Над боденским озером погибли только высокопоставленные. Катастрофа над Боденским озером: хроника трагедии

В 2002 году над немецким озером Боден в районе города Юберлинген в ночь с 1 на 2 июля столкнулись два самолета: пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и почтовый Боинг-757 американской авиалинии. Погибло 72 человека, в их числе 52 ребенка из Республики Башкирия, которые по реФшению ЮНЕСКО были признаны лучшими в учебе и получили двухнедельные каникулы в Испании в качестве подарка.

Архитектор Виталий Калоев, у которого погибли жена и двое детей нанес более 20 ножевых ранений авиадиспетчеру Петеру Нильсону, которого посчитал главным виновным в трагедии, случившейся 14 лет назад.

Случайный рейс

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. Они летели к нему, своему отцу, известному архитектору, который заканчивает проект строительства дома недалеко от Барселоны. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но нужных билетов не было. Им предложили полететь на самолете «Башкирских авиалиний», который летел в Барселону.

Сожженные деревья

Жители Южной Германии увидели в ночном небе множество разноцветных огненных шаров, яркие искры, которые стремительно приближались к озеру и взрывались. Некоторые даже подумали, что это связано как-то с НЛО. Но это была одна из самых страшных и редких авиационных катастроф нашего времени.

Обломки самолетов упали на границе Германии и Швейцарии. Осколки и обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Деревья были сожжены. Целую неделю полицейские искали тела погибших. Они находили их в поле, около школы, около дорог.

Жемчужное ожерелье дочери

Виталий Калоев тем временем ждал свою семью в Барселоне. Он был одним из первых, кто приехал сюда, чтобы искать своих родных в сельской провинции Южной Германии. Полицейские не хотели его пускать на место трагедии, но пошли ему навстречу, когда узнали, что он будет вместе с ними искать погибших.

В лесу он нашел разорванное жемчужное ожерелье своей четырехлетней дочери Дианы. К удивлению спасателей, тело его дочери практически не пострадало. Обезображенные тела его жены Светланы и десятилетнего сына Константина поисковые службы найдут гораздо позже.

Неудачная попытка встретиться с диспетчером

После этого Виталий несколько раз подходил к руководству авиакомпании и задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины диспетчера в случавшейся катастрофе над озером. «Человека с бородой» директор компании испугался. Больше об этом руководство компании ничего не говорило. Авиационный диспетчер остался работать на своем месте.

Виталий на протяжении этого времени много раз ездил на кладбище к погибшей семье, во Владикавказе он установил им памятник.

Калоев неоднократно обращался к руководству компании Skyguide с просьбой о встрече с диспетчером. Сначала ему пошли навстречу, но потом отказали без объяснения причин. Когда проходили траурные мероприятия, посвященные годовщине трагедии, Калоев снова подошел к руководителям швейцарской компании, но никакого ответа от них не получил.

Версии крушения

Изначально в СМИ широко распространилась версия о том, что в ту роковую ночь авиационный диспетчер Питер Нильсен остался в комнате один, а его товарищи ушли отдыхать. Он следил за передвижениями самолетов с помощью двух экранов, расположенных друг от друга на расстоянии около метра. Это в компании было обычным делом: ночью оставался работать только один оператор. В эту ночь инженеры компании отключили часть аппаратуры потому, что проводили профилактическую работу с радарами.

По версии следствия, в тот день по роковой случайности авиадиспетчер не правильно рассчитал воздушных коридор для двух самолетов. Они набрали один и тот же эшелон высоты и начали стремительное сближение, действуя по командам с земли. В это время в воздушное пространство вошел третий самолет, который отвлекал внимание диспетчера. В радиосвязи возникли помехи. Спустя 22 месяца после катастрофы, немецкие следователи огласили две основные версии происшествия. Во-первых, Питер Нильсен слишком поздно заметил опасность столкновения, во-вторых, российский экипаж совершил ошибку, выполняя команды оператора, а не своей специальной бортовой системы, предупреждающей об опасном сближении. Следователи также указали руководству компании на недопустимость дежурства одного оператора.

Авиадиспетчер убит

Через полтора года эта трагедия имела продолжение. В 2004 году информационные агентства облетела еще одна страшная весть – на пороге своего дома 24 февраля был убит авиадиспетчер, который отвечал за обеспечение воздушного коридора для двух самолетов. Судмедэксперты насчитали на теле жертвы нападения более 20 ножевых ранений, нанесенные хаотично и с большой силой. От полученных ран диспетчер умер на пороге своего дома. У него осталось трое детей и жена.

З6-летний диспетчер стал последней, 72-ой жертвой.

Психически здоров

Полиция разослала ориентировку на человека восточной внешности, одетого в черные брюки и черное пальто. Виталия Калоева нашли неподалеку в местном отеле. Его задержали.

В ходе допроса он рассказал, что узнал адрес диспетчера и позвонил ему в дверь. Когда он открыл, показал фотографии своих детей и жены. Но потом, по признанию Калоева, он ничего не помнил. Больше ничего рассказывать швейцарским следователям Калоев не стал. Его поместили на обследование в психиатрическую клинику и, признав вменяемым, дали восемь лет заключения. Срок мститель отбывал в швейцарской тюрьме. Через два года по решению Верховного суда Швейцарии Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение. Он вернулся на родину в Осетию, где стал работать на посту заместителя министра архитектуры и строительства Республики Северная Осетия.

Трагедия над Боденским озером стала главным мотивом фильма американского режиссера «Последствия», в котором Арнольд Шварценеггер сыграл Виталия Калоева.

Всё было так. 1 июля 2002-го года самолёт Ту-154М, летевший из Москвы в Барселону, столкнулся в воздухе с другим самолётом, грузовым Boeing 757-200PF, летевшим из Бергамо в Брюссель). Не выжил никто. На «Боинге» были два пилота. На Ту-154М летели 60 пассажиров, из которых большинство были дети – они поехали в Испанию отдыхать. Столкновение произошло рядом с Боденским озером.

Причин катастрофы было несколько: неправильная работа оборудования, неправильная оценка авиадиспетчером ситуации, обрывы связи с диспетчером – целый ряд обстоятельств, которые в итоге привели к гибели людей. Родственникам погибших выплатили компенсацию, и о катастрофе стали забывать. Но через полтора года о ней вспомнили вновь. Авиадиспетчер Петер Нильсен был убит на пороге своего дома прямо на глазах у жены и детей, его несколько раз ударили ножом. Убийцей оказался российский гражданин, осетинский архитектор Виталий Калоев. В 2002-м году он уже долго работал в Испании и ждал в гости жену с двумя детьми. Они успели сесть на Ту-154М в последний момент, там случайно оказались свободные места.

Фильм «Боденский капкан. Смерть над озером»

Когда Калоев узнал о катастрофе, он немедленно поехал на место, куда упали обломки. Его допустили к поисковым работам, и ему удалось найти сначала бусы своей дочери, а потом и её тело. Как он рассказал следствию, он пришёл к Нильсену только с одной целью: показать фотографию погибших и попросить диспетчера извиниться за свою ошибку. Нильсен в гневе выбил фото из рук Калоева, и что было дальше, Калоев уже не помнит.
Через два года тюрьмы (приговор был на восемь лет) Виталий Калоев был отпущен на свободу досрочно. Он вернулся в Россию, где был назначен заместителем министра архитектуры и строительной политики Северной Осетии, проработал до 2016-го года и вышел на пенсию. Награждён медалью «Во славу Осетии».

Телепрограмма «Прямой эфир» о Виталии Калоеве

Фильм взял события 2002-2004-х гг. за основу, но многое, конечно, было изменено. Так, место катастрофы, равно как и всё действие фильма, было перенесено в США. Виталий Калоев «превратился» в Романа Мельника (), который живёт и работает в Америке. Жена к нему летит с дочерью, правда, беременной, поэтому памятник на могиле будет тоже трём погибшим. И бусы своей дочери Мельник находит, и саму дочь. И так же не находит себе места в поисках виновника катастрофы, поражаясь тому, как представители компании предлагают ему отступные вместо того, чтобы просто искренне выразить соболезнования и попросить прощения. И к диспетчеру он отправляется с ножом, хотя диспетчер здесь не датчанин, а обычный американец Джейк Бонанос, и детей у него не трое, а один маленький сынишка. В тюрьме Мельник проводит значительно больше времени. Это не просто косметические изменения, а важные детали для развития сюжета, который задумали авторы. Сюжета, который в действительности был совсем другим именно потому, что переменные в этой формуле иные.

Трейлер фильма «Последствия»

Вообще, самое важное в этом фильме, фабула и финал которого заранее известны, - его тональность. Подобно лучшим классическим трагедиям, он решён как рассказ о роке, который ведёт двух людей друг к другу, хотя они сами об этом не знают. Арнольд Шварценеггер играет «простого парня», немногословного, рукастого, простодушного. Пожилого человека, который был счастлив, потому что должен был стать дедушкой, и вдруг остался совсем один, без близких, без цели. Осиротел. И в нём стал медленно закипать гнев.

Но едва ли не более важна фигура Джейка Бонаноса, диспетчера, которого в этой картине играет драматический актёр . Его Джейк – это жертва. Ему твердят, что он не виноват в случившемся, но во всех обращённых на него глазах он читает обвинение. Он и сам уверен, что из-за него погибло столько людей, поэтому надпись «убийца», которую на фасаде его дома намалевал кто-то из соседей, он не смывает. МакНэйри ведёт своего героя через все стадии отчаяния вплоть до попытки самоубийства, но мы знаем, что ему суждено погибнуть иным путём. Не тогда, когда он готов к смерти, а тогда, когда у него вдруг появится надежда, что он ещё может жить. Когда он выкарабкается из бездны уныния и начнёт новую жизнь, его настигнет рок в лице Мельника, но это, как ни странно, будет ещё не конец истории.

Англоязычный трейлер фильма «Последствия»

Трагедия над Боденским озером значительно раньше вдохновила крупнейшего российского сценариста на создание собственного сюжета, который он сам решил ставить в качестве режиссёрского дебюта. Фильм вышел в 2007-м году, и это был подлинный психологический (даже в какой-то степени психоделический) триллер, но знакомые детали здесь угадывались сразу. Разумеется, Миндадзе рассказывал не о Калоеве, а о чём-то глубинном, важном, что сидит внутри каждого из нас, поэтому, может быть, фильм и воспринимается не столько рассудком, сколько подсознанием. У многих героев нет имён, их просто несёт вихрь истории, бросая из стороны в сторону, а они мчатся, не задавая вопросов и не выбирая конкретной цели. Нужно что-то делать – они делают: едут несколько человек в одной машине, и у каждого из них в разбившемся самолёте кто-то был, каждый здесь находится в непрекращающемся состоянии аффекта, и возможно всё что угодно.

Диспетчера здесь задушат, а не зарежут, и никому за это ничего не будет. Даже личность убийцы окажется под вопросом – не всё ли равно, кто смог добраться до человека, который не виноват, потому что напарник пошёл спать, а аппаратура не сработала. Никакого Боденского озера здесь нет, это всё южная российская глубинка, и самолёт летел в более прозаичный Египет, герои все русские, но ужас происходящего, его неуправляемость, его естественность и противоестественность в одно и то же время Миндадзе передал скрупулёзно и глубоко.

Сейчас ведётся работа над новой картиной о Виталии Калоеве и авиакатастрофе, причём на этот раз, по всей видимости, имена героев будут соответствовать подлинным участникам событий: второе название фильма «Непрощённый» - «Калоев». Виталий Калоев прочёл и одобрил сценарий, написанный Андреасяном, на его роль в картине утверждён . Актёр специально отпустит бороду и похудеет для создания образа. Также в фильме, как говорят авторы, будут играть , и . В сценарии картины особое внимание уделено изображению семейной жизни Калоева до трагедии, и эти образы делают понятными его состояние как сразу после катастрофы, так и в момент встречи с диспетчером. События показаны с точки зрения Калоева, и если он чего-то не видит, этого не видим и мы.

Точная дата выхода фильма пока не обозначена, он получил государственную поддержку на производство, и прокат планировался на осень 2017-го года.

На юге Германии в 01:45 по московскому времени в воздухе на большой высоте столкнулись два самолета, сообщает "Интерфакс". Президент Башкирии Муртаза Рахимов с утра получил списки всех погибших детей. Их 52 и 5 человек сопровождающих.

Список пассажиров рейса 2937, полученных из пассажирского манифеста аэропорта Домодедово

1. Асылгужин И.
2. Асылова Л.
3. Ахметов А.
4. Басырова Е.
5. Биглов Б.
6. Валеева В.
7. Войтко А.
8. Газизова А.
9. Гимаева Л.
10.Григорьева Ж.
11.Данисламов Д.
12.Дегтярев К.
13.Ефремов И.
14.Жиянбаева Г.
15.Калоева Д.
16.Калоева К.
17.Калоева С.
18.Козлова Д.
19.Костенко О.
20.Литвинов С.
21.Мамбетова Л.
22.Масагитов А.
23.Мельничук М.
24.Минченкова М.
25.Муртазин А.
26.Муртазин И.
27.Мусагитова Е.
28.Нелюбина Е.
29.Низаметдинова Г.
30.Новикова В.
31.Поспелова Е.
32.Пушкарева Е.
33.Савчук В.
34.Савчук В.
35.Савчук И.
36.Соловьев С.
37.Субханкулов М.
38.Султанбекова Л.
39.Султанов М.
40.Суфиянова И.
41.Тукаева С.
42.Уразлин Р.
43.Уразлина К.
44.Федотова З.
45.Федотова С.
46.Хамалов А.
47.Ханнанова А.
48.Хасанова Г.
49.Хисматуллина Л.
50.Шагимухаметов Д.
51.Шислуйская А.
52.Шислуйская В.
53.Шислуйская Л.
54.Шислуйская Ю.
55.Шмельков М.
56.Юлдашбаева И.
57.Юсупов Р.

Дети летели в Испанию в качестве поощрения за успешную учебу

На борту потерпевшего катастрофу Ту-154 "Башкирских авиалиний" находились дети, которые летели на отдых в качестве поощрения за успешную учебу.

Как сообщили в представительстве республики Башкортостан в Москве, группа детей была направлена на отдых в Испанию в качестве поощрения Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. Это - лучшие учащиеся специализированной школы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад.

Согласно правилам Федерального управления авиации США, таким оборудованием под названием "Система предупреждения столкновений на маршруте" оснащены все пассажирские самолеты в США, но эти требования не распространяются на грузовые самолеты.

В случае обнаружения приближающегося в воздухе другого самолета система включается и предупреждает пилота одной машины о необходимости изменить курс.

Как сообщается на Интернет-сайте компании DHL, 44 самолета Boeing 757 заменили в ее авиапарке более старые Boeing 727 в рамках программы расширения сети авиаперевозок в Африке и Европе.

Сообщается, что они намного превосходят стандарты ИКАО в отношении эмиссии и шумов, а также оснащены "всепогодной" системой посадки, позволяющей "находить" взлетно-посадочную полосу в условиях 50-метровой видимости.

В то же время о наличии на борту системы предупреждения столкновений в воздухе в материалах на сайте DHL не сообщается.

Крупнейшим акционером компании DHL является немецкая "Дойче Пост Уорлд Нет". В число владельцев входят также авиакомпании "Люфтганза" и "Джапан эйрлайнз".

Компания была создана в 1969 году в США и на настоящий момент доставляет грузы в 120 тыс точек в 228 странах.

Ответственность "Башкирских авиалиний" была застрахована на 75 млн. долл.

Ответственность перед третьими лицами авиаперевозчика "Башкирские авиалинии" была застрахована на 75 млн. долларов в страховой компании "Социнвест", сообщил генеральный директор компании Юрий Шпизель.

По его словам, такая сумма страхового покрытия действовала при полетах самолета Ту-154 над территорией Германии.

"Сам самолет не был застрахован в нашей компании", - добавил он. Шпизель отметил, что перестраховщиком по данным рискам выступает акционерное общество авиационного и космического страхования "АВИКОС".

В компании "АВИКОС" от каких-либо комментариев отказались, сославшись на необходимость подробного изучения данного вопроса.

Кроме того, по действующему законодательству в обязательном порядке страхуются члены экипажа от несчастного случая и жизнь и здоровье пассажиров с максимальной выплатой в случае смерти 12 тыс. рублей.

В апреле выйдет фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером о россиянине Виталии Калоеве, чья семья погибла в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году. Спустя 478 дней после трагедии Виталий Калоев убил авиадиспетчера, из-за ошибки которого погибли его жена и двое детей.

В июле 2002 года российский архитектор Виталий Калоев работал в Испании. Он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Светлана с детьми, 11-летним сыном Константином и 4-летней дочкой Дианой, никак не могла купить билет на самолёт. И лишь за три часа до отлёта в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт того самого самолёта.

Википедия

Пилоты Ту-154 к этому моменту ещё не видели «Боинг», приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придётся выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы инструкцию снижаться.

Один из членов экипажа обратил внимание остальных на команду TCAS, ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолёт уже снижался). Через несколько секунд Нильсен повторил команду, на этот раз её получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолёте, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть ещё один самолёт, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах.

В то же время рейс 611 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой самолёт.

В последние секунды пилоты обоих самолётов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло.

Полицейские не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его жена и дети, пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану нашли в трёх километрах от места падения самолёта. Калоев сам участвовал в поисковых работах и нашёл сначала порванные бусы Дианы, а затем и её тело.

В десять утра я был на месте трагедии. Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его.


22 февраля 2004 года его попытка поговорить с авиадиспетчером Питером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.

Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось.

Калоева освободили досрочно - в ноябре 2008 года. При выходе из тюрьмы первое, что сказал Виталий Калоев: «Зачем мне теперь эта свобода?».

Радио Свобода

Виталий Калоев недавно отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы. Через тринадцать лет после трагедии Виталий Калоев женился.

Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело - это уже второй вопрос, - признался Виталий Калоев. - Научиться жить после этого нельзя… Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать - плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям.

Youtube

Трейлер фильма «Последствия»

  • Сразу после катастрофы швейцарская компания «Скайгайд» возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски. В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы. Эксперты признали, что в столкновении виноваты диспетчеры. Только после публикации отчета компания «Скайгайд» признала свои ошибки, и спустя два года после катастрофы ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших.
  • В 2016 году Виталий Калоев был задержан в аэропорту Мюнхена. Он летел для участия в траурных мероприятиях по случаю гибели 2 июля 2002 года над Боденским озером самолета Ту-154. Выяснилось, что швейцарская сторона запротестовала против того, чтобы пускать Калоева на церемонию.

  • По словам Калоева, создатели фильма «Последствия» с ним не консультировались, сам он картину не видел, но собирается посмотреть. «Сняли и сняли. Что там реагировать? Главное - чтобы ничего не исказили. А то будет экшн с погоней. Я ведь ни от кого не прятался. Открыто пришел, открыто ушел», - сказал Калоев.

Петер Нильсен – печально известный «герой» одной из самых резонансных начала 2000-х, вошедших в перечень воздушных происшествий под названием «Столкновение над Боденским озером». Любая катастрофа страшна, но в этой подавляющее большинство погибших – дети.

Вина диспетчера «Скайгайд» доказана судом и собственным внутренним расследованием работодателя, однако до момента, когда руководство швейцарской компании и потерпевшая сторона услышали друг друга, фигурант дела не дожил.

Так уж сложилось, что в истории со столкновением самолетов в июле 2002 года в небе над Германией распространено куда больше фактов биографии другого фигуранта – , чьи жена и дети находились на борту ТУ-154. О Петере известно только то, что он датчанин.

Карьера

Информации о том, как долго работал Нильсен в Swiss Air Navigation Services Ltd, а попросту SkyGuide, и было ли это его первое или очередное место работы, нет. На сайте «поставщика аэронавигационных услуг» сказано, что претендент на должность диспетчера должен владеть минимум двумя иностранным языками, уметь мыслить логически и работать в условиях многозадачности, справляться с психологическим напряжением и поддерживать командный дух.


Авиадиспетчер Петер Нильсен, судя по всему, обладал перечисленными качествами. А во время встречи руководства «Скайгайд» с российской делегацией, состоявшейся в годовщину трагических событий, швейцарская сторона сообщила, что их сотрудник своевременно прошел переаттестацию и получил подтверждение лицензии.

Личная жизнь

У Петера была семья, с женой и тремя детьми он жил в богатом пригороде Цюриха – Клотене. Как писали датские издания, в городке иностранцев было немного, и Нильсенов все знали. Когда Калоев в поисках их дома обратился к местным жителям за помощью, те без труда указали на лужайку у одноэтажного особняка.

Выпуск передачи "Пусть говорят" о трагедии над Боденским озером

В дальнейшем – ни после смерти диспетчера, ни во время тянувшегося не один год расследования – сведения о членах семьи Петера не всплывали. Руководство SkyGuide засекретило имя сотрудника сразу после катастрофы, однако фото папарацци попали на телевидение, в швейцарские и датские газеты.

Авиакатастрофа и убийство

Как сказал глава компании «Скайгайд» Алан Россиер в интервью «Аргументам и фактам», к столкновению авиалайнеров привела цепь из 10-12 обстоятельств. В тот июльский день 2002 года Нильсен был старшим смены и в нарушение правил отпустил напарника отдохнуть в другом помещении. В экстренном случае можно было связаться по пейджеру, но вызывало недоумение – каким образом, если на время ремонта отключили основную и резервную телефонные сети.


Авиакатастрофа над Боденским озером

Кроме того, из-за пресловутого ремонта не работал и главный радар. И ни об одном из этих фактов Петер не знал. Потом диспетчер отвлекся на разговор с запаздывающим аэробусом, заходящим на посадку, а посадить самолет – приоритетная задача по инструкции «Скайгайд».

На это наложился резкий рост интенсивности полетов – как позже показали записи, в небе находилось 15 воздушных судов. Немудрено, что на вопрос следователя, почему Нильсен не вызвал напарника, последовал ответ: «Не до этого было». Соседний диспетчерский пункт в Карлсруэ видел, что надвигается катастрофа, но не смог дозвониться.


Когда диспетчер заметил опасное сближение самолетов, то дал указание российскому ТУ-154 начать снижение, но в это время отошел к другому экрану и не услышал сообщение экипажа «Боинга», что тот выполняет аналогичный маневр. Замешкался и пилот, так как бортовая система предупреждения столкновения дала сигнал набора высоты.

На TCAS у самолетов понадеялся и Петер, а наземный аналог опять-таки был отключен. Он повторил команду и предупредил, что по курсу идет другой самолет, но ошибся с направлением. Через 50 секунд лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL пропали с экранов радаров.


Работодатель не оставил сотрудника одного. Петера отправили на психологическую реабилитацию, а потом перевели в другое место. Но это не помогло. В феврале 2004-го Нильсен погиб на пороге собственного дома. Причиной смерти стали 12 ножевых ранений, нанесенных Виталием Калоевым.

Когда в новостных лентах западных СМИ появилось сообщение об убийстве швейцарского авиадиспетчера, но еще не было известно, чьих рук это дело, почти сразу появились предположения, что это месть родственников погибших. Такой сценарий казался первоочередным только потому, что, как написал российский портал "Известия":

«...руководители компании "Скайгайд" с самого начала повели себя вызывающе. Они не только не признавали вину своего диспетчера, но и выдвигали оскорбительную версию о якобы плохом знании английского языка российскими пилотами».

Человек, чью вину подтвердили записи «черных ящиков», продолжал работать. Издание предположило – начнись суд над ним раньше, возможно, Нильсен избежал бы смерти,

«но компания больше обеспокоена вопросом уменьшения компенсации родственникам жертв катастрофы. В обмен на деньги SkyGuide потребовала отказа от любых претензий в дальнейшем».

В 2007 году было вынесено судебное решение, согласно которому четырех менеджеров SkyGuide признали виновными в причинении смерти по неосторожности. Но приговоры оказались мягкими: трое получили год тюремного заключения условно, один отделался штрафом в 13500 швейцарских франков. Еще четверо должностных лиц оправданы. Ошибка Нильсена названа главной, но не единственной причиной столкновения лайнеров.


Спустя 15 лет после катастрофы, отвечая на вопросы «Комсомольской правды» в связи с выходом , в котором исполнил роль Калоева, Виталий сказал, что не простил Петера и не сожалеет о своем поступке. Но еще на заседании суда в Цюрихе, приговорившего его к 8 годам тюрьмы, бывший архитектор извинился перед семьей диспетчера:

"Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсeна. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне."

На сайте SkyGuide приводится только краткое упоминание о столкновении двух самолетов и сказано, что трагический характер этой аварии и последующих событий коренным образом поменял представление о безопасности полетов в швейцарской и международной авиациях. Культура и управление безопасностью сделали большой шаг вперед.

В августе 2016-го в Альпах разбился истребитель швейцарских ВВС. Англоязычная Wikipedia пишет, что причиной катастрофы стало не соответствующее нормативам оборудование аэродрома воздушной базы в Майрингене, входящего в юрисдикцию «Скайгайд».

Сарик Андреасян)

  • Памятник жертвам катастрофы в Центре воздушной навигации Цюриха, местность Ванген, Дюбендорф


  • Похожие публикации