Известный российский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович: биография, деятельность и интересные факты. Лазарев михаил петрович и его путешествия

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843 г.).

Родился 14 ноября 1788 г. во Владимире в дворянской семье. С детских лет мечтал стать моряком, поэтому отец определил его в Морской кадетский корпус в Петербурге.

В 1803 г. 30 лучших выпускников - гардемаринов - были отправлены в заграничное плавание; в их число попал и Лазарев.

В 1808-1813 гг. он служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808-1809 гг. и Отечественной войне 1812 г.

В 1813 г. Лазарев, которому к этому времени исполнилось только 25 лет, был назначен командиром корабля «Суворов» и вышел из Кронштадта в кругосветное плавание к побережью Аляски. Вскоре после возвращения его назначили командиром на шлюп «Мирный» и помощником начальника кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена. Корабли «Мирный» и «Восток» отправились в Южный океан. Мореходы должны были исследовать остров Южная Георгия, повернуть к Сандвичевой земле и спуститься к югу. Плавание проходило в тяжёлых полярных условиях, корабли находились в походе 751 день, из них 527 дней под парусами, и прошли свыше 50 тыс. миль. 16 января 1820 г., открыв по пути множество островов, шлюпы «Мирный» и «Восток» подошли к Антарктиде. Русские моряки обнаружили новую часть света и таким образом опровергли мнение английского путешественника Дж. Кука, который утверждал, что в южных широтах нет никакого материка.

За Россией был закреплён приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

В 1822 г. Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил третье кругосветное плавание. Вахтенным офицером при нём состоял его любимый ученик П. С. Нахимов.

20 октября 1827 г. Лазарев участвовал в Наваринском сражении (в нём корабли российско-англо-французского флота разгромили в Наваринской бухте, у берегов Южной Греции, турецко-египетский флот). Линейный корабль «Азов», которым командовал Лазарев, был удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага, а командир произведён в контрадмиралы и награждён орденом.

В 1833 г. Лазарева назначили главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева.

Лазарев Михаил Петрович – российский мореплаватель, участник экспедиции к берегам Антарктиды. Родился в 1788 году, с детства Михаил мечтал покорять моря. Лишившись родителей, в 1800 году он попадает в морское училище. Которое окончил на отлично. После, в 1803 году отправляется в Англию в качестве волонтера. Там, на протяжении 5 лет, Лазарев учится морскому делу и самостоятельно изучает историю. В 1808 году попал на русско-шведскую войну. Где отметился храбростью и был представлен государственным наградам.

После, Лазарев участвовал в еще массе научных и военных экспедициях. Благодаря этим путешествиям, на картах мореплавателей были уточнены местонахождения Бразилии, Северной Америки, а в Российской империи появилось несколько видов экзотических животных.

В 1819 году Лазарева Михаила Петровича назначили сопровождающим Ф.Ф.Беллинсгаузена в экспедиции, целью которой было открыть новые континенты. И спустя год ними был открыт новый континент – Антарктида. Само же путешествие заняло больше 2 лет, и было самым сложным в карьере Лазарева Михаила Петровича.

По прибытию в Россию был назначен губернатором Севастополя и Николаева. В Севастополе вел активную деятельность по реконструкции города и открытию морской библиотеки.

Болезнь мучила мореплавателя долгое время, но, не смотря на это, он не покидал работу.

Умер всемирно известный мореплаватель в Вене, куда поехал со всей своей семьей, с целью найти лекарство от рака желудка. Захоронен он в городе Севастополе. На его честь воздвигли памятник, который, к сожалению, не сохранился к нашим дням.

Но множество улиц по всей современной России носят имя Лазарева Михаила Петровича. А в Севастополе, неподалеку от захоронения, расположены морские казармы имени Лазарева.

Так же именем Лазарева именовались морские судна, самых различных предназначений.

Биография Михаила Лазарева о главном

Известный русский мореходец Лазарев М.П. появился в не бедной дворянской семье в 1788 году и всегда мечтал быть моряком. Учился Михаил в Морском кадетском корпусе и вместе с ними постигали знания его два брата, а в 15 лет его командировали на английский флот. Михаил был средним среди братьев.

В 1803 году он стал третьим из лучших, при сдаче экзамена на звание гардемарина и за эту заслугу был удостоен заграничного плавания.

Мичман был первым офицерским чином Лазарева М.П. и был присвоен в 1805 году.

Мореходец проходил службу на Балтийском флоте, участвовал в Русско-шведской войне.

В молодом двадцатипятилетнем возрасте Михаил Лазарев уже стал командиром корабля «Суворов» и отправился в кругосветное путешествие, а когда он вернулся, то его назначили командиром на шлюп Мирный, и он направился в Южный океан, где было необходимо изучить остров Южная Георгия, после чего повернуть к Сандвичевой земле и потом спуститься к югу. Эта экспедиция длилась 751 день в тяжелейшей обстановке, но наградой стали открытые многочисленные острова и бухты. Руководство данной экспедицией осуществлял именно Лазарев. За участие в данной экспедиции мореплавателя произвели в чин капитана второго ранга.

Любимым учеником был Нахимов П.С., которого он взял с собой в третье кругосветное плавание. В этом плавании Михаил командовал фрегатом «Крейсер».

За заслуги в Наваринском сражении Лазарева произвели в контр-адмиралы, а корабль «Азов» был удостоен награды кормового Георгиевского флага.

Спустя пару лет Лазарев Михаил Петрович назначен командиром Черноморского флота и возведен в чин адмирал. Он не только осуществлял командование флотом, но и участвовал практически во всех дипломатических переговорах. Так, к примеру, немаловажную роль Михаил сыграл при подписании Ункер-Искелесийського договора.

Женой Михаила Лазарева была Екатерина Тимофеевна Фан-дер-Флит с которой они заключили брак в 1835 году и у них было пятеро детей, три девочки и два мальчика.

Находясь в городе Вена в 1851 году здоровье русского мореходца ухудшилось и в этом же году он умер от рака желудка. Похоронили Лазарева М.П. в городе Севастополь.

За величайшие отличия перед Родиной в честь известного мореплавателя поименованы не только улицы, но и площади, и острова. К примеру, Севастопольская библиотека носит имя знаменитого мореплавателя. В городе Новоросийске открыт памятник М.П.Лазареву. В городе Сочи на одной из железнодорожных станций установлен бюст Лазареву М.П. Авиакомпания «Аэрофлот» в честь мореплавателя дала название своему самолету.

Интересные факты и даты из жизни

Что открыл мореплаватель Лазарев Михаил Петрович? Он подарил миру Антарктиду. Михаил Петрович был командиром знаменитого Черноморского флота и просто смельчаком. Он настолько уважаемый флотоводец, что советская власть создала почтовые марки в его честь. Путешественник по натуре, совершивший кругосветное путешествие на фрегате «Суворов».

Рождение великого флотоводца и мореплавателя

Родился мореплаватель Лазарев, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, в городе Владимире. Отец, Лазарев Петр Гаврилович, являлся сенатором, был из дворян. Точная дата рождения неизвестна, указываются разные дни между 3 и 14 ноября 1788 года.

Семья Лазаревых

Гаврилович, подарил русскому флотоводству чудесных моряков. Старший сын - вице-адмирал Андрей Петрович Лазарев, младший - контр-адмирал Лазарев. В 1800 году умирает отец, предварительно распорядившись о сдаче сыновей в морской кадетский корпус.

Первая служба

В том же году братьев приняли в корпус и присвоили звание рядовых. В морском кадетском корпусе они получили свое первое образование. Высшее руководство заинтересовал один из братьев - Михаил. Он проявлял интерес ко всему, что было связано с морским делом, вникал в суть процесса и подавал надежды.

Через три года 3 июня Михаила Лазарева произвели в гардемарины, что было чуть выше рядового, но ниже офицера. Он набирал флотоводческий опыт на корабле «Ярославль». После чего был отправлен в качестве добровольца на службу в английский флот.

Служба мореплавателя Лазарева на английском флоте. Первое повышение

В гардемаринах Михаил задерживаться не собирался. В 1806 году 8 января английское морское командование повысило его до мичмана. Плавание на иностранном судне предоставило Лазареву путь в большое море. Он побывал в Северном и Средиземном морях, плавал в Тихом океане. Благодаря этому, получил бесценный опыт и знания.

Возвращение на родину. Служба на Балтийском флоте

На службе на Балтийском флоте русский мореплаватель М.П. Лазарев находился с 1808 по 18013 год. Служба для Михаила была не обыденной, а наполненной событиями. В 1808 году началась русско-шведская война, где он принимал участие в качестве офицера на корабле. В 1812 году отстаивал Балтийское море в Отечественной войне.

Фрегат «Суворов» и кругосветное путешествие

Биография мореплавателя Лазарева содержит сведения, что после долго морского пути, богатого флотоводского опыта, двух войн и карьерного подъема ему достается фрегат «Суворов», которому предстоит кругосветное плавание.

Фрегат «Суворов» был построен на деньги Американско-Российской компании, которую создали промышленники из России. Для компании было важно организовать перманентные поставки из русской Аляски в Петербург. Для поиска подходящего морского пути и был создан «Суворов».

Все подготовительные мероприятия закончили в октябре 1813 года, и корабль отправился в путешествие. Плаванье началось с вязкого тумана и порывистых ветров, от которых корабль укрывался в гавани Карлскруна (Швеция). На пути встречались военные корабли Франции и Дании, агрессивно настроенные против русских кораблей. Но Лазарев умело избежал столкновения с ними и без повреждений проплыл до Ла-Манша.

В Сиднее «Суворова» встретили залпом артиллерийских орудий. Конечно, стреляли не в судно. Таким нестандартным образом английская колония Новый Южный Уэльс встретила русский корабль, поздравляя с совместной победой над французами и их союзниками.

Отплыв от берегов Австралии, «Суворов» направился к востоку Тихого океана. Приближаясь к экватору, 28 сентября команда увидела вдали точку, которая планомерно приобретала очертания суши. Посмотрев на карту, русский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович не заметил никаких островов. Когда подплыли ближе, с «Суворова» выплыла шлюпка, которая исследовала затерянный остров. При обследовании выяснилось, что островов несколько и все они коралловые. Большая часть их поверхности была покрыта кустарниками и деревьями. открытая Лазаревым, была названа в честь русского полководца Суворова.

Фрегат пересек экватор 10 октября и направился на север. В ноябре «Суворов» подплыл к Русской Америке в Здесь его встретил представитель управления Американо-Российской компании Баронов А.А, который поблагодарил Лазарева за доставленный в целости и сохранности груз.

Путь «Суворова» и команды на родину

После зимовки в порту Ново-Архгельска фрегат нагрузили различным скарбом и продовольствием. По окончании снабжения и проверки целостности корабля, «Суворов» взял курс на острова Аулетской группы. Прибыв на остров Уналашка, команда выгрузила вверенный груз и загрузила в бортовое хранилище пушнину.

Предоставленный товар надо было доставить в Кронштадт, где выгрузиться. Однако перед этим «Суворов» должен был вернуться в Ново-Архагельск.

Возвращение домой

В июле «Суворов» отплыл от берегов Аляски. Путь его лежал в Кронштадт. Для урегулирования некоторых вопросов, связанных с Русско-Американской компанией, Лазарев остановился в порту Кальян. В перуанском порту Лазарев Михаил Петрович остановился на три месяца.

После отплытия погода команду корабля не радовала, в проливе Дрейка начался шторм, в котором они проплывали. Корабль получил повреждения и вынужден был остановиться на острове Фернанду-ди-Норонья. После ремонта «Суворов» отплыл с острова и отправился в Кронштадт.

Первая Антарктическая экспедиция русских

Капитан второго ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 году служили вместе на кораблях «Мирный» и «Восток». Экспедицию двух мореплавателей снарядили для изучения Южного Ледовитого океана.

Из Кронштадта корабли вместе с капитанами вышли 15 июля 1819 года. Ледяное северное море приносило беды команде, кораблям старого образца было тяжело передвигаться среди исполинских ледяных глыб и мощных штормов.

Корабль «Мирный» был построен русскими инженерами. От «Востока» он отличался большей прочностью. Как ни старался Лазарев улучшить характеристики британского «Востока», до уровня «Мирного» он их довести не смог.

Русские корабли «Восток» и «Мирный» были первопроходцами. Они настолько близко подошли к Южному полюсу, что долгое время их успех не могли повторить другие корабельные команды.

К Антарктиде «Восток» и «Мирный» подошли 28 января 1820 года. Официально этот день признан днем открытия русскими Антарктиды. Таким образом, Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев вместе со своими матросами опровергли утверждение Джеймса Кука. Он говорил, что нет никакого материка в южных широтах, а если и есть, то добраться туда невозможно.

Возвращение экспедиции

Поход «Востока» и «Мирного» за новой частью света увенчался успехом. Имена капитанов на веки запечатлены в истории русского мореплавания. Мировое сообщество признало открытие Россией Антарктики.

В Кронштадт мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев вернулись 5 августа 1821 года. Михаила Петровича за участие в экспедиции возвели в чин капитана второго ранга. Помимо этого, оставили ему пенсию, как дополнительную награду.

Интересный факт: Лазарев был повышен через одно звание, по карьерной лестнице он прошел, минуя чин капитан-лейтенанта.

Фрегат «Крейсер» и новый командир

Многоопытный командир Михаил Петрович Лазарев получил командование над фрегатом «Крейсер» в 1822 году 29 августа. Мореплаватель отправился в кругосветное путешествие в третий раз. На этот раз его путь лежал в Северную Америку. Командование поставило ему задачу: охранять воды от нечестивых контрабандистов. Боевую задачу он выполнял вместе со своим старшим братом Андреем.

Нарастало напряжение в северной части Русской Америки. Из подполья вышли банды контрабандистов американского и английского происхождения. В порту Ново-Архангельска стоял единственный военный корабль, который не мог обеспечить должную защиту территориальных вод. Для охраны вод были направлены два корабля: фрегат «Крейсер» под руководством Михаила и шлюп «Ладога» под командованием Андрея.

Не везло Лазареву Михаилу Петровичу на погоду. Как только он покинул кронштадтский рейд, начался мощнейший шторм, который стал причиной остановки фрегата в Портсмуте. Погодные условия в дальнейшем стали причиной еще некоторых остановок.

По причине штормов два корабля разошлись. «Крейсер» и «Ладога» нашли друг друга у берегов Таити. Дальше их пути разошлись. «Ладога» помчалась к Камчатке, а «Крейсер» поплыл в Сибирь, где нес военную службу.

Охрана территориальных вод Русской Америки

«Крейсер» чуть меньше года проводил рейды у берегов Русской Америки. Успешно справлялся с контрабандистами. Пост сдал в 1824 году шлюпу «Предприятие», которым командовал капитан-лейтенант О. Е. Коцеба.

И вновь непогода. Стоило выйти «Крейсеру» в море, как начался ураган. Несмотря на это, корабль дошел до Сан-Франциско, выдержав шторм. Уже в 1825 году 6 августа «Крейсер» прибыл в Кронштадт.

Как обычно, Лазарева наградили и повысили до Михаил Петрович не забывал про отважную команду, с которой провел два года в море и прошел через несколько штормов. Лично просил о наградах для всей команды, даже для рядовых матросов.

Первые признаки болезни

Многие выдающиеся люди подвержены болезням и ранней смерти. Участь не обошла и Михаила Петровича Лазарева. На самочувствие он пожаловался в 1843 году. Первые симптомы проявились, однако он не придал им большого значения. Настолько любил собственную работу, что не хотел покидать свой пост из-за какой-то болезни.

В начале 1851 года заболевание обострилось и дало о себе знать. Участь больного раком желудка обрекала Михаила Петровича на быструю смерть. Свой недуг довел до такой степени, что не смог нормально питаться.

Смерть

Из-за болезни Михаил Петрович Лазарев передал управлением флотом в руки Владимира Алексеевича Корнилова. Сам он направился в Вену, где планировал провести последний год жизни. Никому из своих близких не показывал свои страдания, потому что человеком был мужественным. Умер великий русский мореплаватель Михаил Петрович Лазарев в Вене 23 апреля 1851 года.

Место захоронения

Похоронили великого русского флотоводца Михаила Петровича в общей усыпальнице вместе со своими учениками П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым и В. И. Истоминым. Их прах хранится во Владимирском соборе, который посещал В. В. Путин, дабы отдать честь памяти флотоводцев.

В память о Лазареве

В честь Михаила Петровича учредили специальную серебряную медаль. Ей награждали выдающихся специалистов в морском деле.

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) - Крупнейший деятель Военно-Морского флота России первой половины XIX века, ученый-мореплаватель,знаменитый русский флотоводец. В 1819-1821 гг. совершил кругосветное путешествие, во время которого был открыт шестой материк света - Антарктида. В 1832 году стал начальником штаба Черноморского флота Российской Империи. За вклад в развитие русского флота был произведен в адмиралы и награжден высшими государственными наградами.

Имя Михаила Петровича Лазарева тесно связано с Севастополем и Черноморским флотом. Но настоящая известность пришла к нему до того, какой встал во главе Черноморского флота, — во времена его знаменитых кругосветок и исследований Антарктиды (и не только ее).

Кроме того, Лазарев разработал собственную — причем, весьма эффективную — систему подготовки морских офицеров, через которую прошли и , и , и ...

Биография адмирала вполне типична для эпохи. Отец М. П. Лазарева — сенатор и глава Владимирского наместничества — определил Михаила на учебу, вместе с двумя другими сыновьями, в Морской кадетский корпус. Позже в числе лучших выпускников молодой человек отправился в Англию. Там он волонтером служил на британских кораблях, пять лет бороздил Атлантический океан и Средиземное море, перенимая опыт иностранных военных моряков.

Вернувшись в Россию, Лазарев почти сразу получил возможность применить полученные за рубежом знания на практике: он участвовал и в войне со шведами (1808—1809 годы) и в Отечественной войне 1812 года. В октябре 1813 года Михаил Петрович отправился на шлюпе «Суворов» в кругосветное путешествие — в рамках программы , занимавшейся, в частности, освоением Русской Америки. Во время той экспедиции Лазарев открыл, помимо всего прочего, коралловый атолл, названный им в честь своего шлюпа.

А потом были полярная экспедиция и еще одно плавание к берегам Русской Америки — с целью пресечения деятельности американских и английских контрабандистов в наших территориальных водах. Лазарев быстро навел порядок. Когда он узнал о готовящемся ему поощрении, то настоял на том, что награды должны получить все участники того похода — от офицеров до матросов. Вообще, Михаил Петрович много внимания уделял обучению «в деле» личного состава, понимая, что многим - из его сослуживцев, получивших неплохое знание теории, не хватает практических навыков.

Возглавив Черноморский флот, Лазарев взялся за его преобразование — при нем на флоте появились новые корабли и более современная артиллерия. И здесь он выступал талантливым воспитателем, не уставая обучать моряков прямо в море. Например, чтобы улучшить взаимодействие между кораблями, он практиковал гонки на шлюпках. Использовал общественное мнение, поощряя обсуждение действий офицеров в севастопольском «свете». Сам город при Лазареве расцвел, а Графская пристань превратилась в форум, где проходил «процесс взаимодействия возрастов и понятий, от которого... не уклонялись даже самые авторитеты».

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) - русский адмирал, путешественник, участник трех кругосветных плаваний, губернатор Севастополя и Николаева.

Родился 3 ноября 1788 во Владимире в семье наместника, сенатора, тайного советника П.Г.Лазарева. Рано осиротев, был в 1800 определен в Морской кадетский корпус, который окончил с лестной оценкой: «Поведения благородного, в должности знающ; отправляет оную с неутомимым рачением и расторопностью». После экзаменов 1803 в звании гардемарина служил на крейсере; на нем ходил по Балтике. Отправившись волонтером в Англию, пять лет учился там морскому делу - ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях. Там же занимался самообразованием, изучая историю, этнографию.

В 1808 произведен в мичманы и направлен на русско-шведскую войну. Там за проявленную отвагу в 1811 произведен в морские лейтенанты. В 1812 служил на бриге «Феникс». За доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

В 1813 на корабле «Суворов» совершил первое кругосветное плавание: доставил грузы на Дальний Восток, попутно открыв необитаемые острова на Тихом океане (и дав им имя Суворова). Закупив в Перу партию хинина, приняв на борт диковинных для России животных, вернулся в 1816 в Кронштадт. В ходе этого плавания Лазаревым были уточнены координаты и сделаны зарисовки участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

В 1819 Лазарев вместе с Ф.Ф.Беллинсгаузеном определен «для поисков шестого континента». Назначенный командиром шлюпа «Мирный», он совершил в последующие три года свое второе кругосветное плавание, в ходе которого 16 января 1820 им (вместе с Беллинсгаузеном) была открыта шестая часть света - Антарктида - и ряд островов в Тихом океане. За эту экспедицию М.П.Лазарев был произведен через чин сразу в капитаны 2-го ранга, пожалован пенсией по чину лейтенанта и назначен командиром фрегата «Крейсер».

На «Крейсере» М.П.Лазарев совершил в 1822-1825 свое третье кругосветное путешествие - к берегам русских владений в Северной Америке. Во время него были проведены широкие научные исследования по метеорологии и этнографии. Успехи Лазарева в ратных делах и исследовательской работе были отмечены орденом Св. Владимира 3-й степени и пожалованием чина капитана 1-го ранга.

В 1826 в качестве командира корабля «Азов» флотоводец осуществил переход в Средиземное море, где участвовал в 1827 Наваринском морском сражении. В том бою «Азов» возглавлял русские линкоры, принявшие на себя главный удар турецко-египетского флота, наголову разбитого совместными усилиями русской, французской и английской эскадр. За эту победу мореход получил звание контр-адмирала, а возглавляемая им команда «Азов» впервые в истории русского флота была награждена Георгиевским флагом.

В 1828-1829 Лазарев как начальник штаба русской эскадры в Средиземном море принимал участие в блокаде Дарданелл.

В 1832 назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В апреле 1833 произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение военным губернатором Севастополя и Николаева. Под его руководством были начаты сооружение новых и реконструкция старых портовых городов (перестройка в центре Севастополя «Хребта беззакония» - беспорядочно построенных на центральном городском холме домишек-мазанок городской бедноты, заложение Графской пристани, Исторического бульвара). По инициативе губернатора в Севастополе была создана Морская библиотека, за комплектованием ее фондов он следил лично.

За 18 лет губернаторства на Черном море с его участием было построено более 30 линейных кораблей и пароходов, вошло в строй свыше 150 больших и малых военных судов.

Выступив с инициативой постоянных военных наблюдений, охраны, разведки, отдельных боевых действий с помощью кораблей Черноморского флота, курсировавших вдоль Кавказского побережья, Лазарев вызвался лично руководить эскадрой с десантными войсками генерала Н.Н.Раевского. Высадившись на побережье Кавказа в 1838, десант занял несколько прибрежных пунктов и возвел укрепления при речках Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Укрепление при р. Псезуапе было названо фортом Лазарева. Таким образом в 1838-1840 было укреплено Кавказское побережье, созданы условия для бесперебойного крейсирования кораблей флота и защиты южных границ России.

Неутомимый работник, настойчивый в достижении поставленной цели, беззаветно преданный морскому делу, Лазарев и у своих подчиненных воспитывал такие же качества. Особое внимание уделял развитию в личном составе здорового духа соревнования в работе, учениях и особенно в управлении судами. Считая, что лучшей школой для воспитания молодых офицеров является командование, Лазарев не жалел средств для увеличения числа малых судов. Они широко использовались им для крейсерской и блокадной службы у кавказских берегов.

В суровой обстановке этой службы выросла целая плеяда питомцев, блестящих офицеров и адмиралов, воспитанных на славных традициях русского военно-морского дела, заложенных в 18 в. Ф.Ф.Ушаковым - П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Г.И.Бутаков. За годы морской и статской службы Лазарев неоднократно награждался орденами Российской империи, имел и высшую степень отличия - орден Св. Андрея Первозванного, а также ордена других государств.

Внимательно следя за развитием флотов главных морских держав, особенно Англии, адмирал заботился об увеличении тоннажа и артиллерийского вооружения линейных кораблей, настаивал на перевооружении флота, предвидя неизбежный переход к паровому двигателю. Лазарев лично возил Николаю I проект сооружения в Николаеве нового адмиралтейства с пятью сухими доками, состоял с императором в личной переписке. «Несмотря на утомление, Вы продолжаете неослабно заниматься делами... - писал ему Николай I в письме, сопровождающем царский подарок в 2000 рублей серебром. - Вы не щадите себя. Как бы Вы не усугубили своей болезни...».

Император имел в виду неизлечимую к тому времени болезнь адмирала - рак желудка. В 1851 с женой, дочерью и лейб-медиком он отправился в Европу для консультаций в врачами и 11 апреля умер в Вене. Погребли его в Севастополе с огромными почестями. В день похорон собрали 7000 рублей серебром на памятник (сооруженный в 1867 по проекту скульптора Н.С.Пименова, он был поставлен на одной из площадей Севастополя, до настоящего времени не сохранился). Отстроенное и открытое уже после смерти адмирала, адмиралтейство в Николаеве получило имя Лазаревского. Рядом построены каменные трехэтажные казармы для флотских чинов на 6000 человек (также - Лазаревские). Они сохранились до настоящего времени, как и одноименный крымский поселок.

Имя Лазарева присваивалось русским кораблям: броненосному фрегату, крейсеру, ледоколу. В Севастополе одна из улиц Корабельной стороны носила имя флотоводца вплоть до июля 1993, когда его именем назвали площадь в центре города.



Похожие публикации