Классный час «Православные святые Пётр и Феврония. Классный час «Святые Пётр и Февронья

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Благоверные Пётр и Феврония Муромские

(Занятие для детей)

Звучит слайд-шоу по песню «А ты меня любишь?».

В: Всем известна такая дата, как 14 февраля. Называют её?. Кто-то относится к этому дню, как к празднику, заранее готовя кучу валентинок, кто-то недовольно бурчит, что праздник не наш, кто-то относится к этому дню равнодушно.

День Влюблённых

Вновь знакомая картина -

В середине февраля,

В День Святого Валентина,

Как вулкан, бурлит Земля.

Всюду красные сердечки,

"Валентинки" для любимых,

Розы, ленты, банты, свечки

Покупаются для милых.

Все влюблённые планеты

Не скрывают свои чувства,

Шоколадные конфеты

Преподносят - это ж вкусно!

В шоколадном магазине

Оживление с утра,

Полные сердец корзины

Раскупила детвора.

Ведь не только для влюблённых

"Валентинки" посылают.

Милых мам, подруг, сестрёнок

Все мальчишки поздравляют!

В: Но если про день 14 февраля в нашей стране знают все, то про день восьмое июля, знают очень немногие. А ведь это как раз и есть наш, день «всех влюблённых», а если говорить точно, то этот день в православии считается днём памяти Святых Петра и Февронии.

Слайд

А эти Святые покровительствуют именно любящим людям и крепким семьям. Кто же такие были Пётр и Феврония? Это мы сейчас узнаем из чтения рассказа о Петре и Февронии. Итак, поудобнее усаживаемся и начинаем слушать…

Широко раскинулась земля Русская! Слайд. Есть в ней и степи привольные, и леса дремучие, и синие реки. Слайд. Всем щедро наделил ее Господь и насадил множество прекрасных городов. А среди них град Муром...Слайд.

Давным-давно правил Муромом благоверный князь по имени Павел. Диавол же, сделал так, что злой крылатый змей стал прилетать к жене князя. И, волшебством своим, перед ней он являлся таким, каким был на самом деле, а приходящим людям представлялось, будто это сам князь со своей женой сидит. Долго продолжалось такое наваждение. Но жена не скрывала этого. Со слезами прибежала княгиня к мужу:

Князь мой и господин! Лукавый змей прилетает в мой покой и принимает твой, князь, облик! И лишь одна я могу видеть его истинное скверное обличие. Не знаю, как избавиться от нечистого, помоги, князь, защити меня!

Не знаю, как одолеть злодея, - отвечал, подумав, Павел. - Как убить его? Попытайся выведать у него, от чего должна его смерть приключиться?

Княгиня послушалась. Долго она говорила со змеем, восхваляя его, и наконец спросила: “Какой ты умный! Как много всего знаешь! Умнее тебя, наверное, и нет. Нет того, чего бы ты не знал. А все же и ты, пожалуй, знать не знаешь, от чего будет смерть твоя?” Змей и ответил: “Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча”.

Что за Петрово плечо, что за Агирков меч? Задумались князь и княгиня. А у Павла был брат по имени Петр. Красивый, могучий, кудрявый, настоящий богатырь. Услышал он от старшего брата, что змей назвал его имя, и загорелось его сердце, засверкали голубые и загорелось его сердце. Решил Петр убить змея.

Было у юного Петра в обычае ходить по церквам. Пришел он в нее один помолиться. И вот... Увидел вдруг Петр рядом с собой мальчика, синеглазого, в светлых одеждах. Не то человек, не то ангел Божий. И сказал мальчик:

Княже! Хочешь покажу тебе Агриков меч?

Да увижу, где он! - радостно воскликнул юный витязь.

Иди вслед за мной.

Показал мальчик князю в алтарной стене меж плитами щель, в которой лежал дивный сверкающий меч. Петр взял меч.

Однажды пошел он к старшему брату, отдал поклон и сразу же зашел поклониться его жене. Но у княгини Петр увидел Павла! Уразумел он тогда козни лукавого. Предупредил старшего брата, чтобы он никуда не выходил из своих покоев, и снова поспешил к жене князя, взяв с собой чудесный Агриков меч. Петр снова увидел змея в образе своего брата, но теперь его уже было не провести. Выхватил юноша Агриков меч и изо всех своих богатырских сил с размаху ударил коварного! Меч засверкал, змей, обратившись в свое мерзкое и страшное обличье, затрепетал и умер. И обрызгал блаженного князя Петра своею черною отвратительною кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями и появились на теле у него язвы. Слайд .

Загрустил Петр. Угасли его голубые очи, сошел с лица румянец, посеклись русые кудри. Ни один врач не смог помочь ему! Отправились его слуги искать врачей в Рязанскую землю. Один из княжеских отроков забрел в село Ласково.

Зайдя в один дом, увидел он удивительное зрелище: за ткацким станком сидела девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Слайд.

Слуга заговорил с ней, речи девушки поразили его своей мудростью. Она сказала, что зовут ее Февронией. Юноша объяснил ей, что он слуга муромского князя Петра. Господин его тяжело болен, и если она сможет исцелить его, то князь щедро ее наградит. Феврония ответила, что вылечит князя, а за то он должен будет на ней жениться. Князь принял от Февронии целебную мазь, но потом выздоровел и не захотел держать своего обещания, не женился на дочери бедняка. Но вдруг болезнь возвратилась к нему. Тогда вынужден был Петр со стыдом снова обратиться к Февронии. Она исцелила его, и Петр взял ее в жены. И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божий заповеди.

После кончины Павла стал благоверный Петр самодержцем в Муроме. Он был, счастлив, и Феврония была счастлива.

И всем была хороша княгиня: роста высокого, стан прямой, мудрости была необычайной, со всеми кротка и милостива.

Но невзлюбили ее бояре муромские за то, что она дочь крестьянина-бедняка. Гневной толпой пришли они к Петру. - Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня!

Блаженный же князь Петр не захотел нарушить заповедей Божиих ради царствования в жизни этой, он жил по заповедям, соблюдал их. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: отказался от княжения своего, чтобы заповеди Божией не нарушить.

Приготовили для Петра и Февронии суда. И вот поплыли они по реке Оке. Медленно плывут ладьи, тихо плещет река, ласково светит в синем небе солнышко, согревая изгнанных князя и княгиню.

Но вот уже начало смеркаться, наступил вечер. Пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег. Печальным вышел Петр из ладьи и задумался: “Что же теперь будет, коль скоро я по своей воле от княжения отказался?” Тут подошла к нему мудрая Феврония, утешая его: “Не скорби, княже, Милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!”

И что же случилось? На следующее утро, только-только начали грузить с берега на суда пожитки, пришли вельможи из Мурома, умоляя Петра и Февронию вернуться, так как бояре, желая властвовать, устроили в городе кровавую распрю.

Блаженные Петр и Феврония вернулись в город Муром. Правили они, соблюдая все заповеди Божий, молясь беспрестанно и милостыню творя. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали. Слайд.

В старости молили они Бога, чтобы умереть в один день. И приняли Петр и Феврония на склоне лет монашество с именами Давида и Евфросинии. Завещали они, чтобы Похоронили их в единой гробнице и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих между собой тонкую перегородку. Скончались супруги в 1228 году, но их завещание нарушили и погребли их в отдельных гробах в разных церквях. Господь же явил чудо: на другой день после похорон гробы их оказались пусты. Тела Петра и Февронии нашили в общем гробе. Неразумные люди опять переложили их в отдельные гробы. И снова утром оказались святые в одном гробе! Так и не смогли разлучить их люди и после их смерти. День памяти Петра и Февронии - 8 июля. Слайд.

В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше о семейном согласии.

Символом праздника нашего дня влюблённых является, не сердечко, а цветок – ромашка . Слайд .

Чтобы закрепить, полученные вами от меня сведения о Петре и Февронии, давайте с вами посмотрим мультипликационный фильм, который так и называется: «Сказание о Петре и Февронии».

Ребята, у каждого на столе лежит цветок-ромашка-символ дня влюблённых. И лежат слова. Вам нужно из этих слов, выбрать только те слова, которые сохраняют наши семьи. И наклеить их на каждый лепесток ромашки. Сколько у ромашки лепестков? Столько и должно получиться слов. Работаем.

На этом наше занятие заканчивается, а сделанные нами ромашки пригодятся для нашего следующего мероприятия.


КГСКОУ Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида
Классный час

«Православные святые Пётр и Феврония»

7 класс

Классный руководитель: Гольева Т.В.

2011-2012 учебный год

Цель : формирование основ семейного воспитания на примере православных святых Петра и Февронии.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения и смыслом празднования Дня святых Петра и Февронии;

Развитие восприятия и мышления при усвоении слуховой и зрительной информации;

Формирование нравственных основ воспитания будущего семьянина;

Воспитание уважительного отношения к русской православной культуре и истории православия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карта Киевской Руси, иконки с изображением святых.
Ход классного часа.

1. Вводная беседа.

Кто такой Святой Валентин?

Кто такие святые?

Есть ли в православии святые, покровители любви, семьи и верности.
2. Основная часть.

Беседа «Как крестилась Русь».

(С опорой на знания, полученные на уроках истории Отечества).

Какая вера была у восточных славян?

При каком князе на Руси принято христианство?

Как Владимир выбирал веру для своего народа?

Когда произошло крещение Руси?

Как и где произошло крещение первых подданных Владимира?

Сколько лет Русскому православию?
Рассказ «Кто такие «святые».

Какого человека можно назвать святым?

Человек искренне служит богу; жизнь его наполнена добрыми делами для людей; способен совершать необычное для других людей.
Рассказ-презентация «Петр и Феврония»

Слайд 2


Сегодня даже дети знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые - Петр и Феврония...

Слайд 3


Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

Слайд 4


И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Слайд 5


Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит - женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано - сделано.

Слайд 6


После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его - на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Слайд 7


Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Слайд 8


Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре со гласились. Тогда Феврония, к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Слайд 9


Вместе с ними, как оказалось, путешествовала еще одна супружеская чета - тоже князь и княгиня. И надо ж такому случиться, что этому самому князю больно приглянулась Феврония. Княгиня заметила его взгляды, разгадала нечистые помыслы и решила наглеца проучить. - Зачерпни воды из реки левой рукой и испей, - сказала она ему. Тот удивился, но сделал, как просила. - А теперь зачерпни правой и скажи, одинаковая вода или одна другой слаще? Князь признался, что одинаковая. - Так и женское естество всегда одинаково, - вразумляла его мудрая женщина. - Почему же ты, забыв о жене, помышляешь о чужой?

Слайд 10


Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Слайд 11


Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

Слайд 12


А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Слайд 13


Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее - Ефросиньей.

Слайд 14


Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Слайд 15


Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

Слайд 17


С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти - 8 июля (по новому стилю) - с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Таким был на Руси день Петра и Февронии - святых, которых очень почитали наши предки. Это и понятно: праведники дали людям новый, доселе неведомый идеал любви, основанной на родстве душ, взаимном уважении и многолетней привязанности...
Слайд 19

И как в старину, так и в наше время любой страждущий может обратиться к ним со своей молитвой, попросить помощи в любовных делах, благополучия и добра в семейной жизни. Если же отправиться в древний городок Муром да найти там Свято-Троицкий женский монастырь, в котором и ныне почивают мощи супругов, да загадать там сокровенное желание, оно непременно исполнится.

Во всяком случае, так утверждают знающие люди. Видимо, потому туда и сегодня неиссякаемым потоком люди приходят и приезжают издалека с глубокой верой в то, что Петр и Феврония заступятся за просящих перед Господом, помогут разрешить разногласия между влюбленными и супругами и вселят в их души покой и благодать...

По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня Петра и Февронии, которые затем поддержали и во многих других городах России. До революции в России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался очень широко. Сегодня эта традиция возрождается.

Звучит песня о святых Петре и Февронии.

О счастье семейном молятся

По всей православной России

Муромским чудотворцам

Чтоб у Господа испросили.

Надежду, любовь и веру

И верность друг другу до гроба.

И за гробом тоже примером

Они нам сияют оба.

Жизнь во все времена похожа:

Те же требы у каждого века,

То же горе и счастье то же,

Искушенье у человека.

Чтобы тьма не закрыла солнце,

Чтоб не множилось беззаконие

За нас с вами усердно молятся

Петр и Феврония.


Слайд 23

Зажигая сегодня свечи,

И сердца любовью зажгите,

Чтобы были мы вместе вечно

Заступничества попросите.

И дарите ромашки любимым,

Знаком верности и чистоты.

Пусть станут навеки отныне

Русского поля цветы.
Слайд 24

Памятник Пётру и Февронии в городе Муроме.

Памятник Петру и Февронии в Архангельске. Памятник Петру и Февронии в Абакане. Памятник Петру и Февронии в Сочи.

Памятник Петру и Февронии в Ярославле.

3. Заключительная часть.

Детям дарятся иконки с изображением Петра и Февронии с пожеланиями счастья и понимания в семье родителей, в удачном и счастливом семейном будущем.

Управления делами Президента РФ, город Москва

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с жизнью и христианским подвигом святых Петра и Февронии во имя любви к ближнему.
  2. Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, уважают, проявляют заботу.
  3. Развивать связную речь.
  4. Воспитывать в детях желание заботиться о близком, уважать старшее поколение.

Предварительная работа:

  • создание в группе мини-музея «Русская старина» ;
  • беседы с детьми о семье, разучивание пословиц, поговорок, стихотворений о семье;
  • чтение художественной литературы и сказок народов мира по теме;
  • просмотр мультфильма

(реж. Н. Михайлова, ВГИК, 2008) ;

  • создание родителями совместно с детьми семейных газет «Наши семейные традиции» .

Оборудование:

  • мультимедийная презентация «Сказание о Петре и Февронии» ;
  • семейные газеты «Наши семейные традиции» ;
  • куклы Петр и Февронья, сшитые мамой воспитанницы;
  • песня «Петр и Феврония» в исполнении группы «Непоседы» ;
  • выставка экспонатов мини-музея «Русская старина» ;
  • цветная бумага, клей-карандаш.

Ход организованной партнерской деятельности:

Дети заходят в музыкальный зал, здороваются, встают в круг.

Воспитатель:

Ребята, давайте сделаем «Круг доброты» и поделимся с друзьями своей добротой. Назовите своего соседа ласково и улыбнитесь ему!

Что необычного сегодня в нашем зале?

Дети:

Наши семейные газеты украшают стены музыкального зала.

Воспитатель:

А для чего вы делали газеты вместе со своими родителями?

Дети:

Мы хотим всем рассказать про свою семью.

Воспитатель:

Сегодня к нам в гости кто-то придет. (Стук в дверь. Воспитатель вносит кукол) .

Воспитатель (от имени кукол) :

Здравствуйте, дети!

Дети:

Здравствуйте, Петр и Феврония!

Воспитатель:

А как вы узнали, что это Петр и Феврония?

Дети:

Когда мы смотрели мультфильм, то Феврония там была в красном сарафане, а Петр в белых штанах.

Воспитатель:

Да, ребята. у нас в гостях Петр и Феврония в русских национальных костюмах. Они слышали, что вы хотите поговорить о семье. Ведь наши герои тоже семья. А какая семья у Петра И Февронии?

Дети:

Дружная, верная, они любят друг друга.

Воспитатель:

Петр и Феврония являются покровителями семьи. Как можно их назвать?

Дети:

Пара. Супруг и супруга. Муж и жена.

Воспитатель:

Уважаемые Петр и Феврония, наши ребята сейчас прочитают вам стихотворение.

На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром
Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной!

Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли.
Верой, правдой брак держали
И друг друга уважали.

Пролетела та пора,
Нет Февроньи, нет Петра.
Но они – пример семьи,
Честной, искренней любви!

Воспитатель (от имени кукол) :

Ребята, какие вы молодцы! Нам так приятно, что вы о нас знаете стихотворение!

Воспитатель:

Где жили Петр и Феврония?

Дети:

В древней Руси. В городе Муроме.

Воспитатель:

Петр и Феврония возведены в лик святых. Они изображены не только на картинках, но и на иконах.

Воспитатель:

Ребята, а где находятся иконы и для чего они нужны?

Дети:

Иконы могут быть дома, в храме, в соборе. Люди обращаются к ним и молятся.

Воспитатель:

А как вы думаете, о чем люди молятся перед иконой святых Петра и Февронии?

Дети:

Люди молятся о семье, чтобы у них были дети…

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Почему, на ваш взгляд, девушка возлагает цветы к иконе?

Дети:

Наверное, девушка молится о том, чтобы выйти замуж, чтобы муж был добрый и заботливый, и чтобы дети потом родились.

Воспитатель:

А каким должен быть мужчина в семье?

Дети:

Мужественным, сильным, терпеливым, уступчивым.

Воспитатель:

Какие самые главные задачи мужчины-папы в доме, как вы считаете?

Дети:

Папа должен охранять дом и семью. Он должен быть хранителем и защитником семьи.

Воспитатель:

А что еще папа может делать по дому?

Дети:

Он может починить что-то, если вдруг сломалось. Может научить кататься на велосипеде. Может покупать продукты в магазине и подарки жене и детям…

Воспитатель:

А мама какая?

Дети:

Милая, добрая, женственная. Она ухаживает за мужем и детьми, за бабушкой и дедушкой. Мама заботится о том, чтобы в семье всегда было уютно, чисто и тепло. Мама кормит и лечит, стирает и убирается в доме.

Воспитатель:

Да, женщину называют хранительницей домашнего очага.

Воспитатель:

Что объединяет мужчину и женщину?

Дети:

Любовь. Еще они вместе ходят в гости и устраивают праздники.

Воспитатель:

Давайте мы тоже сейчас поиграем, ведь в семье не только трудятся, но веселятся. (Дети с воспитателем играют в подвижную игру «Змейка – папа, змейка – мама, змейка – вся моя семья» ) .

Воспитатель:

Теперь давайте Петру и Февронии расскажем про ваши семьи, покажите им свои семейные газеты. (Рассказы детей по газетам о традициях семьи) .

Воспитатель (от имени кукол) :

Какие замечательные ваши семьи! А знаете ли вы пословицы о семье?

Дети:

  • «Муж без жены, как гусь без воды»
  • «Семейный горшок всегда кипит»
  • «Семейное согласие всего дороже»
  • «Материнская ласка не знает конца»
  • «Семья – опора счастья»
  • «Есть клад, когда в семье лад»
  • «Семья всего дороже» .

Воспитатель:

Ребята, во многих городах России Петру и Февронии установлены памятники. (Слайд с изображением памятников в Ульяновске, Архангельске, Ярославле, Ейске) .

Петр и Феврония жили долго и счастливо. Правили любовью и добром, а не гневом и яростью. И сохранили свою любовь на всю жизнь.

В России учреждена медаль «За любовь и верность» , которая вручается самым лучшим семьям страны. На медали изображена ромашка, которая является символом чистой, честной и верной любви.

Воспитатель:

Предлагаю вам сделать ромашку своими руками. (Дети коллективно изготавливают ромашку из полосок белой бумаги с помощью клей-карандаша) .

А сейчас мы каждой семье пожелаем что-то хорошее, передавая ромашку из рук в руки. (Дети высказывают пожелания.)

Воспитатель:

Итак, ребята, как вы думаете, что самое главное в жизни каждого человека?

Дети:

Семья, любовь.

Воспитатель:

Берегите друг друга, берегите свои семьи, любите и уважайте родителей!

А наших гостей Петра и Февронию мы приглашаем пожить в нашем мини-музее. Они всегда будут с нами рядом и будут помогать вашим семьям.

Давным-давно, в 12 веке, городом Муромом правил благочестивый князь Павел. Однажды в его семье случилась беда: к его жене стал прилетать демон, как крылатый змей. Горестная женщина, уступившая вражеской силе, обо всем поведала мужу. Князь посоветовал жене выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостоту "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча".

Петр - младший брат князя Павла - тотчас решил убить злого змея, положившись на помощь Божию. На молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело Петра покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, нашел в одном из домов девушку, по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

Князя Петра, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на брак с простой девушкой. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпья, кроме одного.

Зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, мудрая девица назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня - образ крещения и очищения грехов (Еф. 5, 26), закваске же Сам Господь уподобил Царство Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13, 21). Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, поэтому она и велела ему оставить несмазанным один струп, как свидетельство греха.

Вскоре от этого струпа болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякую неправду пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, Петр предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, Феврония благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить мужа, провидя их судьбу. Ведь коли "для деревьев есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14, 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье, 25 июня 1228 года. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших. Тело блаженного Петра положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, блаженную же Февронию - в загородном женском монастыре в Крестовоздвиженской церкви. На утро люди увидели, что их гробы пусты, а святые тела лежат в общем каменном гробе, стоявшем в соборной церкви. То же произошло и во второй раз. Увидев в этом волю Божию, святых похоронили вместе, по их завещанию. В настоящее время святые мощи Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

"Блаженные Давид и Евфросиния в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для Евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак." (Святитель Филарет). Издавна святым Петру и Февронии Муромским молились о даровании семейного счастья. День памяти святых - 8 июля - стал в нашей стране государственным праздником: днем семьи, любви и верности.

Использованы материалы книги: Православный календарь для семейного чтения. СПб, 1994.

Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

Июль - месяц, богатый на праздники святых, которые являются покровителями семьи, верности, образцом супружества, - это святые Петр и Феврония, Евфросиния Московская и т. д. День памяти святых Петра и Февронии считается теперь Днем семьи, любви и верности. Это удивительно, когда праздник святых совмещается с праздником светским.

Их житие взято за образец. Сложно в современном мире кого-то считать идеалом для подражания, поэтому именно святые стали образцом. Многие молодые люди говорят: «Они женились, прожили счастливую жизнь и умерли в один день. И мы бы хотели так же». Так говорят многие пары, которые создают семью. Но они не знают, откуда эта история. А это история святых Петра и Февронии, которые прожили счастливую жизнь и умерли в один день. Это удивительно. Если чуть-чуть коснуться их жития, какой все-таки образец для современного человека! Сегодняшняя российская статистика за этот год показывает такие цифры: на тысячу браков семьсот разводов. До революции было на тысячу браков три развода. Чувствуете разницу? Вот ответ на вопрос, до чего довела свобода, жизнь без заповедей Божиих. На днях перечитал «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина…

- А я недавно посмотрела фильм 1958 года «Капитанская дочка». Прекрасный фильм.

Но он был потрясающе политизирован. Там Пугачев - борец с царизмом, и он же покровитель семейного счастья. И какие слова у Александра Сергеевича! «Любовь - пылкое чувство». А знакомство? Герои долгое время были вместе в этой крепости, и вдруг он делает ей предложение: «Давайте обвенчаемся. Ваши родители нас благословят. А потом уговорим моих родителей. Маменька покладистая, но… с отцом будут проблемы». Он пишет письма, отец не благословляет, потому что сын молод, дуэлянт, чуть не лишил жизни другого человека - Швабрина. Когда он и Марья Ивановна читают это письмо, она говорит: «А без родительского благословения счастья нам не будет. Покоримся воле Божией. И пусть Вам Господь пошлет счастливого, доброго человека, а я Вам, видно, не пара». Интересно, в этом фильме 1958 года полностью передается дух повести Александра Сергеевича… Вот какой взгляд на жизнь! Сейчас это такая архаика. Молодые люди сами все решают. И что получается? На тысячу браков семьсот разводов, а раньше только три.

Какой-то особый промысл, особое благословение, скрепа была, когда старались делать все по совету, рассуждению и, самое главное, по заповеди Божией. Кстати, интересно: отец Павел Груздев однажды венчал одну пару, и ему было что-то открыто. Он этих людей видел первый раз, но сказал: «Надо же, в белой фате и называется невеста. Да какая она невеста, она уже раз пять все знала». Оказывается, «невеста» от глагола «ведать» - «незнающая». А чего не знающая? Не знающая никаких супружеских отношений, потому что только сейчас, с благословения Божия, благословения родителей, Церкви начнется эта счастливая жизнь. Поэтому она в белой фате, белый цвет - символ чистоты. Она невеста - незнающая.

В Церкви есть такой обычай: когда совершается Таинство Венчания, жених встает в одном углу, а невеста - в другом; священник приводит и ставит их на коврик, дает им по свече, и с этого начинается обручение. Оно предваряет Таинство Венчания. Это символ: они сейчас вот так тесно встречаются в церкви - она стояла в одном углу, а он - в другом. У них был период жениховства, но никакой близости еще не было. Вот они по углам стоят, даже в храм не вместе пришли. Сначала пришел жених, а потом приходит невеста. Когда я был в Италии, я видел потрясающий обычай в церкви западного обряда. Стоит жених, дожидается в церкви. Дорожка в храм, устланная цветами… И в храм вводит невесту отец - в черном пиджаке, в белой рубашке. Он подводит свою дочь к алтарю и вкладывает ее руку в руку жениха; выходит священник, и начинается Таинство Венчания. Отец приводит - не вместе молодые пришли. Тесная семейная жизнь, личные отношения, супружеские, начнутся только сейчас, с Таинства Брака. То же самое было у Петра и Февронии.

Расскажу тоже одну интересную историю. Я недавно снимала фильм о замечательном Спасском храме в селе Дворы по Успенскому шоссе. Его построил знаменитый зодчий Яков Бухвостов, крепостной, который был гениальнейшим архитектором. Он нигде не учился, самоучка. Он построил храм в Филях невероятнейшей красоты, глаз оторвать невозможно. И есть несколько версий, почему он Спасский. Одна из наиболее достоверных версий: Петр Шереметьев назвал так храм в память о своем венчании, когда отец благословлял его и невесту иконой Спаса Нерукотворного и на этой иконе написал молитву. Она до сих пор сохранилась. Целую молитву отец написал, обращенную к Спасу, о сохранении супружеской жизни Шереметьева и его невесты. И храм посвящен воспоминанию о той иконе, которой отец благословил.

Потому что это принесло им счастье. Так как была сохранена верность заповеди отца, заповедям Церкви. Получается, это храм благодарности Богу за счастливо прожитую семейную жизнь. А если вернуться к житию святых Петра и Февронии, надо сказать, был потрясающий момент. Возникла дилемма: она была крестьянка, дочь древолаза, собирателя дикого меда (кстати, об этом меде говорят, что у него прекрасные целебные свойства, у нас он называется бортный; мед редкий, но, если у кого-то будет возможность, приобретите). А на самом деле такая была у него профессия, этим он зарабатывал себе на хлеб. У Петра была болезнь, почти проказа. Ему было видение, что его может исцелить только девушка по имени Феврония, дочь собирателя меда. В конце концов она его исцеляет.

Это длинная история. Он на ней женится, хотя сомневался: он - князь, а она - простая крестьянка. Но была масса откровений, видений. Когда она исцелила его, он сначала не послушался, обманул, не стал жениться, и проказа возобновилась. Только потом, по ее молитве, окончательно исцелился и решается жениться: было явное свидетельство помощи Божией, что она ему послана от Бога. Они какое-то время живут, но им позавидовали, что простая крестьянка - княгиня: зависть человеческая, черная зависть, неблагодарность. Ставят его перед выбором: или ты остаешься князем, но без нее (пусть она возьмет сколько угодно денег), а ты себе возьми в жены любую другую. Вот какой взгляд на жизнь: как будто взяли и поменяли одежду - взгляд не евангельский. Как можно: «Возьми другую»?

Муж и жена - одна душа, одно тело, один дух. Что такое идеал семьи? Человек трехсоставен - у него дух, душа, тело. Хотя первое, что привлекает, - это внешние качества человека: образ, эстетика, красота и прочее. Соединиться по телу - дело нехитрое, никакого ума здесь не надо. А стать одной душой, знать характер другого человека, уметь его понимать, любить, принимать не только одни достоинства, но и недостатки любимого человека - это очень важно. И не только быть друзьями, но жить душа в душу. Петр и Феврония и жили душа в душу, а есть еще высшая степень соединения - когда люди в одном духе. Мы знаем прекрасно, что есть масса людей, которые друг друга понимают, друг друга любят, но один имеет веру, а другой - нет. Единства в духе нет, и по душе они могут иметь прекрасное взаимопонимание, в телесном отношении тоже все благополучно, а в духе - нет.

Единство у Февронии и Петра было телом, душой и духом. И ему говорят: «режь» себя пополам. Но супруги - две половинки одного целого. На что решается Петр? Он оставляет княжение. Что получилось дальше? Господь все восполнил… Они уходят, плывут по Оке, неизвестно, в каком месте окажутся. Проходит совсем немного времени: те, кто к этому был причастен, за власть передрались, пролили кровь и поняли, что они будут жить в страшной вражде, потому что справедливости нет, авторитета нет, власть незаконная. И они возвращают Петра, просят вернуться на княжение в Муром. Он поступает по любви, по заповеди, а Бог его вознаграждает сторицею.

Люди думают порой: «Я что-то могу потерять, лишиться чего-то». Ничего подобного: человек, который в жизни идет до конца в своих принципах, убеждениях, нравственности, чего бы это ему ни стоило, не будет забыт у Бога.

Удивительное повествование жития этих святых. Когда такое церковное повествование сопряжено с народным фольклором - это, пожалуй, единственный случай, когда параллельно идут два жизнеописания: церковное и народно-фольклорное. Это говорит о том, что, видимо, настолько был яркий образ Петра и Февронии, что народ даже целую сказку сложил об этом.

Священник Еразм составил их жизнеописание, и с общим повествованием их разделяло три столетия. За 300 лет много чего утекло из памяти, и в этом сказочном житии тоже многое идеализировано. Ну, пусть будет так. Каждый из нас должен стремиться к идеалу. Кто-то из мудрых людей сказал: «Фантазия начинается с фантазера». Человек придумал идею, цель и начинает к ней стремиться. Попутный ветер не дует тому, кто никуда не плывет. Всегда надо брать планку выше, и тогда будешь из себя что-то представлять. Кстати, есть закон шахматной игры - надо всегда играть с теми людьми, кто играет лучше тебя. Это тебя сделает опытнее. Не надо играть с теми, кто слабее. Тут тоже совершенно конкретная наука об этом спортивном шахматном искусстве. Надо все время выше и выше брать планку. Даже если она во многом идеализирована... Кстати, в Муроме до сих пор Петр и Феврония в раке вместе.

Это удивляет всегда, и многие люди, которые воцерковляются, спрашивают: «Они правда оказались в одном гробу?» Поверить нашему рациональному, холодному современному уму в то, что может произойти такое божественное чудо, сложно. Удивляет не то, что он был верен, а то, что они остались в одном гробу, когда их разделяли.

Это является наглядным свидетельством - «прииди и виждь». Многие молодые люди из нашего молодежного движения «Покров» обязательно перед браком едут в поездку в Дивеево через Муром или, наоборот, через Муром в Дивеево. То есть едут помолиться и своими глазами видят: два человека вместе. Нетленные мощи одного и другого, и они вместе. Слово «вместе» - это та самая планка, к которой надо стремиться: вместе телом, вместе душой и вместе духом. Это, конечно, для нас, светских людей, которые живут семейной жизнью, - идеал и стремление.

Но не все так просто было. Вот момент: у нее крестьянское воспитание, у него - княжеское. Ему нашептали бояре, что она после обеда по крестьянскому обычаю сметает крошки со стола, как будто голодная. А это священное отношение к хлебу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это отношение: хлеб и еда - Божий дар. Мне один священник как-то сказал: «Мне однажды мысль пришла в голову, что еда - это выражение Божественной любви к нам. Лошади, быки жуют одну траву, они понять не могут, что такое бананы, яблоки, молоко, конфеты... Только человек может оценить разнообразие, которое дает Бог». Феврония относилась к хлебу как к дару Божиему. Князья нашептали; он увидел это за столом: она начала сметать крошки, собрала их в кулак. Он подходит, взял ее за руку и попросил, чтобы она ее разжала. И был потрясен: не крошки хлеба были, а ладан в руке. И он, может быть, заготовил ей какую-то речь, наставление, нравоучение, назидание, но вдруг в руке ее вместо крошек ладан! А что это такое? Дар Божий. Человек с благодарностью отнесся даже к этим крошкам, чтобы они не были попраны.

- Во Введенском Владычном монастыре до сих пор сохраняется обычай благословения укрух. Когда монастырь строился, я видела, с чего там начинали. Не хватало хлеба, пищи монахиням, и они сметали крошки и доедали. Настолько было голодно. Этот обычай - воспоминание о том, как было голодно. Сейчас уже все хорошо, но по- прежнему все собирают и благословляют эту пищу, которую давал Господь даже в виде крошек.

И мне мама все время говорила: «Бери из общей тарелки или кастрюли столько, сколько ты съешь. А если ты в гостях, то надо доедать все». Почему? Во-первых, чтобы не показать неуважение, как будто это было невкусно. И надо все время предупреждать, сколько положить, чтобы не оставлять, чтобы ничего не выкидывать. Все складывается из мелочей, это уважение к дару Божиему, который Господь послал. Если ты не взял - достанется другому, но нельзя выбрасывать. Многие на исповеди говорят: «Выбрасываю продукты». Это на самом деле грех. Вы с невнимательностью, нерассудительностью так поступаете.

- Люди работали в поте лица…

Бог послал деньги, ты их заработал, тоже не без помощи Божией. Ты поменял деньги на продукты, а потом они у тебя прокисли…

Мы немножко отошли в сторону. Это интересная тема - потребление, к которому подталкивают СМИ и супермаркеты.

Почему у Февронии был такой богодухновенный дар молитвы за свою семью, чтобы он остался верным, она осталась верной? Она была благочестивой жизни. А здесь через этот маленький шаг приоткрывается следующее: «Будь верным в малом, над многим тебя поставлю». Верность в малом сделала ее святой, она сохранила эту святость - и не только в мелочах, но и в еще большем. Кстати, Высоцкому, наверно, бабушка его или его родственники все-таки это житие читали и он каким-то образом об этом знал. Я однажды столкнулся с его воспоминаниями. И там есть такая зарисовка. У него спрашивают: «Какое качество вы цените в людях?» - «Больше всего в людях я ценю верность, потому что, если ты не верен, ты - никто и у тебя никого». Потрясающе. Верность, которая даже затронула ум такого человека, как Высоцкий, достойна внимания, достойна подражания, достойна того, чтобы это стало содержанием нашей повседневной жизни. И необязательно только супружеской жизни; верность своему долгу, Отчизне, Церкви, верность тому братству, в котором ты живешь, тому делу, в котором ты живешь… Это то чувство, которое должно быть присуще всем нам.

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Наталья Маслова



Похожие публикации