Толкование евангелия от марка. Толкование на евангелие от марка

Как часто люди заботятся о земном - богатстве, славе, и как мало думают о пище для души, которыми являются молитва и причастие. Также полезным для души будет чтение евангелия - книги, в которой описана святая жизнь Иисуса Христа. Эта книга и будет рассмотрена далее. Неподготовленному читателю будет тяжело её воспринимать, поэтому можно читать евангелие от Луки с толкованием.

Всего этих книг четыре - по числу их авторов:

Все они входят в Новый Завет.

Особенности Евангелия от Луки

Каждая из книг имеет свои композиционные особенности, но Евангелие от Луки содержит сведения, отсутствующие у других авторов, а именно:

  • информацию о родителях Иоанна Крестителя;
  • рассказ о поклонении пастухов новорождённому Младенцу;
  • историю о потере двенадцатилетнего Иисуса в храме;
  • большее количество чудесных исцелений и притч.

Известные толкователи

Комментарии к Евангелию от Луки давали многие известные богословы, например, Иоанн Златоуст или Феофилакт Болгарский. Также широко распространён труд «Толкование Евангелия от Луки» Лопухина.

Но богословы изъясняются очень витиеватым языком , за которым таится множество удивительных открытий и аллюзий, но общий смысл повествования для приступающего к чтению Нового Завета впервые при этом теряется. Если же хочется ознакомиться именно с содержанием источника, но пугают объёмы или стиль написания, можно прочитать толкование в более широком смысле, другими словами, изложение событий простым и доступным языком.

Толкование и пояснение сути

Книга содержит 24 главы, каждая из которых посвящена одному из отрезков жизни Сына Божия на земле. Далее будет описано краткое содержание Евангелия от Луки по главам, объясняющее каждое из описываемых в источнике событий.

Иисус и Иоанн

Начало пути

  • По велению Духа Иисус отправился в пустыню, чтобы противостоять искушениям . Дьявол заманивал Его обещаниями власти и наслаждений, но Христос не поддался им и после 40 дней голодного поста и борьбы вернулся в Галилею. В синагоге Он явил своё божественное происхождение людям, но они не поверили сыну плотника, поскольку думали, что Иосиф Его отец. Тогда Он начал исцелять больных, а после отправился в другие города.
  • Затем Иисус явил другое чудо. Проповедуя на берегу реки, Он увидел рыбаков, которые не смогли поймать никакого улова за ночь. Тогда Он сел в лодку и сказал ещё раз бросить сеть. К удивлению народа, в этот раз сети были полны рыбы. Затем Христос очистил прокажённого и вернул инвалиду возможность ходить. Он посещал грешников, чтобы призвать их к покаянию, хотя фарисеи считали это недостойным занятием.
  • Проходя через засеянные поля, ученики Иисуса стали есть колосья, растирая их руками. Фарисеи возмутились этому, так как была суббота, но Христос разрешил им это. Через неделю Сын Божий исцелил больную руку страждущего, что снова возмутило фарисеев. Тогда Он выбрал Себе 12 апостолов и произнёс проповедь, в которой обличал стремление к земному богатству, ненависть, гордыню, осуждение и нежелание повиноваться воле Божьей.
  • Ко Христу пришёл Капернаум с просьбой помочь слуге одного сотника, отличавшегося праведностью. Иисус согласился на просьбу, хотя сотник посчитал себя недостойным Божественного внимания, но верил в Его исцеляющую силу. За эту искренность Иисус помог ему. Затем он воскресил единственного сына безутешной вдовы, возвестил Иоанна Крестителя величайшим пророком, и позволил прикасаться к Своим ногам грешнице, что заставило фарисея засомневаться в Его святости.

Христос и апостолы

Учение Христа

Ненависть фарисеев и книжников

Смерть и воскресение

  • А тем временем Иуда решился предать Христа . Он знал об этом и сказал ученикам, что Его погубит один из них. Но они удивлялись, кто может так поступить, и спорили, который апостол является первым учеником. Готовясь к предстоящему, Христос сказал о том, что им понадобятся мечи, и отправился молиться на Елеонскую гору, где Его и взяли воины. Петр же, когда спросили, не был ли он апостолом, отрёкся от Учителя, как и было предсказано.
  • Христа били и отправили к Ироду и Пилату, которые под одобрение первосвященников осудили Его на распятие. Иисус отправился на Голгофу, где и произошла казнь. Перед Его смертью померкло солнце, и многие сказали, что это было знамение праведности убитого. Его тело было разрешено похоронить, но так как наступала суббота, погребение отложили, оставив Его лежать в гробе.
  • Наутро пришли мироносицы, чтобы завершить обряд возлиянием благовоний, но тела на месте не было. Об этом они рассказали ученикам, к двоим из которых Христос явился во время их разговора об удивительном событии, хотя они сначала не могли узнать Его. Затем Он предстал перед всеми остальными удивлёнными апостолами, от радости не решающимися поверить в чудесное воскресение. Благословив их, Он вознёсся на небо.

На этом евангелие заканчивается. И теперь, когда пришло понимание основной идеи текста, можно будет приступить к чтению полной версии.

Иоанн крестит Иисуса и народ крещением покаяния. Пост, искушение Иисуса 40 дней. Призвание апостолов. Учил и исцелял больных со властью: бесноватых, тёщу Петра, прокажённого. Проповедовал в синагогах. Евангелие от Марка. Мк. Глава 2 Иисус простил грехи паралитику, спущенному с крыши, и тот нёс носилки. В гостях у налоговика Левия. Врач для больных. Новому вину - новую тару, а одежде - заплатку. Ученики будут поститься без Иисуса. Евангелие от Марка. Мк. Глава 3 Исцеление сухорукого в субботу. Иисус поставил 12 апостолов проповедовать и исцелять. Сатана не изгоняет сам себя, не хулите Святого Духа. Кто исполняет Божью волю, тот брат, сестра и мать Иисусу. Евангелие от Марка. Мк. Глава 4 Притча о сеятеле: его зерна клевали птицы, засыхали, но часть дало урожай. Так, и со словами к людям. Царствие Божие растёт внутри. Свеча освещает, тайн нет. Как вы отмеряете, так и вам. Запрет ветру. Евангелие от Марка. Мк. Глава 5 Иисус изгнал легион духов из одержимого. Бесы вошли в свиней, и утопили их. Жители просили Иисуса уйти из-за ущерба. Воскрешение дочери начальника синагоги. Вера женщины исцеляет её от кровотечения. Евангелие от Марка. Мк. Глава 6 Иисус не совершает чудес по неверию соседей. Ирод обезглавил Иоанна Крестителя для дочки. Апостолы проповедают и исцеляют, собирают у Иисуса 5000 человек. Их кормят хлебом, рыбой. Иисус идёт по воде. Евангелие от Марка. Мк. Глава 7 Грязные руки за столом бывают чище грязных слов из уст. Заботьтесь о родителях. Иисус отказался лечить дочь женщины иной национальности, сказал про псов, потом передумал. Скромно исцелил глухонемого. Евангелие от Марка. Мк. Глава 8 Иисус накормил рыбой и хлебом 4000 человек. Исцелил слепого. Не та закваска у фарисеев, требующих знамение. Пётр сказал, что Иисус не пророк Илия, не Иоанн, а Христос. О воскресении, не постыдиться. Евангелие от Марка. Мк. Глава 9 Преображение Иисуса, убьют и воскреснет. Исцеление немого от припадка, помоги неверию. Изгонять молитвой и постом. Кто больше? Пусть первый будет малым слугой. Напои водой, не соблазняй, отсеки руку. Евангелие от Марка. Мк. Глава 10 Одна плоть, не разводиться. Благословил детей. Только Бог благ. Богатым трудно, раздай всё. Последние будут первыми, кому уготовано. Пить чашу страданий в Иерусалиме. Служите другим. Слепой прозрел. Евангелие от Марка. Мк. Глава 11 Осанна Иисусу в Иерусалиме. Иисус изгнал продавцов, менял из Храма. Бесплодная смоковница засохла. Имейте веру, просите и получите, прощайте других. Книжники, якобы, не знали откуда крещение Иоанново. Евангелие от Марка. Мк. Глава 12 Притча, что злых виноградарей убьют. Отдавайте своё: и кесарю, и Богу. Бог у живых, а не мёртвых. Возлюби Бога и ближнего! Христос - сын Давидов? Показуху осудят. Как бедная вдова внесла больше всех. Евангелие от Марка. Мк. Глава 13 Храм в Иерусалиме разрушат, будет война, голод, болезни, землетрясения. Проповедь Евангелия. Дух научит, что сказать. Претерпевшие спасутся, бегите в горы. Придут Сын и Ангелы, как весна, бодрствуйте. Евангелие от Марка. Мк. Глава 14 Помазание Иисуса благовонием. Тайная Вечеря на Пасху: хлеб - Тело, а вино - Кровь. Иуда предаст целованием за деньги, а Пётр отречётся. Молитва пронести чашу мимо. Арест и приговор у первосвященника. Евангелие от Марка. Мк. Глава 15 На суде Пилат не винит Иисуса, но народ просит распять. Бичевание, насмешки, распятие на Голгофе с разбойниками, затмение. Вина: Царь Иудейский. Спаси Сам Себя - уверуем! Смерть и похороны в пещере. Евангелие от Марка. Мк. Глава 16 В воскресение женщины пошли помазать Тело Иисуса благовониями, но увидели, что гроб-пещера открыт и пуст. Юноша-ангел им сказал, что Иисус воскрес. Иисус явился ученикам, велел проповедовать спасение.

Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. Иоанн крестит Иисуса и народ крещением покаяния. Пост, искушение Иисуса 40 дней. Начало проповеди в Галилее. Призвание апостолов. Учил и исцелял больных со властью: бесноватых, тёщу Петра, прокажённого в Капернауме . Проповедовал в синагогах.

Иисус простил грехи паралитику, спущенному с крыши, и тот нёс носилки. В гостях у налоговика Левия. Врач для больных. Новому вину - новую тару, а одежде - заплатку.Ученики будут поститься без Иисуса. Срывание колосьев в субботу.

Исцеление сухорукого в субботу. Совещание фарисеев о погублении Иисуса. Множество народа, следующего за Господом и чудеса исцелений. Иисус поставил 12 апостолов проповедовать и исцелять. Сатана не изгоняет сам себя, не хулите Святого Духа. Кто исполняет Божью волю, тот брат, сестра и мать Иисусу.

Притча о сеятеле. Притча о растущем семени, о горчичном зерне. Укрощение бури на море.
Притча о сеятеле: его зерна клевали птицы, засыхали, но часть дало урожай. Так, и со словами к людям. Царствие Божие растёт внутри. Свеча освещает, тайн нет. Как вы отмеряете, так и вам. Запрет ветру.

Иисус изгнал легион духов из одержимого в стране Гадаринской . Бесы вошли в свиней, и утопили их. Жители просили Иисуса уйти из-за ущерба. Воскрешение дочери Иаира начальника синагоги. Вера женщины исцеляет её от кровотечения.

«Не бывает пророк без чести...» Иисус не совершает чудес по неверию соседей. Ирод обезглавил Иоанна Крестителя для дочки. Апостолы проповедают и исцеляют, собирают у Иисуса 5000 человек. Их кормят хлебом, рыбой. Иисус идёт по воде. Чудесные исцеления чрез прикосновение к краю одежды Иисусовой.

Обвинение фарисеями учеников Господа в нарушении преданий старцев. Неправильно устранять Слово Божие преданием. Не то, что входит в человека, оскверняет его, но то, что исходит из его нечистого сердца. Грязные руки за столом бывают чище грязных слов из уст. Заботьтесь о родителях. Исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки. Иисус отказался лечить дочь женщины иной национальности, сказал про псов, потом передумал. Скромно исцелил глухонемого.

Чудесное насыщение 4000 народа. Иисус накормил рыбой и хлебом 4000 человек. Исцелил слепого в Вифсаиде . Не та закваска у фарисеев, требующих знамение. Предостережение от закваски фарисейской и Иродовой. Пётр сказал, что Иисус не пророк Илия, не Иоанн, а Христос. О воскресении, не постыдиться. Предречение Господом Своей смерти и воскресения и прекословие Петра. Учение о самоотвержении, взятии креста своего и следовании за Христом.

Преображение Иисуса, убьют и воскреснет. Новое предречение Господа о Своей смерти и воскресении. Исцеление немого от припадка, помоги неверию. Изгонять молитвой и постом. Кто больше? Споры Апостолов о первенстве и наставление Господа о смирении. Пусть первый будет малым слугой. Напои водой, не соблазняй, отсеки руку. О соблазнах. О соли и о взаимном мире.

О недопустимости развода в браке. Одна плоть, не разводиться. Благословил детей. Только Бог благ. О трудности имеющим богатство войти в Царство Божие. Богатым трудно, раздай всё. О награде оставивших все ради Господа. Последние будут первыми, кому уготовано. Новое предсказание Господа о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении. Просьба сынов Зеведеевых о первенстве и наставление Господа ученикам о необходимости смирения. Пить чашу страданий в Иерусалиме. Служите другим. Слепой прозрел.

Осанна Иисусу в Иерусалиме. Иисус изгнал продавцов, менял из Храма. Бесплодная смоковница засохла. Имейте веру, просите и получите, прощайте других. Книжники, якобы, не знали откуда крещение Иоанново.

Притча, что злых виноградарей убьют. О позволительности давать подать кесарю. Отдавайте своё: и кесарю, и Богу. Ответ саддукеям о воскресении мертвых. Бог у живых, а не мёртвых. О двух главнейших заповедях – любви к Богу и любви к ближним и о Богосыновстве Христовом. Возлюби Бога и ближнего! Христос - сын Давидов? Показуху осудят. Как бедная вдова внесла больше всех.

Храм в Иерусалиме разрушат, будет война, голод, болезни, землетрясения. Проповедь Евангелия. Дух научит, что сказать. Претерпевшие спасутся, бегите в горы. Придут Сын и Ангелы, как весна, бодрствуйте.

Помазание Иисуса благовонием в Вифании . Тайная Вечеря на Пасху: хлеб - Тело, а вино - Кровь. Предательство Иуды. Предсказание об отречении Петра. Иуда предаст целованием за деньги, а Пётр отречётся. Молитва пронести чашу мимо. Молитва Господа в саду Гефсиманском и взятие Его слугами первосвященников. Бегство учеников. О юноше в покрывале, следовавшем за Господом. Суд у первосвященника. Отречение Петра.

На суде Пилат не винит Иисуса, но народ просит распять. Бичевание, насмешки, распятие на Голгофе с разбойниками, затмение. Вина: Царь Иудейский. Спаси Сам Себя - уверуем! Смерть и похороны в пещере.

В воскресение женщины пошли помазать Тело Иисуса благовониями, но увидели, что гроб-пещера открыт и пуст. Юноша-ангел им сказал, что Иисус воскрес. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине, двум ученикам на пути и одиннадцати ученикам на вечери. Наставление им о проповеди Евангелия всей твари. Вознесение Господа на небо и отправление учеников на проповедь. Иисус явился ученикам, велел проповедовать спасение.

Введение.

Автор.

В том, что им был Марк, сотрудник Петра, единодушны отцы ранней Церкви. Самое раннее свидетельство исходит от Папия (приблизительно 110 г.), который в свою очередь ссылался на "старца Иоанна" (скорее всего имея в виду Иоанна Богослова). Папий называет Марка автором этого Евангелия и дает о нем следующую информацию: 1) Он не был непосредственным свидетелем служения Иисуса Христа. 2) Он сопровождал апостола Петра и слышал его проповеди. 3) Он тщательно записал слова Иисуса, как помнил их Петр, и те дела Господа, которые запомнились этому апостолу, - однако, не по порядку, замечает Папий, т. е. не всегда в хронологической последовательности. 4) Марк был "толкователем" Петра, т. е., повидимому, записывал то, чему Петр учил, и объяснял его учение более широкому кругу слушателей. 5) Его повествование - совершенно достоверно.

Более ранние свидетельства в пользу авторства Марка были впоследствии подтверждены Иустином Мучеником ("Диалог", примерно 160 г. по Р. Х. и др.), Иринеем ("Против ересей", примерно 180 г. по Р. Х.), Климентом Александрийским (около 195 г.) и Оригеном (около 230 г.), причем на двух последних ссылается Евсевий в своей "Истории Церкви". Таким образом "доказательства извне" являются достаточно ранними и исходят из разных центров первоначального распространения христианства, как-то: из Александрии, Малой Азии и Рима.

Большинство толкователей Священного Писания считает, что еврейским именем евангелиста Марка было "Иоанн", т. е. что речь идет об Иоанне Марке. На его латинское имя - "Марк" в Новом Завете имеется 10 ссылок (Деян. 12:12,25; 13:5,13; 15:37,39; Кол. 4:10; 2-Тим. 4:11; Филим. 1:24; 1-Пет. 5:13). Имеющиеся возражения против того, что Марк и Иоанн - одно и то же лицо, звучат неубедительно. Поскольку из Нового Завета ничего неизвестно о каком-либо "другом" Марке, который имел бы близкие отношения с Петром.

"Внутренние свидетельства", хотя не всегда и не во всем, но соответствуют историческим свидетельствам со стороны раннехристианской Церкви. Из обоих источников можно почерпнуть следующую информацию: 1) Марк хорошо был знаком с "географией" Палестины, и в особенности - с Иерусалимом (Мар. 5:1; 6:53; 8:10; 11:1; 13:3). 2) Он знал арамейский язык, на котором тогда говорили в Палестине (5:41; 7:11,34; 14:36). 3) Он разбирался в иудейских установлениях и обычаях (1:21; 2:14,16,18; 7:2-4).

Несколько моментов, по-видимому, указывают на "приближенность" автора этого Евангелия к апостолу Петру: а) Живость рассказа и наличие ряда подробностей в нем говорят о том, что источником этой записи были воспоминания того, кто, как Петр, принадлежал к узкому апостольскому кругу свидетелей происходившего (1:16-20,29-31,35-38; 5:21-24,35-43; 6:39,53-54; 8:14-15; 10:32, 46; 14:32-42); б) Ссылки автора на слова и дела Петра (8:29,32-33; 9:5-6; 10:28-30; 14:29-31,66-72); в) Включение им слов "и Петру" в 16:7; г) Большое сходство между этим Евангелием в общих его чертах и проповедью Петра в Кесарии (сравните Деян. 10:34-43).

В свете как внешних, так и внутренних доказательств правомочно утверждать, что "Иоанн Марк", о котором говорится в Деян. Апостолов и в посланиях, является автором этого Евангелия. Он был евреем-христианином, жившим в юности со своею матерью Марией в Иерусалиме - в те дни, когда там возникла церковь. О его отце ничего неизвестно. В их доме собирались первые христиане (Деян. 12:12).

Может быть, именно там состоялась последняя Пасхальная вечеря Иисуса и Его учеников (толкование на Мар. 14:12-16). Не исключено, что Марк был тем юношей, который убежал нагим от римских воинов после того, как те схватили Иисуса (толкование на 14:51-52). Апостол Петр называет Марка "сын мой" (1-Пет. 5:13), и это может означать, что христианином тот стал под воздействием Петра.

Марк несомненно слушал проповеди этого апостола в Иерусалимской церкви сразу после ее возникновения (примерно в 33-47 гг. по Р. Х.). Позже он отправился в Антиохию вместе с Павлом и Варнавою (дядей Марка - Кол. 4:10), но в этом первом их миссионерском путешествии дошел с ними только до Пергии (это происходило примерно в 48-49 гг; Деян. 12:25; 13:5,13). По неизвестной причине Марк возвратился оттуда в Иерусалим. Из-за этого "дезертирства" Павел отказался взять его с собою во второе миссионерское путешествие. И Марк отправился с Варнавою на остров Кипр (около 50 г. -?; Деян. 15:36-39).

Позже, пожалуй, где-то в 57 году, он пошел в Рим. Павлу Марк был помощником во время первого заточения того в Риме (Кол. 4:10; Филим. 1:23-24; это происходило около 60-62 гг.). После освобождения апостола Павла Марк, по-видимому, остался в Риме и помогал там апостолу Петру, когда тот прибыл в "Вавилон", как называл Петр Рим (1-Пет. 5:13), примерно в 63-64 гг. (Некоторые, однако, считают, что под "Вавилоном" Петр действительно подразумевал этот город на р. Евфрате - толкование на 1-Пет. 5:13.) Вероятно, из-за сильных гонений на христиан при императоре Нероне и после мученической смерти Петра Марк на время покинул имперскую столицу.

Нам известно, что во время своего второго тюремного заключения в Риме (67-68 гг.) апостол Павел просил Тимофея, находившегося тогда в Ефесе, но собиравшегося в Рим, привести с собою Марка (тот, по всей видимости, находился тогда где-то в Малой Азии и нужен был Павлу как помощник в его служении; 2-Тим. 4:11).

То, что Марк является автором этого Евангелия, не означает (как следует и из вышесказанного), что он - "самостоятельный" составитель вошедшего в него материала. "Евангелие" - это особый вид литературы, возникший в первом веке по Р. Х. Это не просто биография Иисуса Христа или описание Его "великих дел", либо записи всего связанного с Ним, как запомнилось оно Его последователям, хотя, конечно, элементы и того, и другого, и третьего в Евангелиях имеются.

Но в целом Евангелие - это обращенное к определенной аудитории провозглашение - в свете известных этой аудитории богословских истин - Благой вести, которая "красной нитью" проходит через исторические события, связанные с жизнью, смертью и воскресением Христа. Именно в этом смысл и цель каждого из Евангелий. И в соответствии с этой целью Марк отобрал и расположил имевшийся у него исторический материал.

Итак, основным его источником были проповеди и наставления апостола Петра (толкование на раздел "Авторство"). Слушая их, он, возможно, делал заметки. Несомненно, кое-что почерпнул Марк и из личных бесед с Петром. Кроме того, он ведь общался с Павлом и Варнавою (Деян. 13:5-12; 15:39; Кол. 4:10-11). Можно предположить, что в свое Евангелие Марк включил, по крайней мере, одно собственное воспоминание (Мар. 14:51-52).

Время написания.

Нигде в Новом Завете не содержится ясного указания на время написания Евангелия от Марка. На основании беседы Иисуса с учениками, сосредоточенной вокруг Его предсказания о разрушении Иерусалимского храма (толкование на 13:2,14-23), делается предположение, что это Евангелие было написано до 70 года, когда храм был разрушен.

Кому адресовано.

Почти все дошедшие к нам свидетельства отцов Церкви сходятся на том, что Евангелие от Марка было написано в Риме и предназначалось, в первую очередь, римским христианам из язычников. Следующие доказательства в пользу этого находим в самом Евангелии: 1) В нем объясняются иудейские обычая (7:3-4; 14:12; 15:42). 2) Арамейские слова и выражения переведены в нем на греческий язык (3:17; 15:41; 7:11,34; 9:43; 10:46; 14:36; 15:22,34).

3) В некоторых случаях автор отдает предпочтение латинским терминам перед греческими (5:9; 6:27; 12:15,42; 15:16,39). 4) Он пользуется исчислением времени, принятым в Риме (6:48; 13:35). 5) Только Марк указывает на то, что Симон Киринеянин был отцом Александра и Руфа (сравните 6:48 с Рим. 16:13). 6) У Марка - немного цитат из Ветхого Завета, как и ссылок на исполнившиеся пророчества. 7) У него подчеркнута озабоченность "всеми народами" (толкование на Мар. 5:18-20; 7:24 - 8:10; 11:17; 13:10; 14:9), а там, где евангельское повествование достигает своей кульминации, именно римский сотник-язычник признает Божественность Иисуса Христа (15:39).

8) Тон и содержание Евангелия от Марка особо соответствовали настроениям римских верующих, уже столкнувшихся с гонениями и ожидавшими впереди еще худших преследований (толкование на 9:49; 13:9-13). 9) Считая, что его читатели уже знакомы с персонажами и событиями его повествования, Марк больший акцент делает в нем не на фактологической, а на богословской части. 10) Марк более явно, чем другие евангелисты, обращается к своим читателям как к христианам, объясняя им значение ряда конкретных действий и заявлений Иисуса Христа (2:10,28; 7:19).

Некоторые особенности.

Ряд особенностей отличает Евангелие от Марка от всех других Евангелий (и это, помимо уже упомянутого). Прежде всего Марк более привлекает внимание к действиям и поступкам Христа, чем к Его учению. У него описаны 18 совершенных Им чудес и переданы лишь четыре из рассказанных Им притч (4:2-20,26-29,30-32; 12:1-9) и только главная из Его бесед (13:3-37). Марк неоднократно упоминает о том, что Иисус учил народ, но не пишет, о чем именно Он учил (1:21,39; 2:2,13; 6:2,6,34; 10:1; 12:35).

Большая же часть приводимого им из учения Иисуса Христа относится к Его дискуссиям с религиозными вождями иудеев (2:8-11,19-22,25-28; 3:23-30; 7:6-23; 10:2-12; 12:10-11,13-40). Во-вторых, повествованию Марка присуща особая убежденность, а стилю его описаний - живость (о чем уже говорилось), и в этом - отражение того специфического источника, к которому он прибегал, - свидетельств очевидца Петра (например, 2:4; 4:37-38; 5:2-5; 6:39; 7:33; 8:23-24; 14:54).

Греческий язык этого евангелиста - не литературный, а разговорный, каким пользовались в то время для повседневного общения, причем в нем чувствуются влияние и "аромат" семитской речи. Для Марка характерны: только ему присущее использование греческих временных форм, особенно так называемого "исторического настоящего" (употреблено им более 150 раз); простые предложения, соединенные союзом "и"; частое использование слова "тотчас" (еутис; толкование на 1:10); а также употребление "сильных" слов и выражений (например, в 1:12, где правильнее было бы перевести не "ведет", а "гонит").

В-третьих, Марку присущи удивительные прямота и искренность в подаче материала. У него слушатели Иисуса на все реагируют эмоционально. Они "удивляются", "ужасаются" и т. п. (толкование на 1:22,27; 2:12; 5:20; 9:15). Марк упоминает об озабоченности близких Иисуса Христа Его душевным здоровьем (3:21,31-35). Он неоднократно и откровенно отмечает, что ученики сплошь и рядом Иисуса не понимали (4:13; 6:52; 8:17,21; 9:10,32; 10:26).

Подчеркнуто говорит он о чувствах, владевших Христом: о присущем Ему сострадании к людям (1:41; 6:34; 8:2; 10:16), о гневе Его и огорчении (1:43; 3:5; 8:33; 10:14), о Его тоске и томлении (7:34; 8:12; 14:33-34). В-четвертых, преобладающий мотив Евангелия от Марка - это путь Иисуса от Креста к Воскресению.

Начиная с 8:31 и далее описывается, как Он и ученики идут дорогами Галилеи (9:33 и 10:32) из Кесарии Филипповой на севере в Иерусалим, расположенный на юге. Заключительная часть этого Евангелия (36% текста его) посвящена событиям, происходившим в страстную неделю, - в те восемь дней, которые отделяли торжественный вход Господа в Иерусалим (11:1-11) от Его воскресения (16:1-8).

Богословская тематика Евангелия.

Богословский характер Евангелия от Марка определяется Личностью Иисуса Христа и ее значением для круга Его учеников, для их ученичества как явления и процесса. Уже в первом стихе Иисус назван Сыном Божиим (1:1). Это подтверждено Отцом Небесным (1:11; 9:7), демонскими силами (3:11; 5:7) и Самим Иисусом (13:32; 14:36,61-62); это признано римским сотником (15:39).

О том же свидетельствовали авторитетный характер Его учения (1:22,27), Его власть над болезнями и немощами (1:30-31,40-42; 2:3-12; 3:1-5; 5:25-34; 7:31-37; 8:22-26; 10:46-52), над демонами (1:23-27; 5:1-20; 7:24-30; 9:17-27), над силами природы (4:37-39; 6:35-44,47-52; 8:1-10), над самою смертью (5:21-24,35-43). Все это убедительно доказывало, что во Христе Иисусе Царство Божие (всеобъемлющая власть Отца) приблизилось к людям - посредством Его учения и дел Его (толкование на 1:15).

Кажутся парадоксальными подчеркнутое Марком требование Иисуса к демонам, чтобы хранили о Нем молчание (1:25,34; 3:12), и Его нежелание, чтобы разглашали весть о совершаемых Им чудесах (1:44; 5:43; 7:36; 8:26). Подчеркивает он и то, что Иисус учил народ притчами (4:33-34) - по той причине, чтобы Царственное Его достоинство оставалось сокрытым от людской массы, и постижение тайны Его доступно было лишь людям веры (4:11-12).

Но также и на то указывает Марк, что и ученики с трудом понимали все значение присутствия меж ними Иисуса Христа, - несмотря на то, что Он наставлял их наедине и особо (4:13,40; 6:52; 7:17-19; 8:17-21). Евангелист пишет, что после того, как Петр недвусмысленно признал Его Христом, Иисус даже ученикам запретил говорить об этом (8:30).

Причина этого крылась в превратных представлениях о Мессии иудеев, которые в своем заблуждении препятствовали осуществлению цели Его земного Служения. Он не желал, чтобы о Его Божестве провозглашалось всенародно, - до тех пор, пока Его последователям не станут ясны сущность Его мессианства и характер Его служения.

Марк записал слова Петра: "Ты - Христос" (8:29) в самой простой и прямой форме. Ни принятием ни отвержением его слов не реагировал Иисус на этот титул, но переключил внимание учеников с вопроса о Себе на вопрос о том, что Ему предстоит (8:31,38). Сам Он оказал предпочтение другому титулу - "Сын Человеческий" и стал говорить ученикам, что должно Ему много пострадать, умереть и затем воскреснуть.

В Евангелии от Марка Иисус 12 раз называет Себя Сыном Человеческим и только один раз - Христом (т. е. Мессиею - 9:41), потому что титул Сына Человеческого особенно соответствовал всей Его мессианской задаче как в те дни, так и в будущем (толкование на 8:31,38; 14:62). Ведь Он был страждущим слугою Иеговы (Ис. 52:13 - 53:12), отдававшим Свою жизнь за других людей - согласно воле Отца (Мар. 8:31).

И в то же время Он был Сыном Человеческим, Который однажды возвратится на землю во славе, чтобы совершить суд и установить на ней Свое Царство (8:38 - 9:8; 13:26; 14:62). Но торжеству и славе Его мессианского правления будут предшествовать страдания Его и смерть - под Божиим проклятием, которым Отец заклеймил грех всего человечества (14:36; 15:34); Иисус таким образом должен был уплатить выкуп за многих (10:45). Для тех, кто последуют за Ним, это имело особое значение (8:34-38).

Двенадцати ученикам Христа было очень трудно понять все это. Они ведь ожидали торжествующего Мессию, а не Того, Кто должен пострадать и умереть. В особом разделе своего Евангелия, темой которого является ученичество как духовный феномен (8:31 - 10:52), Марк изображает Иисуса "на пути" в Иерусалим - наставляющим учеников тому, что это значит - следовать за Ним. Перспектива открывалась перед ними нерадостная. Однако троим из них Он дал ободряющее видение будущего Своего явления, когда преобразился перед ними (9:1-8).

И в тот же самый момент Отец Небесный засвидетельствовал о сыновстве Иисуса и повелел ученикам слушаться Его. На протяжении всего этого раздела ученики "видят", но не так, как должны были бы (8:22-26). И вновь подчеркивает Марк, что последователи Христа удивляются, неверно понимают и даже боятся и ужасаются того, что ожидает их впереди (9:32; 10:32). Когда Иисуса схватили, они все разбежались (14:50). Сдержанно и кратко описывает Марк распятие Иисуса и сопутствовавшие этому явления, которые проливали свет на значение происходившего (15:33-39).

Но с особым чувством пишет евангелист о пустом гробе и об ангельской вести о том, что Иисус жив и встретится со Своими учениками в Галилее (14:28; 16:7), т. е. там, где главным образом протекало Его служение (6:6б-13). Как бы внезапная концовка придает драматическое звучание этой вести - о том, что Учитель жив и будет, как и прежде, руководить Своими учениками и заботиться об их нуждах; вести о том, что весь путь их "ученичества" будет освещен смертью и воскресением Иисуса Христа, и ими определен (9:9-10).

Цель написания.

В самом Евангелии от Марка прямо о них не говорится, а потому судить об этом остается на основании содержания книги и предполагаемой исторической обстановки. Вот некоторые из предполагаемых целей: а) описать жизнь Иисуса Христа как Божиего слуги; б) привлечь новых людей к Иисусу Христу; в) наставить новообращенных христиан и укрепить их в вере перед лицом ожидавших их гонений; г) дать необходимый материал евангелистам и учителям, и д) опровергнуть неверные представления об Иисусе и Его мессианском служении. Но выдвигающие все эти предположения (не лишенные смысла) либо вовсе не учитывают целые тексты Евангелия от Марка, либо обходят вниманием то, на чем евангелист делает особое ударение.

Между тем, главной для Марка была пастырская его задача. Христиане в Риме уже слышали благую весть о Божией спасающей силе и поверили ей (Рим. 1:8), однако они нуждались в том, чтобы услышать эту весть снова - в свете особого и подчеркнутого значения ее для их повседневной жизни, протекавшей в порочном и зачастую враждебном окружении. Им необходимо было глубже осмыслить значение их ученичества (смысл и последствия их следования за Христом) - в свете того, Кем Иисус был, что Он сделал, и что будет продолжать делать для них.

Как добрый пастырь, Марк написал "Евангелие Иисуса Христа, Сына Божиего" (1:1) так, чтобы ответить на упомянутые нужды своих читателей - да формируется самая жизнь их под воздействием этого Евангелия! И он достиг поставленной цели через воссозданные им образы Иисуса и Его двенадцати учеников, с которыми, как он надеялся, его читатели захотят отождествить себя (толкование на "Богословскую тематику").

Он показал, что Иисус Христос является Мессией, потому что Он есть Сын Божий, но одновременно - и страдающий Сын Человеческий, и мученическая смерть Его в качестве такового соответствовала Божиему плану искупления человеческого рода. Именно в свете всего этого показал евангелист как заботился Иисус о своих учениках и старался донести до них сущность их ученичества в контексте Его смерти и воскресения; проходят века, но все, кто следуют за Иисусом, неизменно нуждаются в такого рода заботе и наставлениях.

План книги:

I. Заглавие (1:1)

II. Вступление: подготовка к служению Иисуса людям (1:2-13)

А. Предтеча Христа - Иоанн Креститель (1:2-8)

Б. Крещение Иисуса Иоанном Крестителем (1:9-11)

В. Искушение Иисуса сатаною (1:12-13)

III. Начало служения Иисуса в Галилее (1:14 - 3:6)

А. Проповедь Иисуса - краткое, вступительное, обобщение ее (1:14-15)

Б. Иисус призывает на служение четырех рыбаков (1:16-20)

В. Власть Иисуса над демонскими силами и болезнями (1:21-45)

Г. Разногласия Иисуса с религиозными вождями в Галилее (2:1 - 3:5)

Д. Заключение: фарисеи отвергают Иисуса (3:6)

IV. Продолжение служения Иисуса в Галилее (3:7 - 6:6а)

А. Служение Христа в районе Галилейского моря - вступительный обзор (3:7-12)

Б. Назначение Иисусом Двенадцати (3:13-19)

В. Обвинение Иисуса в том, что Он действует силою Веельзевула; Он говорит о том, кто, истинно, составляют Его семью (3:20-35)

Г. Характер Царствия Божиего в притчах Иисуса (4:1-34)

Д. Чудеса, творимые Иисусом, свидетельствуют о Его Божественной силе (4:35 - 5:43)

Е. Заключение: отвержение Иисуса в Назарете (6:1-6а)

V. Служение Иисуса в Галилее и за ее пределами (6:6б-8:30)

А. Иисус учит, ходя по Галилее - вступительное обобщение (6:6б)

Б. Иисус посылает двенадцать учеников проповедовать; смерть Иоанна Крестителя (6:7-31)

В. Словом и делом Иисус открывает Себя двенадцати Своим ученикам (6:32 - 8:26)

Г. Заключение: исповедание Петром Иисуса как Христа (8:27-30)

VI. Путь Иисуса в Иерусалим (8:31 - 10:52)

А. Первый раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (8:31 - 9:29)

Б. Второй раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (9:30 - 10:31)

В. Третий раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (10:32-45)

Г. Заключение: вера слепого Вартимея (10:46-52)

VII. Служение Иисуса и Иерусалиме и его окрестностях (11:1 - 13:37)

А. Торжественный вход в Иерусалим (11:1-11)

Б. Пророческие знамения Иисуса относительно Божиего суда над Израилем (11:12-26)

В. Столкновения Иисуса с религиозными вождями во дворах храма (11:27 - 12:44)

Г. Пророческая беседа Иисуса с учениками на Елеонской горе (13 гл.)

VIII. Страдания и смерть Иисуса в Иерусалиме (главы 14-15)

А. Предательство, Пасхальная вечеря и бегство учеников (14:1-52)

Б. Суд над Иисусом, распятие Его и погребение (14:53 - 15:47)

IX. Воскресение Иисуса из мертвых (16:1-8)

А. Женщины приходят ко гробу (16:1-5)

Б. Ангельская весть (16:6-7)

В. Реакция женщин на весть о воскресении Иисуса (16:8)

X. Эпилог и богословские споры вокруг него (16:4-20)

А. Три явления Иисуса Христа после Его воскресения (16:9-14)

Б. Поручение Иисуса Его последователям (16:15-18)

В. Вознесение Иисуса и продолжение служения Его учеников (16:19-20)

Замечательно живой и выразительный. У него часто встречается выражение "тотчас" или "немедленно". Трудно допустить, чтобы можно было сочинить такой чистосердечный рассказ; он носит на себе печать правдивости, в чём всё больше и больше мы убеждаемся по мере изучения его.

Только в этом Евангелии приведён эпизод о неизвестном юноше, который в ночь взятия Христа воинами выбежал на улицу в одном одеяле, и когда один из воинов схватил его за одеяло, то, вырываясь из рук воина, он оставил одеяло в его руках, и убежал совершенно нагой ( -). По преданию, этот юноша и был сам евангелист Иоанн Марк.

Начинается Евангелие с проповеди ближайшего предшественника (согласно Евангелиям) Иисуса Христа Иоанна Крестителя , особое внимание евангелист уделяет чудесам и проповедям Спасителя , рассказ о которых, по его замыслу, должен укрепить веру обращённых язычников. Значительное внимание уделено последним неделям жизни Христа ( - , то есть почти половина книги). Стиль книги - живой и динамичный . Греческий язык Евангелия от Марка - не литературный, а скорее разговорный, в нём присутствуют семитское влияние и отдельные латинизмы . Только в Евангелии от Марка упоминаются два чуда, совершённые Христом - исцеление глухого косноязычного ( -) и исцеление слепого в Вифсаиде ( -); а также две притчи - о посеве и всходах () и об ожидании хозяина дома ().

  • Проповедь Иоанна Крестителя и Крещение им Христа ( -)
  • Начало служения Христа в Галилее и призвание первых учеников ( -)
  • Исцеления и проповедь в Галилее ( -)
  • Призвание 12 апостолов и наставления им на проповедь ( -)
  • Чудеса и притчи Христа . Проповедь в Галилее и окрестных землях ( -)
  • Смерть Иоанна Крестителя ( -)
  • Новые притчи и чудеса ( -)
  • Иисус идёт из Галилеи в Иудею. Притчи и чудеса ( -), исцеление иерихонского слепца ()
  • Проповедь в Иерусалиме ( -)
  • Предсказания Иисуса о разрушении Иерусалима и конце света ()
  • Гефсиманское борение , арест и суд ( -)
  • Распятие и погребение ( -)

Авторство

В самом тексте Евангелия каких-либо указаний на личность автора также не содержится, однако древнее церковное предание считает таковым Иоанна Марка , апостола из числа 70 , ученика апостола Петра (в Первом послании апостол Пётр называет Марка сыном своим - указание на то, что он был обращён самим Петром). Апостол Марк фигурирует в Деяниях апостолов . С раннехристианских времён в Церкви считалось, что главным источником Евангелия были воспоминания апостола Петра, Марка называли его истолкователем. Папий Иерапольский , живший в начале II века , по свидетельству церковного историка IV века Евсевия Кесарийского , сообщал следующее:

Об авторстве Марка и тесном влиянии на него рассказов Петра писали Климент Александрийский , Ириней , Ориген , Тертуллиан и многие другие раннехристианские деятели.

Время и место создания

Время создания достоверно установить невозможно. Многие исследователи полагают, что Евангелие от Марка создано первым, некоторые вслед за Августином считают его вторым после Матфея . Большинство исследователей сходится в том, что оно написано раньше Евангелий от Луки и Иоанна . Наиболее вероятное время создания книги - 60-70-е годы I века . По версии Евсевия Кесарийского , Евангелие написано в 43 году . Наиболее вероятное место создания Евангелия от Марка - Рим. В её пользу говорят свидетельства Папия Иерапольского , Климента и Иринея. В Евангелии от Марка присутствует ряд латинизмов (центурион, легион, динарий), отсутствующих в Евангелии от Матфея. По мнению св. Иоанна Златоуста , книга написана в Александрии .

Подлинность

Против подлинности Евангелия не было серьёзных возражений, за исключением стихов 9-20 последней 16 главы ( -), носящих, по мнению некоторых критиков, печать позднейшего происхождения. По свидетельству Евсевия , Иеронима и других, Евангелие от Марка в их время заканчивалось словами: «потому что боялись», то есть 8 стихом главы . Заключительных стихов нет в синайском и ватиканском манускриптах.

Современные исследования

Евангелие от Марка было предметом обширной экзегетической и критической литературы. Большинство современных исследователей полагают, что Евангелие от Марка создано первым. Согласно , Евангелие от Марка, наряду с , послужило основой для написания Евангелий от Матфея и Луки : «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка еще какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений» .

Напишите отзыв о статье "Евангелие от Марка"

Примечания

Литература

  • Новый Завет. Комментарии. - Брюссель: «Жизнь с Богом», 1989.
  • Епископ Григорий (Лебедев). Толкование на Евангелие (от Марка и Луки). - 2006.
  • Толковое Евангелие. - М ., 2000. - Т. 2: От Марка и Луки. В 3 тт.
  • Браун, Р. Введение в Новый Завет. - ББИ, 2007.

Отрывок, характеризующий Евангелие от Марка

– Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он.
Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.



Похожие публикации