Презентация возрастная психология и педагогика. Презентация на тему: Возрастная педагогика и психология

Кравцова Фатима Хасанбиевна
Зам. дир. ЦНПР МОН КБР,
кандидат психологических
наук, доцент

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Возрастная психология

Предмет и история развития человека. Категории развития. Теории
















Кризис взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость.

Лекция №1

Предмет и задачи возрастной и
педагогической психологии

Возрастная
и педагогическая
психологиядве отрасли психологической науки,
тесно взаимодействующие между
собой, что определено общим объектом
изучения - развивающимся человеком.

Взаимосвязь педагогической и
возрастной психологии
Изучает развитие
психики человека и
ее особенности на
различных
возрастных этапах
Изучает
закономерности
развития человека в
условиях обучения и
воспитания
Объектчеловек

Принципы возрастной психологии

Каждый возрастной период
изучается не изолированно, а с
точки зрения общих тенденций,
с учетом предыдущего и
последующего возраста
Особенности возраста
(хронологические рамки и
содержание) не статичны, а
определены общественноисторическими факторами
Каждый возраст имеет резервы
развития, которые могут быть
мобилизованы в ходе особым
образом организованной
активности ребенка по
отношению к окружающей
действительности и к своей
деятельности
Переход от одного возраста к
другому и психологические
новообразования в нем
определены изменением типов
ведущей деятельности,
социальной ситуацией
развития, типов
взаимодействия человека со
средой и т.д.

Определения
Возрастная психология
-
это отрасль
психологической науки,
изучающая
закономерности этапов
психического развития и
формирования личности
на протяжении онтогенеза
человека от рождения до
старости.
Педагогическая психология
-
это отрасль психологии,
изучающая
психологические
проблемы обучения и
воспитания.

Предмет изучения

Возрастная
психология:
изучение фактов и
закономерностей
психологического
развития человека в
онтогенезе
Педагогическая
психология:
изучение
психологических
закономерностей
обучения и воспитания

Разделы

Возрастная психология:
Психология дошкольника
(часто называемая детской
психологией);
Психология младшего
школьника;
Психология подростка;
Психология старшего
школьника(или ранней
юности);
Психология взрослого
человека;
Психология преклонного
возраста
(геронтопсихология).
Педагогическая психология:
- Психология
образовательной
деятельности (как единства
учебной и педагогической
деятельности);
Психологию учебной
деятельности и ее субъектаобучающегося (ученика,
студента);
Психологию педагогической
деятельности (в единстве
обучающего и
воспитывающего
воздействия) и ее субъекта
(учителя, преподавателя);
Психологию учебнопедагогического
сотрудничества и общения.

Основные задачи возрастной психологии

Раскрытие психологического содержания
последовательных этапов онтогенеза
Изучение возрастной динамики психических процессов и
свойств
Изучение дифференциально-психологических различий,
к которым относятся половозрастные и типологические
свойства индивид
Оказание психологической помощи в период возрастных
кризисов

Основные задачи педагогической психологии

Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и
воспитывающего воздействия на интеллектуальное и
личностное развитие обучаемого
Определение механизмов и закономерностей освоения
обучающимся социокультурного опыта, его
структурирования, сохранения в индивидуальном
сознании обучаемого
Определение связи между уровнем интеллектуального и
личностного развития обучаемого и формами, методами
обучающего и воспитывающего воздействия
Определение особенностей организации и управления
учебной деятельностью обучаемых и влиянием этих
процессов на интеллектуальное, личностное развитие и
учебно-позновательную активность
Изучение психологических основ педагогической
деятельности
Определение фактов, механизмов, закономерностей
развивающего обучения

Проблемы возрастной психологии

1.
2.
3.
4.
5.
Проблема органической (организмической) и средовой
обусловленности психического и поведенческого
развития человека
Проблема относительного влияния стихийного и
организованного обучения и воспитания на развитие
детей
Проблема соотношения задатков и способностей
Сравнительного влияния на развитие рассмотренных
выше эволюционных, революционных и ситуационных
изменений в психике и поведении ребенка
Проблема соотношения интеллектуальных и
личностных изменений в общем психологическом
развитии ребенка

Проблемы педагогической психологии

Проблема соотношения развития и обучения
2.
Проблема взаимосвязи обучения и воспитания
3.
Проблема генотипической и средовой обусловленности
психологических характеристик и поведения ребенка
4.
Проблема сензитивных периодов и развитии
5.
Проблема детской одаренности
6.
Проблема готовности детей к обучению в школе
7.
Проблема индивидуализации обучения
8.
Проблема психолого - педагогической диагностики
9.
Проблема оптимальной психолого - педагогической
подготовки учителя и воспитателя
и многие другие
1.

лекция№2 “Методы психологии”

План:
Понятия: Методология, метод, методы
психологии.
Классификация методов психологии.
Характеристика эмпирических методов.

Методология-(от греч methodos-путь исследования или познания, -logo-понятие, учение) -

Методология-(от греч methodos-путь исследования
или познания, -logo-понятие, учение)
система принципов и способов
организации и построения
теоретической и практической
деятельности, а также учение об этой
системе.
Метод – путь научного исследования
или способ познания какой-либо
реальности.

Методы психологии-

Методы психологииСпособы, приемы и средства при помощи
которых изучается личность человека,
добываются факты, из которых складывается
научная теория и вырабатываются практические
рекомендации

Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках.

Методика отвечает конкретным целям и задачам
исследования, содержит в себе описание
объекта и процедур изучения, способов
фиксации и обработки полученных данных.
На основе определенного метода может быть создано множество
методик. Например, экспериментальный метод в психологии
воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и
других сторон психологической реальности.

Уровни и способы организации научного познания:

Научный
подход
Методологи
ческий
принцип
Исследовательский
метод
методика

Разработанность психологии зависит от уровня развития методов исследования, т. е. от того, как добываются психологические факты

Что такое психологический факт? Это:
а) определенные акты поведения
ребенка, в котором проявляются
особенности тех или иных сторон
психики;
б) акты совместной деятельности
группы, проявление общего настроения,
акты общения между детьми.

Любой психологический феномен имеет различные уровни детерминации:

1 – феноменологический, то, что отображено в
2 – физический, то что связано с физиологическими
сознании субъекта: образ, эмоция, мотивы, цель и т.п.;
процессами в организме субъекта;
3 – биологический, то что в результате эволюции
сформировались определенные реакции;
4 – социальный, то что связано с воздействием
социального окружения на субъект.
Результаты исследования требуют объяснения
на каждом из данных уровней, не сводимых
друг к другу.

Схема классификации методов по Б.Г.
Ананьеву
I группа - организационные
Сравнительный
Лонгитюдный
Комплексный
их функция - организация добывания научных
данных
II группа - эмпирические методы
наблюдение и
самонаблюден
ие
экспериментал
ьные методы
психодиагност
ические
методы
анализ
процессов и
продуктов
деятельности
биографич
еские
методы

III группа - методы обработки данных
исследования
количественный анализ
качественный анализ
их функция - математическая и логическая
обработка данных, полученных эмпирическими
методами
IV группа - интерпретационные методы
генетический
структурный
их функция - интерпретация и установление
структурных связей по результатам количественного и качественного анализа

Этапы психологического исследования:

1 этап – подготовительный
Определение проблемы. Изучение литературы по данному вопросу.
Формулировка задачи
Определение объекта исследования.
Определение предмета исследования. Что изучать в объекте?
Гипотеза (возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме)
правдоподобность, доступность для проверки.
Подбор методов и их сочетания
2 этап – исследовательский
3этап – обработка данных исследования
Сбор фактических данных с помощью разных методов. Проведение
серии исследований.
Количественный и качественный анализ данных исследования
-анализ каждого зафиксированного факта;
-установление связей: факт-гипотеза;
-выделение повторяющихся фактов;
-вариационно-статистическая обработка;
4 этап – интерпретация данных и формулировка выводов.
Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования

Гипотеза - научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто

Теоретическая –
Эмпирическая
Экспериментальная – выдвигается для решения
Гипотезы должны быть:
для устранения внутренних
противоречий в теории. Инструмент совершенствования
теоретических знаний.
– предположение, подлежащее
экспериментальной проверке.
проблемы методом экспериментального исследования.
-содержательными;
-операциональными (потенциально опровергаемыми);
-формулироваться в виде их альтернатив.

Гипотеза может отвергаться, но не может быть принятой окончательно.

Любая гипотеза открыта для последующей проверки;
процесс выдвижения и опровержения гипотез – основной и наиболее
творческий этап деятельности;
количество и качество гипотез определяется творческими
способностями исследователя.
В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух
(основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре
статистической интерпретации данных.

Наблюдение –

Целенаправленное
и планомерное
восприятие объекта наблюдения с
последующей систематизацией
фактов и осуществлением выводов.
Педагогическое наблюдение включает два
взаимосвязанных компонента: перцептивный
(анализирующее восприятие) и эмпатийный (понимание
).
и эмоциональная сопричастность

В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения:

непосредственное – опосредованное;
открытое (явное) – скрытое;
включенное (причастное)-невключенное
(непричастное);
систематическое (сплошное)несистематическое (выборочное);
долговременное – кратковременное;
казуальное (причинное)-эпизодическое;
внешнее (наблюдение со стороны) –
внутреннее (самонаблюдение);
наблюдение значимых ситуаций.

Общая процедура наблюдения:


процессов
Содержание процедуры
цель
1
Определить задачу и цель
наблюдения.
Для чего, с
какой целью?
2
Выбрать, объект, предмет и
Что
наблюдать?
ситуацию исследования.
3
Выбрать способ наблюдения.
Как
наблюдать?
4
Выбрать способ регистрации.
Как вести
запись?
5
Полученную информацию
обработать и объяснить.
Каков
результат?

Требования к методу психолого-педагогического наблюдения:

Требования к методу психологопедагогического наблюдения:
Наблюдение должно иметь конкретную цель.
Наблюдение должно проходить по заранее
выработанному плану.
Результаты подробно фиксируются (записями, фото,
звукозаписями и т.п.).
Количество исследуемых признаков должно быть
минимальным, и они должны быть точно определены.
Психолого-педагогические явления следует наблюдать в
естественных условиях.
Сведения, полученные путем различных наблюдений,
должны быть сравниваемыми: с применением
одинаковых критериев; с сопоставлением данных,
полученных через равные промежутки времени; в одних
и тех же оценках и т.д.
Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут
иметь место при наблюдении, и предупреждать их.

Беседа-метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Метод беседы применяется:
при изучении личности ребенка, его прошлой
жизни, домашней обстановки, его родителей,
товарищей, его интересов и т. д.;
при применении других методов исследования
для получения дополнительных данных
(уточнение, подтверждение того, что было
выявлено);
при первоначальном знакомстве, когда
начинается какое-либо исследование.

требования к беседе:

Сформулировать цель беседы.
Составить план (целевые вопросы).
Подготовить поддерживающие вопросы.
Определить способы регистрации (бланки записи).
Создать благоприятную обстановку (место, время и т.д.).
Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия;
Уметь владеть собой (педагогический такт);
Следить за поведением собеседника, его мимикой,
эмоциональными реакциями и особенностями речи;
Фиксировать результаты беседы.

Основные приемы ведения беседы:

Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.
Помогать наводящими (не внушающими) вопросами.
Искренность ответов проверять соответствующими
вопросами.
Поощрять собеседника за взаимность. Слушать
дружелюбно.
Соблюдать требования воспитательного процесса.

Анкетирование-метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.

Анкетирование-метод сбора исследуемых данных, основанный
на опросе опрашиваемых с помощью анкет
.
Анкета - объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленная на
выявление количественно-качественных характеристик
предмета анализа психики детей, родителей.

Тестирование – это метод психологической
Тест (англ. Test –проба, испытание,
диагностики, использующий
стандартизированные вопросы и задачи
(тесты), имеющие определенную шкалу
значений.
проверка)- стандартизированное, часто
ограниченное во времени испытание,
предназначенное для установления
количественных или качественных
индивидуально-психологических различий.

Классификации тестов:

1)по особенностям используемых тестовых
задач – вербальные и практические;
2)по формам процедуры обследования –
групповые и индивидуальные;
3)по направленности – тесты интеллекта и
тесты личности;
4)в зависимости от наличия или отсутствия
временных ограничений – тесты скорости и
тестя результативности;
5)по принципам конструирования –
компьютерные тесты.

Вербальные тесты- тип тестов, в которых материал тестовых
задач представлен в словесной (вербальной) форме.
Практические (невербальные) тесты- тип тестов, в которых
материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме
(например, составление фигур, дополнение изображения,
определенные действия по образцу, составление изображения из
кубиков или перерисовывание)
Тесты групповые- предназначены для одновременного
обследования группы испытуемых.
Тесты интеллекта (лат.intellectus- понимание, познание), или
тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня
интеллектуального развития и являются одними из наиболее
распространенных в психодиагностике.
Тесты специальных способностей- группа психодиагностических
методик, предназначенных для измерения уровня развития
отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций,
преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных,
достаточно узких областях деятельности.
Тесты личностные- группа тестов, направленных на измерение
неинтеллектуальных проявлений личности.
Компьютерные тесты, несмотря на их широкое распространение и
на наличие определенных плюсов (автоматизация обработки,
уменьшение эффекта воздействия экспериментатора), недостаточно
гибки в интерпретации данных и не могут полностью заменить
работу профессионального психолога.

Тесты скорости- (англ.speed tests)- тип
психодиагностических методик, в которых основным
показателем продуктивности работы испытуемых
является время выполнения (объем) задач тестовых.
Тесты школьных достижений составляют методики
по конкретным учебным предметам (достижения в
чтении и математике) и более специализированные
тесты, направленные на исследование усвоения
отдельных тем, частей учебной программы,
комплексов действий и т.д.

Проективные методы (лат. Projectio- выбрасывание вперед)- совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования

Проективные методы (лат. Projectio- выбрасывание вперед)совокупность методик, направленных на исследование личности с
помощью использования неопределенных, неоднозначных
(слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен
конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Различают следующие группы проективных методик:
Конститутивные- структурирование, оформление
стимулов, придание им смысла (например, пятна
Роршаха);
Конструктивные- создание из оформленных деталей
осмысленного целого (например, тест Мира);
Интерпретативные- истолкование какого-либо события,
ситуации (тест тематической апперцепции);
Катартические- осуществление игровой деятельности в
специально организованных условиях (психодрама);
Экспрессивные- рисование на свободную или заданную
тему (например, методика «Дом-дерево-человек»,
Импрессивные- предпочтение одних стимулов (как
наиболее желательных) другим (пример: выбор цвета в
методике Люшера);
Аддитивные- завершение предложения, рассказа,
истории (например, разные варианты завершения
предложения).

Письменный самозачет по теме «Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии»

1. Используя методическую процедуру, осуществите самозачет по
овладению системой понятий.
Возрастная психология, лонгитюдный метод и Гамезо 24
2. Составьте схему взаимосвязи основных методологических
принципов, методов и конкретных методик психологического
исследования, используя рекомендуемую литературу.
Волков Б.С.
Методы изучения психики ребенка. М.,1994.
Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред.
А.И.Щербакова. М., 1987
3. Проведите наблюдение за изменением сосредоточенности внимания
учащихся и приемами его организации учителем на одном из уроков
по профилю вашей работы по предложенной программе
наблюдения. Заполните «Карту наблюдения». См. Возрастная и
педагогическая психология» / под ред. М.В.Гамезо

Лекция № 2

Проблема возрастной
периодизации.

Возраст – категория, служащая для
обозначения временных
характеристик индивидуального
развития.
Хронологический возраст выражает
длительность существования индивида с
момента его рождения.
Психологический возраст обозначает
определенную, качественно своеобразную
ступень онтогенетического развития,
обусловливаемую закономерностями
формирования организма, условиями жизни,
обучения и воспитания и имеющую конкретноисторическое происхождение.

Возрастная периодизация жизненного цикла человека.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
Древняя китайская классификация
Молодость (до 20 лет)
Возраст вступления в брак (до 30…)
Возраст выполнения общественных обязанностей (до 40…)
Познание собственных заблуждений (до 50…)
Последний период творческой жизни (до 60…)
Желанный возраст (до 70…)
Старость (до 90…)
Классификация возрастов жизни по Пифагору (6 в. до н.э.)
Период становления (0-20 лет «весна»)
Молодость человека (20-40 лет «лето»)
Человек в расцвете сил (40-60 лет «осень»)
Старый и угасающий человек (60-80 лет «зима»)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Возрастная периодизация, принятая Международным
симпозиумом по возрастной периодизация в Москве в 1965 г.
Новорожденный (1 день – 10 дней)
Младенчество (грудной возраст) (10 дней – 1 год)
Раннее детство (1 год – 2 года)
Первый период детства (3 года – 7 лет)
Второй период детства (8 лет – 12 лет для мальчиков, 8 лет
– 11 лет для девочек)
Подростковый возраст (13 лет – 16 лет для мальчиков, 12
лет – 15 лет для девочек)
Юношеский возраст (17 лет – 21 год для юношей (мужчин),
16 лет – 20 лет для девушек (женщин)
Средний (зрелый) возраст первый период(22 года – 35 лет
для мужчин, 21 год – 35 лет для женщин)
второй период(36 лет – 60 лет
для мужчин, 36 лет – 55 лет для женщин)
Пожилой возраст (61 год – 74 года для мужчин, 56 лет – 74
года для женщин)
Старческий возраст (75 лет – 90 лет для мужчин и женщин)
Долгожители (старше 90 лет)

1.
Раннее младенчество (от рождения до года) Стадия развития
личности по Э. Эриксону
2.
Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)
Раннее детство (около 3-5 лет)
Среднее детство (от 5 до 11 лет)
Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20
лет)
Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет)
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)
Поздняя взрослость (свыше 60 лет)
Периодизация Дж. Биррена – исследователя процесса
старения человека (1964)
Юность (12-17 лет)
Ранняя зрелость (17-25 лет)
Зрелость (25-50 лет)
Поздняя зрелость (50-75 лет)
Старость (старше 75 лет)
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.

Теории развития личности

Психоаналитические
З.Фрейд
А.Фрейд
Э.Эриксон
теории

Концепция развития личности по З.Фрейду

Два открытия З.Фреда- открытие бессознательного и открытие
сексуального начала- составляют основу теоретической
концепции психоанализа.
В последней модели личности З.Фрейд выделил три основных
компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»- наиболее
примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий
котел влечений», подчиняется принципу удовольствия.
Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает
особенности внешнего мира.»Сверх-Я» служит носителем
моральных норм. Поскольку требования к «Я» со стороны
«Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его
пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое
напряжение, от которого личность спасается с помощью
специальных «защитных механизмов»- таких, например, как
вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Все стадии психического развития З.Фрейд сводит к стадиям
преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам
либидозной, или сексуальной, энергии.
Оральная стадия (0-1год).Основной источник удовольствия
сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.
Анальная стадия (1-3 года).Либидо концентрируется вокруг ануса,
который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к
опрятности.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую степень
детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся
генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и
направлена на родителей. Либидозную привязанность к родителям
противоположного пола З.Фрейд назвал эдиповым комплексом для
мальчиков и комплексом Электры для девочек.
Латентная стадия (5-12 лет). Снижение полового интереса. Энергия
либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта.
Генитальная стадия (12-18 лет). По мнению З.Фрейда, подросток
стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению, все
эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального
сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены
фиксации ли регресса к одной из предыдущих стадий.

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия развития
Область социальных
отношений
Полярные качества
личности
Результат
прогрессивного
развития
1.Младенчество (0-1)
Мать или замещающее
ее лицо
Доверие к мирунедоверие к миру
Энергия и жизненная
радость
2.Раннее детство (13)
Родители
Самостоятельностьстыд, сомнения
Независимость
3.Детство (3-6)
Родители, братья и
сестры
Инициативапассивность, вина
Целеустремленность
4.Школьный
возраст(6-12)
Школа, соседи
Компетентностьнеполноценность
Овладение знаниями и
умениями
5.Отрочество и
юность (12-20)
Группы сверстников
Идентичность
личностинепризнание
Самоопределение,
преданность и
верность
6.Ранняя зрелость
(20-25)
Друзья, любимые
Близость- изоляция
Сотрудничество,
любовь
7.Средний возраст
(25-65)
Профессия родной дом
Продуктивностьзастой
Творчество и заботы
8.Поздняя зрелость
(после 65)
Человечество,
ближние
Целостность личностиотчаяние
Мудрость

Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу

Лоренс Колберг рассматривает развитие
морального сознания как последовательный
прогрессивный процесс. Он выделяет шесть
стадий развития морального сознания,
объединяющихся в три уровня.
1.
2.
3.
Доморальный уровень;
Конвенциональная мораль;
Автономная мораль

Лекция№3 Психическое развитие

План:
Соотношение понятий (развитие, созревание,
формирование, становление)
Виды развития человека
Общее положение развития психики


Факторы и условия психического развития
Уровни психического развития

Соотношение понятий: изменение, развитие, созревание,
формирование, становление.
Изменение
Наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение
и взаимодействие, переход от одного состояния в другое
Развитие
Качественные и количественные,
прогрессивные и регрессивные, в
целом необратимые изменения в
психике человека
Формирование
Созревание
Целенаправленное
воздействие на индивида с
целью создания условий для
возникновения у него новых
психологических образований,
качеств
Изменение индивида или
отдельных его функций и
процессов (организма,
нервной системы),
происходящее под влиянием
внутренних, врожденных
причин
Становление
Приобретение психическим
процессом новых признаков и форм
в процессе развития

Виды развития человека

Развитие человека
Развитие- это объективный процесс внутреннего
последовательного количественного и
качественного изменения физических и духовных
сил человека
Физическое
развитие
Физиологическо
е развитие
Изменение роста, веса, силы,
пропорций тела человека
Изменение функций организма в
области сердечно-сосудистой,
нервной системы, пищеварения,
деторождения и др.
Психическое
развитие
Усложнение процессов отражения
человеком действительности: ощущения,
восприятия, мышления, памяти, чувств,
воображения, а также более сложных
психических образований:
потребностей, мотивов деятельностей,
способностей, интересов, ценностных
ориентаций
Социальное
развитие
Постепенное вхождение в
общество, в общественные,
идеологические,
экономические,
производственные, правовые
и другие отношения
Духовное развитие
Осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление
ответственности перед настоящими и будущими поколениями,
понимание сложной природы мироздания и стремление к
постоянному нравственному совершенствованию

Общие положения развития психики

Определение
Общие положения развития психики
Психическое развитие
Закономерное изменение психических процессов во времени,
выраженное в преобразованиях
количественных
качественных
структурных
Общие положения
Необратимый характер изменений
Направленность (способность к направлению
изменений, «надстраиванию» новых изменений над
предшествующими)
Закономерный характер (например,
воспроизводимость однотипных изменений у особей
одного пола)

Характеристики
Утверждается приоритет
деятельности в развитии
психического отражения
Утверждается, что
имеется несовпадение
линий биологического и
психического развития
животных
Каждая новая ступень
психического развития
начинается с усложнения
деятельности, практически
связывающей животное с
окружающим миром. Новая
фаза психического отражения
возникает вслед за этим
усложнением и делает
возможным ее дальнейшее
развитие(концепция
А.Н.Леонтьева)
Животное на более
высокой ступени
биологического
развития(по биологической
систематике) не
обязательно обладает
более развитой психикой

Основные линии психического развития
Основные линии психического развития
Развитие познавательной сферы
(интеллекта, механизмов
сознания)
Познавательная сфера развивается под
влиянием обучения по линии усложнения
мыслительной деятельности и формирования
целостной структуры интеллекта.
Одновременно развиваются механизмы и
содержание сознания
Развитие личности (направленность,
эмоции, ценности)
Можно проследить на возникновении, становлении
и усложнении мотивационно-потребностной сферы,
выделяя в ней ведущие доминирующие линии или
направленность (учебная, познавательная,
коммуникативная); на анализе онтогенеза
эмоциональной направленности; систем
отношений, ценностей, установок, становления
образа «Я» и самооценки
Развитие психологической структуры
деятельности (цели, мотивы, их
соотношение, способы, средства)
Психологическая структура деятельности развивается в логике
изменения соотношения между мотивами и целями, усложнения
операциональой стороны деятельности
В процессе развития формируются:
Умение произвольно устанавливать отношения между мотивом(тем,
ради чего выполняется деятельность) и целью(тем, что должно быть
получено в результате деятельности)

Движущие силы, факторы и условия психического
развития
Движущие силы психического развития
это противоречия между
Потребностями и
внешними
обстоятельствами
Возросшими физическими
способностями, духовными
возможностями и старыми
формами деятельности
Новыми потребностями
порождаемыми
деятельностью, и
возможностями их
удовлетворения
Новыми требованиями
деятельности и
несформированными
умениями и навыками

Факторы психического развития
Это то объективно существующее, что
с необходимостью определяет
жизнедеятельность (в самом широком
смысле слова) индивида
внешние
среда
внутренние
биогенетика человека
Условия психического развития
То, что оказывает определенное
влияние на индивида, т.е. внешние и
внутренние обстоятельства, от
которых обстоятельства, от которых
зависят особенности, характеристики,
уровень психического развития
внешние
Обучение и воспитание
внутренние
активность человека,
интересы, мотивы,
воля,
целеустремленность

Уровни психического (умственного) развития

«Зона ближайшего
развития» обозначает то, что
ребенок не может выполнить
самостоятельно, но с чем он
справляется с небольшой
помощью
«Уровень актуального
развития» характеризуется
тем, какие задания ученик
может выполнить вполне
самостоятельно
обученность
ЗБР
обучаемость
УАР
воспитанность
развитость
воспитуемость
развиваемость

Понятия УАР и ЗБР введены Л.С.Выготским,
показавшим, что реальные отношения
умственного развития к возможностям обучения
могут быть выявлены с помощью определения
уровня актуального развития и зоны ближайшего
развития; обучение, «ведет» за собой развитие; и
только то обучение действенно, которое «забегает
вперед» развития. Положение о зоне ближайшего
развития легло в основу концепции о
соотношении обучения и умственного развития
ребенка в отечественной возрастной и
педагогической психологии.

Воспитанность
Обученность

(по А.К.Марковой)
Знания школьника
Оперирование отдельными изолированными
учебными действиями, умениями, навыками
Нравственные знания школьника, нравственные
убеждения, мотивы, цели, эмоции в учении
Нравственные поступки в поведении и учении
Согласованность знаний, убеждений, поведения

Показатели уровня актуального развития (по А.К.Марковой)

Развитость (умственные способности)
Показатели уровня актуального развития
(по А.К.Марковой)
Владение целостной деятельностью в единстве ее компонентов
(учебной, мыслительной, мнемической)
Самостоятельная постановка задач в обучении
Наличие
сформированной
учебной
деятельности
Построение обобщенных ориентиров в
деятельности
Вариантность в деятельности
Реалистическая самооценка в деятельности
Интериоризация
Абстрактное отвлеченное мышление
Внутренний план деятельности
Характеристики
умственного
развития
(умственные
способности)
Владение операциями мышления (сравнение,
анализ, синтез, абстрагирование и др.)
Диалектическое мышление
Качества ума и др.

Обучаемость
Способности к усвоению знаний, восприимчивость к помощи
других
Активность ориентировки в новых условиях
Перенос в новые условия
Переключаемость с одного способа учебной работы на другой
Быстрота образования новых понятий и способов действия
Темп, работоспособность, выносливость

Показатели зоны ближайшего развития (по А.К.Марковой)

Развиваемость (умственные
способности)
Показатели зоны ближайшего развития
(по А.К.Марковой)
Откликаемость на побуждения к дальнейшему умственному
развитию, исходящие извне
Переключаемость с одного плана мышления на другой
Воспитуемость
Откликаемость на побуждения к развитию личности,
исходящие извне
Активность ориентировки в новых социальных условиях
Перенос и гибкость способов поведения в новых условиях

Используя методическую процедуру, осуществите самозачет по
овладению системой понятий.
Ведущая деятельность, возраст, возрастная периодизация,
2. Подготовьте реферат «Движущие силы Гамезо с77
1.

Психология подростка Подростковый возраст (от 11до 15 лет)

Младенчество

Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению
Л.С.Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца
опосредуется взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним.
Поэтому он назвал ее «Мы» (ребенок не может существовать без
взрослого), что позволяет считать ребенка социальным существом,
его отношение к действительности изначально социально.
Ведущая деятельность- эмоциональное общение ребенка со взрослым,
которое проходит следующие стадии:
- Непосредственное общение (общение ради общения);
-Общение по поводу предметов;
-Общение как совместная деятельность.
Центральные новообразования- потребность в общении со взрослыми,
а также потребность во впечатлениях (Л.И.Божович)

Ранний возраст

Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится
более самостоятельным в познании окружающей действительности и
начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром.
Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого
(ситуация «Мы», по Л.С.Выготскому).
Социальная ситуация развития в раннем детстве – это ситуация совместной
деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в
отношениях ребенок – предмет – взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова).
Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает
функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению
Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух
направлениях.
Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к
самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца
действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.
Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в
условиях осуществления предметного действия.
Центральные новообразования – развитие самостоятельной ходьбы,
овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

Дошкольный возраст

Социальная ситуация развития
Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром
своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами
героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения,
а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он –
индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
Ведущая деятельность
Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети
учатся полноценному общению друг с другом.
В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых
и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят и отношения
между ними. Игра способствует становлению не только общения со
сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления
своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других
видах деятельности
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают
новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят
качественные изменения в психике ребенка
Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение
мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных
отношений.

Младший школьный возраст

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте:
1.
Учебная деятельность становится ведущей деятельностью
2.
Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому
мышлению
3.
Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких
школьников к отметкам).
4.
Мотивация достижения становится доминирующей
5.
Происходит смена референтной группы
6.
Происходит смена распорядка дня
7.
Укрепляется новая внутренняя позиция
8.
Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми
Ведущая деятельность – учебная деятельность. Её характеристики:
результативность, обязательность, произвольность.
Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину):
1.
Мотивация
2.
Учебная задача
3.
Учебные операции
4.
Контроль и оценка
Центральные новообразования – произвольность психических процессов,
рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий
(планирование в уме, умение анализировать)

Центральные новообразования: абстрактное мышление;
самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости»,
переоценка ценностей, автономная мораль.
- В моральной сфере следует отметить: переоценка нравственных
ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения
и оценки, независимо от случайных влияний.
Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием
этого возраста считал чувство взрослости – возникающее
представление о себе как уже не ребенка. Подросток начинает
чувствовать себя взрослым, стремится быть и считается взрослым, что
проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в
отношениях со сверстниками и взрослыми.
Т.В.Драгунов отмечает следующие проявления в развитии взрослости
у подростка:
Подражание внешним проявлениям взрослых
Ориентация на качества взрослого
Взрослый как образ деятельности
Интеллектуальная взрослость

Подростковый возраст

Социальная ситуация развития
Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание
учебного материала представляют собой теоретические основы наук,
предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое
познавательное отношение к знания; нет единства требований: сколько
учителей, столько различных оценок окружающей действительности,
поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности.
У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой
деятельности; представляются новые требования в семье; подросток начинает
интенсивно рефлексировать себя.
Ведущая деятельность – это общественно-полезная деятельность и интимноличностное общение со сверстниками.
Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он
может реализовать свои возросшие возможности, стремление к
самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны
взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в
общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а
давать»(Д.И.Фельдштейн).
Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим
мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди
сверстников.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связаные с
идеалом, профессиональными намерениями.

Морфологическая и физиологическая перестройка
Изменение эндокринной системы
Стимуляция роста тканей
Бурное физическое развитие организма
Усиление роста
Тела в длину – возможно нарушение осанки
активизация гипофиза - «гормональная буря»
Функционирование желез внутренней секреции
(щитовидной, половых, надпочечников)
Половое созревание
Девочки 11 – 13 лет
(при акселерации 10- 11 лет)
Окружности грудной клетки –
«физиологическое слабогрудие»
Увеличение веса – интенсивное увеличение
мышц, их силы – муж. тип, жен. тип
Мальчики 13 – 15 лет
(при акселерации 12 – 13 лет)

Снижается работоспособность и повышается утомляемость
Продуктивность работы снижается на 60%
Качество ухудшается на 10%
Увеличивается число ошибок
Сначала двигательное беспокойство
Позже сонливость
или сильное возбуждение
Наблюдаются отклонения соматического характера
Нарушается содружественная работа отдельных органов и систем
Рост сердца
идет быстрее роста сосудов
Возможны функциональные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы.
Повышение
сердцебиений
Повышение
артериального
давления
Головные боли,
обморочные состояния
Быстрая
утомляемость
Организм не получает достаточно веществ, необходимых подростку в период его бурного роста.
Из-за нехватки минеральных солей возможны нарушения осанки, искривление позвоночника.
Возможно малокровие, бледность.

Основная особенность подростка – личностная нестабильность. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность:

– «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром
Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то
же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не
способны на такую преданность и самопожертвование. Они
вступают в страстные любовные отношения – лишь для того,
чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны,
они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества а с другой – они
охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым
подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против
любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в
то же время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их
поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя
сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между
сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом».

Т.В.Драгунова отмечает ряд характерных для подростка особенностей:

– подростку важно, чтобы его взрослость была замечена
окружающими;
– для подростка важно, чтобы форма его поведения была не
детской;
– ценность для подростка некоторой работы определяется ее
«взрослостью»;
– любимый герой подростка – человек активный, стремящийся к
цели, преодолевающий серьезные, преодолевающий серьезные,
почти непреодолимые препятствия и выходящий из них
победителем;
– в любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не
наблюдателем;
– склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со
склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных)
качествах;
– возникновение разнообразных «кодексов»;
– Возникающие представления о нормах поведения провоцируют на
обсуждение поведения взрослых.

Причины конфликтов подростка и взрослого Позиция взрослого может быть обвинительной и защитительной.

Обвинительная
(активного неприятия)
Понимания (активного принятия)
По отношению к внешнему виду;
К гигиеническим навыкам;
К выполнению заданий;
Любой пустяк вызывает скандал(мама
прибрала на столе сына и др.)
Может начаться «война» , где
подростку удается найти уязвимые
места взрослого.
Тогда взрослый будет обвинять его в
жестокости.
В позиции обвинения, в ситуации
«войны» нет выигрыша! А подросток
находит все больше способов ударить
родителей больнее.
Понять, что мир взрослого и мир подростка – два
мира.
Понять, что у подростка есть свои проблемы.
Понять, а не переделывать подростка.
Понять, что ему трудно сделать что-либо, бы
внимательным и т.д.
Понять подростка – значит увидеть его проблемы,
иначе нельзя научиться им управлять.
Ставить подростка в позицию самостоятельности
(любой результат хорош и его надо оценить).
Можно советоваться с подростком, но не идти у
него на поводу.
Опираться на положительное в подростке, а не
бороться с его недостатками.

Конфликт и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подрос

Конфликт и трудности возникают из-за расхождения
представлений взрослого и подростка о характере прав и степени
самостоятельности подростка.
1. Конфликт неустойчивости родительских отношений.
По сравнению со взрослым подросток несовершенен (несобранность, отсутствие
целеустремленности, трудность систематических усилий).
Взрослый не видит положительных качеств, лишь усиливая недостатки
подростка.
2. Конфликт сверхтребовательности с эмоциональным холодом.
Подросток улавливает нюансы родительского отношения, страдает,
приспосабливается.
3. Конфликт сверхзаботы.
Родители живут как бы за своих детей. Дети растут безынициативными,
неуверенными в себе.
Отец, желая воспитать сына «настоящим мужчиной», общается с ним как с
малышом, не давая самостоятельности.
4. Конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность.
Родители распоряжаются судьбой детей, считая, что имеют на это право.
Неуважение границ личности подростка.

5. Конфликт отцовского авторитета.
Отец, желая воспитать сына «настоящим мужчиной», отстраняет от воспитания
мать.
Заставляет, например, обливаться холодной водой, бегать по снегу независимо
от его здоровья.
Проявления слабости осмеивает и никогда не хвалит ребенка.
гиперпротекция
Воспитывая в сыне мужественность,
отец как бы компенсирует свои собственные
проблемы.

Психология воспитания лекция № Сущность и психологические механизмы воспитания в современных условиях

Психология воспитания
Сущность и психологические механизмы
воспитания в современных условиях
лекция №
Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям
общественно-исторического опыта;
планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и
поведение человека с целью формирования конкретных
установок, понятий, принципов ценностных ориентаций,
обеспечивающих нужные условия для его развития,
подготовки к общественной жизни и производственному труду.
Совершенствование системы воспитания требует
переориентации всех институтов общества, связанных с
духовной и производительной деятельностью, на усиление
внимания, уважения к каждому растущему человеку как
самостоятельной личности; привлечение молодых людей к
участию в делах, имеющих социальную значимость.

Психологические механизмы воспитания

Мотивационно-потребностная
сфера человека
–идеалы (образцы) направляют и регулируют процесс развития
–Убеждения (проявляется собственное отношение ученика к
разным фактам, событиям, суждениям)
Создание
определенной иерархической структуры
мотивационной сферы человека обусловливает направленность
личности. Виды направленности:
–личная(престижная, эгоистическая)
–коллективистическая (общественная или альтруистическая)
–деловая (бескорыстный интерес к делу, познанию действительности)
Воспитание доступных для ребенка определенного
возраста способов и форм поведения, формирование
привычек (качества личности и черты характера –
закрепившиеся формы поведения)

Критерии воспитанности:

Уровень сформированности нравственных потребностей,
чувств, привычек – содержание нравственной сферы: то,
чем руководствуется человек.
Уровень преднамеренности, произвольности поведения.
Умение преодолевать трудности, моральная
устойчивость невозможны без умения управлять своими
желаниями, своим поведением.

При каких же условиях формирование личности будет наиболее успешным?

Воспитание предполагает воздействие на эмоциональную сферу. Это
воздействие должно быть таким, чтобы оно затронуло всю личность, весь
субъективный мир человека. Можно заставить себя запомнить что-то, но
вызвать у себя чувство очень трудно. «Чувству приказывать нельзя»
(К.С.Станиславский).
Активность и самостоятельность самих учащихся. Если они
сами проанализировали факты, самостоятельно сделали выводы, если в
споре проявили собственное отношение и дали собственную оценку
Деятельность ребенка – необходимое условие формирования личности.
При этом деятельность должна быть соответствующим образом
организована. Требуется, чтобы деятельность приобрела характер
самодеятельности.
В процессе воспитания огромную роль играет подкрепление.
Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку
правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.
«..Если мы не видим в человеке положительного, то должны сами
спроектировать положительное и в соответствии с этим проектом вести
человека» (А.С.Макаренко).

Когда мы говорим о роли оценки в воспитании, то надо иметь в виду ряд психологических моментов:

Публичная похвала вызывает в большинстве своем
положительное отношение людей. Порицание же дает
положительный эффект, если высказывается наедине.
Вредна глобальная оценка как положительная, так и
отрицательная (вот примерный ученик, плохой класс)
Прямая оценка (с указанием имен) хороша, когда она
положительная. При неудачах предпочтительнее косвенная.
Важна объективная оценка и форма ее выражения, т.к. оценки
могут не совпадать, ученик (коллектив) может требовать
объяснений.
Поощрение и наказание, вынесенные, когда ученик находится
в спокойном, ровном состоянии, более эффективны.
При выборе методов воздействия нужно учитывать возрастные
особенности.
Важно, чтобы требование воспитателя Становилось также
требованием ребенка к самому себе. Часто взрослый
вкладывает в свои требования один смысл, ребенок – другой.
Такое непонимание названо смысловым барьером.

Различают несколько типов смысловых барьеров

1.
2.
3.
Когда расхождение смысла касается содержания требования,
т.е. взрослый и ребенок вкладывает разный смысл в одно и
то же требование. Ребенок не понимает требований потому,
что иначе смотрит на определенные факты.(например, к драке
они относятся иначе, чем взрослые, считают это проявлением
мужества). Для преодоления смыслового барьера этого типа
нужно перестраивать свое отношение к определенным
явлениям.
Когда расхождение смысла относится к особенностям
предъявления требований. Для ребенка требование
приобретает смысл придирки, насмешки и т.д. Следует
изменить форму, предъявлять только существенные
требования, не повторять их бесчисленное число раз и
проверять их выполнение.
Барьер по отношению к конкретному человеку Требования
воспринимаются не сами по себе, а как выражение
отношения к нему – «всегда придирается», «видит только
меня».

Организуя воспитательную работу с классом, нужно учитывать уровень его социальной зрелости (Л.И.Ухтомский, А.Н.Лутошкин)

353Г

Отклонения в семейном воспитании, приводящие к возникновению «трудностей».

Основания определения нарушений:
1.Уровень протекции (сколько сил, внимания и времени уделяют родители своим детям)
гиперпротекция
гипопротекция
2.Степень удовлетворения потребностей
потворствование
игнорирование
3.Количество требований-обязанностей, требований-запретов.
Чрезмерные требования
Недостаточность
4.Строгость наказаний
Чрезмерность наказаний
Отсутствие наказаний

Классификация типов нарушений семейного воспитания:

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в
центре внимания семьи, которая стремится к максимальному
удовлетворению его потребностей.
Доминирующая гиперпротекция. Родители отдают ему много сил
и времени, лишая самостоятельности.
Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание
по типу «Золушки».
Повышенная моральная ответственность. Сочетание высоких
требований с недостатком внимания к нему со стороны
родителей.
Гипопротекция (гипоопека). Подросток предоставлен себе,
родители не интересуются им, не контролируют его.

Диагностика типов семейного воспитания (опросник АСВ)

Тип семейного
воспитания
Потворствующая
гиперпротекция
Доминирующая
гиперпротекция
Эмоциональное
отвержение
Жестокое
обращение
Гипопротекция
Повышенная моральная
ответственность
Уровень
протекции
Полнота
удовлетвор
потребностей
Степень
предъявления
требований
Степень
запретов
Строгость
санкций

Задание№1 Согласно концепции А.В.Петровского, развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в новую социальную сред

Задание№1
Согласно концепции А.В.Петровского, развитие личности человека можно
представить как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней.
Покажите этот процесс на примере развития личности в подростковый период.
Задание№2
Постройте логическую схематическую модель социальной ситуации развития
Дайте психологическую характеристику
Задание№3
Проведите исследование по выявлению отношения подростка к будущей профессии.
Какие профессии особенно привлекательны?
Что стимулирует интерес к определённой профессии?
Задание№4
Художественная литература, кино, театр, телевидение – источники развития личности подростка.
С помощью методов беседы и наблюдения выясните:
Есть ли образцы для подражания? Кто они: взрослые, сверстники, литературные герои?
Каким образом подросток сравнивает себя с образом для подражания?
Воображаемое и реальное в мечтах подростка.
Стремится ли подросток воплотить мечту в действительность, каким образом?

Социометрия(социальное измерение)

Способ
исследования
эмоционально-непосредственных
отношений внутри малой группы.
Разработан Дж.Морено.

Приложение Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Возрастная психология

– Предмет и история развития человека. Категории развития. Теории
психического развития. Концепция усвоения общественного опыта.
Образование и развитие. Предпосылки, условия и движущие силы
развития. Периодизация психического развития. Категория
возраста. Развитие как процесс и деятельность. Социальная
ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные
новообразования. Основные ступени развития человека. Родовой
кризис. Стадия новорожденности. Младенчество. Комплекс
оживления. Раннее детство. Предметная деятельность. Символизм.
Кризис трех лет. Сознание и самосознание дошкольника. Кризис
детства. Психологическая готовность к школе. Отрочество. Учебная
деятельность. Теоретическое мышление. Развитие личности.
Кризис отрочества. Подросток и взрослый. Самосознание
подростка. Потребность в самоутверждении. Юность. Осознание
себя как личности. Мировоззрение. Самоопределение. Кризис
юности. Определение смысла жизни. Молодость. Авторство
собственного образа жизни. Кризис молодости. Стадия взрослости.
Кризис взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПЛАН Понятие – возрастная педагогика. Объект и предмет возрастной педагогики. Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой. Аспекты возрастной педагогики. Понятие – возрастная психология. Разделы возрастной психологии. Теоретические задачи возрастной психологии. Практические задачи возрастной психологии. Понятие- возрастной кризис. Возраст, связанный с появлением кризисов. Сущность и понятие кризисной ситуации. Стадии развития кризисных ситуаций.

3 слайд

Описание слайда:

1.Возрастная педагогика – это особая группа педагогических наук, которая изучает учебно-воспитательную деятельность и ее особенности внутри разных возрастных групп. Она включает в себя: преддошкольную педагогику; педагогику дошкольного возраста; педагогику школы; андрогогику; педагогику высшей школы; педагогику взрослых.

4 слайд

Описание слайда:

2.Объект и предмет возрастной педагогики. Объектом возрастной педагогики выступает ребенок с момента его рождения до перехода в состояние взрослости. Возрастную педагогику по-другому называют педагогикой детства. Предмет возрастной педагогики включает методы, закономерности, средства, технологии организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах детства. «Детство» в педагогике тесно взаимосвязано с тем же понятием в психологии, так как базовой характеристикой понятия является возраст ребенка

5 слайд

Описание слайда:

Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой Существует несколько периодов детства: 1.дошкольное детство - когда у ребенка существует максимальная потребность в помощи взрослых людей для удовлетворения основных жизненных потребностей и минимальная возможность самозащиты от влияния среды; 2.младшее школьное детство - период, в который сохраняется помощь семьи в удовлетворении материально-биологических и эмоциональных потребностей ребенка, но при этом социально-познавательные потребности удовлетворяются по большей части школой, незначительной остается способность ребенка противостоять влияниям среды;

6 слайд

Описание слайда:

Существует несколько периодов детства: 3. старшее детство, когда сохраненными остаются материальная и эмоциональная семейные функции, а для удовлетворения познавательных и социальных потребностей школьника на первый план выходят педагоги и самообразование, самовоспитание, частичное самостоятельное удовлетворение материальных потребностей, полная юридическая дееспособность, максимальная способность противостоять влияниям среды.

7 слайд

Описание слайда:

Существует несколько периодов детства: 4. подростковое детство характеризуется высокой ролью семьи в удовлетворении материальных и эмоциональных детских потребностей, максимально возрастающей ролью образовательного учреждения и сверстников в удовлетворении потребностей социально-познавательного характера, ростом способности ребенка противостоять миру, возникновением юридической ответственности, формированием повышенной восприимчивости к отрицательным влияниям в области свободного общения.

8 слайд

Описание слайда:

Аспекты возрастной педагогики Возрастная педагогика концентрируется на следующих аспектах детства: - специфика психофизического развития; -основные виды педагогической деятельности; -доминанты психологического развития; -базовая педагогическая идея; -основные направления, технологии педагогической работы. Каждый их этих аспектов имеет специфическое содержание в каждый период детства.

9 слайд

Описание слайда:

Психолого-педагогические доминанты развития включают в себя ведущие мотивы поведения и деятельности, которые формируются на основе возрастных индивидуальных потребностей. В этом процессе обнаруживаются диалектические противоречия, являющиеся основой возникновения и развития данных потребностей. -Психофизическое развитие характеризует биологическую сферу становления личности. Оно выражается в возможности ребенка участвовать в определенных видах деятельности, которые развивают его физические и индивидуально-психологические качества, в возможностях общения, в творчестве, в соблюдении социальных норм и правил поведения, в его умении быть активным членом коллектива. Характеристика аспектов возрастной педагогики.

10 слайд

Описание слайда:

Ведущие виды деятельности – это те, в которых более ярко проявляются возрастные и типологические особенности детей, мотивы его деятельности и поведения. В этих видах деятельности определяются условия, более благоприятные с точки зрения развития деятельности, факторы, тормозящие и угнетающие позитивную мотивацию, пути преодоления негативных факторов. -Базовая педагогическая идея отражает основную стратегическую цель педагогического процесса, который направлен на реализацию деятельности ребенка и детского коллектива. Характеристика аспектов возрастной педагогики.

11 слайд

Описание слайда:

Основные направления и технологии педагогической деятельности строятся так, чтобы в жизнедеятельности детского коллектива была реализована основная педагогическая идея. Необходимо при этом учитывать законы учебно-воспитательного процесса, приемы, средства, методы организации общения. Обязательным является диагностика полученных результатов, прогнозирование основных тенденций развития личности ребенка и коллектива. Характеристика аспектов возрастной педагогики

12 слайд

Описание слайда:

5.Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. -Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания - различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. -Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

13 слайд

Описание слайда:

6.Выделены следующие разделы возрастной психологии: -психология младенца, -психология раннего возраста, -дошкольная психология, -психология младшего школьника, -психология подростка, -психология юности, -психология среднего возраста, -психология старости (геронтопсихология).

14 слайд

Описание слайда:

7.Теоретические задачи возрастной психологии: - изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; - периодизация психического развития в онтогенезе; - изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.); - установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний; - исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

15 слайд

Описание слайда:

8.Практические задачи возрастной психологии: - определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; - создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях; - возрастная и клиническая диагностика; - выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; - наиболее оптимальная организация учебно - образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

16 слайд

Описание слайда:

9.Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон). Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.

17 слайд

Описание слайда:

Некоторые особенности возрастного кризиса возрастные кризисы у детей длятся недолго; -для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке; -границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

18 слайд

Описание слайда:

10.Возраст, связанный с появлением кризисов - Кризис новорожденных. Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов; -Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

19 слайд

Описание слайда:

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности. Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее. Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов. Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

20 слайд

Описание слайда:

Кризис семилетнего возраста. Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека. Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

21 слайд

Описание слайда:

Кризис возраста от 11 до 15 лет. Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием. Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом. Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников. Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек. Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде.

22 слайд

Описание слайда:

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет. Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин. Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания. Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

23 слайд

Описание слайда:

Кризис молодого возраста Связан прежде всего, с завышенными социальными стандартами и стремлением молодежи достичь успеха, на который их программирует общество. Стандарты современной молодежи существенно отличаютсяот жизненных приоритетов их родителей. Если родителей удовлетворял скромный, но постоянно растущий доход, наличие стабильной работы, то нынешние молодые люди средний достаток воспринимают как норму. Они тяготятся рутинной работой.Повсеместно распространенное явление в нашей стране – молодежь стремится работать меньше, а зарабатывать больше. Их требования часто не реалистичны – наличие творческой, хорошо оплачиваемой работы и при этом достаточная свобода действий. Столкновение с реальностью приводит к разочарованию, а затем к кризису.

25 слайд

Описание слайда:

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием. Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей. Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин. Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться помощь специалиста.

26 слайд

Описание слайда:

11.Сущность и понятие кризисной ситуации Кризисная ситуация - это ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Человек, находящийся в кризисной ситуации, не может оставаться прежним. Ему не удастся осмыслить свой психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями и использовать привычные модели решения проблем. Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.

27 слайд

Описание слайда:

В практической психологии выделяют следующие стадии развития кризисных ситуаций: -первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем -дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными -еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников -если всё оказывается тщетным, наступает дезорганизация личности, повышается тревожность, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности -негативные или позитивные изменения, ведущие к деградации или развитию индивида, проходящего через кризисные ситуации

Характеристики оценки и отметки. Оценка: Имеет два значения: положительное и отрицательное Фиксирует факт усвоения или неусвоения материала Дает содержательное и качественное описание: Показывает причины усвоения или неусвоения; Направляет ученика на устранение недостатков; Побуждает к работе до получения положительной оценки. Отметка Имеет 5 или более рангов. Определяет результат учебного процесса. Носит обобщенный характер. Отражает усердие ученика. Неверное оценивание учителем ведет к формированию неуверенности ученика в собственных знаниях и действиях. Ученик освобождается от собственной оценочной активности. Поэтому младший школьник Затрудняется судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку.

Слайд 106 из презентации «Предмет возрастной психологии» к урокам психологии на тему «Отрасли психологии»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Предмет возрастной психологии.ppt» можно в zip-архиве размером 2206 КБ.

Скачать презентацию

Отрасли психологии

«Инженерная психология» - Инженерная психология связана со смежными областями знаний. Объект инженерной психологии. Объект, предмет и задачи инженерной психологии. Методологические принципы. Рост травматизма. Система объекта эргономики. Предпосылки возникновения. Методы исследований. Взаимосвязь инженерной психологии с другими науками.

«Юридическая психология» - Психология осмотра места происшествия. Основания для назначения СПЭ. Индивидуально-психологические особенности личности. Виды толпы. Эмоции – это форма психического отражения окружающего мира. Компетенция судебно-психологической экспертизы. Характерные признаки преступной группы. Общение в профессиональной деятельности юриста.

«Основы общей психологии» - Сознание. Вильгельм Вундт (1832-1920). Герман Эббингауз (1850-1909). Рецензенты. История развития психологического знания. Методы психологического исследования. Общая психология. Предмет психологического знания. Закон восприятия (ответ пропорционален логарифму степени воздействия). Методология психологического знания.

«Специальная психология» - Тифлопсихология. На основании данных специальной психологии строится система обучения. Задачи специальной психологии. Общетеоретические положения. Различные подходы к классификации и характеристике контингента. Введение в специальную психологию и педагогику. Факторы риска. Исследователи. Во всем мире увеличивается количество детей и подростков.

«Предмет возрастной психологии» - Наказание. Учебная задача решается на основе следующих учебных действий. Другие виды деятельности в дошкольном возрасте. Основные причины трудностей в обучении. Теория рекапитуляции С. Холла. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Зрелый возраст (с 40-45 до 55-60 лет). Главные линии влияния игры на развитие психики.

Возрастная психология- отрасль психологии, изучающая
психологические изменения человека по мере
взросления.
Она состоит из трёх подотраслей:
геронтопсихологии, детской психологии, пре- и
перинатальной психологии.
Предмет - психику и человеческий организм во все
возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во
внимание биологические, антропологические,
социологические и психологические факторы,
влияющие на его развитие.

Психология развития (возрастная)
возникла в 1882 году.
Выход книги немецкого физиолога и
психолога Вильгельма Прейера «Душа
ребёнка», посвящённой детской
психологии.
В 20 гг. XX века психология развития
оформилась как отрасль
психологических знаний, как
самостоятельная наука.
Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540-1543 гг

Предмет психологии развития и возрастной психологии

Условия и движущие причины онтогенеза человеческой
психики
Развитие психических процессов (познавательных,
эмоциональных, волевых)
Развитие различных видов деятельности (активности)
Формирование качеств личности
Возрастные и индивидуальные психологические
особенности
Объект психологии развития - сложная динамическая
система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития - постижение
психологических явлений путём анализа их происхождения.
Это часть общей психологии.

Задачи психологии развития

Раскрытие общих закономерностей развития
Установление причин перехода от одной стадии к
другой
Периодизация возрастных периодов
Психологическая картина каждой стадии
Изучение ведущих факторов развития

Основные понятия

Развитие – движение от менее
совершенных форм к более
совершенным формам
существования материи.
Два свойства: 1. изменчивость,
2. - стремление к
совершенствованию
(улучшению).

Изменения бывают

Эволюционными –
медленными, необратимыми;
Революционными –
быстрыми, необратимыми;
Ситуационными – быстрыми
и обратимыми.
Виды развития: онтогенез,
филогенез, возрастное
развитие человека.

Возрастное развитие

Физическое развитие организма –
созревание.
Развитие психики - познавательной,
отражательной деятельности мозга.
Развитие ведущей деятельности, в которой
удовлетворяются все основные потребности
человека и формируются новообразования.

Условия нормального развития

Норма в развитии и
функционировании
нервной системы.
Сенсорные системы.
Внутренние органы и
системы.
Вовремя начатое
обучение и воспитание.

Психологический возраст

«…новый тип строения
личности и её деятельности, те
психические и социальные
изменения, которые впервые
возникают на данной
возрастной ступени и которые в
самом главном и основном
определяют сознание ребенка,
его отношения к среде, его
внутреннюю и внешнюю жизнь,
весь ход его развития в данный
момент» Л.С.Выготский

Психологический возраст

«Фактор возраста, который рассматривается в
психологических исследованиях, является в
действительности суммацией разнородных явлений
роста, общесоматического, полового и нервнопсихического созревания, зрелости и старения,
конвергируемых со многими сложными явлениями
общественно-экономического, культурного,
идеологического и социально-психологического
развития человека в конкретных исторических
условиях». Б.Г.Ананьев

Составляющие возрастно-психологического портрета человека

Составляющие возрастнопсихологического портрета
человека
Социальная ситуация развития – система
взаимоотношений ребенка со значимыми
для него лицами.
Деятельность – психика и формируется в
деятельности, и проявляется в ней.
Возрастные новообразования – достижения в
разных областях психической жизни
человека.

Закономерности развития

Единство биологического и социального
становления.
Р – появление новых качеств.
Р – этапностью, периодичностью.
Р – процесс последовательный,
поступательный.
Р – процесс гетерохронный.
Р – процесс динамический.
Р – процесс интегративный.

Свойства развития по Анциферовой

Сочетание прогресса и
регресса.
Скачкообразность.
Зигзагообразность.
Консервативность.
Переход стадий
развития в уровни.

Ранний возраст (1-3 лет)

Проблема речевого развития
ребенка.
Проблема достижения
ребенком автономии действий.
Проблема ограничения
самостоятельности и
инициативы.
Проблема овладения навыками
самообслуживания.

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Сфера взаимоотношений:
незнание или сознательное
игнорирование родителями
возрастных норм и необходимых
условий развития; завышение
требований к детям; дефицит
совместной деятельности и
общения с родителями;
выраженные различия
темпераментов или характеров
родителей и детей;
самостоятельность и инициатива
детей; трудности в общении со
сверстниками; ускоренное
развитие детей.

Дети с ослабленным здоровьем: хронические
заболевания, неврозы, патологии развития.
Готовность к школьному обучению:
проблемы на фоне хорошей готовности
интеллекта, социальная незрелость,
коммуникативные проблемы.

Младший школьный возраст

Адаптация к школе (режим дня,
классный коллектив,
взаимоотношения с учителем,
изменения домашней ситуации
ребенка).
Психогенная школьная
дезадаптация.
Психотравмирующими
факторами могут быть сам
процесс обучения
(дидактогения); «Больной
ребенок»; неправильное
отношение учителя к ученику
(дидаскалогения).

Несформированность элементов и навыков
учебной деятельности.
Низкая мотивация учения.
Неспособность произвольной регуляции
поведения, внимания, учебной деятельности.
Неумение приспособиться к темпу школьной
жизни.

Проблемы, с которыми обращаются родители:

Плохая успеваемость.
Индивидуальноличностные качества
ребенка.
Межличностные
отношения ребенка со
сверстниками.
Проблем нет, но нужен
совет, углубленная
диагностика,
уникальность ребенка и
т.д.

Особенности обследования младших школьников:

Проверка познавательных процессов.
Проверка обучаемости ребенка.
Особенности учебной мотивации, уровень
притязаний, интересы.
Проверка учебных навыков.
Эмоциональный компонент неуспеваемости.
Виды помощи родителей ребенку.
Сбор анамнеза.

Подростковый возраст

Основные проблемы возраста
(по И.В.Дубровиной):
Общение со сверстниками.
Подросток и взрослые.
Подросток – школьник.
Самопознание,
самоопределение,
самореализация.
Половое созревание и
психосексуальная
идентичность.

Юношеский возраст

Варианты взросления: диффузная
идентичность, предрешенный вариант
развития, проба ролей, зрелая идентичность.
Кризисы взросления: нарушение полового
развития, кризис авторитетов, переживание
отчуждения, нарциссические кризисы,
суицидальные попытки.

Поиск смысла
жизни.
Сочетание ближней
и дальней
перспективы.
Поиск понимания в
общении.
Расставание с
домом.
Кризис молодого
специалиста.
Аффективная
сфера.

Работа с юношами

Научить видеть проблему: индивидуальные
консультации, группы СПТ и т.д.
Психолог выступает в разных ролях: обеспечивает
поддержку и помощь, может быть посредником
между учителем и юношей, тренер, гид.
Отношения выстраиваются по вертикали и по
горизонтали.
Нельзя пользоваться одним типом отношений их
надо гибко менять.

Похожие публикации