Нинооба – День Святой Нино: история и традиции. Житие святой равноапостольной нины, просветительницы иберии

Святая Нина (по грузински Нино), равноапостольная просветительница Грузии. В Православной Церкви празднуется 27 января, а в католической Церкви 15 декабря .

Родилась, согласно восточно-православной житийной литературе, около 280 года в городе Коластры в Каппадокии; её отец Завулон был родственником великомученику Георгию Победоносцу, мать Сусанна была сестрой Иерусалимского Патриарха .

По преданию, отправилась в Иверию (территория современной Грузии), чтобы найти Хитон Господень . Её воспитательница Нианфора рассказала ей о том, как Хитон Господень был перенесён из Иерусалима во Мцхету. Но главной целью, которую возложила на святую сама Богородица, было просвещение Иверии, так как Иверия (Грузия) - первый удел Божией Матери. Нина захотела отправиться в ту страну, где находится Хитон Господень, чтобы найти гробницу Сидонии, которая была погребена с Хитоном Христа , поклониться Его Хитону и затем посвятить себя проповеди Евангелия жителям Иверии. Господь являлся святой Нине в видениях и благословил её на равноапостольский подвиг, а Дева Мария чудесным образом вручила ей крест из виноградной лозы.

Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.

После смерти святой Нины крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете . Сегодня этот собор 12 апостолов одно из главных духовных мест Грузии.

В пол вмурованы надгробные плиты - могилы почти исключительно князей Багратион-Мухранских.

Так же в соборе можно увидеть список с древней иконы "Божья матерь Цилканская" Древняя грузинская святыня названа по месту её первоначального нахождения - Цилканскому монастырю. Ныне чтимый древний список (копия) иконы - одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели. Икона - ровесница святой Нины, 4 век..

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле это скорее подражание Храму Воскресения в Иерусалиме.

Собор Светицховели - древнейший православный собор в Грузии, являющийся ее духовным символом. В нем проводились коронации и захоронения царей семьи Багратиони , последний представитель которой умер относительно недавно, не оставив после себя наследников.

Легенда о основании собора очень интересная. В I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно так и не смогли забрать у нее из рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией. На могиле вырос чудесный кедр, которому поклонялись как божеству и считали целебным.
Три столетия спустя святая Нина принесла в Мцхета благую весть о христианстве. По ее просьбе царь Грузии Мириан ІІІ основал церковь на месте, где покоился Хитон. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей, поэтому его назвали светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп» .

В подтверждение правдивости этой легенды в церкви есть икона изображающая эти события.


Собор очень величественно смотрится снаружи, красив он и внутри. Внутренние стены расписаны фресками, большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Большая фигура Иисуса у алтаря была написана русским художником в XIX веке. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

Обязательно нужно обратить внимание на каменные купели IV века, в которых крестили королей . К сожалению остатки оригинального животворящего столба увидеть невозможно, так как над ним построена колонна . В правом пределе храма есть колодец, время от времени в нем набирают ведро воды и ставят его рядом. Вода эта считается целебной. И ее может пить каждый желающий.
Еще хочется сказать пару слов о надгробных плитах расположенных в церкви. Служащие церкви их постоянно моют, поэтому внимательно смотрите под ноги - не наступайте из уважения к умершим.

В храме так же находится плащ Ветхозаветного Пророка Илии.

В храме были похоронены католикос Мелхиседек (найдено археологами), царь Вахтанг Горгасал (не знаю, известно ли место) и Ираклий II. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати.
Этот собор, самая важная часть туристического Мцхета. Храм имеет огромное значение в духовной жизни Грузии, именно здесь исторически назначаются грузинские Патриархи ..

Из Тбилиси сюда ходят маршрутки за 1 лари. Маршрутка делает пару остановок неподалеку от храма. Найти его легко, он виден почти отовсюду.

Перед основными воротами ограды размещается инфоцентр, вокруг массово торгуют сувенирами.

Считается, что на том месте, где сейчас стоит храм, была захоронена Риза Христова , ее привезли из Иерусалима женщины, отправившиеся посмотреть на Иисуса и послушать его проповеди. Поставлен он был в IV веке, но с тех пор неоднократно перестраивался , а его вид на сегодняшний день считался таким красивым, что архитектору Арсакидзе отрубили руку, чтобы он не повторил успеха (руку с чертежными инструментами можно увидеть на левой стене).
Внутри же, среди толпы туристов и молодоженов, приехавших за благословением, стоит разглядеть удивительную икону Христа — если долго на нее смотреть, то кажется, что Христос то закрывает глаза, то открывает их.

После усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесён в область Тарон, в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, и попросила вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы, и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы на горе Казбек или в крепости Ананури.

Троицкая Церковь расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

Во время нашествия на Тбилиси персов (1795 год) в Гергети укрывали крест святой Нины. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест святой Нины и передал его проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более 50 лет крест хранился в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. В 1801 году князь Георгий Александрович преподнёс крест святой Нины императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С 1802 года крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Сиони (სიონი) — исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани) . В этом соборе города Тбилиси и находится сегодня крест святой Нины. .

Согласно «Житию св. Нины» , в 303 году, спасаясь от преследований римского императора Диоклетиана, святые Нина, Рипсимия , Гаиания и несколько девушек-христианок бежали. Когда они оказались на территории Армении, царь Тиридат получил письмо от Диоклетиана, в котором говорилось о беглянках и о необычной красоте Рипсимии. Царь Армении решил завладеть ею, но получил отказ, за это он приказал изрубить всех дев. Спаслась только святая Нина. И уже в одиночестве она продолжила свой путь в Иверию.

Её проповедь привела ко Христу всю Грузию .

Умерла около 335 года. Мощи покоятся под спудом в женском Бодбийском монастыре, в Кахетии (Грузия) .


Могила Св.Нины

Бодбийский монастырь — монастырь, расположенный в двух км от Сигнахи в Кахетии, Грузия. В нём покоятся мощи просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины, умершей там же в 347 году, на 67 году жизни, после 35-летнего апостольского подвижничества. Храмовой праздник отмечается 14 января.

Город Мцхета , в котором жила и молилась святая Нина, является административным центром края Мцхета-Мтианети. Город расположен в нескольких километрах севернее Тбилиси. Население составляет 7 423 человек. Очень милый тихий древний центр Грузии, многонациональный город. К русским отношение братское.

Монастырь Джвари .
"Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь..."
(М.Ю.Лермонтов)


Маленький монастырь пятого века Джвари — первый в стране памятник Всемирного наследия и любимое место для венчаний : с вершины горы, на которой он стоит, открывается невероятный вид на слияние Арагвы и Куры. Романтики добавляет мнение, что именно из Джвари сбежал лермонтовский Мцыри .


Кто посетил это место это место хоть однажды, тот получил духовный заряд на всю жизнь. Это великолепное старинное место. Одно из самых сильных впечатлений в Грузии. Там сильно дует ветер, видно далеко вокруг и на душе очень хорошо. Храм очень закопчён от времени.

Монастырь Самтавро 4 век..

Небольшой монастырь всегда оживлен: во-первых, тут идет реставрация, во-вторых, снуют, ухаживая за садом, монахини, в-третьих, на маленьком кладбище кого-то хоронят, а в-четвертых (и в главных), паломники толпятся у могилы архимандрита Гавриила. Считается, что приложив руки и опустив нательные крестики в землю могилы, можно зарядиться энергией. Памятник архимандриту, к слову, мироточащий. В храме похоронен царь Мириан и его жена Нана - первыми принявшие крещение христианской верой от Святой Нино в 337 году.

Здесь же находятся мощи святого Шио. Почитается как чудотворец в христианстве. По удалении родителей в монастырь, Шио раздал всё своё имение и отправился к преподобному Иоанну , жившему возле Антиохии, в пустыне, и подвизался в течение 20 лет. Он был среди тех двенадцати, которых Иоанн взял с собой в Иверию для утверждения верующих, обращённых святой Ниной. Шио поселился в пещере, в пустыне близ Мцхета Вокруг него вскоре собралось до 25 пустынножителей.


Монастырь Зедазени

Уже одна только дорога до монастыря — испытание веры: лучше брать внедорожник и быть готовым биться на ухабах головой о потолок, обычная легковая даже в сухую погоду не пройдет. Но когда выходишь к полуразрушенной стене, маленькому монастырскому двору с овцами и большому кресту (он, кстати, вечером весь в лампочках — зрелище пробирает до мурашек), про шишку на лбу уже и не помнишь.
Зедазени основал один из тринадцати ассирийских старцев, и, как гласит местная легенда, он открыл целебный источник, который в голодные годы поддерживал обитель.


Шио-Мгвимский монастырь.

Монастырь интересно расположен в окружении гор. В горах видно множество пещер, но сейчас они не используются. В монастыре сохранилось несколько древних интересных фресок. До монастыря ведет довольно жесткая гравийная дорога.

Длинный водопровод, протянутый одним из помощников царицы Тамары из соседнего села еще в XIII веке, почитается здесь не меньше замечательных видов на горные склоны (а монастырь зажат между стенами ущелья) и фресок (самые красивые — в часовне, стоящей поодаль) — как-никак великое человеческое изобретение.

Впрочем, аскетичное и вместе с тем очень крепко сбитое здание самого монастыря тоже вызывает у путешественника не меньшее уважение. Очень своеобразный монастырь, аналогов которому практически нет в Грузии. Также интересны в монастыре многочисленные кельи, вырытые монахами в пещерах окрестных гор.

Сама Мцхета (основан Мцхетосом) — небольшой город, исторический центр которого сконцентрирован вокруг храма Светицховели. Недавно здесь провели масштабную реконструкцию, чтобы сделать город привлекательнее для туристов: старинные улочки замостили булыжником, жителям города построили новые опрятные домики, обнесли все участки одинаковыми заборами, организовали ненавязчивые ларьки с сувенирами и конные экипажи — выглядит немного нарочито, но все равно симпатично.

Древняя столица Иберии еще в первые века была весьма успешным городом, но потом он пришел в упадок, да так и остался — только в XII веке тут вдруг решили построить монастырь, оказавшийся впоследствии тоже заброшенным. Теперь же тут вяло ведутся раскопки с XIX века, и археологи уже откопали фундаменты построек, террасы, кое-какие башни и остатки стен.

Слияние двух мощнейших (и поистине красивых) рек Грузии Агавы и Куры не смогло оставить равнодушным ни грузинских поэтов, ни квартировавшего неподалеку с полком Лермонтова (см. «Немного лет тому назад,/Там, где, сливаяся, шумят,/Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/Был монастырь"), и даже с приходом цивилизации в виде автодорог и новостроек не может оставить современного туриста. Смотреть на то, как две бирюзово-лиловые реки сливаются в одну, а у их берегов раскинулся город с башенками храмов, лучше всего с холма у монастыря Джвари.

Сюда можно добраться на такси из Тбилиси. Водители с удовольствием рассказывают о древней столице Грузии как профессиональные гиды))
Дорога к монастырю по серпантину не менее живописна.

Если пройти вниз в сторону слияния рек Арагви и Куры, можно выйти к маленькому древнему но действующему антиохийскому храму, где хорошо отдохнуть от групп туристов: Отличный вид на Джвари, в садике растет виноград.

Ужасно популярное место ресторан Салобио, где вообще-то все вкусно, но гордятся больше всего лобио. "Салобио" растянулся вдоль железной дороги и трассы Мцхета-Тбилиси и напоминает один большой грузинский дом с балконами, на которых за низенькими столиками сидят и обедают друзья-соседи. На огромных подносах приносят хинкали (счет идет не на штуки, а десятки), в горшочках - горячее лобио (в него полагается ломать кукурузные лепешки мчади), на тарелках - маринованный перец, а в кувшинах - домашнее вино.

Город Сигнаги , в котором похоронена святая Нина . Город выглядит очень отполированным. По городу интересно погулять, поизучав архитектуру. Маленький городок в восточной Грузии, на склоне горы, в историческом регионе Кахети . Грузинский город Сигнаги находится в самом сердце Кахетии в 100 км от Тбилиси (2 часа езды). Центр историко-географической области Кизики . Расположен на террасах, соединяющихся извилистыми крутыми улицами.

Здания выстроены в стиле южно-итальянского классицизма с грузинскими элементами. Славится своей одноименной крепостью , входящую в список самых известных и крупных крепостей Грузии. Стены Сигнахской крепости чудесным образом уцелели и сегодня окружают старую часть города и выходят далеко за городские границы. По периметру стен сохранились 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину.
В городе есть памятник грузинскому оперному певцу Вано Сараджишвили , уроженцу Сигнахи. Бадбийский монастырь расположен в двух км от Сигнахи.

В Российской империи город именовался Сигнах, город входил в Тифлисскую губернию.

Тихие мощеные улочки, старенькие ярко-синие "москвичи", забитые вереском и хлебом, частые туманы и окружающие горы и холмы сделали Сигнахи любимым туристическим местом и эпицентром свадеб - его даже называют здесь "город любви". Последнее очень кстати придумал эксплуатрировать Саакашвили, понастроив романтических водопадов, ресторанов и гостиниц - как следствие, масса старушек, торгующих чурчхелой ("Это наш грузинский сникерс" - объясняют они на ломанном английском) и сахарными петушками.

Впечатляющая длинная каменная стена с высеченными именами прямо в самом центре Сигнахи - списки погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны - тянется на несколько метров. По соседству - памятник погибшим в 1989 году, в ходе "Нападения с лопатами" в Тбилиси.

Крепостная стена города с 28 башнями и смотровыми площадками, с которых открывается красивый вид на долину.

Монастырь Бодбе. Наблюдать за жизнью действующего монастыря лучше осенью — туристов мало, на склонах холмов стоят густые туманы, кипарисы тянутся вверх от мокрых монастырских мощеных дорожек, террасы с помидорами краснеют ягодами, а матушки, прячась от посторонних глаз, старательно полют грядки с потрясающе яркими хризантемами. На територии монастыря целебный святой источник святой Нины.
Именно здесь, в Бодбе, похоронена святая Нино — женщина, принесшая христианскую веру в Грузию и крестившая ее двумя прутиками виноградной лозы, которые связала своими собственными волосами.


Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную. .

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 - 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием).

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 - 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень (сведения о нем помещены 1 октября), старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).

Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею".

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия , ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284 - 305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня , по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.

Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265 - 342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. "В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь". Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. "Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами". Это событие совершилось 6 мая 319 года.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306 - 337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными, В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись Святых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342 - 364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.

В 280 году в городе Коластры, расположенном в провинции Каппадокия, что в Малой Азии, родилась будущая христианская просветительница Грузии святая Нина. Времена гонений на христиан милостью Божией тогда уже подходили к концу: до победы Константина Великого над Максенцием в битве у Мульвского моста в 312 году оставалось немногим больше 30 лет. Результатом сражения стала полная легализация христианской веры, и началось повсеместное ее беспрепятственное распространение, однако в восточных провинциях Римской империи послабления для верующих во Христа уже тогда были существенными.

Единственная дочь в знатной семье римского воеводы Завулона, приходившегося братом святому мученику Георгию Победоносцу, и его супруги Сусанны, сестры Иерусалимского Патриарха, святая Нина с детства воспитывалась в целомудренном духе веры и благочестия. С ранних лет обученная грамоте, она читала богодуховенные книги, изучала с помощью родителей Евангелие, росла ребенком смиренным, послушным и могла послужить примером добродетели для многих.

Когда девочке исполнилось 12 лет, отец и мать решили посетить Иерусалим, чтобы поклониться Господним святыням. Там, следуя сердечному призыву, отец решил сложить с себя полномочия воеводы и принять монашество. Сусанна согласилась с решением мужа, и Завулон после пострига с благословения Патриарха удалился в пустыню Иордан. Супруга также посвятила себя служению Богу, став диакониссой при храме Гроба Господня, Нину же приняла на воспитание благочестивая старица Нианфора.

Юная святая продолжала свое возрастание в вере, все глубже постигая ее всем сердцем. Читая Евангелие, читая о страстях Господних, о Распятии Его, она плакала. А когда прочла о том, как воины делили Его бесшовный, цельнотканый сверху донизу хитон, который, по Преданию, соткала сама Пречистая (Ин. 19; 23), то задумалась, как такая святыня могла пропасть бесследно. С этим вопросам святая Нина обратилась к старице, и Нианфора сказала ей, что далеко на северо-востоке есть страна Иверия (теперь Грузия), там находится город Мцхет. Хитон Господа Иисуса Христа сейчас пребывает там, но живущие в Иверии народы Христа не знают, а исповедуют язычество. (Ныне Мцхет – это небольшое селение, где отчасти сохранились памятники древнего грузинского зодчества, которыми так славится Грузия.)

Нина изумилась – как это, там находится такая святыня, а никто об этом не знает! И у нее появилось великое желание пойти в Иверию и отыскать хитон, сотканный Самой Богородицей. Она стала усердно молиться Божией Матери, чтобы Пречистая помогла ей в ее стремлении. Ее молитва была столь искренна, что однажды во сне святой явилась Сама Царица Небесная и велела ей идти в Иверию, благовествовать там об Иисусе Христе, открывая людям мудрость Евангелия, именем Его обращая язычников. Тем Нина обретет благоволение в очах Божиих, а Сама Богоматерь станет ей покровительствовать, тем более что, когда после Вознесения Христова апостолы собрались для общей молитвы в Сионской горнице и с ними были и Матерь Иисусова, и братья Его, и некоторые из жен, они кинули жребий – куда кому направляться, чтобы обращать язычников. Как пишет Стефан Святогорец, Пречистая также пожелала получить Свой удел для проповеди Евангелия. Она тоже бросила жребий, и Ей выпала Иверия, ставшая первым из четырех уделов Богоматери на земле. Божией Матери уже трудно было пускаться в столь дальнее путешествие, но Ангел, Ей явившийся, возвестил, что пока не время для благовестия в Иверии, и когда придет срок, все в Ее уделе свершится. Так святая равноапостольная Нина стала первой из святых, которая принесла Христову веру в Грузию, потому в этой стране она возглавляет число самых почитаемых здесь святых.

Однако тогда, когда Пресвятая Дева явилась Нине в видении, юная святая изумилась, как может слабая девушка обратить целый народ, да еще так далеко за пределами Священной земли? Тогда Пречистая дала святой отроковице крест, сплетенный из виноградной лозы, с особой поперечной перекладиной, концы которой были слегка опущены книзу, и сказала, что этот крест будет ей щитом, оградит против врагов видимых и невидимых, также его силою она принесет веру в Иверийскую страну.

Видение закончилось, и Нина тут же проснулась, а в руках ее был крест, данный ей Пречистой. Святая благоговейно поцеловала его и перевязала отрезанной прядью своих волос по древнему обычаю: согласно ему хозяин отрезал у раба волосы и хранил их у себя как знак того, что этот человек – принадлежащий ему раб. Так святая Нина объявила Богу, что отныне она Его вечная раба, служительница Креста Его. Дядя ее, Патриарх Иерусалимский, с радостью благословил племянницу, также Господь послал ей спутниц – из Рима через Иерусалим в те края направлялись преследуемые императором Диоклетианом царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и с ними еще девицы, решившие посвятить себя Богу.

К тому времени, как девы достигли Армении, Диоклетиан уже проведал, что Рипсимия с девами поселилась за пределами ее столицы, и написал армянскому царю Тиридату, исповедовавшему язычество, чтобы тот нашел Рипсимию и поступил с ней по его усмотрению – либо отослал ее в Рим, либо взял ее себе в жены. Слуги армянского царя быстро нашли место, где селились девы, решившие посвятить себя Богу, и Тиридат пытался склонить Рипсимию к браку, но она резко отказала ему, сказав, что она – невеста Христова, земной брак для нее невозможен, и никто не смеет прикасаться к ней. Тиридат счел себя оскорбленным и в гневе приказал истязать девушку и ее подруг и спутниц, после чего они скончались. Кстати, позже Тиридат был обращен в христианство святым Григорием Просветителем, и немало сделал для обращения всего армянского народа.

Тогда же от слуг Тиридата спаслась только святая Нина, спрятавшись в кусте роз. Она молилась за мучениц, и вдруг, взглянув в небо, увидела ангела, встречающего души мучениц, а с ним сонм небожителей. Она увидела, как души ее подруг возносились в небо, и в горести обратилась к Богу, вопрошая, отчего Он оставляет здесь ее одну. А в ответ услышала Глас Божий, который говорил, что пройдет немного времени, и она тоже будет в Царствии Небесном. Теперь же ей следует идти далее на север, где «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9; 37).

И Нина пошла на север. Она шла долго, и наконец дошла до бурной реки. Кура, самая большая река Кавказа, была перед ней. На ее берегу она встретила пастухов из армян. В свое время наставница ее Нианфора научила ее языкам Кавказа, и армянскому – тоже. Нина спросила пастухов, где находится город Мцхет, и они ответили, что Мцхет стоит ниже по течению, это великий город, город их богов и их царей. И Нина поняла, что попала в места, где никто не знает Господа, и как ей, одинокой и слабой быть, как превзойти такую массу язычников, убедить их перейти в истинную веру. Размышляя, она задремала, и во сне ей явился некто величественной внешности со свитком в руках. На нем по-гречески были начертаны изречения из Евангелия, которые говорили о том, что тот, кто проповедует веру Христову, Господом оставлен не будет, а получит «уста и премудрость, которой не возмогут ни противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк. 21;15), и когда они предстанут перед начальством и властями, Христа не исповедующими, пусть не заботятся, что им говорить, «ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12;11, 12). И последнее изречение гласило: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28;19, 20).


Мцхета - древняя столица Грузии
Фото А. Мухранова
Слово Божие укрепило святую Нину, и она пошла далее к Мцхету. Путь был трудным, Нина голодала, ее мучила жажда, кругом бродили дикие звери, но она добралась до древнего города Урбаниси, где остановилась на время, чтобы лучше узнать обычаи иверийского народа, изучить его язык, а затем снова двинулась к цели своего путешествия.

В то время в Иверии правили царь Мириан и царица Нана, и святая Нина оказалась в Мцхете как раз в день, когда мужчины собирались на большой праздник поклонения здешним идолам Арамазу и Задену, к их капищам на вершине горы. Огромная толпа во главе кортежа царя и царицы с многочисленной челядью поднималась к жертвеннику.

Самое ужасное, что здесь еще существовало человеческое жертвоприношение. Когда начался варварский обряд, жрецы воскурили фимиам, и под звуки труб и барабанов пролилась кровь невинных, а все, включая царственную чету, пали ниц перед идолами. Святая Нина со слезами начала молить Бога, чтобы Он волею Его прекратил бесчинство и разрушил истуканов, превратил их в прах. Ее тихий голос не был слышен среди толпы и громких звуков песнопений, но Бог слышит другой голос – голос искренней и сердечной молитвы, звучащий громче барабанного боя. Никто поначалу не заметил, как с запада к горе идолов стали стягиваться черные тучи. Они летели быстро, и потому раскат грома прогремел внезапно, вспышка молнии ударила в капища. Истуканы обрушились, и все остатки жертвенника, разломившись на осколки, рухнули в Куру и были унесены ее быстрыми водами.

Все случилось очень быстро, все были потрясены, на другой день стали искать остатки фигур, ничего не нашли, и стали думать, так ли сильны были их боги, и, может, есть другой, сильнейший Бог?..

А святая Нина вошла в ворота города как странница. Ей нужен был приют, и Господь не оставил свою служительницу. Когда Нина шла мимо царского сада, ей встретилась Анастасия, добрая женщина, жена садовника. Семья садовника царя не имела детей, они уже давно сожалели об этом. Им понравилась тихая, смиренная девушка, и они устроили ей палатку в углу сада, где Нина и поселилась.

Святая Нина молилась денно и нощно, чтобы Бог дал ей разумение, как исполнить обет, данный ею Божией Матери, и отыскать хитон Господа. И вот первым чудом стало то, что, по молитвам Нины, у Анастасии стали рождаться дети, и так она и ее муж уверовали во Христа, а святая Нина рассказывала им о Нем, читала им Евангелие, таким образом просвещая в вере. Однажды у женщины тяжко заболел ребенок. Никто не мог помочь, все считали, что ребенок обречен. В полном отчаянии она вышла на улицу и стала громко просить о помощи в надежде на чудо. Эти просьбы услышала Нина. Ребенка принесли к ней в палатку, святая возложила на него свой крест, обратилась к Богу, и в тот же момент ребенок открыл глаза, в следующий миг встал здоровым, а мать его, слыша, Чьим именем было исцелено ее дитя, также уверовала.

С этого дня святая Нина стала во всеуслышание проповедовать Христово учение, призывая всех покаяться и уверовать. Ее беседы посещали многие, особенно из еврейских жен. Первой пришла к вере истинной Сидония, дочь еврейского первосвященника Авиафара, и Авиафар тоже вскоре уверовал вслед за ней. О том есть записанные «Свидетельства…» самих Сидонии и Авиафара, в которых очень подробно описано житие святой Нины, свидетелями которого они были. Авиафару она открыла тайну о своем желании найти хитон Господень, и он рассказал ей, что в его семье хранится память о том, как прадед его Елиоз был в Иерусалиме в день казни Христа и купил хитон Иисуса у того воина, которому он достался по жребию. О том записано в «Свидетельстве Авиафара-первосвященника о хитоне Господнем».


Джвари. Место, где святая Нина установила первый крест
и откуда видно слияние двух рек

Из него известно, что мать Елиоза в час распятия Господня внезапно почувствовала себя плохо – будто молот бил ей в сердце, забивая в него гвозди. Она воскликнула: «Погибло царство Израилево!» и пала замертво. Когда Елиоз с хитоном вернулся домой, то сестра его Сидония, в память о которой позже Елиоз назвал свою дочь, взяла хитон из рук брата, прижала его к сердцу и тоже тут же умерла. Перед погребением хитон пытались вынуть из ее рук, но никому не удавалось это сделать. Святую Сидонию так и погребли – с прижатым к груди Христовым хитоном. Где место могилы ее – забылось, помнили только, что теперь оно оказалось где-то в царском саду. Говорят, что в саду сам собой произрос кедр, имеющий силу исцеления, и полагают, что это место и есть то, где была погребена сестра Елиоза, а с ней – хитон, сотканный Матерью Божией для Сына.

Святая Нина увидела в этом рассказе важный знак и стала молиться у большого кедра, чтобы Господь открыл ей – истинно ли предание. Она молилась всю ночь, и вновь ей было видение. Множество черных птиц слетелось к царскому саду, а оттуда они полетели к другой большой грузинской реке – Арагви. Омывшись в ней, они стали чистейшей белизны, вновь прилетели в царский сад, расселись по ветвям чудесного кедра и начали петь райские песни. Когда Нина очнулась от видения, то значение его ей было совершено ясно: птицы – здешние народы, перевоплощение их оперения из черного в белизну после омовения в водах Арагви – знак, что они примут таинство Крещения во Христа, а райские песни – песнопения богослужений в храме, который будет воздвигнут на месте, где сейчас рос кедр.

Иверия принадлежала восточной области Римской империи, где уже правил царь Константин Великий, и христиане были под его защитой, потому царь Мириан не препятствовал Нине в ее христианской проповеди. Зла на нее была царица Нана. Но, видимо, и в том был Промысел Господень – вскоре царицу посетила болезнь, которая быстро усугублялась, и все лекари были бессильны. Когда дело стало совсем плохо, то придворные, слышавшие об исцелениях и чудесах, совершавшихся по молитвам живущей у садовника царя странницы, о том, что она никому не отказывает в помощи, решили позвать ее к царице. Однако Нина отказалась прийти во дворец, велела доставить царицу к ней и сказала, что верит в ее исцеление силою Господа Иисуса Христа.

Тут уж было не до царской гордыни, и царицу на носилках принесли в палатку Нины в сопровождении ее сына Рева и прочего народа. В палатке Нану положили на ложе из листьев (по другим источникам – из войлока), и святая долго молилась возле нее. После она встала и возложила свой крест на голову, ноги и плечи больной, как полагается при крестном знамении. Царица тут же почувствовала явное и серьезное облегчение, а святая Нина вознесла благодарственную молитву Богу и громко исповедовала перед всеми Христово имя.

Исцеление царицы и ее последующее признание Христа Богом ее произвело на присутствующих огромное впечатление, многие уверовали и были готовы принять Крещение, но сам царь медлил с принятием новой веры. Во многом это объяснялось причинами политического характера.

Когда святая Нина обратила в христианство родственника персидского царя Хозрова, Хвараснели, до того последователя зороастрийского учения, согласие Мириана на свободное исповедание христианства стало опасным для иверийского царя. Святая Нина исцелила Хвараснели от одержания, молясь со своими ученицами о нем под сенью чудесного кедра. После того как знатный муж пребывал без памяти, а Нина два дня молилась за него, злой дух изошел из него, вельможа выздоровел и всей душой предался Христу.

Потому, чтобы не навлечь на себя гнев сильного государственного соседа-огнепоклонника, Мириан решил вообще истребить христиан. Во время лесной охоты в Мухранских лесах он громко и решительно заявил перед всеми сопровождающими, что все христиане будут истреблены, а если и царица будет упорствовать, то и ее постигнет та же участь. В тот же момент, среди ясного дня, как и в день, когда иверийские идолы разрушились и упали в Куру, налетела гроза. Вспыхнула молния, ослепившая Мириана, да так, что мир в его глазах погрузился в полную тьму, страшный гром обрушился на всех, спутники его бросились врассыпную. В ужасе царь стал криком призывать его богов, но оставался одинок и слеп. Тогда он вспомнил о многих чудесах помощи и исцелений, которые получали люди, в том числе и его супруга, от странницы Нины, и призвал Бога, в Которого верила Нина. Движимый высоким чувством, он пообещал исповедовать и имя Его, и обещал, что воздвигнет крест во славу Его и храм в имя Его и будет верным рабом Богу и Его посланнице Нине. В тот же момент он прозрел, а буря утихла так же внезапно, как прилетела.





Светицховели. Башня над могилой
Сидонии и Хитоном Господним.

Животворящий Столп находится почти в центре современного храма, над ним построена каменная сень, которая расписана фресками. Большинство сохранившихся фрагментов фресок иллюстрирует историю Хитона Господня и самого Столпа

Так и Мириан уверовал в Христа, и сам уже послал по совету святой Нины Константину Великому письмо с просьбой прислать в Иверию священников для крещения и просвещения своего народа. Так же сбылась еще одна часть видения Нины о кедре: царь-христианин Мириан повелел поставить в его саду храм на месте, где стоял чудо-кедр и возвести его до приезда священников от Константина. По приказу Мириана кедр спилили, из шести сучьев вытесали шесть столбов, из ствола – седьмой, но он был так тяжел и велик, что его никак не могли поднять. И множество народа, и сильные машины не могли даже сдвинуть кедровый столб с места.

Святая Нина опять начала призывать в помощь Бога и молилась в саду всю ночь напролет. К раннему утру ей явился светлый юноша, обвитый огненным поясом, что-то тихо произнес Нине, и Нина тут же пала на колени и поклонилась ему. Юноша же легко поднял столб, который сверкал подобно молнии и видим был из всех частей города. Затем же все увидели, как столб медленно опустился на то место, где стоял кедр, а из-под его основания начало вытекать миро, благовонный аромат которого затопил всю округу. Столб еще множество раз поднимался и опускался. К нему приносили многих больных, и те мгновенно исцелялись. Наступило время, когда чудо приостановилось, а на том месте был основан первый деревянный храм в Иверии-Грузии. Теперь на том же месте стоит собор в честь Двенадцати апостолов, Светицховели – в переводе на русский «Животворящий Столп» в память о тех чудесных исцелениях Божественной благодатью. Здесь же, как полагают, до сих пор хранится хитон Господень.

Тем временем письмо царя Мириана, посланное по просьбе святой Нины, было доставлено Константину Великому. Узнав обо всем, равноапостольный царь и равноапостольная царица Елена возрадовались. Константин Великий послал в Иверию епископа Иоанна с иереями и диаконами, среди даров храму были святой крест, иконы Спасителя и Божией Матери и прочие дары. В ответном послании он благодарил Господа за то, что теперь новые области обращены в веру истинную, а святая Елена послала святой Нине письмо с похвалой.

Когда священники прибыли в Мцхет, вся царская семья, челядь, а за ними и остальной народ крестились. Так было положено начало распространению христианства в Грузии и свершению заповедованного Божией Матерью святой Нине. Царь также просил согласия святой Нины возвести храм на месте ее палатки, на что святая странница согласилась с радостью и благодарила Бога за то, что ее молитвенными трудами в Мцхете будет еще одно место для вознесения хвалы Господу.

Позже, также по просьбе царя Мириана, святой Константин послал в Мцхет часть Животворящего Древа Господня, обретенного трудами царицы Елены, с гвоздями, которыми пригвождали Тело Христово, ту часть, что служила опорой стопам Иисуса, а также архитекторов и строителей для возведения каменных храмов и еще священников для ведения в новых церквах богослужений, так как количество новообращенных росло. Однако послы принесли часть Животворящего Креста Господня от Константина не в Мцхет, а в Маиглис и Ерушети, находящихся на самых границах государства. Царь Мириан был весьма тем огорчен, но святая Нина утешила его, говоря, что слава и сила Господня теперь ограждают его страну на рубежах ее, распространяя Христову веру далее, а потом – как можно печалиться, если пребывает у тебя в стране такая святыня, как пречистый хитон Самого Господа, носимый Им при земной жизни Его!

Однако многолюдность города была тяжела Нине, как, впрочем, и всем святым, которые хотя и были величайшими и милосерднейшими человеколюбцами, общение свое старались всегда, когда возможно, делать наименьшим среди суетности земного люда, предпочитая одного собеседника, к которому денно и нощно обращали свои молитвы – Господа. Для них было важно, прежде всего, служение Ему, и святая Нина продолжила свое благовествование о Христе в трудных горных местах, в верховьях Арагви и Иори, где просвещала в вере горские народы, а затем направилась в Кахетию и там прошла всю Грузию и прилегающие к ней кавказские территории.


Кахетия сегодня

Пребывая с проповедью в Кахетии, святая Нина получила от ангела Божия весть о ее близкой кончине. Узнав об этом, святая отправила царю Мириану письмо – просила прислать к ней священника, епископа Иакова, чтобы он подготовил ее перед тем, как отойти ей к Богу. К ней отправились все – епископ, царь Мириан и все его вельможи. Все хотели в последний раз повидать свою наставницу, которая столько сделала для просвещения народа иверийского, тем спасая их души для Жизни Вечной. В то время рядом со святой уже собралось множество учениц, и они теперь неотлучно находились при ней. Одна из них, Соломия Уджарская, записала пространный рассказ о житии святой Нины с ее слов. Свидетельства от Сидонии, Авиафара и царя Мириана существенно дополнили его. После они стали одним из главных источников изложения жития Нины святителем Димитрием Ростовским.

Получив из рук епископа последнее причащение, святая Нина мирно отошла к Богу в 335 году от Рождества Христова в возрасте 55 лет и была по ее завещанию погребена в селе Бодби, иначе его называют Бодбе. В 342 году на месте ее погребения царь Мириан возвел храм во имя родственника святой Нины, святого мученика Георгия Победоносца, а в 1889 году по велению императора Александра III здесь был образован монастырь во имя святой равноапостольной Нины. Тут под спудом и почивают мощи святой Нины, однако сам храм ныне пришел в крайнее запустение.


Гробница святой равноапостольной Нины в Бодбе

После погребения Нины царь Мириан хотел вопреки обещанию, данному святой, перенести ее мощи в Мцхет, но никаким образом никто не мог сдвинуть ее нетленные мощи. Они и до сих пор почивают в Бодби, в храме, который обновил в начале XIX века митрополит Иоанн.

Поставление святых крестов
История сохранила предание, что когда народ царя Мириана был крещен, святая Нина повелела ему поставить поклонные кресты на самых высоких горах, где взойдут яркие звезды. Одна звезда взошла над местом слияния Арагви и Куры, вторая – на западе, третья над Бодби, там, где святая Нина была погребена. По преданию, для крестов было найдено древо дивной красоты близ города Мцхета. Иверийцы-грузины рассказали о нем епископу Иоанну, и тот благословил их на то, чтобы поклонные кресты соорудить из этого древа. Когда пришли рубить древо, с людом пришел и епископ Иоанн и велел, чтобы при рубке не было повреждено ни листа, ни ветки с древа сего. После того как оно было срублено, оно лежало нетронутым 37 дней. Когда в мае все плодовые деревья расцвели, из этого древа сделали святые кресты и первый поставили в новой церкви. И было знамение в Мцхете: над храмом стоял светлый столп, и Ангелы нисходили и восходили по нему, а вокруг него сиял звездный венец. После поставления всех трех крестов много свершилось чудес и знамений и множество дивных исцелений, записанных в «Повествовании об установлении святых крестов при царе Мириане».

Крест святой равноапостольной Нины


Троицкая Церковь расположена на высоте 2 170 м
у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги
в грузинской деревне Гергети.
Во время нашествия на Тбилиси персов (1795 год)
в Гергети укрывали крест святой Нины.
Святой крест равноапостольной Нины совершил великое путешествие по Кавказу и по России. До 453 года он хранился в Мцхетском соборном храме. Когда же язычники начали гонения на христиан, крест был взят иноком Андреем и перенесен в область Тарон в Армении, где хранился в церкви святых апостолов, называвшейся у армян Газар-Ванк (собор Лазаря). Гонения персидских магов привели к необходимости переносить его по разным крепостям, пока в 1239 году грузинская царица Русудань и епископы ее не упросили монгольского воеводу Чармагана, завоевавшего город Ани, крест святой Нины вернуть в Грузию. Воевода ответил согласием, и крест вернулся в Мцхет. Однако бурная и воинственная история Кавказа не позволяла святому кресту обрести покой: он постоянно путешествовал по Грузии – так его спасали от поругания или утраты, пока в 1749 году он не попал в Россию трудами митрополита Грузинского Романа, который тайно вывез его в Москву, где вручил на сохранение царевичу Бакару Вахтанговичу. После этого крест святой Нины хранился в Нижегородской губернии, в селе Лыскове, где располагалось имение грузинских князей. В 1808 году внук Бакара Вахтанговича, князь Георгий Александрович преподнес святой крест равноапостольной Нины императору Александру Павловичу, который решил, что святыня должна быть возвращена Грузии.

С тех пор святой крест, врученный святой Нине Самой Пресвятой Богородицей, хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе, в киоте, окованном серебром.

Значение иконы
На иконе святой равноапостольной Нины – дева, юная ликом, но на голове ее покров старицы. В правой руке девы – тот самый крест из виноградной лозы, врученный ей Пресвятой Богородицей, перевитый прядью волос святой, в левой – книга Евангелия, атрибут, указывающий на ее просветительскую деятельность.

Подвиг святой Нины – замечательное эхо подвига святой равноапостольной царицы Елены, матери святого равноапостольного царя Константина Великого, которая нашла в Иерусалиме место распятия Христа. В честь обретения Честного и Животворящего Креста Господня, чрезвычайно важного события для всего христианства, мы теперь празднуем Крестовоздвижение. Святая Нина, исполняя обет проповеди Евангелия в первом уделе Богоматери, данный ею Пречистой, воздвигла по воле Божией три креста, осенивших всю территорию Грузии, тогда – Иверии, и, как известно из ее жития, получила письмо с похвалой от царицы Елены. (Подробней об установлении святых крестов при царе Мириане читайте в разделе «События из жизни святой».)

Житийная многозначность иконы святой Нины заключена и в ее кресте, врученном ей Пречистой: плетен он был из виноградной лозы – она всегда была ассоциативным символом Грузии, и повит прядью волос святой в знак того, что она – добровольно раба Божия. И, глядя на нас с иконы, святая Нина будто вопрошает: насколько сегодняшние верующие готовы так же безоговорочно и добровольно в сердце повить, говоря уже образно, прядью своих волос свой крест, который несет каждый следующий за Христом?

Икона – великая святыня и зачастую – первопричина, начало более пристального, глубокого духовного просвещения. А как и когда это начнется – на то воля Божия. Святая Нина плакала над Евангелием, когда читала о последних днях земного пути Христа. Так, проникаясь житиями святых, проживая их при чтении настолько, насколько это нам доступно и открыто, мы умножаем связи со святым первообразом через его иконописный образ и предание о нем, и в этом – особая милость Бога к нам и Его благодать, данная через чудо русской иконописи.

Просветительницы Грузии, где этот праздник называют «Нинооба» и отмечают особенно торжественно.

В связи с праздником, Католикос-Патриарх вся Грузии Илия Второй 27 января утром проведет богослужение в Сионском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. Глава грузинской православной церкви также отслужит молебен в честь дня поминовения христианской просветительницы страны 26 января вечером. В Сионском кафедральном соборе Успения Богородицы хранится крест из виноградной лозы, обвитый волосами Святой Нино, с которы просветительница пришла в Грузию. Прихожане смогут приложиться к святыне после молебна и в день поминовения Святой. Святую Нино грузинская православная церковь поминает дважды в год: 27 января, в день ее кончины, и 1 июня – в день ее пришествия в Грузию.

Житие

Святая Нино родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Как и многие святые, она происходила из знатной семьи. Отец ее Завулон был родственником Святого Георгия Победоносца, мать Сусанна – сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Святая равноапостольная Нино

На миссионерский подвиг Нино в значительной степени подвигло событие, произошедшее с ней еще в ранней юности. В 12 лет Нина пришла с родителями в Иерусалим. Здесь ее отец по благословению патриарха ушел в пустынники, а мать была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня.

Нино отдали на воспитание благочестивой старице Нианфоре, которая занималась ее духовным образованием. Святая земля, где родился, проповедовал и совершал чудеса, принял крестную смерть и воскрес Спаситель, потрясла душу девушки.

Однажды, при чтении евангелиста, описывавшего казнь Иисуса Христа, ее посетила мысль, а где сейчас находится Хитон Господень, доставшийся по жребию одному их римских воинов. Не может быть, чтобы столь великая святыня погибла безвозвратно.

У Нианфоры она узнала, что, по преданию, нешвенный Хитон Господень (одежда Спасителя, сотканная Пречистой Матерью) был выкуплен у римских солдат мцхетским раввином Элиозом и отнесен в Иверию (Грузию). И тогда юная Нино решила, что именно она должна найти эту великую святыню. Будущая Святая неустанно молилась Пресвятой Богородице, чтобы Та помогла ей обрести Хитон Господень. И однажды Нино приснилось, что Божья Матерь вручает ей крест из виноградной лозы и посылает в Иверию с проповедью Евангелия. Проснувшись, Нино обнаружила в своей руке этот виноградный крест. Она трепетно поцеловала его. Затем отрезала часть своих волос и обвязала ими крест посередине, тем самым посвятив себя его служению.

Крест святой равноапостольной Нино, которым награждались «лица, принимавшие активное участие в восстановлении православия на Кавказе»

Она пошла к своему дяде, патриарху Иерусалимскому, чтобы рассказать о видении и о своем решении. Увидев в произошедшем знак Промысла Божия, он благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

Тернистый путь Узнав, что из Иерусалима в Армению направляются царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 христианских дев, которые бежали из Рима от гонений императора Диоклетиана, Нино решила идти вместе с ними.

По пути в Грузию Святая Нино чудесным образом избежала мученической смерти от армянского царя Трдата III, которой подверглись все ее спутницы.

Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, Святая Нино продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. Так, в день Преображения Господня по молитве Святой Нино, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, сильной бурей были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим.

Крещение Грузии

Первыми обращенными ко Христу стали бездетный царский садовник и его жена Анастасия, у которых поселилась Святая Нино. Своей молитвой она помогла Анастасии излечиться от бесплодия.

Крест Святой Нино в монастыре Джвари

Узнав о силе молитв праведницы, скоро к ней стали стекаться толпы больных и страждущих. Многие из получавших по молитвам Нино исцеление вскоре крестились.

Грузия находилась тогда под властью Римской империи, где уже утвердилось христианство, поэтому царь Мириан вынужден был не препятствовать Святой проповедовать Христа в своем городе. Однако супруга Мириана – царица Нана, была усердной почитательницей идолов. Излеченная равноапостольной Ниной она уверовала во Христа и из идолопоклонницы стала ревностной христианкой, но ее супруг не спешил обращаться в истинную веру. Существует легенда о том, что во время охоты царя Мириана неожиданно снизошла тьма, царь впервые обратился с мольбой к Богу, которого проповедовала Нино, и свет озарил все небо. Именно после этого случая он уверовал в Бога.

Диптих иконы Богоматери и Св. Нины из Тбилиси

Царь Мириан и царица Нана вместе с детьми и родственниками приняли Святое Крещение в водах реки Арагви. По прошествии нескольких лет в 324 году христианство было объявлено в Грузии государственной религией.

Первая церковь

Священное Предание свидетельствует, что в I веке нашей эры раввин Элиоз, который присутствовал на распятии Господа и протестовал против несправедливого суда Синедриона, выкупил у римских воинов Хитон Господень и, прибыв во Мцхета, вручил его своей благочестивой сестре Сидонии. Девица, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его Мессией, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии выросло большое дерево, которое стало священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству.

Служба в храме Светицховели в городе Мцхета

Три века спустя в Грузию пришла святая равноапостольная Нина, которая с детства желала прийти в Иверию, чтобы поклониться великой святыне. Принеся Благую Весть во Мцхета, она попросила царя Мириана срубить это дерево, сделать из него четыре креста и установить эти кресты на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства.

Когда Древо было чудесным образом спилено и уложено на землю, то из оставшегося столпа стало источаться целебное благодатное миро, которое истекало до XVII века, до нашествия персидского шаха Аббаса. Столп стал именоваться животворящим – по-грузински Светицховели. Над ним возвели первую в Грузии церковь, освященную в честь двенадцати апостолов Христовых. К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306 – 337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно утвердилось в стране.

Храм Светицховели во Мцхета

В первой половине 11 века зодчий Арсукидзе на месте деревянной церкви возвел величественный собор.

Таким образом, главный собор Грузинской церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные церковные события Грузинской церкви, в частности интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в .

Апостольское служение

Несмотря на то, что христианство было объявлено в Грузии государственной религией, горные области страны оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона Святая Нино отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда Святая Нино прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Там она вела подвижническую жизнь, постоянно молилась, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Репродукция иконы «Святая Равноапостольная Нина»

Совершив свое апостольское служение в Грузии, Святая Нино была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила прислать епископа Иоанна, чтобы он приготовил ее в последний путь. Царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра Святой Нино были свидетелями многих исцелений.

Наставляя народ, пришедший ей поклониться, Святая Нино, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития Святой Нино. Приобщившись Святых Христовых Тайн, Святая Нино завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу. Случилось это в 335 году на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов.

Могила Святой Нино в Бодбе

На месте захоронения в 342 году царь Мириан основал храм в честь Георгия Победоносца, родственника Нины. Позднее здесь был основан женский монастырь.

Мощи Святой, сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь, причислив Нино к лику Святых, назвала ее равноапостольной, то есть уподобившейся в деле распространения веры ученикам Христа – апостолам.

Традиции

В Грузии почитают Святую Нино, как просветительницу и небесную покровительницу Грузии. Только в столице Грузии насчитывается пять храмов Святой Нино, где праздник Нинооба отмечается особенно торжественно. В дни, посвященные Святой торжественные службы проходят и во всех православных храмах страны.

Православный праздник Нинооба в Бодбе

Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодежи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии. Маршрут полностью соответствует пути следования Святой Нино по Грузии.

Подвиг своей жизни Святая Нино завершила в селении Бодбе (Кахети, Восточная Грузия). Над могилой святой возведен кафедральный собор во имя небесных покровителей Грузии – Георгия Победоносца и Нино – трехнефная базилика IX века. В настоящее время при храме действует самый большой в Грузии женский монастырь. В ущелье на северо-востоке от монастыря находится источник Святой Нино (Нинос цкаро) с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькая церковь во имя ее родителей – Святых Завулона и Сусанны.

27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, мы решили поговорить о ее имени, вспомнить знаменитых и не очень знаменитых тезок великой грузинской святой.

“Умей нести свой крест и веруй”

Литературные образы

Еще в XIX веке, в дореволюционной России новорожденных девочек нарекали Нинами очень часто. Не исключено, что и вы, уважаемый читатель, обратившись к семейному архиву, вспомните о своей прабабушке, носившей это красивое старинное имя. Возможно она, как и героиня повестей Лидии Чарской, училась в женской гимназии Москвы или Санкт-Петербурга, и среди старых бумаг вашей семьи хранится ее аттестат или пожелтевшая фотокарточка ее выпуска.

Не исключено, что именно книги Чарской внесли свой вклад в рост популярности этого имени, долгое время считавшегося типично русским. Хотя как притягательно от него веет загадкой и тайной! Такой же таинственной, озорной и неприступно гордой является в повести «Княжна Джаваха» юная грузинская княжна Нина , чьи предки – «герои, сражавшиеся и павшие за честь и свободу своей родины».

Образ рано угасшей под суровым петербургским небом южной девочки так впечатлил поэтессу Марину Цветаеву, что она посвятила ей четырнадцатое стихотворение в разделе «Детство» «Вечернего альбома», которое так и называется – «Памяти Нины Джаваха».

Всему внимая чутким ухом,

Так недоступна! Так нежна! -

Она была лицом и духом

Во всем джигитка и княжна.

Ах, не растет маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.

Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады, образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!

Смерть окончанье - лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!

В этих строках отразилась признательность и любовь целого поколения, выросшего на книгах Лидии Чарской – одного из самых читаемых авторов времен цветаевского отрочества. После забвения и гонений советской эпохи, сентиментальные повести русской писательницы вновь вернулись к читателям в 1990-е, позволив частично заполнить лакуну в сегменте православного детского чтения. Однако это немного другая история.

К 1950-м годам имя Нина потеряло лидирующие позиции в отечественном ономастиконе. Сегодня в детском саду или школе редко познакомишься с девочкой по имени Нина, зато с матушкой Ниной все чаще можно встретиться за монастырской оградой, словно это имя плавно перекочевало из светской в церковную среду.

Чтобы завершить литературную тему, спрошу, догадался ли читатель, кому принадлежит фраза, вынесенная в заголовок этой статьи? А ведь это действительно цитата из очень знаменитого произведения, входящего в школьную программу.

Ну что же, не отлагая дела в долгий ящик, раскрою секрет. Это слова еще одной «литературной» Нины – Нины Заречной – героини пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка».

Драма Нины Заречной до банальности проста. Такие истории и сегодня случаются со многими нашими юными современницами. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил… Сюжет для небольшого рассказа», – говорит, словно о подстреленной чайке, а на самом деле о себе Нина Заречная.

Романтически настроенная девушка сбегает из дома, мечтая стать прославленной актрисой, но терпит крах во всем: и в любви, и в карьере. Вернуться домой, подобно блудному сыну, она не может – дома она нежеланный гость. Появляясь в конце пьесы в родных краях, она встречается с влюбленным в нее Константином Треплевым, и в разговоре с ним произносит удивительные слова: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».

Конечно, вслед за распространившейся еще с первой постановки пьесы интерпретацией этой реплики, слова чеховской Чайки можно толковать как веру в свое предназначение, в спасающую силу искусства. Но так ли это на самом деле? «Умей нести свой крест и веруй» – неужели это сказано только о театральных подмостках? Или это слова женщины, сумевшей через страдание понять иные, высшие истины?

История большая и малая

Поразительно, но именно в самых драматических и трагических обстоятельствах проявляется особый, удивительный дар Нин совмещать женскую хрупкость и очарование с настоящим жертвенным героизмом.

Трагически сложилась судьба супруги выдающегося русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова Нины Александровны Чавчавадзе . Юная грузинская княжна, дочь поэта и общественного деятеля Александра шла под венец 15-ти лет от роду. Александр Сергеевич был более чем вдвое старше своей супруги. Их счастливый брак продлился всего несколько месяцев: Грибоедова, как русского дипломата, растерзали персидские фанатики при разгроме русской миссии в Тегеране.

Остаток своей жизни Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила на родине в трауре, отвергая все ухаживания и предложения повторного брака. Ее стойкая верность погибшему мужу стала настоящей легендой.

Святая равноапостольная Нина: житие

Святой покровительницей Нины Александровны Чавчавадзе, конечно же, была равноапостольная просветительница Грузии , происходившая из рода еще более высокого, чем княжеский – из рода святых.

Согласно житиям, хранимым Православной Церковью, святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии и была единственной дочерью своих знатных и благочестивых родителей. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора Максимиана (284–305) и пользовался его расположением. По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу, а ее мать Сусанна – родной сестрой Иерусалимскому Патриарху.

В 12 лет святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями. Там они, по обоюдному согласию и благословению Патриарха Иерусалимского, посвятили свою жизнь служению Богу: Завулон – в пустынях Иорданских, Сусанна – в качестве диаконисы при Храме Гроба Господня. Благочестивой старице Нианфоре поручили воспитание святой Нины. Отроковица отличалась усердием в учебе и набожностью. Однажды она задумалась о судьбе Хитона Господня , и вскоре узнала, что он, по преданию, находится в Иверии (Грузии), отданной Господом в удел Божией Матери. По молитвам святой Нины к Богородице, Царица Небесная явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила ее идти в страну Иверскую, благовествуя Евангелие.

Проснувшись, святая Нина наяву увидела в своих руках крест и, обрадовавшись, отправилась к своему дяде, чтобы рассказать о видении. Так Патриарх Иерусалимский благословил девушку на подвиг апостольского служения. «Крест святой Нино», с немного опущенными боковыми сторонами, ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе и является символом Грузинской Православной Церкви.

Путь и апостольство святой Нины были сложными и опасными, да и могло ли быть легким путешествие в столь дальний край в те времена? Какой силой воли должна была обладать юная дева, решившая говорить с царями и властителями земли об истинах веры?

Кроме святой равноапостольной Нины Грузинской, Православная Церковь чтит в лике святых еще двух мучениц с тем же именем, пострадавших за веру в ХХ веке. Это мученица Нина (Кузнецова) и преподобномученица Нина (Шувалова).

Святые наших дней

Память мученицы Нины (Кузнецовой) празднуется 1 мая по старому стилю, в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Вятских святых.

Нина Алексеевна Кузнецова родилась 28 декабря 1887 года в селении Лальске Архангельской губернии (ныне это город в Вятской области) в семье урядника Алексея Кузнецова и его жены Анны. Как и святая просветительница Грузии, мученица Нина была единственным, любимым ребенком благочестивых родителей.

Нина с детства любила молитву, монастыри, духовные книги, отвергая разговоры родителей о замужестве. Вскоре они смирились и перестали препятствовать ее духовной жизни. Отец помог дочери устроить библиотеку в амбаре, смастерил там книжные полки, покупал духовные книги, потому что для Нины чтение было самым большим утешением. Девушка на память читала Псалтирь, много молилась, принимала странников и обездоленных.

Наступило время гонений. В 1932 году Кузнецовых арестовали. Старики не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Во время ареста родителей Нину от переживаний разбил паралич. Впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Зло обернулось добром: болезнь помогла Нине на первых порах – ее освободили из тюрьмы и даже сохранили за ней большой отцовский дом и все имущество.

Нина стала давать кров людям, в основном женам арестованных, у которых отобрали не только кормильцев, но и имущество. Все они шли к Нине, у которой никто не встречал отказа.

Нашла приют у Нины и часть братии разоренного Коряжемского монастыря, в том числе настоятель игумен Павел (Хотемов) и казначей игумен Нифонт.

Нина стала строго соблюдать монастырский устав: спала четыре часа в сутки, в два часа ночи становилась вместе с монахами на молитву, ходила на все службы и богослужение знала наизусть. Подвижница не садилась за стол со своими постояльцами и гостями, не пила чай, молоко, не ела сахара и ничего вкусного. Ее каждодневной едой были лишь размоченные в воде сухари, зато в доме ее гости находили все, что им было нужно, и крышу над головой, и горячий самовар с чаем, и пропитание. У кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли его другим.

Когда отец Павел остался один и был уже не в силах вести службы в соборе Лальска, прихожане пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Отец Леонид принял сан священнослужителя в самый разгар гонений на Церковь.

Власти неоднократно пытались закрыть собор, но блаженная Нина, пишет игумен Дамаскин (Орловский), «стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным».

В 1937 году сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, старосту храма, певчих, многих прихожан, последних еще остававшихся на свободе священников. Вскоре в тюрьму попала и блаженная Нина. Обвинений против нее выдвинуто не было, лжесвидетельствовать против нее не стал никто, кроме заместителя председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что Нина Алексеевна Кузнецова является активной церковницей.

Хотя виновной перед властью блаженная Нина себя не признала, ее приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь, где исповедница через короткое время, 14 мая 1938 года, скончалась.

Преподобномученица Нина (Шувалова Неонилла Андреевна), согласно материалам Базы данных ПСТГУ , родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье.

Приняв постриг с именем Нины, до 1917 года она подвизалась в монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте (Южно-Казахстанская область).

Семидесятилетнюю инокиню арестовали 10 октября 1937 года вместе с другими людьми, проходившими по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)». Матушку обвинили в том, что она является членом «контрреволюционной организации церковников», «связисткой» между этой организацией и ее ячейками.

Следствие закончилось очень быстро. Монахиню Нину приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в полночь с 19 на 20 ноября близ Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. Здесь, в огромном овраге, где проходили массовые расстрелы, похоронены многие мученики за веру. Точное место погребения преподобномученицы неизвестно. В лике святых монахиню Нину (Шувалову) прославил Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году.

Память преподобномученицы Нины празднуется в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в день ее мученической кончины 6/19 ноября.

«Умей нести свой крест и веруй». Этими чеховскими словами можно описать и подвиг святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, память которой сегодня совершает Православная Церковь, и святой мученицы, исповедницы Нины (Кузнецовой), и преподобномученицы матушки Нины (Шуваловой). Обращаясь к их примеру, будем просить у Господа помощи, чтобы наша душа не черствела, чтобы у нас всегда хватало и времени на помощь другим, и вера наша приносила плоды и в сто, и в шестьдесят крат, и в тридцать.

Святая равноапостольная Нина: молитва

Молитва святой равноапостольной Нине

Тропарь святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4

Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2

Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.

Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Похожие публикации