Базаров и павел петрович отношение искусству. Базаров и Кирсанов: споры о жизни, культуре, принципах

Главная > Публичный отчет

Министерство образования и науки РФ

МОУ «Гимназия№1»

Урок литературы в 10 классе

«Внешний конфликт романа

И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Учитель: Потапушкина Ирина Григорьевна

г. Бийск 2007 год

Цели: 1) выявить смысл идеологического противостояния «отцов» и «детей»;2) развивать навыки обобщения и систематизации в процессе работы над художественным произведением;3)Ход урока:

    Слово учителя
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в конце 50-х годов 19 века. В это время Россия стояла на пороге великих реформ, поэтому в обществе наблюдался повышенный интерес к социальным проблемам в жизни страны. Это период коренных перемен, перемен во всем: и в традиционных устоях, и в понимании роли человека, и в мироощущении. Начинающаяся эпоха освобождения создавала новые типы людей и их взаимоотношений, часто расходившихся с уже укоренившимися в сознании консервативной части общества правилами и «принсипами» жизни.- Кто же он, новый герой 60-х годов?(сам Тургенев ставил перед собой задачу создание образа некоего интеллектуального Пугачева, бунтаря)
    Попробуем, опираясь на авторские характеристики портрета, характера, образа жизни героя, сформировать свое, личное, отношение к персонажу.
Поверхностное, первое впечатление о герое мы получаем из 1-2 глав романа (портрет, происхождение, краткие упоминания об образе жизни, фактах биографии), а вот о мировоззрении Базарова мы в полной мере можем судить по его горячим спорам с Павлом Петровичем Кирсановым. Тем более что на фоне Кирсанова П. П., представителя «отцов», своеобразие Базарова просматривается более отчетливо. Оба персонажа воплощают в себе две непримиримые крайности.Накануне урока группы по 2-3 человека получают задание: выбрать из текста материал по персонажу, ответить на вопросы, предложенные учителем, сделать выводы. На уроке каждая группа представляет вниманию одноклассников итоги своей работы, которые должны быть зафиксированы в таблицу. В продолжение урока учащиеся обращаются к тексту, отвечают на вопросы учителя.
Критерии оценки Базаров Евгений Васильевич Кирсанов Павел Петрович
Портрет Гл.2 «…высокого роста в длинном балахоне с кистями…обнаженную красную руку», «ленивым, но мужественным голосом», «лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой», «тонкие губы», «темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Откровенное пренебрежение к внешнему виду, демократизм, длинные волосы – признак вольнодумства. Внешность, конечно, по тем временам незаурядная, что дает основание предполагать, что перед нами любопытная личность. Гл.4 «…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки…На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной: особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза2, «…вынулиз кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом». Облик П. П. – изящный, породистый, образ холеного и надменного аристократа.
Характер Гл.2 «ум, самоуверенность» «почти ничего не говорил» «Николай Петрович …крепко стиснул его (Базарова)…руку, которую тот не сразу ему подал » - сознание своего превосходства.«…владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Аркадий признается, что дорожит его дружбой. Заметно, что Аркадий старается подражать Базарову, но только в его присутствии.
    На чем основана его уверенность, и какой силой, способной притягивать к себе людей, обладал Базаров?
Базаров – человек самодостаточный
«Павел Петрович наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман» Гл. 6«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно…» - На чем основано высокомерие П. П.?Высокомерие, чопорность, не поддается чужому влиянию.Гл. 7-8 (история любви П. П., сцена в комнате Фенечки): безукоризненная честность; одинок и несчастен. - На чем основано высокомерие П. П.?сословная спесь
БиографияОбраз жизни Сын бедного уездного лекаря. «Копейки лишней не взял» у родителей, когда учился в университете в Петербурге. Суровые условия жизни дают ему право говорить: «Всякий человек сам себя воспитать должен». То, что Тургенев сделал своего героя врачом, естественником, материалистом, - не случайно, это характерная примета времени. Его сила – в естественно-научных знаниях, которые он боготворит и считает оружием против барской мечтательности, народного суеверия, официальной идеологии самодержавия. В запальчивости ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, разгадать все загадки, все тайны бытия. Вслед за вульгарными материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания, сводит сущность сложных духовных и психических явлений к элементарным, физиологическим. У него узкобиологический взгляд на природу человека, что приводит к стиранию качественных различий между физиологией и социальной психологией. Гл. 7. Сын боевого генерала 1812 года, окончил Пажеский корпус, и его ожидала блестящая военная карьера. Неудачная любовь к женщине с «загадочным» взглядом княгине Р. перевернула его жизнь. Вышел в отставку, скитался в чужих краях, вернулся в Россию, ничего не сделал, и так прошло 10 «бесцветных, бесплодных лет»
Мировоззрение Гл. 5 «Мы действуем в силу того, что признаем полезным». Базаров – нигилист, то есть человек, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров – характерный продукт эпохи, убежденный материалист до мозга костей, проповедующий новые немецкие истины отцов русского нигилизма Молемотта и Фагота, отрицающий все и почитающий отрицание за двигатель прогресса, он бунтарь, мятущаяся душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение. Г. 5 «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов…шагу ступить, дохнуть нельзя». Гл. 10 «аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди» . Идеализирует существующие правила, формы жизни и нравы. Консервативен по отношению к взглядам Базарова.
Отношение к науке Гл. 6 «…наука вообще не существует вовсе». Любит частные факты и конкретные знания и потому абстрактную науку не признает. Гл. 6. Павла Петровича задевает нелестное замечание Базарова о русских ученых. П. П., в свою очередь, не хочет признать значимости трудов ученых только потому, что они – немцы. В оценке научных открытий патриотизм неуместен.
Отношение к искусству Гл. 6 «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» Гл. 10 «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает. Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время!» Гл. 9 «Твой отец играет на виолончели?…Помилуй! в сорок четыре года человек…играет на виолончели! Базаров продолжал хохотать». Гл. 10 «Рафаэль гроша ломаного не стоит» Эстетское поклонение произведениям искусства
Отношение к природе Гл. 9 « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «природа – пустяки»
Отношение к любви, браку Гл.7 «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец», И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем-ка лучше смотреть жука». Духовную утонченность любовного чувства Базаров не признает.Гл. 9 Базаров – Аркадию:«Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал». Брачный союз предполагает взаимные обязательства, готовность к компромиссу, для Базарова такая форма отношений неприемлема. Гл. 7 История любви П. П. к загадочной княгине Р.Для П. П. любовь – смысл жизни.
Отношение к народу Гл. 5«Базаров владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».Гл. 9 «Русский мужик бога слопает», «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»Гл. 10Гл. 27 «Иногда Базаров отправлялся в деревню…и т. д»Откровенное презрение Базарова к ограниченности, суеверию, холопству мужика, в свою очередь, мужик справедливо замечает, как далек Базаров от нужд простых людей: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает».Гл. 17 Сцена свидания Базарова с Тимофеичем. Именно Тимофеич олицетворяет ту поэтическую сторону народной жизни. В облике Тимофеича «сквозит и тайно светит» что-то вековое, христианское: «крошечные слезинки в съеженных глазах» как символ народной судьбы, народного долготерпения, сострадания. От всего этого жестковатый Базаров отворачивается. Гл. 7, 10Кирсанов признается в своей любви к патриархальному народу, который «свято чтит предания», «не может жить без веры», возмущен критическими замечаниями Базарова в отношении русского народа («Вы оскорбляете русский народ!), но он чужд народу, не случайно И. С. Тургенев вводит в его речь множество иностранных слов, которые, как считает Базаров, «русскому человеку даром не нужны». Аркадий, например, говорит о дяде: «…всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон…»
Отношение к общественному устройству Базаров, глядя на разваливающееся хозяйство Кирсановых («Видел я все заведения твоего отца, скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько»), понимает, что экономическая система России требует преобразований, что мир на грани социальной катастрофы, что дворянство как класс оказалось беспомощным в сложной экономической ситуации.Гл. 10 «А потом мы догадались…» - Базаров критически относится к недостаткам общественного устройства, несовершенству быта, семейных и общественных отношений. Гл. 10 «Нам дорога цивилизация…». Главным условием существования «прочного общественного здания» он считает чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, исполнение долга, которые проявляются в его привычках, опрятности, изысканных туалетах. Идеал П. П. – английские аристократы: «Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности». Видимо, Кирсанов здесь отстаивает свою обязанность сидеть «сложа руки».Кирсанов не понимает, как можно жить, не имея определенного эталона для подражания и отвергать то, во что люди верили веками.
Отношение к оппоненту «архаическое явление»«аристократишко»«идиот»В основе отношений – классовый антагонизм, социальная нетерпимость «лекаришка»«шарлатан»«волосатый»«господин нигилист»«грубая монгольская сила»
- Кто одерживает победу в этом идеологическом поединке?Павел Петрович, одержимый сословной спесью, гордыней, лишен отечески бережного отношения к вечно обновляющейся жизни. В его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм. Недаром И. С. Тургенев писал, что его роман направлен «против дворянства как передового класса». Так же как в поведении Базарова есть все то, что он отрицает, так и П. П. далеко не тот самоуверенный аристократ, которого разыгрывает из себ

Название романа Тургенева "Отцы и дети" очень точно отражает основной конфликт произведения. Писатель поднимает пласт культурных, семейных, романтических, платонических и дружеских тем, но на первый план выходят отношения двух поколений − старшего и младшего. Спор Базарова и Кирсанова − яркий образец этого противостояния. Историческим фоном для идеологических конфликтов послужила середина 19 века, время перед отменой крепостного права в Российской империи. Тогда же либералы и революционные демократы столкнулись лоб в лоб. Детали и исход полемики рассмотрим на примере наших героев.

Центральный конфликт романа «Отцы и дети» - спор Базарова и Кирсанова

Ошибочно полагать, что суть произведения "Отцы и дети" сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.

Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.

Портрет Евгения Базарова

Евгений Базаров − представитель поколения "детей" в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают "отцы". Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.

Портрет Павла Петровича Кирсанова

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения "отцов". Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою "породу".

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Спор Базарова и Кирсанова: таблица разногласий

Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.

"Отцы и дети": конфликт поколений

Евгений Базаров

Павел Кирсанов

Манеры и портрет героев

Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек.

Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.

Политические взгляды

Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества.

Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.

Отношение к простому народу

Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле.

Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними.

Философско-эстетические взгляды

Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным.

Верит в существование Бога.

Девиз по жизни

Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят.

Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности.

Отношение к искусству

Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства.

Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.

Любовь и женщины

Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека.

К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь.

Кто такие нигилисты

Идеи нигилизма ярко проявляются в противостоянии оппонентов, которыми являются Павел Кирсанов, Базаров. Спор обнажает бунтарский дух Евгения Базарова. Он не склоняется перед авторитетами, а это объединяет его с революционер-демократами. Герой подвергает сомнению и отрицает все, что видит в обществе. Именно эта черта свойственна нигилистам.

Исход сюжетной линии

В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.

Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе "Отцы и дети". Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.

Урок литературы в технологии «критического мышления».

Общедидактические цели: Создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети», способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом учащихся.

Тип учебного занятия : урок «открытия» нового знания - урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология : «критическое мышление».

Триединая дидактическая цель:

  • Образовательный аспект : создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.
  • Развивающий аспект : способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.
  • Воспитательный аспект : способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Урок в технологии критического мышления состоит из трех этапов:

  1. Вызов (инсерт). На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.
  2. Осмысление. На этом этапе происходит контакт с новой информацией, её сопоставление с имеющимся опытом. Акцентируется внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращается внимание на неясности, которые возникают в процессе работы над материалом.
  3. Рефлексия . На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, возможна его повторная проблематизация.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся самостоятельно выявят основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей». На основе полученных знаний выведут основную проблему в романе.

Формы работы учащихся : парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля : заслушивание, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал (таблицы, схемы).

Ход урока.

  1. Вызов (слайд 1 ) Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Анализируя первые главы романа вы пришли к выводу, что произведение построено на конфликте.

Давайте подберем синонимы к этому слову. (Поединок, дуэль, столкновение) (слайд 2) Проблема противоречий, конфликтов между поколениями и различными социальными группами общества была, есть и будет актуальна во все времена. В середине 19 века, в канун отмены крепостного права в России, резко обострились идеологические споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает Тургенев в своем романе.

Фронтальный опрос

Так кто же из героев романа противостоит друг другу? (Базаров и П.П.Кирсанов)

Как называют таких людей? (антиподы)

Дайте определение этому термину.

Слайд №3

Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,с.26)

Назовите самых известных антиподов в русской литературе (Чацкий и Молчалин из комедии Грибоедова «Горе от ума», Гринев и Швабрин из романа Пушкина «Капитанская дочка», Обломов и Штольц из романа Гончарова «Обломов»)

Учитель: Чаще всего, познавая типологию таких людей, мы проводим сравнительный анализ их образов, т.е. даем им сравнительную характеристику. Давайте вспомним, по какой схеме строится сравнительная характеристика.

Слайд №4 (схема сравнительной характеристики)

Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе – Е.Базарова и П.Кирсанова, работая в четырех группах и заполняя предложенную таблицу.

Слайд №5

Сравнительная характеристика героев романа

Е.Базаров

П.П. Кирсанов

1. Происхождение, социальная принадлежность

2. Портрет

4. Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция

5. Отношение к любви

6. Образ жизни, интересы

7. Отношение друг к другу

Ответ первой группы, которая находила общие черты у героев.

1.Сильные личности (слайд №6 портреты героев): всегда уверены в своей правоте, оба не поддаются чужому влиянию, способны подчинить себе других.

2.Безграничное самолюбие, неумение в спорах прислушиваться к мнению оппонентов.

3.Взаимная вражда: полное неприятие взглядов и поступков соперника.

Ответ второй группы о происхождении и социальной принадлежности героев.

1.П.П.Кирсанов – дворянин, аристократ, сын генерала, гвардейский офицер в отставке, либерал-консерватор.

2.Е.Базаров – сын военного лекаря, имевшего крестьянские корни (« мой дед землю пахал» и мелкопоместной дворянки, студент медицинского факультета Петербургского университета, разночинец, демократ-нигилист.

Ответ третьей группы о внешности героев.

1.Базаров – человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». У него «обнаженные красные руки».

2.П.П.Кирсанов - во внешнем виде его -лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лако­вые полусапожки». Облик Павла Петровича, как под­черкивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынима­ет из кармана панталон свою красивую руку с длин­ными розовыми ногтями.

Ответ четвертой группы об особенностях речи героев.

1.Важной для раскрытия образов героев романа яв­ляется их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские вы­ражения, речь его строго изысканна, однако режет слух то, что он часто искажает русские слова на иностранный манер (принсИпы и др.примеры). Евгений же го­ворит просто и бесхитростно, не задумываясь о прида­нии своей речи стройности и изящества, его речь простонародна, с частым употреблением поговорок и афоризмов (примеры).

Учитель: Да, много различий между героями, но, пожалуй, самое главное, что делает их непримиримыми противниками - это идеологические, мировоззренческие позиции каждого. В сравнительной характеристике мы подошли к четвертому пункту, прочитайте его (Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция).

- Когда ярко проявляется различие этих взглядов? (в спорах).

- Об этих спорах мы сегодня и поговорим. Давайте вместе сформулируем тему урока.

Слайд № 7 (тема урока).

«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова».

Учитель: Эпиграфом предлагаю взять слова литературного критика Воровского Вацлава Вацлавовича. Как вы его понимаете? Поможет ли он нам сформулировать цели и задачи урока? (читают эпиграф и комментируют). Цель - выявление основных «точек» идеологического спора между героями романа.

Слайд №8 (эпиграф) Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие - «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм. В.В.Воровский

Учитель: Мы подошли к анализу 10-й главы романа, где происходит открытый идеологический конфликт между Е.Базаровым и П.Кирсановым, нигилистом и аристократом.

2.Осмысление.

А)Кластер .Для выявления основных линий спора Науменко Вячеслав составил нам в помощь кластер.


искусство

Б) Таблица, которая заполняется по ходу урока.

Слайд №10

В) Работа в группах . Каждой группе предлагается ответить на вопросы и обсудить эти вопросы в группе (слайд №11)

  • Какие бы вы задали вопросы участникам спора?
  • Почему Кирсанов П.П. идет на столкновение?
  • Почему ни один из участников спора не уступит своих позиций?
  • Какие проблемы пытается решить автор в данном споре?

Слайд №12 (о дворянстве)

Первая линия спора.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах. Глава 8 – зачитайте отрывок, прокомментируйте, кто победил в споре?

Предполагаемый результат

Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы – основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

Каков итог этого спора?

Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме.- Тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.

Вторая линия спора. Слайд №13

Вторая линия спора о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович ещё не сложил оружия и не хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?»- спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

Предполагаемый результат

Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.

Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.

Другие группы отвечают, кто прав.

Третья линия спора о русском народе. Слайд №14

Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитать и прокомментировать.

Предполагаемый результат

По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии ). Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.

Другие группы отвечают, кто прав.

Четвертая линия спора. Слайд №15

Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу.

Павел Петрович считает, что нигилизм захватил область искусства. Зачитайте этот эпизод. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках – шестидесятниках?

Предполагаемый результат

И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав в том, что художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Учитель: Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович.

Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели .

Учитель: Как же смотрит Базаров на природу?

Он не отрицает её вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь.

Учитель :Эта линия спора решается уже в 11-й главе, в которой появляются пейзажи.

Г) Подведение итогов урока.

Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

Слово учителя:

Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.

Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная противоположность им.)

Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

3.Рефлексия. Слайд №16

Написание синквейна

Первая строка – слово-ключевое понятие

Вторая строка – три прилагательных к этому слову

Третья строка – три глагола

Четвертая строка – Ключевая фраза, раскрывающая состояние героя или смысл

Пятая строка – одно слово.

Данная мыслительная операция позволяет узнать уровень понимания.

Конфликт.

Строгий, непримиримый, враждующий.

Ссорит, выявляет, разводит.

Познается истина в споре.

«Отцы» и «дети».

Разные, непримиримые, опровергающие.

Спорят, говорят, не принимают.

Они такие разные. Им не понять друг друга.

Берега реки.

Выставление оценок за урок.

  1. Домашнее задание. Закончить составление сравнительной характеристики героев по таблице в группах (1- №5, 2-№6, 3 - №7). Четвертая группа анализирует эпизод «горячего» спора противников, т.е. их настоящего поединка в гл.24 «Дуэль).

Примерный вариант составленной таблицы

Линии спора

Взгляды Павла Петровича

Взгляды Базарова.

Об отношении к дворянству

Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности

Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. От аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

О принципе деятельности нигилистов

Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы

Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

Об отношении к народу

Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

О взглядах на искусство

Проблема поколений. Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. Кирсанова. (по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)

Конспект урока учителя русского языка и литературы МБОУ «Арх- Голицинская СОШ» Михеевой Людмилы Николаевны.

2014 год

Проблема поколений. Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. Кирсанова. (по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)

Цели : 1.Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей. 2. Уметь определять нравственные и идейные позиции героев произведения. 3. Развивать мышление учащихся, устную речь. 4. Развивать интерес учащихся к чтению романа.

Оборудование: Портрет И. С. Тургенева, презентация « Отцы и дети».

Ход урока.

  1. Оргмомент .
  2. Сообщение темы и целей урока.( На экране – портрет И. С. Тургенева) Мы продолжаем изучение романа И. С. Тургенева « Отцы и дети». «Вся моя жизнь – в моих сочинениях» ,- писал он. У Тургенева- особое чувство времени. « Наше время требует уловить современность в ее приходящих образах; слишком запаздывать нельзя». В своих произведениях он « улавливал» то новое, что только зарождалось в русской жизни. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить с вами на вопросы: -В чем смысл заглавия романа? -Как и почему идет спор между представителями разных поколений? Ребята, дома вы составляли сравнительную характеристику образов П. П. Кирсанова и Е. Базарова. 3. Работа по таблице.

Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. П. Кирсанова.

Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена. - В каких произведениях рассмотрена эта проблема? (Шекспир « Ромео и Джульетта», А. Островский « Гроза» и др.) В середине 19 века,в канун отмены крепостного права в России, резко обострились споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает нам И. С. Тургенев в своем романе.

Кто из героев романа противостоит друг другу?

Как называют таких людей? (антиподы)

Антипод –человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)

Назовите антиподы в русской литературе.(Гринев и Швабрин, Обломов и Штольц, Чацкий и Молчалин…) Сегодня мы проведем сравнительную характеристику новых героев романа.

1. Что вы можете сказать о происхождении, социальной принадлежности героев ? П.Кирсанов – дворянин, аристократ, сын генерала,офицер в отставке, либерал-консерватор. Е. Базаров -сын военного лекаря, имел крестьянские корни, студент мед. Факультета Петербургского университета, разночинец, демократ- нигилист».

2.Портрет. Базаров - «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое,с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…» У него « обнаженные красные руки».

П. П. Кирсанов- во всем внешнем виде «лоск и щегольство» , облик «изящный и породистый», красивые руки с длинными розовыми ногтями .

3. Речь - П. П. Кирсанов употребляет в разговоре французские выражения, речь изысканная,часто искажает русские слова на иностранный манер (принСипы и др.) Е. Базаров- говорит просто и бесхитростно, речь простонародна, часто употребляет поговорки и афоризмы.(читаем из текста)

  1. Между героями много различий, но, пожалуй, самое главное,что делает их непримиримыми противниками- это философские позиции каждого.

- О чем же спорят наши герои?

1. Об отношении к дворянству

П. Кирсанов . Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности

Е. Базаров. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. От аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

2.О принципе деятельности нигилистов

Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы

Е. Базаров . Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

3.Об отношении к народу

П. Кирсанов . Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Е. Базаров . Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

4.О взглядах на искусство

П. Кирсанов. Новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Е. Базаров. Отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Кто одерживает верх в спорах?

Имеет ли Базаров право так унизительно судить о своем оппоненте и его « принсипах»? (Надо уважать чужое мнение, возраст..)

5. Отношение к любви. (слайд « Сцена признания в любви Е. Базарова к А. Одинцовой»)

П. П. Кирсанов всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, поседел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина», - замечает он. Любовь показалась испытанием для Базарова… Любовь побеждает эгоизм, просветляет мир, это чувство оказалось не физиологией, как предполагал герой, это чувство потрясает и травмирует. На словах он отрицал любовь, а на деле жизнь заставила её признать.
Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.

6. Образ жизни, интересы.

Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо”. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла - да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической”. Базаров пытается развенчать бездейственные „принсипы", не принимает иллюзорную мечтательность, отказываясь от достижений культуры (“Рафаэль гроша медного не стоит”) и утилитарно воспринимая природу.
Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении.
Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

7.Отношение друг к другу.

Базаров не должен забывать об уважении к поколению старших. Он перечеркивает всю жизнь П. Кирсанова, который считал, что ведет жизнь благородную и достоин уважения.

4.Подведение итогов урока.

- Есть ли победитель в споре?

Хотели герои найти истину или просто выясняли отношения?

Как вы считаете, на чьей стороне автор? И. С. Тургенев относит себя к поколению «отцов», пытается донести до нас мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Нельзя отрицать весь накопленный человеческий опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Автор пытался донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

5.Выставление оценок.

6. Домашнее задание. Анализ последних глав романа. «Смерть Базарова».


И. С. Тургенев работал над романом «Отцы и дети» в начале 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение процессы, происходящие в России в это время: борьба общественно-политических сил либералов и революционеров-демократов. Героями романа и являются представители двух идейных лагерей: либерал Павел Петрович Кирсанов и революционер-демократ Евгений Базаров.

Евгений Базаров молод, энергичен, деловит. Он ничего не принимает на веру и отрицает любые принципы. По своему мировоззрению он материалист, человек, прошедший школу труда и лишений. Базаров самостоятельно мыслит и ни от кого не зависит. Самостоятельность и уверенность в своих силах ему дают знания и труд. Он внук дьячка, сын уездного лекаря, он гордится своим происхождением. Базаров — нигилист, а слово это происходит от латинского nihil — ничто, то есть он отрицает все. Свое отрицание всего он обосновал теоретически: несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. Базаров требует замены самих основ общества. Эти взгляды и убеждения Базаров высказывает в спорах с Павлом Петровичем — его идейным оппонентом.

Павел Петрович — представитель консервативных либералов. Он аристократ, англоман и очень самоуверенный человек. Он умен и обладает некими достоинствами: честен, благороден, верен своим убеждениям. Но Павел Петрович не чувствует движения времени, не приемлет современности, для него превыше всего традиции. В Базарове он видит опасность для себя и своего класса, поэтому он защищает свой «мир» всеми доступными ему средствами, вплоть до дуэли.

Базаров и Павел Петрович дискутируют на темы искусства, культуры, поэзии, природы, науки, духовности, философии, о русском народе.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров часто агрессивен, пытается навязать свое мнение. С точки зрения Евгения, читать Пушкина — терять время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо. Кирсанов же в состоянии оценить прекрасное: он читает Пушкина, играет на рояле. Базаров — человек прямой, он не привык «кривить душой», из вежливости прятать резкое, но справедливое слово. Это раздражало Павла Петровича. Его «аристократическую» натуру возмущала совершенная развязность молодого человека. «Этот лекарский сын не только не робел перед ним, но и отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое».

Базаров не признает никаких «принсипов», а Павел Петрович, напротив, считает, что без принятых на веру принципов жить невозможно. После слов Павла Петровича о том, что в нынешнее время вместо «Шиллеров» и «Гёте» «пошли всё какие-то химики и материалисты», Базаров резко заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Материал с сайта

Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к одному — защитить старый порядок. Принципы же молодого нигилиста сводятся к тому, чтобы уничтожить этот порядок.

Тургенев писал, что его произведение направлено против дворянства, но он не верил и в перспективность революционно-демократического движения, хотя симпатии автора определенно на стороне главного героя.

По мнению Тургенева, Базаров — «лицо трагическое», потому что время Базаровых еще не пришло. Финал романа убеждает в несостоятельности теории Базарова. Гибнет не он, а его искусственная теория.

Роман «Отцы и дети» для нас — зеркало, в котором отразилась эпоха 60-х годов XIX века, с ее конфликтами и противоречиями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • идейные споры базарова и павла петровича
  • предметы спора базарова и кирсанова
  • плюсы и минусы спора базарова и кирсанова
  • цитаты спора базарова и павла петровича
  • таблица по спору базарова и павла петровича


Похожие публикации