Две "новые" заповеди иисуса христа. «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем разумом твоим…

«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, – вот первая заповедь!» (Марка 12:30)

Когда я размышлял над этим стихом, некоторые мысли потрясли мой разум, которые также, уверен, изменят и ваше мышление.

Итак, «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим….»

Что значит любить?

1. Любить – значит жертвовать.

Если кто – то говорит нам слова «я тебя люблю» и ничего не делает, чтобы подтвердить свои слова, мы внутри всегда понимаем что этот человек лицемерит. Если же человек любит – он жертвует время, силы, здоровье, деньги.

2. Любить – значит проводить время.

Если ты любишь человека, тебе хочется быть рядом с ним. Если тебе говорят «я люблю тебя, но я очень занят», ты чувствуешь сердцем что здесь «что то не так».

3. Любить – значит верить, доверять.

В Библии написано: «Любовь всему верит на все надеется, все прощает, все переносит». Любящий человек не сомневается – верить или не верить словам своего любимого человека.

Мы коротко разобрали, что значит любить, теперь давайте посмотрим – что значит слово «заповедь»?

1. Заповедь, это – духовная конституция христианина.

В нашей стране мы имеем высший закон – конституцию, а все остальные законы, подчиняются этой конституции. Так и в жизни христианина любые правила, принципы, традиции и т.п. – все должно быть в подчинении высшему духовному закону христианина – заповедям Христовым.

2. Заповедь, – это практическое руководство, инструкция для жизни.

Итак, что значит заповедь: «Возлюби Господа Твоего всем сердце твоим» – это наш духовный высший закон, и также – руководство для нашей практической жизни – как жить правильно, чтобы не приходилось сожалеть о неправильных решениях и поступках.

В церквях продается духовная литература, а также то что я называю «духовно – популярная литература», в которой исследуется Слово Божие но также добавляется немного психологии, современной философии, современного миропонимания. В этот же разряд отношу книги в которых предлагается не библейское учение о приоритетах. Авторы предлагают: первый приоритет – это вера в Бога, второй приоритет – забота о семье, третий приоритет – служение Богу.

Давайте рассмотрим каждый приоритет в отдельности.

Представьте себе человека, который спрашивает: «Господь, я верю в Тебя, я же правильно, хорошо делаю? Ага, хорошо Господь, а теперь я иду исполнять второй приоритет – сейчас мне нужно заботиться о семье, буду работать, буду учится, я поеду с любимой доченькой покупать ее самую модную одежду чтобы общается с ней, я буду жарить шашлык с моим сыном, чтобы ближе с ним пообщаться и провести время. И ты знаешь Господь, когда у меня появится несколько свободных минут, я сразу же прибегу для того чтобы служить тебе.» Странно звучит как-то, не правда ли?

Другой пример: Подходит ваша жена или ваш муж и говорит: «Любимая я тебя люблю, ты веришь мне?» -«Да верю!» «О спасибо, я так рад, ну я пошел, первый приоритет я выполнил, теперь иду исполнять следующий – иду заботиться о детях, и когда я закончу заботиться о детях, то обязательно вернусь к тебе, если останется минутка-вторая». Странное общение влюбленных, не правда ли?

Теперь хочу сказать еще более странную мысль, – что будет в вашем разуме, если я вам скажу что живя по этим приоритетам, вы исполняете первый приоритет вместе с бесами?!? Написано в Библии, что бесы веруют и трепещут. И вы знаете, они иногда исполняют этот приоритет лучше чем это делают сами верующие, потому что бесы не только веруют, но еще и трепещут. А что если сказать вам, что второй приоритет с вами выполняют убийцы, насильники, они ведь тоже заботятся о семьях, они тоже проводят свое время с детьми, они тоже делают что-то хорошее. И вы знаете, получается, что только на третьем приоритете верующие отличаются от бесов и грешников. К тому-же, любящий обязательно верит, а вот верующий совсем не обязательно любит Господа.

И если бы Иисус пришел на это место и сказал: «Я вам сейчас скажу самое важное, самое главное, – это исполнение заповеди «не только верь, но и возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем своим», то, наверно, кто – то из людей поднялся бы и сказал: «Иисус ты не понимаешь, что мы живем в другом мире, у нас другая психология, время другое, жизнь другая. Нам нужно как то в эту заповедь добавить свои приоритеты и тогда все будет хорошо получатся и тогда наши семьи тоже будут в порядке.» Что на это сказал бы Иисус? Он бы, наверно, сказал: «Да, я знаю что значит слово «приоритет» и если это слово для вас значить тоже что и заповедь, тогда это хорошо, но если что-то другое чем заповедь, то это учение нужно оставить и вернуться к библейскому учению»

Возникают естественные вопросы: «А как же семья? А как же дети? А как же время с семьей проводить? А как же ежегодный семейный круиз? А как любовь к родине, любовь к искусству? Неужели это все нужно оставить ради любви к Господу?» Мне легко говорить, и я это часто говорю, – единственная причина почему я верующий, потому что я видел отца моего молящегося. И вы знаете перед тем как уйти в вечность мой отец рассказывал некоторые случаи из своей жизни. Однажды он нам рассказал, что когда он стал старшим пресвитером по Минской области, то ему было необходимо очень много ездить, и по несколько недель приходилось не быть дома. Он говорил: «Я чувствовал что отдаляюсь от семьи, и поэтому начал молиться Господу – как в этом случае правильно поступить, и Господь сказал: «Делай то к чему Я тебя призвал, о твоей семье Я позабочусь Сам». Теряюсь в догадках, – что было бы с моим отцом и что было бы со мной, если бы мой отец оставил служение и пошел со мной жарить шашлыки. Может быть мы бы хорошо провели время и может быть мой отец учил бы меня хорошим вещам, но то что реально изменило мою жизнь, это не совместное времяпровождение, которое само по себе не является чем-то плохим, а те дни, когда я вставал рано утром и слышал отца молящегося. Он молился полушепотом, но это была настолько эмоциональная молитва, и так сильно чувствовалось, что это общение настолько драгоценно для моего отца. И когда мой отец жертвовал тем временем, которое он мог уделить семье, я видел, что он это делал потому что он сильно любил Господа, а не ради своей выгоды. Горячая любовь к Господу, а не следование хорошим приоритетам – вот что меняет жизнь и окружающую обстановку человека.

Какова же вторая заповедь, которую дал Иисус? «Возлюби мужа, жену, детей, родину, работу как самого себя»?… Я знаю что сейчас в вашем сердце, – одна половина сердца кричит «да!», а вторая кричит «нет!». А как же правильно? Думаю, что Иисус бы здесь сказал: «Если ты любишь Господа всем своим сердцем и любишь ближнего твоего, то есть какого то далекого человека, с которым ты не знаком, но о котором ты узнаешь, что он нуждается в твоей помощи, то та любовь, которая есть в твоем сердце, будет как огромные потоки воды, которых будет достаточно и для ближнего и для твоего любимого человека и для твоих детей и для окружающих людей. Как написано – из чрева, изнутри потекут реки воды живой, и это то, что сверхъестественным образом будет менять и детей и жизненные обстоятельства.

Христианин, любящий Господа и любящий ближнего излучает достаточно любви, чтобы даже короткого времени, проведенного с детьми было достаточно для того, чтобы их жизнь сверхъестественным образом изменилась в лучшую сторону, что никогда не заменят часы проведенные за шашлыком верующего, но не любящего Господа отца или мать. Любящим Господа дается мудрость в управлении и семьей и финансами и своим временем и силами, таким образом, что сверхъестественным образом устраиваются те вопросы, на которые у обычных людей уходит много и времени и финансов и сил. Для меня было достаточно несколько минут проведенных с моим отцом по сравнению с теми, кто якобы любил своих детей, исполняя свои приоритеты, жаря с ними шашлыки, а их дети не увидев любви к Господу так и остались верующими, но не любящими Господа.

Некоторое время назад один из наших пасторов делился с нами своими переживаниями и говорит: «Я переживаю за своего сына, он ходит в церковь, но внутри нет огня, веры и желания.» И на одной молитве Господь сказал ему так: «Как ты будешь поступать с Моими детьми, так Я буду поступать с твоим сыном». И вы знаете у этого пастора тоже есть выбор, – он может оставить вас, свое служение и начать жарить шашлыки, чтобы учить своего сына, проводить с ним время, пытаясь повлиять, но будет ли его сын в церкви после этого гарантии нет. Но если этот пастор исполнит все то что ему сказал Господь, то Бог гарантированно исполнит свое Слово.

Когда-то Иисус спрашивал у Петра: «Любишь ли ты Меня?». У Петра после его отречения от Иисуса не было дерзновения уверенно сказать «да!», но также он и не мог сказать «нет», потому что где-то глубоко внутри он знал, что он любит Господа, а поэтому и получился такой скомканный ответ «ты знаешь Господи…» Иисус не укоряя и не упрекая за отречение говорит – не просто верь в Меня, не только говори, что любишь, но ДЕЛАЙ согласно тому во что веришь и что говоришь. А это уже не что-то абстрактное, аморфное, а конкретные действия – паси овец Моих.

Будем же любить Господа, своего ближнего и друг друга как пишет апостол Иоанн – «… не словом или языком, но делом и истиною» (1 Иоанна 3:18)

Дмитрий Силюк, магистр богословия

Нельзя любить только сердцем, без согласия разума.

Михаил Черенков

«Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Марк. 12:30)

Всецельная любовь к Богу – первая заповедь Торы, подтвержденная Христом и для эпохи Нового завета. О любви всем «сердцем» и «крепостью» («силами») учат много, хотя мне до сих пор мало понятно, что значит «любить» «сердцем» и «силами». За этими словами всегда остается очень много эмоций и совсем мало ясности.

Но о любви всем «разумением» («всеми помыслами») слышал крайне редко, хотя здесь, на мой скромный взгляд, можно легче разобраться, а потому лучше с этого пункта и начинать, то есть начинать с разумения, чтобы потом подключить и другие «органы».

Почему-то христиане пренебрегают «разумением», «помыслами», предпочитая любить «сердцем». Мне же кажется, что заповеданная любовь к Богу только и возможна, что вместе, цельно, едино – сердцем, разумом и силами. И когда мы говорим только о сердце, мы создаем завесу таинственности, романтичности, эмоциональности, успокаивая себя неведением и непониманием.

Нельзя любить только сердцем, без согласия разума. Неразумная, безрассудная любовь не только опасна, но и противоестественна, абсурдна, ибо разрывает личность, а не соединяет; живет приятным самообманом, а не «сорадуется истине» (1 Кор. 13:6); делает рабом, а не освобождает.

Вопреки распространенным «духовным» рассуждениям, оказывается, что нельзя любить и говорить о любви без участия разума. Но часто ли мы слышим о любви Бога разумением? Насколько наш разум посвящен и служит Ему? Не лишаем ли мы себя больших благословений, пренебрегая разумом как даром Божьим? Как проявлять любовь Богу через заботу о разуме и «разумное служение»? Эти вопросы встречаются так редко, что должны вызывать тревогу – здесь мы упустили из виду действительно важное, здесь мы замалчивали не дополнительное, но необходимое условие наших отношений с Богом.

Разум – часть нашего подобия Богу. Мы так мало знаем о «сердце» и «душе», что вполне серьезно говорим о сердечной любви или душевной привязанности к домашним собакам и кошкам. Но если говорить о любви серьезно, то только с участием разума как познающего, разбирающегося, принимающего решения, отдающего отчет. Если говорить о любви к Богу, то только о любви разумной.

Апостол Павел умоляет – т.е. нижайше просит, упрашивает относиться к Богу и служению Ему разумно, сознательно, не формально, не слепо, не безрассудно. «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2).

«Век этот» производит людей неразумных, форматирует умы людей под себя, под свою превратную логику, свои мнимые ценности. Легче всего плыть по течению, «сообразоваться», приспособляться, становиться таким же как все люди «мира этого». Но апостол призывает «преобразоваться», измениться, жить и мыслить вопреки «миру», идти против течения.

Преобразование возможно через «покаяние» как «перемену ума», а затем в процессе «обновления ума» и познания обновленным умом «воли Божьей». Если Бог хочет «разумного служения», то Его не удовлетворят наши ссылки на омертвевшую традицию («так всегда было», «так нас научили») или на дух времени («сейчас иначе нельзя», «так все делают»). Бог ожидает осознанного, осмысленного, разумного отношения.

Разумное служение Богу и познание Его воли связываются не с эмоциями, душевными порывами, страстной увлеченностью, но с эффективной работой ума как органа мысли и инструмента познания. Мы ответственны не только за здравие тела и духа, но и за здоровье ума, его гигиену, профилактику, лечение, укрепление, развитие.

«Возлюбить Бога всем разумением» означает видеть в разуме Бога и видеть Бога разумом, благодарно принимать разум как дар и откровение, ответственно использовать всю полноту его возможностей.

Богу нравятся умные, но еще больше - любящие. Если мы хотим любить Бога, мы должны сделать свой разум любящим, а любовь разумной.

Вся полнота нашей личности должна устремиться к Богу, чтобы преобразиться в Его присутствии, в Его любви. Устремляясь к Богу, ум обновляется. Вблизи Бога исцеляется конфликт, противоречия сердца и ума. Любовь к Богу и любовь Божья соединяют все стороны личности воедино так, что Бог будет все во всем. «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:15).

Новый Завет

Главная заповедь Иисуса Христа - любовь к Богу и ближнему

Не один раз люди спрашивали Иисуса Христа, что самое главное в Его учении, чтобы получить вечную жизнь, в Царстве Божием. Одни спрашивали для того, чтобы узнать, а другие, чтобы найти против Него обвинение.

Так вот, однажды иудейский законник (т. е. человек, занимавшийся изучением Закона Божия), желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: "Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?"

Иисус Христос ответил ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ".

Это значит: все, чему учит Закон Божий, о чем говорили пророки, все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть: все заповеди закона и учение его говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди, так как все они есть отдельные части заповеди о любви. Так, например, если мы любим ближнего, то мы его и не можем обидеть, обмануть, тем более убить, или ему позавидовать, и, вообще, не можем пожелать чего-либо худого ему, а, наоборот, жалеем его, заботимся о нем и готовы жертвовать для него всем. Потому Иисус Христос и сказал: "Другой большей заповеди, чем эти две, нет " (Марк. 12 , 31).

Законник сказал Ему: "хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что любить Бога от всей души и любить ближнего, как самого себя, есть больше и выше всех всесожжений и жертв Богу".

Иисус же Христос, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: "недалеко ты от Царствия Божия".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 23 , 35-40; от Марка, гл. 12 , 28-34; от Луки, гл. 10 , 25-28.

Много раз пытались книжники и фарисеи искусить Христа, задавая Ему различные вопросы. Другие же спрашивали Его, искренне желая найти ответы. Один вопрос был задан дважды двумя разными людьми, один из которых хотел познать истину, а другой – искусить. Это был вопрос о наибольшей заповеди в законе. Давайте прочтем соответствующие отрывки Писания.

Матфея 22:35-38
«И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим » – сия есть первая и наибольшая заповедь».

Марка 12:28-30
«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею », – вот первая заповедь!»

1. Любить Бога: что это значит?

Из прочитанного ясно, что любить Бога всем сердцем – самая важная заповедь. Однако что она означает? Мы, к сожалению, живем во времена, когда значение слова «любовь» сводится лишь к чувству. Любить кого-нибудь воспринимается, как «чувствовать себя хорошо с кем-либо». Однако это «чувство» не обязательно характеризует любовь в ее библейском значении. В Писании говорится о любви, которая тесно связана с действиями. Следовательно, любить Бога – значит исполнять Его заповеди, Его волю, то есть делать то, чего хочет Бог. Иисус ясно об этом сказал:

Иоанна 14:15
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ».

Иоанна 14:21-24
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда (не Искариот) говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих ».

Также во Второзаконии 5:8-10 (см. Исх. 20:5-6) мы читаем:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я – Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ».

Нельзя разделить любовь к Богу и хранение Его заповедей, Слова Божьего. Иисус Христос ясно говорил об этом. Тот, кто любит Его, соблюдает Слово Божье; а тот, кто не соблюдает Слово Божье, не любит Его! Следовательно, любить Бога – не означает просто прекрасно себя чувствовать, сидя в церкви на скамейке во время воскресного богослужения. Это скорее означает, что я стремлюсь делать то, что радует Бога, что доставляет Ему удовольствие. И это мы должны делать ежедневно.

В первом послании апостола Иоанна есть отрывки, раскрывающие значение любви к Богу.

1 Иоанна 4:19-21:
«Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец : ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

1 Иоанна 5:2-3:
«Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ; и заповеди Его не тяжки».

1 Иоанна 3:22-23:
«И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним . А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам».

В современном христианстве существует множество заблуждений. Одно из них, очень серьезное, – это ложная идея о том, что Бога не интересует, будем ли мы исполнять Его заповеди и волю, или нет. Заблуждение гласит, что для Бога важен лишь тот момент времени, когда мы стартовали в нашей «вере». «Вера» и «любовь к Богу» были отделены от их практического значения, и восприняты, как теоретические идеи и понятия, которые могут существовать сами по себе, не пересекаясь с образом жизни человека. Однако вера подразумевает быть верным. Если вы имеете веру, тогда вы должны БЫТЬ верными тому, во что верите! Верный человек должен стараться угождать Тому, Кому он верен. Он должен исполнять Его волю, Его заповеди.

Из вышесказанного следует, что благоволение Божье и Его любовь не совсем безусловны, как некоторые из нас полагают. Эта идея прослеживается также в предыдущих отрывках. В Иоанна 14:23 говорится:

«Иисус сказал ему в ответ: если кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

1 Иоанна 3:22:
«И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним».

И во Второзаконии 5:9-10 записано:
«Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я – Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ».

В Иоанна 14:23 есть условие «если» и следующий за ним союз «и». Если тот, кто любит Иисуса, соблюдет Его Слово, И, как результат, Отец Небесный возлюбит его, и придет вместе со Своим Сыном, и обитель у него сотворит. В первом послании апостола Иоанна говорится, что мы получим всё, что попросим у Него, потому что мы соблюдаем Его заповеди и делаем благоугодное пред Ним. В отрывке из Второзакония сказано, что неизменная любовь Божья будет явлена тем, которые любят Его и соблюдают Его заповеди. Существует определенная связь между Божьей любовью (а также Его благоволением) и исполнением Божьей воли. Другими словами, не будем думать, что неповиновение Богу, пренебрежение Его Слова и Его заповедей не имеет никакого значения, потому что Бог все равно нас любит. Не думайте также, что просто сказав: «Я люблю Бога», вы действительно Его любите. Я думаю, что понять, любим ли мы Бога или нет, можно из ответа на следующий простой вопрос: «Делаем ли мы то, что радует Бога: соблюдаем Его Слово, Его заповеди?» Если мы ответили: «Да», тогда мы действительно любим Бога. Если же наш ответ: «Нет», тогда мы Его не любим. Всё очень просто.

Иоанна 14:23-24:
«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое;… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих ».

2. «Но я не чувствую воли Божьей»: пример двух братьев

Говоря об исполнении воли Божьей, люди также могут заблуждаться. Некоторые христиане полагают, что мы можем исполнять волю Бога только в том случае, если мы ее ощущаем. Если мы ее не чувствуем, тогда мы свободны, ведь Бог не желает, чтобы люди что-либо совершали, если они этого не чувствуют. Но скажите, разве вы постоянно идете на работу, руководствуясь только своими ощущениями и чувствами? Пытаетесь ли вы, просыпаясь утром, понять свои ощущения относительно вашей работы, и затем, основываясь на своих чувствах, вы принимаете решение: наконец встать с кровати или еще больше «зарыться» под теплыми одеялами? Поступаете ли вы так? Не думаю. Вы ДЕЛАЕТЕ свою работу независимо от ваших ощущений! Но всякий раз, когда речь идет об исполнении воли Божьей, мы отводим слишком много места нашим чувствам. Бог, конечно, хочет, чтобы мы исполняли Его волю И чувствовали ее. Однако даже если мы не ощущаем этого, то все равно лучше исполнять Его волю, нежели совсем не соблюдать ее! Посмотрим на приведенный Господом пример, где Он сказал: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…» (Мф. 18:9). Он не сказал: «Если глаз твой соблазняет тебя, и ты как-то по-особому чувствуешь, что необходимо вырвать его, тогда сделай это. Но если же у тебя нет такого ощущения, тогда ты свободен от этого. Ты можешь оставить его нетронутым, чтобы он продолжал тебя соблазнять». Испорченный глаз должен быть удален независимо от того, чувствуем ли мы эту необходимость или нет! То же самое происходит с волей Божьей. Наилучший вариант – исполнять и ощущать ее. Если же вы не чувствуете ее – все равно исполняйте, вместо того, чтобы проявлять свое непослушание Богу!

Давайте посмотрим на другой пример из Евангелия от Матфея. В 21 главе повествуется о том, как первосвященники и старейшины народа опять пытались уловить Христа своими вопросами. Следующая притча была ответом на один из их вопросов.

Матфея 21:28-31:
«А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моем». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый».

Их ответ был верным. Первому сыну не хотелось исполнять волю своего отца. Поэтому, он просто сказал ему: «Я не пойду сегодня работать в винограднике». Но затем, поразмышляв над этим, он передумал. Кто знает, что повлияло на его решение. Возможно, это была забота о его отце. Он услышал призыв отца поработать в винограднике, но у него не было особого эмоционального подъема для этой работы. Ему, быть может, хотелось подольше поспать или не торопясь попить свой кофе, или пойти погулять со своими друзьями. Поэтому, он, возможно еще лежа в кровати, отреагировал на просьбу отца своим протестом: «Я не пойду». Но, окончательно пробудившись ото сна, сын подумал о своем отце, о том, как он любит его, и, передумав, заставил себя встать с кровати и пойти, и сделать то, о чем просил его отец!

Второй сын, возможно также еще лежа в постели, сказал своему отцу: «Да, папа, я пойду». Но не сделал то, что пообещал! Он, вероятно, снова уснул, а потом позвал своего друга и исчез, делая всё, что ему хотелось. Возможно он на миг «почувствовал» необходимость исполнить волю своего отца, но эти чувства как пришли, так и ушли. Это «чувство» необходимости исполнять волю Божью сменилось другим «чувством», побуждающим делать что-то другое. Поэтому, сын не пошел в виноградник.

Какой из этих двух сыновей исполнил волю своего отца? Тот, которому сначала не хотелось идти работать, но он все-таки пошел, или тот, который почувствовал необходимость пойти, но передумав, не пошел? Ответ очевиден. Мы читали, что любовь к Отцу выражается в исполнении Его воли. Следовательно, вопрос может быть задан по-другому: «Кто из двух сыновей любил Отца?» или «Кем из своих сыновей Отец был доволен? Тем, который пообещал Ему исполнить Его волю, но, в итоге, не исполнил, или тем, который все-таки исполнил ее?» Ответ тот же: «Тем, который исполнил Его волю!» Вывод: исполняйте волю Божью независимо от ваших чувств! Пусть вашей первой реакцией было: «Я не буду это делать!» или «Я этого не чувствую!» Измените свое решение, и делайте то, чего ожидает от вас Бог. Да, конечно, гораздо легче исполнять волю Божью, имея к этому большое желание. Однако, выбирая между не исполнением воли Отца и исполнением ее без особого желания, мы должны сказать: «Я буду исполнять волю моего Отца, потому что я люблю своего Отца и хочу Ему угодить».

3. Ночь в Гефсимании

Однако это не означает, что мы не имеем права или не можем обращаться к Отцу, и просить Его о других возможных вариантах. Наши взаимоотношения с Небесным Отцом являются настоящими ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ. Господь желает, чтобы связь с Его детьми-служителями всегда была доступной. События Гефсиманской ночи, когда Иисус был предан на распятие, являются тому подтверждением. Иисус находился в саду вместе со Своими учениками, ожидая предателя Иуду, который должен был прийти в сопровождении слуг израильских первосвященников и старейшин, чтобы арестовать Христа и распять Его. Иисус был в агонии. Он бы предпочел, чтобы эта чаша миновала Его. Он просил об этом Своего Отца:

Луки 22:41-44:
«И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю».

Нет ничего неправильного в том, чтобы просить Отца о выходе из создавшейся ситуации. Нет ничего неправильного в том, чтобы спросить у Него: «Могу ли я сегодня остаться дома и не идти в виноградник?» Неправильным будет остаться дома, не спросив Его об этом! Это неповиновение. Однако нет ничего неправильно в том, чтобы обратиться к Нему с просьбой о другом варианте. Если другого варианта нет, тогда ваш Отец может по-особому ободрить и поддержать вас, чтобы вы с готовностью исполнили Его волю. Иисус, пребывая в Гефсиманском саду, также получил ободрение и поддержку: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его».

Иисус бы хотел, чтобы чаша страданий миновала Его, НО, только если бы на это была воля Божья. Однако в этом не было воли Божьей. Иисус принял это. Когда Иуда прибыл в окружении воинов, Иисус обратился к Петру, сказав:

Иоанна 18:11:
«Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? »

Иисус всегда делал то, что было угодно Отцу, даже если Ему не хотелось этого делать. И делая так, Он угождал Отцу, и Отец всегда был рядом с Иисусом, никогда не покидая Его. Христос сказал:

Иоанна 8:29:
«Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно».

Он является примером для нас. В Послании к Филиппийцам апостол Павел говорит нам:

Филиппийцам 2:5-11:
«Ибо в вас должны быть те же чувствования , какие и во Христе Иисусе: Он, будучи, образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Иисус смирил Себя. Он сказал: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Иисус ПОДЧИНИЛСЯ! Мы должны следовать Его примеру. В нас должен быть ум Христов, ум смирения и повиновения, ум, который говорит: «Не моя воля, но Твоя да будет!» Павел, продолжая, говорит:

Филиппийцам 2:12-13:
«Итак , возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».

Апостол, обращаясь: «Итак, возлюбленные мои», говорит, что, имея пример великого послушания, явленный в нашем Господе Иисусе Христе, мы также должны повиноваться Богу, «со страхом и трепетом совершая свое спасение, потому что Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению». Иаков продолжает эту мысль, говоря:

Иакова 4:6-10:
«Посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ». Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас ».

Заключение

Любить Бога всем сердцем – наибольшая заповедь. Однако любить Бога – это не комфортное душевное состояние, в котором мы «чувствуем» Бога. Любить Бога – это исполнение Его воли! Невозможно любить Бога и в то же время быть непокорным Ему! Невозможно иметь веру и быть неверным Богу! Вера – это не душевное состояние. Вера в Бога и Его Слово означает быть верным Богу и Его Слову. Не будем заблуждаться, пытаясь разделить эти понятия. Любовь Божья и Его благоволение снисходят на тех, которые любят Бога, т.е. исполняют Его волю и делают угодное Ему. Как уже было сказано, лучше исполнять волю Божью, даже если мы не ощущаем эмоционального порыва готовности, нежели неповиноваться Ему. Это не означает, что мы должны быть бесчувственными роботами. Мы всегда можем обратиться к Господу и вопросить Его об ином варианте, если чувствуем, что нам очень трудно исполнить Его волю, но безоговорочно принимая любой Его ответ. Бог, конечно, может открыть нам иной путь, ведь Он является самым прекрасным Господом и Отцом, милосердным и добрым ко всем Своим детям. Если же другого пути нет, тогда Он поддержит нас в исполнении Его воли, которая кажется нам невыполнимой, так же, как Он поддерживал Иисуса той Гефсиманской ночью.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) более 10 лет подвизался на Святой Горе Афон. Ему было доверено духовничество в Пантелеимоновом монастыре. Послушание свое он нес в одном из скитов Свято-Пантелеимонова монастыря, на Старом Руссике. Отец Илий рассказывает об Афоне и его русском насельнике, достигшем святости, Силуане Афонском.

Старец Силуан - современный подвижник. В нем нет фальши и свойственной нашим временам прелести. Он не был великим аскетом, но путь его не ложен. Он искал главного - единения с Господом, желал по-настоящему служить Ему, быть монахом. Он стяжал молитву, которая действительно соединяет с Богом. Господь услышал Своего служителя и явился ему Сам. «Если бы это видение продолжалось, душа бы моя, природа человеческая растаяла бы от Славы Божией», - говорил он. Господь оставил ему память благодати: когда она отходила, он взывал к Господу, и Владыка снова наполнял его Своей силой. Молитва старца была непрестанна, не прекращалась даже ночью.

Современному христианину надо обязательно прочитать откровения преподобного Силуана Афонского - то, что написал о нем архимандрит Софроний (Сахаров), и то, как старец сам выразил свой духовный опыт. Пишет он по благодати Божией то, что Господь ему открыл Духом Святым. Человек без высшего образования создал книгу, которая получила такую известность, переведена на десятки языков. Каждый верующий, ищущий Истину, прочитав этот труд, не может не сказать о нем с высокой похвалой и благодарностью старцу Силуану.

Когда я в 1967 г. впервые прочитал книгу архимандрита Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский», я точно оказался в светлом пространстве, в котором достоверно раскрывалось содержание нашей веры. Силовое поле этой книги укрепило меня, и я получил ответы на многие вопросы духовной жизни.

Преподобный Силуан Афонский донес до нас сокровище, которое сквозь века несли святые отцы: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Здесь говорится о смирении. Есть гордость житейская, светская, а есть - духовная, когда человек, получив особую близость к Богу, укрепившись в вере, начинает помышлять о том, что жизнь его «несомненно высока». Это очень опасно для подвижника. Поэтому Господь, может быть, и не дает многим благодати, вдохновения, силы на подвижнические труды, духовных даров - чтобы не возгордились. Так как человек не может вместить и сохранить всего этого по причине гордости. Благодать несовместима с гордостью.

Когда пред старцем Силуаном видимо предстал в человеческий рост дьявол, который, будучи духом, может материализоваться только по попущению Божию, подвижник недоумевал: почему он молится, а бес не исчезает? Господь ему открыл: это за духовную гордыню. Чтобы избавиться от нее, надо считать себя самым маленьким, незначительным, грешным. За грехи свои признавать себя наследником ада. А за то, что имеешь, - благодарить Господа. Все наши дарования земные и духовные - от Бога. Мы ничем не можем гордиться - ни материальными богатствами, ни умственными способностями. Ни наши таланты, ни наши силы, ни наши труды - ничто не является нашим, а только милостью Божией. И все, что старец Силуан получил от Бога, само явление ему Господа - все это дар Божий. Щедр и милостив Господь, Он открывает нам спасительную формулу: «Держи ум свой во аде…» Что касается второй ее части, то, если человек молится, у него просто не может быть полного отчаяния.

Афон по милости Божией - удел Божией Матери на земле. С V в. здесь обитают монахи, в X в. было узаконено самоуправление единственной в мире монашеской республики, появилось запрещение на вход туда женщин. По сей день там действуют 20 монастырей, много скитов и келий. Некоторые из них, такие как Андреевский, Ильинский скиты, могут превосходить по своим размерам даже монастыри. Известно около 30 келий. В них время от времени живут так называемые сиромахи - бедные монахи, которые не имеют постоянного пристанища.

Афон - хранитель православной веры. Нет ничего другого, что имеет смысл в нашей жизни, единственно только - спасение души.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… [и] ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12:30-31).

Осуществлением этого христианского идеала и является Святая Гора Афон на протяжении уже многих столетий. Желающий подвизаться на Афоне может обратиться на Афонское подворье в Москве или, приехав на Афон, изложить свою просьбу игумену того монастыря, в который хотел бы поступить, и по прошению монастырского начальства Священный Кинот может решить вопрос о пребывании на Святой Горе.

Нельзя сказать, что афонское монашество чем-то принципиально отличается от нашего русского. У нас закон один - Евангелие. Святая Гора Афон просто исторически является местом высокого христианского подвига. Также можно спросить: чем отличается намоленная икона от обычной? Или человек духовного опыта от мирского христианина, только приступившего к постижению Евангельского закона? Можно войти в только что освященную церковь, а можно войти в ту, где богослужения совершаются не одно столетие, - здесь, безусловно, ощущаются особые благочиние, благолепие. Но как Господь наш вчера, днесь и во веки Тот же, так же и подвиг христианский дан всем нам на все времена. Как в первые века христианства человек подвизался и спасался, так и сейчас. Наша вера в Святую Троицу, святые истины, догматы не должна умаляться или изменяться.

Мы должны жить по воле Божией. Выражена она в Евангелии. В нем Божественное Откровение явлено в сконцентрированном виде, кратко. Эта благая весть дана всем народам на все времена. Чтобы индивидуально воплотить ее в своей жизни, надо обратиться к опыту нашей Православной Церкви. Святые отцы, просвещенные Духом Святым, изъясняли нам Евангельский закон. Мы должны быть истинно православными людьми. В Крещении мы становимся членами Церкви - православными христианами. Но к глубокому сожалению, даже считая себя чадами Церкви, мы придаем очень мало значения Евангельскому Откровению. В то время как нет ничего более насущного, чем знать, о чем говорит Божественное Слово, и строить свою жизнь по воле Божией. Мы, к глубокой печали, не сознаем, насколько быстротечен путь нашей жизни. Не замечаем, как становимся у порога вечности. Это неизбежно. Бог создал мир и управляет им. Есть физические законы, и есть нравственные. Физические действуют безусловно, как их однажды задал Господь. Но поскольку человек - высшее звено творения Божия и наделен разумом и свободой, нравственный закон обусловлен нашей волей. Бог - как Творец, так и Хозяин нашей жизни. И за исполнение нравственного закона человек поощряется - и внутренней удовлетворенностью, и внешним благополучием, но прежде всего - вечным блаженством. А через наши отступления от исполнения заповедей Божиих мы терпим различные бедствия: болезни, социальные неустройства, войны, землетрясения. Сейчас люди склоняются к крайне безнравственному образу жизни. Народ омрачен: разгул, пьянство, бандитизм, наркомания - эти проявления антиморального состояния стали повсеместными. Нам Господь многое дал, чтобы и самим исправляться, и быть благочестивыми: через образование, воспитание, средства массовой информации. Но СМИ, которые призваны воспитывать молодежь в благочестии, также к глубокому сожалению, все более обращают ее к богопротивной жизни. Есть три вида искушений: от нашей падшей природы, от мира и от бесов. Люди сегодня впадают в расслабление. А должна быть борьба. Святые, как преподобный Силуан Афонский, всю свою жизнь пребывали в борьбе и побеждали страсти, мир, отражали бесовские нападения. У нас в этом есть помощники - Сам Господь, Матерь Божия, Ангелы Хранители, мученики, исповедники, все святые! Господь всем хочет спасения и призывает каждого на брань с грехом, но никого не принуждает.



Похожие публикации