В библии запрещено идолопоклонство, почитание икон, поклонение предметам даже посвященным богу. О культе святых мощей Библия о поклонении святым отцам

Где в Библии говорится о мощах и о святых предметах и о благоговейном отношении к ним? - Во-первых, мы знаем, что когда был исход евреев из Египетского рабства - то выходили, что называется, не с пустыми руками. Выносили ковчег, саркофаг с мощами - останками Иосифа Прекрасного. Сам Иосиф завещал, чтобы так поступили. В книге Бытия 50, 24 мы читаем: И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. И вот прохождение сквозь Чермное море, чудесное странствование в течение 40 лет, когда в виде огненного облака Господь вел их ночью, сияющего облака - днем. Это было все притом, что мощи Иосифа находились в стане еврейского народа. Собственно говоря, в Библии много говорится о разных святых предметах. Неуважительное отношение к ним может непосредственно вызвать Божий гнев. Например, в книге Даниила 5, 3 мы находим такие слова: Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. 4. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. И ниже сказано -30. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит. То - есть наказание не замедлило. Казалось бы, с формальной точки зрения чашка - она и есть чашка, какая разница? Но это были сосуды дома Господня, использование таких сосудов не по назначению влекло за собой Божий гнев, Божие наказание. И в 4 книге Царей; 13 глава, 21 стих: И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. В Библии еще есть даже более удивительное описание, например, в книге Деяний апостолов; 5 глава, 14-15 стих: 14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы тень проходящего Петра осенила кого из них. То есть не только мощи, а тень живого человека. Она касалась людей - и люди получали исцеление. Тоже книга Деяний; глава 19, 11 стих: 11. Бог же творил немало чудес руками Павла, 12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Иными словами - вот особое действие благодати через предметы, которых касались святые, через элементы одежды, через останки этих людей; даже тень святого может сообщить удивительное исцеление. Все это Библейская реальность. Если кто-то выдумывает свою Библию - у нас есть Библия как таковая, и мы не можем ни один из текстов выхватить из контекста. Протоиерей Олег Стеняев

Спрашивает лариса
Отвечает Александра Ланц, 28.09.2010


Мир вам, Лариса!

Везде, где бы вы в Библии ни встретили слово «святой», оно означает... нечто или кого-то полностью отделённого от мира для Бога, кто (или что) принадлежит только Богу. Бог свят, правильно? Значит всё, что принадлежит Ему, тоже свято, т.е. подобно Ему в этом Его качестве.

Слово «святой» и его действие в жизни человека ярко проявляется в иудейской традиционной свадьбе. По традиции жених даёт невесте кусок золота и говорит: «Ты становишься святой для меня». Если невеста принимает этот дар, то тем самым она раз и навсегда отделяет себя для этого мужчины, чтобы принадлежать только ему. Она становится святой, т.е. посвящённой мужу, отделённой для мужа.

То же самое происходит с любым уверовавшим в то, что Иисус из Назарета является Законодателем и Спасителем. Такого человека Бог как бы берёт Себе, в Свою семью, отделяет от мира для Себя, чтобы этот человек начал бы жить теперь по правилам Его семьи , а не по правилам этого мира. Заметьте очень важный момент: не сам человек решает быть святым, а Бог делает его святым и только по одной причине – потому что человек уверовал в то, что Бог спасает его.

Я понимаю, что то, что я скажу дальше может вызвать в вас не просто недоумение, но и даже возмущение, однако прошу вас не торопиться и понять, что нынешнее значение слова «святой» в вашем сознании сформировано не Библией, а традицией принятой в русской культуре. Итак...

Если вы веруете в то, что Иисус является Тем, Кого ваш Небесный Отец определил в качестве вашего Спасителя от греха и смерти, вы тем самым позволяете Богу сделать вас святой, т.е. отделить вас от мира и начать воспитывать вас по правилам Неба. День за днём Бог освящает (от слова "святой") вас, помогая расти в святости, т.е. в одном из самых главных Его качеств. Если вы день за днём позволяете Ему быть вашим Отцом и Учителем, то вы день за днём остаётесь святой, т.е. отделённой для Него.

Именно этот смысл вкладывали апостолы в слово «святой», когда они, обращаясь к уверовавшим, называли этих уверовавших святыми. Всех, без исключения.

Вот апостол Павел обращается к уверовавшим в Риме: «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым : благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа» (). Все уверовавшие – это возлюбленные Божии и призванные для вечной жизни святые.

В пятнадцатой главе того же послания апостол Павел, описывая свои планы, говорит, что собирается пойти в Иерусалим, чтобы передать тамошним святым материальную помощь от святых (= уверовавших) Македонии и Ахии ().

В шестнадцатой главе Павел просит римских верующих принять под своё крыло «Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» и настаивает, чтобы они приняли её так, как это должны делать святые люди, т.е. помочь ей во всём, в чём она имеет нужду ()

Вот обращение апостола Павла ко всем верующим Коринфской церкви: «церкви Божией , находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе , призванным святым , со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» ().

Вот Павел упрекает коринфских верующих в том, что они, когда имеют какие друг на друга обиды, идут судиться в мирские суды, тогда как должны разбирать дела в своей среде: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых ? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете [своими судьями] ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими ? Но брат с братом судится, и притом перед неверными» ().

Вот Павел обращается к верующим Ефеса: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе : благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (). Всё письмо написано к верующим Ефеса. Это их Павел называет святыми!

Всех уверовавших в Колоссах Павел призывает: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные , в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» ().

Другими словами, если вы не святая, то вы и не Божия, значит, всё ещё не спасены.

«блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас , как прилично святым ».

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ».

«Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости ».

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви »

«ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою»

«Ибо написано: будьте святы , потому что Я свят».

Если вам пока тяжело понять настоящий смысл слова «святой», то читая Библию, заменяйте это слово на сочетание слов «отделённый от греха для Бога». И прошу вас: бойтесь определять понятие святости по существующей в мире традиции! Библейское определение святости совсем другое.

Да благословит вас Всевышний познанием святости Его,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

13 фев Где написано что Иисус падал неся крест на Голгофу? (Роман) Мир Вам, Роман27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28 и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Е... 19 20 дек В Старом Завете грехи людей жестоко наказывались. А в Новом Завете Иисус Христос всех прощал. (Ирина) Ирина спрашивает: "Читая всю Библию создается впечатления что есть два разных Бога. В Старом Завете грехи людей жестоко наказывались, велись войны, отвечать злом на зло было допустимо Богом и даже законно. А в Новом Завете Иисус Христос не...

-Где в Библии говорится о мощах и о святых предметах и о благоговейном отношении к ним?

Во-первых, мы знаем, что когда был исход евреев из Египетского рабства - то выходили, что называется, не с пустыми руками. Выносили ковчег, саркофаг с мощами - останками Иосифа Прекрасного. Сам Иосиф завещал, чтобы так поступили. В книге Бытия 50, 24 мы читаем: И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.

И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.

И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.

И вот прохождение сквозь Чермное море, чудесное странствование в течение 40 лет, когда в виде огненного облака Господь вел их ночью, сияющего облака - днем. Это было все притом, что мощи Иосифа находились в стане еврейского народа. Собственно говоря, в Библии много говорится о разных святых предметах. Неуважительное отношение к ним может непосредственно вызвать Божий гнев. Например, в книге Даниила 5, 3 мы находим такие слова: Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.

4. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.

И ниже сказано -30. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит.

То - есть наказание не замедлило. Казалось бы, с формальной точки зрения чашка - она и есть чашка, какая разница? Но это были сосуды дома Господня, использование таких сосудов не по назначению влекло за собой Божий гнев, Божие наказание.

И в 4 книге Царей; 13 глава, 21 стих:

И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.

В Библии еще есть даже более удивительное описание, например, в книге Деяний апостолов; 5 глава, 14-15 стих:

14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы тень проходящего Петра осенила кого из них.

То есть не только мощи, а тень живого человека. Она касалась людей - и люди получали исцеление.

Тоже книга Деяний; глава 19, 11 стих:

11. Бог же творил немало чудес руками Павла,

12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Иными словами - вот особое действие благодати через предметы, которых касались святые, через элементы одежды, через останки этих людей; даже тень святого может сообщить удивительное исцеление. Все это Библейская реальность. Если кто-то выдумывает свою Библию - у нас есть Библия как таковая, и мы не можем ни один из текстов выхватить из контекста.

Тел. звонок: -Насколько важно при чтении Евангелия пользоваться патрологией, трудами святых отцов? Ведь что-то где-то можно понять самому? Какая национальность была у Христа? Иногда приходится слышать, что Он все-таки был больше арамейской национальности.

Патрология - это учение святых отцов. Может быть, вы имели в виду чтение Евангелия с комментариями святых отцов? И действительно, рекомендуется при чтении Евангелия иметь под рукой тот или иной комментарий, потому что в такой ситуации вы будете не самостоятельно изучать Евангельский текст, а рядом с вами будет Иоанн Златоуст или Василий Великий. Для новоначальных - Амвросий Оптинский, я его часто озвучиваю. Рекомендовал бы блаженного Феофилакта, потому что у него есть короткие толкования, и он от темы не уклоняется.

Если говорить о национальности Христа - да, Он был Богочеловек, и как человек Он происходил их дома царя Давида. И в Новом Завете эта мысль подчеркивается, что Он по плоти из дома царя Давида. Но когда мы смотрим Евангелие от Матфея, главу 1 - то среди предков Христа в Его человечестве мы находим не только евреев, но и Руфь моавитянку. А в книге Второзакония сказано: моавитянин в 10 поколении не войдет в народ Божий. А она, кстати, прабабка царя Давида. Потом Рахав, блудница из Иерихона. Она хананеянка. Если бы в современном Израиле появился бы человек с таким родословием, как у Христа, ему бы едва ли дали бы паспорт. Да и царю Давиду не дали бы гражданство, потому что у него бабка Руфь - моавитянка, бабка Рахав- хананеянка. Здесь надо понять очевидную истину, что Авраам создал все - таки не нацию, он создал религиозную общину, и об этом писал апостол Павел. В послании к Римлянам, почти в самом начале этого послания. Вот эти слова: 28Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

И само слово, например, еврей оно означает «оставивший прежнюю жизнь». Тогда мир делился на Месопотамию, где очень хорошо было жить: там были города, там были многие источники вод, но там было много язычества и распутства. И пространство между Евфратом и Египтом, где странствовали бедолаги, которые не имели ни богатства - ничего. Так вот те, которые странствовали, назывались как раз «евреи». То есть отторгнутые богатой Месопотамией, люди с другого берега. В религиозном смысле «еврей» - это человек, который оставляет мир. Ищут тот, ради которого стоит жить, как бы сейчас сказали. И идут, ищут. Они не имеют здесь, на земле отечества, они взыскуют отечества небесного. А слово «иудей» вообще означает – «прославляющий Бога», то - есть человек в той мере, в которой он действительно прославляет Бога, например, скажет о себе: я, вот, молюсь каждый день, псалтырь читаю. Многие православные всю жизнь прославляют Бога. И само русско-славянское слово «православный» тоже свидетельствует об этом. Вот в этой мере он может считаться как бы причастным к этому понятию. И если мы возьмем Ветхозаветных пророков - они очень часто ругают еврейский народ. Именно за то, что тело свое обрезали, а сердца не обрезали. Называются потомками Авраама, Исаака и Иакова, а не живут как они. И так далее. Поэтому - да, конечно, нация Христа, Он потомок Авраама, потомок Давида. С этого и начинается Новый завет. Но прежде всего Он воплощается в этот мир, чтобы сообщить нам некое другое родство. Родство Отцу Небесному по благодати. Вот, сегодняшнее Евангельское чтение, если кто слушал уже внимательно, там Христос говорит: «Я открыл им Имя Твое». Какое же Имя Божие Он открыл? «Отче! - Отец». То есть во Христе мы усыновляемся Богу Отцу и становимся чадами Божьими.

Выше любого родства быть чадом Божьим по благодати. Если Сын Божий Христос - Он по природе. А мы по благодати можем стать чадами Божьими. И вот этого надо искать, к этому стремиться. А земное - оно все проходящее.

Батюшка, а вот мне еще кажется интересным, что разные народы изображают Христа как Своего родного. В Африке Он темнокожий.

Да, они как бы хотят видеть Его поближе к себе. Даже чтобы это распознавалось визуально. А в Новом Завете прямо так и сказано: во Христе нет ни эллина, ни иудея. В том смысле, что это уже новое творение. Человек, усыновленный через Христа Богу Отцу - это новая тварь. Это тот, кто ходит в обновленной жизни.

Если говорить о законах «шулхан арух» на самом деле - почитайте канонические правила, которые формировались особенно в византийский период. там вы найдете почти все, что связано с шулхан арух. Но шулхан арух - это как бы инструкция иудеев по отношению к христианам, а в византийских правилах мы можем найти инструкцию для христиан по отношению к евреям. Очень строгое. Кстати, и эти правила канонические они древнее, чем шулхан арух, поэтому возможно евреи их просто списали с христианских книг, но применили уже по отношению к христианам то, что христиане хотели применять по отношению к ним. Там запрет, например, мыться в бане с иудеями, дружить, лечиться, и так далее. Но запреты обладали и некоей охранительной функцией. Поэтому мне представляется, что такие законы не могли возникнуть односторонне. Это обязательно какая-то ответная реакция. И те люди, которые знаю, например, чисто наши православные, христианские запреты по отношению к тому, как выстраивать отношения с иудеями - мы можем догадаться, откуда это у шулхан арух.

Добавлю, что у канонов разный статус. Правила Вселенского собора или поместного – это разница. Если Поместного - то и характер они носили местный. Часто были на злобу дня. Потом, многие правила вводились, когда велись войны. Видно, что такие законы люди писали от безысходности. Я не берусь цитировать потому, что это иногда даже неприлично.

Тел. звонок: - На Тайной Вечере Господь и апостолы ели пасхального Агнца с горькими травами по всем предписанным правилам. То есть совершили Пасху в четверг. Значит ли это, что ветхозаветная пасха праздновалась и в четверг и в субботу, с перерывом на пятницу, когда можно было совершать казни?

И еще вопрос Иуда предал Господа после Вечери, значит в четверг. По какой же причине был установлен пост в среду?

Традиционно считается, что среда - это именно день, когда Иуда пошел и спросил: «Что вы мне дадите, если я вам Его предам?». И некоторые отцы писали: «Мы в среду постимся потому, что Иуда предал Христа, и в пятницу постимся потому, что Он был распят в этот день».

Если точно прочитать - на какой период выходила Пасха в то время, когда был распят Христос? Надо точно определиться с годом. Это не так легко, потому, что если прочитать исследования православного ученого Гладкова, который обращает внимание, что, во-первых, Ирод Великий умирает где-то в 4-3 году до формального календарного Рождества Христова. Следовательно, события смещаются. И каждое смещение на год, тем более - на два или на четыре меняют день Пасхи, потому что он рассчитывается по весеннему полнолунию. Для нас, собственно говоря, важно то, что говорит апостол Павел: Пасха наша и Христос, распятый за нас. Поэтому все эти детали, как они совершали этот праздник, обладают неким историческим интересом, и там очень много прообразов, которые аллегорически могут быть истолкованы духовно. Но в целом, конечно, Христос есть Пасха наша. У святых отцов я находил комментарии, например, некоторые отцы, описывая суд над Христом, пишут: они должны были в этот день праздновать Пасху со своими сродниками. Пасха у евреев - это не общественное богослужение, это семейный праздник, который совершается всей семьей именно с вечера до утра. А вместо этого они сбежались на этот суд. Поэтому слова: «мы не можем войти к язычникам, потому что Пасха» - они вообще могли относиться к дням опресноков. Пасха - это ночная служба, которая начинается с того, что приготовляют пасху, то есть убирают весь хамец, кислый хлеб. А потом, в течение седьмицы празднуют пасху. И в это время они должны быть в состоянии ритуальной чистоты. То есть они не могли войти в дом язычников, где мог быть хамец. Он запрещен по еврейским законам. Они всю седьмицу должны вкушать только опресноки. Что они и делали. Поэтому это событие в ночи не только семейное действие, это самое главное для них. Но это еще и дни опресноков, которые тоже должны быть ритуально кошерными, то есть чистыми.

Тел. звонок: - Есть стихира по полиелею по 50 псалму, там слова о том, что когда Спаситель возносился на небо - ангелы Господни удивлялись и не разумевали, как человеческая плоть возносится на небо. Но ведь уже пребывали во плоти на небе Илия и Енох. Тогда как понимать слова, что ангелы удивлялись, если человек уже был взят живым на небо?

Удивление ангелов, связанное с вознесением Господа надо понять, что да, действительно, были два человека, которые живьем были взяты на небо: это допотопный Енох и после потопный Илия. Но, во-первых, надо понять, что Богослужебный текст часто преследует некие риторические цели. И здесь очень важно понять, что за текст вас заинтересовал, просто держать его перед глазами, с одной стороны. С другой стороны - речь идет о Христе, Который в момент смерти сходит в преисподнюю ада, умирает, взяв на Себя грехи всего мира, сходит в преисподнюю ада и облистает ад в сиянии Божества. Это не просто торжественное вознесение с горы, а из глубин ада. Конечно, там были еще 40 дней, когда Он являлся, собеседовал с учениками. Но до этого было снисхождение во ад. То- есть это Христос, Который взял на себя грехи мира, почему было важно само вознесение. Таким образом, Он вознес нашу человеческую природу как наш сотелесник из состояния адского падения. У людей не было шансов самостоятельно взойти на небеса.

И кстати, пророк Енох и пророк Илия - они умрут в свое время. Их убьют во дни антихриста. Это мы знаем. А вот то, что Христос как наш сотелесник, совершил в Самом Себе с нашими грехами, и особенно - в день вознесения, когда сама наша природа была вознесена, ведь Он не просто вознесся, Он воссел одесную Бога Отца. Как сказано: един ходатай, един посредник между Богом и человеками - Человек Христос Иисус. А так, как Он до этого побывал в аду, и на кресте висел и воскрес, то после этого, когда Он воссел одесную Бога Отца на небесах, Бог Отец смотрит на весь род человеческий через раны Своего Сына. И какими Он нас видит? Павел пишет, что Христос все рукописание наших грехов и преступлений, весь этот бесовский компромат на каждого из нас, который мытники - бесы пишут всю нашу жизнь, Он властною рукою пригвоздил к древу креста. Он погрузился в преисподнюю ада, освятил все Своим чудным воскресением. Воскресло - то тело человеческое. Божество не умирает, оно не может умереть. И вознеслось человеческое тело, Бог не возносится и не нисходит, Он вездесущ, Он везде. И человеческое тело воссело одесную Отца, что позволило апостолу Павлу в своих посланиях сказать, что во Христе Иисусе мы уже посажены на небесах одесную Бога Отца. И как же все это не могло удивить ангелов? Конечно, для них все это было великим удивлением. Все, что происходило. И непостижимая смерть на кресте. Ангелы не могли до конца проникнуть в эту тайну, а это действительно тайна. Само Боговоплощение - это тайна. Павел пишет о Боговоплощении: Бог явился во плоти, великая беспрекословная тайна, Бог явился проповедан народам показал Себя ангелам. Что значит показал Себя ангелам? Ангелы никогда не видели Бога, они закрывали лики свои и восклицали: Свят, Свят, Свят. А когда Он воплотился - ангелы постигали в Нем характер Бога Отца. Ведь Иисус Христос раскрыл нам характер Бога Отца, показал Себя ангелам, проповедан в народе. И когда один из апостолов попросил: покажи нам Отца - и будет довольно, Христос говорит: видевший Меня видел Отца. В том смысле, что Он пришел во имя Отца, Он раскрыл подлинное намерение Бога Отца относительно рода человеческого, тайну домостроительства рода человеческого. Поэтому это все потрясение и удивление величайшее, не только для грешников, которые восходят в славу чад Божиих через преображение благодатью, но это удивление для ангелов, как такое вообще может быть, что человеческий чин восстанавливается таким удивительным, я бы даже сказал: удивительнейшим и непостижимейшим образом. Как сказано в I послании к коринфянам, 6 гл: 9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Вот это тайна домостроительства спасения рода человеческого, она не может не потрясти сознание даже ангела. Потому что ангелы трепещут пред Богом. Сказано в Библии, что Бог и в ангелах усматривает недостатки. А когда ангелы видели спасение благоразумного разбойника, спасение Марии Магдалины, которая пребывала в состоянии бесноватости длительное время, спасение грешников, нечестивых, воров, лихоимцев, распутников. Когда они услышали, что Сам Христос сказал: первыми в Царство Божие идут мытари, блудники, грешники. Разве это не удивление? В Царство Божие! Это и есть пространство, которое Он освятил Своим вознесением на небо. Потому что в день мытарств нам придется проходить через это пространство, так вот Своим вознесением Он приуготовил для нас этот путь, а своим вторым Пришествием Он разорвет это пространство. Бесы -мытники уже ничего не смогут сделать, когда будет пришествие Христов, и Он в окружении ангелов и святых явится в эту реальность. Это уже другая тема.

Во многих храмах Москвы есть частица мощей святителя Николая, какой смысл стоять в очереди 5-7 часов, если есть возможность сделать это мгновенно в соседних храмах?

Вы знаете, в Москве есть огромное количество икон Казанской Божией Матери, написанные совсем недавно и еще не освященные, а есть очень древние иконы Казанской Матери Божией. Которые восходят к тем временам, когда этот образ был явлен блаженной Матронушке, это была девочка, которая увидела чудесный образ Девы Марии под Казанью. И есть огромное количество икон святителя Николая по всей Руси. Вот я сейчас вспоминаю, у меня в келлии две точно есть. Но это ни в коей мере не означает, что я буду молиться только на эту икону. А на эту не буду. Все таки святитель Николай был один человек, не два, не три...Тут такое отношение по-детски наивное. Действительно, мощи сохранялись в разных форматах, с разной достоверностью. Это общеизвестно, и святость мощей всегда подтверждалась - чем? Чудесами и знамениями. И чудеса, и знамения не могут происходить, если человек не имеет веры. Если с верой человек прикладывается к мощам - тут, если говорить о привезенных мощах, мы видим всю цепочку, мы видим, откуда они. Я был в Мирах Ликийских, я специально ездил в Турцию. И я видел самую гробницу, откуда вытащили эти самые мощи. И, слава Богу, что их вытащили. В настоящее время в этой гробнице собачья конура. И если бы мощи не похитили - исхитили, скажем так, то не было бы мощей святителя Николая. Их бы уничтожили, и место то уничтожили. По милости Божьей сохранилась гробница. Сохранились не только мощи, которые в Бари, сохранились мощи и на Афоне, и в других местах. И в московских храмах. И в каждом таком случае, когда у меня появляется возможность приложиться к мощам - я испытываю благоговейный трепет. Я всегда вспоминаю те чудеса и знамения, которые описаны в Библии, когда люди с благоговением относились к тем или иным святыням. Если даже тень проходящих апостолов могла исцелять людей, то тем более останки таких удивительных угодников Божиих. В моем роду святителя Николая всегда почитали, и я хочу сказать прямо, что моим предкам не очень повезло со святителем Николаем, потому что он умел так вразумительно наказывать, что почитание возрастало, а проблем становилось больше. Например, мой прадед в день святителя Николая отправился снимать бредни, проверять, попалась рыба или нет. И ему прапрабабка говорила: не ходи ни в коем случае, нельзя. Молиться надо. А он пошел, один и тот же маршрут, там никто посторонний не ходит - а он под водой наступил на какую-то разбитую бутылку, и когда потом дома сапог сняли - там полсапога было крови. Казалось бы, беда. В русском понимании святитель Николай -это доброта, смешанная со строгостью, с отеческой заботой. Так вот, это событие усилило веру моего прапрадеда. Он всегда с благоговением отмечал эти дни. Иногда спрашивают, почему в русском народе есть два празднования свт. Николая? Есть историческое объяснение. А есть притча о том, что на землю сошли двое святых: мч.Кассиан и свт. Николай сошли на русскую землю, посмотреть, как живет русский мужик. И вот они идут и смотрят. И видят: у русского мужика телега застряла в грязи, и свт. Николай говорит Кассиану мученику – давай поможем. А Кассиан посмотрел на свои белоснежные одежды и говорит: «Как же я полезу в грязь, мне вот Христос дал такие ризы!». И не полез. Тогда святитель Николай сам залез и помог русскому мужику телегу вытащить. А Кассиан стоял на берегу этой огромной лужи. И раздался Божеский приговор: за то, что Кассиан так поступил по отношению к русскому мужику - его будут праздновать один раз в четыре года, когда високосный год будет. А за то, что святитель Николай поступил таким деятельным образом - его на Руси будут праздновать дважды. Греки же не празднуют обретение мощей, перенесение. Поэтому мне радостно, чем больше святынь подобных я созерцаю, тем большую радость я ощущаю в своем сердце. И я знаю московские храмы, и особенно замоскворецкие. Огромные коллекции мощей древних святых купцы собирали и выставляли их постоянно. Были мощи, которые выставляли для почитания народом только в большие праздники. А так они хранились в алтаре. То- есть, было особое отношение. Сейчас, может быть, забыты эти замоскворецкие традиции, а в старину этому предавали серьезное значение. Что ко встрече со святыней надо готовиться. А действительно, если ты ходишь в свой храм - у тебя там мощи и апостола Андрея, и святителя Николая, а ты уже, не замечая, проносишься мимо - и все. А на самом деле всегда к любой святыне надо приступать со страхом Божиим и верою. А дьявол хочет посеять какие-то сомнения в нашем сознании, поэтому здесь еще нужен и подвиг веры. Если человек стоит несколько часов - это подвиг веры. Что же я буду смущать этого человека: что ты, мол, тут стоишь? Здесь за углом такие же мощи есть. Человек совершает подвиг веры, это называется плод покаяния.

Народное благочестие иногда выше рациональных рассуждений. Я тоже не могу многие вещи рационально объяснить. Вот, молюсь свт. Антипе от зубной боли, так бабушка научила. И с детства у меня возник такой образ. Да и не надо рационально объяснять. Стоят бабушки, молятся, всех поминают, ну и хорошо. Народная простая вера сохраняет истину в таких формах, может, со стороны они выглядят примитивными, но природа Бога проста. И, действительно, в нашем православном понимании народ-хранитель веры. Поэтому я лучше прислушаюсь к какой- нибудь благочестивой бабушке, как она избавилась от ревматизма, кому она молилась, нежели обращусь к кандидату Богословия.

Спаси и сохрани вас Господь.

1) ПОНЯТИЕ С. относится исключит. к Богу и в своей сущности определяется Им. С. - неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исх 15:11 : "Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?"). С. Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее см. Величие , а также как притягат., благодатная, благословляющая сила, как см. Суд и см. Милость, как праведность (см. Справедливость, праведность) и (см. Любовь, любить);
2) С. УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога - Святого (Ис 6:3) и Освящающего (Иез 37:28) . Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит С., С. исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми (Лев 11:44 и след.; 19:2) ;
3) все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С., обязательно связано с Ним:

а) народ ИЗРАИЛЯ - это народ Божий и потому представляет собой "царство священников и народ святой" (Исх 19:6) ;
б) СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом (Лев 21:1-9) ; прежде всего это относится к см. Первосвященник у, на золотой табличке к-рого начертано: "Святыня Господня" (Исх 28:36) ;
в) МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр., "земля святая" вокруг горящего куста (Исх 3:5) или святой город см. Иерусалим , место присутствия Бога (Ис 48:2; 52:1) ;
г) свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр., см. Суббота (Исх 35:2) , праздники Господни и праздничные собрания (Лев 23:4 и след.) ;
д) священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр., ковчег завета (2Пар 35:3; ср. 2Цар 6:6 и след.) , обрядовая богослужебная утварь (Чис 31:6) , жертвы (Иез 42:13) , хлеба предложения (1Цар 21:4) , вода (Чис 5:17) , десятина (Лев 27:32) , предметы одеяния священника (Исх 28:2) ;
е) по поводу святого пути (Ис 35:8) см. Путь (II,3);

4)

а) говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ (Ис 6:3) : "Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель" (Откр 4:8) . Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: "Отче Святый" (Ин 17:11) . Определение "святой", употребляемое в отношении Иисуса, свидет-вует о Его Божеств. происхождении. "Святой Дух" Божий снизошел на Марию, поэтому "рождаемое Святое" наречено Сыном Божьим (Мф 1:18; Лк 1:35) . Эта сущность Иисуса проявляется, напр., в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его "Святым Божиим" (Мк 1:24) ;
б) святыми названы см. Ангел ы, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого (Мф 25:31) , см. Пророк и, устами к-рых говорил Бог (Лк 1:70) , а также см. Апостол ы и пророки, к-рым через Св. Духа открыта тайна Христова (Еф 3:4 и след.) . Иоанн Креститель назван "мужем праведным и святым" (Мк 6:20) ;
в) С. присуща Божьему народу НЗ, Церкви Иисуса (см. Церковь, собрание, община) (Рим 11:16) . Ап. Павел, обращаясь к своим читателям, называет их "избранными святыми" (Рим 1:7; 1Кор 1:2) , христианами, к-рые "во Христе" (Рим 8:1) и к-рые являются членами Его Тела - Церкви;

5) причастность людей (см. Человек) к С. как свойству, присущему Богу (Еф 4:24) , - одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются. Выражения "святое место" (Деян 6:13) и "святый град" (Мф 27:53) употреблены в их ветхозаветном значении. Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как см. Господь Своей Церкви (Рим 1:4) , ставшей отныне святым Храмом Божьим (1Кор 3:17) .


. Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Святость, святое" в других словарях:

    - (праслав. svętъ, svętъjь) одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святое являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвященное Ему в… … Википедия

    святость - чистота; отделение от греха А. Темы в Библии СВЯТОСТЬ как тема Левита: Лев 19:12 Б. Святость Бога 1. В Ветхом Завете свят: Пс 98:3,5,9 назван Святым Израилевым: Пс 21:4; Ис 30:11,12,15 Дух свят: Ис 63:10 имя свято: Пс 110:9 престол св … Библия: Тематический словарь

    Библия Гутенберга Библия (греч. βιβλία мн. ч. от βιβλίον «книга, сочинение») собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом для иудеев. Ветхий З … Википедия

    СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ - Библ. понятие С. не тождественно понятию нравств. совершенства. Евр. слово кадТш, святое, в первую очередь означает нечто таинственное, иноприродное миру, требующее соблюдения благоговейной дистанции. С. есть преимущ. свойство трансцендентного… … Библиологический словарь

    I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА 1) евр. слово кохен священник происходит от глагола кохан = быть священнодействующим, совершать священное служение, т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. слово кохан означало стоять. В Библии… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    I.ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) слово О. (греч. койнониа) подразумевает тесную связь, близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств, в к рых одна из сторон может иметь нек рые преимущества; 2) в разговорном греч. языке слово… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Святой (от праслав … Википедия

    БОГ - [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

Святая Библия – это серьезная вещь. Это определенно слово Божие, но верно также и то, что ее учения всегда были объектом толкований. Некоторые люди воспринимают написанное буквально, а некоторые – фигурально. Это одна из причин, почему в наши дни так много разных христианских религиозных течений – это последствия разных толкований Священных Писаний.

В этой статье говориться о четырех основных учениях, которые в Библии не очень понятны. Сначала я объясню из-за чего, собственно, вся путаница. А потом (в конце статьи) я объясню, почему я абсолютно не беспокоюсь из-за каждого из этих фактов.

1. Природа «Троицы»

Есть только один Бог или три? Бог Отец отличается от Иисуса Христа и Святого Духа, или они трое являются повторением одного и того же существа? Разделяют ли они одну сущность в трех формах? Или это просто три отдельных существа?

Библия неясно высказывается по этому вопросу. Первые христианские руководители неоднократно встречались друг с другом и долго обсуждали официальную позицию христианства, но результат этих советов лишь подчеркивает полное замешательство, сопровождающее эту тему. Вместо того, чтобы цитировать их полностью, я сэкономлю место и напишу, что сказал старейшина Джеффри Р. Холланд об этих символах веры еще в 2007 году:

В этих вариациях символа веры, дополнявших и повторявших друг друга, а также в доктринах, появившихся в последующие столетия, провозглашалось, что Отец, Сын и Святой Дух – абстрактные, абсолютные, трансцендентные, неизменные, равносущие, равновечные и непостижимые, без тела, частей или страстей, пребывающие вне пространства и времени. В таких доктринах все три члена Божества – отдельные Лица и в то же время одно Существо; это так называемая “тайна троицы”. Это три отдельных Лица, однако, Они не три Бога, а один. Все трое непостижимы, но все же это один непостижимый Бог.

Да. Это запутанно, но, вместе с тем, и понятно. То есть, что бы вы подумали о том, когда Христос молится Отцу, а потом говорит: «Верьте Мне , что Я в Отце и Отец во Мне». А еще есть история из Нового Завета о человеке по имени Стефан : «будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию, и Иисуса, стоящего одесную Бога…» Так они – одно существо или разные?

Мы разберемся с этим позже.

2. Правильный порядок крещения

Библия ясно показывает, что крещение является заповедью . В христианском мире широко обсуждается то, как именно совершать крещение, и что делает это крещение действительным. По сути, вся Библия говорит нам, что Христос разыскивал Иоанна Крестителя, чтобы тот Его крестил ,

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Обратите внимание на слова Божества в этих стихах.) Некоторые христианские течения воспринимает пример Христа как свидетельство того, что действительное крещение требует полного погружения в воду. Другие религиозные течения, такие как католицизм, прекрасно себя чувствуют и без полного погружения.

Но как насчет власти крестить? Может ли это делать кто угодно? Неужели Христос должен был пойти к Иоанну? Библия также не отвечает на это явно. Тем не менее, ответ есть.

3. Куда мы отправляемся сразу после смерти?

Большинство религиозных течений полагают, что после того, как мы умрем, мы отправимся либо в Рай, либо в Ад, но потерпите еще немного. Когда Христос страдал на кресте, Он говорил с вором, который находился рядом с Ним ,

И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе: сегодня ты будешь со Мною в раю.

Вот и прекрасно, это Небеса, не так ли? Они отправятся назад к Богу Отцу. Но подождите, через три дня воскресший Христос говорит Марии Магдалине:

Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

Что ж, выходит, в день Своей смерти Христос пошел в какое-то место, которое называется Раем, но этот рай был явно не там, где Бог Отец. Итак, куда мы пойдем сразу после смерти, если это не Рай или Ад? Это практически все, что нам говорит об этом Библия.

Но не волнуйтесь, ответ есть.

4. Есть ли еще Священные Писания, кроме Библии?

Библия, кажется, совершенно ясно говорит об этом. В 22 главе Откровений четко говорится:

Если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;

И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни…

Это, вероятно, является самым убедительным библейским доказательством против дополнительных Священных Писаний, но при дальнейшем изучении обнаруживаются некоторые трудности с пониманием этих стихов, и к этому мы скоро подойдем.

Почему я не беспокоюсь обо всех этих противоречиях и путанице

Как у членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, к счастью, у нас есть Книга Мормона . Эта книга Священных Писаний (такая же как и Библия) содержит дополнительные сведения, которые подтверждают и разъясняют учения Библии.

Вот как Книга Мормона помогает нам понять эти четыре основных учения, а начнем мы в обратном порядке:

Ответ: Есть ли еще Священные Писания, кроме Библии?

Откровение 22 несомненно отрицает истинность Книгу Мормона, верно? Но после дальнейшего изучения мы обнаруживаем, что книги самой Библии не упорядочены в хронологическом порядке. Эта статья из интернет-издания Huffington Post объясняет:

Книга Откровения не была написана последней, но находится почти посередине хронологического списка, она была написана в 90-х годах. Двенадцать текстов идут после Откровения, и последний из них это 2 послание Петра, написанное примерное в середине второго века.

Таким образом, мы можем заключить, что эти стихи из Книги Откровения применимы исключительно к книге Откровения, а не ко всей Библии. В противном случае огромную часть Нового Завета следует считать ересью.

Кроме того, Книга Мормона учит нас:

Разве не знаете вы, что есть больше народов, чем один? Разве не знаете вы, что Я, Господь Бог ваш, сотворил всех людей и что Я помню тех, кто на островах морских; и что Я господствую на небесах вверху и на земле внизу; и Я возвещаю слово Моё детям человеческим, да, и даже всем народам земли?

Почему же вы ропщете, из-за того ли, что вы получите ещё больше Моего слова? Разве не знаете вы, что свидетельство двух народов – это доказательство вам, что Я есть Бог, что Я помню один народ, как и другой? А потому Я говорю одни и те же слова одному народу, как и другому. И когда эти два народа сойдутся воедино, свидетельство этих двух народов тоже сойдётся воедино.

И Я делаю это, дабы доказать многим, что Я тот же вчера, сегодня и вовеки; и что Я возвещаю слова Мои согласно Моему собственному соизволению. И из-за того, что Я сказал одно слово, вам не нужно думать, что Я не смогу сказать другого; ибо дело Моё ещё не закончено; и не закончится оно ни до конца человека, ни с того времени впредь, ни вовеки веков.

А потому, из-за того, что у вас есть Библия, вам не нужно думать, что она содержит все Мои слова; также не нужно вам думать, что Я не сделал так, чтобы ещё больше было написано.

Ответ: Куда мы отправляемся сразу после смерти?

Ответ: Правильный порядок крещения

И было так, что Он обратился к Нефию (ибо Нефий был среди собравшихся) и велел ему, чтобы он подошёл.

…И Господь сказал ему: Я даю тебе власть, чтобы ты крестил этот народ, когда Я снова вознесусь на небо.

И ещё Господь призвал других и сказал им то же самое; и Он дал им власть крестить. И Он сказал им: Таким образом вы будете крестить; и не будет среди вас никаких споров.

…вот, вы сойдёте в воду и станете в воде, и во имя Моё вы будете крестить их.

И вот, это слова, которые вы будете произносить, называя их по имени, говоря:

Обладая властью, данной мне Иисусом Христом, я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь.

И тогда вы погрузите их в воду и снова поднимете из воды.

И таким образом вы будете крестить во имя Моё…

Ответ: Природа «Троицы»

Отче, Ты даровал им Духа Святого, потому что они веруют в Меня; и Ты видишь, что они веруют в Меня, потому что Ты слышишь их, и они молятся Мне; и они молятся Мне, потому что Я с ними.

И ныне, Отче, Я молюсь Тебе за них, а также и за всех тех, кто уверуют в их слова, дабы они могли уверовать в Меня, дабы Я мог пребывать в них, как Ты, Отче, пребываешь во Мне, дабы мы были едины.

…Отче, Я молюсь не за мир, но за тех, кого Ты дал Мне из мира, за их веру, дабы они были очищены во Мне, дабы Я мог пребывать в них, как Ты, Отче, пребываешь во Мне, дабы мы могли быть едины, дабы Я мог быть прославлен в них.

Книга Мормона помогает нам понять, что Бог Отец, Его сын Иисус Христос и Святой Дух в действительности три разные личности, но объединенные одной целью.

Святая Библия очень важна

Библия – потрясающая книга. Люди, писавшие ее, были вдохновлены и, без сомнения, делали все, на что были способны. Те из нас, кто пытается истолковывать эти учения, также делают все, что в наших силах, даже если мы и расходимся во мнениях. Я благодарен за то, что мы можем расходиться во мнениях, не ссорясь.

Если вы еще этого еще не сделали, я предлагаю вам исследовать Книгу Мормона, чтобы лично узнать, как она может помочь нам толковать Библию. Вы можете прочитать ее онлайн на LDS.org или получить бесплатный экземпляр, который доставят к вашей двери .

Эта статья была написана на английском языке Дэвидом Снеллом и опубликована на сайте mormonhub.com . Перевод Тамары Мартыненко.



Похожие публикации