Когнитивная сфера. Развитие звуковой стороны речи

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Ощущения

Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия.

Анатомической основой ощущений является анализатор.

Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора.

Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений.

Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.

Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений.

Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.

Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности.

Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.

Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.

Вопросы для самопроверки:

Дайте определение понятию «ощущение».

Какие пороги ощущений существуют?



Что такое адаптация органов чувств?

Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.

Восприятие

Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Видов восприятия:

1) по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические).

2) по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени.

Цветовосприятие .

Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.е. длиной волны. Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Помимо этого цвет имеет символическое значение и воздействует через ассоциации. Так, в Европейских странах цвет траура – черный. А на востоке – белый.

Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в мелкочастотных движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 1.


Рис. 1. Основные геометрические формы в психологии

Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику.

Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия.

Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что-то будет для него фигурой, а что-то фоном.

Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается, например при галлюцинациях.

Целостность состоит в том, что человек воспринимает, прежде всего, соотношение, структуру всей совокупности объектов и признаков, а не отдельные компоненты или признаки.

Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом.

Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия.

Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды.

Структурность восприятия – это ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона.

Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов.

Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом.

Внимание

Внимание – это направленность и сосредоточенность психики на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Отличительные признаки внимания – избирательность, несамостоятельность, включенность в другие психические процессы.

Виды внимания

По направленности внимание делят на внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание направлено на внешние объекты. Люди, у которых преобладает этот вид называются экстерналами. Внутреннее направлено на свои переживания, мысли. Те, у кого преобладает этот вид называются интерналами.

По участию волевой регуляции внимание делят на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Произвольное внимание отличается наличием цели и волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием и цели и волевого усилия. Но зато здесь присутствуют факторы привлечения непроизвольного внимания (сила, неожиданность, новизна раздражителя, контрастность, динамичность, отношение объекта внимания к потребностям личности).

Основные свойства внимания : объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость, полезависимость.

Объем внимания – это количество объектов, одновременно охвачены вниманием. Нормальный взрослый человек охватывает вниманием от 4 до 8 объектов.

Концентрация – это степень сосредоточения внимания на объекте, при одновременном отвлечении от других объектов.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В основе хорошей переключаемости лежит подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения).

Распределение – способность одновременно удерживать в сфере сознания несколько объектов или деятельностей.

Устойчивость – время сосредоточения интенсивного внимания на объекте. Длительность сосредоточения является показателем умственной работоспособности. В норме взрослый человек способен удерживать произвольное внимание до 15 – 20 минут.

Полезависимость – привязанность внимания к внешне наблюдаемым характеристикам объектов. На этом свойстве, а также на некоторых законах восприятия базируется явление маскировки объектов.

2.2.4. Память

Память – когнитивный психический процесс закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта.

Традиционно выявляют следующие основные процессы памяти: запоминание; сохранение и забывание; воспроизведение.

Виды запоминания:

по участию волевой регуляции: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное;

по уровню осмысления: осмысленное и механическое.

Для повышения продуктивности запоминания используют т.н. мнемотехники – приемы эффективного запоминания (ассоциация, повторение, выделение логической структуры и др.).

Объем сохраненной информации зависит от объема информации, сроков хранения, характера запоминаемого материала (форма, осмысленность, значимость). Так при запоминание совокупности несвязанных объектов через 9 часов человек теряет уже до 60% информации. А через 10 дней у него остается только 10%.

Причины забывания : угасание нервных связей в силу недостаточно частого использования информации; вытеснение деструктивной информации, оказывающей разрушающее воздействие на личность; отбор функционально-значимой информации, той, что пригодится в жизни, влияние проактивного-и-ретроактивного торможения.

Проактивное торможение – тормозящее влияние на запоминание предшествующей информации. Ретроактивное торможение – тормозящее влияние последующей информации на переработку и запоминание предшествующей информации.

Воспроизведение делится на преднамеренное и непреднамеренное.

Виды и типы памяти.

По времени хранения информации выделяют следующие виды памяти:

1. Сенсорная. Функционирует на основе остаточных возбуждений в рецепторах органов чувств. Время хранения информации от 2 до 10 секунд. Особо яркие стимулы могут оставлять возбуждение и дольше.

Кратковременная (КП) . Функционирует на основе остаточных возбуждений в коре головного мозга. Время хранения информации в КП обычно не превышает 15 – 20 минут. Объем КП равен 7±2 объекта. Высокая помехочувствительность: любой отвлекающий фактор стирает информацию из памяти.

Долговременная (ДП) . Функционирует на основе структурных изменений в нервных клетках. Время хранения информации от нескольких часов до нескольких десятилетий (а у животных даже столетий). Объем безграничен. Измеряется объем ДП не объектами, а единицами информации (битами). Низкая помехочувствительность. Отвлекающие факторы информацию не стирают, т.к. она записана в структуре молекул нервных клеток.

Типы памяти определяются по характеру запоминаемого материала и по преобладанию в процессе деятельности (вербальная или речевая; образная; двигательная; эмоциональная).

Мышление

Мышление – это когнитивный процесс поиска и открытия существенно нового.

По уровню отвлеченности (а также по характеру оперируемого материала) выделяют:

наглядно-действенное,

наглядно-образное,

словесно-логическое;

В случае наглядно-действенного мышления человек оперирует самими объектами. При наглядно-образном оперирует образами объектов, а не объектами. В случае словесно-логического мышления оперирует символами объектов (в том числе речевыми).

По степени развернутости процесса мышления выделяют:

дискурсивное (развернутое),

интуитивное (свернутое) .

По уровню продуктивности выделяют:

1. творческое (продуктивное),

2. репродуктивное.

По уровню абстрагирования решаемых задач от конкретной ситуации выделяют:

1. прологическое мышление,

2. логическое мышление.

Прологическое мышление привязано к реальности. Логическое мышление абстрагируется от реалистичности и только оперирует понятиями, свойствами, символами, объектами.

Интеллект – система мыслительных операций, посредством которых субъект перерабатывает информацию.

Основные мыслительные операции: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, выделение отдельных свойств), синтез (мысленное объединение составных частей, свойств объекта в единое целое), сравнение (мысленное сопоставление объектов и нахождение в них сходства), противопоставление (мысленное сопоставление объектов и нахождение в них различий), обобщение (мысленное объединение объектов по их существенным признакам), конкретизация (движение мысли от общего к частному, приведение примера), классификация (отнесение объекта к определенному классу объектов), абстрагирование (отвлечение свойств объекта от самого объекта), аналогия (установление подобия объектов относительно каких-либо качеств), систематизация (упорядочивание объектов по ряду оснований, установление взаимосвязей между группами объектов).

Основная проблема интеллекта – проблема НОРМЫ, определение ее границы, т.е. того количества баллов по определенному тесту, ниже которого человека уже считают олигофреном. Нормы исторически обусловлены. Т.к. уровень Интеллекта во многом определяется педагогической системой, принятой в обществе.

Основные свойства мышления :

Если качества мышления представить в виде шкалы, то на разных ее полюсах будут противоположные характеристики:

гибкость ↔ ригидность;

широта ↔ узость;

глубина ↔ поверхностность;

сообразительность ↔ инерционность (тугодумие);

критичность ↔ некритичность;

эвристичность (нестандартность) ↔ стандартность;

самостоятельность ↔ несамостоятельность;

креативность ↔ стимульность (уровень интеллектуальной мотивации).

Воображение

Воображение – когнитивный процесс создания новых образов на основе образов восприятия и памяти.

Виды воображения

По воплощению в деятельности выделяют:

1. Пассивное – образы создаются, но не воплощаются в действительности(выделяют разновидности: преднамеренное и непреднамеренное). Например, образы сновидений, галлюцинации (непреднамеренные образы), грезы и мечты (преднамеренные).

2. Активное – образы создаются и воплощаются в действительностиВыделяют такие разновидности, как творческое и воссоздающее воображение. Воссоздающее – создание образов соответственно словесному описанию, рисунку, чертежу. Без чего людям и книги читать неинтересно (ведь представит описанные автором миры, пейзажи они не могут). Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов.

Основные психологические механизмы (техники) создания новых образов:

Агглютинация – синтез отдельных частей или свойств различных образов).

Гиперболизация – сильное преувеличение или преуменьшение количества деталей, размеров, искажение пропорций объектов.

Заострение – небольшое преувеличение или преуменьшение существенных деталей образа.

Схематизация – сглаживание различий в однотипных образах и четкое выделение сходных особенностей.

Типизация – выделение существенных особенностей различных но относящихся к одному классу образов и воплощение их в конкретном образе. Буквально это создание типа.

Аналогия – создание новых образов на основе сравнения.

Речь

Язык – это система знаков, опосредующих психическую деятельность. Языки не сводятся к вербальным. Выделяют: также язык жестов, язык танца, язык программирования, язык иконы и др.

Речь – процесс использования языка в ходе общения; когнитивный процесс порождения высказывания.

Основные функции речи:

в общении (коммуникация, экспрессия),

в памяти (хранение общественного опыта),

в мышлении (сигнализация, обобщение).

Виды речи

По форме выделяют:

а. письменная

б. устная (диалогическая и монологическая).

Внутренняя

Этапы порождения речевого высказывания

внутренняя речь;

произнесение (внешняя речь);

восприятие речи (декодирование звуков или знаков);

понимание (декодирование смыслов).

Психологическое строение слова

Слово состоит из внешней оболочки (звук или знак) и внутреннего строения, т.е. системы значений.

Значение слова – это предметная отнесенность слова. Оно конвенционально. Значение делится на прямое (денотативное) и дополнительное (конотативное).

Смысл – это индивидуальное субъективное значение слова. Смысл слова выражает отношение человека к ситуации. Смысл непередаваем. Он определяется следующими факторами:

системой ассоциативных, дополнительных значений,

ситуативным контекстом,

речевым контекстом,

паралингвистическими и экстралингвистическими средствами речи (сила голоса, тембр, темп, акценты, паузы, мимика, пантомимика).

Основные направления развития речи в онтогенезе: расширение лексики, интериоризация, переход от ситуативной речи к контекстной и развитие речевых функций от коммуникации к саморегуляции.

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования (рис. 1.1): когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект. Каждую из этих областей мы рассмотрим в последующих главах.

Когнитивная нейронаука

Лишь в течение последних нескольких лет когнитивные психологи и когнитивные неврологи (специалисты по мозгу) установили между собой отношения тесного сотрудничества. К настоящему времени этот союз дал наиболее впечатляющие

результаты в области изучения свойств нашего разума. Когнитивные психологи ищут неврологические объяснения имеющихся у них данных, а неврологи обращаются к когнитивным психологам, чтобы объяснить результаты, полученные в лабораториях. В приведенном примере разговора сбитого с толку водителя и полицейского каждая часть когнитивного процесса - от ощущения до знания правил вождения автомобиля - поддерживается основными электрохимическими процессами, происходящими в мозге и нервной системе.

Восприятие

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и - что более важно для когнитивной психологии - о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.

Описание, данное полицейским в вышеприведенной уличной сцене, в значительной степени зависит от его способности «видеть» существенные признаки окружения. «Ви дение», однако, это далеко не простое дело. Для восприятия сенсорных стимулов - в нашем случае они преимущественно зрительные - необходимо, чтобы они имели определенную величину: если водителю предстоит выполнить описанный маневр, эти признаки должны иметь значительную интенсивность. Кроме того, постоянно изменяется сама ситуация. По мере изменения положения водителя появляются новые признаки. Отдельные признаки приобретают особое значение в процессе перцепции. Указательные знаки различаются по цвету, положению, форме и т. д. Многие изображения при движении постоянно меняются, и, чтобы действовать согласно их указаниям, водитель должен быстро корректировать свое поведение.

Рис. 1.1 . Основные направления исследований в когнитивной психологии

Когнитивная психология сегодня

Начиная с 1950-х годов интересы ученых снова сосредоточились на внимании, памяти, распознавании паттернов, образах, семантической организации, языковых процессах, мышлении и даже «сознании» (наиболее избегаемом догматиками понятии), а также на других «когнитивных» темах, однажды признанных под давлением бихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии. По мере того как психологи вновь обращались к когнитивной психологии, организовывались новые журналы и научные группы, а когнитивная психология еще более упрочивала свои позиции, становилось ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 1930-х и 1940-х годах. Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были следующие:

«Неудача» бихевиоризма 1 . Бихевиоризму, в общих чертах изучавшему внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения, например в области языка (см. приведенный выше анализ разговора полицейского и водителя). Кроме того, существовали игнорируемые бихевиористами темы, которые, по-видимому, были глубоко связаны с человеческой психологией. К ним относились память, внимание, сознание, мышление и воображение. Было очевидно, что эти психические процессы являются реальными составляющими психологии и требуют исследования. Многие психологи полагали, что эти внутренние процессы могли быть операционально определены и включены в общее изучение психики.

Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации, то есть в областях, существенных для когнитивной психологии.

Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.

Изучение памяти. Исследования вербального научения и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.

Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука, и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект, заставили психологов пересмотреть основные постулаты, касающиеся решения проблем, обработки и хранения информации в памяти, а также обработки языка и овладения им. Новое экспериментальное оборудование значительно расширило возможности исследователей.

Когнитивное развитие. Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способ-

Необходимо отметить, что бихевиоризм оказал существенное влияние на некоторые типы психотерапии, особенно на тот, который стал известен как «модификация поведения», так же как на экспериментальную психологию и операциональные определения

Когнитивное развитие в дошкольном возрасте

1.1 Содержание когнитивной сферы. Теории когнитивного развития

Развитие психики представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие психики в данном случае будет характеризоваться необратимыми изменениями, направленностью т.е. способностью к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений на предшествующие и их закономерным характером.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза (биологическая эволюция индивида) и в форме онтогенеза как формирования социокультурной истории человечества в целом.

Задатки, способности, интелект, ум, «глубинный ум» - Т. Образовательные факторы влияют в процессе деятельности на указанные компоненты развития психики человека.

Однако, в целом, развитие психики следует рассматривать, как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур (переход «внешнего» плана действий во «внутренний», духовный мир личности) этих деятельностей определяет формирование многоуровневых, базовых структур психики. Например, огромную роль в развитии психики играет процесс обучения. Он должен идти впереди развития, направляя его.

К когнитивной сфере относят все психические процессы, выполняющие функции рационального познания. Слово «когнитивный» происходит от латинского cognitio, что переводится как знание, познание, изучение и осознание. Термин «когнитивный» существовал в психологии еще до появления когнитивной психологии, а с возникновением и развитием когнитивных наук стал использоваться как синоним терминам «ментальный», «внутренний», «интериоризированный», «умственный», «мыслительный» и т.д.. По мнению С. Рида понятие «когниция» относится к познанию, к взаимодействию человека с миром, к овладению им множеством разнообразных практических навыков. Это понятие связано свойством личности, которое проявляется в способности перерабатывать информацию на различных психических уровнях с целью получения знания. Основной составляющей когниции является язык.

Понятие когнитивная психология появилось в 60-х годах XX века как раздел психологии, изучающий познавательные процессы человеческой психики. Исследования когнитивной психологии связаны с исследованием памяти, внимания, представления информации, логического мышления, воображения и способности к принятию решения.

В когнитивной психологии используются исследования и теоретические подходы основных областей психологии, включая нейронауку, восприятие, распознавание паттернов, внимание и сознание, память, репрезентацию знаний, воображение, язык, психологию развития, мышление и формирование понятий, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Существует несколько подходов к интерпретации понятия «когнитивная сфера». Часто это понятие используется для описания внешних условий когнитивного развития личности. В зарубежной психологии понятие «когнитивная сфера» используется для описания условий развития в процессе обучения, то есть в широком смысле. При этом рассматривается целый ряд характеристик:

1. когнитивная деятельность в процессе обучения;

2. взаимодействие с окружающей средой и формирование индивидуального стиля саморегуляции;

3. процесс интереоризации полученных знаний;

4. социокультурные факторы, оказывающие влияние на адаптацию к обучению;

5. механизм перцептивно-когнитивного развития;

6. механизм формирования индивидуального стиля обучения.

Познавательные психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Когнитивные процессы, например восприятие, память, воображение, язык, мышление и решение задач, основаны на нервных структурах и процессах. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия познавательных психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Внимание имеет и свои, отличающие его от других психических процессов особенности. Одно из важных свойств внимания - его устойчивость, т. е. способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь.

Не менее значимы и такие особенности внимания, как его переключение и распределение. Переключение внимания - это способность переходить от выполнения одной деятельности к выполнению другой.

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической активности человека на объекте, имеющие для него определённую значимость. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Это опосредованное познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека. Мышление является обобщенным познанием действительности, процессом познания общих и существенных свойств предметов и явлений. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Наглядно-действительное - процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого - либо конкретного материального продукта.

Наглядно-образное - мыслительный процесс характеризуется опорой на представления и образы. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

В неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением протекает процесс воображения. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Когнитивное развитие определяется рядом факторов: генетическими, особенностями протекания беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием социума, личностными особенностями родителей и ребенка.

Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способностей в ходе взросления.

Существует несколько теорий когнитивного развития человека. Наиболее известной из этих теорий является концепция Ж. Пиаже, который рассматривает умственное развитие ребенка как непрерывный процесс и теория А. Валлона, в которой развитие является прерывистой цепью реорганизаций.

Ж. Пиаже выделил в развитии интеллекта 4 основные стадии: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 до 14-15).

На стадии сенсомоторного интеллекта ребенка его развитие проявляется в действиях, то есть им осваиваются процессы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук).

На дооперационной стадии дети усваивают речь, могут одним словом объединить предметы по существенным и несущественным признакам, поэтому их рассуждения кажутся нелогичными.

На стадии конкретных операций дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах.

На стадии формальных операций дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что, если...», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы, то есть у них уже сформирован интеллект взрослого человека.

Для Пиаже мышление ребенка развивается от аутистической формы через эгоцентрическую -- к социализированной. У Л.С. Выготского возникла другая точка зрения на этот вопрос: согласно его учению научение предшествует развитию. Для Л.С. Выготского разум ребенка от рождения имеет социальную природу и эгоцентричная речь также имеет социальное происхождение и социальные цели: дети научаются эгоцентрической речи от других и используют ее для общения с другими. Это положение -- основной пункт теории Л.С. Выготского и главный аспект расхождения между позициями этих двух теоретиков.

По мнению А. Валлона, ребенок с самого рождения обречен на активную социализацию из-за своей полной беспомощности. Поэтому Валлон рассматривает когнитивное развитие в связи с личностным становлением самостоятельности ребенка. Он выделяет следующие стадии детства:

1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) - стадия рефлекторных ответов на воздействие. Постепенно рефлексы сменяются контролируемыми движениями с новыми формами поведения, однако эти изменения связаны в основном с питанием ребенка.

2. Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, удивление и т. д.), что необходимо для социальной коммуникации: ребенок может выразить свои желания, намерения, показать свое состояние, может также оценить состояние и отношения других людей, распознавая их эмоции.

3. Сенсомоторная стадия (от 10 до 14 месяцев). Образуется связь между действиями с предметами и перцептивными впечатлениями, которые получает ребенок, что становится основой практического мышления: если потрясти погремушку, то она зазвучит, если повернуть куклу - можно увидеть ее лицо.

4. Проективная стадия (от 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы и речи. Ребенок приобретает новые возможности освоения окружения, может воздействовать на объекты, исследовать их свойства, что позволяет перейти к их категоризации и называнию (обозначению категорий). Новые возможности делают ребенка более независимым, что способствует росту самоутверждения индивида.

5. Персоналистическая стадия (от 3 до 6 лет) включает три периода, связанные с развитием независимости ребенка и обогащением его «Я».

6. Учебная стадия (от 6 до 12-14 лет) - стадия, на которой ребенок опирается более на суть вещей и явлений, чем на их видимость. Это способствует углублению знаний об окружающем мире, приводит к возрастанию независимости ребенка.

7. Стадия полового созревания. Ребенок сосредоточен на собственном «Я». Поиск большей независимости и своей индивидуальности дает возможность открыть новый ракурс вещей и явлений, что развивает абстрактное мышление и логику суждений.

Сравнение двух периодизаций развития - Пиаже и Баллона - позволяет выделить сходство и различия между ними. Сходство состоит в том, что характеристики особенностей когнитивного развития в детском возрасте тождественны. Отличие концепции А. Валлона от теории Ж. Пиаже определяется тем, что Баллон рассматривает когнитивное развитие как один из аспектов психического развития ребенка, тогда как Пиаже интересует только один вопрос: как ребенок, наделенный рефлексами, приходит к знаниям и взрослой логике мышления.

Пиаже считает интеллектуальное развитие ребенка основой других аспектов психического развития. Так, по его мнению, развитие нравственности тесно связано с когнитивными возможностями.

Когнитивное, то есть умственное развитие - это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как память, восприятие, воображение, решение задач, логика и формирование понятий. Дошкольный возраст является периодом оптимальным для когнитивного развития. Дошкольное детство характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных психических процессов, овладением сложными манипуляциями с действиями и вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. В этом возрасте происходит развитие основных сенсорных систем, служащих базой становления всех психических функций.

Под когнитивным развитием понимается набор сложных структур, составляющих основу интеллектуальной деятельности. К функциональным образованиям, обеспечивающим когнитивное развитие ребенка относятся сенсорные функции различных модальностей, операциональные механизмы способствующие появлению необходимой психической активности для этого, мотивационные механизмы, обеспечивающие и контролирующие деятельность и оценку окружающей действительности.

Воздействие информационных технологий на развитие когнитивной сферы у молодых людей

К структурным характеристикам личности, на исследование которых ориентированы специалисты психологии, преимущественно относят тип темперамента, опыт и направленность личности. «Потребности, характер, способности...

Воздействие информационных технологий на развитие когнитивной сферы у молодых людей

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта...

Возрастные различия в уровне сформированности нейрокогнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста

Гендерные особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи

Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти...

Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем...

Когнитивная теория, ее суть и применение на практике

Как же когнитивную, интеллектуально-ориентированную теорию личности можно применить к тому, что непосредственно влияет на жизнь человека? Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний...

Комплексное изучение ребенка

Особенности когнитивной сферы при депрессиях позднего возраста

Старость - этот тот факт, с которым сталкивается абсолютно каждый человек в своей жизни. И для человека преодолевшего барьер неопытности проявившейся в его молодости и уже получивший жизненный опыт...

Психологический анализ личностной самореализации персонала в профессиональной деятельности

2. Исследовать: 2.1. Синдром эмоционального выгорания во взаимосвязи с реализацией жизненных целей и потребностей в саморазвитии; 2.2. Уровень реализации потребности в саморазвитии и самооценки реализации жизненных целей. 3...

Психологический анализ целесообразного поведения учащихся

Начиная со второй половины XVIII в. процесс образования становится объектом теоретического педагогического и психологического осмысления. Выделяют несколько психологических направлений...

Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников

В младшем школьном возрасте ребенок делает огромный скачек в своем развитии, в том числе и в когнитивной сфере. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира...

Развитие слухоречевой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста

Формирование мозговой организации когнитивной деятельности - процесс не линейный и имеет периоды ее качественных преобразований. Одним из таких периодов является дошкольный возраст - существенный этап когнитивного развития ребенка...

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры и возможность ее применения в деятельности социального работника-психолога

Мы начинаем наше изучение социально-когнитивной теории Бандуры с его оценки того, как другие теории объясняют причины поведения человека. Таким образом, мы можем сравнить его точку зрения на человека с другими...

Теоретический анализ современных подходов в изучении когнитивного развития личности

Термин «когнитивный» в связке с понятием «развитие» не получил широкого хождения в отечественной психологической литературе. Он ассоциируется с названием одного из направлений современной психологии...

Когнитивные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента воздействия стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции .

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи .

Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс).

Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов.

Возраст 7-11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретаютбольшую развитость - он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные .

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно образного к словесно-логическому мышлению Операции, характерные для младшего школьного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учиться не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Учебная деятельность, как и всякая другая когнитивная деятельность, имеет свой предмет – человека. В случае обсуждения учебной деятельности младшего школьника – ребенок. Учась способам письма, счета, чтения ребенок ориентирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений. Это еще раз подтверждает то, что главной когнитивной деятельностью в младшем школьном возрасте становится именно учебная деятельность..



Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет изменение самого себя. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.

Исследуя учебную деятельность младших школьников, Д. Б. Эльконин особое значение придавал тому, как ребенок оценивает степень изменения.. Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым действием настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта учебной деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет своих функций.



Учебная деятельность имеет свою структуру.. Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

Учебная задача – то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;

Учебные действия – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;

Действие контроля – сопоставление воспроизведенного действия с образцом;

Действие оценки – определение того, насколько ученик достиг результата, которые произошли в самом ребенке.

Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме. Однако такую структуру учебная деятельность приобретает постепенно, а у младшего школьника она весьма далека от этого.

Однако следует помнить, что учебную деятельность, ее структуру, как и потенциал передаваемых идей, ребенок заимствует в той мере, в какой она "ему подходит, гордо проходя мимо того, что превышает уровень его мышления" В группе сверстников отношения строятся по типу синхронных. Именно в синхронных, симметричных отношениях детей развиваются такие качества, как умение встать на точку зрения другого, понять, каким путем продвигался сверстник при решении той или иной задачи.

Основная форма организации учебной работы детей – урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указание учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не мешать другим. Все эти требования касаются разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.

На уроке все дети выполняют общее задание учителя. Каждый должен уметь, не мешая другим, сосредоточиться на выполнении задания.

В отношениях учителя и ученика существует своя особая связь по поводу учебной деятельности. Учитель должен оценивать ответы детей. Порицание, указание на ошибку могут вызвать смущение, огорчение, агрессию и негативное поведение. Похвала у одного вызывает бурную радость, и он с победоносным видом может оглядеть других, у другого – наряду с удовлетворением и чувство смущения. Д. Б. Эльконин .

Это подтверждает выраженную выше мысль о том, что учебная деятельность способствует развитию когнитивной сферы ребенка в данном возрасте.

В-пятых, знание этих особенностей имеет важной значение для педагогики, и поэтому стремление к этому знанию должно расцениваться как необходимое знание педагогов .

Cловесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения). В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности .

Когнитивная сфера психической деятельности представлена тремя кластерами, которые отражают три основных блока когнитивной обработки информации при встрече с проблемной ситуацией.

Кластер "Структурирование"

Данный кластер содержит шкалы, которые характеризуют процессы структурирования информации при взаимодействии с проблемной ситуацией. Структурирование подразумевает упорядочивание новой информации, установление связей между различными аспектами ситуации и формирование образов на основе определения контуров стимулов. В этом кластере оцениваются следующие характеристики данной деятельности:

· стратегия распределения внимания;

· уровень организационной активности,

· мотивационные аспекты,

· адекватность организационной деятельности,

· параметры аналитико-синтетической деятельности, возможные проявления когнитивной дисфункции, а также влияние личностных и стилевых особенностей на процессы структурирования (обсессивных черт, чрезмерной вигильности (настороженности), склонности к избеганию проблем).

Кластер "Распознавание"

В этом кластере содержатся шкалы, описывающие процессы распознавания различных аспектов проблемной ситуации. Распознавание подразумевает процесс согласования нового образа с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Правильное распознавание и идентификация образа является основой адекватного отражения действительности. У большинства здоровых людей процессы распознавания информации соответствуют ситуационным требованиям и основаны на реальности. Если процессы распознавания и идентификации будут в большей степени испытывать внутренние субъективные влияния, это будет нарушать адекватное отражение действительности. В данном кластере оцениваются следующие характеристики процессов распознавания:



· уровень адекватности распознавания,

· склонность к игнорированию стимульного поля,

· уровень перцептивных искажений,

· уровень распознавания социальных условностей,

· соответствие восприятия общепринятым канонам (конвенциональность),

· уровень нонконформизма при распознавании действительности.

Кластер "Концептуализация"

Концептуализация (смыслообразование) подразумевает образование значений и смыслов при восприятии реальности с последующей организацией их в значимый для субъекта контекст. Смыслообразование составляет основу понимания реальности и является основным компонентом отражения действительности. Данный процесс определяет формирование всех решений индивидуума и служит источником для развития произвольного поведения. Процессы концептуализации включают различные умственные процессы, связанные (главным образом) с мыслительной деятельностью и механизмами принятия решения. Шкалы данного кластера оценивают следующие психологические характеристики:

· концептуальная гибкость,

· уровень непроизвольной мыслительной деятельности и мотивационного напряжения,

· склонность к фантазированию при решении проблем,

· влияние негативных личностных особенностей (пессимизма, чрезмерной вигильности, обсессивности),

· уровень ясности мышления при принятии решения (когерентность, релевантность и логичность),

· адекватность смыслообразования.

Кластер "Эмоциональная сфера"

Данный кластер содержит шкалы, характеризующие эмоциональную активность субъекта при взаимодействии с проблемной ситуацией. Шкалы этого кластера оценивают следующие психологические характеристики:

· склонность к депрессии,

· характер негативных переживаний (чувства беспомощности, вины, неудовлетворенности, одиночества; дисфория),

· наличие эмоционального дистресса,

· склонность к интернализации негативного аффекта,

· уровень реактивности по отношению к эмоциальным стимулам,

· склонность к чрезмерной интеллектуализации,

· склонность к отрицанию негативных эмоций и замене их положительными,

· уровень контроля над эмоциональной экспрессией,

· уровень сложности и комплексности переживаний,

· склонность к пароксизмальному возрастанию сложности переживаний,

· наличие амбивалентности переживаний (одновременное наличие как позитивных, так и негативных эмоций).

Кластер "Самовосприятие"

В данном кластере описываются особенности самовосприятия испытуемого, которые проявляют себя в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие характеристики:

· влияние вигильных и обсессивных особенностей личности,

· уровень и характер самофокусирования,

· склонность к негативному самовосприятию,

· озабоченность состоянием соматического здоровья,

· уровень и характер саморефлексии и интроспекции,

· характер личной идентичности.

Кластер "Социальная сфера"

Данный кластер характеризует социальное поведение испытуемого в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие социальные характеристики испытуемого:

· влияние чрезмерной вигильности,

· способность к установлению эмоционально близких отношений,

· склонность к оральной зависимости,

· уровень социального интереса,

· характер социальной перцепции,

· наличие трудностей проявления эмпатии,

· способности к сотрудничеству и ассертивности,

· склонность к социальной пассивности и избеганию ответственности,

· ситуационная адекватность социального поведения,

· склонность к социальной изоляции.

Кластер "Контроль и толерантность к стрессу"

Контроль над поведением подразумевает сознательную способность субъекта организовывать свое поведение при решения проблемы в соответствии с ситуационными требованиями. От уровня поведенческого контроля непосредственно зависит степень толерантности к стрессу. Контроль над поведением является интегративной психологической характеристикой субъекта. На его уровень оказывают влияние следующие факторы:

· уровень развития ресурсов,

· уровень и характер фрустрирующих переживаний,

· дефицит социальной зрелости,

· воздействие ситуационного стресса,

· стилевые особенности поведения при решении проблем.

Шкалы данного кластера оценивают как непосредственный уровень контроля над поведением, так и все указанные выше факторы, оказывающие влияние на этот уровень.



Похожие публикации