У евреев жены бреются наголо. Ортодоксальные евреи

Производство париков – это цветущая отрасль мирового бизнеса, кормящаяся на кинозвездах, манекенщицах, красотках-бездельницах и… еврейках, соблюдающих заповеди Торы. В чем источник этой неожиданной связи? В чем преимущества парика? И заодно – несколько практических советов проникшимся.

N., молодая мама троих детей, с каждым днем исполняет все больше заповедей Торы. Она уже соблюдает субботу, откашеровала кухню, перевела детей в еврейскую школу. Она уверена, что движется в правильном направлении. Новый образ жизни наполняет ее счастьем и удовлетворением. Она готова начать исполнять и другие заповеди. И только к одному она пока не готова – начать покрывать волосы.

N. не одинока. Многие женщины, испытывающие тягу к еврейскому образу жизни, с радостью исполняющие заповеди Торы, не могут решиться начать покрывать голову. Возможно – потому что речь идет о резком внешнем изменении. Или потому что волосы – это действительно главный элемент женской красоты. Так или иначе, эта трудность показывает, сколько силы заключено в женских волосах. Не зря Тора требует от замужней женщины покрывать их точно так же, как она покрывает другие интимные части тела.

Почему волосы?

Требование Торы покрывать волосы выводят из истории "сота" – женщины, сбившейся с пути. Женщине, подозреваемой в измене мужу, среди прочего, снимали с волос платок в Храме. Отсюда понятно, что изначально волосы замужней женщины должны быть покрыты, и их обнажение – позор.

Еврейский закон гласит, что волосы замужней женщины должны быть покрыты полностью. Если же она обнажает даже небольшую их часть, муж имеет право развестись с ней без выплаты причитающегося ей по брачному договору.

И зачем их покрывать?

Прежде всего, мы исполняем заповеди Торы не потому, что у них есть рациональное объяснение, а потому что это – приказ Всевышнего. Как солдат, который не может знать истинного назначения военной операции. Да и любое рациональное объяснение будет лишь частью правды. Но все же приведем некоторые из них.

Замужняя женщина не должна становиться объектом вожделения посторонних мужчин и служить причиной разврата (даже мысленного). А поскольку волосы, согласно Торе, самый главный элемент женской красоты, при посторонних мужчинах их следует покрывать.

Еще одна цель покрытия головы – внешнее отличие замужней женщины от незамужней, а также еврейки от нееврейки.

История и мода

В сефардских общинах принято было покрывать голову платком, а сверху – еще и покрывалом, таким образом, чтобы волос не было видно совсем. В ашкеназских общинах со временем кроме платков появились парики. Дорогие натуральные парики были доступны немногим, а искусственные были довольно грубыми, и были собраны в постоянную прическу, которую нельзя было поменять. Использовались в качестве покрытия головы и шляпки, под которые надевался платок – для полного покрытия волос. В наше время натуральные парики получили широкое распространение, да и большинство искусственных париков уже не отличить от натуральных.

Мода и обычаи

Вы бывали когда-нибудь в магазине женских головных уборов? Вот уж где глаза разбегаются! Шляпы шитые, вязаные и валяные; береты, тюрбаны, широкополые, маленькие, круглые, платки, шарфы… Узорчатые и гладкие. Декорированные перьями, пуговицами, стразами, вышивкой. Будничные и вечерние.

А уж в салоне париков! Можно выбрать совсем недорогой нейлоновый, с готовой стрижкой. Поначалу он выглядит весьма неплохо, да и стрижку можно сразу оценить, но весьма скоро придет в негодность. Такие парики чаще всего покупают для ношения под шляпкой, поскольку так их изношенность не бросается в глаза.

Смешанный, натурально-синтетический парик, придется стричь уже на вас, после покупки. Он немного дороже, но и служит дольше. Обычно такие парики носят пожилые дамы, предпочитающие жесткую прическу – короткую стрижку с завивкой или уложенные длинные волосы.

Натуральные парики делятся на два вида: из более дешевых жестких азиатских волос и из мягких европейских. Первые уже достаточно хороши, чтобы удовлетворить запросы большинства модниц, и при этом доступны по цене. Вторые часто делаются на индивидуальный заказ и стоят довольно дорого.

Выбор головного убора зависит не только от кошелька и эстетических предпочтений, но и от традиций общины, к которой принадлежит женщина. В большинстве сефардских общин не носят парики. Для ашкеназских женщин парик – самая распространенная форма покрытия волос, хотя и не единственная. В литовских общинах не все раввины одобряют ношение париков, а среди хасидов есть самые разные традиции: только парик, парик с шапочкой, парик-челка с шапочкой, парик с широкой лентой, тюрбан, платок простой, платок с пышным узлом-бантом на боку. В некоторых общинах замужние женщины в обязательном порядке бреют голову и покрывают ее простым прилегающим платком, в других надевают двуслойное покрытие, например, из платка и шапочки или из тюрбана с подкладкой.

Споры вокруг парика

В еврейском мире нет двух мнений по поводу необходимости замужней женщине покрывать голову. Но вокруг париков ведутся бурные дебаты.

Часть раввинов считает, что парик не подходит в качестве покрытия волос: во-первых, хороший парик не все могут отличить от натуральных волос, а во-вторых, большинство париков смотрится гораздо лучше, чем натуральные волосы. Другие утверждают, что парик – это полноценное покрытие волос, поскольку нет запрета для женщины быть красивой, а есть лишь запрет показывать собственные волосы. С ролью же покрытия волос парик справляется лучше, чем любой платок или шапочка.

Мнение Любавичского Ребе

Оно выведено из еврейского закона и однозначно: полноценным покрытием головы может быть только парик. Ребе призывает женщин не выходить из дома ни в каком головном уборе, кроме парика, поскольку, хочет того женщина или не хочет, даже из-под самого скромного платка или шапочки торчит хоть немного волос. Дополнительный довод в пользу парика – если из-под него все-таки выбьется прядь волос, женщина тут же поспешит убрать ее, и уж тем более, не будет оставлять ее сознательно.

Кроме того, в парике женщина не постесняется появиться, где бы то ни было, чего не скажешь о платке. Ребе призывает женщин носить красивые парики, чтобы у тех, кто пока не покрывает голову, появилось желание последовать их примеру.

Одна женщина, покрывавшая голову париком с шапочкой так, что абсолютно все волосы были покрыты, спросила Любавичского Ребе, может ли она продолжать покрывать голову таким образом. "Парик женщины, – ответил Ребе, – это благословение в ее доме. Ты хочешь половину благословения?"

Верное средство

В Талмуде есть история про женщину по имени Кимхит, чьи семеро сыновей один за другим стали первосвященниками в Храме. Когда ее спросили, в чем секрет ее педагогического успеха, Кимхит ответила: "Даже стены моего дома никогда не видели ни одного моего волоса!"

Святая книга "Зоар", основной источник каббалистических знаний, очень строго относится к небрежно покрытым волосам и обещает множество благословений женщинам, чьи волосы тщательно покрыты даже дома – благословение в воспитании детей, достаток, успех во всех предприятиях…

Я – дизайнер париков…

Интервью с Теилой Гинди, владелицей престижного салона париков

- Откуда берутся модные веяния в мире париков?

В наше время, когда все знают все обо всех, это не проблема. Тенденции примерно одинаковы во всем мире, как в области парикмахерского искусства, так и в области дизайна париков. Ко мне часто приходят женщины, которые хотят иметь парик, похожий на прическу, например, известной актрисы или телеведущей.

- Как часто нужно менять парик?

Это зависит главным образом от кошелька. Одни женщины покупают парик раз в год, другие – раз в три года, третьи подкрашивают старый или заменяют и добавляют часть волос.

- Какой случай из практики запомнился Вам больше всего?

Ко мне пришла женщина, у которой от химиотерапии выпали волосы, чтобы купить парик. Прошло время, и женщина полностью выздоровела. Чтобы отблагодарить Всевышнего за чудесное спасение, она решила продолжать носить парик и после того, как ее собственные волосы вновь отрасли. Сегодня эта женщина полностью исполняет заповеди Торы.

- Что Вы посоветуете женщине, которая решила начать покрывать волосы?

Для начала лучше всего приобрести парик, максимально близкий по цвету и фактуре к волосам. Так женщине будет легче привыкнуть к парику и избежать бурной реакции окружающих. Позже, когда ношение парика войдет в привычку, можно поиграть с цветом, стилем, длиной…

- Можно ли для дизайна парика и ухода за ним воспользоваться услугами обычного парикмахера?

В принципе это возможно. Но нужно помнить, что парик не отрастет после неудачной стрижки. В дизайне париков непрофессионалы удерживаются реже, чем в парикмахерском искусстве. Нужно знать, как мыть парик, чтобы он не облысел раньше времени, как ухаживать за ним, чтобы волосы не посеклись и не потускнели.

- В чем Вы, как дизайнер париков, видите их преимущество перед другими способами покрытия волос?

Многим женщинам, впервые решившимся покрыть голову, гораздо легче сделать это при помощи парика, не привлекая к себе излишнего внимания, как это было бы в случае с платком или шляпкой.

Несколько советов по уходу за париком

Если парик потускнел и быстро растрепывается, значит, его пора помыть.

Намочите парик под проточной водой, равномерно распределите по волосам шампунь, расчесывая их пальцами от корней к кончикам. Смойте шампунь под проточной водой. Смажьте парик кондиционером, точно так же расчесывая его пальцами от корней к кончикам. Старайтесь, чтобы кондиционер не попал непосредственно на корни, то есть на узлы, крепящие волос к основе. Оставьте кондиционер на 10-15 минут, а если есть возможность – на ночь. Смойте проточной водой.

Заверните вымытый парик в полотенце и слегка промокните. Если парик волнистый или кудрявый, оставьте его сушиться естественным способом. Если гладкий – высушите с помощью фена, предварительно высушив основу (изнанку) без фена.

Один раз в несколько таких купаний (по потребности) можно замачивать парик в маске для волос.

Расчесывают парик осторожно, сначала нижние пряди, потом верхние, чтобы не вырывать волосы.

Хранить парик лучше всего на манекене, чтобы он не терял правильную форму.

, Головной убор

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Шалом, уважаемый рав Яков Шуб! Видел Ваш ответ по поводу наращивания волос вместо парика для женщины. Я понимаю, что есть в Галахе разрешение (или даже, как я понял, повеление) носить парик женщине. Но вот лично я никак не могу согласиться и принять в сердце этот вид покрывания головы. Моя жена, барух Ашем, скромная женщина и ходит в головном уборе, покрывая волосы. Проблема, когда с новыми «пиками» моды в ортодоксальных общинах парики становятся все красивее и красивее, длиннее и светлее, и, что очень важно, стоят огромных денег (не мне лезть в чужой карман, но многие женщины покупают их потому, что надо). Мне немногим больше 26 лет, и, как говорится, я в процессе работы над «направлением взора своих глаз». Но даже когда я отворачиваюсь от нескромно одетой женщины как бы автоматически к «кошерно-одетой», то вижу женщину, парик которой очень сильно, честно сказать, привлекает мое внимание и задерживает его на этой особе, иногда и для оценки кошерных туфель на высоких каблуках и очень скромной юбке чуть выше колена. Я говорю правду, так как мне, человеку, который отдает (как правильно выразился рав Кушнир в своих лекциях по шлом-байт — семейному миру) всю энергию в свой дом, мне это очень сильно мешает. И это в последнее время не исключение — районы Байт ва-Ган и Ар-Ноф в Иерусалиме полны такими модницами. Что мне делать? Куда смотреть?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш искренний вопрос. На самом деле проблема, которую Вы поднимаете, волнует не только Вас, но и все религиозное общество. Ведущие раввины нашего поколения, выступая на разных уровнях, осуждают проникновение в наше общество веяний, чуждых традиционным еврейским ценностям. Эти веяния, к сожалению, в первую очередь негативно отражаются на состоянии еврейской семьи и соблюдении законов скромности, которые, в свою очередь, являются основополагающим фактором семейного благополучия. В последнее время в соответствии с мнением ведущих раввинов нашего поколения были разработаны четкие правила скромной одежды Мишмар а-Тора , отражающие специфику современной женской одежды. Кроме того, от наших учителей нам известно, что, помимо установления четких границ, необходимо также создание особой семейной атмосферы, подчеркивающей достоинство еврейской женщины. Такая атмосфера в конечном итоге естественным образом приведет к соблюдению законов скромности.

К сожалению, не всегда в наших силах сразу же решить все проблемы. Поэтому каждый человек должен понимать, что именно он может сделать для улучшения сложившейся ситуации. Как известно, порицание и осуждение других людей часто приводит к обратному эффекту: ссорам и другим негативным последствиям. Наши мудрецы учат: иногда даже запрещено «говорить слова, которые не будут услышаны». Поэтому более целесообразно, как Вы правильно выразились, «отдавать энергию в свой дом» и концентрироваться на наших близких и знакомых, на которых мы способны повлиять и привить им правильное понимание еврейской скромности.

Большинство из нас, к сожалению, не удостоились вырасти в традиционных религиозных семьях, поэтому для того, чтобы понять, как правильно развивать скромность в себе и близких людях, не всегда достаточно полагаться на собственное мнение. Необходимо, чтобы у семьи был контакт с раввином, с которым можно обсудить подобные темы лично. Кроме того, очень важно «быть на связи» с религиозными семьями, в которые можно, например, прийти в гости на субботнюю трапезу и просто пообщаться в неформальной обстановке. Очень часто понятия о скромности и семейных ценностях это своего рода «Устная Тора», которую не всегда можно познать из книг.

Ортодоксальный еврей должен соблюдать минимум 613 правил «Пятикнижия» ежедневно. Согласно им, кошерной бывает не только еда, но и одежда. При ее изготовлении, например, нельзя сочетать шерсть со льном, а шьют ее специальные портные. Вся мужская одежда - строгой черно-белой гаммы, от нижнего белья до шляпы. Для женщин является нескромным обнажать ноги, руки и область декольте. Они никогда не носят брюк, обтягивающих платьев и блузок, коротких и узких юбок, и в любое время года надевают чулки или гольфы.
Ортодоксальный (классический, без изменений) иудаизм предполагает жить согласно “истинной” Торе. Каждый аспект жизни еврея должен находиться под руководством соответствующих заповедей. Ежедневно евреи обязаны учить Тору и приводить свою личную жизнь в соответствии с положениями и обрядами, включая строгие правила соблюдения шаббата (еврейская суббота - обязательный выходной), правил питания (http://jkuk.boxmail.biz/cgi-bin/guide.pl?action=article&id_razdel=127790&id_article=223054), обряда обрезания, проведения молитв трижды в день, и.т.д. Кстати, в иудаизме нет запрета на употребление алкоголя, однако употребление вина и спиртных напитков строго регламентируется. Ортодоксальные евреи высоко ставят авторитет раввина как учителя и толкователя Торы. Основной упор они делают на традиционное образование и предъявляют к своим последователям наибольшие требования.

Ультроортодоксальным крылом иудаизма является хасидизм - религиозное движение, берущее свое начало в 18 в. и характеризующееся склонностью к мистицизму и религиозной экзальтации. Основные идеи хасидизма заключаются в следующем: Бог вездесущ, и служение ему в малом равнозначно служению в великом; служить ему лучше в радости; во всяком человеке есть что-то хорошее; нет такого грешника, чей грех не мог бы быть искуплен. Особое значение придается эмоциональной молитве, цель которой - достижение подлинного духовного общения с Богом. Хотя хасидизм испытал влияние каббалы (наука о мироздании), хасиды чуждались аскетизма (отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.д.) и стремились к объединению в религиозные группы. Хасиды придерживаются строгого дресс-кода. Они носят белую рубашку с черными короткими брюками, заправленными в носки. Поверх рубашки они одевают старомодную черную капоту или пиджак. Туфли хасиды носят без пряжек и шнурков, что как и заправленные в носки брюки символизирует удаленность от земной грязи. Почти всегда хасиды носят на голове черную фетровую шляпу, из-под которой видны пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках, традиционный элемент причёски ортодоксальных евреев, согласно традиции иудаизма, еврейский мужчина должен иметь пейсы, бороду и непременно головной убор). Мужчины-хасиды всегда отпускают усы и бороды. Особо почтенные ребе (титул учителя) носят меховые шапки штраймл (обычно это чёрная бархатная ермолка, отороченные черными или коричневыми лисьими или собольими хвостами). Особую символическую роль в одежде играет черный пояс, который завязывают либо на уровне сердца (Хабад), либо на уровне живота, либо на уровне бедер (гурские хасиды). Галстук хасиды стараются не носить, так как он напоминает форму креста. Некоторые замужние хасидки бреют голову и носят парики. Экономические основы хасидской общины: многие хасиды-мужчины обычно не работают в молодости, то есть до свадьбы и в первые годы после неё, а отдают всё время изучению Торы, но тем не менее работа для мужчины-хасида не считается ненормативным явлением. Многие общины в Израиле и США занимаются политическим лоббированием с целью получения общественных средств для существования своих членов. Вместе с тем, хасидские общины создали для своих членов широкую сеть общественного признания и взаимопомощи, помогающую в решении проблем повседневной жизни — беспроцентные ссуды, помощь в получении жилья, бесплатные столовые, распределение пищи для нуждающихся, помощь приданым бедным невестам, юридическая защита и многое другое. Традиционные занятия хасидов — бизнес в области недвижимости и строительные подряды, бриллиантовый бизнес, торговля, посредничество, финансовый рынок.

Жуткая традиция: Накануне Йом Кипура (т. е. в тот день, вечером которого должен начаться Йом Кипур), в некоторых общинах выполняют обычай каппарот - "искупление". Мужчины берут живого петуха, женщины - курицу, и затем крутят птицей над головой, говоря при этом: "Да будет это моим искуплением... Каппарот , конечно, не рассматривается как способ искупления грехов.

Личные наблюдения: молодые жены, обвешенные малыми детьми со всех сторон из-за чего дико сутулые, с полотенцем на голове из-за того, что лысые, не выглядят счастливо. Видя свадебные фото двух девушек, я их не узнала: стоит красивая, молоденькая, розовощекая девушка с пышной копной длинных волос, с ясными глазами, рядом с ней по виду чуть ли не дедушка, присмотревшись.., нет, таки не дедушка, тоже молодой парень, но в меховой шапке и с бородой кажется дедушкой. А теперь наблюдаю заметную разницу: девушка, которая, думаю, младше меня, выглядит как тетя, заработавшая сильнейший скалиоз из-за того, что детей без продыху нянчит, двое 7-ми,6-ти летних мальчишек бегают по улице, периодически прибегая домой и чего-то хотя от мамы, наперебой кричат-мами, мами..., двое по 3-4 года возятся дома, друг друга дубасят, один ползает и все время плачет, т.к. его задевают эти, а один ребенок, вроде уже девочка, висит на маме и вопит, у малых вид не очень здоровых детей, красные заплеканные глаза каждый раз как я их вижу, спутанные волосы, когда ж их всех поперечесывать, крик-гам, плач и еще надо готовить кушать, т.к. еда должна быть только приготовленная-кошерная. Приходит муж, тот что на фото, все такой же, без морщин, пышещий здоровьем,в отличие от своей жены, у которой такие круги под глазами, как буд-то она не спит ночами лет 7, ну как первого родила так и не спит с тех пор, пришел-поел, 5 минут повозился с детьми, сказал пару раз хани-хани, ласковое обращение к жене, и чухнул гулять, наверное, вечерний променад. А она моет посуду, загружает всех детей в одну ванную, они там талапаются, и спать. Она чистит обувь детей, загружает кучу стирки, гладит кучу вещей,тут просыпается и орет 6-ти месячный, а ей по барабану, она продолжает заниматься своими домашними делами, а этот между прочим уже захлебывается от плача, печет пироги, бисквиты и, надеюсь, ложится когда-нибудь спать, у нее отдельная кровать от мужа...Утром встает, если вообще ложилась, бреет голову и все по новой. Развлечение у этих жен такое: поговорить по мобильному, запихнув его под полотенце, которым укрывают голову, т.к. руки преимущественно заняты детьми, со своими многочисленными сестрами, оттуда можна узнать все новости, рассказать какие пироги у нее сегодня получились, тут и интернет и телевизор не нужет вовсе. Не жизнь, а рай в ковычках!

p.s. шум-гам они называют -хипиш-одесское слово:)

Анекдот недели


Один еврей построил дом и показывает его другу:
- Смотри, Изя, это прихожая, это кухня, это спальня, а это столовая…
- Абрам, а зачем тебе такая большая столовая???
- Изя. В этой столовой может одновременно обедать, НЕ ПРИВЕДИ ГОСПОДЬ,
пятьдесят человек!!!

Многие религии мира особо требовательны к соблюдению человеком скромности в одежде и поведении. Так у мусульман ношение хиджаба не является попыткой как-то выделиться на фоне неверующих. Это всего лишь потребность в скромности человека истинно религиозного, ставящего на первое место в своей жизни веру, а не какую-то внешнюю атрибутику.

В зависимости от религиозных догм это требование скромности может принимать более или менее суровые формы. В иудаизме существует особый закон, регламентирующий нормы поведения женщины-иудейки. Он называется цниут (или цниют). Согласно этому закону женщина обязана не просто носить головной убор, а полностью скрывать свои волосы под платком (тихлей).

Почему некоторые иудейки голову бреют

Самые радикальные ответвления в иудаизме очень требовательны к внешнему виду женщин. Даже собственная супруга или дочь не должна отвлекать своим неподобающим видом иудея, когда он читает Тору или произносит молитву. Это значит, что она обязана скрывать тело и волосы не только на улице, но и непосредственно в своем доме.

В иудаизме женские волосы считаются соблазном, отвлекающим помыслы мужчины от бога и направляющие их в греховное русло. Распущенные волосы нарушают все законы цниута. Даже выбившаяся из-под платка прядь или один-единственный волосок считается нескромными и провоцирующими. Чтобы не ввергать своих мужей в грех, некоторые истинные иудейки бреют голову наголо. Это принято у жен хасидов «Толдот Аарон» и некоторых других ортодоксальных групп.

Супруги хасидов не только бреют наголо черепа, но еще и покрывают их сверху платком. У этой части еврейского населения особо суровые законы. Хасиды называют себя «благочестивыми» (само слово переводится как «благочестивый»), строго соблюдают принятые несколько тысяч лет назад законы и не собираются идти ни на какие уступки в угоду современной моде.

Другие правила поведения жены хасида

Помимо необходимости обривать наголо и покрывать платком головы женщинам из этой группы иудеев приходится полностью скрывать свое тело. Им нельзя носить платья, открывающие икры, даже если на ногах надеты толстые чулки. Демонстрация своих коленей - верх разврата для иудейки. За такое поведение женщина может понести самое суровое наказание, быть оплеванной и избитой.

Хасиды крайне нетерпимо относятся к вольностям в одежде. Даже неподобающим образом одетая 8-летняя девочка может быть подвергнута публичному порицанию, а ее мать, которая не следит за благочестием дочери, и подавно. У некоторых ортодоксальных иудейских групп даже принято ношение никаба. Это длинные черные шали, в которые женщина закутывается полностью, включая кисти рук, лицо и глаза. Такая суровость в соблюдении скромности не принята даже у мусульман.

Сообщение Зачем иудейки бреются налысо появились сначала на Умная.



Похожие публикации