Восстановление границы ссср. Восстановление границ ссср


Комментарии:
Персонажи:

Событие: Великая Отечественная война

Дата: 20 в., 1941 г. июнь 22-1945 г. май 09
Описание:
Великая Отечественная война была справедливой освободительной войной Советского Союза против фашистской Германии и являлась важнейшей, решающей частью Второй мировой войны (1939-1945 г.г.). Война началась 22 июня 1941 г. вторжением без объявления войны на территорию СССР вооруженных сил Германии.

Немецко-фашистское командование (в соответствии с ранее разработанным планом «Барбаросса») намеревалось молниеносным мощным ударом уничтожить Советскую армию и до наступления осени завершить «войну на Востоке», оккупировав территорию Советского Союза от Архангельска до Астрахани.

В первый период войны (июнь 1941-ноябрь 1942) немецко-фашистская армия захватила инициативу на земле и в воздухе. В течение первых 3 недель войны противник продвинулся вглубь советской территории на расстояние до 500 км. К сентябрю 1941 г. немецкое командование сосредоточило основные усилия на решении главной стратегической задачи - овладения Москвой. Но, несмотря на ряд тяжелейших поражений, Советской армии удалось сорвать план «молниеносной» войны и в результате мощного контрнаступления отбросить врага от столицы СССР.

Весной 1942 г. Советская армия была вынуждена перейти к длительной обороне. Готовясь к летне-осенней компании, немецкое командование планировало захватом Сталинграда (ныне г. Волгоград) перерезать транспортные коммуникации на Волге, овладеть нефтяными районами Кавказа и лишить тем самым Советскую армию стратегического сырья - нефти, необходимой для производства горючего для танков и самолетов.

Оборонительные сражения на Сталинградском направлении начались в июле 1942 г. После ожесточенных боев вражеские войска прорвались на окраины Сталинграда, где были остановлены.

Второй период войны (ноябрь 1942- конец 1943) ознаменовался окружением и полным уничтожением немецко-фашистских войск под Сталинградом. Грандиозная битва на Волге положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Немецко-фашистские войска отступили от Волги на расстояние до 700 км. После сталинградского поражения перед Германией встала реальная перспектива проигрыша войны.

Летом 1943 г. Советское командование своевременно раскрыло вражеские планы наступления в районе Курской дуги. Это позволило хорошо подготовить оборону, а затем перейти в контрнаступление. В ходе грандиозного танкового сражения (до 4000 тысяч танков с обоих сторон) враг был разбит, что предопределило окончательный крах наступательной стратеии германской военной машины.

В ноябре 1943 г. советские войска успешно форсировали Днепр и продолжили наступление. К концу 1943 г. 2/3 временно окупированной советской территории были освобождены.

Третий период войны (1944 - 9 мая 1945) начался наступательными операциями Советской армии на Правобережной Украине и продолжился наступлением в Белорусии. К концу 1944 г. государственная граница СССР была восстановлена на всем ее протяжении. Перед Советским командованием встала новая задача: окончательно разгромить врага в его логове - Берлине.

Эта задача была успешно решена в ходе Берлинской операции. 30 апреля 1945 г. после тяжелых уличных боев советские войска штурмом взяли рейхстаг (ставку Гитлера), а 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

8 августа 1945 г. в связи с тем, что на Дальнем Востоке Япония (союзник Германии) продолжала войну против государств антигитлеровской коалиции (США, Англии и др.), и в соответствии с обязательствами, принятыми на Крымской конференции, СССР объявил войну Японии. Поражение Японии ускорила атомная бомбардировка двух японских городов - Хиросимы и Нагасаки (жертвы среди населения составили до 1 млн. человек). Военной обстановкой эта бомбардировка не диктовалась. Однако правящие круги США приняли решение применить ядерное оружие в качестве демонстрации своей мощи и, в первую очередь, стремясь запугать Советский Союз.

2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о капитуляции. Эта капитуляция знаменовала собой завершение Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны.

Одной из наибольших операций в 1944 году и войны в целом можно по праву назвать белорусскую операцию (условное название «Багратион»). В ней приняли участие около 2,4 млн. бойцов и офицеров.

Наступление, начатое 23 июня, проводилось на фронте длиной свыше 1000 км и глубиной до 600 км. Советские войска нанесли противнику несколько могучих ударов, прорвали его оборону на участке 500 км и за первые 6 дней продвинулись на 150 км.

Под Витебском и Бобруйском были окружены и разбиты 11 фашистских дивизий, а к востоку от Минска - 100-тысячная группировка врага.

На конец июля вся Беларусь была освобождена от фашистских войск. Началось освобождение Литвы и Латвии.

17 августа советские войска вышли на границу с Германией. Еще раньше они начали освобождение Польши. Наступательная операция «Багратион» завершилась блестящим успехом.

Фашистская группа армий «Центр» была разгромлена, линия фронта отброшена на запад на 600 км. В июле была также разорванная оборона врага в Карелии, освобожденные города Выборг, Петрозаводск и ликвидированная опасность увлечения Ленинграда из севера.

В сентябре Финляндия вышла из войны. Во время белорусской операции началось наступление в западных областях Украины. На протяжении полумесяца наступления войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала І.С. Конева разгромили враждебную группу армий «Северная Украина» и продвинулись вперед более чем на 200 км, освободили Львов, все западные области Украины, юго-восточные районы Польши и захватили большой плацдарм за Вислой в районе города Сандомира.

В результате Ясско-Кишиневской наступательной операции с 20 по 27 августа была освобожденная Молдавия. Румыния вышла из фашистского блока и объявила войну Германии.

На севере войска Карельского фронта, взаимодействуя с кораблями и частями Северного флота, разбили 20-ту горную армию гитлеровцев, освободили порт Петсамо (Печенгу), все захваченные врагом районы советского Севера и вступили в Норвегию.

Решительные победы Советской Армии в 1944 году имели огромное военно-политическое значение. Была полностью освобожденная от враждебной оккупации территория СССР, возобновленная государственная граница от Баренцового к Черному морю.

Все головни стратегические группировки ВОЙСК врага были разбиты. В летом и осенью 1944 году уничтожено или взято в плен 96 дивизий и 24 бригады врага, 219 дивизий и 22 бригады потеряли от 50 до 75 процентов своего состава. В этих боях фашисты потеряли 1,6 млн. солдат и офицеров, огромное количество боевой техники.

Гитлеровская Германия потеряла почти всех своих союзников и осталась в полной изоляции...

государственный граница безопасность железный занавес

В послевоенные годы авторитет СССР очень вырос благодаря победе над фашисткой Германией. Многие развивающиеся страны в качестве примера государственного устройства, брали за основу социалистический строй СССР и старались вступить в социалистическую коалицию. Мир поделился на два полюса: капиталистический и социалистический Лукашук И.И. Победа в Отечественной войне и развитие международного права // Международное публичное и частное право. - 2005. - № 4. - С. 2.. Недовольство капиталистических стран, утративших свое влияние на многих ранее им подконтрольных территориях, возрастало. И вскоре это вылилось в противостояние капиталистического и социалистического лагерей. Активизировались военные и политические разведки обоих режимов. Началось «соревнование» двух режимов за глобальное первенство и авторитет в мире («холодная война»). Всё указанное оказало прямое воздействие и на вопросы пограничной безопасности Шустов А.Н. Железный занавес и холодная война // Русская речь. - 2005. - № 1. - С. 123..

После войны на западе и северо-западе шло активное восстановление государственной границы. Вновь создавались пограничные отряды и округа. Заставы и комендатуры из местного населения создавали бригады содействия, которые помогали пограничникам охранять границу. Только в Украинском пограничном округе к началу 1945 г. было создано 209 таких бригад и групп общей численностью 2341 человек Золотарев В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. Жуковский - М.: Кучково поле, 2002. - С. 456..

После перенесения боевых действий на сопредельные территории наша пограничная полоса еще длительное время продолжала оставаться прифронтовой зоной, ближайшим тылом действующей армии. Гитлеровская разведка активно забрасывала сюда шпионов и диверсантов.

Сложность обстановки объяснялась и тем, что в этих районах было оставлено немало вражеской агентуры, здесь прятались пособники и ставленники оккупантов, а также лица, укрывавшиеся от призыва в армию. Особую опасность представляла разветвленная, хорошо законспирированная сеть подпольных организаций и их вооруженные бандформирования, созданные фашистскими разведывательными органами. Во время оккупации гитлеровская администрация широко опиралась на них, а при отступлении снабдила оружием и другими средствами, необходимыми для ведения активной борьбы с Советской властью.

С особым ожесточением эти организации действовали вблизи восстановленной государственной границы. При этом часть банд, в основном в период проведения операций по их ликвидации, стремилась уйти за кордон. И наоборот, имели место многочисленные случаи прорывов банд, сформированных гитлеровской разведкой в Польше, Румынии, Венгрии, на советскую территорию для ведения подрывных действий в нашем тылу.

Ликвидация крупных вооруженных националистических формирований велась в районах восстановленной границы и отличалась крайней напряженностью. Возглавляли ее органы госбезопасности и внутренних дел. Общее руководство борьбой с оуновским подпольем и вооруженными отрядами в западных областях Украины, например, было поручено народному комиссару внутренних дел, народному комиссару госбезопасности УССР и начальнику войск Украинского пограничного округа. Непосредственное руководство оперативной работой возлагалось на УНКВД-УНКГБ Львовской, Станиславской, Дрогобычской и Черновицкой областей. Такая же система была создана на территории западных областей Белоруссии и в прибалтийских республиках.

Политические акции в пограничных районах проводились на основе решений ЦК ВКП(б), постановлений ЦК КП Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии при активном участии местных партийных органов. Оперативные мероприятия на границе и в прилегающих к ней районах пограничные войска и органы госбезопасности осуществляли по единому плану, причем роль последних была определяющей. Во всех случаях войсковым действиям предшествовала агентурно-разведывательная работа, которую проводили органы госбезопасности.

Пограничные округа и отряды, охранявшие восстановленную западную границу, вели борьбу с бандформированиями (действовавшими как в нашем приграничье, так и на территории сопредельных государств, особенно в Польше) во взаимодействии с частями и соединениями внутренних войск. Во многих случаях пограничники также взаимодействовали с тыловыми частями фронтов и военными комендатурами, выставленными на освобожденной территории сопредельных государств, а когда возникала необходимость, то и с пехотными частями Войска Польского. Последнее было вызвано тем, что банды, действовавшие в Польше, нередко совершали набеги на советскую территорию, и наоборот, чтобы уйти из-под удара наших войск, некоторые из них пытались там скрыться.

Взаимодействие между советскими погранвойсками и польскими войсками способствовало успешной борьбе с националистическими бандами в приграничных районах СССР и на территории Польши. В октябре -- декабре 1945 г. и в течение 1946 г. на территории пограничных районов Польши против участков 2, 88, 89, 90 и 93-го советских пограничных отрядов было проведено более 20 совместных специальных операций, в результате которых было ликвидировано значительное число банд, в том числе и «Ягода».

В специальных операциях по ликвидации крупных вооруженных формирований применялась авиация пограничных войск. Самолеты использовались для воздушной разведки, наведения подразделений на обнаруженные банды, высадки десантов, нанесения бомбовых ударов, выставления заслонов на путях отхода бандитов. Например, за первое полугодие 1945 г. летчики-пограничники Украинского погранокруга обнаружили расположение 13 банд. В 1946 г. с помощью воздушной разведки на участках Украинского и Прикарпатского погранокругов было обнаружено 19 бандгрупп.

В 1945 г. оперативно-войсковые группы (ОВГ) применялись для ликвидации националистических банд не только в приграничных районах, но и за их пределами. Например, решением ЦК КП(б) Украины начальникам областных управлений НКВД, пограничных и внутренних войск для уничтожения оставшихся бандитских формирований было поручено создать специальные ОВГ. Каждая группа получала конкретную задачу по ликвидации банд независимо от того, в каком районе области они действовали. Аналогичные решения принимали ЦК КП(б) Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы и Молдавии.

В результате основные националистические организации и их вооруженные формирования были разгромлены. В течение 1945 г. было ликвидировано 250 банд, в боях уничтожено 10 121, ранено 552 и пленено 17 612 человек.

При подведении итогов борьбы с вооруженными формированиями противника в 1945 г. в директиве НКВД СССР подчеркивалось, что пограничные и внутренние войска в процессе очистки пограничной полосы и освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории западных областей СССР совместно с органами НКВД и НКГБ нанесли серьезный удар по бандитскому и националистическому подполью, ликвидировав при этом ряд крупных банд.

В 1946 г. пограничные войска, органы внутренних дел и госбезопасности продолжали вести совместную борьбу по ликвидации вооруженных групп и националистического подполья. 24 июля 1946 г. ЦК КП(б) Украины принял новое решение -- «О ликвидации остатков банд украинско-немецких националистов в западных областях УССР» Климов А.А. Обеспечение общественной безопасности Внутренними войсками НКВД -- МВД СССР на территории Западной Украины в 1940--1950-е годы // Военно-исторический журнал. - 2008. - № 12. - С. 14..

Период 1947 -- 1951 гг. характеризовался сосредоточением усилий пограничных войск, органов НКВД и НКГБ на борьбе против подполья и мелких вооруженных групп, руководство которыми осуществлялось из зарубежных центров. В этот период, когда националисты перешли к действиям мелкими группами в условиях строжайшей конспирации, возросло значение оперативно-разведывательных мероприятий, а также обеспечения надежной охраны государственной границы и пограничного режима.

В 1948 и 1949 гг. борьба с бандитизмом вблизи границы приобрела очаговый характер. В целях маскировки бандиты все чаще стали появляться в форме военнослужащих Советской Армии и пограничных войск. Они действовали группами по 2-3 человека, а нередко и в одиночку.

Но постепенно лишившись поддержки местного населения, утратив связь с зарубежными центрами и материальную базу, националисты и их вооруженные отряды были повсеместно разгромлены. Ликвидация бандитизма в западных областях Украины, Белоруссии и в республиках Прибалтики способствовала установлению спокойствия в этих районах.

Анализ участия пограничных войск в борьбе с националистическим подпольем и его вооруженными формированиями позволяет извлечь ряд уроков. Вот некоторые из них:

Необходимость специальной подготовки командиров и личного состава пограничных войск для борьбы с незаконными вооруженными формированиями;

Создание специальных добровольных формирований из местного населения для поддержания общественного порядка в населенных пунктах и оказания помощи пограничникам в борьбе с националистами;

Планирование специальных контрпартизанских операций в конкретных зонах ответственности пограничных войск совместно с частями армии, внутренних войск и органами госбезопасности, формированиями из местного населения;

Организация специальной идеологической работы среди личного состава подразделений, участвующих в ликвидации незаконных вооруженных формирований.

Учет этих и других факторов способствовал успешному выполнению пограничными войсками стоявших перед ними задач.

Таким образом, с изгнанием гитлеровцев с территории СССР обстановка на северо-западном и западном участках ее границы оставалась сложной из-за наличия в приграничье незаконных вооруженных формирований, активно противодействовавших Советской власти. Они осуществляли свои акции под флагом национально-освободительной борьбы. Борьба с незаконными вооруженными формированиями, быстро прошедшими путь от лозунгов и агитации до бандитизма и уголовщины, растянулась более чем на 6 лет, завершившись в основном только к 1951 -- 1953 гг.

Следует отметить, что после победы над Бонапартом западная граница Российской империи имела нелепую конфигурацию, в несколько раз превышавшую прямое расстояние между её крайними точками. Эта граница не имела ни физико-географических, ни этнографических привязок. Огромный польский выступ, служивший источником внутренних интриг и смут для Российской империи, вдавался между восточно-прусским и галицийским плацдармами соседних немецких империй и в силу этого был потенциально крайне уязвим, что и сказалось в Первую мировую войну. После же Второй мировой войны западная граница СССР прошла по иной траектории, почти по прямой линии между Балтийским и Чёрным морями. То есть теперь западная граница СССР -- по Одеру, Судетам, предгорьям Альп и Балканам -- была близка к оптимальной. Кроме того, СССР получил крупное предполье (страны соцлагеря) перед своими западными рубежами. Оно также имело выгодную конфигурацию.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. Кроме мирных договоров, со странами Восточной Европы СССР подписывал также договоры о дружбе и взаимной помощи Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. - С. 67-87. .

Разумеется, уже в послевоенный период советское государство уделяло значительное внимание и иным, помимо западной и северо-западной, границам. Так, наращивалась военная и пограничная группировки на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Хабаровском крае и в Приморье, происходила реорганизация всех воинских формирований, дислоцировавшихся в этом регионе. К началу 1947 г. в составе Дальневосточного (на Дальнем Востоке на основе договоренностей, достигнутых на Крымской конференции (январь 1945 г.), Советскому Союзу была возвращена южная часть Сахалина и переданы все Курильские острова) и Приморского военных округов имелось 7 общевойсковых и 2 воздушные армии. На Камчатке был создан Камчатский морской оборонительный район, свою базу базирования получили подводные лодки Тихоокеанского флота. Несмотря на трудности, вызванные колоссальными разрушениями в ходе войны, войска получали от государства все необходимое. На границу стали поступать стрелковое автоматическое оружие, радиолокационные и прожекторные станции Минаев А.В. Пограничный режим на государственной границе // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 4. - С. 143..

17 октября 1949 г. пограничные войска были переданы из МВД в МГБ. На этот момент они состояли из следующих округов: УПВ МВД Карело-Финского округа; УПВ МВД Ленинградского округа; УПВ МВД Прибалтийского округа; УПВ МВД Литовского округа; УПВ МВД Белорусского округа; УПВ МВД Украинского округа; УПВ МВД Закарпатского округа; УПВ МВД Молдавского округа; УПВ МВД Грузинского округа; УПВ МВД Армянского округа; УПВ МВД Азербайджанского округа; УПВ МВД Туркменского округа; УПВ МВД Среднеазиатского округа; УПВ МВД Киргизского округа; УПВ МВД Казахского округа; УПВ МВД Забайкальского округа; УПВ МВД Хабаровского округа; УПВ МВД на Тихом океане.

Итак, в целях укрепления обороноспособности СССР и обеспечения государственной безопасности в пограничном пространстве советским правительством сразу же после окончания Второй мировой войны был взят курс на усиление военной мощи и создание надежной системы охраны государственной границы. В этот период важнейшими направлениями пограничной политики СССР стало заключение договоров и соглашений с сопредельными государствами, оборудование границы в инженерно-техническом отношении.

В 1944 г. Советская Армия повела наступление на всех участках фронта - от Баренцева моря до Черного. В январе началось наступление частей Ленинградского и Волховского фронтов, поддержанное Балтийским флотом, итогом которого явилось полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады , длившейся 900 дней, и изгнание фашистов из Новгорода. К концу февраля во взаимодействии с войсками Прибалтийского фронта были полностью освобождены Ленинградская, Новгородская и часть Калининской области.

В конце января началось наступление войск Украинских фронтов на Правобережной Украине. Ожесточенные бои разгорелись в феврале в районе Корсунь-Шевченковской группировки, в марте - под Черновцами. Одновременно были разбиты вражеские группировки в районе Николаева - Одессы. С апреля развернулись наступательные операции в Крыму. 9 апреля был взят Симферополь, а 9 мая - Севастополь.

В апреле, форсировав р. Прут, наши армии перенесли военные действия на территорию Румынии. На несколько сот километров была восстановлена государственная граница СССР.

Успешное наступление советских войск зимой - весной 1944 г. ускорило открытие второго фронта в Европе . 6 июня 1944 г. англо- американский десант высадился в Нормандии (Франция). Однако основным фронтом второй мировой войны продолжал оставаться советско-германский, где были сосредоточены главные силы фашистской Германии.

В июне - августе 1944 г. войска Ленинградского, Карельского фронтов и Балтфлота, разгромив финские части на Карельском перешейке, освободили Выборг, Петрозаводск и 9 августа вышли на государственную границу с Финляндией, правительство которой 4 сентября прекратило военные действия против СССР, а после разгрома фашистов в Прибалтике (главным образом в Эстонии) 1 октября объявило войну Германии. В это же время армии Белорусских и Прибалтийских фронтов, разгромив вражеские войска в Белоруссии и Литве, освободили Минск, Вильнюс и вышли на границу Польши и Германии.

В июле - сентябре части Украинских фронтов освободили всю Западную Украину . 31 августа немцы были выбиты из Бухареста (Румыния). В начале сентября советские войска вступили на территорию Болгарии.

Осенью 1944 г. начались ожесточенные бои за освобождение Прибалтики - 22 сентября был освобожден Таллин, 13 октября - Рига. В конце октября Советская Армия вступила в пределы Норвегии. Параллельно с наступлением в Прибалтике и на Севере наши армии в сентябре - октябре освободили часть территории Чехословакии, Венгрии, Югославии. В боях за освобождение Чехословакии принимал участие Чехословацкий корпус, сформированный на территории СССР. Войска народно-освободительной армии Югославии вместе с армиями маршала Ф. И. Толбухина 20 октября освободили Белград.

Итогом наступления Советской Армии в 1944 г. явилось полное освобождение территории СССР от фашистских захватчиков и перенесение войны на территорию врага.

Победа в борьбе с гитлеровской Германией была очевидна. Она была достигнута не только в боях, но в результате героического труда советского народа в тылу. Несмотря на огромные разрушения, причиненные народному хозяйству страны, промышленный потенциал ее постоянно возрастал. В 1944 г. советская промышленность перегнала военное производство не только Германии, но Англии и США, производя около 30 тыс. танков и самоходных орудий, более 40 тыс. самолетов, свыше 120 тыс. орудий. Советская Армия с избытком была обеспечена ручными и станковыми пулеметами, автоматами и винтовками. Советская экономика благодаря самоотверженному труду рабочих и крестьян одержала победу над всей европейской промышленностью вместе взятой, которая почти полностью была поставлена на службу фашистской Германии. На освобожденных землях сразу начиналось восстановление народного хозяйства.

Следует отметить труд советских ученых, инженеров и техников, создавших первоклассные образцы вооружения и обеспечивших ими фронт, что в значительной мере обусловило победу над врагом.
Имена их хорошо известны - В. Г. Грабин, П. М. Горюнов, В. А. Дегтярев, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, В. Ф. Токарев, Г. С. Шпагин, А. С. Яковлев и др.

На службу военному времени, воспитанию патриотизма и воспеванию боевых традиций русского народа были направлены произведения замечательных советских писателей, поэтов, композиторов (А. Корнейчука, Л. Леонова, К. Симонова, А. Твардовского, М. Шолохова, Д. Шостаковича и др.). Единство тыла и фронта было залогом победы.

В 1945 г. Советская Армия располагала абсолютным численным перевесом в живой силе и технике. Военный потенциал Германии значительно ослаб, так как она фактически оказалась без союзников и сырьевых баз. Учитывая, что англо-американские войска не проявляли особой активности с развитием наступательных операций, немцы по-прежнему держали на советско-германском фронте главные силы - 204 дивизии. Более того, в конце декабря 1944 г. в районе Арденн немцы силами менее 70 дивизий прорвали англо-американский фронт и стали теснить союзные войска, над которыми возникла угроза окружения и уничтожения. 6 января 1945 г. премьер- министр Англии У. Черчилль обратился к Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину с просьбой ускорить проведение наступательных операций. Верные союзническому долгу, советские войска 12 января 1945 г. (вместо 20) развернули наступление, фронт которого простирался от берегов Балтики до Карпатских гор и равнялся 1200 км. Мощное наступление осуществлялось между Вислой и Одером - на Варшаву и Вену. К концу января был форсирован Одер , освобожден Бреслау. 17 января освобождена Варшава , затем Познань, 9 апреля - Кенигсберг (ныне Калининград), 4 апреля - Братислава , 13 - Вена . Итогом зимнего наступления 1915 г. явилось освобождение Польши, Венгрии, Восточной Пруссии, Померании, Данни, части Австрии и Силезии. Был взят Бранденбург. Советские войска вышли на рубеж Одер - Нейсе - Шпрее . Началась подготовка к штурму Берлина.

Еще в начале 1945 г. (4-13 февраля) в Ялте собралась конференция руководителей СССР, США, Великобритании (Ялтинская конференция ), на которой решался вопрос о послевоенном устройстве мира . Была достигнута договоренность о прекращении военных действий только после безоговорочной капитуляции фашистского командования. Главы правительств пришли к соглашению о необходимости ликвидации военного потенциала Германии, полного уничтожения нацизма, военных контингентов и центра милитаризма - германского генштаба. Одновременно было решено осудить военных преступников и обязать Германию уплатить репарации в сумме 20 млрд. долл. за ущерб, причиненный в период войны странам, с которыми она воевала. Было подтверждено ранее принятое решение о создании международного органа для поддержания мира и безопасности - Организации Объединенных Наций . Правительство СССР дало обещало союзникам вступить в войну с японским империализмом через три месяца после капитуляции Германии.

Во второй половине апреля - начале мая Советская Армия нанесла последние удары по Германии. С 16 апреля началась операция по окружению Берлина, закончившаяся к 25 апреля. После мощной бомбардировки и артиллерийского обстрела завязались упорные уличные бои. 30 апреля между 14 и 15 часами над рейхстагом был водружен красный флаг.

9 мая была ликвидирована последняя вражеская группировка и освобождена столица Чехословакии Прага . Гитлеровская армия прекратила свое существование. 8 мая в берлинском пригороде Карлхорсте был подписан акт безоговорочной капитуляции Германии .

Великая Отечественная война завершилась окончательным разгромом фашистской Германии и ее союзников. Советская Армия не только вынесла на своих плечах всю тяжесть войны, освободила Европу от фашизма, но и спасла от разгрома англо-американские войска, дав им возможность воевать с малочисленными немецкими гарнизонами.


Парад Победы на Красной площади - 24 июня 1945 г.

17 июля 1945 г. в Потсдаме собралась конференция глав правительств СССР, США и Великобритании (Потсдамская конференция ), обсудившая итоги войны. Руководители трех держав договорились навсегда ликвидировать германский милитаризм, гитлеровскую партию (НСДАП) и не допустить ее возрождения. Были решены вопросы, связанные с выплатой Германией репараций.

После разгрома фашистской Германии Япония продолжала вести военные действия против США, Англии и других стран. Военные действия Японии угрожали и безопасности СССР. Советский Союз, выполняя свои союзнические обязательства, 8 августа 1945 г. после отклонения предложения о капитуляции объявил войну Японии. Япония оккупировала значительную территорию Китая, Кореи, Маньчжурии, Индокитая. На границе с СССР японское правительство держало миллионную Квантунскую армию, угрожая постоянным нападением, что отвлекало значительные силы Советской Армии. Тем самым Япония объективно помогала фашистам в агрессивной войне. 9 августа наши части тремя фронтами перешли в наступление, началась Советско-японская война . Вступление СССР в войну, которую безуспешно вели несколько лет англо-американские войска, резко изменило обстановку.

В течение двух педель была полностью разгромлена главная сила Японии - Квантунская армия и поддерживающие ее части. Стремясь поднять свой «престиж», США без всякой военной необходимости сбросили две атомные бомбы на мирные японские города - Хиросиму и Нагасаки.

Продолжая наступление, Советская Армия освободила Южный Сахалин, Курильские острова, Маньчжурию, ряд городов и портов Северной Кореи. Видя, что продолжение войны бессмысленно, 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала . Поражением Японии окончилась вторая мировая война . Наступил долгожданный мир.

Показать комментарии

Всем здравствуйте! Бродя по просторам интернета набрел на статью, где обсуждается восстановление советского союза, все "за" и все "против". А как вы думаете уважаемые читатели, возможно ли восстановление границ советского союза, если не сегодня, то в ближайшем или далеком будущем?

По моему мнению, то я сомневаюсь в этом, так как уже выросло поколение, которое не знает что такое СССР. Плюс ко всему в бывших постсовестких республиках, как я стал замечать, переписывается история и Россия выступает в роли колонизатора, и обретение независимости - это действительно значимая дата для некоторых республик. Россию обвиняют в геноциде народов, в оккупации территорий, в насильственном переселении и тому подобных бедах.

Собственно вот статья:

"В социальных сетях был замечен документ в форме аналитической записки без указания её авторов и адресатов с названием «План воссоздания СССР в 2009-2020 гг.». Вероятное авторство – одна из политконсалтинговых структур т.н. «кремлёвского пула». Однако, возможен и другой источник из более широкой российской политтехнологической среды.

Любопытно также проследить связь положений этого документа с происшедшими изменениями в странах постсоветского пространства за последние два года. Многие из его идей становятся актуальными. Выборочно наиболее, на мой взгляд, существенные отрывки.

Создание Союза Евразийских Государств (СЕГ) должно завершить затяжной системный кризис на постсоветском пространстве, возникший в ходе распада СССР и стать важнейшим фактором глобального мироустройства в XXI веке, подобно тому, как эту роль выполнила СССР в XX веке. Создание СЭГ станет условием мировой и европейской безопасности. За основу объединения Союза Евразийских Государств (наследника и правопреемника СССР) берётся видоизменённая идеология Евросоюза как региональной жёстко структурированной конфедерации, с учётом особенностей постсоветского пространства. СССР предлагается воссоздать в составе следующих республик: РФ, Украина, Республика Беларусь, Молдова, Казахстан, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Армения.

Сергей Сибиряков: Возможно ли воссоздание на постсоветском пространстве нового союзного государства, при каких условиях и в каком составе?

Кирилл Панкратов – доктор философии (Эктон, Массачусетс, США):

Навряд ли. Россия, и Москва в частности, по-прежнему является для большей части постсоветского пространства главным культурным и экономическим центром, вокруг которого обращается всё остальное. Но в то же время, как элиты, так и всё население в постсоветских странах уже привыкли к реальности независимых государств. Россия - опять же как элиты так и всё население - не испытывает особого желания оплачивать новую имперскую экспансию и субсидировать новые провинции.

Для того, чтобы Россия стала привлекательным центром для более тесного объединения (а таким ядром может быть только Россия, конечно), ей нужно самой стать более привлекательной для собственных окраин, выработать децентрализованную модель при которой её собственные регионы чувствуют себя более равноправными и самостоятельными, а не просто пешками и ходоками к большому начальнику в Москву. А это очень непросто, и в ближайшее время навряд ли осуществимо.

Павел Крупкин – кандидат физико-математических наук, научный руководитель Центра изучения Современности (Париж, Франция):

Я скептичен к подобной перспективе на ближних и средних сроках. Я вижу существенные ограничения для подобного объединения как изнутри постсоветского пространства, так и снаружи. Основным внутренним сдерживающим фактором является очень сильно укорененный обычай окраинных элит «доить» Россию – есть такой сложившийся веками габитус. Данное же социально-политическое место официальных околороссийских «упырей» уже занято некоторыми «хитрыми» внутрироссийскими этнократиями и диаспорами. К тому же и простое население уже во многом это все осознало, и не горит желанием подставлять свои артерии дополнительным «кровососам». А снаружи в плане предотвращения подобной перспективы будет работать «либинтерн», смыслом существования которого сейчас стала дефрагментация Евразии. Если же посмотреть на ряды сторонников политического объединения постсоветского пространства, то не видно значимых энергий, которые смогли бы преодолеть как активное сопротивление подобному объединению этнократий и «либинтерна», так и пассивное сопротивление ординарного населения РФ. Так что в краткосрочном плане интеграция вряд ли преодолеет чисто экономические рамки.

В долгосрочном же плане, когда на постсоветском пространстве произойдет смена пары поколений руководителей с полным разложением их нынешнего «упыринного» габитуса, процессам интеграции постсоветского пространства может открыться европейский путь. Посмотрим, кто по этому пути сможет последовать.

Владимир Коробов – директор Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидат социологических наук (Херсон, Украина):

А зачем новое союзное государство? Наелись союза. Государство уже есть – Россия, пусть входят в ее состав те, кто созреет для этого, кому станет страшно в этом враждебном мире, кто будет нуждаться в помощи и поддержке. Вон Евросоюз распадается, Меркель ставит вопрос о создании двух зон, а вы туда же – новое союзное государство… Союзное государство - архаичная, мертворожденная форма. А так, кому нравится слово «союз» не только на мусорных баках (как в Одессе) - можно сохранить добрую традицию саммитов СНГ.

Владимир Беляминов – политолог, эксперт по финансовому и экономическому маркетингу (Харьков, Украина):

Миром правят деньги и капитал. Это прочно внушили за 20 лет самостоятельного периода истории каждому государству, некогда входившему в СССР. Конфедерация по экономическому принципу возможна, по политическому и идеологическому уже навряд ли. Сильно вбивают клин между народами, делая акцент на "особых национальных принципах". Пример тому - неудачная попытка Ющенко выстроить национальную доктрину построения государства на голодоморно-депрессивной тематике с попыткой отторжения и осуждения советского прошлого через ряд пропагандистских кампаний. Прибалтика, которая перекроила свою историю в угоду Западу и поддала сомнению исторический период вхождения в СССР.

Поэтому я считаю, что прагматичный экономический союз куда реальнее политического. Таковы реалии, хотя политический сцементировал бы общую экономику, которая сегодня первична в жизни каждого государства.

Юрий Юрьев – политконструктор (Одесса, Украина):

Воссоздание нового союзного государства возможно, в составе преимущественно русских по языку, культуре и устремлениям территорий. Условий же для этого множество, часть из них уже изложена в законодательстве о включении субъектов в российскую федерацию, а остальные условия не менее важны, более многочисленны и не могут быть изложены в формате экспертного интервью в должном объёме.

Петр Гецко – премьер-министр непризнанной Республики Подкарпатская Русь (Ужгород, Украина):

Однозначно, что новое союзное государство может возникнуть, но везде уже есть социальный строй, кроме Беларуси, который воспрепятствует этому. Неолиберализм стоит преградой к новому союзному государству на просторах экс-СССР. Думаю, что и на Украине даже не украинский национализм, а именно украинская олигархия будет этому всячески препятствовать. В России, Беларуси, Казахстане своя ситуация и специфика.

Игорь Богатырёв – журналист, редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» (Тверь, Россия):

Я бы таки уточнил – союзного государства? Или союзного социалистического государства, по аналогии с СССР? Второе - да, возможно. Полагаю, всех нас ждут большие катаклизмы, после которых "нарыв прорвётся", и социализм будет реставрирован. А на его платформе может вестись и любая интеграция, в том числе и объединение, наподобие союзного государства. При нынешнем режиме такое объединение вряд ли возможно. По ряду причин, в числе первых из которых - разнонаправленность целей стран - потенциальных участников.

Даниэль Штайсслингер – журналист и переводчик (Лод, Израиль):

Может, и возможно. Создание некоего аналога ЕС. Классическая империя уже не вернётся, она никому не нужна, кроме пары десятков честолюбцев и романтиков. Но через десятки лет, когда такая тема самопиара, как предъявление счётов Советскому Союзу и России, приестся политикам на местах и их избирателям и перестанет приносить электоральный профит.

Юрий Бликов – сценарист, кинорежиссер, психолог, публицист (Одесса, Украина):

Теоретически – возможно. Практически – такой возможности сегодня, я не наблюдаю. Для возникновения подобной геополитической структуры необходим целый ряд условий.

1. Наличие жестких экономических и политических условий, вынуждающих независимые государства пренебречь частью своих интересов, в том числе и суверенитетом, в пользу такого объединения.

2. Наличие таких условий, которые заставят политические элиты этих государств отказаться от значительной части власти и личных преференций, в пользу центрального руководства.

3. Наличие таких политических элит, которые будут осознавать необходимость такого шага и будут готовы его осуществить ради своих стран, в ущерб личным интересам.

Как видите, ни одно из этих условий сегодня не существует. Посему, говорить о создании союзного государства несколько преждевременно.

Семен Уралов – политолог (Львов, Украина):

Постсоветское пространство обречено на создание империи. Потому что если на нашем пространстве не будут запущены восстановительные и реинтеграционные процессы, нас ждет дальнейшая деградация и разложение. Центробежные процессы, запущенные в середине 80-х продолжаются до сих пор. Если в России их удалось немного приостановить в ходе «путинской десятилетки», то например, в странах Средней Азии, Молдове и Грузии они видны невооруженным глазом. Но надо понимать, что для того, чтобы сменить вектор развития на построение новой империи, то придется избавиться от комплексов, рожденных в ходе перестройке. Всем элитам постсоветского пространства придется избавиться от иллюзий «национальных государств» и осознать, что только империя может обеспечить действительный суверенитет, а не картонную «независимость». И первым шагом, безусловно, должен стать военно-политический союз, потому что любые восстановительные процессы на нашем пространстве будут сразу же торпедированы нашими конкурентами вплоть до военных конфликтов. Суверенитет будущей империи еще предстоит отстоять.

Александр Хохулин – блогер, хозяин и модератор сайта «Манкурты» (Львов):

"Воссоздавать" ничего не нужно, в одну реку два раза не войдешь. Увы, надо строить новое. С учетом "аллергии" миллионов людей на слово "Союз" предпочитаю эвфемизмы, красноречивых политиков в России, да и в других странах хватает, пусть пореже оглядываются назад и найдут слово поудачней. При экономически и политически выгодных условиях состав может быть произвольным.

Юрий Шимановский – писатель, журналист и программист (Мертл Бич, Южная Каролина, США):

Возможно. В сущности СНГ - это и есть союзное, но менее централизованное образование. В случае усиления связей оно постепенно превратится в аналог СССР.

Николай Лагун – политолог (Днепропетровск, Украина):

Это зависит от готовности элит постсоветских государств, которая в свою очередь определяется экономическим и политическим состоянием этих государств. Очевидно, имеет место также историческая и этническая близость, поэтому наиболее вероятной при других равных условиях является реинтеграция восточнославянских государств, с учетом, конечно же, роли русофобски настроенной части общества Белоруссии и Украины, а то и целого региона последней. Вполне вероятной может быть реинтеграция одновременно с сецессией этого самого региона, причем, весьма вероятно и то, что сецессия может начаться даже раньше, и она станет одним из стимулов к интеграции.

Мирослава Бердник – журналист и публицист (Киев):

Даже если не касаться гуманитарных аспектов, которые могут быть не учтены частью прагматично мыслящих людей, объединение на тех или иных аналогичных ЕС условиях - возможность сформировать емкий региональный рынок сбыта с более чем 200 млн. потребителей. Страны СНГ до сих пор используют инфраструктуру, унаследованную от СССР, а также прежние логистические схемы, т.е. товарные потоки так или иначе проходят через территорию России. Существует два варианта дальнейшего развития экономических связей на территории СНГ - либо постсоветские страны строят новую инфраструктуру - переориентированную на связи в обход России - что невозможно сделать в короткие сроки, либо восстанавливают и модернизируют советскую инфраструктуру, постепенно трансформируя ее. Думаю, пока это будет делаться в рамках ЕврАзЭС, таможенного союза, а там посмотрим. Я уверена, что увидев успехи даже прото-объединения, к нему, особенно в условиях продолжения мирового кризиса, устремятся и другие постсоветские страны.

Михаэль Дорфман – публицист, редактор, издатель (Нью-Йорк, США):

Сегодня в мире ослабевает гегемония бывших сверхдержав и преобладает тенденция на создание больших наднациональных союзов, где осуществляется, какой либо баланс силы и учитываются интересы не только больших, но и малых государств. Примером является Евросоюз, но тенденция также наблюдается в Латинской Америке и Африке.

Мечта воссоздать на всем постсоветском пространстве союзное государство кажется мне такой же иллюзорной, как и имперская мечта завоевать Константинополь. Прибалтика вряд ли войдет в СССР добровольно. Да и все остальные постсоветские страны вряд ли заинтересованы войти в союз под эгидой современной России с суверенной демократией и «разбойничьим капитализмом». Вместе с тем, есть все шансы для прочной и взаимовыгодной экономической, а затем и политической интеграции независимых государств, связанных общими интересами. Только это делается не путем громогласных деклараций, как в случае российско-белорусских маневров. Евросоюз начался с Европейского объединения угля и стали.

Александр Кулик – политолог, кандидат исторических наук (Днепропетровск, Украина):

Как свидетельствует постсоветская история, подобный проект не нужен никому из ведущих политиков на просторах бывшего СССР – и в первую очередь не нужен в России. Дело в том, что нынешнее руководство постсоветских государств интересует лишь эксплуатация имеющихся у них в наличии ресурсов. Ни о какой идеологии, тем более объединительного плана, тут речь не идёт. Во всяком случае, на ближайшую перспективу.

Нестор Комарницкий – блогер, журналист, финансист (Львов-Волгоград):

Воссоздание Союза все еще вполне возможно. Более того, я думаю, что мировой экономический кризис ускорит этот процесс, и мы увидим рост количества участников Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь еще до 2015 года.

Алексей Байков – главный редактор сайта "Актуальная история", кандидат исторических наук (Москва, Россия):

Думаю что возможно - но не в виде очередной "великой континентальной империи", как это видится многим ура-патриотам, но как некая альтернативная версия Евросоюза на постсоветском пространстве. Понятно, что доминировать в таком объединении не сможет никто кроме России, а потому важнейшим условием для создания такого "евразийского союза" является не просто смена правящего режима и политических элит, но и смена самой парадигмы власти на нечто более привлекательное, чем режим правящих сегодня в Брюсселе евробюрократов леволиберального толка. Но пока об этом думать рановато - нам бы Россию уберечь от распада.

Алексей Дубинский – преподаватель, изобретатель, консультант (Днепропетровск):

Для создания нового союза нужны:

1. новая идеология или общая сверхцель;

2. явная выгода всем участникам от объединения;

3. силы, заинтересованные в объединении.

Состав может начинаться с пары РФ + Украина или РФ + Казахстан. И только потом очередь Белоруссии.

Необходимое условие: сторонники объединения должны прийти к власти в Кремле.

Разве это реально? Остаюсь оптимистом (хорошо информированным).

Виктор Глеба - архитектор, член президентского совета Национального союза архитекторов (Киев, Украина): Опомнитесь! Какое воссоздание? Империи гибнут и возрождаются на крови покорённых народов. Вам что крышу посрывало от михалковско-путинского советского гимна на новые слова о "рассее" - матушке?

Что породила эта"матушка" в средневековье - резню Боголюбивого князя в Киеве? Сняли золотые ворота, вывезли шапку, вырезали население...
Может "Петровская" реформа создания унитарного государства Российского
с уничтожением государственного устройства Украины?

Система управления у нас в Украине и России одинаковая при различных
административно-территориальных делениях - монголо-конфуцианская с
византийским правлением.

Границы нет, таможни полноценной нет. Товарооборот между странами
велик, армия Российская (флот) охраняет рубежи обоих РОДИН. Что ещё
нужно?

Завершил дискуссию автор опроса политолог Сергей Сибиряков: Реальность дня сегодняшнего - не пренебречь остатками советского наследия, старательно зачищаемыми националистами на постсоветском пространстве. Но, прежде чем говорить о воссоздании нового союзного государства на развалинах СССР, мы должны понимать, почему рухнула советская система.

Дискуссии на тему кто виноват, в конце второго десятилетия после распада СССР, уже не актуальны. Необходимо тщательно проанализировать в какой системе координат находится постсоветское пространство и, что же делать дальше.

Для анализа используем кибернетический подход. Его создатель Норберт Винер пoказал, чтo в любой сложной системе должен соблюдаться баланс прямых и обратных информационных связей. Он первым научно спрогнозировал вероятный распад СССР из-за отсутствия демократии, вследствие чего власть была обречена на деградацию, а общество - на потерю стабильности (увеличение энтропии).

Мы помним, что советские аналитики тоже прoгнoзировали по этим же объективным закoнoмернoстям кибернетики вероятный распад США в конце второго десятилетия ХХI столетия, но уже из-за превышения влияния силы демократии и потери из-за этого управления. Таким образом, с позиций кибернетического подхода для устойчивости общественной системы необходимо:

- Усилить действие силы общества на власть для обеспечения баланса сил, иначе общественная система не смoжет быть стабильнoй, обречена на деградацию и разрушение;

- Обеспечить общество дoстoвернoй пoлнoценнoй инфoрмацией о всех аспектах деятельности власти;

- Обеспечить общество реальными и действенными механизмами влияния на власть при ее попытках злоупотребления свoим положением. Решать эти задачи необходимо уже сейчас в рамках существующей системы.

Вопросы коллегам-экспертам из разных стран задавал координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков."



Похожие публикации