Пунктуация в сложном предложении и простом предложении с. Пунктуация в сложном предложении и простом предложении с Знаки пре­пи­на­ния в слож-но-со-чинённом пред-ло-же-нии

(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.

(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

(7)–Мам, а почему нельзя?

(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!

(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.

(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

(21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.
(23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать…

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её
не найдут.

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.

(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!

(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?

(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.

(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.

(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.

(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.

(По С.С. Качалкову*)

* Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.)– современный писатель-прозаик.

44 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

Пунктуация в сложном предложении и простом предложении с однородными членами Задание 15 ЕГЭ по русскому языку

Открытый банк ЕГЭ Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Ждал я вас на покос этим летом однако не дождался. 2) Любовь к изобразительному искусству проходит через всю жизнь М. Ю. Лермонтова и отражается в его творчестве. 3) Я вспоминал и эти цветы и этот лес и радостный птичий гомон в вершинах берёз. 4) Многие набоковские размышления об А. С. Пушкине не потеряли художествоенного значения и актуальности и в наши дни. 5) Дворцовая казна была всегда полна и все налоги взыскивались в срок и полностью.

2014 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. 2) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. 3) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал. 4) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

2014 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали. 2) Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился суровым. 3) Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов. 4) Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.

2014 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2) Многие литературоведы и историки вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным. 3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку. 4) Сердце то задрожит и забьётся то тонет в воспоминаниях.

2014 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными. 2) Крестьяне разводили кур и уток и гусей. 3) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи. 4) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.

2014 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками. 2) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения. 3) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика. 4) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов

2014 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров () и деревья здесь высокие и прямые. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.

2) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.

3) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.

4) Крестьяне разводили кур и уток и гусей.

5) Осенью семейство Аксаковых вернулось в Москву и тогда жизнь в усадебном доме замерла.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1)Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы, церковные облачения и женские платья.

2)Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.

3)Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.

4)Крестьяне разводили кур, и уток, и гусей. Схема: О , и О , и О . Запятые расставлены верно.

5)Осенью семейство Аксаковых вернулось в Москву, и тогда жизнь в усадебном доме замерла. (у каждого предложения своё обстоятельство, общего нет)

Правильный ответ указан под номером 1 и 5.

Ответ: 15|51

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ-НО-СО-ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕ-НА-МИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунк-то-грамм:

1. За-пя-тые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми чле-на-ми.

2. За-пя-тые в слож-но-со-чинённом пред-ло-же-нии, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в част-но-сти, союз И.

Цель : найти ДВА пред-ло-же-ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каж-дом. Не две, не три (а такое бы-ва-ет!) за-пя-тых, а одну. При этом нужно ука­зы-вать но­ме­ра тех пред-ло-же-ний, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА про-пу-щен-ная за-пя-тая, так как бы­ва­ют такие слу-чаи, что в пред­ло­же­нии уже есть за-пя-тая, на-при-мер, при де­е­при­част­ном обо-ро-те. Её мы не счи-та-ем.

Не сле­ду­ет ис-кать за­пя­тые при раз­лич­ных обо-ро-тах, ввод­ных сло-вах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном за-да-нии про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунк-то-грам-мы. Если в пред-ло-же-нии будут не-об-хо-ди-мы за-пя-тые на дру-гие пра-ви-ла, они уже будут рас-став-ле-ны

Вер-ным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой по-сле-до-ва-тель-но-сти, без за-пя-тых и про-бе-лов, на-при-мер: 15, 12, 34.

Услов-ные обо-зна-че-ния:

ОЧ - од-но-род-ные члены.

ССП - слож-но-со-чинённое пред-ло-же-ние.

Ал-го-ритм вы-пол-не-ния за-да-ния дол-жен быть таким:

1. Опре-де-ля-ем ко-ли-че-ство основ.

2. Если пред-ло-же-ние про-стое, то на-хо-дим в нём ВСЕ ряды од-но-род-ных чле-нов и об-ра-ща-ем-ся к пра-ви-лу.

3. Если основ две, то это слож-ное пред-ло-же-ние, и каж-дая часть рас-смат-ри-ва-ет-ся от-дель-но (см. пункт 2).

Не за-бы-ва-ем, что од-но-род-ные под-ле-жа-щие и ска-зу-е-мые со-зда-ют НЕ слож-ное, а про-стое осложнённое пред-ло-же-ние.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ-НАХ

Од-но-род-ные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые от-ве-ча-ют на один и тот же во-прос и от-но-сят-ся к од-но-му и тому же члену пред-ло-же-ния. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как глав-ные, так вто-ро-сте-пен-ные) все-гда со-единёны со­чи­ни­тель­ной свя-зью, с со-ю-зом или без него.

На-при-мер: В «Дет-ских годах Баг-ро-ва–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и лет-ние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской при-ро-ды.

В дан-ном пред-ло-же-нии есть один ряд ОЧ, это два од-но-род-ных опре-де-ле-ния.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных чле-нов. Так, в пред-ло-же-нии Вско-ре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два ска-зу-е-мых, уда-рил и по-крыл ; два до-пол-не-ния, по-ры-вы и стоны .

Об-ра-ти-те вни-ма-ние : в каж-дом ряду ОЧ дей-ству-ют свои пунк-ту-а-ци-он-ные пра-ви-ла.

Рас-смот-рим раз-лич-ные схемы пред-ло-же-ний с ОЧ и сфор-му-ли-ру-ем пра-ви-ла по-ста-нов-ки за-пя-тых.

15.1.1. Ряд од-но-род-ных чле-нов, со-единённых ТОЛЬ-КО ин-то-на-ци-ей, без со-ю-зов.

Общая схема : О , О , О .

Пра-ви-ло: если два или не-сколь-ко ОЧ со-еди-нен-ных толь-ко ин-то-на-ци-ей, между ними за-пя-тая ста-вит-ся.

При-мер : жёлтые, зелёные, крас-ные яб-ло-ки.

15.1.2 Два од-но-род-ных члена со-еди-не-ны со-ю-зом И, ДА (в зна-че-нии И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Пра-ви-ло: если два ОЧ со-еди-не-ны оди-ноч-ным со-ю-зом И/ДА, между ними за-пя-тая не ста-вит-ся.

При-мер 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и крас-ные яб-ло-ки.

При-мер 2 : Везде её встре-ча-ли ве-се-ло и дру-же-люб-но .

При-мер 3 : Толь-ко ты да я оста-нем-ся жить в этом доме.

При-мер 4 : Я при-го-тов-лю рис с ово-ща-ми либо плов .

15.1.3 По-след-ний ОЧ при-со-единён со-ю-зом И.

Общая схема : О , О и О .

Пра-ви-ло: Если по­след­ний од-но-род-ный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ста-вит-ся.

При-мер : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и крас-ные яб-ло-ки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два-жды

Пра-ви-ло: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся пра-ви-ло: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два-жды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми чле-на-ми

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

При-мер 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и крас-ные яб-ло-ки.

При-мер 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и крас-ные яб-ло-ки.

Более слож-ные при-ме-ры :

При-мер 3 : От дома, от де-ре-вьев, и от го-лу-бят-ни, и от га-ле-реи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, че-ты-ре ОЧ. За-пя-тая между ОЧ.

При-мер 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воз-ду-хе , и на тем­нев­шем небе , и в ва-го-не . Три союза и, три ОЧ. За-пя-тая между ОЧ.

При-мер 5 : Дома, и де-ре-вья, и тро-туа-ры были укры­ты сне-гом . Два союза и, три ОЧ. За-пя-тая между ОЧ.

Об-ра-ти-те вни-ма-ние, после по-след-не-го ОЧ нет за-пя-той , ибо это не между ОЧ, а после него.

Имен-но эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и не-су-ще-ству-ю-щую, учти-те это при вы-пол-не-нии за-да-ния.

Об-ра-ти-те вни-ма-ние : дан-ное пра-ви-ло ра-бо-та-ет лишь при усло-вии, что союз И по-вто-ря-ет-ся в одном ряду ОЧ, а не во всём пред-ло-же-нии.

Рас-смот-рим при-ме-ры.

При-мер 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколь-ко рядов? Два: дети и взрос-лые ; со-би-ра-лись и чи-та-ли . Союз и не по-вто-ря-ет-ся в каж-дом ряду, он упо-треблён по од-но-му разу. По-это-му за-пя-тые НЕ ста-вят-ся по пра-ви-лу 15.1.2.

При-мер 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) пе-ре-чи-ты-вать и пи-сать.

15.1.5 Од-но-род-ные члены со-еди-не-ны со-ю-зом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Пра-ви-ло: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ста-вят-ся.

При-мер 1: Уче-ник пишет быст-ро , но не-ак-ку-рат-но .

При-мер 2: Малыш уже не хны-кал , а пла-кал на-взрыд.

При-мер 3: Мал зо-лот-ник, да дорог .

15.1.6 При од-но-род-ных чле-нах по-вто-ря-ют-ся союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Пра-ви-ло: при дву-крат-ном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или за-пя-тая ста­вит­ся все-гда:

При-мер 1: А ста­рик рас-ха-жи-вал по ком­на­те и то впол-го-ло-са на-пе-вал псал-мы, то вну-ши-тель-но по-учал дочь.

Об-ра-ти-те вни-ма-ние, что в пред-ло-же-нии име-ют-ся также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и до-пол-не-ния, но мы их не вы-де-ля-ем для более чёткой кар-ти-ны.

После ска-зу-е-мо-го «рас-ха-жи-вал» за­пя­той нет! Но если бы вме-сто союза И ТО, И ТО был бы про-сто И, за-пя-тых было целых три (по пра-ви-лу 15.1.4)

15.1.7. При од-но-род-ных чле-нах име-ют-ся двой-ные союзы.

Пра-ви-ло: При двой­ных со­ю­зах за-пя-тая ста­вит­ся перед вто­рой его ча-стью. Это союзы как... так и; не толь-ко... но и; не столь-ко... сколь-ко; на-сколь-ко... на-столь-ко; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, ско-рее... чем и дру-гие.

При-ме-ры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших зна-ко-мых .

Грин был не толь-ко ве­ли­ко­леп­ным пей-за-жи-стом и ма-сте-ром сю-же-та, но был еще и очень тон­ким пси-хо-ло-гом .

Мама не то что сер-ди-лась , но все-таки была не-до-воль-на .

Ту-ма-ны в Лон­до­не бы­ва­ют если не каж-дый день , то через день не-пре-мен-но.

Он был не столь-ко рас-стро-ен , сколь-ко удив-лен сло­жив­шей­ся си-ту-а-ци-ей.

Об-ра-ти-те вни-ма-ние, что каж-дая часть двой-но-го союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учи-ты-вать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошиб-ка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими со-ю-за-ми.

15.1.8. Часто од-но-род-ные члены со-еди-ня-ют-ся по-пар-но

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Пра-ви-ло: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет ло-каль-но, толь­ко внут­ри групп):

При-мер1: Аллеи, за­са­жен­ные си-ре-ня-ми и ли-па-ми , вя-за-ми и то-по-ля-ми , вели к де­ре­вян­ной эст-ра-де .

При-мер 2: Песни были раз-ные: про ра-дость и горе , день про-шед-ший и день гря-ду-щий .

При-мер 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские спра-воч-ни-ки , дру-зья и слу­чай­ные зна-ко-мые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Бол-га-рии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся од-но-род-ны-ми, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за-пя-ты-ми:

Ряд по-вто-ров, име­ю­щих уси-ли-тель-ный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Про-стые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся од-но-род-ны-ми

Ска-зал так ска-зал, пойду про-ве-рю.

Фра-зео-ло-гиз-мы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся со-ю-за-ми не яв­ля­ют­ся од-но-род-ны-ми чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные опре-де-ле-ния , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым сло-вом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сто-рон, между ними нель­зя вста-вить союз и.

Из глу­би­ны цвет-ка не­ожи­дан­но под-нял-ся сон­ный зо-ло-ти-стый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ-НО-СО-ЧИНЁННОМ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ

Слож-но-со-чи-нен-ны-ми на­зы­ва­ют­ся слож-ные пред-ло-же-ния, в ко­то­рых про-стые пред­ло­же­ния рав-но-прав-ны по смыс­лу и свя­за­ны со-чи-ни-тель-ны-ми со-ю-за-ми. Части слож­но­со­чи­нен­но­го пред-ло-же-ния не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

При-мер: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый свя-зы-ва-ет части пред-ло-же-ния, все слож­но­со­чи­нен­ные пред-ло-же-ния (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных раз-ря-да:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми со-ю-за-ми (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми со-ю-за-ми (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми со-ю-за-ми (а, но, да в зна­че­нии но, од-на-ко, зато, но зато, толь-ко, же).

15.2.1 Ос-нов-ное пра-ви-ло по-ста-нов-ки за-пя-той в ССП.

За-пя-тая между ча­стя­ми слож-но-го пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му пра-ви-лу, то есть ВСЕ-ГДА, за ис-клю-че-ни-ем осо­бых усло-ви-ях , ко­то­рые огра-ни-чи-ва-ют дей­ствие этого пра-ви-ла. Об этих усло-ви-ях ска-за-но во вто-рой части пра-ви-ла. В любом слу-чае, чтобы опре-де-лить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние слож-ным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские ос-но-вы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Да-ле-ко не все­гда каж-дое про­стое пред-ло-же-ние может иметь и под-ле-жа-щее, и ска-зу-е-мое. Так, ча­стот­ны пред-ло-же-ния с одной без­лич­ной ча-стью , со ска­зу­е­мым в не-опре-делённо-лич-ном пред-ло-же-нии . На-при-мер: Много труда пред-сто-ит ему, и он это знал .

Схема: [пред-сто-ит ], и [он знал ].

В дверь по-зво-ни-ли, и никто не сдви-нул-ся с места.

Схема: [по-зво-ни-ли ], и [никто не сдви-нул-ся ].

б) Под-ле-жа-щее может быть вы­ра­же­но ме-сто-име-ни-я-ми, как лич-ны-ми, так и дру­гих раз-ря-дов: Я вдруг услы-шал до боли зна­ко­мый голос, и это вер-ну-ло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те ме-сто-име-ния в роли под-ле-жа-ще-го, если оно дуб­ли­ру­ет под-ле-жа-щее из пер­вой части! Это два пред-ло-же-ния, у каж­до­го своя ос-но-ва, на-при-мер: Ху-дож-ник был хо­ро­шо зна-ком со всеми го-стя-ми, и он не­мно­го уди-вил-ся , уви­дев не-зна-ко-мое ему лицо.

Схема: [Ху-дож-ник был зна-ком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной кон-струк-ци-ей в про­стом пред-ло-же-нии: Ху-дож-ник был хо­ро­шо зна-ком со всеми го­стя­ми и не­мно­го уди-вил-ся , уви­дев не-зна-ко-мое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) По-сколь-ку слож­ное пред-ло-же-ние со­сто­ит из двух про-стых, то впол­не ве-ро-ят-но, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём со-ста-ве. За­пя­тые ста-вят-ся и по пра­ви­лу од-но-род-ных чле-нов, и по пра­ви­лу слож-но-со-чинённого пред-ло-же-ния. На-при-мер: Ли-стья баг-ря-ные, зо-ло-тые па-да-ли тихо на землю, и ветер кру-жил их в воз­ду­хе и под-бра-сы-вал . Схема пред­ло­же­ния: [Ли-стья па-да-ли], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Осо-бые усло-вия по-ста-нов-ки зна-ков в слож-но-со-чинённом пред-ло-же-нии

В школь-ном курсе рус-ско-го языка един-ствен-ным усло-ви-ем, при ко-то-ром между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния не ста-вит-ся за-пя-тая, есть на-ли-чие об-ще-го вто-ро-сте-пен-но-го члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это по-нять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член пред-ло-же-ния , ко­то­рый даст право не ста­вить за-пя-тую между ча-стя-ми, или его нет. Общий- зна-чит, от­но­ся­щий­ся од-но-вре-мен-но и к пер­вой части, и ко вто-рой. Если общий член есть -за-пя-тая между ча­стя­ми ССП не ста-вит-ся . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го вто-ро-сте-пен-но-го члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле пред-ло-же-ния. Рас­смот­рим про-стые слу-чаи:

При-мер 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смог-ла выйти на ра-бо-ту .

Оба про­стых пред-ло-же-ния в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство вре-ме-ни «через год». Что слу-чи-лось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смог-ла выйти на ра-бо-ту.

Пе­ре­ста­нов­ка об-ще-го члена в конец пред­ло­же­ния ме-ня-ет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И те-перь этот вто-ро-сте-пен-ный член уже не общий, а от-но-сит-ся лишь ко вто-ро-му про-сто-му пред-ло-же-нию. По­это­му для нас так важно во-пер-вых, место об­ще­го члена, толь-ко на­ча­ло пред-ло-же-ния , а во вто-рых, общий смысл пред-ло-же-ния.

При-мер 2 : К ве-че-ру ветер утих и на-ча-ло под-мо-ра-жи-вать . Что про-изо-шло к ве-че-ру ? Ветер утих. На-ча-ло под-мо-ра-жи-вать.

Те-перь более слож­ный при-мер 1 : На окра­и­не го-ро-да снег уже начал под-та-и-вать, и здесь уже была впол­не ве-сен-няя кар-ти-на . В пред­ло­же­нии два об-сто-я-тель-ства, у каж­до­го про-сто-го- своё. Имен­но по-это-му за­пя­тая по-став-ле-на . Об-ще-го вто-ро-сте-пен-но-го члена нет. Таким об-ра-зом, на­ли­чие вто-ро-го вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, вре-ме-ни, цели) во вто­ром пред-ло-же-нии даёт право по­ста­вить за-пя-тую.

При-мер 2 : К ночи тем-пе-ра-ту-ра у мамы под-ня-лась ещё боль-ше, и мы не спали всю ночь. Нет ос-но-ва-ний от-но-сить об-сто-я-тель-ство «к ночи» ко вто-рой части слож-но-го пред-ло-же-ния, по-это-му за-пя-тая ста-вит-ся .

Татьяна Юдина

Да, был бы общий второстепенный член «осенью.»



Задание 15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами
Знаки препинания при однородных членах:
1) Однородные члены предложения, не соединенные союзами, разделяются запятыми. Нельзя считать однородными сказуемыми сочетания глаголов типа возьму и схожу, пойду посмотрю .
2) Если последний член ряда присоединяется союзами и, да, или , то запятая перед ним не ставится
3) Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, если их больше двух (и... и... и, да.., да... да, ни... ни... ни, или... или... или, ли... ли... ли, ли... или... или, либо... либо... либо, то... то... то, не то... не то... не то, то ли... то ли... то ли ), разделяются запятыми.
4) При отсутствии союза и перед первым из перечисляющихся членов предложения соблюдается правило: если однородных членов предложения больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым и).
5) При двукратном повторении союза и (если число однородных членов - два) запятая ставится при наличии обобщающего слова при однородных членах предложения. Но при отсутствии указанных условий запятая может не ставится.
6) Однородные члены предложения, соединенные одиночными соединительными или разделительными союзами (и, да в знач. «и»; или, либо ) не разделяются запятой.
7) При наличии между однородными членами противительного союза (а, но, да в знач. «но», однако, хотя, зато, впрочем ) и присоединительного (а также, а то и) запятая ставится.
8) При попарном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами (союз и действует только внутри групп).

Запятая в сложносочиненном предложении:

1) Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим элементом:

    второстепенным членом предложения

    придаточной частью сложноподчиненного предложения

    поясняемой двумя частями сложносочиненного предложениия третья часть, предшествующей им и связанной с ними бессоюзной связью

    вводным словом, словосочетанием или предложением

    частицей (ограничительная, усилительная, выделительная)

2) Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:

    соединительные союзы [и, да (в значении и), ни…ни ]

    противительные союзы [а, но, да (в значении но), однако, же, зато, а то, не то, а не то ]

    разделительные союзы (или, либо, ли…или, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то )

    присоединительные союзы (да, да и, и притом, тоже, также )

    пояснительные союзы (а именно, то есть )

3) Запятая перед соединительным и разделительным союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав в качестве частей входят:

    вопросительные предложения

    побудительные предложения

    восклицательные предложения

    односоставные неопределенно-личные предложения (если предполагается один и тот же производитель действия)

    односоставные безличные предложения, имеющие синонимичные слова

    односоставные номинативные (или назывные) предложения

Точка с запятой в сложносочиненном предложении:
1)Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа - с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой.
Тире в сложносочиненном предложении:
1) Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между частями перед сочинительным союзом вместо запятой ставится тире.
2) Если первая часть сложносочиненного предложения или обе части являются односоставными номинативными (или назывными) предложениями, между частями, как правило, ставится тире.
3) Иногда сложносочинённое предложение распадается на две смысловые части, между которыми ставится тире.
4) Встречается постановка тире в коротких конструкциях типа: Хотите свежих овощей - пожалуйста; хотите фруктов - и здесь отказа не будет.

Тестовые варианты для задания 15 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы

Пример 1:

1) Я имею поручение как от судьи так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.
2) И Петра Первого и царевну Софью и удалых покорителей Сибири увидите вы на картинах Сурикова.
3) В Древней Греции не было ни секундомера ни рулетки ни точных весов.
4) Дружба да братство дороже всякого богатства.
5) На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воинов-степняков и вот по славянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятелю.

Пример 2:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
2) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
3) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
4) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
5)Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров и деревья здесь высокие и прямые.

Пример 3:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Трилистник травяной можно встретить как на заболоченных лугах так и по берегам озёр.
2) Павел I мог по совершенно незначительному поводу или откровенно клеветническому доносу жестоко расправиться с любым придворным.
3) Геолог начинает поиски в боковых притоках реки или внимательно обследует склоны долин или изучает подножие горы.
4) Грациозно закачаются гибкие концы папоротников и опять всё тихо.
5) Итальянское искусство в XVII веке уже не было единственным и безоговорочным авторитетом и идеалом.

Пример 4:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.
2) Было сыро холодно и сумрачно.
3) Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов.
4) Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.
5)В небе носились как ласточки так и стрижи.

Пример 5:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Крестьяне разводили кур и уток и гусей.
2) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.
3) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.
4) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.
5) Пролив казался дорогой из тусклого золота и по ней неспешно дрейфовали парусники.

Пример 6:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) В передней врачи переговариваются на латыни и это придаёт их разговору ещё большую таинственность.
2) Расчистился золотисто-светлый запад и раскрыл свои объятия усталым путникам.
3) Сама жизнь диктует художнику сюжет и композицию и краски.
4) Она шестнадцать лет была классной дамой в институте благородных девиц и пользовалась исключительным уважением всего начальства.
5) Больше указаний не последовало и Миша толкнул дверь в горницу.

Пример 7:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
3) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева..
4) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!



Похожие публикации