты положительные качества – независимость, самостоятельность, оригинальность.

    Полный образец поведения – «формула» поведения личности в стрессовых ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения.

    Тенденции поведения количественно отражают динамику изменения показателей методики с течением времени. Они отражают усиление или ослебление той или иной психологической характеристики, выраженное в процентах.

    Обработка результатов осуществляется по следующему плану:

    1. заполнить таблицу обсчета, подсчитав повторяемость каждого из символов, затем их сумму (сумма эта по вертикали и горизонтали должна равняться 24)

    2. по таблице перевести полученные суммы в проценты

    3. записать в символах полный образец поведения по убыванию количественной представленности каждого символа

    4. сверить GCR с ключом (по Тарабриной), число совпадений удваивается, затем перевести их в проценты

    5. подсчитать тенденции. Для этого подсчитать встречаемость символа (e , i , m , E, I , M , E ’, I ”, M ’) в первой половине ситуаций (до 12 включительно) и во второй половине. Затем из большего числа вычесть меньшее с сохранением знака, разделить разницу на сумму встречаемости этого символа и перевести полученное число в проценты.

    6. общая интерпретация результатов

    Экстрапунитивные реакции

    Интрапунитивные

    реакции

    Импунитивные

    реакции

    OD

    E ’

    Экстрапедитивные

    Настойчиво подчеркивается наличие фрустрирующего препятствия

    I ’

    Итрапедитивные

    Фрустрирующее препятствие не воспринимается как таковое, даже кажется полезным, выгодным

    M ’

    Импедивные

    Препятствие и т.д.минимизируется или полностью отрицается

    ED

    Эктрапунитивные

    Обвиняется человек или предмет окружающего мира

    Испытуемый агрессивно отрицает свою ответственность

    Интрапунитивная

    Испытуемый винит во всем только себя

    I

    Испытуемый ризнает свою вину, но особого преступления в совершенном не видит

    Импунитивная

    Ситуация неизбежна, с «фрустратора» снимается вся ответственность

    NP

    Экстраперзистивная

    Ожидается, что решением проблемы займется кто-то другой

    Интраперзистивная

    Испытуемый предлагает варианты компенсации

    Имперзистивная

    «Время - лучший лекарь»

    Краткое описание шкал: см.""обработку результатов"" и таблицу.

    Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики:

    Испытуемый сознательно или подсознательно иденти­фицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.

    Первый этап состоит в изучении GCR , который являет­ся важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружаю­щими его лицами, что он недостаточно адаптирован к сво­ему социальному окружению.

    Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I , М), имеют значения, вытекающие из теоре­тических представлений о фрустрации.

    Так, например, если мы получаем у испытуемого оцен­ку М - нормальную, Е - очень высокую, I - очень низ­кую, то на основании этого можно сказать, что субъект во фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в инт-ропунитивной. То есть можно предполагать, что он предъяв­ляет повышенные требования к окружающим, и это мо­жет служить признаком неадекватной самооценки.

    Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Оценка ОD (тип реакции «с фиксацией на препят­ствии») показывает, в какой степени препятствие фруст-рирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оцен­ку OD , то это говорит о том, что во фрустрационных ситу­ациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает слабую, уязвимую личность. Реак­ции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». Оцен­ка NP - признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешить фрустра-ционные ситуации.

    Третий этап интерпретации - изучение тенденций. Оно может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

    В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно неко­торых аспектов адаптации испытуемого к своему социаль­ному окружению. Методика ни в коем случае не дает ма­териала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмо­циональные реакции испытуемого ва различные трудно­сти или помехи, которые встают на пути к удовлетворе­нию потребностей, к достижению цели.

    Литература:

    Основы психологии: Практикум / Ред.-сост.Л.Д,Столяренко.- Ростов н/Д: «Феникс», 2001.



    Похожие публикации