Ильин И.А. Каждый народ заслуживает своего правительства

Сколько раз приходилось нам в эмиграции выслушивать эту глупую, легкомысленную и черствую поговорку от иностранцев! Обычно люди произносят ее с важностью и пренебрежением, тоном исторического откровения. «Ведь вот, у нас, на Западе, замечательные народы, и у них вследствие этого культурные и гуманные правительства. А у вас, в России, всегда было такое правительство, которого ваш ничтожный народ заслуживал; вот и теперь: то же самое, только навыворот»...

И, к сожалению, такое трактование России, ее величавой истории и ее современной трагедии - не ограничивается салонной болтовней. Существует еще (и ныне продолжает пополняться) целая литература, которая вдалбливает людям такое понимание России. Есть в Европе и особая издательская традиция: переводить из русской литературы все то, что русское перо создало в порядке самообличения и самобичевания, и замалчивать, не переводить того, что обнаруживает истинный Лик России. Один опытный русский литератор рассказывал нам даже, что когда европейцы перевели ради таких целей «Деревню» Бунина и просили его написать об этой книге, то две влиятельные европейские газеты вернули ему его статью, потому что в ней не было сказано «вот именно из этакой гнусности и состоит вся Россия», а было в ней указано на то, что Бунин вообще понимает в человеке только одну жизнь темного и развратного инстинкта и рисует ее сходными чертами у всех народов.

Ныне европейцы, повинуясь все тем же закулисным директивам, повторяют ту же самую ошибку: они делают все возможное, чтобы не увидать настоящую Россию, чтобы связать ее, смешать ее и отожествить ее с большевиками и чтобы уверить себя, будто русский народ "заслуживает" того угнетающего, уничтожающего и вымаривающего его "правительства", которое его ныне терроризирует.

Примем на миг эту глупую и фальшивую поговорку и продумаем ее до конца.

Что же, спросим мы, голландцы в 1560-1584 гг. "заслуживали" правившей тогда диктатуры кардинала Гранвелы и графа Эгмонда, или они "заслуживали" правления гениального Вильгельма Молчаливого или "инквизиционного" террора герцога Альбы? Стоит ли ставить такие нелепые и мертвые вопросы?

Что же, англичане в 17 веке, с 1625 до 1643 года, "заслуживали" католических казней от Карла Первого, Стюарта, потом до 1649 они "заслуживали" гражданской войны, с 1649 до 1660 они "заслуживали" протестантского террора от Кромвеля, а с 1660 года они "заслуживали" опять католического террора от Карла Второго, Стюарта? Какой же глупец согласится выслушивать такое трактование истории?

Что же "заслуживали" французы в эпоху своей долгой революции, с 1789 года до 1815 года, - королевской власти Людовика XVI, или болтливой Конституции, или свирепого Конвента, или гнусной Директории, или воинственного деспотизма Наполеона, или реставрации Бурбонов?

А немцы, за последние 30 лет, "заслуживали" сначала прусского правления Вильгельма II, потом - социал-демократической республики (1918-1933), потом - Гитлера, а теперь на востоке Германии - советской власти, а на западе - оккупационной полуанархии? Нельзя ли придумать какие-нибудь менее поверхностные и не столь нелепые историко-политические мерила?

Что же сказать нам о ныне порабощенных коммунистами малых европейских государствах? Скажем ли мы, что наши братья сербы "заслужили" правительство Иосифа Броза и Моисея Пияде? Или, скажем, что чехи и венгры "заслуживают" своих мучителей, румыны "заслужили" свою Анну Рабинзон, а болгары своего убитого Димитрова?

Или мы не произнесем этих бессовестных глупостей?

Да, народ отвечает за свое правительство, если он сам находится «в здравом уме и твердой памяти» и если он его свободно избрал. И несомненно, что поскольку народ органически связан со своим правительством - не в порядке завоевания, вторжения, оккупации, бессовестного политического обмана, антинационального подавления, интернационального засилия и революционного террора, а в порядке мирного, долгого, национального развития, постольку между правосознанием народа и правосознанием правительства возникает органическое взаимодействие и подобие. Вече, свободно избравшее князя или посадника, - отвечало за них. Но у кого же повернется язык сказать, что русский народ отвечал за Бирона, протершегося к власти в порядке низкого угодничества и антинационального подавления? Несомненно, что русский народ должен был бы отвечать за свое постыдное «Учредительное собрание» 1917 года, - если бы... если бы он находился тогда «в здравом уме и твердой памяти»; но можно быть совершенно уверенным, что в здравом состоянии он не выбрал бы такой «конституанты». Исторический факт несомненен: тогда народ был выбит из колеи начальными неудачами великой войны, он был развязан угашением монархической присяги и обезумлен - как революционным правлением февралистов, так и большевистской агитацией.

Но как же мог русский народ "заслужить" того, чтобы его покорили интернациональным обманом и засилием, невиданной в истории тоталитарной системы сыска и террора, революционным завоеванием, вторжением и подавлением? Какие зверские наклонности, какую злодейскую душу, какие, адские пороки он должен был бы иметь для того, чтобы "заслужить" все это? Кем должен быть этот народ, чтобы "заслуживать" такое обхождение, такое унижение, такое управление? Мы поймем эти слова в устах германского нациста, объявившего нас «унтерменшами» и заморившего миллионы наших братьев в плену и на работе, но мы никогда не поймем и не простим подобные слова в устах человека с русской фамилией и с русским пером.

Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает
Из письма (от 27 августа 1811 г.) посланника Сардинского королевства при русском дворе графа Жозефа де Местра (1753-1821). В этом письме граф писал своему правительству о новых законах, установленных императором Александром 1. Возможно, что сардинский посланник перефразировал известную фразу философа и просветителя Шарля Луи Монтескье из его сочинения «Дух законов»: «Каждый народ достоин своей участи».
Жозеф де Местр провел в России 14 лет (с 1803 по 1817 г.), написал книгу «Санкт-Петербургские вечера», которая, как и другие его сочинения, оказала определенное влияние на творчество многих русских писателей.
Смысл выражения: если правительство плохо, аморально, неэффективно, то-виноваты в этом сами граждане страны, которые позволяют такому правительству существовать, не могут его контролировать и т. д.

  • - Каждый человѣкъ имѣетъ свою цѣну. Поясн. Это слово, приписываемое Роберту Вальполю, имъ сказано не въ этой формѣ...

    (ориг. орф.)

  • - Выражение, которое Жозеф де Местр, посланник Сардинского королевства при русском дворе, употребил в письме от 27 августа 1811 г., сообщая о новых законах, изданных Александром I ...
  • - Слова знаменитого немецкого философа, филолога, дипломата и государственного деятеля, великого немецкого гуманиста Пруссии Вильгельма фон Гумбольдта...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из поэмы «Хорошо!» Владимира Владимировича Маяковского. Фраза-символ социального оптимизма первых советских пятилеток...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Слова украинского политика Александра Александровича Мороза, председателя Верховной Рады Украины...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Ср. Человек он нервный, легко возбуждающийся, не имеющий под собою почвы, а главное - обойденный счастьем. Если и виновен, то во всяком случае заслуживает снисхождения и участия всех сострадательных душ.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Это слово, приписываемое Роберту Вальполю, им сказано не в этой форме...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Одно из решений присяжных при введении нового судопроизводства. Ср. Присяжные выносили какие-то загадочные приговоры, вроде: нет, не виновен, но не заслуживает снисхожденья. Салтыков. Помпадуры...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Виноватъ, но заслуживаетъ снисхожденія. Ср. Человѣкъ онъ нервный, легко возбуждающійся, не имѣющій подъ собою почвы, а главное - обойденный счастьемъ...
  • - Не виновенъ, но заслуживаетъ снисхожденья. Поясн. Одно изъ рѣшеній присяжныхъ при введеніи новаго судопроизводства...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - , - это деньги, которых у нас нет шутл. Передел. пословица «Время деньги»...

    Словарь русского арго

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 палка плачет...

    Словарь синонимов

  • - плохой, достоин порицания, достоин осуждения, заслуживает порицания,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 6 бить некому достоин осуждения достоин порицания заслуживает осуждения плохой предосудительный...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 тюрьма плачет...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 недобиравший...

    Словарь синонимов

"Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает" в книгах

Исследование компании, которое заслуживает внимания

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Исследование компании, которое заслуживает внимания Во многих отношениях Caterpillar – очень простая компания: она производит технику (двигатели, турбины, бульдозеры, грузовики для горных работ, экскаваторы и т. п.), которую продает через сеть дилеров потребителям по всему

Каждый заговор имеет свою силу!

Из книги Лечение. Как использовать молитвы, заговоры и народную медицину автора Багирова Галина

Каждый заговор имеет свою силу! К экстрасенсу обращаются люди с разными проблемами, и женщина всячески пытается им помочь. Чтобы избавиться от испуга, следует использовать следующий заговор.Заговор от испугаВариант первый Испуг выливается на воду с применением

Глава I. ВСЕ, ЧТО КАЖЕТСЯ НАМ ДОСТОЙНЫМ НАШЕЙ БЛАГОДАРНОСТИ, ЗАСЛУЖИВАЕТ, ПО НАШЕМУ МНЕНИЮ, НАГРАДЫ, И ВСЕ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ В НАС НЕГОДОВАНИЕ, ЗАСЛУЖИВАЕТ НАКАЗАНИЯ

Из книги Теория нравственных чувств автора Смит Адам

Глава I. ВСЕ, ЧТО КАЖЕТСЯ НАМ ДОСТОЙНЫМ НАШЕЙ БЛАГОДАРНОСТИ, ЗАСЛУЖИВАЕТ, ПО НАШЕМУ МНЕНИЮ, НАГРАДЫ, И ВСЕ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ В НАС НЕГОДОВАНИЕ, ЗАСЛУЖИВАЕТ НАКАЗАНИЯ Поступок кажется нам достойным награды, если он вызывает в нас чувство, побуждающее нас сделать добро

КАЖДЫЙ ДАЕТ ТО, ЧТО ИМЕЕТ В СВОЕМ КОШЕЛЬКЕ

Из книги Жемчужины мудрости: притчи, истории, наставления автора Евтихов Олег Владимирович

КАЖДЫЙ ДАЕТ ТО, ЧТО ИМЕЕТ В СВОЕМ КОШЕЛЬКЕ Однажды Иисус Христос проходил через одно селение. Собралась большая толпа недовольных людей, которые, окружив, начали ругать и оскорблять его. Но Иисус стоял и улыбался.Человек, случайно оказавшийся рядом и наблюдавший за

Правительство, народ и война

Из книги Утопия у власти автора Некрич Александр Моисеевич

Правительство, народ и война Спустя 8 часов после вторжения германских вооруженных сил, в 12 часов дня по радио выступил заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотов, сообщивший гражданам Советского Союза о вероломном нападении Германии. Сталин

«Каждый народ заслуживает своего правительства»

Из книги автора

«Каждый народ заслуживает своего правительства» Сколько раз приходилось нам в эмиграции выслушивать эту глупую, легкомысленную и черствую поговорку от иностранцев! Обычно люди произносят ее с важностью и пренебрежением, тоном исторического откровения. «Ведь вот, у нас

Правительство, дума и народ

Из книги автора

Правительство, дума и народ Дума в разладе с правительством. Она выразила недоверие министерству и потребовала его ухода. Министерство пропустило мимо ушей заявление Думы и стало еще более открыто издеваться над Думой, предлагая ей заняться вопросом о прачечной для

Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает

автора Серов Вадим Васильевич

Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает Из письма (от 27 августа 1811 г.) посланника Сардинского королевства при русском дворе графа Жозефа де Местра (1753-1821). В этом письме граф писал своему правительству о новых законах, установленных императором

Наилучшее правительство - это то, которое делает себя излишним

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Наилучшее правительство - это то, которое делает себя излишним Слова знаменитого немецкого философа, филолога, дипломата и государственного деятеля, великого немецкого гуманиста Пруссии Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835).Согласно Гумбольдту, высшая цель государства -

Каждый имеет право на свои чувства

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Каждый имеет право на свои чувства Это касается всех - и взрослых, и детей. Каждый имеет право на свои чувства, мысли и мнение.Ты же так не думаешь, правда?Так может сказать кто-то, когда вы рассказываете о своих чувствах. Но вы действительно так думаете. У ваших детей тоже

Каждый шаг имеет значение

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Каждый шаг имеет значение Обсудим еще одно важное положение, которое касается стойкости и упорства. Часто препятствия на пути являются ступенями, ведущими к открытой двери. Преодолевая преграду за преградой, мы в конце концов выходим на путь к успеху. Если же мы

Каждый народ заслуживает своего правительства

Из книги Наши задачи -Том I автора Ильин Иван Александрович

Каждый народ заслуживает своего правительства Сколько раз приходилось нам в эмиграции выслушивать эту глупую, легкомысленную и черствую поговорку от иностранцев! Обычно люди произносят ее с важностью и пренебрежением, тоном исторического откровения. «Ведь вот, у нас,

Каждый правый имеет право налево

Из книги Мы вернем себе Россию автора Рогозин Дмитрий Олегович

Каждый правый имеет право налево Что касается наших т.н. «правых», то мы их власть тоже вряд ли сможем забыть. Страна, видите ли, им попалась не та, народец - дрянь.Объявление перестройки в конце 80-х годов ХХ века было воспринято гражданами как призыв к социальному

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА НЕДОСТАТКИ

Из книги Как наладить отношения со своей половиной автора Еникеева Диля

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА НЕДОСТАТКИ - Моя жена самая-самая в мире!- В каком смысле?- Нет ни одного анекдота про жен, который бы к ней не подошел. АнекдотСогласитесь, в характере любого человека есть и положительные, и отрицательные стороны. Не бывает

«Каждый заслуживает той участи, которую имеет»

Из книги Простые истины, или Как жить в свое удовольствие автора Казакевич Александр Владимирович

«Каждый заслуживает той участи, которую имеет» Существует пять секретов душевного равновесия. Их применение еще не гарантирует счастья. Их главная цель – уберечь человека от пустых и ненужных переживаний. И одно из таких правил гласит: «Не сравнивай себя с другими.

Ну, господа патриоты с одной стороны и либерасты с другой, минусуйте сколько влезет, но свое мнение я не изменю:

Да, народ России (и я как неотъемлемая часть этого народа) заслуживает (и я заслуживаю) ту власть, которую пустил в страну в 1991 году (правда, тогда я еще не мог выбирать в силу возраста), переизбрал в 2000 (и тут еще не успел начать выбирать) и продолжает переизбирать (а вот тут уже и мой косяк). Ах, да. Мы же больше не ходим на выборы. Перед каждыми новыми президентскими выборами ЦИК корректирует закон о выборах, чтобы предполагаемая явка их не сорвала. Раз "народ" не желает делать свой осознанный выбор, его делают за него. Армия голосует по приказу, партийные структуры - предсказуемо, структуры, зависимые от нынешней власти - вынужденно. Что остается? То, что в вопросе обозначили как "народ": депрессивный рабочий класс, вечно занятые представители искусственно созданного среднего класса и зажравшаяся буржуазия, которой фиолетово, кто будет у власти.

Соглашусь, на президентских выборах народу вообще вариантов не дают - на фоне Зюганова, Миронова и Жириновского Путин - единственный нормальный кандидат. А почему народ не бунтует? Почему не устраивают майдана как на Украине или не штурмуют Белый Дом как в 1991? Да потому что среди оппозиции нет того, кого смогут в случае такого кипеша затолкать на броневик, как это было с Ельциным.

Народ разобщен и унижен в своей нищете. В 1986, 1991, 1993, 1998 году нам (народу) уже показали место, а на примере всяких "березовских" и "ходорковских" показали, что неприкасаемых нет. Запуганная аморфная серая масса, не способная на слаженные действия, в которой каждый сам за себя, и которая заботится только о том, чтобы сухарики у их детей были с новыми вкусами - да, такой народ заслуживает, чтобы у власти были такие как Ельцин, Путин и Медведев, чтобы ЦИК на всю страну оглашал результаты выборов с суммой голосов в 147%, чтобы пенсионный возраст рост, а пенсионный фонд за три года трижды реформировали, в результате чего "молодое" поколение оставалось у разбитого корыта (мы/они - смотря кто меня куда отнесет - еще не умеем считать свою пенсию и не задумываемся о ней - ведь до нее еще так далеко). Такой народ заслуживает Набиуллину, которая открыто пропагандирует деградацию рубля, Новака, который не способен регулировать НДК и заставлять их подчиняться хотя бы элементарным нормам права (не говоря уже о совести), до недавнего времени министра обороны Сердюкова, попилившего со своей любовницей несколько миллиардов, и вышедшего сухим из воды (отставка? не беда - пойду работать в "Вертолеты России")

Ну и в заключении...делать что-то. Пока что дальше разговоров вряд ли у кого дело доходит. Все (и я в том числе) ограничиваются посиделками на кухне и причитаниями "опять 1000р до зарплаты осталась - как жить-то". Чтобы что-то начать делать, надо иметь в поле зрения лидера, за которым может пойти 50%+1 россиянин. Правда, так думают все 150 миллионов, и никто не хочет быть ни тем, кто поведет народ, ни тем +1, кто примет окончательное решение. Есть и еще один аспект: даже если два таких человека появятся, не факт, что они не разделят участь Немцова или не станут клоунами вроде нашего питерского Милонова.

Не заслуживает. Власть в современной России обладает колоссальными возможностями централизовано влиять на умы людей, и именно перед нынешним руководством стоял выбор - разобщать население и разлагать его разум, либо изменять ситуацию к лучшему, способствуя просвещению и культурному обогащению. В условиях, когда к последнему не создается никаких предпосылок, а зачастую, даже напротив, они пресекаются, никакой народ не способен избежать деградации. Таким образом, главным врагом нашей страны стали не какие-нибудь западные страны и "пятая колонна", а та ОПГ, которая фактически узурпировала власть в стране, безнаказанно подвергает растратам принадлежащие каждому из нас ресурсы и продолжает ужесточать нарушающие Конституцию меры защиты от потенциальных волнений.

Фраза абсолютно правильная, но суть не в "заслуживает/ не заслуживает", а в том, что все в стране происходит согласно "нормам" общества.
Норма общества - это это реакция общества на события, по совокупностьи опыта всех его слоев - условного нижнего, среднего, высшего (по доходам и уровню жизни).
Опыт - это то, что член общества испытал за всю свою жизнь до текущего момента.
На основании этого он делает выводы и выносит суждения относительно событий, а также выбирает, как действовать.

Высший слой не рассматриваем - их доходы позволяют им не зависеть от действий любого правительства, чуть что - новый дворец в новой стране.

О грустном:
1. У нас нет широкого "среднего слоя". В моем понятии это люди, которые полностью покрыли базовые потребности, решили вопрос с жильём без ущерба для остальной жизни, имеют машину, а то и две на семью, и путешествуют минимум 4 раза в год в различные страны.
Именно этот слой является движком общества, так как люди умеющие зарабатывать, повидавшие мир, являются людьми, от которых обратная связь про ситуацию в стране самая ценная.
По статистике, загранпаспорта у 23% россиян, включая детей.
Думаю, что добрая половина обладателей паспортов не ездила дальше Египта или Турции с оллинклюзивом.

2. Страна, 15% населения (в лучшем случае) видели, как можно обустроить жизнь в стране, на примере европейских стран (например), просто может не обращать внимание на мнение этих людей - даже по итогам самого честного голосования - это меньшинство. В Европе, безусловно есть проблемы, но нам до этих проблем еще нужно дорасти.
Одновременно уничтожать санкционные продукты и собирать на Первом канале средства на помощь старикам - это....

3. А что же остальные? Ведь на их мнении и формируются та самая норма.
И вот тут начинается самое грустное. По большей части, эти люди, доход которых позволяет перекрыть базовые потребности, частично решить вопросы с жильём. Машина и поездки - не у всех, недорогие и недалеко.
По большей части - это люди, которые либо сами, либо родители которых не смогли перестроиться после падения СССР.
Поэтому для них есть четкое разделение "в СССР - было хорошо, в России - плохо".
Думать о том, как это может быть, что налоги в СССР не платили, а всё было бесплатно, они не хотят, поэтому в мозгу, как правило пульсирует надпись "В СССР всё было бесплатно, хотим обратно".
Хинт: Ситуация с налогами подсказывает, что людям просто выдавали на руки те деньги, которое правительство считало нужным, а разницу до их реальной стоимости труда, забирало себе. Вот такое вот "бесплатно".
Они помнят, что СССР было большое, их все боялись. И хотят возврата к тем ощущениям.
И сейчас им стараются дать часть тех самых ощущений. Естественно, данная часть населения поддерживает такие изменения и правительство, которое работает в таком векторе.

«КАЖДЫЙ НАРОД ЗАСЛУЖИВАЕТ СВОЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА».

Сколько раз приходилось нам в эмиграции выслушивать эту глупую, легкомысленную и черствую поговорку от иностранцев! Обычно люди произносят ее с важностью и пренебрежением, тоном исторического откровения. «Ведь вот, у нас, на Западе, замечательные народы, и у них вследствие этого культурные и гуманные

правительства. А у вас, в России, всегда было такое правительство, которого ваш ничтожный народ заслуживал; вот и теперь: то же самое, только навыворот»…

И, к сожалению, такое трактование России, ее величавой истории и ее современной трагедии - не ограничивается салонной болтовней. Существует еще (и ныне продолжает пополняться) целая литература, которая вдалбливает людям такое понимание России. Есть в Европе и особая издательская традиция: переводить из русской литературы все то, что русское перо создало в порядке самообличения и самобичевания , и замалчивать, не переводить того, что обнаруживает истинный Лик России. Один опытный русский литератор рассказывал нам даже, что когда европейцы перевели ради таких целей «Деревню» Бунина и просили его написать об этой книге, то две влиятельные европейские газеты вернули ему его статью, потому что в ней не было сказано «вот именно из этакой гнусности и состоит вся Россия», а было в ней указано на то, что Бунин вообще понимает в человеке только одну жизнь темного и развратного инстинкта и рисует ее сходными чертами у всех народов .

Ныне европейцы, повинуясь все тем же закулисным директивам, повторяют ту же самую ошибку: они делают все возможное, чтобы не увидать настоящую Россию, чтобы связать ее, смешать ее и отожествить ее с большевиками и чтобы уверить себя, будто русский народ «заслуживает» того угнетающего, уничтожающего и вымаривающего его «правительства», которое его ныне терроризирует.

Примем на миг эту глупую и фальшивую поговорку и продумаем ее до конца.

Что же, спросим мы, голландцы в 1560-1584 гг. «заслуживали» правившей тогда диктатуры кардинала Гранвелы и графа Эгмонда, или они «заслуживали» правления гениального Вильгельма Молчаливого или «инквизиционного» террора герцога Альбы? Стоит ли ставить такие нелепые и мертвые вопросы?

Что же, англичане в 17 веке, с 1625 до 1643 года, «заслуживали» католических казней от Карла Первого, Стюарта, потом до 1649 они «заслуживали» гражданской войны, с 1649 до 1660 они «заслуживали» протестантского террора от Кромвеля, а с 1660 года они «заслуживали» опять католического террора от Карла Второго, Стюарта? Какой же глупец согласится выслушивать такое трактование истории?

Что же «заслуживали» французы в эпоху своей долгой революции, с 1789 года до 1815 года, - королевской власти Людовика XVI, или болтливой Конституции, или свирепого Конвента, или гнусной Директории, или воинственного деспотизма Наполеона, или реставрации Бурбонов?

А немцы, за последние 30 лет, «заслуживали» сначала прусского правления Вильгельма II, потом - социал-демократической республики (1918-1933), потом - Гитлера, а теперь на востоке Германии - советской власти, а на западе - оккупационной полуанархии? Нельзя ли придумать какие-нибудь менее поверхностные и не столь нелепые историко-политические мерила?

Что же сказать нам о ныне порабощенных коммунистами малых европейских государствах? Скажем ли мы, что наши братья сербы

«заслужили» правительство Иосифа Броза и Моисея Пияде? Или, скажем, что чехи и венгры «заслуживают» своих мучителей, румыны «заслужили» свою Анну Рабинзон, а болгары своего убитого Димитрова?

Или мы не произнесем этих бессовестных глупостей?

Да, народ отвечает за свое правительство, если он сам находится «в здравом уме и твердой памяти» и если он его свободно избрал . И несомненно, что поскольку народ органически связан со своим правительством - не в порядке завоевания, вторжения, оккупации, бессовестного политического обмана , антинационального подавления, интернационального засилья и революционного террора, а в порядке мирного, долгого, национального развития, постольку между правосознанием народа и правосознанием правительства возникает органическое взаимодействие и подобие. Вече, свободно избравшее Князя или посадника, - отвечало за них. Но у кого же повернется язык сказать, что русский народ отвечал за Бирона, протершегося к власти в порядке низкого угодничества и антинационального подавления? Несомненно, что русский народ должен был бы отвечать за свое постыдное «Учредительное собрание» 1917 года, - если бы… если бы он находился тогда «в здравом уме и твердой памяти»; но можно быть совершенно уверенным, что в здравом состоянии он не выбрал бы такой «конституанты». Исторический факт несомненен: тогда народ был выбит из колеи начальными неудачами великой войны, он был развязан угашением монархической присяги и обезумлен - как революционным правлением февралистов, так и большевистской агитацией.

Но как же мог русский народ «заслужить» того, чтобы его покорили интернациональным обманом и засилием, невиданной в истории тоталитарной системы сыска и террора, революционным завоеванием, вторжением и подавлением? Какие зверские наклонности, какую злодейскую душу, какие, адские пороки он должен был бы иметь для того, чтобы «заслужить» все это? Кем должен быть этот народ, чтобы «заслуживать» такое обхождение, такое унижение, такое управление? Мы поймем эти слова в устах германского нациста, объявившего нас «унтерменшами » и заморившего миллионы наших братьев в плену и на работе, но мы никогда не поймем и не простим подобные слова в устах человека с русской фамилией и с русским пером.

Но именно такова мысль г. Федотова, высказанная им в статье «Народ и власть» («Новый Журнал», кн. 21). Мы уже давно привыкли к тому, что писания этого «профессора» безответственны, двусмысленны и соблазнительны. Он ненавидит «дореволюционную Россию» слепой ненавистью и всегда готов очернить ее вопиющей неправдой. А между тем Россия - вся, какая она была, от века до Государственной Думы, от Нестора до Пушкина, Достоевского и Лескова, от Сергия Преподобного до Веньямина Петроградского и Иоанна Латвийского - была и есть внереволюционная и дореволюционная Россия. И вот суждениям г. Федотова - место не в эмигрантской прессе, а в «Правде» и в «Известиях». Ибо если он иногда и произ-

носит истину, то по методу советской прессы - только для того, чтобы окутать и исказить ее покровом неправды и соблазна.

Русскому человеку, знающему советский строй, непростительно говорить, что русский народ отвечает за свое коммунистическое правительство, а именно: «или за то, что его одобряет, или за то, что его терпит». Пусть г. Федотов поедет туда и там научит русский народ, какие есть способы для того, чтобы «не потерпеть» советское правительство. Но он отлично знает, что таких способов нет, и предпочитает безответственно клеймить тех, которые там поднимали восстание за восстанием, продолжая традицию Белой Армии.

Русскому человеку, претендующему на звание «историка», - непростительно говорить, что «русская этика эгалитарна, коллективистична и тоталитарна»; это невежественный вздор - она всегда была христиански сердечна, сердечно-справедлива и свободолюбива до анархии.

Русскому человеку, считающему себя образованным, непростительно говорить, будто русская «монархия давно прекратила свою просветительную миссию, завещанную Петром», будто русская «бюрократия сделала политику делом личной корысти», будто православная «Церковь выбросила социальную этику из своего обихода и умела только защищать власть и богатство». Все это неправда , все это соблазн, все это разложение эмиграции с тыла и пропаганда против России , столь полезная нашим иноземным врагам и коммунистам. И всю эту неправду (и многую другую!) совсем не надо было нагромождать для того, чтобы под конец сказать, что русский народ нуждается в покаянии . Да, конечно, нуждается, не только в покаянии, а в долгом нравственном очищении. Но прежде всех в нем нуждается г. Федотов и ему подобные поносители исторической России.

«Каждый народ заслуживает своего правительства»… Нет, наоборот: каждый народ заслуживает - и морально, и политически лучшего правительства, чем то, которое он имеет, ибо именно лучшее правительство сделает и его самого лучшим. Каждое правительство призвано действовать, руководясь инстинктом самосохранения, присущим его народу; каждое призвано видеть далее своего народа, быть мудрее его и подсказывать ему верные пути жизни.

Пора понять это и не повторять политическую пошлость, подслушанную за границей от врагов и презрителей русского народа.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

Каждый народ имеет то правительство,
которое он заслуживает

Почти расхожая фраза. Откуда она? Старшее поколение помнит что-то подобное. Во времена советские многие изучали марксистско-ленинскую теорию и в марксовых работах встречали сентенцию, которая звучала приблизительно так: «Все действительное разумно, все разумное действительно». Кажется, и сам К.Маркс взял это из гегелевской диалектики. А диалектика, как говорится, дело довольно-таки обтекаемое… Не зря в советское время ходило много анекдотов про диалектику.
Г.Гегель, считая, что общественное развитие обусловлено закономерностями, полагает, что если нечто действительное существует, то оно закономерно, а поэтому и разумно. И, наоборот, все разумное… действительно.

Что же касается фразы «каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает», она более предметна и менее абстрактна. Оригинальная фраза берется из письма (от 27 августа 1811 г.) посланника Сардинского королевства при русском дворе графа Жозефа де Местра (1753-1821). В этом письме граф писал своему правительству о новых законах, установленных императором Александром I. Возможно, что сардинский посланник перефразировал известную фразу философа и просветителя Шарля Луи Монтескье из его сочинения "Дух законов": "Каждый народ достоин своей участи".

И ведь действительно так. Те народы, которые проявляют б;льшую активность и выступают в защиту своих прав, имеют легитимные правительства, четко выстроенное гражданское общество, способное контролировать власть, избранную самим народом. В таких обществах существует обратная связь между суверенным народом и избранной им властью. У таких народов, как правило, довольно-таки развитый, обширный и процветающий средний класс, который «гасит» эгоизм богатых и экстремизм и крайности очень бедных людей. Эти народы заслуживают того, чтобы иметь демократические правительства. Такова их участь.

Участь других народов, которые не осознают четко своих целей, и живут в пассивном режиме, не проявляя социальной активности, их участь - жить либо под игом авторитарных властвующих верхушек, тираний, сатрапий, распределяющих национальный «пирог» между своими приближенными, кланами, родственниками, олигархическими группами, либо жить в условиях анархических, незрелых форм демократии без «ветрил и кормила», где отдельные группы политиков постоянно борются между собой за передел «пирога», позабыв о народе. Такие народы живут в бесправии и бедности и получается, что из-за своей пассивности заслуживают таких правительств и такой участи.

И тогда получается, что четверостишие великого Александра Пушкина, «нашего всё» верно:

"Паситесь мирные народы,
вас не разбудит Чести клич!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь;
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич!"

Это верно, потому что другой великий человек сказал:

«Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто не страшась, идёт за них на бой».



Похожие публикации