Фигура умолчания. Синоним фигура умолчания в словаре синонимов русского языка

ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ

недоговорка, недомолвка, недосказанность

Синонимы русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ в Словаре лингвистических терминов:
    см. умолчание …
  • ФИГУРА в Толковом словаре русского языка Ушакова.
  • ФИГУРА в Словаре воровского жаргона:
    - 1) пистолет, 2) …
  • ФИГУРА в Словаре экономических терминов:
    (бирж. сленг) - общее целое число в обозначении котировки курса покупателя и продавца; например, если ценная бумага котируется "101-106" по …
  • ФИГУРА в Большом энциклопедическом словаре:
    в геометрии - термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно фигурой называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного …
  • ФИГУРА
    [от латинского figura образ, вид] 1) внешнее очертание предмета; 2) изображение, образ; 3) очертания человеческого тела; 4) в геометрии часть …
  • ФИГУРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. В геометрии: часть плоскости, ограниченная замкнутой линией (напр., квадрат, треугольник), а также совокупность точек в пространстве (напр., …
  • ФИГУРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ас. 1. В геометрии: часп плоскости, ограниченная замкнутой линией, а также совокупность определенны" образом расположенных точек, линий, поверхностей …
  • ФИГУРА
    ФИЃУРА (геом.), термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно Ф. наз. такие множества, к-рые можно представить состоящими из конечного числа …
  • ФИГУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЃУРА (лат. figura - внешний вид, образ), внешнее очертание, вид, форма предмета. Очертание человеческого тела, телосложение. Положение, позиция, принимаемая кем-либо …
  • ФИГУРА
    фигу"ра, фигу"ры, фигу"ры, фигу"р, фигу"ре, фигу"рам, фигу"ру, фигу"ры, фигу"рой, фигу"рою, фигу"рами, фигу"ре, …
  • ФИГУРА в Словаре эпитетов:
    1. Телосложение. О форме, величине, силе и т. д. Аккуратная, атлетическая, безукоризненная, бестелесная, богатырская, большая, воздушная, восковая, высокая, гибкая, грациозная, …
  • ФИГУРА в Словаре великорусского языка делового общения:
    последняя значимая цифра в котировке, но в курсе доллара - …
  • ФИГУРА
    И шахматная и …
  • ФИГУРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Атрибут шахматной …
  • ФИГУРА в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ФИГУРА в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. figure образ, вид) 1) устар. внешнее очертание, форма чего-л.; 2) телосложение, а также внешние очертания человеческого тела; 3) …
  • ФИГУРА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. уст. внешнее очертание, форма чего-л.; 2. телосложение, а также внешние очертания человеческого тела; 3. геом. совокупность точек на …
  • ФИГУРА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: лицо, личность, особа (кн.), персона (кн.), субъект (неод. …
  • ФИГУРА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. вид, изображение, пример, …
  • ФИГУРА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: лицо, личность, особа (кн.), персона (кн.), субъект …
  • ФИГУРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой.
  • ФИГУРА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ФИГУРА в Орфографическом словаре.
  • ФИГУРА в Словаре русского языка Ожегова:
    слово или оборот речи усиливающие выразительностьSpec Риторическая ф. фигура скульптурное или живописное изображение человека или животного Восковая ф. На пьедестале …
  • ФИГУРА в Словаре Даля:
    жен. , лат. наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ, стать. Фигура стали осьмиугольная. Фигура мониторов походит на огромную черепаху. …
  • ФИГУРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (лат. figura - внешний вид, образ),..1) внешнее очертание, вид, форма предмета…2) Очертание человеческого тела, телосложение…3) Положение, позиция, принимаемая кем-либо при …
  • ФИГУРА в Толковом словаре Ефремовой.
  • ФИГУРА в Новом словаре русского языка Ефремовой.
  • ФИГУРА в Большом современном толковом словаре русского языка.
  • О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-06 Time: 23:04:41 «О дивный новый мир» («Прекрасный новый мир») (англ. Brave New World) — антиутопический роман английского писателя …
  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА в Словаре постмодернизма:
    - книга Левинаса ("Humanisme de l"autre homme", 1973), в которую включены три его автономные работы: "Значение и смысл", "Гуманизм и …
  • СИМВОЛИЗМ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (франц. symbolisme) Литературно-художественное и мировоззренческое направление в культуре последней четв. XIX — перв. трети XX вв. С. возник как реакция …
  • 1920.04.27 в Страницах истории Что, где, когда:
    ЛЕНИН выпускает брошюру "Детская болезнь левизны в коммунизме", в которой дает указания иностранным компартиям, как использовать демократическую многопартийную систему в …
  • КОЛЬЦОВ в Литературной энциклопедии:
    1. Алексей Васильевич — поэт. Сын зажиточного воронежского прасола, занимавшийся и сам делом своего отца. Образование К. ограничилось домашним …
  • в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования (см. Источники исторические). …
  • ЦЕРКОВНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ
    как особый вид ораторского искусства, ведет свое происхождение из красноречия античного, так как среди первых христианских проповедников апостольского периода были …
  • МОШЕННИЧЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преступление против чужого имущества и имущественных прав, от других преступных деяний этого рода отличающееся способом или средствами посягательства (обман, введение …
  • МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    искусство гравирования штемпелей для чеканки монет и медалей, или лепки форм для их отливки. Последний способ приготовления монет употреблялся в …
  • МЕДАЛЬЕРНОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    искусство - искусство гравирования штемпелей для чеканки монет и медалей, или лепки форм для их отливки. Последний способ приготовления монет …
  • ЭЗОПОВ ЯЗЫК в Современном энциклопедическом словаре:
    (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, завуалированное высказывание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора (часто от цензуры). Прибегает к системе …
  • УМОЛЧАТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -чу, -чишь; сое.,о чем. Умышленно не сказать о чем-н. Умолчал о самом главном. Не могу у. (считаю себя обязанным …
  • ЦЕРКОВНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ
    ? Ц. красноречие как особый вид ораторского искусства ведет свое происхождение из красноречия античного, так как среди первых христианских проповедников …
  • МОШЕННИЧЕСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? преступление против чужого имущества и имущественных прав, от других преступных деяний этого рода отличающееся способом или средствами посягательства (обман, …
  • МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? искусство гравирования штемпелей для чеканки монет и медалей, или лепки форм для их отливки. Последний способ приготовления монет употреблялся …
  • ФИГУРАЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фигура"ция, фигура"ции, фигура"ции, фигура"ций, фигура"ции, фигура"циям, фигура"цию, фигура"ции, фигура"цией, фигура"циею, фигура"циями, фигура"ции, …
  • ФИГУРАНТКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фигура"нтка, фигура"нтки, фигура"нтки, фигура"нток, фигура"нтке, фигура"нткам, фигура"нтку, фигура"нток, фигура"нткой, фигура"нткою, фигура"нтками, фигура"нтке, …
  • ФИГУРАЛЬНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фигура"льный, фигура"льная, фигура"льное, фигура"льные, фигура"льного, фигура"льной, фигура"льного, фигура"льных, фигура"льному, фигура"льной, фигура"льному, фигура"льным, фигура"льный, фигура"льную, фигура"льное, фигура"льные, фигура"льного, фигура"льную, фигура"льное, фигура"льных, …
  • ЭЗОПОВ ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (по имени др.-греч. баснописца Эзопа) — особый стиль изложения, призванный замаскировать для цензуры прямое, непосредственное выражение идей, противоречащих официальной политике, …
  • УМОЛЧАНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. 1. процесс действия по гл. умолчать отт. Результат такого действия. 2. То, что умышленно осталось невысказанным, недосказанным. II …

Умолчание, апосиопеза, апосиопезис это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном опущении существенных деталей выражения; недосказанность, незавершенность речи. Согласно с традиционной классификацией стилистических приёмов умолчание относится к фигурам мысли.

Происхождение

Традиция использования приёма умолчания проистекает из античной риторики. Экспрессивные выражения с незаконченной мыслью в форме угрозы свойственны поэзии Древней Греции и Древнего Рима. Апосиопезу содержит известная латинская фраза из эпического произведения Вергилия «Энеида» (І в. до н. э.) «Quos ego!» («Я вас!»), которой Нептун укрощал ветры.

Умолчание в художественной речи

В художественном языке умолчание заключается в умышленном прерывании автором своей речи с целью избегания слов, которые по эмоциональным причинам он не желает произносить. Умалчиваются обычно явные понятия, которые легко определяются контекстом, т. е. недосказанность такого рода предполагает домысел читателя, способность самостоятельно закончить мысль с помощью намёка.

Таким образом, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, концентрирует внимание на конкретном понятии.

Умолчание употребляется как в поэтических, так и прозаических текстах с целью усиления выразительности, экспрессивности речи, акцентирования основных идей и активизации читательского мышления. В классической русской поэзии приём использовался также как способ обойти цензуру. Примечательно, что письменным выражением фигуры умолчания зачастую является знак многоточия.

Умолчание в русской литературе

Приём умолчания использовали мастера классической русской литературы – А. С. Пушкин, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. А. Блок, Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский, И. А. Бунин, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.

Апосиопеза преобладает в русских стихотворных жанрах , что подчёркивает таинственность, недоговорённость поэтического языка. Особое место фигура занимает в творчестве А. С. Пушкина, умолчания содержит ряд сочинений поэта – «Ненастный день потух…» (1824 г.), «Граф Нулин» (1825 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1827 г.), «Станционный смотритель» (1831 г.), «Борис Годунов» (1831 г.), «Скупой рыцарь» (1836 г.).

Пример использования умолчания:

Никто её любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;

Но если …
(А. С. Пушкин «Ненастный день потух…», 1824 г.)

В русской поэзии умолчание также может быть представлено в виде намеренного нарушения рифмы.

Умолчание в ораторском искусстве

Приём умолчания широко употребляется в публичных выступлениях ораторов для привлечения внимания слушателей, развитие их творческого воображения; распространён в языке дипломатии.
Нарочито незаконченные выражения часто встречаются в разговорной речи: «Если это не будет сделано, то…» и т. д.

Связь с другими приёмами

С апосиопезисом схож эллипсис – риторическая фигура убавления, состоящая в пропуске элемента высказывания, легко подразумеваемого слова.

Приём, противоположный умолчанию – просиопеза.

Фигура умолчания сохраняется в современной литературе при развитии форм её воплощения.

Слово апосиопезис произошло от греческого aposiopesis, что в переводе означает умолчание, недомолвка.

Книжн. Ирон. О чём-л. недоговорённом, невысказанном. БТС, 1421.

  • - термин, применяемый к разнообразным множествам точек...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - ФИГУРА - термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность...

    Словарь литературных терминов

  • - ФИГУ´РА, фигуры, - особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм; применяются писателями в прозе и в стихах в целях определенной художественной выразительности...

    Поэтический словарь

  • - 1. Внешнее очертание, вид, форма предмета. 2. Внешнее очертание человеческого тела, форма тела, телосложение. 3. Скульптурное, живописное или графическое изображение человека. 4...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - Наиболее употребительная из арабских частей: точка, находящаяся в таком же отношении к Асценденту, как Луна к Солнцу. Обычно связывается с денежным положением рожденного...

    Астрологическая энциклопедия

  • - СИН. " природа" . Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку - на связь с психосоматич. структурой...

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - "" бирж.: означает общее целое число в обозначении котировки курса покупателя и продавца, например, если котировка курса покупателя - 121-126, а продавца 121-130, то "фигура" - 121...

    Экономический словарь

  • - последняя значимая цифра в котировке, но в курсе доллара – копейки...

    Словарь бизнес-сленга

  • - . 1) Характерная группа звуков или ритмич. долей, длительностей, обычно неоднократно повторяющаяся. 2) Элемент фигурации...

    Музыкальная энциклопедия

  • - топ-фигу́ра ж. Значительная фигура в политике, науке, предпринимательстве и...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Устар. Прост. Не трудно, не представляет трудности. Как же ты узнал? Узнать не фигура. - Не получать за перевоз никак невозможно. Не брать - не фигура, а чем будешь сам-то жить? ...
  • - Книжн. О недомолвке, о чём-либо невысказанном...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Пск. Легко, не составляет труда. СПП 2001, 77...
  • - Книжн. Ирон. О чём-л. недоговорённом, невысказанном. БТС, 1421...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 7 замалчивавший набрасывавший покров не высказывавший полностью недосказывавший проходивший молчанием умалчивавший устраивавший заговор молчания...

    Словарь синонимов

  • - недосказанность, умолчание, недоговоренность, недомолвка,...

    Словарь синонимов

"Фигура умолчания" в книгах

Фигура и фон

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Фигура и фон Порой очень трудно бывает определить, какая поверхность является фоном, а какая фигурой (ил. 19).Рассмотрите рисунок. Текстура подчеркивает в фигуре свойства диска, заштрихованный круг становится фигурой, тогда как соседнее изображение выглядит как круглое

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания: Оскар фон Нидермайер

Из книги Двойной заговор. Сталин и Гитлер: Несостоявшиеся путчи автора

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания: Оскар фон Нидермайер Родился будущий «немецкий Лоуренс» в небольшом баварском городке Фрейзинг в семье архитектора, не то в 1885-м, не то в 1887 году Дальше - типичный путь немецкого офицера, прямой, как ствол ружья. В 1912

1. Фигура

автора Лосев Алексей Федорович

1. Фигура а) Являясь очертанием границы тела (Men. 76a), фигура тела ясно отличается у Платона от звука и цвета вещи (Crat. 423 d, Gorg. 465b), от ее внутреннего смысла (Theaet. 163b) и от ее внутренней красоты (R. P. V 476b). Эта фигура тела либо свидетельствует об его округлости или прямизне (Epist. VII 342

1. Фигура

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

1. Фигура а) Первоначальный смысл термина"фигура"определяется тем, что Аристотель помещает эту"схему"в число своих десяти категорий, а именно в области качества, в котором"схема"является внешним обликом предмета (Categ. 8, 10a 11 – 16). Поэтому уже в силу расчлененности категорий,

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания - Оскар фон Нидермайер

Из книги Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий автора Прудникова Елена Анатольевна

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания - Оскар фон Нидермайер Родился будущий «немецкий Лоуренс» в небольшом баварском городке Фрейзинг в семье архитектора, не то в 1885-м, не то в 1887 году. Дальше - типичный путь немецкого офицера, прямой, как ствол ружья. В

Тигран Хачатуров: фигура умолчания…

Из книги Анатомия краха СССР. Кто, когда и как разрушил великую державу автора Чичкин Алексей Алексеевич

Тигран Хачатуров: фигура умолчания… «…К сожалению, наша экономика давно идет в пучину такого кризиса, который вполне может завершиться распадом СССР». Это слова 1981 г., если точнее - пророчество академика-экономиста Тиграна Сергеевича Хачатурова (1906–1989), скончавшегося

2.5 Некоторые возможные умолчания официальной «концепции» РПЦ

Из книги Нерусский "Дух" для русской души автора Коллектив авторов

2.5 Некоторые возможные умолчания официальной «концепции» РПЦ Как можно понять из «концепции РПЦ», официальная церковь не хочет ссорится с иудеями, призывая к экуменизму. Однако, то, что реально думают (и что намереваются делать) некоторые посвящённые иерархи, возможно и

Фигура

Из книги AutoCAD 2009. Учебный курс автора Соколова Татьяна Юрьевна

Фигура Команда SOLID обеспечивает создание закрашенных многоугольников. Команда вызывается из падающего меню Draw ? Modeling ? Meshes ? 2D Solid.Запросы команды

§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детализированно, в подробностях или, напротив, обозначаться суммирующе, итогово. Здесь правомерно воспользоваться

ЗАГОВОР УМОЛЧАНИЯ

Из книги Морские драмы Второй мировой автора Шигин Владимир Виленович

ЗАГОВОР УМОЛЧАНИЯ Итак, нам предстоит прикоснуться к одной из самых мрачных страниц прошлого нашего военно-морского флота, но на этот раз уже на основе документов, которые до самого последнего времени оставались под грифом «секретно». Видимо, наконец-то пришло время

ЭСТЕТИКА УМОЛЧАНИЯ

Из книги Япония Лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере. автора Прасол Александр Федорович

ЭСТЕТИКА УМОЛЧАНИЯ В японском языке есть пословица, почти в точности совпадающая с русской: тиммоку ва кин, юбэн ва гин («красноречие - серебро, молчание - золото»). Она означает, что скрытый смысл слов или невысказанное чувство ближе к истине и потому более изящны. На

Рейхсляйтер как фигура умолчания

Из книги Призрак рейхсляйтера Бормана автора Иванов Владимир Г

Рейхсляйтер как фигура умолчания Извлеченный из могилы полуистлевший гроб оказался легким, как картонная коробка. И не удивительно, когда его вскрыли, гроб оказался пустым. Останков Генриха Мюллера, шефа гестапо фашистской Германии, погибшего, по официальной версии (ох

Умолчания - провокация мистики

Из книги Да здравствует «Застой»! автора Буровский Андрей Михайлович

Умолчания - провокация мистики Интерес ко всему таинственному - в натуре человека.Полное отрицание экстрасенсорных воздействий и вообще всего, что не укладывается в материалистическую картину мира, провоцировало чуть ли не болезненный интерес ко всякой чертовщине и к

Неуместные умолчания

Из книги Литературная Газета 6433 (№ 40 2013) автора Литературная Газета

Неуместные умолчания Наглядная агитация, подтовленная в предвыборном штабе А. Навального Фото: РИА "Новости" Так как в этой статье речь идёт прежде всего об идеологических расколах современной России, должен для начала заявить о собственных воззрениях. Я смотрел и

Фигуры умолчания

Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр

Фигуры умолчания В первую очередь речь идет о замораживании их банковских счетов и блокировании всех финансовых операций. На пресс-конференции в Вашингтоне советник саудовского наследного принца Абдаллы Адиль аль-Джубейр заявил, что эти филиалы оказывали «денежную,

Удивительным образом это предложение не только не нашло отклика у устроившего вселенский тарабум главы правительства Британии, но, собственно, сама тема подозрительно быстро сошла на нет, так и не получив статус сколько-нибудь широко обсуждаемой возможности досадить этим отвратительным русским, хотя ещё до оглашения Мэй «убийственных» для Кремля решений перебирались разные варианты.

Это странно, поскольку RT не сходил с уст западных политиков несколько месяцев, и сейчас стоило ожидать, что, вынырнув из периода краткого и явно незаслуженного забвения, профиль российского телеканала вновь появится в заголовках новостных лент, чтобы занять там топовую позицию на то время, пока будет длится скандал вокруг отравления Скрипаля.

Не потому даже, что сравнительно скромное присутствие России в информационном пространстве Запада невероятно раздражает западные элиты, привыкшие формировать политическую повестку, не встречая серьёзного противодействия со стороны ведущих либеральных медиа. А просто дело Скрипаля легко рифмуется с тем, как, по мнению противников RT, телеканал работает с сознанием европейского и американского обывателя. Он делает с ним то же самое, что Москва, по версии Терезы Мэй, сделала с бывшим британским шпионом: журналисты ежедневно травят это несчастное сознание вымыслом, подменами, ложными интерпретациями и фальшивыми новостями.

Тем не менее тему не подхватили СМИ, хотя предпосылок к этому было более чем достаточно. Нет, понятно, что отзыв лицензии в стране, которая вроде бы стоит на защите базового демократического принципа, - дело непростое, но в пламени всеми силами и ресурсами раздутого скандала некоторое попрание норм свободы слова могло бы пройти и вовсе незамеченным.

В конце концов, британский премьер-министр обрушилась со своими обвинениями на Россию, не дождавшись окончания расследования и не потрудившись привести сколько-нибудь ясных, пусть даже предварительных доказательств. И ничего, все проглотили.

Что же породило столь странную фигуру умолчания вокруг предложения парламентариев расправиться с государственным российским телеканалом, наводящим порчу на англичан и отбивающим у них способность адекватно оценивать реальность? Я могу предположить, что всё дело в отчасти даже простодушной реакции представителя МИД России Марии Захаровой на прозвучавшую угрозу. Она без всяких околичностей, реверансов, попыток примирительного понижения температуры выложила на стол одну-единственную карту. Если закроют RT, сказала она, то ни одно британское СМИ в нашей стране работать не будет.

Тут я бы выделил два момента, почему предупреждение Захаровой могло вызвать оторопь и желание взять во фрунт у людей и организаций, которым оно было адресовано. Что касается СМИ, то здесь всё более или менее очевидно. Лишиться возможности работать в России для многих из них - это настоящая катастрофа. Дело в том, что «империя зла» служит бесперебойным поставщиком тех новостей, которые по-настоящему волнуют аудиторию: вызывают страх, тревогу, удивление, шок. Россия - это страшная угроза, и нужно постоянно держать её в поле зрения, чтобы знать, как на эту угрозу реагировать.

Потерять российские корпункты и доступ к работе в поле на территории России означало бы серьёзно уронить профессиональную планку, которая держится во многом благодаря постоянно нагнетаемой панике. Людям на месте, то есть работающим в Москве, верят, конечно же, гораздо больше, чем дистанционным экспертам, делающим выводы на основании книжного знания и неких (возможно, не всегда объективных) исследований. И если человек рассказывает о том, какие беды готовит миру варварская северная страна, прямо с московских улиц, то такому героическому персонажу невозможно не вручить собственную душу.

Думаю, что британские медиа в ужасе шарахнулись от бездны, разверзшейся под их ногами, и сумели найти возможность сделать так, чтобы волны от испытанного ими потрясения докатились до Терезы Мэй и были правильно ею истолкованы.

Ни одно правительство не станет нарываться на конфликт с ведущими игроками на информационном пространстве, если не желает себе бесславного завершения карьеры. Но это один момент.

Другой заключается в том, что Захарова, как я уже сказал, бесхитростно информировала заинтересованную сторону о том, что размена фигурами не будет. Что не стоит ожидать обычного в таких случаях симметричного ответа - RT не обменяют на BBC. Будут «прихлопнуты» все без исключения британские информационные конторы. Это тоже весьма скверный знак для госпожи премьер-министра, ибо симметрия является уважительной и сдержанной реакцией, а ответ, умножающий в разы встречный сигнал, - свидетельство издевательского пренебрежения и брезгливости. Так обращаются с завравшимися шулерами - их берут за шиворот и вышвыривают за порог. Надо полагать, что Терезе Мэй совсем не улыбается перспектива нарваться на такое малоуважительное отношение. Поэтому, RT, она ещё потерпит.


(Кликабельно.)

Кроме сведения исторического процесса к борьбе гегемона и субгегемона, прочищению интеллектуальной оптики помогает правильное вычленение ключевых фигур исторического процесса. Бывают периоды, когда в мировой истории появляется личность, счастливо сочетающая в себе полноту (и продолжительность) власти, политическую активность и мощную идеологию. Тогда вся эпоха окрашивается цветом такого гиперлидера и носит его имя.

В начале 19 века подобным человеком, несомненно, был Наполеон. Если вы увлекаетесь этой эпохой и тем более являетесь специалистом, то воленс-ноленс ОБЯЗАНЫ быть наполеономаном. Без бюстика Наполеона на письменном столе тут делать нечего. Вырвите французского консула и императора из контекста эпохи, и эпоха превратится в клочки разрозненных событий. «Ни уму, ни сердцу».

Точно так же эпоха 1848-1870 это, прежде всего, эпоха Наполеона III. Не только по «механическому» влиянию на мировую историю, но и благодаря созданию законченного механизма «бонапартизма» - симбиоза абсолютизма и буржуазной демократии, являющегося сутью всего 19 века.

Конечно, такие Лидеры появляются далеко не всегда, иногда на исторической арене действуют несколько игроков, но в общем двух-трех-четырех выделить несложно. И полезно из них для простоты всё-таки назначить «главненького». Так будет проще. СИЛЬНО проще. В разы.

Но я о другом. Об аберрации аксиом, которая мешает среднему человеку (а то и замороченному специалисту) выстраивать разрозненные исторические факты в логические цепочки. В прошлом посте я упомянул об «в упор не видении» межвоенного дуумвирата.

Теперь скажу о такой же лакуне в области гегемона-личности. Если спросить средней руки интеллектуала о периоде 1890-1918 года, то он будет в КРАЙНЕМ затруднении. Ему будет сложно найти даже кандидатов на 2-3 место. Получается что интереснейшая, крайне динамичная и донельзя политизированная эпоха оказывается полуанонимной.

Это происходит потому, что для европейского «предвоенья» был характерен укрупнённый гегемонизм политической личности и этой личностью был… Вильгельм II.

Вильгельм II в изгнании.
Да-да. То что сделали в 20 веке с «Николашкой», это детская забава по сравнению с тем, что сделали с Вильгельмом. Если вы почитаете газетную грязь, вылитую на Вильгельма, то перед вами окажется сухорукий дегенерат-вырожденец с повреждённой нервной системой, коронованный кретин, увлекающийся рубкой дров (про дровишки инфа ничего не напоминает?), гомосексуалист, живодёр мучавший животных т.д. и т.п. Разве что от его имени не опубликованы идиотские дневники, т.к. на живого клепать было невместно. Вес у «сумасшедшего Вилли» был такой, что его, как и Наполеона, убить постеснялись. По очень простой причине. Если «мона» убивать таких людей, то убийство шибздиков и прощелыг вроде Лоойд-Джоржа это как урну перевернуть:

Ну, подрезали чмыря. А чо за ор-то?

Убить, тем не менее, хотели, Антанта заявила что это «преступник человечества №1» и его надо казнить показательной казнью. Но это был перехлёст (без холокоста и тому подобной хичхоковости – врать по-кинематографически ещё не научились), а убрать чужими руками, как Николая (казнь немецких революционеров как месть за Либкнехт-Люксембург) сорвалось.

Что же это был за человек и в чём его значение для человечества?


Вильгельм правил почти единолично вторым государством планеты в течение 30 лет. У гегемона Великобритании такой концентрации власти в одних руках не было, другие страны до уровня Германии или сильно не дотягивали (Россия, Австро-Венгрия) или обладали размытостью власти ещё большей (Франция, США).

И реальная Роза – любимая придворная шутиха Вильгельма II, которой он дал для смеха большой градус. Точнее «со смехом» – идея у кайзера была вполне серьёзная. (Кликабельно.)

Изучать историю социал-демократии 1890-1918 гг. без Вильгельма это всё равно, что изучать социал-демократию предшествующего периода без Лассаля и Маркса.


2. Вильгельм завершил систему современной государственной школы. Идея массового и даже всеобщего государственного образования возникла до него, но именно Вильгельм на государственном уровне поддержал идею светской педагогики. Школа это не просто место обучения конкретным знаниям и навыкам, но и нравственное учреждение, призванное ВОСПИТЫВАТЬ все население детского и подросткового возраста с учётом последних достижений психологии. Это повлекло массовое развитие педагогики, применение педагогических инструкций, введение штатных должностей педагогов и т.д. и т.п.


3. Вильгельм провозгласил себя другом и защитником мусульман всего мира. Фактически именно он сформировал современное мусульманское национально-освободительное движение. Подобным образом мусульманскую карту пытался разыграть в Египте Наполеон, но это была не целенаправленная политика, а гениальный экспромт главы экспедиционного корпуса. Вильгельм же ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ этого сектора современной политической жизни. То, что мы сейчас видим, это продолжение проекта Вильгельма II.

Вильгельм в турецкой военной форме.
4. Вильгельм дал всему миру образец кризисного военного управления (включая систему военного государственного социализма). Это идеальный глава ожесточённо сражающегося государства, с большим отрывом превосходящий своих соперников и союзников.


Когда говорят о Германии периода первой мировой войны то постоянно талдычат: Людендорф-Гинденбург, Гинденбург-Людендорф. Реально же всем управлял Вильгельм II. Точно так же как главой русской армии был отнюдь не Алексеев (в отличие от германской пары, к тому же лично ничтожный).

Гитлер был лишь жалким подобием настоящего военного фюрера Германии, точно также как его армия была лишь тенью великой армии второго Рейха.
Список можно продолжить. Но я хочу в завершение сказать о другом. Николай II, будучи умным человеком, всю жизнь подражал своему двоюродному брату. И правильно делал. Подражал, разумеется, не тупо, - где надо. Но везде, где только можно.

С чего началось правление Вильгельма? Он провёл широкую демократизацию политической жизни Германии (отмена закона против социалистов, международный детант и т.д.). Что сделал Николай после прихода к власти? То же самое. «Как старшие».

Вильгельм и Николай. Между ними германский наследник, справа Николай Николаевич.
О чём тут говорит официальная историография? Вместо анализа широких мер по ослаблению гаек (вплоть до протекции местным социал-демократам, находящимся ещё в зачаточном состоянии), цитируют как попки-дураки фразу о «бессмысленных мечтаниях». И правильно делают. Потому что кроме этой фразы, (точнее ОГОВОРКИ) ничего иного в доказательной базе нет.

Вильгельм в русской и Николай в германской военной форме.
То есть Николая оклеветали. А того человека, которому он подражал, «забыли».

Вот так историческая наука и живёт. Это 20(!) век.



Похожие публикации