Воскресная школа оформление на пасху. Пасхальный урок

Пасха / Мф. 27:38-66; Мф. 28:1-10

Тема: Иисус умер и воскрес.

Истина: Иисус умер и воскрес, чтобы мы жили вечно.

Цель: Показать, что Иисус умер за наши плохие поступки, но Бог воскресил Его, чтобы и мы жили вечно с Ним. Учить благодарить Бога за спасение.

Догматика: Иисус был распят, погребен и воскрес.

Заинтересованность:

1 вариант:

Итог: «Мы делились хорошими новостями, которые были у каждого из нас, но знаете ли вы хорошую новость, которая принадлежит всем народам?» Эта новость является самой лучшей новостью для всех! Распространилась она очень быстро и передается она из века в век – «Христос воскрес!»

2 вариант:

Ребята, вы хотели бы жить вечно с Иисусом на небе? А как туда попасть? Учитель показывает сложенную из бумаги ракету. Можно на небо улететь на ракете? На Луну – можно. Но луна – не небо.

Учитель из ракеты делает крест. Что это? Сегодня я расскажу вам, почему крест поможет нам попасть на небо.


Библейская история:

  1. Злые люди.
  2. Иисуса распяли на кресте.
  3. Иисус просит Отца Небесного простить грехи людям.
  4. Женщины плачут у креста.
  5. Иисус умер за наши плохие поступки.
  6. Иосиф положил тело в гроб.
  7. Стража у гроба, камень отвален.
  8. Ангел, а потом Иисус являются женщинам.
  9. Иисус воскрес, чтобы мы жили вечно.

Библейская история рассказывается с помощью макета горы Голгофы с поднимающимися 3-мя крестами (кресты сделаны из картона, лежат на горе, нижний край приклеен к горе, поднимаются за ниточку, привязанную за верхний край), сада с гробом и фигурок людей или картинок.

Применение:

Благодарственная молитва. Дети молятся по цепочке, благодаря Бога за спасение.

Золотой стих:

«Веруем, что Иисус умер и воскрес» 1 Фес.4:14

Игра на запоминание: «Эхо».

Кто знает, что такое эхо? (Если в горах крикнуть громко: «Катя!». Еще долго будет повторять эхо: «Катя, Катя, Катя…»). Весть о том, что Иисус умер и воскрес, пронеслась по миру быстро, как эхо.

Дети с учителем встают в круг, взявшись за руки. Учитель говорит по одному слову из золотого стиха, незаметно сжимая руку ребенку то слева, то справа от себя. Ребенок, которому пожали руку, повторяет это слово, затем следующий и так до учителя. Таким образом, дети повторяют эхом каждое слово из золотого стиха, а затем весь золотой стих.

Поделка «Иисус жив». С её помощью повторяется библейская история.

Домашнее задание: стихи наизусть «Радость», «Наш Господь»

Оборудование:

– ракета из бумаги

– ножницы

– заготовки к поделкам

– наглядность к Библейской истории

– стихотворения «Радость», «Наш Господь»

– гимн: «Подарил нам…»

РАДОСТЬ

Разлилась потоком радость воскресения:

Ближним и далёким Бог даёт спасение.

Золотое солнце озарило дали,

Новая поётся песня без печали.

НАШ ГОСПОДЬ

– Кто был распят, как злодей,

Для спасения людей?

– Наш Господь. Он за людей

Был отвергнут, как злодей.

– Кто разрушил силы тьмы,

Чтоб во свете жили мы?

– Победивший смерть Христос.

Он нам счастие принёс!

– Кто вернётся в мир опять,

Чтоб спасённых в небо взять?

– Наш прославленный Христос

Верных восхитит от слёз.

Подарил нам

Детский хор поёт об Иисусе Христе,

Что воскрес Господь, возвещаем мы всем.

Сценарий Пасхальной постановки для детей начальной школы.

«Притча о том, к кому в гости Спаситель приходил». Пасхальная постановка для детей 7-10 лет.


Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию сценарий пасхальной постановки для драматизации в воскресной школе и в начальном звене светской общеобразовательной школы (по мотивам проповеди Архимандрита Павла Груздева "О женщине, которая ждала в гости Христа").
Материал может быть полезен преподавателям воскресных школ, учителям начальных классов, организаторам, педагогам дополнительного образования, творческим людям.

Цель: православное и нравственное воспитание детей посредством литературного слова; знакомство с христианскими традициями.
Задачи: познакомить с праздником Пасхи; дать понять детям, что о человеке судят по его поступкам; развивать творческие способности через театрализованную деятельность; воспитывать нравственные качества – сострадание, милосердие, человеколюбие, бескорыстие, добродушие.

Подготовительная работа: беседы о празднике Пасхи, изготовление пасхальных поделок, оформление выставки детского творчества; подготовка реквизита, костюмов, декораций.

Действующие лица: ведущие (2 человека) - взрослые; батюшка, прихожане, Анна, Верочка, отец Верочки, мальчик Ванюшка, дворовые мальчишки, бродяга, соседка – дети.

Ход постановки

Ребёнок:
Почему сегодня в храме
Все тропарь поют с утра?
Потому что праздник Пасхи
Отмечать пришла пора!
Разноцветные яички
На тарелочке лежат,
Сладкий свеженький куличик
Испускает аромат.
Радость наполняет сердце,
Долетает до небес.
И в восторге шепчут губы:
«Иисус Христос воскрес!»
(Л.Лычангина)

«Притча о том, к кому в гости Спаситель приходил»

Сцена первая. «В храме»

Ведущий 1:
- История эта случилась в Пасху.
- Народ радостно толпился в храме, Батюшка освящал пасхальные куличи и крашеные яйца…
- В это время в храме находилась одна очень праведная женщина по имени Анна. Она ходила на службы, соблюдала все посты, ежедневно читала Евангелие и молитвы - утром и вечером, словом, была она настоящая праведница.

Анна шепчет молитву, крестится:
- Господи, спаси, сохрани меня, грешную…

Рядом с Анной стоит маленькая девочка по имени Верочка, тоже произнося молитву.
Верочка:
- Господи, дай мне новую хорошую мамочку! Раз ты забрал мою маму к себе на небо! Помоги моему несчастному папе найти ласковую добрую жену! И тогда он перестанет печалиться!

Ведущий 2:
- Вдруг Анна отчётливо услышала голос: «Сегодня приду к тебе в гости. Жди меня!» (Голос раздаётся за кадром).
Ведущий 1:
- Стоящая рядом Верочка тоже услышала эти слова, и она очень обрадовалась им, так как моментально поняла, почувствовала, что с ней говорит Христос.
- И Анна, и Верочка поспешили домой – готовиться ко встрече с Богом.

Сцена вторая. «Ванюшка»

Ведущий 2:
- Анна постелила на стол белоснежную праздничную скатерть и стала готовиться к приходу дорогого гостя: вынула из холодильника красную рыбку, нарезала розовое сало и поставила густой холодец. Посредине стола хозяйка разместила большой ароматный кулич и крашеные яйца.
Знатный получился стол. Богатый. Вкусный.

Ведущий 1:
- А Верочка с папой жили очень бедно. На стол накрывать было нечего.
- Девочка почистила картошечку и поставила её варить. Сбегала в огород за зелёным луком. А хлебушек у них дома был. Но последняя краюшка.

В это время во дворе раздался шум и гам. Это дворовые мальчишки мутузили мальчика Ванюшку, уж очень они его не любили и колотили почём зря.
- Вырвался Ванюшка и убежал от своих мучителей. Заскочил в дом и стал тарабанить в двери к Анне.
Анна:
- Ай, куда ты, бесёнок?
Ванюшка врывается в квартиру Анны, пытается прошмыгнуть мимо неё, чтобы скрыться от преследователей.
Анна:
- Ишь ты, натоптал, окаянный!
Хватает мальчонку за шиворот, прогоняет вон, бормоча:
- Я тут Боженьку жду, а эта вот козявка под ногами мешается…
С шумом захлопывает свою дверь.

В это время открывается дверь квартиры напротив и Верочка зовёт к себе перепуганного Ванюшку.
Верочка:
- Скорей, Ванюшка, беги сюда, спрячу тебя!
Ванюшка забегает к Верочке.
Ванюшка:
- Спасибо тебе, Верочка!
Садится за стол, тихонько всхлипывает, размазывает по маленькому грязному личику солёные слёзы.

Верочка:
- Ты, наверно, голодный, давай я тебя покормлю. Картошечка вот, лучок, макай в соль и кушай на здоровье!
А я пока тебе чаю сладкого налью.

Поворачивается к мальчишке спиной, наливает чай в кружку, добавляет сахар, размешивает.
Оборачивается назад, а Ванечки и след простыл. Как будто никогда его и не было.

Верочка только руками разводит в изумлении:
- Быстро как убежал Ванюшка…

Сцена третья. «Бродяга»

Анна ходит по квартире, вздыхает:
- Где же ты, Боже? Я тебя преданно жду…
И снова во дворе раздаются дерзкие пронзительные звуки. Анна выглядывает в окно, а там, прямо под её окном, стоит бродяга, весь оборванный и грязный, и громко вопит, требуя его накормить.
Бродяга:
- Люди добрые! Дайте поесть чего-нибудь! Живот свело! Покормите! Люди добрые!
Анна:
- Ай-ай-ай, как не стыдно-то тебе!
Есть он просит. Иди работай!
Бродяга:
- Не могу я работать. Инвалид я!
Анна:
- Инвалид, а как ты им стал-то? А пенсию по инвалидности куда деваешь?
- Иди отсюда подобру-поздорову….Я важного гостя жду.
Захлопывает окно.

В этот самый момент открывается окно у Верочки.
Верочка:
- Заходи к нам, дяденька, накормлю тебя, чем смогу.
Ведущий 2:
- Зашёл бродяга к девочке в гости.
- Та накормила его остатками картошки. И чаем сладким напоила.

Сцена четвёртая. «Соседка»

Ведущий 1:
- Вдруг Анна почувствовала сильный сквозняк в комнате, зябко повела плечами, подошла к окну, чтоб его закрыть.
Анна:
- Ай, дождь! Да холодный какой!

Ведущий 2:
- Женщина увидела на скамейке во дворе молодую женщину с младенцем на руках.
Анна:
- Эй, соседка! Чего сидишь под дождём-то? Опять с мужем поссорилась?
А девушка сидит, мокнет и ничего не отвечает, только смотрит на неё огромными грустными глазами. И непонятно, то ли слёзы у неё по щекам стекают, то ли капли дождя.
Анна:
- Эх, глупая! О ребёнке бы подумала! Иди домой!
Анна поплотнее закрывает окно.
Ведущий 2:
- А Верочка не закрыла своё окно, она, напротив, выбежала в двор и стала уговаривать промокшую соседку зайти к ней погреться.
Верочка:
- Пойдёмте скорее к нам, что же вы мокнете-то под дождём с малышом…
Соседка принимает приветливое предложение девочки.

Верочка:
- Присаживайтесь, прошу вас, вот сюда. Сейчас я вас угощу…
Ведущий 1:
- И вдруг Верочка увидела, что бродяга доел всю картошечку, и сахарница совсем пуста…
- Остался на столе лишь черствый кусочек хлеба.
Верочка:
- Ах, ну что же, хоть чаю вам налью…Да с хлебушком.
Соседка сделала глоток чаю и ответила:
- Спасибо тебе, Верочка, пойдём мы…
Верочка:
- Ну куда вы пойдёте на ночь-то глядя! Давайте мы с вами вот как сделаем: ночуйте-ка вы у нас! Ляжете на моей кровати.
- Папа с работы поздно придёт, но он ничего вам не скажет. Он очень хороший, добрый, только несчастный и одинокий.

Ведущий 2:
- Верочка уложила молодую маму с ребёнком на свою кровать. А сама пошла к окошку – ждать в гости Боженьку. Да и уснула у окна.
- В это время отец девочки пришёл с работы.

Отец осторожно проходит в комнату и видит на кровати дочери молодую женщину с ребёнком. Очень удивляется.
Отец (изумлённо):
- А где же моя девочка?
И выбежав из комнаты, начинает искать дочь.
Верочка сладко спит на подоконнике, положив голову на ладони, из открытого окна веет ночной прохладой.
Отец берёт на руки ребёнка, закрывает окошко, несет дочку в комнату. Но что же это? Верочкина кроватка, на которой только что мирно спасли мать с ребёнком, опустела…

Ведущий 1:
- Очень удивился папа Веры такому чуду. Он подумал, что сошёл с ума. Вот что значит жизнь без Бога, без молитвы.
- Уложил отец свою дочку спать, заботливо укрыл одеялком. И впервые в жизни перекрестился.

Сцена пятая. «Разговор с Богом»

Ведущий 2:
- Анна была очень расстроена, она убрала все угощения со стола в холодильник, даже не притронувшись к ним.
- Прочла вечерние молитвы, и грустно вздыхая, легла спасть.

Проснулась женщина от яркого света, который исходил от иконы Христа, стоящей в красном углу.
Звучит голос Христа за кадром.
- Проснись, Анна!!!
Анна просыпается, испуганно садится в кровати.
Анна:
- Господи! Ты!? А я тебя днём ждала, стол накрывала…
Христос:
- Я трижды приходил к тебе сегодня!
Анна изумлённо:
- Как приходил?! Когда?! (Недоумевает.)

Христос:
- Я приходил к тебе избитым мальчишкой, бродягой и младенцем.
- Молодая мама, соседка твоя - это мать моя была, Богородица.
- А ты нас не впустила! Осудила…Обругала…

Анна вскрикивает:
- Ой, Господи, прости, прости, не признала! Стыдно-то как! – горько рыдает.

Ведущий 1:
- Христос простил Анну и управил он так, что она сначала пожалела, а затем и полюбила Верочкиного папу и стала приёмной мамой Верочки. И жили они долго и счастливо! И о Боге никогда не забывали!

Ребёнок:
Кто чист душой,
Тот Господом любим,
Худого не случится с ним.
Кто жил во тьме,
Но к свету вышел,
Того Господь простил, услышал.
Творя добро,
Не говори о том,
Тебе зачтётся доброе потом.
Святая Пасха - время для чудес!
Христос воскрес! Воистину воскрес!
(Л.Лычангина)

ПРАЗДНИК ПАСХИ в воскресной школе

В зале гаснет свет. Хор тихо поёт «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Затем поют «Воскресение Твое…» немного громче и в третий раз еще громче.

К нам пришел Праздник праздников лучший,
Самый главный, любимый, певучий,
Торжествуйте же люди! Все вместе
Принимайте такое известье:
Днесь Воскресе Христос! То не сказка,
Вот она - долгожданная...

Все вместе: ПАСХА!!!

ТРОПАРЬ ПАСХИ

Пасха. Храм. Горят свечи кругом,
И какою здесь святостью веет!
Словно ангелов сонм в этом месте святом,
Здесь на крыльях невидимо реет.

Дверь открыта. В Небесное царствие дверь.
Пусть замолкнут и скорби, и муки!
Ведь Христос среди нас, и с любовью теперь
Простирает пронзённые руки.

Припадите к Нему, осяжите Его,
Возопийте с горячей мольбою:
«Сыне Божий, помилуй раба твоего!
Ты воскрес: я воскресну с Тобою».

Песня «Праздник Воскресения»

Чудесен миг, события воскресли,
Природа оживает на глазах.
Христос воскрес! Звучит бессмертной песней
История, живущая в сердцах.

СЦЕНА «МИРОНОСИЦЫ У ГРОБА»

Чтец Туман и заря над землей полусонной,
По склонам три женщины шли.
И с маслом янтарным кувшин благовонный
Ко гробу Господню несли.

У них от дум, от тяжести утраты
Ряды морщин легли на бледный лоб;
Они несли в сосудах ароматы,
Как дань любви, Учителю на гроб.

В предрассветный туман устремляя свой взор,
Они в сад уже робко вступали,
Посторонний не шел на уста разговор,
Об одном лишь они рассуждали.

1-я мироносица
В последний раз к Учителю идём,
В последний раз приносим ароматы
Тому, Кто здесь обрел последний дом
И умер на кресте, за нас распятый!
О, как печален бедный сей ночлег
Того, Кто Сам Священный был Ковчег!

2-я мироносица Кто камень нам отвалит гробовой?
Кто отворит нам гробовые двери,
И кто, поникнув скорбной головой,
Разделит с нами горькую потерю?
Отвален камень… Где ночная стража?
Войдём скорей! О нет! Не смею даже!..
Ангел Средь мертвых что вы ищете Живого?
Ступайте к людям и несите слово,
Что Искупитель, явленный с небес,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

ПЕСНЯ «СПИТ СИОН»

Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи...
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.

Ещё темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес,
И радостно друг другу повторяем
Христос воскрес! Воистину воскрес!

ПАСХАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

1-й мальчик:
От травинки и до стога
Все как будто бы поет.
Все встают, чтоб славить Бога –
Люди, птицы и восход.

2-я девочка:
Вот щебечет птичек стая:
«Как светло в России жить!»
И я тоже, Русь Святая,
Буду век тебя любить!

2-й мальчик:
Я со свечкою лучистой
На колени становлюсь:
Богу с Матерью Пречистой
О России помолюсь.

Песня И. Болдышевской «Дева Богородица»

Нам на месте не сидится, любим мы повеселиться.
Нам играть и петь не лень, мы б плясали целый день.

ЧАСТУШКИ
Все:

Мы частушек знаем много
И хороших и плохих!
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких!

Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Веревок не хватает.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.

У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай, парень,
Я еще молоденька.

На окошке два цветочка,
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.

Сел Володя за обед
Пролил суп на табурет
Справа крошки, слева крошки,
На паркете курьи ножки.

Говорят, что мы задиры
Вы не верьте никогда!
В нашем храме «заправлялы»-
Были бабушки всегда!

Ветер дует, ветер дует
Ветер дует с севера.
Ну а чеховские ребята
Чуть побольше клевера!

За столом сегодня Алла
У тарелки задремала
Александр к ней подсел
И компот и кашу съел!

Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братик –то гуляет,
Красное яйцо катает!

Все:
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали!

1 ребенок:
Утро! Небо ярко блещет
Светлой алою зарей.
Громко песня раздается
Над проснувшейся землей.

2 ребенок:
То замрет, то снова льется
В трелях трели без конца.
Это птичек славят хоры
В песнях радостных Творца

3 ребенок:
Вся природа славит Бога.
Встань, послушай и взгляни,
И в молитве благодатной
Ты колено преклони.

1-й: Дивным узором цветы расцвели.

Все: Господи, слава Тебе!

2-й: Благоухает дыханье земли.

Все: Господи, слава Тебе!

3-й: Неугасимые зори горят.

Все: Господи, слава Тебе!

4-й: Птицы поют в тайниках своих гнезд.

Все: Господи, слава Тебе!

5-й: Вечность сияет в мерцании звезд.

6-й: Светлой грядою встают облака.

Все: Господи, слава Тебе!

7-й: Люди окончили день трудовой.

Все: Господи, слава Тебе!

8-й: Дети уснули, набегавшись днем.

Все: Господи, слава Тебе!

9-й: Ангелы их осенили крылом.

Все: Господи, слава Тебе!

10-й: Все успокоено гаснет окрест.

Все: Господи, слава Тебе!

11-й: Но не погаснет над церковью крест.

Все: Господи, слава Тебе!

Песня «Хвалите Господа с небес»

Ангел: Ангелов Бог посылает с небес для возвещения Божьих чудес
Веру и радость приносят они, Вестники Божьей любви.

В это время «ангелы» выкатывают большое красочное яйцо из папье- маше. Ангел вынимает маленькое яйцо из большого.

Ангел: Яичко жаром налилось при ясном свете дня.
Оно как будто бы зажглось в ладонях у меня.

Под музыку раздают детям яйца-крашенки.

Можно добавить в сценарий игры и загадки.

Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6 Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.

модуль «Основы православной культуры».

Тема урока : Православный календарь. Пасха.

Цель урока :- сформировать понимание что такое – Пасха.

Развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи

Воспитать уважительное отношение к русской культуре.

Задачи урока : -познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья

Познакомить с пасхальными традициями, обычаями, играми.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : компьютер, проектор, цветные карандаши, фломастеры.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..

Христос воскрес!..

О миг священный!..

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

(ответы детей)

Верно – это Пасха. (слайд 2)

2.Подготовка к новой теме.

А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

3. Работа над новой темой.

Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Слово «Пасха» еврейское.Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. (слайд 3)

Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)

Воскресение - день возобновления жизни;

Пасха - « переход», « избавление», «освобождение»;

Иисус - «Бог спасает», «Спаситель»

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)

А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)

За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

А что такое пост? (ответы детей)

(слайд 5)

Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье .(слайд 6)

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. (слайд 7)

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

Кто знает, что значит разговляться?(возможные ответы детей) (слайд 8)

Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца (слайд 9)

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости,а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо .

Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

(слайд 10)

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница. (слайд 11)

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 12)

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города . (слайд 13)

В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования .

Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)

Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа, им украшают праздничный стол. (слайд 15)

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)

Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле .(Слайд 17)

Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

Правильно – пасхальное яйцо. (слайд 18)

Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)

Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

(слайд 19)

На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»

В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.

С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».

«Крашенки» - это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) (слайд 20)

« Писанки» - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров,орнаментов .(слайд 21)

Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости,а так же помогают больным, немощным и обездоленным.

(слайд 22)

Любимые игры –игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо и другие) (слайд 23)

Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)

На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.

(слайд 26)

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.

(слайд 27-28)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.

4. Творческая работа учащихся.

Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

(раздаточный материал для самостоятельной работы) (слайд 29)

В конце урока организовывается выставка работ учащихся.

Пришла весна – пора чудес

Журчит родник – Христос Воскрес! (слайд 30)

Светлее в мире нет Словес-

Воистину Христос Воскрес.

5.Подведение итога урока.

О чем узнали на уроке?

Что было нового для вас?

На какие вопросы получили ответ?

Какие новые слова и термины узнали? (пост, разговляться, христосоваться)

Что для вас осталось непонятным?

6. Домашнее задание.

Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.


Цель:

  • активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков;
  • развивать художественный вкус, внимание, творческие способности и ориентировать на качество изделий, коммуникативные умения;
  • воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности, формированию положительной мотивации к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рабочие тетради, учебная доска, мел, технологические карты, простой карандаш, фломастеры (краски, кисточки), заготовка яйца.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, инструктаж, исследовательская деятельность, практическая работа.

Этапы урока:

  1. Вводная часть (организационный момент):
    – приветствие
    – проверка готовности
    – тема урока
    – постановка задачи
  2. Основная часть (изучение нового материала):
    – сообщение исторических сведений
    – сообщение технико–технологических сведений
  3. Практическая работа:
    – получение практических умений и навыков
    – контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности
    – индивидуальная работа
  4. Заключительная часть (итог урока):
    – закрепление
    – анализ и оценка выполненной работы
    – уборка рабочих мест

Ход урока

1. Вводная часть: Организационный момент

– Приветствие.
– Проверка готовности учащихся.
– Тема урока (Слайд 1) Приложение
– постановка задачи (цели урока)

2. Основная часть: Объяснение нового материала

Надежды, веры и любви!
Прекрасных радостных чудес!
И пусть сейчас тепло звучит:
Воистину Христос Воскрес! (Слайд 2)

– Сообщение исторических сведений.

Как яйцо может стать красным

По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: “Христос воскресе!”

Пасхальные традиции верования

У христиан Запада главный праздник – Рождество, а у нас – Пасха. И прийти к ней надо просветленными, умиротворенными, в чистоте помыслов и дел. День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая по новому стилю. В этом году – на 19 апреля.

Понятно, что верующие соблюдают Великий пост, особенно в Страстную седмицу. Самые истовые на этой неделе едят только ржаные сухари, гороховую похлебку, а пьют только воду.

Понедельник. К встрече Пасхи начинают готовиться с понедельника Страстной седмицы: чистят дом, моют окна, стирают белье, чтобы ничто грязное не омрачало Светлое Христово Воскресение.

Замочите в этот день горсть овса: на плоской тарелочке, прикрыв мокрой тряпочкой, поставьте в мокрое место, можно даже на батарею. К воскресенью он прорастет, и на эту зрелую лужайку вы поместите крашеные яйца.

Вторник. В прежние времена женщины во вторник Страстной недели готовили из семян конопляное или льняное “молочко”, чтобы потом им поить больных людей.

Среда. В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь ее от дурного глаза и падежа. В городе домашних животных тоже можно с этой целью побрызгать талой водичкой.

Многие в эту ночь ставят тесто на завтрашний кулич. Не забудьте при замешивании теста читать “Отче наш”.

Четверг. В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.

С четверга до Светлого Воскресенья пол в домах мести не разрешалось.

В четверг утром пеките куличи, днем красьте яйца, вечером делайте пасху.

Пятница. Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. Истинным христианам надо быть в храме. В страстную пятницу происходит очень важная служба.

Суббота. В субботу освещают куличи, яйца и пасхи.

Традиции дарения

Крашеные яйца не только подают к праздничному пасхальному столу, их принято дарить друг другу всю Пасхальную неделю. Яйцо издревле было символом нарождающейся жизни.

В православной Руси существовал обычай хранить яйца целый год до следующей пасхи. И со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами. Позже появились яйца из фарфора, серебра с драгоценными камнями.

Прежде всего, на Пасху принято дарить декоративные яйца, пасхальные веночки и игрушки. Это – цыплята, уточки и гнезда.

Подарки запаковывают в прозрачную бумагу и украшают лентами двух цветов – желтого и зеленого. Это цвета пробуждающейся жизни.

Идеальный пасхальный цветок (речь идет о живых срезанных цветах) – в крапинку. Лучше садовая лилия. Хороши также нарциссы.

А вот розы в Пасху не дарят. Они могут присутствовать исключительно в украшении церкви.

Традиционные способы окрашивания яиц

(Слайд 6, 7)

1-й способ: отварить в течение 30 минут луковую шелуху в достаточном количестве воды, процедить и положить в отвар сваренные яйца и держать их на маленьком огне до получения нужного цвета.

2-й способ: обезжиренные яйца обмотать цветными линяющими нитками или кусочками ткани, обернуть марлей, чтобы нитки и ткань хорошо держались, и варить не менее 10–20 минут до получения мраморного рисунка.

3-й способ: окрашенные любой пищевой краской яйца еще горячими промокнуть салфеткой, поставить в рюмку или подставку для яиц и тонкой акварельной кисточкой разрисовать, пока они не остыли. Чтобы они блестели, смазать растительным маслом.

4-й способ: окрашивание яиц “в крапинку”. Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом.

5-й способ: Березовыми листьями. Чтобы яйца получились желтого или золотистого цвета, их красят с помощью березовых листьев. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой березы и настаивается около получаса. Яйца вымыть, отпустить в теплый настой, варить 10 мин. после кипения, вынуть и остудить.

6-й способ: Соками различных плодов и овощей. Для этого способа требуются уже вареные яйца. Яйцо натирается соком (свекольным, морковным, соком шпината).

После окрашивания пасхальных яиц для придания блеска нужно протереть их растительным маслом.

Другие способы оформления пасхальных яиц (Слайд 8)

Пасхальный стол

(Слайд 9, 10)

У пасхального стола нет ограничений.

Его накрывают утром в воскресенье. Основу стола составляют мясные и изысканные рыбные блюда. Стол должен быть хорошо накрыт в течение всей Светлой седмицы.

Состоятельные люди готовили на этой неделе до 40 разных блюд – по числу дней поста. Никаких приглашений в Светлую седмицу не требуется: люди навещают друг друга, христосуются троекратным поцелуем, поздравляют с праздником, угощаются.

Когда вы “чокаетесь” пасхальным яйцом, не забывайте при этом желать друг другу всего доброго, здоровья, удачи.

Пекли плюшки из теста в виде зверюшек, зайчат, жаворонков, петушков. Изображение в печеных изделиях барашка имело и символический характер – это был символ, напоминающий о жертвенной гибели Христа.

Таким же традиционным угощением на пасхальном столе были и медовые пряники тоже в виде зверей и птиц, покрытые цветной сахарной глазурью. Пасхальный стол был обильным: запекали поросенка или окорок, подавали жареную телятину. Кроме того, на стол выставлялись различные закуски из овощей, курицы и рыбы, всевозможные студни и холодцы, жаркое с грибами, гречневая каша с бараниной, буженина, утка или гусь с медом. В зажиточных семьях на стол подавали более сорока блюд, по числу дней Великого поста.

Специально к пасхальному столу варились кисели, сбитни, готовились домашние настойки и вина.

Но непременными атрибутами пасхальной трапезы всегда были сдобные куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. Обычно их готовили загодя и несли в субботу в церковь – святить.

3. Практическая работа

– В соответствии с темой, учащиеся подготовили заготовку яйца, в тетрадях зарисовали эскизы к работе (Слайд 11) ;

– контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности;

– индивидуальная работа.

4. Итог урока: Заключительная часть

– закрепление пройденного материала; (Слайд 12, 13) Приложение

– анализ и оценка выполненной работы;

– уборка рабочих мест и кабинета.



Похожие публикации