Основы православной культуры. Как нарисовать крест карандашом поэтапно

Крест апостола Андрея: история святыни

В Россию для поклонения доставлен крест святого апостола Андрея, вернее - частицы креста в особом крестовидном ковчеге. Святыня прибыла из греческого города Патры, где святой принял мученическую кончину около 70 года.

Средневековые источники дают мало информации о том, что случилось с этой святыней на протяжении почти двухтысячелетней истории. Греческий мартирий святого апостола содержит очень краткое описание орудия казни святого Андрея: «И оставив всех, Андрей подходит ко кресту и говорит ему громким голосом: «Радуйся, о крест, и воистину радуйся. Я уве-рен, что и сильно уставшего упокоишь ты, вбитый и ждущий меня. Пришел я к тебе, который знает меня. Ведаю я таинство, ради которого ты и вбит. Так что, чистый, светлый и весь [пол-ный] жизни и сияний крест, прими меня, сильно утомленного».

После этих слов блаженнейший, стоя на земле и пристально взирая на крест, поднялся на него и велел братьям, чтобы подо-шли палачи и исполнили то, что им приказано, ведь те стояли поодаль. А те, подойдя, лишь привязали его за ступни и за под мышки, не перебивая ему коленей, так как получили такой приказ от проконсула. Ведь тот хотел, чтобы казненный пому-чился и чтобы ночью его сожрали псы».


Дальнейшее повествование представляет собой большую проповедь апостола, которую тот на протяжении нескольких дней произносит с креста. Когда, испугавшись восстания народа, власти Патры послали воинов снять апостола с орудия казни, тот помолился Богу, произнес последние слова и умер на кресте.

Интересно, что древнее житие говорит о том, что останки апостола были сняты со креста и погребены, оставляя без внимания вопрос о судьбе орудия распятия: «И вот мы плакали, и все скорбели из-за расставания с ним. А после исхода блаженного апостола Максимилла вместе со Стратоклом, нисколько вообще не заботясь об окружающих, сама подошла, отвязала останки блаженного и с наступлением вечера, совершив все необходимые приготовления, погребла».

Текст мартирия сохранил исторически достоверную деталь отношения христиан Римской империи ко кресту. В I веке это была не святыня, а орудие страшной казни, которой предавали разбойников. О дальнейшей судьбе орудия распятия умалчивают практически все ранние тексты, связанные с апостолом.

Если же обратиться к церковному преданию, то можно узнать, что крест вместе с мощами святого Андрея на протяжении нескольких веков оставались в городе Патры, где почитались христианами.

В 357 году мощи апостола Андрея были перенесены военноначальником Артемием из города Патры в Константинополь в храм в честь святых апостолов, о чем рассказывает «Похвальное слово апостолу Христову Андрею» (Отметим, что в этом тексте содержится куда более пространная и риторически изысканная речь святого апостола Андрея ко кресту, на котором он будет распят, что позволяет говорить о возросшем почитании этой святыни). В Патрах же был оставлен крест, на котором был распят святой, и глава апостола.

В начале XII века упоминание об этих святынях попало в Стишный пролог Феодора Продрома. В этом кратком сборнике житий святых, к каждому из текстов которого дается небольшое двустишие, выполняющее роль эпиграфа, говорится о том, что святыни в Патрах, связанные с апостолом Андреем, почитаются также сильно, как и Константинопольские.

Стоит отметить, что к моменту создания этого текста Патры находились под властью крестоносцев: В 1205 году в результате Четвёртого крестового похода Патры отошли к Ахейскому княжеству и здесь стал править барон Гийом Алеман из Прованса. В середине XIII века он продал свои владения католическому архиепископу Патрскому, который был в то же время был примасом Мореи - греческого княжества.

Отношения греков с крестоносцами - тема отдельного разговора. Здесь же стоит упомянуть о том, что и западные и восточные христиане в эпоху Средневековья активно искали вещи, связанные со Христом, Богоматерью, апостолами и другими подвижниками. После захвата Константинополя крестоносцами многие значимые артефакты оказались на Западе. В эпоху Средневековья обладание подобной святыней обеспечивало храму или городу, где она находилась, приток паломников, а значит и средств. Тем не менее, крест и глава апостола Андрея находились в Патрах, и крестоносцы не пытались вывезти эту святыню.

Все изменилось после падения Константинополя в 1453 году. Византийская империя закончила свое существование, и последний правитель Мореи - Фома Палеолог в 1462 году бежал в Италию, спасаясь от турецкой угрозы. С собой он захватил крест святого Андрея и его главу.

Дальнейшая история святыни связана с двумя городами Римом и Марселем. Большинство специалистов, в том числе и авторы статьи об апостоле Андрее в «Православной энциклопедии», считают, что крест и глава апостола были переданы Папе Пию II и положены в соборе святого Петра, но существует версия о том, что святыни какое -то время хранились в Марселе, переходя из одной обители в другую.

Еще одно испытание выпало на долю частиц креста апостола Андрея в эпоху Французской революции и наполеоновских войн. В то время ковчег находился в одном из монастырей в Неаполе, и наполеоновские солдаты попытались его уничтожить «предав ее огню», но «один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню». По другой версии, сходные события происходили во Франции во время революции.

Вновь судьбу святыни, привезенной сейчас в Россию, можно достоверно проследить с 1966 года, когда папа Павел VI принял решение о передаче главы апостола и частиц креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры в Андреевский собор, где они и хранятся до настоящего времени.

Таким образом, в Россию привезли большой крестообразный ковчег, в котором хранятся небольшие частички креста, на котором был распят апостол Андрей.



Для верующего человека не имеет значение размер святыни, а потому самая маленькая часть святыни, так или иначе связанной с апостолом Андреем или каким-то другим праведником, - великая святыня, достойная почитания. Другое дело, что иногда бывает невозможно достоверно проследить историю того или иного артефакта на протяжении тысячелетий.



Крест, на котором был распят апостол, хранится в православном соборе города Патры в Греции на полуострове Пелопоннес и является значимой святыней всего христианского мира. Принесение святыни приурочено к празднованию 1025-летия Крещения Руси.

Крест Андрея Первозванного сопровождает делегация Элладской Православной Церкви, в состав которой, в частности, входят митрополит Патрский Хризостом, митрополит Мадинийский и Кинурийский Александр, иерокирикс Патрской митрополии архимандрит Феодосий (Цицивос), духовенство Патрской митрополии.

По данным полиции, в Петербурге, в первый день святыне поклонилось 30 000 верующих.

Утром 16 июля Крест Андрея Первозванного будет привезен в Москву. Затем святыня будет принесена в Киев и Минск.

Расписание пребывания креста св. ап. Андрея в России, Украине и Беларуси:

11-15 июля — Санкт-Петербург
16-17 июля — Одинцово (Московская область)
17-19 июля - Дмитров (Московская область)
19-25 июля — Москва
26-28 июля — Киев
29 июля — 2 августа — Минск

Андрей ЗАЙЦЕВ

Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1,18).

Крест — орудие христианина! Сияющий Крест с начертанием «Сим победиши» явился императору Константину, который по воле Божьей соорудил знамя, переложив туда виденное знамение. И действительно «Сим победил»! В честь перехода Суворова через Альпы, в горах высечен гранитный крест длиной в двенадцать метров.
Невозможно представить историю человечества без креста. Архитектура (и не только храмовая), живопись, музыка (к примеру, «Несение Креста» И.С.Баха), даже медицина (красный крест), все стороны культуры и жизни человека пронизаны крестом.

Неверно думать, что крест появился с христианством. Во многих ветхозаветных событиях мы видим начертание креста. Преподобный Иоанн Дамаскин: «Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей перемененными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66)».

В Древнем Риме крест был орудием казни. Но во времена Христа он из орудия позора и мучительной смерти превратился в символ радости.

Для изображения креста с первых веков христианства использовался египетский иероглиф анх, обозначающий вечную жизнь. В нем сочетаются два символа: крест – как смивол жизни и круг – как символ вечности. Вместе они обозначают бессмертие. Такой крест получил свое распространение в Коптской Православной Церкви.

Равносторонний крест, состоящий из двух одинаковых прямоугольных перекладин, пересекающихся под прямым углом получил название греческого. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа.
На национальном флаге Греции этот крест, белый на синем фоне, впервые появился в 1820 году, символизируя борьбу против правления турков-мусульман.

Гамма-крест, или гаммадион получил свое название от третьей буквы греческого алфавита. Он как утверждается, символизирует Христа как «краеугольный камень Церкви». Часто такой крест можно увидеть на одеждах священников православной церкви.

Букву Х, в которой скрыто имя Христа, мы называем Андреевским крестом, потому что на таком кресте был распят апостол Андрей.

Малограмотные противники христианства считают, что перевернутый крест представляет собой антихристианский символ. На самом деле это тоже христианский символ. Святой Петр считал, что недостоин умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос. По своей просьбе он был распят головой вниз. Поэтому такой крест носит его имя.

С такого креста был снят Христос, его принято называть латинским. Наиболее распространенный христианский символ в Западном мире.

Шестиконечный крест с перекладиной для ног является символом Русской Православной Церкви. Нижняя перекладина изображается наклоненной справа-налево.

По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трех языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Такой восьмиконечный крест также принято называть Русским.

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - “лобное место”), где и был распят Христос. “На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп”, - пророчествовал Адам. Известны следующие надписи.
“М.Л.Р.Б.” - место лобное распят бысть.
“Г.Г.” - гора Голгофа.
“Г.А.” - глава Адамова,
Буквы “К” и “Т” означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: “IС” “ХС” - имя Иисуса Христа; а под ней: “НИКА” -Победитель; на титле или около нее надпись: “СНЪ” “БЖIЙ” - Сын Божий или аббревиатура “I.Н.Ц.И.” - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: “ЦРЬ” “СЛВЫ” - Царь Славы.

Листья клевера на кресте-трилистнике символизируют Троицу и Воскресение. Окружности на краях каплевидного креста – это капли Крови Христа, которые окропив крест, сообщили ему Христову силу. Остроконечный круг на крестах является символов тернового венца, который возложили на голову Христа римские воины.

Преподобный Ефрем Сирин так говорил о силе Креста и крестного знамения. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.

В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли «православный» и «католический» кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы «Х» и ещё много интересного.

Крест в церкви

Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.

Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.

Крест за церковной оградой

Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.

Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах — поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан — кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.

Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.

Нательный крест

Нательный крест — особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.

В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.

Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.

О «православном» и «католическом» крестах и презрении к последнему

В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что «православным» считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является «католическим» и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.

Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?

Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста — восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то «неправославный крест»? Конечно нет.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.

Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.

Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.

Андреевский крест

Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы «Х». Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя — апостол Андрей Первозванный.

Особенно популярен «андреевский крест» в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.

Т-образный крест

Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.

Также «Т-образный крест» называют «крестом святого Антония» в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого — одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.

Арихиепископский и Папский кресты

В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.

Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют «патриаршим» или «лотарингским». Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.

Крест Лалибелы

В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют «крестом Лалибелы» в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.

Крест-якорь

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

Кельтский крест

До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу — солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.

Хризма — намёк на крест

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».

Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Андрей Первозванный, или святой Апостол Андрей, - это один из двенадцати учеников Иисуса Христа, приходившийся братом Он был распят на кресте, получившем название крест Андрея Первозванного и превратившемся в святыню. Но обо всем по порядку.

Андрей Первозванный

Направил к Иисусу двух братьев - Петра и Андрея. Последний стал ближайшим учеником Христа. Именно поэтому его окрестили Первозванным. Он вместе с другими учениками Иисуса наблюдал за распятием своего учителя, а также был очевидцем настоящего чуда: Иисус воскрес!

Согласно Библии каждый из двенадцати учеников Христа отправился на проповеди Его учений. Первозванный пошел на восток. Он долго путешествовал, посетил много стран и городов, последним из которых стал Патры в Греции. Именно здесь Андреем Первозванным было сотворено немало разных чудес, побудивших местных жителей к принятию решения о Крещении.

Правитель Патры по имени Эгеат не внял учениям Первозванного и остался убежденным язычником, назвав проповеди Андрея безумием. По его приказу апостол Андрей был казнен. Его смертным одром стал так называемый крест Андрея Первозванного. Именно на нем апостол и был распят. По преданию, распятый Андрей был жив и находился в сознании три дня. В это время он поучал людей. Принял мученическую смерть Первозванный после того, как была произнесена молитва Богу о том, чтобы он забрал к себе мученика.

Что символизирует крест Андрея Первозванного?

Именно апостол Андрей является связующим звеном между Православной и Константинопольской церковью. На территории будущей Древней Руси апостол оставил проповедуя христианство. Он обращал языческую веру в свою.

Со времен императора России Петра I Великого апостол Андрей стал покровителем Санкт-Петербурга, а сам крест - символом русского флота. Именно он запечатлен на (синий крест на белом полотнище).

Не иначе как чудо!

Крест Андрея Первозванного можно назвать настоящим чудом Божьим! Сегодня очень много верующих христиан ежедневно преклоняются перед ним, прося помощи в решении тех или иных проблем. И не зря. Апостол Андрей слышит и видит боль, живущую в их сердцах, и просит Господа о ниспослании помощи этим людям. Одержимые духами или неизлечимо больные люди, приходящие ко кресту, исцеляются.

Где находится крест Андрея Первозванного?

Конечно же, там, где и принял мученическую смерть апостол Андрей, то есть в городе Патры в Греции. Крест был передан туда с великими почестями в январе 1980 года. Сегодня он находится в специально оборудованном кивоте в Новом Храме, который посвящен апостолу Андрею.

Из чего изготовлен крест Андрея Первозванного?

Из дерева оливы, произрастающего в области Ахаия. Когда крест был обнаружен в Массалии, то ученые провели специальные исследования, подтвердившие его принадлежность именно к той эпохе, в которую и был распят святой апостол Андрей. Также ученые смогли доказать, что материалом, из которого изготовлен крест, является именно дерево оливы, растущее в Ахаия.

- * «Андрэеўскі крыж» * Andrea’s cross крестообразный бивалент, сохраняющийся вплоть до метафазы I мейоза в связи с отсутствием процесса терминализации хиазм … Генетика. Энциклопедический словарь

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ - изображение креста в форме буквы X. Имеет в геральдике название «салтир». Еще Моисей возвел из меди Х образный образ креста. Он указывал израильтянам, что те спасутся через него. Особыми мистическими свойствами наделял данный символ Платон.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Андреевский крест - (др. рус. – по имени святого) – крест, наискось сбитый в виде буквы Х. На таком кресте, по преданию, был распят апостол Андрей Первозванный – брат апостола Петра, ученик Иоанна Крестителя, ближайший ученик Христа, призванный первым (отсюда и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Andreas cross figure Андреевский крест. Крестообразный бивалент, сохраняющийся вплоть до метафазы I мейоза в связи с отсутствием процесса терминализации хиазм . (Источник: «Англо русский толковый словарь… … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

Андреевский крест - косой крест в форме буквы X. По преданию, апостол Андрей Первозванный был распят на таком кресте. Был исстари в большом почитании, так как одновременно рассматривался как символ имени Христа (греч. X). В России синий косой крест изображается на… … Православный энциклопедический словарь

Андреевский крест - Четырехконечный крест с одинаковыми наклонными концами. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ - см. Крест … Православная энциклопедия

Андреевский крест - Андр еевский кр ест … Русский орфографический словарь

Крест ордена Гроба Господня … Википедия

Книги

  • Андреевский крест , Андрей Дай. Не каждому в руки попадает удивительная штука портал, дверь в иной мир! Быть может, многие мечтают о таком, но однажды попал он в руки людей неоднозначных и непростых. Из тех, что сначала…
  • Андреевский крест , Дай Андрей Юрьевич. Не каждому в руки попадает удивительная штука портал, дверь в иной мир! Быть может, многие мечтают о таком, но однажды попал он в руки людей неоднозначных и непростых. Из тех, что сначала…


Похожие публикации