Как самому сделать фрезы на мотокультиватор файтер. Как сделать «гусиные лапки» для мотоблока своими руками

Фреза – главный рабочий «орган» культиватора. С ее помощью производится и рыхление, и прополка, и подготовка почвы под посадку. Для механических моделей, а также аппаратов сверхлегкой и легкой категории, он выступает в роли единственного функционального элемента. В установках средних и тяжелых используется также и прицепное оборудование.

Виды фрезы

Приспособление представляет собой четыре загнутых ножа – «лепестка», закрепленных на вал. Большинство из них направленного типа: при сборке необходимо учитывать направление движения. Ножи обычно загибаются в обе стороны, кроме тех, что расположены по краям вала. Есть модели, в которых все «лепестки» загнуты только в сторону редуктора: таким образом предупреждается повреждение растений при рыхлении. Однако в таком случае уменьшается ширина захвата.

Изготавливаются элементы из штампованной стали – для самых легких аппаратов, и из стальной полосы, часто кованой. Последний вариант самый прочный. Как правило, фреза является отдельной деталью, но встречаются модели, в которых две почвофрезы закрепляются на одном валу.

Используется две формы ножей.

  • Заточенные – «лепесток» легче входит в грунт и не допускает сцепления с почвой. Соответственно, уменьшается нагрузка на двигатель и снижается расход топлива. С другой стороны, острые лезвия разрезают корни сорняков, часть их остается в земле и вновь прорастают. Пользоваться заточенными фрезами нужно с большой осторожностью.
  • С полукруглой кромкой – более безопасные, однако при рыхлении испытывают большее сопротивление, чаще застряют. Сорняки такой элемент удаляет эффективнее, так как не разрезает, а наматывает корень и выдергивает его из почвы.

Диаметр фрезы для культиватора определяет максимальную глубину вспашки. Относительная задается сошником.

Соединяются «лепестки» двумя способами:

  • на заклепки – элемент не разбирается. Трудность это составляет не столько при хранении, сколько при транспортировке;
  • на болтах – разборная деталь. На фото представлен образец.

Для соединения сварка не используется – это снижает прочность изделия.

Особенности эксплуатации

Если диаметр определяет глубину, то количество регулирует ширину захвата. Наиболее распространенный вариант – две или три пары элементов. Встречаются культиваторы с одной или четырьмя парами. Изменяя число почвофрезов, можно регулировать ширину обрабатываемой полосы.

Количество элементов зависит также от типа почвы. Для обработки своими руками рыхлого легкого грунта устанавливается максимальное число. Для суглинка, целинной земли их количество уменьшается.

Сборка фрез культиватора

Самым важным при соединении своими руками является соблюдение направления: заточенная часть «лепестка» должна располагаться по ходу движения культиватора.

  1. Количество секций определяется по виду крепежных пластин: если они расположены одинаково, то устанавливаются максимум три элемента. Если они смещены относительно друг друга, то четыре или шесть.
  2. Ножи маркируются – для правой и для левой стороны.
  3. Сборка фрезы культиватора зависит от модели – трех- или четырехлепестковой.
  4. Установка трехелепестковой начинается с фиксации одного ножа на пластину – болт не затягивается до конца на первом этапе. Два остальных закрепляются с обратной стороны пластины.
  5. Монтаж четырехлепестковой или шестилепестковой сводится к попеременному креплению правого и левого ножа. Предварительно рекомендуется разделить правые и левые «лепестки» для каждой части. Дополнительная секция, если в ней есть нужда, монтируется с помощью штифта.
  6. Крепление производится на болты максимально жестко.
  7. Последним на вал культиватора устанавливается защитный диск: он предохраняет растения от повреждений.

На видео инструкция по сборке своими руками представлена пошагово.

Правила по уходу

При изготовлении обычно применяется кованая сталь, так как она прочнее и более устойчива к коррозии, однако это не исключает необходимости в уходе.

После окончания работ почвофрезы необходимо очистить от земли, корней, проволоки и тому подобного. Можно использовать тряпку или щетку, но не нельзя применять растворители в качестве чистящего средства.

Перед длительным хранением ножи покрываются слоем солидола, а концы вала – графитной смазкой.

Заточка ножей

Конструкция фрез подразумевает самозаточку. На практике при работе на тяжелом грунте, особенно с большим количеством каменных включения, ножи теряют остроту. Согласно отзывам заточку эффективней проводить болгаркой.

Элементы с закругленной кромкой не затачиваются.

Фрезы «гусиные лапки» для мотоблока обычно входят в комплект заводских поставок вместе с самим агрегатом. Но они не являются универсальными. Некоторые виды работ с их помощью выполнить нельзя. Многие владельцы мотоблоков делают «гусиные лапки» своими руками.

Назначение фрез для мотоблока

Независимо от типа, фрезы предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ:

  • рыхления и выравнивания почвы;
  • измельчения земельных комков;
  • перемешивания слоев почвы;
  • перемешивания удобрений;
  • уничтожения сорняков.

Первоначально с мотоблоками в комплекте были только универсальные разборные фрезы с саблевидными ножами. Они справлялись практически со всеми видами работ на мягких почвах.

«Гусиные лапки» для мотоблока появились недавно. Это неразборное приспособление эффективно зарекомендовало себя при обработке твердых почв благодаря своеобразной форме и механической прочности материала и всей конструкции. От саблевидных фрез их выгодно отличает то, что они вырывают сорняки с корнями.

Нередко с их помощью культивируют участки во время первых заморозков для уничтожения всходов сорняков и залегших на зимовку насекомых-вредителей.

Недостатки промышленных фрез «гусиные лапки»:

  1. На них постоянно наматываются корни и стебли сорняков. Так как у фрезы конструкция неразборная, очистить ее после культивирования будет проблематично.
  2. Нередко фрезы изготавливаются из некачественного материала, поэтому в процессе работы часто ломаются.

Как изготовить самодельные фрезы своими руками

Если фрезы износились или возникла необходимость модернизировать культиватор, например, увеличить или уменьшить глубину и ширину культивирования, их можно сделать своими руками.

Во многих случаях такое усовершенствование позволяет улучшить качество обработки почвы, выполнить работу быстрее.

Конструкция этих деталей несложная, поэтому изготовить их можно самостоятельно.

Самый простой способ сконструировать самодельные фрезы «гусиные лапки» для мотоблока своими руками — изучить устройство промышленных фрез и внести свои необходимые изменения.

Следует учесть, что, когда фреза «гусиные лапки» изготавливается своими руками, чертежи для разных типов мотоблоков разрабатываются индивидуально.

На рисунке показан классический вариант 4-рядной промышленной фрезы.

Основные элементы:

  1. Втулка. Для ее изготовления понадобится труба диаметром 50 мм и толщиной стенки не менее 4 мм.
  2. Фланец. Изготавливается из стального листа толщиной 5-15 мм. Может иметь форму круга, но проще изготовить в форме квадрата.
  3. Стойка ножа. Материал — стальной уголок с полками 63х40 мм. Можно использовать автомобильные рессоры. Нередко стойку изготавливают из стальной полосы. Это самый дешевый вариант, но и самый ненадежный. Во время работы стойка играет роль вертикального плоскореза.
  4. Крайний левый нож.
  5. Средний нож.

Ножи изготавливаются из инструментальной стали. Многие умельцы для изготовления ножей используют автомобильные рессоры. Формы ножей могут значительно отличаться. Угол их заточки обычно составляет 45°. В процессе работы ножи тупятся, поэтому периодически их нужно затачивать.

С помощью сварочного аппарата ножи привариваются к стойкам, стойки — к фланцам, фланцы — к втулке. Так собирается неразборная конструкция. Некоторые умельцы предпочитают болтовые соединения. Такая конструкция менее надежна, но позволяет легко снимать и менять стойки. Разборную фрезу легче очищать от грязи и намотанных на нее сорняков.

Один из недостатков «гусиных лапок» заключается в том, что во время работы они сильно заглубляются, а это не всегда нужно. Возникает дополнительное усилие на двигатель мотоблока, устает оператор. Чтобы уменьшить заглубление, на ось с обеих сторон устанавливаются колеса, выполняющие роль ограничителей.

В этом случае культивируется только верхний слой почвы. Такой способ обработки очень удобен для сильно заросших и дернистых почв. После первого прохода разрушается дерн. Затем колеса снимаются, проводится повторная культивация на требуемую глубину.

Если фрезы «гусиные лапки» сделаны своими руками, чертежи тщательно продуманы и правильно подобраны материалы, то они не уступают по качеству промышленным.

Мотоблок – это одно из популярных средств механизации, применяемое сегодня как в мелких, так и крупных фермерских хозяйствах. Агрегат позволяет использовать различные сменные модули, благодаря чему его применение широко распространено в сельской местности. Главным предназначением такой техники считается обработка земли. За счет этого наиболее востребованным модулем считается фреза. Её можно приобрести в готовом варианте либо сделать самостоятельно, к примеру, «гусиные лапки» для мотоблока. В последнем случае потребуется наличие знаний, а также навыков работы инструментом.

По своей конструкции фрезы для земли – это набор ножей, которые смонтированы на вращающуюся ось. Они предназначены для разрыхления грунта. Состоит подобный элемент из нескольких частей:

  1. Обычные типы устанавливаются непосредственно на привод вала, идущий от колес. За счет этого такие устройства способны самостоятельно перемещаться в процессе культивации.
  2. Есть и варианты навесные, где передача мощности на вращательные движения, осуществляется посредством вала от самого мотоблока.

Особо серьезных различий между навесными, а также обычными типами фрез нет. Однако для использования вариантов, оборудованных независимым вращением, важно отдельно сделать модель, имеющую привод от вала, а также дополнительно угловой двухсторонний редуктор.

“Гусиные лапки”

Стоит подробно разобрать основные применяемые варианты фрез для мотоблоков.

Активные

Каждый блок ножей в «сабельных» моделях имеет 4 режущих элемента, каждый из которых находится под углом в 90˚ к ближайшему. Всего подобных блоков устанавливается 3 и более штуки на один привод.

Количество и ширина применяемых ножей определяется весом, а также мощностью самого агрегата.

Каждый из режущих элементов в такой конструкции – это изогнутые полосы, сделанные из крепкой легированной стали. С целью самостоятельного создания таких элементов, применяется рессорная сталь, которая подвергается термической обработке, а после закалке. При этом загибы режущих элементах чередуются направленностью.

Использование конструкции активной фрезы возможно на участках, где присутствуют камни либо корни, не боясь сломать ножи. Однако использовать подобный вид рекомендуется на легкой почве.

«Гусиные лапки»

Этот вариант фрез, сделанных в форме треугольника, устанавливаются на каждой стойке. В результате такого расположения данные модели и получили свое характерное название. Каждый из режущих элементов сделан из прочной стали. Аналогично активным фрезам, длина, а также количество применяемых блоков с ножами зависит от массы, а также мощности силовой установки мотоблока. По окружности в одном блоке находится не менее 4 режущих элементов. И чем их больше, тем лучше происходит измельчение почвы. Однако для увеличения их количества требования к мощности двигателя также повышаются.

Сделанные по классическим чертежам, фрезы «гусиные лапки» применяются с целью обработки тяжелых видов земли, а также целины. Но при использовании на грунте, где находится большое количество корней, становятся причиной забивания модуля и необходимости последующей его чистки.

Каждый из перечисленных вариантов культивационных элементов для мотоблока обладает своими преимуществами, а также недостатками. Поэтому при выборе подходящей модели стоит учитывать тип обрабатываемой почвы, где он будет применяться.

Изготовление по чертежам культиватора «гусиные лапки» рекомендуется делать, используя низкоуглеродистую сталь . Ножи в таких агрегатах применяются самозатачивающиеся, поэтому при корректном использовании устройства, они не нуждаются в заточке.

Схема гусиных лапок

Создание «гусиных лапок»

Массовое использование моделей подобного типа началось еще в середине 80-х годов XX века. Их появление произошло, как этап развития малой механизации, после чего фреза показала свою жизнеспособность, а также высокую эффективность. По своей конструкции такой вариант разделяется на определенные элементы, создать которые можно по отдельности. До начала сборки рекомендуется изучить уже готовые изделия. Это даст возможность ознакомиться со всеми особенностями конкретного типа рабочего инструмента. В результате можно будет составить чертежи «гусиных лапок» для мотоблока своими руками.

После определения с типом конструкции будущего агрегата, требуется приготовить необходимые для сборки материалы. В случае наличия в интересующем варианте определенных фигурных деталей, стоит заказать их изготовление у специалиста. При умении работать с кузнечным оборудованием, можно создать самостоятельно.

Все другие детали без труда можно сделать своими руками. В процессе сборки «гусиных лапок» важно внимательно подходить к установке каждого элемента. Нельзя допускать отклонения при установке, ведь в результате этого может нарушиться ось самого мотоблока и появится крен в одну из сторон.

Приводная втулка

Создание фрезы для грунта начинается именно с приводной втулки. Из-за того, что данный элемент постоянно будет подвергаться серьезным нагрузкам, его делают, используя токарный станок. Так, толщина стенки должна быть приблизительно 7-9 мм, а её внутреннее отверстие необходимо вырезать аккуратно, для обеспечения свободного насаживания на приводной вал. При этом не должно быть никаких люфтов. С обратной части создается отверстие, куда будет вставляться осевая труба, глубина посадки которой будет приблизительно 35 мм. Такая конструкция элемента позволяет создать соединение, полностью выровненное по своей оси.

Дополнительно требуется сделать отверстие, куда будет вставляться фиксирующий штырь.

Осевая труба

Такая деталь на выбор может создаваться в разборном либо нет виде. При необходимости изменять со временем количество блоков ножей, рекомендуется отдавать предпочтение вариантам, которые разбираются. В процессе создания такой конструкции следует выточить соединительные втулки. В дальнейшем их наполовину насаживают на ось, после чего закрепляют посредством сварки либо специальных заклепок. Часть элемента, которая будет выступать, позволяет подключить еще один аналогичный элемент.

Каким образом подобная фреза поведет себя в работе, определяется только в процессе полевых испытаний. Далеко не всегда результат может соответствовать желаниям.

После того к созданной осевой трубе приваривается фланец, который будет применяться с целью монтажа стоек для ножей. Сделать данный элемент можно на токарном станке либо сварить из полос металла, имеющих толщину порядка 5 мм. В нем сверлится отверстие для создания будущего соединения со стойками.

Из-за повышенной нагрузки крепление элементов должно осуществляться на заклепках либо посредством болтов. Насколько длинной будет трубка определяется расположением, а также шириной используемых ножей. От их количества также зависит, сколько заготовок требуется сделать.

Режущие элементы

С целью создания будущих ножей для мотоблочной фрезы важно использовать крепкую сталь, имеющую толщину не меньше 5 мм. Наиболее оптимальной является треугольная форма режущих элементов. Это позволяет создавать наименьшее сопротивление в процессе его вхождения в землю. Нередко в этом качестве используются режущие элементы, взятые из сегментной косилки. Но в этом случае перед сваркой потребуется предварительно провести закалку ножей. Использование моделей, оборудованных такими режущими элементами, рекомендуется осуществлять только на чистой почве. Для работы на целине либо иных тяжелых грунтах требуется использовать более прочные ножи.

Ширина ножей должна быть в пределах 50-90 мм. Слишком большие варианты создают повышенное сопротивление и приводят к их частой поломке.

Гусиные лапки в сборе

Стойка режущего элемента

Часть кромки, касающуюся с почвой, требуется заточить, а после проделать отверстия, через которые она будет монтироваться на установленный фланец. В конце к ней привариваются ножи, а после проводится их закаливание.

Блок ножей

Последним элементом является соединения получившихся блоков режущих элементов непосредственно приводной втулкой. Здесь важно четко придерживаться чертежей, чтобы предотвратить порчу материалов.

Сборка активной фрезы

Благодаря простой технологии создания такой тип фрезы имеет широкое распространение. В нем ножи, а также стойки – это единый элемент. Для его изготовления применяется цельный кусок металла, сделанный из высокопрочной стали. Использование таких агрегатов считается более безопасным, в сравнении с гусиными лапками, а также меньше риск ранения человека в процессе их использования. За счет последовательного размещения режущих элементов, они плавно входят в грунт, без ударов. Процесс изготовления до момента создания трубы с фланцем полностью аналогичен «гусеничным лапкам».

Стоит подробнее рассмотреть, как делаются ножи. Сначала полоска металла после разогрева загибается так, чтобы длина получившейся изогнутой части была не больше 80 мм. После этого проводится сверление крепежного элемента, а также охлаждение заготовки. В конце элемент подвергается закаливанию и монтируется на фланец.

Самостоятельное изготовление фрезы для использования на мотоблоке требует наличия инструментов и умения с ними работать. Кроме этого необходимо составить чертежи создаваемого изделия и четко их придерживаться. Любые отклонения в деталях могут стать причиной некорректной работы будущих «гусиных лапок».

Такое сельскохозяйственное устройство, как мотоблок, совершенно не утратило свою популярность с течением времени. Напротив, развитие технологий обеспечило появление новых востребованных механизмов, обладающих более широким спектром функционала.

Как известно, с помощью этой машины можно выполнять целый ряд задач: перевозить грузы, обрабатывать почву и просто использовать в качестве транспортного средства. Поскольку наибольшее распространение это оборудование получило все же в сельской местности, то следует разобраться, как именно изготовить такую деталь, как фреза для мотоблока своими руками. Этот структурный элемент имеет множество полезных свойств, но приобретать готовое устройство довольно невыгодно с финансовой точки зрения, что и объясняет необходимость самостоятельного монтажа.

Основные функции фрез для мотоблока

Данный вид оборудования является навесным, благодаря чему в любой момент его можно демонтировать и заменить. Фреза - крайне важная деталь мотоблока, так как в процессе функционирования она непосредственным образом влияет на множество факторов:

Качество обработки почвы;

Удобство управления транспортным средством;

Состояние трансмиссии мотоблока;

Стабильность работы двигателя транспортного средства.

Многие хозяева не зря задаются вопросом, как собрать фрезу на мотоблок собственноручно. Только с помощью этого элемента можно качественно разрыхлить землю и подготовить ее к посевным работам, параллельно удалив все сорняки.

Основная деталь любого почвореза - это ножи. Для фрез мотоблока можно найти разные образцы, изготовленные, тем не менее, по схожей технологии. От того, какой материал используется в процессе производства, напрямую зависит качество и глубина обработки почвы.

Достоинства фрез для мотоблока

Среди неоспоримых преимуществ, которыми обладают эти детали, стоит выделить следующие:

  • фрезы прекрасно справляются с сорными растениями, уничтожая их без следа;
  • почва, обработанная таким элементом, хорошо разрыхляется, что способствует перемешиванию ее слоев и положительно сказывается на показателях плодородности;
  • при помощи таких ножей можно без труда распределить удобрения.

Кроме того, изготавливая такую деталь, как фреза для можно быть уверенным, что она справится с почвой абсолютно любого типа, будь то глинистая, увлажненная или очень твердая земля. За счет этого мотоблоки, оснащенные подобными устройствами, распространены в регионах с самым разным климатом и природными условиями.

Виды фрез для мотокультиватора

Развитие отразилось и на устройстве подобной техники. Так, разновидностей фрез существует несколько, однако наиболее распространенными из них являются две:

  1. Система с ножами саблевидной формы.
  2. Фрезы, именуемые среди потребителей не иначе как «Гусиные лапки», что обусловлено их не совсем обычной формой.

Первое изделие чрезвычайно распространено среди потребителей во многом благодаря тому, что с его помощью можно выполнить практически любую задачу. При этом собирается саблевидная фреза для мотоблока своими руками без каких-либо сложностей. Одно из достоинств ее конструкции - возможность снять ножи в любой момент, поскольку они изготовлены из стали, которую, как известно, обрабатывать сваркой не представляется возможным.

Фрезы для мотоблока «Гусиные лапки» - это изделия более современные. Основное назначение подобного механизма - обработка твердых пород почвы. При эксплуатации этой модели важно помнить, что работать с ней необходимо только на ровной и чистой земле, иначе есть вероятность того, что на ножи будут постоянно наматываться сорняки. Такое изделие прекрасно подходит для посадки сельскохозяйственных культур и может применяться даже в холодное время года.

Материалы для сборки фрез

Перед тем как собрать фрезу на мотоблок, необходимо измерить параметры участка, который планируется обрабатывать, а уже затем, отталкиваясь от полученных данных, выполнять сборку механизма. Чтобы конструкция была максимально правильной, нужно иметь в наличии следующий список материалов:

  • не очень длинная трубка из металла, имеющая диаметр 42 мм;
  • детали, которые будут выступать в роли элементов рыхления земли;
  • аппарат для сварки;
  • болгарка.

Разбираясь с тем, как правильно собрать фрезы на мотоблок, многие хозяева задаются вопросом касательно устройства рыхлителей почвы. Основой этих деталей вполне могут выступить рессоры для автомобиля, которые подгибаются и затем привариваются к главной трубе под нужным углом.

Процесс сборки фрез для мотоблока

Начинать работу, как уже говорилось ранее, нужно с выполнения замеров участка. Проведя все вычисления, можно начинать сборку. При помощи сварочного аппарата ножи будущей фрезы следует присоединить к заранее подготовленной трубе. Предварительно можно заточить кромки элементов под нужным градусом.

Полученный механизм фиксируется на узле сцепки, и работу можно считать законченной. Чтобы убедиться в том, что вся система функционирует, можно выполнить пробный запуск и отрегулировать устройство.

Собирая такую конструкцию, как фреза для мотоблока, своими руками, стоит помнить, что добиться максимально долгого срока службы изделия можно, лишь неукоснительно соблюдая все правила его эксплуатации. При включении механизма ножи требуется держать вверху и ни в коем случае не допускать их касания почвы. Запустив мотоблок, фрезу можно не спеша опустить и приступать к работе.

Проще всего выполнить сборку такого устройства будет тому, кто имеет некоторый опыт в сфере металлообработки. Упростить процесс монтажа позволит предварительно составленная схема, а также качественные инструменты и материалы.

Решая, как правильно собрать фрезы на мотоблок, многие хозяева сталкиваются с проблемой, когда изготовить мелкие и фигурные части конструкции самостоятельно не получается. Для этого лучше всего обратиться за помощью к профессиональному кузнецу, который выполнит эту работу гораздо быстрее и качественнее.

Кроме того, не стоит забывать, что неправильно собранная система влечет за собой смену направления вращения ножей, что, в свою очередь, чревато поломкой оборудования.

Изучив все вышеописанные рекомендации, можно сделать вывод, что сконструировать такой механизм, как фреза для мотоблока, своими силами абсолютно реально, важно лишь соблюсти все тонкости работы, и тогда устройство прослужит не один десяток лет без необходимости выполнения ремонта.

Мотоблок уже давно занял свое место в малой Агро механизации. Компактные размеры, маневренность, возможность устанавливать сменные модули сделали его популярным как в деревне, так и в дачных хозяйствах. Обработка земли – одно из основных предназначений этой техники. В свою очередь, фрезы для культивации – самый востребованный модуль, который устанавливается на мотоблок. В продаже такие элементы реализуются по отдельности от силового блока, и сравнительно не дешевые.

Но при наличии необходимых навыков и знаний, фреза для обработки почвы может быть изготовлена своими руками. Следует заметить, что некоторые самоделки намного превосходят по качеству и функционалу своих заводских собратьев.

Разновидности фрез для мотоблока

Конструктивно почвенная фреза представляет собой набор почвообрабатывающих ножей, размещенных на вращающейся оси. Состоит такой модуль из двух частей, которые устанавливаются на приводные валы колес по обе стороны силового блока. Благодаря такому расположению, мотоблок при культивации способен самостоятельно двигаться.

Также можно выделить тип мотоблоков с навесными фрезами, вращательное движение которым придает вал отбора мощности. Модуль находится сзади силового блока и не участвует в осуществлении движения. Мотоблоки типа МТЗ, Нева, Прораб, Сич, Агро как раз и производятся в различных модификациях, с валом отбора мощности и без.

Различий в изготовлении как навесных, так и обычных фрез практически нет. Но для фрезы с независимым вращением дополнительно изготавливается модуль с приводом от вала отбора мощности и угловым двухсторонним редуктором.

Активные (саблевидные)

Блоки ножей на таких фрезах состоят из четырех режущих элементов, расположенных через 90˚ друг от друга. Таких блоков с одной стороны привода может быть 2, 3 и более. Количество ножей и ширина модуля зависит от веса мотоблока и его мощности.

Ножи представляют собой изогнутые полосы прочной легированной стали. Для самостоятельного изготовления при наличии термообработки с последующей закалкой хорошо зарекомендовала себя рессорная сталь типа 50ХГФА. Загибы ножей имеют поочередно разное направление.

Конструкция активной фрезы позволяет производить культивацию на участках с камнями и корнями без опасности сломать ножи. Но применять данный тип оборудования целесообразно на легких обрабатываемых грунтах.

«Гусиные лапки»

Режущие элементы таких фрез выполнены в виде треугольника из прочной стали, расположенного на конце стойки. Данное расположение и послужило причиной возникновения такого экстравагантного названия.

Как и в случае с активными фрезами ширина и количество ножевых блоков определяется весом и мощностью мотокультиватора. Количество режущих элементов, расположенных по окружности в ножевом блоке, от 4 и более. Увеличение количества ножей предполагает более качественное измельчение грунта, но и мощность силового агрегата понадобится повышенная.

Данные типы фрез предназначены для обработки тяжелых типов грунтов и целинных земель. Наличие в почве разветвленных корневых систем приводит к частому забиванию модуля.

Оба вида почвообрабатывающих фрез имеют свои преимущества и недостатки. При выборе варианта для самостоятельного изготовления надо учитывать структуру грунтов, необходимую степень измельчения грунта, компоновку и мощность силового узла, сложность и методику изготовления.

Изготовление почвенных фрез «гусиные лапки»

Фрезы данного типа начали массово применяться со средины 80-х годов прошлого столетия. Это было обусловлено развитием самодельной малой механизации в то время. С тех пор до нашего времени данная конструкция полностью доказала свое право на существование. Конструктивно этот модуль можно разделить на несколько основных элементов, которые изготавливаются по отдельности и несут разный функционал.

Приводная втулка

Начинать изготовление почвенной фрезы желательно из этого элемента. Поскольку втулка подвергается большим нагрузкам, изготовление ее производится на токарном станке с толщиной стенки не менее 5 мм, оптимально 7-8 мм. Внутреннее отверстие с одной стороны протачивается таким образом, чтобы фреза свободно одевалась на вал без излишних люфтов, допуск примерно 0,5 мм.

С другой стороны делается проточка под посадку осевой трубы глубиной 30-40 мм. Это позволит без проблем получить выровненное по оси соединение. Сверлится отверстие под фиксирующий штырь.

Осевая труба с фланцами

Этот элемент изготавливается в разборном и неразборном вариантах на выбор. Но есть одна особенность в пользу разборного варианта – возможность установить дополнительный блок ножей или наоборот. Как поведет себя фреза, окончательно выяснится только после испытаний и, как зачастую бывает с самоделками, результат не всегда соответствует ожиданиям. Для изготовления применяются стандартные трубы Æ25-32 мм.

При изготовлении разборного варианта необходимо выточить соединительные втулки, которые наполовину вставляются в осевую трубу и закрепляются через отверстия заклепками или электросваркой. Выступающая часть послужит соединением для аналогичного элемента.

На осевую трубу наваривается фланец для крепежа стоек ножей. Он может быть выточен на токарном станке, а может быть изготовлен из полос металла толщиной не менее 5мм.

Во фланце сверлятся отверстия под болтовое или заклепочное соединение со стойками. Соединение данного узла электросваркой нежелательно в связи с повышенными нагрузками.

Длина трубки подбирается в зависимости от расположения и ширины режущих элементов. Количество заготовок должно соответствовать количеству ножевых блоков. Два блока изготавливаются с приводными втулками.

Режущий элемент (нож)

Изготавливается из прочной нехрупкой стали типа 65-70Г, толщиной 3-5 мм. Треугольная форма ножа считается оптимальной для наименьшего сопротивления при вхождении в грунт.

В качестве ножа самодельщики часто используют треугольный режущий элемент сегментной косилки. Поскольку сталь стойки и сегмента имеет разный состав, сварку необходимо производить после отпуска с последующей закалкой. Фрезы с такими ножами применяются на чистых обрабатываемых площадях. Для тяжелых, целинных грунтов рекомендуется изготовить режущие элементы из более толстой стали, что позволит сделать качественное сварное соединение.

Как показывает практика, оптимальная ширина ножей 50-80 мм. При больших размерах создается увеличенное сопротивление почве.

Стойка режущего элемента

Наиболее оптимально применять ту же сталь, что использовалась при изготовлении ножей, но вполне можно использовать прочные, легированные стали с более низкими физико-техническими показателями.

Стойка «гусиных лапок» изготавливается из прямой или изогнутой по ребру полосы. Кромку, которая непосредственно соприкасается с грунтом, желательно заточить.

В стойке сверлятся отверстия для крепления на фланец осевой трубы. Навариваются режущие элементы с последующей закалкой.

Блок ножей

После соединения стоек с ножами и осевых труб получается взаимозаменяемый модульный режущий элемент. Индивидуальными остаются только два блока с наваренными приводными втулками.

При соответствующей квалификации и наличии необходимого оборудования изготовление этого элемента не составит больших затруднений. Во избежание порчи материалов и для предотвращения лишних телодвижений, перед изготовлением желательно составить подробный чертеж или воспользоваться уже готовым.

Как собрать активную фрезу

Такой вид самодельного почвообрабатывающего оборудования наиболее распространен из-за более простой технологии изготовления. Режущий элемент и стойка при такой компоновке составляют одно целое и изготавливаются из цельного куска полосы высокопрочной стали.

До этапа «осевая труба с фланцем» процесс идентичен изготовлению фрезы «гусиные лапки» на мотоблок. По этой причине рассмотрим изготовление непосредственно режущих элементов.

Предварительно заточенная полоса при нагревании загибается на 90˚. Длина загнутой части обычно не превышает 80 мм. Охлаждение заготовки целесообразно совместить с ее отпуском для комфортного сверления крепежных отверстий. По окончании проводится закалка и установка на фланец осевой трубы.

При обработке почвы фрезерным культиватором любого типа получается некоторый разброс земли, который немного затрудняет определение границы между обработанным и необработанным грунтом. Во избежание этих проблем на края фрезы устанавливаются маркировочные диски.



Похожие публикации