В какую руку кладут крест покойнику. Что кладут в гроб

Христианская церковь плохо относиться к различным суевериям и приметам, считая, что в гроб кладется только специальная атрибутика православных: погребальная одежда, венчик, рукописание, погребальный крестик в левой руке, саван или погребальная пелена.

Следует понимать, в чем изначальная суть и зачем в гроб кладут посторонние вещи? Многие считают, что с вещами на том свете покойному будет спокойней и уютней. Но при этом забывают, что кроме всего прочего, это также особый ритуал, который используется в черной магии – что похоронено, то похоронено.

Можно ли класть в гроб вещи?

Церковь однозначно против того, чтобы в гроб клали какие либо посторонние вещи. Однако люди все равно пренебрегают советами священников, а в порыве эмоций могут положить в гроб вещи, которые по приметам класть ни в коем случае нельзя. Считается, что то, что погребено то погребено. Если вы положите в гроб к покойному свое обручальное кольцо или свои личные деньги, то по примете вы их похоронили и у вас больше не будет много денег, и вы не выйдите больше замуж. Это относится ко всем личным предметам, которыми вы пользуетесь. Любая ваша вещь символически связанна с одной из сфер жизни: обувь – ноги, цепочка – грудь и шея, рубашка – туловище. Даже тень по приметам не должна падать на могилу, особенно в момент захоронения или когда закрывают крышку гроба, считается что так человек кликает беду.

Можно ли класть фотографию в гроб?

Особенно осторожно следует относиться к вашим фотографиям. В порыве чувств у матери или у второй половины может прийти мысль положить свою фотографию в гроб, чтобы покойному было не одиноко. Однако в черной магии существует ритуал, при котором в гроб кладут фотографию жертвы, правда в этом случае исполнитель проводит особый ритуал. Тем самым происходит порча на здоровье, человек начинает чахнуть. Эзотерики считают, что на человека с сильной энергетикой, который не верит в порчу не повлияет простое нахождение его фотографии в могиле. Однако в любом случае, класть фотографии в гроб считается не очень хорошей идеей.

Что можно класть в гроб?

Кроме церковной атрибутики в гроб иногда кладут личные вещи покойного. Именно те вещи, которые использовал только он. Например, наручные часы, обручальное кольцо, иногда даже мобильный телефон. Несмотря на то, что церковь против чтобы посторонние вещи клали в гроб, люди продолжают это делать. Во первых если покойный сам попросил перед смертью положить ему в гроб его личную вещь, его последнее желание обязательно нужно исполнить! Чтобы не получилось как ниже.

Некоторым после похорон сниться покойный, и просит принести ему то, что он просил. Некоторые объясняют это тем, что в другом мире, без физики, покойный скучает по своему физическому телу, по своим вещам, хочет к ним прикоснуться. Однако по-настоящему они конечно ему не нужны. Церковь считает, что если такой сон имеет место быть, то лучше сходить в церковь и помолиться за упокой души.

Что кладут в гроб мужчине?

Кроме православной атрибутики, если мужчина при жизни носил форму (военный, полицейский, пожарный) то его при желании хоронят в форме с фуражкой и со всеми медалями.

Что кладут в гроб женщине?

Голова, как правило, накрывается платком. Если девушка умерла незамужней, то ее могут похоронить в свадебном платье в фате, а у изголовья положить венок. Беременным иногда кладут детские игрушки.

Кладут ли цветы в гроб?

Да к ногам усопшего на саван принято возлагать цветы. Чаще всего цветы возлагают в храме на отпевании. По еще одному суеверию в гроб не кладут розы, так как их шипы на том свете будут колоть. Но главное чтобы цветов было четное количество и они были не яркого цвета, а подчеркивали всю строгость и скорбь этого события.

Но можно ли класть в гроб живые цветы, или только искусственные? Считается, что живые цветы вырабатывают особые вещества – бактерициды, которые борются с болезнетворными микроорганизмами, которых в теле покойного очень много. Из-за такой реакции тело покойного начинает синеть. Неспроста цветы возлагают к ногам покойного, а не возле лица. Раньше когда покойный долгое время находился дома, это действительно было заметно, но в наших условиях, когда цветы возлагаются непосредственно перед погребением, нет никакой разницы между живыми или искусственными цветами. Более того, часть людей считает, что класть пластик в могилу не этично. Венки обычно возлагают уже на могилу, после захоронения, но иногда самые близкие и родные кладут венок в гроб. Здесь существует еще одно суеверие , нельзя писать на венках свои имена, если собираетесь погрести венок вместе с усопшим. Вместо имен можно написать: от мамы, тети, друзей, родных.

Можно ли класть крестик в гроб?

Хоронят обычно с крестильным нательным крестом (некоторые крестильный крест хранят дома, а носят более дорогой). Есть такое суеверие, что нельзя носить крест умершего и просто чужого человека, так как тем самым ты забираешь себе его грехи. Если по каким-то причинам нательный крест не был похоронен вместе с умершим, то его либо следует освятить (продержать) не менее двух месяцев в святой воде, либо схоронить его в природном водном источнике (река, озеро, море) либо переплавить на сильном огне.

Считается что любая физическая вещь, которая часто контактирует с человеком (например, нательный крестик или наручные часы) так или иначе, впитывает в себя энергетику человека. Одно дело если человек был относительно здоров во всех смыслах, и другое, если имел множество проблем. В любом случае носить крестик умершего, как и любые другие вещи чужого человека не рекомендуется никому.

Очень многие вещи нельзя класть в гроб! Иначе вы своими же руками похороните что-либо в своей жизни: здоровье, деньги, благополучие, личную жизнь...

Когда я разбирал очередную порцию писем, пришедших в мой адрес от читателей моих публикаций, я в который уж раз обнаружил очередной рассказ про проблемы, вызванные распространённой ошибкой: при похоронах в гробу оставили что-то, "крайне необходимое на том свете". Процитирую суть письма:

"Мой муж умер в 1975 году в результате несчастного случая. И когда его хоронили, я сняла своё обручальное кольцо и отдала ему. Кроме того, я поместила в карман его костюма 10 рублей, папиросы, спички и новые ручные часы, купленные мужем накануне смерти... Сейчас, читая Ваши статьи, я стала задумываться, правильно ли я поступила? Больше замуж я не выходила, хотя претенденты имелись. Сейчас живу одна, дети далеко. Букет болезней в полном сборе... "

На подобные письма я отвечал уже много раз, и вначале вновь хотел ограничиться коротким ответом, типа: "Нельзя было этого делать", но затем задумался, какие же значительные масштабы имеет в славянских странах вреднейшая традиция оставлять в гробу или бросать в могилу деньги, обручальные кольца или фотографии живых людей! У меня на приёме побывало огромное количество людей, различные проблемы которых были вызваны следованию этой самой ошибочной и опасной традиции: оставлять в гробу деньги, свою одежду, фотографии, личные вещи. За двадцать лет сотрудничества с одной только газетой "Зодиак" я получил сотни писем от её читателей, которые допустили такую же ошибку. Ниже - несколько типичных примеров, взятых из публикаций, выходивших в разные годы.

"Дело в том, что в 1999 году у меня умер сын. Когда его привезли из морга, я сняла с себя цепочку с крестиком и одела ему на шею. Ещё до этого у меня были проблемы со щитовидной железой, а в 2001 году мне её удалили. Но вскоре опять появилось чувство комка в горле. Не связано ли это с моим поступком? "

"Помогите! С 1993 года после смерти отца началась моя полоса неудач. Потерял работу на шахте, занялся бизнесом, но обанкротился. Семья развалилась, как карточный домик, сын стал неуправляем. В 2000 году попал в тюрьму, жена взяла развод и вышла замуж за другого. Недавно парализовало мать, лежит прикована к постели. Средств к существованию нет. Удар за ударом, неудача за неудачей! Остался один шаг до самоубийства. Совсем недавно я узнал от матери, что в гроб отца она положила бумажную купюру. Может быть в этом причина моих бед? "

"В последние месяца три я стала сильно худеть. За столь короткое время я потеряла 10 кг веса, пропал аппетит, состояние ухудшается с каждым днём. Прошла диагностику всех органов, врачи говорят, что у меня всё в порядке. Возможно, причины моей проблемы заключаются в одной истории, которую я хочу Вам рассказать. В течение некоторого времени я жила с парнем. Жили мы нормально, бывали в гостях у его матери. Одна из наших совместных фотографий осталась в доме его мамы. Так случилось, что мой парень умер от кровоизлияния, а мама его решила, что в смерти её сына виновна я. Даже на его похоронах я не могла присутствовать. А через некоторое время ко мне в гости пришла соседка моей несостоявшейся свекрови, и рассказала мне, что мама покойного положила мою фотографию в гроб на живот сына... "

"Дело в том, что на моём веку мне неоднократно приходилось наблюдать, как на похоронах люди бросают мелочь в могилу. А в одной газете я недавно прочитала заметку, где среди прочего пишется: "В могилу бросают деньги, откуп для покойника, первыми это делают родственники. Затем бросают землю..." Если этого нельзя делать, как пишет В.Хазан, то как тогда можно советовать это делать другим людям? Вот и я, похоронив в прошлом году брата, бросил на гроб горсть мелочи. Хотя помню, что интуитивно мне очень не хотелось этого делать. И вот я заметил, что мои финансовые дела стали явно хуже после тех похорон... "

"Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович! Осенью 1995 года я стала вдовой, мой муж утонул ночью при ловле рыбы на ставке. Лодка перевернулась и мужу с его товарищем не суждено было всплыть из-за большого количества тёплой ватной одежды. Спустя несколько лет после похорон одна женщина сказала мне, что на похоронах мы сделали что-то неправильно, но не уточнила, что именно. Вы писали, что мёртвому деньги в гроб не кладут, иначе для того, кто это сделал, жизнь обернётся сплошным финансовым затруднением. Объясните мне, будьте добры, каким именно покойникам не кладут деньги в гроб: всем или только тем, кто умер ранее положенного срока? Ведь в народе существует поверье, что деньги нужно класть непременно и чтобы была мелочь. Я положила 10, ещё русских, рублей. Очень прошу Вас ответить, что же могло быть сделано неправильно и как можно исправить положение? "

"Уважаемый Владимир Петрович, одна надежда на Ваш совет. Двадцать лет назад мою фотографию похоронили вместе с покойником. С тех пор у меня внезапно заболела нога. Врачи пытались лечить меня, но даже диагноз поставить не смогли. Нога наполовину усохла и постоянно болит, ничего не помогает... "

"Здравствуйте, Владимир Петрович! Решилась обратиться к Вам с просьбой о помощи. В марте этого года мы хоронили бабушку моего мужа, и у нас брали монетки, чтобы бросить в могилу. Мы не знали, что этого делать нельзя, лишь спустя некоторое время прочли об этом в Ваших публикациях. Сейчас материально стало намного труднее, хотя все мы работаем. Муж стал хворать, хотя раньше не болел. Может всё это действительно как-то связано с деньгами, брошенными в могилу? Писать можно было бы ещё много, как находили соль с землёй и т.д. Как нам быть? Спасибо, что помогаете людям и надеемся, что поможете и нам ".

"Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович! Мы, несколько женщин, решили обратиться к Вам за помощью. Каждая из нас в разное время, думая, что правильно поступает, бросали в гроб деньги по подсказке старушек. Позже мы почувствовали на себе пагубность этого поступка. Если до тех пор у нас всё складывалось удачно в бизнесе, в финансовых вопросах, то позже появились трудности в этих делах. У нас серьёзные финансовые затруднения, неурядицы в личной жизни. Это сейчас мы понимаем, что "там" деньги не нужны, но тогда нам казалось, что мы поступаем правильно. Мы очень просим оказать нам помощь либо советом, либо при личной встрече ".

"Три года назад, на похоронах отца, я постелила в гроб свою наволочку, а муж дал мелочь. И вот все эти три года мучают проблемы с головой: боли, давление, головокружение. И материальные проблемы замучили. Можете ли Вы помочь нам? "

"Владимир Петрович, помогите! Дело в том, что в декабре 2000 года у меня умер дедушка, и по подсказке "добрых людей" я положила в карман покойному мелочь. За этот год наш семейный бюджет сошёл на ноль. Муж пытается что-то поправить, занимает деньги, работает, но ничего не получается, хотя и дело, будто бы, прибыльное. Стал раздражительный, злой, на нервной почве начал выпивать. Неудача срослась с нашей семьёй, никакой радости, одни убытки, вечные долги. Помогите исправить мою ошибку !"

"В 1985 году во время похорон моего брата кто-то мне сказал, чтобы я положила в его гроб деньги мелочью. Мелочь я приготовила, но вспомнила о ней, когда мы уже отошли от могилы. Тогда я вернулась и бросила мелочь в наполовину засыпанную могилу. Теперь, читая Ваши статьи и анализируя всё, что происходит в моей семье с тех пор, я понимаю, что сделала большую ошибку. Муж у меня хороший, работящий человек, отличный специалист, все деньги всегда несёт домой, но они уплывают, как вода. Ездил на заработки в Россию в течение 5 лет, привозил много долларов, но мы так ничего и не приобрели, я даже ремонт в квартире сделать не смогла. Сейчас мои два сына выросли, все работаем, но постоянное безденежье и долги нас замучили. Можно ли исправить то, что я тогда сделала? "

"Совершенно случайно прочитала Вашу заметку о том, что нельзя на покойных одевать вещи другого человека, и обмерла. Именно это сделал мой муж девять лет назад, отдав свой костюм и рубашку, чтобы одеть умершего двоюродного брата. Теперь, зная об этом, можно многое расставить по своим местам... В последние годы муж стал совсем другим человеком. Из уверенного в себе, энергичного, здорового мужчины он превратился в запуганного больного человека. Ему сейчас 54 года, но у него проблемы с памятью, его мучает необъяснимый страх, он раздражительный, неуверенный в себе. Часто резко повышается давление, но даже при нормальном давлении может внезапно ухудшиться самочувствие, что-то давит в груди и он не может объяснить своё состояние. Панически боится умереть и этим замучил всю семью. Может, можно помочь ему с Вашей помощью? И спасибо Вам, что освещаете нам, несведущим людям, многие тёмные стороны этой жизни ".

Пожалуй, нескончаемый поток писем такого рода требует развёрнутого и подробного комментария. Начну с напоминания, что в магической практике существует немало ритуалов, связанных с похоронами. К примеру, для избавления от определённой болезни некий предмет подкладывают в гроб и, таким образом, болезнь "хоронят" вместе с покойным. Когда в гроб кладут фотографию какого-то человека с сопутствующим заговором, тем самым "хоронят" и жертву такого колдовства - человек начинает болеть и чахнуть. Примеров подобной магии можно привести немало, но принцип здесь единый: что попадает в гроб или в могилу, то "похоронено" .

Соответственно, если вы своей рукой кидаете в могилу деньги со своего кармана, вы "хороните" свои финансы. Ваше обручальное кольцо в гробу покойного супруга - это очень надёжная порча себе же на одиночество. Ваша фотография в гробу "на память" - порча на болезни. Если в гробу окажется какой-то предмет одежды, принадлежащей живому человеку, пострадает тот орган или часть тела, которым соответствовала вещь: отдать рубашку - к болезням внутренних органов, брюки и обувь - к болезням ног, цепочка с кулоном - шея, горло либо грудь и т.д. Поэтому я вновь повторяю: ничего не кладите в гроб покойного родственника при похоронах! К сожалению, у меня создаётся впечатление, что я - единственный человек, который в массовой печати говорит людям о недопустимости выполнения этого ритуала.

Более того, когда забивают крышку гроба, нужно следить даже за тем, чтобы тень живого человека случайно не попала в гроб, уж не говоря о каких-то его вещах. Еще древние знали, что нужно внимательно следить за своей тенью и, к примеру, строители не допускали, чтобы их тень была там, куда кладут камни строящегося здания. Особенно опасным всегда считалось, если чья-то тень попадала в гроб перед тем, как его опускали. Последствия этого происшествия могут быть самыми негативными, даже имеется риск того, что человек может преждевременно отправиться вслед за покойным.

Поймите же, что покойному не нужны "там" деньги, ведь "там" нет магазинов! Покойный не сможет закурить, посмотреть на часы, достать из кармана семейные фотографии и т.п. Теряя близких людей, многие при похоронах склонны совершать какие-то неадекватные и, главное, вредные поступки, пребывая в уверенности, что покойному в загробной жизни необходим некий набор вещей. Но, оставляя в гробу какую-то свою вещь, вы своими же руками хороните что-либо в своей жизни: здоровье, душевное равновесие, денежное благополучие или возможность создать новую семью.

Трудно наверняка сказать, откуда у славян появилась традиция бросать в могилу мелочь "для откупа места на том свете". Возможно, мы имеем дело с пережитками древних скифских представлений о посмертном существовании, но, повторяю, традиция эта опасна и вредна!

Представление о необходимости класть в гроб мелочь, якобы для того, чтобы "купить себе место на том свете", довольно бессмысленно по своей сути. Получается, если душа человека покидает этой материальный мир, то в иной мир (а именно, к себе домой!) душу не пустят без... нескольких монеток! Вы можете себе представить эту картину: у входа в загробный мир сидит архангел Михаил за кассой и собирает копейки, центы, евро и йены "за вход"?! Тут необходимо достаточно больное воображение. Где же находятся души людей, пропавших без вести, оставшихся на дне водоёмов, погибших при взрывах и обвалах и т.п., то есть, при обстоятельствах, исключающих похороны и наличие денег в гробу? Кстати, значительная часть когда-либо живших на нашей планете людей вообще не знали, что такое монеты. Деньги - это относительно свежее изобретение человечества, так что миллиарды душ наших предков славно обходились без каких-либо монет.

Вопросов "на засыпку" здесь много, а ответ один: упомянутая практика с деньгами в гробу бессмысленна и, более того, чрезвычайно вредна. Каждый, кто оставил свои деньги в гробу на похоронах, испытали на себе тягостные последствия такого поступка. Исправить ошибку очень тяжело, благосостояние-то уже "похоронено". Хороший специалист может лишь постараться до какой-то степени приподнять состояние ваших финансовых дел. Если лично вы когда-либо умудрились что-то положить в гроб, жмите на кнопку внизу этой страницы и пишите письмо.

Люди почему-то забывают, что, приходя в этот мир, мы ничего при себе не имеем. Отчего же многим из нас так трудно понять, что и уходить из этого мира мы должны "с пустыми руками"?

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Деньги находятся даже при раскопках древнейших захоронений. То есть история у этой традиции довольно значительная. Современные люди, конечно, не кладут в гроб к усопшему чемодан с купюрами, но горсть монет или несколько купюр найдутся практически в каждом захоронении. Иногда их кладут в портмоне или кошельке, которыми пользовался покойный при жизни.

Для чего это делается и следует ли следовать этой традиции? Попробуем ответить на эти вопросы в нашей статье, рассмотрев несколько различных вариантов.

Мнений на этот счет существует великое множество. Вот некоторые из них:

  • Деньги необходимы покойному, чтобы он смог заплатить перевозчику душ в загробном мире, что избавит его от скитаний между мирами.
  • Начало этого обычая следует искать во временах древних египтян с их фараонами. Все знают, что для них было непреложной истиной существование загробной жизни, а потому и приготовления к ней производились со всей серьезностью. Если деньги играют значительную роль в нашем мире, как рассуждали они, то и на том свете без них не получится обойтись. Для начала надо будет оплатить переправу через реку мертвых, покидая мир живых. Если у покойного не будет денег, то с него могут потребовать оказания какой-то услуги. И сегодня люди, побывавшие на том свете, прошедшие через клиническую смерть, утверждают, что все привычки нашего мира имеют места и в мире ином. А потому может и следует это делать.
  • Большинство людей кладет деньги в гроб потому, что именно так поступали их бабушки и дедушки. При этом они не задумываются над вопросом «С какой целью это делается». Спокойней соблюсти традиции предков, чем не сделать этого и затем сомневаться в правильности своего поступка.
  • Относительно недавно, люди считали, что отправлять мертвого в загробный мир без набора конкретных вещей - непростительная ошибка. Поэтому в гроб клали предметы домашней утвари, украшения и, конечно же деньги, чтобы у усопшего была на том свете возможность приобрести все необходимое. Прошло много времени, но традиция так и осталась. И многим даже не важно для чего это делается. Раз так принято - значит так тому и быть. Раз люди так делают, то мы не можем быть хуже них.
  • Человек, закончив свой жизненный путь на земле, оказывается между раем и адом. И находится ему в этом промежуточном состоянии приходится на протяжении первых сорока дней с момента смерти. Его заставляют посетить все места, отмеченные грехом, им совершенным. И вот для того, чтобы была возможность откупиться, усопшему кладут в гроб сорок монет - по одной на каждый день. Хотя, конечно, веет от этой трактовки чем-то языческим: разве можно откупиться от Бога какими-то монетами?

Зачем в могилу бросают мелкие монеты

Этот архаичный элемент обрядов и сегодня соблюдается в некоторых местах. В народе гуляет несколько трактовок этого действа. Согласно одному из них таким образом выкупалось место на погосте для усопшего. Таким образом подкреплялась связь покойного с местом, ставшим последним его пристанищем. Считалось, что если этого не сделать, то покойный станет по ночам посещать родственников с жалобами на притеснения со стороны хозяина подземного мира, выгоняющего его из могилы.

По второму варианту покойный снабжался деньгами для приобретения места в мире ином. Помимо этого, он должен был этими деньгами расплатиться за перевоз через реку огненную. В качестве перевозчика русская народная традиция называла то Архистратига Михаила, то Николая Чудотворца. В одном духовном стихе говорится, что Архистратиг Михаил не берет деньги, предлагаемые грешниками и отказывает им в перевозе через «Сион-реку огненную».

Иногда эти деньги рассматриваются в качестве платы «земельному хозяину». Ему же славяне делали подношения перед началом строительства дома. Это является свидетельством связи между языческим богом Волосом и подземным царством, и Матерью-Землей. Украинцы для названия земельного хозяина и перевозчика через огненную реку используют одно название - дидько.

Древние бросали деньги в могилу, чтобы он смог заплатить за место соседям по кладбищу. Ведь «без денег старые покойники не дают места». Как утверждал Коллинз, у русских было принято в процессе похорон класть покойнику монеты в рот. А в повести «Временных лет» сказано, что по приказанию Яна Вышатича, каждому казненному по его приказу волхву в рот засовывали рубль.

Общеизвестно, что под словом родитель древние русичи подразумевали не только усопшего члена рода, или домового, но и незримо присутствующего на кладбище сторожа. А так как домой всегда имел прямое отношение к домашнему скоту, то деньги бросались в могилу чтобы не допустить уход вслед за хозяином скотины.

С помощью вновь преставившегося могла производиться передача денег родственникам в мир иной. Многие люди рассказывали о том, что им снятся усопшие родственники, который просят передать со новоприставившимся какое-то количество денег или что-то из одежды. При этом назывался конкретный человек и дата его смерти. Естественно, произвести такую передачу можно только получив разрешение от родственников покойного, выбранного в качестве передатчика.

Некоторые люди считают, что соблюдение этой традиции, может принести человеку, положившему деньги, большие финансовые проблемы в перспективе. И под занавес отношение церкви к этому вопросу. Священнослужители называют обычай, следуя которому родственники кладут в гроб деньги, предметы утвари, гаджеты, сотовые телефоны и все такое прочее, языческим и не имеющим никакого отношения к православию.

Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?

Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.

1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?

Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.

2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?

Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.

Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?

Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).

Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…

А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.

4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?

Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».

Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.

5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?

Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…

Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?

Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.

6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?

Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…

А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?

7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?

Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…

8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?

Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).

Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?

Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».

10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?

Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?..

А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?..

11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?

Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.

12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?

См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.

13. Каково отношение Церкви к кремации?

Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.

Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.

Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.

Вопросы задавал Леонид Виноградов

Журнал «Нескучный сад»

Смерть близкого человека всегда неожиданная. Но задачей родственников являются достойные проводы покойного в последний путь.

Правильная подготовка к похоронам, их проведение по всем традициям зависит от знаний и общепринятых правил. Их существует немалое количество, но самый важный вопрос, который часто возникает – что кладут покойнику.

Священнослужители постоянно твердят, что близкие умершего не обдумывая складывают личные вещи. Такие поспешные решения приводят к тому, что душа усопшего не сможет обрести вечный покой. Таким образом, и родственники не получают полного спокойствия. Поэтому очень важно знать, что можно положить. Часто родные жалуются на то, что умерший человек приходит во снах, постоянно прося что-нибудь. Тогда необходимо в церкви поставить свечу за упокой и прочитать молитву. Вещи, которые просил скончавшийся, должны быть отданы бедным людям, нуждающимся в них.

Многие люди интересуются, что нужно сделать для покойного до того, как он отправится на кладбище. Прежде всего, перед тем, как поместить его в гроб, все окропляется свяченой жидкостью. Затем обязательно кладется небольшая подушка, погребальное покрывало (со священным крестом, образами святых, молитвенными надписями на изображении), которым накрывают тело до пояса. Если такового нет, можно накрыть простыней белого цвета.

Левая рука умершего держит погребальный крест, а на груди размещена освященная святая икона. Традиция изображения иконы:

  • у мужчины – образы Спасителей;
  • у женщины – образы Божьей Матери.

Главное и очень важное правило – перед погребением, на похоронах, иконки убираются. По православным законам хоронить иконы строго запрещено. Родные могут взять их к себе, оставив в доме, а другой вариант – понести их в церковь, поставив на каноны (подсвечник квадратной формы, расположенный перед распятием Христа), где ставятся заупокойные свечи. После того, как пройдет сорок дней после кончины, икону забирают из храма и относят в свой дом.

На лоб возлагается символ, который подтверждает наличие православной веры и то, что умерший совершил христианский жизненный подвиг. Это нужно для надежды почившего получить от господа нетленный венец. Венчик должен иметь изображение Спасителя, Божьей Матери, пророка Иоанна Предтечи. Его можно приобрести в специальной лавке при церковном дворе.

На гроб в могилу, после погребения, сверху каждый пришедший на похороны должен кинуть по горсти земли, сказав: «Земля тебе пухом». Бросать нужно только от себя, стоя лицом к могиле. В других случаях, вы сможете навредить себе. После окончания процессии захоронения, нужно со всеми пришедшими отправиться на поминки. Там за поминальным обедом вспоминают все хорошее, что было связано с умершим, молятся за упокой.

Что кладут в гроб женщине?

Для начала требуется сложить все веревки, которые связывали руки, ноги покойнику, а также все, чем снимали параметры для приобретения. Такие же действия касаются гребешков, расчесок, которыми расчесывали скончавшегося. Обусловлено это тем, что данный предмет – носитель плохой, мертвой энергии. Такую вещь плохой человек может использовать для колдовских целей, если она попадет ему в руки.

Часто бабушке или другой умершей родственнице кладут те вещи, которые нравились ей при жизни. Это могут быть:

  • элементы одежды;
  • любимые книжки;
  • дорогие для человека аксессуары;
  • коллекционные предметы;
  • вещи, созданные ее руками.

Также не лишним атрибутом будут головные уборы (платки, шляпы, чепцы). Незамужняя девушка обязательно должна быть накрашена и одета в свадебный наряд, у изголовья кладется фата. Если умерла маленькая девочка, то ее одевают в красивое новое платье, а рядом помещают новые и любимые игрушки. Такие же вещи кладут при погребении беременных женщин, включая детские пеленки, подгузники, соски. Обязательно нужно положить крестик, с которым крестили усопшего. Если этот элемент остается дома, его в ни в коем случае нельзя носить.

Какие цветы выбрать на похороны? Юным и/или незамужним девушкам чаще всего несут цветы белого или розового цвета, которыми подчеркиваются красота, чистота, невинная душа. Женщинам старше 30 лет несут красные, желтые, оранжевые, сиреневые цветы. Что касается характера, то:

  • мягкость, спокойствие – это симметричные букеты с цветами пастельного тона;
  • яркость, активность – чистый, контрастный тон с асимметрией в сборке букета.

Очень важно при желании возложить цветы, использовать гербарий или искусственные цветочные изделия. Также не стоит забывать, что их сбор заранее, а также хранение в доме – строго запрещены. Живые букеты бросают на путь, по которому понесут тело (то есть перед началом похоронного процесса), а также возлагают на могиле.

Что класть в гроб мужчине?

Умершему мужчине кладут всю православную атрибутику, как и женщинам. К православным атрибутам относятся:

  • одежда для погребения;
  • венчик;
  • рукописи;
  • погребальный и нательный крестик в левой руке;
  • саван или погребальная пелена.

Помимо вышеперечисленного, если покойник при жизни был госслужащим и у него была форма (военная, пожарная, полицейская), она кладется ему в гроб вместе с фуражкой и медалями. Если, будучи живым, человек попросил похоронить его в этой форме, желание обязательно учитывается. Когда умирает ребенок, маленького мальчика одевают в красивый новый брючный костюм, а внутрь можно положить его любимые игрушки, машинки, конструктор и прочее.

Во время нахождения тела в доме и проведения похоронной процессии, у изголовья должна находиться икона. По православным правилам для людей мужского пола следует приобрести икону с изображением Спасителя.

Родственники усопшего часто задаются вопросом, какие цветы нужно нести на похороны. Для мужского букета характерно строгое, контрастное сочетание цветов:

  • белый – черный;
  • желтый – синий;
  • оранжевый – фиолетовый.

Если мужчина был очень активный и решительный, цветы в букетах должны быть асимметрично расположены. Ни в коем случае не стоит приносить мужчине разнообразные букеты розового оттенка с тонким или нежным ароматом.

Можно ли класть вещи в гроб?

Церковь придерживается мнения, что так, как мы пришли в эту жизни с пустыми руками, то таким образом нужно и уйти. Загробный мир предполагает полное очищение душ людей, избавление от мирских привычек. Захоронение личных вещей, например, крестика – это языческий ритуал, который мешает очищаться. Но близкие усопшего считают, что если не заполнить свободные места, то семья столкнется с новым горем. Поэтому необходимо точно знать, какую вещь можно положить, а какую нет.

К покойнику нужно положить только его личные вещи, которые никак не связаны с живыми людьми. Например, обручальное кольцо должно принадлежать исключительно ему, которое должно лежать рядом с ним, ни в коем случае не стоит надевать его на палец. Это же касается и наручных часов.

А кладут ли телефон в гроб? Убитые горем утраты люди, надеются на то, что смерть их родного просто литургический сон, но конечно, это не так. Поэтому хоронят мобильный телефон усопшего вместе с ним. Тогда начинают звонить, писать смс-сообщения, а после полной разрядки, оставляют голосовое уведомление.

Касаемо живых цветов, их нельзя складывать к телу. От веществ, выделяемых ими, тело начинает синеть, а также вызывает неприятный запах. Их помещают на могилу и желательно на ту сторону, где лежат ноги.

Иногда можно видеть наличие топора во время похорон. Так для чего нужен топор? В древние времена считалось, что железная вещь защищает от потусторонних враждебных сил.

Есть такие случаи, когда человек не успел попрощаться с родственником при жизни, поэтому он решается на то, чтобы написать письмо и захоронить его. Многие священники считают, что все теплые слова можно оставить на могильном камне, а не писать все на бумаге. Обуславливается тем, что почерк несет свою энергетику, и можно привязать себя к покойнику.

Фотография, как и письмо, несет свою энергию. На ней не должен присутствовать живой человек, так как это формирует связь потустороннего мира и реального.

Зачем класть расческу? Считается, что гребень, которым причесали скончавшегося, несет в себе энергию злой силы. Через него гадалкам будет легко навредить другим людям. Поэтому так важно схоронить гребешок. Также на покойного одевают тапочки, они могут быть необязательно белые, как это часто говорят. Лишь бы новые и хорошо подходили погребенному.

Если хоронят пожилого человека, который ходил с инвалидной тростью, можно и ее положить в гроб.

При похоронах маленькой девочки следует положить ее любимую куколку. Почему именно куклу? Потому что это символизирует чистую, невинную душу маленького ребенка. Да и покойной душе, и живым родственникам так будет спокойнее.

По желанию, можно положить спиртное. Зависит от того, любил ли человек при жизни выпить. В основном это вино или водка.

Можно ли класть деньги в гроб

Зачем кидают монеты? Многие люди думают, что после кончины, в параллельном мире, человек будет нуждаться в денежных средствах, чтобы обеспечить себя. Такая традиция постепенно уходит в прошлое, но находятся те, кто по-прежнему бросает туда мелочь.

Нужно ли это? Это необязательная процедура, она выполняется по желанию близких. Если у человека при жизни был кошелек с мелочью, то надо положить его к нему.

Можно ли класть икону в гроб?

По православному закону рука покойного держит крестик, а на грудь человеку кладут небольшую иконку. Но прежде чем хоронить, это все необходимо убрать. Такая икона хранится дома в закрытом ящике и достается только в особенный день (9 дней, 40 дней, 6 месяцев, каждый год в день смерти).

Какую икону нужно купить женщине? Женскому полу у изголовья стоит поместить изображение Божьей Матери, оно символизирует женственность. За некрещеного усопшего нужно молиться мученику Уару. Именно он отвечает за некрещеных людей.

Что нельзя класть в гроб умершему?

Запрещается помещать к покойнику фото живого. Это считается порталом в загробную жизнь.

Также запрещается укладывать в гроб живые цветы. Поверье гласит, что выпавший цветок распространит болезнь, которая повлечет смерть. Еще одним запретом является бросание своих монет, это сулит бедную жизнь (всегда пустой кошелек).

Телефон также не несет никакой важности, чтобы быть рядом со своим владельцем. Это исключительно прихоть родных и близких.

Как кладут цветы в гроб?

Цветы должны быть исключительно искусственные или настоящие, но засушенные под гербарий. При кремации они остаются на груди человека, с которыми он и будет кремирован. Живые располагают на урне с прахом (чаще всего это гвоздики, лилии).

Люди, впервые столкнувшиеся с таким горем, задаются вопросом, сколько должно быть цветков. У православных верующих число должно быть четным.



Похожие публикации