Закон макса вебера. Макс Вебер: биография, семья, годы жизни, основные работы

Макса Вебера , чуть ли не на протяжении целого столетия, весь мир считает самым известным современным исследователем естественных особенностей человека. Его главный труд «Протестантская этика и дух капитализма» сейчас изучается во всех университетах, практически на всех факультетах. Итак, Макс Вебер – немецкий социолог и экономист, один из основателей социологии как , юрист, философ родился 21 апреля в 1864 году в небольшом городке Восточной Германии, в Эрфурте. Мальчику повезло родиться в семье, которая принадлежала к высшей ступени немецкого общества той эпохи, что благостно сказалось на развитии личности, ведь Максу еще в юном возрасте были доступны для изучения все передовые достижения научной мысли той эпохи.

После того, как его отец переехал в и стал депутатом сначала Прусского , а затем и Рейхстага, в их доме стали частенько собирались буржуазные лидеры эпохи Бисмарка, а также известные представители научных кругов. Частыми гостями в доме Веберов, в пригороде Берлина, в Шарлоттенбурге были Трейчке, Зибель, Дилтей, Микель, Капп и другие известные личности, что позволяло юному Максу быть свидетелем интереснейших научных дискуссий и с младых ногтей формировать собственный взгляд на ход мировой истории, на различные реалии жизни Германии и всего мира в целом. Еще до того, как Вебер поступил в гимназию в 1876 году, он уже с восторгом читал труды Тацита и Геродота, Дройзена и Ранке, так что совсем не удивительно, что центром интересов мальчика стала политика в широком смысле этого слова. Однако, это увлечение политической теорией, не помешало Максу получить академическую юридическую подготовку в четырех университетах: Геттингенском, Берлинском, Гейдельбергском и Страсбургском.

Уже в 1889 Вебер защитил докторскую диссертацию, что распахнуло перед ним двери в огромные возможности академической карьеры. Какое-то время он занимался преподавательской деятельностью, был профессором двух университетов (Гейдельского и Фрейбургского), что, в общем-то, можно считать большим достижением для молодого ученого. Но Вебер не ограничивался простым чтением лекций в университетах Германии, в это же время он написал множество научных работ, причем тематика этих трудов касалась самых разнообразных сфер и направлений в научных исследованиях. Именно в этих трудах Вебер впервые сформулировал свое собственное видение принципов социального существования и функционирования человечества как системы. Именно эта концепция видения в будущем будет взята на вооружение всеми социологами мира в изучении особенностей тех или иных обществ. Однако, настоящей классикой стал только один труд немецкого ученого, причем, почти что сразу после его издания.

Это «Протестантская этика и дух капитализма», труд, который был написан после пятилетнего затишья в научной деятельности Вебера, но который однозначно можно считать настоящим шедевром. В этом труде Вебер целиком опирается на суждения о том, что Дух Капитализма «виновен» в том, что человечество достигло таких небывалых высот в своем развитии. В принципе, этот труд можно вполне использовать как учебник любому человеку, использовать его, как практическое пособие о том, как нужно выживать в условиях капиталистической конкуренции, чтобы сделать свой бизнес успешным и прибыльным. Макс Вебер оперирует такими понятиями, как время и деньги, кредит и деньги, честность, пунктуальность, бережливость, старательность, деловитость, призвание и традиции. Он на вполне конкретных примерах показывает достоинства и недостатки капитализма и традиционализма. Причем, последний, явно всегда проигрывает.

Макс Вебер, пожалуй, что самый нетривиальный и нестандартный философ конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. Его многочисленные работы и исследования являются актуальными и по сей день. Вебер принимал участие в создании Веймарской конституции, во время руководил госпиталями, выполнял различные политические и дипломатические миссии в Вене и Брюсселе. Он умер от испанки в 1920-ом году, но, подобно Тациту, трудами которого когда-то так восхищался юный Макс, стал бессмертным в своем поистине гениальном наследии.

(1864-1920) - немецкий социолог, обнаружил огромное влияние на современную социологию - как в плане методологическом, так и в плане накопления социологического знания. Среди его основных работ такие, как: "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1906), "О категории понимающей социологии" (1913), "История хозяйства" (1923), "Город" (1923).

В отличие от Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма, Макс Вебер считал, что законы общества принципиально отличными от законов природы. А поэтому необходимо развивать два типа научного знания - науку о природе (естествознание) и науку о культуре (гуманитарное знание). Социология же - по его мнению

находится на границе между этими двумя сферами и должна позаимствовать у естественных дисциплин причинно-следственное объяснение действительности и соблюдение точных фактов, а в гуманитарных - метод понимания и отнесения к ценностям. Понимание - употребление во внутренний мир индивидов, понимание их мыслей и переживаний. Социолог будто мысленно ставит себя на место других людей и пытается понять их мысли и чувства. Ученый считал личность основой социологического анализа. Он был убежден, что такие сложные понятия, как: государство, религия, капитализм могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Но как выделить главное, общее в индивидуальных переживаниях людей? Таким критерием, согласно Вебера, становится "отнесения к ценностям". Ценности могут быть теоретическими - истина, политическими - справедливость; моральными - добро; эстетическими

красота и тому подобное. Но, если они имеют значение для всех исследуемых субъектов, то они - над субъектные, то есть имеют абсолютное значение в пределах изучаемой эпохи.

Главным инструментом познания у Макса Вебера является "идеальные типы". Это такие конструкции, схемы социальной действительности, которые существуют в воображении ученых. "Идеальный" в данном случае означает "чистый", "абстрактный", то есть такой, который в реальной жизни не существует.

То есть идеальный тип следует понимать не в морально-этическом плане, а в теоретико-методологическом. Под "идеальным" социолог подразумевает не тот тип, к которому общество должно стремиться, а тот, который содержит наиболее существенные, типичные черты социальной действительности и может служить эталоном для сравнения с социальной реальностью. Скажем, если мы захотим описать идеальный тип современного украинского пассажира городского транспорта, то, проанализировав окружающую действительность, обнаружим, что это вовсе не является вежливая лицо, всегда вовремя оплачивает проезд и уступает место старшим, как бы нам этого всем хотелось. Нет, идеальный тип в этом случае должен в себя включать и другие характеристики, которые присущи современным украинским пассажирам городского транспорта - это также лицо, иногда пытается проехать без билета, часто бывает невежливым.

Макс Вебер оперировал такими идеальными типами, как: "капитализм", "бюрократия", "религия", "рыночная экономика" и др.

Идеальные типы должны изучаться социологией в той форме, в которой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в которой те ориентируются на них в своих действиях. Социальные действия индивидов - это действия, которые соотносят (в счет) с действиями других лиц и ориентированы на них (не будут считаться социальными действиями в смысле, предложенном Вебером, такие действия, как, например, одинокая молитва или панические действия толпы).

Макс Вебер выделяет четыре вида социального действия: целое рациональную, ценностно-рациональную, аффективной и традиционной.

Целое рациональное действие предполагает и учитывает поведение предметов внешнего мира и других людей (критерием рациональности является успех). "Целое рационально, - пишет Вебер, - действует тот, кто ориентирует свое действие в целях, средств и побочных последствий, и при этом рационально взвешивает как соотношение затрат и целей, так и целей по побочных последствий".

Ценностно-рациональное действие обусловлено сознательной верой в этические, эстетические, религиозные ценности, согласно которым и происходит это действие, независимо от того, принесет это действие успех или нет. "Чисто ценностно-рационально, - читаем в трудах М. Вебера, - действует тот, кто, не учитывая возможные последствия, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него его обязанность, его понимание достоинства, красоты, его религиозные предписания, пиетет или важность какой... "дела". Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с "заповедей" или "требований", которые тот, что действует считает себя ".

Образцом ценностно-рационального действия может, например, считаться заявление лидера Немецкой реформации XVI в. Мартина Лютера, который, в ответ на требование папского Рима покаяться и отречься от своих взглядов, ответил: "Не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. На том стою и не могу иначе. Пусть поможет мне Бог".

8. Аффективная действие - действие под влиянием аффектов и чувств. В случае аффективной действия, так же, как и в случае ценностно-рациональной, целью действия является собственно сама это действие, а не что-то другое (результат, успех и т.д.); побочные последствия как в первом, так и во втором случае в расчет не берутся.

4. Традиционная действие - это действие под влиянием привычки, традиции.

Реальное поведение индивида, по мнению Вебера, определяется, как правило, двумя и большим количеством видов действия в ней присутствуют и целое рациональные, и ценностно-рациональные, и аффективные, и традиционные моменты. В разных типах обществ те или иные виды действия могут доминировать: в традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы социального действия, в индустриальном - целое и ценностно-рациональный.

Что значит для общества и его структуры роста роли целое рационального действия? Это означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, управление. Причем этот процесс касается не только экономики, но и политики, науки, культуры - всех сфер общественной жизни. Рационализируется также образ мышления людей, их образ ощущение и образ жизни в целом. Это сопровождается возрастанием роли науки, которая, по Веберу, является чистым воплощением принципа рациональности. Проникновение науки во все сферы жизни - это свидетельство универсальной рационализации современного общества.

По сравнению с Карлом Марксом, Макс Вебер уделял гораздо меньше внимания классовом конфликта и влиятельные экономики на общественную жизнь. В книге "Протестантская этика и дух капитализма" (и904-и906) он исследовал взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. Вера побудила протестантов к самоотверженному труду, бережливости, личной ответственности за свой жизненный путь. Эти качества способствовали развитию современного капитализма. Капитализм, по мнению ученого, сформировался и распространился в процессе развития науки, современной технологии, бюрократии и рационализации общества.

Макс Вебер - один из тех деятелей, которые официально считаются основоположниками серьезной социологической науки (наряду с и Эмилем Дюркгеймом). Однако взгляды и научные труды оказали влияние и на ряд других общественных наук, а многие концепции лидерства и управления (так называемые «идеальные типы господства», то есть власти) до сих пор остаются актуальными в политической сфере.

Детство и юность

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (таково полное имя социолога) родился 21 апреля 1964 года в немецком городе Эрфурте. Мальчик стал старшим сыном в семье, после него родились еще шесть детей (по другой информации - восемь, но двое умерли в младенчестве).

Отец Максимилиана Вебера занимал государственный пост, а также состоял в национал-либеральной партии. Благодаря этому в доме Веберов часто собирались видные политические деятели, ученые, представители местной власти.

Мальчик рос в атмосфере политических дискуссий, разнообразных мнений и интеллигентных споров по самым различным вопросам, что не могло не сказаться на формировании его собственных взглядов на мир. Однажды, будучи подростком, Максимилиан подготовил родителям необычный рождественский подарок - самостоятельно написанные исторические эссе.

А вот традиционные занятия с преподавателями оставляли Максимилиана равнодушным: мальчику было скучно на уроках, и он иногда откровенно игнорировал задания учителей, повергая последних в справедливый гнев. Зато уже в подростковом возрасте Макс Вебер прочел отцовскую библиотеку, познакомившись с классической и научной немецкой литературой, а также книгами мировых классиков.


Макс Вебер с братьями

С течением времени отношения Максимилиана с родителями разладились. По мнению юноши, отец излишне тяготел к земным наслаждениям, которые Веберу казались приземленными. Мать же, напротив, придерживалась идей кальвинизма (основоположником которых стал богослов ) и стремилась к полной аскезе.

В 1882-м Максимилиан Вебер поступил в Гейдельбергский университет, выбрав для изучения юриспруденцию. Немногим позднее юношу перевели в Берлинский университет. Первые годы, как признавался Макс Вебер, он не пренебрегал веселыми студенческими посиделками с пивом, а также увлекался фехтованием.


Однако это не мешало успехам в учебе, и вскоре молодой человек даже начал подрабатывать помощником адвоката, набираясь практического опыта. В 1886 году Вебер выдержал экзамен, позволивший молодому человеку работать самостоятельно.

Тремя годами позднее Макс Вебер стал доктором юридических наук, защитив диссертацию. После этого Вебер продолжил изучать международное право и готовить еще одну диссертацию на рассмотрение ученого совета. Параллельно Максимилиан получил место преподавателя в Берлинском университете. Также молодой человек давал консультации по юридическим вопросам.

Наука и социология

Помимо юриспруденции Макса Вебера интересовала и социология, а точнее, социальная политика. Ученый даже присоединился к "Союзу социальной политики", где с единомышленниками изучал интересующие его моменты.

Основные идеи членов общества базировались на главном принципе: по их мнению, экономическую науку нужно рассматривать как инструмент, который позволяет решать социальные проблемы в обществе текущей эпохи. В то же время Вебер вплотную занялся и политикой, присоединившись к левоцентристской партии.


В 1984-м Макс Вебер перебрался во Фрайбург, где стал преподавать экономику в университете. Параллельно ученый собрал вокруг себя интеллектуалов того времени, образовав так называемый «круг Вебера», куда вошли, пожалуй, самые интересные персоны того времени: Марк Блок, Роберт Михельс, Вернер Зомбарт и другие.

Также Макс Вебер продолжил изучать экономику и историю права в разрезе социологии и социальных теорий. Примерно в то время и появилось понятие понимающей социологии, предложенное Вебером.


В 1897-м Макс Вебер серьезно поссорился с отцом, а спустя два месяца тот умер, так и не помирившись с сыном. Это горе серьезно повлияло на психику Макса Вебера, ученый впал в депрессию, стал страдать из-за бессонницы и постоянного нервного напряжения. Вебер перестал преподавать и несколько месяцев провел в санатории, а затем на два года отправился в Италию, откуда возвратился только весной 1902 года.

Примечательно, что ученый подробно описал свои страхи, расстройства и начавшиеся отклонения в психическом состоянии, однако его супруга уничтожила эти записи, побоявшись, что они могут стать причиной запрета остальных трудов мужа.


В 1903 году Макс Вебер оправился от потрясения, вызванного смертью отца, и вернулся к научной работе, однако преподаванию предпочел пост помощника редактора в научном журнале. Годом позднее в том же издании Вебер опубликовал свой ключевой труд, получивший название «Протестантская этика и дух капитализма», посвященный взаимодействию культуры и религии, а также их влиянию на становление экономической системы.

Деятельность Союза социальной политики разочаровывала ученого, и в 1909 году Макс Вебер вышел из состава этой организации и вместе с Георгом Зиммелем, Вернером Зомбартом, Рудольфом Голдшидом основал собственную «Немецкую социологическую ассоциацию», став ее первым казначеем и идейным вдохновителем.


Тремя годами позднее Вебер покинул и эту организацию, попытавшись организовать собственную политическую партию. Идеей Макса Вебера стало объединение либералов и социал-демократов, однако это начинание обернулось провалом.

В самом начале Первой мировой Макс Вебер отправился на фронт добровольцем, где организовывал полевые госпитали и армейские больницы. Фронтовые дни изменили взгляды ученого на экспансию Германии. Если изначально Вебер поддерживал политику кайзера, то некоторое время спустя стал одним из ее ярых критиков.


Также Макс Вебер выступал за демократизацию политической системы в Германии, введение всеобщего избирательного права и конституционные реформы, в частности, введение института президентства в противовес существующей бюрократии. Также Вебер выдвигал собственную кандидатуру на парламентских выборах, однако не набрал необходимого количества голосов в поддержку.

В 1919 году Макс Вебер, разочаровавшись в политике, возвратился к преподаванию. Последние лекции ученого позднее были собраны под обложками книг «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». Однако далеко не все взгляды Вебера были встречены с одобрением: некоторые его воззрения на текущую политику, легитимность власти, а также на события Ноябрьской революции собрали под окнами ученого демонстрацию правых.

Личная жизнь

Макс Вебер был женат. Супругой ученого стала дальняя родственница по имени Марианна Шнитгер. Женщина разделяла интерес супруга к науке и сама всерьез изучала социологию, теорию социальных действий и даже занималась защитой прав женщин.


Примечательно, что о личной жизни Макса Вебера ходило множество слухов: поговаривали, что супруги сохраняют чистоту и не прикасаются друг к другу, а отношения строят исключительно на уважении и общности интересов. Детей в этом браке не было.

Смерть


Ученый подхватил «испанку» - сильнейший грипп, который осложнился пневмонией. От последней Вебер и скончался.

Библиография

  • 1889 - "История коммерческих партнерств в Средневековье"
  • 1891 - "Сельскохозяйственная история Рима и её воздействие на публичное и частное право"
  • 1892 - "Положение сельскохозяйственного труда в Восточной Германии"
  • 1895 - "Национальное государство и экономическая политика"
  • 1920-1921 - "Собрание сочинений по социологии религии"
  • 1921 - "Рациональные и социологические основы музыки"
  • 1924 - "Общая экономическая история"
  • 1925 - "Экономика и общество"
  • 1956 - "Социология государства"

Детство

Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт (Тюрингия). Он был старшим ребёнком из семи детей. Его отцом был Макс Вебер Старший, видный государственный служащий и член Национал-либеральной партии, а матерью - Элена (урождённая Фалленштейн), в роду которой были французские эмигранты гугеноты. В 1868 году родился его брат Альфред, который позднее также стал известным социологом и экономистом. В 1869 году семья Веберов переехала в Шарлоттенбург (пригород Берлина). В возрасте четырёх лет Макс Вебер переболел менингитом. В 13 лет он уже читал труды философов Артура Шопенгауэра, Бенедикта Спинозы, Иммануила Канта, а также литературных авторов, таких как Иоганн Вольфганг Гёте.

Образование

В 1882 году окончил гимназию в Шарлоттенбурге и поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета. После года службы в армии он перевёлся в Берлинский университет. Одновременно с учёбой он работал младшим адвокатом. В 1886 году Вебер сдал экзамен на секретаря адвоката, что аналогично экзамену в ассоциации адвокатов в британских и американских правовых системах. В течении второй половины 1880-х годов Вебер продолжал изучать юриспруденцию и историю. Он получил степень доктора юридических наук в 1889 году, написав диссертацию по истории права «История торговых компаний в средние века». Его научным руководителем был Левин Гольдшмидт, авторитетный учёный в области торгового права. Два года спустя Вебер закончил свою хабилитацию «Значимость аграрной истории Рима для государства и частного права», работая с Августом Мейтценом. После этого он получил должность приват-доцента в университете Берлина, где читал лекции и консультировал правительство.

Работа

В период между защитой докторской диссертации и хабилитацией Вебер заинтересовался социальной политикой. В 1888 году он вступил в Союз социальной политики, новую профессиональную ассоциацию немецких экономистов, связанных с исторической школой, которые видели роль экономики прежде всего в поиске решений социальных проблем, и которые осуществляли широкомасштабные статистические исследования экономических проблем. В 1890 году ассоциация разработала исследовательскую программу для изучения «Польского вопроса», или Остфлюхта: приток польских фермерских рабочих в восточную Германию, в то время как местные рабочие уезжали в быстро развивающиеся индустриальные города. Вебер руководил этим исследованием и написал большую часть окончательного отчёта, вызвавшего значительное и споры, и положившего начало известности Вебера как социолога. С 1893 по 1899 годы Вебер был членом Пангерманского союза, организации, которая выступала против притока польских рабочих.

В 1893 году женился на своей троюродной сестре Марианне Шнитгер, будущем борце за права женщин.

В 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 года - в Гейдельбергском, с 1919 года - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Венском университете. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

Основные теоретические работы Вебера: «Биржа и её значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».

Последние годы

Научная деятельность

На формирование философских воззрений Макса Вебера оказали влияние в первую очередь разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция «понимания» и принцип разделения наук на науки о природе (номотетические, направленные на изучение закономерностей) и науки о духе (идиографические, направленные на изучение уникальных явлений), разработанный баденской школой неокантианства (Риккерт и Виндельбанд).

Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, социология музыки, экономическая социология, теория капитализма.

Понимающая социология. Теория социального действия

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

Все научные категории - только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие - атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

  1. осмысленный характер;
  2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

  1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
  2. ценностно-рациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
  3. традиционное - определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
  4. аффективное - определяется эмоциями;

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором - речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка. Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом.

«Протестантская этика и дух капитализма»

В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом на мирском служении и идеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантизме по Веберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и древнегреческими учёными и идущим к кульминации в современном капиталистическом мире. Этот процесс связан с освобождением человека от магических суеверий, автономизацию индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание.

Вместе с тем, необходимо отметить крайнюю осторожность самого Вебера в этом вопросе, который подчёркивал, что «мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый доктринерский тезис, будто „капиталистический дух“ (в том смысле, в котором мы временно употребляем это понятие) мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом реформации».

Социология власти

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

  1. рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;
  2. традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
  3. харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.

В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой - сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разграничения полномочий.

Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.

(нем. Max Weber) (* 21 апреля 1864, Эрфурт – † 14 июля 1920, Мюнхен) – немецкий социолог, экономист и правовед. Один из основателей социологии как науки.
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 в городе Эрфурте (Германия). Семья, в которой рос Вебер, была достаточно обеспеченной и принадлежала к товарно-промышленной буржуазии и чиновничества. Отец Макса присоединился к пробисмаркських национал-либералов и уехал в Берлин, где стал сначала депутатом прусского парламента, а затем – Рейхстага.
Еще до поступления в гимназию (1876 г.) Макс Вебер увлекался произведениями Геродота, Ливия, Тацита, Ранке, Зибель, Дройзена, Трейчке. А дальше, в процессе интеллектуального развития, он все глубже и глубже совершенствовал свои знания. Так Вебер получил академическую подготовку юриста в Берлинском, Геттингенском, Страстбурзькому, Гейдельбергском университетах, специализировался в области истории и теории права, но центром его интересов были проблемы политики в широком смысле этого слова. В 1889 году Вебер защищает докторскую диссертацию. Далее он находился на должности профессоров в Фрайбурзькому, Гейдельбергском университетов, читал свои лекции в других учебных заведениях Германии – что было большим достижением для молодого ученого. Кроме того, что он читал свои лекции, он написал невероятно большое количество научных работ, важность которых для общества трудно переоценить. Причем эти работы касались различных сфер и направлений научных исследований. У них Вебер сформировал свою собственную концепцию видения принципов социального существования и функционирования человечества как системы.
1904 опубликовал труд «Протестантская этика и дух капитализма»
М. Вебер (фото 1894 г.) Макс Вебер родился в середине 19 в. и его развитие как человека совпал с важными изменениями в обществе и с процессом значительного переосмысления людьми всего мирового устройства. После Французской революции 1848 года мир поглотила идея либерализма, которой увлеклись очень широкие массы населения. Всему миру стало понятно, что рождается общество совершенно нового качества, которое базируется на совершенно новых идеях. Эта трансформация и переход от феодальных отношений к капиталистическим не были неожиданностью для человечества. Капитализм органично родился и постепенно поглотил все сферы жизни людей. Вебер оказался реальным очевидцем его развития как господствующей идеологии, поэтому он на собственном опыте мог сделать много выводов по поводу этого явления. Именно природу возникновения капитализма Вебер и стремится исследовать в своей работе. Изучая эту проблему он убеждается, что хотя капитализм и имеет глубокие исторические предпосылки, но его активное развитие в 20 в. не был исторической закономерностью. Скорее, он стал следствием сочетания многих исторических факторов в отдельно взятом регионе (в Европе), а этот симбиоз направил развитие целого континента в русло практического капитализма. Собственно, «Протестантская этика» и направлена на то, чтобы раскрыть то, по его мнению, важнейшую совокупность предпосылок, свормувалы тот общественный строй, который сейчас доминирует. К Вебера было еще несколько выдающихся работ на эту тему, которые пытались объяснить некоторые аспекты тогдашней общественной жизни. Но Вебер эффективно исследовал именно культурно-духовные аспекты новоевропейский капиталистических отношений. Этим он во многом противоречил марксовому видению первичности экономических отношений в становлении всему новому. С одной стороны, Макс Вебер признает в Марксе выдающегося ученого, который начал научное изучение капитализма и увидел в капитализме мощный фактор прогрессивного развития по сравнению с феодальным типом экономики. Кроме того, он считает абсолютно утопическим вывод Карла Маркса по анализу капитализма. По словам самого автора: «Протестантской этикой я хотел показать неспособность марксистского принципа по которому, только экономические отношения в обществе определяют формы общественного сознания». Именно поэтому работы Вебера были такими табуированной в Советском Союзе, где за основу всего нового брали только материальный аспект человеческой жизни. Гениальность мыслителя и его «Протестантской этике» в том, что исследуя причины возникновения капитализма в Европе, мы можем сделать собственный основательный анализ главных основополагающие факторов европейского общества, проследить характер их развития и попытаться лично сделать прогнозы относительно влияния этих факторов на европейское общество.
Собственно, основное понятие, для объяснения которого была написана «Протестантская этика» можно выразить всего двумя словами. Но по мнению Вебера эти два слова позволили человеческой цивилизации не погибнуть в себе, а сделать большой шаг вперед в направлении к совершенствованию. Именно Дух капитализма «виноват» в том, что человечество достигло сегодня тaкого огромного развития. Автор, раскрывая это понятие, также раскрывает его суть, предпосылки его возникновения и развития. Чтобы сделать свое исследование полным Макс Вебер в первой главе труда детально обследует то, что он назвал Духом. В этом он полностью полагается на Бенджамина Франклина – по его мнению того, кто впервые соединил доскональное раскрытия этого понятия в своих трудах по эффективным практическим их воплощением. Эта часть работы является настолько практичной, что на нее может полагаться обычный человек в повседневной жизни, используя ее как руководство для жизни и выживания в условиях капиталистической конкуренции. Здесь можно много раз встретить процитированы слова Франклина, после которых идут небольшие но корректные выводы Вебера. Опираясь на слова американского президента, автор раскрывает черты ментальности, является необходимой составляющей поведения его современников, которые хотят видеть свой бизнес удачным и прибыльным. Вебер оперирует такими понятиями как время и деньги,

Похожие публикации