Арктическая мощь россии. Россия готовится воевать в арктике

В НАТО считают необходимым увеличение военно-морских сил стран – членов альянса в Арктике. Разумеется, это оправдывается «наращиванием Россией своего присутствия на Крайнем Севере». Однако в реальности ситуация прямо противоположна – Россия в последние годы предпринимает все возможное ради противодействия смертельному удару, который Запад способен нанести с севера.

В Североатлантическом альянсе вновь обеспокоились проблемой своего военно-морского потенциала в Арктике. «НАТО нужно реагировать на это и просить наших союзников, когда мы видим наращивание Россией своего присутствия в Северной Атлантике и на Крайнем Севере, чтобы они увеличивали число своих подводных лодок и военных кораблей», – заявил генсекретарь альянса Йенс Столтенберг.

Еще до Столтенберга арктической проблемой озаботились США, которые в последнее время вновь задумались о необходимости наращивания военного потенциала в этом регионе в противовес Москве. А в январе об угрозе со стороны России в Арктике даже депутат Европарламента от Эстонии.

В Арктике серьезную военную активность проявляют четыре страны НАТО. Хотя основная часть вооруженных сил Канады дислоцирована в южной части страны, на севере находится военная база, а также специальная арктическая тренировочная база в бухте Резолют. Кроме того, канадцы осуществляют патрулирование Арктического региона с помощью противолодочных самолетов СР-140, а также 15 боевых кораблей и четырех подводных лодок. У них также есть несколько ледокольных судов на вооружении береговой охраны.

Дания наблюдает пространство над Гренландией с помощью патрульных самолетов и истребителей F-16. Кроме того, для патрулирования арктических вод она задействует четыре фрегата и три корвета с противоледной защитой «Кнуд Расмуссен».

Норвегия осуществляет арктическое патрулирование с помощью нескольких десятков истребителей F-16, которые начинают заменять на F-35. Наиболее серьезными боевыми единицами норвежских ВМС можно назвать пять фрегатов типа «Нансен» и шесть подлодок типа «Ула». Есть у них и единственный в мире боевой ледокол – патрульный корабль «Свальбард», правда, он невелик и вооружение его не слишком значительно – 57-мм пушка.

Наибольшим же потенциалом в Арктике обладают, конечно же, США.

У них есть две военно-воздушных базы и две бригады сухопутных войск на Аляске, РЛС по обнаружению пусков МБР в Гренландии на базе Тхуле. Кроме того, у США несколько десятков атомных подлодок, которые могут проходить под арктическими льдами и всплывать из-под них. Есть также несколько фрегатов типа «Легенда», приспособленных к холодным климатическим условиям. А вот с ледокольным флотом у американцев проблемы – есть лишь три ледокола (у береговой охраны), из которых на ходу два. При этом ни один из них не является атомным.

Так что натовцам действительно есть куда укреплять свою военную мощь в Арктике. «У НАТО нет надводных кораблей арктического и ледокольного класса, которые могли бы свободно перемещаться во льдах Арктики. Единственное, чем они могут оперировать, это подводные лодки», – подтвердил газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков считает, что в мирное время в Арктике в Гренландском море «болтается» одна–две норвежских подлодки, а в Баренцевом – до трех американских. Еще до двух подлодок США может находиться под ледовой арктической шапкой или в Карском море. Увеличение присутствия в Арктике натовского флота возможно разве что за счет перевода подлодок из других регионов, заявил он газете ВЗГЛЯД.

А вот член-корреспондент Академии военных наук Александр Бартош уверен, что альянс вполне способен нарастить силы в Арктическом регионе. Альянс уже разворачивает силы на побережье Норвегии, туда переводятся некоторые части американских морских пехотинцев, создаются склады тяжелого оружия и военной техники, а также условия для базирования военно-морских сил блока, рассказал он газете ВЗГЛЯД.

К какого же рода действиям натовцев в арктической зоне следует быть готовыми российским ВС в случае возникновения конфликта? Наиболее очевидным – но не самым вероятным – видится сценарий столкновения флота НАТО и российского ВМФ. Константин Сивков считает, что если какой-то конфликт и произойдет, то альянс «пригонит туда второй флот США в составе четырех–пяти авианосцев и трех десятков кораблей охранения». «Кроме того, они могут направить туда до 20 подлодок», – предположил Сивков. Алексей Леонков уверен, что ВМФ России в таком случае есть что противопоставить натовцам. По качеству и эффективности наши подводные лодки опережают американские. Кроме того, у России есть полноценный ледокольный флот, способный перемещаться в арктических льдах.

Однако куда более вероятен все же другой сценарий. В случае перехода российско-американских отношений в горячую стадию основная ставка американцев будет сделана на крылатые ракеты, считает Леонков. У них есть подводные лодки типа «Огайо», которые были переоборудованы под несение порядка 134 крылатых ракет морского базирования, рассказал эксперт. И применять эти АПЛ и ракеты США (а значит, и НАТО) против России будут в первую очередь с арктических направлений. С ним согласен и Александр Бартош: «Если в Арктику будут переброшены корабли-ракетоносцы, то они смогут наносить удары крылатыми ракетами и осуществлять перехват ракет, запущенных с территории России».

Наличие в Северном Ледовитом океане американских подводных лодок или кораблей с «Томагавками» «обеспечивает нанесение ударов по кратчайшему расстоянию на всю глубину территории России», заявил собеседник.

Более того – военные аналитики вот уже много лет предупреждают, что именно подобный сценарий рассматривают в Пентагоне в качестве варианта первого обезоруживающего удара по России. Предполагается, что тысячи крылатых ракет будут выпущены из расположенных на севере морских носителей (подводных лодок и эсминцев) по ключевым российским центрам управления, военным базам, пусковым установкам баллистических ракет – с тем, чтобы в течение нескольких часов Россия оказалась полностью обезоружена. Однако сделать это можно будет только в случае, если у России будут отсутствовать как системы военного распознавания в Арктике, так и средства противодействия подобному внезапному удару.

Именно поэтому в течение многих лет мы наращиваем свой потенциал в регионе, и он уже весьма существенный, там создано несколько стационарных баз, осуществляется патрулирование авиацией, кораблями, указал Бартош. Кроме того, создаются возможности для Воздушно-космических сил – там размещены самолеты МиГ-31 и будут размещаться другие самолеты с высоким потенциалом по уничтожению крылатых ракет и морских целей, усиливаются средства разведки и контроля за обстановкой, создана сплошная радиолокационная зона по контролю воздушной обстановки.

Существует и третий, весьма оригинальный, сценарий: некоторые эксперты выдвигали версию, что НАТО может попытаться с помощью сил США на Аляске вторгнуться на Чукотку и Камчатку. Такая попытка скорее приведет к обратному – контрнаступлению России на Аляску, так что это исключено, с иронией заявил газете ВЗГЛЯД доцент РЭУ им. Плеханова, военный политолог Александр Перенджиев.

Россия уже значительно укрепила северное направление. В частности, в 2014 году были созданы так называемые арктические войска – Объединенное стратегическое командование «Северный флот». Однако все еще есть над чем работать, уверен Перенджиев: «Нам необходимо в прибрежной зоне Арктики создавать полноценную систему противоракетной обороны, продолжать развивать береговую инфраструктуру, создавать комплексы береговой обороны с соответствующим вооружением, которое способно уничтожать подлодки и корабли, если те «отважатся заплыть в северные широты».

МОСКВА, 17 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Ровно 40 лет назад, 17 августа 1977 года советский атомный ледокол "Арктика" первым в мире из надводных кораблей достиг Северного полюса Земли. Мощный атомоход водоизмещением 23,5 тысячи тонн отчалил из Мурманска 9 августа и достиг точки назначения на 90-й параллели всего за восемь дней. Как показало время, эта экспедиция стала для СССР не только научным, техническим и имиджевым прорывом, но и в каком-то смысле серьезным военным успехом. Возможность надводного судоходства в многолетних льдах позволяла СССР обеспечивать присутствие кораблей ВМФ и снабжение военных объектов в этом без преувеличения стратегическом регионе планеты.

Военный эксперт: США не могут догнать Россию в Арктике, вот и "вопят" Возможное появление у РФ боевых атомных ледоколов с лазерными установками напугало американские СМИ. Военный эксперт Виктор Баранец в эфире радио Sputnik выразил мнение, что в США намеренно преувеличивают угрозу.

В последние десять лет Россия резко активизировала военное строительство в Арктике. Минобороны возводит на удаленных северных островах базы, аэродромы и опорные пункты. В этом ему помогает крупнейший в мире атомный ледокольный флот. Западные страны, тоже претендующие на регион, пытаются не отстать в гонке. Это неудивительно — контроль над Арктикой дает целый ряд серьезных экономических, военных и политических преимуществ. О том, что стоит за усилением позиций России на "верхушке мира" и на какие виды оружия в этом случае делают ставку военные, — в материале РИА Новости.

Зона особого внимания

По мнению ряда экспертов, Россия, наращивая свое военное присутствие в Арктике, . Во-первых, страна по факту получает возможность единолично контролировать Северный морской путь как важнейшую водную транспортную артерию. Только за 2016 год корабли перевезли по нему 7,26 миллиона тонн различных грузов, впервые превысив показатели советских времен. Во-вторых, Россия таким образом защищает свои богатства в водах Северного Ледовитого океана — нефть и газ. На них уже давно "облизываются" другие государства, претендующие на Арктику: США, Канада, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия и Дания.

И в-третьих, акватория Северного Ледовитого океана — достаточно сложный регион для нашей страны с точки зрения безопасности. Огромная протяженность государственной границы на севере делает Россию уязвимой с этого направления для потенциальной агрессии. Военное присутствие в Арктике позволит не допустить в регион корабли вероятного противника с системами противоракетной обороны и стратегическими ударными комплексами. На сегодняшний день задачи обороны самых холодных рубежей страны выполняет Северный флот в составе Объединенного стратегического командования "Север".

"Северный флот сегодня нельзя назвать просто флотом, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — По своему функционалу он больше соответствует оперативно-стратегическому командованию или военному округу. В его состав вошли общевойсковые ракетные и артиллерийские соединения, мотострелковая бригада, дивизия ПВО и прочие "сухопутные" структуры. В зоне ответственности этой более чем серьезной группировки — весь Арктический регион за исключением его восточной части. Сегодня Северный флот, по сути, отодвигает возможные рубежи пуска крылатых ракет противника по территории России на несколько сотен километров от наших северных границ".

Морозам назло

Для решения этих и других задач военное руководство России принимает на вооружение и ставит на боевое дежурство новую технику, способную действовать в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера. На параде Победы в этом году по брусчатке Красной площади прошли арктические модификации российских систем ПВО: зенитно-ракетный комплекс малой дальности "Тор-М2ДТ", зенитный ракетно-пушечный "Панцирь-СА", а также специальные версии машин обеспечения. Эта сухопутная техника для Арктического региона смонтирована на базе двухзвенных гусеничных вездеходов ДТ-30 "Витязь", способных работать при температурах до 55 градусов ниже нуля. Некоторые модификации этих машин могут пересекать водные преграды, что в условиях постоянного торошения льдов на Северном полюсе значительно повышает их мобильность. Новые "Панцири" и "Торы" прикрывают районы базирования дальнобойных зенитно-ракетных систем С-400, развертывание которых в Арктике началось в 2015 году.

Уникальным арсеналом может похвастать и первое в стране полноценное арктическое соединение Сухопутных войск — 80-я отдельная мотострелковая бригада, дислоцирующаяся в поселке Алакуртти Мурманской области. "Морозоустойчивая" пехота осваивает, в частности, снегоболотоходы повышенной проходимости ТРЭКОЛ, передвигающиеся на колесах с огромными шинами сверхнизкого давления. Такие машины могут двигаться по пересеченной местности, не снижая скорость.

Первый военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-ВА, специально созданный для работ в условиях Арктики, протестировали на аэродроме в Улан-Удэ. Для несения боевой службы он будет направлен на базу, дислоцированную в Камчатском крае.

Кроме того, бойцы 80-й бригады имеют на вооружении полноприводные грузовики "Урал" и КАМАЗ, адаптированные к экстремально низким температурам, снегоходы ТТМ-1901 "Беркут" с отапливаемой кабиной, катера на воздушной подушке. А также — собачьи и оленьи упряжки. В годы Великой Отечественной войны они сыграли большую роль в обороне Заполярья, осуществляя доставку боеприпасов и личного состава к месту назначения. Животные могут пройти там, где спасует техника. Кроме того, для нужд арктической бригады разрабатываются специальные модификации танков, боевых машин пехоты и вертолетов — в частности Ми-8АМТШ-ВА с системой обогрева основных агрегатов силовой установки. А для работы над водной поверхностью вертолет оборудован системой кондиционирования морских спасательных костюмов, в которых работает экипаж.

© "Адмиралтейские верфи"


© "Адмиралтейские верфи"

Нельзя не упомянуть и новые ледоколы. В 2017 году в состав Северного флота должен войти дизель-электрический "Илья Муромец". Он способен работать в сплошном ледовом поле толщиной до метра. Помимо выполнения своей основной функции — проводки кораблей через арктические воды — он способен перевозить грузы и будет использоваться для снабжения арктической группировки необходимым оборудованием. А в декабре 2015 года в строй Северного флота был введен вспомогательный транспорт вооружения "Академик Ковалев" усиленного ледового класса проекта 20180ТВ. Кроме того, к 2020 году планируется построить для нужд ВМФ патрульный корабль арктической зоны "Иван Папанин" проекта 23550. Он будет вооружен противокорабельными ракетами и универсальной 100-миллиметровой пушкой АК-190.

"Домик" на севере

Россия на сегодняшний день — единственная страна, имеющая военные базы в Арктике. В частности, в прошлом году на Земле Франца-Иосифа была введена в эксплуатацию уникальная застава "Арктический трилистник". Ее площадь составляет более 14 тысяч квадратных метров. Сердце базы — пятиэтажное здание жилищно-административного комплекса. Нижний этаж — технический. Здесь расположено сложное оборудование, позволяющее базе долгое время работать в автономном режиме, без помощи с Большой земли. На других этажах расположены спальные кубрики, столовые, оружейные комнаты, наблюдательный пункт, склады продовольствия и горючего.

Административно-хозяйственный блок рассчитан на проживание и несение службы гарнизона из 150 человек в течение 18 месяцев. Снабжение базы осуществляется по воздуху, через аэродром Нагурское. Всего же в регионе планируется строительство 13 авиабаз.

Помимо основного здания жилищно-административного комплекса, в состав "Арктического трилистника" входят электростанция, водоочистительная установка на 700 тонн воды, береговая насосная станция для пополнения запасов топлива, канализационные сооружения, отапливаемые гаражи-боксы для военной техники. Помещения соединены между собой крытыми галереями, так что личный состав может быстро перемещаться между ними. Все здания расположены на сваях, в нескольких метрах над поверхностью льда. По схожему проекту на острове Котельный (Новосибирские острова) строится еще одна российская военная база — "Северный Клевер". Ожидается, что на ее территории смогут проживать 250 человек.

В настоящий момент на "Арктическом трилистнике" базируются подразделения 1-й дивизии ПВО 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота. Эта армия была сформирована в декабре 2015 года для несения службы на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова.

Россия сделала ещё один важнейший шаг на пути к возобновлению своего военного присутствия в Арктике и созданию арктической группировки войск. На острове Котельный архипелага Анжу начинается воссоздание аэродрома «Темп» и подготовка к появлению других объектов военного назначения.

Как это делается

3 сентября отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота вышел из Североморска для второго масштабного похода в Арктику. Так же как и в предыдущем походе, отряд возглавляет флагман Северного флота атомный . В прошлом году крейсер прошёл по Северному морскому пути (СМП), дойдя до Восточно-Сибирского моря, отрабатывая различные боевые задачи, в том числе и обеспечение высадки десанта на остров Котельный. За поход крейсер был удостоен ордена Нахимова - такие дальние арктические походы боевых кораблей до этого почти не совершались.

В этом году в Арктике задействован весь атомный надводный флот России - тяжёлый и четыре атомных ледокола: «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр». Ледоколы и большие десантные корабли (БДК) «Кондопога» и «Оленегорский горняк» доставили на остров Котельный строительную и инженерную технику, личный состав, жилые и технические блоки новой арктической базы, 46 тонн горюче-смазочных материалов и 43 тонны продовольствия. Расчистку и разметку фарватера, а так же другие гидротехнические работы осуществляют килекторные суда «КИЛ-164» и «Александр Пушкин».

Немного истории. Аэродром «Темп» на острове Котельном начал работать в 1949 году. Сначала он был удобной промежуточной базой высокоширотных воздушных экспедиций «Север». А с 60-х годов работал для обеспечения военных объектов, расположенных на архипелаге. В начале 90-х аэродром был законсервирован, а все поселения опустели. В 2011 году, в ходе экспедиции «Новосибирские острова-2011», было проведено рекогносцировочное обследование островов Ляховских и Котельного с целью размещения на архипелаге базового полевого лагеря. Тогда было определено, что взлётно-посадочная полоса (ВПП) за 20 лет почти не разрушена и вполне подлежит восстановлению.

Теперь в короткий срок аэродром будет подготовлен для приёма транспортных самолётов Ан-72, Ан-74 и Ан-26. Работы будут вестись с высоким темпом. Очистку взлётно-посадочной полосы, установку радио- и светотехническое оборудования необходимо завершить в кратчайшие сроки, пока в Арктику не пришла непогода. Первые самолёты аэродром сможет принять уже в октябре.

В дальнейшем ВПП будет расширена и удлинена, чтобы «Темп» смог принимать тяжёлые самолёты Ан-22 и Ил-76, а в перспективе использовать его для действий стратегической авиации. Заместитель министра обороны Аркадий Бахин сказал, что «авиасообщение будет регулярным, круглогодичным и всепогодным. Мы должны восстановить полностью полярную авиацию и её инфраструктуру. И мы это сделаем ».

Следует сказать, что географическое положение архипелага Анжу является стратегически важным для обеспечения безопасности России на северном направлении . Он расположен восточнее полуострова Таймыр, разделяя море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Архипелаг «прикрывает» собой восточную часть Северного морского пути и позволяет действующей с него авиации контролировать обширную прилегающую зону, расположенную восточнее Таймыра и западнее Чукотки. На архипелаге в ближайшее время будут размещены пункты береговой и противовоздушной обороны, технической разведки, материального обеспечения, метеорологических исследований, экстренного спасения, обеспечения судоходства, а так же контингент охраны объектов.

Кроме архипелага Анжу, подобные военные базы будут в ближайшее время созданы в районе Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. Сейчас там работает экспедиционный отряд в составе гидрографического судна Северного флота «Горизонт» и морского буксира «МБ-56».

Главком ВМФ Виктор Чирков сообщил, что в задачи отряда входит оценка навигационно-гидрографической обстановки, уточнение карт и морских лоций, гидрометеорологические наблюдения, обследование геодезических пунктов, изучение возможностей плавания не ледокольных судов. Иными словами - полный спектр подготовительной работы. Отряд моряков работает на острове Рудольфа (самый северный остров Земли Франца-Иосифа). Кроме островных баз, вдоль СМП создаются и новые материковые: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре.

Зачем всё это делается

Теперь несколько слов о том, для чего всё это. Необходимость постоянного военного присутствия в Арктике вызвана двумя причинами .

Во-первых , по соображениям стратегической безопасности . На северном направлении Россия довольно слабо защищена от различных средств нападения, как воздушного, так и морского базирования. И это положение необходимо исправлять. Особенно учитывая усиление присутствия в Арктике иностранной военной силы. США расширяют и модернизируют приарктические военные базы, американские ВМС учатся действовать в арктических условиях не только подводными, но и надводными силами. Это становится возможным благодаря значительному освобождению Арктики ото льдов и увеличению периода навигации. В планах имеется даже размещение элементов ПРО корабельного базирования в Баренцевом море.

В Военно-морском колледже США (NWC, Ньюпорт, штат Род-Айленд), с 26 июля начала работу Группа арктических региональных исследований, задачей которой является помощь ВМС в подготовке к оперативным и стратегическим действиям в Арктике. Первый директор Группы, профессор Уолтер Бербрик так обозначил свои задачи:

«В ряде прогнозов утверждается, что Арктика будет полностью открыта для судоходства в летний период уже с 2023 года. Это предъявляет новые требования к военно-морским силам США, которые должные поддерживать присутствие и необходимый уровень боеготовности в суровых условиях Арктики ».

Во-вторых , необходимость российского военного присутствия нужна для отстаивания национальных интересов в этом важнейшем районе . Северный морской путь начинает эксплуатироваться всё активней, что сделает его в обозримой перспективе одним из важнейших мировых транспортных коридоров. Для России СМП станет более важен ещё и потому, что он позволит активно разрабатывать арктические материковые и шельфовые месторождения полезных ископаемых. Сегодня их добыча во многом осложнена трудностью освоения месторождений и трудностью транспортировки добытых природных ресурсов.

Однако без поддержки военной силы реализовать свои экономические интересы невозможно нигде. Мы уже рассматривали причины усиления военного присутствия американцев в Арктике и необходимость ответных мер с нашей стороны. Достаточно вспомнить, что США считают вызовом своим национальным интересам сам факт усиления хозяйственной деятельности других стран (прежде всего России) в этом регионе . А одной из главных задач своих ВМС считают обеспечение международного (читай, своего) управления Арктикой, её транспортной функцией и природными ресурсами.

США открыто заявляют о готовности противодействовать попыткам использовать Арктику в сугубо национальных интересах какого-либо государства, подразумевая, естественно, освоение Арктики Россией . Ставку американцы делают на Арктический совет - международную организацию, которую стараются сделать управляющей региональной силой. А в качестве обоснования превосходства международного права в Арктике над национальным используют заботу о «защите общих интересов благосостояния всех приарктических государств», а также необходимость «охраны окружающей среды» (смотри текст Национальной стратегии США по Арктическому региону, принятой в мае этого года).

Заботу американцев о доступе к нашей Арктике можно понять. Иллюстрация из уже ведомственной арктической стратегии Береговой охраны США (USCG) наглядно демонстрирует две вещи:
— во-первых, американская береговая охрана изучает наши северные ресурсы;
— во-вторых, изменение климата, произошедшее за последние 20 лет, открыло мало новых экономических возможностей для США и очень много для России.

В исследовании отражено изменение ледового покрова, транспортного потенциала, рыбных ресурсов и разведанных нефтяных месторождений региона. И оно показывает, что эти изменения американцев обделили, а нас - наградили.

О специфическом поведении американцев в мире можно рассказывать долго и эмоционально. Однако наступивший век, который многие называют веком нового масштабного освоения Севера, - будет веком не американской, а Русской Арктики. У нас есть все возможности для того, чтобы отстоять свои интересы и использовать ресурсы Русского Севера для своего развития.

В состав объединённого командования входят подводные и надводные силы, морская авиация, береговые войска и ПВО . Командование создано в Вооружённых силах Российской Федерации 15 декабря 2014 года .

Командующий с 2015 года - адмирал Николай Евменов .

История

Территориально расположено за Полярным кругом . Основой нового командования стал Северный флот , выведенный из состава Западного военного округа . Руководство ОСК «Северный флот» возложено на командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова .

В апреле 2014 года Президент России Владимир Путин поручил создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики России в этом регионе. В 2014-2015 годы Спецстрой России развернул создание военных городков и аэродромов в шести районах Арктики - на Земле Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), в посёлке Рогачёво на Новой Земле , на острове Средний (Северная Земля), на мысе Отто Шмидта , острове Врангеля и острове Котельный (Новосибирские острова) . Как сообщил в начале 2015 года начальник Генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов, в течение года планировалось создать специализированный центр для подготовки войск в условиях Арктики. В 2016 году будет сформирована армия ВВС и ПВО, которая станет составной частью Воздушно-космической обороны страны. Всего в Арктике должно быть построено, восстановлено и модернизировано 13 аэродромов (в том числе Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель (Норильск), Амдерма, Анадырь, Рогачёво, Нагурское), авиационный полигон и 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации .

В конце октября 2014 года военными был заселён городок на острове Врангеля , через месяц - такой же блок на мысе Шмидта . С 1 мая 2015 года приступил к мониторингу арктической зоны сформированный в Чукотском автономном округе отряд БПЛА «Орлан-10». Расчёты БПЛА будут выполнять задачи по ведению объективного контроля за обстановкой в российской Арктике, в том числе за экологической и ледовой обстановкой в ближней морской зоне и на участке Северного морского пути.

В состав нового командования передаются не только части Северного флота, но и части и подразделения из состава Центрального и Восточного военных округов . Группировки войск на островных территориях России в Арктике, а также на мысе Шмидта были сведены в Объединённую тактическую группу, которая ещё в октябре 2014 года приступила к обеспечению военной безопасности России в Арктической зоне. Эти подразделения оснащены современным вооружением и военной техникой, в том числе береговыми ракетными комплексами «Рубеж» и зенитными ракетно-пушечными комплексами Панцирь-С1 .

Сухопутный компонент командования составят две арктические бригады. Указ о формировании в поселке Алакуртти Мурманской области 80-й отдельной арктической мотострелковой бригады Объединённого стратегического командования президент Путин подписал 31 декабря 2014 года. В середине января 2015 года командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв вручил ей боевое знамя .

Вторая арктическая бригада будет дислоцироваться в Ямало-Ненецком автономном округе (2016 г) .

Бывший командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв подчеркнул в интервью, что для России Арктика является важнейшей ресурсной базой XXI века и имеет стратегическое значение. По словам адмирала, обороне шельфа арктических морей, Северного морского пути и северо-западного прохода в нынешних условиях придаётся особое значение, с учётом того, что «силы Северного флота ранее были сконцентрированы в западной части Арктического региона, а операционная зона флота ограничивалась меридианом, проходящим по восточной оконечности полуострова Таймыр» .

Состав

  • Северный флот
    • 61-я отдельная Киркенесская Краснознамённая бригада морской пехоты Северного флота (п. Спутник, Мурманская обл.)
    • 536-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада Северного флота (г. Снежногорск, Мурманская обл.)
    • 186-й отдельный центр радиоэлектронной борьбы Северного флота (г. Североморск, Мурманская обл.)
    • 420-й разведывательный центр специального назначения разведки Северного флота (г. Кола, Мурманская обл.)
    • 160-й отряд специального назначения борьбы с подводными диверсионными силами и средствами Северного флота (г. Заозерск, Мурманская обл.)
    • 140-й отряд специального назначения борьбы с подводными диверсионными силами и средствами Северного флота (п. Видяево, Мурманская обл.)
    • 269-й отряд специального назначения борьбы с подводными диверсионными силами и средствами Северного флота (г. Гаджиево, Мурманская обл.)
    • 152-й отряд специального назначения борьбы с подводными диверсионными силами и средствами Северного флота (п. Полярный, Мурманская обл.)
    • 58-й отдельный батальон управления (г. Мурманск)
    • 516-й узел связи Северного флота (г. Североморск, Мурманская обл.)
    • 180-й отдельный морской дорожный инженерный батальон Северного флота (г. Североморск, Мурманская обл.)
    • 3805-я комплексная база МТО, в/ч 96143
    • 99-я тактическая группа СФ, в/ч 74777 (о. Котельный , архипелаг Новосибирских островов, Якутия)
    • 14-й армейский корпус
      • 80-я отдельная мотострелковая бригада (арктическая) (п. Алакуртти, Мурманская обл.)
      • 200-я отдельная мотострелковая Печенгская Краснознамённая, ордена Кутузова бригада (арктическая) (п. Печенга, Мурманская обл.)
    • 45-я армия ВВС и ПВО , в/ч 06351 (пгт. Сафоново, г. Североморск, мурманская обл.)
    • Морская авиация Северного флота:
      • 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк (п. Североморск-3, аэродром Североморск-3, Мурманская обл.)
      • 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный Смоленский Краснознаменный полк имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, в/ч 26808 (п. Североморск-3, аэродром Североморск-3, Мурманская обл.)
      • 403-й отдельный смешанный авиационный полк, в/ч 49324 (г. Североморск-1, аэродром Северомоск-1, Мурманская обл.)
      • 2-я гвардейская авиагруппа, в/ч 49324-2 (п. Федотово, станция Кипелово, аэродром Кипелово, Вологодская обл.)
      • 3-я гвардейская авиагруппа, в/ч 49324-3 (п. Остафьево, аэродром Остафьево, г. Москва)
      • Н-ский полк БПЛА (г. Североморск-1, аэродром Североморск-1, Мурманская обл.)

РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В АРКТИКУ

В Арктике в последнее время появляется все больше солдат. Канада, Россия, Соединенные Штаты, Норвегия и Дания надеются на освоение огромных запасов нефти и природного газа под тающими льдами и намерены защищать свою часть полезных ископаемых от чужих загребущих рук.

Об этом было прямо заявлено на состоявшемся недавно «круглом столе» «Арктика и интересы национальной безопасности России». Его участники в присутствии журналистов обсуждали среди прочего, насколько реальны угрозы безопасности для нашей страны на ее северных рубежах. Вроде бы с той стороны никто на нас никогда не нападал, но теперь ситуация меняется. Тают арктические льды, а под ними уже разведано большое количество углеводородов, которые привлекают к региону всеобщее внимание. На этом фоне было бы неплохо восстановить там наше военное присутствие, свернутое пару десятилетий назад. Чтобы и за себя постоять, и за наши энергоносители.

Глава Минобороны Сергей Шойгу в соответствии с указаниями президента Владимира Путина вплотную занялся этой проблемой: Генштаб уже докладывает о первых успехах в развертывании частей и подразделений, а также о создании за Северным полярным кругом.

При этом очевидно, что такие задачи потребуют больших затрат. Нужно восстановить брошенные несколько десятилетий назад военные аэродромы, построить военные городки и создавать береговую инфраструктуру вдоль Северного морского пути.

Восстановление аэродромов , Нарьян-Мар, Алыкель, Амаерма, Нагурская, Анадырь и Рогачево, а также ряда других влетит в немалую копеечку, поскольку ремонтные работы обходятся в условиях Заполярья раз в пять дороже, чем где-нибудь в средней полосе России.

Впрочем, есть надежда, что затраты в будущем себя оправдают. Те же аэродромы и базы послужат не только военным, но и могут быть использованы научными организациями, торговым флотом, рыбаками и МЧС. А постоянное патрулирование ледоколов в перспективе обеспечит регулярную навигацию для российских и иностранных судов по Северному морскому пути.


Однако когда начнется интенсивное движение, встанет вопрос защиты границ. Причем не в одной безопасности дело. Мощным стимулом для восстановления военной инфраструктуры являются и экономические интересы. По данным ООН, разведанные запасы арктической нефти составляют 100 млрд. кубометров, газа - 50 трлн. Наши оценки еще выше. Глава «Роснефти» Игорь Сечин говорит, что запасы газа на континентальном шельфе РФ превышают 80 триллионов кубометров. Все это стоит весьма немало...

Правда, ложкой дегтя в этой большой бочке арктического меда пока является то, что стоимость добычи углеводородов в тех широтах очень высока. «Если представить, что добыча ведется уже сейчас, то при нынешних ценах эти нефть и газ невозможно продать с прибылью. Именно по этой причине разработку Штокмановского месторождения отложили в долгий ящик», - говорит эксперт Михаил Кругихин. К тому же сроки реализации проектов на континентальном шельфе составляют 8-10 лет, и никто не знает, какие цены на углеводороды сложатся к тому времени.

Но все равно готовиться к активной разработке полезных ископаемых в нужно. «Россия должна располагать в Арктическом регионе всеми возможностями для защиты своих экономических интересов и обеспечения национальной безопасности», - заявил на том же «круглом столе» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Федоряк.


Он напомнил, что в 90-х годах от нашей арктической группировки вооруженных сил не осталось практически ничего. «Подразделения и части, истребительная авиация были расформированы, аэродромы заброшены. От Мурманска до не было практически ни одной боевой единицы. Радиолокационное поле, истребительное авиационное и зенитно-ракетное прикрытие прекратили существование. Наши арктические земли остались без охраны и обороны» сказал он.

Доведение российской группировки до уровня, обеспечивающего отражение существующих и будущих угроз, будет сложным, длительным и дорогостоящим процессом. «От начала поставок кораблей, самолетов, радиотехнических средств до достижения боеготовности подразделений проходит от трех до пяти лет, - отметил Федоряк. - В условиях, когда конкуренты превосходят Россию по экономическим возможностям, наш выход - работать на опережение», - заключил он.

Таким образом, за последние сто лет наша страна третий раз пытается создать систему обороны северных рубежей. Первый раз оборонялись от германцев, второй г- от американцев. Сейчас опасность может прийти с совершенно неожиданной стороны. И нужно быть готовым к возможным неприятностям.


Именно поэтому с 16 по 21 марта 2015 года прошла внезапная проверка боеготовности Северного флота и недавно образованного на его базе Объединенного стратегического командования (ОСК) «Север»; В военных учениях поначалу приняли участие 38 тысяч военных, около 4000 единиц военной техники, свыше 55 боевых кораблей и подлодок, 100 самолетов и вертолетов. К середине недели количество военнослужащих и боевой техники фактически удвоилось, потому как к «битве за Арктику» подключились соединения из других округов.

Например, разведывательные подразделения Ивановского соединения Воздушно-десантных войск были впервые десантированы в районе архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа . В их переброске, по сообщению пресс-службы Министерства обороны, было задействовано более десятка тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76. Военно-воздушные силы, в свою очередь, за это время перебросили на запасные аэродромы - поближе к Северному Ледовитому океану - из других районов страны почти сотню ударных самолетов и вертолетов.


Расстояние переброски - от 400до 4000 километров от места постоянного базирования. Российская ударная авиация в условиях Арктики успешно отработала все поставленные задачи, начиная от уничтожения на земле колонн условного противника, заканчивая воздушными боями с «вражескими» крылатыми ракетами.

Северный флот, в свою очередь, успешно уничтожил несколько «вражеских» военно-морских группировок в акватории Баренцева моря, высадил десант на необорудованное побережье, а недавно образованная в его структуре первая отдельная арктическая мотострелковая бригада «прикрыла» от нежелательного проникновения сухопутную границу Российской Федерации на северном направлении.


Учения подобного размаха, при котором задействовались даже военнослужащие с юга России (бригада специального назначения ЮВО), в Арктике не проводились даже в советские времена. Проведение подобных маневров сейчас российское Министерство обороны объясняет необходимостью «проверить в деле» новое Объединенное стратегическое командование.

Эти учения должны были показать силу нашей страны в условиях обострения отношений между Западом и Российской Федерацией. «Арктика - это регион, откуда в перспективе может быть материализован целый ряд военных угроз, которые создаются там странами НАТО. Поэтому нам надо быть готовыми к быстрому их парированию» сказал по этому поводу главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко.


Между тем война в Арктике может быть совсем не такой, какой ее j себе представляли 15-20 лет назад. И связано это с меняющимся местом этого макрорегиона в мировой политике и экономике.

Первый раз Россия в лице Советского Союза с фашистской Германией по времена Великой Отечественной войны. Эго была война за территорию и ресурсы, которые через нее проходили, потому как арктические конвои считались самым быстрым способом доставить союзническую помощь в СССР. Но и самым опасным. Не менее 15% всех грузов оказывались на дне из-за атак на транспорты представителей кригсмарине и люфтваффе. Поэтому в северо-западной части Советского Заполярья в 1941-1944годах развернулась, как мы уже говорили, жестокая схватка между советскими и германскими моряками.

Во второй раз российская часть Арктики стала театром военных действий во времена холодной войны между СССР и США. Полет через Северный полюс считался наиболее эффективной траекторией движения межконтинентальных баллистических ракет шахтного (на суше) базирования для обеих стран.


Кроме того, у советских берегов постоянно дежурили атомные американские субмарины, также вооруженные ядерным оружием. Один раз дело дошло даже до прямого, правда, случайного столкновения.

Это случилось 11 февраля 1992 года. Американская атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес», вооруженная крылатыми ракетами «Томагавк», в тот день занималась сбором разведывательных данных о деятельности ВМФ СССР в районе . Причем делала она это в территориальных водах нашей страны. В это время, вернувшись из похода, из глубины на поверхность в этом месте начала всплывать советская АПЛ К-276 под командованием капитана 2-ого ранга Игоря Локтя.

По стечению обстоятельств К-276 ударила американскую лодку передней частью боевой рубки в прочный корпус, от чего в нем образовалось несколько пробоин. Субмарина все же смогла самостоятельно дойти до своей базы, но вскоре была списана из боевого состава ВМС США, поскольку ремонту уже не подлежала. К-276 ремонт потребовался, но сейчас эта лодка под названием «Кострома» продолжает нести службу.


К сожалению, и ныне субмарины США по-прежнему несут боевое дежурство в северных морях, осуществляют здесь разведку. Вспомним хотя бы случай в августе 2014 года, когда российские моряки обнаружили в акватории Баренцева моря американскую подводную лодку типа «Вирджиния». Субмарину шуганули, но, очевидно, она была и будет не единственным «непрошеным гостем» у российского арктического побережья.

По решению президента России Владимира Путина на базе Объединенного стратегического командования Северного флота создано Объединенное стратегическое командование «Север», которое сейчас приобретает черты нового военного округа. В Заполярье началось интенсивное восстановление разрушенной в постсоветское время военной инфраструктуры и создание новой.

Это не только военные аэродромы. Растет и инфраструктура для личного состава. В 2014 году, например, Спецстрой ввел в эксплуатацию блочно-модульные здания для военнослужащих на Земле Александры, острове Врангеля и на мысе Шмидта.


В декабре того же 2014 года сформирована отдельная арктическая мотострелковая бригада Северного флота, дислоцированная в поселке Алакургти Мурманской области. Вторая арктическая бригада в 2015 году размещается в Ямало-Ненецком автономном округе.

А Дальневосточное высшее военное командное училище с 2013 года начало готовить к службе в Заполярье молодых офицеров. Курсанты училища по спецпрограмме проходят лыжную подготовку, учатся прыгать с парашютом в северных широтах, управлять снегоходами и другой спецтехникой, выживать в экстремальных условиях, ночевать в снегу и строить времянки из снега и льда.

В 2015 году, по словам начальника российского Генштаба Валерия Герасимова, начнет работу специальный центр для подготовки военных, проходящих службу в Арктике, Одна из главных составляющих этой подготовки-умение обращаться с новой техникой. Российские ученые и инженеры предлагают военным новые разработки, приспособленные к условиям Заполярья.


«Все корабли и самолеты, которые мы сейчас создаем, будут адаптированы к арктическим условиям. Например, разрабатываем систему посадки самолетов, которая будет давать точность около метра. Если будут отработаны автоматические заходы на посадку, то мы многие вопросы преодолеем», - цитирует ТАСС начальника Морской авиации ВМФ РФ генерал-майора Игоря Кожина.

«Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК) разрабатывает универсальные комплексы связи шестого поколения, которые смогут устойчиво работать на Крайнем Севере. Они не только должны обеспечивать надежную связь в условиях постановки помех, но и призваны обеспечить ее скрытность.

На вооружение начали поступать радиолокационные станции (РЛС) «Подсолнух». Об этом сообщило ТАСС со ссылкой на генерального директора ОАО «РТИ» Сергея Боева (он с 2012 года является генеральным конструктором национальной системы предупреждения о ракетном нападении).

Это одна из самых малоизвестных отечественных военных разработок. Она была создана уже в нынешнем веке Научно-исследовательским институтом дальней радиосвязи (входит в РТИ) для непрерывного круглосуточного контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны России. Однако на самом деле «Подсолнух» может также «заглянуть» за радиогоризонт и «поймать» морской надводный или воздушный объект на расстоянии до 450 километров. Экспортные варианты станции могут одновременно сопровождать до 300 морских и 100 воздушных объектов одновременно и выдавать целеуказания на поражение.


Причем предусматривается создание специального варианта конструкции для работы в Арктике. И дело не только в том, что аппаратуру РЛС надо будет более тщательно защитить от мороза. В Заполярье возмущенная ионосфера, которая сильно влияет на распространение радиоволн. Плюс за счет ледовой шапки поверхностная радиоволна преломляется и отражается так, что не всегда можно традиционными методами понять, что перед вами: , корабль или что-то другое, пояснил заместитель гендиректора РТИ Игорь Бевзюк.

Военным, проходящим службу в Заполярье, также начали поступать бронетранспортеры БТР-82АМ (их огневая мощь почти вдвое превосходит традиционный БТР-80) и снегоходы «Буран» с отапливаемой кабиной. Заправляется арктическая бронетехника специальным дизельным топливом и маслом, что, по словам замминистра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова, позволяет без каких-либо дополнительных приспособлений запускать двигатели в 60-градусный мороз.

Булгаков также заверил журналистов, что до конца года все военнослужащие, служба которых проходит на территории Арктики будут обеспечены специальной формой одежды, способной выдерживать температуры до -57 °С.


Помимо этого, Военно-медицинской академией разработаны нормы арктического рационного питания для военных, проходящих службу на Крайнем Севере. Не исключено, что в них войдут и продукты питания, приготовленные из местного сырья. Например, появились информация, что специалисты норильского филиала НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера разработали технологию приготовления «арктических» макарон. Один рецепт - для вегетарианцев - с добавлением рябины и кипрея. Другой - с перемолотым мясом северного оленя. «Диетическое мясо северного оленя уникально и по усвояемости превосходит все виды мясной продукции», - утверждает заместитель директора НИИ Андрей Кайзер.

Очевидно, что Арктика, так же как и , прочно стала в центр внимания российского военного ведомства. Тем не менее мы не собираемся заниматься милитаризацией Арктики. Наши действия в этом регионе носят сдержанный и разумный по масштабам характер, необходимый д ля обеспечения обороноспособности России. Так сказал в конце 2014 года на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ президент России Владимир Путин.

Между тем обстановка в Арктике все усложняется. Продолжают барражировать в Северном Ледовитом океане атомные субмарины с ядерным оружием на борту. Обостряется, несмотря на мировой финансовый кризис, и спор за арктические месторождения нефти и газа. Да, часть проектов, особенно по нефти, отложена. Но совсем отказываться никто не хочет. Между тем львиная доля арктического газа и 40 % арктической нефти находятся на берегах или у берегов России. И наша страна будет защищать эти ресурсы всеми имеющимися у нее средствами.


Кроме того, российская Арктика - это опять-таки еще и Северный морской путь. По кратчайшей морской дороге между Европой и Юго-Восточной Азией уже через 10- 15 лет любое судно сможет прейти летом без сопровождения ледокола. И от того, как наша страна к этому времени сможет регулировать движение по этой международной дороге, зависит не только порядок и чистота у российских арктических берегов, но и пополнение государственной казны.

По мере повышения интенсивности движения нарастает и риск аварий. Что означает крушение танкера с нефтью во льдах Заполярья, объяснять, думаю, никому не нужно. Однако США и ряд его союзников настаивают на том, чтобы движение кораблей и судов по Севморпути осуществлялось без всякого контроля со стороны России.

Да и Китай прозрачно намекает на то, что для его судов должны быть созданы «особые условия» при их прохождении через Северный Ледовитый океан. Более того, для сопровождения своих торговых судов китайцы начали проектировать военные корабли, конструкция которых позволит им двигаться во льдах без помощи российских ледоколов. А это значит, что со временем и КНР, при всех нынешних хороших отношениях с Россией, может в качестве аргумента опереться на свою военную силу.

Поэтому очевидно, что нынешние военные учения в Арктике - далеко не последние. Российские военные вернулись в всерьез и надолго. Как говаривали в свое время поморы, земляки Ломоносова: «Нам чужого не надо. Но и своего мы не упустим»...




Похожие публикации