К левин биография. Теория поля: Курт Левин (1890–1947)

Курт Левин - немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского». Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов - уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.

Биографический очерк
Курт Цадек Левин родился в прусском городке Могильно в еврейской семье. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию, демобилизован после ранения. Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа (1848-1936). В августе 1933 года после прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Позднее Левин возглавил Исследовательский центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics) в Массачусетском технологическом институте. По предложению Эрика Триста из Тавистокского института человеческих отношений, участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations) (1947).

Теория поля
Теория поля (далее Т. п.), рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана Куртом Левиным в первой половине XX в. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения в Т. п. используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур.

Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей ("теория поля", "топологическая теория", "векторная теория" и др.). Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Т. п. – "поле", "напряжение", "жизненное пространство" и "психологическое окружение", или "психологическая среда".

Понятие "поля " определяется в Т. п. как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые". В качестве детерминант поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле "напряжено", когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.

Жизненное пространство – это психологическая реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Т. п. рассматривает поведение личности как функцию жизненного пространства, поэтому основной своей задачей считает выведение поведения личности из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент.

Психологическое окружение – это феноменальный мир личности; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность. Граница между жизненным пространством и внешним миром в Т. п. напоминает скорее проницаемую мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства – на внешний мир.

Cтруктура личности рассматривается в Т. п. как следствие дифференциации систем психологических напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации человека и математизации понятий. Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры в Т. п. символизирует два свойства человека: 1) дифференциацию – отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение "часть – целое" – включенность в большее пространство.

В Т. п. различается несколько свойств среды (близость-удаленность, твердость-слабость) и наиболее важное свойство – текучесть-ригидность. Текучая среда быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. Ригидная среда сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизненном пространстве. Для графического описания особенностей психологической среды в Т. п. введены вспомогательные понятия "регион " и "локомодация ". Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация. Локомодация в психологической среде не всегда означает, что человек должен совершить физическое движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.

Личность условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличностный регион. Внутриличностный регион подразделяется на группы периферических и центральных ячеек. Психологическая среда также разделяется на регионы. Жизненное пространство окружено внешней оболочкой, представляющей часть непсихологической, или объективной, среды. Выделяется новый вид "годологического пространства" (годология – наука о путях, или локомодациях). Свойства годологического пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами – линией, эти точки соединяющей. Все эти динамические представления концепции Левин называл векторной психологией .

Важнейшие динамические понятия векторной части Т. п. – "психическая энергия", "напряжение", "потребность", "равновесие", а также "валентность" и "сила", или "вектор", с помощью которых описываются специфические локомодации личности и способы структурирования среды.

Левин полагал, что личность – сложная энергетическая система, а тип энергии, осуществляющий психологическую работу, называется психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда человек пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно других частей в результате внешней стимуляции или внутренних изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности.

Напряжение – это состояние человека или состояние внутриличностного региона относительно остальных внутриличностных регионов. Напряжение обладает двумя свойствами: 1) стремится к соответствию с напряжением других систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.

Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. В теории личности Левина выделяются потребности, соотносимые с внутренним состоянием (например, голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфическому намерению. Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психологической среды.

Динамика психологической среды в Т. п. осуществляется четырьмя способами: 1) ценность региона может меняться количественно, например, от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному; 2) векторы могут изменяться по силе, направлению; 3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать; 4) могут меняться "вещественные" свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды являются результатом изменений в системах напряжения человека, результатом локомодации или когнитивных процессов.

Конечная цель активности личности в Т. п. – вернуть человеку состояние равновесия. Изменения в поведении личности определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.

Дифференциация – одно из ключевых понятий Т. п. и относится ко всем аспектам жизненного пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Например, для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутренней сфере, в измерении "реальность-нереальность" и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личности. Т. п. определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личности, и в психологическом окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархических и селективных отношений между напряженными системами.

Т. п. внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личности и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни человека и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.

Т. п. породила множество методических разработок, экспериментов и эмпирических исследований в области психологии личности XX в.: уровня притязаний (Левин, Т. Дембо, Фестингер, 1944), прерванной деятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психологического пресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941), конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968).

Влияние Т. п. представлено: в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая развивает и разрабатывает идеи уровня притязаний, в исследованиях открытого и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидных барьеров Т. п.; в теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957, 1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения; в теории социальной перцепции и межличностных отношений Ф. Хайдера (1958). Убедительность Т. п., жизненность исследований, эвристическая сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в современной психологии.

Теория поля немецкого психолога (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной.

В своей модели психологического объяснения поведения Курт Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам. Конструктами стати понятия общей динамики, такие, как напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями).

Еще более значительным для исследования поведения было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало знаменитое у равнение поведения, согласно которому поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е): B = f(P,E).

Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели:
- личности;
- окружения.

Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Несмотря на это сходство, структурные области в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется прежде всего динамическими компонентами обеих моделей.

Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т.е. скалярными величинами.

Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т.е. векторными величинами. В конечном счете обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом.

К основным понятиям теории поля относятся:
- Жизненное пространство. Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина . Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т.д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение - это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния не психических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.
- Регионы и границы. Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства - все, что может быть осознано человеком. Событие - результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.
- Локомоции. Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоции в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ «на входе», то поведение человека может описываться как навязчивое. Когда мы выводим событие, например локомоцию... из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам.
- Принцип связности (событие - всегда результат взаимодействия двух и более фактов).
- Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт - это актуально существующий в жизненном пространстве факт).
- Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем).

Временная перспектива. Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем - желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Эта точка зрения стимулировала исследования временной перспективы . В своей статье «Определение понятия „поле в данный момент"» Курт Левин определяет временную перспективу как феномен, «включающий психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях» (Левин К., 1980). Сам же термин «временная перспектива» был введен в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в и поведении человека.

Валентность. Еще один конструкт, используемый Куртом Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий - отрицательную. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность.

Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. «Сила, или «тенденция к передвижению», имеет концептуально иной характер, чем действительное передвижение, хотя передвижение - это один из признаков (операциональное определение) для констелляции сил...». Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.

Курт Левин (1890-1947) - основатель психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа жизненного пространства как отдельного человека, так и группы людей. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования его поведения в теории поля используются средства топологии как раздела математики, изучающий свойства и взаимное расположение геометрических фигур.

Благодаря исследованиям Левина и его коллег такие понятия, как потребность, стремление, когнитивная карта, намерение, мотив, цель, когнитивный диссонанс, атрибуция и ожидания заняли достойное место в психологии. Конструкты теории поля, которые используют в так называемых действующих исследованиях, способствуют осмыслению и решению самых проблем. Именно поэтому метод Левина в последнее время часто используют в образовании и других сферах социальной жизни.

Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина содержит всю множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент. В общем, все, что может вызвать поведение личности. Исходя из этого, поведение - это функция личности и ее жизненного пространства на данный момент времени. Левин признавал наличие влияния непсихических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализа ее жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Психологическое окружение - это феноменальный мир личности, психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность. Граница между жизненным пространством и внешним миром в теории поля напоминает скорее легкую мембрану, чем каменную стену. Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства - на внешний мир.

Регионы и границы. Психологическое пространство состоит из различных секторов, регионов, графически изображают разделенными границами. Границы обладают свойством проницательности. Факт жизненного пространства - все, что может осознать человек. Событие - результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов определяется количеством фактов, которые есть на данный момент в жизненном пространстве.

Локомодации. Связь между регионами осуществляется с помощью локомодации. Локомодации (действия) могут происходить и в реальном физическом пространстве, и в нереальном, воображаемом. Функция локомодации заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомодации в другом секторе. Например, мечты могут быть ирреальными локомодациямы, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые на данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве.

Временная перспектива. Курт Левин поднял вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, которые определяют границы "психологического поля в этот момент". Это поле содержит не только реальное отношение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем - желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной степени определяют поведение человека.

Валентность. Еще один конструкт, Курт Левин использует для анализа психических феноменов, это валентность. Под валентностью он понимает свойство объекта привлекать или отталкивать. То есть речь идет о ценностях региона для человека. Регион может привлекать и иметь положительную валентность, или отталкивать и иметь отрицательную валентность. Если человек голоден, то пища будет иметь для нее положительную валентность, а если сыт, то - нейтральную. Если же индивид съел слишком много, тогда пища вызывает у него отвращение и иметь отрицательную валентность.

На основании конструкта валентности Курт Левин интерпретирует феномен внутренне личностного конфликта. По его словам, конфликт психологически можно определить как противодействие примерно равных сил поля. Для движущих сил (то есть для сил, связанных с положительной и отрицательной валентностями) он выделяет три основных вида внутреннего конфликта:

1. Человек находится между двумя положительными валентностями. ей необходимо выбрать между двумя привлекательными объектами. Сомнения обусловлены тем, что после осуществления выбора, цель может выглядеть гораздо менее привлекательно, чем в ситуации конфликта.

2. Столкновение с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности ("и хочется, и страшно»). Поведение человека в этой ситуации имеет характер "челнока": приближение - удаление от объекта.

3. Конфликт между двумя отрицательными валентностями (например, между необходимостью выполнения неприятной работы и угрозой наказания). Энергетические затраты в таком случае значительно повышаются, даже если работа достаточно легкая.

Таким образом, согласно теории Левина, поведение человека в конфликте связана с валентностью объектов, расположенных в ее психологическом поле.

Немецкий психолог и социолог Левин Курт - пионер прикладной и организационной психологии. Его называют также основателем психологии социальной, поскольку этот человек одним из первых исследовал групповую динамику и организационное развитие.

Биография. Начало

Немецкий психолог Курт Левин родился 9 сентября 1890 года в городке Могильно, принадлежавшем в то время Германской империи, сейчас он находится на территории Польши. Мальчик появился на свет в семье, принадлежавшей к еврейской диаспоре. У отца семейства были собственные универсам и ферма. Родители будущего известного психолога и социолога исповедовали иудаизм и дали сыну имя Цадек. Но прожить с еврейским именем в тогдашней Пруссии, в городе, где процветал грубый антисемитизм, было проблематично. Поэтому ребенку дали еще одно имя, с которым он и стал известным на весь мир, прочно войдя в историю психологической науки - Курт. Так начиналась жизнь мальчика по имени Левин Курт, биография которого известна теперь во всем мире. Не дав сыну второго имени, родители лишили бы его этого шанса.

Из детства и юности Курт Левин вынес очень серьезный урок: судьба человека и его мировосприятие тесно связаны с группой, к которой он принадлежит, независимо от того, какие таланты и достоинства есть у него самого. Впоследствии этот вывод он сформулировал и развил в своих научных работах по психологии, которыми Курт Левин социальные конфликты пытался объяснить.

Учеба в университетах

В 1905 году еврейская семья, в которой, кроме Курта, были еще трое детей, переехала в Берлин. В 1909-м Левин Курт поступил во Фрайбургский университет, где изучал медицину, а после перевелся в Мюнхенский университет, в котором стал учиться биологии.

С 1910 года Левин продолжил обучение в Берлинском университете Фридриха-Вильгельма, чтобы получить степень доктора философии и психологии.

Период Первой мировой войны

Когда началась Первая мировая, молодой ученый вступил в ряды пехотной дивизии. Именно страсть к психологии помогла Курту Левину пережить тяжелый период окопного быта. Когда другие рисковали жизнью и терпели военные лишения, Курт кроме этого занимался на фронте еще и научной деятельностью: наблюдал за своими однополчанами, расспрашивал их, анализировал факты. Солдаты и не подозревали, что для ученого они не просто товарищи, а и материал для научного исследования.

Какие же выводы сделал Курт Левин? Психология, вернее наблюдения за психологией фронтовиков, натолкнули его на мысль, что солдатами на фронте окружающая обстановка воспринимается иначе, чем мирными людьми. Грязная канава, например, на войне воспринимается как хорошее укрытие, а поляна, которая в самый раз была бы для пикника, видится солдатами как опасная зона, ведь на такой открытой местности их легко может настигнуть пуля.

Главным выводом было то, что таким образом восприятие действительности изменилось не у одного или нескольких людей, а у довольно большой группы фронтовиков.

Курт Левин эту идею сформулировал так: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».

Известный ученый Эрик Трист так впечатлился этой теорией Левина, что впоследствии ее использовал во время Второй мировой войны в собственных исследованиях.

Возвращение из окопов к теоретической науке

Отвоевав на фронтах войны 4 года, ученый-фронтовик был ранен, после чего его демобилизовали. Левин вернулся к научной деятельности в Берлинском университете под руководством своего наставника Карла Штумпфа. Он сблизился с гештальтистами, которые поставили перед собой цель обогатить психологию современными достижениями других наук. В частности, неклассической физики.

Гештальтисты были увлечены идеями физика Бриджмена о промежуточных переменных. К ним добавились еще и выводы представителей философской школы неопозитивизма, которая единственно научным признавала язык физики и стремилась свести к нему языки всех других наук. Психологию гештальтисты рассматривали только как учение о психологических фактах.

Открытие возможности психологического эксперимента

Главным открытием Курта Левина в те годы был психологический эксперимент. Ранее считалось, что психология и эксперимент несовместимы, потому что такие тонкие субстанции, как душа, настроение, характер, эмоции, невозможно пощупать и рассмотреть. Вопреки этому суждению Левин сумел разработать метод, который напоминал современные шутки со скрытой камерой.

Испытуемого оставляли под каким-любо предлогом одного в комнате, в которой были помещены определенные предметы, и наблюдали за его действиями. Проанализировав поведение в этой ситуации большого количества людей, Левин пришел к выводу, что, не имея определенной цели, человек поддается влиянию внешних раздражителей. А самый важный вывод состоял в том, что выбитым из обычной колеи человеком легко управлять.

В 1921 году Левин стал преподавать психологию и философию в Берлинском университете. Он пользовался у студентов огромной популярностью.

В 1926 году Левин Курт стал профессором Берлинского университета.

В 1930-м ему предложили работу в Стэндфордском университете в качестве приглашенного профессора.

Начало американского периода

Должность профессора Берлинского университета Левин занимал до тех пор, пока к власти в 1933 году не пришли нацисты. Оказавшись у руля, партия Гитлера начала массовые репрессии евреев. И Курту Левину пришлось эмигрировать. В августе 1933-го он переехал в США.

В 1940 году ученый получил американское гражданство, занимался научной и преподавательской деятельностью в университетах Америки.

Курт Левин - отец современной социальной психологии

Левин был в США единственным специалистом по поведению групп. Когда началась Вторая мировая война, ученому было предложено найти способ, как убедить жителей Америки перейти на черный хлеб. И он с этим успешно справился. Левин после тщательного изучения ситуации пришел к выводу, что от прежних потребительских привычек легче отказываются люди, которых побуждали громко заявлять об этом на многолюдных митингах. Власти воспользовались предложенным методом - и черный хлеб стал популярным среди жителей страны.

Во время войны психолог был консультантом американского правительства.

В 1944 году Куртом Левином при Массачусетском технологическом институте был основан Центр изучения групповой динамики, которым он руководил до самой смерти. Построить исследовательский центр для изучения психологии групп было давней мечтой ученого. Цели он преследовал исключительно альтруистические. Задачу изменения общества в сторону гуманизации психолог намеревался решать, проводя групповые тренинги.

В 1946 году началась работа ученого над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии, которую Карл Роджерс (известный американский психолог) назвал впоследствии самым значительным изобретением века.

В начале 1947 года эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в городе Бетеле, что в штате Мэн.

Это были тренинговые лаборатории, профессор планировал переобучать в них лидеров государства. Но, к сожалению, дожить до осуществления этой мечты ученому было не суждено. В феврале 1947 года в возрасте 57 лет Курт Левин умер от сердечного приступа. Но многие его открытия актуальны и сегодня.

Модель изменений Курта Левина

Изменение любой группы людей, считал ученый, проходит через три стадии: «Размораживание», «Изменение» и «Новая заморозка». Под «Размораживанием» он подразумевал разрушение у членов группы имеющейся системы ценностей и ориентиров. То есть их предполагалось ставить в условия, когда они не знают, что предпринять, и потому хватаются за первое попавшееся решение. На следующей стадии - «Изменения» - группе «подсовывали» новую систему ценностей и мотиваций, после чего снова «замораживали», но уже в новом состоянии.

Левин не только занимался теорией, но и практически ее подтверждал: под его руководством были проведены первые тренинги.

Модель изменений Курта Левина и в наше время остается актуальной. На ней базируются многие другие современные модели.

Курт Левин. Теория личности

Личность, согласно Левину, это совокупность не всегда связанных друг с другом многочисленных областей, каждая из которых отвечает четкой цели.

В отличие от других психологов, Левин сосредоточил внимание на проблеме мотивов человеческой деятельности. До Левина проблема мотивации стояла в психологии особняком. Но именно в ней ученый обнаружил огромный запас плодотворных идей. Психолог полагал, что тенденции, обуславливающие поведение человека, исходят не от самого субъекта, а от окружающей среды, предметы которой вызывают у человека желание их потреблять. Курт Левин выстроил систему мотивов в динамическое поле, которое представляет собой поле поведения, а не поле сознания.

В ходе проведенных экспериментов оказалось, что события, связанные с действиями незавершенными, запоминаются людьми намного лучше, чем с завершенными.

Эти идеи Левина отражены в книге «Динамическая теория личности» (на снимке).

Три стиля лидерства Курта Левина

Психолог является и создателем теории трех стилей руководства. В 1939 году исследовательская группа, которую возглавил Курт Левин, три стиля лидерства изучала, проведя ряд исследований с 10-летними мальчиками. Ребята выполняли задания в трех группах. Каждой из них руководили взрослые, применявшие разные стили управления: авторитарный, либеральный и демократический.

Демократичный руководитель позволял мальчикам участвовать в управлении, делегировал им некоторые полномочия, удерживая при этом ключевые позиций лидера.

При либеральном руководстве лидер в управленческих процессах участвует минимально, дети (подчиненные) при этом имеют полную свободу в принятии решений.

Участвовавшие в эксперименте мальчики отдали предпочтение демократичному стилю руководства.

Хотя при авторитарном руководстве можно добиться большего объема работы, но при этом наблюдалась значительно более низкая мотивация, у ребят отсутствовала оригинальность мышления, дружелюбие, не было группового мышления. А еще при таком стиле руководства наблюдалась большая агрессивность по отношению к самому лидеру и к другим членам коллектива.

При руководстве либеральном работы было сделано гораздо меньше, снизилось и ее качество.

Эти исследования Левина подтвердили его предположение, что наиболее оптимальным стилем лидерства является демократичный.

Изучая психологию - науку о душе - Курт Левин вложил собственную душу в то, чтобы сделать этот мир лучше и гуманнее. Если бы не ранняя смерть, этот необыкновенно талантливый и плодотворный ученый мог бы обогатить психологическую науку еще многими открытиями.

Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. В 1914 году Левин получил докторскую степень. Получив приглашение преподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных процессов, а на, изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподает в Стенфордском и Корнельском университетах. В этот период он занимается главным образом проблемами социальной психологии и в 1945 году возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности).

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличивались.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, "встать над полем", как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временнóй перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм "Хана садится на камень". В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря "системе напряжения" и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда "система напряжения" сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше.* Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле. * Установленная зависимость приобрела в психологии известность как "эффект Зейгарник" (или "коэффициент Зейгарник" выражающий отношение завершенных действий к незавершенным). Изучению этого эффекта посвящена большая литература.

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму "квантуме" – стремящейся рас сеяться психической энергии.

Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе "организм-среда". Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Это открыло путь к новым методикам изучения мотивации, в частности уровня притязаний личности, определяемого по степени трудности цели, к которой она стремится. Уровень притязаний устанавливался самим испытуемым, принимающим решение взяться за задачу другой степени трудности, чем уже выполненная им (за которую он получил от экспериментатора соответствующую оценку). По его реакции на успех или неуспех, связанный с выполнением новой задачи и последующими выборами (когда он выбирает либо еще более трудные, либо, напротив, более легкие задачи), определяется динамика уровня притязаний. Эти опыты позволили подвергнуть экспериментальному анализу ряд важных психологических феноменов: принятие решения, реакцию на успех и неуспех, поведение в конфликт ной ситуации.

Левин показал необходимость не только целостно го, но и адекватного понимания себя человеком. Открытие им таких понятий, как уровень притязаний и "аффект неадекватности", который проявляется при попытках доказать человеку неправильность его представлений о себе, сыграло огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

Открытие временней перспективы и уровня притязаний во многом сближает Девица с Адлером и с гуманистической психологией, которые также пришли к мысли о важности сохранения целостной личности, о необходимости осознания человеком структуры своей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли ученые разных школ и направлений, говорит об актуальности данной проблемы, – о том, что, осознав влияние бессознательного на поведение, человечество приходит к мысли о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия (которые великолепно объяснил и психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Большое значение имело и стремление в новом мире, после второй мировой войны, показавшей хрупкость человека, преодолеть складывавшееся ощущение взаимозаменяемости людей, доказать, что люди – целостные уникальные системы, что каждый человек несет в себе свой внутренний мир.

Свои теоретические взгляды Левин изложил в книгах "Динамическая теория личности" (1935) и "Принципы топологической психологии" (1936). Эти книги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сложилась новая исследовательская программа, отразившая актуальные социальные запросы. От анализа мотивации поведения индивида, одиноко перемещающегося в своем психологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Он становится инициатором разработки направления, названного "групповой динамикой". Теперь уже группа трактуется как динамическое целое, как особая система, компоненты которой (входящие в группу индивиды) сплачиваются под действием различных сил. "Сущность группы, – отмечал Левин, – не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как "динамическое целое". Это означает, что изменения в состоянии одной части изменяют состояния любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязной массы к компактному единству".

В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии.

Таким образом, К.Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в социальной психологии.



Похожие публикации