Когда празднуют день святой троицы. Пятидесятница - что это такое? Праздник Пятидесятницы: что мы празднуем? Приметы и поверья на Троицу



Все происходившее в те великие времена было отражено в Новом Завете. А с целью сохранения памяти обо всей череде незабываемых дней, основание христианства и церкви празднуют именно в День Святой Троицы, потому что тогда явился апостолам Святой Дух.

Этот праздник называют еще Пятидесятница, потому что прошло пять раз по десять дней. Она привязана не к календарю, а ко Дню Святой Пасхи – это одновременно и день основания, и повод вспомнить великое событие, и это один из 12 главных религиозных праздников людей, исповедующих истинную веру, в каком бы уголке мира они не проживали.

Что празднуют в этот день, и в чем его значимость

Распространение христианской веры началось после того, как в одном уголке Земли прошла цепь событий, ставших поводом для ее основания. С тех пор миллионы людей, объединенных верой в Триединого Бога, черпали в ней вдохновение, силы и наставления.

Распространилась вера в Бога благодаря апостолам, которые пошли в мир, и стали проповедовать, и почти все погибли во имя великого дела. Перед тем, как вознестись в Царствие Небесное, (этот день христиане знают, как Вознесение), Иисус Христос обещал своим апостолам, что Святой Дух сойдет с небес на Землю, чтобы дать им утешение от Отца Небесного.




И когда апостолы пребывали в Сионской горнице, где ранее собирались для вознесения молитв и чтения Святого Писания, они увидели языки огня (для каждого из них – свой) и услышали шум. Так они обрели знание всех земных языков, чтобы нести всем народам свет истинной религии и душевные силы, чтобы передавать его язычникам.

Важно! Сакральный смысл праздника Святой Троицы состоит в том, что именно в этот день апостолам Веры явился смысл существования и истинность Триединого Бога, когда вознесение Сына к Отцу и сошествие Святого Духа явили миру свет истинной религии и возможность его распространения избранными для этой цели.

Смысл этого великого дня был закреплен только в 381, когда Вселенский Собор, второй по счету, проходивший в Константинополе, определил полноту Святой Троицы и утвердил учение о Трех Ипостасях Единого Бога: Отца и Сына, и Святого Духа. Для закрепления это христианского постулата был провозглашен святотроицев день, один их 12 (по числу Христовых апостолов) самых больших праздников христианства.

Верования и обряды православных

Православие, в отличие от других ветвей христианства – доброе и благостное течение, призванное дать людям мир не только в душе, но и в происходящем вокруг. Чтобы славянам-язычникам было легче принять свет истинной веры, оно постепенно приняло и адаптировало многие традиции и обряды, или приурочило их к своим датам. Троица, как праздник, у древних славян, означала прекращение тяжелой работы в поле и перехода к ожиданию воздаяния и щедрых плодов за труды свои.

Обратите внимание! Зеленые святки значили отдых, покой и благость, переход от весны к лету, наступление теплых и добрых дней единения с Землей-кормилицей и Щедрой Природой. Нельзя было пренебрегать существовавшими обычаями и игнорировать устоявшиеся традиции, потому что, по мнению трудившегося народа, от них зависели благополучие и доброта всего остального года. Поэтому христиане празднуют этот день не так, как католики, и даже не в ту дату.




Святотроицев день и зеленые святки, как и множество других языческих верований, принятых Святой Церковью в свои постулаты дня, стал не только церковным, но и народным праздником, в котором укоренились славянские обычаи, верования и приметы. Отсюда и необходимость украсить свой дом зеленой травой и ветками. В этот праздник несут в дом букеты из трав, полевых цветов и зелени, с которыми верующие идут в храм.

Для справки!
В Родительскую субботу, которая предшествует великому воскресенью, поминают усопших, но не в слезах и горе, а припоминая радость, веселье, хорошие жизненные моменты и дни душевной благодати. Посетить накануне Троицы могилы близких, поставить за них свечи в церкви и помолиться от всего сердца, а затем вспомнить добрым словом – самый верный путь попросить у Бога в этот день прощения и упокоения в мире.

Эта традиция – тоже из языческих времен, так же, как и священнодействия с растениями. Православие приняло традиции своих прихожан, и зелень в Храме, в один из самых значимых церковных праздников, по сути своей, традиция язычников, обрела новый смысл и дала возможность духовного слияния.

Смысл народных обрядов на Троицу

Основная часть менталитета славянского народа – любовь к Земле-кормилице, Природе-Матушке, обретение мира и единения с окружающими реалиями и щедрого воздаяния за праведный труд. Зелень в Храме, как и остальные обряды и верования – способ не только задобрить своих богов, но и извлечь из этого пользу:

Убрав и украсив свое жилище зелеными молодыми ветками, славяне надеялись, что они принесут в дом благополучие и достаток;
оформляя ворота и дом березовыми ветвями (а береза – исконно славянское дерево с особым значением и целебными свойствами), просили о здоровье и защите от злых сил, охраняли свои дома от нечистых сил;
убирая ветвями, Церковь и посыпая в ней полы травой, признавали религию и извлекали из этого дополнительную пользу (траву из-под ног использовали, как средства для приготовления целебных отваров, ветки клали в горшки, где выращивали рассаду;
народные гуляния, ярмарки, песни, игры и поминание предков в один и тот же день должно было охватить весь естественный круговорот – от зарождения новой жизни до ее упокоения, получения защиты и заступничества от Бога триединого, и умерших предков, души которых в этот день с умилением смотрели на Землю.




Интересно! Предки проводили это воскресенье в березовом лесу. Береза в славянском менталитете – особое дерево, которому придается сакральное значение. Считалось, что она растет не так, как другие деревья, а потому обладает целительной силой и защищает от нечисти.

Смысл языческих верований в березовых ветках воплощал и использование их в утилитарных целях (для дальнейших лечебных процедур). Кроме этого березовые ветви имеют и сакральный смысл. Их используют, чтобы спастись от нечисти и мышей, порчи продуктов и землероек. Их можно положить на чердак от возможного пожара.

На Троицу есть очень много обрядов и поверий для незамужних девушек. И в этом есть тоже особый смысл – продолжение рода и здоровое потомство возможны только в чистоте духа, и верований, тяжелой повседневной работы, дающей со временем щедрые плоды, и дней отдыха, когда можно насладиться всем этим в полной мере.




Не стоит пытаться повторить за предками гуляния в березовом лесу и отгонять русалок освященными ветками, если человек живет в городе, и у него для этого нет особых возможностей. Смысл Святой троицы – в единении покоя, мира, доброты и знаний о божественном, которые приведут человека в Церковь с пучком зелени не для языческих обрядов, а чтобы воссоединить в своем сознании мирское и церковное и обрести единую и истинную веру. Таков менталитет Православия и славян – помнить о прошлом, смотреть в будущее и жить в настоящем.

Весенние праздники в 2018 году будет завершать Троица. В России она отмечается 27 мая. По-другому такое торжество называется Пятидесятницей.

Праздник получил такое название, поскольку наступает на пятидесятый день после Пасхи.

Празднование Троицы – это один из самых красивых праздников в Православии. Она приходится на период между весной и летом – это праздник, который символизирует зарождение всего нового, новой жизни. После Троицы, начинается бурное цветение всех растений – деревья и цветы, всё вокруг приходит в обновление и духовный подъём.

Троица: что означает и почему мы празднуем ее

Троица относится к одному из величайших праздников в православии. Его отмечают в народе, а также признается в церкви. По важности он стоит на втором месте сразу после Пасхи. Он по традиции назначается по прошествии пятидесяти дней с момента Светлого Воскресенья. В Библии написано, что именно в этот день с небес на землю пришел Святой Дух. Вместе с ним прибыли Отец и Сын. Их встречали двадцать апостолов. Так было доказано единство Бога.

Факт. Бог дал благословение на строительство церкви для апостолов. Также такой день принято считать основанием православия.

Во время Пятидесятницы часто цветут цветы и деревья. Принято наряжать свой дом или квартиру ветками с листьями. Они должны обязательно приятно пахнуть, и тем самым напоминать о празднике.

В субботу перед Троицей поминают людей, которые по определенным причинам ушли из жизни. У священнослужителей по такому случаю есть специальный праздничный наряд. Из храма посетители могут взять траву, а после ее засушить и использовать как талисман.

Троица у славян

Славянский народ не сразу пришел к христианству. Много веков на территории современной России было язычество. По этой причине большинство сохранившихся традиций и религий имеют скорее славянскую основу.

До прихода религии на российские территории, здесь отмечался период, когда уходила весна и приходило лето. В этот день люди старались петь и веселиться, водили хороводы. Дома часто украшали в зелень, которая символизировала теплые поры года. Было поверье, согласно которому именно в это время на землю приходили мавки и русалки.

До того как Русь прошла через обряд крещения, праздновался Триглав. Это была славянская Троица. Учение говорило о том, что жили три Божества. Они управляли человечеством (Перун, Сварог и Святовит).

Традиции и обычаи

В России такой праздник принято начинать с уборки своего жилого помещения. За несколько дней до торжественного события хозяйки начинали выбрасывать мусор, вытирать пыль, избавляться от ненужных вещей. Важно было встретить лето, показать ему свой чистый и уютный дом. Такие действия поднимают настроение, заряжают позитивной энергией. Важно также украсить предметы и стены при помощи растений с приятными запахами. Это символ процветания и богатства.

С самого утра в день Троицы приятно в составе всей семьи посещать храм. В это время идет праздничная служба в церквях. После все расходятся по домам и устраивают праздничный обед. Раньше наши предки ходили друг к другу в гости. Так они весело проводили время, старались делать подарки и общаться.

За неделю до Пятидесятницы запрещено купание в озерах и реках. Предки верили в том, что в эти дни в воде встречались русалки. Они обычно заманивали к себе и могли больше не отпустить на волю. По этой причине было опасно купаться. Сегодня это осталось больше как традиция.

Как только наступал вечер, и немного темнело - народ сразу же отправлялся на гуляния. Они водили хороводы и пели песни, знакомились между собой, совершали ритуальные действия.

За несколько дней до начала праздника жители Руси могли устраивать ярмарки. На них они продавали нужные для дома вещи, травы и продукты. Часто именно на таких событиях знакомились будущие пары.

Традиции и обычаи

Наши предки, славяне, во времена язычества, отмечали праздник Зелёной недели, который праздновался между окончанием весны и началом лета, и многие обычаи и обряды пришли в современную жизнь ещё с тех времён. Дома, Храмы и монастыри на Троицу, устилали травами, полевыми цветами и ветками деревьев. Цветущими веточками украшали иконы, а те растения, которые находились в комнатах на Троицу, потом высушивались, и из них делались обереги, лечебные настойки и отвары. К примеру, высушенная полынь, зашитая в тканевый мешочек, могла служить защитой дома от проникновения злых сил. Перед самим праздником, хозяйки проводили тщательную уборку дома, готовили много вкусных, праздничных угощений, затем вносили в жильё травы и зелёные ветви. Эти растения будут олицетворять плодородие и урожайность года. С самого утра вся семья направлялась на службу в церковь, затем по возвращении, начиналась праздничная трапеза и угощение гостей. На Троицу запрещалась любая работа по дому либо в саду или на поле, и именно в этот день не позволялось купание на водоёмах.


В Троицу девушки гадали на будущее, плели венки и отправляли их по течению, чтобы узнать с какой стороны будет жених. Если венок прибивало назад к берегу, значит в этот год замужества не планировалось. А также существовал старинный, своеобразный обряд жертвоприношения, из языческих времён. Обряд заключался в том, что выходили в лес и украшали молодую берёзку, вплетали в её ветви ленты и цветы. Затем деревце срубали, и украшенную берёзу проносили по деревне, прося таким образом, урожая и благополучия. После этого ленты и цветы снимали и закапывали в землю, а берёзку топили в воде.

А также хорошим обычаем считалось сватовство на Троицу, после чего, свадьбу можно было назначать на Покров. Соблюдение этих правил, обещало молодым долгий и счастливый брак в благоденствии.

Приметы

Существовало поверье, согласно которому не стоило назначать на Троицу свадьбы. Считалось, что ничего хорошего не выйдет с такого торжества. Однако разрешалось свататься и знакомиться. Это был хороший знак. Если в такой период образовалась пара, то их союз часто был долгим и счастливым.

Важно. В не надо допускать плохих мыслей, не нужно никому завидовать и злиться. Такой знак не может привести ни к чему хорошему.

Есть примета, по которой дождь в Троицу означает слезы по умершим людям. Второе значение природного явления - в этом году будет обилие грибов и ягод, удастся урожай.

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во 2-й главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около 120 человек (см.: Деян. 1: 16). Среди них были и служившие Спасителю женщины, Пресвятая Богородица и братья Иисуса.

Совместно молились апостолы и в десятый день по Вознесении Господа. Внезапно послышался шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом из них. Апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить иными языками (см.: Деян. 2: 4).

Надо думать, что этот величайший дар – глоссолалия, – исчерпывающая интерпретация которого, разумеется, невозможна, хотя и предпринято огромное количество попыток, получили не только двенадцать ближайших соратников, но и иные ученики, а также Богоматерь (см. об этом, например, «Беседы на Деяния апостольские» святителя Иоанна Златоуста). Описание говорения языками, различные его осмысления и оценка синхронных реликтов представлены в книге «Толковый Типикон» .

Ее автор М.Н. Скабалланович в другом своем труде признается, что о даре языков с несомненностью можно сказать только одно: «С внутренней стороны, по душевному состоянию, языкоговорение было состоянием особенной духовной, глубокой молитвы. В этом состоянии человек говорил непосредственно Богу, с Богом проникал в тайны. Это было состояние религиозного экстаза, за доступность которого ему апостол Павел горячо благодарит Бога. С внешней стороны оно было настолько величественным явлением, вполне достойным Духа Божия, что для самых неверующих было знамением, показывавшим воочию присутствие Самого Божества в собраниях христианских (см.: 1 Кор. 14: 25). Это было состояние самого высокого душевного подъема. Особенно величественно в этом явлении было то, что, несмотря на всю силу чувства, охватывавшего тогда человека, он не терял власти над собою, мог сдерживать и регулировать внешние проявления этого состояния: молчать, пока говорил другой, ожидая своей очереди» .

Итак, обретя благодать Святого Духа, последователи учения Христа заговорили на разных языках. Следовательно, когда они вышли из дома и стали обращаться к людям с дерзновенной и пламенной проповедью об истинной вере, представители самых разных народов (а в эти праздничные дни в Иерусалиме было множество паломников из различных стран) без труда понимали их. Те же, кто не знал других языков, кроме арамейского, насмехались над учениками Иисуса и пытались уличить их в опьянении.

Тогда апостол Петр отверг эти обвинения: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2: 15). И именно приведенные слова позволяют точно определить, в какое время дня произошло схождение Святого Духа. Это было в 9 часов утра.

Значение снисхождения Святого Духа можно без преувеличения назвать чрезвычайным. Ведь этот день явился подлинным рождением Христовой Церкви. Апостолы впервые отбросили все опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на открытую и бескомпромиссную проповедь распятого и воскресшего Спасителя мира. И богатые плоды не замедлили себя ждать: около трех тысяч человек в первый же день промыслительно приняли крещение во имя Иисуса Христа (см.: Деян. 2: 41).

Так данное событие окончилось полным торжеством Святого Духа над неверующими. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (см.: Мф. 10: 20), по Воскресении через дуновение – явственнее (см.: Ин. 20: 22) и теперь послал Его существенно.

Именно поэтому Пятидесятница, конечно, наряду с Пасхой, занимает центральное место в церковном календаре: «Сохранение Пятидесятницы (как, прежде всего, пятидесятидневного периода после Пасхи), каково бы ни было первоначальное литургическое выражение этого праздника, указывает, опять-таки, на христианскую рецепцию определенного понимания года, времени, природных циклов как относящихся к эсхатологической реальности Царства, дарованного людям во Христе… Характерно… утверждение, с одной стороны, что христиане пребывают как бы в постоянной Пятидесятнице (ср. Ориген: “Тот, кто поистине может сказать: "Мы воскресли со Христом" и "Бог прославил нас и посадил одесную с Собою на небе во Христе", – всегда пребывает во времени Пятидесятницы”), и одновременно выделение Пятидесятницы в особый праздник, в особое время года: “Мы празднуем также, – пишет святитель Афанасий Великий, – святые дни Пятидесятницы… указывая на грядущий век… Итак, прибавим семь святых недель Пятидесятницы, радуясь и славя Бога за то, что Он заранее этими днями явил нам радость и вечный покой, уготованные на небе нам и верующим истинно во Христа Иисуса, Господа нашего”» .

С этого дня Церковь, созданная не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божией волей, непрерывно росла и утверждалась – прежде всего, благодатью Святого Духа. Вероучение о Христе приобрело прочнейшее основание, которое невозможно было поколебать уже ничем. Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает верующим, чтобы они воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».

Обратимся к истории праздника Пятидесятницы. Он уходит своими корнями в Ветхий Завет. Согласно книге Исход (см.: Исх. 23: 14–16), в древнем Израиле, помимо многих других, существовали три важнейших праздника: праздник опресноков (в пятнадцатый день первого месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов, называемый также праздником седмиц (через пятьдесят дней после Пасхи), и праздник собирания плодов (в конце года).

Праздник седмиц, к которому непосредственно восходит святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы: «Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве» (Втор. 16: 9). Потом его дату стали отсчитывать от Пасхи. Определение конкретного дня праздника вызывало ожесточенные разногласия среди иудеев. Так, саддукеи начинали отсчет от первой субботы после первого дня Пасхи (при этом праздник всегда приходился на первый день после субботы). Фарисеи же полагали, что под субботой подразумевается первый день Пасхи, и прибавляли семь недель к следующему дню. В I веке по Р.Х. последняя точка зрения возобладала.

Столетием позже с праздником седмиц (завершающего собрания Пасхи) в иудаизме стало соединяться воспоминание обновления Завета на Синайской горе – через пятьдесят дней по выходе евреев из Египта.

Надо заметить, что термин Пятидесятница – с греческого πεντηх?στη – в раввинистической литературе не встречается, но он известен по памятникам эллинистического иудаизма (так, например, цитаты из 2 Мак. 12: 32; Тов. 2: 1 можно увидеть в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия).

Богатая дохристианская традиция рассматриваемого праздника во многом объясняет, почему он хотя и высоко чтился апостолами и другими учениками, но воспринимался ими главным образом как иудейское торжество, посвященное жатве. Об этой амбивалентности свидетельствует, кроме прочих, такой факт: апостол Павел во время своих путешествий не забывал о празднике и старался быть в Иерусалиме в этот день (см.: Деян. 20: 16; 1 Кор. 16: 8).

Древнехристианские источники долгое время (до IV века) не дают ясных сведений об объеме термина Пятидесятница. Он употребляется в одном из двух значений. В большинстве случаев он понимается как пятидесятидневный праздничный период после Пасхи, реже – как праздник последнего дня названного цикла. Притом зачастую эти квалификации невозможно отделить друг от друга даже в пределах одного текста (ср. у Иринея Лионского, Тертуллиана, Евсевия Кесарийского и других).

При многочисленных свидетельствах о рассматриваемом празднике в Африке, Александрии, Кесарии, Малой Азии, тем не менее, в известных сирийских памятниках III–IV веков (в том числе в творениях преподобного Ефрема Сирина) Пятидесятница не упоминается вовсе, несмотря на то, что детально описаны пасхальные торжества.

Событийная и литургическая история Пятидесятницы тесно связана – особенно в первые века существования – с Вознесением. Последнее, как гласят некоторые древние источники (сирийская «Дидаскалия» III века, например), праздновалось – по крайней мере, в отдельных областях – не в сороковой, а в пятидесятый день после Пасхи.

Праздник в православном богослужении

Апостольские постановления содержат следующее предписание: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь» (книга 5, глава 20). Кроме того, в данный период возбраняется работать, «потому что тогда пришел Дух Святой, дарованный уверовавшим во Христа» (книга 8, глава 33) . Праздничная неделя после Пятидесятницы хотя и не является формальным попразднством, но говорит об особом положении этого праздника, длившегося целую неделю. Указанная цикличность, однако, была принята не везде.

Так, в Иерусалиме IV столетия уже на следующий день после Пятидесятницы начинался пост.

Но именно в святом городе рассматриваемый праздник был одним из самых значимых в церковном календаре. И потому его отмечали пышно и масштабно. Яркое свидетельство этого находим у паломницы Этерии . В этот день раскрываются в полной мере характерные черты иерусалимского богослужения, обусловленные уникальным положением города. Данному стациональному чину были свойственны различные процессии во время служб или между ними, совершение последований в разных храмах, воспоминание тех или иных событий по возможности на месте, где они осуществлялись: «Праздник в честь Святой Живоначальной Троицы продолжается на Святой Земле, как и подобает, три дня. Это столь длительное церковное торжество здесь объясняется и топографическим положением в Святой Земле достопоклоняемых мест и святынь, с коими связаны воспоминаемые Православной Церковью в эти священные дни события из истории нашего домостроительства в Ветхом и Новом Завете, и некоторыми особыми обстоятельствами позднейшего времени в истории нашей русской колонии в Иерусалиме, и ее миссионерской деятельностью» .

Праздничное богослужение Пятидесятницы состояло из ночного бдения, литургии и дневного собрания, которые происходили в храме Воскресения, у Креста, в Мартириуме, на Сионской горе, где читались Деяния апостолов и звучала проповедь, в которой обязательно говорилось о том, что Сионская церковь построена на месте дома, где жили апостолы, а также в церкви на Елеоне (там была расположена пещера, в которой Господь учил ближайших последователей). См. одно из свидетельств А.А. Дмитриевского: «Всенощная совершается под дубом Мамврийским по чину троицкой службы с выходом на литию для благословения хлебов, с величанием, с чтением акафиста Святой Троице по 6-й песни канона и с помазанием елеем. Рано утром, около 5 часов, здесь же, под дубом, на каменном престоле с переносным антиминсом совершается собором во главе с отцом архимандритом торжественная литургия, причем невдалеке от этого места поставленный стол служит жертвенником. Во время малого выхода с Евангелием и во время великого выхода со святыми дарами обходят священный дуб кругом. За литургией многие из паломников приобщаются святых таин. По окончании литургии служится молебен Святой Троице и совершается крестный ход по всему миссийскому владению с осенением крестом и окроплением святой водой на всех четырех сторонах его» .

Иначе говоря, дневной богослужебный круг отличался такой насыщенностью, что замыкался только после полуночи.

Более поздние, чем у Этерии, описания (например, армянская редакция иерусалимского Лекционария) дают весьма схожие представления.

Богослужение в Константинополе с VIII века совершалось по так называемому песненному последованию. Типикон Великой Церкви в соответствующем разделе имеет праздничные элементы, что выражается в отмене вечерних и утренних изменяемых антифонов, в пении только трех малых антифонов и сразу «Господи, воззвах». После входа читаются три паримии – те же, что звучат на службе и в настоящее время. В конце вечерни трижды поется тропарь праздника певцами на амвоне со стихами 18-го псалма. После вечерни назначается чтение Апостола вплоть до времени совершения паннихиса.

Утреня совершается на амвоне (что, опять же, говорит о торжественности богослужения). Ее обычные семь изменяемых антифонов отменяются, и сразу после первого (постоянного) антифона полагается песнь пророка Даниила (Дан. 3: 57–88). К стихам Пс. 50 припевается тропарь праздника. После утрени читается слово святителя Григория Богослова на Пятидесятницу «О празднике краткая любомудрствуем».

Между утреней и литургией патриарх совершает таинство крещения, что было древней христианской традицией, о которой писали Тертуллиан, святитель Григорий Богослов и другие.

На литургии устанавливаются праздничные антифоны и чтения Деян. 2: 1–11 и Ин. 7: 37–52; 8: 12, которые приняты и сейчас. Попразднства Пятидесятницы в Типиконе Великой Церкви нет, хотя в будние дни следующей за праздником недели есть несколько особых воспоминаний (архангелов Михаила и Гавриила, Богородицы, Иоакима и Анны), придающих седмице отличительные свойства. Отсутствуют в анализируемом уставе и коленопреклонные молитвы на вечерне Пятидесятницы.

Зато они регламентированы Студийскими уставами. В них празднование Пятидесятницы уже имеет вполне современный вид. Ей предшествует вселенская поминальная суббота. К понедельнику приурочивается воспоминание Святого Духа. И самое главное: вся седмица составляет попразднство Пятидесятницы, а суббота – его отдание.

Так, Студийско-Алексиевский Типикон 1034 года, сохранившийся в славянском переводе – рукописи 70-х годов XII столетия, не предусматривает всенощного бдения. На вечерне предписаны первая кафизма «Блажен муж», на «Господи, воззвах» стихиры на девять (как в любой воскресный день, но здесь стихиры – только празднику). Далее вход и три паримии, на стиховне трижды поется стихира седьмого гласа «Параклита имущее» (в нынешней редакции – «Утешителя имущее»), на «Слава, и ныне» – «Царю Небесный» (шестой глас). После поется тропарь праздника «Благословен еси, Христе Боже наш».

На утрене полагается только первая кафизма, затем (после седальна праздника и чтения слова святителя Григория Богослова) «От юности моея», прокимен и Евангелие праздника (полиелей по этому Типикону не употребляется). В качестве праздничного используется девятое воскресное Евангелие.

В Студийском уставе кодифицируется соответствие недель после Пасхи определенному гласу (по порядку), начиная с первого гласа в неделю Антипасхи. Введенные соотношения проявляются не только в пении текстов Октоиха, но и в том, что на рядовой глас могут быть составлены и некоторые песнопения Триоди. Пятидесятница соответствует седьмому гласу. И на утрени поется канон седьмого гласа. На него, что бывает крайне редко, и сочинил в VIII веке свой канон преподобный Косма Маюмский. Кроме него, поется также канон четвертого гласа – творение преподобного Иоанна Дамаскина.

На хвалитех установлены стихиры четвертого гласа «Преславная днесь» (такие же, как и в современной службе, только о них замечено, что вторая и третья – подобны первой, но, несмотря на некоторые метрические совпадения, это не так), утренние стихиры на стиховне. Славословие не поется.

Литургия включает в себя праздничные антифоны, и вся служба (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен), разумеется, тоже праздника.

По Иерусалимскому уставу праздничный цикл Пятидесятницы имеет такую же структуру, как и в Студийском кодексе: поминовение усопших в субботу перед Пятидесятницей, шесть дней попразднства с отданием в следующую субботу. День праздника отмечается всенощным бдением, состоящим из великой вечерни с литией и утрени.

Пятидесятница в Русской Православной Церкви: литургико-эортологическая преемственность и переосмысление

В Русской Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей.

В связи с этим протоиерей Николай Озолин утверждает: «Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть… Почитание Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицею день – день Духа Святого… Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование “Троицы” Андрея Рублева» . Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор (Синаксис) Сошествия Святого Духа. И «так называемая “Ветхозаветная Троица” становится праздничной иконой этого “понедельника Святой Троицы” на Руси среди учеников преподобного Сергия» .

И вообще литургический формуляр Пятидесятницы, которая в соответствии с различными классификациями относится к Господским, переходящим, великим (двунадесятым) праздникам, несмотря на то, что установился в России в русле преемственности, отличается известной спецификой.

Так, вплоть до середины XVII века на Руси, где описываемый праздник мог именоваться еще и словом русалии (относящимся, однако, не к содержанию языческого праздника, как можно было подумать, а к его дате, приходящейся на период Пятидесятницы), в его день не совершалось всенощное бдение. Но вечерню с литией и утреню служили раздельно. После вечерни следовал молебен с каноном Троицы; перед утреней – «полунощница молебном» (то есть по чину обычного молебна) с пением канона Троицы из Октоиха. Вместо троичных тропарей «Достойно есть» устанавливается «Царю Небесный». Вечерня совершается вскоре после отпуста литургии.

В понедельник Святого Духа митрополит служил литургию в Духовом монастыре.

К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что сразу же после литургии совершается великая вечерня. На ней читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением.

Праздник Пятидесятницы имеет шесть дней попразднства. Отдание бывает в следующую субботу.

Для полноты описания необходимо отметить, что седмица по Пятидесятнице, как и Светлая, сплошная (отменяется пост в среду и пятницу). Такое разрешение поста установлено в честь Святого Духа, пришествие Которого празднуется в воскресенье и понедельник, и в честь семи даров Святого Духа и в честь Святой Троицы.

Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы

Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы имеют огромное символическое значение, причем как частно эортологическое, так и общебогословское. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению достойных деяний в честь Святого Духа, а также к принятию бесценных даров благодати Божией (неслучайно прихожане на этой вечерне встают на колени впервые после Пасхи).

Составление указанных молитвословий иногда приписывается святителю Василию Великому, а значит, датируется IV веком.

Нынешняя служба вечерни Пятидесятницы указывает три коленопреклонения с чтением нескольких молитв на каждом из них. В первой из них – «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме», – возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих, вторая – «Господи Иисусе Христе Боже наш, мир Твой подавый человеком» – представляет собой прошение дарования Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни, в –«Приснотекущий, животный, и просветительный источниче», –обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших.

На первом преклонении читаются две молитвы (первая является собственно молитвой коленопреклонения, вторая же в рамках песненного последования была молитвой первого малого антифона). На втором коленопреклонении положены две молитвы: последняя – молитва второго малого антифона, выписанная в современном Часослове в конце первой части великого повечерия. На третьем коленопреклонении установлены три молитвы, хотя на самом деле их четыре, поскольку вторая – молитва третьего малого антифона до слов «Тебе единаго Истиннаго и Человеколюбца Бога», со слов «Твое бо яко воистину» начинается третья молитва, которая в контексте песненной вечерни этого дня обычно использовалась вместе со следующей как молитва отпуста; четвертая молитва – непосредственно молитва отпуста Константинопольской песненной вечерни (по современному Служебнику, это седьмая светильничная молитва).

Очевидно, что даже в нынешнем виде чинопоследование, претерпевшее за многовековую историю ряд изменений, несет на себе явный отпечаток Константинопольского песненного извода.

Как уже говорилось, коленопреклонные молитвы отсутствуют в Типиконе Великой Церкви.

В древнейших византийских Евхологиях их набор крайне нестабилен. Небезынтересны указания славянского глаголического Евхология X–XI веков, который приводит только молитвы коленопреклонения – первую, третью, четвертую, без каких-либо прибавлений. В более позднее время молитвы коленопреклонения были, по-видимому, индивидуально приспособлены к практике Великой Церкви. В тот же период – с Х столетия – возникают другие варианты совершения вечерни Пятидесятницы, по которым элементы палестинской богослужебной практики смешиваются с уставом песненного последования (Канонарий X–XI вв., Мессинский Типикон, грузинские Евхологии и некоторые другие). В связи с чином коленопреклоненных молитв отдельного замечания требует молитва Святому Духу, приписываемая патриарху Константинопольскому Филофею, со следующим началом: «Царю Небесный, Утешителю, Владыко собезначялныи, съприсносущныи и купносущныи». Она известна по славянским рукописям и печатным изданиям . Так, в сборнике преподобного Кирилла Белозерского она помещается вместо молитвы «Боже великий и вышний» – во время третьего коленопреклонения. В Требнике Петра (Могилы) указывается, что приведенные слова читаются перед молитвой «Боже великий и вышний». Зафиксировано молитвословие и в старопечатных московских Типиконах XVII века. Но в реформированном Уставе 1682 года отсылки на молитву патриарха Филофея были исключены.

Праздник в западной традиции

Ко всенощной службе дня святой Пятидесятницы, как и к празднику Пасхи, обычно приурочивались массовые крещения. И этот обычай до сих пор сохраняется применительно к принимающим крещение взрослым в Римско-Католической Церкви.

В литургии этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе.

Знаменитая золотая секвенция «Гряди, Святой Дух» («Veni, Sancte Spiritus») – гимн, принадлежащий неизвестному автору XIII века, поется во время праздничной мессы Пятидесятницы.

Святоотеческая экзегеза

С IV столетия праздник Пятидесятницы определенно становится общераспространенным, приобретая все большую торжественность и важность. Это доказывают многочисленные проповеди, написанные святыми отцами (блаженным Августином, святителями Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и другими).

Несомненно, что в центре гомилетики Пятидесятницы находится догмат о Троице. Святитель Григорий Нисский говорит: «То, что спасает нас, есть животворящая сила, которой мы веруем под именем Отца и Сына и Святого Духа. Но неспособные к восприятию сей истины вполне, вследствие приключившейся им от душевного глада слабости… приучаются взирать на единое Божество, и в едином Божестве уразумевают единую только силу Отца… Затем… открывается чрез Евангелие и Единородный Сын. После сего предлагается нам совершенная пища для нашего естества – Дух Святый» .

Много размышляют святые отцы о даре языков: «Если кто спросит кого-либо из нас: “Ты получил Святого Духа, почему ты не говоришь всеми языками?” – отвечать должно: “Я говорю всеми языками, потому что состою в Церкви, в том теле Христовом, которое говорит всеми языками”. И подлинно, что другое знаменовал тогда Бог, как не то, что, имея Святого Духа, Церковь его будет говорить всеми языками» (блаженный Августин).

Иконография праздника

То, что в Русской Православной Церкви произошло известное смещение эортологического акцента и даже именования праздника, получило интересное отражение в иконографии.

Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Сравним также следующий факт: чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна.

По церковному календарю День Святой Троицы является одним из двунадесятых праздников — 12 важнейших праздников в православии. Другими названиями этого дня являются Пятидесятница, Троица и Сошествие Святого Духа.

Суть Троицы заключается в том, что именно в этот день на апостолов сошел Святой Дух, и они отправились на разных языках проповедовать всем народам Воскрешение Христа.

События Сошествия Святого духа описаны в книге Деяний святых апостолов: тогда все ученики Сына Божьего собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейскую Пятидесятницу — в этот день евреи всегда вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта Господь на горе Синай дал Моисею десять заповедей.

В это время в доме, где находились апостолы, стало очень шумно, "и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".

Все апостолы, на которых в виде ярких огненных, но не горячих языков сошел Дух Святой, почувствовали воодушевление и огромный прилив сил.

То, что апостолы заговорили на разных языках, имеет особый смысл Пятидесятницы: в "день рождения" церкви Христовой, произошедшей через Сошествие Святого Духа на учеников Иисуса, соединились все народы мира. Таким образом, утраченная после событий грехопадения связь между людьми и Богом была восстановлена.

Праздник Сошествия Святого Духа установили еще апостолы, но официально он вошел в христианский календарь лишь в конце IV века — в 381 году в Константинополе на Втором Вселенском Соборе церковь приняла догмат о Троице.

Почему праздник называется Днем Святой Троицы

В этот день всем людям была открыта тайна, что Бог един, но в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа.

Когда в 2019 году отмечается Троица

День Святой Троицы всегда отмечается в воскресенья, в 2019 году этот день выпадает на 16 июня. Православные верующие обязательно идут на Троицу в храмы на богослужение и причащаются.

Традиции празднования Троицы в разных странах

Традиции отмечания этого дня в каждой стране отличаются друг от друга. Например, в Англии в День Святой Троицы проходят масштабные шествия, сопровождаемые духовыми оркестрами и хорами. Итальянцы чтут память об этом дне следующим образом: они раскидывают лепестки роз из-под куполов храмов. Во Франции же во время службы звучат трубы, которые имитируют ветер, поднявшийся на Сионской горнице перед тем, как сошел Святой Дух.

Традиции празднования Троицы в Беларуси

Хозяйки украшают свои дома цветами, ветвями березы, свежей травой.

В православных храмах Беларуси литургия на Пятидесятницу особенно торжественная: полы по традиции выстелены березовыми ветвями и полевыми травами, в вазах стоят красивые цветы.

После литургии также служится вечерняя — в это время прихожане обращаются ко Всевышнему с просьбами о заступлении и помощи.

В этот день после вечерней наступает завершение послепасхального периода — время, когда в православных храмах не встают на колени и не совершают земные поклоны. Коленопреклонение не совершается, потому что период от Пасхи до Пятидесятницы — это время радости.

После службы люди отправляются домой за праздничные столы: на Троицу можно употреблять в пищу все — через неделю, 4 июня, начнется Петров пост.

Что нужно, а чего нельзя делать на Троицу

О том, чего нельзя делать в этот день, существует масса суеверий: якобы нельзя ходить в поле и лес, работать, купаться. Тем не менее, самой главной ошибкой на Троицу является именно следование этим самым суевериям, к Пятидесятнице они не имеют отношения.

Не стоит им поддаваться, лучше сходите в храм на службу, причаститесь, поблагодарите Бога за дарование благодати Святого Духа и просто проведите этот день мирно.

Также нет никаких дополнительных ограничений на всю неделю после Троицы.

Можно ли жениться на Троицу

Венчание в День Святой Троицы запрещено — в дни двунадесятых праздников таинство брака не совершается.

Это же касается и регистрации брака — в воскресенье (Троица празднуется только в этот день) ЗАГСы не работают.

Троица - один из 12 главных православных праздников. Он отмечается ежегодно в воскресенье, на 50-й день после Пасхи. В 2019 году Троица приходится на 16 июня. Официальное церковное название праздника - День Святой Троицы. Пятидесятница. Он установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. Праздник символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.

История праздника

Праздник приурочен к событиям, которые произошли на 50-й день после Пасхи - сошествию Святого Духа на апостолов и Деву Марию. В это время ученики Иисуса Христа и Богородица находились в Сионской горнице в Иерусалиме. В три часа дня они услышали сильный шум, и на них сошел благодатный огонь. После этого апостолы получили дар говорить на разных языках, чтобы проповедовать учение Христа для народов мира. Это событие описано в Деяниях святых апостолов.

Традиции и обряды праздника

Троица имеет устоявшиеся церковные и народные традиции празднования.

В Православной Церкви она отмечается на протяжении трех дней. Духовенство облачается в одежды зеленого цвета, который символизирует вечную жизнь и животворение. Храмы украшаются ветками деревьев, а пол устилается свежей травой.

Накануне в субботу служится всенощное бдение. В день праздника читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия. Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год - они оберегают дом от болезней и бед.

В праздничные дни люди посещают службы в храмах. Накануне Троицы поминают усопших: ходят на кладбища и оставляют угощения для духов.

По народным традициям в канун торжества хозяйки проводят генеральную уборку в домах и дворах. Они готовят праздничные угощения, пекут хлеб или каравай, который символизирует плодородие и благополучие. Украшают дома, иконы ветвями деревьев и травами. В день Святой Троицы после службы принято посещать или приглашать в гости близких родственников и друзей, дарить подарки. После праздничного обеда устраиваются народные гуляния. Люди отправляются на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры.

Народные целители собирают в этот день травы. Они верят, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Гадания на Троицу

В день Святой Троицы молодые девушки гадают на события будущего, замужество, любовь. При совершении обрядов они используют растения, воду.

Гадание на венке. Вечером в праздник необходимо смастерить венок из березовых ветвей и четырех видов травы: чабрец, иван-да-марья, лопух и медвежье ухо и оставить его на ночь во дворе. Если наутро он завянет, то в ближайшем будущем стоит ожидать мелких трудностей. Свежий венок предвещает удачный год.

Гадание у реки. Девушка должна сплести венок, вставить в него зажженную свечу и запустить по реке. Если он утонет недалеко от берега, то отношения с парнем будут короткими и неудачными. Если венок уплывет далеко по реке с зажженной свечей, то его обладательницу ожидает судьбоносная встреча. Прибившийся к берегу венок знаменует свадьбу в этом году.

Гадание на зверобое. Для того чтобы узнать, испытывает ли молодой человек чувства к девушке, она должна взять пучок зверобоя и перекрутить его с такой силой, чтобы из него полился сок. Если сок прозрачный, то любовь безответная, а если красный, то чувства крепкие и взаимные.

Что можно есть на Троицу

В этот день поста нет, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты.

Как украсить дом на Троицу

Для украшения домов люди используют молодые ветви деревьев, луговых трав и цветов. Главным символом является береза. Молодая зеленая листва символизирует круговорот жизни и молодость. Белый цвет веток олицетворяет чистые помыслы верующих. Ветки дуба, липы, клена и рябины призваны оберегать дом от злых духов.

Из луговых трав люди используют васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух. Они плетут из них венки и вешают их на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон. Незамужние девушки кладут травы под подушку.

Что нельзя делать на Троицу

Троица - великий православный праздник. В этот день нельзя заниматься тяжелым физическим трудом и домашними хлопотами. Следует посвящать время молитвам и близким людям. Нельзя ссориться и злиться на окружающих. По народным поверьям, в этот день запрещается купаться в природных водоемах. Люди верят, что на Троицу нечистая сила обретает облик мистических персонажей (русалок, водяных) и способна нанести вред.

Приметы и поверья на Троицу

  • Дождливый день - к хорошему урожаю грибов осенью.
  • В этот праздник не стоит играть свадьбу, иначе брак будет неудачным.
  • Устраивать сватовство на Троицу - хорошая примета. Будущий брак будет крепким и счастливым.
  • Пятидисятница - удачная пора для поиска кладов. В этот день земля способна щедро одарить человека богатством.
  • Хорошей приметой считается во время службы проливать слезы. Оплакивание травы символизирует богатый урожай и богатство.

Поздравления

    С праздником Троицы тебя поздравляю,
    Достатка, любви, благ земных я желаю.
    В праздник возвышенный, праздник святой
    Радость большую почувствуй душой!

    Мира в семье, пониманья, заботы,
    Новых побед, достижений в работе.
    Благословенья и жизни прекрасной,
    Вместе с семьей встретить Троицы праздник!

    Тебя хочу поздравить я с Троицей Святою,
    На небо ты душою сегодня посмотри.
    Наполнит праздник сердце твое пусть теплотою,
    И засияет солнце пусть у тебя внутри.

    Еще тебе желаю я крепкого здоровья,
    И в травах ароматных покой души найти.
    Пускай витает ангел всегда у изголовья,
    И пусть оберегает он все твои пути.

Какого числа Троица в 2020, 2021, 2022 году

2020 2021 2022
7 июня Вс 20 июня Вс 12 июня Вс


Похожие публикации