Весна весна мы ее гонцы. «Весенние воды» Ф

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

История создания

Стихотворение «Весенние воды» было создано Тютчевым в 1830 г. во время пребывания в Германии. Поэт утверждал, что наступление весны в Европе и в России очень схоже между собой.

Жанр стихотворения - пейзажная лирика.


Главная тема

Весеннее пробуждение природы. Тютчев описывает самые первые признаки наступающей весны. Поля еще покрывает снег, но он уже стремительно тает. Земля покрывается сетью бурных ручьев, которые выступают глашатаями нового времени года. В звонком движении талых вод ощущается ликование. Под эти звуки вся природа выходит из зимней спячки. Ручьи разносят «во все концы» счастливую весть о том, что весна уже близко. Она приближается и ведет за собой «хоровод майских дней», которые окончательно прогонят зиму.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф - законченных четверостиший.

Размер стихотворения - четырехстопный ямб, перекрестная рифма.


Выразительные средства

Произведение обладает очень большой динамикой. Автор достигает этого через описание стремительного бега весенних вод. Он применяет множество глаголов: «шумят», «бегут», «гласят». Ощущение безостановочного движения подкрепляется рефреном «Весна идет!». В центральной строфе расположен главный призыв «гонцов весны», усиленный восклицаниями.

Белеющему в полях снегу и «сонному брегу» противопоставляются яркие эпитеты: «теплых», «румяный», «светлый». Очень выразительны метафоры: «весны гонцы», «хоровод… дней». Также автор использует олицетворение: «воды… бегут и будят», «весна… выслала», «хоровод… толпится».


Главная мысль стихотворения

Главная мысль стихотворения - долгожданное наступление чудесного времени года. Зима еще не отступила, но во всей природе быстро распространяются первые приметы пробуждения. Самой значимой из них для автора являются стремительные весенние воды.

План анализ стихотворения Весенние воды


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Ф.И. Тютчев автор многих стихотворений, но больше известен своими произведениями, в которых описывал природу. Один из самых известных сборников лирических стихотворений написан во время его работы в Мюнхене, где он жил и работал, но очень тосковал по Родине.

Федор Иванович Тютчев написал свое стихотворение «Весенние воды» в 1829 году, находясь в Германии. Ранней весной он смотрел за природой, отмечал то, как приходит на землю весна и все свои наблюдения записал в стихотворение. Стиль произведения - пейзажная лирика, именно этим способом написания часто пользовался автор при создании своих стихов. Стихотворение написано четырехстопным ямбом и легко запоминается, поэтому его ввели в школьную программу младших классов. Ведь даже совсем юный человек сможет ощутить всю красоту и гармонию природы.

О чем это произведение, о природе, о пробуждении всего живого от зимнего сна. Снег хотя еще и лежит где-то там на полях, а звонкие ручьи побежали всем сообщать радостную новость о приходе весны на землю. Своими громкими, радостными криками ручейки будят всю спящую округу. Они бегут, плескаются водой, ведут себя как дети, непослушные и вырвавшиеся на волю, Ни что уже не может остановить эти ручейки. И, кажется, что сама красавица весна, в образе молодой девушки вот-вот появится вслед за ручьями. А майские дни, ребята, в расписных ярких рубахах пропустив, девушку-весну вперед, с робким видом стоят и ждут своего череда. Пройдет еще немного времени, и майские дни закружат всех в веселом хороводе. Стихотворение буквально пронизано радостью, веселостью и молодым задором.

Ф.И. Тютчев писал много стихотворений, посвященных природе. И «вешние воды» одно из самых известных и запоминающихся. Автор как бы оживил главных героев своего произведения. Казалось бы, как может вода что-то говорить, а в стихотворении водные потоки кричат, рассказывают о смене сезона, о радости, пришедшей на землю. Автор использует в написании красочные эпитеты и описания. Так, например, только Тютчев смог дать ручьям роль гонцов, весне образ молодой девы, майские дни представляются группой молодежи румяной, веселой. Красота еще сонной после зимы природы, звуки воды, снег и ощущение прихода весны - главная тема стихотворения.

Что чувствует читатель, познакомившись с произведением «Весенние воды». Однозначно это радость, чувство ожидания прихода чего-то нового, веселого. Кажется, еще немного и сам автор сорвется вслед ручьям. После прочтения стихотворения читатель получает заряд положительных эмоций, радости и ощущения полета. Живая сила стихотворения помогает взглянуть на мир по-новому, более позитивно.

В стихотворении автор использовал такие способы выражения, как метафора, олицетворение, повторы. Все это помогла сделать произведение достаточно ярким, динамичным, живым и позитивным. Описание происходящего изменения в природе можно сравнить с пробуждением человеческой души, наступления весны и в сердцах людей.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения. Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в семье дворян. Детство он провел в имении под названием Овстуг, которое находилось в Орловской губернии. В скором времени будущий поэт перебрался в Москву вместе с родителями и до юношеских лет обучался в домашних условиях под руководством поэта и переводчика Семена Рабича. Он обучал Федора знаниям латыни и античной лирики. К четырнадцати годам одаренный ребенок становится студентом в Московском университете.

После университета Тютчев решает развивать дипломатическую карьеру и отправляется на работу в Мюнхен, а потом и в Турин. Здесь же он встречает свою первую любовь и очень сильно скучает по своей родине. Несмотря на то что автор весьма далеко от России, он продолжает писать свои изысканные произведения.

Федор Иванович Тютчев относится к той категории поэтов, которые способны по-особенному чувствовать своеобразную связь человеческой сущности и натуральной природы. Автор замечает мельчайшие изменения в окружающей среде и максимально красочно отображает их в строках стихотворений.


Произведения Федора Ивановича переполнены изысканным шумом ветра, постоянным пением птиц, шелестящей листвы с деревьев, в строках переливается родниковая вода, а также завывают вьюги. Великий поэт весьма чуток к изменениям натуральной природы во время смены поры года, он способен без особенного труда отобразить словами то, что происходит вокруг него. Именно это показывает тщательный анализ произведений Ф. И. Тютчева.

Анализ произведения «Весенние воды»

Одно из основных, ключевых мест в лирике автора занимает именно пейзажная тематика. Это совсем неудивительно, так как Федор весьма любил окружающую природу и восхищался ее красотами. Так любить окружающий мир способен не каждый. Ярким представителем стихов на пейзажную тематику является шедевр, получивший название «Весенние воды». При проведении тщательного анализа произведения, сразу же становится понятно, что автор весьма чувственно относится к окружающему мира, в особенности к наступлению весенней поры года.

Во многих произведениях, написанных ранее, Федор Иванович отмечал, что зимний период для него максимально близок и нравится больше всего. Это не помешало автору красочно описать смену поры года, описать изначальное весеннее время. Создано произведение «Весенние воды» во время нахождения поэта на территории Германии. В это время он был под впечатлением от окружающего его мира, но все же смог описать особенности природы именно своей родины. В стихотворении присутствует очаровывающее настроение весны, которое свойственно ассоциациям со всего мира.

Только проведя тщательный анализ произведения, можно понять, что в стихотворении «Весенние воды» максимально точно передается атмосфера весеннего периода года. С самых первых строк читателю становится ясно, что описывается первый весенний месяц – март. Здесь сомневаться не приходится – на поле еще лежит снег, в ночное время зима по-прежнему злится и показывает свои проказы, а в дневное время с каждым днем все теплее и теплее греет солнце. Под солнечными лучами снег постепенно тает и превращается в веселые и журчащие ручейки, которые оповещают всех о приходе весенней поры года.

В произведении «Весенние воды» Ф. И. Тютчев максимально удачно использовал приемы аллитерации, поэтому стихотворение получилось максимально живым и по-особенному насыщенным.

Особенности природы в стихотворении «Весенние воды»

Автор прямым текстом указывает, что вот-вот весна возьмет господство. И ему весьма знакома данная пора года, которая отличается капризностью. Он прекрасно понимает, что настоящие теплые дни придут только в мае, именно об этом он и повествует читателю.

Первая часть стихотворения «Весенние воды» имеет большое количество глаголов, которые олицетворяют определенное действие и быструю смену окружающих событий. Во второй части произведения имеется множество прилагательных, которые максимально точно передают читателю особенности весенней поры года и ее смены.

Тщательный анализ произведения дает понять, что автором в сюжете используются специфические отождествления, которые связывают неживые объекты окружающей природы и человеческие особенности. К примеру, весеннее время сравнивается с молодой девушкой, а теплые деньки в мае – это ее дети.

Стихотворение имеет большое количество метафор, которые позволяют создать ассоциацию весны и исключительного человеческого настроения. Федор Иванович дает читателю понять, что постепенно приходит чистая и уже обновленная пора года, после долгой и мучительной спячки просыпается природа. Данные события сравнимы с особенностями жизнедеятельности человека – здесь зарождается надежда, что в скором времени начнется новая жизнь, возникнут счастливые события, радость, а также новые волнующие ощущения.

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев описывает наблюдения за окружающим его миром именно в данную пору года. Он сравнивает это время с уходящей молодостью, которая покинула лирического героя безвозмездно и обратно уже ничего не вернуть. Автору остается только наблюдать за тем, как постепенно обновляется молодая весна, в спешке сменяющая зиму, она желает стать полноправной хозяйкой всего окружающего пространства.

Весеннее время способно практически полностью изменить мир, сделать его максимально красивым и чистым. Именно весна ассоциируется с ранней юностью, простой беспечностью, а также по-особенному чистой заново возникшей жизнью. В качестве гонцов, оповещающих о приходе тепла и уюта, выступают ручейки, которые указывают как на перемены в природе, так и на изменения в душе практически каждого человека.

Особенности структуры написания стиха

Произведение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, состоит из трех отдельных строф, которые имеют четверостишия. Написано стихотворение с помощью четырехстопного ямба, имеющего перекрестную рифмовку.

В стихе присутствует определенная динамика – Тютчев старается передать читателю натуральную природу в виде постоянного и непрерывного движения. Такая своеобразная передача достигается благодаря использованию большого количества повторяющихся слов. Это и весна, и идет, и бежать… Здесь имеются насыщенные зарисовки, полные глаголов – шуметь, бегать, пестрить, блестеть. В произведении также сочетается прямая речь, совместно с изысканными повторениями, к примеру, «весна идет, весна идет». Чтобы одушевить весенние ручьи, используются отождествления природных явлений и сравнение их с человеческой сущностью.


Для создания по-особенному яркого образа весенней поры года, в произведении используется большое количество выразительных средств. Именно необычная художественная зоркость Федора Ивановича Тютчева и его четкость по отношению к природе позволили создать строки, которые понравились критикам того времени и современности.

Стоит рассмотреть основные использованные тропы:

В произведении «Весенние воды» присутствуют аллитерации, использованные с помощью согласных букв «ш» и «с». Такая особенность позволяет максимально живо понять и ощутить потоки бегущей весенней воды. Аллитерация с буквой «б» и сочетание ее с иными согласными подчеркивает изысканность наступления весеннего периода года. Скорая победа весеннего времени над зимним периодом года передается с помощью нарастающей интонации, в конце практически каждой строки присутствуют три восклицательных знака, причем во всех двенадцати строках.

Стихотворение обладает скрытым философским подтекстом. Автор старается объяснить читателю, что в душе у каждой человеческой личности есть своеобразная пора весны, где сердце способно ожить. Так, скорая победа весны над зимой, может случиться в душе у каждого, и для этого есть всё предпосылки.



Похожие публикации