Как укладывают мозаику из кусочков битой плитки? Мозаика из битой плитки – своими руками уникальная облицовка Сделать мозаику из кусочков плитки.

«Я постоянно ищу технологии с минимальными затратами, потому как если на все мои увлечения покупать материалы, никакой бюджет не выдержит. “Одна, но пламенная страсть” – это не про меня. Страстей слишком много», – под этими словами пользователя FORUMHOUSE air подпишутся многие. Поэтому, наверное, на нашем портале так популярна мозаика – технология, позволяющая создавать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства и украшать ими свой сад.

Самый распространенный материал для садовой мозаики – осколки керамической плитки. Ею украшают , садовые печи и камины, боковины барбекю, фундаменты и даже фасады домов.

Glafira выкладывает вот такую мозаику для боковины барбекю. За основу она взяла известные многим рисунки Пауэлла для вышивки с разными сказочными домиками, только увеличенные.

Glafira:

– Я выкладываю сначала на лист бумаги, на ПВА, чуть приклеиваю. Потом сверху какой-нибудь широкий скотч приклею, нижний слой бумаги отдеру и приклею целым фрагментом туда, куда мне надо.

Бой плитки можно недорого купить в плиточных ларьках, но не магазинных, а рыночных. В некоторых его просто отдают на условиях самовывоза. Цветовая гамма там скучновата, можно купить немного яркой плитки, разбить и разбавить.

Второй по популярности материал для мозаики – битое бутылочное стекло, битые тарелки и чашки. Вот какие кашпо для летников делает lizaveta : немного фантазии, много мозаики – и старые баки и ведра не узнать!

Lizaveta:

– Облицовку я делаю из битого бутылочного стекла. Бутылки лучше брать разноцветные. Стекла от прозрачных бутылок я крашу изнутри лаком для ногтей, лучше перламутровым, но цвета могут быть самыми разными. Бутылки раскладываю по цветам в несколько целлофановых мешков и разбиваю молотком или гантелей. Затем аккуратно разбираю стекла и кладу в миску с водой, чтобы осели осколки и отклеились этикетки. Потом раскладываю стеклышки в мелкие коробочки – мозаика готова. Клеить можно на обычный плиточный клей, чередуя цвета. Когда клей подсохнет, затереть белой затиркой пустые места. Тщательно протереть стеклышки – и цветочница готова. Так как она будет стоять не в помещении, места затирки я прокрашиваю краской «Серебрянка» БТ-177. Она продается в бутылках 0,5 л.

В общем, мозаика – это не очень сложно, особенно, если пользоваться технологией, выстраданной главным мозаистом FORUMHOUSE Frau :

– Вначале собираю рисунок на ровной поверхности из наколотой молотком плитки (резать её я пока не научилась). Склеиваю небольшими кусочками прозрачного скотча. Теперь это можно поднимать и примерять куда угодно.

Frau выкладывает на горизонтальной поверхности по примерному контуру будущей мозаики густо размешанный плиточный клей или цемент толщиной в сантиметр и вдавливает туда картинку на скотче. От влажности скотч отмокает и легко снимается.

Спустя сутки можно затирать щели между плитками обычным или подкрашенным цементным раствором.

С большими мозаиками для дорожек технология примерно такая же, только их удобнее вбивать в свежеприготовленный цементный раствор резиновым молоточком. Затирать можно практически сразу после этого.

Скотч поверх собранной мозаики приклеивается небольшими кусочками, один за другим, без пробелов. Можно собирать небольшими фигурками, а фоном заполнять свободное пространство уже в процессе. А можно собрать целым полотном. Фрагментами удобнее – они нетяжелые, легко поднимаются на скотче, их можно много раз переносить с места на место и примерять.

– Я сначала заливаю в опалубку цементную смесь. Когда почти застынет, кладу мозаику, потом затирка. Если рисунок сложный, то лучше его заранее выложить на любой поверхности, затем склеить сверху скотчем, который потом легко снимется, так как намокнет. Фон можно выкладывать сразу, но пока цемент полностью не застыл. Если немного не приклеилось – не страшно, затирка все исправит, она тоже немножко затекает под плитку и между плитками, таким образом склеивая все это между собой. Затираю я цементной смесью. Есть специальные порошки-добавки, но если честно – они выцветают. Много их добавлять нельзя, это скажется на качестве цемента. Лучше берите готовые цветные затирки, но они дорогие.

Очень важно не ждать, пока затирка полностью высохнет, сразу убирать сухой молярной кисточкой и вытирать сухой тряпочкой. Иначе потом придется соскребать ее с плиток щеткой и скребком – работы точно хватит на несколько дней.

Есть более профессиональные способы выкладывания мозаики, чем схема со скотчем, например, с использованием тонкой сетки. Сетка кладется целым куском на эскиз, и так как рисунок виден, прямо по ней раскладывается мозаика.

– Наклеивается легко и уже с сеткой переносится на место. Остается только замазать швы. Но этот способ работает на небольших площадях.

Начинающие мозаичники просто бьют плитку, как придется. Сделав панно-другое, они уже начинают покупать инструменты. Для резки плитки используется простейший плиткорез или даже кусачки, но ими сложнее сделать прямой край. Округлую форму кусочкам плитки придают на точильном станке, причем точильный камень должен быть с мелким зерном и желательно зеленый – он меньше вырабатывается. Кусочки плитки во время обточки держат специальными щипчиками с резиновыми накладками. Такие щипчики можно сделать и самостоятельно, модернезировав пассатижи.

Мозаика, сделанная по всем вышеописанным технологиям, выдерживает любую зимовку. Напоминаем: затирка делается из цемента или, если речь идет о вертикальных поверхностях, плиточного клея для бассейна. Но, на всякий случай, можно принять дополнительные меры предосторожности.

– Очень переживала, как наша мозаика перенесет зиму. У нас и осень сырая, и морозы зимой до -40. Проведя осмотр своей печки, докладываю: замечательно! Всё на месте, ничего не отвалилось, не потрескалось. Швы герметиком не промазывали. Может, и зря, я честно говоря, не знаю. Просто осенью мы полностью обмотали всю печку полиэтиленом и закрепили скотчем, и это уберегло от самого коварного врага – воды.

Мозаика, и правда, способна преобразить любой заурядный предмет. И вот старый, никому не нужный стол начинает новую жизнь – теперь уже, как изюминка зоны барбекю.

Этот бидон, найденный на помойке, скоро станет китайской вазой.

Вот это невероятное панно на бортике бассейна пользователь FORUMHOUSE Aib сделал из битой плитки и битой посуды.

Lali оформила мозаикой бордюры для клумб, пространство между цветниками и превратила ржавое ведро в тумбу под кашпо с летниками.

– Хочется, чтобы твой участок не был похож на миллионы других. И не будет! И нужно-то всего лишь немного осколков керамической плитки после ремонта (или полученных в качестве приятного подарка от друзей). Можете использовать разбитую посуду, или добавьте разноцветных камешков, а то и просто бейте разноцветные бутылки! В любом случае, даже если все повторят мой «подвиг», все равно не будет одинаковых бордюров. Дерзайте! Конечно, придется помесить цемент, а не просто выложить узор, но это – мелочи, не правда ли?

Вдохновившись примерами других пользователей FORUMHOUSE, Генина сложила на даче стеночку из камней, чтобы закрыть соседский забор высоким цветником. Чтобы стенка не была скучной, она делает мозаичные вставки. А вдоль стенки идет дорожка, выполненная с помощью ячеистой формы.

Генина:

– И не было бы ни стеночки, ни мозаики, ни дорожки, если бы не вы, дорогие рукастые и головастые форумчане!

Настоящей изюминкой в доме или на даче может стать декоративное панно с выложенным на нем причудливым узором или рисунком из разноцветных осколочных кусочков. Работа по выполнению мозаичного панно достаточно кропотлива и требует не только терпения, но и владения некоторыми знаниями и даже навыками. Как выполняется мозаика из битой плитки своими руками от начала и до конца - об этом поведают рекомендации специалистов-мозаичников, которым известны все секреты мозаичной техники по нанесению изображений из мелких частиц керамики на рабочее основание.

О чем эта статья

Где можно найти применение

Мозаичный орнамент в качестве декоративного украшения достаточно популярен. Возможности для его применения широки. Где он может смотреться более гармонично? Для этого есть несколько вариантов:

  • на одной из стеновых или половых поверхностей в доме;
  • на фасаде любого строения;
  • на поверхностях бассейна или дорожках в саду;
  • на любой моющейся поверхности;
  • на керамическом вазоне;
  • на столешнице;
  • на садовом сооружении;
  • на поверхности старой ванны, имитирующей бассейн в морском стиле.

Такой универсальный прием в отделке можно применить в любых условиях, будь то квартира, частный дом, дачный участок или придомовая территория. Выложенный мозаичный узор отличается долговечностью, ему не страшны погодные колебания, дожди, снегопады. Несмотря на то, что исполняется из самых обычных материалов (битой керамики, стекла, фарфора), может годами не менять свой изначальный вид. Подготовка материала для такой работы выполняется заранее.

Где взять материал

Творческий процесс по созданию мозаичного узора не хаотичен. Он предполагает набор некоторых четко спланированных действий. Поиск и подготовка материала - только первая ступень. Плиточный материал для этого можно заготовить несколькими способами. Иногда поломанные плитки остаются после ремонта. За боем кафеля можно обратиться в строительный супермаркет или к знакомым (друзьям, соседям, родственникам).

Далее исходный материал заготавливают соответствующим образом. Чтобы воплотить свою творческую идею в виде декоративного панно, которым можно будет украсить интерьер, из плитки делают фрагменты определенной формы (ровной либо произвольной).

Для изготовления фрагментов мозаики есть несколько подходов:

  1. Первый - предусматривает создание фрагментов со стандартными формами (прямоугольными, квадратными). Для изготовления ровных элементов пользуются специальными приспособлениями для обработки кафеля. Для чего отобранные образцы размечают на полоски. Вооружившись ручным стеклорезом либо плиткорезом раскраивают материал на квадратики или прямоугольники. Поперечный разлом производят этими же приспособлениями либо кусачками.
  2. Второй - это заготовка фрагментов с нестандартной формой. Для этого кафель помещают в сукно и заворачивают его во избежание разлетания осколков и смягчения удара. Потом сверток переворачивают и ударяют по нему несколько раз, контролируя силу нажима. Для получения мелких фрагментов дробление повторяют многократно.

Элементы нужно подготовить разных размеров. Так выкладка будет происходить более продуктивно и интересно. Кроме того фрагментам можно придать строго определенные формы для создания настенной композиции, и не только квадратные.

Кроме битой плитки в качестве материала для создания будущего шедевра декора подойдут:

  • зеркальные частички;
  • кусочки цветных стекол (в том числе бутылочных);
  • осколки посуды из фарфора;
  • перламутровые ракушки, собранные во время отдыха на морском побережье;
  • створки речных ракушек с местного пляжа;
  • гладкие камешки гальки;
  • крупные пуговицы;
  • самоцветы;
  • спилы древесины.

Обратите внимание: пользуясь плиткорезом для отщипывания ровных частичек, нужно соблюдать меры личной безопасности. Важно защищать лицо от попадания осколков и частичек пыли. Для глаз лучшая защита - очки, а для носа и рта - бытовой респиратор. Защитный костюм и перчатки защитят тело и руки от порезов. Отсутствие посторонних зрителей тоже немаловажно.

Теперь понятно, как изготовить мозаику из битой плитки. Далее будет рассмотрено, как ее правильно выложить в виде рисунка.

Где найти идею для мозаичного панно

Идея для панно может прийти спонтанно, а может придется приложить усилия для ее поиска. Главное, не действовать стереотипно. Собственная фантазия может стать лучшим помощником в этом деле. При выборе темы можно руководствоваться советами специалистов. Вот что они рекомендуют.

Варианты по выбору идеи для панно:

  1. Наличие набора цветных осколков и их форма могут натолкнуть на определенные мысли. Стоит к ним присмотреться, чтобы понять будущую тему и цветовую компоновку исходного материала. Возможно придется добавить каких-то недостающих элементов;
  2. Создать рисунок можно по готовому эскизу, в котором за основу берутся высокохудожественные мотивы. В мозаичном варианте можно даже попробовать скопировать понравившуюся картину с увеличением ее размеров;
  3. Личные предпочтения способны помочь определиться с выбором подходящей темы для панно;
  4. Попробовать воспроизвести готовый мозаичный рисунок с собственным видением цветового оформления;
  5. Для выкладки абстрактного изображения идеи может и не быть вовсе: фантазия подскажет, как лучше расположить готовый битый материал на гладкой поверхности.

Для создания панно следует принимать во внимание общепринятые художественные принципы:

  • выкладывая портретные и узнаваемые изображения по бестрафаретной технологии нужно придерживаться пропорциональности;
  • лучше воспринимаются симметричные образы, хотя их создание является более сложным процессом;
  • в асимметричных полотнах расположение крупных элементов с правой стороны тяжело воспринимать визуально, тогда как левостороннее размещение более предпочтительно;
  • наличие эскиза будет весьма уместно, если создатель картины не располагает ни опытом, ни даже намеком на художественный вкус;
  • абстрактные полотна нередко создают с использованием цветовых контрастов.

Крупные образы природы выглядят более эффектно на мозаичных картинах. Ими могут быть:

  • фантазийные либо реальные образы животных, птиц;
  • рыбы - из мультфильмов, морские или аквариумные обитатели;
  • цветы - маки, подсолнухи, ирисы и пр.;
  • портрет девушки в шляпке;
  • пейзажные изображения - наброски или полноценные картины.

На поверхности будущей картины лучше сразу продумать оптимальный вариант расположения элементов, и не спешить. Перекладывать заново мозаику будет очень трудно.

Обратите внимание: сортировка кусочков плитки поможет в компоновке абстрактной композиции. При этом более совершенные фрагменты отбираются для центрового расположения и смыслового акцентирования. А другие - для краев. Кусочки со срезанной лицевой частью, со сколами и дефектами на эмали подходят также для заполнения пустот (создания фона). Размеры кусочков плитки корректируют кусачками. После подсыхания готовому панно придают свежий вид посредством стеклоочистителя и ворсовой ветоши.

Как подготовить рабочую поверхность

Приготовлению поверхности следует уделить максимум внимания, поскольку мозаика из битой плитки от этого только выиграет в плане прочности и долговечности.

Последовательность действий тут такова:

  1. Выбранную поверхность, на которой будут выкладываться плиточные кусочки, очищают от обойных полос либо старого керамического покрытия. Иными словами максимально освобождают и очищают;
  2. Используя шпатлевку, заделывают отверстия, щели и трещинки;
  3. Наносят изображение будущего декоративного панно согласно составленному эскизу.

При участии в создании декоративной мозаичной композиции стеклянных кусочков специалисты рекомендуют применять для их фиксации прозрачный клеевой состав.

Для крепления же керамических кусочков подойдет специальный клеевой состав, привлекаемый для работ с кафелем. Состав со светлым оттенком в данном случае идеальный вариант. Он поможет выдержать четкость изображения, подчеркнет его уникальность и красоту.

Клей готовят в соответствии с инструкцией от производителя. При нанесении клея применяют шпатель. Инструментом делают гладкий и ровный клеевой слой.

Как выкладывать элементы на поверхность

Правила выкладки элементов:

  1. Начинают выкладку фрагментов с центрального смыслового элемента с постепенным переходом на новые зоны;
  2. Первым делом выкладывают крупные фигурки, а после - задний план и общий фон рисунка. При выходе некоторого количества клея на лицевую сторону кусочков его осторожно стирают. В швах клей оставляют;
  3. Готовое панно оставляют сохнуть примерно на 24 часа. По прошествии этого времени влажной губкой проводят по мозаике для устранения остатков клея;
  4. Заключительный шаг - затирка полотна. Для этого выбирают либо финишную шпаклевку либо специальную фугу для кафеля в строительном магазине. Работу производят на небольших участках, прорабатывая отдельные элементы;
  5. Фугу можно сразу подобрать в тон кусочкам, а можно уже в процессе добавлять в нее пигмент;
  6. Спустя примерно 20 мин - полчаса затирка схватится (должна приобрести темноватый оттенок), ее излишки удаляют увлажненной губкой.

Существует способ выкладывания мозаичного полотна по сетке. При этом удаляют излишки краев, которые могут накладываться внахлест. Для выкладывания некоторых участков отдельные кусочки сразу вырезают по готовому шаблону.

Разные варианты выкладывания мозаичных элементов на стену:

  • рабочей поверхностью выступает подготовленная стена - промазанные клеем фрагменты фиксируют на армирующей сетке;
  • большую часть рисунка выкладывают на сетку, готовое изделие переносят на плоскость стены;
  • округлые стены подготавливают, частички накладывают путем фрагментарного переноса с предварительной раскладки (это позволит не покоробиться рисунку и сохранить его целостность).

Обратите внимание: готовой работе обязательно дают время, чтобы высохнуть. Иначе ее можно просто-напросто испортить. Период бездействия обычно занимает около одних суток.

Как правильно ухаживать за панно с плиточной мозаикой?

Чтобы декоративное украшение радовало глаз очень долго, за ним требуется соответственно ухаживать.

  1. Категорически запрещается чистить мозаику такими составами, которые включают в себя воск, фосфор либо различные масла;
  2. Для протирочных процедур также не советуют пользоваться абразивными смесями;
  3. Наиболее грамотное решение - специфические средства для чистки керамической плитки. Удаляя множественные пятна и загрязнения, они не портят обрабатываемый с их помощью материал.

Теперь понятно, как выложить мозаику самостоятельно. Ведь такое оригинальное украшение для дома и дачи вполне можно осилить каждому, кто изъявить желание попробовать сотворить его. Владея подробной информацией, раскрывающей секреты мозаичного мастерства, сделать это будет намного проще, чем кажется сначала.

Искусство мозаики насчитывает более пяти тысяч лет. За эти годы наблюдался период его расцвета в том или ином государстве, сменявшийся периодами упадка и забвения.

В последние годы интерес к мозаике в нашей стране постоянно растёт. Объясняется это тем, что данная техника оживляет интерьер любого помещения, придавая ему неповторимость и уникальность. Мозаика из битой плитки своими руками создаётся в результате достаточно длительного и трудоёмкого процесса, однако истинных ценителей прекрасного это не останавливает. Частично это можно сравнить с традиционной технологией укладки плитки .

В настоящей статье сделана попытка обобщить первичную информацию, касающуюся самостоятельного создания мозаики из материала, который в настоящее время является наиболее доступным по цене, битой кафельной плитки. Надеемся, что после знакомства с настоящей статьёй, вам станет понятно как класть мозаичную плитку.

Где найти материал

В любом специализированном магазине вы сможете приобрести необходимое для создания рисунка любого размера и степени сложности количество битой плитки за копейки, либо совершенно бесплатно.

Возможен вариант приобретения остатков плитки, которые стоят в разы дешевле.

Третий источник получения вожделенных материалов, оставшаяся после ремонта (у вас, соседей или знакомых) плитка и её бой.

Ищем запасы битой плитки для укладки в ванной

С чего начинается работа

С самого сложного. Придётся сесть и в мельчайших деталях представить себе, как будет выглядеть нетленный шедевр, который вы собираетесь создать: общая концепция рисунка, его композиция, масштаб и цветовая гамма.

После этого желательно перенести всё, что возникло в вашем воображении, на бумагу. Набор цветных карандашей или фломастеров намного облегчит вам проработку деталей будущей мозаики. Эскиз необходимо сделать в масштабе. Это значительно облегчит вашу дальнейшую работу.

Если с творческой жилкой у вас «не очень», то рекомендуем начать работу с создания абстрактного мозаичного рисунка. Разноразмерные осколки, выложенные в произвольном беспорядке, оформить в законченное панно гораздо проще, чем рисунок, содержащий конкретные образы.


Создаем эскиз или панно из битой плитки

Но эскиз не помешает и в данном случае, так как он, по своей сути, является планом вашей будущей работы, с одной стороны, и руководством по подбору материалов по цветам и количеству, с другой. Этот документ позволяет получить полное представление о том, как будет выглядеть будущая мозаика из битой плитки, выложенная своими руками.

Подбираем материал для создания панно

Начиная подбор боя кафельной плитки для будущей работы, следует руководствоваться, при этом, рядом правил, соблюдение которых значительно облегчит вашу жизнь на следующих стадиях работы.

  1. Желательно использовать плитку, примерно равную по толщине. Если осколки будут значительно отличаться по данному параметру, то выложить рисунок красиво будет существенно сложнее, так как одни его участки будут тонуть в клее, а другие – выпирать из стены. И, даже отбросив эстетическую составляющую, допускать подобного нельзя ни в коем случае. Острые края выпирающей битой плитки могут причинить серьёзные травмы. Если выравнивать разброс толщины клеем, то его расход существенно увеличится, а это деньги, и немалые.
  2. Цветовая гамма рисунка, образно говоря, определяет его душу. Чем больше цветов, тонов и полутонов использовано при его создании, тем более выразительным и эмоциональным получится ваша мозаика. Если различия в используемых элементах набора касаются только полутонов, то в результате получится ровный и спокойный тон, не бросающийся в глаза и не привлекающий излишнего внимания. При наличии определённых способностей отличную мозаику можно выложить своими руками, пользуясь для этого только элементами плитки одного цвета. В таком случае вам потребуется специальный инструмент для того, чтобы подготовить необходимое количество кусочков (по примеру интернета назовём их пикселями) нужной формы. В противном случае такой рисунок у вас просто сольётся.
  3. Если ваш эскиз предусматривает наличие резко контрастных пятен, добиться этого можно, комбинируя пиксели кафельной плитки с элементами иной битой керамики (например, посуды).

Если мелких пикселей кафеля нужного цвета и размера не хватает, то можно набить достаточное их количество из целой плитки требуемой расцветки.

Разбивать кафельную плитку удобнее всего, предварительно завернув её в тряпочку, и нанося удары резиновой киянкой по тыльной стороне плитки. В этом случае слой глазури, нанесённый на плитку, будет меньше крошиться.

Для получения определённых визуальных эффектов могут потребоваться пиксели из стеклянной плитки. Разить её способом, описанным выше, невозможно, так как основу подобной плитки составляет сетка. В таком случае придётся поработать специальными кусачками для мозаичных работ.


Создаем абстракцию из битой плитки

Подготовка поверхности основания

Чаще всего мозаичную плитку выкладывают на полах или стенах. Работа на полу практически ничем не отличается от облицовки их кафельной плиткой, поэтому останавливаться на этом вопросе мы не будем.

Второй вариант в техническом отношении является более сложным и начинается с подготовки стены (участка стены). Под этим понимается:

  • удаление с неё имеющегося покрытия (обои, краска, кафель и т.п.);
  • если в процессе зачистки выявляются участки «дышащей» штукатурки, зачищаются и они;
  • после удаления всего лишнего стена штукатурится и выравнивается правилом под уровень с контролем горизонтали и вертикали её поверхности. От качества поверхности зависит результат всей будущей работы;
  • после полного высыхания штукатурки стену следует обработать грунтовкой глубокого проникновения. Это укрепит основу будущей мозаики и повысит адгезию поверхности стены к клеевому составу, на который вы будете крепить элементы панно;
  • на подготовленную поверхность наносится эскиз рисунка, который вы собираетесь набрать. Для того чтобы максимально соблюсти при этом пропорции, рекомендуется предварительно нанести масштабную сетку на эскиз и стену и переносить изображение по квадратам.

Подготавливаем стену и пол для плитки

Приступаем к кладке

Для успешной работы необходим следующий инструмент:

  • уровень;
  • правило;
  • тёрка;
  • кельма;
  • шпатель зубчатый 4х4;
  • шпатель малярный широкий;
  • кисть маховая;
  • киянка резиновая;
  • шпатель резиновый;
  • кусачки для мозаичных работ;
  • стеклорез или ручной плиткорез;
  • низкооборотная электродрель;
  • миксер — насадка;
  • губка поролоновая;
  • ёмкость малая (1000 мл) для подготовки затирки;
  • ёмкость большая до 6000 мл для подготовки клеевого состава;
  • Наждачная бумага крупнозернистая;
  • Линейка металлическая, карандаши.

И материал:

  • Шпаклёвка выравнивающая (по необходимости);
  • Грунтовка глубокого проникновения;
  • Клей для плитки (белого цвета или бесцветный);
  • Затирка для швов белого цвета;
  • Крестики «1».

Прежде, чем начать класть рисунок, потребуется приобрести необходимый для этого клеевой состав. В качестве такового используется специальный клей для укладки кафельной плитка.

Желательно, чтобы приобретённая вами марка клея имела белую основу. Данный цвет лучше всего подходит для выкладывания мозаики, т.к. прекрасно сочетается со всеми остальными и вызывает ощущение лёгкости и чистоты выполнения панно.

В тех случаях, когда в создаваемой работе планируется использование пикселей стеклянной плитки, наиболее оптимальным вариантом будет являться клеевой состав с прозрачной основой. Такой клей дороже, но работа получается гораздо более выразительной и качественной.

Работы начинаются с подготовки клеевого раствора. Больше 4000 мл единомоментно готовить не рекомендуется, так как процесс подбора необходимых по размеру и цвету кафельных пикселей, их подгонка и укладка занимают достаточно много времени. Клей может просто засохнуть.

Чтобы кафельные пиксели приклеились с должным качеством, температура воздуха в помещении не должна выходить за пределы оптимального температурного коридора (+5) – (+30).

Выполнение мозаичного рисунка можно осуществлять одним из двух наиболее часто использующихся способов.

Классический рисунок

Используется для простых или абстрактных рисунков.

  • Изображение начинает набираться «от центра к краям» по расходящимся окружностям. Это позволяет добиться максимально ровной горизонтали готового рисунка.
  • Первоначально выкладываются изображения (люди, животные, дома и т.п.), затем второстепенные элементы мозаики (солнце, река и т.д.).
  • Фон мозаичного панно выкладывается в последнюю очередь.
  • Контур изображения требуется выкладывать пикселями, имеющими хотя бы одну ровную сторону, что позволяет придавать ему чёткость.

Мозаичный рисунок в плёнке

Применяется для выполнения сложных изображений.

  • Подготавливается две клейких основы по размеру создаваемого панно. Первую укладываем на ровную поверхность и, постепенно удаляя с неё защитный слой, выкладываем рисунок на данную основу. Указанный вариант удобен тем, что пиксели можно многократно устанавливать, удалять и подгонять один к другому, добиваясь большей выразительности.
  • Полностью набранный рисунок накрывается сверху второй клейкой основой. Получаем мозаичный рисунок в двусторонней плёнке.
  • На всю площадь, которую должен занять рисунок, с небольшим припуском наносится клеевой раствор.
  • С нижней стороны рисунка снимается клеевая основа (та, на которой изображение набиралось).
  • Свободной стороной набор клеится на стену и разравнивается в плоскости стены.
  • После полного высыхания клея снимается внешняя клейкая основа.

При работе по данному методу в обязательном порядке необходимо соблюдать два требования:

  • Рядом расположенные кафельные пиксели должны иметь разные цвета. Это позволяет получить не просто колоритный и яркий узор, но и создаёт предпосылку для его визуального восприятия как более интересного и яркого. Чем меньшее количество цветов и тонов используется в мозаике, тем спокойнее получается панно. И наоборот, широкая цветовая палитра делает рисунок ярким, насыщенным и более красочным. Если какой-нибудь пиксель «не вписался» в набранную картинку, его следует удалить и заменить на более подходящий;
  • Рядом лежащие пиксели обязательно должны иметь разные размеры. Перебарщивать, конечно, не следует, но видимые отличия в размерах должны быть обязательно. Особенно выигрышно смотрятся расположенные рядом элементы мозаики, когда они не просто имеют разные размеры, но и различаются по форме. При этом не следует забывать, выполняя набор рисунка, о том, что собирать элементы мозаики «встык» нельзя. Требуется оставлять температурные зазоры, которые после завершения кладки затираются.

Создаем мозаичный рисунок в ванной

На завершающем этапе выполняется разделка и затирка швов между элементами, из которых собран рисунок. Делается это только после полного химического высыхания клея естесственным образом (через 24 – 72 часа). Время высыхания зависит от температуры в помещении и марки клея.

Излишки клея, выступающие за плоскость рисунка, аккуратно удаляются, после чего разводится затирка и наносится на нужные места резиновым шпателем. При этом следует обращать внимание на то, чтобы все имеющиеся на рисунке швы плотно ей забивались. После нанесения затирки на определённую часть панно, необходимо протереть эту часть влажной губкой, которую (после этого) необходимо регулярно споласкивать в ведре с чистой водой. Данная операция выполняется примерно через четверть часа после обработки швов, позволяет удалить с поверхности кафельных пикселей остатки затирки и делает обработанные швы более аккуратными и однородными.

Последним штрихом работы над вашим мозаичным панно является полировка выложенного рисунка, выполнение которой позволит ему заиграть всеми цветами радуги и сделает вашу работу более выразительной.

Выполняется указанная процедура посредством любой мягкой безворсовой ткани, на которую предварительно наносится мебельный воск. Обратите при этом внимание на состав последнего. Если в него входит фосфорная кислота, то обрабатывать им мозаику запрещено.

Если мозаика сильно загрязнилась, отчистить её можно нейтральными чистящими средствами, имеющими низкое процентное содержание каких-либо кислот. После завершения работы обязательно необходимо протереть панно и обильно сполоснуть его проточной водой.

Творчество — оно такое: умудряется находить применение вещам, которые холодный рассудок упорно требует вынести на помойку. С рассудком, тем более холодным, у меня всегда было плохо. Что поделаешь, поэтическая, блин, натура… Зато творчества - хоть черпаком мешай.

Год или два назад, оказавшись на складе закрывавшейся в тот период в Москве сети магазинов «Старик Хотабыч», увидела я горы битой плитки. По рублю, или по три — уже не помню. В голове отложилось только, что ее было много и дешево. Ну как творчество может пройти мимо такого клада? Никак не может. А потому домой я приволокла коробку с боем таких размеров, какую только мы с сыном физически могли поднять. А потом началось «как всегда»: то Муза где-то в пути затерялась, то лень одолела, то дел по горло… Таким образом «плиточное сокровище» мирно пылилось долгое время на балконе, покорно ожидая своего часа. Час настал на эти майские. Ну и понеслось:)

Балкончик у меня маленький — полтора на полтора метра (серия дома П-111м), поэтому с орнаментом (хотя мне этого и очень хотелось) развернуться не получилось: все равно на таком малом пространстве он не будет виден. Значит, решила я, буду класть плитку по наитию.
Что важно для бюджета — плиточный клей я тоже не покупала. На все том же балконе осталось два начатых пакетика с предыдущего ремонта.
Вот так балкончик выглядел на этапе старта:

Первым делом сортируем плитку. Выбираем те цвета, которые хотим использовать. Ненужную сгребаем подальше, иначе будет мешаться - с пространством то в наших домах туго:


Выбранные плитки аккуратно бьем молотком на нужные по размеру кусочки.
Важно : бить нужно исключительно с обратной стороны, чтобы не понаставить сколов и не попортить внешнюю!


Замешиваем плиточный клей согласно инструкции на упаковке.
Важно : Клей у меня был подходящий. Но если будите покупать, обратите внимание, чтобы на упаковке было написано, что он пригоден для внешних работ.
Клея сразу много не размешивайте. Если обычную плитку (не битую), можно быстро положить друг за дружкой, то мозаика требует времени на побор кусочков. И пока вы будите ими «играть», прикладывая то туда, то сюда, клей может засохнуть.
Вот - я разводила буквально на дне ведерка:


Пол предварительно я не выравнивала. Во-первых - не то помещение (это же не 20-метровая гостиная), а во-вторых плиточный клей имеет плотный состав, и сам все мелкие огрехи выравнивает.
Используя шпатели (у меня тоже остались от предыдущего ремонта) наносим клей на пол. Но не на весь, а только на ту небольшую часть, на которую вы в данный момент планируете положить плитку. Опять же потому, что клей быстро сохнет, и пока вы будите украшать один угол, на всей остальной поверхности он уже может превратиться в камень.
На нанесенный на пол клей укладываете кусочки плитки. На всякий слушай лично я дополнительно наносила шпателем клей и на нижнюю сторону плитки.
Вот первый уголок:


Для удобства лучше сначала приклеить крупные куски плитки, максимально прилаживая их друг к другу. А вот образующиеся между ними дырочки вторым этапом заполняете более мелкими кусочками:


***


Когда бьете плитку, не выбрасывайте даже самые малипусенькие кусочки! Дело в том, что зазор между плиткой не должен быть больше 5 мм (максимум). А при такой угловатой мозаике обязательно найдется пару мест бо льшего размера, в которые как раз очень удобно будет запихнуть получившиеся осколочки!
И еще один совет: если при укладке есть альтернатива положить любой многоугольник (форма места позволяет), экономьте кусочки треугольной формы. Почему-то именно треугольников вечно не хватает:) Мистика, но треугольных мест для укладки выходит полно, а треугольные кусочки отбиваются плохо и редко. Поэтому если треугольничек отбился сам собою, а на очередное место можно положить кусочек иной формы, его и кладите. В будущем обязательно возникнет место, на которое ваш треугольничек отличного пригодиться.
Выползающий при укладке из ложбинок клей тут же аккуратно удаляйте тряпкой. Иначе присохнет - не отобьешь.


Ну вот - вся плитка приклеена.
Единственное, чего мне не хватало из домашних запасов остатков - это затирки. Поэтому оставив плитку, поехала за ней в магазин.
Обычной белой затирки не хотелось… Купила кирпичного цвета, вот такую:


Цена в «Леруа Мерлен» за 2 кг. (для выбранной площади - выше крыши!) — 118 руб.
Важно : Затирка должна быть цементная — это раз. Может использоваться не только внутри, но и снаружи помещений — это два. Выдерживает низкую температуру + температурные перепады — это три. Эти три главных условия, которым используемая на открытом балконе затирка должна соответствовать.

Пока гуляла по магазину, подумала — может мне еще и стены покрасить?
Бюджетная краска (256 руб.) в «Леруа» тоже нашлась: фасадная белая «Латек» в ведерке на 2,5 литра.
К ней же были куплены три колоранта: изумрудный, синий и морская волна (каждый по 28 руб.)
Вот такие:


Дома я, боясь что плитка еще не высохла, решила не терять время и пока выкрасить стены. Чтобы не попортить еще возможно не до конца высохшую кладку, я положила на нее большой лист толстой фанеры. Таким образом во время окрашивания я топталась по нему, не повредив плитке.
Ну вот так вышло со стенами: одна стена (внешняя) синяя, внутренние - микст морской волны и изумрудной. Дверь с наружной стороны также выкрашен в синий.
Важно:) пока занимаетесь покраской, не пускайте на место ремонтных работ животных. А они, животные эти, из любопытства обязательно будут суваться, пачкая лапы. Мне, например, три раза пришлось отмывать пол в квартире от синих следов кошачьих лап:)


***


***

Когда стены у меня высохли - затерла швы между плиткой.

В итоге вышло вот так:


***

***
Параллельно с этой работой постоянно отвлеклась на прочие прочие процессы))
Например, для декора выкрасила в соответствующие цвета два стареньких советских деревянных подсвечника, оставшиеся от родителей.


***


Вот такими они были изначально — замызганные, жирные, обляпанные лаком:


Чтобы избавиться от всей этой грязи, особо не мудрствуя, замочила их на ночь в ведре с ацетоном. А чтобы не всплывали - придавила камушками:


Важно : все реставрационные работы с использованием хим.средств (растворителей, ацетонов и проч.) можно делать только на свежем воздухе и в перчатках!
То, что не смылось ацетоном на утро аккуратно вышкаблила циклей (я в качестве цикли уже много лет использую старый бабушкин маникюрный набор - очень удобно:)


***

Ну вот - все отмыто и отшкрябано. Можно красить!


Красила обычными акриловыми красками и кистями. А вот маленькие точечки, например на ящерке, наносила зубочисткой.
Для разноцветного балкона получилось самое то!


***


Есть еще куча идей - расписная сидушка из ненужного «икеевского» стульчика (сидеть же на балконе на чем-то надо будет)
Для голой стены — из старой фотокартины, найденной в деревенском доме…


сейчас в творческих муках рождается абстрация на стену (это пока проект):


Но это всё истории уже для следующих постов.
Главная же идея этого: не пренебрегайте старыми, ненужными и распродажными предметами!
Из битой плитки вышел отличный пол, которого точно ни у кого нет. Да и вообще весь ремонт моего балкончика обошелся (считаем):


  • Затирка — 118 руб.

  • Краска — 256 руб.

  • Колоры — 28 х 3 = 84 руб.

  • Плитка — порядка 100 руб.

Итого: смешные 558 руб.
А весь секрет в том, что большая часть материалов и инструментов — остатки с предыдущих ремонтов, плитка — утильный бой, а декор — отреставрированное б\у.
Да будет творчество нам всем в подмогу!

Красиво уложенная мозаика из битой плитки своими руками радует глаз неповторимым узором и существенно экономит ремонтный бюджет. Возможности данного метода облицовки довольно широки и многообразны, особенно в дизайнерском отношении.

Укладка мозаики – общие требования

Как облицовочный материал мозаика применяется еще с античной эпохи – в древнеримских термах и древнегреческих банях мозаичные панно представляли собой настоящий образцы высокого искусства. Да и сегодня такой декор прекрасно смотрится в бассейнах и саунах, в ванных, кухнях и туалетных комнатах, на садовых дорожках, в офисах, при отделке фундаментов для забора или для оформления фасадов. Можно использовать не только покупную мозаику, но и применить остатки керамической плитки, кусочки стекла, металла, камня и прочие ремонтные отходы – в умелых руках они станут подлинными дизайнерскими находками.

Как класть мозаичную плитку, зависит от нескольких факторов:

  • Где выполняется облицовка – снаружи помещения или внутри него, это определит необходимость морозостойкости раствора;
  • При значительной площади работы актуальна укладка мозаики на сетке, своими руками изготовить и установить сетку гораздо проще, чем обшить ее сверху мозаичными элементами;
  • При комбинировании мозаики с кафельной плиткой стандартную керамику всегда укладывают в первую очередь . Под мозаичные вставки и панно оставляются монтажные проемы, их декорация выполняется после полного высыхания цементного раствора под керамической плиткой;
  • Если необходимо заложить вспомогательную сетку (см. п. 2), то этот этап выполняется до укладки финишной облицовки, даже если 95 % всей поверхности декорируется обычной керамикой. Например, при укладке плитки для крыльца на улице в «окошки под мозаику» необходимо заблаговременно смонтировать сетку, даже если эти вставки невелики по габаритам;
  • Укладка мозаичной плитки своими руками сопряжена с определенным риском с точки зрения безопасности работ именно при самостоятельном изготовлении ее элементов.

Осколки керамики и стекла имеют острые грани, порой до бритвенной остроты кромок. Это чревато глубокими порезами при любом неосторожном движении!

Близкое соседство со строительным раствором усугубляет риск возможностью занести инфекцию в свежий порез. Укладку мозаики собственного изготовления необходимо выполнять в толстых прорезиненных перчатках и соизмерять свои движения с особенностью материала.


Как сделать мозаику из плитки – своими руками и не только из керамики

Когда укладывается мозаика из битой плитки своими руками, садовые дорожки оформляются по одной методике, бордюры для клумб – по второй, а панно для ванной – по третьей. Это связано со спецификой декорируемых объектов и условиями эксплуатации рукотворной мозаики.

Например, для бордюров подойдут куски керамики крупного размера с протяженным прямолинейным сколом. Уложив его параллельно дорожке, получают эстетически привлекательный переход от горизонтальной поверхности к вертикальной. Вполне допустимо разнообразить укладку разноцветным кафелем и таким же стеклом, осколками фарфора или вкраплениями полированного металла, но разгул дизайнерской фантазии следует удерживать в рамках определенных правил.

Основные керамические элементы могут быть различного размера – а вот дополнительные кусочки стекла или фарфора должны иметь схожие габариты . Аналогично и переход от одного цвета к другому желательно выполнять плавно, либо равномерно чередуя кафельную радугу. Желание испытать себя в роли художника-абстракциониста скорее всего приведет к аляповатому и невразумительному узору – придется объяснять каждому гостю, что это именно мозаика, а не тест на цветовую восприимчивость.

Кроме того, вполне допустимо совместное использование фабричных и самодельных мозаичных элементов. Например, мозаику из битой плитки своими руками для вставок на фасаде дома можно облагородить плиточками, оставшимися после ремонта в ванной или сауне. Они создадут своеобразные «островки геометрической стабильности», вокруг которых можно выложить вихрь керамического креатива.

Мозаика из битой плитки – своими руками, аккуратно и не торопясь

Укладка мозаики не терпит хаотичности и выполняется в плановом порядке, ее типичные этапы таковы:

Как сделать мозаику из битой плитки своими руками - пошаговая схема

Шаг 1: Эскизный

Эскиз нужен для любой мозаичной облицовки, разве что за исключением тонкой полоски-филенки между двумя рядами кафеля. Эскиз должен учитывать размеры и цвет основных мозаичных элементов. Его можно выполнить цветными карандашами (фломастерами) в масштабе. Нарисовать рисунок на бумаге многократно проще, чем обдумывать дизайнерские ходы с раствором на руках . Учтите цвет и размер имеющихся элементов, продумайте цветовые переходы и вставки из фарфора или стекла – любой строительный экспромт лучше всего получается при точном планировании…

Шаг 2: Работа с материалом

При недостатке битых плиток на облицовку можно пустить цельные, предварительно их разбив. Керамика хорошо раскалывается с помощью острого зубила и короткого удара молотком – ювелирная точность нам и не понадобится, выдержать же примерное соответствие размерам труда не составит. Керамическая плитка хорошо подлежит предварительному выравниванию – с помощью абразивного камня или наждачной бумаги. Скругленные углы и плавные поверхности выгодно подчеркнут ремонтный замысел, не стоит использовать только острые края и зазубренные кромки.

Абразивно-наждачная подготовка повысит трудоемкость нашей мозаичной затеи – но привлекательный вид облицованной поверхности, его отражение в восхищенных взглядах стоят этих усилий.

Шаг 3: Подготовка поверхности

Основа под мозаику не должна иметь крупных неровностей и при этом обладать шероховатостью – если монтаж выполняется на стандартный цементный раствор. Такой метод хорош для горизонтальных поверхностей любой протяженности – полов, верхних участков бордюров, банных стоек и т.п. Вертикальные и наклонные поверхности придется выкладывать на клеевые составы – стало быть, они должны быть гладкими, т.к. слой клея гораздо тоньше цементного раствора. Универсальный плиточный клей с добавлением водостойких и морозостойких (для улицы) присадок будет наилучшим монтажным решением.

Шаг 4: Выкладываем мозаичную красоту

Сверившись с живописным эскизом, начинаем облицовку крупными фрагментами. Мозаичные куски располагаются свободно относительно друг друга – значительные зазоры потом оформляются мелкими осколками. Важно выдерживать ровной линию укладки с помощью длинной и массивной металлической линейки. Как сделать мозаику из плитки своими руками, если крупные куски "нарушили строй", вам не подскажет ни одно руководство по самостоятельному ремонту . Мозаичные элементы сажаются на клей (раствор) характерными вибрирующими движениями, с "подкручиванием". Тогда под каждой плиточкой не останется воздушной прослойки, она полностью соприкоснется с основой. Спешка при такой работе только повредит – не удивляйтесь малой скорости облицовки, тщательность и соблюдение эскиза важнее рекордов производительности.

Шаг 5: Затирка швов

Затирка мозаичных швов выполняется в два этапа. Сначала готовится жидкая смесь на базе использованного раствора (клея), ей обрабатываются все оставшиеся зазоры. Когда первичная затирка высохнет, необходимо обработать швы декоративной затиркой. Эти составы продаются в любом строительном магазине и допускают цветовую пигментацию в широких пределах. Залог долговечности вторичной (декоративной) затирки состоит в малой глубине монтажного слоя, для чего и необходима двухэтапная обработка мозаичных швов.




Похожие публикации