Игры для детей с нарушением слуха. Картотека подвижных игр

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

  • Игры в слова
  • Игры с движениями
  • Игры на площадке
  • Игры в лесу и на поляне
  • Аттракционы
  • Игры на воде

ИГРЫ В СЛОВА

АЛФАВИТ ВОКРУГ НАС

Ведущий предлагает играющим написать в алфавитном порядке в течение 5-10 минут названия предметов и вещей, находящихся в комнате. Можно писать по нескольку предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным.

СОБЕРИ СТРОЧКУ

В конвертах - карточки из плотной бумаги. На них написаны слоги, из которых можно составить строчку песни или стихотворения (самый первый слог пишется с большой буквы). Все слоги перемешаны. Какие именно песни и стихотворения и в каких конвертах - неизвестно.

ПО АЛФАВИТУ

На столе лежит комплект карточек, на которых написаны все буквы алфавита. Играющие берут из стопки по одной карточке. По сигналу организатора игры все должны построиться по алфавиту. Если игроков немного, можно взять не все буквы алфавита, а только часть.

"ЛЕСТНИЦА"

Играющим предлагается буква, например, У. Под ней надо написать слово из двух букв, начинающееся на У, ниже - слово из трех, четырех букв и т.д. Выигрывает тот, кто в установленное время построит самую длинную "лестницу". Например:

У Ум Уха Узор Улица Упадок Удилище Упаковка Усталость Упражнение

СМОТРИ В КОРЕНЬ!

Придумать как можно больше слов с одним и тем же корнем за определенное время.

ГОРОДА-ГОРОДА

На листочке напишите название города так, чтобы буквы располагались в столбик. К каждой букве приписываем название города, в котором она стоит первой. Кто первым запишет города на все буквы, поднимает руку, и игра прекращается. По очереди читаем свои списки и зачеркиваем повторяющиеся города. Выигрывает тот, у кого в списке остается наибольшее количество городов. Например, вы записали название: Саратов. Далее можно выстроить такой ряд:

Сызрань Архангельск Рига Ашхабад Таллинн Оренбург Владивосток

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

ВСЕ РАВНО СОБЬЕТЕСЬ!

Сидя на стуле, надо делать круги рукой и ногой одновременно, но в разные стороны. Скорость постепенно увеличивается.

ИГРЫ НА ПЛОЩАДКЕ

Старинная народная игра. Играющие становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга - водящий. Он вращает по кругу шнур (на высоте 10-15 см), к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся их ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и временно выбывает из игры.

Одного из играющих назначают "охотником". Все остальные - "белки". "Охотник" ловит "белок". Ловит он их только тогда, когда они находятся на земле. Если "белка" взбирается на дерево, т.е. на любой деревянный предмет (ветку, скамейку, щепку), то ловить ее нельзя. "Белка", которую поймает "охотник", сменяет его.

САЛКИ В ДВА КРУГА

Участники игры образуют два круга: внешний и внутренний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу водящего они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются задеть игроков внешнего круга таким образом, чтобы последние не успели присесть раньше, чем их заденут. Те игроки, которых задели, встают во внутренний круг, игра возобновляется. Игра заканчивается, когда во внешнем круге остается 2-3 игрока.

"ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ"

Взяв в обе руки по мячу, участник одновременно ударяет ими о землю так, чтобы мяч, брошенный левой рукой, поймать правой и наоборот.

КОМИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ

Два стула, ножки которых служат воротами, ставят на расстоянии 5-8 метров. Играют два человека. Их задача: со связанными ногами загнать в ворота противника волейбольный мяч.

"МУШКА" Старинная русская народная игра

В землю вбивают кол, на него вешают "мушку". Играющие с определенного расстояния бросают биту, стараясь ударить по колу так, чтобы "мушка" улетела возможно дальше. Побеждает тот, у кого "мушка" улетела дальше всех.

ИГРЫ В ЛЕСУ И НА ПОЛЯНЕ

Участники делятся на команды по 6-8 человек. Каждая команда выстраивается в колонну по одному. По сигналу ведущего первый играющий каждой команды поворачивается кругом, после чего второй игрок берет его за пояс и они повторяют поворот вдвоем, затем поворачиваются втроем и т.д. Игра заканчивается, когда последний игрок одной из команд выполнит поворот. Эта команда объявляется победительницей.

ЛЕСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Расположившись на поляне, участники игры рассчитываются на первый-второй и делятся на пары. Ведущий, вручив первым номерам какой-нибудь предмет: мячик, кусок коры, отмеченную краской шишку, - уводит их с поляны на 200-300 метров. Там они прячут свои предметы и вместе с ведущим возвращаются на поляну, заметив путь по лесным ориентирам. Первый номер сообщает своему напарнику (второму номеру) место расположения предмета и путь следования до него. По общей команде вторые номера отправляются на поиск спрятанных предметов. Выигрывает та пара игрокой, второй номер которой быстрее остальных найдет спрятанный предмет и принесет его. Можно повторить игру, поменяв игроков в парах ролями.

"СЛЕДОПЫТЫ"

Двое водящих уходят в глубь леса, оставляя за собой условные знаки: стрелки, кусочки бумаги и т.п. Пока один ставит знаки, другой следит, чтобы они были достаточно заметными. Отойдя от остальных на 100-150 метров, они прячутся. Оставшиеся игроки устремляются на поиски. Они должны обнаружить расставленные знаки (собрать их, чтобы не сорить в лесу). Знаки приводят к месту, где надо найти и поймать спрятавшихся (они не должны убегать от своего последнего знака дальше чем на 20 шагов).

"КОЛОБОК" (БОЛГАРИЯ)

Игроки делятся на две команды и строятся в колонны. Приседают, обхватывают руками колени - это и есть "колобок". Перед каждой командой на расстоянии 10 шагов - воткнутый в землю флажок. После сигнала "Вперед!" первые в колонне "колобки" начинают "катиться" к флажкам, огибают их и возвращаются каждый в конец своей колонны. После возвращения первого в путь отправляется второй "колобок", потом - третий и т.д. Выигрывает та команда, которая первой закончит соревнование.

НАЙТИ ФЛАЖКИ

Ребята, собравшись на поляне, садятся в кружок лицом друг к другу, а руководитель уходит в лес и прячет в радиусе ста метров 10 флажков. Вернувшись на поляну, руководитель подает сигнал, по которому ребята разбегаются искать флажки. Через 5 минут руководитель свистит в свисток. По этому сигналу участники снова собираются вместе. Выигрывает тот, кто оказался лучшим следопытом и обнаружил больше всего флажков.

АТТРАКЦИОНЫ

ПОДВИЖНАЯ МИШЕНЬ

Доска длиной 2-3 метра кладется одним концом на стул или скамейку, другим концом - на землю. Играющий получает мяч и становится в 5-8 шагах от доски. Ведущий пускает по доске кольцо. В это времы нужно бросить мяч так, чтобы он успел пролететь через движущееся кольцо. Каждому играющему разрешается делать три попытки.

БЛИЗКО, А ВЗЯТЬ НЕЛЕГКО!

На стул кладут яблоко или конфету - это приз тому, кто сумеет его взять. А взять нелегко: помощники ведущего держат за концы шнур с петлей посередине. Петля большая, но ее могут затянуть, как только кто-нибудьсунет в нее руку. При этом условии далеко не всякий сумеет взять приз и успеет вынуть руку из петли, пока она не затянулась.

Играть могут от двух до десяти человек. Ведущий предлагает игрокам взять правой рукой нос, а левой рукой - правое ухо; затем левой рукой - нос, а правой - левое ухо. Делать это надо все быстрее и быстрее. Побеждает тот, кто меньше допустит ошибок.

"ТРОПА АЛЬПИНИСТОВ"

В руке игрока - ракетка с шариком на ней. Задача: подняться на стол с помощью табуретки и сойти без посторонней помощи, пройти по лежащемум бревну или планке. На всем пути шарик ронять нельзя.

ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

Двое игроков (это могут быть ребенок и взрослый) в воде по пояс становятся друг за другом на расстоянии 0,7-0,8 м, ноги - на ширине плеч. Один из игроков, взяв в руки мяч, нагибается вперед, погружается в воду с головой и передает мяч под водой между ног стоящему сзади напарнику. Потом мяч передается в обратном направлении.

Ребята становятся парами, лицом друг к другу, на глубине по пояс. Они берутся за руки и, по очереди приседая, погружаются в воду с головой по 4-5 раз. Отпускать руки, чтобы смахнуть воду с лица, нельзя.

"ЗЕРКАЛЬЦЕ"

Держась за руки, ребята стоят в кругу. Ведущий внутри круга выполняет какое-либо движение (присесть, встать на одну ногу, выдохнуть в воду и т.д.). Опустив руки, дети должны повторить это движение за ведущим.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

МЯЧ-САЛКА

Перед началом игры ребята встают по кругу на глубине по пояс или по грудь, а водящий с волейбольным мячом выходит на середину. По команде руководителя водящий старается осалить игроков мячом. Тот, в кого летит мяч, быстро погружается в воду. Игрок, не успевший это сделать и осаленный мячом, сменяет водящего. Если играют больше десяти человек, можно выбрать двух влдящих.

"ПОЕЗД В ТУННЕЛЕ"

Играющие изображают "поезд": они становятся друг за другом, положив руки на пояс впередистоящему. "Поезд" медленно двигается вперед. Двое ребят, взявшись за руки и подняв их вверх, образуют "туннель". Чтобы "проехать через туннель", играющие поочередно погружаются с головой в воду. После того как "поезд" пройдет через "туннель", игроки, изображающие "туннель", пристраиваются к концу "поезда". Двое играющих, стоящих первыми, отделяются от "поезда" и образуют новый "туннель".

ДЛЯ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

"ВСАДНИКИ"

Ребята разбиваются на пары. Один в паре изображает коня, а другой - всадника. "Всадники" садятся на плечи "коней" и выстраиваются друг против друга по грудь в воде. Затем по сигналу судьи сближаются и начинают "бой", во время которого "всадники" стараются сбросить друг друга с "коней". После этого участники меняются ролями и игра продолжается. ("Кони" участия в борьбе не принимают.) Для борьбы можно применить веревку - "всадники" берутся за ее концы. В этом случае каждый "всадник" тянет веревку на себя и пытается сбросить соперника в воду.

"ОХОТНИКИ" И "УТКИ"

Играющие делятся на две команды. Они образуют на воде два круга на глубине выше плеч. Игроки внешнего круга называются "охотниками", а внутреннего - "утками". "Охотники", перебрасывая мяч друг другу, стараются при удобном случае осалить им "уток". Те, спасаясь, ныряют в воду. После каждого попадания "утка" покидает круг. Через некоторое время ребята меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая за определенное время осалить большее количество игроков.

ЗАЩИТИ ТОВАРИЩА

Все игроки входят в воду и встают в круг, в центре которого друг за другом стоят два игрока. Задача состоит в том, чтобы, отбивая мяч руками и головой, постараться "подстрелить" игрока, который прячется за спиной товарища, защищающего его. Игрок, сумевший послать мяч точно в цель, сменяет стоящего впереди защитника. Тот занимает место сзади. "Выбитый" занимает место в общем кругу. Победа в игре - на стороне того, кому удалось дольше продержаться в центре круга.

ПЕРЕПРАВА ДУНОВЕНИЯ

Играющие выстраиваются на берегу в шеренгу лицом к воде. Руководитель перед игрой раздает всем по чистому сухому листу бумаги. По сигналу играющие входят в воду и плывут к лодке или флажку, являющемуся ориентиром (20-30 м от берега), а затем возвращаются обратно. Выигрывает тот, кто первым возвратит руководителю сухой лист. По правилам игры нельзя мешать плыть товарищу или умышленно брызгать на бумагу рядом плывущего.

БОРЬБА ЗА МЯЧ

Играющие выстраиваются в две шеренги и входят в воду. Ведущий бросает мяч, а участники игры стараются овладеть им и передать игроку своей команды; другая же команда старается перехватить мяч. Побеждают те игроки, которые дольше владели мячом. Держать мяч в руках можно не более трех секунд.

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарат, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухoгo или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на ею здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться и частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требую особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать, эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два мо­мента:

Дети должны хорошо видеть движения губ. мимику, жесты

говорящего.

Припоказе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевою общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

Игры

Игра: «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания. Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения, ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится па три юны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» - играющие, бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

Игра: «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот. кто «напечатает» больше слов.

Игра: «Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, пря­моугольники).

Инструкция. Поигровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты:

1. Собрать только круги (цент не имеет точения).

2. Собрать треугольники красного цвета..

3.Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указании

Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а за тем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

Игра: «Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

Играющие должны воспроизвести несколько движений в
заданной последовательности.

Ведущий называет животное, пишу, насекомое или рыбу,
а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

Игра: «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей. Количество игроков - 10-12. Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1.5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

Игра: «Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются, но кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую. победительнице присуждают очко.

Методические указания

Игра повторяется несколько раз.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество
очков.

Игра: «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его. то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно
представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя. а
вся группа хором его повторяет.

Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

Игра: «Цветные палочки»

Цель: распитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки - фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят липом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданною цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты:

1.Собираются пеночки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

2.Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

3.Командное исполнение заданного или самостоятельно при­думанного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

Игра: «Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1-12. что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например I I часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши. Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения, ведущим цифр - заданий.


Варианты игры

Играющие рассчитываются на 1 -12 (соответственно количеству месяцев в году):

а) если ведущий называет, например, цифру «пять» игрок или
игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят
название месяца:

б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки,
соответствующие номеру «6». хлопают в ладоши.

«Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1 -7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

Игра: «Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа - левую руку, игрок - слева правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания, ведущим игроков.

Игра: «В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств - ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.). обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты:

1. Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в
шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по
перетягиванию каната.

2. Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют (физические
упражнения вслед за ведущим.

«Поймать Бармалея» - сюжетная игра

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. Взале устанавливаются скамейки в наклонном положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

Методические указания. Обеспечить страховку.

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Книга для учителя и воспитателя

Под редакцией Л. П. НОСКОВОЙ

« ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1993 (стр.92-104).

ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышле-ния, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через фор-мирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некото-рые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимают-ся ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточ-ность общения с детьми и взрослыми, что связано с длитель-ным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игро-вой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах дейст-вительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В про-цессе действий с предметами и игрушками наиболее полно по-знаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значитель-ное внимание в процессе воспитания и обучения.

Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом заме-щения. В игре « смысловая сторона слова является господст-вующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с иг-рушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замеще-нием требует специального методического руководства со стороны взрослых.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического раз-вития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей с нарушенным слухом, она не занимает надлежащего места в дошкольных учреждениях. Воз-можно, что причины кроются в следующем: а) незнание воспи-тателями особенностей игровой деятельности глухих и слабослы-шащих дошкольников; перенесение в детские сады для детей с нарушениями слуха способов руководства игрой, характер-ных для массовых учреждений; б) трудности общения в про-цессе игр с детьми с низким уровнем речевого развития; в) от-ношение к игре со стороны сурдопедагогов как к второсте-пенной деятельности по сравнению с формированием речи, раз-витием слухового восприятия.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого раз-вития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности (А. А. Ка-таева, Г. Л. Выгодская). Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значи-тельно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.

Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отно-шения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сни-женным слухом трудности игрового замещения, когда осущест-вляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, пере-нести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предпо-лагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, вклю-чающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с раз-вернутой речью к концу дошкольного периода появляется сю-жетная игра.

Трудности спонтанного развития игровой деятельности обус-ловливают необходимость специального методического руковод-ства.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Руководство играми происходит в процессе свободной дея-тельности детей, а также на специальных занятиях. Программой (Программа для специальных дошкольных учреждении: Воспитание и обуче-ние глухих детей дошкольного возраста.— М., 1991)предусмотрено обучение сюжетно-ролевой, дидактической и под-вижной игре. В связи с большой воспитательно-образователь-ной значимостью сюжетно-ролевой игры ей отводится большая часть учебного времени (не менее двух занятий в неделю на всех годах обучения).

Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространствен-ные отношения и т. д.), сформировать сенсорные эталоны. Дидак-тическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конст-руированием) и расширению представлений об окружающем мире. Этот вид игры проводится на специальных занятиях один раз в неделю на протяжении всех годов обучения. Кроме спе-циальных игровых занятий, дидактическая игра как методический прием используется и на других занятиях: по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию ре-чи, формированию элементарных математических представлений и др.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных дей-ствиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, под-ражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвя-щаются специальные занятия только на первых годах обучения, в основном же они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

Помимо специальных занятий, в режиме дня выделяется время для организации сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительных игр, на участке проводятся игры с песком, водой, снегом.

Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей. Оборудование игровых уголков должно соответствовать возрасту детей и основным задачам игровой деятельности на каждом этапе обучения. (Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек: Методические рекомендации.— М., 1987.)

Здесь же располагаются таблички со словами и фразами, обозначающими игрушки, игровые принадлежности, действия с ними, а по мере усложнения игр — названия профессий, трудовых действий людей, обозначение их взаимоотношений.

На первом году обучения в игровых уголках собирают игрушки, способные возбудить интерес к игре, желание играть. Это сюжетные игрушки, куклы средних размеров и другие игрушки: животные, тележки, каталки, кубики, машины различной величины, крупный строительный материал. Эти игрушки располагают на нижних полках, откуда их может взять маленький ребенок. Здесь же находятся дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладки. На верхних полках лежат различные лото, парные картинки, мозаики, которые используются при проведении дидактических игр.

Для игр-драматизаций необходимо иметь набор костюмов, атрибутов, макетов, которые не предназначены для постоянного использования и хранятся отдельно. Для проведения театрализованных игр важно иметь настольный кукольный театр, ширму.

Для оснащения игр на воздухе следует выделить несколько кукол, лошадку, каталку, вожжи, а также предусмотреть специальные игрушки для песка, снега, воды (формочки, совки, лопатки, ведра, лейки и т. д.).

По мере обучения детей игре требования меняются. Так, на втором году обучения основное внимание уделяется игрушкам для сюжетных игр ( « Магазин», « Больница» и т. д.). Подбираются необходимые принадлежности для этих игр: фартуки, повязки, шапочки, халаты. Оборудуется квартира для кукол — столовая, спальня — и обставляется соответствующей мебелью. В игровом уголке из строительного материала сооружается гараж. Увеличивается количество настольных игр. Дополнительно для прогулок используются мячи, кегли, серсо, вертушки.

В старших группах необходимо организовывать зоны для развертывания бытовых игр, где бы дети могли готовить, стирать, гладить. В связи с расширением тематики игр выделяется место, и подбираются атрибуты для организации игр « Парикмахерская», « Наша улица», « Зоопарк», « Ателье», « Школа». После освоения определенной игры содержание игрового уголка изменяется, подбираются атрибуты для новой игры. Появляются куклы в национальных костюмах. Старшие дети охотно играют с мелкими куколками, фигурками животных, солдатиками. В связи с услож-нением дидактических игр в игровых уголках появляется боль-шее количество сборно-разборных игрушек (домики, машины, паровозики), мозаичные панно, пластмассовые конструкторы; воз-растает количество настольных игр ( « Поймай рыбку», « Летающие колпачки», разнообразные по тематике лото, « Настольный хок-кей (футбол)», « За рулем» и т. д.).

Как показывают наблюдения, игрушки в игровых уголках часто не соответствуют возрасту детей. Они неправильно раз-мещаются, что затрудняет пользование ими (очень высоко или в ящиках, из которых дети не могут их извлечь). Следует помнить, что в случаях неправильного размещения игрушек дети со сниженным слухом из-за речевых затруднений часто не об-ращаются к воспитателю с просьбой об игрушках. Это обстоя-тельство может отрицательно сказаться на их самостоятель-ной игре. Довольно часто отмечается недостаточное количество игрушек для одновременных игр всех детей.

Для эффективного формирования игры важно, чтобы их те-матика и содержание были связаны с другими разделами прог-раммы: ознакомлением с окружающим миром, изобразительной деятельностью и конструированием, трудом, развитием речи. Та-кая взаимосвязь позволит обеспечить подготовку к играм: нако-пить необходимые представления, подготовить атрибуты, уточнить и активизировать речевой материал. При этом содержание игр обогащается за счет привлечения аналогичной тематики на других занятиях.

Тесные связи могут быть установлены между игрой и занятия-ми по развитию речи, когда сурдопедагог проводит беседы об играх детей, составляются рассказы, подготавливаются книжки-самоделки, в которых дети иллюстрируют содержание игр. Рече-вой материал игр уточняется, включается в различные виды речевой деятельности, что обеспечивает его усвоение и создает предпосылки пользования им в игре.

Такой вид игр, как игры-драматизации, предполагает тесную взаимосвязь сурдопедагога и воспитателя, так как основой для инсценирования становятся сказки, с которыми дети познако-мились на занятиях по развитию речи.

Наиболее важным условием формирования игры глухих и слабослышащих дошкольников является последовательное руко-водство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руковод-ство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. С одними детьми он обыгрывает игрушки, показывает им различные способы действий с ними, другим помогает придумать сюжет и найти предметы-заместители, де-монстрирует исполнение различных ролей, помогает общаться участникам игры.

Глухие и слабослышащие дети длительное время остаются беспомощными в развертывании игр, привнесении новых элемен-тов, обыгрывании своего жизненного опыта, поэтому участие воспитателя очень важно на всех этапах. Вместе с тем необ-ходимо учитывать, что игра ребенка имеет личный, интимный характер, он должен быть ее инициатором, и чрезмерно актив-ное вмешательство воспитателя, навязывание малышу других действий может разрушить игру.

Важно также помнить, что даже в тех случаях, когда обу-чение игре проводится на занятиях, это занятия особого рода, предполагающие особый эмоциональный настрой воспитателя, свободное, раскрепощенное состояние детей; к ним неприменимы мерки и требования других занятий.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРЫ

Методика обучения играм детей с нарушениями слуха опи-рается на закономерности игры слышащих детей, в ней учи-тываются особенности, присущие дошкольникам с нарушениями слуха. (Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975.)

При работе с детьми преддошкольного возраста, важно вы-звать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляе-мые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закла-дываются предпосылки будущей сюжетной игры. В большинстве случаев глухие и слабослышащие малыши не умеют играть с сюжетными игрушками, а ограничиваются манипулированием, т. е. вертят игрушки, перекладывают с места на место, бесцельно катают машины или водят кукол по комнате. Игры носят не-длительный характер и быстро заканчиваются.

Воспитатель привлекает внимание детей к игрушкам, фор-мирует предметные действия, показывает различные способы дей-ствий с одной игрушкой. Под предметными действиями пони-маются « исторически сложившиеся, закрепленные за отдельными предметами общественные способы их употребления» (Д. Б. Эльконин).

Предметные действия — необходимая предпосылка игры. На начальных этапах игровое действие связано с предметом, в роли которого выступает сюжетная игрушка: кукла, зайка, машина; с ними совершаются действия типа « погулять», « покачать», « пока-тать». Привлечение других сюжетных игрушек — посуды, одежды и т. п. позволяет увеличить количество игровых действий. На этом этапе обучения игре основное внимание направляется на развертывание и обозначение условных предметных действий в игре. Воспитатель показывает различные способы действий с одной игрушкой. На одних занятиях он показывает детям, как кормить куклу, фиксируя их внимание на предметных дейст-виях: как правильно пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой. На других занятиях с куклой гуляют, укладывают спать и т. д.

Маленький ребенок не умеет выполнять игровые действия по подражанию воспитателю. Поэтому его сначала обучают вы-полнению сопряженных действий, т. е. когда ребенок одновре-менно выполняет те же действия с аналогичной игрушкой. В не-которых случаях, действуя с одной игрушкой, воспитатель учит его воспроизводить действия отраженно, вслед за ним, чередуя действия ребенка с собственным показом, а в отдельные мо-менты управляя рукой малыша.

Воспитатель побуждает детей внимательно рассматривать иг-рушки, сравнивать их, развивая внимание, память. Основные игрушки, используемые на этом этапе,— куклы, игрушки-живот-ные: мишка, зайка, собака, кошка, машины, мячи, кубики, одежда, мебель, посуда для кукол. На глазах у детей постепенно объе-диняется несколько простых сюжетов (куклу накормили и поло-жили спать; кукла поела и села смотреть телевизор и т. д.). Очень важно, чтобы дети привносили собственные элементы в иг-ры, продемонстрированные ранее воспитателем. Так, воспитатель одобряет действия девочки, которая, покормив куклу, взяла ее на руки, перед тем как положить спать.

Показателем эффективности проводимых с детьми игр и дейст-вий с сюжетными игрушками является ситуация, когда дети в игровом уголке играют самостоятельно, а дома — с любимыми игрушками. Для того чтобы в дальнейшем научить детей иг-рать вместе, целесообразно проводить игры, где они действуют в паре: игры с мячом, скакалкой и т. д.

Предметно-игровые действия могут быть связаны с элемен-тами строительных игр: сооружение воспитателем домов при участии детей, гаража, лестницы; обыгрывание их, включение в игры с сюжетными игрушками. Уместно также на данном этапе связывать действия с сюжетными игрушками с играми с водой, песком на участке (например, делать из песка пирожки для кукол, купать кукол, ловить рыбок и т. д.).

Важнейшим условием правильной организации действия с сю-жетными игрушками является постоянное использование речи: все игровые ситуации сопровождаются устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и « прочитываются» (т. е. проговари-ваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними ( « Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест»). Особая эмоциональ-ная обстановка обучения игре, действия детей с игрушками могут способствовать быстрому по сравнению с другими заня-тиями запоминанию слов, воспроизведению лепетных слов (ляля, мяу, ав-ав, бах и т. д.), контура слов, отдельных слогов, со-четаний звуков. Воспитателю очень важно « подхватить» эти слова, закрепить в речи ребенка. Именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребенком назва-ний тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.

Для игр глухих и слабослышащих детей младшего дошколь-ного возраста характерно расширение количества сюжетных иг-рушек и действий с ними, отображение в играх того, что дети видят в окружающей жизни. Игры становятся длительнее, дейст-вия с игрушками более детализированными. На смену отдель-ным игровым действиям приходит игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом. Так как жизненный опыт неслышащих детей ограничен, они не умеют увидеть и пере-дать в игре наиболее существенное, играм предшествует прове-дение наблюдений за бытовыми действиями взрослых — няни, повара, за используемыми ими предметами; дети учатся с по-мощью воспитателя подражать им. Организуются игры, в кото-рых дети стирают кукольное белье, раздевают и одевают куклу, купают ее, готовят ей обед и т. д. Проведению таких игр пред-шествуют, помимо наблюдений, рассматривание картинок, беседы с детьми, обыгрывание атрибутов. В качестве методического при-ема используется подражание действиям воспитателя: он пока-зывает правильную последовательность игровых действий, ко-торые в дальнейшем будут воспроизводить дети. При воспроиз-ведении более точных, детальных действий в игре дети с нару-шениями слуха очень часто начинают подменять игровые дей-ствия трудовыми. Так, например, стирая белье для куклы, увле-каются последовательностью действий, забыв о цели стирки. Этот факт должен быть в поле зрения воспитателя: он должен обращать внимание детей на отношение к кукле, т. е. не забы-вать о цели и мотивах игровых действий.

По мере расширения представлений об окружающем, накоп-ления опыта игр расширяются возможности общения. Однако общение детей с нарушениями слуха в играх очень ограниченно вследствие отсутствия необходимых речевых средств. Воспитатель включает в игры, первоначально в те, которые проводит сам, необходимые слова и выражения, показывает сферу их исполь-зования. Необходимо тщательно отбирать наиболее важные для данной игровой ситуации речевые средства, иначе, как это часто наблюдается, занятие превращается в повторение бесчисленного количества слов, эмоциональный настрой пропадает и игра пе-рестает привлекать детей. В играх должен быть отражен тот речевой материал, который знаком и по другим занятиям (оз-накомление с окружающим миром, развитие речи). Применитель-но к младшим дошкольникам это побуждения, сообщения, во-просы ( « Будем купать куклу. Дай мыло. Дай полотенце. Вымой руки (лицо). Вытри … Кукла чистая …»). Воспитатель помогает детям воспользоваться теми или иными выражениями, показы-вает способы их использования.

Накопление у детей игрового опыта, освоение разнообраз-ных действий с сюжетными игрушками дает возможность усложнить игровые действия путем введения предметов-замести-телей, в роли которых чаще всего используется полифункциональ-ный игровой материал — предметы, не имеющие строго зафикси-рованного функционального назначения (палочки, брусочки, лен-точки, бумажки и т. д.). Как отмечалось выше, дети со сни-женным слухом в играх предпочитают пользоваться сюжетными игрушками и не стремятся найти и использовать предметы-замес-тители. У слышащих детей переход к действиям с предметами-заместителями свидетельствует об осознании ими функциональ-ного назначения предмета, свободе оперирования словом, отделе-нии действия от предмета. По мере развития действий с пред-метами-заместителями, а позднее и воображаемыми предметами у них появляется речевое замещение.

Работа по обучению детей со сниженным слухом использова-нию предметов-заместителей предполагает определенную после-довательность и зависит от уровня развития игры детей (Г. Л. Вы-годская). Когда воспитатель только приступает к обучению играм с использованием заместителей, он демонстрирует действие с реальным предметом (расческа, мыло, термометр). Только затем, в ситуации отсутствия данного предмета, подыскивается и пере-именовывается подходящий предмет (например, палочка, бру-сок — это будет расческа… Потеряли расческу… Нечем причесать куклу…), демонстрируется действие с ним.

По мере накопления детьми опыта действий с предметами-заместителями и усвоения смысла их использования воспита-тель показывает действия только реальным предметом, вместе с детьми подыскивает предмет-заместитель и обозначает его но-вым именем, но не демонстрирует действия с ним. В старшем дошкольном возрасте уже бывает достаточно простого указания на возможность использования какого-либо полифункциональ-ного предмета в роли сюжетной игрушки (например, эта палочка будет градусником). Следует помнить, что замещающий предмет должен иметь сходство с реальным предметом, особенно на первых порах. Дети с нарушениями слуха труднее принимают в роли заменителя знакомый предмет с зафиксированной функ-цией, чем малознакомый предмет полифункционального назна-чения.

Так, использование палочки в роли термометра более уместно, чем ручки или карандаша. Прежде чем вводить условный предмет, нужно быть уверенным в том, что дети хорошо овладели действия-ми с реальным предметом и что они понимают предметную соотнесенность слова (например, использовали в играх настоя-щий или игрушечный термометр, пользовались ложкой при кормлении куклы и т. д.). Как показывают наблюдения, воспита-тели часто не используют благоприятные возможности для вклю-чения в игры предметов-заместителей. Следует помнить, что за-мещаться могут не только предметы, но и развернутые действия, а также игровое пространство. Например, для игры « Комната» проводится мелом черта, обозначаются некоторые детали интерьера и сообщается, что здесь будет комната (поликлиника и т. п.).

Таким образом, в работе с глухими и слабослышащими деть-ми в возрасте от двух до четырех лет основное внимание об-ращается на овладение ими структурой и последовательностью предметно-игровых действий как способа построения игры, где в качестве основы игры выступает реальное предметное дейст-вие, имитируемое через действия с игровым предметом. Про-водятся такие игры, как « День куклы», « Кукла заболела», « Стир-ка», « Купание куклы» и т. д.

Другим способом построения и обогащения игры является ро-левое поведение. При таком способе построения игры основным в сюжете является персонаж, характерное поведение которого ребенок имитирует, подчиняя ему предметно-игровые действия. На предыдущих этапах развития игры еще не происходит яв-ного принятия роли, воспроизводится ряд действий (кормят, лечат куклу, строят дом и т. д.), однако роль имплицитно содер-жится в действиях, связанных с сюжетной игрушкой. По мере развития игры воспитатель называет, обозначает роль словом. Демонстрируя определенные предметно-игровые действия, фикси-руя внимание на отношениях, чувствах людей, он подчерки-вает особенности выполнения каждой новой роли. Трудности вербального обозначения роли, недостаточное понимание взаи-моотношений людей детьми должны побудить воспитателя нако-пить достаточно много впечатлений о деятельности взрослых, сначала тех, что окружают ребенка: няни, воспитательницы, повара, шофера, а затем и тех, с которыми дети встречаются реже: продавца, парикмахера, врача. Очень важно, чтобы наблю-дения, вносимые в игровую деятельность, были подкреплены содержанием других занятий: наблюдениями, рассматриванием картинок на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, отработкой лексики на соответствующих по тематике занятиях по развитию речи.

Расширение представлений о профессиональной занятости лю-дей происходит различными путями: прежде всего организуются специальные наблюдения за деятельностью, например, повара. Объяснив, что повар (тетя Валя) будет готовить обед для всех детей, нужно внимательно осмотреть кухню: плиту, холодильник, столы. Воспитатель фиксирует внимание на действиях повара (варит суп, моет, режет, кладет в кастрюлю мясо, овощи и т. д.). Однако подобных наблюдений недостаточно, чтобы дети смогли в играх выполнять эту роль. Имеющиеся у них представления можно расширить, рассматривая картинки, диапозитивы, в про-цессе беседы уточняя названия атрибутов, действий повара: « Что сначала сделал повар? Что нужно, чтобы сварить суп?» Далее можно провести обыгрывание сюжетных игрушек (плиты, ку-хонной утвари и т. д.). Это позволит уточнить структуру игро-вых действий, необходимость и правильность использования раз-личных предметов, освоить их еще до включения в сюжетную игру. Целесообразно проведение дидактической игры « Кому что нужно?».

Только после этой предварительной работы воспитатель ор-ганизует игру на новую тему, участвуя в ней в качестве од-ного из действующих лиц. Для того чтобы показать игровые возможности всех ролей, воспитатель в следующий раз исполняет другую роль. В противном случае дети будут воспроизводить повторяющиеся стереотипные игровые действия. Осваивая новую игру, все больше детей исполняют одни и те же роли. Задача воспитателя — подсказать, как можно разнообразить игровые действия, какие новые лица могут участвовать в игре, какие новые атрибуты, предметы-заместители могут быть введены. Вос-питатель следит за тем, чтобы дети стремились осваивать знако-мые роли во время игр в свободное время.

Следует помнить, что для детей освоение роли связано с действиями с соответствующими предметами, сюжетными игруш-ками. Поэтому, во-первых, важно следить за наличием игрушек, связанных с той или иной ролью, а во-вторых, стимулируя дей-ствия с игрушками, подсказывать, какую роль может выбрать ребенок ( « У тебя руль. Кем ты будешь? Ты шофер?»). Мно-гие дети воспроизводят действия, понимая их смысл, но, не зная соответствующих слов и выражений (шофер, повар, портниха). Поэтому важно отразить эту лексику на табличках, располагая их рядом с наборами игрушек и атрибутов (повар работает на кухне, повар готовит: варит суп, жарит). Наличие такого ма-териала поможет ребенку обозначить свои действия, рассказать о своих играх и, самое главное, общаться с другими детьми, выполняя ту или иную роль. В связи с освоением детьми ролей в играх (врач, шофер, повар, портниха и т. д.) необходимо иметь игровые атрибуты: шапочки, фартуки, халаты, сумочки.

Однако при выполнении тех или иных ролей недостаточно только воспроизвести игровые действия. В старшем дошколь-ном возрасте игра построена не только на изображении деятель-ности людей, но и на передаче их взаимоотношений. Воспитатель, прежде всего сам, воспроизводит чувства, отношения людей, выполняя роли в игре и фиксируя на этом внимание детей ( « Врач заботится о больном. Продавец вежлив с покупателями» и т. д.). Оценивая вместе с детьми исполнение ролей тем или иным ребенком, воспитатель подчеркивает, как он относится к дру-гим участникам игры ( « Алеша хороший шофер. Он заботился о пассажирах. Он помог маме с дочкой войти в автобус»). Для детей всегда сложно распределение ролей, поэтому воспи-татель помогает им. Он следит, чтобы наиболее активные не исполняли многократно одни и те же роли, чтобы застенчивые, а также дети с плохой речью могли почувствовать себя уверенно в главных ролях. Однако делать это следует деликатно, счи-таясь с желанием детей, учитывая особенности их характеров. Не следует диктовать и навязывать роль, которая не нравится ребенку.

В ходе освоения детьми ролей в разнообразных играх сле-дует насыщать их сложными элементами, поднимать игру на более высокий уровень. Для этого включаются предметы-заместители, используются действия в воображаемом плане.

Дети очень любят звонить в воображаемый звонок, вытирать ноги о воображаемый коврик, щелкать воображаемым включате-лем. Однако воображаемыми могут стать только те действия, которые хорошо усвоены в быту, понятны по смыслу и доступны всем детям.

В старшем дошкольном возрасте игры становятся более дли-тельными, продолжаются в течение нескольких недель, видоиз-меняясь, обогащаясь новыми элементами; расширяется круг дей-ствующих лиц и отражаемых явлений. На этом этапе происхо-дит овладение способами построения сюжета. Наиболее часто дети играют в такие игры, как « Парикмахерская», « Город», « У врача», « На почте», « Школа», « Ателье» и т. д.

В этих играх объединяется ряд сюжетов (например, болезнь ребенка, приход врача, действия родителей, посещение поликлини-ки, посещение магазина и покупка подарка для бабушки, приход в детский сад). В таких коллективных играх участвуют все дети, так как для этого требуется тщательный отбор речевых средств, их предварительное уточнение.

Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатления-ми и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполага-ет включение элементов планирования, общение детей, выполне-ние роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распреде-лить роли.

Подготовка к игре длится несколько дней, проводится как на занятиях по игре, так и в свободное время, на прогул-ках и тесно связана с материалом других занятий. Условно мо-гут быть выделены следующие этапы в подготовке к сюжетно-ролевой игре:

  • подготовка к экскурсии (определение воспитателем ее цели, выбор объектов наблюдения, отбор речевого материала, который будет сообщен во время экскурсии);
  • проведение экскурсии, выполнение действий во время экскур-сии (покупка подарка для кого-то из детей, отправление пи-сем и открыток и т. д.);
  • беседа о впечатлениях от экскурсии, расширение представле-ний детей в процессе рассматривания картинок, книг, альбо-мов; уточнение и активизация необходимого речевого материала;
  • закрепление знаний детей в процессе рисования, дидакти-ческой или подвижной игры;
  • обыгрывание сюжетных игрушек, подбор предметов-заместителей; изготовление необходимых атрибутов;
  • определение замысла предстоящей игры, планирование ее эта-пов, распределение ролей;
  • проведение коллективной игры с участием воспитателя;
  • выражение непосредственных впечатлений от игры, исполнения ролей детьми.

Сложная сюжетно-ролевая игра требует от детей овладения речевым материалом, связанным как с организацией игры, так и с ее содержанием. Ими должен быть усвоен терминологи-ческий словарь, характерный для игровой деятельности (игра называется « Кем ты хочешь быть?»; слова: « роль», « костюм», « как будто» и др.). Эти слова и выражения можно подобрать из словаря к программе по игре. Постоянное использование этих речевых единиц способствует усвоению их детьми. В овладении речевым материалом, связанным с определенной тематикой, зна-чительную помощь воспитателю может оказать сурдопедагог, пла-нирующий близкие по тематике занятия по развитию речи. Планомерное расширение словаря по данной теме, уточнение и конкретизация значения слова, отработка его структуры, акти-визация в различных контекстах помогут во время игры со-средоточить внимание на ее содержательной стороне.

Помимо сюжетно-ролевых в программе содержатся игры-дра-матизации. Овладение ими связано со знакомством со сказками: « Репка», « Колобок», « Теремок», « Три поросенка», « Красная Ша-почка». Подготовка к проведению таких игр требует участия сурдопедагога, так как с текстами сказок дети знакомятся на занятиях по развитию речи. Первоначально проводится эмоцио-нальное рассказывание сказки с демонстрацией персонажей и их действий (показ картинок, диафильмов, использование куколь-ного театра); по ходу уточняются значения незнакомых слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки воспроизводится через чтение, повторное рассказывание детьми. И только тогда, когда сказка понятна всем детям, воспитатель переносит ее в игру. Выясняются действия персонажей и их последовательность; под-бираются костюмы и атрибуты игры, распределяются роли. Как видим, роль сурдопедагога при обучении глухих и слабослы-шащих дошкольников игре достаточно велика. Таким образом, повседневное руководство игровой деятель-ностью помогает формированию творческого отношения к дейст-вительности, развитию воображения. При создании адек-ватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.

Введение.

Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков (Л.С.Выготский, 1956; Н.Г.Морозова, 1973; В.Трофимов, 1980 и др.).

Глухим школьникам свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:

Недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей (Н.А.Рац, 1947), и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;

Относительная замедленность овладения двигательными навыками (А.П. Гозова, 1979; Ю.Н. Комаров, 1976 и др.);

Трудность сохранения статистического и динамического равновесия (В.А. Какузин, 1973 и др.);

Относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве (О.И. Кукушкина, 1986 и др.);

Замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими (Б.М. Зайцев, 1974; Б.И. Орлов, 1975 и др.);

Утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 - 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%)

Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма.

В многочисленных работах по этому вопросу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помощью специального исследования выявила различные проявления вестибуляторной дисфункции у 62% детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями.

Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих (Т.В. Розанова, 1962; А.О. Костанян, 1963).

С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферы можно судить по некоторым неврологическим показателям. Данные, полученные в исследованиях Н.И. Букуна (1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухих имеются резкие изменения характера рефлекторного ответа и у 43% отмечено невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. (Данный факт очень важен при проведении занятий физкультурой и спортом.)

Таким образом, анализ литературы свидетельствует, что состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о следующем:

Показатели физического развития глухих 15-летних юношей уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников;

Физическое развитие глухих 17-летних юношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей;

Вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и 17-летних глухих юношей практически остается неизменным;

Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:

Недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;

Относительная замедленность овладения двигательными навыками;

Трудность сохранения статического и динамического равновесия;

Низкий уровень развития ориентировки в пространстве;

Низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);

Замедленная скорость обратной реакции;

Невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.

Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.

И, наконец, традиционное сложившиеся система физического воспитания молодёжи в школе для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся.

Проанализировав полученные данные пришли к заключению, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих юношей основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффект росту силовых качеств учащихся, но и двигательной подготовленности в целом.

Краткая анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха

Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Роль наследственного фактора в качестве причины врожденных нарушений слуха в прежние годы преувеличивалась. Из других причин, обусловливающих врожденное нарушения слуха, следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности. Особое значение имеют вирусные инфекции (корь, грипп). Наиболее опасным для развивающегося зачатка слухового аппарата является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности.

Вредное воздействие на развивающийся орган слуха у плода могут оказать некоторые химические вещества. Практическое значение в возникновении врожденных нарушений слуха имеет алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а из лекарственных веществ – стрептомицин и хинин.

Нарушение развития слухового органа может возникнуть вследствие травмы плода, особенно в первые месяцы беременности, когда зачаток слухового анализатора оказывается особенно ранимым.

Приобретенные нарушения слухового аппарата возникают от разнообразных причин. Тяжелые нарушения слуха наступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), в то время как легкая и средняя степень нарушения слуха может возникнуть при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха).

Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита). Поражение слуха в этих случаях обусловлено стойкими остаточными изменениями подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. В некоторых случаях после острого среднего отита остается стойкое прободение барабанной перепонки и длительное гноетечение из уха – хронический гнойный отит. Это заболевание сопровождается обычно значительным понижением слуха.

Частой причиной поражения слуха у детей являются заболевания носа и носоглотки и связанное с этим заболеваниями евстахиевой трубы.

Важную роль в возникновении стойких нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания. Большинство инфекционных болезней, являющихся причиной поражения слуха, приходится на детский возраст, и поэтому роль этих заболеваний в этиологии нарушений слуха у детей особенно велика. Из инфекционных заболеваний, обусловливающих стойкие поражения слуха в детском возрасте, наибольшее значение имеют эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка.

Нарушения слуха и расстройство функции вестибулярного аппарата при цереброспинальном менингите обусловливается воспалительным процессом во внутреннем ухе – гнойным лабиринтом , возникающем в результате распространения гнойной инфекции из мозговой оболочки через внутренний слуховой проход по оболочкам слухового нерва. Поражение внутреннего уха при эпидемическом цереброспинальном менингите наступает обычно в первые дни болезни: иногда уже в первые сутки выявляется полная глухота, как правило, двусторонняя.

Следует упомянуть о сравнительно редком, но очень тяжелом поражении слуха, которое возникает иногда при вирусном заболевании – воспалении околоушной слюнной железы (эпидемическом паротите, или так называемой свинке). Поражение обычно бывает односторонним, однако в ряде случаев приходится наблюдать и полную двустороннюю глухоту. По мнению большинства исследователей, в основе глухоты при эпидемическом паротите лежит гибель рецепторного аппарата во внутреннем ухе (волосковых клеток кортиева органа).

В числе этиологических факторов, вызывающих стойкие нарушения слуховой функции, известную роль играют некоторые химические вещества, оказывающие токсическое воздействие на слуховой анализатор. К числу относятся различные промышленные и лекарственные вещества. В этиологии приобретенных нарушений слуха у детей практическое значение имеют некоторые антибиотики (стрептомицин, канамицин, мономицин) и хинин.

В возникновении стойких нарушений слуха известное значение имеет травма, в частности предродовая. Сюда относятся повреждения слухового органа вследствие сдавливания и деформации головки плода во время прохождения через узкие родовые пути, а также в результате наложения акушерских щипцов.

Глухие- лица, у которых слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи.

В группе людей можно выделить две подгруппы:

1.Ранооглохшие (люди, потерявшие слух до 3 лет, т. е. В период активного формирования речи).

4 группы глухоты (Нейман):

· люди, слышащие неречевые звуки (125-250 колебаний);

· люди, слышащие речевые звуки (500 колебаний в секунду)- низкие гласные;

· люди, воспринимающие 1000 колебаний в секунду - гласные и некоторые согласные, на основе которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов и слов;

· люди, воспринимающие до 2000 колебаний в секунду - знакомые краткие слова и предложения;

У ранооглохших людей речь самостоятельно не развивается, но может сформироваться с помощью специального обучения.

2. Позднооглохшие (люди, потерявшие слух после 3 лет)

Состояние речи, в зависимости от срока потери слуха, различно. Потеря слуха в 3 года может вести к полной потере зачатков речи.

Слабослышащие - лица, у которых имеются снижения слуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи.

Эта группа людей также условно делится на две подгруппы:

· люди с незначительным снижением слуха и лучшим развитием речи

· Люди со значительным снижением слуха и тяжелым недоразвитием речи

Слабослышащие люди слышат речь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы. Самостоятельно речь формируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. Вывод налицо - чем лучше слух, тем качественнее речь. Однако не будем забывать, что потерю или снижение слуха у ребенка следует рассматривать иначе, чем у взрослого. Взрослому человеку легче сохранить уже имеющуюся речь, в то время как у детей самостоятельное ее формирование крайне затруднено или невозможно, но даже взрослого человека, потерявшего слух, подстерегает опасность распада уже имеющейся речи из-за отсутствия слухового контроля.

Подвижные игры для глухих и слабослышащих.

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

· Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.

· При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

1. «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

Подвижные игры для детей с нарушением слуха.

Теслюк Анастасия Владимировна, педагог-психолог

КГОКУ "Камчатская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья"

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. В отличие от здоровых детей, глухие дети труднее и дольше осваивают новые движения, испытывают трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений, что требует особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать. Показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента :

Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.

При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

1. «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант 2.

Цель : развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция . Площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» — играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» — играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания . Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

2. «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

3. «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков — 10—12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

4. «Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 10—14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания:

Игра повторяется несколько раз.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

5. «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания:

От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

6. «Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты:

1. Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

2. Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

3. Командное исполнение самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.



Похожие публикации